Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетические аспекты развития хорового искусства на Руси Синявская Анжела Александровна

Эстетические аспекты развития хорового искусства на Руси
<
Эстетические аспекты развития хорового искусства на Руси Эстетические аспекты развития хорового искусства на Руси Эстетические аспекты развития хорового искусства на Руси Эстетические аспекты развития хорового искусства на Руси Эстетические аспекты развития хорового искусства на Руси Эстетические аспекты развития хорового искусства на Руси Эстетические аспекты развития хорового искусства на Руси Эстетические аспекты развития хорового искусства на Руси Эстетические аспекты развития хорового искусства на Руси
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Синявская Анжела Александровна. Эстетические аспекты развития хорового искусства на Руси : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 : Москва, 2004 110 c. РГБ ОД, 61:04-9/457

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Духовные основания православного певческого искусства 11

Глава 2 Хоровое искусство в культовом действе 43

Глава 3 Синтез культового и светского во «Всенощном бдении» С. Рахманинова 69

Заключение 99

Библиография 104

Введение к работе

Актуальность исследования

Пение в церковной жизни занимает особенное место: его своеобразие основано на понимании человеком православной культуры самой сущности музыки. Русскому человеку ближе выражение мысли и познание мира в форме произведений искусства, а не в виде сложных трактатов и выстроенных философских систем, - весь ход истории указывает на это. Общеизвестно, что искусство имеет большую силу воздействия на человека, чем наука, та информация, которую приносит нам искусство специфична: мир воспринимается через образы окружающей жизни и природы, которые заставляют чувствовать красоту, радость и горе людей.

Музыка - искусство, выражающее самые глубокие человеческие переживания с помощью звуков. Музыкальная культура - одно из проявлений эстетического в мире человека и вообще проявление человеческого существования. Она прямо воздействует на эмоции, и не требует специальных объяснений. Чувственный по своей природе вид искусства, музыка дает возможность человеку проникнуть в тот слой бытия, который находится за пределами слов и понятий. Музыка представляет собой часть духовной культуры человечества

Хоровое пение имеет отличительные особенности, которые также нельзя упускать. Как пишет Холопова В. Н.: «Вокальные музыкальные формы требуют своего собственного метода анализа, отличного от подхода к формам инструментальным. Захватывая смысл слова, он становится методом анализа всего вокального сочинения в целом»1. С позиции музыковеда вероятно необходим другой метод анализа музыкальных форм, но, минуя классификацию и типологизацию таковых, мы обращаемся к целостности и обнаруживаем ее в хоровом искусстве. Иначе говоря, с позиции философско-эстетического анализа невозможно разделить

1 Холопова В.Н «Русская музыкальная ритмика», М, 1983, с. 56

4 сочетание имманентного аспекта - молитвы, и трансцендентного -мелодии, являющихся сущностью единства слова и музыки в богослужебной певческой системе.

Невербальная природа музыки объединяет ее с сутью того, что происходит в церкви, с сущностью богослужебного действа. Богослужебная музыка, при истинной красоте звучания, проста. В эстетике христианства простота становится основой красоты. Самому Богу присуща простота, поэтому все простое угодно Ему. Простота выявляет потаенный смысл псалмов, молитв, своей гармонией помогает их запомнить. При этой простоте эстетичность — глубочайший онтологический принцип, имеющий византийские корни. Отсюда и символизм, и большое значение внутреннего мира человека. Переживание церковной музыки, как и всякое музыкальное переживание — внутреннее по своей природе. Оно предполагает не разделение мира на сознание и предмет, а их единство.

Чистота и возвышенность напева охватывает слух человека и преображенная, очищенная душа стремится к единению со звуковой гармонией. Радость причастности к Богу, духовный подъем, который испытывает верующий, ведет его к выполнению цели человеческой жизни -к духовности и к осознанию собственного назначения.

Эстетическое восприятие музыки связано не только с эмоциональной сферой, но еще социально обусловлено. Существуют стереотипы восприятия, имеющие исторический или национальный характер — иначе говоря, культурологические основания, и эти стереотипы формируют условные критерии восприятия музыкальной гармонии. Эмоции лишены сознательной мотивации, и процесс восприятия протекает неосознанно, отправляя осмысление к синтетически ассоциативным формам мышления. Однако культурологический анализ не задействует чувственно-интеллектуальную сферу, а значит, не может выявить, в отличие от эстетического анализа, почему исгтытываются те или иные переживания по поводу музыки.

Актуальность темы исследования не в последнюю очередь определяется возрастающим интересом православного сообщества к синтетически ассоциативным формам мышления, которые, в противовес западному рационалистическому типу мышления, могут указать иные пути восприятия и познания.

К сожалению, в данном исследовании нет места для анализа последовательных исторических этапов развития русской средневековой эстетики и художественной культуры. Мы пытались понять истоки становления и развития самобытного эстетического сознания и художественного мышления в рамках средневековой русской музыкальной культуры. Поэтому нас интересовали те знания, которые имели начало в античной Греции и через раннее христианство, Византию и Древнюю Русь дошли в русле православной культуры до XX века. Возникли эти знания на идеях патристики и неоплатонизма, и мы пытались показать взаимосвязь духовного опыта византийской и древнерусской практики.

Две формы реальности имеют свое основание в философии неоплатонизма (Византия) и их наличие уже позволяет рассматривать образ, художественный или музыкальный, как смежное пространство — пространство символа. В христианском богословии, в соответствии с делением на горний и дольний миры, литургическое пение противопоставляется мирской музыке. Оно относится к области божественного и имеет божественное происхождение. Бог создает гармонию, которая отражается во всем мире, нисходит на землю через иерархию небесных чинов, от Херувимов и Серафимов к ангелам, архангелам и затем передается в откровении пророкам и святым. Поющий не творит песни, а переводит услышанное им ангельское пение, которое уже и в устах ангелов - не первообраз, архетип песнопения, а подобие к истине. Благодаря своему божественному происхождению пение становится предметом тщательного охранения.

Анализ древнерусских песнопений показывает сходства как с византийским кругом песнопений, так и с латинским хоралом. Знаменный распев - плод коллективного творчества многих поколений. Письменной фиксации распева — крюковой записи предшествовала древнегреческая теория нотации, затем нотация средневековой культовой монодии. Как и византийские культовые напевы, русский распев насчитывал восемь ладов (осмогласие). Число восемь в православной традиции — число вечности и будущего века. Осмогласный мелодический круг образует купол вечности, объединяющий собой календарный круг молитвенных текстов. Цикличность и ансамблевость - важнейшие приемы организации древнерусского певческого искусства. Мелодии исполнялись хором в унисон, без участия инструментов. Таким образом, создавалось особое пространство, помогавшее сознанию отрешиться от материального мира, увлекая ритмом и мелодикой.

Возможно, музыкальный образ еще более сложен для понимания, чем художественный, поскольку музыка - это особый язык, менее доступный, но обладающий не меньшей силой выразительности, и имеющий ту же цель — выведение сознания за пределы реальной действительности. Внешняя жизнь этого феномена выражается в сложном функционировании музыки в храмовом действе.

Эстетических исследований на тему православной хоровой музыки можно найти немного, поскольку хоровое пение, и, в частности, знаменный распев невозможно считать украшением богослужения. Распев не выполняет только эстетическую функцию, по своей природе он литургичен, неотъемлем от церковной молитвы. Поэтому в диссертационном исследовании, в первую очередь, мы обосновываем обращение к теме с позиции эстетического анализа. Феномен богослужебного пения обнаруживает особый, сакральный, символический смысл, доставляет духовное наслаждение, имеет неоспоримую художественную ценность, а значит, может считаться явлением эстетическим. Трудность понимания

\

7 каждой составляющей этого сложного и большого явления говорит о его предельной насыщенности. С этим связаны и сложности изучения богослужебного пения. Только в соединении с поиском духовных оснований певческого искусства, каковыми мы считаем исихазм и идею соборности, с изучением проблем культового искусства, а также . с исследованием конкретного музыкального материала, каковым стало «Всенощное бдение» С. Рахманинова, возможно раскрытие эстетических оснований русского хорового искусства. Той предметностью, которая необходима для всякого эстетического рассмотрения, в этом исследовании станет русское музыкальное церковное искусство, хоровое пение.

Степень разработанности проблемы

Эстетическая функция музыки - явление очевидное и довольно хорошо изученное философами, культурологами, искусствоведами, музыковедами (работы М. С. Кагана, Яковлева Е. Г., Герасимовой И. А.). Существуют даже исследования по эстетике, посвященные поиску структурно-математических закономерностей в музыкальном искусстве.2 Эстетических исследований православной хоровой музыки существует мало. Были использованы ключевые для данного диссертационного исследования работы Лосева А. Ф., Бычкова В. В., а также работы Ю. М. Лотмана, Д. В. Лихачева, С. С. Аверинцева, где освещается важная проблема соединения слова и музыки в богослужебном пении.

Невозможно было обойтись без исследований, посвященных русской религиозной философии начала XX века: в работах Зеньковского В. В., Ванчугова В., Хоружего С. С. и Гулыги А. В. исследуются истоки русской философии и ее фундаментальные идеи - всеединство, соборность, исихазм, русская идея и др. и убедительно обосновывается поистине

Волошинов А. В. «Онтология красоты и математические начала искусства». // Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. М., МГУ, 1993

8 всемирное значение русской мысли, поднявшей на новый уровень христианскую богословскую традицию.

Цель и задачи исследования

Необходимо обнаружить и обосновать соответствие русского типа мышления, в котором одной из основ является идея соборности, особенностям хорового церковного пения. Показать традиционность этих особенностей, их укорененность и прочную, глубокую связь с русским мировоззрением и характером, показать, что знаменный распев отражает своеобразие русской культуры.

Такая связь указывает на постоянное присутствие древних культурных смыслов, выражающихся в хоровом пении, в духовной жизни общества и человека. Нынешнее возрождение интереса к древнерусскому музыкальному искусству как к искусству, которое иначе организует звуковое пространство, показывает, что связь эта не прервалась и носит двухсторонний характер. Безусловно, нельзя говорить о доминировании в современном обществе черт соборного сознания: напротив, существует стремление к растворению в среде, стремление противопоставить личность обществу и всякое творчество может сегодня основываться на самовыражении и своеволии. С другой стороны, это же общество стремится к единству: человек причисляет себя к определенной группе, этим самым, подтверждая потребность к со-обществу - семье, роду, социальной группе.

Обращаясь к рассмотрению музыкального процесса, требуется понять, с какой позиции мы это делаем: очевидно, что теоретическую эстетическую проблематику лучше вьфазить с позиции слушателя. Позиция создателя музыкального произведения подразумевает внутреннюю эстетику мышления, позиция исполнителя вовлекает в живой процесс исполнения произведения, тем самым, подчиняя собственной логике, а позиция музыковеда расчленяет на элементы цельный организм музыкального произведения. Позиция слушателя, которую мы намеренно занимаем в

9 данном исследовании, совмещает знания музыковеда, занимающегося вопросами русской средневековой духовной музыки, светского человека, владеющего методами теоретического музыкознания, а также знания православного человека, хоть и не священнослужителя и богослова, но верующего и стремящегося к пониманию церковных истин. Таким образом, задачи данного исследования:

выяснить сущность хорового искусства, потіьітаться обнаружить духовные основания этого феномена и описать его жизнь в рамках культового искусства;

проанализировать диалогическую природу хорового сознания,

« которая заключена в воссоздании целостного пространства храмового

действа, как особой литургической реальности;

- представить анализ мелодики и ритма знаменного распева как
основных частей, важных для понимания эстетически^ особенностей.

Основополагающими для нас стали понятия канон, символ, ритм,

мелодика — они соединили виды церковного искусства между собой и

связали певческое искусство с христианской традицией.

Методология работы,

В качестве методологической основы использован метод восхождения

от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и

< логического.

Методы, использованные в работе, позволили с большей степенью

адекватности проявить сложную картину существования хорового

искусства на Руси в различных аспектах: философском, музыковедческом,

культурологическом, историческом и собственно эстетическом.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа данной темы. Настоящее исследование также может быть использо-

10
вано в учебной работе при подготовке, чтении лекций и проведении
семинарских занятий по эстетике, религиоведению, занятий по истории
музыки и хоровой литературе. «

Материалы и выводы могут быть полезны для дальнейшего анализа проблем, связанных с рассмотрением знаменного распева и выяснением роли хорового искусства в современной культуре.

Апробация и внедрение результатов

По теме диссертации опубликованы статьи:

  1. Идея соборности в русской религиозно-философской мысли и искусстве (богослужение, иконопись, каноническое пение). // В сб. «Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыкознание». М., ГСИИ 2004 (0,3 п/л).

  2. Формирование культовой музыки. // В сб. «Духовная культура в условиях переходного общества». М., 2004 (0,5 п/л).

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Духовные основания православного певческого искусства

В христианском богословии, в соответствии с делением на горний и дольний миры, литургическое пение противопоставлялось мирской музыке как относящееся к области божественной, как имеющее божественное происхождение. Бог создает божественную гармонию, которая отражается во всем существующем мире, нисходит на землю через иерархию небесных чинов, от Херувимов и Серафимов к ангелам, архангелам и от последних передается в откровении пророкам и святым. Тогда оказывается, что поющий не творит песни, а переводит услышанное им ангельское пение, которое уже и в устах ангелов - не первообраз, архетип песнопения, а подобие к истине. Благодаря своему божественному происхождению пение становится предметом тщательного охранения.

Принципы распева вобрали в себя лучшее и спасительное, что только было в музыке. Так этими принципами были усвоены катарсические и этические начала музыки. «Античный катарсис преобразился в свойство распева возводить ум на небо, очищая его от всего земного, античное учение об эпосе преобразить в способность распева организовать внутреннюю жизнь души и освящать ее священным православным ритмом, вовлекая всего человека в кругообразные ангелоподобные движения»1. Знаменный распев свидетельствует собой ангельское пение и является его образом. Отсюда все богослужебное пение на Руси называлось ангелоподобным или ангелогласным. Знаменный распев — выражение соборной «похвалы». Характер его мелодического строя можно определить как торжественный, гимнический, просветленный, умилительный, мужественный. Принцип распева стремится подчинить все песнопения службы единой мелодико-ритмической системе, в результате чего вся служба становится одним песнопением, пронизанным единым молитвенным дыханием.

Знаменный распев - единая мелодическая система, организованная сакральным ритмом и освящающая собой внутреннюю жизнь человека. Путевой, домественный, большой знаменный распев «все они подчинялись строгой регламентации, образуя собой некую сверхсистему, или чин распевов. Сущность этого чина заключалась в воссоздании священного православного ритма бытия и освящения этим сакральным ритмом бытия каждой отдельной души»2.

Одним из принципов литургического действа является диалог, который нашел свое отражение в церковном пении (строение служб, молитв). Антифонное или попеременное пение являлось как украшением храмового действа, так и потребностью в ответе. Таким образом, тайновершительными формулами происходит связь всех действующих лиц обряда в единое соборное хоровое сознание. Это звуковое соборование. Его цель заключается в устранении пространственной и духовной разобщенности людей в храме. Принцип ответного диалогического мышления, как способ взаимопонимания общинного соборования переживается «как собрание - во Христе - неба и земли и всей твари, в чем и состоит сущность и назначение Церкви».

Культовая музыка регламентировалась строгими канонами церковной службы, потому и в хоровой партитуре выражен диалогический принцип мышления соборного сознания. Это связано с представлениями о неотрывности храмового пения от всего культового контекста, от потребности групп соборного действа быть не только слушателями, но и соучастниками. Этот диалог был зафиксирован в Типиконе и повлиял на содержание авторских произведений «Всенощного бдения», литургии, где существуют специальные разделы совместно пропеваемые мирянами и ликом (Аминь, Аллилуйя и т.д.). Смысл совместного пропевания заключается в сопряжении общего и личного в церковном сознании по замыслу Бога - «держать собор со всеми».

Таким образом, диалогическая природа хорового сознания заключена в воссоздании целостного пространства храмового действа как особой литургической реальности. Русское религиозно-философское мышление, основы православного миропонимания реализуются в идеях соборности, их можно понять через приобщение личности к храмовой, хоровой реальности по средствам соборования. Особенности русской церковной музыки связаны с философией соборности, проявлением которой является коллективное исполнение культовой музыки, переживание всех частей обряда единодушно.

Славянофильство как одно из главных направлений политической и философской мысли XDC в. оставило заметный след в духовной истории страны. Славянофилы создали социологическую и философскую концепции, в которых придали своеобразную форму русскому национальному самосознанию. Они поставили проблемы России и Запада, особого пути России, общины и государства, положили основание русской религиозно-идеалистической философии второй половины XIX в.

Идеология славянофильства претерпела известную эволюцию. На 30-е и начало 40-х годов падает становление политической и философско-социологической теории старших представителей славянофильства -А.С.Хомякова и И.В. Киреевского, заложивших основы этого учения. Они сохраняют руководящее положение вплоть до 60-х годов. В 40-е и 50-е годы славянофилы оформляются в группу единомышленников, ставшую значительной силой. В это время вокруг Хомякова и Киреевского объединяются братья Аксаковы, Самарин, Кошелев и другие, менее влиятельные лица. После крестьянской реформы -1861 г., которая по-новому поставила все общественные вопросы, славянофильство переживает упадок и постепенно утрачивает былую общественную значимость. В качестве главных деятелей пореформенного славянофильства наряду с Аксаковым, Самариным и Кошелевым выступают новые деятели: Ап. Григорьев, П.Я. Данилевский, Н.Н.Страхов, К.Н. Леонтьев. К ним примыкает Ф.М. Достоевский и отчасти Вл. Соловьев.

Первоначальную философскую подготовку лидеры славянофильства Хомяков и Киреевский получили в кружке московских любомудров. Идеализм Шеллинга соответствовал их образу мышления, сложившемуся в результате религиозного домашнего воспитания. Позже ими была использована «философия откровения» для обоснования примата веры над знанием и несостоятельности рационального мышления. Система позднего Шеллинга и сочинения византийских богословов составили главные теоретические источники философии славянофилов. Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Одиниз исходных тезисов учения славянофилов [Состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению Хомякова, именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме».

Развитие самостоятельной философской мысли в России связано с именами Хомякова и Аксакова - так называемых старших славянофилов. Идея построения в России православного государства отчасти имеет социальные основания: она исходит из особенности соотношения светской и духовной власти в Византийской империи, где власть императора была выше власти духовенства. Как протест против абсолютной власти царя, славянофилы предложили такую модель построения общества, в которой религиозные идеи преобладали бы над светскими. Это позволило им обосновать концепцию церковной соборности.

Хоровое искусство в культовом действе

Особенностью средневековых произведений искусства, словесных и живописных, музыкальных и архитектурных, является то, что одновременно с внешним, событийным, чувственным и осязаемым уровнями организации материала и пространства, в них доминирует внутренний, чувственно не воспринимаемый, сокровенный смысл.

Храм понимается как вселенная или космос, объединяющий с помощью особой организации форм два мира — горний и дольний. Иначе говоря, объединяющий два пласта реальности - конкретные материальные структуры и одухотворенные идеальные смыслы. Вся действительность подчинена внутренней динамике этих начал и их взаимодействию, реализующемуся в проблеме символа - проблеме связи ноумена и феномена.

Как сказал философ и богослов о. Павел Флоренский: «Храм есть путь горнего восхождения...»1 Ноуменальный мир может быть для разума абсолютно гармоничной иерархией форм, а в своем неприкрытом естестве - в действительной жизни - он представляет собой живой организм, который если и осуществляет свою жизнь, - то в строгом иерархическом порядке. Вся реальность бытия сосредоточена, таким образом, в иерархической лестнице2: Бог - Иисус Христос - Человек - Тварный мир -Икона, (творение рук человеческих). Иначе - в ином, духовно-художественном разрезе эта иерархия выглядит так: Святая Троица -Крест - Человек. Церковь как «духовный институт» объединяет очищение, преображение и спасение человека, приближает его к Богу. Атмосфера храма ориентирована на создание ощущения духовного празднования, торжественного и возвышенного. Вся храмовая среда направлена на нравственное и духовное совершенствование человека. Во время богослужения человек может получить духовное очищение, освободиться от тяготивших его забот и суеты.

Основой храма становится «... осеняющее пространство движения сводов, сгруппированных вокруг купола. Вознесенный, неподвижный и недостижимый купол является всегда истинным центром здания, все ритмическое, круговращающееся движение арок и сводов идет сверху вниз, имеет спускающийся характер».3

Купол, как архитектурная форма, созданный в античную эпоху, в христианской традиции считался воплощением небесного свода. Христианские философы представляли, что мир существует под купольным сводом храма, под которым проходили богослужения, таким образом, центр храма как бы возносился над богомольцами, а купол укреплял в человеке божественное предназначение. Центр богослужения -литургическое действо - располагался под куполом.

Весь комплекс искусств, который был связан с церковным культом, был ориентирован на создание уникального реального мира, на новую материальную среду. Попадая в эту среду, человек получает возможность приобщиться к миру общей духовности, поскольку в ней возможно соприкосновение, взаимный переход мира видимого и невидимого. Миры эти разделены некой мембраной — пленкой, порами которой являются души людей. Можно сказать, что миры, противостоящие друг другу, взаимодействуют, но мембрана обладает односторонней проницательностью и пропускает энергию только в одну сторону оттуда — сюда. Через символ Божественная энергия проникает во все явления реальной жизни, а человек на пути к подлинной Истине должен пройти определенный путь. Высшее знание раскрывается художнику не через понятия, а через символы и образы. Предполагаемая духовная работа, участие зрителя, поиск, творчество, эмоциональность, интуиция, религиозное переживание, помогут уловить чувство реальности духовного мира, чувство острое, обжигающее душу. Культ - это особая деятельность человека, которая направлена на объединение разделенных миров, на совмещение смысла и реальности этих миров. «Культ - выделенная из всей реальности та ее часть, где встречается имманентное и трансцендентное, дольнее и горнее, здешнее и тамошнее, временное и вечное, условное и безусловное, тленное и нетленное»4. В культе сосредоточено и духовное и человеческое.

Внешнее — неотъемлемо связано со святым образом и святостью, как той человеческой ценностью, которую церковь несет миру в различных проявлениях: таинствах, богослужениях, иконе. Духовное содержание культа невидимо и неосязаемо.

Духовное ядро культа - богослужение, «храмовое действо» - литургия - христианское богослужение, на котором совершается таинство причащения или Евхаристии. Таинство Евхаристии - таинство верных. Оно и есть та часть реальности, где реализуется назначение всего культа -связь мира Бога и мира человека. Евхаристия для христиан - самая возвышенная молитва, когда человек понимает, что он получил необыкновенный дар - жизнь, разум, дружбу, любовь, красоту, - что он получил его незаслуженно и именно этот дар делает его жизнь насыщенной и нужной. Все жизненные испытания даны человеку, потому что они укрепляют подлинную душу. Евхаристия - стержень, поддерживающий богослужение на протяжении столетий и возвращающий нас в ночь тайной вечери, - она объединяет и древнеримские катакомбы, и готические храмы, и храмы ХГХ века.

В процессе богослужения, которое совершается в особой, предельно эстетизированной среде, свое полное бытие обретает православное соборное сознание. Закреплению и становлению соборного сознания способствовал целый ряд профессиональных искусств, представляющих собой единую систему, основанную на синтезе искусств. В восточнохристианском храме зарождается искусство, украшающее таинство Евхаристии и отвечающее задачам церковного культа, - искусство «храмового действа».

Сложный механизм «храмового действа» объединяет в себе системы целого ряда искусств, которые проявляются в художественном творчестве. «Целостный организм храмового действа»5 являет нам синтез культа и художественного творчества соответственно как синтез содержания и формы. Важно то, что чем сильнее все Таинства связаны единой целью — восстановлением связи с силой Божьей, - тем менее возможно их разделить. Связь таинств и образует культ.

Синтез культового и светского во «Всенощном бдении» С. Рахманинова

С развитием светской музыкальной культуры, которая развивалась в собственном русле, появилось множество композиторов, использующих в своем творчестве жанры, принципы построения мелодики, идеи культовой музыки. В XVI - XVII в. в. - это О. Лассо, Дж. Палестрина, П. Сертон, А. Вивальди; в XVIII в. И.С. Бах, В. А. Моцарт, Й. Гайдн, Д. Бортнянский, М. Березовский; ХГХ - XX в.в. - П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов.

В первой половине XIX века в России наступает время, когда пробуждается интерес к традиционной русской культуре и к традициям музыки русского православного богослужения. Как мы стремились показать в первых двух главах, знаменный распев отражает своеобразие русской культуры. Однако, как традиционная, целостная форма культуры распев со временем теряет функционально-смысловое наполнение. И в ХГХ веке, как общая идея и общедоступная ценность распев находится в области специального изучения. Несмотря на это, «...певческая древность, в которую превратилось ... знаменное пение, находит серьезных приверженцев в среде профессиональных музыкантов (М. И. Глинка, А. Н. Серов, М. А. Балакирев) и широкообразованных музыкальных критиков (В. Ф. Одоевский, В. В. Стасов)»1.

Культовое музыкальное искусство на протяжении многих веков вызывало интерес у профессиональных музыкантов. Светская музыкальная культура очень тесно была переплетена с культовой музыкой: в творчестве М. Березовского, Д. Бортнянского, А. Веделя, И. Хандожкина основным жанром был партесный концерт.

В конце XIX века русская хоровая музыка была представлена двумя направлениями: Петербургской и Московской композиторскими школами. Деятельность Петербургской школы (А. Львов, Г. Ломакин, А. Архангельский) основывалась на идеях Придворной Певческой Капеллы и характеризовалась приверженностью к точным следованиям западноевропейской гармонии, строгим соблюдениям гамофонно-гармонического склада, почти полным преобладанием свободных сочинений с применением соло, дуэтов, трио перемежающихся с tutti хора. Московская школа играла роль больше композиторского направления, являющегося результатом вековой богослужебно-певческой традиции и была представлена такими композиторами как А. Смоленский, А. Кастальский, А. Гречанинов, С. Рахманинов. Особенностью, характеризующей Московскую школу, было обращение к канонам древнерусского богослужебного пения и тесная связь со знаменным распевом.

Знаменным мелодиям давалась новая жизнь: гармонизация старинных напевов давала развитие древней культуры. Композитор представлял процесс обработки древних напевов состоящим из ряда взаимодействующих фраз: передача молитвенного настроения; осознание структуры целого, исходящего из природы вербально-музыкального текста; организация музыкальной ткани, то есть создание фактурно-фонического образа произведения. Мелодия, принадлежащая тому или иному распеву, функционировала в многоголосии как его часть, то есть как подсистема, обладающая своей установленной структурой. Сопровождение также являлось субсистемой, которая, имея свою структуру, служила целому, созданию единства произведения.

Идея собора находит прямое отражение в церковном гармоническом пении, где процесс гармонизации представлял собой поиск соответствия между этими субсистемами (мелодия + остальные голоса). Звуковой образ песнопения слагался из сгруппированных голосов и совместного их «соборного» звучания.

В нашей работе мы стремились произвести эстетический и музыковедческий анализ «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова (1873-1943), поскольку считаем это произведение одним из самобытных и интересных произведений представителей Московской композиторской школы, в котором наиболее точно изложены древние распевы: знаменный, киевский, греческий. «Это произведение возникло на почве предпосылок субъективного или объективного характера. К первым следует отнести свойства художественной натуры Рахманинова, наделенного «чувством России», особой чувственностью к памятникам национальной старины. Воспитанного в семейной обстановке приверженности, как бы «родственной близости» к памятникам древнерусского зодчества и живописи, к старинному церковному пению и колокольному звону. К числу объективных предпосылок относится подготовленность «Всенощного бдения» работой над более ранними духовными произведениями»2.

Композитор старался понять неповторимую красоту древнерусских песнопений, созданных старинными мастерами коллективно, соборно. Он старался проникнуть в самые сокровенные глубины мелодики и уловить характерные особенности распевов, стремился продолжить их замыслы: «Рахманинов относился к древним распевам настолько бережно и вдумчиво, что сам читал «крюки» и переводил их с рукописи»3.

Он считал, что «Всенощная» должна быть построена на незыблемых основах древнего обихода, отступление от которого недопустимы. Композитор писал: «Меня с детства увлекали великолепные напевы Октоиха. Я всегда чувствовал, что для их хоровой обработки необходим особый, специальный стиль, и, как мне кажется, нашел его во «Всенощной»4.

Обращение С. В. Рахманинова к этой теме неслучайно: огромное уважение к старому знаменному распеву подвигло его использовать несколько древних мелодий как основу для своей музыки. «Всенощное бдение» С. Рахманинова было написано в 1915 году и, во многом, представляло собой выражение веры Рахманинова. Именно поэтому этой музыке присущ, с одной стороны, неповторимый характер, воплотившийся в невыразимой гибкости, а с другой стороны, поднимаются традиционные смысловые и музыкальные явления, открывается заново русская культура, выделяется инновативное содержание хорового искусства.

Рахманинов писал музыку к православному богослужению, и это определило тот глубокий интерес к сущности православной культуры, и в частности, к одной из ее основополагающих характеристик - идее соборности. Соборность объединяет следующие эстетические элементы рассматриваемого произведения

Похожие диссертации на Эстетические аспекты развития хорового искусства на Руси