Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этапы и особенности формирования латиноамериканских диаспор в США (XIX-XXI вв.) Кудеярова Надежда Юрьевна

Этапы и особенности формирования латиноамериканских диаспор в США (XIX-XXI вв.)
<
Этапы и особенности формирования латиноамериканских диаспор в США (XIX-XXI вв.) Этапы и особенности формирования латиноамериканских диаспор в США (XIX-XXI вв.) Этапы и особенности формирования латиноамериканских диаспор в США (XIX-XXI вв.) Этапы и особенности формирования латиноамериканских диаспор в США (XIX-XXI вв.) Этапы и особенности формирования латиноамериканских диаспор в США (XIX-XXI вв.) Этапы и особенности формирования латиноамериканских диаспор в США (XIX-XXI вв.) Этапы и особенности формирования латиноамериканских диаспор в США (XIX-XXI вв.) Этапы и особенности формирования латиноамериканских диаспор в США (XIX-XXI вв.) Этапы и особенности формирования латиноамериканских диаспор в США (XIX-XXI вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кудеярова Надежда Юрьевна. Этапы и особенности формирования латиноамериканских диаспор в США (XIX-XXI вв.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Москва, 2004 172 c. РГБ ОД, 61:04-7/724

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Миграционная ситуация на американском континенте середине XIX в. и первые латиноамериканские диаспоры в США 22

Основные характеристики миграционных потоков из Европы в страны Латинской Америки 23

Начало иммиграционных процессов из Латинской Америки и возникновение мексиканских общин на территории США 30

Кубинская диаспора в США в XIX - начале XX вв 35

Политическая составляющая в процессе объединения кубинской диаспоры.. 41

Трансформация диаспоральной идентичности 45

Глава 2. Латинская Америка и иммиграционное законодательство США. 49

Основные этапы иммиграционного законодательства США 50

Политика в отношении латиноамериканской иммиграции 56

Нелегальная мексиканская иммиграция 63

Современные реформы иммиграционного законодательства США 70

Влияние НАФТА на мексиканскую иммиграцию и динамика миграционной ситуации 73

Глава 3. Анклавная модель диаспоры (регион Майами) 83

Кубинская диаспора в Майами 83

Проблема билингвизма 97

Кубинцы за пределами Флориды 106

Глава 4. Социальная структура и положение нспаноязычнон диаспоры США

Некоторые особенности диаспорального существования испаноязычных общин 112

Основные диаспоры испаноязычного населения Соединенных Штатов 126

Возрастные особенности 129

Образовательный уровень 132

Социальная стратификация 142

Заключение 155

Библиография 160

Введение к работе

Волна переселений, охватившая в конце XX в. население не только Европы и Азии, но и всего мира, все явственнее проявляет прозрачность жестких традиционных государственных и культурных границ. Перемещения и связи народов, языков и культур наглядно демонстрирует масштабы процесса глобализации и взаимозависимости современного мира.

Увеличение интенсивности и масштабов современных миграционных потоков придает особую значимость изучению процесса становления диаспор - устойчивых этнических сообществ, оторванных от своей исконной «материнской» территории и укрепляющихся в новом, принимающем их обществе.

Употребление термина «диаспора» при описании и интерпретации современных этнических процессов стало уже привычным. В современной литературе этот термин достаточно произвольно применяется к самым разным процессам и явлениям, описывающим жизнь этнических меньшинств за пределами родной территории.

Выделение диаспор из общего ряда этнических меньшинств способствует изучению меньшинств под углом зрения их взаимосвязей и взаимодействий с родиной, материнским этносом. При политических и религиозных миграциях контакты в основном бывают строго лимитированы властями на родине, а важнейшим условием репатриации становится смена властей или изменение их политики.

Принципиально иной характер носят связи с родиной при естественной этнической эмиграции. Именно меньшинства, которые сформировались в результате этнической эмиграции, чаще всего обозначались термином «диаспо pa» . При помощи этнических характеристик обычно обозначаются еврейская, армянская, мексиканская диаспоры и др.

В классическом понимании термина «диаспора» прежде всего подразумевается состояние потери своей родины. Так, евреи на протыжении многих веков оказались рассеяны по свету, а армяне, начиная с 387 г. (первое разделение Армении - между Римской империей и Сасанидским Ираном), были вынуждены эмигрировать со своих территорий, особенно ярко это проявилось во время геноцида армян в 1915 г.

В настоящее время все больше входит в научный оборот термин «новая диаспора», снимающий узкий контекст рассеяния этноса, придававшийся первоначальным смыслом термина и расширяющий смысл самостоятельного и устойчивого переходного двухкультурного, двухцивилизационного состояния мигрантов.

Такое изменение содержания понятия стало происходить под влиянием массовых миграционных процессов, начавшихся еще в середине XIX в., когда десятки тысяч людей стали покидать свою родину в поисках работы, земли и лучшей жизни. Они отправлялись не только в соседние страны, а на другие континенты - в Южную и Северную Америки, Австралию и Новую Зеландию.

Массовый поток мигрантов размывал узкогосударственные границы этнических образований и создавал новый феномен сложной (двух - трех валентной) этничности, основанной на совместном проживании разных многонациональных общин.

Общемировые тенденции побуждают к более динамичному и менее строгому использованию понятия «диаспора», поскольку возникла необходимость учитывать элементы, которые не являлись характерными для традиционной диаспоры.

1 См. Дараган Н. Симпозиум «Армянские общины в странах Запада и третьего мира» // Советская этнография. М., 1988, № 3; Мелконян Э.Л. Армянская семья в условиях диас

Полезным является толкование особенностей поведения, характерного для диаспорального существования, которое можно назвать менталитетом временного пребывания. Такая модель поведения основывается на трех источниках:

- противоречивая, но сильная эмоциональная связь со страной происхождения: мигранты поддерживают с ней контакты, не перестают планировать свое возвращение, осознавая при этом, что в действительности они этого никогда не сделают. Эта осознанность тщательно скрывается и частично вознаграждается, но делает их нахождение в стране пребывания эмоционально возможным только как временное;

- противоречивые отношения со страной пребывания и ее коренным населением: часто выражается в том, что деятельность, в равной мере выгодная как мигрантам, так и основному населению, все еще продолжает вызывать взаимное подозрение и т.д.;

- внутренние черты миграционного существования: прочная и часто обращенная на себя община, в которой поддерживаются личные связи и свойственно (пере)развитое осознание «себя», экономическая изоляция, культурная (религиозная, этническая, экономическая) самозащита, преобладание высоко ликвидных инвестиций и т.д.)2.

В этом контексте целесообразно дополнительно учитывать характерные черты диаспорального существования, проявляющиеся во взаимоотношениях диаспоры со странами происхождения и пребывания:

- основное население страны пребывания относится к диаспоре как к чему-то инородному или как к враждебной общине;

- каждая диаспора, подобно человеку, живет своим «замкнутым» циклом, и социальные особенности, свойственные независимым, крепким и самостоятельным диаспорам, сильно отличают их друг от друга; поры // Советская этнография, М., 1988, № 6.

- природа взаимоотношений каждой диаспоры со страной пребывания может меняться в зависимости от размера и социального портрета пришельцев, а также культурных, исторических и политических особенностей страны пребывания;

- одной и той же стране происхождения могут принадлежать несколько диаспор, которые могут взаимодействовать друг с другом. Такое взаимодействие может привести к образованию транснациональной экономической, культурной и политической диаспоры, которая может оказывать свое воздействие на особенности взаимоотношений диаспоры со странами происхождения и пребывания3.

Потеря родственных связей, изменение языковой и культурной среды, сопровождавшие отрыв от родной земли и характерные для XIX и большей части XX вв., придавали акту иммиграции трагический, непоправимый оттенок. Вопрос об ассимиляции ставил перед иммигрантом нелегкий выбор дальнейшей стратегии жизни и поведения.

С развитием коммуникационных технологий вопрос о потери связи с родиной теряет прежнюю остроту. Непосредственное общение стало возможным при тысячах километров, разделяющих участников. Возросшее число средств связи, совместно с доступными и недорогими средствами передвижения, позволили членам диаспоры, мечтающим одновременно присутствовать в стране происхождения и пребывания, реализовать свои мечты. Эти возможности снизили эмоциональное напряжение, связанное с отъездом, одновременно улучшая условия взаимного экономического сотрудничества и политической деятельности.

2 Bonacich Е., Turner J. Toward a Composite Theory of Middlemen minorities. Ethnicity, 1980, N7, p. 144-158.

3 Шик E. Приблизительные выкладки о понятии «диаспора» и экспериментальные наблюдения его применения в венгерском контексте // Новые диаспоры. Государственная политика по отношению к соотечественникам и национальным меньшинствам. М., 2002, с. 24. Влияние диаспор растет не только в стране пребывания, но ив покинутых странах: активная финансовая политика, направленная на поддержание родственных семей на родине, ведет к значительному инвестированию в национальные экономики. Так, в некоторых странах Центральной и Южной Америк объем частных денежных переводов из-за границы чуть ли не превышает размер национального бюджета, или же выходит на первые рубежи в сравнениями с объемами внешних инвестиций.

Нельзя также оставлять без внимания культурное и политическое воздействие, оказываемое мультикультурализмом, дающим этническим диаспорам право чувствовать себя полноправными участниками жизни страны пребывания. Членам современных диаспор больше не приходится выбирать между ассимиляцией и сохранением ценностей этнического меньшинства, вместо этого они могут стать участниками обеих сторон.

Каким бы ни был применяемый перечень диаспоральных особенностей, ни от какого сообщества нельзя ожидать их полного наличия на протяжении всей истории. И рассуждения о диаспоре определенно будут трансформироваться по мере изменения самого исторического контекста.

В данной работе под диаспорой понимается этнос (народ) или его часть, длительное время проживающий вне своей исторической родины или территории обитания этнического массива, сохраняющий представление о единстве происхождения, и не желающий терять стабильные групповые характери-стики, заметно отличающиеся от остального населения страны пребывания, вынужденно (осознанно или неосознанно) подчиняясь принятому в ней порядку, приобретающий и сохраняющий двухцивилизационную идентичность.

В настоящее время испаноязычные сообщества в США являются одним из ярких примеров именно такого состояния. Численное соотношение испа-ноговорящего населения в США - около 12% граждан страны (без учета нелегалов и не-граждан), дает повод не только для всестороннего изучения со временной ситуации, но и для обращения к истокам формирования этих сообществ. Всего в США проживает ныне около 35 млн. испаноговорящего населения.

Анализ исторических причин зарождения латиноамериканских сообществ в США, тенденций их современного развития, а также специфики на общем фоне новой жизни, позволяет показать самобытность общин, проанализировать эффективность устоявшейся практики этнического взаимодействия.

Актуальность представленной диссертационной работы определяется необходимостью системного исследования и комплексной оценки феномена этнических диаспор в иной цивилизационно-культурной среде. Изменение языковой, культурной картины целого ряда территорий современного мира под влиянием перемещения не только вынужденных переселенцев, сорванных со своей родной земли в результате происходящих локальных этнических конфликтов, но и происходящее под влиянием общих тенденций глобальной миграции, ставит важный вопрос о дальнейшей перспективе толерантного развития формирующихся мультикультурных регионов.

Актуальность обращения к проблеме испаноязычных диаспор на территории США обусловлена схожестью процессов, происходящих в многонациональных странах. Проблемы адаптации и ассимиляции многочисленных иммигрантов из соседних стран в настоящее время стоят не только перед Соединенными Штатами, но и перед Россией. Миграционное давление, испытываемое нашей страной в последнее десятилетие в ряде случаев сопоставимо с аналогичной проблемой в США. Глубокие экономические, политические и культурные перемены, произошедшие за последние 15 лет в странах бывшего СССР, привели к тому, что на территории России адаптация и ассимиляция мигрантов из стран ближнего зарубежья происходит стихийно. В результате образуются неуправляемые этнические анклавы, а в некоторых случаях меняется этнический портрет населения в целых регионах страны (например, Сибирь, Дальний Восток).

Опыт изучения этнических сообществ, проживающих в иной культурной среде, представляется для современной России крайне актуальным. Латиноамериканские диаспоры в США демонстрируют не только проблемы адаптации членов самих диаспор, но также и реакцию на них окружающей социальной среды. Процессы, протекающие не только в открытой конфликтной форме, но чаще носящие латентный характер, связаны с целым комплексом социально-экономических и культурных проблем, играющих первостепенную роль в этом взаимодействии.

Общинное и диаспоральное строение этих этнических групп позволяет нам говорить о том, что при активном росте иммиграции в страну первичные этнические группы являются ядром и проводником дальнейшего нарастания национальной миграции в эти страны. Общинно-диаспоральная социализация позволяет все большему числу прибывающих иммигрантов более успешно находить свое место в иной культурной среде. При этом именно диаспора остается проводником и хранителем «материнской» культуры в окружении иной, зачастую «чужой», культурно-цивилизационной парадигмы.

В связи с этим весьма актуальна задача пересмотра многих стереотипов, связанных с анализом социокультурной адаптации иммиграционного населения, и выработке более комплексного подхода к решению специфических проблем диаспорального элемента мирового цивилизационного процесса.

Предмет исследования. Диссертационная работа посвящена анализу истории образования и динамике социального положения основных испаноя-зычных диаспор в США, формирующих в настоящее время новый облик всего североамериканского общества и особенно современного южноамериканского этнического меньшинства. Объектом изучения данного диссертационного исследования являются испаноязычные диаспоры на территории США. Исследуются общие тенденции развития и воспроизводства этнических со обществ в новейшее время, история их формирования и место в североамериканском обществе. Процесс становления этих сообществ неоднороден и во многом связан как со спецификой двусторонних отношений Соединенных Штатов со странами Латинской Америки и Карибов, так и со спецификой внутриполитических проблем в истории самих стран - «доноров» иммиграции.

Исследование основных характеристик диаспоральных сообществ построено на анализе социального, экономического, культурного и языкового положения, которое они занимают как в американском обществе в целом, так и в отдельных юго-западных штатах.

Основной целью диссертационного исследования является комплексный анализ истории формирования, динамики развития и социального положения испаноязычных сообществ на территории США, а также выявление основных тенденций их развития. Современное положение, внутренние процессы, происходящие в диаспорах, следует рассматривать во взаимосвязи с общими глобальными миграционными тенденциями, а также с ориентацией на внутренние социально-экономические и политические проблемы стран-доноров. Одним из аспектов диссертационного исследования является анализ основных этапов формирования иммиграционной политики США в отношении латиноамериканских стран, принципиально повлиявших на динамику роста латиноамериканской иммиграции в XX в. Вместе с тем, изучение законодательных актов и их юридические детали, а также рассмотрение внутренней ситуации стран-доноров выходит за рамки диссертационного исследования.

Исходя из поставленной цели, в данной диссертационной работе решаются следующие задачи:

1. Определение основных объективных и субъективных историче ских факторов, повлиявших на формирование современных испаноязычных диаспор в США; обозначение их социокультурной специфики, за которой стоят особые мировоззренческие традиции, влияющие на характер и стратегию поведения, уклада жизни, что в совокупности позволяет лучше понять противоречивость положения и особенности самосознания испаноязычного населения в США.

2. Оценка количественной и качественной динамики латиноамериканской миграции в США и ее взаимосвязь с общим процессом развития иммиграционного законодательства Соединенных Штатов; анализ становления латиноамериканской иммиграционной проблемы в рамках противоречия между общей концепцией иммиграционной политики и развитем трудовой занятости на уровне профессий низкой квалификации.

3. Анализ истории становления основных испаноговорящих диаспор и выявление их специфики на общем фоне латиноамериканского населения в США; исследование кубинского опыта в Майами, позволяющего пересмотреть традиционные модели адаптации иммигрантов к жизни в чужой стране, а также характер их влияния на развитие городов проживания.

4. Оценка состояния, основных социальных характеристик и перспектив развития испаноязычных латиноамериканских диаспор в США, имеющих принципиальное значение для понимания основных тенденций трудовой этнической миграции, способов адаптации и ассимиляции, формирования этнических анклавов в странах с преобладающим многонациональным населением.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период с середины XIX в. - зарождения кубинской диаспоры во Флориде, до современного этапа в развитии целого ряда латиноамериканских диаспор на рубеже XX-XXI вв. Рассматриваемый период позволяет проследить динамику развития испаноязычных сообществ с момента их создания до настоящего времени. За прошедший век они прошли путь от локальных сообществ до значительной этнической группы, все активнее и решительней проявляющей себя в североамериканском обществе.

Выбор методологии данной диссертационной работы обусловлен необходимостью найти возможность наиболее полной реализации исследовательской установки для анализа современного положения основных испаноязычных диаспор в США и понимания основных причин возникновения современной ситуации с присущим ей масштабом явления.

Поскольку основной задачей исследования является создание целостной исторической картины данного социального явления, наиболее оптимальным представляется комплексный подход, включающий комбинирование методов исследования истории, социологии и, в ряде случаев, этнографии и культурологии.

В силу того, что в диссертационном исследовании рассматривается проблема развития латиноамериканского пласта в недрах другой цивилизации с учетом исторических событий, происходивших как на самом американском континенте, так и в мире в целом, использованы также элементы компаративного анализа, который оказался весьма полезным для выявления особенностей развития и адаптации значительных масс латиноамериканских иммигрантов. Социологический метод актуален для рассмотрения основных социальных характеристик, позволяющих наиболее полно описать положение диаспор в общей структуре американского общества.

Состояние научной разработки темы и источнико-документальная база диссертации. Тема испаноязычных диаспор в США, существующая «на стыке» интересов различных научных дисциплин, тесно связана с целым комплексом проблем, волнующих современное американское общество. Междисциплинарный характер в значительной мере обусловил специфику научных публикаций.

В отечественных исследованиях испаноязычное меньшинство США никогда не рассматривалось комплексно как особая часть мультикультурной североамериканской цивилизации. В силу специфики своего положения латиноамериканские иммигранты и их потомки долгое время оказывались на второстепенных позициях научных интересов ученых-страноведов, занимавшихся как Латинской Америкой, так и США. Это привело к тому, что в российской науке проблема социально-культурной специфики, политической и исторической эволюции испаноязычного населения в целом практически не исследована.

Первая в отечественной латиноамериканистике попытка комплексного исследования испаноязычных диаспор в Соединенных Штатах была предпринята в коллективной работе «Латиноамериканские диаспоры в США»4 (автором диссертации были написаны 3, 5 и 7 главы работы).

Также отдельные аспекты темы освещались в трудах общего характера, посвященных в основном истории, политике и культуре США, а также в исследованиях иммиграционных процессов современного западного общества, роли национального фактора в политике, в анализе теории и практики межнациональных отношений5.

Исследования американских и латиноамериканских ученых опираются на солидную документальную базу и сложившиеся традиции. В то же время они имеют специфику, за которой стоят особые мировоззренческие позиции как североамериканских, так и латиноамериканских авторов, что позволяет лучше понять противоречивость положения и особенности самосознания испаноязычного населения в США.

Среди работ общего характера выделяются работы по этнической истории США, включающие раздел о различных группах испаноязычных американцев, в частности, о мексиканцах, кубинцах и др., по странам происхождения. К этой группе работ можно отнести исследование Т.Сауэлла «Этническая Америка. История»6.

Особый раздел в изучении истории и особенностей формирования испаноязычных сообществ представляют справочники и энциклопедии, посвященные этническому многообразию США. В них история латиноамериканских диаспор рассматривается как неотъемлемая часть современной жизни страны . В «Гарвардской энциклопедии американских этнических групп» под ред. Ст.Тернсторма8 конкретным разделам энциклопедии предшествуют статьи теоретического характера, поднимающие наиболее острые и спорные вопросы, касающиеся концепций этничности, сущности процессов ассимиляции, сохранения культурного плюрализхма, ближайших и отдаленных последствий иммиграции. Важным достоинством таких энциклопедий является не только информационная значимость, обращение к уникальному историческому материалу, использование новейших статистических данных и постановка современных проблем, но и то представление о культурном многообразии страны, которое получает читатель, столкнувшись даже с частным, второстепенным вопросом.

Начиная с 70-х гг. XX в. растет число работ, посвященных вопросу латиноамериканских диаспор и акцентирующих внимание на цивилизационнои специфике испаноязычных жителей Соединенных Штатов. Таких исследова ний становится все больше, что свидетельствует о растущем интересе к данной проблематике9.

Формирование испаноязычных диаспор в США неразрывно связано с общим миграционным процессом, происходящим в мире в последние полтора века. Становлению этнических отношений в странах Латинской Америки и анализу миграционных процессов в XIX в. посвящен целый ряд исследований отечественных ученых10.

Исследование латиноамериканских диаспор тесно связано с общим процессом развития иммиграционного законодательства Соединенных Штатов. В отечественной историографии впервые правовые аспекты иммиграции в США с достаточной полнотой были проанализированы в монографии С.В.Филиппова «США: иммиграция и гражданство. Политика и законодательство», современные реформы подробно освещены в работах В.А.Тена, В.М.Николайчика и других авторов11. Американская концепция иммиграционной политики.в XX в. была сформулирована в текстах законов,.а также в трудах, записках и выступлениях американских президентов .Становление латиноамериканской иммиграционной проблемы было подробно проанализировано в работах известного американского ученого У.Бернарда13.

Исследование общих тенденций формирования и развития латиноамериканских диаспор невозхможно без подробного изучения истории наиболее значительных из них.

Начало процессу становления мексиканской диаспоры в США было положено в середине XIX в. Подробно этот этап отношений между Мексикой и США освещен в источниках, публикующих дипломатическую переписку в период активного развития кризиса двусторонних отношений14. В отечественной латиноамериканистике эта проблема подробно рассмотрена в ряде работ Н.В.Потоковой и других авторов15.

Становление мексиканского меньшинства происходило на фоне значительного обострения национальных отношений в США, борьбы с расовой дискриминацией в 60 - 70-е гг. XX в. Это был период поиска «новой социальности»16, новой культуры и новых эталонов в общественно-политической и повседневной жизни, подготовивший переход от жестких норм и привычных стереотипов к «мультикультурному» плюралистическому сознанию в масштабе всего общества.

Наравне с афроамериканцами одну из ведущих ролей в этом процессе сыграли мексиканоамериканцы, выступившие от лица всех испаноязычных жителей США. Массовое движение протеста «чиканос» заставило власти США на федеральном и местном уровне пересмотреть свои позиции и при нять ряд законов, обеспечивающих равные права испаноязычного населения в американском обществе. Этому этапу становления мексиканского сообщества посвящены работы ведущих исследователей проблемы мексиканоаме-риканцев Дж. Мур, Г.Пачона, М.С.Мейера и Ф.Риверы17, а также работы ряда отечественных ученых18.

В настоящее время социально-культурное положение мексиканской диаспоры в США во многом переплетается с динамикой миграционного движения между двумя странами. Современные исследования мексиканской диаспоры уделяют большое внимание пограничным вопросам и двусторонним мексиканоамериканским отношениям, развивающимся после подписания НАФТА19.

Не столь многочисленная по своему составу, как мексиканская, но играющая важную роль в формировании внутренней политики по отношению к испаноязычному населению, кубинская диаспора имеет довольно продолжительную историю в США. Анализ начального этапа ее становления основан на кубинских источниках, посвященных драматической борьбе за независимость острова и перипетиях создания сигарной промышленности во Флори

де . История борьбы за независимость Кубы неразрывно связана с именем Х.Марти и американским периодом его эмиграции, его работами, опубликованными в этот период21.

Научная разработка темы современного состояния кубинского сообщества в США, и, в частности, в Майами, затрудняется тем, что в отечественной литературе практически отсутствуют работы и исследования по данной теме. Большинство работ по проблеме кубино-американских отношений после революции 1959 г. в значительной степени политизированы и не касаются существа вопроса становления диаспоры за пределами родной территории. Стремясь исследовать современную историю развития латиноамериканских диаспор в США, автор опирался на данные и источники, вводимые в научный оборот североамериканскими исследователями. Наиболее ярко и подробно история кубинского сообщества во Флориде освещена на страницах американского ежегодника «Cuban Studies», в исследованиях известных американских ученых по проблемам генезиса кубинской диаспоры Л.Переса и Д.Пойо. На страницах ежегодника представлены результаты исследований американских авторов как по актуальному состоянию социального и эконо-мического развития Кубы, так и по истории становления различных аспектов жизни кубинского сообщества в США. Неоспоримым достоинством этих публикаций является деполитизированный настрой их авторов, что позволяет читателям самим выносить оценки в понимании происходящих процессов. Разнообразие тем, поднимаемых на страницах ежегодника позволяет создать комплексную картину современной жизни как кубинского общества на острове, так и его диаспоры на территории США22.

Испаноязычные жители США образуют во многом уникальный социально-этнический пласт населения страны. Являясь этническим меньшинством, латиноамериканская группа выделяется среди других как по социальным показателям, так и по темпам прироста. Данное диссертационное исследование основных тенденций развития испаноязычного населения США базируется на официальных данных, публикуемых Американским бюро переписи, а также статистических данных, публикуемых Службой иммиграции и натурализации США23.

Эти материалы имеют исключительной значение для выявления основных социально-демографических и культурологических характеристик современного испаноязычного сообщества США: его общую численность, возрастные особенности, динамику образовательного уровня, внутреннюю социальную стратификацию, профессиональную структуру работающего населения, уровень дохода по группам, жилищные условия и проч. Такого комплексного анализа состояния и положения испаноязычной диаспоры в США никем до сих пор не предпринималось.

Научная новизна работы определяется тем, что данное диссертационное исследование в отечественной латиноамериканистике впервые дает комплексный анализ истории формирования и определения особенностей развития латиноамериканского населения в США в целом, а также сравнительный анализ основных латиноамериканских диаспор. Этот анализ впервые проводится на основе специального историко-социологического исследования, включающего в себя также рассмотрение некоторых юридических аспектов, существенно повлиявших на развитие современной ситуации. Исследование основывается на сопоставлении иммиграционного законодательства США, анализа переписей населения второй половины XX в., а также истории становления наиболее значимых латиноамериканских диаспор.

На основе изучения обширного круга источников и литературы в данном исследовании показаны этапы становления и современное состояние ис-паноязычного меньшинства, выходящего в настоящее время на первые позиции по своему количеству в этническом составе американского общества.

Сочетание исторического, правового и социологического подходов позволяет более полно представить лицо современной диаспоры как органического элемента современного этапа глобализации и цивилизационного процесса в целом.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут найти применение в процессе анализа миграционных процессов как в Латинской Америке и США, так и в России, а также в изучении тенденций и выработке решений по проблеме этнических диаспор в современном обществе, понимании характера проблем, связанных с этими вопросами.

Материалы и выводы работы могут быть использованы в законотворческом процессе в области национальных отношений, в работе органов государственной власти, занимающихся вопросами национальных и федеративных отношений, в деятельности различных аналитических центров. Материалы исследования могут найти применение в учебном процессе системы повышения квалификации работников органов государственной власти, занятых в области регулирования национальных отношений, работников сферы образования и культуры, представителей средств массовой информации. Отдельные положения диссертации могут быть рекомендованы к использованию в программах и спецкурсах ряда учебных заведений. Содержащиеся в работе материалы могут послужить основой для дальнейших научных исследований.

Апробация исследования. Диссертация была написана, обсуждена и рекомендована к защите в Центре цивилизационных и культурологических исследований Института Латинской Америки РАН. Основные теоретические положения были опубликованы автором в коллективном исследовании «Латиноамериканские диаспоры в США», М., Наука, 2003; главы 3, 5, 7; общий объем - 5,2 усл. п. л.

Отдельные аспекты данного исследования были изложены автором в ряде статей, в докладах на X Конгрессе Международной федерации по изучению Латинской Америки и Карибского бассейна (ФИЕАЛК) в Москве в июне 2001 г., а также на научных конференциях в Институте Латинской Америки РАН.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 4 глав, заключения и списка источников и литературы.

Основные характеристики миграционных потоков из Европы в страны Латинской Америки

В южноамериканских странах заинтересованность в европейских переселенцах начала формироваться еще в начале XIX в., когда остро встали вопросы как об освоении земель, так и об этно-национальном развитии стран Латинской Америки.

Иммиграция поощрялась на законодательном уровне. Опыт ведущих латиноамериканских стран демонстрирует нам, что формально принятые законодательные акты о поддержке европейской иммиграции находят воплощение только в ситуации экономической готовности страны к этому довольно сложному процессу. В большинстве стран Южной Америки в первой половине XIX в. отсутствовали реальные предпосылки для массовой иммиграции как из-за борьбы за независимость, так и других внутренних проблем. Например, в Аргентине только в конце 60-х - начале 70-х гг., т.е. спустя полвека после выхода первого иммиграционного декрета (1812), сложились реальные условия для его реализации: незадолго до этого Европа стала «выбрасывать» на внешний рынок труда избыток своего населения, а Аргентина, в свою очередь, благодаря нормализовавшейся внутриполитической обстановке, смогла принимать широкий поток европейских переселенцев.

Массовый приток иммигрантов в Латинскую Америку в конце XIX - начале XX вв. был связан во многом с такими факторами, как малонаселенность, наличие обширных пространств земли и огромных естественных ресурсов. Все это создавало благоприятную почву для иммиграции европейцев в эти страны.

Однако стремительный рост иммиграции в Латинскую Америку объясняется не только этим. Важную роль играло то обстоятельство, что сюда на рубеже столетий устремили свои капиталы ведущие индустриальные страны мира - Англия, Германия, США. Но ввиду разного уровня экономического развития южноамериканских стран, эффективность подобных мер была различна и в результате основными странами, принявшими наибольший поток иммигрантов из Европы, в Южной Америке стали Аргентина, Бразилия и Уругвай.

Европейская иммиграция оказывала серьезное влияние на состав и численность населения. Например, в Аргентине с 80-90-х гг. XIX в. и вплоть до 1 мировой войны ежегодный прирост переселенцев из Европы в среднем превышал 100 тыс. чел. Всего с 1857 по 1914 прибыло свыше 4 млн. иностранцев, однако при этом около 2 млн. покинуло страну27. Наиболее благоприятным временем для иммиграции в Аргентину было предвоенное десятилетие с 1904 по 1913 гг. Это был период наибольшей экономической активности в стране, интенсивного расширения железнодорожной сети. Население республики с 5,5 млн. человек в 1904 г. выросло до 7,5 млн. в 1913. Иммиграция сказалась и на увеличении среднегодового естественного прироста населения (102,5 тыс. в 1904 г. и 157,3 тыс. в 1913 г.)28.

Сходные процессы происходили и в других странах Южной Америки. Но в каждой их них были свои особенности. Так, в XIX в. в Бразилии первоначально европейская иммиграция была невелика: потенциальных колонистов пугал тропический климат и притеснения религиозного порядка, создававшие проблемы для протестантских переселенцев. Во второй половине XIX в. иммиграция приняла более широкий размах: с 1850 по 1872 гг. в Бразилию прибыло свыше 230 тыс. человек, вначале основной поток иммиграции шел из Германии и Португалии29. Стремительный приток иммигрантов был обусловлен не только общемировыми тенденциями, но и нарастающим кризисом рабовладельческого плантационного хозяйства, с одной стороны, и развитием капиталистических отношений — с другой.

За десятилетие с 1886 по 1895 гг. число иммигрантов превысило 1 млн. 50 тыс. чел. В последующее десятилетие численность иммигрантов несколько снизилась и составила всего 750 тыс. человек, но уже в 1905-1916 гг. вновь превысила 1 млн. человек. Наиболее многочисленной была итальянская иммиграция, затем португальская и испанская. В Бразилию в 1835 по 1905 гг. иммигрировало более 1 млн. итальянцев, 700 тыс. португальцев, 250 тыс. испанцев, 88 тыс. немцев и 40 тыс. выходцев Австро-Венгрии30.

Похожие процессы происходили и в Уругвае, где динамика роста населения напрямую зависела от европейской иммиграции. Считается, что за 1836 - 1926 гг. (т.е. за 90 лет) в Уругвай въехало 648 тыс. человек (в 1839 — 1903 гг. в среднем по 4 тыс. в год, а в 1900 - 1930-е гг. - по 15 тыс.). Из них более трети (38%) иммигрировало до 1873 г., а для «пика» иммиграции характерен был ежегодный приток в 2% населения республики31. В результате, к началу 80-х гг. иностранцы составляли 31,67% населения республики, в том числе 40,5% жителей столицы .

Основные этапы иммиграционного законодательства США

По мнению американского ученого У. Бернарда, в истории американской иммиграционной политики можно выделить пять отличительных периодов: колониальный (1609 - 1775), «открытых дверей» (1776 - 1881), регулирования (1882 - 1916), ограничения (1917 - 1964), либерализации (с 1965 по настоящее время)77. В принципе, с такой схемой следует согласиться, хотя можно оговориться, что каждая «эра» (термин У. Бернарда) содержала в себе противоречивые характеристики. Так, скажем, «эра либерализации» на деле является более жесткой, нежели предыдущий период «регулирования».

В отечественной историографии впервые правовые аспекты иммиграции в США с достаточной полнотой были проанализированы в монографии СВ. Филиппова «США: иммиграция и гражданство. Политика и законода-тельство» . В книге предложена более точная периодизация:

\1. Свободное заселение страны, завершившееся в 1776 г. образованием нового государства - США.

2. 1116 - 1830, когда иммиграция практически не регулировалась. В связи с необходимостью юридически оформить проблемы гражданства, в т.ч. натурализации, этот период характеризовался активной правотворческой деятельностью законодательной власти США.

3. 1830 - 1875. Иммиграционный въезд регулируется правовыми актами отдельных штатов.

4. Иммиграционная обстановка становится предметом строгого и все объемлющего контроля со стороны федеральной власти. Этот период, начавшийся в 1875 г., прошел через следующие основные фазы:

а) 1875 - 1921, введение первых «качественных» ограничений иммиграции (официальный перечень причин, препятствующих въезду иностранца в США - состояние здоровья, уровень образования, политические взгляды, на циональность);

б) 1921 - 1965, введение количественных ограничений иммиграции и установление системы так называемых национальных квот . В последующие годы можно выделить два этапа:

1. 1965 - 1995, период системы «преференций» в связи со специфическими требованиями научно-технического прогресса;

2. С 1996 г. по настоящее время. Общая либерализация иммиграционной политики и переход к минимальному регулированию легальной иммиграции, с одной стороны, и рост неконтролируемого притока нелегальных иммигрантов. С целью обуздать въезд нелегалов в страну власти с 1996 г. предпо чли перейти вновь к частичному рестрикционизму.

Во второй половине XIX века стали вводиться первые «качественные ограничения» доступа иностранцев. На первых порах речь шла о ряде, так сказать, медицинских и морально-этических ограничений. Так, первые препятствия правового характера были установлены Законом от 1875 г., следуя которому в страну не допускались преступники и проститутки. Однако критерии были крайне неопределенными, обязанность проводить инспекцию для отсеивания «нежелательных персон» была возложена на официальных лиц, ранее ответственных только за финансовые сборы с прибывших иммигрантов.

Позднее Закон 1882 г. расширил перечень причин, препятствующих въезду иммигрантов в страну: в группу запрета были включены душевнобольные, олигофрены, а также люди, которые, по мнению миграционных властей, не были в состоянии прокормить себя и могли стать обузой для общества .

На протяжении ряда лет одним из важных каналов иммиграции был ввоз в США рабочих по контрактам. Вскоре такая практика стала вызывать нарекания и недовольство внутри страны в связи с притоком дешевой рабочей силы.

В 1885 г. и 1887 г. были приняты Законы, запретившие ввоз иностранцев по рабочему контракту. Исключения были сделаны фактически только для специалистов высокой квалификации и только в тех отраслях экономики США, которые к моменту принятия законов не получили достаточного развития.

В периоды подъема американской экономики враждебность к иностранцам уменьшалась, работодателя не интересовала национальность вновь прибывшего до тех пор, пока были нужны его руки, однако в периоды упадка не только принадлежность иммигранта к какому-либо национальному меньшинству, но и сам факт рождения за границей автоматически могли сделать его объектом преследований. В 1888 г. законодательство было дополнено положением о том, что любой иностранец, въехавший в страну по трудовому контракту, может быть выслан из страны в течение года с момента въезда. Новый Закон поставил в безвыходное положение десятки тысяч рабочих, заключивших контракты еще до принятия закона и с единственной целью получить деньги для оплаты проезда в Америку. Верховный суд США признал конституционность этого

Закона . Впоследствии именно эти постановления будут нарушены во время Второй мировой войны для покрытия недостатка рабочих рук в сельском хозяйстве и в промышленности.

Вначале ограничения не касались этнической принадлежности, отсев производился на личностном уровне, на уровне индивидуальной трудоспособности и морали. Но динамика рынка труда и развитие индустрии, а также исторические особенности-- проживания и миграции отдельных этнических сообществ, например, из Китая и других стран Юго-Восточной Азии, свойственные им клановость и компактное проживание стали приводить к конфликтным ситуациям на рынке труда.

Кубинцы за пределами Флориды

Американское правительство, создавшее для прибывающих кубинцев беспрецедентные прямые и косвенные программы помощи, затратило в период с 1965 по 1976 годы почти 1 миллиард долларов. Федеральное правительство обеспечило расходы на транспортировку с Кубы и работу общественных агентств, которые предоставляли услуги и обучающие курсы для беженцев163.

Несмотря на тот факт, что южная Флорида сейчас объединяет большинство американо-кубинского населения, важно отметить, что не все кубинцы проживают в Майами и что значительные кубино-американские общины располагаются повсюду в Соединенных Штатах. Самая большая концентрация вне Майами находится в Нью-Йорке, Нью-Джерси, особенно в Юнион-Сити и Западном Нью-Йорке. В целом, кубинцы, живущие в этих индустриальных общинах, в большинстве сконцентрированы в сфере занятости «синих воротничков», голосуют за демократов и имеют несколько более либеральные представления по проблеме отношений с родиной164.

Американские кубинцы - горожане. По этому показателю они превосходят в пропорции городского/сельского населения не только все американское население в целом, но также и все другие испаноговорящие группы.

Существенные кубино-американские общины существуют в самых больших американских городах, типа Лос-Анджелеса и Чикаго. По сравнению с кубинцами, живущими в двух главных общинах Майами и Нью-Йорка - Нью-Джерси, эти кубинцы имеют лучшую профессиональную квалификацию и более высокие доходы. Одно из объяснений этого явления состоит в том, что те, кто при переселении были способны получить хорошую работу, не испытывали необходимость присоединиться к потоку возвращающихся в Майами. Проживание за пределами анклава обогащало их профессиональный опыт и квалификацию. Осевшие в других регионах страны добивались более высококвалифицированных рабочих мест.

Кубинское население за пределами Флориды лучше образовано и имеет более высокий средний уровень дохода. Эти кубинцы, живущие в общинах с немногими своими соотечественниками, также показывают более высокую степень культурной ассимиляции к американскому обществу, особенно это относится к их детям: лишенное изолированности, которую создает анклав в Майами, второе поколение кубинских американцев хуже говорит на испанском языке и с большей вероятностью вступает в брак с некубинцами 5.

С течением времени межпоколенные изменения становятся все более заметными. Присущие кубинцам первого поколения увлеченность проблемами внешней политики и антикастровской деятельностью, во втором и тем более в третьем поколении перестают доминировать, а отношение к Кубе становится скорее позитивным и приоритет политических задач начинает сменяться на внутриэтнические проблемы в самих США, а не на внешнего врага.

Несмотря на относительно высокую степень ассимиляции и идентификации с США, кубино-американское сообщество тем не менее сохранило многие черты кубанидад и прочного интереса к политике острова166.

Они, подобно более современным волнам мигрантов, сделали переход от изгнания к этнической группе и могут требовать, даже больше чем их родители, двойной идентичности. Они - «поколение постизгнания».

Появление этого драматического межпоколенного изменения стало очевидным в рамках участия кубинцев в традиционных институтах англоговорящего сообщества (банки, юридические фирмы, страховые компании, недвижимость, реклама, профессиональные услуги и общественная бюрократия). На верхних уровнях уже есть достаточное количество кубинцев, особенно в частном секторе. На более низком и на уровне среднего управления сложилась критическая масса молодых кубинских профессионалов. Их обучение, также как двуязычные и бикультурные навыки, сделало их привлекательными для работодателей, особенно в условиях, когда большое число фирм стремится обслуживать растущее испаноговорящее население области.

Молодые профессионалы имеют все шансы выйти из-под опеки этнического анклава и получить работу в больших фирмах и учреждениях вне этнического сообщества. На смену старой когорте первого поколения, создавшей анклав, приходят те, кто приехал в США детьми или уже родились в этой стране. В этом поколении вероятность и стремление стать профессионалами, а не предпринимателями, значительно больше. Несколько отдаленное от своего кубинского происхождения, новое поколение кубинцев скорее будет думать подобно иммигрантам, чем как изгнанники, и легко найдет точки соприкосновения и солидарность с другими этническими группами в сообществе.

История формирования и развития кубинской диаспоры в США сочетает в себе как общие для всей Латинской Америки черты эмиграционных процессов и адаптации к новым цивилизационным обстоятельствам жизни в США, так и некоторые особенности. Они связаны с тремя факторами: 1) первоначальное перемещение табачной промышленности с острова на материк и, соответственно, перераспределение рабочей силы; 2) особенности борьбы кубинцев за свою независимость от Испании, три этапа революционных выступлений и связанное с этим взаимодействие с прогрессивными силами в Северной Америке; 3) антибатистовская революция 1959 г. и последующий режим Ф.Кастро, породившие отток большого числа сторонников Ф.Батисты и недругов Ф.Кастро из Кубы в США.

Немалые особенности наблюдаются в жизни кубинской диаспоры в плане развития в ее среде билингвизма и особенно в плане ее территориальной концентрации, а также уровня вовлеченности различных групп в бизнес, политику и культуру США.

Своеобразное лицо и характер кубинской диаспоры во многой имеют уникальный характер. Его не спутаешь с другими - мексиканской, пуэрториканской, испанской диаспорами. И это многообразие является ярким свидетельством богатства и силы латиноамериканских культур и этносов, того огромного потенциала, которым обладает весь континент.

Похожие диссертации на Этапы и особенности формирования латиноамериканских диаспор в США (XIX-XXI вв.)