Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тенденции развития телевидения США в начале XXI века : 2001-2006 гг. Макеенко Евгений Игоревич

Тенденции развития телевидения США в начале XXI века : 2001-2006 гг.
<
Тенденции развития телевидения США в начале XXI века : 2001-2006 гг. Тенденции развития телевидения США в начале XXI века : 2001-2006 гг. Тенденции развития телевидения США в начале XXI века : 2001-2006 гг. Тенденции развития телевидения США в начале XXI века : 2001-2006 гг. Тенденции развития телевидения США в начале XXI века : 2001-2006 гг. Тенденции развития телевидения США в начале XXI века : 2001-2006 гг. Тенденции развития телевидения США в начале XXI века : 2001-2006 гг. Тенденции развития телевидения США в начале XXI века : 2001-2006 гг. Тенденции развития телевидения США в начале XXI века : 2001-2006 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макеенко Евгений Игоревич. Тенденции развития телевидения США в начале XXI века : 2001-2006 гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10.- Москва, 2006.- 259 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/657

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Структура и экономика телевизионной индустрии США 18

1.1. Основные факторы, влияющие на телевизионную систему 20

1.2. Современное финансовое состояние и структура эфирного и кабельного телевидения 53

Глава II. Программирование ведущих телеканалов 96

2.1. Информационное вещание: телевизионные новости и американская журналистика в начале XXI века 97

2.2. Развлекательные программы: динамика жанров и отраслей 140

Глава III. Новейшие технологии: место и роль в структуре и функционировании телевизионной индустрии 164

3.1. Телевидение в высокотехнологичном пространстве: периодизация и факторы взаимодействия 164

3.2. Производство и распространение программ в Интернете: стратегии телевизионных и онлайновых компаний 200

Заключение 243

Библиография 249

Введение к работе

Актуальность диссертации. Исследования, связанные с изучением различных сторон истории и современного функционирования телевидения -технологической, экономической, структурной, креативной и многих других, остаются чрезвычайно актуальными на фоне той важнейшей роли, которую телевидение последние десятилетия играло и продолжает играть в общественной, культурной, политической, экономической жизни. Обращение же к проблемам и тенденциям развития телевидения США традиционно вызывает особый интерес, ведь оно, во-первых, является частью крупнейшей и последние десятилетия во многом определяющей направления развития средств информации в глобальном масштабе национальной информационно-коммуникационной системы. Во-вторых, параллельно с этим американское телевидение как отдельная индустрия остается важнейшей моделью для изучения процессов, определяющих динамику и направления развития современного коммерческого телевидения в мире, поскольку его масштабы обеспечивают пространство для проявления большинства наиболее показательных тенденций, существенная часть которых зарождалась и зарождается в его же структурном и креативном пространстве.

Рассмотрение событий и явлений, выделяемых в системе телевидения Соединенных Штатов, кроме того, приобретает дополнительное значение не только в контексте изучения развития телевидения в целом и его североамериканского сегмента в частности, но и в рамках возможного проецирования обобщенных данных и опыта на региональные и национальные реалии. Широкий спектр российских исследований европейского телевизионного рынка, отражающих происходящие на нем после начала процессов либерализации перемены, часто замыкается на специфических моментах конкретных национальных систем и институтов, которые могли бы стать частью более полной картины при апелляции к

4 заокеанским тенденциям. Для осознания же и более эффективного продолжения трансформаций, происходящих в российской телевизионной индустрии, обобщение и обновление информации, относящейся к современному американскому телевидению, представляется особенно актуальным, прежде всего исходя из последнего этапа развития коммерческого телевидения в России. Современное российское телевидение, несомненно, уже продемонстрировало способность формировать оригинальные тенденции, однако справедливым будет признать и продолжающееся влияние на него мировых тенденций. Многие из них развивают и переосмысливают европейский или даже латиноамериканский опыт разработки важнейших форматов и моделей, однако обнаруживается ряд параллелей и с телевидением США.

Локализация и географическая фрагментация российских телевизионных рынков, явно проявившаяся после распада советской общенациональной телевизионной вертикали, на рубеже веков и в первые годы XXI столетия привела к созданию группы заметных телекомпаний в регионах и крупнейших городах, попыткам организации национального синдицирования, бурному росту эфирных телесетей, консолидации кабельных операторов и возникновению влиятельных производителей содержания, которые не только выстраиваются в систему, напоминающую американскую, но и периодически адаптируют ее управленческие, экономические и жанровые модели. Рост производства и выпуска на малый экран программ, созданных российскими студиями, пока во многом базируется именно на успешном заимствовании и порою переосмыслении базовых зарубежных форматов, многие из которых были созданы или «отшлифованы» именно в Соединенных Штатах.

Актуальным представляется и обращение к сфере новейших высоких технологий, использование которых для производства и распространения телевизионных программ предоставляет с каждым годом все больше эмпирического материала, требующего регулярного пересмотра и

5 переосмысления. Последний этап в развитии тенденций, связанных с использованием американской телевизионной системой технологических возможностей широкополосного Интернета и мобильной телефонии новых поколений, становится особенно важным. Создание и распространение аудиовизуальных программ с помощью высокотехнологичных платформ, которое теперь не просто технически осуществимо, но и приобретает массовый характер производства и потребления, становится фактором, непосредственно влияющим на трансформации в функционировании и структурировании телевизионной системы и особенности просмотра и восприятия у аудитории.

Исходя из этого, целью представленного исследования стал анализ развития структуры, экономики, технологического потенциала и основных принципов программирования американского телевидения в конкретный временной период в контексте политических, экономических и технологических трансформаций, обнаруживаемых в США в начале XXI века. В ходе работы вставали и решались следующие задачи: выявить и сформулировать основные тенденции в телевизионной индустрии Соединенных Штатов в изучаемый период, определить наиболее значимые и показательные из них, проследить преломление уже существовавших процессов и возникновение новых направлений развития, дать исторический контекст наблюдаемых явлений и наметить важнейшие факторы, придающие оригинальные черты современной ситуации. Использование сравнительно-исторического метода было призвано обеспечить наиболее точное выделение характерных процессов, происходящих в американском телевидении в первые годы нового столетия, проанализировать их причины и продемонстрировать последствия, обнаружить новые принципы функционирования телевизионной индустрии, а также отдельных отраслей и предприятий, вызванные к жизни как внутренними, так и внешними для телевизионной системы факторами. Соответственно, объектом исследования можно назвать эволюцию американского телевидения в период 2001-2006 гг.

6 и ее базовые факторы, а предметом исследования - телевизионную индустрию США и важнейшие процессы, оказывающие влияние на структурную специфику, бизнес-модели, создание и размещение информационных и развлекательных программ, реализацию инновационного потенциала в работе ведущих предприятий эфирной и кабельной отраслей и онлайнового сектора.

Степень разработанности темы. При написании данной работы использовался широкий спектр текстов по проблемам и тенденциям развития американской и мировой журналистики, коммуникационных структур и средств массовой информации, юридическим, этическим, экономическим основам их деятельности, истории и базовым принципам функционирования. Теоретический фундамент диссертации составили монографии, сборники и статьи российских, американских и европейских авторов, содержащие обширные фактические данные и аналитический разбор важнейших явлений и тенденций развития современного телевидения в целом и телевидения Соединенных Штатов, а также ряд работ, исследований и архивных материалов, размещенных в Интернете.

Исследования в области функционирования современных медиасистем, их взаимодействия на глобальном и национальном уровне представлены широким сводом научных текстов, среди которых можно выделить обобщающие работы Я.Н. Засурского, сравнительный анализ национальных моделей крупнейших западных ученых П. Манчини и Д.Холлина, разработки М.В. Шкондина1 по систематизации основных параметров информационных каналов. Теория журналистики, разработанная Е.П. Прохоровым, стала явлением в ряду исследований, посвященных изучению специфики, эффектов, структуры и многих других аспектов деятельности средств информации в рамках теории массовой коммуникации в целом. Успешные попытки обобщить ее основные направления,

1 Засурский Я Н Журналистика и мир на рубеже тысячелетий // От книги до Интернета журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия М , 2000, Шкондин М В Средства массовой информации системные характеристики М , 1995, Mancini Р , Hallin D Comparing Media Systems Cambridge, 2004

необходимые для ведения научной работы, предпринимались российскими и зарубежными исследователями Л.М. Земляновой, М.М Назаровым, Д. Маккуэйлом, Р. Уиммером и Д. Домиником1.

Понимание места и роли информационно-коммуникационных систем и массовой коммуникации в обществе традиционно опирается на обширный фундамент социологических научных текстов, среди которых на современном этапе особый интерес приобретают работы, посвященные проблемам так называемого информационного общества, всесторонне рассматриваемого Д. Беллом, М.Кастельсом, Ф. Уэбстером, российскими исследователями Е.Л. Вартановой и И.С. Мелюхиным2.

В работах, посвященных средствам информации, действующим в рамках конкретных государств и обществ, необходимой составляющей остается обращение к политическому, экономическому, культурному контексту, для понимания которого мы использовали как коллективные труды по истории и общему развитию Соединенных Штатов, так и авторские монографии о политике и экономике страны, к примеру, В.В. Согрина, Ю.К Абрамова и В.М. Зубока3.

Изучение отдельной телевизионной системы потребовало параллельного внимания к формированию более полной картины функционирования телевидения, в которой должны были присутствовать представления о его истории, национальных моделях, теории, месте в общественной и культурной жизни. Для понимания культурного и социального аспекта электронных средств информации мы обратились к

Прохоров Е П Введение в теорию журналистики М , 1999, Землянова Л М Современная американская коммуникативистика теоретические концепции, проблемы, прогнозы М, 1995, Назаров ММ Массовая коммуникация и общество Введение в теорию и исследования М, 2004, McQuail D McQuail's Mass Communication Theory London, 2005, Wimmer R , Dominick J Mass Media Research An Introduction Belmont, 1997

2 Белл Д Грядущее постиндустриальное общество M, 1999, Кастельс М Информационная эпоха
экономика, общество и культура М , 2000, Уэбстер Ф Теории информационного общества М, 2004,
Вартанова ЕЛ Финская модель на рубеже столетий Информационное общество и СМИ Финляндии в
европейской перспективе М, 1999, Мелюхин И С Информационное общество истоки, проблемы,
тенденции развития М , 1999

3 История США в 4-х томах, М, 1983-1987, Современные Соединенные Штаты Америки
Энциклопедический справочник М, 1988, Экономика США (под ред В Б Супяна) М-СПб, 2003,
Абрамов Ю К, Зубок В М Партии и исполнительная власть в США М , 1996, Согрин В В Политическая
история США М , 2001

работам как исследователей средств информации - Э.Г. Багирова, Р.И. Галушко, Б.М. Сапунова, Л. Богарта, Р. Кейвза1, так и крупнейших мыслителей из области философии и социологии, интересовавшихся этими проблемами - М. Маклюэна, Г. Дебора, Г. Маркузе, Ж. Бодрияра. Проследить исторический путь не только американского, но и мирового телевидения, а также выделить элементы для сравнительного анализа помогали работы Н.А. Голядкина, Г.Н. Вачнадзе, Е.Я Дугина, Э. Смита и других авторов . Для формирования картины развития телевидения в Европе и Азии чрезвычайно полезным оказалось обращение к монографиям Е.Л. Вартановой, Г.Ф. Вороненковой, М.В. Сеферовой, Н.В. Уриной4, уделившим значительное место телевидению при описании национальных моделей СМИ, и особенно к работам Б.И. Любимова, И.В. Кирии, В.В. Орловой5, сконцентрировавшихся на изучении непосредственно национальных и международных телевизионных систем.

Решение нашей главной задачи - выявления и анализа тенденций развития современного телевидения США - потребовало в первую очередь изучения имевшихся исследований, затрагивающих проблемы истории, структуры и системы американской журналистики и средств информации в целом и конкретно телевидения. В описание и анализ важнейших отраслей и информационных институтов Соединенных Штатов крупнейший вклад

Багиров ЭГ Очерки теории телевидения М, 1978, Галушко РИ Западное телевидение и «массовая культура» М, 1991, Сапунов БМ Культурология телевидения основы истории мировой и российской культуры М , 2001, Bogart L Commercial Culture The Media System and the Public Interest N Y , 1995, Caves R Creative Industries Contracts between Arts and Commerce Cambridge, 2004

2 Бодрияр Ж Америка СПб, 2000, Дебор Г Общество спектакля М , 2000, Маклюэн М Понимание медиа
внешние расширения человека М -Жуковский, 2003, Маркузе Г Одномерный человек исследование
идеологии развитого индустриального общества Киев, 1994

3 Вачнадзе Г Н Всемирное телевидение новые средства массовой информации - их аудитория, техника,
бизнес, политика Тбилиси, 1989, Голядкин НА Краткий очерк становления и развития отечественного и
ирубежного телевидения М, 2001, Дугин ЕЯ Кабельное телевидение на Западе программирование,
организация, коммерческие секреты М, 1998, Телелабиринты Буржуазное ТВ сегодня / Сост НА
Голядкин М , 1988, Smith A (ed ) Television An International History N Y , 1995

4 Вартанова ЬЛ Финская модель на рубеже столетий Информационное общество и СМИ Финляндии в
европейской перспективе М , 1999, Вороненкова ГФ Путь длиною в пять столетий от рукописного листка
до информационного общества (Национальное своеобразие средств массовой информации Германии) М ,
1999, Сеферова MB Японская журналистика в XX столетии М, 2001, Урина НВ Средства массовой
информации Италии М, 1996

5 Кирия И В Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу М , 2004, Любимов
Б И Общественное вещание британская модель М , 2006, Орлова В В Глобальные телесети новостей на
информационном рынке М , 2003, Энциклопедия общественного вещания М , 2005

внесли Я.Н. Засурский, ЕЛ. Андрунас, Г.А. Голованова, Н.И. Живейнов, М. и Э. Эмери, Д. Старт и У. Слоан1. Американское телевидение в своем историческом развитии получило наиболее яркое освещение в работах Э. Барноу, Е. Теплица, его структурные и системные аспекты - у С.Г. Колесник, М. Федотова, Д. Доминика, С. Хеда, П. Парсонса, Д. Уолкера2.

Вопросы, к которым мы обращались в первой главе, поставили нас перед необходимостью более детального изучения различных аспектов медиаэкономики, управления телевизионными предприятиями, законодательного и этического регулирования средств информации. Экономическая проблематика СМИ нашла детальное отражение в работах СМ Гуревича, Е.Л. Вартановой, Р. Пикара, М. Маккомбса, Э. Александер, и оказалась существенно дополненной исследованиями, направленными непосредственно на раскрытие специфических сторон экономики телевизионного производства, которые мы находим в книгах разного периода У. Огдена, Б. Оуэна, С. Уайлдмана. Особое значение рекламы для телевизионной индустрии сделало важным для нашего внимания книги о рекламном деле и телевизионной рекламе Ч. Сэндиджа, Д. Кругмана, Д. Джоунса, В.П. Коломийца, И.Д. Фомичевой4. Проблемы управления

Андрунас Е Ч Информационная элита корпорации и рынок новостей М , 1991, Голованова Г А Пресса США в начале 1990-х годов М, 1996, Живейнов НИ Капиталистическая пресса США М, 1956, Литература и журналистика США Под ред Я Н Засурского М , 1987, Emery М , Emery Е The Press and America An Interpretative History of the Mass Media Englewood Cliffs (N J), 1992, Sloan W D, Startt J The Media m America A History Northport, 1999

2 Колесник С Г Телевидение США Взгляд на историю с рубежа нового века // Зарубежная журналистика
накануне XXI века (под ред Я Н Засурского) М , 2002, Колесник С Г Основные тенденции развития
телевидения США (1995-1996) // Вестник Московского университета, серия X - журналистика, 1998, № 1,
Теплиц Е Кино и телевидение США М , 1966, Федотов М PBS // Энциклопедия общественного вещания
М , 2005, Barnouw Е A Tower in Babel A History of Broadcasting in the United States N Y , 1966, Barnouw E
Tube of Plenty The Evolution of American Television N Y , 1990, Domimck J , Sherman В , Copeland G
Broadcasting/Cable and Beyond An Introduction to Modern Electronic Media NY, 1990, Head S , Spann T,
McGregor M Broadcasting in America NY, 2001, Parsons P, Fneden R The Cable and Satellite Television
Industries Boston, 1998, Walker J , Ferguson A The Broadcast Television Industry Boston, 1998

3 Вартанова E Л Медиаэкономика зарубежных стран М , 2003, Гуревич С М Экономика средств массовой
информации М, 1999, Alexander A, Owers J (eds) Media Economics Theory and Practice New Jersey-
London, 2004, McCombs M Mass Media in the Marketplace Journalism Monographs Columbia (South Carolina),
1972, Picard R Media Economics Concepts & Issues London, 1989 Ogden W The Television Business NY ,
1961, Owen В , Beebe J, Manning, Jr, W Television Economics I exington, 1974, Owen В , Wildman S Video
Economics Cambridge, 1998

4 Рекламный бизнес (под ред Д Джоунса) М, 2005, Сэндидж 4, Ротцолл К, Фрайбург ер В Реклама
теория и практика М ,1989, Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение) / Под
ред ВП Коломийца М , 2001, Фомичева И Д Индустрия рейтингов Введение в медиаметрию М , 2004,
Krugman D М , Raid L N, Dunn S W, Bardan A M Advertising It's Role in Modern Marketing Orlando, 1994

телевизионными компаниями потребовали ознакомления с книгами Э. Олбарана и Д. Брауна и У. Коула по общему менеджменту на вещательных предприятиях, С. Чэн-Ольмстед по стратегиям, Э. Истмана и Д. Фергюссона по программированию1. Общие положения государственной политики в области коммуникаций и медиа наиболее полно представлены в написанных преимущественно на американском и европейском материале монографиях Р. Макчесни, Ф. Наполи, Д. Маккуэйла2 и детализированы книгами о законодательстве в сфере СМИ и возможностях их этического регулирования, в частности, таких авторов, как К. Кристиане и Э. Лэмбет3.

Освещение тенденций развития новостного вещания и телевизионной журналистики, занимающее основное место во второй части нашей работы, поставило перед необходимостью обратиться к авторам, затрагивающим проблемы журналистского труда и творчества на телевидении, таким, как П. Бурдье, Г.В. Кузнецов, Э. Блисс4. Место телевизионной информации и телевизионной журналистики в социальных процессах и политической жизни общества стало центральной темой многочисленных исследований, среди которых можно выделить работы Э.А Иваняна, А.В. Раскина, А.И. Власова, Е.Ч. Андрунас, Э. Мицкевич, Д. Кина, М. Прайса, Г. Ганса, С. Ламэя, Н. Постмана и других авторов5. Общую картину информационного влияния

1 Браун Д, Коул У Эффективный менеджмент на радио и телевидении М , 2001, Albarran A Management of
Flectronic Media Belmont, 2002, Chan-Olmsted S Competitive Strategy for Media Firms New Jersey-London,
2006, Eastman S , Ferguson D Broadcast/cable/web Programming, Strategies and Practices Belmont, 2002

2 McChesney R The Problem of the Media U S Communication Politics m the 2Г' Century N Y , 2005, McQuail
D (ed) Media Policy Convergence, Concentration, Commerce London, 1998, Napoli P Foundations of
Communications Policy New Jersey, 2001

3 Законы и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии М , 1996, Современное право СМИ в США M ,
1996, Christians С G Fackler М , Rotzoll К В Media Ethics Cases & Moral Reasoning N Y , 1995, Lambeth
E M Committed Journalism An Ethic for the Profession N Y , 1986

4 Бурдье П О телевидении и журналистике М, 2002, Телевизионная журналистика / Под ред Г В
Кузнецова, А Я Юровского М , 2002, Bliss Е Now the News The Story of Broadcast Journalism NY, 1991

5 Андрунас ЕЧ Бизнес и пропаганда М, 1986, Власов А И Политические манипуляции История и
практика средств массовой информации США М , 1982, Иванян Э А От Джорджа Вашингтона до Джорджа
Буша Белый дом и пресса М, 1991, Раскин А В Освещение президентских предвыборных кампаний
телевидением США Формы и методы, 1952-1992 гг //Дис канд ист наук М , 1997, Раскин А В Ирак и
американские СМИ в год президентских выборов // Зарубежная журналистика 2004 Часть 1 М, 2005,
Журналистика и политика Под ред Я Н Засурского М , 1987, Кин Д Средства массовой информации и
демократия М, 1994, Голядкин НА ТВ-информация в США М, 1994, Мицкевич Э, Файерстоун Ч
Телевидение и выборы М , 1993, Прайс М Телевидение, телекоммуникации и переходный период право,
общество и национальная идентичность М , 2000, Gans Н Democracy and the News N Y , 2003, LaMay С
Democratic Enterprise Sustaining Media and Civil Society Washington, 2003, Postman N Amusing Ourselves to
Death Public Discourse in the Age of Show Business New York, 1985

телевидения дополняет изучение проблем собственности в средствах информации, их политической экономии и месте в общественных системах, отраженное в книгах Г. Шиллера, Б. Багдикяна, Б. Кампейна, Ю. Хабермаса, Э. Хермана, В. Моско1.

Для заключительной части нашего исследования особенно важен интерес многих исследователей к проблемам установления места новых средств информации в современной телевизионной системе и усиливающимся процессам конвергенции. Эти вопросы с разных сторон были освещены в работах М.М. Павликовой, Е.Л. Вартановой, Г. Дженкинса, Г. Рейнгольда2.

При всем богатстве выбора книг и аналитических и обзорных статей, особое место в нашем исследовании занимало регулярное обновление информации, значительная часть которой из-за новизны просто не успевала попадать в контекст достаточно фундаментальных работ. Поиску и мониторингу информации по нашей теме способствовали как обращение к многочисленным онлайновым ресурсам, так и возможность доступа к ведущим профессиональным и отраслевым изданиям, таким, как «Эдвертайзинг эйдж», «Броадкастинг энд кейбл», «Верайэти», «Коламбия джорнализм ревью» и «Америкэн джорнализм ревью».

Научная новизна диссертации может быть обоснована, уже исходя из анализа степени разработанности темы, который показал, что выбранный для исследования временной период в истории американского телевидения, по сути, не представлен в российской специализированной литературе и научной периодике. Можно отметить, что и весь российский этап гуманитарных исследований не дал за последние пятнадцать лет крупной

1 Шиллер Г Манипуляторы сознанием М , 1984, Bagdikian В Н The New Media Monopoly Boston, 2004,
Compaine B , Gomery D Who Owns the Media> Competition and Concentration in the Mass Media Industry New
Jersey-London, 2000, Habermas J The Structural Transformation of the Public Sphere An Inquiry into a Category
of Bourgeois Society Cambndge, 1989, Herman S , Chomsky N Manufactunng Consent The Political Economy
of the Mass Media NY, 1989, Mosco V The Political Economy of Communication Rethinking and Renewal
London, 1996

2 Вартанова ЕЛ К чему ведет конвергенция СМИ9 // Информационное общество 1999, №6, Павликова
М М Сетевые СМИ и журналистика финская модель М , 2001, Jenkins Н Convergence Culture N Y ,2006,
RheingoldH The Virtual Communities Surfing the Internet London, 1995

12 работы, посвященной достаточно всестороннему и системному рассмотрению непосредственно телевидения США. У Н.А. Голядкина оно представлено лишь в рамках раздела наряду с разделами о телевидении других стран; у Е.Я. Дугина и Г.П. Бакулева есть также лишь разделы в обзорных монографиях, и только о платном телевидении; у В.В. Орловой тема раскрывается лишь через рассмотрение глобальных операций отдельных американских телекомпаний; В. Федотов акцентирует внимание на общественном сегменте телевизионной индустрии; а А.В. Раскин - на освещении президентских кампаний. Статья С.Г. Колесник затрагивает ряд проблем, важных для телевизионной индустрии США в целом, однако, как и у Н.А. Голядкина, Е.Я. Дугина и Г.П. Бакулева, в ней рассматривается самый конец прошлого столетия.

Таким образом, научная новизна проведенного исследования определяется уже временными рамками изучаемого периода, которые позволяют предположить, что впервые в современных российских научных исследованиях был систематизирован и проанализирован обширный фактический материал первого этапа в развитии американского телевидения в XXI веке, отделенного от нас лишь минимальным временным промежутком. Наряду с этим научная новизна обнаруживается и во всесторонности исследования, которое впервые в новейшей российской гуманитарной науке представляет попытку рассмотреть систему американского телевидения в целом, специфику ее различных секторов и их экономическое, информационное и технологическое взаимодействие друг с другом и с обществом. На основе собранного и проанализированного материала были выявлены оригинальные тенденции в функционировании телевидения США и прослежено развитие процессов, ставших достаточно заметными еще в предществующие периоды, многие из которых при этом оставались практически не обобщенными в современных российских исследованиях. Проведенный анализ и изучение материалов предыдущих исследователей позволяют обнаружить ряд порою существенных

13
трансформаций, способных обеспечить работе необходимую степень
научной новизны, в структуре индустрии, ее экономической деятельности,
специфике информационного вещания и развлекательного
программирования, направлениях использования новейших

коммуникационных каналов и отношениях с сектором новых информационно-коммуникационных технологий в целом.

На защиту выдвигаются следующие положения: телевидение США продолжает оставаться важнейшей составляющей как индустрии средств информации страны, так и ее информационной системы и культурной жизни. Причем процессы межотраслевой технологической и структурной интеграции усиливают вышеизложенное положение за счет не только взаимодействия и взаимовлияния достаточно традиционных телевизионных отраслей, но и через осознание современного телевидения как совокупности широкого круга секторов производства и распространения аудиовизуальной и мультимедийной продукции для домашнего потребления;

трансформации, которые продолжает переживать эфирное и кабельное телевидение, - передел и фрагментация аудиторий, перемены в моделях медиапотребления, развитие альтернативных каналов и носителей, модернизация и детализация медиаизмерений и многие другие - приводят к изменению роли и места всей диверсифицированной индустрии и отдельных отраслей как маркетинговых каналов. Однако во многом эти же трансформации становятся катализатором перемен в экономической модели телевизионной индустрии, в которой все более существенную долю занимают доходы, получаемые в результате финансовых отношений с индивидуальными конечными потребителями;

структура телевизионной системы вступила в фазу медленных, но закладывающих фундамент для заметных перемен, изменений, начиная ощущать результаты процессов либерализации и дигитализации, оформившися в конце прошлого столетия. Это наиболее заметно проявляется на базовом, локальном уровне, где увеличиваются возможности

14 доминирующих эфирных и кабельных институтов и получает пространство для реализации потенциал входящих на рынок спутниковых и телекоммуникационных платформ;

информационное и новостное вещание на американском телевидении по-прежнему переживало воздействие различных аспектов коммерциализации, однако заметно большее влияние, чем в предшествующие периоды, на него оказывали политические факторы, ставшие следствием как коммуникационной стратегии, так и общего политического курса правящей администрации; в то же время в развлекательном программировании все отчетливее прослеживались тенденции к адаптации новых, заимствованных за рубежом и более дешевых форматов, и одновременному увеличению инвестиций в продукцию, произведенную в стилистике художественного кинематографа;

развитие новейших технологий распространения информации, подкрепленное достижением критической массы в адаптации широкополосных каналов, привело к началу новой стадии как в использовании новейших технологий традиционными телевизионными организациями, так и формированию оригинального сектора телевизионной системы, приносящего новые условия конкуренции и принципы просмотра и создания программ.

Практическая значимость работы обусловлена ее возможной полезностью для сотрудников и руководителей средств информации, интересующихся новейшими тенденциями в развитии медиасистем и телевизионных отраслей, развитием принципов экономического функционирования телевидения, взаимодействием журналистики с важнейшими социальными и политическими институтами, адаптацией новейших технологий в деятельности традиционных СМИ. Результаты исследования позволяют полнее представить картину общего состояния и трансформаций современного телевидения и его американского сектора, развития журналистики и средств информации в США и в целом за рубежом,

15 что дает возможность рассчитывать на пользу работы для прочтения учебных курсов и проведения семинаров по истории мировой журналистики, современным зарубежным СМИ, страноведению. Диссертация также может представлять определенный интерес для филологов, социологов и культурологов, специализирующихся на изучении Северной Америки, использоваться в учебной и научной работе преподавателями и студентами, исследователями средств массовой информации и массовой коммуникации.

Основные положения диссертации прошли научную апробацию на ежегодных научных конференциях на факультете журналистики МГУ, посвященных проблемам СМИ и современной журналистики, в 2004-2006 гг.

В соответствии с целями и задачами работы диссертация разделена на введение, три главы, заключение и библиографию.

В первой главе «Структура и экономика телевизионной индустрии США» выделяются основные факторы из сферы экономики, демографии, географии, технологий и регулирования, оказывающие влияние на структуру современной телевизионной индустрии в Соединенных Штатах. Внимание к экономическому аспекту в работе телевизионных отраслей и компаний привело к детальному анализу места и роли современного телевидения в американской экономике, положению всей индустрии и отдельных отраслей в системе маркетинга, важнейших тенденций развития телевизионной рекламы в стране и трансформациям в принципах взаимодействия крупнейших рекламодателей, медиаизмерителей и электронных рекламоносителей. Особое внимание уделено положению телевидения в общей структуре информационно-коммуникационной системы и индустрии США и его взаимодействию со зрителем как конечным индивидуальным потребителем его продукции. Исследование структурных особенностей современного американского телевидения сконцентрировано на проблемах взаимодействия и конкуренции общенациональных центров программирования, национальных эфирных сетей и кабельных каналов, и на функционировании важнейшего локального уровня индустрии, в котором

16 дерегулирование и дигитализация, наряду с другими факторами, создают условия для постепенно меняющейся структуры. Важным для рассмотрения специфики интеграции различных сегментов современной телевизионной индустрии стал параграф, содержащий анализ крупнейших диверсифицированных медиапредприятий, имеющих значительные интересы в сфере телевидения.

И экономические, и структурные факторы оказываются в ряду явлений, определяющих особенности «программирования ведущих телеканалов», которым посвящена вторая глава. Основное внимание в ней уделяется информационному и новостному вещанию, рассмотрению его специфики на местном и общенациональном уровне, на эфирном и кабельном телевидении, анализу трансформаций в структуре телевизионной новостной системы и качественных изменений важнейших программ. Особый интерес в этой главе сосредоточен на исследовании тенденций развития телевизионной информации в контексте процессов, происходящих в американской журналистике в целом, в том числе не только на продолжающейся коммерциализации или даже таблоидизации телевизионных новостей, но в первую очередь на их зависимости от политического климата в стране в начале XXI века и особенностей работы действующего правительства. Отдельный раздел отводится под анализ ситуации в области создания и размещения развлекательных программ, динамики распространения доминирующих жанров и форматов, особенностей создания и размещения современной художественной продукции и конкуренции в спортивном вещании.

Третья глава «Новейшие технологии: место и роль в структуре и
функционировании телевизионной индустрии» содержит результаты
исследования экономического и креативного потенциала

высокотехнологичных каналов распространения, как уже переживших несколько различных стадий в своем развитии, главным образом Интернета, так и только недавно вышедших на рынок, но уже занявших на нем свое

17 место. Прогресс в построении высокотехнологичной национальной инфраструктуры и постепенное оформление жизнеспособных моделей экономической деятельности в рамках новейших каналов привели к тому, что в третьей главе особое внимание пришлось уделять не только развитию вариантов взаимодействия традиционных телевизионных отраслей и организаций с цифровыми каналами и носителями, но и изучению оригинальных аудиовизуальных секторов, созданных на базе виртуального пространства, демонстрирующих специфические модели новой телевизионной культуры и индустрии.

В заключении подводятся итоги развития телевидения США в период 2001-2006 гг., окончательно формулируются и обобщаются определяющие его факторы и тенденции, систематизируются результаты исследования.

Основные факторы, влияющие на телевизионную систему

Структурные особенности современного американского телевидения логичнее рассматривать, если воспользоваться экономической терминологией и весь комплекс телевизионной системы охарактеризовать как индустрию, в рамках которой существует значительное число интегрированных, но в первую очередь все-таки самостоятельных отраслей. Оговоримся сразу, что хотя мы апеллировали к кинематографу и видеоиграм как к важнейшей составляющей современной аудиовизуальной (с возможностью приравнивания к телевизионной) культуры и промышленности, в рамках данной работы они не будут рассматриваться детально, а упоминаться только в контексте их взаимосвязи и взаимодействия с секторами, имеющими отношение к более традиционному представлению о телевидении. К ним необходимо отнести отрасли, объединяющие локальные телевизионные станции, общенациональные эфирные телесети, местных кабельных операторов, кабельные каналы с различными моделями финансирования, национальных спутниковых операторов, продюсерские компании разного масштаба и специализации, с недавнего времени телекоммуникационные корпорации, занимающиеся как стационарной, так и мобильной связью. Вместе с их неизбежной и усиливающейся взаимозависимостью продолжает развиваться и конкуренция между разными отраслями и отдельными образующими их компаниями на конкретных географических рынках и рынках продуктов и услуг. Важнейшую роль, как в отдельных отраслях, так и в индустрии в целом продолжают играть крупнейшие собственники, особенно ведущие диверсифицированные концерны, в которых процессы межотраслевой интеграции (как, кстати, и конкуренции) проявляются самым очевидным образом и во многом могут служить моделью для лучшего понимания механизмов функционирования всей телевизионной индустрии.

Место телевидения в экономике и экономика телевидения. Структурные изменения, происходившие в начале XXI столетия в основных отраслях телевизионной индустрии США и в доминирующих мультимедийных предприятиях, отражают и трансформации, происходившие в их экономическом функционировании. При том что телевидение остается важнейшим пространством, в котором отражаются и все чаще формируются основные тенденции и процессы политической и культурной действительности как на уровне всей нации, так и отдельных, все более многочисленных групп, экономическая составляющая его деятельности является все-таки доминирующей. И определяющей для информационной и программной стратегии: к примеру, неприкрытую поддержку консервативной идеологии и религиозно определяемых культурных ценностей у новостного канала «Фокс ньюс чэннел» (Fox News Channel) можно считать результатом не столько твердой политической позиции, сколько удачных маркетинговых расчетов.

В любом случае, зритель телевизионных программ может быть и априорно является гражданином, избирателем, отцом или матерью и т.д., но прежде всего он остается потребителем - программ, которые ему продают телекомпании, и всех тех товаров, которые предлагает потребительский сектор американской экономики.

Специалисты по рекламе и маркетингу в США относят сегодня к потенциальным телезрителям, а значит и потребителям, все население страны, старше двух лет, а это сейчас уже более 280 миллионов человек из 300 миллионов постоянных жителей. Валовой внутренний продукт страны, превысивший в прошлом году 12 триллионов долларов, обеспечивает более тысяч долларов ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) и более 30 тысяч долларов годового персонального дохода. По объемам ВВП и ВНП Соединенные Штаты остаются крупнейшей экономикой мира, однако по многим другим макроэкономическим показателям и подушевым раскладам в последнюю четверть прошлого века они достаточно серьезно сдали и отстают от ведущих мировых держав и отдельных небольших высокоразвитых стран, типа Финляндии или даже Люксембурга. И все-таки это весьма высокие показатели, которые очень важны в связке с еще одним фактором: важнейшей чертой американского потребителя остается приверженность к постоянным тратам и минимальному уровню личных накоплений, поддерживаемая великолепно развитой системой потребительского кредитования. Пусть США уступают ряду государств по числу жителей или некоторым показателям личного благосостояния, страна остается безусловным мировым лидером по числу активных потребителей, расходы которых находятся на уровне 8 триллионов долларов в год.

Американская медиасистема в целом участвует в создании и распространении так называемой потребительской культуры, к формированию которой еще на рубеже XIX-XX столетий приложили руку наиболее успешные издатели газет и журналов. Телевидение во всех его формах является сегодня базовым институтом этой части массовой культуры, создавая мировоззрение и настроение активных потребительских групп, однако в контексте данной работы важнее его роль как центрального маркетингового канала. Именно массовое телевидение, представленное в 1960-е гг. олигополией трех общенациональных телесетей, стало рекламоносителем, внесшим самый существенный вклад в развитие массового потребления и первоначальное накопление «основных фондов» американскими домохозяйствами.

В начале XXI столетия телевидение США остается крупнейшей рекламной площадкой, хотя и состоящей уже из множества более мелких каналов, рассчитанных на фрагментированную аудиторию, продолжает функционировать в условиях самого объемного в мире рекламного рынка и в совокупности постепенно увеличивать свою долю на нем. Параллельно в этот период получила новое преломление еще одна тенденция, согласно которой в последние тридцать лет при посредничестве новых технологий и усиливающейся активности детской и молодежной аудитории все более существенную роль в медиаэкономике играет уверенный рост доли потребительских расходов на различные СМИ, в первую очередь аудиовизуальные, и сопутствующие продукты и услуги.

Таким образом, телевизионная индустрия, состоящая из вышеупоминавшихся отраслей, сохраняет свое значение для экономики США в качестве крупнейшей рекламной площадки, стимулирующей потребление на общенациональном и локальном, массовом (насколько это сейчас возможно) и сегментированном уровнях. Одновременно увеличивается объем потребительских расходов на различные виды средств информации, преимущественно аудиовизуальные - кабельное и спутниковое телевидение, различные типы видеоносителей и т.д., которые приобретают все большее значение для телевизионной индустрии и трансформируют бизнес-модели (варианты получения прибыли) отдельных отраслей и предприятий.

Современное финансовое состояние и структура эфирного и кабельного телевидения

Представление о том, чья роль сегодня важнее на первичных для Америки локальных рынках, как мы выяснили, может меняться в зависимости от ситуации. И все же при более детальном рассмотрении отдельных отраслей в структуре телевизионных индустрии начать следует с локальных телестанций, как основной составляющей классической вещательной отрасли, изначально ответственной за доступ зрителя к телесигналу.

Эфирное ТВ. Локальные телевизионные станции и общенациональные сети. Местные станции продолжают составлять, так сказать, «хребет» отрасли и остаются важнейшей частью локального информационно-коммуникационного ландшафта. Причем, в отличие от местных газет, число эфирных телестанций, получающих лицензию на вещание от ФКС, в США продолжает возрастать, и в 2002 г. впервые превысило 1700. Эта цифра отражает только данные по метровым и дециметровым (full-power) станциям, но кроме этого по разным штатам разбросаны сотни вещателей малой мощности (low-power) и станций класса А, более 6750 «ретрансляторов».

В рамках данной работы рассматриваться будут только вопросы, связанные с деятельностью метровых и дециметровых вещателей: в середине 2006 года в стране их было 1755, из которых коммерческое вещание осуществляли около 1350 (приблизительно 585 в метровом и 765 в дециметровом диапазоне), а оставшиеся функционировали как общественные организации. Большинство станций по прежнему сконцентрировано на крупнейших из упоминавшихся выше 210 местных рынков, поэтому количество игроков на них существенно различается. Так, в регионе Нью Йорка летом 2006 г. осуществляли вещание 29 станций, а в Лос-Анджелесе и вокруг него на Западном побережье - 31; в то же время в Чарльстоне (100-е место по количеству домохозяйств с телевизором) имелось 11 станций, а на занимающем 210-е место рынке Глендайва - всего две.

Телевизионная станция остается важным игроком в местном бизнесе и как рекламный канал, и как достаточно крупное и чрезвычайно прибыльное предприятие. Если владельцы газет долгое время настаивали на первоочередной социальной функции своих тоже финансово успешных фирм и в некоторых вопросах старались дистанцироваться от локального сообщества, то уже первые получатели лицензий на создание телестанций позиционировали себя главным образом как бизнесмены и превращались в видных членов локальных торгово-промышленных палат. Несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны новых рекламных каналов и нестабильный рекламный климат в последние годы и в разных регионах, растущие очень высокими темпами цены на программы и попытки снижения отчислений по договорам об аффилировании с телесетями, станции продолжают показывать очень высокую норму операционной прибыли: более 25% в среднем по отрасли, и выше 40 или даже 50% у самых успешных станций.

Основным источником дохода для коммерческого эфирного телевидения, конечно же, остается реклама, объем которой в последние годы на местных станциях превышает 20 млрд. долларов. Однако тенденция к диверсификации бизнес-модели, расширению линейки источников получения доходов и прибыли в новом столетии усиливается. Пока еще незначительная, но постепенно растущая доля совокупного оборота начинает обеспечиваться дополнительными финансовыми поступлениями от отчислений операторов платного телевидения за ретрансляцию сигнала эфирных станций и продажи содержания и рекламных возможностей через онлайновые сервисы. Переход на цифровое вещание позволяет использовать имеющиеся частоты не только для создания новых каналов, но и в потенциале для оказания услуг доступа в Интернет, видео-по-заказу и т.д., более свойственных кабельным компаниям, или предоставления части мощностей во временное пользование заинтересованным компаниям, к примеру, телекоммуникационным.

Столь хорошо налаженная и модернизирующаяся экономика местного телевидения продолжает стимулировать рынок слияний и поглощений в отрасли, который развивался в начале XXI века практически теми же темпами, что были набраны в 1990-е гг. Независимых станций, принадлежащих местным владельцам и управляемых как семейный бизнес, среди коммерческих вещателей остается все меньше, большинство к началу нового столетия уже были скуплены крупными группами национального или регионального масштаба. Теперь важнейшие сделки заключаются при покупке или продаже целых телевизионных компаний (называемых часто «цепочками» станций) друг другу или отдельных телестанций между крупными корпорациями. Процессы концентрации и кластеризации собственности в местном эфирном вещании оказывают приблизительно равное влияние на объем и количество сделок: покупки-продажи крупной собственности на сумму более 100 млн. долларов с 2001 г. составили более 75% от совокупного оборота сделок на рынке, а в то время как более точечные приобретения средних по цене вещателей в районе 10-100 млн. долларов обеспечили более 85% от общего числа приобретений1. В первой половине 2006 г. уже сменили владельцев почти 90 станций, за которые было заплачено свыше 15 млрд. долларов, в том числе 11-12 млрд. в рамках продажи компании «Юнивижн» (Univision Communications) группе частных инвестиционных фондов. Эта сделка стала одной из крупнейших в информационно-коммуникационной индустрии США за последние годы, и самой крупной из тех, в которые были вовлечены корпорации, имеющие интересы на локальных телевизионных рынках. Среди других приобретений подобного масштаба в первые годы XXI века можно вспомнить покупку компанией «Фокс броадкастинг» группы «Крис-Крафт» (Chris-Craft Television) в 2001 г. и слияние телевизионного бизнеса Эн-би-си с сетью и телестанциями крупной испаноязычной корпорации «Телемундо» (Telemundo).

В целом же преобладали сделки с одной или несколькими станциями. Продажа станций телевизионными «цепочками» обычно происходит, когда, к примеру, необходимо привести объемы своей собственности в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства: чаще всего снизить долю охвата общенациональной аудитории, чтобы уложиться в разрешенные пределы, или избавиться от лишних станций на отдельных локальных рынках. В таких случаях чаще выставляются на продажу станции с небольших рынков, которые готовы приобрести группы, специализирующиеся именно на подобном масштабе операций: в процессе таких продаж находятся сейчас «Фокс броадкастинг» и «Эн-би-си -Юниверсал» (NBC Universal). Некоторые компании продают станции как непрофильный актив в сложный финансовый период: так в 2005 г. поступила радиокорпоратдия «Эммис» (Emmis Communications), продавшая все свои 16 станций после 7 лет работы в телевизионной отрасли.

Информационное вещание: телевизионные новости и американская журналистика в начале XXI века

Информационное программирование на современном американском телевидении: направления развития. После того, как в 1960-е - 1970-е гг. на телевидении США оформились основные форматы, технологии и жанры общенациональных и локальных информационных передач, в первую очередь новостей, а главный на протяжении предыдущих столетий источник новостной информации - ежедневная пресса - начал неуклонно терять аудиторию, именно телевидение остается основным каналом, через который идет информационное обслуживание американцев. В начале нового столетия с помощью эфирного и кабельного телевидения знакомились с новостями более 60% регулярных потребителей информации, что почти в два с половиной раза превышало показатели для газетной и журнальной печати.

Кроме того, информационное вещание занимает особенное место в деятельности любой телекомпании, которая его практикует, поскольку оно является основным продуктом, производимым компанией самостоятельно, формирующим ее лицо и, кроме прочего, выгодным экономически, т.к. не предусматривает сложных отношений с правообладателями. Безусловно, продукт этот весьма дорог в производстве, и потому достаточно часто оказывается в центре мер, принимаемых корпорациями в борьбе с издержками, после чего следуют увольнения персонала, закрытия новостных подразделении или даже каналов, сокращение времени, выделяемого на информационные программы. Параллельно с этим попытки расширить аудиторию, а с нею и прибыльность информационных программ, приводят к стимулируемым корпоративным руководством вариантам смягчения тематики передач, внедрения более коммерческих форматов, ограничения тематики, связанной с качественными новостями.

Подобные негативные явления и прецеденты становятся широко известны, и потому может создаваться впечатление, что это односторонний, набирающий силу процесс, постепенно приводящий американское телевидение к исчезновению этой важнейшей части его программной политики. Однако необходимо признать, что это не совсем так, что становится более очевидным, если разделить статистические, структурные и содержательные тенденции. Несмотря на рост крупных корпоративных собственников, их активов в телевизионной индустрии и использования ими многих из вышеупомянутых мер, обращение только к статистическим данным покажет, что в начале XXI века количество телевладельцев, занимающихся информационным вещанием, количество источников телевизионных новостей, объем совокупного информационного вещания и штат используемых сотрудников оставались вполне стабильными, и если и демонстрировали какую-либо динамику, то скорее положительную. Показатели могут, конечно, отличаться, в зависимости от конкретных отраслей, корпораций, каналов или станций, однако общее направление развития, исходя из структуры и данных, которые можно выразить в цифрах, не столь негативно, как это может казаться на основании изучения отдельных неприятных прецедентов.

Структура информационного вещания в США во многом сходна со структурой телевидения в целом, которую мы рассматривали в предшествующей главе: информационные программы на локальном уровне производят местные эфирные станции и специализированные кабельные каналы; в общенациональном масштабе информационное вещание осуществляют ведущие телесети и несколько специализированных сетей с кабельно-спутниковым распространением; и существенная часть этих вещателей является собственностью больших диверсифицированных корпораций, работающих в различных телевизионных отраслях.

Формирование локальных кабельных новостных станций или каналов началось в 1980-е гг., и в начале XXI их количество приблизилось к тридцати. Они работают на рынках самого разного масштаба, начиная от Нью-Йорка, где их несколько, во главе с «Нью-Йорк уан ньюс» (New York 1 News), и между ними даже существует небольшая конкуренция, до маленьких городов, вроде Лоуренса в Канзасе. Чаще всего в их создании принимают участие кабельные операторы, в первую очередь «Тайм-Уорнер», «Кейблвижн», «Комкает» и «Кокс», хотя среди владельцев каналов есть и компании с иной специализаций, вроде газетного и телевизионного концерна «Белоу». По большому счету, их совокупное влияние, как и роль конкретных каналов в отдельных городах, пока не очень значительны, т.к. основным источником локальных новостей остаются все-таки эфирные станции.

Количество местных телестанций в целом продолжает возрастать, и вместе с этим растет и число станций, производящих или ставящих в эфир локальные новости, даже при том что многие станции за последние годы свернули новостные операции. Подобное случалось как на крупных рынках, вроде Филадельфии или Сан-Диего, так и в небольших городах, но новые вещатели, в том числе и в быстро растущем испоноязычном сегменте, способствуют тому, что, к примеру, в сезоне 2004-2005 гг. новостные программы выходили на 778 станциях1, что было на 4 больше, чем годом ранее.

Уровень, специфика производства, график выхода новостных выпусков и т.д. на разных станциях могут, безусловно, существенно различаться, однако в любом случае они обеспечивают значительную насыщенность местного новостного эфира, в котором на средних рынках, вроде Олбани или Сиракуз, может быть по 3-4 конкурирующих в сфере новостей станции. Если в процентном выражении аудитория локальных телевизионных выпусков продолжала снижаться, составляя около 50-60% от постоянных зрителей местного телевидения, то ее совокупные абсолютные показатели в целом возрастали. Кроме того, необходимо отметить, что негативная динамика аудитории и рейтингов преобладала для выпусков вечерних новостей, идущих в 5-6 часов вечера перед прайм-тайм. В то время как новостные эфиры ранним утром в 5-6 часов и поздним вечером в 10-11 часов демонстрировали стабильные или даже положительные показатели на протяжении большей части 2000-х гг. Хотя они, конечно, несравнимы по популярности с новостями вечерними, они обеспечивали тенденцию, в рамках которой совокупная аудитория новостных выпусков, идущих в течение трех основных временных отрезков, в начале XXI века увеличивалась.

Телевидение в высокотехнологичном пространстве: периодизация и факторы взаимодействия

В рамках данного исследования высокотехнологичное пространство будет пониматься как совокупность цифровых каналов, позволяющих осуществлять стационарное и мобильное потребление аудиовизуального (телевизионного или видео) продукта, в первую очередь специализированных сетей, соединяющих компьютеры, мобильные телефоны и портативные плееры и другие воспроизводящие устройства. История развития высокотехнологичного сектора телевизионной индустрии, прежде всего на основе Интернета, началась задолго до рассматриваемого периода, однако на основании некоторых специфических тенденций можно прийти к заключению, что последние 1.5-2 года стали абсолютно новым этапом в развитии телевизионных проектов на основе новейших цифровых технологий.

Отношения телевизионных компаний с Интернетом и другими каналами могут принимать различные формы, но в данном случае речь идет о распространении оригинальных программ и услуг или повторных показах и продажах непосредственно в виде мультимедийных файлов в потоковом режиме или через процедуру скачивания, что уже превратилось в важный самостоятельный сегмент всемирной сети, который чаще всего называют онлайновым видео (online video). Технологически, как известно, дистрибьюция аудиовизуального контента через Интернет или сети мобильной телефонии были осуществимы, начиная с первых этапов создания массово доступной «всемирной паутины» еще в начале 1990-х гг., и конец прошлого столетия был ознаменован большим числом громких проектов офлайновых и онлайновых компаний по развитию сетевого телевидения. Миллиарды долларов инвестировались в создание мобильного и онлайнового контента, покупку производящих и передающих компаний, таких, как broadcast.com или @Ноте, создание огромных порталов с мультимедийным потенциалом многопрофильными корпорациями и телевизионными сетями и каналами, вроде go.com у «Уолт Дисней» или NBCi у Эн-би-си. В конце концов, даже организация огромных конгломератов, таких, как «Эй-оу-эл -Тайм-Уорнер» или «Вивенди - Юниверсал» была частью популярной корпоративной стратегии создания высокоприбыльных предприятий на основе конвергенции производителей разноформатного содержания и высокотехнологичных платформ его распространения через Интернет и мобильные сети. Еще раз повторимся, что многие технологические предпосылки для всех этих акций были вполне реализуемы уже тогда, однако последние месяцы прошлого столетия и первые годы нового века оказались достаточно кризисным периодом в истории взаимоотношений телевизионной и высокотехнологичной индустрии, в первую очередь с точки зрения их экономического фундамента.

Обвал котировок компаний высокотехнологичного сектора на американских и мировых биржах привел к банкротству и закрытию множества небольших онлайновых фирм, так называемых дот-комов, занимавшихся в том числе и сетевым видеобизнесом, к резкому снижению венчурных и стратегических инвестиций практически во все сферы сетевого предпринимательства, не исключая и медиа, к финансовым проблемам в большинстве ведущих медиакорпораций, к обвалу онлайнового рекламного рынка и ряду других негативных последствий. Все это или вызвало скептицизм в отношении перспектив высокотехнологичных средств информации, или потребовало определенного времени на переосмысление и перестройку стратегий взаимодействия и функционирования в этом пространстве с учетом более реалистичного подхода. В такой ситуации 2002-2004 гг. стали своеобразным переходным периодом, в течение которого, как оказалось, технологический и экономический потенциал интересующего нас сектора пережил трансформации, достаточные для того, чтобы 2005-2006 гг. стали временем стремительного развития ситуации на рынке, прежде всего, онлайнового телевидения. Среди группы факторов, лежащих в основе сегодняшнего сетевого телевизионного и видеобума и практически формирующих фундамент для современной стадии в развитии высокотехнологичного телевидения, необходимо подробнее остановиться на нескольких особенно, на наш взгляд, значительных.

Распространение Интернета, выражавшееся в количестве пользователей, имевших возможность выходить в сеть, в США в течение второй половины 1990-х гг. было достаточно стремительным для того, чтобы породить вышеупомянутую волну инвестиций, создать довольно существенный по объемам рекламный рынок и рассчитывать на массовое потребление различных цифровых продуктов и услуг, в том числе и мультимедийных. Однако понесенные на рубеже веков колоссальные финансовые потери показали, что оценивать потенциальный рынок необходимо было не только с учетом отдельных число количественных показателей, но и принимая во внимание более важные качественные параметры аудитории и соединений. Так, общее количество пользователей Интернета в стране уже в 2001 г. превысило 150 млн. человек и с тех пор росло не столь высокими темпами, как в предшествующие годы, постепенно приближаясь к 170-180 млн., что по-прежнему является самой крупной национальной аудиторией в абсолютных показателях в мире. Число так называемых постоянных пользователей, заходящих в сеть хотя бы раз в месяц, также уже несколько последних лет остается практически неизменным, колеблясь в районе 135-150 млн. в зависимости от месяца и от сезона. И тот, и другой показатели росли темпами, несравнимыми с мировыми, которые привели к тому, что в 2006 г. впервые общее число и количество постоянных пользователей в мире превысили 1 млрд. и 700 млн. человек соответственно, и это тоже важные цифры, т.к. сегодня совокупная аудитория крупнейших американских ресурсов за пределами страны существенно превышает внутреннюю.

Однако внутренний рынок остается все-таки первичным, и при относительной стабильности сформировавшейся группы пользователей в целом, внутри нее в 2000-е гг. происходили важнейшие трансформации. Одна из них связана с активизацией домашнего пользования Интернетом в целом, которое постепенно стало обходить в списке различных вариантов выхода в сеть использование подключений на рабочем месте. Уже в 2002 г. 36% американцев пользовались Интернетом преимущественно дома, 34% -дома и на работе, 10% - дома и в другом месте кроме работы, 8% - дома, на работе и в другом месте, и лишь 7% - исключительно на работе1, и с тех пор показатели домашнего пользования только возрастали. Это очень значительная тенденция, т.к. Интернет изначально сформировался как уникальный канал, благодаря корпоративному и институциональному охвату занимающий центральное место в дневном медиапотреблении и в 1990-е гг. имевший именно компьютеризированные рабочие места как важнейший вариант доступа. Однако на протяжении 2000-х гг. продолжающееся удешевление компьютерной техники способствовало дальнейшей компьютеризации домохозяйств, значительная доля из около 200 млн. компьютеров, используемых в Соединенных Штатах, находилась в частных домах и квартирах, среди которых компьютер имели с 2006 г. уже более 70 процентов.

Похожие диссертации на Тенденции развития телевидения США в начале XXI века : 2001-2006 гг.