Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Антирретик" Иоанна Евгеника в контексте вопроса о принятии Флорентийской унии в Константинопольском патриархате, 1439-1456 гг. Занемонец Александр Владимирович

<
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Занемонец Александр Владимирович. "Антирретик" Иоанна Евгеника в контексте вопроса о принятии Флорентийской унии в Константинопольском патриархате, 1439-1456 гг. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 Москва, 2004 258 с. РГБ ОД, 61:05-7/207

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая: Жизнь и деятельность Иоанна Евгеника

1. Биография Иоанна Евгеника и характеристика эпохи 14

2. Был ли Иоанн Евгеник свидетелем падения Константинополя? 26

3. Сочинения Иоанна Евгеника 30

Глава вторая: Ферраро-Флорентийский собор и вопрос о принятии его решений в Константинопольском патриархате в 1439-1456 гг.

1. Ферраро-Флорентийский собор и проблема его признания Константинопольским патриархатом 40

2. Иоанн Евгеник и его участие в Ферраро-Флорентийском соборе 47

3. Этапы дискуссий о Флорентийской унии в Византии 64

4. Роль Иоанна Евгеника в полемике против унии 69

5. Окончательное отвержение унии Константинопольской церковью, 1454-1456 гг. 80

Глава третья: Анпшррепшк Иоанна Евгеника

1. Датировка сочинения и вопрос об адресате 86

2. Метод Иоанна Евгеника 98

3. Композиция произведения 101

4. Рукописи и издания 112

Глава четвертая: Богословская проблематика в Лнтиррепшке

1. Проблемаfilioque 119

2. Экклезиология 126

3. Иоанн Евгеник и доктрина чистилища 132

Заключение 139

Список источников и литературы 145

Список сокращений 155

Приложение

Греческий текст Антирретика 1-103

Введение к работе

Настоящее исследование посвящено одному in наиболее известных византийских писателей и интеллектуалов середины XV в. Иоанну Евгенику и его главному полемическому аіггнлатннскому со'ганению Антирретику. Иоанн Евгеник -автор множества произведений, относящихся к самым разным жанрам. Он был близок" почти ко всем творцам византийской культуры своего времени, состоял в дружбе со многими из политиков греческого мира той эпохи. Иоанн был младшим братом св. Марка Эфесского — главного борца за Православие на Флорентийском соборе и после него. Все это обусловило активное участие Иоанна Евгеника как в литературном и культурном процессе, так и в церковной политике.

Иоанн Евгеник был участником многих культурных и политических событий своего времени. Он родился и вырос в Константинополе в семье диакона Великой Церкви, учился в школе Вриенния, а позднее - Георгия Гемиста Шифона. Став диаконом и иомофилаком — важным чиновником патриархата, - Иоанн оказался вовлеченным в события, связанные с Флорентийским собором. Он сам был участником этого собора, но покинул его раньше, отдав в последующие годы много сил литературной, богословской и политической борьбе против унии. При такой яркости жизни Евгеника многое в его биографии до сих пор неизвестно. Так, например, неясно, был ли он в конце жизни митрополитом Лакедемона или же управлял этой епархией de facto, не имея епископского сана. Бьш ли он в Константинополе во время падения Города? Когда и где умер? Значительное число произведений Иоанна Евгеника до сих пор не опубликовано и ждет своего исследователя.

Самым важным и объемным їв его неизданных произведений является Аитирретик - единственное в поздне- и поствизантийской литературе построчное опровержение Ороса Флоренпгаского собора. При изучении творческого наследия Иоанна Евгеника и его роли в борьбе против Флорентийской унии такому важному произведению, как Аитирретик, вообще не уделялось внимания по причине фактической недоступности самого сочинения. Необходимостью восполнить этот пробел в изучении как наследия Иоаіша Евгеника, так и истории споров вокруг Флорентийской ушш определяется актуальность данной работы. В конце XVII в. Аитирретик был издан Иерусалимским патриархом Досифеем, но без какого бы то ни

было комментария, по наименее авторитетной рукописи и с большим количеством неточностей. Небольшие отрывки из Антирретика были переведены в XVII в. на латинский язык. Что касается рукописной традиции - текст дошел до нас в шести рукописях (максимальное количество для сочинений Евгеника). При этом наиболее авторитетной рукописью является Monacensis graecits 2J5, так как текст Антирретика содержит в ней, как установил Б.Л. Фонкич, авторские дополнения и правку. Благодаря этому теперь уже не возникает никаких сомнений в том, какой именно список должен лежать в основе нового критического издания.

Объектом исследования является та борьба, которая развернулась в Константинопольском патриархате против претворения в жизнь униатских решений Ферраро-Флорентийского собора. Иоанн Евгеник был одним из наиболее значимых участников этой борьбы. Предметом исследования стала роль Иоанна Евгеника в этом процессе и его взгляды, которые исследуются в первую очередь на материале его главного и еще фактически не введенного в научный оборот полемического сочинения - Антирретика.

Основными источниками являются сам текст Антирретика Иоанна Евгеника, его предыдущие частичные издания и переводы, а также шесть рукописей, в которых этот труд сохранился, в первую очередь - Мюнхенская рукопись, содержащая авторскую правку. При этом активно используется множество других, уже изданных произведений Иоанна Евгеника, а также сочинения ряда его современников - Марка Эфесского, Сильвестра Сиропула, Геннадия Схолария и др.

Поскольку в основе источниковой базы лежит еще не изданный в соответствии с современными научными требованиями текст, в работе применяются методы как исторического исследования, так и филологии. В первую очередь используется историко-культурный анализ литературных текстов, подкрепленный богословским анализом их содержания. В работе с Антирретиком и другими исследуемыми сочинениями Иоанна Евгеника и его современников применяются описательный и сравнительно-сопоставительный методы. Используется также методология вспомогательных исторических дисциплин - палеографии и кодикологии, что было необходимо для выяснения рукописной истории текста Антирретика.

Историография

Творческому наследию Иоанна Евгеника и его деятельности посвящено две монографии и около тридцати статей. В некотором смысле Евгенику повезло гораздо больше, чем многим другим вюантийским авторам, особенно последних веков существования Византии. Их наследие крайне мало изучегго. Однако и об Иоанне Евгенике еще очень многое не написано.

Середина ХХШ—середина XIX ее.

Впервые интерес к Иоанну Евгенику возник в ученом сообществе в XVII столетии. Впрочем, он носил исключительно «прикладной» характер и касался участия Евгеника в антилатинской полемике середины XV в. Возможно, именно поэтому в центре внимания оказался Антирретик как его самое обширное антилатинское сочинение. В 1655 г. Лев Алляций издал в Риме сборник текстов, посвященных проблеме чистилища1. В сборнике были помещены те сочинения, которые так или иначе оправдывали концепцию чистилища, но была также приведена и небольшая подборка богословских произведений, опровергающих эту догму. В этой подборке Алляций привел отрывок из Антирретика против чистилища, снабдив его латинским переводом и небольшим крайне негативным комментарием. Так, в 1655 г. впервые появился в печатном издании комментированный текст Евгеника.

В 1692 г. Иерусалимский патриарх Досифей издал в Яссах большой сборник антилатинских сочинений2, в котором впервые было полностью напечатано сочинение Иоанна Евгеника. И вновь это был Антирретик. Текст издавался полностью, но по рукописи со значительньгми искажениями и без комментария. О достоинствах и недостатках этого editio princeps более подробно речь пойдет ниже.

В середине ХГХ в. отрывок из Антирретика^ посвященный опровержению учения о чистилище, был переиздан В. Лохом3. Немецкий ученый следовал в этом за Алляцием, хотя и внес в текст несколько незначительных исправлений. С того времени Антирретик почти полностью исчез из внимания исследователей. По крайней мере, ему не было посвящено ни одного отдельного исследования.

1 Allatius 1655.

2 То'іюс, KorraXXorynq 1692.

3 Loch 1842.

Конец XIXсередина XX єв.

Новый этап в изучении наследия Иоанна Евгеника начался в конце ХГХ столетия, когда Э. Легран издал в 1892 г. ряд его писем4. В отличие от ученых предыдущего этапа фрашгузского исследователя интересовала не полемическая деятельность Иоанна, а контакты между итальянскими гуманистами и их византийскими наставниками и друзьями, среди которых был и Евгеник. Впрочем, после издания нескольких писем сам Э. Легран к наследию Евгеника больше не возвращался. Но это было только начало нового, на этот раз действительно научного интереса к Иоанну Евгенику. В конце ХГХ - начале XX в. на Западе пробуждается интерес к поздневизантийским авторам, издаются их сочинения, пишутся интересные исследования. В основе этого интереса лежало стремление к расширению на Восток Европы деятельности ряда католических орденов, — в первую очередь ассумпционистов и иезуитов. Миссионерские интересы подкреплялись научными исследованиями в сфере православного богословия после разделения церквей. Такие ученые, как Л. Пти, М. Жюжи, Кс. Сидерис совмещали научную византинистику с католической пастырской деятельностью. Многих поздневизантийских авторов (таких, например, как Геннадий Схоларий) мы до сих пор читаем в подготовленных ими изданиях. Интерес западных (в первую очередь французских) ученых к поздней Византии способствовал развитию интереса к ней и у греческих исследователей. Иоанн Евгеник оказался среди тех византийских авторов, которые попали в поле зрения византинистов того времени.

В начале XX в. было написано несколько статей об Иоанне Евгенике, которые не утратили своей ценности до сегодняшнего дня. В первую очередь здесь необходимо назвать статью С. Петріщиса "Сочинения Иоанна Евгеника", вышедшую в журнале "Echo d'Orient" в 1910 г.3 Это была первая работа, посвященная непосредственно Иоанну Евгенику. Статья была достаточно краткой, но в ней автор пытался рассмотреть весь комплекс его сочинений и биографию. Петридис разделил сочинения

4LegramI1892. 3Petridesl910.

Евгеника на девять жанров и составил подробные регесты его писем. На выводах Петрндиса во многом основываются последующие ученые. Так, за результатами его работы следует С. Салавнлль, написавший статью об Иоанне Евгенике для "Dictionnaire 6, изданного в 1913 г.

Определяющим в деле изучения наследия Иоанна Евгеника было издание большинства его сочинений греческим ученым и общественным деятелем Спиридоном Ламбросом7. С начала 10-х по 30-е гг. XX в. он издал множество поздневизантийских текстов, в том числе относящихся к последним десятилетиям византийской истории и так или иначе связанных с Морейским деспотатом. Именно Сп. Ламброс издал всю известную на сегодняшний день переписку Иоанна Евгеника, а также и большую часть остальных его сочинений. Тексты издавались без комментария, однако само издание было выполнено на очень высоком уровне и с учетом всех доступных рукописей. Неизданными остались только несколько богословских текстов, среди которых был и Антирретик.

Ряд исследователей из славянских стран занимались в середине XX в. исследованием рецепции произведений Иоанна Евгеника в Древней Руси (Н.А. Мещерский, И.С. Дуйчев)8. В первую очередь речь шла о его Монодии на падение Константинополя, популярном переводном произведении в древнерусской литературе. Что касается общих статей, написанных для словарей в третьей четверти XX в., здесь стоит отметить статьи В. Лорана9 (1963 г.) и Д. Стирнона10 (1972 г.) с одинаковым названием - "Иоанн Евгеник". Нельзя сказать, что в этих статьях раскрывалось что-то ранее неизвестное об Иоанне Евгенике, однако в них суммировались все накопленные к тому времени знания о его жизни и наследии.

Имя Евгеника так или иначе упоминается в большинстве исследований, посвященных Флорентийскому собору11 и рецепции этого собора, св. Марку Эфесскому12, культуре тогдашней Византии, и, уже, Трапезунда13 или Морейского

6 Salaville 1913. 7Adunpo<; 1912.

8 Мещерский 1953; Дуйчев 1957.

9 Laurent 1963.
10Stiemonl972.

11 Hairp., Gill 1964a или Амвросий (Погодин) 1963.

12 Tsirpanlis 1974.

деснотата . Участию Иоанна Евгеника во Флорентийском соборе и его отношению к этому событию посвящена статья 1С Цнрпанлиса «Иоанн Евгеник н Флорентийский собор»15, изначально являвшаяся главой его книга о Марке Эфесском16. Автор статьи несколько раз ссылается на Антирретик как на важный исторический источник, однако в центре его исследования находятся все же другие произведения Евгеника.

КонецXXв.: 80-е-90-е гг.

В 80-е - 90-е гг. XX в. было написано две диссертации об Иоанне Евгенике, одна - на новогреческом языке, и одна - на русском. Обе работы пока не переработаны в книги, однако появление двух больших исследований свидетельствует о том, что для современных византинистов наследие Иоанна Евгеника заняло подобающее такому писателю и церковному деятелю место. Одновременно с этим стало понятным то, что в изучении наследия Иоанна Евгеника еще предстоит сделать.

Первая диссертация - "Иоанн Евгеник: жизнь, церковная деятельность, сочинения"17 - принадлежит греческому исследователю А. Йомблакису. В своем исследовании автор привлекает немалое количество источников, принадлежащих как перу самого Иоанна Евгеника, так и его современникам. В значительной степени эта работа является не столько исследованием, сколько систематизацией того, что было сделано другими учеными почти за сто лет, прошедшие с начала изучения наследия Иоанна Евгеника. В работе дается и общее описание жизни и сочинений Евгеника. В диссертации А. Йомблакиса содержится наиболее подробное на сегодня, в сравнении с другими исследованиями, описание Антирретика. В ней дан список рукописей и изданий, а также содержание этого сочинения по параграфам и главам так, как их выделили издатели XVII в. Но этим, можно сказать, и исчерпывается все то, что написано про Антирретик. Во всех других исследованиях этому столь важному византийскому тексту середины XV в. уделяется еще меньше внимания.

13 Карпов 1981.

14 Воушфцд 1925.

15 Tsiipanlis 1978. Р.273.
16Tsirpanlisl974.
17Гіо|шЛахп 19S2.

Вторая работа была защищена М.М. Бандиленко в Москве на историческом факультете МГУ в 2000 г. в качестве кандидатской диссертации по истории18. Ее тема формулируется как "Вівантийский писатель XV в. Иоанн Евгеник и его творческое наследие", однако в первую очередь здесь рассматривается его эпнстолография, тогда как некоторые аспекты наследия Евгеника опускаются. В первую очередь это касается богословских и, уже, антилатинских сочинении. Впрочем, это оговаривается с самого начала. Тем не менее работа М.М. Бандиленко сегодня является наиболее полным новым обзором жизни и творчества Иоанна Евгеника. В ней рассматривается его биография, подробно исследуются контакты со светскими властями, в первую очередь с представителями правящих династий Византии и Причерноморья: Палеолог&ми, Великими Комнинами, князьями Мангупа. В диссертации исследуется мировоззрение Евгеника и особенности его творчества на основании изучения как содержательной стороны памятников, так и особенностей словоупотребления, в первую очередь на материале риторических произведений и писем, выявляется типология, особенности внутренней структуры и жанрового своеобразия произведений Иоанна Евгеника. Автор также делает ряд выводов по атрибуции его писем.

С некоторыми общими выводами работы не всегда можно согласиться. Так, М.М. Бандиленко пишет об Иоанне Евгенике: "В границах греческого мира заключалась его ойкумена, что же происходило вне этих границ, его не интересовало. Возможно, в этом заключается ответ на вопрос, почему в своих произведениях Евгеник никак не проявляет своего отношения к туркам и турецкой опасности... Характерно, что мы не найдем в произведениях Евгеника проявлений его отношения к западноевропейским народам: он выступает против "латинян", но только потому, что посредством Флорентийской унии "латиняне" ворвались в сферу его интересов... Итак, в его представлении существовал единый и замкнутый греческий мир - государство ромеев, и этот мир, живущий древней традицией и "отеческими догматами", способен существовать до тех пор, пока в него не вторгается некая сила извне. Такой силой стали "латиняне" со своим "нововведением", которое противоречило древней традиции"19. В этой трактовке имеет место значительное упрощение византийского мироощущения. Можно ли утверждать, что латиняне просто «мешали» византийцами жить своей замкнутой жизнью, — ведь те обсуждали с ними определенные аспекты

18 Бандиленко 2000.

19 Ibid. С. 196.

общего христианского предания? Если в приведенном отрывке хотя бы «раскавычить» ключевые слова, акцент окажется иньш, поскольку все эта понятая являлись терминами, наполненными определенным смыслом.

В диссертации М.М. Бапдиленко присутствуют и более определенные трактовки текстов Евгеника, которые на сегодняшний день представляются не вполне точными. "В письмах Иоанна Евгеника, - пишет автор работы, - мы найдем упоминания и о чужих детях. Так, Иоанн пишет Георгию Схоларшо о некоем юноше, который, скорее всего, является сынам последнего: "Мы знаем, что этот юноша является близким тебе двояко: по крови и по наследственным дарованиям, каковые, наилучшие и совершенные, он перенял от тебя, своего великого отца, с пеленок и свивальников... ты получил его имеющим от Бога совершенное здоровье, а в добавление к этому еще и полученную от тебя философию и умозрение". В письмах Иоанн беспокоится "о здоровье этого юноши в связи с эпидемией чумы, но также и о его обучении"20. Ради исторической справедливости стоит заметить, что речь в письме Евгеника идет не о сыне Схолария (у которого и до монашества никогда не было семьи), а о его племяннике Феодоре Софиане, который был ему заодно и крестником. Что касается беспокойства Евгеника о здоровье юноши в связи с эпидемией чумы - на это у него были все основания: Феодор Софиан умер как раз во время этой эпидемии...

Из написанного о Евгенике в последней четверти XX в., помимо двух диссертационных работ, необходимо отметить ряд статей Б.Л. Фонкича, посвященных автографам Иоанна Евгеника21. Значимость его подхода состоит в первую очередь в том, что изучение автографов является новым аспектом в исследовании наследия Иоанна Евгеника: его текстов, стиля работы, жизненного пути. Это позволяет по-новому взглянуть на очень многие стороны его деятельности. Б.Л. Фонкичем выявлен ряд автографов писателя, что нередко делает необходимым переиздание его текстов, раЯее^нзданных по второстепенным и часто неполным рукописям. Так, например, Монодия на падение Константинополя Иоанна Евгеника была издана Сп. Ламбросом по Парижсколгу списку (Paris, Suppl. gr. 687), который не является автографическим и в котором содержится неполный текст монодии. Б.Л. Фонкич установил, что "Венский список монодии (Phil. gr. 183) представляет собой беловую копию, выполненную

20 Ibid. С. 150.

21 Фонкич 1979, FonkiS 1979, Фонкич 1981, FonUc 1986, Фонкич 1999а, Фонкич 1999b.

автором (...) в июне - декабре 1453 г."22. Затем ученый исследовал историю этого списка и установил, что первоначально он был частью рукописи Paris, gr. 2075. Свою статью, посвященную Венскому списку монодии, Б.Л. Фонкич завершает стеммой, которая представляет в окончательном виде историю текста Монодии на падение Константинополя Иоанна Евгеника23.

Б.Л. Фонкич также установил, какая из шести сохранившихся рукописей Антирретика наиболее авторитетна. В Мюнхенской рукописи (Aionacensis gr. 256) им было установлено наличие авторской правки в тексте Антирретика. Поскольку протограф Антирретика до нас не дошел и, вполне вероятно, что рукописи Антирретика, полностью принадлежащей руке Иоанна Евгеника, вовсе не существовало - наличие авторской правки придает Мюнхенской рукописи совершенно особое значение. Это делает возможным и необходимым осуществление нового издания Антирретика Иоанна Евгеника.

В данной диссертации целью исследования является изучение роли Антирретика как в творчестве Иоанна Евгеника, так и в истории борьбы, развернувшейся в Константинопольском патриархате в связи с заключением Флорентийской унии. Одновременно с этим нами подготовлено издание греческого текста Антирретика по рукописи Monacensis gr. 256, которая содержит авторскую правку.

Основными задачами исследования являются:

  1. Изучение биографии Иоанна Евгеника и его наследия и разрешение ряда неясных вопросов биографии и определение места Антирретика в творческом наследии Евгеника;

  2. Определение этапов борьбы в Константинопольской церкви против унии и роли в этой борьбе Иоанна Евгеника, а также выяснение времени и методов окончательного отвержения унии Константинопольским патриархатом;

  3. Определение времени и обстоятельств написания Антирретика и выяснение того, кому он мог быть посвящен;

  4. Анализ богословского содержания текста Антирретика и его места в борьбе против принятия Флорентийской унии в Константинопольском патриархате;

u Фонкич 1999b. С. 122. 23 Ibid. С. 126.

5. Изучение истории текста памятника и создание стешш, подробное рассмотрение особенностей прежних изданий и переводов данного текста, а также новое издание греческого текста по наиболее авторитетной рукописи с указаішем основных разночтений с editio pnnceps.

Целью и основными задачами определяются хронологические рамки исследования: 1439-1456 гг. В июле 1439 г. произошло заключение унии на Ферраро-Флорентийском соборе, в работе которого Иоанн Евгеник принимал участие в качестве номофилака - высокопоставленного церковного чиновника. С этого момента в Константинопольском патриархате началась борьба против реализации решений

і собора. Борьба шла вплоть до падения Константинополя в 1453 г., а окончательно

Константинопольская церковь отказалась от унии во время патриаршества друга Иоанна Евгеника - Геннадия Схолария (1454-1456 гг.). Антирретик Евгеника был написан на определенном этапе этой борьбы (когда? - об этом нам еще предстоит

' много говорить), но сам Иоанн Евгеник был непосредственным участником всего

процесса — с начала до конца.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Она состоит из введения и четырех глав: Жизнь и деятельность Иоанна Евгеника (Глава первая), Ферраро-Флорентийский собор и вопрос о принятии его решений в

) Константинопольском патриархате в 1439-1456 гг. (Глава вторая), Антирретик

Иоанна Евгеника (Глава третья), Богословская проблематика в Антирретике (Глава

* четвертая), также греческого текста Антирретика, впервые опубликованного по

авторизованной рукописи, и русского перевода этого сочинения, заключения, списка использованных источников и литературы по теме и всех необходимых указателей.

) )

} )

Биография Иоанна Евгеника и характеристика эпохи

Иоанн Евгеник (ок.1400 - после 1457 г.) - один из последних византийских писателей, интеллектуалов и церковных деятелей. Его имя было неразрывно связано факпгчески со всеми главными событиями последних лет существования Византийской империи — надвигающейся турецкой опасностью и конечной гибелью } государства, последним взлетом культуры и интеллектуальной жизни, политическими и церковными взаимоотношениями с западным христианским миром, Флорентийским собором, унией и отножением к ней восточных христиан. Мимо Иоанна Евгеника не ) прошло ни одно из этих событий. С детства он был близок к верхушке византийского общества того времени, получал образование у наиболее известных учителей, стал клириком Великой Церкви и высокопоставленным чиновником патриархата, участвовал в объединительном Флорентийском соборе, но покинул его гораздо раньше официального закрытия, после чего попал в немилость у церковных и светских властей. Затем Иоанн присоединился к противникам унии, которых возглавлял его брат Марк Евгеник, митрополит Эфесский, а после смерти последнего - Геннадий Схоларий, первый Константинопольский патриарх эпохи туркократии. Многие исследователи считают, что Иоанну довелось быть свидетелем падения Константинополя, и что свою жизнь он закончил в сане митрополита Лакедемона на Пелопоннесе. Представления исследователей о личности Иоанна Евгеника во многом обусловлены тем, что он был родішім братом Марка Эфесского - одной из ключевых фигур той эпохи. Личность Марка надолго оставила в тени роль Иоанна и как исторического деятеля, и как писателя. После издания Сп. Ламбросом десятков сочинений Иоанна Евгеника стало очевидггым, что перед нами не просто младший брат великого Марка Эфесского, но весьма интересный и необычный писатель, творивший в самых разных жанрах и оставивший после себя большое наследие. Изучение рукописей и выявление ряда автографов Иоанна открыло в нем переписчика многих текстов и замечательного каллиграфа. Для современников н греков эпохи туркократин одной из наиболее важных сторон деятельности Иоанна Евгеника была его принадлежность к православной антиуниатской партии, присутствие на Флорентийском соборе н последующая борьба против принятия его решений Православной церковью. Эту борьбу Иоанн вел и как церковный политик, и как автор полемических сочинений. Однако даже эта сторона его деятельности остается недостаточно исследованной. Многие из его полемических и богословских произведений все еще не изданы. Главное из них - Антирретик, - было полностью издано лишь однажды - Иерусалимским патриархом Досифеем в 1692 г., но без комментария и сопоставления рукописей. Таким образом, богословские и, в частности, антилатинские сочинения Иоанна Евгеника нуждаются сегодня не только в исследователе, но и в издателе! Еще в конце 20-х гг. XX в. русский исследователь Д.С. Спиридонов, издавая одну из эпитафий Иоанна Евгеника, писал, что биография его почти не изучена24. И до сих пор в ней остается больше вопросов, чем ответов. Здесь мы рассмотрим его жизненный путь в общих чертах, а впоследствии остановимся на тех аспектах его ) деятельности, в отношении которых еще остается много неясного. Иоанн родился в Константинополе около 1400 г. в семье Георгия Евгеника, диакона Великой Церкви, гимнографа и дидаскала, происходившего из Трапезунда. ) Некоторые исследователи полагают, что Иоанн, как и его отец, также родился в Трапезунде. Георгий Евгеник умер достаточно рано - в 1405 г., и, быть может, это ) способствовало значительному влиянию на Иоанна его старшего брата - Мануила Евгеника, в будущем Марка, митрополита Эфесского. Образование Иоанн получил в Константинополе, хотя не менее определяющим для его интеллектуального формирования было вхождение в круг Георгия Гемиста Плифона, с которым он сблизился, находясь в 20-е гг. в Мистре, на Пелопоннесе. Вокруг Плифона и Мистры . собиралась та группа византийских интеллектуалов, в которую входили Марк Эфесский, Виссарион Никенский, Георгий (Геннадий) Схоларий, Иоанн Евгеник и ) многие другие.

Ферраро-Флорентийский собор и проблема его признания Константинопольским патриархатом

До сегодняшнего дня Ферраро-Флорентийский собор остается «камнем преткновения» в отношениях между христианским Западом и христианским Востоком: для Католической церкви он является одним из вселенских соборов, чьи решения, но сути, являются непреложными и на которых строились все униатские начинания позднего Средневековья и Нового времени. Для Православия этот собор является грандиозным провалом, ошибкой, в которую была втянута верхушка византийской церкви в последние годы существования империи и которая надолго посеяла у православных сомнения в искренности стремлений христианского Запада к единству.

Большая часть того, что написано о Флорентийском соборе, с неизбежностью несет отпечаток конфессиональной принадлежности авторов. И это неудивительно: для самосознания обеих христианских конфессий собор был слишком значительным событием. Для православных историков (по преимуществу греческих) было необходимо показать всю ложность и несправедливость его решений, а также подчеркнуть значимость фигуры св. Марка Эфесского - единственного из православных участников собора, отказавшегося подписать Флорентийский Орос. Для католических историков оправдание флорентийских решений было оправданием всей средневековой латинской экклезиологии, в построение которой Флорентийский собор внес значительный вклад. Автор одного ігз основных обзорных трудов по истории собора иезуит Дж. Джилл в середине XX в. так писал о Марке Эфесском в эпилоге своей монографии: «Конечно, Марку Евгенику нельзя было оставлять такой свободы действий. Что бы в наши дни ни думали о свободе вероисповедания, в то время как на Востоке, так и на Западе решения Вселенского Собора были непререкаемы, их исполнение - обязательным, а ослушники почіггалнсь еретиками, врагами Бога и Государства. Император и церковные власти Константинополя, согласно их собственным принципам, должны были низложить Эфесского митрополита и эффективно удержіівать его от распространения его десгруктивных взглядов. Этого сделано не было»85. Подобное обвинение средневековых людей в излишнем либерализме кажется странным для XX в., но оно свидетельствует о том, насколько важно произошедшее во Флоренции даже для современного христианского сознания.

При изучении всего, что написано о Флорентийском соборе, возникает ощущение, что на вопрос «так был ли он в самом деле собором, или нет?» не существует однозначного ответа, так как он зависит от конфессиональной принадлежности автора. До середины XI столетия многочисленные проблемы в отношениях Рима и Константинополя были конфликтами двух великих христианских культур, все более отличающихся друг от друга и при этом претендующих на господство в христианской ойкумене. Конфликты могли завершаться схизмой, взаимными отлучениями, однако единство церковного вероучения со временем исцеляло это «непонимание культур». Официальное принятие одной из сторон нового догмата, формирование различных богословских подходов и тенденций переносило вопрос из сферы культуры в плоскость настоящих религиозных различий. Встречаясь вновь, католические и православные богословы должны были уже исходить из реальности разошедшихся религиозных традиций и вероучения.

Попытки вернуться к прежнему единству, сопутствовавшие истории церкви с самого момента Великой Схизмы 1054 г., вполне естественны в свете привычных представлений о единстве христианской ойкумены. С возрастанием турецкой угрозы для Византии поиск единства с Западом стал все больее приобретать черты политической актуальности. Возрастание роли папского престола в ходе клюнийской реформы и осознание христианским Западом своего внутреннего единства (особенно под влиянием Крестовых походов) стали побуждать католиков включать в сферу своего влияния все новые и новые народы и территории. Однако это происходило уже не на старых принципах единства различных культур на основании общей веры, но на новых принципах единства латинского мира. Поиск единства со «схизматиками-греками» оказался на первом месте.

Датировка сочинения и вопрос об адресате

Главным полемическим и богословским сочинением Иоанна Евгеника является уже упоминавшийся Антирретик — весьма объемный текст (около 80 страниц издания патриарха Досифея), где параграф за параграфом опровергается Орос Флорентийского собора. Полное название Антирретнка - Tou Trj Gcou хфіті сбоєроис; УоиофиАако ; Itodvvou Sicncovou тои EoyeviKou сКтррптік6 ; TOO рАааффои каї фшбоСх; брои тои v ФАшрєутїа, OUVT9EVTO ; ката T6V ттрбЧ; AOTIVOLX; Suvo5ov {Божиею милостию благочестивого номофилака диакона Иоанна Евгеника Антирретик на богохульный и ложный Флорентийский Орос, составленный на общем с латинянами соборе).

Текст Антирретика сохранился в шести рукописях XV-XVII вв.: Monacensis graecus 256, Parisinus graecus 1218, Metochion Panagiou Tafu 204, Megjstis Lauras 1886, 2053, 2146. Наиболее достоверным вариантом является, по всей видимости, текст, содержащийся в Monacensis gr. 256, так как он несет авторскую правку Иоанна Евгеника, что было установлено Б.Л. Фонкичем153. Полностью Антирретик, как уже упоминалось, был издан в конце XVII в. патриархом Досифеем Иерусалимским в антилатинском сборнике "Tqiog катаААауг} ;"154 по рукописи Т 204.

Весьма проблематичным является установление времени и места написания Антирретика. Сам Евгеник не дал однозначного ответа на этот вопрос. Издатель конца XVII в. не только не решил проблему, но даже и не поставил ее. Те исследователи, которые пользовались Антирретиком как источником155, тоже не предложили никаких определенных датировок этого произведения. Пиже я постараюсь рассмотреть те места в тексте, которые могут пролить свет на интересующий нас вопрос. Попытаемся прежде всего установить для памятника terminus post quem. В Аитирретике опровергается весь Орос Ферраро-Флорентийского собора по параграфам. Следовательно, он должен быть написан, во-первых, после составления Ороса, вернее, после его прішятия 6 июля 1439 г., и, во-вторых, - после возвращения греческой делегации в Константинополь 1 февраля 1440 г.: до возвращения греков в Константинополь в Византии не могли располагать полным текстом определения, так как все восточные делегаты, верігувгаиеся на родину до окончания собора (среди них и сам Иоанн Евгеник), еще не знали текст целиком и в окончательной редакции. Таким образом, Антирретик не мог быть написан раньше зимы 1440 г., а несомненным terminus post quern является, таким образом, 1 февраля 1440 г.

Важным свидетельством для установления даты написания Антирретика служат упоминания о св. Марке Эфесском. Марк был главой православной партии как на Флорентийском соборе, так и после заключения унии. Он им оставался вплоть до своей смерти летом 1445 г., после чего лидерство в сопротивлении унии перешло к Георгию Схоларию. Вопрос, который необходимо решить для определения даты написания А итирретика, - был ли Марк Эфесский жив к моменту написания или нет, а его место уже занял Георгий Схоларий.

Схоларий, преемник Марка и друг Иоанна Евгеника, в Аитирретике не упомянут по имени ни разу. Цитат из его текстов также нами не обнаружено. Это само по себе не является доказательством написания интересующего нас текста до 1445 г., так как авторитет Геннадия всегда был куда меньше, нежели авторитет Марка. В глазах современников Схоларий был талантливым церковным политиком, по-настоящему вернувшимся в Православие после постигшего его искушения унией, но Марк был исповедником - как во время Флорентийского собора, так и после него. Тем не менее отсутствие каких бы то ни было ссылок на Георгия Схолария (при всей дружбе с ним Иоанна Евгеника и их взаимном уважении) косвенно свидетельствует в пользу того, что он еще не занял место Марка Эфесского. Более того, Схоларий окончательно вернулся в Православие чуть ли не у смертного одра эфесского митрополита. Это значит, что когда Иоанн писал свой текст, Георгий мог вовсе не быть еще тем борцом за Православие, на которого можно было бы ссылаться. Антилатинских сочинений Схолария еще попросту не существовало. Таким образом, это является косвенным свидетельством в пользу того, что текст писался при жизни эфесского святителя. Относительно даты смерти Марка долгое время оставалось много неясного. Так, например, Н.А. Мещерский пишет, ссылаясь на Ф.И. Успенского (ссылка не уточняется), что "после смерти своего брата, в 1449 г., во время диспута с латинянами, номофилакс Иоанн Евгеник занял его место как поборник православных воззрений"156. Здесь не приводятся ссылки на источники, и сегодня можно с уверенностью сказать, что Марк умер ранее 1449 г. Подлинный вопрос заключается в том, умер ли он в 1444 или в 1445 г., так как даже в современных событию источниках дается единая дата (23 июля), но указываются разные годы. В свое время этому вопросу была посвящена статья Дж. Джилла157. Не буду повторять систему его доказательств, но после этой статьи общепринятой на сегодняшний день датой смерти Марка Эфесского считается 23 июля 1445 г. Если возможно доказать, что Марк Эфесский был жив к моменту написания Антирретика, то terminus ante qttem в интересующей нас датировке стал бы июль 1445 г. Если бы удалось доказать обратное, эта же дата становится автоматически terminus post quern.

Марк Эфесский упоминается в Антирретике всего несколько раз: во введении, в разделах о fihoque и о чистилище. Казалось бы, это не так много. Однако во всем Антирретике Иоанн ни разу не ссылается ни на одного из своих современников (упоминаются лишь папа и император) при огромном количестве цитат из древних отцов. Марк Эфесский оказывается, таким образом, не столько в контексте византийских реалий XV в., сколько среди отцов и учителей Церкви. Иоанн ссылается на него в подтверждение своих собственных положений. Часто Марк упоминается после цитат из Писания и Отцов Церкви, как бы завершая своим авторитетом ряд христианских отцов. Иногда Иоанн декларативно уступает место" Марку как более значительному богослову: "Итак, довольно нам, как было сказано, тысяч свидетельств об этом из Ветхого и Нового Завета, - пишет Иоанн в разделе о чистилище. -Достаточны, вместе с прочим, и слова божественнеГгатего отца и предстателя, и вождя нашего, только недавно сказанные в Ферраре... Им-то, по большей части, а скорее полностью, мы благословно уступаем место... если кому другому не случится сказать лучше и благочестивее"158.

Похожие диссертации на "Антирретик" Иоанна Евгеника в контексте вопроса о принятии Флорентийской унии в Константинопольском патриархате, 1439-1456 гг.