Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ Одегова Анна Владимировна

Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ
<
Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Одегова Анна Владимировна. Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Одегова Анна Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики].- Москва, 2009.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1307

Содержание к диссертации

Введение

1. Дуальная модель французского радиовещания в начале xxi века: баланс традиций и новаций 15

1.1. Мультимедиатизация радиовещательных масс-медиа Франции в начале XXI века. Идея «радиомультимедиа» 15

1.2.Разнообразие программ французского радиовещания в начале XXI Века 19

1.3. Отложенное прослушивание радио в современной Франции как новая альтернатива прямому радиоэфиру 21

Выводы по главе 30

2. Современная французская модель телевидения на пути к цифровому перевороту 32

2.1. Ключевые тенденции в области современного французского телебизнеса в контексте коммерциализации телевидения Франции в начале XXI века 32

2.2. Основные векторы развития TNT во Франции 46

2.3. Американизация французского телевидения. Внедрение новых телеканалов американского происхождения на французский медиарынок 51

2.4. Эволюция и появление новых перспектив информационных телеканалов в условиях развития TNT во Франции 56

Выводы по главе 63

3. Особенности французских мобильных масс-медиа и перспективы их развития в начале XXI века 66

3.1. Французское мобильное телевидение и его ключевые Особенности 66

3.1.1 .Особая медийная природа мобильного телевидения 66

3.1.2,Оригинальная тенденция в сфере мобильного телевидения: превращение мобильного телефона в многофункциональный телевизор 68

3.1.3. Первые официальные экспериментальные опыты мобильного телевещания в Исси-ле-Мулино и Париже: особенности передачи мобильного телесигнала 70

3.1.4. Основные технологии распространения мобильного телесигнала во Франции: unicast против broadcast. 74

3.1.5. Конкуренция мобильного телевидения и традиционной телеиндустрии во Франции 77

3.1.6. Бизнес-перспективы мобильного телевидения во Франции в начале XXI века 81

3.1.7.Ключевые особенности программной политики мобильного телевидения во Франции и специфика форм оплаты данного сервиса 84

3.2. Мобизодыкак одна из наиболее оригинальных инноваций французского медиаландшафта в контексте глобальной информационно-коммуникационной революции и перспектива мобильного телевидения во Франции 92

3.2.1. Определение термина «мобизод» и дебаты вокруг этого явления во французском сегменте блогосферы и масс-медиа 92

3.2.2.Технические новшества, предопределившие появление мобизодов во французском социуме и определившие их ключевые особенности и основные контент-стратегии во Франции 94

3.2.3.Ключевые особенности и основные контент-стратегии мобизодов во Франции 98

3.2.4.Высокотехнологичная интерактивность французских мобизодов: социальный аспект 102

Выводы по главе 106

4. Французская модель интернет-сми: насыщенность порталами и богатая блогосфера 113

4.1. Конвергенция Интернета и сотовой телефонии в условиях информационного неравенства в онлайновой сфере французского медиапотребления 113

4.2. Блог как новое СМИ XXI века и сегмент французской Интернет-журналистики 118

4.3. Индивидуализация содержания и дизайна современных французских Интернет-СМИ по желанию медиапотребителя 124

Выводы по главе 133

Заключение 140

Библиография 145

Приложения 164

Введение к работе

Франция - одна из наиболее влиятельных стран современного мира, и нет ничего удивительного в том, что в связи с ускоренным развитием в последнее время невиданных прежде средств коммуникации новейшие франкофонные медиа если и не возымели предполагавшегося эффекта, то имеют немыслимый по масштабам потенциал в будущем.

Сегодня медийные системы, в том числе и французская, все более преображаются.

Скорость модификаций нарастает, неся с собой немыслимые ранее возможности. Хотим мы этого или нет, но в скором времени новые сверхмощные информационные технологии кардинально изменят как медиасферу, так и всю нашу жизнь, даже самого человека.

По прогнозам современных французских медиааналитиков, недалек
день, когда новейшим телекоммуникационным информационным

технологиям удастся оправдать ожидания самой искушенной молодой публики. Бурные дискуссии рождает сегодня концептуальная идея глобального франкофонного телевидения — отличная затея во вкусе парижан. В данном аспекте нам представляется исключительно важным отметить телеканал France 24, вокруг которого не утихают дебаты во французской прессе. В фантазиях на тему глобальной франкофонизации, на наш взгляд, можно найти рациональное зерно. Иллюстративным подтверждением данного тезиса могут служить результаты интеллектуального анализа имеющихся сегодня статистических, лабораторных и экспертных данных по французскому сектору масс-медиа.

Таким образом, научно-техническая революция в XXI веке приведет к значительной эволюции принципов медийной коммуникации.

Прогнозируя ключевые тенденции изменения экономических показателей по выборкам прецедентов в сфере инвестирования, ведущие французские специалисты в данном вопросе высказывают точку зрения,

согласно которой онлайновый сектор масс-медиа имеет все шансы на финансовый успех.

Мы допускаем мысль, что портальная структура станет более организованной и категоризированной. Концептуально-теоретически очевидно, что трансформация современной веб-архитектуры имеет огромное значение. Изолированные архивы данных сегодня, пожалуй, являются колоссальным барьером на пути к высокотехнологичному обмену информацией как во Франции, так и за ее пределами. Ответ «архитекторов» Web 3.0превращение имеющихся разрозненных данных в многофункциональные источники информации, способные интегрироваться и работать с веб-приложениями пользователей.

Опираясь на выборки динамических данных по Франции, имеющихся сегодня, можно смело прогнозировать постепенное доминирование блогов как демократичных интерактивных масс-медиа, вмешаться в процесс создания которых сможет каждый, кто понимает французский язык. Актуальность блоггинга очевидна. Концептуальная идея блога как медиа будущего вызывает сегодня все больший интерес во французском медийном сообществе: блогосфера может сыграть важную роль в дальнейшем развитии французской медиамодели и обусловить эффективность воздействия на общественное мнение.

Оценивая дальнейшие перспективы развития французских масс-медиа в глобальном контексте, ряд национальных медиаэкспертов отмечает, что будущее все-таки за электронными масс-медиа. Контент бумажных газет, судя по всему, окончательно перекочует в киберпространство, что существенно облегчит поиск по газетным архивам. В научных кругах Франции бытует мнение, что во второй половине XXI века произойдет оцифровка всей имеющейся в мире информации, так, например, в виртуальном пространстве будет доступно содержание первых газет, журналов, можно будет увидеть первые телепередачи XX века. Интернавты получат возможность путешествовать по музеям, переходя из зала в зал

(сегодня в Интернете есть возможность видеопутешествий, но минусы таких видеопутешествий - в ограничениях маршрута передвижений, пользователь не может, к примеру, виртуально снять с полки и прочитать книгу), историческим архивам всего мира, читая каждую страничку любого заинтересовавшего их документа. Библиотеки в нынешнем их понимании упразднятся, так как любая книга будет доступна как в формате отсканированного документа, так и в виде аудиокниги.

Наступит новая эра так называемого цифрового равенства. Из этого логично вытекает, что конвергенция масс-медиа не просто неизбежна, она будет вызывать к жизни все более новые медиа, компилирующие в себе все большее количество свойств предыдущих. Интернет — отличная база для подобных процессов.

Избранный в настоящей диссертации аспект исследования позволяет, на наш взгляд, лучше понять перспективы развития медийной системы Франции в XXI веке и составить мнение о современном положении медиаиндустрии во Франции.

Детальное ознакомление с механизмами деятельности основных
национальных медиакомпаний, последними представленными широкой
общественности статистическими данными, иллюстрирующими

современное положение медиаиндустрии во Франции, и научными трудами ведущих исследователей в области СМИ позволило нам согласиться с выдвигаемым многими французскими медиаисследователями тезисом о значительной эволюции французской модели масс-медиа в контексте глобального торжества новых технологий третьего тысячелетия.

* * *

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что:

внимание многих современных исследователей привлекают особенности французской модели масс-медиа в начале XXI века,

медиамодели развитых стран в начале XXI века стремительно развиваются,

происходит конкурентная борьба развитых стран (среди которых Франция) за лидирующие позиции в процессе формирования глобальной медиамодели будущего,

в современном медийном научном сообществе наибольший интерес возбуждают факторы, вызывающие развитие моделей масс-медиа,

современное медийное научное сообщество интересует, какие силы продвигают медиамодели во всем мире к либеральной глобальной медиамодели, которая, по прогнозам многих ученых, переживет триумф в XXI столетии,

большинство современных медиаисследователей, среди которых и представители кембриджской медиаисследовательской школы (чья точка зрения нам особенно близка по причине тесного научного сотрудничества с 2004 года), обозначают указанные выше силы в своих исследовательских проектах следующим образом:

модернизация,

коммерциализация,

глобализация,

американизация1.

Наше исследование расширяет теоретические знания в области масс-медиа.

1 Hallin, Daniel С. and Paolo Mancini (2004). Comparing Media Systems. Three Models of Media and Politics. Cambridge: Cambridge University Press. — P. 254.

Степень разработанности темы

Историографический обзор темы потребовал ознакомления с огромным списком научной литературы, посвященной СМИ Франции. Следует отметить научные труды П.Бурдье1, П. Эвено2, Ж. Мерме3, С. Наткни4, Ж.-Г. Падиоле5, Д. Вольтона6 и др., изданные в разных местах и в разное время а также таких российских специалистов, как В.Е. Аникеев7, Г.Н. Вачнадзе8, И.В. Кирия9, Л.В. Шарончикова10, Ю.Ю. Соломонов11. Монография И.В. Кирии посвящена особенностям французских СМИ, Ю.Ю. Соломонов большое внимание уделил проблемам французской печати, В.Е. Аникеева больше интересует история французских СМИ, Л.В. Шарончикова. в своей статье «Телевидение Франции перед вызовом цифровых технологий» анализирует состояние французского телевидения в период перехода на цифровое вещание, особое внимание уделяется проблемам общественного телевидения в новом медиаконтексте и определяется место новых цифровых каналов. Но ни в одной из перечисленных работ не затрагиваются проблемы развития мобильных и сетевых СМИ, и именно эти главы в исследовании являются новаторскими, так как автор вводит новую терминологию и

Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002.

2 Eveno P. Les medias sont-ils sous influence? Larousse, Paris, 2008.

3 Mcrmet G. Francoscopie 2003. Larousse,Paris, 2003.

4 Natkin S. Jeux video et medias du XXIe siecle : Quels modeles pour les nouveaux loisirs
numeriques? Vuibert, Paris, 2004.

5Padioleau J.-G. «Le Monde» et le «Washington Post», PUF, Paris, 1985.

6 Wolton D. Penser la communication. Flammarion, Paris, 1997.

7Аникеев В.Е. Новые тенденции концентрации и монополизации средств массовой

информации стран капитала в 1977 году. Франция // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10,

Журналистика. - 1978. - №3. - С.30-40.

Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации — их аудитория, техника, бизнес, политика. - Тбилиси: Ганатлеба, 1989.

9 Кирия И.В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу.—
М.: Изд-во МГУ, 2005.

10 Шарончикова Л.В. Телевидение Франции перед вызовом цифровых технологий.

11 Соломонов Ю.Ю. Региональная пресса Франции. История и секреты успеха ежедневных
газет. Электронная книга,

исследует новейшие СМИ, СМИ, получившие развитие именно в XXI веке. Таким образом, степень разработанности проблематики французских СМИ недостаточна. Во многом именно этим обусловлен выбор темы диссертации. Многие исследования французских СМИ российских ученых посвящены отдельным элементам системы СМИ — таким, как печать, радиовещание, телевидение, но нет исследований, объединяющих ключевые элементы системы французских СМИ в одной работе, исключением может служить разве что сборник под редакцией Е.Л. Вартановой и Я.Н. Засурского, в котором анализируются особенности некоторых национальных моделей масс-медиа1. Рассмотрение ключевых элементов системы СМИ способствует способствует созданию целостного представления о системе французских СМИ, которые в современном обществе стремительно и динамично меняются, поэтому процесс их исследования является сложным и специфичным. Мы в своей работе впервые сделали попытку дать целостное представление обо всех элементах системы французских СМИ в одной исследовательской работе, предоставив возможность тем самым наглядно увидеть взаимосвязи между элементами системы французских СМИ, сложность и динамичность каждого элемента системы СМИ и полноту системы СМИ в современном обществе.

Но наиболее полное исследование проведено по следующим элементам системы французских СМИ: сетевые СМИ, мобильные СМИ, аудиовизуальные СМИ, которые в начале XXI века развиваются особенно стремительно, и этим усложнен специфический процесс их изучения.

Научная новизна работы состоит в исследовании новой альтернативы прямому радиоэфиру в современной Франции, основных векторов развития TNT во Франции, новых перспектив информационных телеканалов в условиях развития TNT во Франции, оригинальной тенденции в сфере

1 Национальные модели информационного общества / Под.ред. Е.Л. Вартановой и Я.Н.
, Засурского.- М.: ВК, 2005.

2 Television numerique terrestre (TNT) - Наземное цифровое телевидение (франц.).

мобильного телевидения: превращения мобильного телефона в многофункциональный телевизор, мобизодов как одной из наиболее оригинальных инноваций французского медиаландшафта в контексте глобальной информационно-коммуникационной революции и перспектив мобильного телевидения во Франции, высокотехнологичной интерактивности французских мобизодов, конвергенции Интернета и сотовой телефонии в условиях информационного неравенства в онлайновой сфере французского медиапотребления, блога как нового СМИ XXI века и сегмента французской Интернет-журналистики.

Объект исследования — фра нцузская модель масс-медиа в начале XXI века.

Предмет исследованияособенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ Франции в начале XXI века.

Цель диссертаиии: сформировать научное представление о французской модели масс-медиа в начале XXI века.

Исходя из цели диссертации сформулированы следующие исследовательские задачи:

исследование французской модели радиовещания в начале XXI века (2001-2008 годы),

исследование французской модели телевидения в начале XXI века (2001-2008 годы),

исследование французской модели мобильного телевидения в начале XXI века (2001-2008 годы),

исследование французской модели Интернет-СМИ в начале XXI века (2001-2008 годы).

В процессе исследования использованы следующие научные методы:

описательно-аналитический метод,

метод системного анализа,

метод сравнительного анализа.

Исследование французской модели масс-медиа в начале XXI века ограничено временными рамками - 2001-2008 годы.

Гипотеза исследования: если элементы французской медиамодели научно исследованы в начале XXI века и выводы аргументированы, то полученные научные данные способствуют созданию единой глобальной модели, а информационно бедные развивающиеся страны смогут их использовать для формирования национальных моделей СМИ.

Эмпирическая основа исследования включает в себя следующие источники:

научные труды ведущих отечественных и зарубежных медиаисследователей,

сообщения ведущих мировых информационных агентств,

статистические данные, иллюстрирующие современное положение медиаиндустрии во Франции,

статьи ведущих печатных изданий Франции,

наиболее посещаемые французские сайты Интернет-СМИ,

видеоматериалы французских телекомпаний, доступные в Интернете,

программы радиостанций Франции,

телевизионные программы Франции,

программы радиостанций Франции, вещающих в Интернете,

программы мобильного телевидения, транслируемые во Франции,

материалы информационных рассылок различных масс-медиа Франции по электронной почте и RSS.

Положения, выносимые на защиту:

Отличительной чертой французской модели радиовещания в начале
XXI века (2001-2008 годы) является децентрализация вещания через
увеличение числа местных станций, а также с помощью вещания через
Интернет. Перспективно развитие взаимодействия между цифровым
радио и мобильной телефонией.

Новая особенность французской телесистемы в начале XXI века — рост влияния частных коммерческих французских телеканалов. Для телеиндустрии Франции характерна активизация концентрации. В секторе телебизнеса происходит энергичное движение к мегасоюзам. Широко распространено «телевидение реальности», чаще практикуется прямой эфир. ТВ Франции берет на себя воспитательные функции. Происходит также продуктивное взаимодействие телевидения с Интернетом.

В 2006 году произошло нечто весьма важное: изменение ориентиров развития французской модели масс-медиа, самым непосредственным образом связанное с тем, что мобильные медиа стали неотъемлемой частью медиасистемы Франции и все более популяризовались на протяжении 2006-2008 годов.

Наступает новая эра так называемого цифрового равенства. Конвергенция масс-медиа не просто неизбежна, она будет вызывать к жизни все более новые медиа, компилирующие в себе все большее количество свойств предыдущих. Интернет - отличная база для подобных процессов. Французской концепцией блога в Интернет-СМИ является привлечение внимания читателей к тому или иному масс-медиа и поддержка их сотворчества, проявляющегося в написании комментариев и создании собственных блогов. Количество блогов во французском секторе онлайнового медиапространства увеличивается.

Филологический аспект исследования. Исходя из того, что журналистика относится к филологическим наукам, в диссертационном исследовании постоянно присутствует филологический аспект. Научное исследование посвящено французской модели масс-медиа XXI века, используется контент-анализ французских СМИ.

Научно-практическая значимость работы состоит в получении нового теоретического знания о ключевых особенностях французской модели масс-медиа в начале XXI века, в выявлении ориентиров для формирования и

развития многих моделей масс-медиа в будущем. Материал может быть использован на лекциях и семинарах, проводимых на факультетах журналистики разных вузов, журналистами различных масс-медиа (печать, радиовещание, телевидение, информационные агентства, Интернет-СМИ, медийная сфера мобильной телефонии) в своей деятельности. Исследование в целом обсуждалось на заседании кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Научные положения исследования прошли апробацию на различных научно-практических конференциях.

Структура диссертационного исследования: введение, четыре главы, заключение, библиография, приложения. Структура работы представляет собой единство всех ее элементов и удовлетворяет критериям целостности, системности, связности. Насыщенность структуры обусловлена размером текста. Композиция диссертационного исследования выглядит типично.

Отложенное прослушивание радио в современной Франции как новая альтернатива прямому радиоэфиру

Отталкиваясь от научных изысканий Я.Н. Засурского, в контексте нашего исследования мы считаем важным подчеркнуть, что в начале XXI века феномен отложенного прослушивания радиопередач самым непосредственным образом характеризует глобальную медийную ситуацию.

Профессор Я.Н. Засурский в одной из своих работ, посвященных современным проблемам зарубежных СМИ, точно подметил важнейшую особенность многих современных медиамоделей, к которым, как мы увидим

22 ниже, относится и французская, - популярность отложенного медиапотребления. Он пишет: «Если мы сегодня говорим о пользователях СМИ, мы не можем только ограничиваться подписчиками газет, журналов владельцами радиоприемников или телевизоров. Число слушателей зрителей, читателей и объем используемой медийной продукции значительно больше. Он увеличивается за счет этого повторного, отложенного просмотри Это важное качество сегодняшней медийной ситуации, и в этом смысле оно становится все более распространенным в мире.. .»1.

Наблюдение верное и справедливое. Сегодня, в условиях тотальной коммерциализации медийного творчества и медийного наследия, на первый план все чаще выходит отложенное прослушивание радиозаписей в различных форматах, обновляемых практически каждый месяц. Подроолая оценка данного явления выходит за рамки настоящей работы, заслуженная специального исследования, мы же в настоящем параграфе рассматриваем отложенное прослушивание радио в современной Франции — нонуго альтернативу прямому радиоэфиру.

В начале XXI века отложенное прослушивание подкастов радиостанций во Франции становится все более популярным. В настоящем научлом исследовании мы понимаем под подкастами ( в французской терминологии баладо - balado) «аудиофайлы и все чаще видеофайлы, размещаемые в Интернете, которые можно скачивать по заказу или которые м:огут автоматически приходить на компьютер пользователей, использующие к примеру, б -рассылку»".

На наш взгляд, при рассмотрении данного вопроса уместно привести определение термина, придуманного франкофонами, —баладо. «Баладо {baladd) — аудио- или видеофайл, который автоматически загружается при помощи специального программного обеспечения по RSS-рассылке или другими способами и предназначен как для одноразового прослушивания или просмотра, так и для дальнейшего скачивания на портативные устройства для прослушивания, а иногда и просмотра неограниченное количество раз» . Данный французский эквивалент термина «подкаст» был предложен квебекским Офисом французского языка (OQLF) весной 2005 года.

Время показало, что вопрос о предпочтениях в выборе употребления термина - англоязычного или франкоязычного - во Франции пока остается открытым. Более того, франкоязычный термин семантически богаче: французы различают balado audio - звуковой баладо (так называемый звуковой подкаст, аудиопередача), balado video — (так называемый видеоподкаст, видеопередача), balado radio — (так называемый радиоподкаст или радиопередача), balado photo — (так называемый фотоподкаст или фотопередача).

Исследуя явление отложенного прослушивания радио в современной Франции как новую альтернативу прямому радиоэфиру и важнейшую особенность французской модели радиовещания в начале XXI века, вне всякого сомнения, необходимо дать определение термину «подкастинг» (англоязычный термин) или «баладодифюзьон» (франкоязычный термин).

Надо отметить, что термин baladodiffusion (podcasting на английском языке) происходит от двух французских слов — baladeur2 (портативный радиоприёмник с наушниками) и diffusion и означает способ распространения, особую медиатехнологию, позволяющую медиапотребителям с помощью RSS-рассылки или ее эквивалентов автоматизировать загрузку аудио- или видеоконтента, предназначенного как для одноразового прослушивания или просмотра, так и для дальнейшего скачивания на портативные устройства для прослушивания, а иногда и просмотра неограниченное количество раз. Система позволяет записывать и получать автоматически каждое обновление медиаконтента. Некоторые блоггеры могут добавить эту опцию к своему блогу и транслировать через него звуковой медиаконтент радиопередачу или интересующее их видео. Любопытным также представляется тот факт, что balado- файлы можно прослушать и просмотреть, когда угодно и где угодно. Согласно природе цифрового медиаконтента, французские медиаисследователи выделяют несколько типов baladodiffusiom звуковой {baladodiffusion audio), видео (baladodiffusion video), радио (baladodiffusion radio), фото {baladodiffusion photo). Эта типология впервые была предложена медиаисследователями квебекского Офиса французского языка, однако, она вызвала немалый общественный резонанс и во Франции1. Во Франции термин baladodiffusion был официально принят в марте 2006 года Общей комиссией терминологии и неологии (Commission generale de terminologie et de neologie) как французский эквивалент термина podcasting. Целевая аудитория подкастинга — пользователи персональных компьютеров, как правило, при этом имеющие портативные мультимедиапроигрыватели.

Эволюция и появление новых перспектив информационных телеканалов в условиях развития TNT во Франции

Учитывая то, что влиятельные медиаисследователи все чаще стали уделять внимание прогнозированию перспектив информационных телеканалов в условиях развития цифрового телевидения во Франции, в частности, телевизионному каналу TV5 Monde , мы полагаем важным изложить в настоящем параграфе и наше видение проблемы, так как этот вопрос самым непосредственным образом соотносится с темой нашего исследования.

Лучший путь к победам - эволюция. Это прекрасно понимают во Франции. Президент TV5 Monde Жан-Жак Аллагон представил 19 сентября 2005 года в Брюсселе стратегический план на 2006-2009 годы кредиторам канала - министрам Швейцарии, Франции, Французскому сообществу Бельгии, Канады и Квебека.

Министры одобрили этот четырехлетний план, который основывается на четырех ключевых целях:

консолидация распространения и дистрибуции TV5 в мире;

распространение более доступных и соответствующих своеобразию особенностей аудитории канала медиапродуктов;

укрепление редакционной идентичности;

усиление воспитательного воздействия TV5.

Франция, которая обеспечивала 84% существующего бюджета в размере 9 миллионов евро, обратилась с призывом к своим партнерам, которые, впрочем, пересмотрели свои обязательства в сторону повышения в 2006 году. Как известно, в 2006 году сетку программ телеканала ожидали весьма и весьма радикальные трансформации. Речь шла о том, чтобы лучше учитывать как колоссальное многообразие способов потребления телевидения, так и географическую, климатическую, культурную специфику, которая характеризует поведение и ожидания публики в каждой из зон распространения. В целях усиления привлечения публики планировалось запустить на экраны 18 ежедневных информационных программ и увеличить объем субтитрования французской медиапродукции. Согласно исследованиям канала, субтитрование позволяет умножить не говорящую на французском языке аудиторию в 4,5 раза. Флагман современной французской телеиндустрии в глобальном контексте, канал TV5 распространяется в 200 странах и принимается в 160 миллионах домов. Бывший премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен в интервью журналистам по этому поводу не раз отмечал, что, экономя средства, канал сумел достичь за двадцать лет великолепного глобального присутствия. Он также подчеркнул, что ежегодная стоимость услуг, предоставляемых TV5 одному дому, для француза составляет 42 евроцента. Для TV5, второй в мире по распространению телесети после MTV, сегодня серьезную угрозу представляет собой France 24, который, судя по всему, будет его наиболее серьезным конкурентом. Следует отметить, что Жак Ширак, по инициативе которого был создан France 24 , несколько иначе, чем его предшественники в Елисейском Дворце, взглянул на природу вставших перед Францией информационных проблем. И развитие французского телевидения в том русле, в котором оно происходит сейчас, во многом является результатом разумной информационной политики официального Парижа. Неудивительна поэтому та исключительно высокая оценка, которую медиааналитики дают итогам встречи господина Ширака с генеральным директором France Televisions Марком Тессье и генеральным директором TF1 Патриком Ле Лэ. Речь шла о создании CFII, который мог бы в скором будущем конкурировать с CNN («CNN a la francaise»1). Проектом, представленным TF1 и группой France Televisions, предусмотрено использовать более 250 работников и задействовать корреспондентов AFP (Agence France-Presse) и RFI за рубежом. Бюджет выпуска телеканала составил 30 миллионов евро. В 2006 году TF1 и France Televisions выделили на развитие CFII бюджет в размере 70 миллионов евро. Как заявил по телевидению французский депутат Дидье Матю, создание France 24 является результатом долга Жака Ширака по отношению к TF1. По данным «Медиаметри» в конце 2007 г ., TF1 начинает терять свои позиции, хотя канал остается на первом месте по аудитории, но теперь она не превышает 30%, а в сентябре аудитория впервые составила 29,3%2.Как и другие эфирные каналы, TF1 испытывает давление со стороны новых конкурентов: кабельных, спутниковых, ТНТ. В ноябре 2007 г . они уже имели 19,7% аудитории, год назад — 14,4%).

Первые официальные экспериментальные опыты мобильного телевещания в Исси-ле-Мулино и Париже: особенности передачи мобильного телесигнала

Многочисленные тестирования мобильного телевидения, проведенные в таких странах, как Финляндия, Германия и Великобритания, показывают, что DVB-H— стандарт, который более всего предпочитают в Европе.

Первые во Франции официальные экспериментальные опыты мобильного телевещания в Исси-ле-Мулино и Париже проводились также с использованием данного вещательного стандарта. Основное внимание французских специалистов, проводящих исследование, было сфокусировано на тестировании качества приема изображений в различных помещениях, при перемещении пешком или на автомобиле, общего качества сервиса, уровня автономии терминалов.

Тестирование помогло выявить привычки потребления мобильного телевидения и уровень интереса к различным дополнительным интерактивным мобильным сервисам, оценить насыщенность мобильного пакета телеканалов. Все это, в конечном итоге, послужило мощным толчком к новому пониманию особенностей этого нового медиа и размышлениям на тему оптимизации финансовых стратегий мобильных сервисов. Поставщики медиасодержания благодаря таким тестам могут понять, каким образом им следует адаптировать свои предложения к интересам аудитории.

8 октябре 2005 года в двух шагах от Эйфелевой башни Orange, Boaygues Telecom и TPS провели свой первый показательный эксперимент в области мобильного телевидения с помощью DVB-H. Терминал, использованный для исследования, - мобильный телефон Sagem МуХ-8, названный по такому знаменательному случаю My Mobile TV. Этот мобильный телефон поддерживает все существующие функции телефонии и включает в себя, кроме того, приемное устройство сигналов DVB-H и антенну для оптимизации приема. Он расшифровывает видео в формате Mpeg-4 Н.264. 9 универсальных и специализированных телеканалов было предоставлено TPS для этого опыта. Сначала эти каналы кодировались TPS в формат Mpeg-4 Н.264 (250 Кб/с) и создавался мультиплекс. Последний затем посылался TDF, где происходило модулирование телесигнала DVB-H и распространение его с пяти передатчиков в парижском регионе, одним из которых является Эйфелева башня (37 частота UNF). Заметим: медиафокус удался - эти 9 телеканалов легко поймал мобильный терминал Sagem My Mobile TV. Причем, по оценкам весьма влиятельных лиц, которые были свидетелями опыта, качество видео поистине обескураживало. Надо сказать, что терминал, естественно, обладает маленьким экраном, но разрешение изображения было отличным {QVGA, 240 х 320 пикселей).

Телесигнал с Эйфелевой башни передавался четко, без искажений, позволяя с полным комфортом следить за всеми моментами теннисного матча, который транслировался во время опыта, — была даже отлично видна траектория теннисного мяча. К тому же, не наблюдалось никакого расхождения звука и изображения. Однако при переключении телеканалов был отмечен следующий дефект: видеоизображение запаздывало на несколько секунд. Зато качество изображения нисколько не ухудшалось при просмотре мобильного телевидения в автомобиле. Что касается возможностей автономного просмотра м обильного телевидения без дополнительной подзарядки, то мобильный телефон Sagem My Mobile TV позволяет это делать в течение 2,5 часов.

В ноябре 2005 года в помещении Сапа1+ в Исси-ле-Мулино Б рюно Тибодо, директор по развитию французского медиагиганта Сапа1+, продемонстрировал сервис видео a la demande Canal+1 Orange и второе официальное экспериментальное испытание мобильного телевидения во Франции. Среди участников эксперимента французскими медиаэкспертами упоминаются Canal+, SFR, Nokia, Tower Cast.

Для опыта использовался мобильный терминал Nokia 7710 и стандарт вещания DVB-H. Автономный просмотр мобильного телевидения длился 3 часа — именно столько составляет максимальный предел, на который способен Nokia 7710. В данном случае антенна не портила внешний вид мобильного терминала. Благодаря большому экрану с разрешением 640 х 320 пикселей качество изображения и звука оказалось превосходным. Изображение было четким и непрерывным ничем не уступающее TNT. Сравнивая изображение на экране мобильного терминала и на обычных экранах контроля, специалисты в данном вопросе отметили лишь несколько едва заметных точечных опозданий видеоизображения на 1-2 секунды. При переключении телеканалов видеоизображение па мобильном также запаздывало на несколько секунд. При передвижении на автомобиле со скоростью 80 км/ч качество изображения оставалось таким же, как и в состоянии покоя.

В ходе вышеупомянутых исследований выяснилось, что тестируемые в восторге и готовы платить за этот сервис — разумеется, если изображение и медиасодержание будут качественными.

День за днем мобильное телевидение набирает обороты во Франции. Фактически речь идет о качественном цифровом телевидении для мобильного, которое, однако, еще только набирает обороты и все еще остается немного экспериментальным.

Блог как новое СМИ XXI века и сегмент французской Интернет-журналистики

Использование высокотехнологичных инноваций — неотъемлемая черта профессиональной деятельности французского журналиста в условиях информационного общества XXI века. Новый импульс процессу эволюции медийной системы Франции сегодня придает информационно-коммуникационная революция, заставившая журналиста «действовать в новом пространстве, в новом ключе, в новом технологическом контексте»1.

По мнению журналиста влиятельного французского издания Le Monde Оливье Зильбертена, не только работник масс-медиа, но и обыватель во Франции все чаще стремится следовать последним инновациям «цифрового шика»2. И одной из таких инноваций сегодня является блог.

Дебаты французских журналистов вокруг вопроса о том, является ли блог самостоятельным новым медиа, пока продолжаются.

Но одно можно утверждать наверняка — многие французские Интернет-СМИ имеют особые разделы под названием blog.

Этот сектор недавно начал развиваться и пока не успел получить фундаментального научного описания.

Блог — это web-сайт, состоящий из небольших заметок, ссылок, изображений, иногда аудио- и видеофайлов, характерными особенностями которого являются легкость его редактирования, возможность комментирования и хронологический порядок записей, напоминающий дневник.

Блогосфера - это виртуальное пространство, состоящее из блогов.

Проанализировав блогосферу, отредактированную абонентами и

журналистами ключевых французских изданий (насчитывающую все большее количество заведенных блогов с каждым днем), приходится дать себе отчет о разнообразии рассмотренных тем и способов подачи информации. По отношению к информационному потоку, выливающемуся ежедневно в киберпространство, блоггер (blogueur), автор блога, пытается прочерчивать свой информационный путь.

Блог настолько прочно вошел во французское киберпространство, что во французском языке появился неологизм bloguer (буквально «блогить»), который даже склоняется: je blogue, tu blogues, nous bloguons (буквально «я блогю, ты блогишь, мы блогим»).

Для сближения с аудиторией французский журналист-блоггер, как правило, указывает контактную информацию — адрес своей электронной почты и зачастую персонального сайта.

Французская концепция близости к читателю, весьма развитая в бумажной французской прессе, нашла свое применение и в Интернет-журналистике.

В контексте эпохи мультимедийных инноваций, в которую сегодня вступило медийное сообщество Франции, особое значение приобретает французская концепция блога в Интернет-СМИ, предусматривающая привлечение внимания читателей к тому или иному масс-медиа.

Читатель любит чувствовать себя близким к тем, кто пишет то, что он читает. Поэтому в целях популяризации своих идей, блоги, написанные французскими журналистами, имеют следующие ключевые особенности:

ясность сообщений (вульгаризация текстов, приспособленный словарь);

лаконичность сообщений (время ценно);

оригинальный редакционный стиль;

ориентация на исключительность контента;

мультимедийная поддержка текста;

стремление к отсутствию опечаток и орфографических ошибок (французский читатель не терпит этого, о чем и пишет в комментариях);

идентификация автора;

наличие небольшой биографии автора;

строгое упоминание источников информации.

Анализ французской блогосферы позволяет сделать выводы о том, что в современной французской Интернет-журналистике не утихают дискуссии о цели, аудитории и контенте блога. На сегодня французской концепцией блога в Интернет-СМИ является привлечение внимания читателей к тому или иному масс-медиа и поддержка их сотворчества, проявляющегося в написании комментариев и создании собственных блогов.

Анализируя особенности содержания блогов во Франции, приходится констатировать локальную тематическую направленность сайтов (за исключением парижских), ориентацию на местную практическую информацию.

Опираясь на выборки динамических данных по Франции, имеьоххцихся сегодня, можно смело прогнозировать постепенное доминирование Слогов как демократичных интерактивных масс-медиа, вмешаться в п рсщесс создания которых сможет каждый, кто понимает французский: язык Актуальность блоггинга очевидна.

Весьма известный во французском виртуальном медиасообщеспв блог Франсиса Пизани - интересный пример выражения типично французского взгляда на социальные, экономические, культурные и политиг еские изменения, вызванные усилением технологического соверпх нства медиапотребления в современном французском обществе.

Пизани являет собой новый тип журналиста-блоггера — мобилхьного постоянно имеющего при себе ноутбук и непрерывно отправл іоіцего приходящие в голову мысли о современных трансформациях принципов виртуального потребления информации в киберпространство. Он поотгоянно находится на конференциях, посвященных этим проблемам, и прямо оттуда записывает в блог то, что он думает по тому или иному поводу. Он не расстается с ноутбуком в самолетах, отелях, во всех местах, о которых: пишет Франсис принадлежит к новой категории журналистов, журналистов XXI века, - инициативных, мобильных, следующих прогрессу.

Похожие диссертации на Французская модель масс-медиа в начале XXI века : особенности развития аудиовизуальных, сетевых и мобильных СМИ