Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образы птиц в наскальном искусстве Северной Азии Чигаева Виктория Юрьевна

Образы птиц в наскальном искусстве Северной Азии
<
Образы птиц в наскальном искусстве Северной Азии Образы птиц в наскальном искусстве Северной Азии Образы птиц в наскальном искусстве Северной Азии Образы птиц в наскальном искусстве Северной Азии Образы птиц в наскальном искусстве Северной Азии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чигаева Виктория Юрьевна. Образы птиц в наскальном искусстве Северной Азии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Чигаева Виктория Юрьевна; [Место защиты: Кемеров. гос. ун-т].- Кемерово, 2007.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/1169

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Источники и история изучения орнитоморфных изображений 11

1.1. Анализ источников 11

1.2. Историография проблемы 20

Глава 2. Характеристика и обоснование видо-родовой принадлежности изображений птиц в наскальном искусстве Северной Азии 30

2.1. Типология орнитоморфных изображений на скалах 30

2.2. Отражение влияния геосреды в наскальных изображениях птиц ...47

Глава 3. Вопросы хронологии и стиль 61

3.1. Хронология и методика хронологического определения изображений птиц 61

3.2. Динамика соотношения видо-родового состава наскальных изображений птиц в регионах Северной Азии 83

Глава 4. Образ птицы в культуре народов Северной Азии 93

4.1. Мифо-эпические и этнографические параллели образов птиц 93

- Связь образов птиц с природными объектами и явлениями 94

- Связь птиц с представлениями о загробном мире и душах умерших 97

- Семантика образов хищных птиц 99

- Семантика образов водоплавающих и голенастых птиц 108

- Семантические значения боровых, певчих и других птиц 112

- Связь образов птиц с женским и детским культом 115

4.2. Образ птицы в шаманизме Северной Азии 117

4.3. Орнитоморфные элементы в наскальном искусстве Северной Азии 121

4.4. Мифо-эпическая основа композиций с птицами в наскальном искусстве Северной Азии 130

Заключение 139

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы. В настоящее время резко увеличилось количество известных науке памятников наскального искусства в России и за рубежом, накоплен достаточно большой объём источников и литературы, посвященных отдельным памятникам и территориям распространения наскального искусства, а также работ по исследованию отдельных образов искусства. Одним из таких часто встречающихся образов на памятниках наскального искусства являются птицы. Изображения птиц привлекали интерес различных исследователей: археологов (петроглифистов) (Окладников, Запорожская, 1969; Дэвлет, 1998; Окладникова, 1984; Маточкин, 1997; Кубарев, Забелин, 2006 и др.), этнографов (Алексеев, 1980; Вайнштейн, 1964; Бутанаев,1996; Павлинская, 1990 и др.), фольклористов (Жирмунский, 1962; Березкин, 2003; Матвеева, 1981; Потапов, 1983; Кении, Лопсан, 1987 и др.), зоологов (орнитологов) (Васильев, 2003; Гагина, 1978; Булыгин, 1978; Митрофанов, 2002; Оводов, Мартынович, Заика, 2002; Дроздов, Лаухин, Чеха, Кольцова, 1992 и др.) в основном в связи с решением других научных проблем. Поэтому научная литература по исследованию образов птиц в наскальном искусстве представляет собой разрозненные, относящиеся к различным сферам науки, сведения о птицах по отдельным регионам либо отдельным аспектам исследуемого образа, кроме того, по данной теме до сих пор нет комплексного монографического исследования. Однако современная наука динамична и интегративна, что способствует развитию в ней прогрессивных тенденций. Уже на сегодняшний день образ птицы находится в центре внимания различных музеев (например, Кунсткамера), где на базе исследований по птицам готовятся проекты музейных экспозиций (Купина, 2005, с. 191-199).

В настоящем диссертационном исследовании впервые собраны практически все известные нам изображения на исследуемой территории, рассмотрены хронология, динамика развития образа в регионах Северной Азии на протяжении археологических эпох, прослежена связь изображений с геосредой, проведена типологизация всех известных изображений и орнитоморфных символов, выявлена значимость образов птиц в духовной культуре народов в различные эпохи в регионах Северной Азии.

Объектом исследования является наскальное искусство Северной Азии и его роль в духовной культуре народов данной территории.

Предмет исследования - орнитоморфные изображения на скалах, курганных плитах и стелах, опубликованные в научных трудах археологов, хранящиеся в фондах музеев и лично скопированные и сфотографированные автором в ходе экспедиций 2004-2006 гг. на Алтае (Бичикту-Боом, Жалгыз-Тобе, Сеттерлю, Елангаш, Туру-Алты (Кара-Чат), Калбак-Таш, Туюк-Габо) и их роль в наскальном искусстве регионов Северной Азии.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является определение роли образов птиц в наскальном искусстве регионов Северной Азии на протяжении всей истории существования в данной сфере изобразительной деятельности. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1) проанализировать и обобщить существующую в настоящее время источниковую базу по изображениям птиц; 2) классифицировать изображения птиц на основе их существенных признаков с использованием данных орнитологии; 3) изучить встречаемость и распространение изображений птиц в наскальном искусстве внутри регионов Северной Азии и на межрегиональном уровне во взаимосвязи с геосредой, фаунистическими особенностями древности и ареалами распространения отдельных видов птиц; 4) проследить эволюцию стилистических особенностей изображений птиц в наскальном искусстве с момента зарождения сюжета до его оформления в этнической культуре; 5) построить хронологическую схему развития орнитоморфных образов в региональном и общетерриториальном аспектах на основе применения методик хронологического определения; 6) определить роль и значение образов птиц в наскальном искусстве как части духовной культуры населения Северной Азии в культурно-историческом аспекте; 7) провести культурно-исторические параллели между изображениями птиц в наскальном искусстве и их сюжетами в мифологии, эпосе, этнографических предметах изобразительного творчества

Хронологические рамки исследования. В работе учтены орнитоморфные изображения от неолита (рубеж V-IV- 2 пол. III тыс. до н.э.) до этнографической современности, что, в свою очередь, составляет хронологические рамки диссертационного исследования и позволяет проследить эволюцию образов птиц в духовной культуре Северной Азии с момента его зарождения до постепенного угасания и перехода в иные виды искусства.

Территориальные рамки исследования представлены следующими регионами Сибири и Дальнего Востока: Кемеровская область, республика Хакасия и Красноярский край (частично), Алтай, Республика Тыва (Тува), Бурятия и Иркутская область (частично), Республика Саха (Якутия), Читинская и Амурская области. Выбор обусловлен тем, что охваченная территория определяется распространением наскальных изображений птиц.

Для проведения параллелей в изобразительной традиции в работе использованы данные соседних регионов, включая Монголию, Среднюю Азию и Казахстан, что обусловлено схожими сюжетами в искусстве, мифах, эпосе, обрядовой практике.

Источники. В работе использован и проанализирован широкий круг источников. Они представлены двумя группами: основные и вспомогательные. Основную группу источников представляют: 1) опубликованные изображения птиц на памятниках наскального искусства,

курганных плитах и стелах, 2) неопубликованные архивные и музейные материалы, 3) копии и фотографии орнитоморфных изображений, полученные автором в ходе полевых исследований 2004-2006 гг. Вспомогательную группу источников представляют: 1) орнитоморфные изобразительные источники из погребений и поселений (предметы литья, мелкой пластики, торревтики и др.), 2) этнографические, фольклорные и эпические материалы, 3) данные орнитологии. Всего в работе использованы материалы 261 памятника наскального искусства (1875 изображений птиц), что составляет источниковою базу настоящего исследования.

Автор выражает особую благодарность докторам биологических наук, профессорам кафедры зоологии Т.Н. Гагиной и А.Ф. Белянкину за научные консультации по орнитологическому блоку работы.

Методология и методика исследования. В работе использованы структурный (Леви-Строс, 1958), комплексный и интеграционный подходы при изучении источников и применяются: формально-стилистический и иконографический методы анализа, а также сравнительно-исторический, структурно-семиотичесчкий, статистический, сравнительно-типологический методы, метод классификации, обобщения и структурирования, метод аналогий и проблемно-хронологический метод. Кроме того, применительно к наскальному искусству в диссертации использована теория «изобразительных инвариантов» и общеисторические принципы исследования: принцип преемственности, диалектики, историзма, исторического плюрализма и детерминизма.

Основными сферами применения методических разработок диссертации являются: выявление количественного соотношения видов птиц на скалах в региональном и хронологическом аспектах и составление статистических таблиц, определение видо-родовой принадлежности птиц и его обоснование, составление типологии изображений, определение датировки некоторых орнитоморфных изображений и построение общей хронологии появления и распространения образа птицы в рассматриваемом регионе, а также семантическое определение композиционно-сюжетного блока.

Апробация работы. Предварительные результаты по теме диссертационного исследования были представлены автором в форме статей, тезисов и докладов на 23-х научных конференциях разного уровня: XXXIX, XL, XLI и XLII Международные научные студенческие конференции «Студент и научно-технический прогресс» в Новосибирске (апрель 2001, 2002, 2003 и 2004 годов); XLII, XLIII и XLIV Региональные (с международным участием) археолого-этнографические конференции студентов и молодых учёных (Омск, 16-19 апреля 2002 г.; Томск, 1-3 апреля 2003 г.; Кемерово, 31 марта-3 апреля 2004 г.); XXX апрельская конференция молодых учёных КемГУ (Кемерово, 2003 г.); V Конгресс этнографов и антропологов России (Омск, 9-12 июня 2003 г.); I Межрегиональная научная конференция «Язык. Миф. Этнокультура.» (Кемерово, 18-20 февраля 2003

г.); IV Сибирский симпозиум «Культурное наследие народов Западной Сибири: угры» (Тобольск, 9-11 декабря 2003 г.); V Международная научная конференция «Наука и образование» (Белово, 26-27 февраля 2004 г.); XXXI апрельская конференция студентов и молодых учёных КемГУ (Кемерово, 2004 г.); XII Международный научный семинар «Интеграция археологических и этнографических исследований» (Алматы-Омск, 23-24 сентября 2004 г.); Конференция молодых учёных КемГУ (Кемерово, декабрь

  1. г.); V Международная тематическая научная конференция «Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции» (Санкт-Петербург, 1-4 декабря 2004 г.); XXXVII Урало-Поволжская археологическая студенческая конференция (Челябинск, 2-5 февраля 2005 г.); Международная научная конференция «Мир наскального искусства» (Москва, 3-7 октября

  1. г.); XIII Международный научный семинар «Интеграция археологических и этнографических исследований» (Омск, 20-21 октября 2005 г.); «Курбатовские чтения» (Санкт-Петербург, 10-12 апреля 2006 г.); XIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов - 2006» (Москва, 12-15 апреля 2006 г.); Первый Российский культурологический конгресс (Санкт-Петербург, 25-29 августа 2006 г.), Всероссийский археологический съезд «Современные проблемы археологии России» (Новосибирск, 23-28 октября 2006 г.) и XIV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов - 2007» (11-14 апреля 2007 г.).

Научная новизна исследования заключается в том, что: 1) впервые по данной проблеме проводено комплексное исследование, 2) разработана классификация орнитоморфных рисунков, включающая все изображения с орнитоморфными чертами и проведено их видо-родовое определение, 3) выделены хронологические периоды и стилистические особенности орнитоморфных изображений на каждом этапе развития образа птицы, 4) впервые в работе по данной проблеме используются материалы палеоорнитологических исследований (работы Оводова, Мартыновича, Васильева и др.), 5) прослежено отражение орнитофауны в мифологии и эпосе народов данной территории.

Полученные результаты позволили реконструировать роль образа птицы в наскальном искусстве как части духовной культуры исследуемых нами регионов Северной Азии.

Практическая значимость. Настоящее диссертационное исследование определяет роль и место образа птицы в наскальном искусстве и духовной культуре данного региона и открывает новые возможности в исследовательской практике на междисциплинарном уровне (археология, орнитология, этнография, культурология и т.д.). Выводы по теме этого исследования - лишь первый шаг к раскрытию образа птицы и возможностей, связанных с его изучением. Исследовательские работы данного направления в перспективе могут способствовать интеграционным

исследованиям по археологии, этнографии, культурологи, орнитологии, экологии, природопользованию.

Материалы диссертации могут быть использованы при написании монографий по смежным темам, в курсах лекций по археологии, при подготовке спецкурсов по археологии и истории, на семинарах по археологии, а также при разработке учебных пособий по археологии, культурологии и орнитологии и разработке проектов музейных экспозиций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и десяти параграфов, заключения, списка источников и литературы, списка приложений и альбома приложений. Альбом приложений включает: 1) базу данных по всем используемым в работе источникам, обладающим орнитоморфными изображениями, и данные по остеологическому материалу; 2) карты; 3) статистические таблицы; 4) иллюстративный материал с описаниями; 5) данные биологической характеристики изображений птиц.

Историография проблемы

В работе используются две группы источников - основная и вспомогательная - поскольку предмет нашего исследования достаточно сложен и предполагает рассмотрение образа шипы в наскальном искусстве в комплексе с мировоззрением и геосредой, в которой был создан. Лишь в совокупности они дают полное представление о роли исследуемого образа в культуре рассматриваемого региона

Основную группу источников составляют архивные материалы, опубликованные материалы памятников наскального искусства, а также лично сделанные автором микаленгные и полиэтиленовые копии и фотографии изображений ппщ с памятников Горного Алтая. Данные источники представлены не только изображениями на скалах, но и изображениями на каменных плитах курганов и стелах.

Вспомогательную группу источников составляют, во-первых, предметы материальной культуры, обладающие орнитоморфным наполнением. В их числе можно отелить предметы торевтики, литья, мелкой пластики. Сюда мы относим и костные останки птиц. Во-вторых, к вспомогательной группе относятся данные этнографии и мифо-эпические тексты.

Неопубликованные архивные и музейные материалы. В данную группу источников входят микаленгные копии с памятников Каракол, Бичшау-Бом, Елангаш и Туэкта, хранящиеся в архивах «Республиканского краеведческого музея Горного Алтая», историко- культурного музея-заповедника «Томская писаница» и музея археологии, этнографии и экологии КемГУ. При исследовании этого вида источников автор располагает более полной информацией: они содержат не только изображения, но и скопированные элементы самой скальной плоскости, что даёт возможность заметить ускользнувшие или по каким-то причинам не отмеченные при копировании другими исследователями детали.

Материалы собственных исследований: копии и фотографии орнитоморфных изображений с памятников Горного Алтая: Бичикту-Бом, Сетгерлю, Карачат, Жалгыз-Тобе, Ту- юк-Габо, полученные автором в ходе экспедиций 2004-2006 гг., хранящиеся в музее ГАГУ и частично в архиве историко-культурного музея-заповедника «Томская писаница». Эта группа источников отличается, в первую очередь, своей новизной. Копии и фотографии, сделанные автором, ранее не были опубликованы

Опубликованные изображения птиц с памятников наскального искусства, курганных плит и стел. Эго самая многочисленная группа источников. Она включает орнигоморфные изображения с таких памятников как Томская писаница, Новоромановская писаница (Окладников, Мартынов, 1972), «Висящий камень» (Ковтун, 1993) и др. - Кемеровская область; Ог- лахты, «Малоарбатский писанец», Сулекские скалы (Кызласов, Леонтьев, 1980; Sher, Blednova, Legtehilo, Smirnov, 1994), Тас-Хазаа (Кызласов, 1986), «Бейская стела» (Дэвлеь, 1990), Шалабо- лино (Пяткин, Мартынов, 1985), Суханиха, Тепсей (Советова, Миклашевич, 1999; Шер, 1980), Кунинская писаница (Вяпшна, 1961),Буграхты(Вадецкая, 1983; Дэвлег, 1976), Большое озеро, Апрельев лог, гора Змеиная (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980), степа из Аскизской заимки (Appelgnen-Kivalo, 1931) и др.-Хакасия и Красноярский край; Каракол (Кубарев, 1988), Цаган-Салаа, Бага-Ойтур (Кубарев, Якобсон, Цэвээндорж, 2005), Чанкыр-Кёль (Окладников, Окладникова, Запорожская, Скорынина, 1981), Сары-Сагак (Окладников, 1982), Арал-Толгой (Кубарев, Цэвээндорж, Якобсон, 1999), Усть-Канская писаница (Елин, Некрасов, 1994), Хаар- Салаа (Кубарев, 2001) и др. -республика Горный Алтай, Алтайский край и монгольский Алтай; Мугур-Саргал (Дэвлег, 1980), Орта-Саргол (Дэвлег, 1982), Бижикгаг-Хая (Кызласов, 1964), Куйлуг-Хем (Дэвлег, 2001), Саргольское ущелье (Дэвлег, 1976; 2001), Овюр (Потапов, 1958), Эдегей (Кызласов, 1998) и др. - Тува; Тальма, Куленщ (Окладников, 1977), Шишкино, «Никольский ручей» (Окладников, Запорожская, 1959), Саган-Заба, Бухта Ая (Окладников, 1974), Сарминское ущелье (Пудовкина, Горюнова, 1995), Усгь-Кяхта, Табангугское обо, «Деревенская гора», Чомник, Боргой-Сельгир, Мухундук, Селендума, Номохоново, Поюраг, Арангата, Темник, Кибапино, Павлова гора, Гуни-Саба, Заган, Баин-Хара, Варварина гора, Алдан (Окладников, Запорожская, 1969), Омулевка, Городоюй утёс, Темниковская пещера (Ги- ваненко, 1990), Каменный остров I, Ш, Свирск, Каменка, Большекадинские писаницы, скала у дер. Манзи (Окладников, 1966), Душелан, Куртун, гора Голубинка (Окладников, Молодил, Конопацкий, 1980) и др. - Бурятия и Иркугская область; Андреевская писаницд (Кочмар, 1995), Ат-ДОан, Сурукгах-Хая, Эмэгээтэх-Хая, Село Петровское, Тойон-Ары (Окладников,

Запорожская, 1972), Бэс-Юрох, р. Мая, Сень, Укаан, Крестях, Баасынай (Окладников, Мазин, 1979; Кочмар, 1994) и до. -Якутия; Средняя Нююка, Смирновская писаница, Арбинская писаница, Онен (Окладников, Мазин, 1976), Сакачи Алян, Шереметьевское, стойбище КМ (Окладников, 1968; 1971), Архара (Мазин, 1986) и др. - Амурская область; Бугиха, Кара, Средне- Шайкино, Бараун-Чулутай, Цорон, Усть-Цорон, Могойгуй, Копчил, Урулюнгуй, Бырка (Мазин, 1986) и др. - Читинская область. Источники этой группы отличаются тем, что были скор- пированы и опубликованы в разное Бремя и содержат изобразительные материалы, которые с течением времени по тем или иным причинам в результате влияния различных факторов могли бьпъ частично или полностью утрачены или искажены. На это могли влиять и фактор выветривания, и весенние наводнения, и движение нижних земных пластов. Кроме влияния временного фактора здесь имеет место и фактор субъективности, поскольку каждый исследователь по своему видит одно и то же изображение и соответственно этому копирует его. В связи с выше указанными обстоятельствами данная группа источников имеет более низкую степень досговерносгьи по сравнению с двумя предыдущими группами. В то же Бремя, эти источники представляют собой более первозданный вариант наскальных изображений птиц, тот вцд, в котором они существовали до воздействия внешних факторов, влиявших на их состояние в последние десятилетия. В связи с этим, их достоверность наоборот более высокая.

Обзор источников по петроглифам Северной Азии дан нами в Приложении I. Он проводится по региональному принципу: Кемеровская область, Хакасия и Красноярский край (частично), Алтай, Тува, Бурятия и Иркутская область (частично), Якутия, Читинская и Амурская области. В описании памятников при определении видо-родовой принадлежности и д атировке изображений птиц использованы данные, опубликованные в научной литературе и полученные в ходе собственного исследования. Всего нами было учтено 1875 изображений гпиц на писаницдх, из них по Кемеровской области нами учтено 16 изображений, в Республике Хакасии и Красноярском крае - 211, на Алтае (республика Горный Алтай, Алтайский край и Монгольский Алтай) -266, в Туве (Республика Тыва) - 23, в Бурятии и Иркутской области -1020, в Якутии (Республика Саха) -179, в Амурской области -117, а в Читинской - 43 изображения птиц на писаницах (Приложение II, Табл. 2).

В результате анализа основной группы источников можно отметить, что заложенные в ней данные, позволяют выявить особенности техники нанесения, стиля орнитоморфных изображений и являются источниками для определения ввдо-родового состава изображений птиц. По результатам анализа этих источников мы смогли установить встречаемость отдельных видо-родовых единиц на памятниках того или иного региона. Д анные по колличесгвен- ному соотношению видо-родовых единиц приводятся нами в Приложении П, Табл. 1.

Отражение влияния геосреды в наскальных изображениях птиц

Приведённый нами материал позволяет сделать вывод, что большинство изображений птиц неслучайно входит в состав сложившихся со временем композиций и отражает их мифологическую или мифо-эпическую сущность. При рассмотрении изображений птиц на скалах Северной Азии нами были выделены следующие изображения и композиции с птицами (вертикально парящая, идущая/ стоящая/); одиночное изображение птицы (вертикально парящая, стоящая/ идущая/ сидящая/ плывущая; летящая); две гпицы; гпицы, идущие одна за другой; несколько птиц, расположенных вертикально одна над другой и иногда слившихся между собой; несколько птиц, парящих рядом; птица (однаадве), а под (над) ней чуть выше/ниже пятно (од но-два); птица (одна-две) и чуть выше (ниже) неё диск; гпищ (ы) и рядом или вокруг пятна; гпицы (одна или несколько), а рядом оградка, чаще с пятнами; человек на птице; птица радом с «шаманом» (либо птицеголовый с бубном); всадник с птицей «на руке»; пиша на животном; птица (одна или несколько) вблизи животных и / или людей; птицы (одна или несколько) в окружении неопределённой символики; ярусная композиция (Приложение X, Табл. 1,3). Каждая композиция несёт в себе свой сакральный смысл (Приложение X, Табл. 2,4). Обратимся первоначально к характеристике этих композиций и сюжетов в работах авторов, опубликовавших, исследуемые нами источники.

На Томской и Новоромановских писаницах отмечалось наличие космогонического мифологического сюжета - «сотворения мира», в котором на передний план выходит утка. С изображением сокола на Томской писанице связывается как запечатление в наскальном искусстве души, так и различные представления о потустороннем мире. Рисунки же журавля воспринимаются как изображения носителя доброго начала (Окладников, Мартынов, 1972), а сова, ныне являющаяся эмблемой музея-заповедника «Томская писанивд», является символом мудрости и богатства

В Хакасии на горе Сагыт и рисунках южного склона Оплахтинских гор исследователи отмечали сцены охоты на орлов и ястребов (Кызласов, Леошъев, с. 138-140). Возможно, эти сцены отражали культ хищной птицы или иллюстрировали отлов этих птиц для последующей продажи в другие страны, где была широко развита «соколиная охота», и дневные хищники ценились на вес золота. На памятнике Оглахты V отмечена сцена терзания - гриф терзает косулю+солярный символ между ними (Пяткин, Совегова, Миклашевич, 1995, с. 86). На наш взгляд, эта сцена может быть интерпретирована неоднозначно. Другой смысл згой композиции заключается в том, что эго сцена борьбы двух начал: добра и зла, света и тьмы, соприкосновение земного мира через образ косули и потустороннего через образ грифа Зачастую грифы и грифоны семантически рассматриваются как существа хгонические.

На памятнике Тас-Хазаа, по мнению Кызласова, предположительно, изображены птицеголовые боги: Тот и Хонсу, а сам сюжет является запечатлением солнечного культа (Кызласов, 1986, с. 134). Другая семантика этого сюжета - эго похождения мифического, культурного героя за добычей - Солнцем (миф «О разорителе орлиного шезда», похитившем огонь, солнце), где птицы: орёл, ястреб, сокол - спутники культурного героя и его тотемное воплощение (Хлобыстина, 1987,с. 117,118; 1978,с. 156,163).

Орёл в представлениях древних людей считался властелином воздуха, воплощением мошц, скорости, спутником великих богов и часто их прямой персонификацией. Его полёт был знаком военного успеха (Черняева, 1985). Сокол / ястреб также являлись+ солнечным символом победы (Совегова, 2003, с. 112). На памятнике Бычиха, считается, был изображён мифический орёл (Ляпсил, Черняева, с. 85-87).

На Усгь-Тубе (I, ГП, IV), согласно общему мнению исследователей, была отражена вертикальная структура мирового дерева - трёхчленное деление: вверху изображена птица, в средней части-олени, кони, люди, внизу-волк, змея (Шер, 1980, с. 146-153; Совегова, 1990, с. 32-36). Рядом с улусом Бурахты на скалах изображены живущие на небе особые «светлые» птицы, возможно, души умерших, улетающие в потусторонний мир (Вадецкая, 1983, с. 97). Широко известный памятник Бейская стела содержит целый ряд орнитоморфных образов и сюжетов. Ворон, венчающий всю композицию, считается, связанным с разными элементами мироздания: подземным миром, водой, солнцем. Он является и символом солнца, прорицания, и медиатором между жизнью и смертно, посредником между тремя мирами. По мнению М А Дэвлег, на стеле отображена сцена противостояния белого и чёрного лебедя (?) (жизнь и смерть, добро и зло), противостояния ворона и лебедя-двух мифических героев (Д эвлег, 1990, с. 85-89). Такие противопоставления довольно часты (лебедь и сова, лебедь и ласточка). Вообще, лебедь является тотемом мифических героев, символичным образом красоты и посредником между небом и землёй, добрьгм вестником (Совегова, 2003, с. 119). На памятнике Черновая VIII, как предполагает рад авторов, изображены родовые тотемы и запечатлены тотемистические представления, связанные с культом предков в сочетании с шаманизмом и промысловым культом (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980, с. 137). Памятники Шарыповского района Красноярского края (Ключ I, Малое Озеро VIII, Апрельев лог II и Ш, Большое Озеро И, VI, VIII, Мысы (Ораки I), гора Змеиная, Абакано-Перевоз, Сульфатное, Озёрная II) содержат орнитоморфные тамги - знаки отличия отдельных кланов. Птицы, изображённые на них, являются переносчиками или воплощением душ умерших и связаны с нижним миром. Птицы являются и олицетворением солнечной энергии, ветра, считаются коммуникаторами (Семёнов, Килуновская, Красниенко, Субботин, 2003, с. 109).

На Алтае на памятнике Каракол изображена сцена: солнцеголовый + животное+птица Исследователи дают двоякую расшифровку древнего сюжета либо это изображение шамана и птицы - его помощника, а вокруг символы неба, звёзд, либо изображён погребальный обряд, а животное и птица - это духи-проводники душ мёртвых в иной мир (Кубарев, 1988, с. 148).

На Кызыл-Кёле шина является образом мирового дерева (Окладникова, Окладников, с. 133- 136). На Сары-Сагак отмечается солярная принадлежность орнитоморфных композиций, их связь с небом, со звёздами (Окладников, Окладникова, Запорожская, Скорынина, 1982, с. 127- 132). На писанице Каянча II, по словам исследователей, птица выступает, как существо космического порядка. Возможно, здесь изображена гигантская птица-помощник шамана - Хан- Кереде - орёл или коршун. Птица является духом-помощником. Ястребы, вороны, коршуны, филины, лебеди - сверхъестественные помощники шаманов, обладающие особой силой и способностями. Филин ещё считался и вещей птицей. Шаманы-оборотни превращались обычно в лебедей На памятниках Средней Катуни (Каянча, против устья Сумульты) и Туро- чакской писанице отмечены крестообразные фигуры - модификация мотива пгацы (гпица- кресг - живая икона чтимых духов, оберег от сил зла и тьмы, залог счастья и благоденствия) (Окладникова, 1984, с. 92-94). Сцена с лосихой и крестообразными фигурами птиц с Турочак- ской писаницы интерпретируется как архетип неба Лосиха представлялась древними пробегавшей по небосклон} в окружении символов неба (Маточкин, 1986, с. 21; 1999, с. 125) НаГа- чурте, согласно мнению исследователей, в сюжете переданы обрядовые действия, связанные с идеей реинкарнации, переходом душ жертвенных животных, как необходимое условие существования кочевников (изображения культово-генеалогического цикла). Таким образом, птицы выступали и в роли переносчиков душ (Савинов, 1999, с. 205). Однако, на наш взгляд, это не единственная интерпретация сюжета. Многие исследователи возводят сюжет с человеком, схваченным гпицей с распростёртыми крыльями к иранской мифологии. Этот сюжет наскального искусства отдалённо напоминает изображения восточной торевтики (сосуд из Надь Сенг-Микпошь, Чердьгнское блюдо). Эггингхаузен, Шеперд Рингбом видят в изображении человека богиню Авдхгпу и связывают этот сюжет с культом плодородия. Тревер КВ. считает, что этот человек в когтях орла - богиня Ишгарь (Сома). Другие исследователи (Бивар, Дюшен-Гийемин) видят в этой композиции эллинистические корпи, считая, что это запечатление мифа о похищении Зевсом в облике срта нимфы Эгиньг (Залорожченко, Черемисин, 1990, с. 137-139). Автором работы придерживается точка зрения о переносе душ.

Динамика соотношения видо-родового состава наскальных изображений птиц в регионах Северной Азии

Писаницы у дер. Комарковой расположены в 3,54 км ниже дер. Комарковой, на скальных обнажениях правого берега Енисея, напротив г. Абакана Рисунки выполнены красной краской. Среди интересующих нас изображений выделяются 6 птицеобразных тамговидных знаков и 5 схематичных птиц (всего - 11). Эти изображения сопоставимы по характерным видо-родовым признакам со следующими видами птиц: глухарь, сокол, ястреб, орел, ворон, 2 петуха Остальные 4 не имеют определенного вида. Датировка рисунков птиц - этнографическая современность (Кызласов, Леонтьев, 1980).

Сулекские скалы расположены на левом берегу р. Печище, напротив горы Тюре (Кызласов, Леонтьев, 1980). На пунктах - Сулек ІДШ зафиксированы изображения пята птиц, по всей видимости, дроф, выполненных реалистично. Кроме того, имеются изображения 1 утки, 1 орла и 1 птицы без опрелённых видо-родовых признакою Изображения рисованные, контурные. Датировка орнигоморфных изображений - VII-1X вв. (кыргызы) (Евтюхова, 1948, С. 86-90, 189-190; Минорский, 1951, рис. 56, 5). На Сулеке Ш также было выбито антропоморфное существо с головой хищной птицы, вероятно, орла Рисунок относится к этнографической современности. Кроме того, на Сулеке было обнаружено одно тамгообразное изображение птицы, возможно, стилизованное изображение лебеда - татарское тремя (Семёнов и др., 2003, С. 64). Всего насчитывается 9 рисунков і пиц.

И Чашыковский чаатас обнаружен на правом берегу Абакана (песчаниковое изваяние). На нём выбиты две фигуры геральдических орлов (Кызласов, 1986). Д атировка - энеолит.

Могильник Тас-Хазаа находится на правом берегу Абакана (Кызласов, 1986). На одной из плит могилы 1 могильника Тас-Хазаа изображен сокол, хватающий лапами кружок - солнечный диск и два орла Техника нанесения - гравировка Среди других видов птиц, изображённых здесь же, можно отметить ястреба тетеревятника Д атировка могильника Тас- Хазаа определена окуневским временем (Леонтьев, 1980).

“Бейская стела” - памятник, хранящийся в коллекции каменных изваяний и плит с изображениями, в Хакасском областном краеведческом музее, вывезенный АН Липским из

Ьейского района. На двух протиюпсшожных боковых сторонах четырехгранного столба в точечной технике выбиты изображения четырех птиц, одна из которых изображена в виде зародыша в яйце. Видовой состав гпиц представлен тремя ушами и одним вороном. Датировка памятника - скифское время (Дэвлег, 1990, С. 83).

Шалабалинские петроглифы расположены на скальоных выступах по правому берегу реки Тубы. Петроглифы в большинстве датируют эпохой бронзы и ранним железным веком - временем карасукской и татарской культур - П-1 тыс. до на Среди изображений птиц на этом памятнике можно отметить гагару, пеликана, дрофу и 5 гпиц без характерных признаков вида. Рисунки выполнены техникой выбивки и относятся к окуневскому времени (Пяткин, Мартынов, 1985, С. 57). Существует мнение, что эти изображения относятся к татарской культуре (Совегова, 2005, С. 62). Всего на памятнике 8 рисунков гпиц.

Гора Суханиха находится на правом берегу Енисея, в 12 км выше устья р. Тубы (Совегова, Миклашевич, 1999; Шер, 1980). Среди рисунков татарского и таштыкского времени отмечены изображения птиц с расправленными крыльями, по всей видимости, это ястребы, коршуны и схематические стилизованные изображения гпиц (Дэвлег, 1982, С. 54-55, рис. 1-2). Также Миклашевич и Пялкиным здесь обнаружены рисунки двух птиц окуневского времени, предположительно, тетеревов (Miklashevich, Pyatkin, 1998, fig. 4; Совегова, 2003, С. 101,102). Изображения контурные, прочерченные. Всего на памятнике 9 гпиц.

Кунинская писаница. Гера Куня находится на леюм берегу Енисея, напротив горы Суханихи (Вяткина, 1961; Д эвлег, 1982, С. 54). Видовой состав изображений птиц представлен 2 соколами, 8 ястребами, 5 коршунами, 8 орлами, 1 канюком, 11 гусями, 1 лебедем, 1 тетеревом, 1 глухарём и 1 орнитоморфной фигурой без видовых признаков. В работе О. С. Советовой имеется изображение ещё одной птицы (Совегова, 2003, С. 102), по внешнему облику относящейся к семейству куриных (петух). Датировка рисунков определяется 1 пол. I тыс. до н.э. - татарской эпохой (Вяткина, 1961). Всего на Куне насчитывается 39 изображений птиц.

Гора Тепсей расположена в месте впадения р. Тубы в Енисей. Отмечено пять пунктов скальных выходов на енисейском берегу - Тепсей и семь пунктов на тубинском берегу - Успъ-Туба (Шер, 1980, С. 146-153; Совегова, Миклашевич, 1999; Пяткин, Черняева, 1986;

Советова, 1990). Изображения птиц на этих памятниках относятся к татарскому и танлыкскому времени. Техника нанесения - прочерченные, гравировка, выбивка. Среди орнитоморфных изображений и рисунков с орнигоморф] іьіми элементами можно отметить на Усть-Тубе - 13 пгац, по вццо-родовой принадлежности относящихся к следующим видам: лебедь, глухарь, рябчик, орел, ястреб, сорока (?), пеликан, остальные - без определённых видовых признаков (тамгообразные), на Тепсее отмечено четыре птицы: одна из них, возможно, чайка, вторая - гриф (Blednova, Francfort, Legtehilo, Martin, Sacchi, Sher, 1995), две другие птицы - глухарь и ястреб в лоту (датировка - Vlil-VII вв. до нд. - ранний этап зверинного стиля) (Советова, 2005). На Тепсее наше внимание привлекло также синкретическое животное (конь+шипа+козел).

Гора Бычиха расположена на некотором удалении от Енисейскотубинской группы писаниц в месте впадения р. Сыда в Енисей. Рисунки выполнены выбивкой, часто с последующей прошлифовкой изображения. Очень редко встречаются резные рисунки (Пягкин, Советова, 1999). Среди изображений татарского Бремени отмечено контурное изображение глины с орнаментированным корпусом, определяющейся в работах предшественников как мифический орел (Пягкин, Советова, 1999). Кроме орла, встречаются изображения глухаря, ворона и птицы «неопределенно! о» вида. Все также датируются татарским временем. Однако на памяшике имеются и поздненеолитические рисунки птиц (Советова, 2003, С. 106). Их также четыре: 2 сокола и 2 шины без определённой видо-родовой припнаддежносги. Всего на Бычихе отмечено 8 изображений шиї

БУПМХТЫ. Памятник находится на реке Танпып, левом притоке р. Абакан, и представляет собой обломок Окуневского изваяния. На нём находятся изображения 13 тип. По мнению одних исследователей, это гуси (Вадецкая, 1983, С. 97; Дэвлет, 1976), однако, судя по отдельным частям тела гттц (лирообразные хвосты, загнутые клювы), мы скорее склонны видеть в них тетеревов. Этого же мнения придерживаются и авторы работы «Авиафауна Центральной Азии по древним рисункам и археолого-этнографическим источникам» (Кубарев, Забелин, 2006).

Сафронов улус. Расположен в районе маловодной горной речки Есь, в 3,5 км к западу от Сафронова улуса (Сунчугашев, 1987, 84). Рисунки были открыты на одной из плоскостей плиты из татарского кургана Техника исполнения - росписи. На памятнике над фигурами животных изображена парящая хищная птица - сокол или стервяшик, а ниже шесть изображений орлов с расправленными крыльями Всего обнаружено 7 птиц.

Аскиз. На стеле с реки Аскиз над изображением мифического быкоподобного чудовища, опирающегося на трёхпалые, когтистые лапы, расположены профильные контурные фигурки двух куликов, выполненные в технике граффити. Рисунки датированы временем окуневской культуры (Леонтьев и др., 2006, С. 219.).

Стела из Аскшской заимки содержит изображения двух ладящих птиц с расправленными крыльями татарского времени. Судя по внешнему облику, это ястреба Техника нанесения - выбивка (AppeIgrm-Kivalo, 1931).

Могильник Черновая УШ расположен на правой береговой террасе р. Черновой, в 1200 м от её устья. В кургане 4, могиле 9 среди плит устилавших дно могилы две были с изображениями. На первом небольшом обломке серого песчаника рядом с фрагментом прошлифованной личины выгравирована неполная фигура птицы, напоминающая ворона. Её голова выполнена сплошной силуэтной проттшифовкой, а шея и грудь прорисованы контурными резными линиями. В кургане 5, могиле 3, на нескольких обломках большой плиты имеются изображения 2 птиц. Абрис одной из птиц выполнен сплошной прошлифовкой силуэта. Кроме небольшой головы с раскрытым клювом, над спиной силуэта типы поднимаются два дугообразных отростка, обрезанных линией излома плиты. Второе изображение птицы, расположенное выше, выгравировано резными котурными линиями (Вадецкая и ад., 1980, С. 27-29). Судя по особенностям очертаний голов, клюва и туловищ, птицы относятся к семейству воронов. Д атировка орнигоморфных изображений исчисляется окуневским временем (Леонтьев, 1970, С. 268).

Семантические значения боровых, певчих и других птиц

Источниковая база по срнигоморфным изображениям этих регионов представлена в работах А. П. Окладникова “Лики древнего Амура” и “Петроглифы Нижнего Амура”, А. П Окладникова и А. И Мазина Писаницы реки Олёкмы и Верхнего Приамурья”, а также работе А. И. Мазина Таёжные писаницы Приамурья”.

Вцелом в Амурской области учтено 119 изображений птиц, а в Читинской -43. Средняя Нюкжа. Писаница располагается в Джелтуланском районе Амурской области, в 6 км от бывшего районного центра Средняя Нюкжа. Рисунки выполнены красной охрой. Рисунки птиц в количестве шести зафиксированы среди изображений 3-ей группы, на I плоскости. При определении видо-родовой принадлежности на памятнике можно вьщелигь ворона, 2 глухарей и 3 соколов. Датировка этой группы рисунков исчисляется сер. - 2 пол. I тыс. до нз. (кулайская культура). Хотя, следуя канонам стилистико-хронологической таблицы Н Н. Кочмара, составленной по материалам писаниц Якутии, совершенно очевидно, что композиция относится ко ІІ-І тыс. до но. - времени ымыяхтахской культуры (Мазин, 1986, С. 11,120; Кочмар, 1992, С. 165; 1994, С. 243).

“Смирновская писаница” находится в Шимановском районе Амурской области, в 112 м ниже дер. Смирновки, на берегу р. Амур. Рисунки выполнены красной охрой. Одно орнитоморфное изображение (тамга) без характерных признаков вида отмечено на Ш-ей плоскости (Окладников, Мазин, 1976, С. 79). Д атировка относится к рубежу нашей эры, т.е. нач. 1 тыс. нз. (1 в. из.) (Мазин, 1986, С. 11,117).

Джалиндинская писаница находится в устье р. Джалинды, левого притока р. Амур, в распадке Ключевом. Рисунки нанесены красной охрой. (Окладников, Мазин, 1976, С. 77). Общее количество изображений птиц на писанице - 20. Рисунки птиц не содержат ярко выраженных признаков вида, однако в некоторых из них, следуя классификации А.П. Окладникова по комбинациям фермы клыльев и хвоста, мы склонны видеть хищных птиц - соколов, орлов. Д атировка исчисляется рубежом нашей эры (I в. нз.) (Мазин, 1986, С. 11,117). Также на памятнике отмечено одно изображение «следа птицы». Онсн. Наскальные рисунки располагаются в Зейском районе Амурской области на правом берегу р. Онёни. Изображения птиц отмечены на Ш плоскости и выполнены красной охрой. Датировка рисунков 3 птицевидных фигур без определённой видо-родовой принадлежности относится к эпохе позднего неолига-раннего бронзового века (П-І тыс. до на), а рисунок орла - к I тыс. на - раннему железному веку (Окладников, Мазин, 1976, С. 11, 44).

Арбинская писаница расположена в Зейском районе Амурской области. Орнитоморфных изображений на писанице 5. Они отмечены на Ш, V и XX плоскостях. Это рисунки 1 дятла, 1 сокола, 1 тетерева и 2 коршунов. Датировка рисунков относится к железному веку (рубеж нашей эры -1 в. на) (Окладников, Мазин, 1976, С. 67-68; Мазин, 1986, С. 11,117).

Сака чи Алян. Рисунки расположены на правом берегу р. Амур, на россыпи валунов. Изображения птиц относятся к первой, архаической, группе. Эго рисунки орла (камень 9), 2 уток (камень 23), 2 уток, обращённых спиной друг к другу (камень 24), колпицы (камень 26), гуся (камень 27), лебед я (камень 28), фламинго (камень 29), глухаря (камень 30), чайки (камень 31),. Всего на писанице зафиксировано 11 изображений птиц. Д атировка боровой и хищной птиц относится к эпохе раннего неолита, а рисунки всех водоплавающих и голенастых птиц датированы эпохой среднего неолита Техника нанесения изображений птиц - выбивка (Окладников, 1968, С. 7,42,232-234, рис. 24-31).

Шереметьевское, пункт 2. Писаница расположена в 2-3 верстах от с. Шереметьевского, на правом берегу7 Уссури (Окладников, 1971, С. 53). На памятнике встречаются изображения водоплавающих птиц - 7 лебедей, 1 утка, 1 рисунок головы утки. Их датировка исчисляется эпохой неолита-ранней бронзы (кон. П - 1 пол. I тыс. до нл.) (Окладников, 1971, С. 88-89; Совегова, 2003, С. 99-100). Также здесь отмечено 1 изображение глухаря, датированное ранним неолитом. Техника нанесения рисунков - выбивка Всего на писанице зафиксировано 10 рисунков птиц.

Стойбище Май расположена ниже пос. Аури на правом берегу Амура ниже сгойбиша Май. Рисунки прочерчены железным ножом, некоторые более глубоко, желобками. Здесь для нас интересны рисунки двух журавлей; куропатки или глухарки, неполный рисунок дрофы и фигура животного, выполненная в волнообразной манере - головы не видно, на её месте свисает вниз как бы кисть, две ноги, обе заканчиваются тремя пальцами, похожими на птичьи. Датировка памятника относится к эпохе средневековья, синхронна мохэской культуре Сакачи- Аляна и позднекурыканским писаницам Прибайкалья - после УШ-Х в. на (тунгусы-эвенки) (Окладников, 1971,С. 128-129).

Петроглифы р. Кии (Чёртово Плёсо) - находятся на правом берегу- р. Кии, притока р. Уссури, у с. Переяславі. Техника нанесения - выбивка Среди прочих отмечено изображение шеи и головы водоплавающей птицы гуся. Д атировка относится к эпохе неолита (Окладников, 1971, С. 62).

Большой Онон. Писаница расположена в Тыццинском районе Амурской области по правому берегу р. Большой Онон. Рисунки нанесены красной охрой на 2-х плоскостях. Среди рисунков есть и птицы. Дагировка-сер. П тыс. до нз. (поздний неолит).

Архара. Писаница находится в Архарииском районе Амурской области на правом берегу р. Архары в 17 км выше гос. Татыкан. Рисунки нанесены охрой. Среди рисунков птиц отмечены: наПпл.-сокол, на Ш пл. - пеликан, на VII пл. - 3 сокола, ястреб и гусь, на XVI пл. - лебедь, орёл и упса, на XVII пл. - чайка поморник, тетерев, сова и сокол, на XVIII пл. - орёл и сокол, на XXI пл. - 1 упса, 4 коршуна, 2 гуся, 2 лебедя, 1 пеликан, 2 баклана, 1 журавль, 18 соколов, 2 ястреба, 2 орла, 1 сова и 3 птицы без характерных признаков вида Также на памятнике отмечено летящее птицеобразное существо с огромной округлой головой и открытым ртом, внизу которого свисают две кисточки и стилизованное изображение фантастической гпицы с преувеличенно большой головой клиновидных очертаний, копирующей голову парнокопытного, с 2 подтреугальными рогами и 2 ушами и вертикально к туловищу нанесенными двумя крыльями клиновидных очертаний - синкретическое существо (Мазин, 1986). Всего на памятнике зафиксировано 55 изображений птиц. Датировка плоскостей с шипами относится к рубежу эпохи бронзы - раннего железного века

Бугиха расположена в Шилкинском районе Читинской области у ключа Попова, левого притока р. Оли. Рисунки нанесены охрой. Среди рисунков птиц можно отметить: на I пл. рисунок дятла, на II пл. - изображение цапли. Писаница относится к эпохе раннего неолита (Мазин, 1986). Кара расположена в Стретенском районе Читинской области по левому берегу р. Кары. Рисунки выполнены охрой. На I пл. отмечено изображение антропоморфной фигуры в движении, с клиновидной птичьей головой. На II пл. отмечено схематичное изображение гтгицы без определённой видо-родовой принадлежности. Датировка исчисляется сер. - 2 пол. I тыс. до н.э. (Мазин, 1986, С. 116).

Средне-Шайкино расположено в Мошчинском районе Чиганской области в 200 м ниже устья р. Средне-Шайкино по р. Шипка. Рисунки нанесены охрой. Среди рисунков птиц на VI пл. отмечено изображение пеликана Датировка исчисляется 1 пол. I тыс. до нл. (Мазин, 1986, С. 110).

Писаница Бараун-Чулугай расположена в Ачинском районе Бурятского Национального округа Читинской области на левом берегу р. Бараун-Чулугай. Рисунки птиц нанесены охрой и датируются 1 пол. П - сер. I тыс. до на На Ш пл. имеются 3 изображения птиц без характерных признаков вида На IV пл. имеются изображения ястреба, цапли и трёх неполных рисунков гусей. На X пл. отмечены сокол, ястреб и птица без характерных признаков вида (Мазин, 1986, С. 110).

Цорон Ш расположен в Борзинском районе Читинской области по левую сторону распадка Цорон. Рисунки нанесены охрой. На VI пл. имеется изображение фантастического птицеобразного существа На ХШ пл. изображены две подковообразные фигуры, напоминающие стилизованные изображения летящих птиц без характерных признаков вида Датировка рисуг іков относится к нач. Ш тыс. до н.э. (Мазин, 1986, С. 113).

Похожие диссертации на Образы птиц в наскальном искусстве Северной Азии