Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры :Конец XIX-начало XX вв. Хадиуллина Гульнара Насимовна

Социально-экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры :Конец XIX-начало XX вв.
<
Социально-экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры :Конец XIX-начало XX вв. Социально-экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры :Конец XIX-начало XX вв. Социально-экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры :Конец XIX-начало XX вв. Социально-экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры :Конец XIX-начало XX вв. Социально-экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры :Конец XIX-начало XX вв. Социально-экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры :Конец XIX-начало XX вв. Социально-экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры :Конец XIX-начало XX вв. Социально-экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры :Конец XIX-начало XX вв. Социально-экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры :Конец XIX-начало XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хадиуллина Гульнара Насимовна. Социально-экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры :Конец XIX-начало XX вв. : Дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.01 : Казань, 2004 405 c. РГБ ОД, 71:05-8/355

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические предпосылки возникновения социально-экономических воззрений представителей татарской зарубежной диаспоры

1.1. Модернизационные процессы в Российском государстве и особенности их проявления в волжско-уральском регионе (XIX-начало XX вв.)

1.2. Институциональные структуры татарской нации 49

Глава 2. Идейно-теоретические предпосылки возникновения социально-экономических воззрений представителей татарской зарубежной диаспоры

2.1. Социально-экономическая доктрина ислама 70

2.2. Философские основы формирования социально-экономических идей представителей татарской зарубежной диаспоры

2.3. Формирование и развитие экономических идей в татарском обществе (XVIII - начало XX вв.)

Глава 3. Мировоззренческие и методологические принципы системы социально-экономических взглядов Мусы Акъегетзаде (1864-1923)

3.1. Интеллектуальная биография Мусы Акъегетзаде 129

3.2. Цивилизационная концепция историко-экономического развития в трактовке Мусы Акъегетзаде

Глава 4. Основные положения системы социально-экономических воззрений Мусы Акъегетзаде

4.1. Теория стоимости, денег и факторных доходов 173

4.2. Теория процента 200

4.3. Теория международной торговли 224

4.4. Этатизм как социально-экономическая доктрина кемализма и разработка его принципов в системе взглядов Мусы Акъегетзаде

Глава 5. Социально-экономические идеи в наследии Юсуфа Акчуры (1876-1935) и Садри Максуди Ареала (1879 - 1957)

5.1. Интеллектуальная биография Юсуфа Акчуры и Садри Максуди Ареала

5.2. Юсуф Акчура как представитель школы социальной экономии

5.3. Социально-экономические и историко-экономические воззрения Садри Максуди Ареала

Заключение 328

Список использованной литературы 349

Приложения 376

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Становление рыночных отношений в России сопровождается качественными изменениями в этнонациональнои сфере, что проявляется в возрастании масштабов интеграционных процессов, формировании межнациональных и наднациональных регионально-цивилизационных сообществ и мегаэтносов. Объективная основа этих изменений заложена в материальной и духовной культуре народов, но, как свидетельствует практика этнонациональных отношений, они происходят противоречиво и болезненно, осложняясь затяжными трудноразрешимыми конфликтами и этническими войнами. В настоящее время российское общество нуждается в новой научной парадигме, отражающей позитивную направленность развития национальных отношений в стране и учитывающей опыт многовекового сотрудничества наций и народов. Научно обоснованная национально-государственная политика выступает неотъемлемым элементом социально-ориентированных экономических реформ, проводимых с учетом опыта мировой и отечественной экономической мысли, соотнесения ее достижений с долгосрочными целями развития нашего государства. Накопленный на данный момент историко-экономический опыт доказывает, что универсальные законы и закономерности становления рыночных отношений имеют ярко выраженную национальную окраску в различных государствах. Это находит отражение в истории экономической мысли его народов и в полной мере подтверждается характером развития экономических идей в России.

В истории общественной мысли духовная жизнь народа предстает как целостное явление в совокупности экономических, философских, научных, эстетических, религиозных представлений на той или иной стадии его общественно-исторического развития. Разумеется, эти представления также меняются под воздействием материальных и политических условий жизни. Но при всех изменениях и деформациях достаточно глубокая идеологическая и культурная тра-

4 диция сохраняет сущностные черты своего фундаментального источника. Об этом, в частности, свидетельствует преемственность в развитии экономической мысли, прочными узами связывающая современное российское общество с десятками предшествующих поколений в единую историко-культурную и духовную целостность.

В условиях разложения формы общественного сознания, господствовавшей в течение нескольких десятилетий в нашей стране, именно в ее прошлом можно найти точки опоры, на основе которых формируется настоящее и прошлое российского общества. Восстановление исторических корней различных явлений и процессов дает возможность учесть опыт миллионов наших предшественников, ставивших аналогичные цели и действовавших в том же направлении, позволяет избежать ошибочных действий и на основе переосмысления прошлого глубже понять особенности развития современного общества.

Желание овладеть новейшими достижениями мировой науки и разработать новые подходы к исследованию тех или иных социально-экономических явлений, что может стать отправной точкой формирования действенной экономической политики в регионах, а также стремление воскресить память о мыслителях прошлого, дающих нам пример беззаветного служения истине, -все это предопределило выбор темы нашего исследования и обращение к истории экономической мысли, выяснение ее места и роли в жизни татарского народа, изучение личного вклада видных его представителей в развитие отечественной и мировой экономической мысли.

На мировоззрение татарских мыслителей, сыгравших в XIX - начале XX вв. цивилизаторскую миссию для многих тюркских народов России и зарубежья, несомненно, наложила определенный отпечаток их конфессиональная принадлежность. Их труды, общественная и политическая деятельность доказали, что этические нормы, принятые в исламской концепции миропорядка, и соответствующая им хозяйственная этика не противоречат принципам современного регулируемого рыночного хозяйства. В России, где в настоящее время эт-

5 нические мусульмане составляют, по оценкам официальных органов, около 20 млн. человек, созидательный опыт использования положений и этических ценностей исламской экономической доктрины может быть использован для налаживания эффективного сотрудничества между мусульманскими организациями и государственными структурами, для обеспечения взаимопонимания и социальной устойчивости в российском сообществе, для оптимального решения экономических проблем на государственном и межрегиональном уровнях.

Степень разработанности проблемы. История экономической мысли тюрко-мусульман волжско-уральского региона российского государства содержит множество вопросов, связанных как с ее ключевыми проблемами, так и с отдельными этапами ее развития. Наименее исследованной является экономическая мысль эпохи средневековья, охватывающей период со времен Волжско-Камской Булгарии до рубежа XVIII-XIX вв. При этом считающиеся сравнительно хорошо изученными экономические идеи и их новаторская роль в духовной жизни татарского общества в период XIX - начала XX вв. нуждаются в методологически современном осмыслении. Этот процесс затрудняется двойной сменой письменности и потерей научного потенциала татарского исламо-ведения и ориенталистики. В то же время настоящее исследование было бы невозможным без результатов работы многих отечественных и зарубежных ученых, изучавших на протяжении многих десятилетий экономические идеи в наследии мыслителей татарского и других народов, населявших многонациональное российской государство, и их влияние на социально-экономические процессы в России и за рубежом.

Начало российской историографии духовной культуры татар было положено работами миссионеров, анализировавшими развитие ислама, европейского образования и общественного движения иноконфессиональных народов. Начало этой традиции было дано в трудах Н.И.Ильминского - профессора Духовной академии и Казанского университета* организатора центральной крещено-татарской школы. Ведущую роль татар в общественном движении мусульман и

реформе образования подчеркивал этнограф Г.Штернберг в главе «Инородцы» книги «Формы национального движения в современных условиях» (1910).

Начало татарской историографии, анализирующей формирования обще-

ственной мысли было положено Ш.Марджани. В 20-е гг. XX века татарская историография развивалась в двух направлениях. Первое направление, которое может быть определено как собственно либерально-джадидское, было связано с изучением процесса становления и развития экономической мысли, преимущественно, через историю ислама, просвещения и литературы (Г.Губайдуллин, А.Рахим, Д.Валиди, Ф.Ходжаев). Второе направление придерживалось марксистских принципов (Г.Ибрагимов, А.Аршаруни, Х.Габидуллин), прежде всего, классового подхода к исследованию духовной жизни нации, и тем самым, заложило основы господствовавшей в советский период традиции анализа формирования татарской общественной мысли.

В 1960-е гг. при сохранении негативной оценки идейного наследия представителей немарксистских школ и концепций формируется относительно адекватная картина развития общественной мысли татарского народа как процесса взаимодействия альтернативных течений (Я.Абдуллин, А.Г.Каримуллин, С.М.Михайлова, Ф.Г.Газизуллин).

* Качественные преобразования всех сторон российского общества, сопро-

вождавшиеся подъемом национального самосознания во второй половине 80-х - начале 90-х гг. XX века, вызвали повышенный интерес к татарскому общественному движению в переломные моменты истории российского сообщества. В связи с характером нашего исследования наибольший интерес представляют монографии Р.К.Валеева, Г.Г.Косача, И.Р.Тагирова, Б.Ф.Султанбекова, А.Ю.Хабутдинова, А.Н.Юзеева, раскрывающие различные аспекты общественно-политической истории и развития духовной культуры татарского общества,

^ биографии ряда персоналий.

Значительный вклад в создание объективной и целостной картины становления и развития экономической мысли народов России, установление дей-

7 ствительного уровня теоретического мышления, степени восприимчивости к новому, вычленение положений, которые актуальны и сегодня, были осуществлены в 50-90 гг. XX века российскими учеными А.И.Пашковым, Н.А.Цаголовым, Ф.Я.Полянским, В.А.Жаминым, Н.К.Каратаевым, Н.К.Фигуровской, В.В.Орешкиным, Д.Н.Платоновым и др.

Развитие зарубежной историографии татар волжско-камского региона и мусульман России в целом связано с работами Т.Давлетшина, А.Беннигсена, С.Зенковского, М.Кемпера, А.-З.Рорлих, Ф.Жоржона, А.Канлидера, Т.Чавдара, А.В.Таймаза и др., которые рассматривают экономические идеи в татарском обществе в контексте модернизаторских движений в исламском мире (религиозное модернизаторство в Египте, младотурецкое движение, национальный коммунизм в азербайджанском, крымско-татарском и туркестанском вариантах); подчеркивают приоритет либерального течения, идеи национально-культурной автономии и преобладание среднего класса в общественном движении.

Влияние религиозного фактора на характер и направление развития экономических процессов исследуется представителями различных школ и направлений в экономической науке: теории рационального выбора - Г.Беккер, Л.Ианнакконе; экономико-социологического - М.Вебер, Т.Парсонс, Н.Смелсер и институционального - Д.Норт, Ж.Ланда, И.Хайями, Р.Нельсон, С.Уинтер, Л.Бентам и др. Процессы развития мусульманской государственности и цивилизации, особенности экономической, правовой и политической культуры исламского мира, развитие науки, а также роль религиозного фактора в жизни мусульман российского государства нашли отражение в трудах В.В.Бартольда, Е.В.Бертельса, Д. де Виса, А.А.Игнатенко, Л.Р.Полонской, Ф.Роузентала, А.В.Сагадеева, А.В.Смирнова, М.Т.Степанянца, У.Раанана, Е.А.Фроловой.

Существенные шаги по разработке вопросов истории экономики, экономической политики в Османской Империи и Турции первых лет республиканского правления, а также роли традиций мировой и российской общественной

8 мысли в ее формировании были сделаны в трудах З.Гекалпа, Ф.Жоржона, Т.Заркона, Н.Г.Киреева, Ю.Петросяна, И.Фадеевой, Ш.Ханиоглу.

В отечественной и зарубежной историко-экономической науке отсутствуют специальные труды, посвященные выявлению национальных и временных особенностей экономических идей тюрко-мусульман, живущих в России, анализу их цивилизаторской роли в странах Востока, перспектив использования созидательного потенциала ценностей исламской доктрины для формирования действенной экономической политики в многонациональном и многоконфессиональном российском государстве. Почти неразработанным остается научное экономическое наследие представителей татарской зарубежной диаспоры, чьи идеи оказались в центре внимания преимущественно турецких историков и политологов. В этих условиях комплексное изучение эволюции экономических идей в татарском обществе представляется новым и актуальным направлением исследования.

Источниковедческая база исследования. Источниковедческая база исследования экономических идей татарских мыслителей складывается из нескольких основных групп.

Труды татарских ученых-богословов, исследующих развитие социально-экономической мысли в татарском обществе и биографии ряда персоналий;

Труды татарских ученых и общественных деятелей М.Акъегетзаде, Ю.Акчуры, С.Максуди, Г.Фаизханова, Г.Баязитова, М.Биги, Г.Губайдуллина, И.Гаспринского, Р.Ибрагима, Ф.Карими, Р.Фахретдина и др.;

Периодическая печать мусульман России и зарубежья: первая газета российских тюрок-мусульман «Тарджеман» (редактор И.Гаспринский), первый татарский общественно-политический альманах «Миръат» (редактор Рашид Ибрагим), первый специальный экономический журнал «Икътисад» на татарском языке (издатель и редактор - Мухамадфатыйх Муртазин); зарубежные из-

9 дания: газета «Мэтин» (главный редактор - Муса Акъегетзаде), журнал «Тюрк йорду» (главный редактор Юсуф Акчура);

Неопубликованные материалы - протоколы и отчеты заседаний национальных и религиозных органов, а также материалы канцелярий губернаторов, жандармских управлений, дающие характеристику состояния общественного сознания через агентурные сведения, переводы и обзоры периодической печати, аналитические сводки;

Опубликованные программные документы, материалы мусульманских и национальных общественных форумов. В частности, в диссертационном исследовании использованы материалы I, II, III съездов партии «Иттифак-эль-муслимин», программа ее парламентской фракции в Государственной Думе России;

Решения правительственных органов, совещаний, земских и городских органов по мусульманскому вопросу, земская статистика. Среди них следует выделить общий свод законов Российской империи; материалы совещаний по вопросам образования нерусских народов Поволжья и Приуралья; свод данных хозяйственно-статистических исследований Казанской губернии и сведения по ее экономическому состоянию и т.д.;

Официальные статистические данные, отражающие динамику социально-экономических процессов в Османской империи и Турции исследуемого периода;

Справочная литература.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации заключается в раскрытии с позиции современной экономической науки содержания идейного наследия представителей татарской зарубежной диаспоры и определение ее роли в формировании экономического мышления и принципов экономической политики в многоконфессиональных государствах в трансформационный период.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:

Выявить объективные и субъективные предпосылки возникновения системы социально-экономических воззрений представителей татарской зарубежной диаспоры;

Проанализировать методологические принципы, соответствующий аналитический инструментарий и понятийный аппарат, использованные представителями татарской зарубежной диаспоры в процессе формирования системы социально-экономических идей;

Показать роль представителей татарской зарубежной диаспоры в формировании концепции исламского экономического порядка;

Выявить основные положения систем социально-экономических взглядов Мусы Акъегетзаде, Юсуфа Акчуры, Садри Максуди Ареала с точки зрения институциональной экономической теории;

Определить характер влияния идей представителей татарской зарубежной диаспоры на содержание и основные направления этатистской экономической политики Турецкого государства в первые годы республиканского правления; h

Методологически обосновать общие законы и закономерности формирования и развития экономических идей в исламских странах «второго эшелона» и определить границы их использования в процессе формирования экономической политики российского государства на современном этапе.

Предметом исследования данной работы являются социально-экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры на рубеже XIX-XX вв. как составная часть российской и мировой экономической мысли.

Объектом исследования являются социально-экономические идеи в наследии представителей татарской зарубежной диаспоры, оказавшие непосредственное влияние на содержание экономической политики в мусульманских государствах в период становления рыночных структур и обладающие созидательным потенциалом для формирования экономики сотрудничества в совре-

менном многоконфессиональном и многонациональном российском сообществе.

Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные положения современной, в первую очередь, институциональной экономической теории, труды представителей отечественных и зарубежных экономических школ и направлений, работы в области философии, политологии, регионалистики, социологии, культурологии, а также междисциплинарных социально-экономических исследований. Использование достижений этих дисциплин дает возможность для интегрального охвата процесса эволюции социально-экономических идей татарского общества и представителей татарской зарубежной диаспоры в рамках экономической науки.

Всесторонний анализ социально-экономических воззрений представителей татарской зарубежной диаспоры предопределил многоаспектный характер методологии исследования, необходимость использования ряда специфических методов и приемов, взаимно дополняющих друг друга и позволяющих в полной мере раскрыть поставленные цель и задачи: методы системного, статистического, сравнительного исторического и логического анализа, законы и принципы диалектики. Историко-экономические процессы рассматриваются в работе с позиции цивилизационного подхода. При этом, вслед за Н.Я.Данилевским, А.Тойнби, Ф.Броделем и др. цивилизация нами рассматривается сквозь призму культурно-исторических типов, посредством которых различаются формы исторической жизни общества. Подобный подход расширяет диапазон факторов, определяющих развитие общества и выводящих за пределы экономического детерминизма, и, как следствие, позволяет учесть созидательный потенциал реформ в преобразовательной деятельности государства.

Основные положения, выносимые на защиту:

Выбранная в Российской империи XIX в. модель преобразования национальной экономики и ее вхождения в мировое хозяйство вызвала усиление неравномерности развития отдельных территорий и отраслей, проявилась в

12 противоречиях между модернизированными и немодернизированными секторами, в росте социального напряжения, одновременно способствовала активному процессу интеграции институтов татарского общества в единое экономическое, политическое и культурное пространство российского государства и приобщению татарского народа к достижениям русской и европейской цивилизации. Это нашло отражение в характере экономических воззрений татарской научной интеллигенции и ярко проявилось в системе социально-экономических взглядов представителей татарской зарубежной диаспоры, которые стали выразителями идей «обмирщения» ислама, сочетающихся с признанием активной роли государства как условия поступательного развития общества. Совпадение в определенной мере задач ускоренной индустриализации, решаемых в России конца XIX в. и исламских государствах, проходящих путь «догоняющего развития», предопределили их востребованность и высокую практическую значимость в Турции начала XX в.;

Экономические идеи в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. характеризовались рядом специфических особенностей, особое звучание получивших в воззрениях представителей татарской зарубежной диаспоры:

о татарское население в отличие от других тюркоязычных народов Российской империи оказалось в особом геполитическом положении -близость волжско-уральского региона и центральных районов страны, установившиеся с ними экономические, политические и культурные связи предопределили непосредственное влияние на характер экономических идей представителей татарской научной интеллигенции российской, а через нее и мировой экономической мысли;

о повышенное внимание в татарской экономической литературе сфере товарного обращения, что объяснялось преимущественным развитием торгового капитала в среде татарской буржуазии в силу действия официальных ограничениями на ведение предпринимательства в области промышленного производства, использованием официальными органа-

13 ми татарских торговых кругов в качестве проводников российского влияния в сопредельных государственных образованиях с преобладанием тюркоязычного населения, ориентацией основной части татарской зарубежной диаспоры в Османской империи на сферу торгового обращения как следствие особой социальной структуры общества;

о своеобразие трактовки сущности предпринимательства, его мотивов и места в экономической системе общества, что отражало особую созидательную функций татарских предпринимателей, которые наряду с традиционными выполняют особую роль - роль центральной фигуры в умме (общине), принимающего деятельное участие в ее попечении;

о анализ экономических законов и закономерностей сквозь призму положений шариата, что объяснялось отсутствием единого правового пространства для всех граждан (Российское государство и Османская империя в рассматриваемый период) и, как следствие, существенной ролью неформальных институтов, в качестве которых выступали неформальные ограничения (стиль поведения, мировоззрение), структурирующие политическое, экономическое и социальное взаимодействие. В такой системе религия занимала особое положение, формируя хозяйственную этику, т.е. ценностное отношение к труду, к смыслу хозяйственной деятельности и в известной степени заменяла право, уменьшала риск и неопределенность в сделках, обеспечивала доверие;

о универсальность экономических идей, т.е. экономические проблемы рассматривались в контексте проблем философских, социологических, исторических, религиозных, что объяснялось непосредственным влиянием российской экономической мысли принципов шариата; К середине XVIII - начало XX вв. экономические идеи в татарском обществе претерпели существенные изменения и в трудах представителей татарской зарубежной диаспоры приобрели качество теоретических знаний. Отсутствие водораздела между практическим и теоретическим разделами эконо-

14 мического знания, анализ явлений хозяйственной жизни с национально-государственных позиций, неприятие принципов субъективизма и методологического индивидуализма, утверждение необходимости этического регулирования обезличенных рыночных отношений свидетельствовали об альтернативности систем социально-экономических взглядов М.Акъегетзаде, Ю.Акчуры и С.Максуди господствовавшим в XIX - начале XX вв. идеям экономического либерализма;

Близость геополитического положения Российского государства и Османской империи, наличие торговых связей, сходство языка, культуры и религиозных традиций предопределили цивилизаторскую функцию представителей татарской научной интеллигенции, выступивших в качестве проводников традиций мировой и российской экономической мысли в Турции в период становления рыночных отношений и светских структур;

Поступательный характер развития Турции в ходе реализации политики ускоренной модернизации в 20-30-е гг. XX в. подтвердил теоретическую и практическую значимость системы социально-экономических воззрений представителей татарской зарубежной диаспоры, элементы которой могут быть использованы в процессе разработки национальной модели экономического развития с учетом цивилизационной специфики многоконфессионального российского государства на современном этапе его развития. Важнейшее качество национальной теории - единство универсального и конкретно-специфического - повышает не только объяснительные, но и прикладные возможности таких научных знаний.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке нового направления исследований в области истории экономических учений -социально-экономических воззрений представителей татарской зарубежной диаспоры М.Акъегетзаде, Ю.Акчуры и С.Максуди как части мировой и российской экономической мысли и их значимости для формирования действенной

15 экономической политики на этапе становления конкурентного рыночного хозяйства в государствах с исламской социально-культурной средой.

Новые научные результаты конкретизированы в следующих основных положениях:

Доказано, что представители татарской зарубежной диаспоры сформулировали исходные положения концепции исламского экономического порядка, которая трактует общественный прогресс как синтез традиций мировой экономической мысли и духовных ценностей, сформировавшихся на принципах ислама, а также разработали механизм адаптации его принципов в государствах, испытывающих влияние социально-экономической доктрины ислама. Исламская экономическая модель (исламская экономика) трактовалась ими как совокупность взглядов мусульман на механизм организации хозяйственной жизни общества, неотъемлемым элементом которой выступают атрибуты рыночной экономики: частная собственность, стремление к выгоде как побудительный мотив деятельности, свобода предпринимательства. При этом действие исламских этических норм и принципов (корректировка механизма реализации принципа максимизации собственной полезности; ограничение института частной собственности статусом верховного божественного собственника всего имущества; перераспределение дохода через обязательные сборы (закят) и преодоление имущественного неравенства; снижение трансакционных издержек за счет запрещения ссудного процента и реализации принципа прямого участия в прибыли кредитными учреждениями и др.) рассматривалось как необходимое условие преодоления недостатков рыночного механизма хозяйствования. Практическая реализация исламских принципов связывалась с активной ролью государства, что сближало разработанную представителями татарской интеллектуальной элиты исламскую экономическую модель с современными моделями смешанной экономики;

Сформулирован вывод об источниках экономических воззрений татарских мыслителей на рубеже XIX-XX веков, в качестве которых наряду с ми-

ровой и российской экономической мыслью, философскими представлениями выступил джадидизм как первое европеизаторское движение мусульман России и форма просветительства в татарском обществе, исходящее из идеи адаптации исламского учения к рыночным нововведениям и направленное на создание для мусульман нации европейского типа и конституционного либерального режима в общегосударственном масштабе. Центральная идея джадидизма - идея использования исламских ценностей как гаранта стабильности и устойчивости институциональных структур в эпоху становления рыночных отношений и интеграции мусульманских предпринимателей в общероссийский рынок при растущем сотрудничестве с представителями других конфессий и российскими официальными органами - предопределила основное направление исследований представителей татарской зарубежной диаспоры;

Пополнена источниковедческая база экономической науки, введены в российский научный оборот, в том числе, в авторском переводе, работы Мусы Акъегетзаде, Юсуфа Акчуры и Садри Максуди, написанные на староосманском, старотатарском (арабская графика) и современном татарском языках. Сделан авторский вклад в разработку интеллектуальной биографии Мусы Акъегетзаде, доказано, что экономическая система М.Акъегетзаде, рассматриваемая нами как результат развития традиций мировой экономической мысли, являет собой оригинальный симбиоз принципов классической школы политической экономии, немецкой исторической школы и положений исламской социально-экономической доктрины, что проявляется в признании эффективности рыночного механизма при условии широкого и многоцелевого вмешательства государства во все сферы жизни общества; отрицании универсальности экономических законов и признание примата особенностей национальной экономической системы при разработке экономической политики государства; повышенном внимании к политико-правовым, этическим и социально-политическим факторам экономического развития. Это предопределило ее востребованность в

17 период проведения политики ускоренной модернизации в мусульманских государствах, реализующих модель догоняющего развития;

Доказано, что этатистский характер экономической политики в Турции в первые годы республиканского правления в определенной степени сформировался под влиянием экономических идей представителей татарской зарубежной диаспоры, для которых особая роль государства рассматривалась как неотъемлемый элемент исламской доктрины миропорядка и необходимое условие поступательного развития общества. При этом они исходили из характерной для России особой и не сравнимой с другими странами и цивилизациями роли государства в инициировании, определении направленности и осуще-ствлении модернизационных процессов на всех его стадиях, а также присущей традиционному хозяйству восточных государств ведущей роли государства во всех сферах общественной жизни;

Обосновано, что экономические идеи представителей татарской интеллектуальной элиты (необходимость разработки и внедрения норм гражданского права, как фактора повышения предпринимательской активности населения; отмена двойного налогообложения, противоречащего рыночным принципам построения фискальной системы и нормам шариата; ликвидация двухуров-

jfc невой системы реализации отношений собственности на землю и реализация

принципа неприкосновенности института частной собственности; проведение протекционистской внешнеэкономической политики; обеспечение мобильности ресурсов на формирующемся внутреннем рынке и т.д.) значительно повлияли на характер экономической политики государства в Турции первых лет республиканского правления, что объясняется совпадением задач, решаемых в период качественной трансформации экономической системы и возникновения ранне-капиталистической модели татарским и турецким обществами: переход от традиционного общества к индустриальному; преодоление противоречий между отдельными секторами экономики; определение пределов «вестернизации», ко-

18
торая могла привести к потере собственной идентичности; снижение социаль
ной напряженности и др.;
- Выявлено содержание социально-экономических и историко-

экономических взглядов Юсуфа Акчуры и Садри Максуди Ареала, которые представлены как последователи социально-этического направления в экономической мысли, оказавшие существенное влияние на формирование социальной направленности экономической политики турецкого государства в эпоху становления регулируемого рынка (разработка законодательных мер, регулирующих отношения на рынке труда и не допускающих противоречащее исламу

безделье; ликвидация натуральных форм налогообложения и утверждение про-

порциональной налоговой шкалы как фактора преодоления существенного разрыва в доходах; реализация рыночного принципа распределения доходов как способа реализации принципа социальной справедливости и др.).

Практическая значимость выполненной работы. Основные положения диссертации могут быть использованы в процессе развития методологической базы исследования истории экономической мысли с точки зрения современной институциональной теории во всем многообразии национальных, культурных, религиозных и других особенностей, а также в ходе углубленного исследования

ф специфики проявления общих закономерностей развития мировой экономиче-

ской мысли в исламских государствах «второго эшелона». Полученные результаты и научные выводы имеют определенное значение для обоснования и реализации экономической политики государства на мезоуровне, эффективность которой определяется полнотой анализа истории реформ и контрреформ в России, особенностей социально-экономических процессов в отдельных регионах, обусловленных действием геополитических, правовых, культурных, религиозных факторов.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании курсов «История экономической мысли», «История экономики», «История экономической мысли в России», спецкурсов по экономике переход-

19 ного периода. Материалами диссертации могут воспользоваться экономисты-теоретики, специалисты по истории народного хозяйства, регионалистике, истории государства и права, социологии и культурологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на 10 международных, 13 всероссийских, 2 региональных, 17 межвузовских конференциях в период с 1994 по 2003 гг.: международные конференции «Экономическая наука: проблемы теории и методологии» (Санкт-Петербург, май 2002 г.), «Теория и практика экономических реформ: Проблемы и перспективы» (Казань, сентябрь 1994 г.), «Инновационные образовательные технологии на рубеже XX - XXI веков» (Казань, октябрь 1998 г.), «Актуальные проблемы современной экономики. I Спи-ридоновские чтения» (Казань, февраль 2003 г.), «Актуальные проблемы современной экономики. II Спиридоновские чтения» (Казань, февраль 2004 г.), «Кадровая политика в условиях трансформационной экономики» (Набережные Челны, май 1999 г.), «Реформирование системы управления на современном предприятии» (Пенза, июнь 2002 г.) и др.; всероссийские конференции «Теория и практика банковского дела на пороге XXI века» (Казань, 2000) и др.; научно-методические конференции Казанского института переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы (2000-2003 гг.) и т.д. По теме диссертации опубликовано 67 работ общим объемом 74 п.л., в том числе две монографии в центральных издательствах «Экономические идеи в наследии Мусы Акьегетзаде (1864-1923)» (Казань: Казан, гос. ун-т, 2003. - 20,1 п.л.) и «Экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры» (Москва: Экономика, 2003. - 25 п.л.). Поступившие на последнюю монографию положительные рецензии Е.А.Резвана, доктора исторических наук, заместителя директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, главного редактора международного журнала «Восточный манускрипт» и В.СЯгьи, доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, Полномочного председателя

20 законодательного Собрания Санкт-Петербурга по международным связям, нашли отражение на страницах журнала «Проблемы современной экономики», вошедшего в реестр ВАК и других государств ЕврАзЭС. №3/4 (7/8). 2003.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы (38 Б наименование), 5 приложений; изложена на 405 страницах машинописного текста; содержит 11 таблиц.

Модернизационные процессы в Российском государстве и особенности их проявления в волжско-уральском регионе (XIX-начало XX вв.)

Постижение законов и закономерностей развития общества во всем многообразии факторов, доминирующих в историческом процессе, глубокое осмысление экономических, социальных и духовных процессов, происходящих в эпоху реформ, и качественных преобразований устоев общества представляется возможным на основе цивилизационного подхода, предполагающего сопоставление и анализ различных, порою синхронно развивающихся, порою сменяющих друг друга цивилизаций, модели которых, формируются на основе различных типов культуры и религий. Вслед за Н.Я.Данилевским цивилизация нами рассматривается сквозь призму «культурно-исторических типов», имеющих самобытные черты в сферах «религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития»1. При этом формационный подход к общественно-историческому развитию, длительное время характеризовавшийся монопольным положением в отечественной науке, может трактоваться как частный случай теории развития цивилизаций. Это предполагает сохранение материала, накопленного в рамках разработки формационной конструкции. В то же время преодоление господствовавших в рамках формационной концепции экономического детерминизма и однолинейности позволяет в полной мере учитывать многовариантность общественно-экономического развития и многополюсность современного мира. Кроме того, теория развития цивилизаций позволяет оценить роль реформ, в которых находит выражение альтернативность исторического развития. Пересмотр общеметодологических принципов построения научной картины мира дает возможность в полной мере раскрыть потенциал теории модернизации, возникшей в рамках цивилизационного подхода.

Начало научной концепции модернизации было положено в работах К.Маркса, разработавшего формационную концепцию общественно-исторического развития, М.Вебера, выдвинувшего идею трансформации европейской цивилизации в направлении от традиционного общества к современному на основе рационализации поведения, Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма, предложивших концепцию эволюции от обществ с «механической солидарностью» к обществам с «органической солидарностью» на основе разделения труда, и других ученых, представлявших различные научные школы и направления. Обращение исследователей к проблеме становления индустриально-капиталистического общества привело впоследствии к возникновению значительного числа версий модернизаторской концепции. Исходными методологическими принципами многочисленных вариантов теории модернизации выступают следующие:

1. В качестве центральной рассматривается категория «современное общество», которое определяется как капиталистическое или западноиндустри-альное. В соответствии с этим общественно-экономическое развитие рассматривается как переход от традиционного (замкнутого и статичного) к современному (открытому и развивающемуся) индустриально - капиталистическому обществу. Подобный подход позволяет преодолеть чрезмерную обобщенность категории «способ производства», в полной мере учитывает неэкономические факторы развития, уделяет особое внимание эволюционному пути осуществления преобразований2.

2. В качестве атрибутивных признаков современного общества рассматриваются право индивидуума владеть и распоряжаться собственностью, свободное формирование и легализация разнообразных экономических, социальных и политических интересов и объединений (это суть гражданского общества - авт.), законодательное закрепление и неотчуждаемость гражданских и политических прав человека, представительное правление и разделение властей, экономический и политический плюрализм, вертикальная и горизонтальная социальная мобильность, рациональная бюрократия. Очевидно, что основополагающие черты современного общества есть суть характерные черты обществ западной цивилизации.

3. Модернизация самих западных обществ, главными рычагами которой были признаны промышленный переворот и либерально-демократические революции XVIII - XIX вв., трактуется как пример первой, или классической, модернизации. Фактором поступательного развития государств, находящихся вне ареала западной цивилизации, является их способность к воспроизведению отработанных моделей общественно-исторического развития с учетом особенностей данной культурно-исторической общности. Из этой посылки исходят сторонники теории «догоняющего или запаздывающего развития», ставящие перед собой задачу разработки практических рекомендаций для государств, решающих проблему обеспечения устойчивых темпов социально ориентированного экономического развития и вхождения в мировое хозяйство.

В связи с этим представляется возможным выделение трех моделей (эшелонов) развития капитализма. В соответствии с первой моделью развивались государства Западной Европы вместе с их дочерними заокеанскими ответвлениями (США, Канада, Австралия). Атрибутивными признаками указанной модели стали раннее, самопроизвольное зарождение капиталистических отношений, их длительное органическое развитие, известная синхронность созревания экономических, социальных, правовых, политических и культурных предпосылок перехода к капитализму.

В государствах второй модели (Россия, Япония, Турция, балканские страны и т.п.) становление буржуазных структур началось позднее, однако отличалось высокой интенсивностью, так как носило эндогенно-экзогенный характер. Европейская цивилизация рассматривалась при этом в качестве образца и, в некоторых случаях, источника внешней угрозы. Процесс капиталистической эволюции в странах второго эшелона протекал в условиях сохранения в традиционных обществах добуржуазных структур и под значительным воздействием государства, являвшегося двигателем и гарантом развития. Присущая государствам первого эшелона последовательность этапов складывания капиталистического производства (мелкотоварное производство - мануфактура -фабрика - паровой железнодорожный и водный транспорт) оказывалась нарушенной. Первоначально в государствах второй модели возникли отдельные отрасли тяжелой промышленности и железные дороги. При этом капиталистическая эволюция в условиях форсированного преодоления экономической отсталости характеризуется противоречивостью и усилением социальной напряженности. Использование прогрессивных форм управления и организации производства в неподготовленных для этого институциональных условиях, несоответствие традиционных ценностей и ценностям буржуазного, индустриального общества порождало проблему адаптации широких слоев населения к новым требованиям. В то же время следует рассматривать «догоняющее развитие» как модель, предоставляющую ряд преимуществ государствам «второго эшелона», прежде всего, возможность заимствования передового опыта стран «раннего капитализма». В качестве важного условия успешности буржуазных реформ можно рассматривать субъективный фактор - способность правящей элиты разработать и реализовать эффективную экономическую и социальную.политику, а также от степени совместимости принципов национальной культуры и ценностей европейской цивилизации.

Социально-экономическая доктрина ислама

Зарождение и развитие экономических идей представителей татарской интеллигенции начала XX века связано с исламом, который является мировоззренческой основой духовной культуры татарского народа. Наличие фундаментального источника в форме исламской концепции миропорядка предопределило сохранение глубоких традиций в экономических идеях, изменяющихся под влиянием объективных и субъективных факторов. На различных этапах формирования тюрко-мусульманской цивилизации, к одной из ветвей которой принадлежат современные татары, интегрирующая функция ислама проявляется в разной форме и варьируется от господства теологического мировоззрения в эпоху средневековья до идеологического плюрализма современности. В то же время именно преемственность в развитии общественных, в том числе экономических, идей татарского народа, обусловленная сохранением единой мировоззренческой основы, доказывает наличие духовной целостности - тюрко-мусульманской цивилизации, возникшей на пересечении славянской, угро-финской и тюркской культур более тысячи лет назад и получившей впоследствии воплощение в форме духовной культуры татарского народа.

Представляется возможным выделение трех этапов в развитии социального учения ислама в волжско-камском регионе. На первом этапе (IX в. - 1552 г.) ислам имеет статус государственной религии и становится основным духовным источником развития представлений об обществе и человеке. Второй этап (XVI - XVIII вв.) связан с потерей исламом статуса государственной идеологии тюрко-татарских государственных образований и проведением российскими государственными органами политики насильственной христианизации ино-конфессиональных народов. Третий этап (XVIII - начало XX вв.) - период сушествования религиозной автономии мусульман и проявления рационалистических аспектов ислама в реформаторско-просветительской идеологии.

Официальной датой провозглашения ислама религией волжских тюрок принято считать 922 год, когда посольство аббасидского халифа Муктадира (правил 908-932) посетило Волжскую Булгарию. Однако это не вполне корректно, так как к этому времени, согласно запискам Ибн Фадлана Ахмеда ибн Аббаса - секретаря посольства, основные исламские обряды булгарами были освоены. По свидетельствам Ибн Руста Ибн Даста Абу Али Ахмед ибн Омара (290 - 902/903 г.), автора «Книги драгоценных ожерелий», и Ибн Фадлана в селениях булгар имелись мечети с начальными школами при них .

Это событие сделало доступным булгарам интеллектуальный и нравственный потенциал ислама, позволило приобщиться к научному и культурному опыту халифата, сформировало новое отношение к истории как к поступательному процессу, в котором каждый человек выполняет свою роль и несет свою долю ответственности. Коренным образом изменилось миросозерцание человека: хаотическая картина окружающей действительности сменилась пониманием взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений и процессов. При этом утвердился новый взгляд на человека, который рассматривается «как создание всевышнего, тождественное по своим изначально заложенным качествам любому другому человеку; различия между людьми заключаются в степени приближения каждого из них к Аллаху, степени праведности или греховности каждого из них перед Аллахом»89. На смену рунической письменности приходит арабский алфавит, что способствует появлению литературной деятельности, богословия, философии, истории, фармакологии, медицины. Именно через исламские ценности шло проникновение в духовную жизнь булгар достижений арабской цивилизации.

В свою очередь при сохранении своего доктринального единства исламские принципы видоизменяются под влиянием геополитических, экономических, духовных факторов, имеющих место в волжско-камском регионе. Волжская Булгария сложилось как тюркское государство на стыке разных цивилизаций, исполняющее роль международного торгового центра. Существенное влияние оказывали традиции доисламских тюркских обществ. Это предопределило широкое распространение тех аспектов многогранного исламского учения, которые характеризовались веротерпимостью, либеральностью, способностью адаптироваться к местным обычаям и правовым нормам. В волжско-камском регионе утвердился ханафитский мазхаб (толк, юридическая школа ислама), отличающийся умеренностью, терпимостью к иноверию и инакомыслию. В частности, ханафитский мазхаб допускает применение вспомогательного права, что делает возможным деловые контакты с иноверцами. Характерным в этом плане представляется преобладание среди мусульман Поволжья компромиссных в социальном плане идей суфизма в трактовке Абу Хамида Мухаммеда ибн Мухаммеда аль-Газали (1058 или 1059 - 1111). Следует также отметить, что в Поволжье, а затем и на Урал проникло суфийское братство На-кшбандийя, предполагающее взаимовыгодное сотрудничество мусульман -сторонников различных исламских школ, а также взаимодействие с представителями других религиозных конфессий. Девиз накшбандийской школы суфизма «аз-захир лил-халк ал батин лил-хакк» («внешне - с людьми, внутренне - с богом») свидетельствовал о возможности достижения компромисса духовного и мирского начал в жизни членов общины.

Придание в XIV веке исламу статуса официальной религии в Золотой Орде был обусловлен рядом обстоятельств, а именно: во-первых, значительная часть населения улуса либо придерживалась ислама как исконной религии (булгары, мишеры, уйгуры, хорезмийцы), либо тяготела к нему в силу постоянных контактов с традиционными мусульманами (коми, марийцы, черкесы и др.); во-вторых, в состав империи чингизидов вошел Багдадский халифат, где доминировал ислам; в-третьих, языческое мировоззрение не могло выполнять роль идейной основы в отношениях с христианской Русью - северо-западной окраиной улуса, сформировавшихся по типу «сюзерен-вассал». В целях сохранения внутриполитической стабильности и развития внешнеэкономических связей с христианским и мусульманским миром элементом государственной политики в эпоху Золотой Орды является покровительственное отношение к иным конфессиям. В частности, христианские общины получили от Джучидов привилегии, о чем свидетельствует указ Менгу-Тимура от 1270 года, по которому «на Руси да не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиреев, иереев и т.д. Свободными от всех податей и повинностей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, луга, леса, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства. Все это принадлежит Богу и сами они Божьи. Да помолятся они о нас»90. Как свидетельствуют источники, впервые эта традиция была провозглашена ханом Хуби-лаем во второй половине XIII века: «Молюсь и почитаю всех четырех (пророка Мухаммеда, Моисея, Иисуса и буддистского Согом-баркана - Г.Н.), дабы тот из них, кто на небе старший воистину, помогал мне»91.

Интеллектуальная биография Мусы Акъегетзаде

В истории мировой экономической мысли Мусе Акъегетзаде (или Мусе Акъегету, или Мусе Акъегетоглу) принадлежит особое место не только как мыслителю, сумевшему создать экономическую систему, в которой синтезированы достижения мировой и российской экономической науки, а также исламские традиции, но и как популяризатору этих достижений в Османской империи эпохи младотурков. Как признают современные турецкие исследователи его творческого наследия, до появления в свет произведений М.Акъегета экономическая наука в Турции не развивалась191. Однако в историю татарской общественной мысли Муса Акъегетзаде вошел как один из основателей татарской беллетристики, как создатель первого крупного художественного произведения на татарском языке последней четверти XIX века, как автор, которого называют «отцом татарской реалистической литературы»192.

Одним из первых творчество М.Акъегетзаде как писателя исследовал В.Д.Смирнов в работе «Мусульманские печатные издания» (1888), в которой дается высокая оценка позиции автора, его идеи называются прогрессивными. Лейтмотивом романа, по мнению В.Д.Смирнова, является призыв татарского народа к получению знаний, к овладению достижениями культуры - татарской, русской, европейской . Г.Иорагимов выделяет в истории татарской литературы три периода, второй - светский, или джадидистский период - начинается, по его мнению, с романа М.Акъегета «Хисаметдин менла»194. Его литературное наследие глубоко и всесторонне исследовано, что нашло отражение в многочисленных монографиях, коллективных работах, статьях195. Роман М.Акъегета «Хисаметдин менла»196 (1886 г.) хорошо известен в современном татарском обществе. Вместе с тем следует отметить, что экономические работы мыслителя при их широкой популярности в Турции конца XIX - начала XX вв., где они выходили большими тиражами и оказали значительное влияние на формирование общественного сознания, а положения, содержащиеся в них, реализовались в экономической политике государства, в настоящее время преданы забвению.

Анализ ряда произведений турецких авторов197, в которых неоднократно делаются ссылки на произведения М.Акъегетзаде и указывается на его роль в общественной жизни Турции в эпоху Мешрутият (Парламнтарзма) и последующий годы, а также ознакомление с работами Франсуа Жоржона, заведующего отделом Французского научного центра научных исследований (Париж), автора известной монографии «Рождение нации» (Les editions isis. - Istanbul, 1995)198, вызвали определенный интерес к личности мыслителя и его экономическим воззрениям. В результате длительных поисков в архивах и библиотеках г. Стамбула нам удалось найти три работы Мусы Акъегетзаде, изданные в Турции на рубеже веков. Работы написаны на староосманском (мертвом) языке, принадлежащим, согласно классификации Н.А. Баскакова199 к огузско-сельжукская подгруппе огузскои группы западно-хуннской ветви тюркских языков, что создало определенные трудности при переводе.

Муса Акъегет родился 3 декабря 1864 года в городе Чембар Пензенской губернии (ныне г. Белинск) в семье чиновника. Муса начинает свое образование в русской четырехклассной школе, а 14 августа 1878 г. он поступает в русскую гимназию в г.Пенза, которую он заканчивает с хорошим аттестатом. Еще в годы обучения в гимназии на него обращает внимание Н.Ильминский, о котором он пишет в одном из своих писем200. В 1884 году, после завершения гимназического образования, Муса Акъегет пишет прошение о поступлении в Московский университет. Однако это прошение, как и следующее - о поступлении в Казанский университет - официальные органы отклоняют. В период с 1884 по 1888 гг. Муса Акъегет живет в Казани, Пензе и Бахчисарае. Его творческая деятельность начинается именно в этот период. Роман «Хисаметдин менла» был опубликован 1886 году в типографии Казанского университета. Второе издание романа относится уже к 1925 году (серия «Библиотека татарской литературы»). На турецком языке произведение М.Акъегета впервые издается в типографии «Заман» (Стамбул) в 1901 г.

После выхода в свет романа М.Акъегета появляются произведения других татарских авторов в жанре беллетристики — романы и повести Захира Би-гиева, Ризаэтдина Фазретдина, Фатиха Карими.

В 1887-1888 гг. М.Акъегет работает в редакции газеты «Тарджеман», издаваемой И.Гаспринским в г.Бахчисарай. Нами был проведен анализ отдельных номеров указанного издания, хранящихся в Отделе редких книг и рукописей Национальной библиотеки Татарстана и в Научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского (г.Казань) - №1-13, 15-21, 24-29 (январь-октябрь) 1887 г., №25-32, 35-39 (август-ноябрь) 1888 г. В перечисленных номерах отсутствуют статьи, автором которых является Муса Акъегет. Вероятно, это объясняется отсутствием в библиотеках города Казани полного архива газеты «Тарджеман». Можно также предположить, что М.Акъегет в силу своего возраста и образования принимал участие лишь в подготовке материалов к публикации на этапе сбора материала.

В 1888 году в целях продолжения образования М.Акъегет уезжает в Г.Стамбул, где поступает в Высшую военную школу, или Военную Академию «Ирадэи сэния илэ Хэрбия мэктэбэ», которая готовит чиновников для государственных учреждений. В 1891 г. он завершает образование и занимает должность преподавателя русского языка и экономики в этой же Школе в классах пехоты и кавалерии, классов ветеринарной полиции, классов для высших сословий по общей истории. Следует отметить, что в период в 1902 по 1905 гг. в Военной Академии учился Мустафа Кемаль Ататюрк (1881-1938). Одновременно в данном учебном заведении получали образование его будущие соратники и противники, сыгравших важную роль в истории Турции. Среди них выделяются имена Али Фуада (Джебесой), Али Фетхи (Окъяр), Энвер-бея (будущего Энвер-паши), Кизима Карабекира, Исмет-бея (Исмета Иненю) и др.202 Ряд турецких авторов полагают, что Кемаль Ататюрк присутствовал на занятиях Мусы Акъегета203. На наш взгляд, достоверные подтверждения данного факта отсутствуют. Однако можно с уверенностью полагать, что учебное пособие М.Акъегета по экономике использовалось будущим основателем и первым президентом Турецкой республики.

Теория стоимости, денег и факторных доходов

Основные положения системы экономических взглядов М.Акъегетзаде нашли отражение в его сочинении «Ilmi seruet vuyahut ilmi iktisat» («Наука о богатстве, или наука об экономике»), имеющей второй, поясняющий заголовок: «Книга содержит в себе важные экономические сведения». Она датируется 1900 годом (1316 г. хиждры - мусульманского календаря) и издается в типографии Военного издательства «Карабат» (Стамбул, ул. Бабе Али). Объем работы - 264 страницы. Анализируемое произведение четко структурировано и состоит из 43 глав. В авторском предисловии сформулирована главная цель издания данного сочинения: «Верю, что обширная общая информация поможет господам, изучившим эту книгу, в их пожеланиях (проектах) и расходах, которые связаны с этой наукой. Бели она будет способствовать увеличению богатств в их жизнедеятельности, то я буду считать себя счастливым, ибо моя миссия (функция, цель) будет выполнена"242. В соответствии с характером эпохи и своими рели-гиозными убеждениями автор предвосхищает текст своего произведения обращением к Всевышнему. На первых страницах произведения М.Акъегетзаде определяет содержа ние предмета экономической науки, под которым он подразумевает "создание, сохранение и защиту богатства (имущества), правильное управление отноше ниями, устройство и порядок в обществе". Подтверждение данного положения автор находит в хадисе: "Тот, кто занимается экономикой, бедным не будет" ("Лугат китабы" (Книга «Слова»), с. 196)243. Аналогичное определение предмета экономической науки встречается в последующих главах сочинения: «управление богатствами, наблюдение за правильным расходованием и производством материальных благ»24 . Подобное определение соответствует представлениям классиков о предмете экономической науки, который предполагал исследование условий производства и накопления (А.Смит), а также распределения (Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Обращаясь к анализу исторического процесса становления экономики, как науки, мыслитель выделяет, прежде всего, этап античных экономических идей, указывая на неотделимость представлений античных авторов об экономике от их философских, религиозных и естественнонаучных взглядов, что объясняется отсутствием товарно-денежных отношений в условиях рабства245, а также предпочтением, которое отдавала элита античного общества поэзии и военному делу. Возникновение экономики как самостоятельного направления научных исследований автор связывает с возникновением исламского вероучения, в рамках которого наряду с нормами, регулирующими религиозную догматику, исламскими этическими требованиями и мусульманской правовой доктриной, содержатся формулировки экономических законов и принципы, регулирующие собственно экономические отношения. Интересным представляется положение о том, что "закономерности экономической науки не возможны без юридических законов (фикха)...И только с их принятием законы науки о богатстве распространяться среди людей (приносить благо людям)"246. Таким образом, мыслитель исходит из предположения о том, что в религиозной форме сознания и ее элементах (фикхе) заключены источник и движущая силой развития общества.

Следующим этапом развития экономических идей М.Акъегетзаде называет меркантилизм, возникновение которого он связывает с открытием Америки, открытие морского пути из Европы в Азию, начало колониальных захватов и активное развитие внешней торговли. Он ограничивает период господства идей меркантилизма XVI - серединой XVIII вв. и в качестве яркой иллюстрации меркантилистской политики называет политику О.Кромвеля и издание им Навигационного акта (1651), предоставляющего английским кораблям исключительное право ввозить в Англию товары неевропейских стран и производить каботажное плавание247.

М.Акъегетзаде отмечает, что в XVIII веке в результате распространения идей европейского Просвещения возникает иная научная традиция - физиокра-тизм, согласно которому «богатства изымаются (собираются, извлекаются) из земли и только сельское хозяйство приносит истинное богатство" . Мыслитель упоминает труд Ф.Кенэ "Экономическая таблица" ("Tableau economiqe»), известный ему в парижском издании 1857 года249.

Значительное место в работе М.Акъегетзаде занимает анализ следующего этапа развития экономических идей - эпохи классической школы политической экономии, и, прежде всего, экономической системы А.Смита. И вновь, в качестве основного фактора, действие которого привело к возникновению классических идей, автор рассматривает правовые нормы, а именно: указ английской королевы Елизаветы от 1562 года, ограничивающий расширение ремесленного производства в целях поддержания устойчивого рынка сбыта его продукции, что отрицательно сказалось на характере зарождающейся промышленности по-еле изобретения парового двигателя Уайта (1784 г) . «После ста лет противоречий между малыми производителями и крупными промышленниками спор был решен в пользу крупных производителей и этот вышеупомянутый закон был полностью отменен»251, что создало условия для возникновения идеи саморегулируемого рынка. В данном разделе нашей работы мы не будем излагать результаты проведенного М.Акъегетзаде сравнительного анализа достоинств недостатков политики свободной торговли и протекционизма, содержащиеся в первой главе его сочинения. В силу особого места, которое занимает данная проблема в системе взглядов мыслителя, ей будет посвящен самостоятельный параграф.

На наш взгляд, основной заслугой М.Акъегетзаде является обобщение достижений классической школы политической экономии и создание собственной интерпретации классической макроэкономической модели. Составляющими данной модели выступают рынок благ, рынок труда и рынок капитала. Кроме того, исследователь выделяет два сектора экономики - первичный (сельское хозяйство и добывающая промышленность) и вторичный (обрабатывающая промышленность). Как известно, классическая школа политической экономии отдавала предпочтение изучению экономических процессов в долгосрочном _. периоде, продолжительность которого соизмерима с продолжительностью жизни одного поколения (20-30 лет). Изменения в объеме денежной массы не рассматривались классиками как фактор, влияющий на реальные экономические показатели, т.е. деньги трактовались как техническое средство, облегчающее обмен. Согласно закону Сея, общей основой совокупного спроса и совокупного предложения является совокупный общественный продукт, с ростом которого, при прочих равных условиях, предложение и спрос растут пропорционально. Следствием этого является вывод о невозможности общего кризиса перепроизводства при допущении их несовпадения на отдельных рынках. Условием реализации указанного закона является абсолютная эластичность цен, заработной платы и ставки процента. Следовательно, основное внимание экономистами классиками уделяется предложению, объем которого автоматически равен объему спроса.

Похожие диссертации на Социально-экономические воззрения представителей татарской зарубежной диаспоры :Конец XIX-начало XX вв.