Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура гендерных отношений в программах российского телевидения (Социально-филологический анализ) Маевская Марина Игоревна

Культура гендерных отношений в программах российского телевидения (Социально-филологический анализ)
<
Культура гендерных отношений в программах российского телевидения (Социально-филологический анализ) Культура гендерных отношений в программах российского телевидения (Социально-филологический анализ) Культура гендерных отношений в программах российского телевидения (Социально-филологический анализ) Культура гендерных отношений в программах российского телевидения (Социально-филологический анализ) Культура гендерных отношений в программах российского телевидения (Социально-филологический анализ) Культура гендерных отношений в программах российского телевидения (Социально-филологический анализ) Культура гендерных отношений в программах российского телевидения (Социально-филологический анализ) Культура гендерных отношений в программах российского телевидения (Социально-филологический анализ) Культура гендерных отношений в программах российского телевидения (Социально-филологический анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маевская Марина Игоревна. Культура гендерных отношений в программах российского телевидения (Социально-филологический анализ) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 : Москва, 2004 132 c. РГБ ОД, 61:04-10/1697

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические и теоретические аспекты анализа тендерных отношений 14

1. Проблемы пола, любви и эроса в истории философской, социологинвистической мысли и художественной литературы 15

2. Категория тендера и сексуальной культуры как предмет междисциплинарного анализа 33

3. Теория и метод исследования тендерных отношений в системе массовых коммуникаций 46

Глава 2. Роль и место телевидения в отражении и формировании культуры тендерных отношений современного общества 61

1. Язык эротической коммуникации на разных уровнях телевизионной карты тендерной реальности 63

2. Эротика и порнография в их вербальном и визуальном воплощении 88

3. Тендерные стереотипы современной телевизионной рекламы 102

Заключение 125

Библиография 128

Введение к работе

В сложном и многообразном мире человеческих взаимоотношений интимная жизнь всегда была тем полем, на котором разыгрывались сражения. Победа подтверждалась институционально (неписаными нормами обыденной жизни и морали, законами государства, религиозными заповедями, уставами партий), закреплялась на уровнях стереотипов поведения и языка. Сегодня можно говорить о вторжении на это поле массовой культуры, использующей в качестве одного из инструментов телевидение. Ассимиляции, по сути, подвергается область не только интимных, но и тендерных (что гораздо шире) отношений.

Теория тендера - сравнительно новая отрасль научного знания, изучающая социально-культурные репрезентации пола, стала активно применяться не только в психологии, социологии, экономике, но и, что немаловажно, в лингвистике, а также в исследованиях средств массовой коммуникации и рекламы. На первый взгляд, электронные масс-медиа лишь отражают состояние культуры тендерных отношений современного «переходного» периода, который переживает наше общество. Но с другой стороны, как национальные, так и глобальные тендерные стереотипы (т.е. представления о том, как в действительности должны себя вести мужчины и женщины), проникая в массовой сознание при помощи СМК, изменяют, а подчас ломают систему традиционных духовно-нравственных ценностей. Тендерные исследования в этой сфере чрезвычайно важны для выработки этических норм представления образов женщины и мужчины (и их взаимоотношений) без дискриминации по признаку пола. Тендерные отношения в современном обществе нуждаются в гармонизации, и этот процесс является частью общедемократического процесса.

Актуальность исследования обусловлена как вышеизложенными, так и

4 следующими причинами.

Тиражируя преимущественно негативные тендерные стереотипы, создавая ложные представления о человеческом теле (в особенности, женском), используя образ женщины в качестве товарного знака, сводя все богатство одухотворенных любовью человеческих отношений (исключение составляют немногие программы) к гедонистической стороне сексуальной жизни, а саму сексуальность - к обыденности, отечественное телевидение рубежа веков влияет на культуру тендерных отношений вообще и на конкретные тендерные практики молодежи в частности. Бесстрастная статистика фиксирует результаты этого процесса в цифрах падения рождаемости, роста абортов, разводов и числа больных СПИДом и ЗППП. Психологи констатируют такое явление как восприятие жизни в вульгарной форме - у молодежи, ощущение морального дискомфорта - у представителей старших поколений, исповедующих другие нравственные принципы.

Однако, помимо социально-культурного, у этой проблемы есть еще один очень важный - лингвистический аспект. Использование в телепрограммах, так или иначе затрагивающих тему интимных отношений, стилистически сниженного, обыденного языка, создает семантическое пространство, из которого черпает лексику «поколение next». А ведь язык созидает действительность.

Таким образом, возникает явственная необходимость объективного филологического анализа языка, на котором говорит телевидение в рамках передач тендерной проблематики и не меньшая необходимость разработки научной методологии и методик этого анализа, позволяющих изменить общую картину семантического модуса передач на означенную тему.

Степень научной разработанности проблемы

Проблема отношения полов, любви, эротики на протяжении многих столетий находилась в центре внимания искусства, как магнит, притягивала

5 западных и восточных философов, авторов религиозных трактатов и художественных произведений. Их число необозримо. В нашем исследовании из основных зарубежных источников были использованы труды философов Платона, Канта, Фихте, Бебеля, Фрейда и других.1 Вторую группу составляют отечественные источники. В России до рубежа XIX-XX веков вопросы отношения полов рассматривались только литературой (исключение составляет кодекс семейной жизни, «Домострой»), от «Бедной Лизы» Карамзина до пушкинских «чистейшей прелести чистейший образец», от образов тургеневских девушек до инфернальных героинь Достоевского и осуждения «плотского греха» в «Крейцеровой сонате» Толстого. На заре прошлого века к обсуждению «полового вопроса» подключилась русская философия. в лице таких мыслителей как Н.Бердяев, В.Розанов, П.Флоренский. Свою лепту в теоретическое осмысление жизни пола вносят большевики - В.Ленин, А.Луначарский, А.Коллонтай2.

За последнее столетие появилось немалое количество произведений, посвященных исследованию проблем сексуальности. Подавляющее их большинство было ориентировано на рассмотрение и постижение медицинских, психологических, биологических и исторических аспектов интимной жизни человека. Среди всего обилия литературных источников менее всего представлены работы филологов, касающиеся проблем, связанных с отражением средствами МК тендерной проблематики.

Оценивая общее состояние степени разработанности выбранной темы,

1 Платон. Изрбранные диалоги. М., 1965; Кант И. Собр.соч. в 6-ти т. М., 1966, т.2; Фихте И. Очерк семейного
права//Философские науки. - 1972. - №5; Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959; Фрейд 3.
Неудовлетворенность культурой. М., 1930.

2 Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939; Бердяев Н. Смысл творчества. М., 1989; Бердяев Н.
Метафизика пола и любви. В кн. Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991; Розанов В. Люди
лунного света., 1992; Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1991; Ленин В.И. Инессе Арманд.
Полн.собр.соч. 5-е изд. Т.49; Луначарский А.В. Мораль с марксистской точки зрения. Севастополь, 1926;
Луначарский А.В. О быте. М., 1927; Коллонтай A.M. Дорогу крылатому Эросу! // Молодая гвардия. - 1923.- №3.

необходимо отметить, что важной теоретической предпосылкой решения поставленных перед автором задач стали работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные некоторым филологическим проблемам социокультурной сексологии. Теоретическую основу исследования составляют ключевые положения научных работ как отечественных, так и зарубежных ученых И. Блоха, В. Джонсона, К. Имелинского, А. Кинзи, 3. Лев-Старовича, У. Мастерса, А. Фореля, Э. Фукса, Г. Васильченко, В. Кагана, И. Кона и др. в области сексологических знаний, новые реальности современной социальной жизни и собственные научные изыскания автора.

Исследование филологических аспектов сексуальной культуры носят комплексный характер, и их решение автор находит на стыке теории коммуникации и лингвистики, философии и теории тендера, культурологии и психологии. При этом поиск новых идей и обоснование положений, выносимых на защиту, наиболее рельефно стали вырисовываться в ряде общих работ по проблемам культуры, рассматриваемых как в общефилософском, методологическом плане, так и в их отдельных аспектах3. Именно здесь оказалось возможным найти концептуальные подходы к определению понятий сексуальной культуры и тендерной коммуникации.

Важное теоретическое значение для понимания основ и содержания исследуемой проблемы предопределила литература о любви и эросе, включающая размышления мыслителей от античности до сего дня. Идеи ученых по данным проблемам легли в основу гносеологического и аксеологического анализа исследуемых явлений и процессов.

Анализ литературы по сексологии и тендерной теории, конкретные иссле-

3 Тендер и культура. Уч.пособие для студентов гуманитарных факультетов, http: .: Тендерные истории Восточной Европы, Минск, 2002; Кащенко Е.А. Сексуальная культура военнослужащих. М., 20036; Кон И.С. Вкус запретного плода. M., 1992; Краффт-Эбинг Р. Сексуальные катастрофы. Минск, 1994; Лев-Старович 3. Секс в культурах мира. M., 1991; Форель А. Половой вопрос: в 2-х т. Спб., 1913;

Фукс Э. История эротического искусства. M., 1914; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: в 3-х т. М, 1993; Энгельштейн Л. Ключи счастья: секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX и XX веков. М., 1996 и др.

7 дования практики отеческого телевизионного эфира и работ ведущих исследователей в этой области подтвердили обоснованность авторского взгляда на проблему отражения и формирования сексуальной культуры средствами телевидения4.

Проблемы массовой коммуникации, особенностей межличностного общения, их связи с речевой деятельностью подробно освещали как отечественные (А.Леонтьев, Б.Библер, М.Бахтин, Ю.Лотман), так и зарубежные (Д.Гриндер, Р.Бендлер, Э.Берн) ученые5. Для рассмотрения лингвистических аспектов исследуемого явления важную роль сыграли труды филологов А.А. Потебни, А.А. Реформатского, Б.Ю.Нормана, Р. Якобсона, Н.Б. Мегковской6.

Наконец, важную группу источников, используемых автором в данной работе, составляют исследования в области теории телевидения, специфики телевизионной коммуникации, истории становления и развития на отечественном экране традиций межличностного общения, философских проблем массовой информации и телерадиокоммуникации, культурологии телевидения. Это работы В.В.Егорова, В.С.Саппака, С.А.Муратова, В.И.Михалковича, С.Н. Ильченко, Г.В.Кузнецова, Б.М.Сапунова,

4 Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1991; Имелинский К. Психология половой жизни. М., 1973; Мастере
У., Джонсон В., Колодны Р. Мастере и Джонсон о любви и сексе в 2 т. Спб., 1991, т.1-2; Фромм Э. Искусство
любви. Минкс, 1991; Шахиджанян В. 1001 вопрос про «это». M., 1991.

5 Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические
проблемы массовой коммуникации. M., 1974; Леонтьев А.А. Психология общения Тарту, 1974; Библер Б.В. От
науковедения к логике культуры. М., 1991; Бахтин Н.Н. Эстетика словесного творчества. M., 1998; Лотман
Ю.Н. Культура и взрыв. М., 1992; Гриндер Д., Бендлер Р. Из лягушек - в принцы. Воронеж, 1995; Берн Э.
Введение в психологию и психоанализ для непосвященных. Спб., 1994.

Мегковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1994; Норманн Б.Ю. Теория языка. М., 1904; Потебня А.А. Эстетика и поэтика; Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 2004; Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. М., 1975.

8 В.В.Гаспаряна, В.ЛЦвика, Ю.П.Буданцева, Р.Д.Копыловой, АЛ.Юровского7.

Что касается лингвистического анализа репрезентируемых телевидением тендерных проблем, обзор изученной литературы позволил сделать вывод: этим вопросам посвящено незначительное количество работ, как и вопросам формирования сексуальной культуры средствами МК. Сексуальная культура и половая социализация такой обширной социально-профессиональной общности как работники ТВ остались вне поля внимания ученых, этой проблеме не уделено должного количества научньк изысканий, что не соответствует уровню современных требований к телевидению.

Преодоление сложившегося несоответствия представляет собой самостоятельную научную проблему, имеющее как теоретическое, так и практическое значение. Соответственно гипотеза исследования формулируется следующим образом: изменение содержания и форм подачи материалов на тему взаимоотношений полов в телевизионных программах обеспечит условия для гармонизации гендерных отношений в обществе.

Объект диссертационного исследования - карта тендерной реальности, создаваемая современным телевидением.

Предмет исследования - тексты телевидения репрезентирующие тендерные отношения.

Основной целью работы является теоретическое решение проблемы гармонизации гендерных отношений в обществе средствами телевидения.

Выдвинутая цель предполагают наличие последовательных шагов по её

7 Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999; Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1998; Егоров B.B., Кисунько В. Развитие и стагнация советского телевидения 1970-1985 / Очерки по истории российского телевидения. М.- 1999; Ильченко С.Н. Мужские истории. Спб., 2001; Саппак B.C. Телевидение и мы. М., 1963; Кузнецов Г.В. Личность в кадре // Телевизионная мозаика. М. -1998; Михалкович В.И. О сущности телевидения. М., 1998; Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001; Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. М., 1998; Сапунов Б.М. Культурология телевидения. М., 2001; Сапунов Б.М. Образование и медиакультура / Высшее образование в России. - 2004. - №8; Гаспарян В.В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра (1990-1995). М., 1995; Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. М., 1994; Буданцев Ю.П. Массовые коммуникации. Системные особенности. 4.1-2. М., 2000; Копылова Р.Д. Контакт. Заметки о феномене телевизионности. М., 1974; Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. М., 1983.

реализации, которые представляют собой решение следующих блоков задач, последовательно раскрываемых по главам и вопросам в исследовании:

  1. Анализ проблемы отношения полов в истории социально-философской мысли.

  2. Исследование понятий «гендер» и «сексуальная культура» как предмета междисциплинарного анализа.

  3. Выявление используемых телевизионной рекламой стереотипов, отражающих и формирующих современный тендерный порядок.

  4. Лингвистический анализ эффективности межличностной коммуникации в рамках телевизионных программ по означенной проблеме при помощи методики нейролингвистического программирования (НЛП).

  5. Исследование текстов телевидения как средства отражения культуры тендерных отношений.

  6. Определение подходов к понятиям «эротика» и «порнография» в их вербальном и визуальном воплощении.

В диссертации обоснован новый теоретический взгляд на формирование культуры тендерных отношений средствами массовой коммуникации как на социокультурный процесс, и на этой основе даны теоретические и методические рекомендации.

Новизна исследования

Впервые осуществлен анализ всего комплекса проблем, связанных с отражением и формированием тендерных отношений в обществе средствами телевидения, предложена авторская концепция их гармонизации. И в этом видится поиск самостоятельного научного направления в развитии теории тендера, открываются новые аспекты научных знаний в области филологии, теории тендерных отношений и стереотипов. Проведен социолингвистический анализ понятия «сексуальная культура» применительно к средствам массовой

коммуникации, исследован ряд научных текстов по проблемам отношения

полов в истории социально-философской мысли. Автором введен в научный

оборот ряд дефиниций (сексуальная лексика, язык эротической коммуникации).

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Авторская концепция определения тендерной коммуникации в телевизионных передачах как конструкции тендерных отношений, которая меняется в зависимости от задач создателей программ.

  2. Определение понятия «язык эротической коммуникации» как совокупности слов, употребляемых в процессе интимного общения или повествования о нем, которая испытывает влияние социокультурных факторов и тендерной ситуации и сама влияет на них. Определены несколько лексических уровней языка эротической коммуникации на телевидении, на низшем из которых находится порнографическая лексика. Повышение лексического уровня является необходимым условием гармонизации тендерных отношений.

  3. Реальным противовесом негативным тендерным стереотипам современной телерекламы может выступать социальная реклама.

  4. Противоречие между приватным характером информации и публичным способом ее распространения и восприятия является деструктивным для формирования личности молодого человека и должно быть устранено.

  5. В отражаемом и конструируемом отечественным телевидением мире тендерных отношений царит дисгармония. В нем неуютно жить как мужчинам, над которыми давлеют стереотипы социальной успешности. Так и женщинам, распятым биологическим предназначением. На языковом уровне подтверждение5м достижения гармонии тендерных отношений станет сближение значений символического смыслообраза «женщина-мать» и словосочетания «мужчина-отец» как признание равноценным для мужчины его выбора самореализации в приватной

жизни. На уровне программной политики государственных телеканалов

это означает увеличение количества передач и фильмов семейной

тематики позитивной направленности.

Теоретико-методологическая база исследования:

В диссертации активно использованы методологические подходы различных гуманитарных (филологии, философии, культурологии, истории) социальных (теории коммуникации, тендерной теории) наук.

Для достижения поставленной в исследовании цели автором были применены функциональный подход, а также - общетеоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, прогнозирование и др.; сравнительно- и описательно-исторический (изучение литературных источников и документов, беседы и наблюдения) подход.

Эмпирическая база исследования

В исследовании привлекаются материалы опросов общественного мнения и статистические данные, приведенные в некоторых зарубежных источниках.

Помимо этого, за период 2000-2004 гг. проведен мониторинг программ на федеральных, региональных и городских (г.Вологда) телеканалах, содержащих тендерную тематику, и опрос различных категорий сотрудников ТВ (режиссеров, звукорежиссеров, ведущих программ), а также студентов отделения журналистики Bill У.

Практическая значимость

Сформулированные в диссертации выводы и рекомендации институционального характера направлены на совершенствование организационно-практической деятельности телевидения. Предлагаемые методики могут способствовать снижению количества негативных проявлений сексизма - дискриминации по половому признаку, вульгарности и цинизма - у молодёжи; созданию адекватного образа гармоничных половых взаимоотношений на телеэкране; стимулированию филологических,

12 социологических, культурологических, исторических исследований, посвященных выявлению социально приемлемых форм и способов передачи сексуальной культуры и их отражения средствами массовой коммуникации.

Апробация исследования Основные теоретические положения и выводы диссертации были изложены автором в следующих работах:

1. Женское чтение эпохи Водолея // Средства массовой информации в
современном мире. Тезисы научно-практической конференции. Спб., 2001.

2. Современное художественное вещание на региональном радио //
Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века. Тезисы научно-
практической конференции, М., 2002.

  1. Репрезентация полоролевых стереотипов на телевидении// Социальные и клинические проблемы сексологии и сексопатологии. Тезисы научно-практической конференции. М., 2003.

  1. Некоторые характеристики вологодского рынка рекламы // Региональная журналистика и актуальные проблемы современности. Материалы первых Северо-Западных чтений. Спб., 2003.

5. Денисова Т. Н., Лавров П. Г., Маевская М. И., Фалалеева О. И.
Методические рекомендации к учебному курсу «Экология общества.
Особенности освещения проблем наркомании в СМИ». Вологда, ВГПУ,
2004.

6. НЛП как метод анализа эффективности тендерной коммуникации в рамках
телевизионного ток-шоу. Вологда, ВГПУ. 2004.

7. Самосознание пола К истории половой ментальносте. Вологда, ВГПУ. 2004.

Материалы настоящей диссертации легли в основу курсов лекций 'Тендерная журналистика", «Экология общества», прочитанных на отделении журналистики Вологодского Государственного Университета.

Материалы диссертации были использованы автором в ряде телепередач

13 на Вологодском областном, городском телевидении, областном радио в авторских программах «Дамское счастье», «Житейские мелочи», радиожурнале "Марина", которые выходили в эфир в 1998-2002 гг.

Структура диссертации

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении дается обоснование постановки проблемы, актуальности, новизны, цели и задач настоящего исследования, определяются его предмет, объект, раскрываются теоретико-методологическая и практическая значимость диссертации.

В первой главе "Исторические и теоретические аспекты анализа тендерных отношений" исследуются философские и социолингвистические аспекты проблемы любви и пола в научной мысли, рассматривается содержание понятий «сексуальная культура» и «гендер», теория и метод исследования тендерных отношений в системе массовых коммуникаций.

Во второй главе «Роль и место телевидения в отражении и формировании культуры тендерных отношений современного общества» представлен аксеологическии анализ карты тендерной реальности, репрезентируемой и конструируемой отечественным телевидением, исследуется язык эротической коммуникации в системе телевизионного текста, телепрограммы тендерной проблематики, тендерные стереотипы телевизионной рекламы.

В заключении обобщаются результаты исследования формулируются теоретические и практические выводы. Даются рекомендации по совершенствованию деятельности телевидения в рамках означенной проблемы.

Проблемы пола, любви и эроса в истории философской, социологинвистической мысли и художественной литературы

Вступая на непростой путь исследования проблемы отношений полов, автор вполне представляет всю сложность поставленной задачи.

Во-первых, из-за принадлежности к женскому полу, которая, согласно традициям двойной морали, накладывает некие ограничители - о чем «пристойно» рассуждать женщине, и о чем - нет. Но именно понятие «непристойность» не существует как вневременное, а целиком подчиняется реалиям определенной эпохи. Будучи инициатором проведения в 1999 году областной конференции в г. Вологде «Свобода информации и духовный климат общества», основной темой обсуждения которой было влияние прессы и электронных СМК на половое поведение и нравственность молодежи, автор столкнулась, с одной стороны, с ханжеским нежеланием «опускаться» до подобных проблем, с другой - с боязнью показаться «несовременным», обсуждая засилье в СМК, в том числе и молодежных, материалов полупорнографического характера. Ссылались обычно на отсутствие определения этого понятия. Но, определенное или неопределенное, обозначенное явление существует, влияет на общественное мнение, создает, с одной стороны, новые ценностные установки (например, по отношению к раннему началу половой жизни или обязательной регистрации брака), с другой -поддерживает старые, сексистские позиции. (С этих позиций, кстати говоря, делается не только бульварная пресса, изобилующая фотографиями полуобнаженных или почти обнаженных женщин, но и реклама В особенности, телевизионная). Ну, а коль скоро явление вот уже больше 10 лет (до этого «в Советском Союзе секса» не было) существует, оно требует изучения.

Во-вторых, у взявшегося за анализ столь щекотливой и, казалось бы, с одной стороны совершенно простой, с другой - необыкновенно сложной, темы, в любом случае есть оппоненты, которые, в зависимости от собственной позиции, способны обвинить автора либо в морализаторстве, либо в безнравственности.

Как писал немецкий ученый Эдуард Фукс, «В ... истории половой нравственности сосредоточено... и самое высокое, и самое низкое. В силу необходимости она, однако, будет, если угодно, скорее историей безнравственности. Это так понятно, потому что то, что считается в каждую эпоху «нравственным», заключается преимущественно в том, что не делают, т.е. в том, что не поддается изображению, тогда как безнравственность обнаруживается в известных поступках, т.е. в том, что можно изобразить»8.

Наконец, в-третьих. За последнее десятилетие у нас активно формируется социокультурная сексология. Социологические исследования в какой-то мере фиксируют общую картину современных сексуальных ценностей и установок россиян, их отношение к семье, браку, любви, супружеской верности, сексуальному просвещению и многим другим вопросам. Но в какой мере на эту картину влияют средства массовой коммуникации и в какой мере они являются ее отражением? Действительно ли существует социальный заказ на эротическую тематику в массовых изданиях и программах телевидения и радио или он искусственно сформирован? Какова типология этих изданий и этих программ и их аудитория, язык и изобразительные средства, существует ли динамика развития, количественная и качественная? Наконец, должно ли государство устанавливать и охранять нормы морали (применительно к СМК) или это саморегулируемый процесс, процесс индивидуализации общественной и личной жизни, становления новой культуры, в которой внешний социальный контроль уступает место самоконтролю, ориентированному на ценностный и поведенческий плюрализм? Существуют ли, наряду с рыбалкой и охотой, особенности национальной эротики? Эти открытые до сих пор вопросы представляются автору чрезвычайно важными и требующими исследования.

Мы плохо знаем русскую сексуально-эротическую культуру не потому, что ее не было, а потому что существовала царская, а затем - советская цензура, и, по сути, участница первого телемоста с американцами, вошедшая в историю знаменитой фразой «В Советском Союзе секса нет!» была по-своему права. Ни научного анализа социокультурных проблем сексуальности, ни работ по истории эротической культуры, ни, тем более, публикаций в СМК в Советском Союзе не было9.

В 1995 г. в США с выходом статьи И. С. Кона "Сексуальная революция в России», а в 1994 г. в Москве брошюры Е. А. Кащенко «Основы сексуальной культуры» и книги «Долгая жизнь в сексе» начинается активный поиск ответов на эти волнующие вопросы. Несколько лет спустя эти же авторы выпускают монографии «Сексуальная культура в России: клубничка на березке» - И.Кона, и «Сексуальная культура военнослужащих» - Е.Кащенко. Каждый из ученых пытался решить свои вопросы в исследовании сексуальной культуры как феномена. С тем отличием, что первый попытался описать состояние, дать генезис, нарисовать перспективы развития сексуальной культуры всего российского общества. А второй рассмотрел ее сущность и содержание, сжав объект исследования до институционального анализа такой социально-профессиональной общности как военнослужащие.

Для нашего исследования чрезвычайно важно обратиться к истокам отношений полов в России, к социально-нравственным истокам, менталитету ее эротической культуры. Это тем более необходимо, что здесь существует еще много неточностей и прямых искажений.

Поскольку часть монографии академика РАН И.Кона - это первый в научной литературе обобщающий очерк истории русской сексуальной культуры до 1917 года, в котором автор анализирует практически все существующие на эту тему исследования, сошлемся на наиболее важные его положения.

«Помимо недостатка знаний - научная история сексуальности и на Западе-то возникла совсем недавно, - сильно мешают идеологические стереотипы. Если одни авторы патриотически утверждают, что ни секса, ни эротики на Руси не было, то другие столь же патриотично доказывают, что русская эротика не только существовала, но и ничем не отличалась от западноевропейской. На наш взгляд, обе эти позиции ошибочны. Между сексуальной культурой (отношение к сексуальности, сексуально-эротические ценности и соответствующие формы поведения) России и Запада существуют важные социально-структурные и символические различия.

Одной из важнейших дихотомий Западной цивилизации, начиная с классической античности, было и остается разграничение публичной и частной жизни. Разграничение это далеко не однозначно... В русской культуре оппозиция «публичного» и «частного» размыта, а сами полюсы ее сплошь и рядом несформированы... Крестьянская община не допускала закрытости: все, всё про всех знали, любые отклонения от общепринятого жестко контролировались и пресекались. Это способствовало формированию особого типа коллективного сознания, получившего, в противоположность индивидуализму, название «соборности»10.

Категория тендера и сексуальной культуры как предмет междисциплинарного анализа

Решение методологической проблемы подхода к определению понятия «сексуальная культура» было найдено в конце XX века российскими философами и социологами. На этом противоречивом пути поиска и конфликтов между терминами (сексуальная или эротическая, психосексуальная или половая, культура пола или культура секса) столкнулись несколько направлений научной мысли. Наибольший перевес в этой борьбе был у сторонников медико-биологического подхода к исследованию сексуальности (Г. С. Васильченко, Л. М. Щеглов, В. М. Маслов и др). Сексуальность, как заметил французский философ Мишель Фуко, не простая природная данность, которую власть пытается удержать в определенных рамках, или темная сила, которую знание старается постепенно открыть и освоить. Сексуальность - исторический конструкт, неразрывно связанный с целостной системой общественных отношении.34

В советский период вопросы отношений полов разрабатывались исключительно с медико-биологической точки зрения, а это значит, что доминирующим определением пола до сегодняшнего дня оставалось его определение как совокупности генетических, морфологических и физиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение. Оппонентами им выступали с одной стороны сексологи, психологи и психоаналитики, которые набирали вес в общественно-политической жизни страны (Д. Н. Исаев, В. Е.Каган, Д. В. Колесов и др.). В. Каган, например, рассматривает систему стандартов и норм, регулирующих психосексуальное поведение людей. А с другой стороны, журналисты, публицисты, философы, педагоги, культурологи, историки и социологи, объединившиеся под знаменами социокультурного подхода к проблемам пола (И.С. Кон, А.А.Сосновский, Е.А.Кащенко и др.). Позиция последних кажется наиболее привлекательной в анализе исследуемой проблемы и на ней автор остановится подробнее, но чуть ниже.

Отстаивая свои позиции по отношению к сексуальности, все эти течения не конфликтовали между собой, но и не нашли сил для плотного объединения в поиске компромиссов и формировании единой точки зрения на основные методологические понятия и явления в изменившейся ситуации. Это положение, скорее всего, объяснимо как идеологической и общественно-политической ситуацией в стране, объявившей себя демократическим государством, так и материально-экономическими условиями, личностными факторами каждого из представителей научных течений.

Параллельно с этим, с 60-х годов прошлого столетия феминистской критикой, американскими и западноевропейскими культурологами стало активно использоваться расширительное значение понятия "гендер", служившее прежде в англо-американском словоупотреблении исключительно для описания грамматической категории рода. Одной из первых обратила внимание на существование системы пол - гендер антрополог Гейл Рубин. Биологическому (sex) полу был противопоставлен пол в значении вида (гендер). Это противопоставление должно было обратить внимание на социально-культурное конструирование сексуальности. Чтобы описать "соотношение полов" в его общественном значении, пришлось отказаться от понятия "различие полов", которое базировалось на утверждении биологических особенностей, предполагающих неизменность мужских и женских ролей.

"Понятие "гендер" является репрезентацией... речь идет о репрезентации некоторого отношения, которое служит основанием для отношений индивидуума и общества и строится на сконструированной и устоявшейся оппозиции двух биологических полов. Это тот конструкт, который феминистские социологи охарактеризовали как гендерно-половую систему"35. Однако разделение на пол и тендер предполагает ряд допущений, которые постепенно проявились как противоречия. На одно из них указала в своей книге "Неудобство полов" американский ученый Джудит Батлер, основываясь, прежде всего, на работе отмеченного ранее Мишеля Фуко "История сексуальности". Фуко показал, какую "историю" имеет тело, рассматриваемое до сих пор как "естественное", т.е. в какой форме наше понимание мужского/женского тела изначально опосредовано социо-культурно. Можем ли мы еще опираться на разделение "пола" и "гендера", когда само тело понимается как социальная конструкция, осознается как общественно конструированное? - задает вопрос Батлер. Противоречивые отклики, которые вызвала книга Батлер, ясно показали, что тендерная дискуссия по-прежнему ведется с позиций "или-или". Сексуальность является или культурной конструкцией и может изменяться, или является биологически обусловленной и раз и навсегда заданной. Эти позиции можно охарактеризовать как "биологический детерминизм" и "социальный конструктивизм". Однако для снятия противоречия между этими противоположными позициями совсем необязательно однозначно выбрать одну из них. Важнее рассматривать эту дискуссию как часть изменяющегося воззрения на культуру и критику культуры.

Тендерные исследования на постсоветском пространстве находятся пока на ранней стадии развития и осуществляются в основном в рамках финансируемых западными благотворительными фондами проектов (к примеру, благодаря проекту ХЦГИ "Университетская сеть по тендерным исследованиям для стран бывшего СССР" увидели свет работы И. Жеребкиной и С. Жеребкина, тот же фонд Дж.Д. и К.Т. Макартуров оказал финансовую поддержку сборника статей Тендерные истории Восточной Европы"; вопросы половой идентичности рассматриваются С. Ушакиным, И. Коном, А. Юрчаком, И. Савкиной и другими авторами, а также центрами тендерных исследований в г.Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске).

В 1966 г. журнал "Наука и жизнь" публикует статью Вигена Геодакяна "Два пола. Зачем и почему?", позднее выходит его работа "Эволюционная теория пола", центральным положением которой Геодакян, основываясь на постулате противоположности полов, считает большее разнообразие мужского пола по сравнению с женским, активность мужчин и пассивность женщин.. Согласно Геодакяну, идея эволюции включает два непременных противоположных аспекта - сохранение и изменение.

Он выделяет два потока информации - генеративный и экологический, в которых два пола по разному участвуют. Целый ряд механизмов последовательно обеспечивали более тесную связь женского пола с генеративным потоком, а мужского с экологическим. Так, у мужского пола по сравнению с женским выше частота мутации, меньше наследование родительских признаков, уже норма реакции, выше агрессивность и любознательность, активнее поисковое, рискованное поведение и другие качества, «приближающие к среде». Другая группа особенностей - огромная избыточность мужских гамет, их малые размеры и высокая подвижность, большая активность и мобильность самцов, их склонность к полигамии и другие этологопсихилогические свойства. В длительные периоды беременности, кормления и заботы о потомстве у самок фактически повышается концентрация мужских особей, превращая мужской пол в избыточный, стало быть, дешевый, а женский - в дефицитный и более ценный, утверждает автор концепции.

Язык эротической коммуникации на разных уровнях телевизионной карты тендерной реальности

Как известно, язык не только отражает действительность, но и создает ее -это в полной мере относится и к языку эротической коммуникации, языку любви. Тексты телевидения в этом смысле являются двойным зеркалом (отражают отражение действительности), к тому же субъективным (действительность преломляется через призму убеждений и ценностных установок «коллективного автора», т.е. создателя телепрограммы, телефильма, телесериала и т.д.). Кроме того, в случае отражения изобразительно-выразительными, включая язык, средствами телевидения, области интимной жизни человека, во весь рост встает этическая проблема отношения приватного и публичного. Лексика, употребляемая наедине, сугубо интимна. Ведущие телепрограмм, реалити-шоу, герои телесериалов и рекламных роликов говорят об интимном публично. Используя при этом различные пласты, в основном, обыденной речи, разрушая систему традиционных вербальных запретов. Как видят проблему ведущие специалисты в области сексологии?

Одной из самых популярных тем в книгах про «это» конца прошлого века был язык эротической коммуникации (сексуальная лексика), под которым следует понимать совокупность слов, употребляемых в процессе интимного общения или в повествовании об этом процессе, испытывающая влиянием социокультурных факторов и тендерной ситуации, и сама всияющая на эти факторы и эту ситуацию. Данное понятие, заявленное автором, предметно пока не рассматривалось специалистами различных областей филологии.

Анализ проблемы показывает, что многие авторы советовали говорить на эротические темы на принятом в научных кругах сугубо специальном языке. Другие вспоминали литературу начала XX века и рекомендовали завуалировать некоторые интуитивно понятные слова, утверждая, что тот, кто хочет, тот поймет. Большинство (В. Е. Коган, И. С. Кон, М. Вислоцкая и другие) до сих пор видят выход в использовании медицинских терминов, сочетающих в себе семантическую (смысловую) точность с отсутствием нежелательной эмоциональной окраски.

Это связано с тем, что в России слово «секс» долгое время считалось неприличным и непроизносимым в обыденной жизни. Поэтому сегодня социокультурная сексология, имеющая дело с вещами и явлениями, казалось бы, прекрасно известными любому человеку, использует понятийные аппараты различных наук, в которых одни и те же термины могут иметь разное, порой противоречивое, содержательное наполнение. Причина в том, что эта наука является междисциплинарным знанием, с соответствующими терминами, понятиями и т.д.

Незнание терминологии может вообще исключить возможность диалога между людьми. Хотя жизнь подсказывает элементарное решение проблемы. Надо говорить так, чтобы было не просто понятно собеседнику. Надо, что бы слова о любви звучали, доставляя радость общения. Ведь, согласно словарю С. Ожегова мы можем говорить о любви, применяя более 50 000 слов нашего богатого языка.

К примеру, пресловутое выражение, пришедшее из перевода американских и европейских кинофильмов «заниматься любовью», теряется рядом с многообразием синонимов, которые можно подыскать в русском.

У немцев в литературном языке нет даже приличного слова для обозначения любовного акта. Многие слова по большей части считаются запретными и неприличными. А русский язык позволяет варьировать как угодно.

Рассмотрим различные языковые уровни эротической коммуникации. На низшем уровне будет располагаться инвективная лексика, которая если и имела, по мнению некоторых исследователей, сакральное происхождение, то давно утратила свой изначальный смысл(самое распространенное оскорбление матери одного из сорящихся значило, согласно одной из версий: «Ты не сын своего отца», т.е. «ты - безродный»).

Ничего кроме омерзения не вызывает этот пласт уличного вульгарного языка, перекочевавший в язык повседневного общения. Как у А. Чехова: «Слушая их отборную ругань, можно подумать, что не только у моего возницы, у лошадей и их самих, но и у воды, у парома, у всех есть матери»...

И большинство все же перешагивает через него, попадая на второй уровень -стилистически сниженную лексику. С порновидеокассет перекочевало в обиход неприглядное слово «трахнуть», эфир радио подарил свои «перлы», криминальный жаргон, арго - свои, и мы оказываемся во власти бездуховно грубого, но ставшего обыденным языка.

Некоторые считают, что более привлекательно и менее вульгарно звучит словосочетание-калька с английского «заниматься любовью». Благозвучие этому словосочетанию сообщает слово «любовь», присутствие которого на уровне обыденного языка сообщает ему некую минимальную духовность. Другие же упомянутые синонимы на обьщенном уровне сугубо натуралистичны.

Следующий уровень - научный язык, употребляющий, к примеру, такие термины как «конъюгация», «копуляция».

Проблема применения этих слов и выражений на телевидении заключается и в том, что они кажутся сухими, сложными для произношения и холодными, когда речь идет о человеческих взаимоотношениях.

В «занаученном» общении речевая коммуникация начинает походить на игру в испорченный телефон: «Дисоциация, дисперсия и диверсификация, как и аутодеструкция и аутопойэсис сексуальности, идентично тендерному диморфизму, не только порождают психический диморфизм, но и генерализуют социальные формирования». Подобная фраза у неискушенного слушателя чаще всего вызовет недоумение, хотя не смутит специалиста.

В телевизионных программах, касающихся темы интимных отношений, необходимо стремиться к другому набору слов. Способных отразить естественную цельность явлений и повышающих уровень языка эротической коммуникации, языка любви. Традиционный путь - вспомнить классическую и лучшие образцы современной прозы и поэзии, обратиться к красноречивому Востоку и адаптировать эту лексику для восприятия современного зрителя. То есть перейти на высший уровень - литературный язык.

Все вышеназванные языковые уровни: I - инвективная лексика, вульгарный язык; II - стилистически сниженная лексика; III - обыденный язык; IV- научный язык; V-литературный язык - в системе телевизионного текста могут (кроме четвертого уровня) принадлежать к двум группам: эротическая лексика (третий и пятый уровни) и порнографическая лексика (первый, второй, частично третий уровни). При этом эротическая лексика - это язык иносказаний, символов и тропов, порнографическая - прямолинейная, грубо-натуралистическая, с ярко выраженной тендерной ассиметрией по отношению к любому из полов, но в основном к женщине.

Эротика и порнография в их вербальном и визуальном воплощении

Средства массовой коммуникации в последние десятилетие регулярно обвиняют в пропаганде порнографии и обилии эротики. Неоднозначность толкования каждого из этих понятий как правом, так и обществом подвинули автора на их исследование с целью выяснения, как телевидение может интерпретировать грань между этими понятиями в их вербальном и визуальном воплощении.

Начнем с рассмотрения порнографии. Первоначально это слово означало серию рассказов, предвосхищавших половые сношения. Исполнители эротических танцев, профессиональные рассказчики и рассказчицы, частенько вводившие молодоженов в «курс любви», служили порнографии. И так же, как проституция не считалась тогда аморальной профессией, жрецы любви, посвятившие себя обучению начинающих, иногда принадлежали элите.

С появлением иудейско-христианских моралистов, проповедующих любовь только духовную и возвышавших целомудрие на недосягаемую высоту, порнография, выполняющая некую образовательную функцию, перестает рассматриваться как необходимая часть жизни человека. Слово «порнография» стало относиться к описанию поведения и манер проституток и их хозяев, а затем - к непристойному и нецеломудренному изображению в литературе, искусстве и т. д. Однако, хотя этимология слова «порнография» предполагает изображение половых органов и сексуального поведения, ею нередко обозначают явления и предметы, весьма условно связанные с сексом (например, нецензурную брань, изображение физиологических актов и др.).

Отношение к порнографии - неоднозначно. Одни исследователи считают порнографией изображение садистского или мазохистского секса, изображение половых извращений. Другие видят в ней любое изображение сексуальных явлений или поведения, оскорбляющих «общепринятые каноны благопристойности». Хотя у некоторых народов, к примеру, непристойным является публичное поглощение пищи, и верхом непристойности - если «...он съел все, что перед ним поставили...».

Многие замечают, что порнография возбуждает сексуальные импульсы и нечистоплотные, похотливые мысли. Религиозные деятели, считая порнографией все, что пробуждает эротические чувства, доходили до обвинения женщины в ее физиологических особенностях, требуя рассматривать соблазнительные части ее тела как порнографию. Многочисленные оппоненты порнографии называют ее болезнью, уродливой опухолью, выросшей на теле нашего общества, духовной разновидностью изнасилования, оскорблением эстетических или этических стандартов, а также морали.

Синонимом порнографии часто звучит непристойность. В Англии, например, еще в 1868 году был принят закон Кокберна, который действует и до сих пор. Согласно этому закону, непристойностью считается «...публикация, доминирующей характеристикой которой является чрезмерное использование секса или секса и преступления, ужаса, жестокости, насилия». Непристойность определяется статьями канадского уголовного кодекса, в американской законодательной системе. Так, Верховный Суд США определяет непристойность как триединое понятие: а) действия, ведущие к развращению несовершеннолетних; б) слова, выходящие за пределы литературного языка и служащие для определения половых органов, полового акта и т. д.; в) публичная демонстрация полового акта, производимая одним или несколькими партнерами, или демонстрация аналогичных фото- и видеофильмов.

Определение порнографии, данное британским комитетом по вопросам порнографии и непристойности, предполагает два признака: во-первых, порнография должна возбуждать аудиторию сексуально, во-вторых, она включает изображение сексуального материала: половых органов, действий, поз и т. д.

Концепции порнографии очень разнообразны по причине множества функций, выполняемых ею. Помимо пришедшей из истории образовательной функции, назначение порнографии проявляется в стимулировании половой активности и половых возможностей. Неслучайно сексологи рекомендуют использование порнографической продукции для устранения проблем в интимной жизни. Однако, существуют сторонники и той точки зрения, что порнография провоцирует сексуальные расстройства. Некоторые из них считают, что человек, болезненно увлеченный порнографией, либо уже парафил, либо у него наступает деградация личности57. Другие утверждают, что она нейтрализует отклоняющиеся от нормы сексуальные интересы58. Так, в материалах Датского судебного медицинского совета указывается, что люди, страдающие половыми неврозами и робостью, излечиваются путем чтения порнографической литературы.

Порнография уменьшает опасность возникновения сексуальных преступлений или явно аморального поведения путем разжигания сексуальных фантазий и удовлетворения их в воображении. Она же помогает легче знакомиться людям, не имеющим сексуального опыта, и служит заменой нормальной половой деятельности. Таким образом, по мнению некоторых специалистов, в ней присутствуют как отрицательные, так и положительные моменты. Неудивительно поэтому, что в научной и законодательной областях с определением понятия «порнография» царит хаос, поскольку до сих пор ученые не пришли к единому мнению.

А. Гольдштейн в своем известном исследовании «Место порнографии» обобщил наблюдения: «Проблема порнографии заключается в том, что никто в действительности не знает, что это такое, никто не может провести грань, отделяющую порнографию от других форм изображения». Не случайно, наверное, А. Стюарт, судья Верховного суда США, дал весьма показательный ответ на этот вопрос: «Я не знаю, как определить её (порнографию), я лишь узнаю её, когда вижу»59.

Согласно определению советских словарей и энциклопедий, порнография - (от греч. pornos - развратник, и graho - пишу) вульгарно-натуралистическое, непристойное изображение половой жизни в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино и проч.

Похожие диссертации на Культура гендерных отношений в программах российского телевидения (Социально-филологический анализ)