Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края Костина Дарья Сергеевна

Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края
<
Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Костина Дарья Сергеевна. Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края : Дис. ... канд. геогр. наук : 25.00.24 Ставрополь, 2006 150 с. РГБ ОД, 61:06-11/213

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения геокультурного пространства

1.1. Понятие геокультурного пространства и его структура 7

1.2 Проблемы изучения пространственно-временных особенностей культурогенеза и этнокультурного взаимодействия 13

1.3. Принципы и методика культурно-ландшафтного районирования 19

Глава 2. Факторы формирования геокультурного пространства восточных районов Ставропольского края

2.1. Природные факторы 25

2.2. Социокультурные факторы 34

Глава 3. Структура геокультурного пространства восточных районов Ставропольского края (XIX - начало XX века)

3.1. Культурно-ландшафтное районирование восточных районов Ставропольского края 57

3.2. Морфология геокультурного пространства региона 65

Глава 4. Ландшафтный анализ пространственно-временных особенностей этнокультурного взаимодействия в регионе

4.1. Эволюция геокультурного пространства 93

4.2. Современное состояние геокультурного пространства востока Ставропольского края 112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 132

ПРИЛОЖЕНИЕ 146

Введение к работе

Ставропольский край - особый поликультурный регион, на территории которого проживает большое количество этнических групп. Здесь в силу исторических, политических, природных и социальных причин сформировалось уникальное культурное пространство. В последние десятилетия подобная полиэт-ничность вызывает немалое число конфликтов именно на этнической почве.

Особый интерес представляет восточная часть Ставрополья. Она является особенно насыщенной различными культурами: традиционными (ногайцы, туркмены), относительно новыми этническими группами (даргинцы, аварцы, казаки-некрасовцы), субэтнической культурой терских казаков и традициями русского этноса. Возникший культурный ландшафт имеет сложную структуру, придавая этому региону особую уникальность и неповторимость.

Понять особенности формирования современного культурного ландшафта можно, проследив освоение и обустройство «своих» жизненных пространств различными этнокультурными группами, отслеживая по ходу истории своеобразные традиции, особенности вмещающего природного ландшафта, а также специфическое социокультурное окружение на протяжении XX века. Необходимость разработки проблем этнокультурного взаимодействия на основе культурно-ландшафтного подхода дает возможность для комплексного изучения геокультурных процессов, в том числе при помощи культурно-ландшафтного районирования.

Современное геокультурное пространство восточных районов Ставропольского края - результат длительного культурного взаимодействия различных этнических и субэтнических групп. Процесс его формирования можно обозначить как процесс культурогенеза, когда в результате взаимодействия разнообразных этнокультурных групп освоенные ими вмещающие природные ландшафты насыщаются культурными элементами, особым образом структурируются, образуя особые культурно-ландшафтные образования - геокультурные экотоны и этноконтактные зоны.

Цель работы: выявление особенностей формирования структуры геокультурного пространства в процессе культурогенеза и этнокультурного взаимодействия восточных районах Ставропольского края.

Задачи:

-изучение специфики пространственной структуры культурного ландшафта, выявление его морфологических единиц;

-разработка структуры культурно-ландшафтного районирования востока Ставропольского края;

-определение особенностей культурогенеза, выделение этапов формирования геокультурного пространства региона и роли факторов его формирующих;

-выявление особенностей межэтнических контактов в геокультурном пространстве, влияющих на его структуру;

-исследование современных тенденций в функционировании геокультурного пространства, сложившегося на востоке Ставропольского края.

Объект исследования - геокультурное пространство восточных районов Ставропольского края.

Предмет изучения - особенности культурогенеза и этнокультурного взаимодействия в формировании сложного геокультурного пространства восточных районов Ставропольского края.

Методологическую и теоретическую базу исследования составляют представления о геокультурном пространстве (А.Г. Дружинин, B.C. Преображенский, Э.Б. Алаев, У.И. Мересте, С.Я. Ныммик, А.Г. Манаков); культурно-ландшафтный подход и концепция культурного ландшафта (Ю.А. Веденин, Р.Ф. Туровский, В.Л. Каганскии, В.А. Шальнев, А.В. Лысенко); культурологические и этнографические концепции (Э.С. Маркарян, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев); разработки в области этнокультурного ландшафтоведения (В.Н. Калуцков, А.А. Иванова, М.В. Рагулина).

В работе используются следующие методы: исторический, включающий анализ факторов и процессов социо- и культурогенеза; картографический, в том числе изучение архивных картографических материалов; районирования, основанный на методах наложения, корреляции данных; ландшафтное моделирова-

ниє как конструирующий метод общего образа геокультурного пространства; статистический; сравнительно-описательный; этнографический, в том числе полевая работа в малых сообществах методом включенного наблюдения и анкетирования.

Информационную базу составляют этнографические исследования хозяйства и культуры ставропольских ногайцев, туркмен, русского этноса, терского казачества (И.Л. Щеглов, А.А. Володин, И.В. Бентковский, А.В. Курбанов, С.Ш. Гаджиева, Р.Х. Керейтов, И.Х. Калмыков, А.И. Сикалиев, B.C. Белозеров, А.Н. Ямсков, П.А. Шацкий, В.П. Невская и др.); статистические сведения, фондовые и архивные материалы, исторические карты, а также результаты экспедиционного исследования.

Научная новизна работы:

- на основе ландшафтного моделирования рассмотрены природные и со
циокультурные факторы, способствующие формированию сложной морфологи
ческой структуры геокультурного пространства востока Ставропольского края в
XIX веке;

выявлена эволюция геокультурного пространства в рамках территории востока Ставропольского края;

разработана структура культурно-ландшафтного районирования восточных районов Ставропольского края;

Практическая значимость. На основании использования результатов исследования составлены рекомендации:

- для выявления, оценки, сохранения и воспроизводства территорий насле
дия и элементов традиционной культуры ставропольских ногайцев, туркмен,
терских казаков, русского населения;

-по урегулированию сложных этнокультурных отношений в «острых» поликультурных областях, к коим относится и Северный Кавказ;

-по использованию в учебных дисциплинах по этнокультурному ландшаф-товедению, культурной географии;

-как методическая основа для дальнейших культурно-ландшафтных исследований;

-для разработки интегральной структуры культурно-ландшафтного районирования территории Северного Кавказа;

-в просветительских и образовательных целях, при обучении студентов и школьников, в экскурсионной и музейной деятельности с использованием ланд-шафтно-исторических геоинформационных карт.

Апробация работы и публикации. Основные положения работы докладывались на международных, всероссийских и краевых конференциях. Юбилейная научная конференция: «Культурный ландшафт: теория и практика» (Москва, 2003 г.), XI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2004», Секция география (Москва, 2004г.), «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.), а также на заседаниях научно-методических семинаров кафедры физической географии Ставропольского государственного университета.

По теме исследования опубликовано 7 научных работ.

В работе содержится 150 страниц текста, 10 рисунков, 5 таблиц. Список литературы включает 179 наименований, в приложение вынесена форма анкеты.

Понятие геокультурного пространства и его структура

В последние годы в связи с возросшими темпами развития техники, компьютеризации и механизации жизни все большее внимание стало уделяться человеку и проблемам его взаимодействия с окружающей средой. Эти тенденции актуальны и для географии, где человек изучается не только в рамках географии населения и социальной географии, но и в сфере духовного производства. Гуманизация географии во многом связана с обращением науки к культурологической проблематике (Сущий, Дружинин, 1994).

Установка на гуманизацию географии подразумевает изучение человечества как субстратной составляющей географической оболочки (Преображенский, 1997), как создателя духовных ценностей, накапливающей мощный потенциал духовно-интеллектуальной энергии и направляющего развития биосферы, ее преобразования в ноосферу (Тейяр де Шаден, 1987; Вернадский, 1988; Гумилев, 1989). Одно из направлений таких исследований формируется в рамках новой концепции культурного ландшафта (Веденин, 1990).

В первом приближении эта концепция видится как совокупность культурологических и географических представлений и формулируется у пишущих на эту тему авторов как культурно-географическая. В частности, существует так же определение общегеографического научного подхода, «позволяющего рассматривать развитие и функционирование геосистем в их диалектическом единстве с пространственными культурными явлениями и процессами, когда сама культура выступает как результат развития территориальных систем, определяет их направленность, служит важнейшим критерием их эффективности» (Дружинин, Сущий, 1994). Культурно-географический подход направляет внимание на взаимодействие пространственных культурных процессов с рассмотрением территориальных форм существования культуры.

В свою очередь культурно-ландшафтный подход можно обозначить как часть культурно-географического подхода. Посредством последнего геокультурные процессы изучаются на основе ландшафтных моделей.

Важнейшими составляющими культурно-ландшафтного подхода является: культурологическая составляющая, которая базируется на широком понимании культуры как средства (способов) реализации человеческой деятельности. Культура вкладывается в весь спектр общественных отношений (производственных, политических, правовых, и др.), а также в собственно социальную структуру (социально-исторические общности различного типа) (Баллер, 1987, Злобин, 1984, Маркарян, 1893). При изучении географической организации культуры используются представления о структуре культуры и ее компонентах, сложившиеся в этнографии.

Одним из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающейся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формирование новых культурных систем и конфигураций является кулыпурогенез. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Особый интерес для географических исследований культуры представляют разработки этнографов и культурологов по проблеме локальных (региональных) культур. Региональный подход в изучении культуры позволяет объяснить причины ее разнообразия. Взаимодействие общества с локальными условиями среды, с одной стороны, накладывающимся на культуру, а с другой, осваиваемых ею, ведет к образованию конкретных исторических типов культуры, которые в литературе еще называют локальными типами.

При этом особое внимание уделяется изучению этнических общностей -устойчивых объединений людей, включенных в систему социальных отношений, имеющих специфические способы и средства их осуществления. Этнические особенности признаются наиболее фундаментальными с точки зрения культуры. По мнению Ф. Барта, «этничность - это форма социальной организации культурных различий» (Арутюнов, 1985, С. 136). В трудах отечественных этнографов также подчеркивается важность изучения этноса как базисной социокультурной системы, отражающей культурные характеристики общества. В многочисленных определениях этноса заметно смещение этого понятия в область культурной специфики. Так, Н.Н. Чебоксаров определяет этнос как осознанную культурно-языковую общность (Чебоксаров, Чебоксарова, 1985). У Л.Н. Гумилева этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей (Гумилев, 1989). В контексте перечисленных определений этноса сложилось понятие этнической культуры как массива этнокультурных традиций, отражающих локально неповторимое своеобразие этносов.

Географическая составляющая включает познавательные средства, обеспечивающие ландшафтную интерпретацию феномена культуры, как объекта географического исследования. В качестве фундаментальных категорий рассматриваются понятия «географическое пространство» и «ландшафт». Производными от этих категорий в культурной географии становятся понятия «геокультурное пространство» и «культурный ландшафт» (Лысенко, 2000). В нашем исследовании геокультурное пространство (ГКП) понимается как закономерное сочетание объектов культуры, синтезируемых из разнородных элементов (природных и социальных, материальных и идеальных), сформировавшихся в результате геокультурных процессов (пространственно-временных проявлений культурогенеза).

Географические индивидуумы, составляющие геокультурное пространство, и есть культурные ландшафты. Их мозаика, иерархия, внутренняя структура отражают организацию геокультурного пространства.

Культурный ландшафт в данном исследовании определяется как духовно-интеллектуально и материально-практически освоенное местным социокультурным сообществом пространство с достаточно разнородной и уникальной структурой

В ходе своей культурной деятельности человек наполняет девственный природный ландшафт (по Калуцкову, неосвоенное пространство) духовным содержанием, одухотворяет природный ландшафт. Искусство во всех его проявлениях выступает как ландшафтообразующий фактор, причем разные виды искусства имеют разные функции в процессе ландшафтогенеза: "одни виды искусства формируют отношение человека к природному или антропогенному ландшафту (литература, живопись, музыка), другие непосредственно связаны с его преобразованием и развитием (градостроительство, архитектура, ландшафтная архитектура и т.д.)" (Ю. Г. Веденин, 1988, с.49).

В качестве сообществ, формирующих геокультурное пространство, можно рассматривать цивилизационные, государственные, этнические, субкультурные и др. сообщества. В настоящем исследовании изучается культурный ландшафт, сформировавшийся на основе социокультурных общностей, обладающих этнической спецификой, ставшей ведущим фактором их формирования. Духовно-интеллектуально и материально-практически осваивая вмещающее социокультурное и природное пространство, эти общности формируют целостную, интегральную систему природных и социокультурных элементов с достаточно разнородной и уникальной структурой, а также с особой организацией пространства (Лысенко, 2000), Наиболее удачное видовое название для подобных географических образований - «этнокультурные ландшафты», то есть освоенное этнокультурным сообществом пространство.

В настоящем исследовании в качестве этнокультурных ландшафтов как видовых по отношению к родовому понятию культурного ландшафта рассматриваются интегральные геокультурные образования, ведущим фактором обособления и устойчивого функционирования которых являются традиционная этническая культура и тесно связанные с ней природные факторы. Признается их ярко выраженная культурная обособленность и интеграция с инокультурной средой

Организацию этнокультурных ландшафтов можно рассматривать на основе традиционных представлений о структуре природного ландшафта. Так, Ю.А. Веденин в культурном ландшафте выделяет вертикальную (компонентную) и горизонтальную (топическую) структуры. В частности, вводится представление о вертикальной слоистости культурного ландшафта: выделяются два слоя - природный и культурный, причем культурный слой включает пласты материальной и духовной, а также современной культуры и культурного наследия. Автор отмечает наличие у культурного ландшафта горизонтальной структуры (у физико-географов она называется морфологической структурой), складывающейся из совокупности пространственно сближенных культурно-природных комплексов (Веденин, 1997).

Представления о структуре культурного ландшафта развиваются Р.Ф. Туровским. Он допускает выделение структурных элементов через понятия визуальной (пейзажной) и «невидимой» (идеальной) частей. При этом в культурный ландшафт включается весь спектр культурно-исторических особенностей, в том числе и не выраженных на местности (Туровский, 1998). В целом представления о горизонтальной структуре, отражающей морфологическую (локальную территориальную) организацию культурного ландшафта разработаны слабее. Конструктивной основой для изучения морфологии этнокультурного ландшафта могут стать общие представления о локальном районировании, разработанные в природном ландшафтоведении. По аналогии с природным ландшафтным районом возможно выделение этнокультурных ландшафтных районов - генетически единых, территориально целостных образований, однородных по этнокультурным и природным признакам и заключающих в себе специфический набор сопряженных локальных геосистем - культурно-природных комплексов различного ранга. Предлагается рассматривать культурно-ландшафтный район в качестве узловой категории культурно-ландшафтного районирования, отражающей предельный уровень дифференциации геокультурного пространства на региональном уровне.

В качестве таких районов могут рассматриваться однородные, территориально небольшие и компактные этнокультурные географические образования, сформировавшиеся на базе этносов и субэтносов, устойчиво воспроизводящих этнически специфичную традиционную культуру во вмещающей их природной среде.

Внутренняя территориальная неоднородность этнокультурного ландшафтного района отражается в его морфологической структуре. Изучение морфологии осуществляется на основе выделения двух таксономических ступеней - культурно-природных местностей и урочищ.

Природные факторы

Процесс формирования культурного ландшафта - результат воздействия комплекса взаимообусловленных внешних и внутренних факторов: природных и социокультурных (в том числе экономических, демографических и политических). Роль каждого из них за время существования изучаемой культурно-территориальной системы менялась. Однако базовым, инвариантным определяющим функционирование культурного ландшафта как системного целого, наряду с внутренними социокультурными факторами, оставался природный фактор. Это объясняется тем, что само существование традиционных культур во многом определялось характером их хозяйственной деятельности, тесно связанной с вмещающим природным ландшафтом. В данном случае именно адаптивно-адаптирующаяся деятельность по отношению к природному ландшафту, по существу, являлась процессом создания и воспроизводства традиционной культуры.

Природные ландшафты являются основой формирования культурного ландшафта любой этнической группы, они выступают как ресурсная база производственной деятельности, а также как средоформирующие факторы, влияющие на становление и развитие физиологических и ментальных связей индивидуума и сообщества в целом. Природные факторы существенно влияют на пространственную организацию культурного ландшафта, определяют многие качественные характеристики геокультурного пространства.

Переселение части родоплеменного объединения туркмен в Восточное Предкавказье - во многом результат действия природных факторов. Не умаляя роли социально-политических факторов, важно отметить, что ввиду жесткой природной обусловленности хозяйства туркмен, как и других кочевых народов Внутренней Азии, изменения климатических процессов, определявших общее усыхание этой аридной зоны в XVI-XVII вв., привели к значительным перемещениям населявших ее народов. «Вся Монголия пришла в движение, а монгольские роды и племена расселялись в поисках за водой и хорошими пастбищами» (Грум-Гжимайло, 1933, С.437). Центрально-азиатские степи превращаются в пустыню, высыхают казахстанские озера, сокращаются стада кочевников. Монголы переселяются в Тибет, узбеки в Мавараннахр, калмыки на Нижнюю Волгу (Гумилев, 1998).

Территория, на которой сформировался изучаемый культурный ландшафт, в природном отношении по зональным характеристикам относится к провинции степных и полупустынных ландшафтов. Территориальная структура провинции весьма неоднородна. Ландшафты имеют достаточно пеструю для равнинного класса морфологическую структуру.

Важнейшими компонентами природной среды, повлиявшими на формирование традиционной культуры кочевников, были рельеф, климатические особенности территории, наличие водных ресурсов, особенности растительного покрова и животного населения степи. В рельефе господствуют плоские низменности с колебаниями относительных высот от 5 до 150м. Такой равнинный рельеф способствовал развитию кочевого скотоводства, предоставляя возможность беспрепятственно преодолевать большие расстояния (Шальнев, 2000). Климат континентальный, аридный, с сухим жарким летом и прохладной зимой. Часто наблюдаются сильные ветры. Климатические процессы непосредственно повлияли на производственную структуру культурного ландшафта. Круглогодичное содержание животных на подножном корме обуславливало физиологические адаптации к растительным ресурсам среды, а также к экстремальным климатическим условиям. Большое влияние на функционирование и динамику традиционного животноводческого хозяйства оказывало состояние растительного покрова. По имеющимся отрывочным сведениям в исторических источниках XIX века можно сделать вывод о том, что на момент конца XVIII века на востоке Ставропольской губернии растительный покров отличался большим видовым разнообразием. Д.Л. Иванов сообщал о наличии в это время в долине реки Кумы обширных лесов и кормовых угодий, в долине Горькой балки обширных зарослей кустарника. Но на протяжении всего XIX века отмечается ухудшение состояния растительного покрова, связанное с увеличением поголовья скота и его перевыпасом. В настоящее время на этой территории произрастают полынно-злаковые и злаково-полынные опустыненные степи. Природные условия способствовали формированию видового состава домашних животных. Наибольшее значение среди них занимал крупный рогатый скот, лошади.

Растительность, помимо кормовой базы, имела значение в формировании естественных укрытий и загонов для скота. В зимнее время скопища лошадей, овец ограждали плетнями из камыша, бурьяна для защиты от метелей (Фарфоровский, 1909).

Территория терских казаков описывается следующим образом: «Множество отрогов спускается террасами к рекам Подкумку, Кич-Малке и Малке. Местами эти террасы образуют как будто правильные ступени гигантской лестницы. Все пространство между этими реками, за исключением некоторых береговых полос, безлесно, но представляет богатейшие пастбищные места и сенокосы. В долине Терека рядом с богатыми растительностью пространствами тянутся бесплодные солончаки и болота, густо заросшие камышами» (Максимов, 1890, с.36). Благоприятный микроклимат речных долин, богатые аллювиальные почвы, наличие воды играли важнейшую роль в выборе места для поселения. В условиях общей засушливости природной среды восточного Предкавказья эти природные факторы стали определяющими в формировании селитебной структуры казачьего и русского оседлого населения, а также в разделе сфер социокультурного и экономического влияния в регионе.

Важной стороной природно-обусловленной части процесса формирования культуры является выработка в рамках культурно-территориальной общности особых вне биологических средств адаптации к условиям природной среды. С учетом взаимодействия компонентов природного ландшафта формируется комплекс материальных средств и технологий защиты человека от неблагоприятного воздействия среды, которые, в свою очередь, становятся объектами духовно-интеллектуальной деятельности, закрепляясь в нормативных, эстетических, эмоционально-психологических элементах культуры (Козлов, 1991).

Одним из важнейших средств изоляции от неблагоприятного воздействия среды является жилище. Этот компонент культуры особенно подвержен воздействию естественно-географической ландшафтной среды и потому, как правило, бывает сходным у этносов, проживающих на одной территории. Традиционное жилище в своем историческом развитии претерпевает изменения.

Культурно-ландшафтное районирование восточных районов Ставропольского края

Пространственно-временные процессы культурогенеза, проявившиеся на территории востока Ставропольского края, с конца XVIII в., предопределили сложную внутриландшафтную мозаику геокультурного пространства. Природные и социокультурные факторы обусловили формирование различных таксономических уровней, что позволяет провести в рамках рассматриваемого региона районирование с выделением нескольких культурно-ландшафтных районов, а также иных таксономических единиц.

В культурно-ландшафтном районировании отражается процесс формирования и трансформации геокультурного пространства востока Ставропольского края, воздействие культурной, экономической, социальной, духовной и иных аспектов жизнедеятельности на природную ландшафтную основу. Ведущими принципами районирования выступают:

1) исторический, учитывающий основные этапы освоения и обустройства этнокультурным сообществом пространства природных ландшафтов;

2) средоформирующих и ресурсовоспроизводящих функций ландшафта;

3) перцептивный, где во главу ставится не деление основных системных групп по генетическому признаку (антропогенному или природному), а особенность восприятия культурного ландшафта этническим сообществом (Павлов, 2003, с. 58);

4) центрированности, когда организация комплекса ранга местности происходит за счёт организации пространства путём "стягивания" относительно центра (селения-ядра);

5) принцип территориальной и функциональной целостности - опирается на наличие системообразующих структурных ядер, в качестве которых выступают культурно специфические сообщества; 6) принцип уникальности и феноменологичности - основывается на представлении об уникальности сочетания культурных и природных признаков места.

Территория геокультурного пространства востока Ставропольского края в административном плане включает в себя Апанасенковский, Ипа-товский, Арзгирский, Буденовский, Туркменский, Левокумский, Нефте-кумский, Степновский, Курский, Кировский и восточную часть Благодар-ненского района. Геокультурное пространство востока Ставропольского края формировалось на стыке трех культурно-ландшафтных провинций, которые и определили сочетание уникальных черт и разнообразных структурных элементов в его составе (рис.4).

Южнорусская культурно-ландшафтная провинция - относится к местам компактного расселения русского народа, характеризуется длительной историей освоения. Это исторические земли Войска Донского, места обитания кубанских и терских казаков, крестьян, пришедших сюда после окончания Кавказской войны и перенявших многие обычаи казаков (Веденин, 1997). В природном отношении занимает территорию равнинного Предказказья. В плане современного политико-административного деления - территорию Ставропольского, Краснодарского края и Ростовской области.

Ставропольская культурно-ландшафтная область - характеризуется общностью истории освоения территории - конец XVII - XIX века, преоб-ладанием великорусского этнического субстрата. В природном отношении территория занимает предкавказские степи за Доном и Кубанью, Ставропольскую возвышенность. В плане административно-территориального деления - территорию Ставропольской губернии (границы конца XIX века). Исторические центры - Ставрополь, Святой Крест.

Культурно-ландшафтный округ восточно-ставропольских крестьян -характеризуется общностью истории освоения (XIX) век, смешанным вели-корусско-укранским (Бентковский, 1874, Твалчерилидзе,1897) этническим субстратом, наличием скотоводческого направления в хозяйстве, обусловлено длительностью соседства с кочевыми народами. В природном отношении округ занимает подзоны сухих степей и полупустынь, в административном -восточные и северо-восточные территории Ставропольского края (Апанасен-ковский, Ипатовский, Буденовский, Арзгирский, Левокумский и Степнов-ский районы).

Манычский район русского этноса, характеризуется преобладанием южновеликорусских говоров, украинским (Бентковский, 1874, Твалчерилидзе, 1897) этническим субстратом. Освоение района происходит в середине XIX века, в период с 1850-х по 1870-е годы. Природные ландшафты, относящиеся к провинции сухих степей и полупустынь, определили формирование в этом районе культурно-природных комплексов земледельческой культуры преимущественно с преобладанием переложной системы землепользования. Скотоводство в это время не носило промышленный характер.

Чограйский район оформился к началу XX века как район замещения туркменской культуры. Район характеризуется смешанным великорусско-украинским субстратом (Бентковский, 1874, Твалчерилидзе, 1897). Начало формирования района обусловлено переходом туркмен к оседлому образу жизни. Первые русские переселенцы занимались исключительно скотоводством. Это район так называемой культуры «тавричан» - крупных скотопромышленников. Этническим центром русской культуры можно считать Арз-гир. Скотоводческое направление хозяйства остается в районе и по сей день. В дальнейшем этот район характеризуется сужением влияния туркменской культуры с дальнейшем ее замещением культурой русских.

Похожие диссертации на Ландшафтный анализ геокультурного пространства и этнокультурного взаимодействия в восточных районах Ставропольского края