Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков Рязанцева Евгения Сергеевна

Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков
<
Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рязанцева Евгения Сергеевна. Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Рязанцева Евгения Сергеевна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ставрополь, 2010.- 272 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/471

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Традиционные формы досуга, характерные для Германии в последней трети XIX - начала XX веков 30

1.1 Основное содержание и функции досуга. Исторические предпосылки и условия развития досуга в Германской империи конца XIX - начала XX веков 30

1.2 Особенности развития и основные виды театров как формы досуга немцев 61

1.3 Музеи и выставки как отражение культурного развития немцев и форма досуга населения Германии 88

1.4 Место и значение чтения в досуговой культуре Германской империи 113

1.5 Праздники, музыка, танцы как составляющая досуговой культуры Германской империи 145

ГЛАВА 2 Новые формы досуга, характерные для Германии конца XIX- начала XX веков 175

2.1 Основные достижения литературной жизни начала XX века и отражение в досуговой культуре в форме литературно-музыкальных вечеров 175

2.2 Кинематограф и его просветительская роль в досуговой культуре Германской империи 196

2.3 Проявление спорта и туризма как массового явления в досуговой культуре немцев 227

Заключение 251

Список источников и литературы 256

Введение к работе

Актуальность темы исследования. К истории Германии, ее прошлому и современному развитию в нашей стране со стороны самых разных слоев общества проявлялся и проявляется неослабевающий интерес, особенно начиная с XVIII века. Для нашей страны «германский вопрос» имеет особое значение. С одной стороны, сама Германия, находясь в центре Европы, никогда не соглашалась сколько-нибудь долгое время быть на периферии международной жизни и играть роль «наковальни» для других государств. Она, особенно с последней трети XIX века (со времени своего объединения в рамках Германской империи), всегда оказывалась в эпицентре политической, экономической и культурной жизни Европы, постепенно становясь одной из ее ведущих держав. Естественно, игнорировать эти исторические реалии Россия не могла и не может.

Интерес к Германии в нашей стране усиливается и в связи с тем, что были в прошлом и продолжают развиваться сейчас разнообразные и очень интенсивные связи между Россией и Германией. Эти две страны издавна являлись партнерами в экономической области, в политической и духовной сферах. Конечно, народы обеих стран пережили в XX веке тяжелейшие конфронтации - мировые войны, где они выступали в качестве противников. Но в обоих случаях после подобных столкновений отношения, правда, не сразу, нормализовались, а в период Веймарской республики даже стали дружескими. Начиная с 1970-х годов (особенно с 1990-х) эта страна является нашим основным партнером в Европе.

На протяжении длительного времени Германия значительно отставала в экономическом развитии от передовых стран Запада. Политическая и экономическая раздробленность Германии до конца 60-х годов XIX века тормозила рост производительных сил, мешала росту капитальных вложений в транспорт и промышленность. Быстрый рост капиталистической промышленности и торговли в последней трети XIX века был обусловлен, в первую очередь, двумя важными событиями: политическим объединением

Германии и победой Пруссии над Францией в войне 1870-1871 годах. 18 января 1871 года в Зеркальном зале Версальского дворца при стечении 2000 офицеров, чиновников, и духовных лиц - германские короли, князья и военная элита провозгласили создание Германской империи, а короля Пруссии Вильгельма I - ее кайзером1. Политическое объединение Германии создало необходимое единообразие хозяйственных и правовых условий, дало мощный толчок инвестиционной деятельности.

Завершение промышленной революции привело к серьезным изменениям в численности и социальной структуре германского общества. Постоянно возрастал удельный вес занятых в индустрии рабочих.

В 70-е годы XIX века в Германии появилась тенденция в обществе -ощутить и заново осознать себя как единая нация, единое государство, Германия вновь должна была осознать собственную историю, вспомнить свое прошлое, как следует пережив его и испробовав на ощупь.

После объединения Германии в 1871 году происходили решительные изменения в образе жизни немцев, их менталитете, закладывались основы, которые определяли и определяют вплоть до наших дней жизнь немецкого общества. При этом наряду с экономическими, политическими и другими вопросами интересна и культурная сторона жизни населения Германии.

Массовая миграция в конце XIX века в быстрорастущие города породила как прибыльный рынок для популярных зрелищ и развлечений, так и специализированные городские кварталы для них, которые богема и художники находили привлекательными. Следовательно, традиционные формы популярного развлечения изменялись. Преобразовывались и становились профессиональными. Порождая оригинальные версии популярного художественного творчества".

Актуальность темы диссертации также определяется фундаментальными переменами, произошедшими в развитии исторической 1 Geschichtliche weltkunde. Band 2. - Frankfiirt/M., Berlin, Munchen, 1977. - S. 199. 2 Хобсбаум Э. Век империи. 1875-1914. - Ростов н/Д., 1999.-С. 345-346. науки в последние десятилетия, формированием ряда научных школ, сделавших главным объектом своих научных исследований не экономические явления и политические процессы, а проблемы повседневного бытия простых людей. По мнению академика Ю.А. Полякова, важнейшей задачей современной историографии стало изучение не столько производственной и политической деятельности, культурных и научных достижений человечества, сколько «самого человека, как такового, его жизнь, какой она была и какой стала»1. Избранная тема представляется актуальной, главным образом потому, что история по существу - это повседневная жизнь человека в ее историческом развитии, проявление стабильных, постоянных, неизменных свойств и качеств в соответствии с географическими и временными условиями, рождением и закреплением новых форм жилья, питания, перемещения, работы, досуга. В этом смысле история повседневности представляется наиболее перспективным и актуальным направлением современных исследований.

В рамках развития культуры и повседневности Германии нам представляется возможным изучение досуга. Необходимо дать понятие досуговой культуры, которое выражает сумму интересов, протекающих во всех общественных сферах и социальных классах. Досуговая культура аккумулирует материальные, социальные и другие блага, является ареной борьбы за господство идеологий, влияет на сферу производства товаров и услуг, восстановление рабочей силы и т.д.

В свою очередь, отечественный исследователь И.Я. Биск дает следующую характеристику этому термину: «Под историей быта и нравов... понимается уклад повседневной жизни, включающий ряд материальных и духовных сторон, в частности удовлетворение основных жизненных потребностей - в пище, одежде, жилище и др., связанных с компонентами 1 Поляков Ю.А. Человек в повседневности// Вопросы истории. - 2000. - №3. - С. 125-127. 2 Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII - начало XX вв.). - М., 1997.-С. 176. культуры, отдых и развлечения, особенности понимания «что такое хорошо, что такое плохо», атмосфера эпохи...»'.

Все вышесказанное обусловливает актуальность и своевременность изучения избранной темы диссертационного исследования.

Объект исследования - социокультурные процессы в Германской империи в последней трети XIX - начала XX веков.

Предметом исследования является становление и функционирование досуговой культуры населения Германской империи в традиционных и новых формах.

Хронологические рамки охватывают период с 1871 года и до начала Первой мировой войны 1914 года. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что после объединения Германской империи в 1871 году происходили изменения, касающиеся всех сфер жизнедеятельности от политики до культуры. А верхний хронологический предел - 1914 год -обусловлен началом Первой мировой войны.

Территориальные границы исследования распространяются на Германскую империю в границах 1871 года.

Степень изученности проблемы. Развитие духовной культуры Германской империи в изучаемый период как самостоятельная тема в историографии не получила достаточного освещения. Тем не менее, различные частные вопросы, общие и по отдельным формам досуга были предметом исследования ученых-историков, а также социологов, культурологов и других исследователей.

Отечественная историография. Первые публикации по данной проблеме появляются уже к концу XIX века. В России с 1871 по 1917 годы печаталось большое количество работ, среди которых собственно исторические исследования составляли менее 5%. При этом 70% публикаций принадлежало зарубежным авторам. Но во всех этих работах рассматривались отдельные стороны жизни немецкого народа, не было ни 1 Биск И.Я. История повседневной жизни населения Веймарской республики. - Иваново, 1990. - С. 4. одной публикации, посвященной комплексному изучению досуговой культуры немцев. Дореволюционные работы С. Меча, С. Слобожанского, А.Н. Дживилегова, Н. Кареева1 общего характера, дающие представления об истории Германии. Большое внимание в них уделено принятию социального законодательства, которое создавало предпосылки для развития сферы досуга преимущественно рабочих слоев.

Издавались работы и по отдельным вопросам досуга этого же периода, посвященные развитию кинематографа и театра, их место и значение в культурной жизни человека, а также освещались праздники и различные зрелищные представления европейцев . Е. Самуйленко «Кинематограф и его просветительская роль» дает фактологический материал по развитию кинематографа. Время издания данного исследования не может дать полноценного анализа развития кинематографа, так как можно говорить только о зачаточном его состоянии и общество в этот период не могло адекватно оценить влияние нового вида развлечения. Заслуживает внимания работа Е.Н. Водовозовой «Как люди на белом свете живут. Немцы»3. Данное исследование можно назвать первой попыткой в отечественной историографии написания социальной истории и изучения повседневности.

Отличительная черта дореволюционной литературы состояла в том, что она в основном содержала фактический материал, но не давала оценок и не проводила анализа событий.

После октября 1917 года исследования по данной теме в СССР были прекращены. Советские историки, основываясь на марксистско-ленинской методологии, издавали большие количество общих работ по истории страны, где главное внимание уделялось экономике, политике, положению рабочих и 1 Меч С. Германия (до 1914 года). - М., 1917; СлобожанскиП С. Европа. Германия. Австро-Венгрия и Румыния. - Спб., 1913. Ч. III; Дживилегов А.Н. История современной Германии. - Спб., 1917; Кареев Н. История Западной Европы в новое время. XIX век. - Спб., 1910; Зидов Г. Рабочее законодательство и рабочие реформы в Германии. - Одесса. Козман, 1905.

Самуйленко Е. Кинематограф и его просветительская роль. - Спб., 1912; Кинематограф («Живая фотофафия»). - М., 1909; Видман С. Театр и революция. - М., 1917; Праздники и зрелища у различных народов. - Спб., 1899; Глаголев А. Записки русского путешественника. Париж, Лондон, Германия. - Спб., 1845; Жизнь европейских народов. - Спб., 1905; 3 Водовозова Е.Н. Как люди на белом свете живут. Немцы. - Спб., 1913. их лидерам, а также дипломатии, но не уделялось должного внимания изучению повседневной жизни немецкого народа. Данная тема была освещена лишь в некоторых работах1.

В конце 60-х годов XX века в историографии возникла тема повседневности как самостоятельной отрасли изучения прошлого, как составляющая «историко-культурологического» поворота в гуманитарных науках. Данное направление связано с представлениями о культуре повседневности, с одной стороны, и в методологии исторической антропологии, с другой стороны, разработанных в «Школе Анналов», российскими последователями которой являются А.Я. Гуревич, Ю.Л. Бессмертный", работающие на западноевропейском историческом материале. Направление феноменологии, изучавшее проблемы культуры, досуга и др., в России развивали Г.Г. Шпет, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев3.

Особый расцвет германистики в СССР наблюдался в 1960-70 гг., когда были опубликованы работы Б.А. Айзина, А.Б. Цфасмана, В.В. Чубинского, И.С. Яжборовской, Р.Я. Евзерова, А.С. Ерусалимского и др4. Наряду с проблемами внутренней и внешней политики Германии конца XIX - начала XX вв., в них так или иначе затрагивались отдельные вопросы быта, культуры немецкого народа. В 1970-х годах вышла первая обобщающая работа «Германская история в новое и новейшее время»5. Это издание представляет собой первый в советской литературе опыт систематического изложения германской истории в новое и новейшее время. Наряду с социально-экономическим и политическим развитием в работе нашли 1 Критская Н.А. Жизнь и быт рабочих Германии.- М., 1927; Кулишер И.М. Как живут крестьяне в Германии. -Пг., 1921; 2 Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». - М., 1993; Бессмертный Ю.Л. «Анналы»: переломный этап?// Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. - М., 1991. 3 Шпет Г.Г. Явление и смысл. - Томск, 1996; Бахтин М.М. К философии поступка//Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. - М., 1986; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986; Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М., 1990. 4 См., например: Айзин Б.А. Революционные германские социал-демократы против империализма и войны 1907-1914 гг. - М., 1975; Цфасман А.Б. Буржуазные партии Германии и подъем рабочего движения в 1905- 1906 Некоторые вопросы всеобщей истории. - Вып. 9. - Челябинск, 1975; Чубинский-Надеждин В.В. Вильгельм Либкнехт - солдат революции (1926-1900). - М., 1969; Яжборовская И.С, Евзеров Р.Я. Роза Люксембург// Новая и новейшая история. - 1975. - № 5. Ерусалимский А.С. Бисмарк: дипломатия и милитаризм. - М., 1969 и др. 5 Германская история в новое и новейшее время: В 2-х тт. - М., 1970. отражение вопросы немецкого просвещения деятельность юнкерско-буржуазного блока использование досуговой культуры в ходе подготовки к Первой мировой войне. Естественно нельзя не сказать об изложении материала в данном издании с марксистской точки зрения. Уделено большое значение раскрытию ведущих тенденции исторического развития тех классовых сил, которые оказывали воздействие на развитие экономических процессов, политической жизни и культуры.

Одновременно появляются специальные работы по теме исследования, так, например, работы Бояджиева Г.Н. раскрывающие одну из форм досуга немцев театр. Его историю и вопросы, связанные с необходимостью созданию свободной народной сцены как возможности проведения досуга рабочих, доступность театра как формы досуга для рабочего класса Германии, специфики его развития, присущих только немцам1.

В 80-годы в советской историографии продолжалось изучение проблем объединения Германской империи, рабочего движения и его лидеров, союза рабочего класса с крестьянством, подготовки Германии к мировой войне." Данные работы важны для понимания внутри и внешнеполитической обстановки в Германии в конце XIX - начале XX веков, в период милитаризации не только экономики, но и духовной жизни общества.

Исследователи стали уделять внимание вопросам развития физической культуры и спорта — это работа под редакцией В.В. Столбова и работа В.Г. Кудрявцева, Ж.В. Кудрявцевой, в которых освещены моменты спортивной подготовке масс в Германии, вопросу значения спорта для становления и развития физически здоровой и духовно сильной нации. Работа Столбова уделяет большое значение развитию спорта в молодежной среде как 1 История западноевропейского театра / Под ред. Г. Н. Бояджиева, Е.Л. Финкельштейна. - М., 1970; История зарубежного театра. Театр Европы и США XIX - XX веков/ Под ред. Бояджиева Г.Н. - М., 1972. 2 Галкин И.С. Создание Германской империи, 1815-1871 гг. - М., 1986; Сергеев В.В. Англия и объединение Германии в 1848-1871. - Л., 1986; Брайович СМ. Карл Каутский - эволюция его воззрений. - М., 1983; Павленко Г.В. Проблема союза рабочего класса с крестьянством в германской социал-демократии в период вступления в эпоху империализма. Автореф дисс. д-ра истор. наук.- Киев, 1981; Туполев Б.М. Кайзеровский военно-морской флот рвется на океанские просторы (конец XIX - начала XX вв.)// Новая и новейшая история. - 1983. - № 3; №4. 3 История физической культуры и спорта/ Под ред. В.В. Столбова. - М., 1983; Кудрявцев В.Г., Кудрявцева Ж.В. Спорт мира и мир спорта. - М., 1987. движущего фактора развития империи, вопросам развития здоровой и сильной нации. Авторы второго исследования повествуют о месте женщин в развитии спорта и том, что спорт становился не только элитным временем препровождения, но и как средство разрядки и для поддержки своего здоровья. Важное место в понимании роли досуга для немцев стало исследование «Брак у народов Западной и Южной Европы»1, дающее возможность исследователям понять, насколько разнообразен и ярок досуг немцев в форме празднеств, связанных с заключением брака немцев, важность церемоний и обязательность их исполнения.

Постсоветский период (с 1991 года) характеризуется появлением как обобщающих работ по истории Германии", так и исследований отдельных вопросов и тем. Обобщающие работы отражают основные тенденции развития Германской империи, проблемы развития общественно-политической и духовной жизни, их влияние на повседневную жизнь и быт немцев в конце XIX - начале XX века.

Среди исследований отдельных вопросов и тем следует отметить книгу А.Г. Матвеевой «Германская империя, 1871-1914»3. Российская исследовательница раскрывает основные этапы истории Германской империи с 1871 по 1914 годы. Автор уделяет значительное внимание индустриализации, ее значению в общем развитии Германской империи и влиянию на повседневную жизнь и быт немцев в конце XIX - начале XX века. Важным моментом в исследовании на наш взгляд является новое понимание свободы, независимости, а также индивидуальной и коллективной правовой защищенности, которые, в свою очередь, явились предпосылками для функционирования новых форм экономической деятельности внутри возникающей системы капиталистического общества. 1 Брак у народов Западной и Южной Европы. - М., 1989. 2 Оболенская СВ. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в конце 70-х г. XIX века. - М., 1992; Аникеев А.А. Э. Гернле - революционер, ученый, поэт. - Ставрополь, 1991; Шмидт Т.З. Социальные реформы и политическая культура в Германии начала XX веков// Политическая и духовная культура Европы (новое и новейшее время). - Пермь, 1992;

Матвеева А.Г. Германская империя, 1871-1914. - М., 2002.

В этот же период в России стали появляться работы о развитии печати и других средств массовой информации в Германии. В работе «Путь длиною в пять столетий: от рукописного листа до информационного общества» Г.Ф. Вороненкова дает характеристику общему положению дел в Германии рассматриваемого периода с точки зрения развития печатного слова и его эволюцию. Но главное в исследовании автора является история печати Германии периода 1871-1914 годов, ее значении и функциях. Она выделяет две основные: во-первых, освещать ежедневные события и, во-вторых, отражать интересы власти или политических партий, на которых была ориентирована.

Работа Г.В. Макаровой «Театральное искусство Германии на рубеже XIX - XX веков: национальный стиль и формирование режиссуры»" помогает дополнить картину по вопросу понимания места и роли театра в жизни Германии в изучаемый период. Дается подробный анализ национального стиля немецкого театра, его специфики и понимания его для простого зрителя и коллизиях театральной закулисной жизни. Анализируется появления режиссуры, ее принятие и непринятие в истории немецкого театрального искусства, становление как нового вида руководства театром. Без данного исследования было бы тяжело до конца понять место и роль театра и его основных вех развития для немецкого зрителя и актеров.

За последние годы в российской историографии не появилось ни одной работы по культуре Германской империи на рубеже XIX -XX веков, в комплексе рассматривающей повседневность и досуг. Выходят лишь общие работы по истории и культуре Германии этого периода3. Но продолжают разрабатываться теоретические основы темы повседневности, значительный 1 Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листа, до информационного общества. - М., 1999. 2 Макарова Г.В. Театральное искусство Германии на рубеже XIX - XX веков: национальный стиль и формирование режиссуры. - М., 1992. 3 История Германии XX века в новом измерении: источники, статистика, художественные документы/Сост. И. Бюлов - М., 2008; Новейшая история Германии/ Сост.Б. Бонвеч, Б.С. Орлов, А.А. Синдеев. - М., 2007; История культуры народов мира: «Прекрасная эпоха». Европа. XIX-XX вв./ Г. Вейс - М., 2005; Иллюстрированная история танца: [происхождение танца и его развитие в древности, античная хореография, священные танцы и мистерии, карнавальная культура Средневековья, балет Западной Европы, реформы великих хореографов, знаменитые танцовщицы и танцоры]/ С.Н. Худеков. - М., 2009. вклад в разработку данного направления внесли исследователи Оболенская СВ., Пушкарева Н.Л. и др.1.

Тема повседневности остается актуальной в российских исторических исследованиях и в наши дни, данное направление широко представлено в вузовской системе обучения, создаются центры изучения по истории повседневности и многое другое. Одним из таких центров изучения в России является «Центр истории частной жизни и повседневности» Института всеобщей истории РАН. Руководителем центра является д.и.н., проф. И.Н. Данилевский. Основным направлением в работе Центра является изучение внутреннего мира индивида разных эпох и культур (на материале Западной Европы и России). По результатам работы центра проводятся круглые столы, выпускается альманах «Казус».

Зарубежная историография также как и отечественная содержит два вида работ: общего характера издания и специальные исследования. К числу первых работ можно отнести книги о государственно-политическом строе Германии во второй половине XIX века, состоянии отдельных господствующих династий, экономики и деятельности Бисмарка2.

Из дореволюционных работ следует сказать о книгах П. Кампфермейера, К. Лампрехта, Д.В. Дрепера и др. , которые раскрывают основные тенденции исторического и общие закономерности культурного развития Германии XIX - XX вв. Данные работы позволяют раскрыть общую картину культурного развития империи, увидеть, какое место занимают в жизни те или иные формы досуга, их влияние на жизнь немцев. 'Оболенская СВ. «История повседневности» в современной историографии ФРГ// Одиссей. - 1990; Оболенская СВ. Некто Йозеф Шеффер, солдат гитлеровского вермахта. Индивидуальная биография как опыт исследования «истории повседневности»// Одиссей. - 1996; Пушкарева Н.Л. История повседневности и частной жизни глазами историка// Социальная история. - 2003; Поляков Ю.А. Человек в повседневности// Вопросы истории. - 2000. - №3. 2 Borner К.Н. Die Krise der preussischen Monarchic von 1858 bis 1962. - Berlin, 1907; Grander H. Die Kaiserfahrt Wielhelms II. ins Heilige Land. 1898// Weltpolitik, Europagedanke, Regionallismus. - Munster, 1910; Kitchen M. The Political Economy of Germany. 1815-1914. - London, 1916; Seeber G., Wolter H. Die Krise der bonopartistischen Diktatur Bismarks 1885/86// Evolution und revolution in der Weltgeschichte. - Bd 2 3 Кампфермейер П. История общественных классов в Германии. - Спб., 1906; Лампрехт К. История германского народа. - М., 1896; Линденберг П. Берлинский двор и Вильгельм II. - Киев. Харьков, - 1895; Дрэпер Д.В. История умственного развития Европы: В 2-х тт. - Киев, 1900; Кампфермейер П. Очерки истории немецкой культуры. - Спб., 1923; Гасселькус П.А. Путешествие по Германии и Швейцарии по круговому билету. - Берлин. Кельн. Рейн, 1909.

О закономерностях культурного развития Германской империи говорит исследование «Das Jahr 1913. Ein Gesamtbild der Kulturentwicklung»1 (1913 год. Общие закономерности культурного развития). В работе раскрыты основные направления культурного развития в литературе, искусстве, музыке и тенденции театральной жизни Германии. Культурная жизнь во всех ее проявлениях развивалась во взаимосвязи с политическими и социальными процессами государства, которые нашли отражение в данном исследовании. Эта работа важна для раскрытия и более глубокого понимания общего культурного состояния Германии рубежа XIX - XX вв. Затронуты и отдельные аспекты повседной культурной жизни немцев: опера, которая долгое время оставалась предметом почитания у немцев; факты о развитии театра и появлении профессиональных государственных учреждение, служивших для подготовки актеров и развитию театрального искусства в целом.

Послевоенный период развития историографии представлен трудами, посвященным рассмотрению вопросам экономического и политического развития страны". Среди данных работ наиболее значительной для нашего исследования является работа Гюнтера Гейдорна «Монополии. Пресса. Война» в которой можно проследить развитие основных линий политики германского империализма, а также развитие периодической печати рассматриваемого периода. Автор подробно и основательно показывает, как печать становилась важным инструментом в политики, формы и методы влияния на печать и ее на народные массы. Пресса занимала важное место в досуге населения Германской империи конца XIX - начала XX веков.

В 60-х годах XX века возник интерес к историко-культурологическим подходам в германской исторической науке. Был переиздан забытый труд Н. Элиаса «О процессе цивилизации» , знакомство с которым пробудило 1 Das Jahr 1913. Ein Gesamtbild der Kulturentwicklung. - Leipzig-Berlin, Teubner, VII. 1913. 2 Брехт А. О государственном устройстве Германии. - М., 1947; Гейдорн Г. Монополии. Пресса. Война. - М., 1964; Hamann R., Hermand J. Griinderzeit. - Berlin, 1965; Jacobeit W. Bauerliche Arbeit und Wirtschaft. 1963. 3 Elias N. Ober den Prozess der Zivilisation. Soztogenetische und psychogenetiche Untersuchungen. - Frankfurt a. M, 1968. интерес к изучению повседневных привычек как отражение социальных процессов и вообще к изучению проблем поведения человека1.

К общетеоретическим работам истории повседневности относят работы основателей феноменологического направления в философии и, в частности, Э. Гуссерля. Он первым обратил внимание на значимость философского осмысления не только высоких абстракций, но и «сферы человеческой обыденности», которую он именовал «жизненным миром»". А. Шюц предложил отказаться от восприятия «мира, в котором мы живем», как «пред-данного» и сосредоточиться на анализе процессов складывания и обуславливания этой кажущейся «пред-данности», то есть «мира человеческой непосредственности» - стремлений, фантазий, сомнений, реакций на непосредственные частные события, сделав научной задачей «исследование природы пред-данности»3.

В этот же период в исторической науке ФРГ возникло новое направление, именующее себя «социальной» или «социально-исторической наукой». Теоретическое обоснование этому направлению дали Х.У. Велер, X. Бёме, Ю. Кокка4, М. Штюрмер. Вскоре это направление в германской историографии вылилось в направление «Alltagsgeschichte» - история повседневности5. Сами сторонники этого направления, подчеркивали, что «главный предмет их внимания не ключевые исторические события или великие идеи, но повседневная жизнь простых жизнь, изменения в их жизни и изменения в них самих вместе со временем и внутри временных отрезков» .

В 70-80-х годов в германской исторической науке продолжают разрабатываться вопросы развития Германии с точки зрения политики, 1 Musiat S. Zur Lebensweise des landwirtschaftlichen Gesindes in der Oberlausitz. Bautzen, Domowina-Verl., 1964. 2 Гуссерль Э. Собр. Соч. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. - М., 1994. 3 Шюц А. Структура повседневного мышления// Социологические исследования. - 1998. - № 2. - С. 132. 4 Kocka J. Sozialgeschichte zwischen Strukturgeschichte und Erfahrungsgeschichte. In: W.Schieder und V.Sellin (ffg.). Sozialgeschichte in Deutschland. Gottingen: Vandenhoeck and Ruprecht, 1986. 5 Conze W. Was ist Sozialgeschichte? In: Deuxieme Conference Internationale d'Histoire Economique. Aix-en- Provence 1962b. - Paris, 1965; Conze W. Die Stellung der Sozialgeschichte in Forschung und Unterricht IIGeschichte in Wissenschaft und Unterricht. 1952, Jg.3; Alltagsgeschichte der NS-Zeit. Neue Perspektiven oder Trivialisierung? - Mtinchen, 1984. 6 Kocka J. Sozialgeschichte zwischen Strukturgeschichte und Erfahrungsgeschichte. In: W.Schieder und V.Sellin (ffg.). Sozialgeschichte in Deutschland. Gottingen: Vandenhoeck and Ruprecht, 1986.- S. 167. экономики, истории , но многие авторы вплотную стали обращаться к вопросам повседневности и досуговой культуры, углублять разработку теоретических вопросов данной проблематики.

Выдающийся вклад в разработку теоретических и конкретно исторических вопросов изучения немецкой повседневности внес академик Ю. Кучинский. Он являлся одним из пионеров «истории повседневности» в ГДР. В начале 80-гг. он опубликовал трехтомник о повседневной жизни немецкого народа с 1600 до 1945 год. Этот фундаментальный труд заложил основы изучения повседневности, быта и досуговой культуры в германской историографии".

Вопросам теоретических проблем повседневности и досуга посвящен сборник «Sozialgeschichte der Freizeit: Unters. zum Wandel der Alltagskultur in Deutschland» («Свободное от работы время и формы его проведения различными классами и слоями населения Германии» - сборник социологических и исторических исследований) в котором представлены отдельные исследования по различным вопросам, посвященные социологическим и историческим проблемам свободного времени и форм его проведения различными классами и слоями населения Германии со второй половины XIX века по 1933 год. Интересными в работе являются вопросы понимания свободного времени, истории его появления взаимосвязь с понятием досуга. Отдельное исследование, посвященное вопросам спорта, причинам его появления и перехода в массовый и профессиональный спорт. Автором обстоятельно и полно раскрыты эти вопросы и они нашли отражение в нашем исследовании.

Одновременно появляются исследования, посвященные описанию кинематографа, праздников, музеев, театров и другим культурным 1 Kollmann W. Der ProzeB der Verstadterung in Deutschland in der Hochindustrialisierungsphase, in: R. Braun u. a. (Hg.):GeselJschaft in der Industriellen Revolution. - Кбіп-Berlin, 1973; Фрикке Д. Воспитание солдат в милитаристком духе в кайзеровской Германии (начало XX в.)// Ежегодник Германской истории. - 1982. - С. 38-52. 2 Kuszyncki J. Geschichte des Alltags des deutschen Volkes, 1600 bis 1945: Studien. Bd. 3. 1810-1870 - Berlin. 1982. 3 Sozialgeschichte der Freizeit: Unters. zum Wandel der Alltagskultur in Deutschland I Hrsg. von Gerhard Huck. - Wuppertal:Hammer, 1980. мероприятиям немцев1. Зигфрид Кракауэр теоретик и историк кино в своей книге «Психологическая история немецкого кино от Калигари до Гитлера» дает полный и подробный обзор и что очень важно, анализ психологической стороны развития кинематографа. Это исследование важно тем, что автор дает историю развития Германского кинематографа с самого начала, тогда как в других исследованиях очень часто опускают этот важный на наш взгляд период. Кракауэр называет начальный период развития кино «архаическим». Интересный и противоречивый период в истории кино выходит за пределы традиционного киноведческого анализа и показывает, как в этих фильмах прямо или косвенно нашли свое отражение мощные социальные процессы и противоречия самой жизни. Как реагировали зрители на различные кинопремьеры, нововведения. Автор акцентирует свое внимание еще и на то, что развитие индустрии кино напрямую зависело от зрителя, массовым и популярным в этот «архаический» период были лишь киноленты понятные и интересные зрителю и от этого зависело развитие той или иной кинокомпании.

В работе «175 Jahre Oktoberfest 1810-1985» («175 лет Октоберфест с 1810-1985 года») раскрывается история празднования одного из любимых праздников немцев - «Октоберфеста» и эволюция этого праздника с 1810 по 1985 годы. Рамки нашего исследования распространяются на период с 1871 по 1914 года. В работе освещено, как проходили ежегодные мероприятия празднования и отражение основных политических, экономических и социальных изменений, происходивших в стране. Влияние достижений технического прогресса на развитие и эволюцию этого праздника. Для нашего исследования данное издание имеет значение как показатель 1 175 Jahre Oktoberfest 1810-1985. - 1985; Zwiebelmarkt und Lichterfest. Mitteldeutscher Verlag Halle - Leipzig, - 1983; Groschopp, H. Zwischen Bierabend und Bildungsverein: Zur Kulturarbeit in der dt. Arbeiterbewegung vor 1914.-2, Aulf. - Berlin. Dietz, 1987; Alte Brauche - frohe Feste zwischen Flensburg und Oberstdorf, Aachen und Bayreuth/Marianne Was-Frey, Udo Moll, Burkhard Grehm et al. - Ostfildem. Mair, 1984; Schneider, W. Zweibelmarkt in Weimar. 1986; Deutsche auswartige Kulturpolitik seit 1871: Geschichte u. Struktur. Ref. u. Diskussion eines interdisziplinaren Symposions. - Koln. Wien, 1981. VIII; Die Berliner Modeme, 1885-1914. -Stuttgart: Reclam, 1987; Die Museuminsel zu Berlin.- Berlin, 1987; Wahnrau, G. Berlin-Stadt der Theater. Der Chronik. T.l. 1986; Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино от Калигари до Гитлера. - М., 1977. важности и значимости праздников в развитии досуговой культуры Германии. Насколько сплоченно немцы готовились и отмечали этот праздник, как они служили общности интересов и взаимосвязи поколений.

Следующим исследованием о проведении свободного времени можно назвать «Zwiebelmarkt und Lichterfest. Mitteldeutscher Verlag Halle»1. (Традиционный праздник урожая. День продажи лука). Данная работа представляет собой сборник, в котором подробно описаны праздники, характерные для различных областей Германии. Можно перечислить лишь некоторые из них «Пасхальная верховая езда», которая была особенно популярной в нескольких общинах кругов Каменц, Баутцен и Хойерсверда, «Мякиш гунна и парень Троицы», соревнования гимнастов во Фрейбурге и многие другие праздники. Это исследование помогает представить насколько разнообразен и пестр культурный досуг немцев, традиции в форме праздников передающихся из поколения в поколение.

Автор Horst Groschopp в работе «Zwischen Bierabend und Bildungsverein: Zur Kulturarbeit in der dt. Arbeiterbewegung vor 1914» («Образовательные союзы, существующие для культурной работы в немецком рабочем движение до 1914 года») показал историю создания и развития спортивных союзов на территории Германской империи рассматриваемого периода. Horst Groschopp говорит о значении физического воспитания, его развитии во времени, о спортивных движениях и путешествиях молодежи. Данный аспект досуга как спорт и туризм очень важны для Германии рубежа XIX - XX веков, ведь спорт и туристические движения появились как одна из реакции на процесс урбанизации. Все возможные путешествия молодежи, о которых говорит автор, важны для развития физически и духовно здоровой нации, об этом заботилось и само государство.

Среди работ, посвященных культурной стороне жизни немцев, их быту и повседневности, находящихся на стыке истории, этнографии, 1 Zwiebelmarkt und Lichterfest. Mitteldeutscher Verlag Halle - Leipzig, - 1983. культурологии можно назвать работы Р. Зидера, Г. Крейга. Ценность данных трудов заключается в их подходе к изучению проблемы и связи с другими науками.

В книге Рихарда Зидера «Социальная история семьи в Западной Европе (конец XVIII — начало XX вв.)»1 прослеживаются методы и достижения этнографии, культурологии, социологии, психологии, права, антропологии, географии. Исследование Зидера является системным. Он исходит из представления о семье как о социальном микрокосме, в котором живут и работают люди, социализированные данным обществом и сами социализирующие приходящие на смену поколения. Семья сама по себе предстает в качестве достаточно сложной системы, функционально реализующей задачи по репродукции рабочей семьи, общественных структур, формированию стереотипов поведения. Ученый рассматривал повседневную жизнь различных типов семьи: крестьянской, буржуазной, промышленных рабочих. Зидер считал, что семья не должна рассматриваться вне своего социально-политического и экономического контекста, поэтому сделал в своей работе экскурсы в историю форм производства.

Американский культуролог Гордон Крейг в своей работе «Немцы»", представляет собой блестящее исследование истории, культуры и иных аспектов жизни людей, живущих в самом сердце Европы. Состоящий из ряда ярких тематических эссе этот труд раскрывает характер и своеобразие народа, чья необыкновенная жизнестойкость и противоречивый характер до сих пор являлись неразрешимой загадкой. Ценность этого исследования заключается в том, что это исследование не чисто историческое, а находится на стыке с культурологией. Автор говорит о сплоченности немцев в сложных жизненных ситуациях, особенно в провинциальных городах и деревнях, можно даже говорить о какой-то замкнутости в этих маленьких деревнях о совместном отмечании свадеб, праздников. О неприятии или очень тяжелом 1 Зидер Р. Социальная история семьи в Западной Европе (конец XVIII - начало XX вв.). - М., 1997. 2 Крейг Г. Немцы. - М., 1999. принятии различных нововведений и многом другом. Данное исследование дает возможность понять, как жили немцы, почему были развиты именно те или иные аспекты досуга. И что немало важно, это исследование американца, можно говорить о взгляде со стороны, пусть и не всегда объективном.

За последние годы появились лишь работы по вопросам общего развития Германской империи рубежа XIX - XX веков и работы по развитию Германии в общем контексте развития Европы, среди которых можно выделить работы Э. Хобсбаума, Д. Нормана и др1.

Э. Хобсбаум в работе «Век империи. 1875-1914»2 пытается понять и объяснить девятнадцатый век, его место в истории, а также понять и объяснить мир в процессе революционных преобразований, чтобы найти в прошлом корни текущих событий и представить прошлое как . единую и цельную сущность, а не как набор тем для обсуждения, каждая в отдельности истории государств, истории политики, экономики, культуры и многих других вещей. Среди множества поднятых автором вопросов касающихся развития XIX века, стоит вопрос о понятии «нации» и «национального государства», в том числе и Германской империи, насколько тяжело было немцам в сложной для страны период осознать себя как нация. Поднимает вопросы актуальные для нашего исследования - воздействие прессы на рядовых читателей. Раскрывает историю одной из форм досуга немцев -спорта, показывает насколько был популярен футбол, говорит о значении Олимпийских игр.

Исследование английского ученого Нормана Дэвиса «История Европы»3 представляет собой собранный воедино большой фактологический материал, который в свою очередь сопровождается включением в текст неожиданных мнений, забавных и трагических эпизодов, рельефных портретов, оживляющих широкую панораму развития европейского 1 Краткая история Германии: история Германии от Средневековья до наших дней/ Д. Ульф, Г. Андреас, X. Ульрих. - Санкт-Петербург, 2008; Европа нового и новейшего времени: с 1789 года и до наших дней/ Браггс Э. Клэвин П., Пер. Исэров А.А., Нестеров B.C. - М., 2006. 2 Хобсбаум Э. Век империи. 1875-1914.-Ростов н/Д, 1999. 3 Норман Д. История Европы. Пер. с английского Т. Б. Менской. - М., 2007. континента. Обширность исследования позволяет понять и увидеть то или иное событие или явление в контексте истории, а не отдельным скупым фактом, что облегчает анализ и видение тех или иных событий. Конкретно для нашего исследования полезен фактический материал по развитию спорта и вопросу посвященному тому, что большинство европейских правительств в период XIX - XX вв. стремилось укрепить национальную сплоченность своих граждан церемониями, символами, интеграцией истории, но главное — через образование и культуру.

Таким образом, анализ историографии показал, что, несмотря на наличие работ, затрагивающих отдельные вопросы досуговой культуры немцев в последней трети XIX - начала XX веков, нет систематизированных исследований, дающих панораму культурной жизни Германской империи в указанный период. Не раскрыты исторические предпосылки и условия развития досуга в Германской империи, его основных форм.

Целью работы является комплексное исследование развития досуговой культуры населения Германии в последней трети XIX - начале XX веков.

Для достижения цели предполагается решить следующие исследовательские задачи: выявить исторические предпосылки и условия развития досуга Германии; раскрыть основное содержание и функции традиционных форм досуга в Германской империи; установить условия появления новых форм досуга в процессе индустриализации страны и их влияние на духовную жизнь народа; показать панораму культурного досуга в Германии и проследить эволюцию досуговой культуры с 1871 по 1914 годы; осветить основные достижения культурного развития немецкого народа в конце XIX - начале XX века.

Каждая из этих задач может представлять самостоятельную тему для исследования, однако автор ставит главной своей целью показать досуговую культуру немецкого населения в целом. В диссертации не ставится задача изучения религиозной культуры, архитектуры, развития деятельности различных обществ как элементов культурной среды.

Источниковую базу исследования составляют следующие виды документов: законодательные акты, опубликованные источники, материалы личного происхождения (мемуары), периодическая печать, художественная литература, путеводители.

Первой группой источников являются законодательные акты. В настоящее время в исторической науке заметна тенденция существенного расширения привлечения данных видов источников в исследованиях. Не ограничиваясь изучением собственных формально-правовых аспектов конкретных решений и их последствий, существует тенденция рассматривать законы и другие правовые акты в системном единстве как отражение реальных, личных, групповых, социальных интересов и настроений.

При написании работы использованы законы Германской империи рассматриваемого нами периода. Наиболее важными для нас из них являются: Закон о страховании по инвалидности и старости (22 июня 1889 г.)1, Закон о страховании по безработице (1891 г.), Закон об обязательном воскресном отдыхе (1891 г.) , Закон о страховании на случай болезни (принят рейхстагом в мае 1883 года, вступил в силу с декабря 1884 года), Закон о страховании от несчастных случаев (принят в июне 1884 года, вступил в силу с октября 1885 года)3. В сложившейся политической и социальной обстановке Германии рубежа XIX — XX веков возникла необходимость существования данных законов. Особенно актуальны они были для рабочего класса империи, которые вследствие своего положения и условиями работы не имели возможности для отдыха и досуга. После появления этих законов происходило значительное улучшения положения рабочих, сокращение 1 Das Reichsgesetz betreffend die Invaliditats und Alterversicherung vom 22 Juli 1889. В., - 1891. - S. 167-332. 2 Сборник документов по истории Нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки, 1870-1914/Сост. П. И. Остриков, П. П. Вандель. -М., 1989. -С. 58-60. 3 Deutsche Reichsgeschichte in Dorumenten 1849-1926. В., Bd. I. - 1927. - S. 77. рабочего времени, и как следствие, появление свободного времени и возможность отдыха и развития сферы досуга.

Вторая группа источников представлена опубликованными документами. Важным источником является сборник документов и материалов по истории культуры немецкого рабочего движения в 1848-1918 гг. , раскрывающий основные направления рабочего движения в области образования, создания различных обществ, взаимодействие с социал-демократической прессой, проведение лекций и многое другое, что позволяло рабочему движению занимать досуг граждан и повышать уровень образованности и культуры.

После обоснования теории об «Alltagsgeschichte» - истории повседневности Ю. Кучинским в Германии появилось ряд изданий содержащих материалы о развитии культуры и досуга различных слоев и регионов страны. Так, например, под редакцией В. Якобайта и У. Мормана были опубликованы культурологические очерки и материалы под названием «Культура и образ жизни пролетариата» , показывающий повседневный уклад жизни определенной прослойки общества Германии, взаимосвязь с культурой и т.д.

Повседневная жизнь, быт и культура жителей Магдебурга раскрыты в сборнике материалов, изданном в 1979 году. Седьмой том многотомного издания охватывает период с конца XVIII века по начало первой мировой войны. Здесь были подчеркнуты конкретные зарисовки жизненного уклада немцев в конце XIX - начале XX веков. О влиянии капитализма на сельское хозяйство в частности на образ жизни и культуру сельского населения Магдебурга3.

Г. Бок издал крупную работу о влиянии буржуазной, индустриальной и демократической революциях на культурную жизнь немцев, как эти явления 1 Dokumente und Materiale zur Kulturgeschichte der deutschen Arbeiterbewegung 1848-1918. Hrsg.:Peter von Rilden/Kurt Koszyk. - Frankfort (Mein)/Wien/Zurich. - 1979. 2 Kultur und Lebensweise des Proletariats. Kultur historisch-volkskundliche Studien und Materialien. Hrsg.W.Jacobeit/U. Mormann. - Berlin. 1973. 3 Untersuchungen zur Lebensweise und Kultur der Wertatigen Dorfbevblkerung in der Magdeburg Bbrde. Hrsg. H.- J. Rach/B. WeiBel. Teil 1/1. Berlin. 1978. Teil H/2. Berlin. 1979. нашли отражение в изменениях досуговой культуры Германской империи . В. Шёне собрал материал о культуре и образе жизни немцев за значительный исторический период (1750-1850), традиции этих явлений сохранились и в более поздние периоды истории Германии" и нашли отражение в данном исследовании. Крупное собрание сказаний, легенд о немецком характере собраны и опубликованы Г. Бюрде-Шнайдевиндом. Материалы охватывают огромный исторический период с 13 до 19 вв. и показывают различные направления проявления немецкого характера3.

Значительное число материалов о соотношении искусства идеологии и эстетики оставила Клара Цеткин. В четырех томах она показала неразрывную связь этих форм общественного сознания и их огромное воздействие на менталитет немецкого народа4.

Двухтомник источников по музыкальной эстетике XIX века представляют Германию как страну великих музыкантов. Одновременно они свидетельствуют и о многообразии жанров музыкальной культуры в стране, ее глубоком проникновении в сознание и повседневность немцев5.

Третья группа представлена материалами личного происхождения -мемуарами. Особенность этого вида источников состоит в том, что в нем присутствует достаточно зримо личностный мотив и он носит в известной степени субъективный характер. Однако этот вид источников содержит автобиографическую, социальную, социально - психологическую информацию, которая отсутствует в официальных документах, а также в источниках других видов.

Мемуарная литература - это воспоминания, дневники личного происхождения. Их общей чертой является то, что исторические события осмысливаются в них на основе собственного опыта. Так, в работе представлены мемуары канцлера Германской империи О. Бисмарка 1 Bock H. Bilrgerlische Revolution-Jndustiele Revolution-Demokratische Literatur. - Berlin. 1977. 2 Schone B. Kultur und Lebensweise der Lautzer Bandweber (1750-1850). -Berlin. 1977. 3 Deutsche Sagen demokratischen Charakters, Bd. 4; Historische Volkssagen aus dem 13. bis 19. Jahrhundert. Hrsg. G. Burde-Schneidewind. Berlin. 1977. 4 Цеткин К. Искусство. Идеология. Эстетика. - М., 1983. 5 Музыкальная эстетика Германии XIX века: В 2-х т. Т. 2. - М., 1984. «Вильгельм П. Воспоминания и мысли», «Вильгельм II, император Германии. Мемуары, события и люди 1878-1918 гг.», А. Бебеля «Из моей жизни»1 в которых раскрывается государственная политика в области социальной, культурной жизни. Остановимся более подробно на мемуарах Августа Бебеля «Их моей жизни». Для нашего исследования данная работа ценна, прежде всего тем, что автор является современником происходивших событий и довольно подробно их излагал, конечно же нельзя забывать и о об объективности изучаемого материала. Наиболее важным в данной работе является положение периодической печати, ее взаимоотношения с существующей политической властью и вопросы существования и функционирования в условиях давления и запрета со стороны государства, и положение в данных условиях социал-демократической прессы.

Несмотря на такие недостатки мемуарной литературы, как субъективизм и зависимость от памяти, она является наиболее информативным источником для изучения повседневной жизни любого государства.

Четвертую группу составила периодическая печать, которая является одним из ведущих средств массовой информации и коммуникации. Несмотря на наличие цензуры, газеты и журналы конца XIX - начала XX веков помещали многочисленную информацию о культурной жизни Германии, о традиционных и новых формах досуга. В настоящей работе использованы газеты и журналы «National-Zeitung», «Preussische Jahrbiicher», «Berliner Tageblatt», «Вестник Европы», «Всемирный вестник», «Исторический архив», «Новь», «Русская мысль» др." Из них взяты сведения о социальной и 1 Бисмарк О. Вильгельм И. Воспоминания и мысли. - М. - Пг., 1923; Вильгельм II, император Германии. Мемуары. События и люди 1878-1918/Перевод с нем. Д. В. Триуса, с предисловием А. В. Луначарского. - М. - Пг. 1923; Бебель А. Из моей жизни. Т. 2. Ч. 2. - Петроград. 1919; Бебель А. Из моей жизни. Т. 3. - Петроград. 1919; Гере П. Три месяца фабричным рабочим. - М., 1907; Гинденбург. Воспоминания. Перевод с нем. - Петроград. 1922; Гогенлоэ-Шиллингфюрст. «Мемуары князя Гогенлоэ». Перевод с нем. - М., 1907. 2 «National-Zeitung» 18.IX 1870; «National-Zeitung» 30.XI 1870; «National-Zeitung» 27.VII 1870; «National- Zeitung» 19. Ill 1870; «National-Zeitung» 25.XI 1870; «Preussische JahrbUcher» 1870, Bd. 26; «Preussische Jahrbiicher» 1871, Bd. 27; «Berliner Tageblatt» 17.X 1909; Академическая свобода в Германском университете// Вестник Европы. - 1901. - №12 (декабрь); Берлинская ежедневная пресса. Очерки// Вестник Европы. - 1890. - № 8 (август); Бобыркин П. Театр// Новь. - 1883. - №10; Значение берлинской конференции по рабочему вопросу// Русская мысль. - 1890. - № 9; Иностранное обозрение// Русская мысль. - 1888. - № политической жизни классов империи и влиянии происходивших событий на повседневность, отдых, развлечения. Данный вид источник наиболее информативен и разнообразен по представляемому материалу от политической и социальной до культурной и досуговой сфер жизни населения империи. И что не мало важно, работая с данным видом источника погружаемся в ту обстановку которая царила в рассматриваемый период без посредников, так как данная информация, содержащая в периодической печати была рассчитана на читателей, своих современников. В этих изданиях помещались наиболее важные и интересные события, веяния литературной, театральной жизни империи, по которым можно проследить, что читали немцы, что им было интересно. Периодическая печать как зеркало отражала основные события жизни немцев и что очень важно отвечала потребностям и требованиям граждан империи.

Пятую группа представлена художественной' литературой, которая является, в принципе, второстепенным источником по новой истории, но имеет большую источниковедческую ценность по истории повседневной и культурной жизни. Эта литература ценна тем, что автор, описывающий современную ему эпоху, не может использовать свое право на вымысел, вместе с тем он стремится к исторической правде и точности воспроизведения социокультурной обстановки страны. В данном исследовании использованы произведения Т. Манна «Будденброки», «Земля обетованная»1, а также работы таких авторов, как Т. Фонтане, Р. Швейхель, В. Раабе2. Остановимся более подробно на работе Т. Манна «Будденброки»,

12; Иностранное обозрение// Русская мысль. - 1890. - № 4; Народные театры и народные развлечения в Германии// Вестник Европы. - 1900. - № 1 (январь); № 2 (февраль); Писчебумажное производство и его современное положение//Всемирный вестник. - 1883. - №2; Русский студент в германском политехникуме// Исторический архив. - 1998. - № 1; Хроника. Корреспонденция из Берлина. Из общественной и парламентской жизни// Вестник Европы. - 1979. - № 4 (апрель); Хроника. Корреспонденция из Берлина. Итоги последней войны// Вестник Европы. - 1873. - № 10 (октябрь); Хроника. Корреспонденция из Берлина. Общее положение дел в Германии// Вестник Европы. - 1880. - № 2 (февраль); Хроника. Корреспонденция из Берлина. Берлинские праздники и внутренняя политика// Вестник Европы. - 1872. - № 11(октябрь); Школа и народная промышленность в Германии// Вестник Европы. - 1899. - №5(май). 1 Манн Т. Будденброки: история гибели одного семейства. - М., 1982; Манн Т. Сочинения. - Т. I: Новеллы. Земля обетованная. - М., 1957; Бредель В. Отцы. - М., 1986. 2 Фонтане Т. Шах фон Вутенов [Повесть]. - Пути-перепутье. - Госпожа Женни Трайбель [Романы]. - ., 1971; Швейхель Р. За свободу. - М., 1961; Раабе В. Черная галера: Ист. повесть. - М., 1993. это история одного семейства Будденброков, на примере которого автор показывает влияние внешних факторов на историю развития семьи, их взаимоотношений, влияние экономических условий развития страны на экономическое положение семьи и многое другое. Непосредственно для нашего исследования важным являются аспекты повседневной жизни членов Будденброков, возможности проведения досуга с учетом своего социального и финансового положения. В данном произведении показаны такие формы досуга как туризм, в форме курортного отдыха, чтения книг, прослушивание музыкальных произведений в кругу своей семьи и на званых вечерах и многое другое. Художественная литература как никакая другая позволяет нам погрузиться в эпоху, наиболее полно понять и проследить основные формы и виды досуговой культуры Германской империи рубежа веков. В произведениях указанных авторов раскрывается характер немцев, показываются особенности быта, традиций и культурные взаимоотношения между различными социальными группами населения.

Шестую группу источников составили путеводители, то есть справочные издания, содержащие сведения о Германии, ее городах, культурных центрах, национальных традициях, в частности, представлена информация о туристических маршрутах, о развитии сферы досуга в этой стране. Одними из наиболее информативных путеводителей является «Путеводитель по Берлину и его окрестностям для русских путешественников»1, раскрывающий основные достопримечательности Берлина, культурные и развлекательные центры (театры - от низкопробных до высшего порядка, музеи на любой вкус), сведения о питейных заведениях, гостиницах, туристических маршрутах и что не мало важно стоимость различных услуг и многом другом. Данный вид источника для нашего исследования является очень информативен, представляемый в нем материал 1 Путеводитель по Берлину и его окрестностям для русских путешественников. - Берлин, 1900; Якубович П. Путеводитель по Европе. Германия. Австрия. Франция. - Спб., 1873. не содержится в других видах источников, если и встречается то в более узком виде.

Представленные виды источников позволили раскрыть изучаемую проблему и осуществить решение задач, поставленных в работе.

Методология исследования. Диссертация написана с позиций историзма, научности и социокультурного подхода. Историзм позволяет изучать явления и события в строгой хронологической последовательности и с учетом конкретно-исторической ситуации, выявляя факторы и предпосылки исторических событий и условий, которые мы реконструируем. Культура в данном случае понимается как совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или отдельных слоев общества1.

Главная задача исследователя при этом состоит в том, чтобы показать, каким именно образом формируются представления, мысли, способности индивидов под воздействием культурной политики и практики, различных форм и жанров досуговой культуры". Социокультурологическая модель изучения прошлого стремится оперировать категориями, которые раскрывают культуру, ценности, нормы и традиции. При этом система понятий включает такие определения, как материальная и духовная культура, элитарная и массовая культура, досуговая культура и т.д.

Для анализа конкретно-исторического материала применялись историко-генетический и историко-сравнительные методы, а также структурно-функциональный анализ.

Историко-генетический метод состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой досуговой сферы в процессе ее исторического движения. Этот метод позволил показать причинно-следственные связи, закономерности развития досуга Германии, взаимосвязь его традиционных и новых форм. 1 Культурология. В 2-х тт. Т. 1. 2007. - С. 229. 2 См.: Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. - М., 2004. - С. 250.

Историко-сравнительный метод основывается на сравнении, его объективной основой является то, что прошлое представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный процесс. В ходе сравнения открывается возможность для объяснения исторических фактов, раскрытия их сущности. Применение данного метода позволило выявить специфику отдельных видов досуга, их связь и преемственность.

Привлечение структурно-функционального анализа способствовало изучению принципов функционирования и взаимосвязи разных видов досуговой культуры, отличающихся морально-политическими, научными и художественными характеристиками.

Таким образом, в диссертации методологическая основа представлена совокупностью современных подходов и методов, выработанных отечественной и зарубежной историографией.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: автор впервые предпринял попытку комплексно раскрыть досуговую культуру населения Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков, выявить ее содержание и функции; установил исторические условия возникновения представленных форм досуга и их взаимосвязь с основными процессами, происходившими в стране в изучаемый период; представил системную характеристику традиционных (театр, музеи, выставки, домашнее чтение и библиотеки) и новых (литературно-музыкальные вечера, праздники, музыка, танцы, кинематограф, спорт и туризм) форм досуга, раскрыл их место в досуговой культуре немецкого народа; на основе имеющейся источниковой базе автор дал панораму культурного досуга в Германии и показал эволюцию досуговой культуры.

Практическая значимость. Положения диссертации, ее выводы могут быть использованы как для развития досуговой культуры в наши дни, так и при написании обобщающих трудов, посвященных истории Германии в Новое время. Материалы диссертации полезны для подготовки лекций и семинарских занятий в университетах; при разработке факультативных занятий и спецкурсов по истории досуговой культуры немецкого общества в последней трети XIX — начале XX веков.

Апробация. Основные результаты диссертационного исследования сообщались и обсуждались на заседаниях кафедры новой и новейшей истории Ставропольского государственного университета, выводы диссертации изложены в 9 научных публикациях автора и апробированы на университетских, научных и научно-практических конференциях в 2006-2009 годах.

Структура диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Работа построена по проблемно-хронологическому принципу.

Стоит уточнить, по какому принципу было выбрано разделение на главы традиционные и новые формы. К традиционным формам были отнесены театр, музеи, выставки, домашнее чтение, праздники, музыка, танцы в связи с тем, что эти формы досуга, в том виде которым мы их рассматриваем были и до 1871 года, и претерпели лишь некоторые изменения, в связи с изменениями, происходившими в государстве вообще. А новые формы досуга, такие как кинематограф и спорт, появились только с конца XIX - начала XX веков. Стоит сделать уточнение, спорт мы имеем в виду как современное понятие и становление профессионального спорта, а не просто забав и развлечений на открытом воздухе. Что же касается отнесения литературно-музыкальных вечеров к новой форме досуга, это конечно же спорный вопрос, но в связи с появлением в этот период новых направлений и литературе и искусстве вообще, именно с конца XIX - начала XX веков, таких как направление «Сецессиона», декадентство (декаданс) и модерна. В связи с этим необходимо отнести этот вид досуга к новым формам.

Основное содержание и функции досуга. Исторические предпосылки и условия развития досуга в Германской империи конца XIX - начала XX веков

В конце XIX - начале XX веков ученые все чаще обращаются в духовную область человеческого бытия, к культуре, возникшей еще в Афинах, Иерусалиме и Риме. Сейчас многие говорят о том, что философское понимание природы, общества и человека не может быть сколько-нибудь полным без осмысления всего многообразия духовной культуры. Совершенно недостаточно того, что делают в этой области историки, этнографы, антропологи и религиоведы. Опыт прошлого должен быть заново пережит, его нельзя изучить заочно, как, скажем, нельзя изучить живопись, не видя ее, или музыку - не слыша ее.

В этой связи возрастает роль изучения прошлого историко культурологическими методами, которые позволяют исследовать сферы, предметом изучения которых являются различные процессы, имеющие в обществе материальные, социальные, морально-политические, художественные и другие проявления. Одна из задач историко-культурологического исследования — изучение форм досуга, закономерностей его развития, принципов функционирования и взаимосвязей различных форм досуга.

Понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности, но возникает необходимость его уточнения в связи с разным пониманием содержания свободного времени и интерпретацией досуга в научной литературе и эволюцией данного понятия во времени. И прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос, связанный с историей употребления этого термина.

Мы не ставим своей задачей дать полный анализ развития понятия «досуг», поэтому в историческом аспекте проведем обзор основных подходов к его определению. Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке, тогда как выражение «свободное время» впервые появилось лишь в начале XX века. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь .

В свою очередь, западные научные термины имеют сходное происхождение: от латинского слова «Нсеге», означавшего «быть дозволенным, разрешенным», происходит французское «loisir» (свободное время) и английское «leisure» (свобода в выборе действий). «Schole» в переводе с древнегреческого означает «досуг, безделье». Школой считалось не учебное заведение, не место, а время, свободное от обязательных занятий. И предназначалось оно для поиска себя, самопознания, приобретения опыта.

Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних людей - четвертое. Возможно, первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах, а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.

Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд - вторичен. Уже мыслители древности уделяли пространству свободного времени значительное внимание. Свободная деятельность рассматривалась как высшее проявление человеческого духа, а досуг - как высшее благо. Достаточно глубоко проблему досуга и свободного времени рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.). «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятия и досуг, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное. Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но еще предпочтительнее — наслаждаться миром и пользоваться досугом, совершать все необходимое и полезное, а еще более того - прекрасное. Досуг - неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства и т.п. Досуг - не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философским умосозерцанием, играми, упражнениями, забавами, вызывающими ощущение приятности и удовлетворения, искусством, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии»1.

Музеи и выставки как отражение культурного развития немцев и форма досуга населения Германии

Германия в конце XIX - начале XX веков являлась одной из самых культурно развитых стран Европы. Она была известна своим богатым историческим и культурным наследием. У каждого была и есть возможность получить обширную информацию о стране, ее культуре и людях, посетив многочисленные и разнообразные музеи Германии. Каждый музей в этой стране посвящен одной или нескольким темам; будь то киноискусство, живопись, наука или транспорт.

Но прежде чем приступить к рассмотрению музеев как формы досуга в Германии, необходимо уточнить, как понимали музей в рассматриваемый период и каковы были основные функции музеев.

Изначально понятие музея обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке. С VII века были выставлены предметы, захваченные в войнах. В средние века произведения искусства (ювелирные изделия, статуи и манускрипты) были представлены для обозрения в монастырях и церквях. В XVI веке было модно размещать в больших и длинных коридорах дворцов скульптуры и картины. В XVII веке при строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. Эти помещения стали называть кабинетами (от французского - cabinet: соседняя комната). Вначале кабинетом был шкаф для хранения маленьких предметов искусства. Затем уже стали кабинетом называть комнаты. Сначала в конце XVI века кабинеты стали распространяться в Италии, а вскоре и по всей Европе. В Германии наряду с предметами искусства стали создавать коллекции необычных вещей - Wimderkammer. Галереи и кабинеты поначалу служили для личных развлечений, но к концу XVII - начала XVIII века приняли общественный характер. В XVIII веке публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. В конце XIX - начале XX веков можно говорить об основных функциях музеев Германии:

- документирование — предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе;

- образовательная и воспитательная функции, обусловленные информативными свойствами музейных предметов;

- функция организации свободного времени1.

Таким образом, можно отметить, что музей Германии рубежа XIX -XX веков рассматривается, в первую очередь, как институт, задачей которого является отыскание, хранение и изучение неких «ценностей», которые воспринимаются как нечто заранее данное и безусловное, а также распространение знаний об этих ценностях среди посетителей, в то время как сам процесс формирования и артикулирования этих ценностей не рассматривается.

Музеи Германии последней трети XIX - начала XX веков представлены основными комплексами, среди которых необходимо выделить берлинский Тиргартен, комплекс замка Шарлоттенбург, музейный центр Берлин-Далем, Музейный остров.

Тиргартен (нем. Tiergarten - дословно «зоосад») - район на севере Берлина. Достопримечательностями его являлись парк Большой Тиргартен с площадью Большая Звезда и Колонной Победы, Берлинский зоопарк, Потсдамская площадь, Культурфорум, дворец Бельвю .

Среди всех вышеперечисленных достопримечательностей следует отметить Культурфорум (нем. Kulturforum) - культурный центр в берлинском районе Тиргартен, расположенный между Потсдамской площадью и Ландверским каналом. В Культурфоруме находились Новая национальная галерея, Берлинская картинная галерея, Музей прикладного

искусства, Музей музыкальных инструментов, Библиотека искусств, Берлинская филармония, Зал камерной музыки, Государственная библиотека1.

Другой комплекс - дворец Шарлоттенбург (нем. Schloss Charlottenburg), один из наиболее изысканных примеров архитектуры барокко в Германии, расположенный в одноименном районе Берлина. Дворец был построен по распоряжению супруги Фридриха I, королевы Софии Шарлотты. Первоначально дворец носил название Литценбург (нем. Lietzenburg) и был летней резиденцией, но постепенно разросся в массивное сооружение. Главный вход в замок имел 48-метровый купол, увенчанный позолоченной статуей Фортуны. В главном крыле дворца располагались апартаменты Фридриха I. Особый интерес представлял зал приемов — огромное помещение с высокими сводами, нишами и барельефами. В самом конце западного крыла находился фарфоровый зал, содержащий прекрасное собрание китайского фарфора. С восточной стороны замка располагался летний домик в итальянском стиле - павильон Шинкеля (нем. Schinkel Pavilion). Карл Фридрих Шинкель, ведущий архитектор того времени, построил этот дом в 1825 году. В оформлении дворца участвовал скульптор Густав Герман Блезер, создавший мраморные бюсты Данте, Петрарки, Тассо и Ариосто2.

Основные достижения литературной жизни начала XX века и отражение в досуговой культуре в форме литературно-музыкальных вечеров

Населению Германской империи, как и многих других стран, были присущи свои национальные особенности проведения свободного времени. Известно, что формы досуга у немцев были различны в разных социальных слоях, что присуще и другим нациям. Высшие и средние классы имели гораздо больше возможностей - и в финансовом отношении, и в наличии свободного времени для досуга. У рабочих слоев и города, и деревни досуг чаще всего принимал форму посещения трактиров и употребления спиртных напитков. В последней трети XIX века, после принятия социального законодательства и выделения досуга в самостоятельную сферу жизнедеятельности рабочих, возникла проблема организации досуга для рабочих и других слоев населения.

Конец XIX века стал для жителей Европы временем бурных перемен. Новые фабрики, которые возникали повсюду, преображали облик страны. Словно магнит, они притягивали к себе бесчисленные толпы молодых людей, для которых больше не было места в деревне, не способной принять 60 миллионов немцев. Возникновение этих фабрик повсюду в Германии тогда воспринималось с восторгом - как давно ожидаемое решение уже наметившейся проблемы пространства и снабжения. Наконец-то стало возможным обеспечить большое количество людей на ограниченном пространстве постоянным заработком. И лишь немногие критики отмечали, что так проблему не решить. Развитие фабричного производства не устранило зависимость от иностранного импорта: продукты питания и сырье для текстильной промышленности изготавливались не на конвейере, они произрастали на полях. И вопрос о том, можно ли решить проблему села, размещая людей на ограниченном пространстве с далеко не идеальными условиями для проживания, оставался открытым. Началась невиданная до сих пор урбанизация, стремительно расли индустриальные метрополии, в которых бесчисленные горожане были вынуждены ютиться в тесноте, грязи и шуме.

Параллельно с этими процессами набирала темпы индустриализация, проникая в быт людей, она ослабляла их зависимость от естественных ритмов, привычек и просто случая. В глазах общественности в те годы культивировалась безрассудно оптимистичная вера в прогресс. Известный в то время профессор химии (а позже нобелевский лауреат) Вильгельм Оствальд (1853-1932) предрекал исчезновение в ближайшем будущем самого понятия судьбы: развитие науки и техники возьмет жизнь человека во всех ее проявлениях под полный контроль1.

Существующие процессы отажались на повседной культуре и развитии досуга. Зарождались и развивались различные течения и направления в литературе, живописи, искусстве, которые получали непосредственное отражение в жизни путем организации всякого рода обществ и объединений. Так, например, с середины 90-х годов XIX века Мюнхен как баварская столица служил оплотом «Сецессиона», эстетического направления, выпадавшего из рамок официального буржуазного искусства. (Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление) — название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX - начала XX веков, представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму).

Наиболее известными представителями данного направления являлись «Мюнхенский Сецессион», «Берлинский Сецессион» и «Венский Сецессион»2.

«Мюнхенский Сецессион», основанный в 1892 году Ф. фон Штуком и руководимый с 1899 года Ф. фон Уде, объединял преимущественно представителей немецкого варианта стиля «модерн» — югендстиля (нем. Jugendstil, от названия мюнхенского журнала «Югенд», основанного в 1896 году). Одним из ведущих мастеров «Мюнхенского Сецессиона» с 1893 года был архитектор, график и дизайнер П. Беренс.

«Берлинский Сецессион», созданный в 1899 году, объединил в основном художников немецкого импрессионизма (первый президент общества - М. Либерман). В 1906 году общество распалось на «Новый Берлинский Сецессион», руководимый Л. Коринтом, и «Свободный Сецессион» во главе с М. Либерманом1.

Мюнхен становился «культурным центром», то есть рынком, товаром для которого служило искусство; этот рынок порождал как высокооплачиваемых, модных «академиков», так и «пролетариев» от искусства, то есть тех писателей и художников, которым приходилось бороться за свое существование и признание. Их звали «богемой». Богема сложилась как особая социальная группа в конце XIX века сначала во Франции, позднее в Германии. Богема не стыдилась своей бедности, подобно Э. Мюзаму в его «Песне о лохмотьях», выставляя эту бедность напоказ:

Похожие диссертации на Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков