Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционный китайский "Личный сад" :На примере области Цзянсу, XIII-XIX вв. Чэнь Сянжуй

Традиционный китайский "Личный сад" :На примере области Цзянсу, XIII-XIX вв.
<
Традиционный китайский "Личный сад" :На примере области Цзянсу, XIII-XIX вв. Традиционный китайский "Личный сад" :На примере области Цзянсу, XIII-XIX вв. Традиционный китайский "Личный сад" :На примере области Цзянсу, XIII-XIX вв. Традиционный китайский "Личный сад" :На примере области Цзянсу, XIII-XIX вв. Традиционный китайский "Личный сад" :На примере области Цзянсу, XIII-XIX вв. Традиционный китайский "Личный сад" :На примере области Цзянсу, XIII-XIX вв. Традиционный китайский "Личный сад" :На примере области Цзянсу, XIII-XIX вв. Традиционный китайский "Личный сад" :На примере области Цзянсу, XIII-XIX вв. Традиционный китайский "Личный сад" :На примере области Цзянсу, XIII-XIX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чэнь Сянжуй. Традиционный китайский "Личный сад" :На примере области Цзянсу, XIII-XIX вв. : Дис. ... канд. архитектуры : 18.00.04 : М., 2005 215 c. РГБ ОД, 61:05-18/16

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Основные характеристики и особенности традиционных личных садов Китая

1.1.Основные этапы истории формирования китайского традиционного сада 20

1.2, Основные черты и типы традиционных личных садов 38

1.3 . Сравнительные различия между садовым искусством Цзянсу и Тайваня 48

Выводы по первой главе 58

ГЛАВА 2 Анализ примеров классического искусства создания личного сада

2.1.ПаркЧжочженюань ...64

2.2.Парк Лююань 69

2.3 . Парк Шицзилинь 76

2.4.Парк Уаншиюань 79

2.5.Парк Гэюань 84

2.6.Парк Цзисяошаньчжуан 86

2.7.Парк Цзичаньюань 88

2.8.Парк Туйсыюань 91

2.9.ПаркЮйюань 94

2.10..ПаркЧжаньюань 97

Выводы по второй главе 99

ГЛАВА 3 Структура и методы создания традиционных личных садов

3.1.Общий замысел 102

3.2.Стиль и образ пейзажа 104

3.3. Искусственные каменные горы 108

3.4.Введение водоемов 113

3.5.Характерные черты архитектуры 116

З.б.Зеленые насаждения 119

3.7.Дороги, ограды и другие элементы сада '. 122

Выводы по третьей главе 127

Заключение 131

Список литературы

Введение к работе

Китайское традиционное садово-парковое искусство значительно отличается от европейского.

История его развития насчитывает несколько тысячелетий. Оно является отражением слияния древней философской идеи с духом новой эпохи. Личный сад южных областей Китая выражает мировоззрение китайской интеллектуальной элиты, сложившееся под влиянием конфуцианства. Очевидно, что своеобразие китайского сада позволяет по-новому взглянуть на красоту природы и продвинуться дальше по пути познания законов гармонии и, в конечном итоге, добра и зла.

Достижения китайского садово-паркового искусства в решении вопросов эстетического воздействия и структурирования пространства заслуживают особого внимания. Западные специалисты в области садово-паркового искусства уже поняли это и внесли парки 1 Чжочжньюань, Лююань, Уаншиюань, в списки памятников культуры мирового значения.

Для глубокого изучения развития различных направлений садово-паркового искусства необходим тщательный подбор и анализ исторических и современных источников, а также скрупулезное рассмотрение каждого из элементов сада и принципы их интегрирования в единое целое. При изучении китайского традиционного южного личного

В китайском языке нет отдельного понятия "парк". И сад, и парк обозначаются в китайском языке словом "юань". Поэтому в данной работе не проводится принципиального различия между двумя этими понятиями. Для обозначения крупных форм китайского садово-паркового искусства, таких как императорский или храмовый сад, мы будем употреблять слово "парк", для южного личного сада - слово "сад". В русском языке уже сложилась традиция называть похожие формы именно так: "японский садик", "сад камней" и т.д.

сада важно понимать, что это сложное искусство, тесно связанное с литературой, живописью и философией.

В современном мире тенденции к взаимопроникновению и взаимовлиянию культур диктуют необходимость внимательного отношения к вопросам, подобным теме данной диссертации.

Современным жителям Китая досталось богатейшее культурное наследие, архитектурная часть которого прекрасно сохранилась до наших дней. Мы и теперь имеем возможность совершить экскурсию по паркам эпох Мин и Цин.

Памятники садово-паркового искусства бывают трех типов: храмовый парк, императорский парк, южный личный сад.

Храмовые парки

Располагаются вокруг религиозных святынь, их задача - создать соответствующее настроение для усиления влияния идей даосизма и буддизма. Большинство из них находится в живописной лесной зоне и вплавлено в натуральный пейзаж. В конце периода династии Восточной Хань (около 220 г.) в Китай приходит буддизм. В эпоху Вэй, Цзинь южных и северных династий наблюдается резкое падение уровня жизни населения в результате постоянных войн и усобиц. Буддизм получает широкое распространение, укореняется его теория причинности, идея переселения душ (метемпсихоз), он становится религией императора, чиновников и всего народа. Именно в это время и начинает свою историю храмовый парк. Парк, наполненный цветами и деревьями, с павильонами и беседками, становится образом рая, о котором мечтают все народы. В период династии Тан-Сун вырабатывается единая концепция создания храмового парка. Он является не только местом отправления религиозного культа, но и местом отдыха и общения для всего населения. Он становится

культурным центром. Со временем творческая интеллигенция вводит в его концепцию образы гор и воды, что приводит к качественному скачку в развитии создания храмовых парков.

В период династии Мин-Цин развитие искусства создания храмового парка достигает своего пика. Это произошло в результате установления императором династии Цин тесных дружеских отношений с Монголией и Тибетом. Появился парк Дацана, в котором соединились традиции Хани с Тибетом.

Императорские парки2

Создавались специально для императора и членов его семьи. Простым смертным вход в них был закрыт. Обычно они находились при дворце за городом или в живописном месте в глубине леса или на берегу озера. Первоначально это была ограниченная территория, на которой создавался водоем, если его не было, прикармливались животные и устраивалась императорская охота. Здесь же совершались религиозные церемонии.

В период династий Цинь и Хань (с 220 г. до н.э. по 220 г. н.э.) образ парка меняется, дворец соединяется с природой, его размеры грандиозны, функции - разнообразны.

В период династий Суй и Тан (581-907 гг.) общий вид парка стремится к великолепию и изысканности, в его пространство органично вводятся искусственные горы и водоемы, постройки роскошны, а виды растений и животных многочисленны и разнообразны.

В период династии Сун (960-1279 гг.) императорский парк начинает отражать новое, творческое мышление, теперь это искусственно созданные

Практически все находятся на севере Китая, поэтому называются также северными императорскими парками. Самые знаменитые императорские парки находятся в провинции Хэбэй.

копии природных пейзажей, представленные крупными формами искусственных гор и водоемов, по-настоящему живописный парк.

В периоды династий Юань, Мин и Цин (1279-1911 гг.) искусство создания императорского парка приходит к своему расцвету, достигает высот изобразительного мастерства. Теперь уже парк создается в любом месте, не выбираемом специально, задается любой пейзаж, который создается с помощью технических средств. В основе - каркас из искусственных гор и воды, возводятся архитектурные сооружения, прокладываются и обустраиваются дороги, продуманно размещаются растения, создавая сложные, многослойные, глубокие и разнообразные пейзажи. В этот период императорский парк проявляет интерес к теории создания южного личного сада, выделившейся в особое искусство. Он использует некоторые приемы и художественные образы последнего. С другой стороны, он продолжает традиции монументальности и роскоши, присущие императорскому парку, в результате появляется особая форма "сад в парке". Иногда используются принципы симметрии, иногда — контраст между главным и второстепенным сооружением; при этом общий вид создается в подражание интересному природному пейзажу.

Южные личные сады3

Обычно находятся в частной собственности состоятельных людей: чиновников, помещиков. Располагаются, как правило, в столице, в городах или районах с бурно развивающейся экономикой. В эпоху Вей Цзинь южных и северных династий (220-589 гт.) китайская экономика переживает упадок, свобода личности ограничена, в обществе чувствуется общее настроение разочарованности. В это время большое распространение получает буддизм и даосизм, чиновники и творческая

Большая часть находится в южных областях Китая, самые знаменитые - в провинции Цзянсу, поэтому называются также южными личными садами или цзяннаньскими садами.

интеллигенция (каллиграфы, поэты, живописцы) стремятся уйти от реальности, некоторые ведут отшельническую жизнь, покинув города, другие ищут спокойствия и уединения, которые дает природа, вдали от смятения общественной и политической жизни. Подобные настроения, а также небольшие размеры личного сада приводят к нарушению привычных пропорций традиционной архитектуры, постройки отличаются простотой и легкостью форм. Композиция свободная, никаких жестких правил и норм. В это время закладываются общие принципы образной выразительности и набор основных элементов сада.

В период династии Та-Сун на все стороны жизни китайского общества и особенно на искусство создания личного сада (принадлежащего часто, как уже было сказано, людям образованным и творческим) ощутимо стал влиять высочайший уровень поэтического искусства. В поэзии и живописи создавались шедевры под впечатлением чудесных пейзажей гор и воды, эти образы становились "культовыми" и влияли на создание новых образцов садового искусства, давая толчок новому этапу его развития. Таким образом происходило взаимовлияние и взаимообогащение различных видов искусства. В этот период акцент переходит на создание водоема и использование садовых насаждений, развитие садового искусства вступает в период расцвета.

В эпоху династии Мин-Цин (1368-1911 гг.) популярность приобретают сады малых форм. На ограниченном пространстве складываются искусственные горы, создается водоем, возводятся павильоны, сажаются деревья и цветы. Все стремится к простоте и гармонии, естественность пейзажа — главная задача создателей искусственного сада. В малом видится большое, пейзаж наполнен свежестью и поэзией ( табл.1 ).

Актуальность проблемы:

Дошедшие до нас сведения о южных китайских классических садах, построенных во времена династий Мин и Цин, очень скудны. В хорошем состоянии сохранилось всего несколько садов, остальные претерпели серьезные изменения. Многие исходные постройки, сооружения, ландшафты утрачены. Особенно сложны для воссоздания в их первозданном виде быстроменяющиеся элементы пейзажей, такие как деревья, кустарники и особенно цветы.

В настоящее время правительство и народ Китая озабочены сохранением оставшихся и восстановлением утраченных пейзажей в их первоначальном виде. Проводятся полевые исследования, анализирующие текущее положение дел, привлекаются данные всех дисциплин, имеющих отношение к китайскому саду: филологии, истории, философии. Именно поэтому данная работа, написанная на основе изучения большого количества древних источников, недоступных для современных мастеров из-за древности языка и сложных диалектов, на которых они написаны, может оказаться полезной.

Рабочая гипотеза:

Применение достижений традиционного китайского

садово-паркового искусства в создании современных городских ландшафтов, сочетание высотных жилых домов с горными пейзажами повышают качество жизни современных городских жителей. Знание законов классического китайского парка окажет влияние на создание новых типов застройки, совмещающей строительную эстетику с природной, на создание новой среды, которая позволит проживающим в ней людям отдыхать в атмосфере древней китайской культуры, соединяющей в себе историю, каллиграфию, скульптуру, садоводство,

философию, эстетику, религию, наслаждаясь не только материальными благами, но и важной духовной пищей.

Объект исследования:

Происхождение, история создания китайского традиционного личного сада, основные составляющие и виды садов.

Материал:

Из-за ограниченности времени и документальных источников исследования сосредоточены в следующих областях:

Обзор литературы: поиск литературы по китайскому традиционному южному саду и ее анализ.

Полевые экспедиции: исследование существующих образцов искусства создания южного китайского традиционного сада, анализ результатов.

Обращение к специалистам: консультации со специалистами по истории Китая относительно подбора литературы и документальных источников.

Сравнение: выявление особенностей традиционного китайского южного сада на основе сравнения его с древними классическими парками Китая и описаниями древних садов, сохранившимися в литературе.

Цель диссертации:

1. Выявить основные особенности и составляющие китайского
традиционного личного сада.

2. Сравнить традиционные личные сады.

3. Описать традиционный личный сад южных областей Китая,
познакомить специалистов по ландшафтному дизайну с достижениями

китайских мастеров садово-паркового искусства для возможного применения их при проектировании и создании новых садов.

Задачи исследования:

  1. Определить основные черты, характер и особенности искусства создания традиционного личного сада; исследовать формообразующие процессы, факторы и эстетические теории, повлиявшие на развитие принципов устройства китайского сада.

  2. Обозначить место и роль искусства создания личного сада в садово-парковом искусстве Китая, на конкретных примерах исследовать способы создания пейзажей.

3. Разработать основные методы использования принципов
устройства личного сада в классическом стиле и их отражение в
современном планировании садово-паркового искусства.

Предмет исследования:

Из-за невозможности охватить все садово-парковое искусство Китая в данной работе установим следующие границы:

  1. Географические: сады провинции Цзянсу в Китае.

  2. Временные: сады, построенные в эпоху династий Мин и Нин. Именно эти сады лучше других сохранились до наших дней.

  3. Тип сада: личный. Из многих традиционных видов именно личный сад занимает первое место по значимости и количеству.

4. Объекты: наиболее сохранившиеся сады, а именно:
Чжоуженьюань, Лююань, Уаншиюань, Сад Шизилинь в городе Сучжоу,
Гэюань, Цзисяошаньчжуан в городе Янчжоу, Цзичаньюань в городе Уси,
Туйсыюань в городе Уцзян, Юйюань в городе Шанхай, Чжаньюань в
городе Нанцзин.

Методика исследования:

Для решения поставленных задач в работе применялись методы архитектурно-планировочного анализа. Использовалось большое количество современных и древних литературных источников, в том числе на древнекитайских диалектах. Проводился анализ структуры традиционного китайского личного сада, соотношения элементов, приемов и способов организации пространства определенным образом с учетом культурной, исторической и экономической специфики. Использовались полевые исследования, привлекались сведения, полученные в ходе консультаций с сотрудниками парков - специалистами в области искусства создания традиционного китайского личного сада.

Научная новизна работы:

Подобное исследование с подробным описанием садов, привлечением большого количества древних китайских источников, памятников литературы проводится впервые.

Практическая ценность:

Детальное описание пейзажей, ландшафтов помогает понять общие закономерности искусства создания китайского сада, находящегося в тесном взаимодействии с философией, эстетикой, литературой, живописью - всей китайской культурой. Это знание делает возможным воссоздание утраченных пейзажей, возвращение древним садам и паркам их первоначального вида, создание новых садов и парков, продолжающих традиции китайского садово-паркового искусства.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения с основными выводами и приложений. Общий объем 220 страниц, из них основная часть занимает 150 страниц, иллюстрации — 70 страниц. Предложена библиография по теме исследования.

Во введении рассмотрено состояние изученности вопроса, обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования, научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первой главе "Основные характеристики и особенности традиционного личного сада Китая" описаны: Основные этапы истории формирования китайского традиционного сада 1.1; Основные черты и типы традиционных личных садов 1.2; Сравнительные различия между садовым искусством Цзянсу и Тайваня 1.3.

Во второй главе "Анализ примеров классического личного садового искусства" рассмотрены: Парк Чжоуженьюань II. 1; Парк Лююань П.2; Парк Шизилинь ИЗ; Парк Уаншиюань П.4; Парк Гэюань ІІ.5; Парк Цзисяошаньчжуан ІІ.6; Парк Цзичаньюань ІІ.7; Парк Туйсыюань П.8;Парк Юйюань П.9; Парк Чжаньюань 11.10.

Третья глава "Структура и методы создания традиционных личных садов" содержит разделы: Общий замысел III. 1; Стиль и образ пейзажа ПІ.2; Искусственные каменные горы Ш.З; Введение водоемов Ш.4; Характерные черты архитектуры Ш.5; Зеленые насаждения Щ.6; Дороги, ограды и другие элементы сада ІІІ.7.

В заключение изложены основные результаты исследования и выводы.

Изученность проблемы:

Сохранились многочисленные исторические документы, свидетельствующие о том, что садово-парковое искусство Китая является одним из древнейших в мире. Среди них - и специальные книги, посвященные этой теме, и записки об экскурсиях, и стихи, а также собрания оттисков со стел, картины и альбомы, посвященные искусству создания сада. Существуют также фрагменты в исторических сочинениях, романах, неофициальных исторических книгах и записях, по которым можно изучать историю китайского сада.

В документах периодов Мин (1369 - 1644 гг.) и Цин (1644 - 1911 гг.), касающихся создания сада, зафиксирована традиционная теория его организации. Много информации содержится в специальных книгах, описывающих садовую систему. Самой известной подобной книгой конца периода Мин (1369 - 1644 гг.) является книга "Правила создания сада". Кроме неё существуют также книги "Чжан By Чжи" (автор — Вэнь Чжэнь), "Слова семьи" (автор - Ли Юй) и "Запись расписной джонки Янчжоу" (автор - Ли Доу). Первая из них относится к династии Мин, две другие - к эпохе Цин. Всё это классические произведения по практике и теории постройки сада.

После 1911 года были написаны книги "Введение в учение постройки сада", "Комментарии к правилам сада", "Записи истории известных садов", "Исправления Чжан By Чжи", "Теория города и парка", "Описание Сучжоу", "Китайские парки, парк Шизилинь", "Справочник памятников культуры" (автор - Чэнь Чжи), "Парк Янчжоу", "Слово о парке", "Сад" (автор - Чэнь Цунчжоу), "Теория Южного сада" (автор - Ян Хунсюань), "История садовых построек" (автор — Чжан Цзяи), "Китайские классические сады и известные парки" (автор — Лю Цэ), "Известные южные сады Китая" (автор — японец Цзи хэтун), "История китайских

классических садов" (автор — Чжоу Вэйцюань), "Архитектура китайского парка" (автор - Фэн Чжунпин), "Китайское садовое искусство" (автор - Ан Хуайци), "Парк и литература" (Автор - Ван И), "Древний китайский сад" (автор - Цю Лютун), "Теория проекта китайского сада" (автор - Чэн Чжаосюн), "Эстетика парка" (автор - Лю Тяньхуа), "Искусство китайского парка" (автор — Чжоу Учжун), "Китайская большая энциклопедия: Архитектура, сад и городское строительство" (издательство "Большая энциклопедия"), "Полное собрание сочинений по изобразительному искусству Китая" (редакционная коллегия полного собрания сочинений китайского изобразительного искусства), "Китайский словарь садового искусства" (Народное издательство провинции Ху Бе), "Сравнительные исследования китайских и европейских садов" (автор Ло Цинди), "Источники развития китайского садового искусства" (автор Чжан Цзюньчэн), "Древнее китайское садовое искусство" (автор Пань Сигу), "Анализ китайского сада" (автор Пэн Иган), "Особенности искусства китайской садовой архитектуры" (автор Лин Дэлинь), "Комментарии к правилам создания сада" (автор Чжэнь Цунчжо), "Классические сады Сучжоу" (автор Лю Дуньчжэнь), "Китайское садовое искусство" (автор Чжо Учжун), "Рассуждение о южном саде" (автор Ян Хунсюнь), "Мир во сне - китайское традиционное садовое искусство" (авторы Лю Сяомин, У Юйцзян), "Исследования архитектуры сада Цяньюань" (авторы Чэнь Жунцунь, Хун Дэхао), "История китайской архитектуры" (автор Лян Сычэнь),, "Теория создания сада" (автор Чэнь Чжи), "Отражение истории Китая в китайском национальном характере и культуре" (автор Цянь Биньсы), "Сады Сучжоу" (авторы Юань Сюехань, Гун Цзяньи), "Классические парки Китая" (автор Ло Чжэвэнь), "Сады Сучжоу" (Издание Сучжоуского Ландшафтно-проектного института), "Парк Шизилинь" (автор Чжан Ченьхуа), "достопримечательности Янчжоу"

(автор Пань Баомин), "Китайский сад и мировоззрение интелектуальной элиты" (автор Хуан Чанмэй).

Эти книги содержат подробное описание традиционных стилей китайского парка, являются классическими произведениями, описывающими искусство создания парка, а также важными документальными свидетельствами истории развития паркового искусства Китая4.

Различные документы о создании китайского традиционного сада включают представления о садовом творчестве, методах проектирования и рассуждения об истории садового искусства. Самым важным источником, содержащим рассуждения о создании садов, являются книги династии Мин "Правила создания сада" (автор Цзи Чэн) и "Чжан By Чжи" (автор Вэнь Чжэньхэнь). Наиболее полным, систематическим и глубоким исследованием является книга "Правила сада", написанная в 1631 году. Кроме общего рассуждения о теории создания сада, она содержит также 11 частей, посвященных отдельным аспектам создания сада. Ее автор Ди Чэн написал эту работу, описывая и систематизируя собственный опыт по созданию садов. В результате получилась книга, очень полезная для понимания этого искусства.

Кроме того, очень важные документы о традиционном саде Китая содержатся в книге "Общее рассуждение о создании китайского сада" (автор Ма Цяньин, 1985 год). Эта книга излагает теорию искусства садовой постройки Китая, садовой архитектуры, историю развития садового искусства, а также вскрывает сложные отношения взаимовлияния садового искусства и реального мира. Весьма богатый иллюстративный материал подобран с особой тщательностью, рассуждения автора подкреплены большим количеством исторических документов.

В 1987 году вышла книга Ду Жу Цзяня "Проектирование садовой архитекуры", посвященная общим проблемам садового проектирования. Кроме того автор рассматривает образцы современного садового искусства с точки зрения следования традициям классического китайского сада.

В 1988 году была опубликована работа Фэн Чжунжин "Китайская садовая архитектура", посвященная плану китайского традиционного сада. В этой книге изложена его теория, особенно тонкая в вопросах, касающихся концепции пространства.

В подробном исследовании 1990 года "История создания китайского сада" Чжан Цзяи, рассматривается происхождение и эволюция китайского традиционного сада при смене династий. Развитие садового искусства соотнесено с этапами исторического развития Китая.

В детальном исследовании Тун Цзюя "Южная садовая краеведческая работа", вышедшем в 1937 году, рассматриваются принципы создания южного традиционного сада Китая. Автор собрал, обработал и систематизировал большое количество материалов по этому вопросу. Книга включает шесть частей о создании сада, складывании искусственных гор, размещении сада на местности, о разноообразном знании и символическом значении элементов сада. Была предпринята попытка объяснить общий дух сада, сделать выводы о творчестве сада, были приведены стихотворения, рожденные этим видом или, наоборот, вдохновившие мастера на создание этого вида. В книге описано, проанализировано и интерпретировано основное содержание 60 садов.

Работы недавнего прошлого исследовали взаимодействие конкретного образца и общих принципов создания классического китайского сада. Например, книга Лю Дуньчжэнь "Анализ классического китайского сада города Сучжоу" (1979 г.) посвящена с одной стороны -

4 Чжан Цзюньчэн. Источники обсуждения китайского садового развития. Тайбэй. 1999, с.4

изложению истории создания и развития сада Сучжоу, с другой -описанию достижений в искусстве садового строительства. Рассмотрены основные концепции планов создания водоемов, искусственных гор и каменных горок, использования трав и деревьев. Различные концепции проиллюстрированы материалами 15 классических садов.

Нельзя не упомянуть также работу "Рассуждение о южном саде" Ян Хуньсюня, написанную в 1989 году. В этой книге много тонких и точных замечаний относительно южного садового искусства. В трех главах: садовое искусство (основные положения), садовое творчество (творческая доработка, создание нового стиля на основе основных положений) и обозрение создания сада - автор высказывает свою оригинальную точку зрения на искусство составления сада и методы его проявления.

Чтение исторических документов связано с определенными трудностями, так как написаны они в разных частях Китая и в разное время, поэтому современному носителю китайского языка, не обладающему специальными знаниями, прочесть их не представляется возможным.5 Для работы с источниками нам приходилось, переводить их сначала на современный китайский, а потом - частично - на русский.

Стиль повествования всех китайских источников, включая современные научные издания, значительно отличается от того, который принят в русской традиции. Для китайской литературы, посвященной садово-парковому искусству, характерны высокая эмоциональность и лирические отступления. Создатель сада прежде всего поэт, художник. Он стремится выразить себя в своем творении. За техническими деталями он

5 Так же, как не прочтет документов на древнерусском не подготовленный соответствующим образом носитель русского языка, или на древнеанглийском -английского.

никогда не забывает о цели своего искусства, а потому и описание сада, с точки зрения китайского исследователя, не может не быть поэтичным.

Поскольку темой исследования является именно китайский сад, а не какой-либо другой, более органичной для его описания была бы китайская стилистика. Учитывая требования, предъявляемые к стилю научных работ, принятые в России, мы попытались свести ее влияние к минимуму. Автор приносит свои извинения за погрешности в русском языке, являющемся для него неродным.

Основные черты и типы традиционных личных садов

Период раскола эпохи Южных и Северных династий миновал. Император Суй Янь, ставший правителем объединенного Китая, перенес столицу в город Ло Янь. При нем началось создание дворцовых парков с заказниками. Самыми величественными из них были Западные заказники. В исторических памятниках того времени сохранились записи: "Во дворце построили горы, эти горы идут вокруг моря, длина окружающих гор - пять километров, глубина моря - несколько метров. В горах построили даосские храмы, дворцы святых духов, террасы для коленопреклоненных". Из этого описания видно, что в центре огромного "зала" находилось "море" (озеро). В этом море, в соответствии с традициями династии Хань, были возведены пределы святых духов. Извилистые каналы вокруг этого моря делили прилегающие земли на 16 районов, обустроенных в различных стилях. Были созданы различные пейзажи, в них "вписаны" соответствующие архитектурные сооружения. На границах пейзажей, в пограничных областях использовали прием озеленения и разделения поверхности воды. Все это было осуществлено в соответствии с уже имеющимися концепциями основных композиционных типов больших императорских парков Китая . Заметно влияние со стороны природных парков эпохи Южных и Северных династий. Беседки и павильоны точно вписаны в пейзажи гор и озер. Можно сказать, что развитие искусства дворцового парка вновь повернулось от стиля архитектуры к стилю горной воды.

С наступлением династии Тан, времени расцвета Китая, бурного развития экономики, прогресса в области культуры и искусства, искусство создания сада также получило большое развитие. Возводилось большое количество новых дворцов и, соответственно, дворцовых парков. В одном из них — при дворце Ха Цин — применялся как стиль вписывания архитектурных форм в рельеф местности - в частности, прием "поднятия" горы Лишан, так и стиль природных горных вод - специальный термальный источник, с помощью которого были созданы пейзажи всех четырех времен года, существующих одновременно.

Что касается личного сада в период династии Тан, то его развитие связано с именами многих великих катайских поэтов и художников. Они черпают вдохновение в пейзаже горной воды и, соответственно, воспевают его как венец изящества, символ поэзии и источник творческого начала. Они сами участвуют в проектировании и создании, а следовательно — и развитии этого стиля.

Если сравнивать личный сад в период династии Тан с личным садом династии Мин и Цин, то его отличительной чертой является более широкое распространение. Формы малых садов завоевывают все большую симпатию и популярность. Результатом явились повсеместные попытки их создания. Во дворах городских жилищ увлеченные хозяева копали пруды и складывали горы, сажали цветы и бамбук, оформляя "двор пруда", "двор бамбука", "двор сосны" или "двор абрикоса".

В эпоху 5-ти династий и 10-ти царств экономика юго-восточной части Китая развивалась быстрыми темпами. В городе Ханчжоу большой дворец возвели У Юе и его сьш Ця Мю. В Сичжоу много строил князь Ця Юаньлао. В течение тридцати лет он создавал большой южный парк, возводил горы, копал пруды, строил беседки и павильоны, сажал изумительные цветы. Таким образом, это было время бурного развития искусства создания садов и парков.

В период династии Тан буддизм достиг своего полного расцвета. Строилось множество храмов, башен и каменных пещер. Были определены четыре священные горы буддизма: гора Эмэй в провинции Сычуань, гора Утэй в провинции Чжэцзян, гора Цзюха в провинции Ань Хунь, а также четыре самых известных храма: Тэйчжоу, Линьинь, Щища, Юйчан. Этим как раз и объясняется то, что при постройке храма основное внимание обращается на природные пейзажи.

Позже возникает и начинает распространяться даосизм. Учение Дао оформлялось в поздний период династии Восточная Хань. Для постройки даосских храмов часто выбираются неприступные места, что должно было символизировать волшебное царство. Учение Дао зародилось в недрах династии Тан. После династии Сун все три китайские религии: буддизм, даосизм и конфуцианство постепенно сблизились. Святыни всех религий постепенно стали общими местами поклонения для представителей всех религиозных убеждений. Различия есть только в пейзаже, в который вписан храм, в то время как между основными характеристиками религий их (различий) почти не осталось.

Сравнительные различия между садовым искусством Цзянсу и Тайваня

В результате изучения исторических источников, работ, посвященных искусству создания традиционного сада Тайваня, автором диссертации были выделены его восемь особенностей:

1) Рост и развитие садового искусства в этой области связан с общественными организациями поэтов (рис Л .3-1).

В период династии Цин и японского завоевания возникло большое количество общественных организаций поэтов, которые располагались в садах. Например, в саде Цяньюань ( рис. 1.3-la ) — организация

"Цяньюаньинь", в саде Бэйгоюань - организация "Сышэншэ". Эти сады (Цяньюань и Бэйгоюань) находятся в городе Синьчжу на севере Тайваня. В центральной части Тайваня в садах Лэйюань ( рис. 1.3-1 б ) и Линюань (рис. 1.3-1 в) располагалась организация "Леше". Здесь поэты пели песни и декламировили стихи. Самой известной была организация "Цяньюаньинь", выпустившая сборник стихов "Цяньюаньчанхэцзи". В книге Лан Хэна "История Тайваня" так описывалось собрание поэтов: "Сидят, пьют водку, творят и декламируют стихотворения".

2) Отличие в соотношении сада и жилища

Для Китайского южного личного сада характерным является несколько подчиненное положение сада по отношению к жилищу. Сад находится позади жилища, при этом жилище оказывается важным центром быта, а сад - местом отдыха и развлечения44. Сад занимает меньшую площадь по сравнению с жилищем, его второстепенное значение ясно выражено.

В Традиционном саде Тайваня статус сада выше статуса жилища. Жилище и сад занимают равную площадь, а иногда даже сад - большую. Некоторые большие сады освободились от влияния жесткой старой модели взаиморасположения сада и жилища. Например, сад Линюань находится справа от жилищ, а сад Цяньюань — слева.

3) Отдельный вход

Вход в традиционный сад является очень важным местом. Жилища больших частей Южного традиционного сада являются одновременно входом в сад. Пройдя через них, попадаешь в извилистую галерею и в постройки, ведущие через несколько дворов или внутренних двориков. Следуя по извилистой галерее, меняя вместе с ней направление, человек попадает в различные пейзажи, пространство то расширяется, то сужается, становится то светлее, то темнее. Наконец, открывается собственно сад.

Тайванский же сад не вытекает из жилища, а отделен от него. Он не следует традиции южного сада, в котором достигнуто органическое слияние жилища и сада в единое целое45. Для входа в Тайваньский сад сооружается специальная постройка. Например, сады Лэйюань и Гуйюань. Единственным исключением является сад Лин, главным входом в который является узкая длинная дорога, ведущая из зала "Белые цветы", соединенная с галереями книжного кабинета "Щигу". Такой вход напоминает методику южного сада. Сооружен этот необычный вход в эпоху династии Цин.

4) Форма архитектурных построек выдает влияние западных культур.

В период заката династии Цин и во времена японского завоевания архитектура испытывала сильное влияние зарубежных культур (рис.1.3-2а и 1.3-26 ). Например, у книжного кабинета "Щигу" и в парке местного правительства появились западные беседки. Во время японского завоевания парк "Вэйгоюань" был расширен и в нем появились сооружения в западном стиле. В западном же стиле в это время был перестроен парк "Лэйюань" в городе Уфэн.

5) Распланировка берегов водоема производится, в основном, с помощью набережной стенки.

В Южном саде берег обычно оформляется с помощью накладывания камней в природном стиле, только небольшой участок берега сооружается в форме аккуратной набережной стенки. Это делается для того, чтобы избежать однообразия.

В Тайванском саде мы не находим этого стремления "подражать природе". На примерах реальных сохранившихся садов и парков и картин того времени видно, что берег оформлялся береговой дамбой ровной и прямой кладки. В наиболее близком к природе парке "Лэйюань" берег пруда аккуратно сложен из гальки. В Южном Тайване в парке "Цзычуньюань" берега сделаны из аккуратных каменных кубов, даже форма прудов напоминает прямоугольник. Так же оформлены берега прудов и в парках "Линюань", "Бэйгоюань", "Цяньюань" и в Тайбэйском местном правительственном парке.

Парк Шицзилинь

Он находится в области Цзянсу, в городе Сучжоу. В период династии Юань (1342 год) буддийский монах Тянь Жу основал монастырь Шизилинь. У главного входа расположен храм, позади монастыря - сад.

Название свое парк получил в честь другого буддийского монаха Чжун Фэнэня, который жил на вершине Шицзифэн в горах Тяньмушан в провинции Чжэ Цзян. Это место почитается как буддийская святыня — "Место льва". Оно отмечено специальной краской. В память о Чжун Фэне и был назван парк Шизилинь ("Лес льва").

Он является одним из четырех знаменитых парков города Сучжоу и известен оригинальными сооружениями из озерных камней и искусственными горами. Его площадь при создании составляла 10 му (6666 кв.м.) и в основном была занята камнями и бамбуками, в центре находится большая искусственная гора, с южной стороны которой -терраса, рядом возвышаются еще четыре вершины.

Восточная часть парка разделена двумя павильонами на три двора. Один из них - павильон Яньюйтан — состоит из двух помещений и имеет форму "зала мандарина". Этот павильон является главным сооружением в данной части парка, он обставлен очень искусно, с большим изяществом, имеет великолепные высокие потолки. Это главное место парка для приема гостей ( рис.2.3-1 ).

На сегодняшний день общая площадь парка составляет 16,7 му (11 132 кв.м.).

Маршрут начинается в восточной точке парка, где открывается вид на павильон, который раньше был храмом предков. Далее галерея ведет на север к главному павильону парка Яньюйтан. Еще севернее расположен

павильон Сяофагнтин . Со всех сторон окружен галереей, соединяющейся с павильоном с западной и восточной стороны.

В северном дворике этого павильона устроен цветник с большой каменной горой из озерного камня Тайху. Величественная гора изрезана множеством трещин, складок и отверстий, ее форма так же причудлива, как и камни, из которых она сложена. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть на ее вершине очертания девяти маленьких львов в различных позах, поэтому это место называется "Цзюшифэн" ("Вершина девяти львов") ( рис.2.3-2 ) 77.

С западной стороны двора Цзюшифэн есть проход в центральную часть парка. Проход выполнен в форме яблони сорта "китайка". С южной стороны — искусственные горы; с северной стороны по оси входа находится павильон с террасой Ифэнчжибосюань ( рис.2.3-3 ).

Данный павильон является главным в парке. Просторная терраса имеет окна на все четыре стороны. Терраса названа по названию второго этажа "Тинюйлоу". Из окна с южной стороны открывается вид на искусственную гору Шицзыфэн.

Со второго этажа павильона на юге виден горный поток, который носит название "Юйцзянь". С западной стороны к террасе примыкает уединенный двор, созданный в период династии Юань (рис.2.3-4),

Центральной и главной частью парка является район из искусственных гор. Его площадь составляет 1,73 му (1 153 кв.м.). Камни, из которых сооружены горы, уложены так, что получившиеся пещеры представляют собой лабиринт (рис.2.3-5 ).

Общий горный силуэт делится на три части. Здесь насчитывается в общей сложности 21 пещера и 9 извилистых тропинок. Большое количество вершин и крупных камней имеют причудливые формы. В них угадываются силуэты львов, диковинных рыб и птиц.

Западная часть горы разделена горным потоком на две части: восточную и западную.79. На небольшой ровной площадке, опоясанной горными вершинами, находится двухэтажный храм, носящий имя "Воюньсы". Сооруженные вокруг него вершины сложены из камня в форме танцующих львов, все они повернуты лицом к храму.

Павильон Сючжугэ находится на юго-западе от храма "Воюньсы", через ручей. Одна сторона его примыкает к скале, а с трех других — он окружен водой. С северной стороны от ручья искусственные горы соединяются, образуя единое целое ( рис.2.3-6 ). Напротив павильона Сючжугэ фасадом к нему стоит здание Цзяньшаньлоу. Оно опоясано каменными вершинами.80

В парке есть пруд, через который перекинут мост Цзюцюйцяо, соединяющий павильон Хэхунтин на востоке с павильоном Вэньмегэ на юго-западе. На мосту построена шестиугольная беседка. Пруд окружен архитектурными сооружениями: павильоном, беседкой и мраморной ладьей.

Беседка Чжэньцюйтин ( рис.2.3-7 ) располагается на северо-западе от павильона Хэхунтин в непосредственной близости от берега. Мраморный корабль в пруду находится в самом низком месте парка, в его северо-западной части, рядом с беседкой. Он представляет собой очень изящное двухэтажное сооружение,Крыша корабля является открытой террасой, с которой очень удобно любоваться каменными изваяниями на юге, вершинами различной формы и высоты, лесом на каменных склонах и живописными пещерами.

Искусственные каменные горы

Основным элементом пейзажа является рельеф местности, создаваемый, главным образом, с помощью комбинации гор и водоемов. Традиционно в китайском садово-парковом искусстве для создания большей выразительности используют искусственные горы в сочетании с отдельно стоящими камнями. - Функции искусственного рельеф Искусственные горы выполняют функцию разделения территории сада на зоны, организации пространства, задания маршрута следования посетителей. Для достижения максимального эффекта используется прием сочетания искусственных и естественных деталей рельефа, подчеркивающих, усиливающих и оттеняющих друг друга113. Часто искусственные горы являются основным пейзажеобразующим элементом сада (например, в городе Сучжоу сад Шизилинь - павильон Ифэнчжибосюань).

Ярким примером применения искусственных гор для структурирования пространства является сад Чжочженюань города Сучжоу. Один павильон (Юаньсянтан) находится на берегу пруда в центральной части сада, а второй - в юго-восточной, отделенной искусственными горами, которые служат фоном для обоих павильонов, создавая для каждого из них самостоятельную зону.

Использование искусственно созданной ландшафтной структуры для украшения пространства и формирования фона для архитектурных построек позволяет ощутить значительность масштаба сада. Решается это с помощьюдвух сортов камней Тайхуши и Хуанши, расставленных вдоль дорожек сада в произвольном порядке.

Образованные из этих камней галереи нередко имеют "окна" -проемы, через которые посетитель может любоваться пейзажами, ограниченными рамкой.

Иногда камни выкладывают вокруг различных деревьев, используя прием контраста живых и неподвижных форм. - Элементы искусственного рельефа

Они очень разнообразны. По словам автора книги "О садах в Цзяннань" Янхуансюнь, к ним относятся горные вершины, долины, ручьи, пещеры, ущелья, склоны гор, родники, водопады и т.д 114.

Все они создаются только из двух материалов: из земли и камня, но пропорции их сочетания, отражающие материальные возможности и трудовые затраты, так разнообразны, что порождают различные стили. Существует несколько различных способов создания элементов искусственного рельефа:

а) Складывание земляной горы с помощью камней, что часто встречается в садах Цзяннань. Это позволяет создать сравнительно большую гору, пример — две горы в пруде центрального пейзажа сада Чжоуженьюань. Земли в них больше, а камня меньше. Горка, сложенная только из земли, будет невысокой, склоны будут слишком пологими, она будет как бы расползаться. Гора, созданная только из камня, требует большого количества крупных камней, а следовательно, больших материальных и трудовых затрат. Поэтому смешение, чередование земли с камнем является наиболее рациональным. Так, например, основание маленькой горки в юго-западном районе сада Чжоуженьюань рядом с павильоном Сюцзитин, а также большой горы в западной части сада Лююань почти на 1 чжан (мера длины, равная примерно одной трети метра) сложены из камней, кроме того, земляные склоны со стороны горных троп, петляющих серпантином, также укреплены камнем.

Похожие диссертации на Традиционный китайский "Личный сад" :На примере области Цзянсу, XIII-XIX вв.