Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии Толмачева Елена Геннадьевна

Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии
<
Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Толмачева Елена Геннадьевна. Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Толмачева Елена Геннадьевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 275 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/221

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Источники и историография 23

1 Источники 23

2. Историография 51

Глава II. Истоки формирования образа Бену в древнеегипетской религии и мифологии 72

1. Место представлений о животных в древнеегипетской картине мира 72

2. Семантика образов птиц на додинастических и раннединастических изображениях 82

3 Мифологема птица-душа 99

4. Культ цапли в Египте в эпоху Древнего царства. Образ цапли в «Текстах пирамид» 109

Глава III. Этапы формирования образа Бену в древнеегипетской религии и мифологии 131

1. Представления о Бену (Бен) в эпоху Древнего царства 131

2. Становление образа Бену в эпоху Среднего царства (по материалам «Текстов саркофагов») 140

3. Образ птицы Бену в эпоху Нового царства и основные направления его эволюции в позднейший период египетской истории 145

Глава IV. Символика и функции Бену 152

1. Этимология и семантика имени Бену 152

2. Иконография Бену 161

3. География распространения культа Бену 166

4 Солярные и астральные аспекты образа Бену 170

5 Бену и Осирис. Роль Бену в представлениях о загробном мире. Бену в погребальных ритуалах и магии 182

6. Бену и представления о плодородии, связь с растениями 200

7. Роль Бену в космогонии. Бену и пространственно-временные категории древнеегипетского сознания. Причастность Бену к представлениям о царской власти 203

Заключение 218

Приложение 226

Список сокращений 256

Библиография 257

Введение к работе

Духовный мир народов, создавших великие цивилизации древности, таит в себе нечто, продолжающее приковывать к себе внимание многих поколений исследователей. Древнеегипетская цивилизация, одной из первых среди значительных цивилизаций и культур Востока извлеченная из забвения, открыла миру удивительную картину духовных исканий. Картину, где слились воедино и образовали то явление ментальной сферы, которое мы называем «мифологическим», «мифотворческим» мышлением, религия, мифология, философия, искусство и культура.

Актуальность темы диссертационного исследования. Среди феноменов, образующих картину мира древнего Египта, особым смыслом наполнены анималистические образы. Не вызывает сомнений то огромное значение, которым обладал в Египте культ животных. Даже великие общеегипетские божества имели зачастую зооморфное обличье, их божественная сущность находила воплощение в материальных субстанциях - животных и растениях, считавшихся священными, сакральными. Весь «видимый» и «невидимый» мир египтяне описывали в анималистических терминах, используя животных в качестве универсальных классификаторов вселенной, связующего звена между микро- и макрокосмом.

Для нас, представителей западной цивилизации XXI века, многое в религиозно-мифологических системах древнего Египта остается загадочным и непонятным. К области гипотез относятся и все существующие к настоящему времени объяснения причин столь долгого существования и множественности значений культа животных в древнеегипетской религии.

Культ животных в древнем Египте принимал различные формы. Почитание птиц занимало далеко не последнее место: божественный покровитель фараона сокол Хор, воплощение идеи царственности; бог

мудрости, легендарный создатель письма и счета, олицетворение правосудия Тот, почитавшийся в образе ибиса; владычица Верхнего Египта в образе самки коршуна Нехбет; гусь - символ бога Амона и т.д.

Образ птицы Бену играл особую роль в древнеегипетской религии и мифологии. Кроме того, он оказал немалое влияние на формирование и развитие мифа о Фениксе, ставшем для европейской цивилизации символом вечного обновления, воскрешения и новой жизни. Однако ряд исследователей ошибочно полностью отождествляют древнеегипетское божество Бену и греческого Феникса. В облике Бену нашли отражение характерные для египетского мировосприятия идеи и принципы. Тесно связанный с другими богами и божественными персонажами египетской мифологии, включенный в космогонические и астральные мифы, значительное божество загробного мира, имевшее отношение также и к представлениям о пространстве и времени, концепции царской власти — вот далеко не полный перечень символики и функций Бену в египетской религии и мифологии.

К сожалению, в трудах, посвященных обзору всех древнеегипетских религиозно-мифологических концепций, образу божественной цапли Бену уделено едва ли несколько строк. Отсутствуют фундаментальные работы, в которых бы были собраны и проанализированы все многочисленные свидетельства почитания Бену в древнем Египте, определено место божественной цапли в контексте древнеегипетской религии и мифологии. Немногочисленные специальные исследования страдают неполнотой информации, в них разбираются лишь отдельные аспекты почитания этого божества. Некоторые работы являются либо устаревшими, либо касаются, главным образом, параллелей между Фениксом и Бену и вызваны желанием доказать египетское происхождение образа Феникса. Между тем, символика и значение Бену именно в древнеегипетской религии и мифологии обладает самостоятельным значением и требует отдельного специального изучения.

Важность специального исследования образа Бену обусловлена не только стремлением подробнее осветить его значение, но, и уходит гораздо глубже. На наш взгляд, объяснив закономерности развития и функционирования этого образа в системе древнеегипетских религиозно-мифологических представлений, мы во многом приблизимся к решению проблем, касающихся некоторых аспектов культа животных; и шире, к выявлению закономерностей мифотворчества в древнем Египте.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является выяснение роли и места Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии, а также изучение на примере образа божественной цапли Бену некоторых особенностей и механизмов функционирования культа животных в древнем Египте.

Поставленной целью определяются задачи исследования:

  1. выявить истоки формирования представлений о Бену в эпоху Древнего и Среднего царства и их роль в контексте представлений о животных в древнеегипетской картине мира,

  2. проследить эволюцию образа Бену, начиная с Древнего царства и заканчивая Поздним периодом. Выявить основные этапы формирования культа Бену.

  3. проанализировать символику и основные функции Бену, с этой целью осветить семантику и этимологию имени Бену, иконографию этого божества, значение связей с образами других древнеегипетских богов, солярные и астральные аспекты образа Бену, значение образа Бену в представлениях о Загробном мире, роль Бену в космогонии и т.д.

Хронологические рамки исследования охватывают практически все эпохи египетской истории, начиная с додинастического (5500 - 3050 гг. до н. э) и раннединастического (3050 - 2687 гг. до н.э.) периодов. Однако основной массив информации приходится на т.н. историческую эпоху, начиная со времени Древнего царства (2687 — 2191 гг. до н.э. ) — и

1 Хронология приводится по: Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. /Ed. by D. Redford. N.Y. 2001. Vol. I.

заканчивая Поздним периодом (724 - 333 гг. до н.э.). В работе, т.о., исследуются многочисленные источники, относящиеся ко времени Древнего, Среднего (2061 - 1664 гг. до н.э.) и Нового царств (1569 - 1081 гг. до н.э.), а также III Переходного периода (1081 - 711 гг. до н.э.). Такой широкий диапазон объясняется фрагментарностью сведений о Бену в египетских источниках, а также присущей древнеегипетской религиозной литературе тенденцией к консерватизму, позволяющей дополнить сведения, сохранившиеся в достаточно далеко отстоящих друг от друга в хронологическом плане памятниках. Тем не менее, основное внимание в работе уделено периоду Нового царства, времени оформления концепции Бену в древнеегипетской религии и мифологии.

Некоторые вопросы изучения символики и функций Бену требуют также привлечения источников, относящихся к Греко-римскому периоду истории Египта (332 гг. до н.э. - 337 г. н.э.).

Объектом исследования является культ Бену, его отражение в многочисленных письменных и материальных источниках, представлявших собой довольно обширную и разнородную группу памятников. Нами рассматриваются практически все упоминания о божественной цапле в религиозной литературе («Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мертвых» и т.д.), анализируются специально посвященные ей главы и изречения. Также большое значение в контексте решения поставленных в работе проблем представляет изучение образа Бену на примере памятников изобразительного ряда, таких как гробничные росписи, «виньетки» «Книги мертвых», изображения на деревянных расписных саркофагах.

Важной составной частью исследования является выявление связей Бену и других богов древнеегипетского пантеона, определение его роли в древнеегипетской религии и мифологии.

Предметом исследования является культ животных, в частности птиц, и его функционирование в культово-религиозной практике древнего

Египта, а также те механизмы, которые определяли место представлений о Бену в рамках древнеегипетской религиозно-мифологической системы.

При разработке методологической базы исследования наряду со сравнительно-историческим нами был привлечен ряд структуралистских методов. Главной задачей было попытаться совместить диахронический и синхронический метод изучения религии и мифологии (подробнее см. 1,2 Введения). Таким образом, мы стремились руководствоваться системным подходом, предполагающим признание влияния многочисленных факторов на ход исторического процесса.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что это — первое в отечественной и зарубежной египтологической литературе монографическое исследование, в котором на примере многочисленных данных письменной и изобразительной традиции были исследованы особенности почитания образа цапли Бену именно в древнеегипетской религии и мифологии. В процессе решения задач, поставленных в диссертации были впервые переведены на русский язык многие источники, определяющие сущность культа цапли Бену, собраны многочисленные упоминания о Бену в письменных и материальных памятниках. Некоторые из источников были введены в научный оборот впервые.

Кроме того, нами впервые была осуществлена попытка на примере культа зооморфного персонажа, цапли Бену, определить роль анималистических образов в культово-религиозной практике населения долины Нила на протяжении длительного периода древнеегипетской истории. Впервые, в полном объеме и на современном научном уровне были рассмотрены вопросы этимологии и семантики имени Бену, происхождения его культа, связи с культом цапель в Египте и т.д.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы позволяют по-новому взглянуть на почитание животных в древнем Египте, определить египетскую составляющую образа классического Феникса, ставшего в мировой культуре символом вечной жизни и

возрождения. Выводы исследования могут быть учтены при написании научных монографий по соответствующей тематике, при разработке и публикации теоретических и практических курсов и пособий для высших учебных заведений.

Источники

Древнеегипетская религия и мифология известны нам по целому комплексу источников, представленному памятниками как письменной, так и материальной культуры. Однако, к сожалению, многие мифологические сюжеты дошли до нас фрагментарно, либо в пересказе античных авторов. К их числу принадлежит и древнеегипетский миф о птице Бену. Исследователи нередко отождествляют мифологический образ Бену со знаменитым образом греческого Феникса, ставшим одной из парадигм европейской культуры, символом вечного возрождения. Этому способствуют и многочисленные античные источники, свидетельствующие о египетском происхождении Феникса. Однако не следует полностью переносить представления о Фениксе на образ Бену, занимавший свое особое место в контексте древнеегипетской религии и мифологии, место, вполне определенно трактуемое во многих аутентичных текстах (в семиотическом смысле этого слова).

Источники по избранной нами теме относятся ко всем периодам египетской истории; среди них присутствуют различные типы исторических источников: письменные памятники, вещественные памятники, данные языка и фольклорной традиции. Следует особо отметить, что многие источники по избранной нами теме совмещают в себе признаки разных типов. Так, например, в т.н. «Книге мертвых» помимо текстов, позволяющих трактовать образ птицы Бену присутствуют и многочисленные изображения — «виньетки». То же самое сказать можно относительно изображений и надписей на саркофагах, в древнеегипетских храмах и гробницах. Большинство письменных источников можно так или иначе отнести к жанру религиозной литературы.

Таким образом, фрагментарный характер источников, совмещение в одном источнике признаков разных типов и видов, принадлежность большинства источников к разряду религиозных свидетельствуют в пользу принятия за основу при их характеристике хронологического принципа.

1. Источники додинастического и раннединастического периодов.

Источники, относящиеся к додинастическому и раннединастическому периоду, не являются основными по избранной нами теме. Однако важность их для решения поставленных в работе вопросов обусловлена тем, что изображения, содержащиеся на керамике, косметических палетках, рукоятках ножей и гребнях, представляют собой древнейшую «запись» мифов и ритуальных действий. В них берет свое начало известная нам по письменным источникам религиозно-мифологическая система древнеегипетской цивилизации.

В работе приводится комплекс вещественных источников, имеющих огромное значение для выяснения истоков происхождения представлений о птице Бену, а также анализа символики и значения изображений птиц на додинастических и раннединастических памятниках материальной культуры. Эти источники можно разделить на несколько категорий.

Во-первых, это изображения на керамических сосудах, относящихся к культуре Нагада П.

Во-вторых, изображения на предметах мелкой пластики, таких как гребни, ножи. Самые известные из них принадлежат к культуре Нагада Ilc/d и Ша: в том числе, рукоятки ножей: «Бруклинская», «Пита-Риверса», «Карнарвона», «Берлинская»;63 гребни и т.д. Многие из них не имеют археологического контекста, т.к. чаще всего были приобретены на антикварных рынках в середине XIX века. Известен лишь, пожалуй, владелец «Бруклинского» ножа — предположительно это состоятельный городской житель, гробница которого находится в Абу-Зейдане (16 километров южнее Эдфу).

К источникам, позволяющим реконструировать семантику образов птиц в ритуальном контексте, можно причислить косметические палетки для растирания красок. Эти краски употреблялись для окрашивания глаз, скорее всего из гигиенических соображений, чтобы защитить их от инфекций и палящих солнечных лучей. 5 Наряду с многочисленными амулетами, выполненными из слоновой кости, шифера, а также гребнями, ложечками, булавками и керамикой они составляли обычный погребальный инвентарь.

Вопрос о назначении палеток представляет собой определенную сложность, поскольку многие из них найдены вне археологического контекста. Известно лишь несколько исключений - палетки Нармера и «Оксфордская», найденные в основном (или главном) депозите храма Хора в Иераконполе. Но даже в этом случае «контекст» указывает лишь на последних владельцев или «зрителей», сохранивших почитаемые предметы. Однако мотивация их поступков остается до конца неясной.

Так или иначе, несомненно то, что большинство палеток имели ритуальное назначение (некоторые исследователи связывают изображения на палетках с ритуалами охотничьей магии68), а изображения на них могут быть «прочитаны» как попытка воспроизведения мифа, санкционирующего ритуал, символически указывающие на т.н. правремя; время «всеобщей сакральности», ту точку «универсума», где и когда совершается акт творения.

Место представлений о животных в древнеегипетской картине мира

Египет известен нам как страна «классического» культа животных, удивительным образом не утратившего своего значения на протяжении почти четырех тысяч лет истории цивилизации в нильской долине. Это уникальное явление объясняется, во многом, самим характером религиозно-мифологических представлений древних египтян. Огромная роль экологического фактора, в частности, зависимость хозяйственных циклов и социально-экономических условий от периодических разливов Нила, ставшего решающим в организационной структуре государства (и во многом способствовавшего номовому сепаратизму), не могла не проявиться и в идеологической сфере, в области т.н. ментальных структур. Поэтому неслучайно египтяне описывали весь «видимый» и «невидимый» мир в терминах зооморфного характера. Дихотомия «природного» и «культурного» решалась посредством введения анималистических образов в мифическое повествование и актуализации мифологических событий в ежедневных храмовых ритуальных действах.

Свойственный древнеегипетским теологическим системам синкретизм породил ситуацию, когда одновременно и, главное, равнозначно существовали «старые» и «новые» боги, имевшие как зооморфное, так и антропоморфное и зооантропоморфное обличье, способствовал укоренению анималистических представлений в сложнейших теологических концепциях.

Образы животных играли большую роль в космологических представлениях древних египтян. Показательно значение зооморфной символики в астральных, лунарных и солярных мифах. Небесная сфера ассоциировалась с коровой и коршуном. Солнце изображалось в виде крылатого диска (Ра-Хорахти), сокологолового бога Ра, плывущего в своей лодке по небосклону, жука-скарабея Хепри. Луна - в образе бога Тота, имевшего воплощение либо в ибисе, либо в павиане. Звезды нередко уподоблялись птицам, парящим на ночном небосклоне. Фактически все созвездия и планеты представлялись обладающими зооморфными качествами: они изображались в облике черепахи, самки гиппопотама, цапли Бену и т.п.

Огромную роль играли животные в космогонических концепциях древнего Египта. Согласно гермопольской версии, солнечное божество в образе птицы появилось из яйца, возникшего во тьме до сотворения мира. По другим представлениям мир возник от крика Великого Гоготуна, прорезавшего безмолвие хаоса. В Гелиополе бытовал миф, согласно которому Атум-Хепри в облике птицы Бену вознесся из хаоса на прахолм, где и приступил к сотворению мира.

Земля как стихия, элемент природы, чаще всего соотносилась с животными, олицетворяющими идею плодородия, например, богиней коброй Рененутет, жабой Хекет и др. В области мифа земля отождествлялась с богом Акером, который изображался в виде двух львов, смотрящих в разные стороны и символизирующих день вчерашний и день завтрашний. Вода, нижний мир передавались при помощи изображений рыб, гиппопотамов, крокодилов, змей. В африканской мифологии важное место занимают змеи — хранители водных источников. Сходные мотивы присутствуют и в египетской традиции. М.Э. Матье приводит рельеф из храма Исиды в Филэ с изображением пещеры, из которой, по представлению египтян, берет свое начало Нил. Внутри этой пещеры изображен Нил в виде божества, изливающего воду из двух сосудов, а пещеру обвивает кольцами огромный змей, являющийся, очевидно, стражем и хранителем истоков Нила.

Образы земноводных и рыб носят в мифологии амбивалентный характер: с одной стороны крокодил, например, символизировал бога Сета, олицетворявшего хаос, отсутствие упорядоченности, врага Осириса и Хора, с другой - крокодил почитался в облике бога Себека (в Ком-Омбо и Фаюме), сочетавшего характерные черты солярного и хтонического божества. Гиппопотам также имел двойственную природу, будучи как олицетворением Сета, так и выражением представлений о плодородии и изобилии, воплотившихся в великой богине — самке гиппопотама Тауэрт.

С нижним миром, миром тьмы и мрака, ассоциировался также змей Апоп, вечный противник Ра. Характерно, что в свою очередь, Ра мог превратиться в кота, который под священной сикоморой убивал змея — Апопа. Поединок Ра и Апопа олицетворял суточный цикл, смену дня и ночи, что показывает причастность животных к пространственно-временным представлениям, а через связь с персонажами осирического мифа — к годовому календарному циклу.

Следует подчеркнуть, что в мифологии животные выступали в роли своеобразных мифологических классификаторов, образуя специальный анималистический код, на основе которого составлялись целые сообщения . Значение животных в этом качестве уходит корнями в тотемические классификации эпохи первобытности, когда через природные явления человек отображал категории социума.

Представления о Бену (Бен) в эпоху Древнего царства

Эпоху Древнего царства можно без преувеличения назвать временем небывалого расцвета древнеегипетской цивилизации, периодом, когда были заложены принципы государственного и религиозного уклада. После объединения Верхнего и Нижнего Египта на рубеже IV - III тысячелетия до н.э. в стране устанавливается сильное централизованное государство, происходит унификация религиозных доктрин, выделяется несколько крупных храмовых центров, в том числе и Гелиополь.

Среди множества богов и божественных персонажей, почитавшихся в Гелиополе, первостепенное значение имели культы Атума и Ра. Как полагал Р. Антее, солнечный диск Ра как божество почитался уже царями II династии.591 В эпоху же «Текстов пирамид» наметилась тенденция к слиянию его с местным гелиопольским богом Атумом, предположительно имевшим изначально хтонический характер,592 и формированию единого всемогущего божества Ра-Атума.

Об архаическом характере системы гелиопольских религиозно-мифологических представлений свидетельствует то место, которое занимала в ней зоолатрия. К наиболее почитаемым животным относились бык Мневис, солнечный скарабей Хепри и птица, известная в более поздней традиции как Бену.

Первое свидетельство существования в Гелиополе почитания божества Бен сохранилось в т.н. космогоническом изречении «Текстов пирамид» — 1652 а-с. В эпоху Древнего царства гелиопольское божество Бен,

изображалось в облике небольшой птички,594 предположительно трясогузки или зуйка, что подтверждается также рельефами из солнечного храма фараона Ниусерра в Абу-Гуробе (илл. 31).

Поскольку среди исследователей нет единого мнения относительно идентификации вида этой птицы, сравним известные нам ее изображения с описанием трясогузки (илл. 33) или зуйка (илл. 34) орнитологами, а также с фотографиями этих птиц. Чаще всего в литературе упоминается два вида трясогузок, встречающихся в Египте - желтая трясогузка {motalica flava) (илл. 33 а) и белая трясогузка {motalica alba) (илл. 33 b).5 Среди представителей вида желтых трясогузок (16, 5 см) есть как птицы, гнездящиеся в Египте (Дельта и Долина), так и перелетные, встречающиеся здесь только на миграциях.596 Окраска головы варьируется, на основании чего выделяют несколько подвидов. «В общем можно сказать, что оперенье головы может быть всех оттенков от серого до черного». «Весь низ, включая подбородок, желтый, верх оливково-зеленый».597 Белая трясогузка (17, 5 см), сравнительно более крупная, чем желтая, относится к числу перелетных птиц.5 «Ее окраска — сочетание белого, черного и серого цветов»5 . Из десяти известных в Египте видов зуйков600, на наш взгляд, птице, изображенной на рельефе более всего соответствуют два — малый зуек (Charadrius dibius) (илл. 34 а) и зуек Киттлитца {Charadrius pecuaris) (илл. 34 b). «Малый зуек601 достигает 15 см в длину, окрашен в черный, бурый и белый цвет, населяет каменистые и песчаные берега рек и озер». Несмотря на то, что в большинстве своем этот вид относится к перелетным птицам, зимуя в Дельте, Долине, Фаюме и на побережье Красного моря, некоторые подвиды гнездятся и в самом Египте - в Дельте и в Фаюмском оазисе. Более миниатюрный зуек Киттлитца {Charadrius pecuaris) (13 см) гнездится в Дельте Нила и в районе Суэца.604

На наш взгляд, внешний облик птицы на рельефах: небольшой размер, более закругленная форма головы, вытянутый тонкий клюв, долговязые ноги с почти неоперенными голенями, значительно более длинные, чем у трясогузки, длинные заостренные крылья, более тонкая и вытянутая по сравнению с трясогузкой шея, отсутствие длинного хвоста и т.д., позволяет все же высказать гипотезу, что под именем Бену подразумевался зуек, а не трясогузка605 (илл. 35).

Из «Текстов пирамид» следует, что Бену был связан с богом-демиургом Атумом в его творческом, созидающем аспекте.606 На лингвистическом уровне Бену оказывается связанным с древнейшим гелиопольским фетишем - камнем Бенбен, своей формой напоминавшем маленькую пирамиду. По предположению современных исследователей, этот камень, вероятно, некогда был помещен в святилище в Гелиополе.607 Его почитание связывается с сохранившимися и в историческое время в древнеегипетской религии чертами фетишизма, т.е., в данном случае, культа камней. Б. Кемп приводит в своем исследовании гипотетическое изображение камня бенбен, предложенное им на основе анализа позднейших изобразительных материалов (илл. 36). Согласно гипотезе автора, в дальнейшем в изобразительной традиции было принято два основных способа передачи символа бенбен: в виде остроугольного камня (обелиска) или в виде аналогичного памятника закругленной формы.

Похожие диссертации на Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии