Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе :80 - 90-е гг. XX века Потапов Павел Федорович

Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе :80 - 90-е гг. XX века
<
Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе :80 - 90-е гг. XX века Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе :80 - 90-е гг. XX века Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе :80 - 90-е гг. XX века Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе :80 - 90-е гг. XX века Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе :80 - 90-е гг. XX века Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе :80 - 90-е гг. XX века Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе :80 - 90-е гг. XX века Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе :80 - 90-е гг. XX века Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе :80 - 90-е гг. XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Потапов Павел Федорович. Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе :80 - 90-е гг. XX века : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.10 : Саранск, 2004 304 c. РГБ ОД, 71:05-10/125

Содержание к диссертации

Введение

1. Современная печать как социокультурный фактор национального развития региона 28

1.1. Феномен этнического ренессанса: взаимосвязь с информационным пространством социума 28

1.2. Трансформация системы региональной печати: количественные и качественные характеристики 46

1.3. Тенденции формирования информационного рынка: адекватность концептам этнокультурного процесса 68

2. Инструментальная роль прессы в этнокультурном развитии региона 91

2.1. Публицистические механизмы активации, санации и гармонизации этнокультурного процесса 91

2.2. Возрождение национального самосознания средствами публицистики 108

2.3. Периодическая печать и экология культуры региона 140

3. Публицистический образ этнокультуры в условиях информационного рынка 175

3.1. Журналистская картина мира в этнокультурном поле 175

3.2. Информационные инновации в этнотематических рубриках региональной прессы 201

3.3. Вербальный имидж этнокультурного пространства в современной публицистике 245

Заключение 270

Список использованной литературы 276

Введение к работе

Актуальность научного исследования. Взятая автором в научно-исследовательскую разработку проблема структурно-содержательной и лексико-семантической «встроенности» современной журналистики (и ее сущностного наполнителя -публицистики) в этнокультурные процессы Поволжского региона представляет большой теоретический и практический интерес. Он обусловлен прежде всего де-факто возрастающей сегодня «инструментальной» ролью отечественной прессы в национальном развитии России как уникального полиэтнического сообщества, в котором нерусское население составляет 18 % и включает в себя представителей 176 этносов.

При активном участии средств массовой информации последние пятнадцать лет стали в этническом плане особыми в жизни народов нашей страны. Неслучайно этот период (перестроечный + пореформенный) ученые назвали временем «взбунтовавшейся этничности» или «нового национального возрождения»1, когда у многих российских народов усилились тенденции к национальному самоопределению, возрос интерес к исторической национально-культурной памяти, наметился подъем национального самосознания.

По совокупности вышеназванных признаков, автор определяет обозначенное социальное явление, спорадически возникающее в историческом развитии любого этноса, понятием «этнический ренессанс», что в этой связи предопределяет его перевод из символического (образного) ряда в научный (категориальный) ряд. Зарождение и протекание этнического

1 Арутюнян Ю.В. Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. -М, 1999.- С. 5.

4 ренессанса как имеющего временные границы социального процесса в большей степени, чем другими факторами, индуцируется резко повышающейся в данной общественной ситуации активностью отечественной прессы, которая морально стимулирует возникновение в центре и на периферии различных этнонациональных движений.

Именно в ауре журналистики и «наполняющей» ее публицистики для каждого этноса, как правило, начинается поиск обновленной идеи дальнейшего его развития, происходит интенсивное переосмысление связанных с его пониманием устоявшихся положений, выдаются на всеобщее обозрение новые концептуальные подходы, проявляется раскрепощенное видение различных национальных проблем1.

Как показывает общественная практика, этнический ренессанс (возрождение) является неизбежным (повторяющимся) периодом в жизнедеятельности каждого этноса, когда его эволюционное (поступательное) развитие - в силу созревших политических, экономических, культурных и иных условий окружающей действительности - ускоряется революционным скачком (интенсивным всплеском) для того, чтобы выйти на новый виток социальной трансформации. При этом импульсы этнического развития, а нередко и его алгоритм во многом задаются линией поведения средств массовой информации, которые, с одной стороны, публицистически отслеживают и подают на суд общественного мнения все содержательные нюансы этого процесса и, с другой стороны, организационно определяют

1 См.: Андреев Э.М. Россия сегодня: возрождение или упадок? // СоцИс. - 1992. - № 10. - С. 146-148; Вдовин А.И. Союз равноправных народов как интегративная идея новой российской действительности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. - 1993. - № 5. - С. 17 - 24; Тавадов Г.Т. Современная этнополитическая ситуация в России // Социально-политический журнал. - 1994. - № 12. - С. 35 - 44.

5 главную его тенденцию.

На примере мордовского этноса можно отметить три периода в истории его развития, которые отвечают всем признакам этнического ренессанса (с выделением главных тенденций).

1-й период - 50 - 60-е годы XIX века, ведущей тенденцией
которого являлось «этнопросветительское развитие» (под эгидой
государственной программы изучения населения страны): в это
время с помощью активно действовавшей в данном направлении
отечественной печати (в столице и регионах), которая тщательно
аккумулировала интеллектуальные усилия выдающихся

представителей этнографической науки, стали широко распространяться в общественном мнении знания о мордве, тем самым этнос заявлял о себе как о самостоятельной этнологической и антропологической «единице» народонаселения России.

2-й период - 20 - 30-е годы XX века, ведущей тенденцией которого являлось «этнополитическое развитие» (под эгидой государственной политики по национальному вопросу с реализацией права народов на самоопределение): в это время с помощью активно действовавшей в данном направлении отечественной печати (в регионах и столице, при Наркомнаце РСФСР), которая энергично прорабатывала крупные и мелкие проблемы национально-государственного строительства, стала поэтапно оформляться государственность мордовского народа (автономные округ, область, республика).

3-й период - 80 - 90-е годы XX века, ведущей тенденцией которого являлось «этнокультурное развитие» (под эгидой перестроечной и пореформенной государственной национальной политики с новыми - договорными - отношениями между Центром и Периферией в рамках обновленной Российской Федерации): в это время с помощью активно действовавшей в данном

направлении отечественной печати (в основном в регионах), которая количественно увеличилась и качественно преобразилась, во весь голос стали публично подниматься вопросы экологии этнического пространства, сбережения национальной культуры, сохранения родного языка, модернизации национальной науки, образования, воспитания.

Для всех вышеназванных периодов (они также в большой степени характерны и для других народов Поволжского региона), обозначаемых автором понятием «этнический ренессанс», в самом общем виде свойственны идентичные типологические черты:

во-первых, переходность «ломающегося» социума (либо из одной фазы одного и того же общественного устройства - в другую его фазу, либо из одного общественного строя - в другой), связанная с принципиальной корректировкой или коренной переделкой базовых основ жизнедеятельности этноса;

во-вторых, модернизация самосознания этноса, связанная с первоначальным возвращением к собственным генетическим истокам и последующим возрождением на новом интеллектуальном уровне исторических, культурных, трудовых, бытовых, нравственных и иных традиций народа;

- в-третьих, активация информационного пространства в
бытии этноса (с ведущей ролью прессы), связанная с быстрой
мобилизацией и оптимизацией массово-коммуникативного
потенциала развития нации или народности через всестороннее
использование публицистического ресурса.

Для изучаемой в диссертации проблемы особенно важен третий духовно-практический аспект (активация информационного пространства в массово-коммуникативной его сфере), экстраполированный на сложнейший и мало изученный в научной литературе период третьего по историческому счету «этнического

7 ренессанса» (80-90-е годы XX века) с его ведущей этнокультурной тенденцией развития. При этом используемый эмпирический материал относится к Поволжскому региону, который в Российском многонациональном государстве выступает как целостная этнокультурная зона, включающая Мордовию, Татарстан, Чувашию с их сильно развитой сегодня сетью периодической печати.

В этой географической зоне, по мнению автора, особенно многогранны межнациональные контакты, здесь наиболее активно развиваются все виды этнических процессов. Сложнейшая совокупность демографических, исторических, социальных, культурных факторов придает этому региону своеобразный полинациональный колорит. Он находит свое непосредственное выражение в образе жизни, менталитете, национальных и культурных обычаях, фольклоре населяющих республики Поволжья народов.

Как справедливо заметил М.М. Бахтин, ««чужая культура» только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже»1. Иными словами, и в региональном социуме неизбежно устанавливается диалогическая взаимосвязь национальных культур, на основе которой постоянно происходит их взаимообогащение, в том числе с помощью средств публицистики. Очевидно, что при такой этнической специфике межнациональные отношения, особенно культурного плана, обретают здесь важную социальную роль, которая должна тщательно учитываться и умело интерпретироваться в журналистской деятельности в условиях переходного общества.

Состояние научной разработанности проблемы. В диссертации в первую очередь используются труды отечественных

1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. - С. 354.

8 специалистов в области истории, теории и практики российской журналистики, обращенные к национальным аспектам ее деятельности, особая значимость которых подчеркивается в рекомендациях Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 1996 году», состоявшейся в Москве: «Считать одной из актуальных проблем исследования системы средств массовой информации России изучение прессы национальных республик Российской Федерации»1.

Всю использованную при подготовке диссертации научную литературу можно условно разделить на несколько больших групп.

Первую группу составляют историко-журналистские работы Г.В. Антюхина, А.Ф. Бережного, В.Г. Березиной, Х.С. Булацева, Б.И. Варецкого, А.А. Грабельникова, Л.П. Громовой, Б.И. Есина, Г.В. Жиркова, Я.Н. Засурского, М.М. Ковалевой, Л.Е. Кройчик, И.В. Кузнецова, Б.Н. Лозовского, С.Я. Махониной, Р.П. Овсепяна, А.А. Роот, М.В. Шкондина и др.2, в которых всесторонне изучается

1 Журналистика в 1996 году: Тез. Всерос. науч.-практ. конф. В 12 ч. - М., 1997. — Ч. 1. - С. 4.

См.: Антюхин Г.В. 1) Печатное слово России: история журналистики Черноземного центра страны XIX в. - Воронеж, 1993; 2) Очерки истории печати Воронежского края (1798 - 1917 г.). - Воронеж, 1973; Бережной А.Ф. 1) История отечественной журналистики. Конец XIX - начало XX в.: Материалы и документы. - СПб., 1997; 2) Углубляясь в историю печати: Статьи. - СПб, 1996; 3) Русская легальная печать в годы первой мировой войны. - Л., 1975; Березина В.Г. Русская журналистика второй четверти XIX в. - Л., 1965; Булацев Х.С. Пионеры провинциальной печати: первые шаги демократической прессы российской провинции второй половины XIX в. - Л., 1981; Варецкий Б.И. Шелест страниц, как шелест знамен: пресса России в трех политических режимах. - М., 2001; Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. -М, 2000; Громова Л.П. 1) А.И. Герцен и русская журналистика его времени. - СПб., 1994; 2) А.А. Краевский - редактор и издатель. - СПб., 2001; Засурский Я.Н. 1) Пресса в условиях рынка: учредители и спонсоры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -1992. - № 10. - С. 21-24; 2) Журналистика в переходный период // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 1997. - № 5. - С. 3 - 13; Есин Б.И. 1) Русская газета и газетное дело в России. - М., 1981; 2) История русской журналистики XIX в. - М., 1989; Жирков Г.В. 1) Журналистика двух России: 1917 - 1920 гг. - СПб., 1999; 2) Между двух войн: Журналистика русского зарубежья. 1920 - 1940 годы. - СПб., 1998; 3) История цензуры в России XIX - XX вв. - М., 2001; Засурский Я.Н. 1) Пресса в условиях рынка: учредители и спонсоры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 1992. - № і о. -С. 21 - 24; 2) Журналистика в переходный период // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10.

9 пройденный отечественной прессой долгий и трудный путь развития, дается непредвзятое прочтение и переосмысление многих документов и страниц российской журналистики, в том числе с национальной спецификой, обращается внимание на развитие местной газетно-журнальной периодики.

Ко второй группе относятся работы, авторы которых рассматривают национальную проблематику журналистики на центральном и региональномуровне, при этом показывают истоки местной печати и освещают ее роль всохранении культурного многообразия общества: Т.И. Ахунзянов, Ф.Т. Кузбеков - в Башкортостане , А.А. Вахрушев, Л.П. Емельянов - в Удмуртии , М.Т. Сергеев, Е.В. Суслов - в Марий Эл , З.Ж. Гакаев - в Чечне , И.М. Дзялошинский, В.К. Малькова - в Москве и Московской области5, Л.Л. Ермолинский, Л.Е. Коптелов, Л.С. Любимов - в

Журналистика. - 1997. - № 5. - С. 3 - 13; Ковалева М.М. Отечественная журналистика: вопросы теории и истории. - Екатеринбург, 2000; Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. - Воронеж, 1975; Кузнецов И.В. 1) Советская журналистика первых послевоенных пятилеток (1946 - 1958). - М., 1987; 2) История отечественной журналистики (1917 - 2000). - М, 2002; Лозовский Б.Н. «Четвертая власть» и общество: на тернистом пути к согласию. - Екатеринбург, 2001; Махонина С.Я. 1) Русская дореволюционная печать (1905 - 1914). - М, 1991; 2) История русской журналистики в начале XX века. - М., 2003; Овсепян Р.П. 1) В лабиринтах истории отечественной журналистики: век XX. - М, 1999; 2) История новейшей отечественной журналистики. -М, 2000; Роот А.А. 1) «Колокол» возрожденный. 1868-1869. - Казань, 1989; 2) Герцен и традиции Вольной русской прессы. - Казань, 2001; Шкондин М.В. 1) Экономические факторы трансформации СМИ. - М., 1999; 2) Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). - М., 2000.

См.: Ахунзянов Т.И. Очерки истории печати Советской Башкирии. - Уфа, 1979; Кузбеков Ф.Т. Становление средств массовой информации Башкортостана и развитие этнической культуры башкир (XIX - 30-е гг. XX в.). - Уфа, 2001.

2 См.: Вахрушев А.А. Становление и развитие печати Вятской губернии (XIX - начало XX
вв.). Ижевск, 1994; Емельянов Л.П. Печать Удмуртии (1905 - 1934 гг.). - Ижевск, 1964.

3 Сергеев М.Т. Возникновение и развитие печати Марийской АССР. - Йошкар-Ола, 1971;
Суслов Е.В. СМИ как инструмент формирования общественного мнения в процессе
становления гражданского общества. Автореф. дис. .. .канд. полит наук. - М., 2004.

4 См.: Гакаев З.Ж. Особенности освещения чеченского конфликта в СМИ // Диагностика
толерантности в средствах массовой информации. - М., 2002. - С. 222 - 239.

5 См.: Дзялошинский И.М. 1) Методы деятельности СМИ в условиях становления
гражданского общества. - М., 2000; 2) Российский журналист в посттоталитарную эпоху.
- М., 2002; Малькова В.К. 1) Образы этносов в республиканских газетах (опыт

10 Восточной Сибири1, Е.А. Корнилов, А.И. Станько - на Дону и Северном Кавказе2, Л.П. Макашина, Л.В. Енина, В.А. Павлов, Э.В. Чепкина - на Урале3, Л.М. Сквирской - на Дальнем Востоке4, В.Д. Таказов - в Осетии5, В.В. Тулупов - в Черноземье , О.Д. Якимов - в Якутии и др.

В третью группу входят работы, в которых авторы исследуют проблемы деятельности региональной прессы (с учетом ее национальной специфики) в географических и этнокультурных рамках объекта и предмета данной диссертации: Ф.И. Агзамов, А.К. Айнутдинов, Р.У. Амирханов, А.Г. Ахмадуллин, Л.П.Бурмистрова, М.Х. Гайнуллин, В.З. Гарифуллин, Е.С. Дорощук, А.А. Лебедев, И.М. Низамов, Л.В. Сагитова,

С.К. Шайхитдинова - печать Татарстана ; А.П. Данилов,

этносоциологического изучения). М., 1991; 2) Пресса и этническая толерантность. - М., 2000.

1 См.: Ермолинский Л.Л. Сибирские газеты 70 - 80-х гг. XIX в. - Иркутск, 1985;
Коптелов Л.Е. Газета и время. Родословная Забайкальской периодики. - Иркутск, 1978;
Любимов Л.С. История Сибирской печати. - Иркутск, 1982.

2 См.: Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. - Ростов н/Дону, 1999;
Станько А.И. Журналистика Дона и Северного Кавказа. Допролетарский период. - Ростов
н/Д., 1990.

См.: Макашина Л.П. Легальная печать и публицистика на Урале в 1907-1917 гг. -Свердловск, 1982; Енина Л.В. Сигналы речевой агрессии как маркеры этнической интолерантности // Диагностика толерантности в средствах массовой информации. - М., 2002. - С. 253 - 266; Павлов В.А. Очерки истории журналистики Урала: В 2-х т. -Екатеринбург, 1995; Чепкина Э.В. Этнические характеристики персонажей как показатель степени толерантности автора публикаций // Диагностика толерантности в средствах массовой информации. - М, 2002. - С. 240 - 252.

4 См.: Сквирская Л.М. Краткий очерк истории журналистики на Дальнем Востоке в XIX -
начале XX в. - Владивосток, 1971.

5 См.: Таказов В.Д. 1) Периодическая печать Осетии. Дооктябрьский период.

- Владикавказ, 1992; 2) Журналистика и литературный процесс в Осетии (вторая
половина XIX - начало XX вв.). Автореф. дис. ... докт. филол. наук. - СПб., 1998.

6 См.: Тулупов В.В. 1) Российская пресса: дизайн, реклама, типология. - Воронеж, 1996;
2) Газета: маркетинг, дизайн, реклама. - Воронеж, 2001.

7 См.: Якимов О.Д. 1) Формирование и развитие системы советской печати в Якутии.

- Якутск, 1992; 2) От зарождения к возрождению: печать народностей Севера на пороге
XXI в. - Якутск, 1994.

8 См.: Агзамов Ф.И. Журналистское исследование активности личности. - Казань, 1989;
Айнутдинов А.К. Центральная пресса: жизнь автономных республик. - Казань, 1985;
Амирханов Р.У. Проблемы развития русской культуры в татарской периодической печати
(1905 - 1907 гг.). - Казань, 1997; Бурмистрова Л.П. Провинциальная газета в эпоху

А.В. Изоркин, И.Н. Никифиров, К.К. Петров, И.Я. Тенюшев - печать Чувашии1; И.Е. Автайкин, В.И. Антонова, В.И. Демин, П.Н. Киричек, П.А. Ключагин, Ю.А. Мишанин, В.Е. Соколова -печать Мордовии .

Если рассмотреть в рамках третьей группы источников некоторые труды названных ученых более подробно - в связи с заявленной в диссертации регионально очерченной темой, то следует отметить, что С.К. Шайхитдинова обосновывает тезис о том, что внутренние перемены в отечественных масс-медиа начались исподволь еще в начале 60 - конце 70 годов XX в., причем с молодежных изданий. Автор вносит значительную ясность в детали исторического развития средств массовой

русских просветителей. - Казань, 1985; Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX века. - Казань, 1983; Гарифуллин В.З. Типы структурной организации журналистского текста: на материале татарских газет. - Казань, 1997; Дорошук Е.С. Искренность без предела. Педагогика и психология журналистской деятельности. -Казань, 2000.; Лебедев А.А. Районная печать Татарстана: вчера, сегодня, завтра // Газеты малых городов: верстается первая полоса. - Казань, 2002. - С. 13-26; Низамов И.М. Татарская речь. Функционирование и развитие речевой системы в массовой коммуникации. - Казань, 2002; Сагитова А.В. Этничность в современном Татарстане. По материалам республиканской прессы и этносоциологических исследований. - Казань, 1998; Шайхитдинова С.К. «Четвертая власть», по порядку номеров рассчитайсь! Пресса Татарстана в середине 90-х годов. - Казань, 1999.

1 См.: Данилов А.П. 1) Чувашская публицистика. - Чебоксары, 1991; 2) Современная
журналистика. - Чебоксары, 1998; Изоркин А.В. Зарождение и становление партийно-
советской печати Чувашии (1917 - 1925 гг.). - Чебоксары, 1972; Никифиров И.Н.
Зарождение чувашской революционно-демократической печати. - Чебоксары, 1971;
Петров К.К. 1) Возникновение чувашской журналистики. - Чебоксары, 1983; 2) Жанры
чувашской журналистики. - Чебоксары, 1990; Тенюшев И.Я. Первые чувашские
публицисты. - Чебоксары, 1987.

2 См.: Автайкин И.Е. 1) Периодическая печать Мордовии в годы социалистического
строительства (1928 - 1937 гг.). - Саранск, 1975; 2) Газетный и журнальный мир
Мордовии. - Саранск, 1978; Антонова В.И. Аналитические жанры газетной публицистики.
- Саранск, 2002; Демин В.И. 1) Некоторые вопросы развития современной мордовской
литературы и журналистики (прогностические тенденции) // Информационная политика в
регионе: между прошлым и будущим. - Саранск, 2003. С. 194 - 199; 2) Васенце аскелькст
(Первые шаги) // Сятко. - № 5 -6. -С. ПО- 113; Киричек П.Н. 1) Публицистика и
политология. Природа альянса. - Саранск, 1995; 2) Социология публицистики. - Саранск,
1998; Ключагин П.А. Мордовская периодическая печать и литература (1917 - 1941 гг.). -
Саранск, 1989; Мишанин Ю.А. 1) Социально-психологический портрет мордовского
народа как этноса (по материалам публицистики России XIX в. // Проблемы современного
социально-экономического развития общества. - Саранск, 1999. - С. 47 - 54;
Соколова В.Е. Мордовская публицистика на современном этапе. - Саранск, 1990.

12 информации, создает панорамные картины общего современного развития информационного пространства в регионе, при этом размышляет о философских основаниях обновляющейся прессы, об информационной и политической культуре журналиста, о политических реалиях масс-медиа1.

Особое место в работах татарских исследователей занимает книга Т.Х. Миннибаева «Преобразующая журналистика», где обобщается опыт национальной публицистики, которая становилась «самодостаточной в суждениях, боевой в проводимых расследованиях, тактичной в дискуссиях»2. Л. Усманова изучает состояние практического поля деловой журналистики3, труды И.Г. Ахметзянова отражают определенные государственные установки, напрямую касающиеся деятельности прессы, или, по его определению, принт-медиа4, Р.А. Ратникова рассматривает тенденции развития печати, в основном газетной периодики на татарском языке, исходя из концепции: «Национальные издания приобрели исключительно важную роль в общественно-политических процессах своих регионов»5.

В работах П.Н. Киричек рассматриваются проблемы этнической толерантности в деятельности средств массовой информации Мордовии6, определяются этические нормы и правила для журналистов-этнолетописцев, подчеркивается их гражданская и юридическая ответственность перед обществом. В монографиях этого же автора - «Публицистика и политология: природа

1 Шайхитдинова С.К. Идеология и популярная культура как факторы мифотворчества
// Тонус. - 1997. - № 1. - С. 46.

2 Миннибаев Т.Х. Преобразующая журналистика. — Казань, 1990.

3 Усманова Л. Региональная деловая журналистика: состояние, развитие, перспективы
// Тонус. - 1997. - № 2. - С. 43 - 47.

4 Ахметзянов И.Г. Пресса Татарстана - катализатор процесса демократических
преобразований // Тонус. - 1997. - № 4. - С. 318 - 329.

5 Ратникова Р.А. Роль национальной прессы в регионе // Тонус. - 1997. - № 2. - С. 21 - 27.

6 Киричек П.Н. Памятка публицисту-этнолетописцу // Пресса и этническая толерантность:
Пособие для журналистов. - М., 2000. - С. 259 - 268.

13 альянса» и «Социология публицистики» - исследуются условия и факторы становления в регионе новой журналистики с различными видами учредительства, изучаются тенденции перехода информационного пространства из состояния информационного режима в состояние информационного рынка, рассматривается гносеологически-преобразовательная природа журналистики, социологии и политологии, обусловливающая их плодотворный творческий союз. В исследовании В.Е. Соколовой «Мордовская публицистика на современном этапе»1 внимание уделяется анализу выступлений мордовских писателей в периодической печати, роли и значению публицистики в формировании общественного мнения в региональном социуме, подчеркивается особая важность газетно-журнального дела в переломные периоды жизни народов, когда для массовой аудитории особенно важна публицистическая информация, умеющая быть «вездесущей и всезнающей».

Существенный вклад в изучение истории чувашской прессы, а также современных тенденций ее развития вносят исследования А.П. Данилова, И.Я. Тенюшева, которые в монографии «Зарождение, развитие публицистики и журналистики в Чувашии»2 подробно рассматривают многие аспекты деятельности национальной периодической печати, ее воздействие на литературный процесс, формирование жанров и стилевых тенденций национальной литературы. Кроме того, анализируется роль газетной и журнальной периодики в общественно-политической жизни чувашского народа, рассказывается о факторах эффективности взаимодействия региональной прессы с аудиторией, об особенностях творческой деятельности журналистов. В книге К.К. Петрова «Жанры чувашской

1 Соколова В.Е. Мордовская публицистика на современном этапе. - Саранск, 1992.

2 Данилов А.П., Тенюшев И.Я. Зарождение, развитие публицистики и журналистики в
Чувашии. - Чебоксары, 1999.

14 журналистики»1 дается представление о сущности и характере журналистской информации, рассказывается о том, как осуществляется ее производство в современных условиях. Особое внимание уделяется жанрам, прослеживается их возникновение и развитие на национальном языке, анализируется журналистское мастерство чувашских публицистов, раскрывается их творческая лаборатория.

Одной из последних работ, посвященных «местоположению»
региональной прессы в национально-культурном поле, является
монография Ю.А. Мишанина , в которой в ретроспективном плане
подробно анализируются газетно-журнальные публикации на
мордовскую этнокультурную (этносоциальную, историко-
краеведческую, лингвистическую, историко-литературную)

тематику, рассказывается о творчестве ведущих публицистов-этнографов мордовского края. Кроме того, региональная журналистика в контексте этнической культуры подробно рассматривается в монографии автора диссертации и его научно-популярных очерках.

Исходя из сказанного, можно отметить, что практика региональных средств массовой информации Поволжья (Мордовии, Татарии, Чувашии) в различных ее проявлениях находится под пристальным вниманием ученых исследователей, так все новое, привнесенное в деятельность прессы переходным

1 Петров К.К. Жанры чувашской журналистики. - Чебоксары, 1990.

2 См.: Мишанин Ю.А. Этнокультура мордвы в журналистике России XIX - начала XX
века. - Саранск, 2001.

3 См.: Потапов П.Ф. Журналистика и этнокультура народов Поволжья на рубеже XX -
начала XXI веков. - Саранск, 2002 (Рец.: Брыжинский А.И., Ломшин М.И. Журналистика
и этнокультура народов Поволжья: вчера, сегодня, завтра // Вестн. Мордов. ун-та. - 2003.
№ 2 - 3. - С. 169 - 171; Демин В.И. Культура - душа народа // Мордовия-7 дней. - 2003.
- 23 апр.; Брыжинский А.И. Эрьва раськесь - Пазонть пельде... (Каждый народ имеет
право на жизнь // Сятко. - № 4. С. 121 - 123; Демин В.И. ...Секс вейкеськак илязо ема
(...Чтобы никто не исчез) // Сятко. - 2003. - № 4. - С. 123 - 125; Данилов А.П. Ценная
монография // Родная Волга, 2004. - № 9. - С. 71.

15 (трансформирующимся) обществом, в качестве благодатного объекта и предмета исследования позволяет значительно расширить горизонты журналистской науки.

И, наконец, четвертая группа представлена работами столичных и провинциальных историков, философов, социологов, литературоведов, краеведов, которые в целом исследуют проблемы этносов и межэтнических отношений в России, а также затрагивают отдельные вопросы деятельности центральной и региональной прессы (история конкретных периодических изданий, тематика их публикаций, творчество ведущих журналистов — представителей народов Поволжья и т. п.). Ценные сведения подобного характера содержат труды Р.Г. Абдулатипова, В.В. Амелина, В.К. Абрамова, С.Х. Алишева, Ю.В. Арутюняна, В.А. Балашова, О.А. Богатовой, И.Д. Воронина, Н.И. Ворониной, P.M. Габидуллина, М.Н. Губогло, В.Д. Димитриева, Л.М. Дробижевой, Б.С. Ерасова, Д.М. Исхакова, А.С. Лузгина, Н.Ф. Мокшина, Ю.Г. Мухаметшина, Д.Т. Надькина, О.Е.Полякова, О.М. Савина, Т.С. Сергеева, И.Л. Сиротиной, А.А. Сусоколова, А.И. Терентьева, В.А. Тишкова, М.З. Тутаева, Р.К. Уразмановой, А.Х. Халикова, В.А. Юрченкова1 и др.

1 См.: Абдулатипов Р.Г. 1) Человек. Нация. Общество. - М., 1991; 2) Национальный вопрос и государственное обустройство России. - М, 2000; Амелин В.В. Вызовы мобилизованной этничности: Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. - М, 1997; Абрамов В.К. Мордовский народ (1897 - 1939). - Саранск, 1996; Алишев С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья XVI - начало XIX в. - М., 1990; Арутюнян Ю.В. Многообразие культурной жизни народов СССР / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева. - М., 1987; 2) Арутюнян Ю.В. Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М., 1999; Балашов В.А. Бытовая культура мордвы: традиции и современность. - Саранск, 1992; Богатова О.А. Гармонизация межэтнических отношений в региональном социуме. - Саранск, 2003; Воронин И.Д. Литературные деятели и литературные места в Мордовии. - Саранск, 1976; Воронина Н.И. Уникальные ценности провинциальной культуры. - М., 1999; Габидуллин P.M. Этноплитическая концепция государственного возрождения Татарстана в программных положениях татарского национального движения // Ислам в татарском мире: История и современность. - Казань, 1998; Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР: Основные факторы и тенденции развития национально-

Вместе с тем в научной литературе до настоящего времени мало изученным остается обширный пласт журналистской деятельности, связанный с ее экстенсивным и интенсивным участием в «максимизации» национально-культурного развития полиэтнического региона, которая спорадически случается в периоды яркого проявления особого социального феномена, именуемого «этническим ренессансом», направленным на реализацию стратегических целей национального возрождения в переходном обществе (в данном случае народов Поволжья -мордовского, татарского, чувашского). Восполнить в определенной мере этот научно-исследовательский пробел в теории журналистики и призвана настоящая диссертация.

Цели и задачи исследования. Основная цель исследования определяется общим замыслом работы, который состоит в раскрытии и обосновании теоретических, методологических и

русского двуязычия. - М, 1984; Димитриев В.Д. Н.В. Никольский - чувашский ученый, просветитель, общественный деятель. - Чебоксары, 1993; Дробижева Л.М. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Л.М. Дробижева, А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова. - М, 1996; Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М, 2000; Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. - Казань, 1997; Лузгин А.С. Жизнь промыслов: Промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX - начала XX в. (этнокультурные аспекты). - Саранск, 2001; 1) Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. -Саранск, 1989; 2) Мордва глазами зарубежных и российских исследователей. - Саранск, 1993; 3) Материальная культура мордвы. - Саранск, 2002; Надькин Д.Т. Проблемы возрождения мокшан и эрзян. - Саранск, 1992; Поляков О.Е. Мордовия многонациональная: взаимоотношения народов - взаимоотношения язьжов. - Саранск, 1993; Савин О. Времен связующая нить. - Саранск, 1991; Сергеев Т.С. Социалистическая культура Чувашии. - Чебоксары, 1983; Сиротина И. Л. Отечественный тип философствования в мемуарах русской интеллигенции от XIX к XX веку. - Саранск, 2002; Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. - М., 1987; Терентьев А.И. Чебоксары и чебоксарцы. - Чебоксары, 1992; Тишков В.А. 1) О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений. - М., 1993; 2) Культура толерантности в России и стратегии противодействия экстремизму // Диагностика толерантности в средствах массовой информации. — М., 2002. - С. 19 - 37; Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии (1917 - 1940 гг.). - Казань, 1975; Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. - Казань, 1984; Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. - Казань, 1978; Юрченков В.А. 1) Мифы и реальность. Критика немарксистских концепций истории мордовского народа. - Саранск, 1989; 2) Взгляд со стороны. - Саранск, 1995.

17 технологических предпосылок эффективного отправления современной прессой разновекторных функций активации, санации и гармонизации этнокультурных процессов в период «этнического ренессанса» (80 - 90-е гг. XX века) в условиях переходного общества. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

1. Выявление этнокультурной специфики процесса
национального развития республик Поволжья, ограниченного
хронологическими рамками 3-го, по версии автора,
этноренессансного периода (80 - 90-е гг. XX века), и обозначение
главных характеристик его публицистического образа в
региональных средствах массовой информации на основе
адекватности (неадекватности) последнего реальной
действительности.

2. Обоснование ведущей тенденции названного периода
национального развития народов Поволжья и изучение
публицистических приемов и способов создания целостной зоны
полифонического этнокультурного взаимодействия в обширном
регионе с всесторонним рассмотрением «структурообразующих» и
«структуроразрушающих» свойств прессы.

3. Введение в научный оборот понятия «этнический
ренессанс», формулирование его дефиниции, обоснование
сущностно-функциональной природы этого феномена, выявление
роли и значения прессы в механизме его воздействия на
общественное сознание, подвергающееся различным «мутациям» в
атмосфере переходного социума.

4. Изучение процесса структурно-организационной
трансформации местной периодической печати, обусловленного
информационными потребностями протекающего в Поволжском
регионе «этнического ренессанса», в том числе признаков

18 модернизации ее национального сектора, а также введение в научный оборот другого понятия - «медиа-индекс».

5. Определение проблемно-тематической, авторской и аудиторной политики региональных печатных изданий в массово-информационном поле «максимизированного» этнокультурного развития в условиях переходного общества.

6. Исследование реальных параметров современной
публицистики национального профиля в периодической печати
Мордовии, Татарстана, Чувашии, жанровых, лексических,
семантических ее характеристик, способствующих
(препятствующих) «экологизации» этнокультурного пространства.

7. Обобщение этнокультурного значения деятельности
региональной периодической печати исследуемого периода,
осмысление ее роли в процессе национального возрождения
народов России в условиях модернизации общества.

Объект исследования - печатные средства массовой информации (периодические издания) Мордовии, Татарстана, Чувашии (80 - 90-х гг. XX века) с опубликованными на их страницах публицистическими выступлениями по этнической проблематике.

Предмет исследования - формы и методы (поведенческие и вербальные) деятельности периодических изданий Мордовии, Татарстана, Чувашии по активации, санации и гармонизации этнокультурных процессов в переходном обществе.

Методология исследования. Диссертационное исследование опирается на концепции отечественных авторов, раскрывающие категории журналистики, филологии, культурологии, этнологии, антропологии, социологии, политологии, психологии, а также природу, сущность и специфику функционирования средств массовой информации в связи с особенностями национального

19
развития регионов страны в переходном обществе. Теоретическая,
методологическая и источниковедческая основа диссертации
представлена сочетанием различных исследовательских подходов
- конкретно-исторического, сравнительно-типологического,
системного, цивилизационного, аксиологического,

институционального, лексико-семантического, обусловленных
логикой движения понятий, целями и задачами исследования. В
качестве основного метода использован структурно-

функциональный анализ, применяемый к исследованию общественных явлений, в данном случае - к массово-информационному процессу с этнической его стороны.

Источники исследования. Основной исходной

теоретической информацией послужили научные труды по теме
диссертации, в которых рассматриваются методологические
проблемы изучения жизнедеятельности наций и

совершенствования межнациональных отношений,

культурологические аспекты бытия народов России, механизмы влияния периодической печати на национальное развитие страны и ее регионов, а также государственные и общественно-политические документы в интересующей автора области, в частности:

конституционные нормы, парламентско-правительственные акты Российской Федерации в сферах национальной и информационной политики;

законы, указы, постановления, резолюции государственных органов и общественных организаций Республики Мордовия, Республики Татарстан, Чувашской Республики по вопросам развития национальной культуры, образования, науки, печати и массовой информации.

Эмпирическую базу работы составили публикации (общее

20 число - более 1200) на этнокультурные и этнополитические темы в региональной прессе за период 1989 - 2000 гг., в том числе: Республики Мордовия - газеты «Известия Мордовии», «Мордовия-7 дней», «Мокшень правда», «Эрзянь правда», «Масторава», «Эрзянь мастор», «Татар газетасы»; Республики Татарстан -газеты «Известия Татарстана», «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан», «Вечерняя Казань», «Молодежь Татарстана», «Татар иле»; Чувашской Республики - газеты «Советская Чувашия», «Республика», «Молодежный курьер», «Хыпар», «Чаваш ен».

Эти газеты, судя по тиражам, доминируют на местных рынках
информации, представляют различные по виду учредительства и
ранжированные по республиканскому и городскому (столица
республики) типу печатные издания. В ходе анализа рассмотрен
проблемно-тематический профиль данных публикаций, структура
рубрик, типология текстов, стиль газетных материалов, состав
авторского актива и др. Кроме того, в работе использованы
данные экспертного опроса и контент-анализа республиканских
газет, проведенного в 2002 году автором совместно с
сотрудниками кафедры современной журналистики и
общественного мнения Мордовского государственного

университета по теме «Этнос и пресса».

Научная новизна диссертации заключается:

в теоретическом обосновании сущностно-функциональной природы современной местной прессы как неотъемлемой части целого - полиэтнической культуры многонационального региона, которая имеет особую специфику формирования в экстремальных условиях общественного состояния, именуемого вводимым в научный оборот понятием «этнического ренессанса»;

в представлении периодической печати как важнейшего канала (измеряемого в части эффективности новым понятием -

21 «медиа-индекс» региона) массового освоения продуктов духовного производства - социокультурных конструктов, в основе которых лежат публицистические интерпретации реальных перемен в национальном самосознании с ретроспективным возвращением к генетическим его истокам;

в систематизации и классификации организационно-идеологических изменений в медиа-сфере республик Поволжья, которая представлена как единое структурное целое в рамках общих тенденций ее развития, во многом обусловленных информационными потребностями форсированно протекающих этнокультурных процессов;

в раскрытии инструментальных свойств журналистики (механизма активации, санации, гармонизации) применительно к региональному этнокультурному пространству, для которого в условиях переходного общества характерны как прогрессивные, так и регрессивные тенденции развития;

- в выявлении особой - жанровой, лексической,
семантической, стилистической - специфики современной
публицистики национального профиля в периодической печати
Мордовии, Татарстана, Чувашии, востребованной региональным
социумом в целях информационной «экологии» этнокультурного
пространства.

Положения, выносимые на защиту.

1. В переходном обществе, со свойственными ему чертами -
усложненностью и противоречивостью социальных отношений и
социального взаимодействия, существенные перемены в
этническом сознании и, соответственно, поведении граждан
происходят в экстремальных условиях «этнического ренессанса»,
означающего ускоренный (максимизированный) период

национального развития, который сопровождается значительной

22
активацией информационно-вещательной деятельности со стороны
региональной медиа-сферы, публично поднимающей

национальный вопрос в новой духовно-идеологической интерпретации.

2. Характерный для состояния этнического ренессанса
процесс - быстрое возникновение и развитие этнонациональных
движений - обусловливается не только совокупностью социально-
экономических и духовно-практических обстоятельств местного
значения, но и индуцирующей ролью региональных средств
массовой информации, с помощью которых названные движения,
во-первых, конституируют себя в общественном мнении с идейно-
организационной стороны и, во-вторых, противопоставляют себя
другим этнонациональным аналогам в соперничестве за более
благоприятные условия своего развития.

  1. Информационные потребности переходного общества, в том числе духовное (инфраструктурное) обеспечение процесса протекания этнического ренессанса, неизбежно приводят к всестороннему реформированию системы региональной прессы, которая приобретает, в отличие от дореформенного -монистического, плюралистический (по типам учредительства -государственный, партийный, «независимый», смешанный) характер с широко разветвленной структурой периодической печати, повышающей «медиа-индекс» региона, где возрастает удельный вес национально ориентированного ее сектора, который существенно модернизируется в этот период.

  2. Ведущей тенденцией современного периода («этнического ренессанса» 80 - 90-х гг. XX века) национального движения в республиках Поволжья является «этнокультурное развитие» с приоритетом языково-культурного возрождения народов России (свободное развитие национальных языков, расширение рамок их

23 функционирования, возобновление ранее не поощряемых направлений национальной культуры, изменение издательской, радио- и телевизионной политики в пользу социальных групп коренной национальности), при этом трансформированная система прессы с помощью традиционных и новаторских приемов и способов, используемых в публицистике, создает в этом обширном регионе целостную зону полифонического этнокультурного взаимодействия.

5. Индуцирующая роль местных масс-медиа, связанная с
зарождением и становлением общественного состояния
«этнического ренессанса», детально прослеживается в
отправлении обновленной прессой трех различных функций -
активации (возбуждения), санации (очищения), гармонизации
(упорядочения) этнокультурного пространства региона, которое в
переходный период развития подвергается интенсивной обработке
«залповыми выбросами» разновекторной социально значимой
информации национального профиля.

  1. Отправление местной прессой функций активации, санации, гармонизации по отношению к этнокультурному пространству возможно в двух основных вариантах — синхронном и асинхронном: в первом случае, при паритетности названных функций, проявляются «структурообразующие» свойства периодической печати, которые расширяют границы и улучшают качество этнокультурного взаимодействия; во втором случае, при диспаритетности этих функций, проявляются «структуроразрушающие» свойства печати, которые сужают границы и ухудшают качество этнокультурного взаимодействия в регионе.

  2. Местная пресса, взаимодействующая с феноменом этнического ренессанса по системе прямой и обратной связи,

24 приобретает характер структурно-содержательной и лексико-семантической «встроенности» в этнокультурные процессы Поволжского региона и на этой основе сама становится важной составной частью динамически развивающейся этнической культуры, набирающей «вес» и «объем» в основном за счет поставленных на массово-коммуникативный поток инновационных фактов, понятий, образов, мыслей, идей, суждений, получивших адекватное для социума и интересное для аудитории публицистическое оформление.

8. В проблемно-тематической, авторской и аудиторной
политике региональных печатных изданий, оказавшихся в
массово-информационном поле «максимизированного»
этнокультурного развития в условиях переходного общества,
происходят радикальные изменения: традиционные
организационно-идеологические мотивы в прессе типа
«нерушимой дружбы народов страны под патронажем старшего
брата - русского народа» вытесняются новыми мотивами -
сбережения национальной культуры, сохранения родного языка,
модернизации национальной науки, образования, воспитания.

  1. Реальные параметры современной публицистики национального профиля в периодической печати Мордовии, Татарстана, Чувашии, проистекающие из их жанровых, лексических, семантических, стилистических характеристик, подразделяются на две большие группы: способствующие (толерантные) или препятствующие (интолерантные) «экологизации» этнокультурного пространства, в связи с чем содержащуюся в подобных публикациях массовую информацию можно квалифицировать как полезную или вредную для самосохранения и развития регионального социума.

  2. Этнокультурное значение креативной деятельности

25 региональной прессы в исследуемый период, ее роль в национальном возрождении народов России заключается прежде всего в системном культивировании материальных и духовных ценностей, представленных в историческом аспекте в трудовых, семейных, бытовых традициях, а также в художественной литературе, изобразительном искусстве, музыкальном и театральном творчестве, в архитектурном наследии и т. д.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно создает предпосылки:

для расширения диапазона теоретических сведений филологического, культурологического, социологического, этического профиля о журналистике (публицистике) как неотъемлемой части регионального культурного целого, имеющего полиэтнический характер;

необходимой актуализации массово-информационного процесса в качестве эффективно действующего фактора национального развития региона на основе общечеловеческих ценностей гиперкультурного свойства;

- совершенствования профессионально-технологического
арсенала региональных средств массовой информации за счет
внедрения в их деятельность толерантных (в этническом плане)
норм и правил творческого поведения, исключающих различные
проявления национального экстремизма;

- использования материалов данной работы с целью
улучшения подготовки и переподготовки работников печатных
средств массовой информации.

Сделанные в работе обобщения и выводы позволяют внести существенные коррективы в сложившуюся в центре и на периферии информационную политику и журналистскую практику, в деятельность профильных властных структур, редакционных

26 коллективов и творческих союзов, а также в содержание и методику преподавания вузовских учебных курсов по журналистике, культурологии, социологии,этике, этнологии.

Материалы диссертации способны оказать практическую помощь работникам прессы, ученым, управленцам, политикам, преподавателям, аспирантам, занимающимся изучением и решением проблем функционирования сегодняшней журналистики и повышения качества современной публицистики.

Апробация работы. Основные положения, выводы и
рекомендации диссертационного исследования излагались автором
на международных, всероссийских, межрегиональных и
республиканских научно-практических конференциях:

«Традиционное и новое в культуре народов России» (Саранск, 1992), «Гармонизация национальных отношений в России» (Саранск, 1994), «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, 1997), «Актуальные проблемы современной лингвистики и литературоведения» (Саранск, 1997), «Средства массовой информации России: история и современность» (Чебоксары, 1999), «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, 2000), «Разрушение негативных этнических стереотипов, употребляемых в российских СМИ» (Казань, 2001), «Актуальные проблемы изучения литературы и культуры на современном этапе» (Саранск, 2002), «300 лет российской журналистики» (Санкт-Петербург, 2002), «Журналистика Поволжья: век XXI» (Казань, 2002), «Информационная политика в регионе: проблемы и перспективы развития» (Саранск, 2002), «Интеграция региональных систем образования» (Саранск, 2003), а также на Огаревских научных чтениях с участием преподавателей, аспирантов, студентов в Мордовском госуниверситете (Саранск, 1990-2002) и

27 Всероссийских научно-практических конференциях в Московском госуниверситете (Москва, 1992-2002).

По теме докторской диссертации опубликованы монография, учебное пособие, более 40 статей и тезисов. Научные публикации автора находили положительную оценку в рецензиях многих региональных изданий. Материалы исследования легли в основу профилирующего лекционного курса «История отечественной журналистики», спецкурсов «История мордовской журналистики», «Печать и этнокультура народов Поволжья», читаемых диссертантом на отделении журналистики Мордовского госуниверситета.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры современной журналистики и общественного мнения Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева в марте 2004 года и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (девяти параграфов), заключения и списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 275 страницах. Библиографический список включает 370 наименований.

Феномен этнического ренессанса: взаимосвязь с информационным пространством социума

Информационная модель действительности, создаваемая региональной прессой и адресуемая массовой аудитории, в Поволжье зависит, в первую очередь, от публицистического мироощущения и миросозерцания этнической картины мира, которая отличается необычайной экономической, социальной, культурной, демографической пестротой. Работающий в местной прессе журналист вынужден всегда держать в уме то обстоятельство, что Поволжский регион, наряду с Кавказским, является в России наиболее представительным - по числу проживающих на его территории народов - полиэтническим сообществом и что именно здесь наличествует большое число многонациональных населенных пунктов, имевших в недалеком прошлом смешанные (по этническому признаку) крестьянские общины, породившие в последующем зачатки уникальной в своей полифоничности местной культуры.

В самом первом приближении региональную прессу в этнической картине мира Поволжья интересуют две четко выраженные тенденции:

1. С одной стороны, происходит содержательно-идеологическое обогащение (в силу межкультурной интеграции) протекающих в этом пространстве этнокультурных процессов, стремящихся вобрать в свое поле и рефлексивно адаптировать на ментальном уровне все материально-культурные и духовно-культурные достижения мировой цивилизации, причем делать это не порознь, отдельными народами, а сообща, всем межнациональным сообществом.

На таком подходе к межнациональным культурным связям настаивает, к примеру, газета «Советская Мордовия»: «Мы, представители мордовского, русского, татарского и других групп населений, не видим никаких ограничений или ущемлений для развития национальных культур и уверены в том, что лишь в приобщении к мировой культуре - путь к поступательному развитию национальных культур»1. Еще одна газета - «Ватаным Татарстан» -говорит о необходимости межкультурной «диффузии» в полиэтническом регионе более конкретно: «Незнание русского языка детьми-татарами закладывает в них комплекс неполноценности, что впоследствии влияет на качественные характеристики нации -среди татар много неквалифицированных работников» .

2. С другой стороны, происходит социально-технологическое усложнение важной цели, стоящей перед любым этносом, - сохранения национальной самобытности при интенсивном взаимодействии с другими этносами, особенно в условиях мощного социально-культурного притяжения (по закону больших чисел) доминантного этноса, что, естественно, порождает много позитивных и негативных поводов для самых разноречивых публицистических толкований в региональной прессе.

Например, в той же газете «Ватаным Татарстан» подробно освещалась точка зрения сторонников национальной школы, содержание которой рассматривалось через призму сохранения нации: «Своя государственность, свой язык, свое образование помогают сохранить нацию, потому что просвещение - это идеология. Армия и налоги могут быть общими (с Россией - П. П.), но образование должно быть свое»1. В связи с этим подходом были определены черты национальной школы: учебный процесс должен основываться «на идеях национальной государственности, национального пробуждения и национального роста»2. С аналогичной точкой зрения выступает газета «Советская Чувашия»: «Чувашская культура возвращается к самой себе, к своим корням и истокам. Мы снова осмысливаем себя, заново оцениваем чувашское национально-культурное наследие. И за точку отсчета берем, конечно же, не 1917 год, а всю протяженность булгаро-чувашской истории. Это исторический путь длиною, по крайней мере, в полторы тысячи лет» .

Иными словами, взятый для диссертационного исследования этнический регион Поволжья (Мордовия, Татарстан, Чувашия) представляет собой целый мир исторически сложившихся своеобразных субцивилизаций - укладов жизни, традиций, обычаев, обрядов, духовно-нравственных ценностей финно-угорского и тюркского происхождения, которые, наряду с четко выраженными различиями, в то же время по многим жизнедеятельностным конструктам обладают устойчивой общностью.

Это свойство Поволжского региона отмечают многие исследователи. Например, еще в 1791 г. Г.Ф. Миллер писал, что у всех этносов национального края, особенно у татар и чувашей, наиболее выраженной однотипностью характеризуется традиционная материальная культура, обоим народам присуще доминирование земледельческих занятий и подсобный характер животноводства4.

Тенденции формирования информационного рынка: адекватность концептам этнокультурного процесса

Для того чтобы быть адекватной целям и задачам, достигаемым этнокультурным процессом (в его динамическом состоянии -«этническом ренессансе»), региональная периодическая печать должна обладать большими проникающими свойствами. Измерить их в условиях информационного рынка прежними показателями деятельности газеты - розничным тиражом, количеством подписчиков, числом читательских писем уже невозможно.

Нужны другие критерии - один из них диссертант вводит в научный оборот, именуя его понятием «медиа-индекс» региона. Как известно, читательская аудитория любого периодического издания подразделяется на три разновидности - потенциальную, реальную и целевую: потенциальная аудитория - все население региона; реальная аудитория - те люди, которые обращаются к данному источнику информации; целевая аудитория - группа населения, которая существенно влияет на прессу и сама поддается влиянию журналистского слова.

В нашем случае приоритет имеет потенциальная аудитория. В этой связи медиа-индекс региона выражает количественное соотношение между потенциальной аудиторией (населением республики) и общим (подписным плюс розничным) тиражом периодического издания. Названный показатель вводится вместо прежнего, доперестроечного - число подписных изданий на каждую семью -и рассчитывается для республиканской и столичной (бывшей центральной) печати делением общей численности населения региона на суммарный тираж газет. В случае с районными газетами методика подсчета остается аналогичной, но в расчет принимается только сельское население (за вычетом из общей численности населения региона жителей республиканского центра).

В рыночных условиях это дает возможность более точно определить степень «проникновения» прессы в аудиторию, или место и роль печати в духовной инфраструктуре, обеспечивающей сохранение и развитие основ жизнедеятельности каждого из населяющих Поволжье народов. При этом абсолютное положительное значение медиа-индекса (аудитории/тиража) обратно пропорционально его числовому выражению - чем меньше последнее, тем больше проникающее свойство периодической печати, поскольку в данном случае увеличивается так называемая «плотность тиража» издания и, соответственно, возрастает его способность концентрировать на определенных социальных группах свое массово-информационное этнокультурное воздействие.

Это воздействие, в сущности, ничем не отличается от воздействия прессы вообще на сознание человека. Механизмы его остаются прежними и в этом случае - они определяются в теории журналистики как «нацеленность на свою аудиторию, умение подойти к ней, заинтересовать, увлечь, донести до нее отвечающую ее потребностям информацию... Результатами, которых добивается журналист, являются эффекты (лат. Fffektus - «действие, впечатление, результат») - конкретные изменения в сознании и поведении аудитории. В области сознания эти эффекты обнаруживаются в мировоззрении, миросозерцании, историческом сознании и преимущественно в общественном мнении, а внутри каждого из этих компонентов массового сознания — в знаниях, взглядах, представлениях, убеждениях, стремлениях, ценностях, нормах, идеалах и т.д. В области поведения, определяемого сознанием, эффекты обнаруживаются в переменах направленности действий в сфере труда, общественной жизни, быта, досуга и т. д.»1. В результате сделанных автором по указанной методике наблюдений и расчетов основные тенденции формирования информационного рынка в Поволжском регионе за период 1995-2003 гг. выглядят следующим образом (см. таблицу 1.1., где тираж измеряется в тыс. экз., а медиа-индекс - в чел. /экз.). - республиканские периодические издания в 2,9 раза расширили свою читательскую аудиторию, примерно во столько же раз улучшился по этой позиции медиа-индекс региона, а значит, усилились и проникающие свойства данного разряда прессы; - еще более внушительный прогресс в охвате читательской аудитории (в 3,4 раза) - с соответствующим улучшением медиа-индекса региона - характерен для столичных периодических изданий (бывших центральных газет), проникающие свойства которых увеличились, в основном, за счет широко распространившейся, в том числе и в Татарии, практики выпуска местных, или дочерних приложений (вкладок) к основным изданиям, выходящим в Москве; - менее заметен прирост тиражей в секторе районной печати - он составил 1,3 раза, соответственно, возрос медиа-индекс, увеличились проникающие свойства районных газет; б) в Чувашии также заметен прогресс по всем типам перио дических изданий, хотя и в значительно меньшей степени, тем не менее это позитивное постоянство говорит о достаточно устойчи вом развитии местного информационного рынка, в частности: - республиканские газеты увеличили свою читательскую аудиторию в 1,2 раза, в аналогичной степени улучшился по этой позиции медиа-индекс региона и, естественно, усилились проникающие свойства данного разряда прессы; - тот же самый в количественном отношении прогресс в охвате читательской аудитории (в 1,2 раза) при соответствующем улучшении медиа-индекса региона произошел в секторе столичных периодических изданий, где также проникающие их свойства возросли, прежде всего, за счет дочерних приложений (вкладок) к основным изданиям, выходящим в Москве.

Публицистические механизмы активации, санации и гармонизации этнокультурного процесса

Ведущей тенденцией современного периода национального движения в Мордовии, Татарии, Чувашии (этнического ренессанса 80 - 90-х гг. XX века), несмотря на активно проявившийся в самом его начале всплеск политизации межэтнических отношений, по мнению диссертанта, все-таки является по преимуществу «этнокультурное развитие». Оно отдает приоритет духовно-практическому возрождению народов России над всеми остальными этническими проблемами и выдвигает на первый план свободное развитие национальных языков, расширение рамок их функционирования, возобновление ранее не поощряемых направлений национальной культуры, изменение издательской, радио- и телевизионной политики в пользу социальных групп коренной национальности.

Реакция региональной печати Поволжья на эти вполне конкретные задачи и сверхзадачи выглядит адекватным образом -в виде соответствующих публицистических экзерсисов, содержащих определенные социально-политические установки. В частности, газета «Мокшень правда» утверждает: «Первое, что нам надо сделать, это восстановить Память народа. Кто мы такие, эрзяне и мокшане, где наша историческая родина, каковы наши пути и исходы, каков наш вклад в общечеловеческое, каковы наши нити в канве истории и культуры человечества, какова наша персоналия?»1.

В унисон звучат публикации на этнические темы в других региональных газетах. Например, «Известия Татарстана» отмечает: «Наша задача - всемерно способствовать пробуждению национального самосознания, сохранению и развитию языка. Настало время подумать над сохранением духовного, исторического и материального наследия нашего народа. Нужно собирать древние рукописи, книги, предметы быта, памятники искусства, изделия национальных ремесел со всех регионов проживания татар. Это работа не должна быть дилетантской, ее нужно вести в государственном масштабе2. Газета «Советская Чувашия» указывает: «В усилении нравственных основ национальной культуры и развитии духовной жизни людей мы видим сегодня важный фактор воспитания подрастающего поколения. Необходимо, чтобы чувашские школы имели свое национальное лицо, в них царствовал «чувашский дух». Лишь человек, умеющий ценить свой язык и культуру, в состоянии сознательно уважать и понимать культуру другого народа»3

Выполнение периодической печатью республик Поволжья социального заказа - на этнокультурное развитие региона -достаточно наглядно проявляется в условиях переходного общества на двух уровнях публицистического влияния на массовое сознание и поведение: стратегическом и тактическом. Это дает благодатную возможность изучить основные концепты стратегии и тактики деятельности средств массовой информации в коммуникационном пространстве происходящих в Поволжье процессов национального характера как способствующие (или препятствующие) созданию на этой обширной территории современной гиперкультурной формы полиэтнического бытия. 1. На стратегическом уровне - применительно к массово-информационным запросам этнического плана - сегодняшней региональной журналистике (в особенности ее национальному сектору) отводится двойственная инструментальная роль: а) с одной стороны, периодическая печать является реально действующим информационно-просветительским и пропагандистско-агитационным механизмом происходящего на территории страны этнического ренессанса, что рельефно выражается в публичном оформлении, разработке и внедрении в общественное сознание идеи национального возрождения народов Российской Федерации. В этой связи периодические издания ежедневно информируют на селение своих республик о местных событиях, рассказывают об изменениях в политической, социально-экономической, духовной и других сферах жизни, аккумулируют и передают массовой аудитории социально значимую информацию об этническом своеобразии и культуре различных народов, об их истории и современных проблемах, об их взаимоотношениях и создании в Поволжском регионе «нового общего дома». Пути к достижению названной цели газеты выбирают разные. К примеру, «Советская Чувашия», обращаясь к идее национального возрождения, апеллирует к прошлому столицы республики и сообщает о принятии специальной программы «Возрождение исторической части г. Чебоксар», которая предусматривает восстановление, реконструкцию и реставрацию многих памятников зодчества, истории и культуры, в числе которых значатся Свято-Троицкий монастырь, Троицкая церковь, церковь Толгской Божией Матери. Как указывается в публикациях на эту тему, выполнение данной научно-технической, архитектурной программы в градостроительстве позволит оживить общественно-культурную и духовную жизнь в Чебоксарах, улучшить экологическую ситуацию . Сходную цель преследует и принятая в Татарии республиканская программа «Мирас» («Наследие»), основной задачей которой является сохранение культурных, архитектурных, исторических и иных памятников. В этой связи газета «Известия Татарстана» открыла специальный отдел «Путеводитель», материалы которого знакомят читателей со старыми уголками Казани. Например, статья «Четвертый приход» повествует о возникновении старейшего Казанского медресе (1825 г.), известного сегодня как медресе «Халидия». Безусловно, утверждает автор, здание имеет большую мемориальную и историческую ценность и потому заслуживает постановки на государственный учет и охрану как памятник общенационального масштаба2.

Информационные инновации в этнотематических рубриках региональной прессы

В сложившемся на сегодняшний день массово-информационном поле «максимизированного» этнокультурного развития, в которое погружаются в условиях переходного общества региональные периодические издания, неизбежно происходят кардинальные изменения не только в линии их общественного поведения (в связи с формированием в прессе тройственного отношения к власти - апологетики, антагонизма, нейтралитета), но также в их повседневной тематической, авторской и аудиторной политике.

Эти изменения по основным формально-содержательным признакам вполне согласуются с теми газетными векторами-рубриками, которые появляются в республиканской печати, как в традиционной, так и в новомодной, за последние пятнадцать лет, например: в газете «Известия Мордовии» - «Наше наследие», «Имена и судьбы», «Нации», «Тропой памяти»; в газете «Советская Чувашия» - «Память и культура, «Уроки истории», «Личность и время»; в газете «Известия Татарстана» - «Национальный вопрос», «Летопись», «История республики в судьбах людей» и др.

Естественно, появление подобных - нетипичных по прежним временам - рубрик в региональных газетах неизбежно приводит к глубокой инвентаризации и даже организационной ревизии следующих направлений журналистской деятельности: во-первых, проблемно-тематического спектра публицистических выступлений, потребовавшего решительного отказа от схематических подходов и шаблонных сюжетов в освещении этнических процессов и не менее решительного ввода в это поле новых идей и нового материала; - во-вторых, качественного состава авторского контингента, испытывавшего необходимость в притоке свежих сил (особенно из числа гуманитарной и технической интеллигенции), отличавшихся незашоренными воззрениями на этнические процессы; - в-третьих, технологических средств воздействия на массовую аудиторию, нуждавшихся в коренном обновлении на основе использования современных научных достижений в области социологии, психологии, культурологи и, собственно, журналистики. При этом наиболее ярко выраженными в периодической печати становились перемены, осуществленные, прежде всего, в проблемно тематическом блоке журналистской деятельности, которые в оперативном порядке приводились в соответствие с преобладавшими в пореформенный период в Средне-Волжском регионе социально-культурными запросами его полиэтнического населения. В частности, традиционные для партийно-советской печати идеолого-публицистические сюжеты и акценты, в виде «нерушимой дружбы народов страны», «старшего брата - русского народа», «бескорыстной взаимопомощи наций», закономерно вытеснялись информационными инновациями, не свойственными доперестроечной сервильной прессе, которая не рисковала публично предъявлять их общественному мнению в силу внешней цензуры и внутренней самоцензуры. К информационным инновациям в современной периодической печати региона, связанным с экстенсивным и интенсивным обслуживанием самых разнообразных сторон «этнического ренессанса», можно отнести следующие: 1. Этнически-организационная идеологема в региональной печати - включение в работу в массовом сознании и поведении защитных (по отношению к этносу) механизмов социально-политического свойства в виде национально ориентированных партий, движений, объединений (съездов, конгрессов, симпозиумов), на что в доперестроечные времена в прессе накладывали табу. Как уже говорилось, периодическая печать за временными рамками этнического ренессанса изобиловала многочисленными материалами, ориентированными на создание образа интернациональной республики, где живут в мире и согласии разные народы, в чьем сознании и поведении явно доминируют не национальные, а общие социалистические ценности и нормы. Этой стратегической посылкой объяснялась устойчивая линия поведения прежней прессы, в которой много внимания уделялось проблемам интернационального воспитания, фактам сближения наций, а на второй план выносились собственно национальные вопросы -родного языка, обычаев, традиций, этнической консолидации. Тем самым у народов Поволжья печатными средствами целенаправленно притуплялась историческая память, создавались условия для манипулирования национальным самосознанием. В конце 80-х - начале 90-х гг. ситуация резко меняется, и во многом с помощью тех же самых печатных средств, активно индуцирующих всплеск национального самосознания, в Средне Волжском регионе начинают быстро возникать одно за другим различные общественные культурно-просветительские движения и объединения. Большую прессу, несмотря на сдержанное, а порой и негативное отношение со стороны властей, получают: в Татарстане.

Похожие диссертации на Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе :80 - 90-е гг. XX века