Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Арабский вопрос" в политике Германии накануне и в годы Второй мировой войны Шерстюков, Сергей Андреевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шерстюков, Сергей Андреевич. "Арабский вопрос" в политике Германии накануне и в годы Второй мировой войны : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Шерстюков Сергей Андреевич; [Место защиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т].- Томск, 2012.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/708

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основные направления и эволюция германской политики на Арабском Востоке: от Германской империи к «третьему рейху» 29

1.1. Особенности ближневосточной политики Германской империи и Веймарской республики 29

1.2. Нацистская Германия и Арабский Восток: идеология и политика 47

1.3. Политика нацистской Германии в арабском мире в 1930-е гг. 64

Глава 2. Политика Германии в арабском мире в годы Второй мировой войны 89

2.1. Политика Германии на Арабском Востоке в период обострения британо-германского противостояния в регионе 89

2.2. Особенности взаимодействия нацистского руководства с лидерами арабской политической эмиграции 119

2.3. Пропаганда нацистской Германии в арабском мире в годы Второй мировой войны 143

Заключение 165

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Настоящее исследование посвящено «арабскому вопросу» во внешней политике Германии накануне и в годы Второй мировой войны. «Арабским вопросом» («die arabische Frage») высшие руководители нацистской Германии, а также дипломаты в широком смысле называли весь комплекс проблем, связанных с политикой Германии в арабском мире. В более узком смысле в 1930-е годы под ним подразумевали политику Германии в отношении арабского национального движения. Накануне и в годы Второй мировой войны «арабский вопрос» стал существенным элементом военно-политической стратегии нацистской Германии, предполагавшей захват Ближнего Востока и использование арабского национального движения в борьбе с Британией в данном регионе.

Политика нацистской Германии на Ближнем Востоке и история германо-британского противостояния в данном регионе долгое время рассматривались исследователями сквозь европоцентристскую призму, как элемент, дополняющий общую картину. Однако история взаимоотношений нацистской Германии с арабским миром может изучаться и как вполне самостоятельный сюжет, имевший свою логику развития; его изучение помогает составить более полное представление и о феномене нацистской Германии, и об истории Второй мировой войны, в том числе на периферийных театрах военных действий, а также о восприятии германского национал-социализма за пределами европейского мира.

Выстраивание отношений с арабо-мусульманским миром является одним из главных вызовов для современного Запада. Эти отношения отягощены взаимными стереотипами и историческими обидами. Контакты арабских националистов с германскими национал-социалистами в 1930-е годы и особенно в период Второй мировой войны являются поводом для многочисленных спекуляций в западных СМИ, которые осложняют и без того не простые отношения Запада с арабским миром. Поэтому есть необходимость в научных исследованиях этой темы, результаты которых со временем проникают в общественное сознание.

Степень изученности темы. Долгое время история национал-социалистической Германии изучалась главным образом в пределах европейского культурного круга, взаимоотношениям нацистской Германии с неевропейским (и, в частности, арабо-мусульманским) миром уделялось несравненно меньшее внимание.

Повышенный интерес западных исследователей, обращавшихся к изучению германо-арабских связей в 19301940-е гг., всегда вызывала личность «великого муфтия» Иерусалима Мухаммада Амина аль-Хусейни, ставшая наглядным символом сотрудничества арабского мира с национал-социалистической Германией.

В 1948 г. С. Визенталь опубликовал одно из первых исследований о сотрудничестве аль-Хусейни со странами «оси». В последующие годы вышли несколько монографий и множество статей об иерусалимском муфтии, наиболее основательными из которых являются исследования Й. Шехтмана и К. Гензике.

Целый ряд обобщающих исследований, посвященных политике Германии в арабском мире, выходит в 1960-1970-е годы (работы М.-К. аль-Дессуки, Р. Л. Мелька, Б. Ф. Шрёдераи др.). Их труды объединяет общий, по сути, европоцентристский подход к данной теме, сводящийся к изучению политики европейской державы на Востоке. По мнению этих исследователей, Германия не стремилась к территориальным захватам в арабском мире, и главной ее целью было нанесение поражения Великобритании, для чего она рассчитывала использовать арабское национальное движение.

Значительный вклад в исследование политики нацистской Германии в арабском мире внес польский исследователь Л. Хирцович. Он положил начало исследованию роли национал- социалистической идеологии в формировании и осуществлении политики «третьего рейха» на Арабском Востоке.

В работах Й. Шредера, А. Хилльгрубера, Ф. Никозиа, Б. М. Нафи, С. Вильда была исследована политика нацистской Германии (иногда - вместе с политикой ее партнера по «оси», Италии) на Ближнем Востоке до начала Второй мировой войны. Лейтмотив этих работ - в обосновании идеи о том, что нацистскую Германию, по разным причинам, мало интересовал Ближний Восток.

Попытку нового концептуального осмысления ближневосточной политики Германии предпринял в ряде своих работ немецкий исследователь В. Шванитц. Для германской политики на Ближнем Востоке на всем протяжении ее истории, полагает он, были характерны две модели - вторичная политика мира и первичная политика войны.

Наряду с обобщающими исследованиями появлялись работы, в которых рассматривалась политика нацистской Германии в отдельных арабских странах, в частности, в

Палестине и Ираке . Немецкий историк И. Книгге рассматривает всю ближневосточную политику нацистской Германии сквозь призму ее политики в отношении Ирака, кульминацией которой стало участие Германии в британо- иракском вооруженном конфликте в мае 1941 года.

В целом западная (прежде всего, германская) историография эволюционировала от преимущественного изучения политики Германии на Арабском Востоке к комплексному исследованию связей Германии с арабо- мусульманским миром. У истоков этого, универсалистского подхода стоял немецкий арабист Г. Хепп, изучавший разные аспекты германо-арабского соприкосновения в первой половине XX века. В частности, он исследовал жизнь мусульманской эмиграции в национал-социалистической Германии, попытки нацистского руководства выработать целостную «исламскую политику», некоторые сюжеты, связанные с взаимоотношениями Берлина и Рима с лидерами арабской эмиграции.

В рамках этого направления в западной (прежде всего германской) историографии был опубликован ряд работ, в которых исследуется, в широком историческом, культурном и политико-идеологическом контексте, соприкосновение отдельных арабских стран (Палестины, Ирака, Сирии, Ливана, Египта) с национал-социализмом и национал-социалистической Германией. В работах немецких авторов в целом преобладает точка зрения о поверхностном, тактическом, эмоциональном приятии нацистской Германии частью арабского общества. Однако высказывается и противоположная точка зрения о глубинном, структурном влиянии национал-социализма на политический ландшафт арабского мира. Так, политолог М. Кюнтцель полагает, что именно благодаря финансовой, идеологической, организационной поддержке нацистской Германии стал возможен взлет исламизма на Ближнем Востоке как массового антисемитского и антимодернистского

движения .

Американский историк Дж. Херф опубликовал монографию и ряд статей по истории нацистской пропаганды в арабском мире, основательное изучение которой только начинается.

Отечественная (прежде всего советская) историография имеет собственную традицию изучения политики нацистской Германии на Ближнем Востоке. Первые работы о ближневосточной политике Германии (прежде всего, об экономическом ее проникновении в регион) начали выходить уже в 1930-е годы.

В последующие годы в работах советских исследователей

А. М. Некрича, А. С. Аветяна, А. П. Демьяненко, Н. О. Огнесяна, В. Н. Грак, Х.-М. Ибрагимбейли, Ф. Румянцева и др.

были освещены различные аспекты политики нацистской

Германии на Ближнем Востоке. Отечественные авторы (П. В. Милоградов, В. Б. Луцкий, Г. И. Мирский, В. П. Климентов, А. Васильев и др.) также касались ближневосточной политики нацистской Германии в работах по истории Арабского Востока и отдельных арабских стран.

Основное внимание в этих исследованиях уделялось политике нацистской Германии на Ближнем Востоке накануне и в первые годы Второй мировой войны. Освещались, прежде всего, планы нацистского руководства по захвату Ближнего Востока и военно-политические мероприятия, направленные на их осуществление. В работах советских исследователей утвердилась оценка, согласно которой захват стран Арабского Востока входил в общий план установления мирового господства фашистской Германии, и с этой целью она осуществляла целенаправленную экспансию в арабские страны.

В современной российской историографии не появилось работ, в которых рассматривалась бы политика нацистской Германии в арабском мире в целом. М. Ю. Френкель в ряде статей рассмотрел место Ближнего Востока и Африки в стратегии великих держав в годы Второй мировой войны, уделив особое внимание стратегии нацистской Германии в отношении североафриканской части арабского мира. В работах

Х.-М. Ибрагимбейли и О. В. Романько были рассмотрены отдельные аспекты арабской политики нацистской Германии, связанные с деятельностью «Особого штаба Ф» и историей «Арабского легиона».

В последние годы появился ряд публицистических статей российских авторов, в которых обосновывается положение о значительном влиянии национал-социализма на идеологию и практику арабских националистов и исламистов.

Объектом диссертационного исследования является внешняя политика Германии накануне и в годы Второй мировой войны, предметом исследования - политика Германии на Арабском Востоке в указанный период. Исследуются конкретные формы практической политики нацистов в арабских странах, взаимодействие нацистов и арабских националистов в 1930-е гг. и в период Второй мировой войны, а также особенности пропаганды нацистской Германии в арабском мире.

Цель диссертации состоит в выявлении особенностей формирования и эволюции политики нацистской Германии в арабском мире накануне и в годы Второй мировой войны.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  1. выявить характерные черты германской ближневосточной политики до прихода к власти в Германии национал-социалистов;

  2. раскрыть причины сближения и формы взаимодействия нацистов и арабских националистов в 1930-е - первой половине 1940-х гг.;

  3. рассмотреть политику нацистской Германии на Арабском Востоке в период наибольшей ее активизации (19401942 гг.);

  4. проанализировать влияние идеологии национал- социализма на политику Германии на Арабском Востоке;

  5. исследовать содержание и формы нацистской пропаганды в арабском мире.

Территориальные рамки исследования. В диссертационном исследовании рассматривается политика нацистской Германии на Арабском Востоке в целом, при этом преимущественное внимание уделяется политике «третьего рейха» в отношении Ирака, Сирии, Палестины, Саудовской Аравии, Египта.

Хронологические рамки. Работа охватывает период с 1933 по 1945 гг. Нижний рубеж связан с приходом в Германии к власти национал-социалистов. В то же время логика исследования предполагает обращение к предшествующей истории ближневосточной политики Германии, выявление в ней тех особенностей и традиций, которые повлияли на политику «третьего рейха» на Ближнем Востоке. Верхний рубеж исследования - 1945 год - обусловлен поражением Германии во Второй мировой войне и крушением нацистского режима.

Методологической основой исследования стали принципы и методы общенаучного и исторического познания.

Системный подход позволил автору проанализировать политику нацистской Германии в арабском мире как целостную и динамично развивающуюся систему. Следуя принципу научной объективности, автор стремился к взвешенной оценке и беспристрастному анализу политики нацисткой Германии на

Ближнем Востоке в рассматриваемый период, её целей, мотивов и результатов.

Новые ракурсы в изучаемой теме может открыть цивилизационный подход, к которому склоняется все большее число исследователей, поскольку присутствие нацистской Германии в арабском мире было не просто одной из проекций европейской истории, но еще и соприкосновением двух разных культурно-исторических миров, цивилизаций.

Автор, рассматривая политику нацистской Германии на Ближнем Востоке, исходил в своей работе из предложенной А. Д. Богатуровым классификации подсистем международных отношений, в соответствии с которой ближневосточная подсистема относилась к числу периферийных, значение которой в международных отношениях возрастало (особенно после начала Второй мировой войны).

Среди применявшихся общих и специальных методов следует отметить сравнительно-исторический метод, позволивший автору выявить преемственность и новые, специфические черты в ближневосточной политике нацистской Германии. Историко-генетический метод помог проследить развитие политики нацистской Германии в арабском мире на всем протяжении избранного периода. В качестве основных методов использовались анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Источниковая база исследования представлена широким и разнообразным кругом материалов. Она включает архивные и опубликованные документы внешнеполитических и пропагандистских органов нацистской Германии, работы и выступления нацистских руководителей (прежде всего Гитлера) с изложением расовой теории и ее преломлением в отношении арабов, мемуары военных и политических деятелей Германии и Великобритании, материалы Нюрнбергского процесса, а также показания, данные германскими дипломатами в советском плену.

Основную группу источников составили материалы трех германских архивов (Федерального архива в Потсдаме,

Политического архива Министерства иностранных дел в Берлине, а также Военного промежуточного архива в Потсдаме) из фонда немецкого исследователя Г. Хеппа, которые в оцифрованном виде представлены на сайте электронной библиотеки «Центра современного Востока». Доступ к этим источникам был любезно предоставлен автору заведующим библиотекой центра доктором Томасом Риппером. Они включают в себя дипломатическую переписку, донесения германских дипломатов о политической ситуации в отдельных арабских странах, официальные инструкции германского МИД дипломатическим представителям на Арабском Востоке, речи нацистских руководителей; различные документы, касающиеся ведения нацистской пропаганды в арабском мире, записки и выступления арабских националистов, сотрудничавших с Германией.

Важнейшим источником для разработки данной темы являются материалы из многотомного издания документов внешней политики Германии, публиковавшемся на немецком и английском языках. В этом издании в хронологическом порядке представлены переписка, докладные и служебные записки, составленные дипломатами «третьего рейха» различного ранга (от министра иностранных дел Германии Й. Риббентропа до германских посланников и консулов в арабских странах), а также представителями Верховного главнокомандования вермахта. Особая группа документов освещает взаимоотношения германских дипломатов и военных с известными арабскими националистами. В русскоязычном издании документов министерства иностранных дел Германии, в котором собраны материалы о германо-турецких отношениях в 1941-1943 годах, содержатся документы, проливающие дополнительный свет на арабскую политику Германии.

Особого упоминания заслуживает недавно вышедший сборник документов из фондов Центрального архива ФСБ, в котором, в частности, представлено дело Фрица Гроббы, дипломата, на протяжении многих лет игравшего ведущую роль в арабской политике нацистской Германии. Помимо показаний Гроббы о его дипломатической деятельности на Арабском Востоке, в этом издании содержатся документы МИД Германии по «арабскому вопросу» (в частности, материалы о сотрудничестве нацистов с видными арабскими националистами - аль-Хусейни и аль-Гайлани).

В сборнике материалов, относящихся к Нюрнбергскому процессу, удалось обнаружить сведения, касающиеся деятельности в арабском мире внешнеполитической службы НСДАП, возглавляемой А. Розенбергом.

Сведения о военно-стратегических планах нацистского руководства в отношении Ближнего и Среднего Востока были почерпнуты из дневника начальника штаба верховного командования сухопутных войск вермахта генерала Ф. Гальдера, а также в сборниках документов, подготовленных к изданию В. И. Дашичевым, содержащих директивы германского главного командования.

Исключительно ценными для анализа особенностей нацистской пропаганды в арабских странах стали материалы, недавно опубликованные американским исследователем Дж. Херфом. Они представляют собой отчеты американского посла в Египте А. Кирка об основных тенденциях арабоязычной радиопропаганды нацистской Германии, охватывающие период с августа 1941 до марта 1944 г.

Другим важным источником по истории нацистской пропаганды в арабских странах стали копии листовок в виде денежных банкнот - американских долларов и английских фунтов стерлингов, распространявшихся нацистами и их агентами в странах Северной Африки. Эти материалы были опубликованы американским исследователем Кс. А. Фридманом .

Задачи исследования не могли быть решены без привлечения работы Гитлера «Майн Кампф», а также его заявлений, речей, выступлений, как публичных, так и произнесенных в узком кругу единомышленников, в которых содержатся высказывания об арабах, исламе и о возможности использовании арабского национального движения для достижения внешнеполитических целей Германии.

В процессе работы были привлечены также источники мемуарного жанра. Так, мемуары германского посла в Турции Франца фон Папена, статс-секретаря германского МИД Эрнста фон Вайцзеккера, генерала Вальтера Варлимонта содержат важную информацию о германской политике и о военном противостоянии Германии и Великобритании на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

В этом ряду следует также отметить доклад, подготовленный в 1956 году по заказу исторического отдела армии США немецкими генералами Х. Фельми и В. Варлимонтом, в котором содержатся дополнительные сведения о планах германского руководства по использованию арабского национального движения, об участии Германии в британо- иракской войне в мае 1941 г., а также о деятельности «немецко- арабского учебного отдела».

Значимым для целей исследования оказался труд премьер- министра Великобритании У. Черчилля «История Второй мировой войны», в котором представлена британская версия политики держав «оси» на Ближнем Востоке.

Научная новизна предпринятого исследования определяется тем, что в данной работе на базе ранее не привлекавшихся и малоизученных источников предпринята попытка комплексного исследования политики Германии в арабском мире накануне и в годы Второй мировой войны. При этом преимущественное внимание уделяется тем сюжетам (влияние идеологии национал-социализма на политику нацистского руководства в арабском мире, сотрудничество нацистов и арабских националистов, особенности нацистской пропаганды в арабском мире), которые остались недостаточно изученными в отечественной историографии. Автору удалось определить место «арабского вопроса» во внешнеполитической стратегии нацистской Германии, проследить эволюцию политики нацистского руководства на арабском направлении, выявить ее характерные черты.

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы при написании обобщающих трудов по новейшей истории Германии, истории международных отношений в первой половине ХХ века, при подготовке спецкурсов по истории ближневосточной политики европейских держав, а также послужить основой для дальнейшей разработки проблем роли и значения пропаганды в реализации внешнеполитических целей.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета. Основные положения и выводы работы отражены в ряде научных публикаций (опубликовано 6 статей общим объемом 2,2 п.л.), а также апробированы на международных и региональных научных конференциях в Новосибирске и Барнауле.

Структура диссертации продиктована логикой рассматриваемых автором проблем, а также целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает тематические разделы, заключения, а также списка использованных источников и литературы.

Нацистская Германия и Арабский Восток: идеология и политика

Методологической основой исследования стали принципы и методы общенаучного и исторического познания.

Системный подход позволил автору проанализировать политику нацистской Германии в арабском мире как целостную и динамично развивающуюся систему. Следуя принципу научной объективности, автор стремился к взвешенной оценке и беспристрастному анализу политики нацисткой Германии на Ближнем Востоке в рассматриваемый период.

Новые ракурсы в изучаемой теме может открыть цивилизационный подход к которому склоняется все большее число исследователей, поскольку присутствие нацистской Германии в арабском мире было не просто одной из проекций европейской истории, но еще и соприкосновением двух разных культурно-исторических миров, цивилизаций.

Автор, рассматривая политику нацистской Германии на Ближнем Востоке, исходил в своей работе из предложенной А. Д. Богатуровым44 классификации подсистем международных отношений, в соответствии с которой ближневосточная подсистема относилась к числу периферийных, значение которой в международных отношениях возрастало (особенно после начала Второй мировой войны).

Среди применявшихся общих и специальных методов следует отметить сравнительно-исторический метод, позволивший автору выявить преемственность и новые, специфические черты в ближневосточной политике нацистской Германии.

Историко-генетический метод помог проследить развитие политики периода. В качестве основных методов использовались анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Источниковая база исследования представлена широким и разнообразным кругом материалов. Она включает архивные и опубликованные документы внешнеполитических и пропагандистских органов нацистской Германии, работы и выступления нацистских руководителей (прежде всего Гитлера) с изложением расовой теории и ее преломлением в отношении арабов, мемуары военных и политических деятелей Германии и Великобритании, материалы Нюрнбергского процесса, а также показания, данные германскими дипломатами в советском плену.

Основную группу источников составили материалы из трех германских архивов (Федерального архива в Потсдаме, Политического архива Министерства иностранных дел в Берлине, а также Военного промежуточного архива в Потсдаме), относящиеся к фонду немецкого исследователя Г. Хеппа, которые в оцифрованном виде представлены на сайте электронной библиотеки «Центра современного Востока»45. Доступ к этим источникам был любезно предоставлен автору заведующим библиотекой центра доктором Томасом Риппером. Данные источники разнообразны по характеру: это дипломатическая переписка, донесения германских дипломатов о политической ситуации в отдельных арабских странах, официальные инструкции германского МИД дипломатическим представителям на Арабском Востоке, речи нацистских руководителей, различные документы, касающиеся ведения нацистской пропаганды в арабском мире, записки и выступления арабских националистов, сотрудничавших с Германией.

Важнейшим источником для разработки данной темы являются материалы из многотомного издания документов внешней политики

Германии46, публиковавшемся на немецком и английском языках. В этом издании в хронологическом порядке представлены переписка, докладные и служебные записки, составленные дипломатами «третьего рейха» различного ранга (от министра иностранных дел Германии Й. Риббентропа до германских посланников и консулов в арабских странах), а также представителями Верховного главнокомандования вермахта (ОКВ). Особая группа документов освещает взаимоотношения германских дипломатов и военных с известными арабскими националистами. В русскоязычном издании документов министерства иностранных дел Германии 47 , в котором собраны материалы о германо-турецких отношениях в 1941-1943 годах, содержатся документы, проливающие дополнительный свет на арабскую политику Германии и на то, какое место занимал «арабский вопрос» во взаимоотношениях Германии и Турции.

Особого упоминания заслуживает недавно вышедший сборник документов48, в котором опубликованы источники из Центрального архива ФСБ. В этом сборнике, в частности, представлено дело Фрица Гроббы, дипломата, на протяжении многих лет игравшего ведущую роль в арабской политике нацистской Германии. Помимо показаний Гроббы, данных им в советском плену в 1946 году о его дипломатической деятельности на Арабском Востоке, в этом издании содержатся документы МИД Германии по «арабскому вопросу» (в частности, материалы о сотрудничестве нацистов с видными арабскими националистами - Мухаммадом Амином аль-Хусейни и Рашидом Али аль-Гайлани), хранившиеся в личном архиве Гроббы.

Политика нацистской Германии в арабском мире в 1930-е гг.

Показательно, что египетское посольство в Берлине в июне 1936 года обращалось к германскому МИД с вопросом о том, запрещают ли немецкие законы браки египетских мужчин с немецкими женщинами. Чиновники министерства иностранных дел заверили египетских представителей в том, что согласно немецким законам нееврейские египтяне таким же образом могут вступать в брак с немецкими женщинами, как и неевреиские европейцы

Нацистскими идеологами в пропагандистских целях было выработано понятие «нееврейских семитов», которое относилось прежде всего к арабам и должно было подчеркнуть качественное различие между ними и евреями. Но фактически комплекс идеологических представлений нацистов о евреях как народе неполноценном, паразитическом, не способном к образованию собственного государства, к созиданию вообще, распространялся и на арабов. в 1930-е годы в арабских странах начали появляться переводы (а вернее выдержки) из главного труда Гитлера - «Майн Кампф». Так, уже в октябре 1933 года газета «аль-Алям аль-Араби», выходившая в Багдаде, начала публикацию арабского перевода книги. Об этих переводах германские дипломаты на Арабском Востоке докладывали в Берлин. Для того чтобы предотвратить распространение подобных «контрафактных» образцов гитлеровского «творения», в 1934-1939 гг. по инициативе различных германских ведомств, предпринимались попытки подготовить официальный, «правильный» перевод «Майн Кампф» на арабский язык, которые, однако, оказались безуспешными. Помимо чисто языковых трудностей (например, невозможности перевести многие немецкие понятия на арабский язык) сложности возникли с тем, как переводить места, где освещается расовый вопрос, и переводить ли их вообще. Немецкий посол в Багдаде Фриц Гробба предлагал заменить в официальном переводе слова «антисемитизм» и «антисемитский» на «антииудаизм» и «антиеврейский». В ходе обсуждения изменений, которым должен был подвергнуться арабский перевод «Майн Кампф», Гитлер даже соглащался скорректировать некоторые из своих наиболее вызывающих расиетских утверждений119.

Руководитель восточной референтуры в германском МИД Отто фон Хентиг в записке от 28 марта 1938 года, посвященной проблеме перевода «Майн Кампф» на арабский язык, обращая внимания на трудности этой работы, писал: «Немного можно найти людей, которые одинаково хорошо владели бы немецким и арабским языком, могли бы образовывать новые политические понятия, сохранять живой и увлекательный стиль и еще придать переводу тон книги, которую понимает каждый мусульманин -Корана. Если бы это удалось, то арабский перевод книги фюрера вызвал Wild S. National Socialism in the Arab near East between 1933 and 1939... S. 147-170. бы отзвук во всем мусульманском мире, от Марокко до Индии»1/и. Хентиг полагал, что арабский перевод «Майн Кампф» должен был соответствовать Корану не только по стилю, но и по структуре и состоять из небольших глав. Обращение к исламу, стремление адаптировать некоторые идеи национал-социализма через сближение их с исламом станет характерной чертой всей последующей пропаганды нацистов в арабском мире. По ряду причин значимое место в отношениях нацистской Германии с арабским миром, как и в пропаганде нацистов на Ближнем Востоке, занимала фигура Гитлера. Имя Гитлера было популярно на Арабском Востоке, причем как среди народных масс, так и среди значительной части арабских политиков и интеллектуалов, видевших в Гитлере прежде всего успешного лидера, которого не хватает арабам. Когда Германия в 1940 году разгромила Францию, в ходе массовых демонстраций в Дамаске, Хомсе и Алеппо их участники распевали песню со словами; «Никогда больше месье, никогда больше мистер - на небе Аллах, на земле

Немецкий исследователь Стефан Вильд полагает, что появление арабских переводов «Майн Кампф» имело по большей части символическое значение. «...Гитлер, немецкий герои-лидер (Za im122), -пишет он, - известный на арабском Ближнем Востоке под почетным именем Абу Ахмед, борясь с англичанами, французами и евреями, сам по себе символизировал какое-то время программу (успешной борьбы. - С. Ш.) в массовом, народном сознании арабов происходила исламизация образа Гитлера, он начинает восприниматься сквозь призму исламской традиции. Французский врач Шрумпф-Пиррон, живший в Каире и сотрудничавший с абвером, писал в 1941 году: «В исламском мире Гитлеру приписывают сверхъестественную силу. Там убеждены, что у него есть джинн, т. е. подчиненный ему дух, который говорит ему, как и когда он должен действовать. Кроме того, он является пророком, посланным для борьбы с евреями»124.

Нацистские чиновники, занимавшиеся «арабским вопросом», быстро осознали потребность значительной части арабов в лидере, который возглавил бы их освободительную борьбу. Генеральный консул Германии в Иерусалиме Вальтер Доль в своем сообщении в марте 1937 года подчеркивал, что арабы Палестины в «...их борьбе за свое существование страстно желают арабского “фюрера”...» 125 . Наличие подобных настроений и высокий авторитет Гитлера среди арабских масс способствовали тому, что нацисты попытались использовать эти благоприятные факторы в своей пропаганде в арабском мире.

Сам Гитлер в январе 1942 года в беседе с Мартином Борманом полушутя-полусерьезно высказался относительно своей популярности среди мусульман Востока: «Запомните мои слова, Борман, я собираюсь стать очень религиозным. Я собираюсь стать религиозным деятелем. Вскоре я стану великим правителем татар. Арабы и марокканцы уже смешивают мое имя с их молитвами»

Особенности взаимодействия нацистского руководства с лидерами арабской политической эмиграции

Между тем события в Ираке развивались стремительно. 1 апреля 1941 г. аль-Гайлани при поддержке «Золотого квадрата» и иерусалимского муфтия аль-Хусейни совершил в Ираке государственный переворот, объявив о создании правительства «национальной обороны».

Ситуация надвигавшегося британо-иракского конфликта поставила Берлин в непростое положение - масштабная операция в Ираке в преддверии нападения на СССР не входила в планы Германии, к тому же последняя не располагала техническими возможностями для развертывания подобной операции .В тот период времени германские вооруженные силы готовились к кампании по захвату острова Крит, которая началась 20 мая и отвлекла значительную часть соединений люфтваффе.

Между тем аль-Гайлани направлял в Берлин многочисленные запросы о помощи. В середине апреля иракскому премьеру было передано согласованное заявление Италии и Германии, в котором отмечалось, что правительства обеих стран с большой симпатией следят за его действиями и активно готовят помощь Ираку . В то же время союзники по «оси» советовали аль-Гайлани начать вооруженную борьбу с Англией только тогда, когда соотношение сил позволит Ираку рассчитывать на успех.

Тем временем британское правительство перешло к активной фазе действий и направило в Ирак 10-ю англо-индийскую дивизию под формальным предлогом следования транзитом в Палестину. 2 мая началась британо-иракская война, впоследствии названная в литературе в Тридцатидневной. в преддверии войны аль-Гайлани запросил у Германии и Италии прямую военную поддержку в виде направления в Ирак авиационных соединений «оси». Кроме того, он предложил направить военную миссию в Ирак и усилить пропаганду на арабском языке в радиопередачах из Бари и Берлина. Сразу после начала военных действий правительство Ирака попросило направить в Ирак бывшего германского посла в этой стране Фрица Гроббу для возобновления дипломатических отношений с Германией.

Нацистское руководство способствовало обострению англо-иракских отношений, заверяя иракское правительство в готовности оказать ему помощь. В то же время оно не ожидало, что англо-иракский конфликт начнется так скоро. За два дня до начала войны в Ираке, 29 апреля, Риббентроп в записке о положении в этой арабской стране, подготовленной для Гитлера, выражал сдержанный оптимизм относительно иракской кампании: «Предпосылкой для проведения этих операций (речь идет об осуществлении поставок оружия и амуниции в Ирак, а также о поддержке иракской армии силами люфтваффе. - С. Ш.) является то, что мы еще больше прояснили положение в Ираке и убедились в том, что англичане там не так сильны, чтобы любые подобные операции рассматривались как бессмысленные»250. В то же время позиция германского МИД относительно англо-иракской войны оставалась прежней: «Ни в коем случае не следует побуждать иракское правительство к открытой борьбе с Англией, - писал Риббентроп, - пока нет уверенности, что Ирак достаточно силен, чтобы с помощью «оси» мог выстоять против англичан»251.

С началом британо-иракской войны нацистское руководство вынуждено было активизировать поиск путей и средств оказания помощи Ираку. 10 мая в Багдад прибыла немецкая миссия во главе с Гроббой, а мая в Мосуле приземлилось первое соединение из трех немецких самолетов. Однако его командир, майор Аксель фон Бломберг, которому было поручено произвести разведку на месте и наладить взаимодействие с иракскими силами, уже на следующий день погиб: его самолет по ошибке был сбит иракскими зенитчиками. 15 мая в Мосул прибыло еще одно соединение из 12 немецких самолетов. Командующим «воздушными силами Ирака» был назначен полковник Вернер Юнк. Иракская сторона просила прислать самолеты как можно скорее, указывая на то, что даже прибытие нескольких немецких самолетов произведет большой психологический эффект не только в Ираке, но и в других арабских странах

13 мая 1941 г. в Мосул из Сирии по железной дороге была поставлена первая партия военных материалов для иракских частей из запасов французской армии в Леванте. Договоренность об этих поставках была достигнута после длительных переговоров нацистского руководства с вице-премьером вишистского правительства адмиралом Дарланом и Верховным комиссаром Сирии Дентцем. Также в соответствии с этими договоренностями немецкие самолеты, направлявшиеся в Ирак, получили возможность совершать промежуточные посадки на сирийских аэродромах.

Пропаганда нацистской Германии в арабском мире в годы Второй мировой войны

Нацистская Германия, идеология и практика национал-социализма вызывали разные и весьма противоречивые отклики в арабском мире. Часть политических сил в арабском мире рассчитывала на возможность союза с Германией, руководствуясь главным образом прагматическими соображениями (общностью врагов), которые подкреплялись также некоторыми идеологическими мотивами. То обстоятельство, что Германия никогда не занимала арабо-исламские области, постоянно озвучивавшееся нацистской пропагандой в арабском мире, не было простой пропагандистской формулой, но являлось чрезвычайно важным для арабов, в том числе с психологической точки зрения.

То, что Германия никогда не занимала доминирующее положение в регионе позволяло ей позиционировать себя в качестве страны, хотя и являющейся великой державой, но отличающейся от других европейских держав и проводящей на Ближнем Востоке принципиально иную ПОЛИТИКУ. В сознательном противопоставлении политики Германии на Ближнем Востоке политике других держав (характерном для Германской империи. Веймарской республики и нацистской Германии) прослеживается преемственность германской ближневосточной политики. Другие державы (прежде всего Британия и Франция, а также Россия, а позже СССР) традиционно представлялись немцами олицетворением экспанеионизма и колониализма, угнетателями мусульманских народов, а Германия, напротив, страной, для которой характерны мирные цели и средства их достижения, заинтересованной во взаимовыгодном экономическом сотрудничестве е арабскими странами, с симпатией, дружественно относящейся к исламу и мусульманам. в 1930-е и первые годы Второй мировой войны Германия воспринималась в арабском мире как мощная, победоносная держава (особенно большое впечатление на арабов произвела победа Германии над Францией), во главе с сильным лидером, которому благоволит судьба (для создания такого образа немало усилий приложила и нацистская пропаганда). В то же время был ряд моментов, которые вызывали тревогу даже у тех арабов, которые рассматривали «третий рейх» как потенциального союзника - прежде всего, очевидная экспансионистская направленность нацистского режима, расовая теория и антисемитизм национал-социалистов.

Взаимодействие нацистов с известными арабскими националистами (прежде всего с Мухаммадом Амином аль-Хусейни, Рашидом Али аль-Гайлани и Фаузи Каукджи) после прибытия последних в Берлин в конце 1941 года вступило в новую фазу. Отношения сторон, образовавших условный треугольник (Германия - Италия - арабские лидеры) превратились в затяжную игру, включавшую в себя элементы сотрудничества и противостояния, сопровождавшуюся взаимными обвинениями, интригами, временными коалициями. Несмотря на то что диапазон взаимодействия нацистов и арабских националистов расширился, последним так и не удалось добиться от нацистского руководства провозглашения декларации о независимости арабских стран и их права на объединение, даже в период впечатляющих успехов германо-итальянских войск в Северной Африке, когда германские руководители еще верили в возможность скорого захвата Ближнего Востока. Таким образом, сотрудничество нацистов с арабскими националистами приобрело новые формы, но не получило нового качества. Фактически все мероприятия нацистов на арабском направлении рассматривались ими как преддверие, увертюра к главному действию (так и не наступившему), поэтому они воспринимались как значимые, но не как исключительно важные.

Наиболее тесным и плодотворным сотрудничество нацистов и арабских националистов оказалось на ниве пропаганды. Обе стороны сошлись в ненависти к евреям, в отрицании и критике коммунизма и империализма. В ходе взаимодействия сторон были предприняты попытки аяяггтяттии неКОТОРЫХ идей национал-социализма для арабского восприятия (так, в арабо-исламскую антиеврейскую традицию была ттпитшесена расовая компонента), сближения ислама и национал-Немало усилий для этого приложил «великий муфтии» Иерусалима Мухаммад Амин аль-Хусейни, претендовавший на роль не тоттько признанного лидера арабского мира, но и главного идеолога арабо-германского союза. Его идеи о сильной нации, жертвенности и вечной борьбе, о евреях как носителях мирового зла и главных врагах ислама и арабов были удивительно схожи с тем, что говорил Гитлер. Это невозможно объяснить простым идеологическим заимствованием (хотя и место), а скорее - созвучием двух радикальных идеологий, вызревших на почве разных культурных традиций.

Похожие диссертации на "Арабский вопрос" в политике Германии накануне и в годы Второй мировой войны