Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Армянская община Иерусалима и Палестины в 1908-1949 гг. : модернизация и традиция Саноян Дмитрий Александрович

Армянская община Иерусалима и Палестины в 1908-1949 гг. : модернизация и традиция
<
Армянская община Иерусалима и Палестины в 1908-1949 гг. : модернизация и традиция Армянская община Иерусалима и Палестины в 1908-1949 гг. : модернизация и традиция Армянская община Иерусалима и Палестины в 1908-1949 гг. : модернизация и традиция Армянская община Иерусалима и Палестины в 1908-1949 гг. : модернизация и традиция Армянская община Иерусалима и Палестины в 1908-1949 гг. : модернизация и традиция
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саноян Дмитрий Александрович. Армянская община Иерусалима и Палестины в 1908-1949 гг. : модернизация и традиция : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Саноян Дмитрий Александрович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки].- Москва, 2010.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/487

Введение к работе

Постановка проблемы. Среди этноконфессиональных групп, населяющих Ближний Восток, армянская община Палестины занимает особое место. Ее история насчитывает более пятнадцати столетий, с IV в н э (времени появления первых армянских монахов и паломников в Палестине) Будучи одной из древнейших христианских общин Палестины, сохранившей свой консервативный характер и большинство общественных институтов еще со времени позднего средневековья, к началу XX в палестинские армяне оказались одной из самых открытых для европеизации и модернизации групп населения страны

Этнические и религиозные диаспоры сыграли существенную роль в процессе модернизации на Ближнем Востоке. Традиционно на Востоке диаспоры являлись активной общественной силой, способной содействовать или противостоять позитивным изменениям. Будучи проводниками модернизационных процессов в странах их проживания, диаспоры, в тоже время сохраняли свой этнический и конфессиональный характер, а также традиционную общинную структуру Феномен модернизации этнических диаспор Востока привлекает внимание историков, этнографов, лингвистов, фольклористов, политологов, представителей других дисциплин

Актуальность темы. Изучение процесса модернизации армянской общины в первой половине XX столетия предоставляет возможность не только по-новому взглянуть на проблему противопоставления «традиционности и современности», но и лучше понять механизм межкультурных взаимодействий

Армянская община Иерусалима и Палестины имеет уникальный опыт политического существования За 60 лет, прошедших после младотурецкой революции 1908 г, иерусалимские армяне трижды поменяли свое подданство До 1917 г. они жили под османским владычеством В британский период Старый город Иерусалима, где проживала значительная часть интересующей нас общины, бьш центральным районом столицы подмандатной Палестины, а Иерусалим единым городом. Затем, в 1949 г. район проживания армян оказался частью

Иорданского Хашимитского королевства, причем это случилось вопреки решению Генеральной Ассамблеи ООН, которая объявила Иерусалим отдельной экстерриториальной единицей под международным контролем В результате контроль Иордании над Западным Берегом реки Иордан и Восточным Иерусалимом практически не был признан международным сообществом, хотя сама Иордания провозгласила Восточный Иерусалим своей второй официальной, а затем и «духовной» столицей Армянский же квартал, как и Старый город в целом, оказался приграничным районом В ходе «Шестидневной войны» (июнь 1967 г) Старый город Иерусалима, вместе с находившимся в нем Армянским кварталом, был занят израильскими силами, после чего объединенный Иерусалим был объявлен единой и неделимой столицей Государства Израиль Как следствие, под израильским суверенитетом оказались иерусалимские армяне. Эта ситуация остается неизменной до настоящего времени Феномен «выживаемости» армянской общины Иерусалима и Палестины в весьма сложных внутри- и внешнеполитических условиях также придает представленной теме особую актуальность

На первую половину XX столетия приходятся два важнейших события в истории армянского и еврейского народов - геноцид армян 1915 г и Холокост Эти события, происходившие за пределами Палестины во время Первой и Второй мировых войн оказали значительное влияние на общественно-политическую жизнь этой страны в те годы Уникіпьностб Холокоста и геноцида армян в мировой истории побуждает исследователей задуматься об отношении каждого из этих народов к трагедии другого, и эта тема впервые раскрывается в отечественной научной литературе

Проблема статуса Иерусалима и многих других святых для различных религий мест на территории Палестині! не урегулирована до сих пор, а вопрос о статусе еврейского и армянского квартало'в Старого города Иерусалима являлся предметом трудных международных переговоров Темы, связанные с признанием или непризнанием геноцида армян и Холокоста занимают важное место в современной мировой политике. Все это предопределяет актуальность исследуемой в настоящей диссертации темы

Объектом исследования является история армянской общины Иерусалима и Палестины в период с 1908-1949 гг. Армянская община вступила в XX век как «монастырская» этноконфессиональная община в пределах османской системы миллетов На протяжении рассматриваемого периода рухнула система миллетов, начался процесс формирования армянского национального самосознания нового типа, возникли светские организации, такие как клубы и политические партии К концу 40-х гг XX в армянская община вновь оказалась замкнутой в пределах Армянского квартала Иерусалима и монастыря Святых Иаковов

На протяжении рассматриваемого в диссертации периода большая часть армянской общины Палестины (более 80 %) была сосредоточена в Иерусалиме Армяне проживали также в таких городах Палестины, как Яффа, Хайфа, Рамла, Вифлеем Процессы, проходившие В армянской общине Иерусалима, были характерны и для армянских общин других городов Палестины. Поэтому, в рамках работы, основное уделяется армянской общине Иерусалима.

В настоящее время в Израиле Й на палестинских территориях, по разным оценкам, насчитывается от 16 до" І6 тыс. армян Армянскую общину Израиля можно разделить на две группы. Первую из Лих составляют армяне, чьи предки жили на этой территории на протяжений столетий Представители этой группы проживают в Армянском квартале Иеііусалнмі, а' также в Хайфе, Тель-Авиве и на ЗБРИ Большинство из них имени израильское гражданство Некоторые иерусалимские армяне сохранили ёордМЬ'кие паспорта. Вторая группа армянского населения Израиля Сформировалась за счет массовой волны иммигрантов из стран постсоветбкЬ'Го npdMpaHCTBa. За последние 16 лет в Израиль приехали около 10 тыс армій, вклюЧІя членов смешанных семей

Большинство армянских иммигрантов из* стран СНГ заняты в коммерции и торговле Некоторые из них имею'т прочные позиции в израильском бизнесе Среди представителей этой волны армянской иммиграции немало учителей, врачей, инженеров, лиц свободных профессий. Во многих израильских компаниях работают армянские финансисты, бухгалтера, служащие. Помимо торговли и коммерции многие армянские старожилы Иерусалима заняты в ремесленной деятельности

Представители армянской общины Израиля в значительной мере обеспокоены нестабильностью ситуации в регионе, связанной с неурегулированностью арабо-израильского конфликта, ситуацией в Ираке и Ливане, враждебностью во взаимоотношениях между странами Запада с Сирией, Ираном Периодические вооруженные конфликты, рост исламского экстремизма способны вовлечь армянскую диаспору в противостояние на той или другой стороне, что подрывает стабильность общинных институтов В то же время израильским армянам присуще сочетание адаптивности со стремлением сохранить традиционный уклад - важнейшие факторы для выживания общины в сложных ближневосточных реалиях

Предмет исследования - соотношение модернизационных процессов с тенденцией к сохранению и возрождению традиционности в армянской общине Иерусалима и Палестины в период с 1908-1949 гг Главный акцент сделан на изучении различных сторон жизнедеятельности армянской общины политической, социально-экономической, демографической', культурной, религиозной и тд При этом подробно рассматриваются взаимоотношения палестинских армян с политическими силами, доминировавшими в ближневосточном регионе в указанный период Исторические события, явления и тенденции рассматриваются через сопоставление «традиционности» и «модернизации» В рамках работы предлагается ответить на вопрос как повлияли такие важнейшие события в истории ближневосточного региона, как младотурецкая революция 1908 г, геноцид армян, установление британского мандата в Палестине, первая арабо-израильская война и тд, на процессы модернизации и «воспроизводства традиционности» в армянской общине Важное место в работе уделяется отношению ищува (еврейская община Палестины до создания Государства Израиль) и сионистского движения к геноциду армян 1915 г.

Цель диссертации заключается в изучении разнонаправленных процессов, происходивших в армянской общине Иерусалима и Палестины в период с 1908-1949 гг Представляется важным проследить изменения в социальном облике

общины, выявить основные тенденции в ее развитии, рассмотреть основные факторы, способствовавшие модернизации общины или сохранению ее традиционных черт. Предлагается проанализировать политические события, оказавшие значительное влияние на положение общины в системе межнациональных и межконфессиональных отношений в Палестине, а также выявить роль религиозных институтов в развитии и сохранении общины

Реализация цели исследования предполагает постановку и решение следующих задач

проанализировать политические, социологические, религиозные, демографические, экономические, культурные аспекты модернизации и процесса «воспроизводства традиционности»,

- исследовать особенности и закономерности влияния основных
политических событий в истории региона на армянскую общину Иерусалима и
Палестины,

выявить факторы, способствовавшие или, напротив, препятствовавшие как процессу модернизации общины, так и сохранению ее традиционности,

рассмотреть деятельность Армянской Апостольской Церкви и других армянских религиозных институтов в Палестине и их влияние на развитие общины.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в исследовании взаимодействия модернизационных и традиционных процессов в армянской общине Иерусалима и Палестины В результате предлагаемого исследования выясняется, что этот процесс привел к историческому поражению модернизационных процессов в армянской общине

В работе представлен анализ взаимоотношений армянской общины как с другими этноконфессиональными группами Иерусалима и Палестины, так и с государствами, осуществлявшими политический суверенитет на этих территориях в рассматриваемый период времени Опыт этих взаимоотношений был не в полной мере изучен отечественными и зарубежными специалистами

В работе дается характеристика основных подходов к проблеме геноцида армян, сложившихся в сионистском движении Важной является попытка ответить на вопрос как повлияла позиция ишува по отношению к геноциду армян на последующие связи между двумя общинами (армянской и еврейской) в Иерусалиме и Палестине. Данный аспект проблемы не получил широкого освещения в научной литературе.

Работа написана на основе источников, часть из которых либо впервые вводится в научный оборот, либо была недостаточно изучена отечественными востоковедами Поиск источников, их интерпретация и обработка были одним из главных направлений в работе

В ходе работы над диссертацией автором была проведена серия интервью с израильскими специалистами по интересующей проблематике, а также с представителями Армянского патриархата Иерусалима, монастыря Святых Иаковов и других институтов армянской общины Иерусалима и Палестины

С учетом объема и новизны проанализированных материалов, многоуровневого подхода к проблеме, проведенного анализа различных аспектов проблемы данная диссертация является первым комплексным исследованием по данной теме в российской исторической литературе

Методология исследования. В предлагаемой работе процессы модернизации армянской общины Иерусалима и Палестины и «воспроизводства традиционности» рассматриваются как комплексные и многоуровневые При их изучении применяется метод системного анализа, позволяющий сфокусировать внимание как на отдельных элементах проблемы, так и на всем комплексе факторов, определяющих ход исторических событий

При работе над диссертацией был также использован компаративный метод исследования Он применялся, главным образом, при сравнении тенденций и процессов, происходивших в армянской общине, с аналогичными процессами в других этноконфессиональных группах Иерусалима и Палестины

Практическая значимость. Настоящая диссертация может быть использована для подготовки учебных курсов по истории армянской диаспоры, истории этноконфессиональных меньшинств на Ближнем Востоке и по истории Израиля и Палестины Вместе с тем, материал данной диссертации может быть полезен для работы с диаспорами, соотечественниками на Ближнем Востоке и для развития отношений Российской Федерации с Государством Израиль, Палестинской национальной администрацией и Республикой Арменией

Знание истории армянской общины первой половины XX столетия может быть использовано современной российской дипломатией при посредничестве в процессе мирного урегулировании ближневосточного конфликта Палестинские армяне имеют уникальный опыт мирного сосуществования как с еврейской, так и с арабской общинами. Кроме этого, вопрос о статусе Армянского квартала Старого города важен для урегулирования конфликта вокруг Иерусалима.

Хронологические рамки работы охватывают период от младотурецкой революции 1908 г, повлекшей за собой значительные изменения в политике Османской империи по отношению к этническим и религиозным меньшинствам (включая армян) до окончания первой арабо-израильской войны в 1949 г, которая привела к фактическому территориальному разделу армянской общины Иерусалима и Палестины между Израилем и Трансйорданией (Иорданией)

В первой главе рассматривается период от младотурецкой революции 1908 г до вступления Османской империи в Первую* мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии в октябре 1914 г., во второй главе - период от октября 1914 г до декабре 1917 г - завоевания Палестины английской армией и установления в Иерусалиме правления британских военных властей На этот период приходится одно из важнейших событий в истории армянского народа -геноцид 1915 г. В этой связи представляется интересным рассмотреть влияние геноцида на армянскую общину Иерусалима й Палестины В рамках второй главы особое внимание уделяется изучению позиции ишува и сионистского движения по вопросу признания геноцида армян Третья глава охватывает период с момента вступления британских войск в Иерусалим в декабре 1917 г. до окончания первой арабо-израильской войны в 1949 г

Обзор источников. В диссертации использован широкий круг разнообразных источников на русском, английском языках, на иврите и армянском языке Источники можно разделить на следующие группы

  1. Ряд официальных материалов, характеризующих политику османских и британских властей по отношению к армянской общине Письма и секретные донесения российских дипломатов Внутренние документы еврейского ишува

  2. Материалы, опубликованные в британской, армянской прессе, а также в еврейской прессе ишува

  3. Мемуарная литература Мемуары очевидцев событий, связанных с темой настоящей диссертации, а также основанные на этом материале аналитические работы ряда зарубежных исследователей Биографии и мемуары политических деятелей османского периода и периода британского мандата.

  4. Выступления политических деятелей

5. Статистические данные, Характеризующие социально-демографическое развитие армянской общины и других этнбконфессиональных групп Иерусалима и Палестины в 1908-1949 гг.

Важными источниками по теме диссертации являются документы из Архива внешней политики Российской Империи (АВПРИ), в частности, материалы консульства Российской империи в Иерусалиме Положение армянского патриархата Иерусалима; а также проблемы, связанные со взаимоотношениями армянской общийы с другими христианскими конфессиями на Святой Земле, нашли свое отражение в Донесениях российских консулов в Иерусалиме, которые были нйЬЪредственными свидетелями событий, происходивших в Палестине в наМе ЗІХ в' Оценки и выводы, содержащиеся в этих документах, оказали серьезно'ё влияние Йа политику Российской империи в отношении христианских общин Палестины Следует отметить, что большая часть этих документов не была ЙпуёлЙкЬв'Ж и впервые ввбдится в научный оборот

Важной категорией источников являются также документы, отражающие политику британских мандатных властей в отношении этноконфессиональных групп Палестины в период с 1920 по 1948 гг Прежде всего речь идет о таких

постановлениях британской администрации, как «Указ короля в Совете» (The Palestine Order in Council, 1922) и Декрет об организации религиозных общин (1926 г). Действие вышеуказанных декретов распространялось на все «признанные» английскими властями религиозные общины Палестины, включая как армян-григориан, так и армян-католиков Данные источники оказали значительную помощь при работе над диссертацией. Благодаря информации, почерпнутой из них, можно получить представление об основных принципах британской политики в Палестине Это касается и других документов, имеющих гораздо меньшую значимость с политической точки зрения, но, несомненно, важных в контексте рассматриваемой темы (An Observation by the solicitor general on a case of divorce sought by a Lutheran Arab, 8 September 1944, Goadby итд) При анализе внутриполитической ситуации в Палестине в 1920-е гг использовался также Отчет Комиссии Хайкрафта (Palestine Royal Comission Report, 1921)

Из внутренних документов еврейского ишува, относящихся к рассматриваемому периоду, особую важность в контексте интересующей нас темы приобретают письмо Голде Меир сотрудника Еврейского агентства Р Розенберга от 25 09 1947 г. под заголовком Частная беседа между армянским патриархом и Р Розенбергом 12 сентября 1947 г и сообщение иерусалимской «Официальной газеты» (Ха-итон ха-решими) от 21 марта 1947 г, вышедшее под рубрикой «Из зарубежа» и озаглавленное как Иммиграция армян в Армению и цель русского правительства, в котором приводится приблизительная оценка численности армянской общины Палестины и отмечается стремление некоторых иерусалимских армян репатриировать в Советскую Армению Следует отметить, что указанные выше документы не использовались ранее в исторической науке

При работе над диссертацией были использованы также материалы, опубликованные в британской и армянской прессе, а также в еврейской прессе ишува. Следует особо отметить такие издания, как Сион (на армянском и английском языке), Палестина (журнал сионистской органюацин), газеты Га'Арец и Гацви (на иврите) итд Несмотря на то, что материалов, касающихся непосредственно интересующей нас темы, в целом, невелико, содержащиеся в

них оценки и выводы позволяют избрать нужный угол зрения при решении поставленной в настоящей работе задачи

При анализе позиций различных политических групп ишува по отношению к геноциду армян и их влиянию на взаимоотношения армянской и еврейской общин Палестины, автор использовал мемуары политических деятелей, игравших важную роль в жизни ишува в период Первой мировой войны В частности, мы опирались на мемуары Меира Дизенгоффа With Tel-Aviv in Exile («С Тель-Авивом в изгнании»), Моше Смилянского Memories («Воспоминания»), а также дневники лидера организации «Нили» Аарона Аронсона (Aaronson Diaries) Эта мемуарная литература ранее не использовалась в отечественной историографии

Отдельную категорию источников составляют мемуары российских путешественников, посетивших Святую Землю в начале XX в Прежде всего, речь идет о представителях Русской Православной Церкви, отправлявшихся в паломничество по Святым местам Палестины. Особый интерес представляют записки иеромонахов А Дмитриевского и А Ефимова Путевые заметки А Дмитриевского, сделанные им во время пребывания в Иерусалиме на Пасхальной неделе 1908 года вышли под заголовком Благодать Святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу В этом сочинении автор описывает ситуацию, сложившуюся в религиозной жизни христианских общин Востока в начале XX в. Хотя основное внимание А Дмитриевский уделяет рассмотрению структуры и жизнедеятельности православной общины, а также ее роли в устроении мероприятий, связанных с празднованием Пасхи, он упоминает также и об армянской и других дохапкидонских общинах В частности, А Дмитриевский пишет о повседневной жизни армянского духовенства и его взаимоотношениях с представителями клира других христианских общин Палестины Сведения, содержащиеся в записках А Дмитриевского, безусловно, важны и полезны в контексте рассматриваемой нами темы

Записки иеромонаха А Ефимова, опубликованные в 1908, 1912 и 1914 гг под названием Воспоминания паломника о путешествии во Святую Землю являются, по сути, кратким описанием трех путешествий автора по Палестине

1 К дохалкидонским церквям принято относить, помимо Армянской Апостольской Церкви также Сирийскую Яковитскую Церковь, Малабарскую Церковь, Коптскую Церковь, Эфиопскую Церковь (т н «монофизитские» церкви), а также Ассирийскую Церковь Востока (несториане)

Ефимов отмечает значительную роль, которую играл Армянский патриархат Иерусалима в духовной жизни христианских общин Палестины в начале XX в При этом автор сравнивает численность и влияние армянского клира с численностью и влиянием греческих православных общин Вышеупомянутые источники не использовались при анализе истории армянской общины Иерусалима и Палестины в первой половине XX в

Одним из типов источников по теме диссертации являются выступления политических деятелей К числу наиболее важных из них, с точки зрения рассматриваемой нами темы, следует отнести речь Наума Соколова, 8 декабря 1917 г, известную под названием Еврей, араб и армянин, посвященную послевоенному будущему этих трех народов на Ближнем Востоке, а также обращение Нубара-паши - главы армянской делегации на переговорах с союзниками в Лондоне, к лидерам армянских общин Востока 19 марта 1919 г

При работе над диссертацией были также использованы статистические данные Армянского патриархата за конкретные отрезки изучаемого периода, любезно предоставленные нам иеромонахом монастыря Святых Иаковов Геворком Мадояном, а также материалы официальной британской статистики

Привлечение упомянутых выше источников позволяет по-новому взглянуть на рассматриваемую в рамках данной диссертации проблему.

Историография. При изучении темы диссертации немаловажное значение имеют работы отечественных востоковедов, посвященные проблемам модернизации и воспроизводства традиции на Востоке вообще и в этноконфессиональных диаспоральных общинах Востока в частности Речь идет о таких работах, как Страны Востока синтез традиционного и современного (А И Яковлев, 2007) книга Т. Ю Кобищанова Христианские общины в арабо-османском мире и т д

А И Яковлев полагает, что основными ограничителями модернизации на Востоке оказались не столько экономические, политические или социальные факторы, сколько религиозные и культурные, духовные и психологические, т е относящиеся к цившшзационным основам общества - к традиции

В монографии Т Ю Кобищанова отмечается, что значительную роль в модернизационном процессе, сыграла «кристаллизация» ближневосточных христианских общин в крупных городах региона.

В работах А И Яковлева и Т.Ю Кобищанова модернизация представлена как единый процесс, в который были вовлечены страны и народы Востока При этом разные социальные группы внутри восточных обществ рассматривали цели и задачи модернизации по-разному, исходя из своих политических и экономических интересов, культурной и религиозной идентичности, этических ценностей С этим связаны и разные результаты модернизации

Вопросы модернизации и воспроизводства традиции на Востоке рассматриваются также в таких работах как История Османского государства, общества и цивилизации (2007) под редакцией М С. Мейера, работы ДР Жантиева, И Л Фадеевой и других специалистов по истории Османской империи При осмыслении этноконфессиональной ситуации в Иерусалиме в исторической ретроспективе автор использовал книгу К А Панченко Османская империя и судьбы православия на Арабском Востоке (1998) Работа автора охватывает период с XVI по начало XIX вв Этот этап предшествовал реформам Танзимата и трансформации системы миллето'в, возникновению секулярных и националистических идеологии в среде ближневосточных христиан Изучение взаимоотношений этноконфессионалышх групп Ближнего Востока и османских властей в данный период представляет особую актуальность для нашего исследования

При анализе политических й социально-экономических реалий Османской империи начала XX в были использованы такие работы отечественных ученых, как История Турции М С Мейера ЙДУ: Еремеева (1992), Официальные доктрины в идеологии и политике Осліанской империи (Османизм-пантюркизм) ИЛ. Фадеевой (1985), Османская империя могущество и гибель Исторические очерки. Ю Петросяна(1990)

Для нашей работы важны были исследования по истории ишува в Палестине Здесь можно выделить книги отечественных авторов И Д Звягельской, Т А Карасовой, А В Федорченко, Государство Израиль (2005), С Шевелева Палестина под мандатом Великобритании (1920-1948 гг) (1999), а

также израильских авторов Авивы Халамиш, От «национального очага» - к государству и Вениамина Нойбергера От ышува к государству (серия Власть и политика в государстве Израиль) (2006), М Элиава, Эрец-Исраэлъ и ишув в 1777-1917 гг (1978), статью Я Шавита Новый ишув (1882-1917 гг) исторические рамки и контуры, в книге История Эрец-Исраэлъ (1983)

Отдельные моменты, касающиеся истории развития арабо-израильского конфликта вокруг Иерусалима и Палестины в первой половине XX века рассмотрены в книгах русскоязычных израильских авторов А Эпштейна Войны и дипломатия. Арабо-израильский конфликт в XX веке (2003) и М Штереншиса История Государства Израиль (2003)

Собственно тема модернизации армянской общины Иерусалима и Палестины в первой половине XX в не получила широкого освещения в отечественной историографии Единственным исследованием, связанным с данной проблематикой, является статья кандидата исторических наук, научного сотрудника Института истории Академии наук Армении, А Мартиросяна Международный статус Иерусалима и местная армянская община, опубликованная в «Историко-литературном журнале» в 2001 г. В рамках этой работы А Мартиросян рассматривает отдельные аспекты интересующей нас проблемы Особое внимание автор уделяет взаимоотношениям армянской общины и британской мандатний администрации, а также социальным и политическим Последствиям Первой аУабо-изіЬаІїльской войны (для палестинских армян)

Из работ на армянском языке' бвязанішх с проблематикой исследования, следует особо отметить статьи сЙршего шучного сотрудника Матенадарана, докторанта Еврейского Университета1 Иерусалима, М Аракеляна Армянская община Иерусалима и Юридический стамуЪ братства монастыря Святых Иаковов и Армянского патриархате ИерусакШа и 'их прйва, опубликованные в сборнике Армянство в Израиле- некоторые "йсп^ектй (2009) В статье Армянская община Иерусалима автор рассматривает современное положение общины, а таюке описывает основные этапы исторического развития ее религиозных институтов Вторая из вышеупомянутых статей посвящена анализу изменений в

юридическом статусе монастыря Святых Иаковов и Армянского патриархата Иерусалима в период с XTV по начало XXI вв

Переходя к анализу зарубежной историографии истории армянской общины Палестины, отметим, что здесь накоплен достаточно богатый материал, связанный с изучением различных аспектов жизнедеятельности армянской общины Но исследований, специально посвященных проблеме модернизации, нет

Работы зарубежных исследователей можно разделить на несколько направлений израильская «социологическая школа», армянская «иерусалимская школа» и «демографическая школа»

Представителями первого направления являются израильские ученые В Азария и Д Цимхони Монография В Азария Армянский квартал Иерусалима (1984) является важнейшей работой по изучаемой теме Автор анализирует причины выживания армянской общины Иерусалима в иноэтничной и инокультурной среде, рассматривает феномен существования светской армянской общины Иерусалима в пределах монастыря Святых Иаковов В Азария опирается на методологический подход, разработанный американскими учеными Дж Хиллери и Д Готшалком. Суть этого подхода заключается в допущении возможности сосуществования двух этнически, культурно и лингвистически разнородных групп в пределах одной общины

В другом произведении, посвященном этой проблематике (Армяне в Иерусалиме взгляд из пределов стен монастыря Святых Иаковов) (1988), В Азария анализирует роль монастыря Святых Иаковов в жизни общины

Аналогичного подхода к изучению армянской общины Иерусалима и Палестины придерживается другой израильский социолог - Д Цимхони В работе Армяне и сирийцы этноконфессиональные общины Иерусалима (1984) она рассматривает армянскую общину Иерусалима на фоне других (в первую очередь христианских) этноконфессиональных групп региона. При этом используется сравнительный подход В рамках данной работы Д Цимхони также анализирует факторы, способствовавшие сохранению армянской общины Иерусалима в иноэтничном и инокультурном окружении Выводы, к которым приходит Д Цимхони, позволяют правильно оценить расстановку сил внутри армянской

общины, а также выявить основные тенденции во взаимоотношениях между армянами и арабами Палестины в первой половине двадцатого столетия

Другой подход к изучению армянской общины Иерусалима и Палестины представлен в работах А Андреасяна, Г Хинтлияна и Д Р Папазяна Все эти ученые (проживающие в США) являлются представителями армянской общины Иерусалима История общины была для них основным предметом научных исследований (тн «иерусалимская школа») Представители «иерусалимской школы» концентрируются в первую очередь на изучении внутренних аспектов жизнедеятельности армянской общины Эта тенденция проявляется в полной мере в работе А Андреасяна Иерусалим и армяне (1969), Г Хинтлияна История армян на Святой Земле (1976), а также в докладе Д Р. Папазяна Сотрудничество иерусалимских армян и армян в Америке (1999), основанном на результатах многочисленных интервью с армянскими иммигрантами из Палестины При этом если А Андреасян и Д Р Папазян в своих работах делают основной акцент на изучении социально-экономической деятельности армянской общины, Г Хинтлиян главное внимание уделяет рассмотрению вопросов культуры Как уже отмечалось выше, основная цель всех трех авторов - рассмотреть внутреннюю жизнь армянской общины Иерусалима и Палестины в XIX — первой половине XX в и проследить динамику изменений в социальном облике общины

Демографический аспект проблемы исследован в работах западных ученых Г Гилбера, А Хагопяна, А Санджяна, ДХиллери Представители данного направления исследования истории армянской общины рассматривают саму общину, как с демографической, так и с этнографической точки зрения Так, работа австралийского социолога А Хагопяна Армяне в Израиле (1986) посвящена процессу формирования основных субэтнических групп внутри армянской общины Иерусалима и Палестины в XX веке Взаимоотношения армянской общины Иерусалима и армянских общин США, Канады, европейских стран и государств Ближнего Востока в первой половине XX столетия освещены в работе А Терьяна Паломничество армян в Святую Землю (2000), а также в книге А Санджяна Армянские монастыри (1971)

Следует отметить, что большинство монографий зарубежных историков, на которые опирался автор диссертации, до сих пор также практически не использовались российскими исследователями

Анализ основных тенденций социально-экономической жизни Османской империи в начале XX в содержится в книге Оттоманская Палестина Изучение экономики и социальных отношений (1990) под редакцией Г Гилбера. Политика младотурецких властей по отношению к этноконфессиональным меньшинствам империи рассматривается в книге Л Кинросса Расцвет и упадок Османской империи (1999)

При написании диссертационного исследования автор использовал произведения по истории Армении и армянской диаспоры в первой половине XX столетия Прежде всего речь идет о работах Р Ованнисяна Расцвет и упадок армянских общин на Ближнем Востоке (1974), А Санджяна Армянская община в Сирии под османским правлением (1965), Д У олк&ра. Армяне (1977), К Сарафьяна Армянская Апостольская Церковь (1959)

Структура диссертации обусловлена логикой и спецификой рассматриваемых в ней проблем, а также поставленных автором целью и задачами исследования Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы

Похожие диссертации на Армянская община Иерусалима и Палестины в 1908-1949 гг. : модернизация и традиция