Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Митрохина Ксения Львовна

Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг.
<
Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Митрохина Ксения Львовна. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Митрохина Ксения Львовна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2007.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/2016

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения истории отечественной женской прессы и исторические предпосылки ее возникновения 13

1.1. Теоретические аспекты исследования: принцип отбора изданий, периодизация, типология отечественной женской прессы 13

1.2. Социально-психологические и исторические предпосылки возникновения в России первых журналов для женщин 41

Глава 2. Отечественные журналы для женщин периода персонального журнализма 67

2.1. Н.И.Новиков и московский период развития отечественной женской прессы (1779-1812 гг.) 67

2.2. Завершение становления модели литературного журнала для женского чтения в 1812-начале 1830-х годов 99

Глава 3. Отечественные журналы для женщин периода коммерциализации прессы 132

3.1. Отечественные журналы для женщин в период цензурного гнета (начало 1830-х - середина 1850-х годов) и становление модели модно-рукодельного женского журнала 132

3.2. Отечественные журналы для женщин в период предреформенной либерализации прессы (1855-1861 гг.) 142

Заключение 167

Библиография 174

Приложения 187

Введение к работе

Системное исследование истории женской прессы в России представляется востребованным и необходимым.

Одной из тенденций эволюции современной исторической науки является отход от рассмотрения исторического процесса с позиций классового анализа, от преобладающего внимания к сферам политики и экономики, и обращение к изучению контекста жизнедеятельности людей, к исследованию внутреннего мира человека на том или ином этапе истории. Применительно к изучению истории журналистики эта тенденция выражается во внимании к целым группам изданий, которые ранее не привлекали внимания исследователей. Число таких изданий очень велико, и они предоставляют богатый материал для изучения истории социальных групп, не укладывающихся в жесткие классовые схемы. Подобной социальной группой является и читательская аудитория изданий для женщин, не образующая классов, но потенциально составляющая примерно половину общей аудитории периодических изданий1. Изучение отечественной периодики для женщин началось в последние годы и только начинает выходить на системный уровень.

Несколько ранее, чем отечественная гуманитарная наука, на феномен женской прессы стали обращать пристальное внимание научные сообщества ряда зарубежных стран. Начиная с последних десятилетий ХХ-го века, подобные исследования предпринимаются во Франции, в Англии, в Америке -это связано с обострением интереса к тендерной проблематике. Около десяти лет назад тендерные исследования пришли в Россию: постоянно растет число центров и кафедр тендерных исследований, в учебные планы многих университетов и исследовательских центров включены спецкурсы по тендерной социологии, психологии, истории, филологическим дисциплинам. В

'Юкина И.И. История женщин: новые перспективы. — .

4 них нередко используются материалы из женских журналов, как в синхроническом, так и в диахроническом рассмотрении. Однако этот богатейший материал вводится в научный оборот весьма фрагментарно, и монографий, посвященных истории российской женской журналистики -прессы для «молчаливого большинства» в истории1, - до сих пор не существует, а опыты ее типологии предпринимаются лишь в последние годы.

Еще одно направление исследований представляется (на сегодня) не разработанным вовсе. Это - культурные и идеологические связи между Францией и Россией, применительно к журналистским инициативам эпохи Екатерины Второй, в том числе и к изданию Н.И.Новиковым первого в нашей истории журнала для женского чтения («Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета», 1779 год). Этот период, период теснейших культурных связей между двумя странами и фактического билингвизма в высших слоях российского общества, характеризуется большой восприимчивостью русской светской культуры к идеям Просвещения и творческой их переработкой на российской почве. В настоящей работе прослеживается и сопоставляется полемика вокруг издания первых женских журналов и вовлечения женщин в культуру в целом как во Франции во второй половине XVIII века, незадолго до возникновения журнала Н.И.Новикова в 1779 году, так и в России; анализируются общественные дискуссии и обмены мнениями по поводу женского чтения, женской «учености» и т.д., как во Франции, так и в России. Таким образом, первый этап истории российской женской прессы помещается в европейский культурно-исторический контекст. Этот материал вводится в отечественный научный обиход впервые.

Настоящая работа представляет собой исследование процесса возникновения, становления и развития российских специализированных периодических изданий для женской аудитории в период с 1779 года по 1861 год.

'Юкина И.И. История женщин: новые перспективы. — .

5 Актуальность темы определяется необходимостью ликвидации огромного «белого пятна» в истории российской журналистики и введения обширного исторического и социологического материала в научный оборот, а также необходимостью объективного, освобожденного от идеологических пристрастий восстановления исторического контекста возникновения и развития отечественной женской прессы.

Объект исследования - процессы возникновения и формирования изданий для женщин в России с 1779 года по 1861 год. Рассматривается исторический и общественно-политический контекст существования изданий для женщин, складывание их успешных моделей - по тематике и аудитории; степень участия этих изданий в общественных дискуссиях о роли и положении женщин в обществе, эволюция образа читательницы, типологические характеристики изданий в историческом рассмотрении.

Предмет исследования - российские женские журналы с 1779 - по 1861 год.

Цель исследования - комплексное изучение процесса возникновения журналов для женщин в России и выделения женской прессы в самостоятельную подсистему российской прессы в 1779 - 1861 годах.

Задачи исследования вытекали из его цели и состояли в: - определении исторического и идеологического контекста, в котором возникли первые российские проекты журналов для женщин; круга целей и задач издания первых женских журналов; определении меры влияния на первых российских издателей журналов для женщин идей европейского Просвещения, помещении их деятельности в общеевропейский культурный контекст;

- создании типологии российской периодики для женской аудитории, максимально гибко и компактно отражающей их эволюцию;

- обозначении основных тенденций эволюции периодических изданий для женщин, изменений их тематики, расширения и диверсификации аудитории, дискурсивных особенностей этих изданий в разные годы;

рассмотрении тендерной проблематики, находившей отражение на страницах изданий для женщин;

- создании объективной картины возникновения, становления и развития

российской женской прессы, предусматривающей отрешение от

сложившихся стереотипов ее восприятия и охват максимального числа

изданий, в том числе ранее не рассматривавшихся и не анализировавшихся.

Теоретической базой для данного исследования послужили: труды

исследователей истории отечественной журналистики - А.В.Западова,

П.С.Рейфмана, Л.Е.Татариновой, Б.И.Есина, А.А.Грабельникова1,

Г.В.Жиркова,; работы зарубежных и отечественных культурологов, а также

социологов, теоретиков и практиков дискурсивного анализа, специалистов по

тендерным исследованиям - К.Аймермахера, П. Бурдье, А.Кляйнерт,

Н.Пеллегрин, Дж. Скотт, Э.Сюллеро, К.Хайдер, Г.А.Тишкина,

Н.Л.Пушкаревой, И.И.Юкиной, Т.Ю.Дашковой; современные работы,

'Западов А.В. Русская журналистика последней четверти XVIII века. Лекция для студентов-заочников гос. унтов. - М., Изд-во МГУ, 1962; История русской журналистики XVIII-XIX веков. Под ред. проф. А.В.Западова.

- М.: Высшая школа, 1973; Рейфман П. С. Журнал «Женский вестник»: // Труды по русской и славянской

филологии: XVIII: Литературоведение. - Тарту: ТГУ, 1971; Рейфман П. С. Из истории журнально-

литературной борьбы 1860-х гг. // Труды по русской и славянской филологии: XXIV: Литературоведение. —

Тарту: ТГУ, 1975; Татаринова Л.Е. История русской литературы и журналистики XVIII века. - М.: Изд-во

МГУ, 1982; Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). Учебно-методический комплект. M.:

Флинта, 2000. Есин Б.И., Кузнецов И.В. Три века московской журналистики. — М.: Триада, 1997;

Грабельников А.А. История российской журналистики XVIII-XIX вв.: теорет. курс авториз. излож. - М.:

Московский экстерный гуманитарный университет, 1995; Грабельников А.А. Массовая информация в России:

от первой газеты до информационного общества. - M., Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001; Жирков Г.В.

История цензуры в России XIX-XX в.в. — М.; Аспект Пресс, 2001; 2 Бурдье П. Социология политики. — М.: Socio-Logos, 1993; Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. — M.:

РГГУ, 1997; Скотт Дж. Тендер: полезная категория исторического анализа // Тендерные исследования. 2000.

— № 5. — С. 142-171; Sullerot Е. Histoire de la presse feminine en Trance. — P.: Armand Colin, 1966; Kleinert A.
Le journal des dames et des modes ou la conquete de TEurope feminine. - Stuttgard : Jan Thorbecke Verlag, 2001;
Pellagrin N. Entre inutility et agrement. Remarques sur les femmes et l'ecriture de l'histoire a l'epoque d'Isabelle de
Charriere (1740-1805).—Utrecht: Universiteit Utrecht, Paculteit der Letteren, 2005; Тишкин Г. А. Женский вопрос
в России в 50-60-е гг. XIX в. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984; Пушкарева Н.Л. Русская женщина в семье и обществе
Х-ХХ вв.: этапы истории//Этнографическое обозрение. — 1994. — № 5. — С. 3-15; Юкина И.И. Дискурс
женской прессы XIX в. // Женские и тендерные исследования. — 2000. — № 5. — С. 32-39; Дашкова Т.Ю.
«Работницу» — в массы: Политика социального моделирования в советских женских журналах 1930-х годов //
Новое литературное обозрение. — 2001. — № 50. — С. 184 -192.

7 посвященные типологии отечественной женской прессы - Л.Г.Свитич, А.В.Жуковой, Р.МЛмпольской1.

В основу методологии исследования положены принципы источниковедения и анализа текста. Использованы методы сравнительно-исторического исследования, историко-литературный, историко-хронологический, типологический; применены методы стилистического и дискурсивного анализа, системного описания, структурного описания, сопоставительного анализа, тендерного анализа.

Особенностью теоретических принципов и методики данной работы явилось использование методов, присущих как исторической науке, так и теории публицистики и социологии: анализ, сравнение и сопоставление данных различных источников, синтез и обобщение. Учитывая многогранность и неразработанность материала, к его исследованию применялись комплексные, авторские подходы.

Степень разработанности темы. Тема истории женской прессы в России представляется мало разработанной. До сих пор в библиографической практике издания для женщин не выделялись в отдельную категорию, что значительно затрудняет их изучение (список изданий для женщин 1779-1861 годов, составленный в процессе работы над настоящей диссертацией, помещен в Приложении 3). Даже в авторитетной «Библиографии русской периодической печати» Н.М.Лисовского издания для женщин, в отличие от детских изданий или изданий научных, никак не выделяются (а журналы, посвященные модам, классифицируются как издания технические, соседствуя в систематическом указателе с «Горным журналом» или с «Сельским

Ямпольская Р. М. Женская пресса. Ее типологические особенности. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 1995. — №1. — С.15-25; Ямпольская Р. М. Женская пресса: основные проблемно-тематические направления. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - M., 1995. — №6. — С. 3-12; Ямпольская Р. М. Типологические особенности изданий для женщин. // В кн.: Руденко И.А. Детская пресса России на современном этапе. Ямпольская P.M. Типологические особенности изданий для женщин. — М.: Ф-т журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. — С.1-21; Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности. // Автореф. дис. канд. филол. наук. — СПб.: 1999; Свитич Л.Г. Издания для женщин. /Типология периодической печати:Учеб. пособие для студентов вузов.—М.:Аспект-Пресс, 2007.—С. 156- 171.

8 строителем»1). В трудах по истории журналистики советского периода внимание уделялось лишь тем изданиям для женщин, по которым можно было провести линию поступательного развития идеологии общественной борьбы; поскольку женщины с середины XIX века рассматривались представителями российского демократического движения как угнетаемое сообщество (по аналогии с лишенными избирательных и политических прав, не вовлеченными в систему образования беднейшими слоями населения), некоторые публикации в женских журналах демократической ориентации попадали в поле зрения исследователей. Это всего несколько изданий («Женский вестник», «Рассвет», ряд общественно-политических журналов начала XX века). Попадало в поле зрения исследователей XX века и «Модное ежемесячное издание для дамского туалета» Н.И.Новикова - как первый в России журнал для женского чтения. Однако огромное большинство изданий для женщин оставалось вне научного внимания, и история женских журналов в целом, как развивающейся системы, как подсистемы российской прессы, не становилась предметом отдельного исследования.

В последние десятилетия, на фоне освобождения от идеологического подхода к отечественной истории и соответствующего общемировой тенденции интереса к истории «частной», в поле зрения исследователей стали попадать материалы, которые раньше полагались или незначительными для истории классовой борьбы, или реакционными. Большие изменения в жизни общества подчеркнули существующие проблемы положения женщин, что вызвало интерес к истории вопроса. Одновременно в нашу страну пришли методики тендерных исследований. Дискурсивные и типологические особенности периодики, в том числе, отдельных женских изданий разных лет и групп изданий рассматриваются в целом ряде интересных работ отечественных исследователей, уже упоминавшихся ранее.

'Категория «Д»: «Издания преимущественно по естественным и физико-математическим наукам». Часть II -«Строительное дело. Технология. Ремесла»//Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати. В 2 т. — М.: Лит. обозрение, 1995. — Т. 2. — С. 931-935.

Применительно к современной, сложившейся системе женской прессы, в последние годы появился целый ряд серьезных работ по типологии. В 2001 году была защищена диссертация, посвященная типологической классификации российских женских журналов 1779-2000 годов1. Однако объем работы и протяженность рассматриваемого периода не позволили исследователю подробно останавливаться на многих интересных изданиях, заставили его группировать издания не столько по диахроническому, сколько по типологическому принципу, рассматривая лишь типологически характерные издания (исследователь сообщает об этом во введении к своей работе). Таким образом, проблема отсутствия «сквозного» исследования по истории становления женской прессы в России остается актуальной.

Научная новизна диссертации состоит в том, что:

- впервые в процессе изучения истории отечественной журналистики
предпринята попытка комплексного исследования процесса эволюции
женских журналов и журналов для женщин;

прослеживается и устанавливается влияние идей французского Просвещения на деятельность первых российских издателей журналов для женской аудитории: история российской женской журналистики включается в общеевропейский исторический контекст;

анализируется и включается в научный оборот большое количество ранее не исследованных источников, в частности, издания для женщин 1830-1855 годов; рассматривается ряд малоизвестных эпизодов журнальной истории первых десятилетий XIX века:

впервые при рассмотрении истории женской журналистики для оценки издательской деятельности используются статистические методы и элементы структурно-коммуникативного анализа;

Боннер-Смеюха В.В. Отечественные женские журналы. Историко-типологическое исследование: Диссертация на соискание ученой степени канд. филол. Наук: 10.01.10 — Ростов н/Д: Ростовский гос. ун-т, 2001.

10 Хронологические рамки исследования определены с 1779 по 1861 год. В 1779 году началось издание первого в российской истории журнала для женщин Н.И.Новикова; 1861 год, год начала радикального реформирования российского общества, является важнейшим в отечественной истории рубежом и традиционной датой для периодизации как истории России в целом, так и истории российской журналистики.

Эмпирическая база исследования. Основными источниками при работе над диссертацией послужили отечественные женские журналы из фондов центральных российских библиотек1. По мере надобности, привлекались материалы из других периодических изданий («Покоящегося Трудолюбца», «Вестника Европы», «Русского инвалида», «Сына Отечества», «Морского сборника», «Русского слова» и др.), официальные документы, касающиеся цензурных ограничений, библиографические и справочные издания, мемуарные материалы, специализированные издания по журналистике, теории литературоведения, социологии журналистики, тендерной и феминистской проблематике, а также материалы и статьи из ряда французских журналов для женщин с середины XVIII-ro века по 1820-е годы (период, в который использование опыта французских издателей журналов для женской аудитории оказывало наибольшее влияние на формирование моделей российских изданий).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют составить представление о процессе эволюции журналов для женской аудитории 1779-1861 годов как неотъемлемой части истории отечественной журналистики. Деятельность первых издателей российских журналов для женской аудитории анализируется в контексте общеевропейского процесса приобщения женщин к культурной жизни

Материалы для изучения отбирались по библиографическим изданиям: Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник / Под ред. А. Г. Дементьева, А. В. Западова, М. С. Черепахова — М.: Гос. изд-во полит, лит., 1959; Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати, 1703-1900 гг. — М.: Лит. обозрение, 1995.

общества. В работе предлагается типологическая классификация, применимая для изучения системы женской прессы в период ее возникновения и становления.

Практическая значимость результатов работы определяется возможностью её использования:

- для разработки систематического лекционного курса по истории
российской женской прессы;

в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных тендерным исследованиям;

- при составлении учебных программ и учебных пособий, в которые
включаются материалы по истории журналов для женщин и женских
журналов, по истории российского феминистического движения, в
психологических, социологических дисциплинах, при изучении русско-
французских культурных связей в области журналистики.

- в практической журналистской деятельности - как источник сведений, обобщающий опыт отечественных издателей журналов для женской аудитории.

Результаты проделанной работы по сбору и обобщению информации о российских периодических изданиях для женщин могут быть использованы в дальнейших исследованиях и в учебных программах.

На защиту выдвигаются следующие положения:

На деятельность Н.И.Новикова и других первых российских издателей журналов для женщин оказали влияние идеи французского Просвещения; до 1812 года журналы для женщин издавали исключительно литераторы из круга Н.И.Новикова и Н.М.Карамзина;

периодизация истории отечественных журналов для женской аудитории в целом соответствует периодизации истории «большой» журналистики;

тематический круг женского издания складывался постепенно, освоение журналами новых тем шло поэтапно, в зависимости от взглядов издателей,

12 макроисторических процессов, тендерных особенностей общественного мнения на том или ином историческом этапе;

- аудитория отечественных женских журналов формировалась вместе с ними самими. Она увеличивалась за счет вовлечения все более широких (и менее обеспеченных) слоев населения, «сверху вниз», и одновременно дробилась на читательские группы по интересам, по возрасту, по социальной принадлежности;

Объём и структура диссертации продиктованы сформулированными целью и задачами настоящего исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Главы сопровождаются выводами, в которых обобщаются результаты исследования. В приложениях помещены программные статьи издателей журналов для женского чтения (Н.И.Новикова, П.И.Макарова), материалы журнальной полемики начала 1823 года об изданиях для женщин и составленная автором настоящей работы хронологическая таблица возникновения женских журналов в 1779-1861 годах. Библиографический список составляет более 200 наименований.

Теоретические аспекты исследования: принцип отбора изданий, периодизация, типология отечественной женской прессы

Данное диссертационное исследование посвящено изучению процесса становления и развития российских периодических изданий, адресованных женщинам, в период с 1779 года (года издания первого женского журнала, «Модного ежемесячного издания для дамского туалета» Николая Ивановича Новикова), до начала 1860-х годов, когда с началом масштабных реформ императора Александра Второго в российском обществе начались значительные перемены, повлиявшие на развитие отечественной журналистики в целом и на деятельность по изданию журналов для женской аудитории в частности.

Прежде всего представляется необходимым определить и обосновать параметры исследования: хронологические рамки и периодизацию внутри избранного для изучения временного отрезка, критерии отбора материала, то есть признаки, по которым то или иное издание относится к числу изданий, адресованных женщинам; уточнить особенности типологической классификации изданий для женщин на разных этапах становления системы женской прессы в России.

Что касается хронологических рамок, дата, с которой начинается рассмотрение истории российских женских журналов, очевидна: это дата появления первого подобного издания. Ограничение рассматриваемого в данной работе периода началом 1860-х годов вызвано несколькими соображениями. Год отмены крепостного права, самой радикальной из важнейших реформ Императора Александра Второго - это один из поворотных пунктов российской истории в целом. В российской журналистике период общественной активности и фактической свободы прессы начался несколько ранее, во время предреформенных ожиданий общества и предреформенного замешательства цензурного аппарата - во второй половине 1850-х годов. Именно в этот период были заложены основы для развития пореформенной журналистики, сложились основные тенденции этого развития, проявлявшиеся как в годы ужесточения цензуры (1862-1868), так и в последующие периоды. Кроме того, 1862 год знаменовал, применительно к женской прессе, еще один рубеж - ни одно из изданий предшествующих лет его не пережило1, так что рынок женских журналов в очередной раз складывался «с чистого листа», в изменившейся общественной ситуации, на фоне радикальных для общества реформ.

Временные рамки 1779 - 1861 годов подразумевают необходимость как внутренней периодизации, так и помещения данного периода в общий контекст истории российской женской прессы. По результатам изучения доступных материалов можно сделать вывод, что в целом периодизация внутри складывавшейся системы журналов для женщин и женских журналов повторяет периодизацию «большой» российской прессы. Характер изданий, статистика и динамика женской прессы отражают поэтапные изменения, присущие российской журналистике в целом.

Так, конец XVIII - начало XIX века отмечены преобладанием литературных журналов. Тенденцией их эволюции является постепенное увеличение доли нехудожественных и публицистических публикаций, что характерно и для российской журналистики в целом. В период 1830-1855 годов преобладающим типом изданий для женщин оказываются журналы, посвященные модам и рукоделиям, а тип журнала литературного исчезает вовсе. Это изменение рынка также объясняется ситуацией во всей российской журналистике и вызвано, с одной стороны, суровым цензурным гнетом, который крайне затруднил открытие и существование любых литературных и публицистических изданий, с другой - расширением аудитории для периодических изданий и начавшейся коммерциализацией журналистики. Сходные структурные изменения происходили в этот период и в «большой» журналистике1. Подобным же образом - резким увеличением процентной доли посвященных модам и рукоделиям информационно-практических изданий -ответит рынок женской прессы на цензурные гонения 1870-х годов. Список примеров, указывающих на параллельность процессов, происходящих в женской журналистике как подсистеме журналистики «большой», или «общей», можно продолжить.

В данной работе предлагается следующая периодизация становления и развития дореволюционной российской женской прессы.

Первый период - с 1779 по 1812 годы, когда издаются журналы московских издателей, связанных профессиональной и идеологической преемственностью: Н.И.Новикова, В.И.Окорокова, П.И.Макарова, Н.М.Макарова, П.И.Шаликова.

Второй период - с 1812 по начало 1830-х годов, отмеченный появлением трех литературных журналов различной стилистики, в Санкт-Петербурге и в Москве («Кабинет Аспазии», «Дамский журнал», «Гирланда»). Этот период характеризуется дальнейшей разработкой и становлением модели литературного (по преимуществу) журнала для женского чтения.

Третий период - годы цензурного гнета 1830 - 1855 годов. Женские издания этого периода малочисленны, практически не изучены и очень плохо сохранились, отчасти потому, что не представляли интереса для историков общественных движений, будучи почти полностью посвящены модам и рукоделиям (восемь из десяти).

Социально-психологические и исторические предпосылки возникновения в России первых журналов для женщин

Первое в России издание для женского чтения, «Модное ежемесячное издание для дамского туалета» (1779), издавал сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Москве Николай Иванович Новиков. Н.И.Новиков преследовал не столько практические, сколько просветительские цели: он видел свою задачу в воспитании у читательниц хорошего литературного вкуса через легкое чтение.

Появление подобного издательского проекта в конце 1770-х годов было закономерно. Сама возможность увидеть в российской женщине потенциальную читательницу периодики показалась бы странной еще полувеком ранее.

В допетровские, домостроевские времена женщины в России не имели доступа ни к образованию, ни к культуре, ни к общественной активности, вели затворническую жизнь, отмеченную безгласностью, «печатью отверженности и приниженности»1. Одним из следствий масштабных реформ Петра Первого применительно к образу жизни высших слоев общества было то, что они в чем-то разрушили, в чем-то пошатнули по-восточному жесткий, деспотичный, патриархальный семейный уклад. В пореформенной России образ жизни женщин из высших слоев населения стал меняться - так, они были обязаны участвовать в навязываемых боярским кругам светских мероприятиях. Ассамблеи и балы петровского периода были достаточно дики и разнузданны, но с течением времени светская жизнь в России постепенно окультуривалась, гармонизировалась и рафинировалась. Высшему обществу навязывалась несвойственные традиционной русской культуре рыцарственная галантность, культивирование женской красоты. Европейские наряды, манеры, обращение, самоощущение кавалеров и дам насаждались искусственно, но они способствовали и изменениям в психологии, а затем - и в восприятии женщины в российском обществе. Это преображение было поначалу сугубо внешним, и достаточно театрализованым - тому способствовала и непривычность новых «ролей» галантных кавалеров и кокетливых дам, и общая вычурная искусственность тогдашних европейских одеяний, манер, светских ритуалов . Однако, с годами, поскольку европейский образ светской жизни продолжал культивироваться императорским двором и всем высшим обществом, женщины стали выходить из домашнего затворничества, их присутствие на светских мероприятиях становилось нормой, дамы и кавалеры освоились со своими ролями. До России дошло увлечение литературным сентиментализмом, с его культом чувствительности, хотя идеальные образы популярных романов и не имели большого влияния на жизненный уклад в целом2. Постепенно возрастало пропорциональное участие женщин в общественной жизни. Отдельные одаренные женщины стремились вырваться из упрочившегося стереотипа светской жизни, из узких рамок светского образования, подразумевавшего лишь овладение «искусством нравиться»; до нас дошли сведения о дамах, увлекавшихся искусствами и сочинительством, даже науками. Кроме того, история распорядилась таким образом, что правление страной в этом бурном столетии было, в значительной степени, «женским»: на российском престоле сменились четыре императрицы. Князь М.М.Щербатов, строгий критик российской действительности XVIII столетия и вовсе не сторонник нарушения традиционного тендерного уклада, писал об императрице Елизавете Петровне, что она была «от природы одарена довольным разумом; но никакого просвещения не имела»1; и, тем не менее, он отмечал: «Не можно сказать, чтобы она не была качествами достойна править столь великой Империей, если женщина возможет поднять сие иго, и если одних качеств довольно для сего вышнего сану»2. Он же сообщал, что императрица Анна Иоанновна была «довольно для женщины прилежна к делам и любительница была порядку и благоустройства»3. Можно отметить, что сам факт женского правления в XVIII веке не воспринимался как заведомо предосудительный.

Екатерина Вторая была уже четвертой императрицей, занявшей российский престол. Ее эпоха принесла России, среди многочисленных нововведений, еще более тесные культурные связи с Европой, особенно с Францией. С мощным формообразующим для культуры того времени влиянием этой страны связана, по словам современного исследователя, «первичная эмансипация русской женщины»4. Российские деятели культуры, воспринимая и адаптируя весь уклад жизни французского светского общества, восприняли также и сложное, неоднозначное отношение к женщине, выработанное к тому времени европейской традицией.

Н.И.Новиков и московский период развития отечественной женской прессы (1779-1812 гг.)

«Модное ежемесячное издание, или Библиотека для женского туалета»1 - первый в России журнал для дамской аудитории, издавался в течение 1779 года. Всего вышло 12 книг журнала, собранных в четыре части. Поначалу журнал издавался в Санкт-Петербурге; поскольку начало реализации проекта совпало с переездом Н.И.Новикова в Москву, третья и четвертая части журнала за 1779 год печатались уже в московской Университетской типографии2. По всей видимости, идея создания женского журнала возникла у Н.И.Новикова гораздо раньше. Так, в его журнале «Трутень» за 1770 год было опубликовано письмо в редакцию, от имени некого издателя, сообщавшее: «Я вознамерился издавать «Модное ежемесячное сочинение и посвятить его красавицам». Автор письма спрашивает совета у Н.И.Новикова, который, в своем ответе, отзывается об этом замысле положительно3. Вряд ли можно сомневаться, что этот замысле и нашел воплощение в «Модном ежемесячном издании» 1779 года, тем более, что сам Н.И.Новиков иногда называет его «Модным ежемесячным сочинением».

Изящно оформленный, небольшой, с тонированными иллюстрациями и повторами первого слова следующей страницы на предыдущей (что типично для того времени, подразумевавшего традицию чтения вслух), журнал этот был довольно дорог: 5 рублей за годовую подписку. Его аудиторию должны были составлять читательницы из высшего общества - по той причине, что женская грамотность и приверженность чтению еще только начинала распространяться, «сверху вниз». В конце первой части журнала были перечислены поименно 29 подписчиков из обеих столиц; по списку в конце второй части их число возросло до 57. К журналу проявляли интерес в основном представители высшего света - среди подписчиков значатся фамилии Трубецких и Демидовых, Голицыных, Шереметевых, Долгоруких. Интересно, что женщин-подписчиц было всего 9. Это, впрочем, не обязательно свидетельствует об отсутствии интереса к изданию со стороны читательниц (по свидетельству авторитетного биографа Н.И.Новикова, А.В Западова, журнал был популярен и востребован1). Скорее, неожиданно малое число подписчиц иллюстрирует социальную несамостоятельность образованных дам того времени - логично предположить, что адресатом подписки чаще выступал глава семьи. Из-за убыточности издания, или, как полагает Т.Ф.Пирожкова, из-за крайней загруженности самого издателя2, после выхода четвертой книжки журнал был прекращен. Коммерческая неудача «Модного ежемесячного издания» свидетельствовала не об отсутствии в обществе читательской группы «женщин из высшего общества, интересующихся литературой» (журнал был популярен и знаменит), но о ее малочисленности. «Модное ежемесячное издание» обогнало свое время, как и многие другие инициативы и новации Н.И.Новикова.

Тематически, издание представляло собой литературный журнал для женского чтения; его основное наполнение составляли поэтические и прозаические произведения, чаще всего анонимные. Предположительно, многие из них могли принадлежать перу самого Н.И.Новикова, который, из идейных соображений, полагал, что в издании главным представляется содержание, а не удовлетворение авторского честолюбия. Так, он писал двумя годами ранее, в своем философском журнале «Утренний свет»: «Тот, кто других перед собою не уважает, должен непременно сделаться известным; но что до нас касается, мы никогда публике себя не объявляем»1. «Необъявление себя публике» коснулось и «модного ежемесячного издания» - так, первые его номера вышли в свет без указания имени издателя, и лишь в мартовской книжке появился знаменитый вензель «Н.Н.».

В издании публиковались поэмы мифологического (например, «Елена возвращенная Менелаю») и исторического (например, «Письмо Графа Комменжа к матери его» ) содержания, стихотворения различных популярных в то время жанров - идиллии и послания, «епиграммы», песни и т.д. Находили место и произведения юмористические (например, «Феридина ошибка» Я.Б.Княжнина3). Легкий жанр был представлен, в частности, притчами А.Н.Сумарокова и анонимными вопросами-ответами в стиле салонного флирта («Какая разница между огнем и женщиною? - Когда огня коснемся, В минуту мы ожжемся: Когда касаемся возлюбленным женам, Мы пламень чувствуем, но он приятен нам4»). Отметим, что принцип «забавляя-поучать» и здесь находил свое выражение. Вот каков был ответ на вопрос «Что всего скучнее?»: «Жить в свете без красы, а паче без ума, Скучнее то всего, ты чувствуешь сама»5. Во второй части журнала был опубликован перевод «Федры» Расина, выполненный А.П.Сумароковым, в третьей и четвертой частях — перевод «Метаморфоз» Овидия, принадлежавший перу тогда уже покойного В.И.Майкова.

Отечественные журналы для женщин в период цензурного гнета (начало 1830-х - середина 1850-х годов) и становление модели модно-рукодельного женского журнала

Развитие журнального дела в России продолжалось в условиях николаевской реакции и нарастающего цензурного гнета.

Принятие «чугунного» Устава о цензуре 1826 года, многочисленные отягощающие дополнения, поправки и новые узаконения к более мягкому Уставу о цензуре 1828 года, постепенное расширение круга ведомств и учреждений, имевших право на цензуру, создание многочисленных цензурных комитетов, личное и ревнивое вмешательство императора Николая Первого в решение цензурных вопросов и, как следствие, особое верноподданническое рвение учреждений, ведавших цензурой, сильно затруднили, в конце 20-х -начале 30-х годов любую журналистскую деятельность1. Последовавшие нововведения графа С.С.Уварова, принявшего пост министра народного просвещения в 1833 году и деятельность «казенного человека» А.И.Красовского в качестве главы Комитета иностранной цензуры, еще более усложнили деятельность уже существующих изданий и открытие новых. Так, в 1836 году последовало запрещение, сначала временное, но имевшее силу до самого конца царствования Николая Второго, на открытие новых периодических изданий. За этими мерами последовал суровый «цензурный террор» 1848-1955 годов.

В своих «Литературных мечтаниях» В.Г.Белинский писал: «Тридцатый, холерный год был для нашей литературы истинным черным годом, истинно роковой эпохою, с коей начался совершенно новый период ее существования, в самом начале резко отличный от предыдущего... Журналы все умерли, как будто бы от какого-нибудь апоплексического удара или действительно от холеры-морбус...» . Закрылись журналы разных литературно-политических позиций: «Московский вестник», «Вестник Европы», «Литературная газета», «Атеней», «Галатея». В 30-е годы прирост числа новых изданий шел в значительной степени за счет журналов официальных организаций и министерств; 40-е годы были отмечены резким уменьшением числа новых изданий: если в 30-е годы возникло 121 новое издание, то в 40-е - лишь 57 . Первая половина 50-х годов дала 31 новое издание, и лишь окончание периода реакции знаменовалось резким ростом их числа: в 1856-1860 годах возникло 147 новых журналов и газет.

В количественном отношении, журналы для женщин следовали общим тенденциям. В начале 1830-х годов закрылись издания литературных противников: «Дамский журнал» князя П.И.Шаликова и «Гирланда» М.А.Бестужева-Рюмина. В 1831-1840 возникло 5 новых женских журналов, в 1841-1850 - всего 3, в первой половине 50-х гг. - 2, а во второй половине 50-х гг. - уже 53. Одни только данные статистики заставляют выделить 1831-1855 годы в отдельный период истории женской российской прессы. (Цифры приведены без учета продолжительности жизни изданий, которая, в большинстве случаев, оставалась небольшой; это, впрочем, было характерно для всей журналистики того периода).

В те же годы, независимо от усилий цензурных ведомств, круг потенциальных читателей журналов и газет расширялся. Министр народного просвещения, граф С.С.Уваров с неудовольствием отмечал в докладе императору 10 марта 1834 года, что «...вкус к чтению и вообще литературной деятельности, которые прежде заключались в границах сословий высших, именно в настоящее время перешли в средние классы и пределы свои распространяют даже далее»1.

Если ранее периодические издания адресовались, в основном, слоям придворного, поместного и служилого дворянства, то теперь круг потенциальных и реальных читателей журналов ширится, журналы находят распространение в провинциальной чиновничьей, купеческой, духовной среде. Если в период до 30-х годов журналы издавали представители образованного столичного дворянства, то в последующий период в журналистику пришли представители буржуазной и разночинной интеллигенции; упомянем тут имена Н.А.Полевого и Н.И.Надеждина. Их представления о потенциальном читателе были гораздо шире, включали новые социальные слои. Промышленное развитие страны способствовало коммерциализации журналистики, дальнейшему преобразованию издания журнала в коммерческое предприятие, профессионализации их, отделению фигуры издателя-предпринимателя от фигуры профессионального редактора, становящегося наемным сотрудником, а также повсеместному распространению практики оплаты литературного и журналистского труда2. Это касается и журналов, адресованных женщинам.

В самом деле, женские издания, возникающие в 30-40 годы, в меньшей степени отмечены печатью индивидуальности издателя. Меняется их социальная адресация - анализ содержания журналов указывает на то, что адресат «дама» сменяется адресацией, предусматривающей более широкий социальный охват. Можно сказать, что женский журнал из «дамского» становится «женским», именно в этот период.

Похожие диссертации на Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг.