Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба Литвинов Олег Валерьевич

Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба
<
Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Литвинов Олег Валерьевич. Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 Б. м., 1999 164 с. РГБ ОД, 61:99-10/724-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ В МАГРИБЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА 18

1. Специфика государственной модели телевещания в период становления и развития национального телевидения 19

2. Проблемы дисбаланса в информационных отношениях и нового международного информационного порядка в дискуссиях 70-х - 80-х годов и их влияние на политику развития телевещания в Магрибе 4.1

3. Особенности программной политики 49

4. Французская политика в Магрибе и се влияние на формирование мультикультурной модели телевещания

в 80-е годы 69

5. Инициативы стран Магриба в подготовке национальных

кадров для телевидения:

особенности мультикультурного подхода ....76

ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ ВЕЩАНИЯ В 90-Е ГОДЫ 81

1. Концепция идентичности в коммуникативистикс 90-х годов и ее прикладной характер для определения рамок мультикультурной модели вещания 81

2. "Меди-1" как "пролог" развития канала мультикультурной вещательной модели в Магрибе 91

3. Особенности влияния ислама на телевещание и формирование "аудиовизуального арабо-исламизма"...100

4. "2 М Энтернасьональ" как модель международного кабельного телевидения 124

5. Особенности позиционирования западных вещателей

и их филиалов в 90-е годы 133

6. Специфика развития рекламы на телевидении стран

Магриба как канала мультикультурного

воздействия 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 158

Введение к работе

Информационные процессы в современном мире характеризуются пересечением разных культурных, вещательных моделей и тенденций, а также тем, что мы можем определить таким емким понятием, как информационное взаимодействие. Настоящее развитие средств массовой информации и коммуникации (СМИ К) делают информационную закрытость практически невозможной. 'Телевидение без границ", вещание с помощью спутников, создание совместных (например, франко-марокканских) теле- и радиостанций делают СМИ, в особенности телевещание, поистине уникальным феноменом современного мира, эволюционширующим на стыке разных информационных и культурных моделей, разнообразных поведенческих подходов, лингвистических решений.

Динамика развития современного мира превращает СМИК в активных участников геополитических, региональных и национальных отношений, в результате чего они в полной мере заключают в себе конфликт ценностей и интересов, составляющих многообразие этих отношений.

Сегодня информационное пространство какой-либо страны или региона, без сомнения, невозможно ограничить рамками национальных СМИК. Однако так называемая мондиализация (mondialisation) информационных потоков 1), ставшая феноменом геополитики на

1) Мы имеем в виду международные информационные потоки, т.е. систему передачи информации, а также доктриналмюс понятие, подразумевающее превращение информации в фактор геополитики. пороге XX і века, может находить различную адаптацию и восприятие на национальном уровне, от неприятия и гипертрофии национальной идентичности в СМИК до влияния на поведенческий уровень аудитории и стереотипы общественного сознания.

Констатируя невозможность изолированности регионального и национального пространства на пороге XXI века, мы вполне справедливо приходим к проблеме: из чего же оно складывается, на пересечении каких факторов и феноменов формируется?

Отметим, что данный ракурс постановки проблемы актуален по отношению к разным странам и регионам, независимо от географических границ и политических рамок (запреты и ограничения в странах с тоталитарными режимами не могут бесконечно долго "сдерживать ситуацию"). Однако выбранный нами регион Магриба представляет особый научный интерес, являясь практически идеальной моделью для изучения полюсов мульти культури ой модели и прогнозов ее развития в будущем.

Итак, регион Магриба выбран не случайно. Он является особенно интересным в смысле взаимодействия и пересечения разных культурно-информационных моделей (включая религиозный и лингвистический факторы).

Здесь мы имеем в виду страны, которые и составляют регион собственно Магриба - Марокко, Тунис и Алжир. Именно они стали объектами исследования в данной работе. Отметим для ясности, что страны, входящие в так называемый Большой Магриб (Ливия, Мавритания и Западная Сахара), нами не рассматриваются.

Алжир, Марокко, Тунис дают уникальную возможность исследования, как на эволюцию информационной ситуации в этих странах влияют информационное взаимодействие с Францией, воздействие арабской, исламской модели вещания с ее персолализацией личной власти, а также билингвизм аудиовизуальных СМИ. Такую возможность дает и исследование французских проектов спутникового вещания ("Каналь Оризон") на Тунис, радиостанции "Мсдитеранс-1" (или "Меди-Iй) в Марокко. Мы сознательно ограничиваем наши исследования телевещанием, так как именно оно позволяет изучить в полной мере, что такое мульти культур пая модель телевещания.

Исследование ее с точки зрения особенности процесса формирования, тенденций развития, конфликтов систем и ценностей, лежащих в основе ее развития, и составляет объект нашей работы.

В этих рамках мы изучаем и компоненты этой мультикультурной модели, различные каналы и вещательные стратегии. Непосредственно анализ содержательных аспектов телевизионного продукта интересует нас в той мере, в какой в них проявляются основные ценности и интересы вещателей или тех, кто влияет на содержание информационного продукта (например, исламские центры).

Таким образом, объектом данного исследования является процесс формирования мультикультурной модели телевещания в Магрибе в период с начала создания национального телевещания до 1998 года включительно, что дает возможность проследить развитие определенных тенденций в его процессе исторически, параллельно с формированием государств ей и ости и изменением геополитических процессов в мире.

Предметом исследования данной работы стали закономерности и логика, тенденции и противоречия в эволюции аудиовизуального пространства Магриба, которое мы исследуем в качестве мультикультурной модели, векторы его трансформации на пороге XXI века под влиянием новых геополитических, региональных и национальных влияний, а также факторы, связанные с конфликтом ценностей и интересов, определяющих политику телевещательных систем и каналов в регионе.

С этой точки зрения мы считаем необходимым кратко обозначить термин, ключевой для нашей концепции, - мультикультурная модель вещания. В общих чертах отметим (т.к. этому фактически посвящена вся работа), что она состоит из присутствия в информационном пространстве разных телевещательных продуктов, зачастую конфронтационных и всегда так или иначе конкурирующих между собой (даже в случае позиционирования к различным гаммам аудитории). Ее чертой является билингвизм и возможные опосредованные формы проникновения зарубежных поведенческих стереотипов (через рекламу, например). Мультикультурная модель формируется в результате диалектического взаимодействия информационной идентичности и мондиализации информационных потоков, зачастую на основе конфликта ценностей и интересов.

Отметим, кстати, что мультикультурным императивам подвержены не только информационные, но и любые другие продукты современного мира. Безусловно, в странах, где нет сильных противоречий между продуктом эндогенным и импортируемым, конфликта между институциональными ценностями, первого и второго может и не быть, но противоречия в основном могут иметь место. (Вспомним, к примеру, недавние острые дебаты об эфтаназии и легитимности ее показа на телевещании Голландии, Бельгии и Франции).

Ситуация в Магрибе интересна с исследовательской точки зрения потому, что она своего рода - гипербола мультикультурной модели вещания, и западные вещатели, несмотря на культур но-политические факторы, усложняющие их позиционирование в Магрибе, продолжают рассматривать складывающуюся там модель вещания как модель будущего. При этом они считают, что Магриб полностью оказался включен в эру спутников и "телезаппинга". Это, по их оценкам подтверждает предвидения относительно того, что именно Магриб лучше и быстрее других регионов (за исключением Западной Европы и Северной Америки) "может воспринять и пережить аудиовизуальную революцию"!).

Ситуация в Магрибе интересна для исследования прежде всего потому, что проецируется на многие другие информационные пространства, где телевизионный продукт (а именно таким он будет в ближайшее десятилетие) формируется на стыке конфликта ценностей и интересов и на базе осознанной и нередко гипертрофированной политики информационной и культурной идентичности. Именно поэтому (и опять-таки независимо от регионов) иностранные вещатели вынуждены будут все больше позиционировать марку своего телевидения через дилемму - навязать (мы имеем в виду систему собственных ценностей) или разделить (систему ценностей зарубежной аудитории).

Этот вопрос, который мы экстраполировали сознательно в достаточно схематичном виде, имеег в действительности очень тонкий подтекст, так как в случае варианта "разделить" встанет проблема

1) L/audiovisuel francais dans les sables monvants des TV arabes. -P., 1998, p. 107 идентичности институционального имиджа уже самого вещателя.

Актуальность данного исследования и определяется комплексом изложенных выше проблем и заключается прежде всего в том, что логика развития телевещания ставит во главу угла дилемму: идентичность коммуникационной политики и информационного продукта или мондиализация информационных (и вещательных) потоков. Исследованию ее через вектор телевидения в Магрибе и посвящена данная работа.

Отметим, что три страны региона - Марокко, Тунис, Алжир -представляют интерес в том смысле, что они придерживаются разных политических ориентации. Алжир долгое время декларировал соц-ориентацию, Марокко - монархию, Тунис - буржуазно-демократическая республика президентского типа.

Итак, основные цели нашего исследования: выявить влияние разных политико-культурных факторов на формирование информационных процессов в регионе; - исследовать специфику воздействия исламской модели вещания ТВ в регионе; изучить влияние традиционных политических исламских ценностей (сильной личной власти) на специфику вещания в регионе; - выявить воздействие экономического фактора в Магрибе на развитие рекламы; исследовать влияние западной, в особенное французской, информационной деятельности на страны Магриба; - проанализировать особенности формирования так называемого "аудиовизуального арабо-исламизма", получившего развитие в последние десятилетия в связи с изменениями геополитических факторов; - определить влияние "аудиовизуального арабо-исламизма" на позиционирование западных телевещателей.

При этом наша основная гипотеза сводится к тому, что в основе мультикультурнои модели вещания, полюсной по своей структуре, лежит конфликт системы ценностей и интересов.

Научная новизна данного исследования заключается, на наш взгляд, прежде всего в подходе, который мы пытаемся здесь адаптировать. Мы имеем в виду анализ рамок мультикультурнои модели вещания в Магрибе и феноменов, ее составляющих, прежде всего через понятие идентичности вещательной политики, которое мы рассматриваем как стержневое для нашей концепции.

Отметим также, что мы вводим в активный научный оборот это понятие применительно к анализу конкретной вещательной модели, непосредственно стратегии и содержания коммуникационной политики.

В работах, датированных 1997, 1998 годами, зарубежные исследователи обращают внимание на феномен идентичности, но либо осмысливая его скорее в общефилософском контексте (Фати Трики "Стратегия идентичности". Париж, 1998; "Идентичность", под редакцией Ж-К Руано-Борбалапа. Париж, 1998) 1), либо как общее понятие коммуникативистики, не проецируя его на конкретную политику в СМИ в какой-либо стране или регионе (мы имеем в виду фундаментальный труд Д.Вольтона "Размышляя

1) TrikiF. La strategic de HdcntUx. -P., 1998, 142 p. о коммуникации" Париж. 1997) 1).

Затем пока что еще не делалось попытки исследовать модель вещания в Магрибе, беря за основу региональные рамки и изучая одновременно все факторы, ее составляющие. Именно "региональный" подход нам представляется как наиболее продуктивный, так как позволяет выявить разницу и универсальность тенденций, проявляющихся в зависимости от политических и иных императивов, узость и бесперспективность политических табу и ограничений в эру "телевидения без границ". Этот же подход позволяет определить такие явления, как "аудиовизуальный арабо-исламизм" и франкофонный фактор, которые являются явлениями мирового порядка и уровня и поддаются анализу только в случае более универсального подхода, чем анализ СМИ отдельной страны.

Для большей точности отметим, что на факультете журналистики была защищена кандидатская диссертация, посвященная СМИ Марокко (Бен Садик Мухаммед, 1992), однако она вполне естественно ограничивается географическими и временными рамками и имеет совершенно иную научную концепцию. Впей в силу вполне очевидных причин, связанных с развитием научной мысли в последние годы, речь не идет ни о позиционировании телевещательного продукта, ни о мультикультурной модели, формирующейся на базе конфликта интересов и ценностей и конфликта идентичности и мондиализации (и космополитизма) коммуникационно-информационных потоков.

Мы пытаемся также ввести в активный научный оборот термин 1) Wolton D. Penser de la communication. -P., 1997, 399 p. "аудиовизуальный арабо-исламизм", поясняя, что это явление, имеющее корни в роли ислама в политико-общественной системе исламских государств. Катализатором его формирования стали некоторые явления в геополитике в 90-е годы. Его частью является усиление места международных арабских вещательных каналов, как, например, МВС (телеканал, вещающий на Магриб из Лондона с саудовским капиталом).

Механизмы "аудиовизуального арабо-исламизма", который мы преднамеренно закавычиваем, гораздо более сложны, чем волевое решение режима в стране, контролирующего вещание. Они носят наднациональный и надрегиональный характер и могут идти даже в разрез с мнением главы государства, навязывая ему определенные императивы (мы имеем в виду политику телевидения Туниса в связи с конфликтом в Персидском заливе в 1990-1991 гг.).

Особенность нашего подхода состоит также в том, что мы стараемся исследовать, как "аудиовизуальный арабо-исламизм" влияет на позиционирование 1) в регионе западных вещателей, что

1)Термин "позиционирование" (информационного продукта или вещателя) пришел в исследования о СМИ из сферы маркетинга и менеджмента. Под ним подразумевается то, как располагается вещатель по отношению к конкурентам, какую нишу он занимает, как продвигает свой продукт на информационном рынке, как работает с аудиторией и т.д., т.е. стратегия и формы "освоения" информационного пространства. Термин "позиционирование" относится, безусловно, к тем информационным пространствам, где действуют либеральные условия и существует многообразие в эфире. является абсолютно новым явлением, принадлежащим к 3-5- летней давности и все более острым и актуальным. Предполагаем также, что его значимость в ближайшие годы только усилится.

В качестве теоретико-методологической базы при написании данной работы мы использовали научную литературу, которую можно сгруппировать по следующей проблематике.

Во-первых, собственно монографии по СМИ, как сводящиеся к анализу мировых тенденций информационных процессов, так и посвященные отдельным регионам. Отметим тут труды авторов факультета журналистики МГУ, монографии под ред..Я.Н,Засурского, работы А.-Х.Ибрагимова, Р.И.Галушко, Т.Ю.Лебедевой. Выделим также монографию Е.П.Прохорова "Введение в теорию журналистики", в которой в контексте данного анализа нас интересуют прежде всего концептуальные положения об уровнях свободы СМИ в зависимости от общественных рамок, о формах политической деятельности в журналистике, адекватности журналистского послания аудитории, динамике эволюции общественного мнения как системы ориентации в современности (с.57). Это находит определенные проекции в нашем исследовании в связи с изучением роли ТВ в разных политических системах региона и проблемы восприятия или отторжения телевизионного "послания".

К этому первому типу литературы мы можем также отнести и аналогичные труды зарубежных авторов по СМИ. Мы имеем в виду работы Э.Буржа, посвященные анализу тенденций эволюции франко- язычного ТВ, Ф.Балля, Д.Вольтона.

И, если Э.Бурж 1) в основном концентрирует свое внимание на анализе различных проектов, то Д.Вольтои в своей фундаментальной работе "Размышляя о коммуникации" 2) демонстрирует подход, аналогичный Е.Прохорову. Он исследует глобальные явления и тенденции, из которых на нашу работу непосредственно проецируются положения о феномене идентичности как основе современной коммуникационной поли гики, о так называемой системе кодов для восприятия телевизионного послания, о системе интересов (имеются в виду политические), которые тем или иным образом проявляются в функционировании СМИ.

Особенно полезны разделы работы, посвященные "транспарантности, электронной демократии, телевидению как общественному пространству", о векторе межличностной коммуникации в обществах с традиционно-иерархической системой ценностей, сопутствующем современным СМИ (с. і 7, 52). Целесообразно также обратить внимание на проблему конфликтов и медиа-равновесия у Вольтона. Идеи об агрессивной информационной политике и медиа-равновесии очень полезны для анализа моделей телевидения в регионе Магриба.

Вторая категория литературы носит страноведческий характер.

Здесь мы имеем в виду прежде всего монографии, которые выпускались в рамках АН преимущественно в 80-е годы и посвящались анализу политико-экономических и международных факторов на регион

1) В о urges Н. Unechainesur les bras. - P., 1987.

2) Wolton D.Penser de la communication. - P., 1997.

Магриба.

В отличие от первой категории литературы, среди которой мы находим работы 1997 и 1998 годов, эта группа в основном ограничивается определенными временными рамками, но небезынтересна в историческом аспекте.

И, наконец, еще одна группа используемых научных монографий, включающая самые последние исследования, носит социолого-философский характер с явной проекцией (что неоднократно и явно подчеркивается ее авторами) в сферу массовой коммуникации. Мы имеем в виду работы, изданные во Франции французскими и тунисскими учеными и посвященные проблеме идентичности 1) 2).

Не случайно, что эти исследования, сконцентрированные на проблеме идентичности, в том числе и ее информационном выражении, стали столь актуальными. Термин "аккультурация", бывший столь популярным в 70-е - 80-е годы, все больше отходит на дальний план, уступая центральное место более емкому и многогранному понятию идентичности, которое исследователи склонны все больше рассматривать в качестве основы информационной политики.

В данном исследовании в качестве эмпирической базы автор использовал программы телевидения стран Магриба, которые он имел возможность регулярно посещать, начиная с 1989 года. Кроме этого, систематизации фактических данных и материалов для анализа послужила работа в агентстве ИТАР-ТАСС, ИНО-ТАСС. Привлекались, TrikiF. La strategie deГ identite\ -P., 1998, 142p.

I/ idenlitc. V individu, la socictc\ - P., 1998, 394 p. в частности, периодические издания стран Магриба, издания школ и институтов журналистики Алжира, Марокко и Туниса, что дало возможность документально представить позицию региональных практиков и теоретиков по проблемам телевидения и информационно-коммуникационной политике в целом.

Апробация результатов исследования, в особенности выводов и положений о развитии современных моделей вещания на базе столкновения и конфликта интересов и ценностей, об отторжении космополитической информационной политики в странах с традиционными ценностями и гипертрофии феномена идентичности как реакции на космополитизм и мондиализм СМИ, была сделана в материалах, представленных в качестве доклада в Институте восточных языков и цивилизаций в Париже и в ходе ассистирования в 1994-1996 гг. при проведении спецкурсов и спецсеминаров на факультете журналистики МГУ,

Практическая ценность исследования заключается в возможности использования содержащихся в ней выводов и положений, а также прогнозов относительно тенденций эволюции моделей телевидения в ближайшие десятилетия в работе внешнеполитических и международных организаций, всех, кто участвует в формировании и реализации информационной политики и сотрудничества, независимо от регионов и географических границ.

Дело в том, что проблематика телевещания - конфликты интересов и ценностей - идентичность через СМИ - мондиализм информационных потоков - полностью проецируется на различные регионы мира и не утрачивает актуальности с изменением географических границ, хотя, безусловно, акценты могут смещаться из-за политических, культурных и поведенческих рамок. И, как мы уже отмечали выше, регион Магриба представляет собой в этом смысле практически уникальный материал для анализа и прогнозов.

Структура данной работы определена общей концепцией и логикой нашего исследования, где мы предполагаем изучить формирование мультикультурной модели вещания на базе конфликта системы ценностей и интересов.

Именно поэтому мы преднамеренно экстраполируем два полюса информационного пространства Магриба. Один, связанный с тенденциями национальной идентичности и оказавшийся в итоге в зоне влияния "аудиовизуального арабо-исламизма". И другой, связанный с информационной политикой западных вещателей в регионе.

Однако существуют они не изолированно, один влияет на позиционирование информационного продукта другого. В силу этого мы изучаем их параллельно, в зависимости от того, как один полюс детерминирует поведение другого, насколько определяет агрессивность или, напротив, лояльность его информационной политики.

Таким образом, наша первая глава посвящена тенденциям, определившим развитие системы телевещания в регионе, где наряду с феноменом сильной этатизации вещания и использования его как "рупора власти" присутствует феномен его "оксидентализации" в силу влияния Франции.

И, наконец, вторая глава исследует непосредственно мультикультурную модель вещания с точки зрения конфликта системы интересов и ценностей, которые лежат в основе эволюции.

Специфика государственной модели телевещания в период становления и развития национального телевидения

Все три страны исследуемого нами региона на первом этапе становления и развития национальной системы телевещания характеризуются, несмотря на различие политических рамок, определенной универсальностью тенденций.

Во-первых, это относится к удивительному единству во времени возникновения. Телевидение в Алжире развивается с І 956 года; государственная служба, контролирующая радио и телевидение, существует с 1962 года. В Тунисе телевидение создано в 1966 году, в Марокко - в 1962 году 1).

Независимо от политического режима становление системы национального телевещания было самым непосредственным образом связано не только с осмыслением независимости, ио и формированием государственности.

В качестве телевидения государства Магриба получали легитимный канал влияния на общественное мнение и поддержания статус-кво традиционных ценностей, которые в каждой из стран были в

1) Согласно данным французского журнала "СВ NEWS", с середины 90-х годов Алжир располагал 73 телевизорами на 1000 жителей, Тунис - 75 и Марокко - 70, оставаясь по этому показателю на последнем месте не только в Магрибе, ио и всей Северной Африке. - СВ NEWS, 1997, № 3, р.4. основе официальных.

6 этом плане особенно знаковый смысл имел первый видеоряд, переданный марокканским телевидением в 1962 году, - коронизация короля Хассана II в марте 1962 года.

"С указанной ретрансляции и был положен принцип первого канала марокканского телевидения, незыблемый и по сей день, -политическая и экономическая подчиненность телевидения монархической власти" 1).

Эта цитата полностью проецируется на первые годы взаимоотношений телевидения с правящим режимом во всех странах региона, что доказывает универсальность роли телевидения в первые годы формирования государственности.

Итак, национальное государственное телевидение появляется с возникновением государственности, становится его символом и несет в себе его черты, а именно, персонализацию режима его личной власти, представление об исламских ценностях как лежащих в основе официальной идеологии и сильный контроль за механизмами влияния на общественное мнение.

Государственная модель вещания, складывавшаяся в начале развития телевещания, как мы выяснили выше, имеет свои лимиты и возможности.

Возможности связаны в основном с поиском социального консенсуса, а лимиты обусловлены селекцией и ограничением поступавшей извне информации.

Проблемы дисбаланса в информационных отношениях и нового международного информационного порядка в дискуссиях 70-х - 80-х годов и их влияние на политику развития телевещания в Магрибе

Национальная вещательная политика стран Магриба, несмотря на их политические различия, тем не менее характеризовалась в процессе своего формирования рядом универсальных тенденций и императивов.

Одним из них было то, что национальная информационная стратегия и позиционирование информационного продукта (т.е. радиовещание и телевидение) замысливались и обуславливались приоритетным участием еіран региона, независимо от их политической ориентации в движении против "информационного империализма", за деколонизацию СМИ, против процесса "аккультурации". Это вылилось в итоге в мощный международный фактор - движение за новый международный информационный порядок (НМИП).

Лидерами его, наряду с другими, выступали в первую очередь Тунис и Алжир (меньше - Марокко).

В частности, видные политические и общественные деятели Магриба на протяжении последних по крайней мере трех десятилетий пытались осмысливать информационную проблематику, исходя из базовых философских и общественно-политических понятий.

В 70-е годы доктрина борьбы прошв "аккультурации", т.е. чужого культурного влияния, которое поглощает национальную самобытность с помощью инструментария масс - медиа, влилась в концепцию нового международного информационного порядка, приобретшего скорее характер политического движения. Одним из его адептов иа международном уровне стал тунисец Мустафа Масмуди, затем представитель Туниса Фуад Беннала. Оставляя за рамками нашего исследования ход борьбы за НМИП, обратимся к положениям, проецирующимся на нашу работу.

В общих чертах в сфере прикладной коммуникативистики это отразилось на неприятии западного информационного продукта как несоответствующего реальным потребностям "третьего мира".

Исходя из этого, коммуникативисты Магриба утверждают положение об информационной ценности сообщений, касающихся "третьего мира".

Изменение в психологии ведения дел по отношению к "третьему миру", в видении его роли - достаточно трудная задача. На признании этого момента сходятся многие деятели СМИ и культуры, и политики.

"Еще почти 20 лет назад экономическая информация в промышленных странах интересовала только специалистов; сегодня любая газета поражает вас обилием экономической информации. Читатель, наконец, осознал значение экономических вопросов для его повседневной действительности. Тот же читатель не сможет не заинтересоваться проблемами стран "третьего мира", когда он поймет, какое влияние оказывают эти страны на его существование", - утверждал Мустафа Масмуди.

Далее в этом направлении прикладной коммуникативистики, связанном с развитием идеи и концепции НМИП, определяется финансово-материальная база для создания национальных информационных систем.

Концепция идентичности в коммуникативистикс 90-х годов и ее прикладной характер для определения рамок мультикультурной модели вещания

Как мы уже выяснили в предыдущей главе, информационная стратегия в регионе, декларируемая но крайне мере на официальном уровне, традиционно являлась производной от принятых общественно-политических и геополитических доктрин.

Так, участие стран Магриба в 70-е - 80-е годы в разработке концепций нового международного информационного порядка и борьбе против американской доктрины "свободного потока информации" существенным образом определило рамки и полюса их информационного развития в этот период.

В 90-е годы тенденция на позиционирование информационного продукта (в данном случае - телеканалов) в соответствии с принятыми общественно-политическими индикаторами продолжает оставаться актуальной.

В 90-е годы осознание проблем, связанных со СМИ, особенно телевещанием, все больше опал к и вас іся от понятия и концепции идентичности, которые, судя по настоящим тенденциям, и составят ослопу и критерии оценки иещнтелыюго продукта И MilpKII нещателя в ближайшие десятилетия, т.е. уже в XXI веке.

Одним из наиболее последовательных адептов теории информационной идентичности на Западе, продолжателями которого являются коммуникативисты Маїриба, считается известный французский ученый Доминик Вольтон, выпустивший эпохальное монографическое исследование "Размышляя о коммуникации" 1).

Практически впервые в коммуникативистикс он вводит понятие "управление идентичностью" ("gestion de Tidentite ") 2).

Он исследует этот феномен применительно к странам Шенгена, где в целом контекст "мондиализм - регионализм информационных потоков - идентичность" стоит, безусловно, не столь остро, как в Магрибе.

Понятием "управление идентичностью" он заменяет понятие "открытости" как ставшее очевидностью современного и информационного пространства.

"В обществе и пространстве, широко медиатизированном, идентичность коллективная (т.е. на уровне нации, города, коммуны) попадает- под угрозу самой коммуникации, которая имеет тенденцию все растворить в себе.

Как избежать этого растворения идентичности или, скорее, как подумать о средствах, чтобы этот страх перед всеобщей анонимностью (т.е. обезличиванием), не создавал опустошения, не наносил ущерба".

Похожие диссертации на Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба