Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика Мельник Сергей Петрович

Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика
<
Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мельник Сергей Петрович. Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика : социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 Воронеж, 2006 172 с. РГБ ОД, 61:06-10/944

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Национальная традиция в культурософско-публицистических текстах Т.Манна 12

1. 1 Эволюция Т. Манна-публициста как отражение феномена «Немецкости» 12

1.2 Критика пангерманизма в публицистике Т. Манна 26

1.3 Своеобразие языка и стиля Т. Манна-публициста 59

Глава II Гуманистические искания в зрелой публицистике Т. Манна: в поисках точки опоры 83

2. 1 Фрейдизм в публицистике Т. Манна 83

2.2 Постфрейдизм и духовные искания Т. Манна-публициста (влияние юнгианства и диалектического гуманизма Э. Фромма в публицистике Т. Майна) 93

I. Влияние юнгианства в публицистике Т. Манна 93

II. Влияние диалектического гуманизма Э. Фромма в публицистике Т. Манна 103

2.3 Неомифологизм в публицистике Т. Манна 114

Глава III Русская культура в публицистике Т. Манна 129

Заключение 147

Список использованной литературы 154

Введение к работе

Актуальность работы состоит в необходимости раскрытия культурологического феномена публицистики Т. Манна в контексте его неоднозначных духовных поисков. Такой научный вопрос интересен тем, что на сегодняшний день назрела необходимость рассмотрения публицистического наследия писателя как целостного социокультурного явления, обладающего свойствами философской уникальности, как метатекста, который отличается диалектическим соединением историчности и вневременности идеала, определяющего специфику стиля его художественно-публицистических произведений. Творческое наследие его необозримо. Жизни и творчеству писателя посвящены сотни книг - как зарубежных, так и отечественных исследователей. Вместе с тем разговор о жизни и творчестве немецкого писателя не исчерпан, красноречивым доказательством чему служит появление новых исследований по данной теме (П. де Мендельсон, X. Курцке, М. Крюль, Р. Меринг, И. Эбаноидзе, А. Е. Череватов и др.).

Томас Манн (Пауль Томас Манн) внес огромный вклад не только в немецкую, но и в мировую литературу и журналистику, создав новаторские произведения в различных жанрах. Следует в этой связи упомянуть его фи-лософско-поэтические романы, свидетельствующие о возможностях неомифологической традиции в искусстве, а также психологические новеллы, шедевры культурософского эссе, литературно-критические статьи, в которых отвлеченные научные, социальные и эстетические проблемы оказались не только предметом размышлений действующих лиц, но и сюжетом, непосредственной основой образотворчества, движущими силами развития судеб и характеров героев. До сих пор отношение к писателю и к его произведениям неоднозначно. Еще при его жизни неодобрительно отзывались об авторе «Волшебной горы» и «Доктора Фаустуса» как литераторы (например, Б. Брехт, В. В. Набоков), так и критики (например, В. Мушг, М. Манн). Такое отношение подчас встречалось после смерти писателя. В этой связи

4 следует вспомнить маленькую статью «К столетию со дня рождения Томаса Манна» Ганса Эриха Носсака в «Frankfurter Allgemeine Zeitung» от 31. 05. 1975 г., где писатель отрицает заслуги Т. Манна как художника. А литературный успех объясняет исключительно образовавшейся в середине 20-х гг. XX столетия исторической ситуацией. Неоднозначно отзывались о Т. Манне и другие писатели: Альфред Андерш, Хайнц фон Крамер, Хильде Домин, Понтер Хербургер, Гепард Рюм и др. Тут чувствуется нередко обида, а также обида немцев за услышанную в свой адрес горькую правду. Это многое проясняет, и в то же время объясняет нынешнее отношение немцев к Т. Манну. Несмотря на то, что в настоящее время существуют сотни монографий, посвященных художественным произведениям немецкого писателя, публицистика Томаса Манна изучена неполно. И если в Германии имеются научные работы, в которых объектом исследования становятся публицистические произведения писателя, то сразу же бросается в глаза «односторонность» этих работ: в них рассматриваются либо исключительно политические и националистические взгляды Т. Манна (М. Рюхнер, К. Булливант, Г. Заутермайстер, К. Зонтхаймер, X. Шлаффер и др.), либо сугубо теоретические представления Т. Манна как оригинального мыслителя-идеолога (X. Вислинг, Р. Меринг и др.), либо анализируется его позиция как литературного критика (X. Й. Мэтр, Э. Нюндель и др.) и т. п. Однако в них нет анализа «целого» всего публицистического наследия Т. Манна, фактически не представлено культурософское начало - основа своеобразия его публицистики. Отечественных же исследований о деятельности Томаса Манна-журналиста вообще нет.

Эмпирическая база, материал, объект и предмет исследования. Объектом и материалом исследования являются публицистические тексты Томаса Манна, демонстрирующие мощь его культурософских построений. Эмпирическая база исследования - метатекст творчества Т. Манна-журналиста и писателя, рассматриваемый в культурно-историческом контексте кризиса европейской цивилизации первой половины XX столетия.

5 Это - статьи и эссе Т. Манна, его письма, свидетельства родственников и современников, а также другие документы, позволяющие воссоздать весь мировоззренческий спектр наследия Т. Манна-публициста. Предметом анализа стали культурологические аспекты публицистики немецкого писателя, раскрывающие основные принципы конструирования его публицистического «целого» (совокупность текстов и идей Т. Манна, которые моделируются как писателем, так и интерпретаторами), а именно: авторская позиция в сопоставлении с образом художника как критика; читательское восприятие, обусловленное культурократическими устремлениями и эстетическим видением немецкого писателя; историко-культурологический и культурософский контекст времени, воспроизводящий наиболее значимые события, на которые откликался Т. Манн-журналист и которые оказались значительными для эволюции творчества Манна-писателя. Данные аспекты «целого» рассматриваются на фоне философских и художественно-публицистических сочинений тех представителей немецкой и русской культуры XX в., которые внесли значительный вклад в развитие современной европейской цивилизации и культуры как воплощения «иррациональной рациональности», мифопоэтической синкретичности и научной обоснованности дискурсов и коммуникативных стратегий.

Цель диссертационного исследования - проанализировав наиболее значимые и репрезентативные тексты, выявить культурологическую природу публицистики Т. Манна, причем исследовать публицистическое наследие немецкого писателя в первую очередь как социокультурное явление как диалектические соединения категорий «своё» и «чужое», «национальное» и «наднациональное», «документальность» и «вымысел», «стандартное» и «девиантное».

Для достижения поставленной цели необходимо решить такие зада-

охарактеризовать позиции автора по отношению к предмету публицистического высказывания с тем, чтобы конкретнее представить его социальные и эстетические идеалы;

определить алгоритмы воссоздания и архитектонику (внутренне-внешнюю структуру) публицистических текстов Т. Манна, синтез мотивов и «тональность» системы образов;

продемонстрировать элокутивную (elocutio) технику публициста и способы словесной выразительности;

показать значение подспудных психологических комплексов Т. Манна, влияющих на форму и содержание его текстов.

Положения, выносимые на защиту

1. Существует проблема «немецкости» публицистики Томаса Манна, которая может быть наиболее полно охарактеризована на основе культурологического подхода к публицистическому тексту. Публицистика Томаса Манна, будучи воплощением немецкого духа, актуальна не только по причине масштабности поставленных проблем и глубине таланта художника, но и благодаря ракурсу раскрытия социокультурной проблематики. Культурологическое изучение публицистических текстов, дневников, писем писателя, как и переоценка его шедевров («Гёте и Толстой. Фрагменты к проблеме гуманизма», «Брат Гитлер», «Шопенгауэр», «Германия и немцы», «Философия Ницше в свете нашего опыта», «Вагнер и бесконечность» и др.), проливает новый свет на историю немецкой журналистики и публицистики XX столетия.

  1. Идейно-художественные особенности публицистики Томаса Манна обусловлены, прежде всего, фактами внутренней «психоэволюции» (В. В. Хорольский) публициста-мыслителя и многочисленными философскими воздействиями на его миросозерцание. Под воздействием фрейдизма и неофрейдизма Томас Манн более откровенно, чем другие публицисты того времени (К. Фальке, Г. Манн, Л. Фейхтвангер, К. Манн, С. Цвейг, Г. Гессе, А. Жид, Э. Хемингуэй, И. Эренбург и др.), выразил в своих эссе подспудные движения души и глубинные метаморфозы собственного «я».

  2. Можно утверждать, что стиль Томаса Манна-публициста характеризуется скорее скрытой, а не открытой полемичностью, косвенно-оценочной дискуссионностью манеры письма, основанной на столкновении антитетических начал («национализм» и «космополитизм», «консерватизм» и «демократизм», «традиционность» и «новаторство», «возвышенная патетика» и «снижающая ирония» и т. д.).

  3. Задолго до постмодернистов Т. Манн-публицист использовал реминисцентность и «прецедентность» как способ организации повествования. Его тексты аллюзивны, это не делает их вторичными, но лишь усиливает полифоничность их звучания.

Методологическая база исследования обусловлена выбранным материалом и поставленными задачами. В работе используются культурологический, а также - в определенной степени - типолого-структурный методы, коррелирующие с достижениями современной герменевтики, психоанализа, психопоэтики, психолингвистики и т. п. Кроме общеметодологических трудов М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Фромма, В. М. Жирмунского, В. В. Виноградова, Р. Барта в реферируемом исследовании использованы некоторые идеи теоретиков журналистики, а

8 также современных исследователей коммуникативистики: Л. М. Земляно-вой, Г. Э. Кучеровой, Г. Г. Почепцова, В. Хорольского и др. При написании своей диссертационной работы мы опирались на последние исследования по творчеству Т. Манна (X. Шифкен, Г. Кёнен, Р. Меринг, И. Эбаноидзе, А. Е. Череватов), а также научных трудов по теории и истории отечественной и зарубежной литературы и журналистики (Г. Ф. Вороненкова, О. И. Дурова, Я. Н. Засурский, Г. В. Колосов, Л. Е. Кройчик, Е. И. Пронин, М. И. Стюфляева, В. В. Ученова, М. С. Черепахов и др.).

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые дан целостно-панорамный анализ малоизвестных и неизвестных публицистических произведений Т. Манна на основе культурологического метода, благодаря чему показано, как в сознании современников автора и сегодняшних читателей возникает облик публицистического «целого» наследия Т. Манна-журналиста.

Впервые рассматриваются статьи, очерки, эссе, которые до сих пор не были опубликованы на русский язык: «Познай самого себя!», «Разрешение еврейского вопроса», «Мысли в войне», «Рассуждения аполитичного», «О немецкой республике», «Речь и ответ», «Мое отношение к психоанализу», «Место Фрейда в духовной истории современности», «Шопенгауэр», «Культура и социализм», «Томас Манн и социализм. Признание перед венскими рабочими», «Открытое признание себя сторонником социализма», «Внимание, Европа!», «Этот мир», «Свобода и дух - это одно и то же», «Проблема свободы», «Долой концлагеря!», «Немецкие концлагеря», «Гитлер - это хаос! Воззвание Томаса Манна», «Хвала прошлому», «I Am an American», «Против перевооружения Германии», «Мое признание перед западным миром», «К Нюрнбергскому процессу» и др. Новизна также обусловлена введением в научный оборот писем и дневниковых записей писателя и его близких, а также попыткой анализа публицистических произведений немецкого писателя с позиции психологических дисциплин (психоанализ, психолингвистика и др.).

9 Теоретическое значение диссертации заключается в получении таких научных положений, которые позволят глубже изучить особенности публицистики Томаса Манна, своеобразие других немецких публицистов, помогут глубже изучить творчество Т. Манна, природу публицистического произведения, а также создавать новые труды по истории зарубежной журналистики и по психологии журналистского творчества.

Практическое значение исследования состоит в том, что её результаты могут быть использованы при разработке вузовских лекционных курсов по истории зарубежной журналистики, спецкурсов, спецсеминаров, а также при составлении учебных пособий по данным дисциплинам.

Апробация результатов работы. Содержание диссертации обсуждалось на заседании кафедры истории зарубежной журналистики Воронежского государственного университета, а также на кафедре журналистики Одесского национального университета. Теоретические положения исследования отражены в докладах на научных конференциях:

Научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации в начале XXI века» (Воронеж, 2003 г.)

Научно-практической конференции «Журналистика. Реклама. СО. Новый подход» (Воронеж, 2004 г.)

Научной конференции профессорско-преподавательского состава ОНУ им. И.И.Мечникова (Одесса, 2004 г.);

II Всеукраинской научно-практичной конференции «Актуальні проблеми журналістикознавства» (Одесса, 2005 г.).

Научной конференции профессорско-преподавательского состава ОНУ им. И.И.Мечникова (Одесса, 2005 г.)

Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» (Москва, 2006 г.)

ю Публикации. Основные положения диссертации изложены в статьях:

  1. Мельник С. П. Достоевский в публицистике Т. Манна / С. П. Мельник // Поиск. Опыт. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов. Сб. статей. Вып. 8. - Воронеж: Воронеж, гос. ун., 2004. - С. 181 - 188.

  2. Мельник С. И все это - Томас Манн / С. Мельник // RELGA. Научно-культурологический журнал. - №5 [107]. -

19.04.2005. - ().

  1. Мельник С. Национальное своеобразие публицистики Томаса Манна / С. Мельник // Акценты: новое в массовой коммуникации. - Воронеж: ВГУ - 2003. - № 38-39. - С. 52 -63.

  2. Мельник С. Неомифологизм в публицистике Т. Манна / С. Мельник // Акценты: новое в массовой коммуникации. - Воронеж: ВГУ -2003. - № 42-43. - С. 85 - 90.

  3. Мельник С. Отголоски юнгианства в публицистике Томаса Манна / С. Мельник //Акценты: новое в массовой коммуникации. - Воронеж: ВГУ - 2006. - № 56-57. - С. 32 - 36.

  4. Мельник С. Публицистика Томаса Манна как культурологический феномен: проблема «немецкости» / С. Мельник // Журналистика - Реклама - Связь с общественностью. - Воронеж, 2000. - С. 121-123.

  5. Мельник С. Фрейдизм в публицистике Томаса Манна / С. Мельник // Акценты: новое в массовой коммуникации. - Воронеж: ВГУ - 2004. - № 48-49. - С. 29 -33.

  6. Мельник С. Філософські основи публіцистики Т. Манна / С. Мельник // Діалог: Медіа-студії: Збірник наукових праць. Вип. 2. - Одеса. ОРІДУ НАДУ, 2005. - С 146 - 157.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, трех Глав (1. - Национальная традиция в культурософско-публицистических текстах Т. Манна; 2. - Гуманистические искания в зрелой публицистике Т. Манна: в поисках точки опоры; 3. - Русская культура в публицистике Т. Манна), Выводов и Списка использованной литературы, насчитывающего 246 единицы. Общий объем диссертации -172 страницы.

Эволюция Т. Манна-публициста как отражение феномена «Немецкости»

Томас Манн - великий немецкий писатель. Его романы «Волшебная гора» (1913 - 1924), «Иосиф и его братья» (1926 - 1943), «Лотта в Веймаре» (1936 - 1939), «Доктор Фаустус» (1943 - 1947), «Признания авантюриста Феликса Круля» (1910 - 1955), новеллы «Тонио Крёгер» (1903), «Смерть в Венеции» (1911), «Марио и волшебник» (1930) принесли ему мировую славу и известность. За первый свой роман «Будденброки» (1901) он был удостоен в 1929 г. Нобелевской премии. Однако Томас Манн проявил себя не только в качестве выдающегося писателя, но и талантливого журналиста. Еще в годы учебы в любекской гимназии будущий лауреат Нобелевской премии принимал участие в выпуске школьного журнала «Fruhlingssturm. Monatsschrift fur Kunst, Literatur und Philosophie» («Весенняя буря. Ежемесячник по искусству, литературе и философии» - С. М.), где он свои материалы подписывал под псевдонимом Пауль Томас. С 1896 г. печатается в журнале «Das Zwan-zigste Jahrhundert» («Двадцатый век» - С. М.), который выпускал старший брат писателя Генрих Манн. Томас Манн исполнял обязанности редактора немецкого юмористического иллюстрированного еженедельника «Симпли-циссимус» («Simplicissimus») с 1898 по 1899 гг. С 1904 г. он сотрудничал с ежемесячником «Suddeutsche Monatshefte», с 1924 г. был внештатным корреспондентом «Fossische Zeitung». В 1937 г. вместе с Конрадом Фальке Томас Манн основал журнал «Map und Wert» («Мера и цена» - СМ.). Помимо немецких («Vossische Zeitung», «Berliner Tageblatt», «Nunberger Zeitung», «Hannoverscher Kurier», «Die Literarische Welt», «Die Wochenschau», «Die Neue Rundschau», «Munchener Neueste Nachrichten», «Neue Freie Presse» и т. д.), Т. Манн публиковался и в иностранных изданиях: «Dagens Nyheter», «Svenska Dagbladet», «Literaturen», «Neue Schweiziger Rundschau», «Chicago Daily News», «The New York Times», «Washington Post» и т. п.

Публицистика Т. Манна весьма разнообразна. Он писал о своем творчестве («Бильзе и я» (1906), «К "Фьоренце"» (1912), «Введение к "Волшебной горе". Доклад для студентов Принстонского университета» (1939), «Иосиф и его братья. Доклад» (1942), «История "Доктора Фауста". Роман одного романа» (1949) и др.), поясняя его. Он писал о творчестве других писателей («Заметки о Гейне» (1907), «О Данте» (1921), «Теодор Шторм» (1930), «Путь Гёте как писателя» (1932), «Достоевский, но - в меру» (1945), «Фрагмент о Золя» (1952), «Генрих фон Клейст и его повести» (1954), «Слово о Шиллере» (1955) и т. д.), поясняя их творчество. Он писал о театре («Опыт о театре» (1908), «Дилетантский союз немецких мимиков» (1919), «Что вы думаете о Баварском государственном театре?» (1920), «Гастроль в Мюнхене» (1927), «Речь о театре (К открытию Гейдельберского фестиваля)» (1929), и т. п.) и кино («Фильм, демократическая власть!» (1923), «Мой взгляд на фильм» (1928) и т. д.), писал о философии («Речь, приуроченная к празднованию 80 лет со дня рождения Фридриха Ницше» (1924), «Об учении Шпенглера» (1924), «Место Фрейда в духовной истории современности» (1929), «Шопенгауэр» (1938), «Философия Ницше в свете нашего опыта» (1947) и др.), о музыке («Страдание и величие Рихарда Вагнера» (1933), «Вагнер и бесконечность» (1949) и др.). Т. Манн-публицист писал об общественно-политических событиях, происходящих в мире («Хорошая полевая почта» (1914), «Проблема немецко-французских отношений» (1921), «О Ленине» (1924), «Внимание, Европа!» (1935), «Испания» (1937), «Этот мир» (1938), «Прощальные письма европейских борцов Сопротивления» (1954), «Против перевооружения Германии» (1952) и др.), писал о трагической ситуации в Германии («К приговору Имперского верховного суда г. Лейпцига в процессе "Weltbuhnen" против Карла фон Оссецкого» (1932), «Гитлер - это хаос» (1939), «Немецкие КЦ» (1945)). Кроме того, Т. Манн выступал по радио («Двадцать пять радиопосланий в Германию» (1941 - 1945)). Спектр ман-новской публицистики огромен. Ее жанровая разновидность далеко не самоочевидна. Ее не возможно отнести к какому-нибудь одному конкретному жанру. Т. Манн писал во многих жанрах: критическая статья, очерк, эссе, речь и т. п. Однако благодаря многонаправленности, масштабности спектра творчества Т. Манна-журналиста его публицистика в равной степени наряду с его художественными произведениями принесла писателю известность и мировую славу. Манновские статьи, очерки, эссе - «То, что мы должны требовать» (1932), «Победа немецкой осмотрительности!», «Свобода и дух - это одно и то же» (1936), «Брат Гитлер» (1936), «Культура и политика» (1939), «Проблема свободы» (1939), «Путь Германии после падения Гитлера» (1940), «Германия и немцы» (1943), «Художник и общество» (1952) и др. стали хрестоматийными произведениями, цель которых состояла в том, чтобы вскрыть античеловеческую сущность фашизма, нацизма, шовинизма; цель которых заключалась также и в том, чтобы показать, на сколько может быть чреватым и губительным не только для одного народа, но и для всей человеческой цивилизации пацифизм и конформизм. А эссе «Место Фрейда в духовной истории современности», «Шопенгауэр», «Философия Ницше в свете нашего опыта» и по сей день остаются произведениями, не теряющими своей актуальности и злободневности из-за сложного соединения в них ис-торико-культурологических, социальных и философских представлений Т. Манна.

Критика пангерманизма в публицистике Т. Манна

Т. Манн был всегда отзывчив к социальным переменам и политическим конфликтам своего времени. Его публицистика как идеологическая целостность, как единство в многообразии, не может не быть «памятником моменту», хотя ее глубинная суть, как отмечалось раннее, обусловленная культурологическими предпочтениями автора, его метаисторическим видением событий. Эта диалектика авторской познавательной позиции в полной мере реализуется в критике пангерманизма.

Основанная в Мюнхене 5 января 1919 г. фашистская партия Германии (Германская рабочая партия, а с 1920 г. - Германская национал-социалистическая рабочая партия) постепенно приобретает силу и мощь, завоевывает бюргерские сердца. Лидер этой партии, Адольф Гитлер (до 1876 носил фамилию Шикльгрубер), к концу 20-х гг. выходит на внутреннюю политическую авансцену страны и начинает играть заметную роль в Германии. В 1933 г. он занял пост рейхсканцлера. С этого времени заканчивается история Веймарской республики, а вместе с нею и буржуазно-демократические установления и др. права, завоеванные революцией 1918 г. С возникновением фашистской диктатуры утвержденная Учредительным национальным собранием от 31 июля 1919 г. конституция отменяется. Германия становится тоталитарным государством.

На тот период времени немецкая пресса испытывала огромное влияние капитала - промышленники вмешивались самым бесстыдным образом в редакционную политику немецких журналов и газет, предопределяя «реакционный» политический тон и «правоцентристские» умонастроения. Крупных издателей (Г. Дросте, П. Ройш, А. Гугенберг и др.) страх перед «триумфальным шествием» коммунизма по европейскому континенту, а также страсть до наживы толкали на заключение пакта с социал-демократической партией15. Таким образом, многие газеты из демократического печатного органа превращались в рупор национал социализма («Simplicissimus», «Berliner Illustrierte Zeitung», «Die Weltbuhne», «Munchene Neueste Nachrichten» и др.). Для представителей почвы и крови (Э. Г. Кольхенхейер, Г. Ф. Блунк, В. Веслер, Б. Брем. В. Шефер и др.) наступает звездный час. Их журналистская деятельность становится более активной. Им пытается противостоять леворадикальная печать (А. Паке, А. Гольдшмидт, А. А. Холичер, Ф. Юнг и др.), а также Общество «Друзей Новой России» (Л. Фейхтвангер, К. Ту-хольский, К. Оссецкий, В. Меринг, Э. Кестнер и др.). Т. Манн, осознавая «вину духа» (интеллигенции), осуждая свои мечтания о независимости духа от политики, понимая опасность и трагичность заблуждения немецких интеллигентов, веривших в панацею от всех бед, сближается с противниками национал-социалистов («Культура и социализм» (1927), «Томас Манн и социализм. Признание перед венскими рабочими» (1932), «Открытое признание себя сторонником социализма» (1933)), однако до конца не принимает коммунистической доктрины.

Писатель и публицист, человек одаренный умом живым и смелым, не мог не осознать единства проблемы гуманизма, неразрывной взаимосвязи культуры и политики. В виду обстоятельств, заставивших Т. Манна трезво смотреть на происходящее, он не мог разделять более иллюзий немецкого бюргерства, обманывающего себя в том, что можно быть человеком культурным и в то же время аполитичным. По убеждению публициста, такое мнение - «глубочайшее заблуждение, явившееся причиной всех бедствий Германии» (10, С. 165). Видя, что мало кто решается взять на себя смелость выступить на защиту немецкого бюргерства, пребывающего под воздействием идеологической заразы А. Гитлера, И. Геббельса, А. Розенберга и других «мифологизаторов» Третьего рейха, Томас Манн предпринимает попытку вывести доверчивую общественность из состояния массового психоза, подобного гипнозу. Так появилась новелла «Марио и волшебник», а следом за ней - и соответствующие публицистические произведения («Единство человеческого духа», «Страдание и величие Рихарда Вагнера», «Внимание, Европа!» и др.). Из-за боязни быть лишенным немецкого гражданства, писатель и публицист не осмеливается вступать в открытую борьбу с фюрером и его адептами, и потому его произведения не носят резко обличительного характера. Они злободневны, но - в меру. Например, «Марио и волшебник» в первую очередь относится к итальянскому фашизму, очерки и статьи лишь перечат общепринятому мнению властей. Вопреки расовому мифу, культу крови и насилия, пропагандируемому НСДАП (Национал-социалистическая рабочая партия), публицист говорит о гуманизме, о неприемлемости варварства и жестокости. Так, варварскому вождю, фюреру, в эссе «Гёте как представитель бюргеровской эпохи» он хочет противопоставить личность великого Иоганна Вольфганга Гёте - писателя, философа, филолога и художника. Здесь он приводит крамольное для будущего Священного рейха гётевское изречение, истинность которого очевидна для Т. Манна: «Ни одна нация ... не имеет права судить о том, что совершается и пишется у нее» (10, С. 67). Далее автор добавляет: «Истинное познание человечества - в познании человека, - так и, что одно и то же, любви к будущему.

Фрейдизм в публицистике Т. Манна

Наследием рубежа веков прошлого столетия явился обостренный психологизм, который стал отличительной чертой творчества целого ряда выдающихся мыслителей, художников и писателей того времени: Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, Ш. М. Ж. Гюисманс, Ф. Г. Д Аннунцио, С. Цвейг, В. ван Гог, О. Редон, Э. Мунк, Ф. фон Штук и др. Болезненное восприятие действительности, морально-этический поиск решения сложившихся противоречий и предчувствие надвигающейся великой трагедии человечества оказывается характерной особенностью философских и художественных произведений той поры. Учение Зигмунда Фрейда становится логическим довершением этого процесса. Оно вобрало в себя почти весь спектр человеческой деятельности и вскрыло ее потайные стороны. Психоанализ австрийского ученого сконцентрировал в себе все имеющиеся в то время представления о человеке и его духовном мире и дал свое объяснение душевным процессам и происходящим социальным «брожениям» в мире. Таким образом, учение 3. Фрейда явилось ключом к пониманию сложных процессов как культурной, так и общественно-политической жизни рубежа веков, и заложило основы для нового гуманизма XX столетия.

Томас Манн как художник и мыслитель формировался в традиции литературного реализма и натурализма. Он был писателем своего времени, поэтому и его творчеству характерна ярко выраженная «психологическая» тенденция отображения действительности, которая, прежде всего, проступала в его художественных произведениях, где литератор через внутренний мир героев показывал проблемы европейской цивилизации («Тонио Крёгер», «Смерть в Венеции», «Волшебная гора» и др.). Однако со временем эта особенность стала присущей и для публицистики немецкого писателя. В дальнейшем манновская объективность и его инстинкт креативности и универсальности потребовали, чтобы художник открыл для себя «продуктивный, синтезирующий, строящий человека элемент психоанализа». Произошло это по разным причинам. С одной стороны этому способствовала политическая атмосфера предфашистской Германии начала 20-х гг. С другой стороны - рефлексия самого Манна и вопросы творчества, с которыми он сталкивался. Немаловажное значение имели и его личные проблемы44, о чем нам могут поведать дневники писателя45. Таким образом, возник «психосинтез» в творчестве Манна, который многому был обязан учению Фрейда и особенно его культурологическим работам («Галлюцинация и сновидения в "Градиве" В. Иенсена» (1907), «Художник и фантазирование46» (1910), «Моисей Микеланджело» (1914), «Своевременные мысли о войне и смерти» (1915), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство в культуре» (1929), «Почему война?» (1932), «Человек Моисей и монотеистическая религия: три очерка» (1934 -1938) и т. п.). Все, что впоследствии будет написано Т. Манном-публицистом, окажется созвучным в той или иной степени с взглядами австрийского ученого («Мое отношение к психоанализу», «Место Фрейда в духовной истории современности», «Оккультные переживания», «Фрагмент о религиозном», «Брат Гитлер», «Фрейд и будущее», «Достоевский, но - в меру», «Философия Ницше в свете нашего опыта», «Эротика Микеланджело47» и др.) Ведя речь об идейном родстве Т. Манна с 3. Фрейдом, нужно также отметить, что Зигмунда Фрейда с немецким писателем связывали узы многолетней дружбы и неподдельного взаимного интереса48, что и определяло их идейную солидарность. 22 ноября 1929 г. 3. Фрейд записывает: «Посвящение Томаса Манна». Тогда Т. Манн в журнале «Die Psychoanalytische Bewegung» («Психоаналитическое движение» - СМ.) опубликовал эссе «О месте Фрейда в духовной истории современности49». Об учении австрийского врача писал С. Цвейг (очерк «Зигмунд Фрейд»), вслед за ним М. М. Зощенко («Перед восходом солнца»), однако, в отличие от Т. Манна, взирающего на психоанализ как философское учение, которое «разоблачает» и способствует «радикальному самопознанию», С. Цвейг, как и М. М. Зощенко, читательское внимание акцентирует на новациях психоанализа в области психиатрической медицины. Т. Манн видел в психоанализе универсальность: распространение принципов психоанализа на различные области человеческой культуры - мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т. д. В этом отношении он писал: «Freuds Forscherinteresse fur s Affektive artet nicht in die Verherrlichung seines Gegenstandes auf Kosten der intellektuellen Sphare aus. Sein Antirationalismus bedeutet die Einsicht in die tatsachlich-machtmaBige Uberlegenheit des Triebes uber den Geist. ... Er dient dem in der Zukunft revolutionar erschauten Siege der Vernunft und des Geistes, er dient ... der Aufklarung50» [Исследовательский интерес Фрейда к аффектам не вырождается в преклонение перед предметом в ущерб интеллектуальной сфере. Его антирационализм означает понимание факта властного превосходства инстинкта над духом, но не означает раболепства перед этим превосходством и презрения к духу... Он служит революционно увиденной в будущем победе разума и духа, он служит... просвещению]. Немецкий писатель наблюдал, как происходила вульгаризация наследия немецких классиков, а также идей Шопенгауэра, Ницше, Вагнера со стороны современного иррационализма, который навязывали нацисты. Его пугало нарастающее обожествление иррационального, в которое скатывалась вся немецкая идеология. Манн подчеркивал, что учение Фрейда - это исследование темных, иррациональных глубин человеческой души.

Русская культура в публицистике Т. Манна

Связь русской литературы с художественным произведениями Т. Манна очевидна. Можно привести множество параллелей между новеллами и романами Т. Манна («Будденброки», «Иосиф и его братья», «Доктор Фаустус», «Разочарование», «Платяной шкаф», «Дорога на кладбище», «Тонио Крёгер», «Смерть в Венеции» и др.) и рассказами и повестями Л. Н. Толстого («Смерть Ивана Ильича115», «Детство. Отрочество. Юность», «Дьявол» и др.), рассказами И. Бунина («Господин из Сан-Франциско116», «Легкое дыхание», «Митина любовь» и др.) и А. П. Чехова («Скучная история», «Дуэль», «По делам службы», «О любви», «Моя жизнь», «Случай из практики» и др.), повестями и романами Ф. М. Достоевского («Белые ночи», «Дядюшкин сон», «Братья Карамазовы» и др.), новеллами Д. С. Мережковского («Превращение», «Микель-Анжело», «Любовь сильнее смерти», «Железное кольцо» и др.)

Русская культура представлена не только в художественных произведениях Т. Манна, но и в его публицистике. Вначале писатель лишь упоминает вскользь представителей русской культуры, приводя цитаты из их дневников, писем или литературных произведений, дабы быть более убедительным в отстаивании своих политических и эстетических воззрений («Бильзе и я», «Мысли в войне», «Рассуждения аполитичного», «Теодор Шторм» и т.д.). В 20-х гг. XX столетия появляются статьи и заметки («О Мережковском», «О Ленине» и др.), которые целиком посвящены деятелям русской культуры. Первой статьей Томаса Манна о русской литературе явилась «Русская антология», которую публицист написал в 1921 г. по просьбе редакции «Suddeutsche Monatshefte». В этой статье представлена галерея портретов-этюдов «мифических мастеров» - виднейших российских писателей - как корифеев «святой русской литературы», так и современных ее создателей: «Гёте Востока» - великий А. С. Пушкин, «гордый и обреченный на смерть» - М. Ю, Лермонтов, «создатель комической школы» - Н. В. Гоголь, «друг Флобера, ученик Гёте и Шопенгауэра» - И. С. Тургенев, «Микеланджело Востока», «величайший эпический поэт», «яснополянский Гомер» - Л. Н. Толстой, «Данте ада» - Ф. М. Достоевский, «поразительный выдумщик» -Н. С. Лесков, «богатый новеллист» - А. П. Чехов, «потомок Гоголя» - Л. Андреев и «великий, смелый и фантастический критик жизни» - Ф. Сологуб, «явление высокой культуры» - М. Кузмин, «приветливый» - В. Брюсов, «гротеск экспрессионистского Гоголя» - А. Толстой. В этой статье немецкий писатель говорит о своей давнишней любви к русской культуре, которая ему представляется чем-то непостижимо-сакральным и родным, живым мифом, экзотикой: «Любимая сфера! Моралистическая, горестная, человечная и смешная... Это было сказочно. Я думал о том, как навещу потомков Гоголя - Андреева, Сологуба и Кузмина. Как буду есть с ними пироги и пить чай, как меня, вероятно, будут угощать солеными грибами, водкой и папиросами118». О всем, что имеет отношение к русскому Т. Манн пишет в «лирически-личном тоне», оттого что его «отношение к русской литературе кажется вопросом жизненно важным, поистине вопросом жизни, жизни духовной119». Поэтому он не случайно пишет о сближении немецкой и русской культур: «Россия и Германия должны знать друг друга все лучше и лучше. Они должны рука об руку идти в будущее ». Ведь его собственный талант сложился под немалым влиянием русских классиков, при их творческой помощи. Следует заметить, что и раньше Т. Манн не скрывал того, что на его творчество огромное влияние оказала русская литература. Если быть точным, то без нее он оказался бы несостоявшимся писателем, в чем Манн неоднократно признался в своих последующих статьях и эссе («Толстой», «Искусство романа», «Воспитание чувства слова», «Гёте и Толстой. Фрагменты к проблеме гуманизма», «Достоевский - но в меру», «Опыт о Чехове», «Мое время» и др.).

В своей статье «Бильзе и я» молодой писатель, касаясь вопроса о назначении искусства и очерчивая проблемы собственного творчества, ссылается на И. Тургенева, чтобы защитить от несправедливых упреков читате-лей свой роман «Будденброки » и свое писательское право на претворение действительности в художественное произведение. В этом «своего рода маленьком манифесте» (так Т. Манн охарактеризовал свою статью) писатель приводит признание Тургенева: «Не обладая большою долей изобретательности, я всегда нуждался в данной почве, по которой я мог бы твердо ступать ногами. Почти то же самое произошло и с "Отцами и детьми"; в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая личность молодого провинциального врача» (9, С. 10).

Похожие диссертации на Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика