Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-экономические идеи английской публицистики второй половины XVI - начала XVII вв. Березкин Андрей Владимирович

Социально-экономические идеи английской публицистики второй половины XVI - начала XVII вв.
<
Социально-экономические идеи английской публицистики второй половины XVI - начала XVII вв. Социально-экономические идеи английской публицистики второй половины XVI - начала XVII вв. Социально-экономические идеи английской публицистики второй половины XVI - начала XVII вв. Социально-экономические идеи английской публицистики второй половины XVI - начала XVII вв. Социально-экономические идеи английской публицистики второй половины XVI - начала XVII вв. Социально-экономические идеи английской публицистики второй половины XVI - начала XVII вв. Социально-экономические идеи английской публицистики второй половины XVI - начала XVII вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Березкин Андрей Владимирович. Социально-экономические идеи английской публицистики второй половины XVI - начала XVII вв. : ил РГБ ОД 61:85-7/793

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Принципы и приемы отражения действительности в английской публицистике ХVІ-начала ХVII вв. 15

Глава II. Разработка идеи общего блага в английской публицистике второй половины от- начала ХVII вв 39

Глава III. Проблема пауперизма в английской публицистике второй половины от - начала ХVII вв 59

Глава ІV. Проблемы кредитно-финансовых отношений в английской публицистике второй половины ХVІ - начала ХVII вв 103

I. Проблема ростовщичества 103

2. Проблема валютного обмена 134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162

Список сокращений 168

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 169

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Дальнейшее изучение проблемы генезиса капитализма в странах Западной Европы предполагает и углубленное рассмотрение истории развития общественного сознания в эту эпоху. Задача осложняется тем, что процессы складывания капиталистических отношений, выступавшие в Англии в наиболее чистом, эталонном виде, получили, в силу целого ряда причин, глубоко противоречивое отражение в идеологии того времени. Если социально-экономические аспекты генезиса капитализма фундаментально исследованы в марксистской историографии, то идеологические процессы этого периода изучены еще далеко недостаточно, что и определяет необходимость продолжения специальных исследований, частью которых и является настоящая работа.

Объектом изучения в настоящей диссертации является английская публицистика второй половины ХУІ - начала ХУІІ вв.

Основная задача исследования состоит в том, чтобы показать соотношение социально-экономических идей, пропагандируемых публицистами различных направлений с английской действительностью той эпохи, более глубоко раскрыть объективный смысл ожесточенной полемики по таким вопросам как пауперизм, ростовщичество. Одновременно внимание сконцентрировано и на том, под каким углом зрения современники воспринимали происходившие общественные сдвиги.

В рассматриваемый нами период в английской публицистике наблюдается господство топики "общего блага", общее понима -ние содержания которого было сформулировано в 30-50-х гг. ХУТ в. группой радикальных реформаторов. Встает вопрос о ре -альном значении этой топики на различных этапах данного пери-

Чс —

да. Представляется недостаточно правомерным наблюдаемое у большинства современных исследователей стремление рассматривать систему взглядов того или иного публициста только как выраженную логически и понятийно. При этом недооценивается образность и метафоричность изложения, игнорируются, как якобы лишь затемняющие смысл, определенные жанровые особенно -сти. Форма нередко априорно рассматривается как безразлич -ная оболочка, а не как инструмент реализации содержания. Подобный анализ содержания в отвлечении от его формального воплощения неизбежно теряет в конкретности. В связи с этим, вторая важная задача исследования состояла в рассмотрении социально-экономических идеи тюдоровских публицистов в свете общефилософских установок эпохи Возрождения, с учетом жанровых особенностей произведений и специфики их восприятия аудиторией ХУІ в. Необходимо было выяснить также, как взаимодействовали наблюдаемые в публицистике явления, знаменующие переход к эмпирическому описанию действительности, с риторической традицией.

Хронологические рамки исследования. Вторая половина ХУІ - начало ХУЛ вв. - эпоха расцвета тюдоровского абсолю -тизма, обусловившего, помимо всего остального, своеобразие развития современной ему английской общественной мысли. Одной из характерных черт этого развития является постепенное осознание недостаточности риторического подхода к действи -тельности и стремление к эмпирическому ее описанию.

Методологическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма, раскрывших сущность процесса так называемого первоначального накопления капитала. Особое

значение для настоящей работы имеет "Капитал" К.Маркса, в котором этот процесс рассмотрен на конкретном примере Англии. Теоретической основой более углубленного подхода к изучению данных английской публицистики как источника для изучения социально-экономической мысли является положение Ф.Энгельса о том, что "теоретическое мышление каждой эпохи ... это - исторический продукт, принимающий в различные времена

очень различные формы и вместе с тем очень различное содер-

I жание".

Источники. В первую очередь, уровень развития английской общественной мысли тюдоровской эпохи характеризуют трактаты ученых и государственных деятелей Т.Смита "Рассуждение об общем благе этого королевства Англии" (1549, опубликован в 1581) и Т.Вильсона "Рассуждение о ростовщичестве" (1572).3

Судьба трактата "Рассуждение об общем благе королевства Англии" поразительна. Он не затерялся среди сотен трактатов, написанных меркантилистами в ХУІ-ХУП вв. Со времен Адама Смита историки экономических учений, историки Англии в ХУІ в. часто цитируют, ссылаются на этот трактат. К.Маркс в "Капитале" пространной выдержкой из трактата иллюстрирует влияние

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд.2-е, т.20, с.366.

  2. A Discourse of the Common Weal of this Eealm of England. Ed» by Lamond E. Cambridge, 1929«

  3. Wilson T. A Discourse upon Usuary» Ed. by Tavraey R.H. L., 1925

обесценения денег в ХУІ в. на положение различных классов

т английского общества. Вместе с тем вот уже два века подряд

с частотой примерно два раза в столетие производится очередная атетеза и новая атрибуция трактата.

"Рассуждение об общем благе", детище экономической мысли раннего меркантилизма, вышло в свет в Лондоне в 1581 г. под названием "Краткое изложение некоторых нынешних жалоб наших соотечественников" и под инициалами " W»s. ". Последнее обстоятельство сыграло определенную роль в курьезной атрибуции трактата в ХУШ в. Вильяму Шекспиру. До конца XIX в. изучение трактата вращалось вокруг издания 1581 г. По совпадению инициалов его приписали Вильяму Стаффорду.

Новый свет на историю трактата пролили изыскания Елиза-веты Лемонд. Исследовательница обратилась к наиболее ранним рукописным вариантам трактата и установила, что это произведение отражает состояние дел в Англии на 1549 г., написано Джоном Хейлзом (ум.1571), а незначительно переделано и напечатано в 1581 г. Вильямом Смитом. Концепция Е.Лемонд была принята У.Кеннингемом, У.Эшли, Э.Чэйни, Р.Г.Тоуни и др.

Публикация Е.Лемонд возбудила особый интерес к "Рассуждению об общем благе", как к памятнику английской обществен-

ной мысли в 40-х и 80-х гг. ХУІ в. В 30-е годы нашего века

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд.2-е, т.23, с.754.

  2. bamond Е. The Date and Authorship of the "Examination of Complaints" attributed to William Stafford,

- The English Historical Review, 1891, id VI,p. 284-^05

3. Stafford Drei Gesprache liber die in der Bevol-

kerung verbreiteten Elagen. Hrsg. von Leser E. Leipzig, 1895.

Ж.-И.Лебраншю и Э.Хьюз попытались доказать, что трактат на-

писан Томасом Смитом (1513-1577). Вполне это удалось еде -

лать Мэри Дыоэр, издавшей "Рассуждение об общем благе" в

о 1969 г. уже как сочинение Т.Омита. М.Дьюэр еще раз уточнила дату написания трактата - 1549 г.; доказала, что основное изменение, касательно причин роста цен, внес сам Т.Смит, а не его племянник Б.Смит, публикатор трактата.

Памфлеты Р.Кроули об огораживаниях 549-1551), Дж.Хауза о богадельнях и работных домах (1582-1587), Т.Артингтона "Определения для бедных" (1597) 4 не только содержат ценный фактический материал, но, будучи обращенными к широкой аудитории, позволяют судить, в какой форме и какими методами происходила пропаганда идей пуританизма и, в частности, пу -ританской концепции благотворительности.

  1. le Branchu J.-I. Ecrits Notables sur la Monnaie, XVIе siecle, t.I, P., 1934, p.LYII-XCIVj Hughes E. The authorship of the Discourse of the Common Weal. -Bulletin of the John Ryland's Library of University of Manchester,1937,vol.XXI, N 1, p.167-175«

  2. Dewar M. Sir Thomas Smith; A Tudor Intellectual in Office, L., 1964$ Dewar M. The Authorship of the Discourse of the Common Weal. - Economic History Review, 2nd ser., 1966, vol.XIX, N 2, p.38S-400f A Discourse of the Commonweal of this Realm of England Attributed to Sir Thomas Smith, Ed» by Dewar M.Charlottesville 1969 (Folger Documents of Tudor and Stuart Civilization).

3» Crowley R. Select Works. Ь., 1871.

4. Tudor Economic Documents. Vol. III. L., 1924.

Корреспонденция правительства Тюдоров (многие из писем по существу являются меморандумами) позволяет глубже понять уровень осознания правящим классом стоявших перед Англией экономических проблем. Особенно следует выделить меморанду-мы по вопросам валютного обмена Т.Смита и Т.Грешема.

Круг рассматриваемых источников определялся тем, что в тюдоровскую эпоху социально-экономические идеи могли быть выражены и пропагандировались в произведениях практически всех жанров.

Так, стихотворная сатира (в особенности эпиграммы Р.Кро-ули), в рамках которой, разумеется, не могли быть разработаны никакие оригинальные идеи, по-своему ярко свидетельствует об оценочных представлениях самых широких слоев английского общества по таким вопросам, как огораживания-, пауперизм, ростовщичество, благотворительность.

Для произведений такого рода характерно то, что смысл высказывания в большой степени зависел от жанра и его композиционных особенностей. Это обстоятельство заставило обра -титься к сочинениям, кодифицировавшим приемы композиции: "Речи против риторики" (1548) Дж.Джуэля, "Искусству риторики" (1553) Т.Вильсона и "Защите поэзии" (1580) Ф.Сидни.

Привлеченные тексты проповедей англиканских и пуританских священников, таких как проповеди М.Мосса о ростовщичестве (1595) и др., позволяют составить представление не толь-

I. Burgon J.Y/, The Life and Times of Sir Thomas Gre-sham 2 voibs. Ъ»,1839» Hoover K.de.Gresham on foreign Exchange» Cambridge (Mass.), 1949»

ко об уровне богословской полемики в тюдоровскую эпоху, но и (в свете выводов А.Г.Диккенса о роли устного способа пере-

дачи информации в эпоху Реформации ) о возможном объеме и характере сведений по социально-экономическим вопросам в широких массах мирян.

Особую группу источников составляют произведения, описывающие жизнь бродяг, воров, нищих, их жаргон и уловки. Значение памфлетов Дж.Оделэ и Т.Гармана (1560-е), Р.Грина (1590-е) и Т.Деккера (1608-1609) * выходит за рамки описания сенсационных картин из жизни преступного мира и дна общества. Эти памфлеты составили особую традіщию, выразившую отношение имущих классов к пауперам.

В ряде случаев возникла необходимость сопоставить про-изведения публицистики с законодательными памятниками.

Историография. Изучение английской публицистики второй половины ХУІ - начала ХУП вв., посвященной социально-экономическим вопросам имеет давнюю традицию. Историков экономической мысли публицистика этого периода интересовала с точки зрения изучения определенного этапа развития раннемерканти-листской доктрины. Большинство из них привлекало лишь те трактаты, которые они считали собственно экономическими. При этом игнорировались произведения других жанров, в которых разрабатывались сходные темы. И сами разбираемые трактаты в

  1. Dickens A.G. The English Reformation. Ь., 1967

  2. Statutes of the Realm of England» Ed. by Luders A. and Tomlins. 11 vols. L., 1810-1828.

- 1С -

большинстве случаев исследовались без учета жанровой специ-

фики (Э.Хекшер, И.Шумпетер).

В трудах У.Кеннингема, У.Эшли, Э.П.Чэйни и др. рассматривался вопрос о том, насколько адекватно социально-экономические идеи тюдоровских публицистов отражали действительные

изменения в английском обществе, но, в целом, для этих историков характерна недооценка публицистики как исторического источника.

Для состояния литературы вопроса показателен цикл работ, посвященных проблеме пауперизма. Оформившаяся к началу XX в. в трудах Дж.Николлза, Ч.Дж.Рибтон-Тэрнера, Е.М.Леонард и др. концепция, согласно которой мероприятия тюдоровского прави -тельства и организованная приходами благотворительность разрешили на рубеже ХУІ-ХУІІ вв. проблему пауперизма, оказалась устойчивой в последующие годы, о чем свидетельствуют работы Дж.М.Тревельяна и В.К.Джордана, разбираемые ниже в Ш главе. Для использования этими историками произведений публицистики ХУІ в. характерно некритическое отношение к полемическим высказываниям протестантских публицистов. То, что подобная трактовка проблем пауперизма, естественно, не могла удовлет-

  1. Heckscher E.F» Mercantilism. 2 vols. I>», 1935» Schum-peter J.A. A History of Economic Analysis. N.X. 1934.

  2. Cunningham W. Growth of the English Industry and Commerce. Jded. Cambridge, 1903} Ashley її. J. An Introduction to English Economie History and Theory. L., 1893* Cheyney B.P. Social Changes in England in the Sixteenth Century as Reflected in Contemporary Literature. N.Y., 1895.

ворить английских историков-марксистов, нашло отражение в дискуссии, которая велась на страницах журнала " Past & Present " с 1952 по 1960-е гг. Последовавшие за этим региональные исследования показали, что проблема пауперизма вовсе не была разрешена и являлась основой острого социального кон -фликта. Наметилась новая тенденция в освещении пауперизма в тюдоровской Англии, и для нее характерно вншлание в первую очередь к документальным материалам (материалы судопроизводства, документы об организации работных домов и борьбе с бродяжничеством в графствах, городах и сельских приходах).

В трудах У.Аллена, У.Джонса и Э.Смита было проанализировано развитие идеи общего блага в Англии в ходе Реформации.'

Привлечение в данном исследовании источников, создававшихся в соответствии со строгими жанровыми требованиями, за-

  1. Pound «Г. Poverty and Vagrancy in Tudor England, L., 1971$ Samaha J.B. Law and Order in Historical Perspective» The Case of Elizabethan Essex. N.Y., 1974$ Clark P., Slack P. English towns in transition. 1500-1700. Oxford, 1976* Walter J., Wrightson K. Dearth and the social Order in Early Modern England.-Past & Present, 1976, vol.71, p.22-42$ Cock-burn CT.S. The Nature of Incidence of Crime in England, 1559--1625: A Preliminary Survey. - In: Cockburn J.S. (ed.). Crime in England 1550-1800. L., 1977, p. 49-71$ Archard P. Vagrancy - A Literature Review. - In: Cook T.(ed.) Vagrancy. Some New Perspectives. L., 1979» p.11-28.

  2. Allen W. A History of Political Thought in the XVIth century. L., 1949$ Jones W.R. 0. The Tudor Commonwealth: 1529-1559. L., 1970$ Smith E.O. Crown and Commonwealth.

""i/j

ставило обратиться к ряду работ, в которых выработана методика изучения письменных памятников эпохи Возрождения. Особо следует отметить те из них, в которых рассматривается риторическая традиция: исследования Ч.С.Болдуина, П.О.Кристеллера,

Дж.М.Лехнер, У.Дж.Онга, В.С.Хауэлла.

Начало подлинно научного изучения социально-экономиче -ских идей английской публицистики тюдоровской эпохи было положено К.Марксом, привлекшим для освещения вопроса о ранних огораживаниях ХУІ в. в 24 главе I тома "Капитала" наряду с законодательными памятниками сочинения Т.Мора, В.Гаррисона, "Рассуждение об общем благе королевства Англии" (приписывавшееся тогда В.Стаффорду), Ф.Бэкона.

Советская историография внесла ценный вклад в изучение как проблем идеологии тюдоровской Англии в целом, так и в исследование отдельных социально-экономических идей публицистики. Разрабатывалась методика исследования памятников тю -доровскои публицистики. В.Ф.Семеновым было изучено освещение

A Study of the Official Elizabethan Doctrine of Prinee. Philadelphia, 1976«

I. Baldwin Ch.S. Renaissance Literary Theory and Practice. N.Y., 1939* Kristeller P.O. Studien zur Geschichte der Rhetorik und zum Begriff des Menschen in der Renaissance» Gottingen, 1981; Lechner J.M. Renaissance Concepts of Commonplaces. N.Y., 1962} Ong W.J. Ramus, Method and Decay of Bia-logue. Prom art of discourse to art of reason. Cambridge (Mass.), 195Q} Howell V/, Logic and Rhetoric in England.1500--1700. Princeton (H.J.), 1956

процесса огораживания в Англии в ХУІ в. в произведениях со-

временников. В.В.Штокмар раскрыт характер меркантилистских

представлений, которыми руководствовалось правительство при

2 проведении политики протекционизма. Широкий охват источников, в том числе трактатов и памфлетов ХУІ в., позволил Ю.М.Сапрыкину проследить не только эволюцию эгалитарных представлений английского крестьянства в ХУІ-ХУІІ вв., но от-

ношение к этим идеям правящих классов. Публицистика ХУІ -начала ХУЛ вв. явилась источниковои базой для ряда работ

Б.А.Каменецкого, посвященных исследованию формирования абсо-

4 лютистскои идеологии в тюдоровскую эпоху ; а также для работ М.М.Ябровой и В.М.Кирилловой, рассмотревших роль пропаганды колониальной политики в эпоху первоначального накопления.0

  1. Семенов В.Ф. Огораживания и крестьянские движения в Англии в ХУІ веке. М.; Л., 1949.

  2. Штокмар В.В. Экономическая политика английского абсолютизма в эпоху его расцвета. Л., 1962.

  3. Сапрыкин Ю.М. Социально-политические взгляды английского крестьянства в ХУІ - ХУЛ вв. М., 1972.

  4. Каменецкий Б.А. I). Формирование абсолютистской идеологии в Англии ХУІ века и ее особенности. - Вопросы исто -рии, 1969, J 8; 2). Идейная борьба в Англии в период кризиса абсолютизма (конец ХУІ-начало ХУЛ вв.). Политико-юридиче -ский аспект. - В кн.: Средние века. Вып.43. М., 1980.

  5. Яброва М.М. Очерки истории колониальной экспансии Англии в эпоху первоначального накопления. Саратов, 1966; Кириллова В.М. Хаклюйт как идеолог английского колониализма

— X'i

Научная новизна исследования. Привлечение широкого круга источников, в том числе и ранее не привлекавшихся к исследованию истории совдально-экономической мысли (стихотворная сатира, проповеди, народные книги), позволило выявить определенные закономерности в развитии тюдоровской публицистики. Анализ памятников с учетом специфики жанра и специфики вое -приятия их аудиторией дал возможность раскрыть реальное содержание предлагаемых публицистами проектов, уточнив место рассмотренных памфлетов в истории английской общественной мысли второй половины ХУІ - начала ХУЛ вв.

Практическая значимость диссертации. Фактический материал и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в научных исследованиях по истории английской общественной мысли ХУІ - начала ХУЛ вв., а также в учебной и лекционной работе.

конца ХУІ - начала ХУЛ вв. - В кн.: Проблемы экономич. и по-литич.развития стран Европы в античную эпоху и средние века. М., 1975, с.272-311.

Принципы и приемы отражения действительности в английской публицистике ХVІ-начала ХVII вв

Отражение действительности тюдоровской публицистикой второй половины ХУІ - начала ХУЛ вв. характеризуется тем, что элементы эмпирического описания оказались растворенными в общем для всех публицистов риторическом подходе к действительности. То обстоятельство, что наука об обществе находилась в этот период на доаналитической стадии своего развития, когда окончательно еще не оформились частные науки об обществе, определило существование двух фундаментальных фактов: существование осознанного и кодифицированного риторического подхода к действительности с его традицией общих мест, и существование метафоричности - не осознанного универсального структурообразующего принципа мышления, компенсировавшего отсутствие разработанного понятийного аппарата и терминологии.

Существенная трудность для исследователя творчества какого-либо английского публициста ХУІ века состоит в том, что практически невозможно провести четкий силуэт этого публициста, отделить собственные его высказывания от идей и образов его века, разобраться в произведениях, являющихся, на первый взгляд, мешаниной из общих мест, реминисценций, аллюзий. Оба, обычно практикуемых, приема преодоления этих трудностей отнюдь не элиминируют их. В одном случае исследователи публицистики делают упор на внеположные (в известной степени) содержанию моменты: биографию публициста, условия создания произведения и т.д. Таким образом, получает объяснение специфика произведения в целом. Недостаточен и другой путь. Исследователь поддается со блазну включить в более или менее стройную систему взглядов, извлекаемую им из трактата, письма, проповеди, на равных основаниях как авторские мысли, так и все этим автором ретранслируемое. При этом происходит смешение факта знакомства автора с существующей до него традицией, в той или иной степени усвоения им накопленного до него знания, с тем, что фрагменты традиции, будучи включенными в структуру вновь созданного этим автором произведения, могут составить непрерывное единство с авторским текстом, могут стать выражением авторского голоса. Произведение при этом рассматривается как монолог, каждое слово которого, не исключая общих мест, выражает авторскую концепцию.

Взгляд на общее место ( Loous Communis, Commonplace ) как на нечто пошлое и одиозное - факт культуры Нового времени. Но, пожалуй, до недавних пор это отношение было чисто вкусовым, когда речь шла об употреблении общих мест в литературе, а в науке это отношение диктовалось, скорее, здравым смыслом.

П.О.Кристеллер (не солидаризируясь, разумеется, нисколько с приводимым мнением) пишет о том, что частота цитирования и повторения общих мест в назидательной литературе эпохи Возрождения создают атмосферу тривиальности, невыносимо скучную для современного читателя.

С оформлением и распространением теории информации негативное отношение к общим местам получает развернутое рациональное объяснение.

Необходимо отметить, что позитивистски ориентированные исследователи, какими, в конечном счете, и были Генри Осборн Тейлор и Леонардо Ольшки, постоянно фиксируя наличие "чужого"

В качестве образчика отношения современных специалистов в области кибернетики к общим местам показательна одна из последних работ Вяч.Вс.Иванова "Чет и нечет. Асимметрия мозга и асимметрия знаковых систем". М., 1978 г.). "Основная трудность, - пишет автор, - усвоение всей этой (накопленной человечеством -А.Б.) информации как машиной, так и одним человеком, заключа -ется в том, что до сих пор она хранилась и передавалась не в виде единой системы знаний, а в качестве суммы текстов разных авторов. Научная информация в библиотеках хранится в виде множества сообщений (02 , е2 , ..., 6П при в - х ), при -надлежащих определенным авторам. Внутри каждого такого сообщения содержится обычно значительное число повторений (в пересказе или в цитатах) предшествующих сообщений. Текст ш содержит обычно ссылки на тексты Є. , в +1 , ..., вт-1 или частичное (а иногда и полное) повторение этих текстов. В неко -торых гуманитарных науках сообщения о предшествующих сообщениях составляют существенную часть всего научного текста, то же самое относится и к обзорным статьям или монографиям по любой области знания".

Разработка идеи общего блага в английской публицистике второй половины от- начала ХVII вв

Предопределенность служения общему благу была общим местом в рассуждениях мыслителей ХУІ века. Эти рассуждения восходят к Платоновской топике (Письмо IX, 358 А (к Архиту)). Платон укоряет Архита за желание "избавиться от хлопот и беспокойств по общественным делам". И обосновывает это следующим аргументом: "... тебе надо подумать, что любой из нас не принадлежит самому себе: на одну часть нашего существа рассчитывает отечество, на другую - наши родители, на третью - иные друзья; многое нужно уделить обстоятельствам, захва т тывающим нашу жизнь".

О том, что это рассуждение стало общим местом еще в античности, мы можем судить, исходя из троекратного повторения этой мысли Цицероном ("Об обязанностях", I, 7, 22; "О госу -дарстве", I, 8; "О пределах добра и зла", II, 45). В трактате "Об обязанностях" Цицерон пишет: "Но поскольку мы, как превосходно написал Платон, родились не только для себя, и поскольку на наше существование притязают отчасти наше отечество, отчасти наши друзья, и поскольку - по воззрениям стоиков - земные плоды все произрастают на потребу человеку, а люди рождены ради людей, дабы они могли быть полезны друг другу, то мы должны в этом следовать природе как руководи -тельнице, служить общим интересам, обмениваясь услугами, да вая и получая, и знаниями своими, трудом и способностями накрепко связывать человеческое общество".

Автор трактата "Рассуждения об общем благе этого коро -левства Англия" (1549) вкладывает эту платоновскую мысль в уста самого авторитетного участника диалога, в форме которого написан трактат, Доктора: "Мы рождены не всецело для самих себя, но отчасти для пользы нашей страны, наших родите о лей, родственников, наших друзей и соседей".

Знаменитая формула Елизаветы Тюдор "Мы рождены не толь-ко для себя" должна была, во-первых, послужить определенным демагогическим целям; во-вторых, в глазах современников засвидетельствовать, что мудрая правительница вобрала и мудрость древних.

Оба вышеприведенных примера отличает предельная лапи -дарность в изложении мысли Платона. Некоторые части "Рассуждения об общем благе", в которых автор заставляет своих персонажей скороговоркой проговаривать множество разных "ученых вещей", невольно напоминает "Пролог" к "Дон-Кихоту" Сервантеса. Там приятель писателя дает забавные рецепты и наставления о том, как следует украсить его не блещущее ученостью произведение мудростью древних, внушительным списком имен авторитетов.

На этом фоне еще ярче сверкает мастерство и талант Томаса Мора: в одном месте "Утопии" полемика Мора, Петра Эгидия и Гитлодея блистательно парафразирует топику письма Платона т к Архиту. Содержание письма представлено в виде диалога.

Идея общего блага становилась непременным рассуждением и в предисловиях книг, посвященных агрикультуре. Г.Р.Уилер пишет, что все работы, предписывающие, как вести хозяйство в сельской местности, созданные англичанами в 16 в., "переводные, компилятивные из других авторов, или основанные на собственном опыте, мотивированы патриотическими целями. Их авторы в предисловиях говорят о своем стремлении внести свою лепту в общее благо".

Отношение к топике служения общему благу среди англий -ских публицистов ХУІ в. было чрезвычайно серьезным. На исходе ХУІ в. эти рассуждения, как мы увидим ниже, могли быть использованы в чисто демагогических целях. Но никогда публи -цист не позволял себе иронизировать по поводу этой топики. Пример обратного отношения можно обнаружить у Ф.Рабле.

Проблема пауперизма в английской публицистике второй половины от - начала ХVII вв

Пауперизм - одна из острейших социальных проблем эпохи первоначального накопления в Англии ХУІ века. Экспроприация непосредственных производителей приводила к тому, что крестьяне массами превращались в нищих, разбойников, бродяг. Тюдоровское законодательство, обрушившее жесточайшие репрессии на пауперов, исследовано в советской литературе в работах В.В.Штокмар и В.Ф.Семенова. К исходу ХУІ столетия тюдоровское законодательство, трактовавшее пауперизм как "злостную праздность", вынуждено было признать обнищание трудящихся масс проблемой социальной и экономической, требующей вмеша -тельства государства.

Развитие тюдоровского законодательства о бедных и благотворительности в Англии в ХУІ - начале ХУЛ вв. рассматри вается почти во всех общих работах английских историков, посвященных истории Англии этого периода, а также в монографических исследованиях. К началу XX в. в трудах, главным образом, Дж.Никколза, Ч.Дж.Рибтон-Тэрнера и Е.М.Леонард оформилась концепция, согласно которой на рубеже ХУ1-ХУПвв. правительственными мероприятиями, с одной стороны, и частной благотворительностью, возникшей под воздействием пуританской идеологии, с другой, удалось разрешить проблему пауперизма в Англии.

В этом же духе написан и целый ряд трудов В.К.Джордана, исследующих проблемы филантропии в Англии в ІУ-ШІ вв.

Джордан указывает на малоэффективность помощи бедным со стороны католической церкви (традиция, идущая еще от протестантских публицистов ХУІ века), на выдающуюся роль Реформации в увеличении размеров пожертвований на будных к концу ХУІ в. К последнему выводу Джордан приходит, не учитывая реальных условий революции цен. Это обстоятельство вызвало уничтожающую критику Джордана со стороны историков различных направ -лений.

Своеобразным отсветом дискуссии вокруг веберовского те зиса о роли протестантизма в происхождении капитализма явилась дискуссия на страницах " Past and Present " о том, произошло ли в ХУІ-ХУП вв. изменение взгляда на пауперизм непосредственно под воздействием протестантизма вообще, или пуританизма в частности, или гуманизма; или же это изменение (по словам Р.Г.Тоуни, появилось "новое лекарство от бедности") было вызвано социально-экономическими причинами.

Следствием дискуссии было появление целого ряда региональных исследовании.

Основные причины пауперизма были осознаны современниками еще в ХУІ столетии. В 1516 г. вышла "Золотая книжечка" Томаса Мора, где показано, что армию пауперов пополняют не только солдаты, изувеченные на войне, и распущенные баронские свиты, но, что самое главное, основную их массу составляют согнанные в результате огораживаний с земли крестьяне.

Похожие диссертации на Социально-экономические идеи английской публицистики второй половины XVI - начала XVII вв.