Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональная этика в структуре современного философского знания Сафонов, Кирилл Борисович

Профессиональная этика в структуре современного философского знания
<
Профессиональная этика в структуре современного философского знания Профессиональная этика в структуре современного философского знания Профессиональная этика в структуре современного философского знания Профессиональная этика в структуре современного философского знания Профессиональная этика в структуре современного философского знания Профессиональная этика в структуре современного философского знания Профессиональная этика в структуре современного философского знания Профессиональная этика в структуре современного философского знания Профессиональная этика в структуре современного философского знания Профессиональная этика в структуре современного философского знания Профессиональная этика в структуре современного философского знания Профессиональная этика в структуре современного философского знания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сафонов, Кирилл Борисович. Профессиональная этика в структуре современного философского знания : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Сафонов Кирилл Борисович; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Тула, 2011.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/352

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Происхождение профессиональной этики и ее место в системе философских наук 14

1.1. Социально-исторические и культурные истоки возникновения профессиональной этики. Основные направления ее развития 14

1.2. Характеристика и анализ соотношения профессиональной и прикладной этики 34

Глава 2. Современные концепции профессиональной этики (опыт предпринимательской этики) 51

2.1. Развитие этических представлений о предпринимательстве в России 51

2.2. Социально-этические основания и моральная регуляция современной предпринимательской деятельности 70

Глава 3. Профессиональная этика как социальный институт: теоретические проблемы и способы и формы функционирования 91

3.1. Анализ кодексов профессиональной этики: теоретические особенности содержания и нравственно-регулятивная функциональность 91

3.2. Особенности моральной регуляции института профессиональной этики в деятельности современных организаций 111

Заключение 127

Список литературы 133

Приложения 149

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется революционными изменениями, происходящими в самых разных сферах – технике и технологии, экономике и политике, хозяйственной деятельности. Период перестроечных отношений в России видоизменил содержание и характер социально-экономических, политических и нравственных отношений, вскрыл несоразмерность и неравномерность экономического и духовного развития страны, а глобальный финансово-экономический кризис обнажил эти противоречия, которые «во многом являются кризисом системы духовных ценностей, пренебрежения ими в угоду материальных ценностей и модели процветания». Как следствие, во всех сферах деятельности человека на первый план выходят мораль и нравственность. По мере становления гражданского общества в нашей стране, неотъемлемой частью которого является институциональная мораль, происходит постепенный переход от индивидуальной морали к социальной, формируется ответственность социальных групп и институтов. Таким образом, нравственная составляющая становится все более востребованной в современном обществе: развитие и демократизация экономических отношений требуют соответствующей социальной и моральной регуляции, и, как следствие, формирования и развития социальных институтов морали.

В современных условиях интеграция труда и высокий уровень специализации позволяют одному работнику выполнять задачи, ранее непосильные для десятков и даже сотен людей. При этом общество попадает в зависимость от действий конкретного человека. Его неэтичные действия могут поставить под удар благополучие городов, регионов и даже целых стран. В силу этого повышается роль профессиональной этики каждого работника. Особое значение при этом приобретают исследования этики предпринимательства как одной из востребованных и активно развивающихся в современном обществе профессий.

Актуальность исследования предпринимательской этики обусловлена, во-первых, тем, что данная научная область в России является недостаточно развитой, и одновременно востребованной в системе социальных и экономических отношений; во-вторых, современное российское бизнес-сообщество остро нуждается в социально-регулятивном механизме взаимодействия как внутри корпоративной системы, так и с другими бизнес-сообществами. В целом актуальность проблемы заключается еще и в том, что исследование профессиональной этики и этики предпринимательства и бизнеса как типа профессиональной этики требует тщательного методологического исследования, с целью определения их места, значения и культурных особенностей в системе философского знания.

Степень научной разработанности проблемы. Существующую литературу по рассматриваемой проблематике возможно классифицировать следующим образом:

1. Проблема соотношения профессиональной и прикладной этики.

В работах российских и зарубежных философов ведется широкая дискуссия по проблеме соотношения профессиональной и прикладной этики и о статусе данных наук на современном этапе. При этом единая позиция по рассматриваемому вопросу у современных исследователей отсутствует.

А.А. Гусейнов предлагает разграничивать профессиональную и прикладную этику, отмечая, что «прикладная этика в отличие от профессиональной занимается общезначимыми проблемами (а не профессиональным поведением) и рассматривает конкретные моральные ситуации (а не нормы)». Одновременно с этим исследователь указывает на двойственный характер прикладной этики, существующей в виде совокупности системы конкретных прикладных этик, принадлежащими не только этике как науке о морали, но и соответствующим специальным областям знаний. При этом А.А. Гусейнов отмечает, что прикладная этика – это не просто приложение концепций философской этики к практике, а самостоятельная наука, имеющая свою теорию и практику.

Анализируя соотношение профессиональной и прикладной этики, Р.Г. Апресян рассматривает прикладную этику в одном ряду с философской, нормативной и дескриптивной этикой, а профессиональную этику понимает, прежде всего, как систему моральных норм профессиональной деятельности, или кодекс, а также рефлексию относительно институтов, обеспечивающих действенность профессиональных моральных кодексов. Рассмотрение этических кодексов проводят и В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов, напрямую не разграничивающие прикладную и профессиональную этику и понимающие ее специфику, прежде всего, через наличие системы кодексов.

В.Н. Назаров разграничивает профессиональную и прикладную этику, представляя первую в качестве профессионально-нормативной конкретизации морали, а вторую – как социально-нормативную конкретизацию морали. Особого внимания в данном контексте заслуживает предложенная В.Н. Назаровым и Е.Д. Мелешко концепция «интегральной этики», в рамках которой предлагается решение дилемм и возникающих антиномичных ситуаций с точки зрения взаимосвязи философской, прикладной и профессиональной этики.

2. Исследования, раскрывающие социокультурные, исторические и ценностные основания этики профессиональной деятельности.

Всестороннее исследование профессиональной этики невозможно без определения ее ценностных и культурно-исторических оснований, поскольку только в этом случае можно понять природу тех проблем, с которыми профессиональная этика сталкивается на протяжении своего становления и развития, предложить пути выхода. Именно этим, на наш взгляд, обусловлено достаточно большое количество отечественных и зарубежных работ по культурным, историческим и ценностным основаниям профессиональной этики и профессионализма.

Е.С. Протанская в своих работах проводит анализ феномена профессиональной этики как средства регуляции поведения профессионалов в деловой среде. Также рассматриваются нравственные проблемы трудоголизма и профессиональных деформаций личности. Большое внимание уделяется анализу этических кодексов российских и зарубежных фирм, раскрываются особенности стратегии ведения этичного бизнеса.

С позиций этики профессионального успеха анализируют профессиональную этику В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов, исследуя в своих работах этические основания успеха профессионала и соотношение успеха индивида в профессии и успеха решения проблем общества в целом. Профессиональный успех рассматривает в своих исследованиях и М.В. Мартин, изучающий этические особенности осуществления профессиональной деятельности в различных сферах, этику профессионального успеха, а также особенности формирования и развития современных институтов профессиональной этики в развитых странах Запада.

3. Исследования, связанные с анализом этических оснований хозяйственной деятельности и предпринимательства.

Обновление системы социальных и экономических отношений, которое мы можем наблюдать в последние годы, вызывает все возрастающий интерес к проблемам бизнеса как института современного общества. Этим обусловлено большое количество литературы по различным аспектам предпринимательства, его нравственным и социокультурным основаниям, истории развития.

Современные концепции и проблемы этики предпринимательской деятельности исследуются в работе Ю.Ю. Петрунина и В.К. Борисова «Этика бизнеса». Авторы анализируют большой теоретический и практический зарубежный материал, рассматривают возможность его применения в российских условиях. Схожим проблемам посвящена работа Э.А. Уткина, изучающего концепции этики бизнеса в неразрывной связи с основными этапами его развития. Данный автор полагает, что трансформация системы социально-экономических отношений в России возможна лишь с учетом нравственных оснований происходящих процессов, а создание прочного этического базиса является обязательным условием перехода к современному и цивилизованному рынку.

Р.Н. Ботавина в своих работах рассматривает бизнес и предпринимательство как систему общественных отношений, а этические основания бизнеса – как средство нормативной регуляции деловой среды. Автор уделяет большое внимание как индивидуальной этике менеджера, так и проблемам этичности организаций и мировой экономики в целом.

М.В. Первушин в исследовании «Православие и экономика: аксиологические ориентиры русского капитализма» рассматривает преломление ценностей религиозной этики в деловой среде, их влияние на становление и развитие российского предпринимательства. А.Ю. Каширин в своей работе «Толстовство как феномен русской культуры» анализирует институализацию морали в рамках хозяйственной этики толстовства. Таким образом, определяются культурно-исторические истоки института профессиональной этики в нашей стране, рассматриваются особенности нравственного регулирования хозяйства в российских условиях.

4. Современные зарубежные исследования проблем профессиональной и предпринимательской этики.

Зарубежные источники содержат обширную информацию по вопросу этики профессиональной деятельности, становления института профессиональной этики в рамках деловых сообществ.

Д. Коэн в своих работах изучает истоки формирования института профессиональной этики в западном обществе, дает описание становления и развития института этики предпринимательской деятельности, а также рассматривает использование профессионально-этических концепций в деятельности бизнес-сообщества.

Э. Фрейдсон в своей работе «Рожденный вновь профессионализм: теория, пророчество и политика» изучает современные проблемы профессионализма, ценностные основания данного явления, его роль в жизни общества. Авторы исследования «Проблемы и этика помогающих профессий» Дж. Кори, М.Ш. Кори и П. Келланан рассматривают этику профессий, относящихся к категории «человек – человек», анализируют этические основания принятия решений при осуществлении профессиональной деятельности в сферах социальной работы и медицины. Схожим вопросам посвящена и работа «Развивая профессиональное поведение», которую выполнили Дж. Касар и Э. Нельсон Кларк, анализирующие этические основания поведения индивида в профессиональном сообществе.

Р.Т. Де Джордж в работе «История деловой этики» дает исчерпывающий анализ возникновения и развития современных концепций этики предпринимательской деятельности на Западе. Схожим проблемам посвящено и исследование Т.К. Мак Кроу, рассматривающего становление ответственного и этичного бизнеса в США со времен Великой депрессии до наших дней.

Объект исследования: профессиональная этика.

Предмет исследования: предпринимательская этика как вид профессиональной этики.

Целью данной работы является анализ особенностей профессиональной этики как неотъемлемой части современной философии и этики.

Реализация указанной цели потребовала постановки и решения ряда исследовательских задач:

1. Исследование взаимозависимости и взаимообусловленности прикладной и профессиональной этики.

2. Раскрытие основных этапов становления профессиональной этики.

3. Рассмотрение проблем институализации современной этики.

4. Исследование предпринимательской этики как раздела профессиональной этики.

5. Выявление проблем взаимодействия этических идеалов и ценностей при формировании профессионально-нравственных воззрений индивида.

6. Изучение процесса создания и применения кодексов профессиональной этики.

7. Анализ конкретных кодексов профессиональной этики с целью выявления их особенностей.

Теоретическая база и источники исследования. Исследование проводилось на основе анализа и реконструкции следующих источников: трудов по философским, этическим и социальным аспектам хозяйственной и предпринимательской деятельности (С.Н. Булгаков, М. Вебер, А. Смит, Ф.Б. Берд); работ по проблемам управления и организации предпринимательской деятельности (Й. Кунде, К. Джонсон и И. Абрамов, А.Я. Кибанов, С.А. Боголюбов, М. Дэвис и А. Старк,); работ современных философов и этиков (А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян, В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов, В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко, Л.В. Коновалова, А.А. Радугин); зарубежной литературы по проблемам этики профессиональной деятельности и предпринимательства (Л. Колеро, К. Мацусита, Э. Федервиш, Р. Дафт, Р.Т. Де Джордж, Д. Коэн, Э. Фрейдсон).

В работе были также использованы материалы ООН, Российского союза промышленников и предпринимателей, социологического факультета МГУ, социологические исследования фонда «Общественное мнение», этические кодексы и декларации («Кодекс чести предпринимателя Санкт-Петербурга», «Декларация соблюдения принципов Кодекса чести предпринимателя Санкт-Петербурга», «Семь принципов ведения дел в России», «Российский кодекс предпринимательской этики. Двенадцать принципов ведения дел», «Стандарты практики Американской ассоциации рекламных агентств» (в редакциях 1924 г. и 1990 г.), «Кодекс корпоративной этики банка “Агророс”», «Кодекс корпоративной этики сотового оператора “Смартс”»).

Методология исследования. В диссертационном исследовании были использованы следующие методы: метод компаративистского анализа, позволивший выявить этико-философские, религиозные и культурно-исторические основания профессиональной этики, определить ее место в структуре философского знания; метод сравнительно-исторического анализа концепций профессиональной этики позволил проследить культурно-историческое становление и развитие этических кодексов, определить профессиональную этику как институт морали в современном обществе; диалектический метод, с помощью которого были определены структурные понятия профессиональной и предпринимательской этики, ее ценностные ряды, регулятивные механизмы; метод системного анализа дал возможность определить профессиональную этику как систему этической регуляции в профессиональных сообществах, значение этических кодексов для их успешного функционирования; метод этико-философского анализа дал возможность установить целостное значение профессиональной этики, показать соотношение прикладной и профессиональной этики, выявить ее место в современном философском знании и деловой культуре.

Научная новизна исследования заключается в целостном этико-философском анализе профессиональной этики, в результате которого были определены ее социокультурные, исторические и религиозные основания, выделены особенности функционирования профессиональной этики как института морали современного общества. Профессиональная этика представлена как система нравственных регулятивов поведения профессионала в ситуациях морального выбора, формой выражения которых являются этические кодексы. На основе анализа этических кодексов и опыта предпринимательской этики в развитых странах Европы, США, Канады и России определен статус профессиональной этики, особенности становления этого института морали в России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Определено место и значение профессиональной этики в системе философского знания, показана ее связь с этико-философскими системами, выявлены ее социокультурные и исторические основания. В результате данного анализа мы пришли к следующим выводам: а) особенность профессиональной этики заключена в том, что она имеет ситуативный характер, обусловленный конфликтом и соответствующей дилеммой морального выбора; б) профессиональная этика аксиологически и нормативно обусловлена, что находит свое выражение в форме этических кодексов; в) профессиональная этика представляет собой особенную форму моральной регуляции в профессиональных сообществах;

2. Установлено, что профессиональная этика в современном обществе представляет собой социальный институт морали. Институализация морали означает переход от индивидуальной этики к социальной этике, что подразумевает наличие институтов морали, например, этических центров, этических комитетов и т.д. В наибольшей степени этот процесс присущ экономически развитым странам. В России процесс институализации морали проходит начальные этапы: наблюдается актуализация этических кодексов в корпоративных сообществах, создание различных этических комитетов, контролирующих выполнение этических нормативов различными бизнес-сообществами и т.д.

3. В ходе исследования была выявлена культурно-историческая составляющая профессиональной этики, рассмотрены различные этические кодексы, определен статус и значение современного этического кодекса профессиональной этики.

4. В результате анализа деятельности Центра этики и корпоративной политики (Канада), Центр этики Гарвардского университета (США), Колледжа делового администрирования Лос-Анджелеса (США), Центра поведенческой этики Университета Роттердама (Голландия), Центра этики Открытого университета (Великобритания) и «Принципов успеха» Коносуке Мацуситы (Япония) показано внедрение этических концепций в деловую практику профессиональной этики.

5. Определены два вида этических кодексов: этико-правовой и этический. Этико-правовой этический кодекс основывается на нормах и правилах этико-правового содержания, что обуславливает его этикетный дискурс; этический основывается на этико-философских принципах, направлены не только на регуляцию, но и на мотивацию деятельности, обуславливающих нормы и правила жизни в профессиональном сообществе.

6. На основе практической деятельности по мониторингу и созданию кодексов профессиональной этики в центре врачебной косметологии В.Н. Комаровой, центре воспитательной работы Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, анализа деятельности Комитета по деловой этике Тульской торгово-промышленной палаты и кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А.С. Хомякова Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого дается оценка современному состоянию, намечаются перспективы развития профессиональной этики в Тульской области.

7. Показано, что развитие профессиональной этики в России – синтез образовательной, просветительской и научной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертации и полученные в ней выводы позволяют выявить особенности современной профессиональной этики как структурной составляющей философского знания, проявляющейся в процессе институализации морали.

Результаты и материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке лекций и учебных пособий по философии, этике, социологии, социологии, психологии и этике конфликта, прикладной этике. Кроме того, междисциплинарный характер темы диссертации и актуальность проведенных исследований позволяют использовать полученные результаты при преподавании ряда экономических и психологических дисциплин: «Менеджмент», «Психология делового общения», «Основы предпринимательской деятельности», «Управление персоналом» и т.п.

Апробация работы. Апробация основных положений диссертационного исследования проводилась в ходе подготовки докладов для научных конференций, публикации статей в сборниках научных трудов и журналах (в т.ч. рекомендованных ВАК). Полученные результаты и выводы также обсуждались на заседаниях кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А.С. Хомякова ТГПУ им. Л.Н. Толстого и на кафедральном научно-методическом семинаре. При обсуждении на кафедре диссертация была рекомендована к защите. Положения диссертационного исследования апробированы при подготовке проекта этического кодекса специалиста по молодежной политике ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Социально-исторические и культурные истоки возникновения профессиональной этики. Основные направления ее развития

Идущие в обществе процессы изменения затрагивают каждого из нас. При этом не всегда меняющиеся условия жизни означают улучшение. Рядовой гражданин сталкивается все с большим количеством сложностей, проникающих во все сферы деятельности. Наиболее подвержена изменениям экономика. Глобализация и ужесточающаяся конкуренция ставят экономических агентов в весьма жесткие условия, в которых получение прибыли дается все с большим трудом. В подобных обстоятельствах на первый план выходит проблема этичности предпринимаемых действий, в том числе в профессиональной деятельности.

Этика — это наука, ориентированная на практику. Ее задачей является не столько подготовка теоретизированных предписаний и анализ существующего состояния дел, сколько содействие нравственному обновлению общества, повышению его устойчивости в сложном и противоречивом современном мире. Философская этика является базой для профессиональной этики, которая, в свою очередь, функционирует в обществе, регулируя происходящие в нем процессы социального взаимодействия. Конкретным институтам профессиональной деятельности соответствуют особые формы институали-зации морали - институты профессиональной этики. В рамках данных институтов происходит формирование профессионально-этических концепций, которые в дальнейшем функционируют в среде профессионалов, позволяя им сверять свои действия с этическими постулатами.

Выделение отдельных профессий и процессы специализации профессионалов привели к формированию сводов определенных должностных обязанностей представителей каждой из профессий. Одновременно с возникновением подобных сводов шло появление и развитие представлений об этичности действий, предпринимаемых в рамках профессиональной деятельности. При этом учитывалась профессиональная специфика. То, что является этичным для одной профессии, может быть неэтичным для другой. Примером может служить ношение оружия. Данное действие запрещено законом и осуждается с точки зрения общественной морали. Однако неэтичным ношение оружия перестает быть, если речь идет о военном и милиционере, которые не только могут, но и должны делать это в рамках исполнения своих должностных обязанностей.

Особенности каждой из профессий находят отражение в формулировке положений профессиональной этики. При этом среди исследователей не существует единого мнения по вопросу определения данной отрасли этического знания. Так, А.С. Кобликов указывает, что «профессиональная этика — это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности»21. Таким образом, мы можем рассматривать профессиональную этику не только как философскую науку, но и как определенную часть сводов должностных обязанностей и требований, предъявляемых к профессионалам. На наш взгляд, данный подход к определению профессиональной этики можно охарактеризовать как теоретико-практический.

Несколько другой подход к определению профессиональной этики можно увидеть в работе А.В. Горбатова и О.В. Елескиной «Деловая этика»: «профессиональная этика — это нравственные нормы, которые регулируют отношения людей в процессе их профессиональной деятельности, а также их отношение к профессиональным обязанностям» . Этот подход можно охарактеризовать как практический.

В рамках данного исследования мы будем придерживаться точки зрения, рассматривающей профессиональную этику не только и не столько как свод практических правил и требований, сколько как раздел этики, как философскую науку.

Различные подходы к определению профессиональной этики отражают существующую в рамках этой науки дискуссию о соотношении профессиональной этики и профессиональной морали. Мораль в ее общенормативном значении понимается как явление, «посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо)» . В свою очередь, «профессиональная мораль не существует сама по себе, вне общей нравственности..., не претендует на роль универсального регулятора поведения специалиста. Сфера ее влияния ограничена трудовыми отношениями, а требования локальны»24. Таким образом, профессиональная мораль есть приложение общенормативной морали к особенно-., стям, условиям и требованиям отдельных профессий. На основе профессиональной морали формулируются нормы профессиональной этики. Исследователи Л.Д. Кокорев и Д.П. Котов считают, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравственность)» и «профессиональная этика», понимая под последней лишь раздел этической науки" .

Характеристика и анализ соотношения профессиональной и прикладной этики

Так, одной из существенных проблем, стоящих перед исследователями профессиональной этики, является определение соотношения собственно профессиональной этики и деонтологии. Этическая литература в некоторых случаях четко не разграничивает данные понятия, не выделяет их сходств и различий, лишь предоставляя описания этих наук. На данном принципе основано, например, учебное пособие «Юридическая деонтология и этика»55, состоящее из двух разделов — «Юридическая деонтология» и «Юридическая этика».

В современной философской литературе деонтология определяется как «раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований»5 . Как наука деонтология неразрывно связана с деонтической этикой. При этом следует отметить, что в современной научной и учебной литературе деонтология рассматривается, в основном, применительно к двум областям - юриспруденции и медицине, вследствие чего выделяются соответственно юридическая и медицинская деонтология. Рассмотрение деонтологии в целом уместно предварить определением этих двух ее разделов.

Юридическая деонтология в узком смысле — наука о применении общих норм морали в специфических условиях деятельности юристов-профессионалов. Юридическая деонтология в широком смысле - наука, анализирующая не только моральные, но и психологические, политические, профессиональные, этические, эстетические требования, которые регламентируют отношение специалиста к объекту труда — клиенту, а также к своим коллегам, и обеспечивают в целом режим наиболее оптимального и гарантированного поведения лиц в состоянии их взаимозависимости57. Медицинская деонтология, в свою очередь, — это «учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей, всех медицинских работников по отношению к их пациентам» .

Рассмотрев представленные выше определения, мы можем отметить, что деонтология неразрывно связана с понятием профессионального долга, моральными требованиями, предъявляемыми к профессионалам, а также с отношениями, возникающими между специалистом и объектом его труда — клиентом юриста или пациентом. На наш взгляд, в свете этого очевидной становится одна из основных особенностей деонтологии — возможность применения ее положений только представителями профессий, относящихся к категории «человек — человек». Именно этим обусловлена существующая дискуссия вокруг юридической и медицинской деонтологии и отсутствие такой дисциплины, как, например, инженерная деонтология.

Термин «деонтология» был введен в научный оборот И. Бентамом, который в 1834 г. заложил основы будущей науки в книге «Деонтология, или Наука о морали». Идея формирования учения о должном в рамках профессиональной деятельности получила достаточно широкое распространение. Параллельно с этим в научных кругах стало развиваться понятие профессионального долга, неразрывно связанное с деонтологией. На современном этапе термин «профессиональный долг» применяют обычно к весьма ограниченному числу профессий. Обыденное звучание приобрели высказывания о профессиональном долге военного, врача или сотрудника правоохранительных органов. В то же время весьма странно словосочетание «профессиональный долг» звучит в сочетании с наименованиями такими профессиями, как, например, менеджер или программист. На основании этого можно сделать вывод, что положениями деонтологии регулируются профессии, связанные с опасностью или риском для жизни, а, следовательно, и с самопожертвованием или, в определенной мере, аскетизмом.

Связь понятий «профессиональный долг» и «аскетизм» рассматривает М. Вебер: «По мере того, как аскеза начала преобразовывать мир, оказывая на него все большее воздействие, внешние мирские блага все сильнее подчиняли себе людей и завоевали, наконец, такую власть, которой не знала вся предшествующая история человечества. В настоящее время дух аскезы — кто знает, навсегда ли? - ушел из мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не нуждается более в подобной опоре с тех пор, как он покоится на механической основе. Уходят в прошлое и розовые мечты эпохи Просвещения, этой смеющейся наследницы аскезы. И лишь представление о «профессиональном долге» бродит по миру, как призрак прежних религиозных идей. В тех случаях, когда «выполнение профессионального долга» не может быть непосредственно соотнесено с высшими духовными ценностями или, наоборот, когда оно субъективно не ощущается как непосредственное экономическое принуждение, современный человек обычно просто не пытается вникнуть в суть этого понятия... Никому неведомо, кто в будущем поселится в этой прежней обители аскезы; возникнут ли к концу этой грандиозной эволюции совершенно новые пророческие идеи, возродятся ли с небывалой мощью прежние представления и идеалы или, если не произойдет ни того, ни другого, не наступит ли век механического окостенения, преисполненный судорожных попыток людей поверить в свою значимость»3 . Таким образом, лишь призвание и самопожертвование определяют в современных условиях этичность действий того или иного профессионала, что подтверждается функционированием деонтологии в отношении ограниченного числа профессий.

Наличие достаточно большого числа публикаций по проблемам деонтологии придает особую значимость разграничению понятий «профессиональная этика» и «деонтология». Очевидно, что эти понятия близки по значению, но синонимами не являются. Проиллюстрировать данный тезис можно примером, связанным с медицинскими профессиями. Как отмечает А.Я. Иванюшкин, «в современной медицине употребляются оба термина — и «медицинская этика», и «деонтология медицинская»; при этом термин «медицинская этика» обычно указывает на мировоззренческий контекст принципов и норм для врачей и других работающих в медицине специалистов, а термин «деонтология медицинская» - на моральные нормы и стандарты самой медицинской практики»60.

Рассмотрев проблему соотношения профессиональной этики и деонтологии, мы можем отметить, что данные отрасли этической науки имеют тесные связи, что в некоторых случаях приводят к сложностям в их разграничении. Но тесные связи не означают тождественность этих дисциплин. Деонтология, в отличие от профессиональной этики, не принадлежит полностью этике и философии. Ряд исследователей считают медицинскую деонтологию «пограничной дисциплиной между этикой и медициной»61. Подобной классификации могут быть подвергнуты и остальные отрасли деонтологии. Деонтология и профессиональная этика функционируют в сфере нравственной регуляции профессиональной деятельности. Их целью является моральное оздоровление профессий, что, в конечном итоге, приведет к повышению этичности общества в целом.

Рассмотрение соотношения прикладной и профессиональной этики, на наш взгляд, разумно предварить кратким комментарием по вопросу о месте прикладной и профессиональной этики в системе философских наук и их взаимодействии с другими разделами этики, прежде всего с этикой нормативной и ситуативной. В современной литературе существует большое количество определений нормативной этики, связанных с различными подходами к исследованию данной науки.

Развитие этических представлений о предпринимательстве в России

Как отмечает Ф. Энгельс, каждая общественная группа имеет собственный кодекс чести92. На наш взгляд, данное высказывание подходит для иллюстрации функционирования этики внутри профессиональных групп и сообществ. Возникновение данных групп идет двумя путями. Во-первых, это формирование неких «духовных» объединений профессионалов внутри социума, а, во-вторых, это создание профессиональных объединений, оформляемых в качестве юридических лиц и являющихся, таким образом, субъектами общественной и культурной жизни. В первом случае мы имеем дело с появлением негласных кодексов профессиональной чести, становящихся результатом действия обычаев профессионального и делового этикета, обиходных представлений об этичном и неэтичном образе действия тех или иных профессионалов. Возникающие «духовные» профессиональные объединения не могут воздействовать профессиональную среду и жизнь общества в целом в силу того, что они существуют лишь как форма восприятия теми или иными представителями профессии своих коллег и сограждан. Поскольку в настоящее время практически все профессии имеют зарегистрированные и юридически надлежаще оформленные профессиональные объединения, наиболее ярким примером «духовного» профессионального объединения могут служить преступные сообщества, внутри которых действуют негласные «кодексы», например, воровской этики.

На более высокой ступени стоят профессиональные объединения, оформляемые в качестве юридических лиц. Они возникают на базе «духовных» профессиональных объединений, в течение определенного количества времени существуют именно в такой форме, однако в дальнейшем, получив новый импульс развития, формируют пакет учредительных документов, органы управления и становятся полноправными субъектами общественной жизни. Присущие рассматриваемым профессиональным группам кодексы чести в данном случае являются отдельным документом, принимающим форму специально разработанного кодекса, утвержденного решением особого общественного профессионального объединения. Примером таких кодексов могут служить «Кодекс профессиональной этики российского журналиста», принятый Конгрессом журналистов России, или одобренный Всероссийским Пироговским съездом врачей «Кодекс врачебной этики Российской Федерации». Функционируя в рамках общества, профессиональные объединения изменяются, одновременно с этим изменяя общество. Выходя за рамки узких профессиональных объединений, этические положения кодексов этики, соединяясь с общественными представлениями о добродетели, формируют в глазах общества эталон, которому должны соответствовать все профессионалы.

В современном мире все более активизируются процессы социальной стратификации. Причем деление идет не только и не столько «по горизонтали» (с выделением соответствующих социальных слоев), но и «по вертикали», чем обусловлено появление определенных общественных групп, сверху донизу пронизывающих каждый слой и, в конечном итоге, общество в целом. Наиболее ярким и показательным примером подобной группы может служить группа высококвалифицированных профессионалов, работающих в различных областях профессиональной деятельности. Иными словами, в современном мире стираются границы между профессиями, на первый план выходит не набор знаний, умений и навыков, которыми обладает представитель той или иной профессии, а его способность действовать качественно. Как отмечают В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов, «при конкретизации своих представлений о природе профессионализма и ключевых его признаков эксперты чаще всего рассуждают об особенностях собственной профессии, но выделяют и универсальные признаки профессионализма»93. То есть существует мораль и этика профессиональной деятельности как таковой, которая, преломляясь через призму особенностей отдельных профессий, создает систему профессиональных этик. Рассматривая наиболее распространенные и наиболее важные профессии, можно выделить общие основания профессиональной этики и особенности этики, присущие каждой из областей профессиональной деятельности.

Современное общество возлагает большие надежды на малый и средний бизнес. Предпринимательство является не просто одной из популярных профессий, но и своеобразным образом жизни, философией мышления. Российское общество воспринимает предпринимателей как, в основном, посредников при перепродаже товаров. Однако это не совсем так. Современное предпринимательство многолико. Оно простирается далеко за пределы торговли, проникая в сферу услуг и производства. С экономико-правовой точки зрения, «предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»94. Но нами в рамках предпринятого диссертационного исследования предпринимательская деятельность понимается, прежде всего, как профессия. Для этого у нас имеется ряд причин. Во-первых, предпринимательство, как и любая другая профессиональная деятельность, является для осуществляющего ее индивида источником средств к существованию. Во-вторых, предпринимательская деятельность является средством удовлетворения потребностей индивида в признании, что также является отличительной чертой всех без исключения профессий. В-третьих, осуществление предпринимательской деятельности требует определенных навыков и склонностей. Можно сказать, что предпринимательство требует не меньших, а зачастую даже больших склонностей и призвания, чем остальные профессии. И, наконец, в-четвертых, предприниматели не разобщены, они объединяются в деловое сообщество, являющееся полным аналогом профессиональных сообществ. Таким образом, мы с полным основанием можем считать предпринимательскую деятельность видом профессиональной.

Как было отмечено выше, любая профессиональная деятельность оказывает большое влияние на общество, в котором она осуществляется. Именно поэтому этику представителей тех или иных профессий следует рассматривать в неразрывной связи с этикой общественной жизни, с господствующими в данном обществе моральными установками.

Анализ кодексов профессиональной этики: теоретические особенности содержания и нравственно-регулятивная функциональность

Профессиональная этика вырабатывает моральные принципы, которым должна соответствовать осуществляемая профессиональная деятельность. Процесс внесения в деятельность изменений с целью приведения ее в соответствие с предъявляемыми требованиями есть регуляция. В обществе присутствует регуляция различных типов, однако, на наш взгляд, наиболее всеобъемлющими являются два вида регуляции — моральная и правовая.

Мораль и право являются взаимосвязанными, взаимозависимыми и взаимообусловленными социальными институтами. Русская Православная Церковь признает, что «право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества»161. Иными словами, право есть следствие морали. Источники правовой регуляций содержат в себе нормы, обязательные для исполнения. Несколько иначе обстоит дело с моральной регуляцией и ее источниками: они не носят обязательный харак- тер и весьма редко оформлены явно, в качестве отдельных документов или сводов правил.

А.А. Радугин указывает на двойственное значение термина «источники права». В широком смысле он означает «общественные отношения, потребность в регулировании которых возникает в жизни, осознается законодателем и санкционируется государством» ". В узком же смысле под источниками права понимают «внешние формы воплощения и закрепления юридических норм» , к которым относят правовой обычай, правовой прецедент и нормативно-правовой акт. Перенеся понятие источников в этическую сферу, мы получим понятие «источник моральной регуляции». Очевидно, что общество не вырабатывает целенаправленно применяемые в сфере морали источники регуляции. Их формирование происходит, в основном, в виде моральных обычаев жизни общества. Это всецело относится к нравственным устоям социума, создаваемых веками и очень медленно эволюционирующих. Они действуют на уровне самосознания народа и никогда не принимают форму официально разрабатываемых документов. По-другому обстоит дело лишь с источниками моральной регуляции в сфере профессиональной деятельности.

Этическая регуляция профессиональной деятельности есть одна из первоочередных задач профессиональной этики. Большое количество профессий, существующих в современном обществе, является причиной формирования разветвленной структуры этой области философии морали. Каждый раздел профессиональной этики характеризуется наличием особых средств этической регуляции — кодексов, в которых в той или иной степени отражены моральные требования к профессионалам и их деятельности.

Кодекс профессиональной этики есть некое подобие нормативно-правовых актов. Данный кодекс можно определить как своеобразный «моральный закон» для представителей конкретной профессии, исполнение положений которого является неукоснительным для этичного профессионала, заботящегося о нравственном оздоровлении профессиональной среды и общества в целом. Значение кодексов профессиональной этики столь велико, что их напрямую ассоциируют с профессиональной этикой и иногда даже отождествляют с ней. Так, Р.Н. Ботавина указывает, что «профессиональная этика — это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере»164. Конечно, подобный подход является несколько поверхностным. Однако такая постановка вопроса наглядно иллюстрирует огромное значение кодексов для этики профессиональной деятельности.

При исследовании кодексов профессиональной этики необходимо четко представлять их характерные черты, влияющие на их структуру и содержание. На основании реконструкции современной литературы по проблемам профессиональной этики и предпринятого анализа ряда этических кодексов, к числу которых можно отнести «Кодекс чести предпринимателя Санкт-Петербурга», «Семь принципов ведения дел в России», «Российский кодекс предпринимательской этики. Двенадцать принципов ведения дел», «Кодекс корпоративной этики банка "Агророс"», «Кодекс корпоративной этики сотового оператора "Смартс"», «Стандарты практики Американской ассоциации рекламных агентств», мы выделили два основных типа этических кодексов — этико-правовой и этический.

Главной задачей этико-правового кодекса является регулирование конкретных действий профессионала в ситуациях морального выбора. Этот тип кодекса представляет собой подобие инструкции и имеет тесные связи с этикетом. Этический же кодекс профессиональной этики не дает конкретных рекомендаций по действию в той или иной ситуации, поскольку его задачей является формирование устойчивой мотивации к этичному поведению. В российских условиях кодексы этического являются более предпочтительными, т.к. в нашей стране общество традиционно обращает мало внимания на какие-либо нормативные предписания, предпочитая руководствоваться сформированными нравственными принципами и основываться на собственных моральных воззрениях.

Институт профессиональной этики на современном этапе переживает процессы бурного развития. Во всех развитых и развивающихся странах мира происходит рассмотрение и внедрение профессионально-этических кодексов, основной задачей которых является нравственное регулирование представителей профессиональных сообществ и трудовых коллективов. Любой кодекс этики - это зеркало института профессиональной этики, та его часть, которая доступна широким общественным массам. Этим обусловлено особое место, отводимое кодексам в системе профессиональной этики. Они не могут и не должны быть частным делом конкретной профессии, потому что, в конечном итоге, регулирование деятельности профессий сказывается на всех процессах, происходящих в обществе, имеющих значение для всех его представителей. Рассмотрение кодексов этики есть способ проникнуть в структуру общественных отношений, понять особенности межличностного и межгруппового взаимодействия, имеющих место в конкретном социуме.

Профессиональная этика — это значимая область общественного и профессионального самосознания. В рамках нее происходит формирование этических кодексов, целью которых является моральная регуляция профессиональной деятельности. Данная регуляция лежит в области профессионально-нормативной конкретизации этического знания и играет заметную роль в формировании не только этичного, но и правового общества. Осуществляемая посредством применения этических кодексов моральная регуляция профессиональной деятельности оказывает влияние не только на представителей профессий, она влияет на каждого из нас. Кодексы профессиональной этики создаются с учетом особенностей той или иной профессии.

Похожие диссертации на Профессиональная этика в структуре современного философского знания