Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы Калимуллина, Мадина Эмировна

Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы
<
Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калимуллина, Мадина Эмировна. Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.01 / Калимуллина Мадина Эмировна; [Место защиты: Финансовый ун-т при Правительстве РФ].- Москва, 2011.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-8/1212

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Институциональные особенности исламского бизнеса 17

1.1. Исламский бизнес и его экономическое содержание 17

1.2. Этико-правовой аспект 35

1.3. Социальные аспекты: закят и благотворительность 47

1.4. Финансовый аспект 52

1.5. Организационно-технологический аспект 73

Глава 2. Исламские финансовые институты в странах рыночной экономики (на примере Малайзии, Великобритании, Казахстана, Киргизии и Азербайджана) 83

2.1. Особенности исламского бизнеса в странах исламской культуры (на примере Малайзии) 87

2.2. Опыт Великобритании развития исламских финансовых продуктов 98

2.3. Развитие исламских финансовых институтов в Казахстане 115

2.4. Исламские финансовые институты и продукты в Киргизии и Азербайджане 128

Глава 3. Перспективы выхода исламских финансовых институтов на традиционные финансовые рынки (на примере России) 143

3.1. Предпосылки развития исламских финансовых институтов (на основе социологического исследования) 143

3.2. Правовые и финансово-экономические аспекты формирования исламских финансовых институтов в России 160

3.3. Перспективы развития исламских финансовых институтов в России 169

Заключение 172

Библиографический список 175

Приложения 185

Приложение 1. Используемая терминология 185

Приложение 2. Источники фикха 187

Приложение 3. Коранические аяты, хадисы и резолюции по теме 189

Приложение 4. Ставки закята 194

Приложение 5. Исламские финансовые институты в различных странах мира 195

Приложение 6. Партнеры в проведении социологического исследования 197

Приложение 7. Результаты социологического исследования на тему исламских финансов в России 198

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Институт религии во все времена играл важную роль в экономической деятельности людей. Одним из важнейших трудов, посвященных выявлению взаимосвязи религии и экономики, стала работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Преобладающей тенденцией в современной экономической науке становится возрастающий интерес к этическому направлению в экономике, где на первый план выдвигаются вопросы морали, социальной ответственности и общественной полезности. Мировой финансовый кризис и его последствия побудили мировое сообщество к поискам нравственно ориентированных способов ведения бизнеса, формированию альтернативных финансовых систем. В последние годы все активнее вводится в научный оборот такое понятие, как исламский бизнес, отражающее совокупность соответствующих нормам исламского права экономических взаимоотношений на микро- и макроуровне в различных странах мира, независимо от того, является ли ислам преобладающей религией.

География исламского бизнеса охватывает более 50 государств, включая страны Европы, СНГ, США, Австралию и др. Направление, возникшее более 14 столетий назад, получило стремительное распространение со второй половины ХХ в. благодаря появлению новых технологий массового производства (халяль) и нового вида финансовых институтов — исламских банков, инвестиционных фондов, страховых компаний и др., развитию новых финансовых продуктов, альтернативных традиционным, не отвечающим императивным требованиям ислама к ведению хозяйственной деятельности. Вся совокупность данных финансовых институтов и продуктов формирует исламскую финансовую систему, которая отличается характерными особенностями функционирования и имеет свою специфику в различных странах.

Для России, страны с более чем тысячелетней историей, многонационального и поликонфессионального государства с богатым научным и культурным потенциалом, исторически развивавшимися экономическими и культурными связями со странами Востока и Запада, вопрос о влиянии национально-религиозной культуры ислама на экономическое поведение является особо актуальным. Это обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. Россия занимает первое место в Европе по численности и одно из первых - по доле мусульманского населения, но оказание финансовых и иных услуг, не противоречащих вероучению ислама, пока не распространено. Партнер компании PricewaterhouseCoopers в Великобритании Мухаммед Амин, руководивший многие годы направлением развития услуг исламского финансирования, отмечает: «У России есть потенциал стать крупнейшим рынком исламских финансов в Европе благодаря количеству населяющих ее мусульман, а также ввиду географической близости со многими странами с преобладающим мусульманским населением» .

Возможность реализации исламских финансовых продуктов в рамках российского правового поля не вызывает сомнений у большинства экспертов, а упирается в необходимость точечных изменений в законодательстве.

Помимо законодательных, существуют и проблемы развития исламского бизнеса социально-экономического характера, важнейшей из которых является величина спроса на исламские финансовые продукты. О.М. Иванов, вице-президент Ассоциации региональных банков России: «…Немецкая практика демонстрирует, что при некотором гипотетическом спросе приблизительно в 1,5 млрд. евро ежегодно на финансирование, сбережение, менее 5% потенциальных пользователей на первоначальном этапе используют исламские финансовые продукты… нужно готовить и потребителей этих услуг...».

В июне 2008 г. в Казани состоялась Международная инвестиционная конференция Исламского банка развития (ИБР), а с 2009 г. при поддержке Правительства Татарстана и ИБР, проходит ежегодный Саммит исламского бизнеса и финансов. На первую казанскую конференцию свое приветствие направил Председатель Правительства России В.В. Путин: «На протяжении веков Россию и исламский мир объединяют прочные традиции взаимного уважения, плодотворного культурного, торгового и экономического сотрудничества. И значимый вклад в развитие такого диалога всегда вносили представители многочисленной мусульманской общины нашей страны. Отрадно, что сегодня эти отношения получили дополнительный позитивный импульс. Мы последовательно открываем новые сферы партнерства: в образовании, науке, … инвестиционном взаимодействии».

В различных университетах России обсуждаются проблемы исламской этики бизнеса и принципов финансирования. Однако отсутствие информации о теории и практике исламской экономики и финансов в базовых учебниках и учебных программах затрудняет глубокое изучение предмета исследования. Многим исследователям, прежде чем перейти к сравнительному анализу опыта деятельности исламских финансовых институтов, либо комплексному исследованию проблем применения исламских финансовых принципов, необходимо изучить сущность исламской экономики, принципы исламского гражданского права, операции исламского финансирования и др.

Российские финансовые компании в последние годы предпринимают попытки участия в системе исламского бизнеса. В 2009 г. компания «ВТБ Капитал» объявила о своем намерении развивать в России и странах СНГ исламские финансовые услуги. Обсуждаются данные проблемы в крупнейших российских банках – «Сбербанк» и «ВТБ-24», международных банках, присутствующих на российском рынке (HSBC), банковских ассоциациях. Новейшая история России знает уже не один пример создания исламских финансовых институтов и продуктов: ОАО «Бадр-Форте» банк, ПИФ «Халяль» ОАО «БКС», ИФК «Линова», Татарстанская международная инвестиционная компания, ТНВ «Юмарт-Финанс» (Татарстан), платежные карты ОАО «Банк Экспресс» (Дагестан) и ОАО «АФ-Банк» (Башкортостан). В 2010 г. деятельность в данной сфере получила новый импульс после создания по инициативе российского экспертного сообщества Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию (РАЭИФ).

Помимо финансовых институтов, интерес к исламскому способу ведения бизнеса в России проявляется и вполне успешно реализуется со стороны реального сектора экономики. В первую очередь, это производители так называемых халяльных продукции и услуг. С учетом роста религиозного самосознания, а также предпочтения данного рода продуктов и представителями иных религиозных конфессий благодаря их качеству, есть основания ожидать в ближайшие десятилетия значительного роста этого рынка.

Исламский бизнес как совокупность целого ряда принципов и институтов несет в себе огромный потенциал, как с точки зрения вовлечения в экономический оборот свободных средств проживающих на территории России народов мусульманской культуры, так и с точки зрения развития и активизации международного бизнес-сотрудничества России со странами мусульманского мира, а также, что самое главное – он несет в себе потенциал нравственной экономики, направленной на справедливое распределение результатов финансово-экономической деятельности между ее участниками.

Степень научной разработанности проблемы. Традиции институциональной интерпретации экономических процессов восходят к работам Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчелла. Роль неформальных норм в экономических взаимоотношениях и возможности развития новых институтов рассматриваются О.В. Иншаковым, Я.И. Кузьминовым, Д.П. Фроловым, Е.Г.Ясиным. Идеи о системообразующем влиянии на экономическое поведение религии неоднократно затрагивалась в трудах зарубежных и отечественных исследователей. Проблеме влияния христианства на экономику посвящены работы Т. Парсонса, М. Вебера, Д. Маклеланда, из отечественных ученых – С. Булгакова, О. Платонова, Н. Бубнова, Д. Раскова и др. Вопросы исламской этики бизнеса, исламской экономики рассматривались в классических трудах, в т. ч. по вопросам налогообложения – Абу Йусуфа «Китаб аль-Харадж», современных пакистанских и саудовских ученых Т. Усмани, Ю. Карадави, М. Сиддики, М. Чапры, М. Кахфа, С. Али, А. Миракхора, М. Икбала.

В российской науке тема исламской экономики и финансов в последнее десятилетие получает все большее освещение. Л.Р. Сюкияйнен и А.И. Ионова рассматривают правовые аспекты исламской экономики, Г.Н. Хадиуллина – вопросы влияния ислама на социально-экономические воззрения зарубежной татарской диаспоры, А.Ю. Журавлев, В.В. Павлов, Е.Н. Мирошник являются авторами монографий по исламскому банковскому делу, а работы Р.И. Беккина посвящены комплексному анализу исламской экономической модели. В последние годы наблюдается рост публикаций на тему различных исламских финансовых продуктов: сукук (А.А. Казаков, С.Б. Пахомов, С.К. Искаков), мурабаха (Р.Р. Вахитов), растет количество исследований на тему исламского подхода к организации рынка ценных бумаг (М.И. Яндиев), появляются труды по вопросам учета исламских финансовых институтов (И.В. Хорошилова). Г.Ф. Нуруллина рассматривает проблемы исламской этики бизнеса, А.М. Чумакова – влияние исламских финансовых институтов на экономический рост.

В трудах Г.Н. Хадиуллиной обосновывается существенная роль неформальных институтов (стиль поведения, мировоззрение), структурирующих политическое, экономическое и социальное взаимодействие в жизни татар конца XVIII – начала XX вв., что было обусловлено особым положением религии в формировании хозяйственной этики; доказывается, что действие исламских этических норм и принципов рассматривалось как необходимое условие преодоления недостатков рыночного механизма хозяйствования. Однако в работах Г.Ф. Нуруллиной, Г.Н. Хадиуллиной, Р.И. Беккина и др. отсутствует анализ исламского бизнеса как совокупности видов экономической деятельности, сформированных под влиянием формальных и неформальных норм; социальных, культурных, этических, технологических, финансовых и иных составляющих исламского бизнеса.

В работах Беккина Р.И. обосновывается, что исламская экономика не тождественна экономическим системам стран-членов ОИК, и в каждой стране существует уникальный опыт построения исламской финансовой системы. Проведенные ранее исследования функционирования исламского бизнеса в различных регионах мира (работы Р.И. Беккина, Г.Н. Хадиуллиной, Е.С. Бирюкова, С.В. Жданова и др.) посвящены анализу развития исламских финансовых институтов стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, однако отсутствуют исследования развития институтов исламского бизнеса в странах СНГ и Европы. Р.И. Беккин предлагает классификацию стран в зависимости от роли исламских финансов в финансовой системе (монистическая, дуалистическая и традиционная модель), где основным критерием является государственная политика, однако другие факторы, такие, как вопросы взаимодействия религиозных норм и деловой практики, практически не рассматриваются. Необходимо проанализировать опыт развития институтов исламского бизнеса в различных странах мира с точки зрения государственного регулирования, места в правовой системе, потребительских предпочтений, формальных и неформальных норм.

В трудах российских ученых ранее не проводилось исследований по выявлению факторов, влияющих на спрос на исламские финансовые продукты, по оценке уровня спроса, слабо изучены проблемы взаимного влияния спроса и предложения на рынке исламских финансовых продуктов, не разработаны конкретные рекомендации по эффективному развитию исламских финансовых институтов.

Актуальность и недостаточная степень научной разработанности вышеуказанных проблем, а также несомненная их практическая значимость обусловили выбор темы и определили цель диссертационного исследования.

Цель исследования – решение научной задачи по формированию современных представлений и научному обоснованию институциональных особенностей исламского бизнеса. Поставленная цель определила конкретные научные задачи исследования:

  1. Выявить особенности влияния религии ислам на экономическое поведение на современном этапе, изучить взаимодействие формальных и неформальных институтов.

  2. Исследовать институциональные особенности исламского бизнеса, дать обобщающую характеристику принципам исламского финансирования, дополнить понятийный аппарат в сфере исламского бизнеса.

  3. Проанализировать опыт развития институтов исламского бизнеса (на примере исламских финансовых институтов) в различных странах мира и раскрыть проблемы их развития в странах исламского мира (на примере Малайзии), западной культуры (на примере Великобритании) и СНГ (на примере Казахстана, Кыргызстана и Азербайджана) с позиций причинно-следственных связей, взаимодействия формальных и неформальных институтов.

  4. Выявить факторы, влияющие на спрос на исламские финансовые продукты и оценить уровень спроса и потребительские предпочтения со стороны представителей различных слоев населения России.

  5. Разработать предложения по повышению эффективности экономико-правового механизма функционирования исламских финансовых институтов на территории России.

Объект исследования – институциональные особенности исламского бизнеса.

Предмет исследования – формальные и неформальные нормы и правила, которые упорядочивают и координируют деятельность субъектов исламского бизнеса.

Область исследования. Исследование выполнено в соответствии с требованиями Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) по специальности 08.00.01 – Экономическая теория.

Информационную базу исследования составляют материалы Федеральной службы государственной статистики, информационные и аналитические материалы научно-исследовательских учреждений, информационных агентств и служб, экспертные оценки научных и практических работников, официальных сайтов и Интернет-ресурсов министерств и ведомств, Центрального банка России, материалы ведущих российских и зарубежных экономических и финансовых периодических изданий («Business in Gulf», «Islamic Finance Asia», «The Banker», «Economist», «Финансы», «Профиль», «Эксперт», «Российская газета» и др.), результаты социологических опросов, проведенных автором диссертации, данные отчетов международных организаций, материалы, размещенные в сети Интернет, а также материалы, полученные при нахождении в зарубежных исследовательских командировках (Малайзия, 2009 г.; Бахрейн, 2009 г.; Кыргызстан, 2009 г.; Казахстан, 2010 г.; Австрия, 2010 г.; Пакистан, 2010 г.) и во время общения с экспертами в рамках частных бесед и международных конференций.

В работе использованы законодательные и нормативные документы Бахрейна, Малайзии, Великобритании, Казахстана, Кыргызстана, России, а также документы и материалы международных организаций.

Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве методологической базы диссертационной работы использовались общенаучные принципы познания экономических явлений с применением диалектического, организационного и системного подходов. Диалектический метод реализован при помощи таких общенаучных приемов, как наблюдение, абстракция, дедукция, индукция, анализ и синтез, методы группировки и сравнения. В рамках организационного подхода использовались субъектно-объектный, историко-логический, структурно-функциональный анализ, способствовавшие изучению принципов формирования и развития объекта исследования. В работе применялись исторические и социологические подходы, метод формальной логики, приемы статистико-экономического анализа.

Концептуальная основа исследования – положения экономической теории, институциональной экономики, основы деятельности финансового рынка, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых, а также международных организаций.

Научная новизна исследования состоит в развитии современных научных представлений об институциональных особенностях исламского бизнеса и исламских финансовых институтов. Новыми являются следующие научные положения.

Усовершенствован понятийный аппарат: дано авторское, более полное определение понятию «исламский бизнес» (совокупность всех видов предпринимательской деятельности, основанных на этико-правовых принципах ислама, осуществляемых населением и бизнесом, независимо от их религиозных воззрений, с намерением соблюдать эти принципы); введено понятие «эффект финансовой колеи» (возникающие исламские финансовые продукты, являющиеся финансовыми инновациями, вынуждены развиваться в рамках сформированной ограниченной системы, созданной в результате решений, принятых несколько десятилетий назад, предопределивших развитие мировой финансовой системы).

Охарактеризованы пять групп институциональных особенностей исламского бизнеса (этико-правовые, социальные, финансовые, организационные, технологические). Выявлено, что недостающим элементом в развитии институтов исламского бизнеса на современном этапе является отсутствие общепризнанного стандарта деятельности фирмы на соответствие нормам ислама.

На основе обобщения опыта и проблем развития институтов исламского бизнеса в ряде стран и регионов (Малайзия, Великобритания, Казахстан, Киргизия, Азербайджан) и проведения сравнения специфики их функционирования, выявлено, что в каждой стране, независимо от этапа (нерегулируемого, внедрения, роста, развития), помимо общих и специфических проблем (особенности регулирования, шариатского контроля, налогообложения, социальной составляющей), наблюдается «эффект финансовой колеи», обусловливающий несоответствие в полной мере деятельности исламских финансовых институтов содержанию религиозных норм.

Выявлено, что основными факторами, обусловливающими спрос на исламские финансовые продукты в России, являются: подверженность влиянию финансовых кризисов; глубокое понимание содержания операций исламского финансирования. Доказано, что в среднем 16% мусульман России знакомы с исламскими финансовыми принципами, и 5% населения – четко понимают содержание исламских финансовых договоров. Установлено, что уровень существующего спроса на исламские финансово-экономические услуги среди мусульманского населения России на современном этапе составляет около 1 миллиона человек.

Обоснована воможность негативных последствий развития институтов исламского бизнеса без надлежащей правовой базы: неполное соответствие содержанию религиозных норм, низкая конкурентоспособность, ограниченный спектр операций, слабая защита прав потребителей. Разработаны рекомендации по повышению эффективности экономико-правового механизма функционирования исламских финансовых институтов в России на основе обоснования преимуществ и выявления препятствий к их реализации.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическое значение работы состоит в развитии той части институциональной теории, которая касается институциональных особенностей исламского бизнеса.

К наиболее существенным научным результатам исследования можно отнести:

- выявлены особенности развития и правового регулирования исламских финансовых институтов в Малайзии, Великобритании, Казахстане, Киргизии, Азербайджане;

- выявлены факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение исламских финансовых продуктов в России;

- разработаны и представлены рекомендации по повышению эффективности экономико-правового функционирования исламских финансовых институтов в России.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в ориентации научных положений об особенностях современного исламского бизнеса на разработку стратегии развития исламских финансовых институтов в России. Теоретические выводы и практические рекомендации могут применяться органами законодательной и исполнительной власти России и стран СНГ при разработке законодательства в финансово-инвестиционной сфере, инвесторами и предпринимателями – при реализации инвестиционных проектов и привлечении инвестиций из стран арабо-мусульманского мира.

Самостоятельное практическое значение имеют:

Предложения по адаптации мирового опыта реализации исламских финансовых продуктов к российским экономическим условиям.

Результаты проведенного анкетирования и интернет-опроса по исламской экономике и финансам в России и странах СНГ и обобщение результатов социологического исследования.

Разработанная автором программа учебной дисциплины «Исламские финансы», включающая основные теоретические и практические вопросы функционирования исламских финансовых институтов, с учетом особенностей их реализации в различных странах мира и в России.

Основные положения исследования могут представлять интерес для научных работников, преподавателей вузов и практиков, использоваться для развития соответствующих спецкурсов. Результаты диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов «Исламские финансы», «Исламские банки», а также при совершенствовании учебных курсов «МЭО», «Мировая экономика», «МВКФО», «Экономическая теория».

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских научных и научно-практических конференциях и круглых столах: международная конференция «Исламский банкинг: специфика и перспективы» (Москва, Ритц-Карлтон, 2009 г.), 5-ая международная конференция «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса» (Москва, Финуниверситет, 2009 г.), круглый стол «Ценностные ориентиры в экономической среде исламского мира» (Москва, МИРБИС, 2009 г.), международная конференция «Исламское финансирование: перспективы развития в России» (Москва, Мариотт-Аврора, 2009 г.), международная конференция «Развитие инструментов исламского финансирования в странах СНГ» (Алматы, отель Rixos, 2010 г.), международная конференция «Проблемы, перспективы исламских финансов в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях» (Финуниверситет, 2010 г.), круглый стол «Исламская экономика в Европе» (Вена, 2010 г.), международная конференция «Исламское финансирование: развитие в России» (Москва, Крокус-экспо, 2010 г.), международная конференция «Проблемы реформирования мировой финансовой системы: уроки кризиса» (Финуниверситет, 2010 г.), Глобальный халяль конгресс (Карачи, Мариотт, 2010 г.) международная конференция «Исламское финансирование: перспективы развития в России» (Москва, Арарат Парк Хаят, 2010 г.).

Отдельные положения исследования представлены на парламентских слушаниях на тему «Экономика и этика в период кризиса» (Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, декабрь 2009 г.).

Научное исследование выполнено в рамках научно-исследовательских работ Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, проводимых в соответствии с Комплексной темой: «Инновационное развитие России: социально-экономическая стратегия и финансовая политика» по межкафедральной подтеме «Роль предпринимательства в модернизации экономики России».

Понятийно-категориальный аппарат, выработанный в ходе исследования, использовался при подготовке к изданию перевода на русский язык стандартов Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions, AAOIFI), при написании учебного пособия «Закят. Практическое руководство».

Результаты диссертационного исследования были использованы ОАО «Сафинат» при разработке внешнеэкономических контактов и развития программы сотрудничества с компаниями и финансовыми организациями стран Юго-Восточной Азии; ОАО «АФ-Банк» - при разработке маркетинговой стратегии в части процессинга и продвижения исламских финансовых продуктов, в частности, платежных карт; материалы подготовленного стандарта «Мурабаха» (перевод с англ.) использованы при разработке и введении в действие внутренних инструкций деятельности ТНВ «Юмарт-Финанс», выявленные факторы, влияющие на спрос на исламские финансовые продукты в России, используются в рекламной стратегии компании.

Материалы диссертационного исследования использованы при подготовке и чтении спецкурсов лекций «Правовые основы исламской экономики и финансов», «Перспективы развития исламских финансовых институтов в России», «Исламские финансовые институты в странах СНГ», «Налоги и закят в исламском бизнесе» в Московской международной высшей школе бизнеса (МИРБИС), а также используются в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации: кафедрой «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» в преподавании учебных дисциплин «Международные финансы и банки», «Международные банки: организация и техника работы» в рамках направления «Экономика» (Факультет Магистратуры) и «Мировая экономика» (Факультет МЭО).

Публикации. Основные положения проведенного исследования в полной мере нашли отражение в 9 публикациях автора общим объемом 3,94 п.л., в т.ч. четыре статьи общим объемом 2,21 п.л., опубликованы в журналах, определенных ВАК.

Этико-правовой аспект

Ислам институализирует практически все сферы жизнедеятельности человека и общества, поэтому можно сказать, что «ислам есть образ жизни» Институциональные особенности исламского бизнеса можно разбить на следующие группы: 1. этико-правовые, отображающие комплекс правовых норм ислама; 2. социальные, связанные с особенностями благотворительности и социальной ответственности, 3 финансовые, отражающие особенности структуры и функционирования исламских финансовых продуктов; 4. организагщонные, связанные с особенностями организационной структуры исламских компаний и финансовых учреждений, что обусловлено наличием шариатского контроля деятельности; 5. технологические, связанные с особенностями процесса и технологии производства, присутствием стандартов программного обеспечения.

Международное право не содержит норм, неприемлемых для какой-либо мировой религии. Почти все мировые религии можно истолковать в защиту концепции прав человека и всякое обращение к религиозному и культурному контексту должно быть направлено на укрепление международных норм, а не на ограничение их действия: BJ 2009 г. Интернет-издание Slon.Ru исследовало?0 влияние религии на бизнес. Объектом- внимания? стали, представители 9 религиозных воззрений: православия, ислама, иудаизма, католицизма, лютеранства, церкви адвентистов 7-ого дня, вешнавизма,,буддизма, баптизма. Исследование выявило мнения по 5 наиболее спорным, с точки зрения этичности видов бизнеса: игорный, кредитный, алкогольный, рекламный бизнес и пиар, розничная» торговля: Большинство представителей мировых религий рассматривают все эт»виды бизнеса, как минимум, как. социально вредные и предосудительные, и наиболее жесткие позиции занимает ислам: налагает прямой, запрет на осуществление первых трех и строгие правила в отношении двух последних.

Все предписания и нормы ислама, содержащиеся в Священном Писании мусульман - Коране — и жизнеонисаниипророка Мухаммада — Сунне , в совокупности составляют шариат (араб. — закон) — систему норм, всесторонне регулирующих жизнь мусульманина.

Коран и Сунна — не единственные источники исламского права и не только они формируют правовую базу исламской экономики. К ним также относятся единодушное мнение ученых по тому или иному вопросу, не освещенному в вышеприведенных текстах (иджма), и суждение по аналогии (кыяс), а также ряд других источников и принципов фикха . При этом, важно отметить, что полноценное раскрытие природы исламской экономики и ее фунда f 74 ментальных принципов без юридического анализа невозможно. Первые концептуальные труды по исламской экономике появились в Средние века. Это, прежде всего, работы Ибн Халдуна «аль-Мукаддима» («Введение»), Абу Йусуфааль-Куфи «Китаб аль-Харадж» («Книга1 о налого 77 обложении»), аль-Газали «Воскрешение наук о вере» и «Эликсир счастья». Однако средневековые авторы не создавали, отдельных работ, посвященных исключительно экономическим вопросам. Их подход» можно назвать междисциплинарным, экономические вопросы рассматривались в контексте других проблем: отношений правителя и подданных, мусульман и не мусульман, ис 78 полнения-верующими религиозных обязанностей и-др.

Принципы« исламского, права предусматривают практику вынесения правовых решений исламскимшучеными по актуальнымшопросам своего времени. Эти.решения могут носить характер фетв, резолюций академий правоведения, на основании-которых разрабатываются стандарты (схема 2).

Схема 2 . Правовые источники исламской экономики Таким образом, описываемые во введении первой главы религиозные нормы, с одной стороны, являются неизменными и действуют в течение столетий, с другой, стороны, учеными вырабатываются новые нормы исходя из новых жизненных условий. Так, фетвы могут вырабатываться по поводу запрет- носта (дозволенности)5 новых видов финансовых инструментов (производные финансовые инструменты, облигации.1 и др.), пищевых добавок или новых яв- ленишв науке (клонирование, пластические операции, пересадка органов и др).

Согласно Корану, все, что есть на земле ш чем; пользуются г людив течение своей жизни принадлежит Всевышнему. Однако Он определил человека на земле вг качестве «временного управляющего», на период, его существования (Коран, 2:30, 35:39). Каждому человеку Бог определил его удел, представляющий-собой его частную собственносты(некоторая собственность определяется человеку с рождения путем закрепления определенной доли шаслед- стве, иное имущество приобретается!человеком в течение его жизни-посредст- вом трудовой деятельности; торговли, получения в дар). По результатам своей жизни каждый человек будет держать ответ, как он распоряжался вверенным ему имуществом. Таким образом, будучи благом, любое имущество» является одновременно и испытанием, требующим рационального и взвешенного подхода и распоряжения (Коран, 3:180; 57:20).

Вопросы экономических взаимоотношений в исламе относятся, к сфере муамалат , в которой действует принцип «все, что не запрещено, разрешено». Чтобы разобраться, каков взгляд ислама на экономическую деятельность человека,, необходимо сначала узнать, какие сферы хозяйствованиям запрещены. Затем нужно выяснить, что является предписанным и поощряемым. Во всем остальном, следовательно, человек свободен поступать так, как считает правильным. В исламе запретов относительно экономической жизнедеятельности не так много, и все они« предотвращают несправедливость в обществе. Именно эти запреты легли в основу исламской экономики.

Запреты в области экономики- относятся, прежде всего, к способам приобретения имущества и ведения финансовых транзакций . 1) Запрет на производство запрещенной продукции (алкоголь, любые опъя- няющие напитки и одурманивающие препараты, продукция, ведущая к моральному разложению общества, свинина и мясо животных, заколотых без произнесения имени Бога и др.), а также торговлю, перевозку, рекламу и любое посредничество при этом. (Коран, 2:173). Иными словами, должна быть соблюдена законность бизнеса.

Опыт Великобритании развития исламских финансовых продуктов

Своеобразие британской экономики отражают особенности развития страны в XX в. С одной стороны, страна потеряла свои лидирующие позиции в промышленном производстве, международной торговле и валютной сфере, с другой стороны — Лондон сохраняет роль важнейшего международного финансового центра. По сумме оборота на международных финансовых рынках Лондон удерживает лидирующие позиции в мире, располагая самой эффективной в Европе инфраструктурой денежного рынка. Лондон занимает первое место в мире по числу действующих иностранных банков. В начале XXI в. Правительство Британии взяло курс на вплетение нового вида продуктов в финансовую систему страны, отвечая интересам двухмиллионного мусульманского населения, способствуя притоку иностранных инвестиций из Ближнего Востока, начав политику развития исламских финансов.

Великобритания сегодня является крупнейшим рынком в Европе и одним из лидеров в мире в области развития исламских финансов, с пятью полноценными исламскими банками (табл. 11), большим,числом традиционных банков, предлагающих услуги исламского финансирования через «исламские окна», широким спектром оптовых и розничных исламских финансовых продуктов (ИФП), равными возможностями развитая ИФП наряду с традиционными с точки зрения регулирования и налогового режима, комплексным подходом к развитию, нового рынка. Согласно докладу International Financial Services, Великобритания занимает девятое место в» мире по объему соответствующих нормам шариата активов (10,4 млрд долл.) . Услуги в этой области предос ООП Исламские банки Великобритании тавляют 23 банка, вчетверо больше, чем в любой другой европейской стране . Таблица 11 Год открытия Название Активы (млрд долл.), сер. 2009г. Предлагаемые услуги, описание 2004 Islamic Bank of Britain 0,39 Розничный банк, занимается финансированием малого бизнеса. 8 отделений и около 50 тыс. клиентов 2006 European Islamic Investment Bank 0,55 Инвестиционные продукты, управление активами, торговое финансирование 2007 Bank of London and The Middle East 1,1 Специализация — финансирование проектов, финансирование активов 2008 Gatehouse Bank 0, 11 Банк, действующий на рынке капиталов, связанный с кувейтскими инвесторами 2008 European Finance House Нет данных Инвестиционные продукты для компаний и состоятельных клиентов

Все это Правительству Британии удалось достичь благодаря развитому финансовому рынку и профессиональной среде, развитию финансовых инноваций, благоприятному налоговому режиму, ясной формулировке целей разви- тия исламских финансов , наличию единого финансового регулятора, тщательному наблюдению за ходом развития каждого нового финансового продукта и взаимодействию участников рынка, научных кругов и мусульманской общественности. Немалую роль сыграли и британские банки: благодаря долгому присутствию на рынке Ближнего Востока, многие из них хорошо знакомы с практикой исламских финансовых операций через «исламские окна».

Однако наряду с успехом, исламские финансы в Британии сталкиваются и с проблемами, среди которых: использование налогового режима по альтернативным финансовым продуктам для уклонения от уплаты налогов традиционными компаниями, слабое развитие рынка розничных исламских финансовых продуктов, низкая вовлеченность мусульманского населения в операции исламского финансирования, вопросы взаимодействия шариатского и судебного арбитража, слабая эффективность маркетинговых стратегий исламских банков, нехватка кадров, управление ликвидностью.

Эти проблемы в определенной степени свойственны каждой юрисдикции, развивающей рынок исламских финансовых продуктов. Если проблемы управления ликвидностью, шариатского контроля и подготовки кадров являются общими для всех стран, в которых существуют ИФИ, то остальные в большей степени актуальны для стран неисламского мира. Большинство этих проблем британский финансовый регулятор успешно решает

Актуальность развития рынка исламских финансов в СК во многом объясняется общими для многих стран факторами: желанием привлечь инвестиции из стран Ближнего Востока, стремлением предоставить возможность мусульманскому населению пользоваться финансовыми продуктами согласно их ве- роубеждению230, стратегией развития в Лондоне международного финансового центра вообще, и Европейского центра исламских финансов, в частности. Особую актуальность в Британии исламские финансы получили благодаря исторически тесным связям со странами Ближнего Востока и большей интеграции мусульманского населения по сравнению с другими европейскими странами.

Развитие исламских финансов в Британии можно разделить на два этапа: 1) нерегулируемый (1970-е - 2000 гг.), 2) регулируемый (2000 г. — н. вр.). Несмотря на то, что исламские финансы пришли в Лондон еще в конце 70-х гг., до 2000 г. ИФП были доступны только компаниям, и многие продукты, в частности, розничные, после их появления были более дорогими и, следовательно, неконкурентоспособными. Большинство ИФП не попадали под законодательное регулирование, поэтому были менее надежными с точки зрения права. Создание Управления финансового надзора (УФН) в 1997 г. позволило объединить 11 различных служб в единую структуру, что значительно облегчило режим финансового регулирования в Великобритании. С 2000 г. началась работа по изучению рынка и созданию условий для вплетения исламских финансовых продуктов в финансовую систему страны, для чего каждому из наиболее известных исламских финансовых продуктов были- найдены аналоги в гражданском праве. В 2003-2010 гг. были внесены изменения в Закон о Финансах, касающиеся отмены двойного налогообложения и двойного марочного сбора при сделках с недвижимостью (2003 г.), регулирования агентства по распределению прибылей и убытков (аналоги операций агентирования, вакала), предоставления беспроцентных ссуд сотрудникам (аналог кард хасан ) (2006 г.), налогообложения сукук, получивших название инвестиционные облигации альтернативного финансирования (2007-2010 гг.), альтернативное финансирование покупки недвижимости (2007-2008 гг.) и др.

Несмотря на то, что УФН приветствует развитие исламских финансовых институтов, оно не считает возможным создавать особые условия для их развития, в частности, позволив им действовать по особым стандартам или законам. Это было оглашено председателем УФН Ховардом Дэвисом во время выступления на конференции в Бахрейне в 2003 г. Подход к развитию исламских финансовых учреждений можно резюмировать как «никаких препятствий, но и никаких особых привилегий» ("no obstacles, по special favours"). К 2010 г. УФН выдало лицензии на осуществление финансовой деятельности пяти исламским банкам (табл. 11) и одной страховой компании. Операции коммерческих банков, проводимые через «исламские окна» не требуют специального лицензирования. Также в CK действует около 17 банков, предлагающих услуги исламского финансирования через «исламские окна»: Ahli United Bank, Alburaq, Bank of Ireland, Barclays, BNP Paribas, Bristol & West, Citi Group, Deutsche Bank, Europe Arab Bank, HSBC Amanah, IBJ International London, J Aron & Co., Lloyds Banking Group; Royal Bank of Scotland, Standard Chartered, UBS, United National Bank. Все эти банки отражают полный спектр финансового рынка, специализируются на разных сегментах.

Великобритания находится на третьем месте в мире по числу управляющих исламскими инвестициями компаний, уступая только Саудовской Аравии и Малайзии. На Лондонской Фондовой бирже было зарегистрировано 20 выпусков сукук общим объемом 11 млрд долл. Насчитывается более 20 компаний, предлагающих юридические услуги в области исламских финансов.

Рынок исламского страхования (такафул) в Великобритании находится в начальной стадии своего развития и пока представлен, только одной страховой компанией Principle Insurance, получившей лицензию в 2008 г.

Исламские финансовые институты и продукты в Киргизии и Азербайджане

Исламский бизнес получил развитие в условиях глобализации в странах Востока и Запада. Отвечая основным критериям рыночной экономики, данный вид бизнеса отличается наличием исходного этического начала. Присутствие отдельных его элементов, а именно — ИФИ, обогатило и разнообразило финансовые рынки более 50 стран мира.

Несмотря на основополагающее значение в исламской финансовой системе, закят сегодня, тем не менее, занимает весьма незначительное место в системе исламских финансов, и в большинстве случаев рассматривается обособленно. С одной стороны, это обусловлено тем, что закят присущ только мусульманам, в то время как услуги исламских финансовых учреждений адресованы всем людям независимо от конфессиональной принадлежности. С другой стороны — основной движущий фактор развития исламских финансов - это альтернативная возможность инвестирования и получения прибыли, социальная же составляющая бизнеса зачастую отходит на второй план.

С учетом того, что в сферу распределения закятных средств входят не только мусульмане и мусульманские организации, институт закята может и должен привлечь большее внимание и получить признание во всем мире наряду с развитием исламских финансов в целом.

Россия может эффективно использовать потенциал исламского бизнеса, в частности, путем развития ИФИ, что позволит ей повысить конкурентоспособность И4 привлекательностьIфинансового рынка для российских и зарубежных инвесторов; вовлечь в экономический оборот дополнительные средства населения; развить инвестиции в реальный сектор экономики.

Оптимальным путем развития! ИФИ будет использование опыта других стран и. адаптация решений, наиболее, отвечающих реалиям российской экономики. Полезным для .России может оказаться опыт Великобритании, Казахстана и Кыргызстана. Изучение опыта данных стран по имплементации институтов и продуктов исламского финансирования, включая возможные ошибки, и несовершенство регулирования, позволит России« наиболее комплексно подой- ти.к решению данной задачи. Уже начавшиеся проекты, связанные с исламским финансированием в России, могут стать хорошей базой для» изучения поведения? рынка и выступить вкачестве пилотных проектов.

Проведенный анализ позволил сделать вывод, что основные проблемы развития» исламских финансовых институтов можно разделить на пять, составляющих. Это вопросы регулирования деятельности исламских финансовых институтов (правовойхтатус операций, учет и отчетность); шариатского контроля (стандартизация деятельности); подготовки кадров (развитие основных и прикладных образовательных программ, подготовка шариатских экспертов); управления рисками (механизмы смягчения и управления рисками, свойственные исламским финансовым учреждениям); продвижения исламских финансовых продуктов (вопросы развития финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей). Для России (а также стран СНГ) актуальным является еще один круг проблем. Это конфликт деловой практики, связанной с негативными явлениями российской экономики (взятки, коррупция, излишняя бюрократия и неопределенность) с этическими принципами исламского бизнеса. «Эффект финансовой колеи» проявляется достаточно явно во всех странах, где исламские финансовые институты получают развитие.

Интересными являются особенности исламского бизнеса в финансовой сфере, связанные с взаимным влиянием различных институтов. В частности, на этапе, развития многие исламские финансовые институты действуют не, в самых благоприятных условиях, что обусловлено законодательной средой, особенностями деловой практики, менталитета? населения и др: В результате ИФИ во многих странах не отражают в,полной,мере содержание религиозных норм, в частности: гарантируют инвестиционные депозиты на- первом этапе своей деятельности; формируют кредитный портфель в« основном: за счет операций, торгового финансирования, а не партнерства; приравнивают доход по срочным и инвестиционным вкладам к банковскому проценту; практикуют межбанковские процентные кредиты.

Таким образом, во- многом деятельность ИФИ отличается от изначальной теоретической концепции. В первую очередь, это,объясняется тем, что этико-правовая1 основа исламского бизнеса входит в противоречие со сложившейся» средой на финансовых рынках, характеризующейся» высокой степенью неопределенности, ограниченностью информации; низким уровнем1 доверия, преобладанием частного интереса над общественным-и т.д. Можно выделить следующие, наиболее распространённые расхождения теории с практикой в развитии исламских финансовых институтов, обусловленные эффектом финансовой колеи: 1. Исламские банки в своей деятельности ориентируются в большей степени на доход по комиссионным вознаграждениям, чем на доход от инвестиционной деятельности . 2. Структура« активов, исламских финансовых институтов в основном представлена доходом по торговым (мурабаха) и лизинговым (иджара) операциям, более схожим с традиционными банковскими кредитами, а не операциями по участию в капитале (мушарака), что обусловлено более низким уровнем риска 288 для финансовой организации. Доля первых может составлять до 80%. Более того, даже по этим операциям не всегда исламские банки придерживаются установленных стандартов (Малайзия). При этом, одной из рекомендаций Совета Исламской академии правоведения является: «по мере возможности сужать сферу применения договора купли-продажи с наценкой (мурабаха), поставить его исполнение под контроль банка с целью соблюдения положений шариата Расширить сферу применения! прочих форм инвестирования: доверительного инвестирования (мудараба), совместного участия в прибыли (мушарака), аренды, уделяя внимание постоянному контролю зашх исполнением со стороны банка» . 3. Исходное требование состоит в наличии отдельных формул для распределения-средств по каждой группе вкладчиков, однако на практике зачастую средства всех видов счетов- и операций учитываются совместно, что может объясняться стремлением банков обезопасить всех вкладчиков от возможных потерь по своим счетам. 4. Инвестиционные счета зачастую не находятся в прямой взаимосвязи с инвестиционной деятельностью финансового учреждения, что приводит к тому, что риски по инвестиционным операциям разделяют не только вкладчики такого рода счетов, но и акционеры. 5. Прибыльность по инвестиционным, депозитам часто рассчитывается так, чтобы-приблизить её к ставке банковского процента, что обусловлено подсознательным желанием многих вкладчиков сопоставить прибыльность с привычными процентными ставками 6. Практика межбанковских процентных кредитов и операций таваррук (скрытое процентное кредитование, аналог биржевой мурабаха). 7 Расчёт прибыльности отдельных финансовых продуктов привязан к ЛИ- БОР. В этой связи Совет Исламской академии правоведения рекомендует «ускорить разработку приемлемого с точки зрения ислама показателя нормы прибыли в финансовых трансакциях взамен процентной ставки» .

Правовые и финансово-экономические аспекты формирования исламских финансовых институтов в России

Совокупность исламских финансовых услуг, предлагаемых в России, можно разбить на следующие группы: банковские платежные карты, потребительское кредитование (мурабаха), инвестиции на основе партнерства (мушарака), паевые инвестиционные фонды (мудараба), услуги в области финансового консалтинга.

Исламские банковские карты - удобный продукт для начала развития линейки исламских финансовых продуктов: он не требует больших затрат по разработке, контролю и продвижению. Кроме того, банковские карты — это безрисковый продукт для банка, ведь по подобным картам не начисляются проценты, что делает их экономически более привлекательными для банка, чем большинство платежных карт. Первым российским банком, который предложил подобный продукт на рынке, стал ОАО «Банк Экспресс» (Республика Дагестан). В 2010 г. с подобной инициативой вышел банк Башкортостана ОАО «АФ-Банк» . Оба банка, а также ряд других региональных банков имеют намерение развивать целую линейку исламских финансовых продуктов.

Гораздо дальше вперед шагнула инициатива из Казани: в 2010 г. группой единомышленников была создана компания «Юмарт-Финанс» в форме товарищества, на вере. Организационно-правовая форма позволяет компании принимать товарищей на вере на условиях, аналогичных мудараба! (инвестиционные вклады) и осуществлять целый спектр операций исламского финансирования на базе договоров иджара; мурабаха и мушарака. Деятельность, компании контролируется сертифицированным в 2009 г. ААОИФИ шариатским экспертом Б.Ф. Мулюковым. Однако ключевыми сложностями, с которыми уже сегодня сталкивается проект — это отсутствие возможности исламского страхования имущества в рамках договоров иджара и мурабаха; а также многие эксперты ставят под сомнение целесообразность использования формы ТНВ для проведения операций финансирования. Данная проблема является примером попыток бизнеса,организации-ведения своей финансово-экономической деятельности в рамках российского правового поля и в соответствии с нормами шариата, которые, тем не менее, сталкиваются с ограничениями.

Более крупным проектом является создание Татарстанской международной, инвестиционной компании в рамках Меморандума, подписанного между Исламским банком развития и Правительством Республики Татарстан.

Именно ссылаясь на этот Меморандум, Президент ИБР М.А. Али в своем письме на имя председателя Центрального банка России, в 2007 г. внес предложения по развитию в России исламских финансовых институтов. В 2010 г. были произведены одни из первых инвестиций в соответствии с принципами исламского финансирования в строительство хаба для хранения халяльной продукции в Республике Татарстан. Инвестором выступал малазийский инвестиционный фонд «Амана Райя», координатором проекта с российской стороны ИФК Линова. Одним из консультантов проекта была российская юридическая компания «Пепеляев групп». В декабре 2010 г. фонд «Амана Райя» и правительство Республики Татарстан объявили о планах выпуска Татарстаном облигаций сукук на сумму 200-500 миллионов долларов. В начале 2011г. Газпромбанк и катарекий фонд Барва Реал Эстейт объявили о создании фонда инвестиций в недвижимость, работающего по принципам исламского финансирования: Планируемый объем .инвестиций 150 миллионов долларов: Заметный импульс; к появлению исламских финансовых услуг на рынке России; придают демонстрирующие стремительный рост в последние три года компании; предлагающие халяльные продукты, предъявляющие спрос и? на инвестиции, которые также должны соответствовать требованиям «халяль», то есть соответствовать требованиям; ислама: Таким образом, многие операции исламского финансирования, а также типовые исламские финансовые институты могут развиваться в России без законодательных изменений-но при следующих оговорках. 1. Само по себе отсутствие законодательного регулирования операций; финансирования, в первую очередь, означает меньшую правовую защиту участг ников сделок. Показательным в этом плане является пример Великобритании, а именно политика УФН СК, направленная на определение места каждого продукта исламского финансирования в законодательном поле. 2. Некоторые операции исламского финансирования могли бы быть более конкурентоспособны в России в случае предоставления равных экономических и налоговых возможностей. Например, многие проекты по выпуску сукук на основе российских активов до сих пор не были успешно завершены, из-за отсутствие правового регулирования подобного вида операций в России. 3. Наличие законодательного регулирования исламских финансовых продуктов позволит поднять данный рынок на новый уровень. 4. Без законодательного регулирования не будут должным образом защищены права потребителей исламских финансовых продуктов, т.к. возрастет вероятность злоупотребления доверием населения к такого рода услугам. Основные рекомендации по использованию базовых операций исламско 320 го финансирования в рамках правового поля России приведены в табл. 29. Таблица 29 Нмплементация договоров исламского финансирования в российском правовом поле с учетом зарубежного опыта Название операции Аналог в ГК Рф. Сложности Решение/Полезный опыт других стран Кард Хасан (беспроцентный кредит) Нет Штрафы (в случае обращения в суд взимается штраф, равный банковскому проценту. С суммы штрафа кредитор уплачивает налог, ст. 395 ГК РФ) Делать оговорку в договорах о порядке определения размера штрафа в случае нарушения условий договора, при- этом обязательным условием является направление всей суммы штрафа на благотворительность. СК: предоставление беспроц. ссуд сотрудникам

Мушарака Партнерство:- с образованием юр. лица (ООО)- без образования юр. лица (простое товарищество) Многие формы партнерства в России имеют слабую практику применения, финансирование в рамках нефинансовых организаций ведет к уязвимости прав потребителей. Мудараба ограниченная Товарищество на вере Слабая распространенность на практике Проектное финансирование Высокие риски для инвесторов« Максимально подробно в договоре определить все условия

Похожие диссертации на Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы