Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии Чуковская Екатерина Эдуардовна

Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии
<
Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чуковская Екатерина Эдуардовна. Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 : Москва, 1999 200 c. РГБ ОД, 61:99-12/311-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Правовое регулирование отношений в кинематографии 10

1. Методологические, теоретические и исторические основы предпринимательской деятельности в кинематографии 10

2. Особенности и тенденции развития законодательства о кинематографии 22

Глава 2. Предпринимательская деятельность в аудиовизуальной сфере и ее субъекты 60

1. Виды предпринимательской деятельности на стадии производства аудиовизуальных произведений и их правовое регулирование 62

2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на стадии распространения и использования аудиовизуальных произведений 88

Глава 3. Аудиовизуальное произведение как результат творческой и предпринимательской деятельности в кинематографии 109

1. Аудиовизуальное произведение как результат творческой деятельности 109

2. Аудиовизуальное произведение как результат предпринимательской деятельности .134

Глава 4. Договорные отношения и защита интересов в сфере кинематографии 147

1. Роль и особенности договора в процессе создания и использования аудиовизуальных произведений 147

2. Защита прав и интересов субъектов отношений в кинематографии 172

Заключение 189

Библиографический список 191

Введение к работе

Обоснование проблемы исследования и ее актуальность. Развитие рыночной экономики в нашей стране затронуло все сферы жизни общества. Перестройке подверглись не только хозяйственные отношения, но и отношения, традиционно напрямую не относящиеся, хотя и близкие к производственным сферам. Это заставляет по-иному взглянуть на деятельность, связанную с сохранением и развитием культурных ценностей. Сложившиеся в последнее время экономические условия внесли коррективы в правовой статус лиц, создающих и использующих произведения литературы, науки и искусства, и в механизмы их взаимодействия.

Кинематограф, как сплав производственной и творческой деятельности, всегда признавался в нашей стране приоритетной отраслью, "важнейшим из искусств". С введением рыночных условий хозяйствования, приватизации собственности в системе производства и проката фильмов, объем и качество создаваемых аудиовизуальных произведений стали катастрофически снижаться. Ни авторы фильмов, ни организации кинематографии, на словах призывающие работать по-новому, не смогли сразу адаптироваться в складывающейся ситуации. Это привело к хаотическому развитию отрасли, к тому, что действия отдельных кинопредпринимателей не согласовывались ни с интересами коллег и партнеров, ни с запросами зрителей.

В настоящее время государство в ряде законодательных и иных нормативных правовых актов1 выработало основные принципы и направления своей политики в области кинематографии с тем, чтобы поддержать производство и прокат отечественных фильмов, повысить конкурентоспособность российской кинопродукции на международной арене, обеспечить четкие связи на всех уровнях производства и распространения аудиовизуальных произведений и межуровневые связи и тем самым создать условия для самоокупаемости фильмопроизводства и кинопроката.

Причины бедственного состояния российского кинематографа разнообразны: это и общее ухудшение обстановки в стране, в частности криминогенной (в

кинотеатрах попросту стало небезопасно), и рост цен на услуги в период производства и тиражирования фильма, и удорожание входных билетов в кинотеатр, и распространение бытовой теле- и видеотехники.

Меры, необходимые для возрождения отечественного кино, должны носить комплексный характер и идти по многим направлениям: развитие экономических отношений, формирование специализированных инфраструктур на каждом этапе создания и продвижения фильмов, совершенствование правового регулирования и разработка научно-теоретической базы для моделирования и установления отношений между всеми участниками кинопроцесса, "воспитание" зрителя, формирование спроса на основе масштабных маркетинговых исследований зрительской аудитории. Первоочередной своей задачей государство видит поддержку отечественной экранной культуры.

Внедрение России в широкую международную систему охраны авторских прав в связи с ее присоединением в начале 1995 г. к крупнейшим конвенциям в области авторских и смежных прав накладывает на нас арогие обязательава перед иностранными производителями и иными обладателями прав на аудиовизуальные произведения.

Подписание Женевской конвенции в редакции 1971 г. и старейшего соглашения в области авторского права - Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений - стало возможным после серьезного пересмотра национального российского авторского законодательства. Но сегодня доаижение такого, казалось бы революционного уровня авторского права в нашей стране уже не вполне удовлетворяет как самих творцов, так и пользователей произведений. Поэтому активно ведутся работы по пересмотру действующих норм в связи с разработкой III части Гражданского кодекса РФ.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы являются: анализ природы аудиовизуального произведения как результата творческой и производственной деятельности; изучение его режима, отраженного в нормах различных законодательных и нормативных актов; установление статуса участников процесса создания и распространения произведения и исследование правовых основ отношений между ними; анализ зарубежного законодательства и практического правового опыта в аудиовизуальной сфере; разработка предложений по совершенствованию и развитию законодательной и нормативной базы в данной сфере.

Предмет исследования составляют предпринимательско-правовые и авторско-правовые отношения в аудиовизуальной сфере.

Методологической базой диссертации являются общий диалектический, системно-функциональный, статистический, сравнительно-правовой и исторический методы научного исследования.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды российских ученых-правоведов - М.М. Богуславского, А.Г. Быкова, Э.П. Гаврилова, Л.Н. Галенской, В.А. Дозорцева, М.Н. Кузнецова, И.В. Савельевой, АЛ. Сергеева, А.В. Туркина, С.А. Чернышевой и др. В диссертации также использовались исследования зарубежных юристов - К. Коломбе, Ж. Корреа, А. Дебуа, М.-К. Док, А. Керевера, К. Мазуйе, А. Франсона, А. Риу, П. Греффа и Ф. Греффа, Д. Вильжоен, А. и Ю.-Ж. Лука и др.

Практическую основу исследования составили: нормативные правовые акты Российской Федерации, бывшего Союза ССР, посвященные вопросам регулирования предпринимательско-правовых и авторско-правовых отношений в культуре вообще и в аудиовизуальной сфере в частности; материалы Госкино, Конфедерации Союзов кинематографистов и Союза кинематографистов России; проект III части ГК РФ; правоприменительная практика; реальные правоотношения в аудиовизуальной сфере; судебная практика; материалы периодической печати.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одним из первых специальных монографических исследований правового регулирования предпринимательской деятельности в кинематографии. В работе поставлены и проанализированы вопросы о сущности и особенностях правового регулирования в аудиовизуальной сфере с точки зрения предпринимательства, о правовом статусе участников процесса создания и использования аудиовизуальных произведений как субъектов рыночных отношений, о механизме перехода авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом, а также на результаты творческой деятельности, вошедшие в него. В российской научной литературе эти вопросы отдельно не исследовались с 1984 г.1, хотя с того времени весь правовой массив и методология регулирования отношений изменились коренным образом. Поэтому настоящая работа преследует цель хотя бы частично заполнить образовавшуюся нишу.

На защиту выносятся следующие положения и выводы:

1. Отношения в аудиовизуальной сфере подразделяются на отношения по поводу создания, распространения и использования аудиовизуальных произведений, что обусловливает их различный правовой режим. В первой группе отношений предпринимательство направлено на обеспечение интеллектуальной деятельности и наиболее благоприятных для творчества условий, без вмешательства в сам процесс создания произведения как объекта авторского права. Во второй и третьей группах предпринимательские отношения превалируют, а авторское право служит лишь "сдерживающим" элементом.

2. Создание аудиовизуальных произведений (кроме любительских фильмов), в отличие от других объектов авторского права, требует совместных усилий большого числа лиц, а также крупных капиталовложений и обеспечения достаточно сложных технологических процессов. Поэтому предпринимательство в аудиовизуальной сфере представляет из себя сплав хозяйственной и творческой деятельности.

3. Сферы действия двух крупнейших законов, регулирующих отношения в аудиовизуальной сфере - Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"1 и Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"2 пересекаются, и различия в содержании используемых в них понятий могут иметь серьезные правовые последствия. В связи с этим необходимо и возможно соотнесение терминов этих правовых актов, но требуется установить пределы допустимого отождествления понятий "фильм", "кинопродукция" и "аудиовизуальное произведение", изготовитель аудиовизуального произведения" и "продюсер фильма".

4. Деятельность по созданию аудиовизуальных произведений представляет собой сплав творчества и предпринимательства, вследствие чего фильм как результат этой деятельности имеет двойственный правовой характер. Таким образом, аудиовизуальное произведение является не только объектом авторского права, но и товаром особого рода.

5. Двойственный характер аудиовизуального произведения предопределяет его сложный правовой режим. Выявлено, что различные участники

предпринимательской деятельности в кинематографии могут обладать правами различной природы, возникающими в связи с их вкладами в процесс создания или использования фильма, причем эти права могут распространяться как на объект в целом, так и на его элементы. Автором сделан вывод о соотношении авторских прав и права собственности на аудиовизуальное произведение применительно к различным участникам кинопроцесса и различным его элементам.

6. Проведено комплексное исследование правового статуса всех категорий участников создания аудиовизуального произведения: авторов фильма в целом и авторов отдельных произведений, вошедших в него составной частью, созданных как ранее, так и в процессе работы над фильмом; носителей смежных прав, результаты творческой деятельности которых используются при создании фильма; изготовителя аудиовизуального произведения как предпринимателя, обеспечивающего творческий и технологический процессы; инвесторов и кредиторов как источников финансирования процесса создания аудиовизуального произведения. Все это позволяет сделать вывод о их взаимосвязи и взаимовлиянии

7. Отношения, возникающие на разных стадиях продвижения фильма от авторов к зрителю, имеют различную правовую природу, что находит отражение в закрепляющих их договорах. Первичными являются авторские и трудовые (в случае создания служебных произведений) договоры, определяющие не только порядок создания и использования аудиовизуального произведения, но и объем правомочий центральной фигуры кинопроизводства - продюсера. Договоры, связывающие остальных участников процесса создания и использования фильма, независимо от их вида, обязательно несут в себе авторско-правовой элемент и в подавляющем большинстве случаев представляют собой переуступку части имущественных прав.

Работа содержит также некоторые рекомендации по совершенствованию действующего законодательства:

1) В постановление Правительства РФ "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г." от 29 мая 1998 г. № 5241 необходимо внести указание о том, что плательщиками вознаграждения являются пользователи аудиовизуальных произведений;

2) Постановлением Правительства РФ и развивающими его ведомственными нормативными правовыми актами следовало бы установить круг плательщиков, размер отчислений и порядок их сбора, а также систему учета и перераспределения вознаграждения за частное копирование, предусмотренного ст. 26 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах";

3) В случае внедрения двух вышеуказанных порядков, указом Президента РФ целесообразно определить развитие коллективного управления имущественными правами авторов в аудиовизуальной сфере как одного из направлений государственной политики в области кинематографии и одной из форм государственной поддержки, а также усилить роль Российского общества правообладателей в аудиовизуальной сфере подобно тому, как это сделано в отношении Российского авторского общества Указом Президента РФ "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав" от 7 октября 1993 г, № 16071;

4) Действующее российское авторское законодательство полностью отвечает требованиям международных конвенций и мировому опыту, желательно внести в него некоторые положения, допускающие более гибкий подход к установлению отношений при создании отдельных видов и жанров фильмов, что существенно расширило и укрепило бы правовой статус представителей специфических кинопрофессий, не относящихся к категории авторов аудиовизуального произведения в целом, но играющих большую роль в его создании;

5) Необходимым представляется принятие дополнительных правовых актов, позволяющих в полной мере применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение авторского и смежных прав. Кроме того, следовало бы внедрить новые виды страхования на случай пиратства или косвенных убытков от нарушения авторских прав третьих лиц, поскольку такой "нетрадиционный" метод позволит уменьшить ущерб, наносимый недобросовестными предпринимателями.

Практическое значение работы заключается в том, что научные выводы, идеи и положения могут представлять интерес и быть использованы: 1) как исходный материал для дальнейшего развития научных проблем правового регулирования предпринимательских отношений в кинематографии; 2) в правотворческой

деятельности законодательных и исполнительных органов (в первую очередь Госкино и иных органов управления в аудиовизуальной сфере); 3) в практической деятельности предпринимателями и авторами аудиовизуальной сферы; 4) в учебном процессе преподавателями и студентами юридических и кинематографических вузов.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Результаты исследования были использованы автором: при участии в разработках "Моделей продюсерского кинематографа в РФ" и "Концепции разгосударствления системы кинопроката и кинофикации" (в составе коллектива авторов Российского института культурологии РАН и Министерства культуры РФ), при организации и проведении научно-практических конференций по авторско-правовым проблемам в аудиовизуальной сфере в рамках программы TACIS в Москве и Санкт-Петербурге, при подготовке доклада на конференции, посвященной праву собственности, организованной 24-25 июня 1998 г. ИГП РАН. В настоящее время они используются автором в педагогической работе при составлении учебных программ и чтении курсов лекций "Авторское право" и "Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в кинематографии" во Всероссийском государственном институте кинематографии им. С.А.Герасимова. Там же автором подготовлено учебное пособие "Аудиовизуальный бизнес, Договорное регулирование" (М.: Росконсульт, 1999. - 331 с.) и глава учебника кафедры экономики и организации производства и проката фильмов, посвященная вопросам правового регулирования кинопроцесса.

Объем и структура работы. Поставленные автором задачи обусловили структуру диссертации, которая состоит из введения, четырех глав, объединяющих 8 параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы и перечня законодательных и иных нормативных актов.

Методологические, теоретические и исторические основы предпринимательской деятельности в кинематографии

А) Теория и методология правового регулирования в сфере культуры, Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях1. В более узком смысле - сфера духовной жизни людей, которая включает в себя предметные результаты их деятельности (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в процессе деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения людей). Материальная и духовная культуры находятся в органическом единстве. В данной работе речь идет о части культуры, связанной с созданием и использованием произведений искусства, а точнее одной из его отраслей - кинематографии.

Кинематография (от греческого kinematos (родительный падеж kinema -движение) и grapho - пишу) - отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю; наиболее массовый вид искусства, важное средство политической и научной пропаганды. В настоящее время язык движущихся изображений используют не только породивший его кинематограф, но и иные отрасли искусства и массовой коммуникации: телевидение, компьютер и т.д. Поэтому в обиход вошло понятие, охватывающее все эти отрасли - "аудиовизуальная сфера" (от лат. audio - слышу и visualis -зрительный, т. е. основанный на одновременном восприятии слухом и зрением). В данной работе понятия "кинематография" и "аудиовизуальная сфера" в основном используются как синонимы, хотя несомненно, что они соотносятся как часть и целое, и что не все проблемы, возникающие в правовом регулировании аудиовизуальной сферы, характерны для современного отечественного кинематографа. Но автор позволил себе такое допущение, поскольку и действующее законодательство содержит множество норм, единообразно регулирующих отношения как в кинематографии, так и в иных близких ей областях, и современная мировая научная литература использует единые термины "аудиовизуальная сфера" и "средства массовой коммуникации (mass-media, multimedia)".

Одним из принципов, на основе которых Российское государство строит свою политику в аудиовизуальной сфере является признание ее неотъемлемой частью культуры и искусства (преамбула и ст. 1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" - далее Закон о господдержке).

Правовое регулирование - это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями1. Но отношения в сфере культуры и в сфере кинематографии многообразны и многоплановы. Однако не на все из них можно прямо воздействовать при помощи правовых средств, в особенности юридических норм. Так, например, создание произведений искусства, интеллектуальная, умственная деятельность человека фактически является отношением автора с самим собой по поводу своего творчества и не поддается правовому регулированию. И хотя авторское законодательство включает отношения по поводу создания произведений науки, литературы и искусства в предмет своего регулирования (ст. 1 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" - далее -ЗоАП), правовые нормы не могут претендовать на регулирование внутренней мыслительной деятельности и отношения автора к своему детищу, а призваны обеспечить нормальный процесс творчества, устанавливая свободы творца и гарантии обеспечения его имущественных интересов. К свободам можно отнести личные неимущественные права автора (ст. 15 ЗоАП), запрещение ограничивать творчество, например содержащееся в ч. 5 ст. 31 ЗоАП (см. ниже). Имущественные гарантии состоят, в частности, в обязательности выплаты аванса по авторскому договору заказа (ч. 2 ст. 33 ЗоАП). То есть нормы, которые на первый взгляд регулируют процесс создания произведений, на самом деле только обеспечивают необходимую для свободного творчества правовую атмосферу. Кроме того, большинство норм, регулирующих, с точки зрения законодателя, отношения по поводу создания произведений, фактически относится к их использованию, т.е. к отношениям, возникающим тогда, когда произведение уже создано. Это вполне соответствует основополагающим принципам авторского права, в частности признанию охраноспособным только результата творческой деятельности, выраженного в объективной форме, т.е. формально законченного, иными словами -созданного, произведения. И хотя в данной работе неоднократно говорится о правовом регулировании отношений по поводу создания аудиовизуальных произведений, автор просит учесть в связи с вышеизложенным, что такая терминология используется только потому, что она содержится в действующем российском и международном законодательстве.

Предметом настоящего исследования являются отношения в сфере культуры, которые поддаются правовому регулированию, а точнее только их часть, связанная с предпринимательской деятельностью и сопряженными с ней видами деятельности в аудиовизуальной сфере.

Виды предпринимательской деятельности на стадии производства аудиовизуальных произведений и их правовое регулирование

А) Продюсирование

Не может существовать однозначного мнения, кто является самой главной фигурой в процессе создания фильма. С точки зрения авторского права фильм - это результат совместной творческой деятельности его авторов: автора сценария, режиссера и композитора, осуществляемой при активном участии авторов отдельных вкладов в фильм. Из всех соавторов фильма особо выделяют фигуру режиссера - недаром во всех рекламных объявлениях говорится "фильм режиссера такого-то"; главный приз Каннского фестиваля - "Пальмовая ветвь" за лучший фильм года вручается именно режиссеру; при определении, какая страна при совместном европейском производстве будет представлять фильм, выбирается государство, гражданство которого имеет режиссер. Но такой подход характерен для стран континентальной системы права. Англосаксонские страны в знак признания роли продюсера при создании аудиовизуального произведения именно его наделяют правами на фильм по закону. В начале 90-х годов в России тоже разрабатывалась модель продюсерского кинематографа, как наиболее оптимального пути развития кино в новых экономических условиях.

Продюсер в кинематографе выполняет сложную и многозначную роль. С одной стороны, это предприниматель, организующий всю финансовую и техническую сторону производства фильма и берущий на себя инициативу начала и ответавенноаь за благополучное окончание съемок. С другой стороны, именно продюсер выбирает или, в крайнем случае, утверждает автора сценария, режиссера, композитора, членов исполнительской группы, заключает с ними договоры на создание их вкладов в фильм и уступку прав на их использование в аудиовизуальном произведении и, таким образом, является правообладателем, носителем авторских и исполнительских прав. Механизм перехода прав от первичного их обладателя и в основном объем прав и полномочий, которые могут быть переданы творцом продюсеру, вызывают бурные споры как у самих деятелей кинематографии, так и у юристов. Недаром наиболее часто употребляемое сравнение, когда речь идет об участниках создания кинематографического произведения - "волки и овцы", причем каждый из членов съемочной группы считает себя овцой. Продюсер не диктатор, он не может непосредственно воздействовать на творческий процесс сценариста, режиссера, композитора, актеров, которых он пригласил, обычно в договоре указываются пределы, в которых продюсер может предлагать (а не требовать) внесения изменений в создаваемый автором вклад в аудиовизуальное произведение. С другой стороны, если расхождения предпринимателя и творца принимают непримиримый характер, продюсер может расторгнуть договор и найти более близкого автора либо более сговорчивого. Актер должен подчиняться требованиям режиссера, но если на роль пригласили "звезду", то она считает себя вправе диктовать свои не только финансовые, но и художественные условия и режиссеру, и сценаристу. Даже те кинематографисты, которые ни в одной стране мира не признаются авторами кинематографического произведения в целом, в крайнем случае, "авторами своего вклада в произведение", который подчас невозможно вычленить из общего аудиовизуального ряда, формируют и отстаивают свое видение законченного целого или части фильма.

Вообще, все профессии в кино тесно взаимосвязаны, огромная группа творческих и технических работников создают аудиовизуальное произведение. Кроме того, кино - это не только результат творческих усилий авторов, продюсера и творческо-технической группы; но и отрасль промышленности, по распространенной голивудской формулировке - "индустрия грез". Недаром Европейское Сообщество в рамках TACIS (Technical Assistance for Communaty of Independent States) разрабатывает программу помощи и развития в сфере интеллектуальной собственности, непосредственно связанной с производством, и выделяет при этом два направления деятельности: помощь в сфере интеллектуальной собственности на компьютерное обеспечение и в кинематографе.

Продюсер занимается непосредственно производством как хозяйственной деятельностью, ищет источники финансирования проекта, потом обеспечивает (к сожалению, не всегда успешно) возврат полученных средств, организуя максимально выгодную реализацию готового аудиовизуального произведения. Для того, чтобы свободно действовать, ему необходимо обладать правами на использование созданного при его непосредственном участии фильма. История развития отечественного авторского права на кинофильмы наглядно демонстрирует, что хотя Советский Союз, а затем Россия и придерживаются континентальных правовых традиций, интересы лиц, организующих создание и использование аудиовизуальных произведений, всегда соблюдались. Изменился лишь круг лиц, которые могут заниматься кинопредпринимательством.

В соответствии с ГК РСФСР 1964 г. авторское право на кинофильм принадлежало предприятию, осуществившему его съемку (ч. 1 ст. 486), т.е., производителем кинофильма могло быть только юридическое лицо, которое организовывало кинопроцесс. Кроме того, на практике все студии были государственными предприятиями. Исключение делалось для любительских фильмов, но они в подавляющем большинстве и не входили и не входят в систему кинобизнеса, а следовательно, и не являются предметом настоящего исследования.

В условиях плановой государственной экономики иная ситуация была невозможна. Но с развитием рынка государство утратило необъявленную монополию на кинопроизводство и на сцену вышли частные предприятия, занимающиеся производством экранной продукции. Многочисленные малые предприятия, кооперативы, а затем товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества пробовали свои силы в кинобизнесе. Самое огромное государственное кинопредприятие было реорганизовано в киноконцерн "Мосфильм". Наряду с юридическими лицами в кинобизнесе появились и индивидуальные предприятия. В Союзе кинематографистов России была создана Гильдия организаторов кинопроизводства. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик о 31 мая 1991 г. ввели понятие "изготовитель кино-, теле- и видеофильма"1, не указывая, как это было сделано в ГК РСФСР, на организационно-правовую форму. Предполагалось, что изготовителем аудиовизуального произведения может быть любой субъект гражданского права.

Аудиовизуальное произведение как результат творческой деятельности

А) Аудиовизуальное произведение - объект авторского права Во всем мире аудиовизуальное произведение признается объектом авторского права. Фильм отвечает требованиям ч. 1 и 2 ст. б ЗоАП, определяющей, какие именно результаты интеллектуальной деятельности являются объектами авторского права. ЗоАП не содержит точной дефиниции, что считается охраноспособным объектом,- а устанавливает только два критерия, соответствие которым и дает возможность считать то или иное культурное явление объектом авторского права. "Примеряя" данные условия практически к любому аудиовизуальному произведению мы можем утверждать, что подавляющее их число подпадают под действие авторско-правовых норм. Практически все аудиовизуальные произведения являются результатом творческой деятельности (исключения могут составлять в определенных случаях кинолетопись и видеорепортажи о текущих событиях - об этом см. ниже), и абсолютно все они выражены в объективной форме - в виде видеозаписи. Аудиовизуальные произведения указаны в примерном неисчерпывающем перечне объектов авторского права, данном в ст. 7 ЗоАП. В ст. 3 дается определение понятия аудиовизуального произведения: "...Произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения звуком), предназначенных для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают в себя кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации". Э. П. Гаврилов справедливо указывает на некорректность формулировки ЗоАП, поскольку при некоторых способах фиксации аудиовизуальных произведений на носителях не образовываются кадры, например, на видеопленке или видеодиске.

Выше уже отмечалось, что создание фильма требует согласованной разноплановой деятельности многих субъектов. Но даже одна только творческая деятельность; направленная на создание аудиовизуального произведения, неоднородна, требует различных специальных знаний и навыков, а значит, и участия в ней множества лиц - представителей разных кинопрофессий. Фильм является результатом творческой деятельности множества лиц, поэтому аудиовизуальное произведение, как правило, создается в соавторстве; исключение могут составлять только любительские фильмы. Кстати, именно такое различие в правовом режиме "профессиональных" и любительских фильмов Проводило ранее действовавшее законодательство (раздел IV ГК РСФСР). Носителем авторских прав на первые являлось предприятие, осуществившее съемку (ч. 1 ст. 486 ГК РСФСР), автором вторых признавалось физическое лицо, снявшее фильм, - автор или соавторы (ч. 2 той же статьи). Новый авторский закон не делает такого различия по нескольким причинам: во-первых, автором отныне может быть признано только физическое лицо, чьим творческим трудом произведение создано; во-вторых, весь объем авторских прав возникает независимо от назначения и достоинства произведения; в-третьих, ни авторский , ни какой бы то ни было другой закон не содержат квалификационного критерия для определения режиссера или сценариста, и тем более для установления разного правового режима результатов их творческой деятельности в зависимости от образования и умения.

Такой порядок в большей степени отражает рыночный подход к регулированию использования произведений, когда единственным критерием, определяющим успех фильма, является его достоинство или конкурентноспособность, независимо от того, кто и за чей счет создал произведение. Любительские фильмы находят зрителя наряду с профессиональными, пусть не в том же объеме, например в передаче Российского телевидения "Сам себе режиссер". Старое деление на профессиональные и любительские фильмы было характерно для плановой экономики, поскольку при отсутствии квалификационного критерия для творцов фильма, различие состояло только в том, является фильм результатом не только творческой, но и производственной деятельности (а во времена действия ГК РСФСР кинопроизводство было целиком в государственном секторе), или это плод исключительно творческой деятельности отдельного лица либо группы лиц, которые осуществляют самостоятельно весь кинопроизводственный цикл.

Поскольку создание любительских фильмов в подавляющем большинстве случаев представляет собой чисто творческую деятельность, лишенную элементов предпринимательства, в данной главе более подробно рассматриваются именно профессиональные аудиовизуальные произведения.

Похожие диссертации на Правовые аспекты предпринимательской деятельности в кинематографии