Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США Лесная Марина Валерьевна

Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США
<
Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лесная Марина Валерьевна. Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Лесная Марина Валерьевна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Краснодар, 2010.- 215 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/844

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Медийные стратегии таблоидной журналистики

1.1. Общая характеристика таблоидной прессы в США и ряде европейских стран 13

1.2. Российский медиарынок: позиции популярных СМИ в период 2008-2010 гг 42

1.3. Типологические основы классификации таблоидов 57

1.4. Структурные особенности медийного пространства Англии и США 67

Глава 2. Лингвокреативные ресурсы коммуникативных методик таблоидов

2.1. Таблоидность российского телевидения 85

2.2. Infotainment-стилистика на телевидении 91

2.3. Trash-стилистика на телевидении 96

Глава 3. Унифицирующие тенденции нарративных технологий таблоидной журналистики

3.1. Жанровые и функциональные характеристики таблоидных СМИ 106

3.2. Философский и тактический подбор новостей в российских таблоидных изданиях 131

3.3. Дискурсивный анализ таблоидов: интеръязыковая специфика 139

3.3.1. Характеристика нового типа дискурса 139

3.3.2. Когнитивные основы и морфосинтаксис содержательных структур английских таблоидов 146

3.3.3. Когнитивные основы и морфосинтаксис содержательных структур таблоидов США 191

Заключение 197

Библиографический список 203

Введение к работе

Журналистика, будучи самой мобильной областью культуры, всегда соответствует социополитическому статусу страны. Стратиграфический изоморфизм культуры и журналистики порождает свойство транзитивности последней (Барт, 1989), ее гибкую способность отражать главные парадигматические составляющие того или иного отрезка времени. Таковой на настоящий момент оказывается популярная журналистика. Вопреки несомненному рыночному успеху, в сущности, она мало исследована, а ведущие ее характеристики еще далеки от точности.

Специфика современной социокультурной ситуации России проанализирована во многих исследованиях культурологов, журналистов, литературоведов, других специалистов в сфере гуманитарных наук. Как правило, имеющиеся теории рассматривают изменчивый облик страны в аспекте позиций постструктурализма и постиндустриальной стадии эволюции культуры; использование операторов математической логики способствует представлению любого гуманитарного объекта в виде моделей топологических пространств (греч.толгод место,А6уод слово, речь). Таким образом, например, представляется социальная организация общества, структуры поверхности которой моделируется в виде ризом (от греч. рт|(^а корень).

Топологический принцип состоит в исследовании свойств объектов, не изменяющихся при любых деформациях, производимых без разрывов и склеиваний. Парадигмами топологических признаков обладают и медийные системы, и лингвистические конструкты, в частности,, новостные дискурсы, стилистические свойства которых могут быть деформированы, но их семантические контуры, преломляясь в силу разных причин, создаваемых культурологической ситуацией, сохраняются.

В этой связи текст как элемент медиасферы является топологическим пространством - непустым множеством, элементы которого предполагают

логические операции пересечений (произведений) множеств: конъюнкции, дизъюнкции, исчисления высказываний и их предикатов, коммутативности, ассоциативности, идемпотентности и т.д. И этот текст можно исследовать.

Те же свойства обнаруживают и культурологические пространства, к которым применимы тождественные логические законы (Кондаков, 1975: 602; 439; 54).

В настоящее время уровень развития коммуникационных систем, в основе которых лежат цифровые технологии, настолько высок, что кардинально изменились их природа и методы работы. Медиасфера сегодня совершенно иная: она интегрирует в себе новые виды деятельности и научного знания. Старая модель субъект-объектной коммуникации уходит в прошлое, постепенно актуализируются новые, субъект-субъектные и сетевые модели. В свою очередь, актуальные реалии медиадискурса требуют адекватной научной рефлексии, поскольку классические теоретические парадигмы устарели, а объектом исследований не должны оставаться медийные коммуникации прошлого века (Вартанова, 2009).

Информационные потоки постиндустриального информационного общества, их семантика, стилистика, формальные рамки - топологическое пространство - регулируются журналистами. Качественные трансформации социальной и политико-экономической сферы, коммерциализация СМИ актуализировали новый тип медиа, называемый популярным изданием, или таблоидом. Он отражает мозаичный характер культуры, деканонизацию официальных форм, смещение жанров, размывание стилистических границ (Монастырская, 2003).

В настоящее время понятия популярные, таблоидные, желтые, бульварные СМИ воспринимаются как синонимические, что, на наш взгляд, некорректно, требует их более строгой научной дефиниции и отнесения к разным сегментам медиарынка.

В представляемой работе термины популярные и таблоидные СМИ синонимизируются, расходясь с понятиями желтые и бульварные, поскольку

последние специализируются на изложении материалов, содержащих слухи, скандалы, негативные сенсации, связанные с жизнью звезд, персон шоу-бизнеса. Популярные или таблоидные СМИ представляют собой массовый продукт, репрезентирующий весь спектр новостей, равный в количественном отношении информационному блоку качественных изданий, но отредактированный в определенных нарративно-стилистических рамках, что позволяет определить тип отношений «качественная-таблоидная пресса» как идемпотентный.

К таблоидным газетам мы относим английские «The Daily Mail», «The Daily Telegraph», ««The Daily Express»» и «The Daily Herald», «The Independent», газеты США «The New York Daily News», «The National Enquirer», «The Weekly World News», российские издания «Независимая газета», «Известия», «Труд», «АиФ», «Московский комсомолец» и ряд других массовых газет. Напротив, издания типа «Желтой газеты», «Экспресс-газеты», «СПИД-инфо», «Твой день», «Жизнь за неделю», «The Daily Mirror», «The Sun», «Bild» квалифицируем как бульварные или желтые.

В разных источниках таблоидом называют обширный список изданий. В качестве типообразующих его свойств указываются тематические рамки -специализация на скандальных новостях, суженный тенденциозный блок новостей, упрощенная форма и стилистика изложения информации. Также упоминаются малые размеры, наличие броских и крупных заголовков, обилие креализованных компонентов - фотографий, рисунков и проч.

В англо-американской культуре с этим понятием исторически связаны газеты желтого типа, содержащие криминальную хронику, слухи, сплетни из мира знаменитостей, спорта. Первоначально таблоид означал издание, подающее новости в упрощенном, не требующем размышлений виде, подобно спрессованной разовой таблетке. Потребителями таблоидной продукции преимущественно являются социальные низы, а также средний класс.

Современная журналистика России трансформировалась прежде всего в соответствии с коммерциализацией СМИ, процессами демократизации общества и под влиянием глобальных инфоструктур. Таблоидная форма организации разных продуктов СМИ стала настолько востребованной, что появилось таблоидное телевидение. TV-таблоиды - информационно-развлекательные телепрограммы определенной стилистики. Их коммуникативные рамки довольно сложны, поскольку так называемые hard news жесткие новости облечены здесь в форму infotainment или feature, иногда содержат trash-семантику, заимствованную из другого типа медиа, и значительный объем рекреационного материала. Несмотря на провоцирующую форму, новые нарративные техники, сниженную стилистику речи, они пользуются большой популярностью.

Обращение к системному описанию всех типообразующих признаков таблоида - печатного и электронного - определяет актуальность данной работы. Феноменология ряда журналистских продуктов в аспекте теорий, постструктурализма и постиндустриального общества уже была введена в научный оборот в исследованиях под руководством проф. Ю.В. Лучинского (диссертации Б.Ф. Бешуковой, Е.Ю. Коломийцевой и др). Настоящее сочинение в определенной степени также выполнено в рамках апробированной методологии, что подчеркивает ее своевременность.

Таблоидная пресса, вопреки широкому распространению и частому цитированию понятий, исследована все еще недостаточно, особенно в части дискурсивно-стилистических компаративных характеристик. К примеру, имеются специальные исследования авторов разных стран: К. Беккер (Лондон, 2002), А. Замбовой (София, 2000), Л.М. Земляновой (М., 1999), Ю.В. Лучинского, В.И. Конькова (СПб., 1997), Е.А. Корнилова (Ростов н/Д, 1999), А.А. Монастырской (СПб., 2003), Р. Симоне (Венеция, 1990) и др., - но выполнены они либо в одном аспекте, например, журналистском или лингвистическом, либо касаются одного типа СМИ, как правило, печатного.

Популярная таблоидная журналистика - явление сложное, амбивалентное (Монастырская, 2004), обнаруживает безусловную устойчивую тенденцию в дальнейшем укрепить свои позиции во всех типах СМИ. Поэтому любое новое научное исследование, особенно комплексное, будет способствовать углублению его научной квалификации. В целом же анализ эксплицитных и имплицитных пересечений (произведений) множеств топологического пространства данного типа продуктов даст полную картину всего журналистского процесса.

Научная новизна исследования заключается в выборе объекта анализа с точки зрения топологической, типологической, тематико-композиционной концепции и выбора лингвостилистических стратегий презентации нарративных структур нового вида дискурса.

Актуальность работы обусловлена обращением к тематико-стилистическому, коммуникативному феномену таблоидности газет, телевидения и - выборочно - Рунет-изданий. Диссертационное исследование і посвящено многоаспектному изучению инфопродуктов популярного, таблоидного типа разных стран с целью выявления закономерностей параметрических составляющих коммуникативного комплекса и дискурса.

Предметом исследования является сопоставительно-интегрирующий анализ материалов популярных изданий России, Америки и Европы в аспекте экспликации информативного и рекреационного компонентов содержания и последующей их языковой стилизации, то есть сам эффект популярности или таблоидности.

Объектом анализа выступают газетные политематические

дискурсивные образования на русском и английском языках, содержащие лингвистические и тематические рекреационные компоненты, выборочные Интернет-тексты, а также программы и передачи российского телевидения.

Целью исследования является определение способов реализации в популярных изданиях рекреационно-информационых блоков, адекватно

репрезентирующих национальные, интернациональные и социально адаптирующие механизмы.

Для решения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. представить исторический комментарий таблоидных изданий ряда стран;

  2. описать типоформирующие и типологические признаки популярных изданий разных стран;

  3. определить жанровую специфику популярной прессы, Интернет-изданий и российского телевидения в аспекте функциональных характеристик и коммуникативных особенностей;

  4. выявить тематически-композиционные и манипулятивные особенности российских популярных дискурсов - печатных и электронных; ;

  5. проанализировать их нарративные и стилистические тенденции;

  6. определить устойчивые тенденции развития популярных СМИ в России.

Практическим языковым материалом исследования послужили материалы популярных английских, американских и российских газет за период 2008-2010гг., выборочные Рунет-материалы, популярные программы и передачи российского телевидения.

Методология исследования: методологической основой работы послужили принципы журналистики, функциональной стилистики, анализа публицистического стиля в контексте культуры [Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, А. Замбова, Ю.М. Лотман, Н.И. Толстой, Е.Н. Ширяев Д. Грипсруд (London, 1992), П. Далгрен, С. Спаркс (London, 2002), П. Денуайе (Paris, 1950), К. Беккер (London, 1992), Д. Болинджер (London and New York,

1992), Дж. Фиске, Р. Фаулер (1989, 1991, 1992), Р. Негрин (London and New York, 1991)]

Теоретической основой являются работы по журналистике и стилистике (Е.Н. Бортничук, Л.Г. Верба, Г.О. Винокур, Т.Г. Добросклонская, B.C. Елистратов, И.В. Ерофеева, Е.А. Земская, A.M. Калюта, Ю.Н. Караулов, Н.П. Колесников, В.И. Коньков, В.Г. Костомаров, И.Н. Клушина, Е.А. Корнилов, Л.П. Крысин, Э.А. Лазарева, Ю.В. Лучинский, Б.Я. Мисонжников, А.А. Монастырская, А.В. Николаева, А.С. Подчасов, И.П. Прядко, А.А. Путин, Д.Э. Розенталь, А.П. Сковородников и др.).

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в представлении в теорию журналистики системного, жанрово-тематического и лингвостилистического материала о популярных СМИ и выявлении их перспективных тенденций.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Таблоидная пресса - новый типологический вид российских . изданий, характеризующийся собственной композиционно-тематической, жанровой, функциональной парадигматикой, особой нарративной , структурой, коммуникативными стратегиями и манипулятивными приемами. Тип СМИ порожден культурологической ситуацией и коммерциализацией СМК. Проявляет перспективные тенденции. Онтогенетически сложный объект, имплантант и подражание континентальным франко-германским образцам, также результат исторического саморазвития.

  2. Семантические рамки популярных материалов - дозированная информация, с деформацией содержательного проблемного комплекса, создающая искаженную, но не прерванную картину культурологической реальности. Манипулятивный эффект таблоидных текстов высок, резко снижает адаптационные потенции личности, нивелирует ее социально-поведенческие модели.

3. Тотальность таблоидного формата телевидения является результатом
коммерциализации медиабизнеса, субъект-объектная модель которого

исключают выбор качественного контента. Синергетизм популярных телепродуктов провляется в сопряжении информационной, комментирующей и рекреационной журналистики.

4. Дискурс популярных изданий отражает последствия разрушения институционального вида дискурса. Не является линейным, проявляет черты многомерности. Гипертекстовые составляющие таблоида - отражение плюралистических форм культуры. Речевой статус публицистических произведений - разговорный, проявляющий устойчивые тенденции, изоморфен страту популярной культуры.

5.Динамика нарративности таблоидных продуктов достигается путем специального синтеза экспрессивных лексико-грамматических средств и использования синтаксических структур разговорного характера. Журналистами усложняется эмоциональный и интонационный спектр '' публичной речи, намеренно расширяется поле субъективной модальности.

Материалы и результаты исследования могут быть рекомендованы = для разработки дальнейшей концепции таблоидных изданий, при чтении лекционных курсов по журналистике, коммуникативистике, теории « информации, по дисциплинам специализации на факультетах журналистики. Методы, применяемые в работе: сравнительный (при анализе содержательной стороны и языковой реализации российских и британских газет), герменевтический, структурно-семантический, дистрибутивный, компонентный, оппозитивный типы анализа, количественного анализа, интерпретации, а также методы индукции и дедукции.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры электронных СМИ и журналистского мастерства Кубанского госуниверситета. Результаты исследования были представлены на научно-практических и научно-методических Всероссийских, международных, региональных конференциях 2007-2009 гг.

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ объемом более 3,

4 печатных листа.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование объемом 219 страниц состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографического списка, который насчитывает 159 позиций.

Общая характеристика таблоидной прессы в США и ряде европейских стран

В настоящее время одним из часто повторяемых слов является понятие популярный или популярный таблоид и его производные — популярный, таблоидный, таблоидностъ. Внутренняя форма этих единиц связана с латинским корнем avolette в значении «плитка лекарственного препарата, изготовленная фармацевтом». Конверсировано в английском языке, в котором корень приобрел форму tabl-, и вместе с греческим суффиксоидом -oid «подобный, похожий» дериват стал означать род обезболивающей таблетки с наркотическим эффектом. Зафиксировано в этом значении в 1884 году. Затем слово приобрело переносное значение. Первоначально в применении к типу СМИ называло издание малого формата, примерно вдвое меньше обычного, с большим количеством фотографий и рисунков. Затем с : распространением и возрастающей популярностью типа изданий стал означать газету демократического типа, с народным языком, сжатой , актуальной информацией.

Сейчас под термином таблоид понимаются все развлекательные СМИ, выполняющие рекреативную функцию (Монастырская, дис. с. 14). Информационный контент, носящий гедонистический характер, также подпадает под это определение.

Обратимся к истории создания и распространения этих изданий.

Генезис и развитие оппозиции «качественная» - «популярная» пресса давно уже определен и исследован в журналистике многих стран, особенно в специальной британской литературе, поскольку данная биполярная модель является производной историческим условиям именно этой страны. Многие европейские и американские исследователи не подвергают сомнению широкое распространение и объяснительную силу этой оппозиции в разных культурных ситуациях и медийных условиях.

Представим некоторые сведения из истории американской популярной прессы. В этой связи необходимо подчеркнуть, что изначально популярный тип вестников смешивался с так называемой желтой прессой. Чуть позже, в начале XX века, в условиях Англии для этого типа газет, то есть массовой сенсационной прессы, родилось новое название - таблоид.

Во многих странах бытует мнение, что желтая пресса - типично американское явление. Эта распространенная точка зрения насколько верна, настолько же и неточна, особенно в сегодняшних условиях США. Сходные процессы формирования массовой журналистики проходили, оказывается, и в дореволюционной России. Вторая половина XIX века стала периодом, благоприятным для появления нового типа издания, призванного не сменить сложившийся тип качественной газеты, а занять свою собственную нишу в сфере российской печати.

Во второй половине ХІХв. появляются газеты «Петербургский листок» (1864), «Петербургская газета» (1867), «Московский листок» (1881) и ; «Газета-копейка» (1908). Это были массовые дешевые издания, впервые в российской практике пытающиеся привлечь аудиторию. Они немудреным ., образом, с оглядкой на предполагаемого читателя, приукрашивали действительность. Репортеры вольно излагали события, легко оперировали фактами. Репортаж - историческая типичная форма таблоидной журналистики, очень востребованная читателями. Все домыслы и авторские украшательства превращали репортаж в беллетризованную интерпретацию события.

В первые десятилетия XX века российская полиграфия еще не достигла уровня, скажем, американской, и исполнение номеров было достаточно примитивным. Однако предприниматели хорошо знали американскую и европейскую желтую прессу начала XX века. Издания, подобные «Петербургскому листку» и «Московскому листку», быстро приобрели все графические и стилистические характеристики их европейских аналогов. Издатели сохранили их низкую стоимость, акцентировали внимание на сенсационности, насещенности новостями бытового и социально значимого содержания, добавили иллюстраций, фотографий.

Все эти новые черты способствовали тому, чтобы новый тип прессы приобрел популярность. Однако последующие политические преобразования не позволили развиться данному типу изданий, и они исчезли с медиарынка той поры.

Современная американская печать отчетливо разграничивает информационные и развлекательные издания, которые даже продаются в разных местах, а что касается ассортимента тех и других, то последний достаточно богат и разнообразен. Американские газеты (как и европейские), как правило, носят региональный характер. Популярные еженедельные таблоиды обособлены в жанровом и тематическом отношении, они подогревают интерес публики за счет постоянных и шумных судебных скандалов. Однако их политическое и идеологическое влияние на читателей достаточно ограничено, поскольку преимущественно развлекательные . функции таких газет американским обществом отчетливо осознаются.

Происхождение рассматриваемой жанровой модели, которая сегодня широко известна и распространена во всем мире, осуществилось в американской печати более чем столетие назад. Специалисты полагают, однако, что последующее ее развитие в европейских странах не обязательно протекало под влиянием американской прессы

Тем не менее, как публицистическая модель, так и само название «желтая пресса», действительно, имеют американские корни. Сначала термин указывал на газеты, призывающие к войне с Испанией. Затем наименование было переведено на издания, в которых были полосы желтого цвета с комическим содержанием. Они появились с 1894 г. и повествовали сначала о приключениях искателей золота

За авторство термина вели соперничество двое видных американских издателей и журналистов - Джозеф Пулитцер и Уильям Херст и -соответственно - их агрессивно конкурирующие издания последних десятилетий XIX века «The World» и «The New York Journal». Пулитцер стал собственником «The World» в 1883 году и создал новую жанровую и графическую концепцию газеты. Увеличивая ее объем, сохранил прежнюю стоимость номера, значительно разнообразил содержание, делая упор на сенсационность и развлекательность, целенаправленно изменил ее графический облик, увеличив размер заголовков, количество и специфику иллюстраций и карикатур.

Российский медиарынок: позиции популярных СМИ в период 2008-2010 гг

Особенности функционирования российских СМИ на настоящем этапе связаны с основополагающими составляющими культурнополитическои парадигмы. В журналистиковедении накоплен значительный теоретический материал, касающийся определения специфики современной эпохи. Е.Л. Вартанова в своих многочисленных работах отмечает необходимость интердисциплинарного подхода к изучению современных масс-медиа, поскольку их феноменология и стилистика сложны и соответствуют культурологической ситуации (Е. Л. Вартанова, 2009//http://www/medi ascope.ru/taxonomy/term/193). Культурологическая ситуация в настоящее время такова, что самым негативным образом отражается на состоянии качества медиа и медиарынка. Последний развит настолько слабо, что наблюдается резкое сокращение выпуска печатных изданий. «Практически все причины объясняются одним среди руководителей масс-медиа очень мало подготовленных на современном уровне специалистов: компетентных, являющихся носителями синергетических знаний о СМИ как дуалистической системе, работающей и как общественный институт, и как субъект экономических отношений» (Основы медиабизнеса, 2009: 351). Онлайновые медиа в настоящий период также развиваются недостаточно эффективно, поскольку представители бизнеса ориентируется на уровень затрат и скорость доставки, а не на интерактивность и мультимедийность. Тогда, как гипертекстовые возможности и комплексная мультимедийная фиксация Интернет-сообщений предоставляют широкую нформационную и эмоциональную насыщенность. Компьютерный сетевой гипертекст мог бы быть максимально удобным способом взаимодействия адресата и адресанта, коллегиального творческого использования всей информации Интернета.

Коммерционализация медиа в нашей стране способствовала в определенной степени разрушению институционального публицистического дискурса, поискам новых, более эффективных средств формального и стилистического представления информации, выработке новых нарративных методик. Культурологические основы стирания границ между коммерческими и высокими типами текстов (в широком смысле) были определены в работе Ж.-Ф. Лиотара (Лиотар, 1998). Новые типы текстов, реализованные в культурном пространстве России начала нового века, распространяются на все сферы гуманитарной деятельности - на искусство, литературу, публицистику, СМИ. Разнородность, формальная и идеологическая незавершенность эмпирических конструктов требуют нового способа их прочтения, то есть деконструкции, дифференциации и различения. Перенасыщение культуры новой семантикой и формой смещает привычные ориентиры потребителей информации. В этой связи авторы постмодернистских теорий в русле критических концепций предлагают деконструировать многие культурные стандарты, легитимировать множественность, признать равноправие дискурсов (Дианова, 2003, 125; Бешукова, 2009, 23).

Публицистический дискурс коммерческих изданий - печатных и электронных - в соответствии с теорией Ж.-Ф. Лиотара, отражает со всем комплексом парадигматических характеристик преемственность культурного развития нашей страны. Не будучи уже линейным феноменом, дискурс проявляет черты многомерности, гипертекстовых составляющих.

Представляется интересным мнение А.Дугина о том, что постмодерн -это напряженная, ироничная, пусть двусмысленная, но все же переоценка культурных ценностей на новом информационном пространстве (Дугин, 2004, № 9). Информационное пространство обнаруживает все свойства топологического. Такие признаки постмодернистских произведений, как неопределенность, фрагментарность, деканонизация, поверхностность, деперсонализация, смешение жанров, ирония, рефлексия сознания и учет аудитории, - все парадигматические составляющие приложимы к коммерческим публицистическим текстам таблоидного типа.

Многомерность современных текстовых образований подтверждается множеством Интернет-продукции, в том числе публицистической тематики. Ризоматичность гипертекстовых и телевизионных произведений отвечают плюралистическим формам эстетики и культуры. Изменения в сознании современного потребителя связаны с характером социокультурной ситуации. Во многом наследуя терминологический аппарат структурализма, представителями которого являлись Ф. де Соссюр, Э.Бенвенист, Л.Ельмслев и др., теоретики постструктуралистского направления построили свои теории на основе его последовательной критики. Критиковались положения о гомогенности, закрытости структуры. Отношения знаковых, символических пространств исследовались с позиций деконструкции, анализа смещения, трансформации семантических структур.

Иными словами, как мы уже упоминали выше, авторами рассматривались топологические пространства разных феноменов культуры, их свойства и логические операции, осуществляемые в их пределах.

Было доказано, что на основе различия продуцируются новые системы значений. Авторами теорий, получивших общее название постструктуралистских, были очень серьезные ученые, труды и частные высказывания которых активно цитируются в российских гуманитарных сочинениях. Среди них можно назвать имена следующих ученых: Р. Барта, У. Эко, Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ю. Кристевой и других.

Исследуемый нами тип медиа - популярное периодическое издание на бумажном носителе или в электронной форме, таблоидный телепродукт -закономерные порождения деструктивных, что не означает негативных, изменений топологических рамок российского культурного пространства.

Этой причиной объясняется наше обращение к зарубежным теориям постструктурализма. В задачи настоящего сочинения, не входит подробный анализ работ вышеупомянутых авторов. Полагаем, что приведенного краткого резюме достаточно, для того чтобы представить новые типы дискурсов, обслуживающих новый же тип медиа. Вообще начало нового века ознаменовало резкий скачок в развитии как коммуникационных систем, так и способов и форм репрезентации их продуктов. Например, в работе М.Г. Шилиной (http://www/mediascope.ru/taxonomy/term/7) находим ряд очень интересных наблюдений. Автор пишет, что для 2009 г. характерно использование в медиадискурсе классических моделей коммуникации, продуцируемых масс-медиа (односторонние манипуляционная и информационная, двусторонние асимметричная и симметричная) можно считать фактором стагнации, поскольку новые медиа, в частности, веб, продуцируют принципиально иные, наиболее прогрессивные субъект-субъектные форматы. Действительно, если обратиться к программам нашего телевидения, то мы сталкиваемся с односторонней манипуляционно-информационной моделью журналистики. Социальная роль TV сводится к обслуживанию потребителя, которую можно сравнить с коммунальным типом обслуживания (Мальцева, 2007).

Таблоидность российского телевидения

Идентификация нации - важнейший феномен этнокультурологической унитарности. Условия его становления и реализации изучаются многими медиаспециалистами (Богдан, 2008).

Понятие идентичности в широкий научный обиход ввел известный американский психолог Э. Эриксон. Он определял его как твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя, дающий чувство тождества и целостности, свойственное как личности, так и обществу. Сегодня «идентичность» является в науке общепринятым понятием. В зависимости от аспекта отношений человека и общества различают две области идентичности: духовную и социокультурную. А поскольку общество -система сложная, полиструктурная, многоуровневая, то обе области идентичности тоже включают в себя несколько уровней. Следует напомнить, что после развала Советского Союза проблема идентификации страны стал главнейшей. Сейчас мы можем с достоверностью сказать, что ТВ осуществило процессы духовной, политической и социокультурной идентификации. Однако на периферии РФ эти процессы еще далеко не завершены. Телевидение прочно вошло в быт россиян, опережая даже такие традиционные институты социализации, трансляции знаний и культурных ценностей, как семья и школа. В массовом сознании нашего народа оно превратилось в атрибут повседневной жизни. Так, две трети (66%) городских жителей считают, что если телевидение вдруг на некоторое время выйдет из строя, люди потеряют нечто жизненно важное (и только 20% считают, что люди от этого только выиграют).

Телемагии более всего подвержены социально не защищенные слои общества - подростки и старики. Особенно дорожат телевидением и чаще дают ему самые положительные оценки молодые зрители (преимущественно зрительницы) без высшего образования, главным образом, в средних и малых городах. И это понятно: для них телеэкран - единственное окно в мир, и без него они многое бы потеряли.

Для работающей части населения ТВ - это средство и способ развлечения. Поэтому для названной части нашего общества оно выполняет, наряду с информационной, рекреационную функцию, организуя досуг, отдых и эмоциональную разрядку.

Изучая программы разных каналов российского телевидения, мы с удивлением обнаружим, что достойных программ или передач, которые должны способствовать просвещению населения, популяризации знаний и распространение культуры (культурно-просветительская функция) крайне мало. Что же касается функции социальной интеграции и политической мобилизации, то есть создания телепродукции, помогающей сплочению общества, мобилизации населения на решение государственных задач, то эти действия ТВ выполняет в определенные и краткие временные отрезки - во время выборных кампаний.

Специалисты в области массмедиа давно уже предупреждают о негативных и позитивных последствиях влияния ТВ. Одной из опасностей этого вида коммуникации для журналистики является не цензура и не давление со стороны властей, а цинизм и амбиции, заложенные в корне журналистского творчества, и особенно следованию коммерческим интересам.

Как известно, одним из решающих факторов разрушения коммунистической империи стало воздействие западных средств массовой информации, прежде всего международных радиослужб и телевидения. Оружие не смогло пробить брешь в «железном занавесе», но одной из причин краха коммунизма стало телевидение. Многие аналитики пришли к мнению, что новости западных СМИ способствовали развалу СССР и падению коммунистических режимов в Восточной Европе.

Коммерциализация телевидения, влияние глобальных телесетей, вопреки всем ожиданиям, оказывают деструктивное воздействие на весь семантический уровень индустрии. Каждая телекомпания, заказывающая сегодня проведение социологического опроса, выявление зрительских интересов, приходит к выводу, что самыми высокими индексами рейтинга характеризуются криминальные, сенсационно-скандальные, спортивные и развлекательные передачи. Последние должны репродуцировать разного рода азартные викторины, реалити-шоу, музыкальные темы.

Понимание зрительских интересов в плане воздействия СМИ на аудиторию чрезвычайно значимо, поскольку речь идет о социальных условиях, исторической перспективе, культурных ценностях и нормах общества. Новые концепции, созданные на достижениях современной социологии и социальной психологии, заставляют менеджеров телебизнеса учитывать возможные последствия программной политики. В число таких концепций входит концепция селективного отбора и запоминания? которая-утверждает, что получатели телепрограмм, выбирают и запоминают только те сообщения, которые согласуются с их ценностными и культурными установками. Другой стороной этой политики является концепция «спирали молчания», предложенная немецким социологом Э. Нелле-Нойман, в соответствии с которой люди посредством изучения своего окружения стремятся выявить господствующие и маргинальные точки зрения. Обнаруживая, что их точки зрения не находят широкого распространения в обществе, люди не выражают открыто свои взгляды. Роль ТВ, являющегося сегодня важнейшим общедоступным СМИ, и заключается в создании и распространении доминирующих взглядов, что для людей, не согласных с такими взглядами, может обернуться причиной нарастания «спирали молчания» на индивидуальном уровне. Указанная концепция, к сожалению, воспитывает социальную мимикрию, подражание авторитетам, следование за лидером, пассивное выжидание и инертность.

В иерархии зрительских предпочтений и симпатий воспитание гражданских убеждений и взглядов находится где-то внизу условной черты. В то время как на советском ТВ превалировали информационная, воспитательно-идеологическая и культурно-просветительская функции. Развлекательная же, которую предпочитали называть функцией организации досуга населения, присутствовала как дополнительная, а не основная. Сейчас все поменялось местами.

Несмотря на концептуальное преобразование телеиндустрии в целом, изменение ее стилистико-семантических, социокультурных и политических рамок, современное российское телевидение воспринимается населением как мощный инструмент воздействия на политическую жизнь и ситуацию в стране, а представители телебизнеса - как способ манипулирования общественным сознанием. Можно констатировать, что стереотипы советского периода о роли, задачах и функциях телевидения в обществе живы и устойчивы.

Жанровые и функциональные характеристики таблоидных СМИ

Популярные публицистические издания, будь то периодика, Интернет-издания или телевизионные передачи - все уже находило отражение в специальной литературе. Однако все труды освещают проблему таблоидных СМИ в отдаленном приближении. Известны лишь немногие исследования, среди них работы Ю.В. Лучинского, Е.А. Корнилова, А.А. Монастырской и др. Большинство работ представляют собой статьи, отражающие тот или иной аспект, связанный с таблоидными СМИ.

Обратимся к изложению имеющегося в нашем распоряжении материала. Европейские и американские исследователи СМИ отмечают основные общие и повторяющиеся повсюду черты популярных таблоидных продуктов - печатных и телевизионных - как основные и типологически определяющие. Прежде всего, это тематический подбор материалов, сосредоточенный на сенсационно-скандальных, ежедневных бытовых сюжетах относительно постоянного характера, освещаемый журналистами слишком драматически и эмоционально. Также важно подчеркнуто персонализированный подбор конфликтов, как и простая житейски-бытовая объяснительная рамка, в которой представлены проблемы. Таковы популярные материалы, например, передач «В час пик», «Чрезвычайное происшествие», материалы ток-шоу «Пусть говорят».

Исследователями языка газеты подчерквается актуальность проблемы сдвига представлений журналистов о нормах речевого общения, так как использование языка в сфере массовой коммуникации во многом определяет языковую ситуацию в современном обществе. Стилистический узус современной публицистики оказывает влияние на культурно-речевую стуацию, участвует в формировании литературной нормы, языковых вкусов говорящх.

В ходе анализа таблоидных текстов мы пришли к выводу, что изучение проблемы фамильярной тональности как стилевой константы таблоидов невозможно без обращения к общеязыковой семантике категории фамильярности. Проявление фамильярности сопряжено с нарушением норм коммуникативного поведения в статусно-маркированной ситуации. Феномен фамильярности - отклонение от статусно иерархического типа общения -реализуется в определенном типе текстов как семантико-стилистическая домнанта, имеющая категориальный характер.

Семантико-стилистическая категория фамильярности опирается на определенную систему специализированных вербальных сигналов. В их числе разговорные формы собственных имен, диминутивы, ты-обращения и другие. Отмеченные сигналы служат показателями сниженной речевой манеры, способствующей сокращению нормативнойсоциально-ролевой дистанции.

В текстах таблоидной прессы категория фамильярной тональности имеет двоякую направленность. Авторская фамильярность по отношению к персонажу текста способствует сдвигам в социально-ролевой иерархии, сокращает коммуникативную дистанцию по вертикали социальной иерархии; авторская фамльярность по отношению к адресату направлена на формирование дружески-панибратских отношений с читателем.

Фамльярная тональность, являясь стилеобразующей категорией таблоидных изданий, задает характер эмоционально-экспрессивного содержания текста и отражает психо-эмоциональную позицию автора. Будучи приметой манеры речевого поведения, фамильярность проявляется в намеренном отклонении от норм статусно-ориентированного общения.

Многослойность средств, разнообразие приемов и повсеместность использования тех и других в «желтой» прессе - все это позволяет утверждать, что фамильярность выступает как универсальная категория таблоидного текста.

С другой стороны, обращают на себя внимание некие общие композиционно-структурные принципы (в газетах - это специфический графический дизайн, подавляющая роль иллюстраций и фото, изменение соотношение между размером заголовка и длиной текста, так и подчеркнуто провокационные графические и языковые стратегии), в телетекстах - это провокационные коммуникативные стратегии. И, наконец, специфический таблоидный язык — сжатый, простой, эмоциональный, насыщенный разговорными и различными риторическими и художественными средствами. При этом имеется в виду, что «язык» означает «стиль» определенных журналистских продуктов.

Такие обобщенные основные характеристики популярных таблоидов позволяют определить их как тип речи, отличающийся единством тематики, композиции и стилистики, иначе говоря, таблоид соответствует в традиционном смысле классическому понятию жанр, унаследованному с древнейших времен, но сегодня оказавшемуся исключительно продуктивным.

В третьей книге «Риторики» Аристотель подчеркивал, что «всякому типу речи соответствует особый стиль» (Аристотель, 1978: 149). Согласно Деметрию, величественный стиль или стиль красноречия проявляется в трех аспектах: в смысле речи (dianoia), в слове (lexis) и в связи между ними (synthesys) (Деметрий, 1978: 244). Французский же ученый Пьер Гиро античную риторику определяет оптимальностью заданной ситуации: «форма речи в трех уровнях: на уровне замысла, то есть выбора идеи и темы; на уровне композиции, то есть расположения, ряда, последовательности идей, и на уровне стиля, то есть использования риторических фигур, языковых форм и своеобразных выразительных средств (Гиро, 1980: 36,37). Михаил Бахтин, со своей стороны, считал, что следующие эпохи мало что добавили к античной теории и к дефинированию речевых жанров как «относительно устойчивых тематически, композиционно и стилистически типов высказывания», которые отражают специфические условия и цели той или другой области человеческой деятельности, как и во всех случаях эти три элемента неразрывно связаны в одно целое и одинаково определяются специфической коммуникативной сферой, в которой порождаются (Бахтин, 1979: 237-242).

Похожие диссертации на Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США