Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурные аспекты техногенной катастрофы : На материалах обследования населения Южного Урала Комарова Галина Александровна

Этнокультурные аспекты техногенной катастрофы : На материалах обследования населения Южного Урала
<
Этнокультурные аспекты техногенной катастрофы : На материалах обследования населения Южного Урала Этнокультурные аспекты техногенной катастрофы : На материалах обследования населения Южного Урала Этнокультурные аспекты техногенной катастрофы : На материалах обследования населения Южного Урала Этнокультурные аспекты техногенной катастрофы : На материалах обследования населения Южного Урала Этнокультурные аспекты техногенной катастрофы : На материалах обследования населения Южного Урала
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Комарова Галина Александровна. Этнокультурные аспекты техногенной катастрофы : На материалах обследования населения Южного Урала : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.07.- Москва, 2002.- 422 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-7/67-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. История и современное состояние радиационного загрязнения р. Теча 89

Раздел 1. История теченской трагедии 89

Раздел 2. Современная радиационная обстановка в пойме р. Теча 108

Раздел 3. Использование р. Теча и ее поймы в наши дни 113

Глава II. Культура жизнеобеспечения населения поймы 118

Раздел 1. Социально-экономическое положение района исследования 118

Раздел 2. Хозяйственные занятия жителей поймы 130

2.1. Овощеводство и садоводство в пойме р. Теча 130

2.2. Животноводство и птицеводство в личном подсобном хозяйстве жителей поймы 141

2.3. Рыболовство на р. Теча 146

Раздел 3. Система питания теченцев 154

Раздел 4. Жилище и проблема переселения жителей поймы р. Теча из зоны повышенной радиации 182

Глава III. Социально-демографическая ситуация в зоне повышенной радиации 191

Раздел 1. Особенности демографической структуры населения 191

Раздел 2. Положение отдельных социально-демографических групп 204

2.1. Дети и радиация. 204

2.2. Роль женщин в условиях экологической катастрофы 217

Глава IV. Состояние здоровья населения поймы 230

Раздел 1. «Речкина болезнь» или «муслюмовский синдром» 230

Раздел 2. Этнические особенности профилактики заболеваний и самолечения теченцев 250

Глава V. Этнические и конфессиональные аспекты экологической катастрофы в пойме р. Теча 260

Раздел 1. Этническая ситуация в зоне заражения 260

1. 1. История формирования этнического состава населения региона 260

1.2. Динамика этнической самоидентификации жителей поймы 264

Раздел 2. Конфессиональная ситуация в районе исследования 280

Раздел 3. Особенности этнического и конфессионального поведения жителей поймы 294

Заключение 310

Приложения 325

История теченской трагедии

Строительство первого в СССР комплекса по производству оружейного плутония ПО «Маяк» началось на Южном Урале в ноябре 1945 г., а в июне 1948 г. был запущен его первый производственный реактор. ПО «Маяк» во многом являлся аналогом плутониевого комбината в Хэнфорде (США). Хэн-фордский комбинат был специально построен рядом с рекой Колумбией, исходя из требования руководителя Манхэттенского проекта Л. Гровса: «Расход воды даже при условии ее повторного использования должен составлять около 100 кубических метров в минуту» (1). Но даже могучая р. Колумбия не смогла справиться с отходами ядерного производства Хэнфордской резервации (2). Создатели «Маяка» также не сумели предусмотреть все технологические последствия, и на комбинате почти сразу же возникла проблема ЖРО (жидких радиоактивных отходов).

Еще в июле 1947 г. было принято решение сбрасывать ЖРО «Маяка» в реку Теча, и в 1949 г. были начаты первые сбросы. В своих расчетах по количеству сбросов радиоактивных отходов в Течу разработчики ошиблись в сотни раз: планировалось сбрасывать в сутки лишь 3 кюри радиоактивности. Но уже в первый же период сбросов они составляли по 70 кюри в сутки. С декабря 1949 по ноябрь 1951 гг., когда сбросы были максимальными, они достигали нескольких десятков тысяч кюри в сутки, например, 27 сентября 1951 года суточный сброс составил 82 600 кюри; с декабря 1951 и до конца 1956 гг. - от 1,5 до 26 кюри (3).

Как показано на схеме 2, около 95 % радиоактивности попало в р. Теча с марта 1950 по ноябрь 1951, после чего ее уровень упал до 26 кюри в день в 1952 г. и еще снижался в течение 1953-1956 гг. Всего с 1949 по 1956 гг. в Течу было сброшено 76 млн. куб. м жидких радиоактивных отходов, общей активностью в 2,75 млн. Кюри (4).

Река Теча, длина которой 240 км, берет начало в оз. Иртяш и является частью огромной (более 6 000 км) водной системы Исеть - Тобол - Иртыш -Обь - Карское море (Северный Ледовитый океан). В верховьях заболоченная пойма Течи достигает ширины 3-5 км, в среднем течении ее берега крутые и речная пойма значительно ссужается, а в нижнем течении вновь расширяется до 1-3 км. Дно Течи чрезвычайно илистое, течение - очень медленное (0,3 км/час), что особенно способствует накоплению радионуклидов. Ширина Течи 15-25 м и глубина от 0,3 до 2,18 м всегда позволяли транспорту переезжать, а людям и животным переходить реку вброд.

К началу сбросов «Маяка» на берегах Течи находилось 38 сельских населенных пунктов (5). Исследователи проблем заражения Течи (физики, медики, радиологи, экологи, как отечественные, так и зарубежные) в своих работах называют всегда одно и тоже число населенных пунктов- 38, но в их списках все время возникают разночтения. Например, одни авторы (6) называют среди теченских селений «Ферму № 2», но не указывают «Подсобное хозяйство». Другие (7) наоборот упускают Ферму № 2. Все вышеупомянутые исследователи указывают в своих списках «ГРП» (Геологоразведочную партию), хотя поселок геологов возник лишь к 1953 г. и сначала относился к с. Надыров Мост. А Ферма № 2 в некоторых источниках шла под одним названием с д. Герасимовка. Во всех списках указывается лишь с. Муслюмово, а одноименная железнодорожная станция пропускается. В наименованиях населенных пунктов также обнаруживаются некоторые несоответствия: с. Нижнепетропавловское называют «Петропавловское», Ключевское -«Ключи», Шутихинское - «Шутиха», Большое Исаево - просто «Исаево» и т. п.

В результате перекрестного сравнительного анализа архивных материалов, литературных источников, современных статистических данных, а также анкетирования пострадавших от деятельности ;«Маяка», удалось уточнить расположение населенных пунктов на р. Теча, их удаленность от источника заражения, а также численность и национальный состав населения (таблица 2). Полученная картина несколько корректирует и существенно дополняет подобные сводки, представленные другими авторами (М. М. Косенко, В. Н. Новоселов, В. С. Толстиков, Т. Cochran, D. Whiteley).

Как видно из таблицы 2, теченские селения были в основном малочисленные. Исключение составляли с. Бродокалмак (около 5000 чел.) и с. Муслюмово (в селе и на одноименной железнодорожной станции - около 4000 чел.). Большинство селений, расположенных в верховьях р. Течи, т. е. ближе всего к источнику заражения, были небольшими (по 20-50 дворов). В них проживали в основном татары и башкиры. Ниже по течению находились более крупные (по 200-300 дворов) русские,села (8).

Река Теча для жителей ее поймы была основным, а для многих и единственным источником питьевого и хозяйственного водоснабжения. После того, как «Маяк» начал сбрасывать в нее свои отходы, река превратилась в страшный источник заражения, о чем люди даже и не подозревали. Они продолжали без всяких ограничений употреблять речную воду. Колодцев в пойме было мало, ими пользовались лишь немногие и не для всех нужд. Например, для приготовления пищи и чая, употребление которого в больших количествах типично для всех теченцев, использовалась только речная вода, т. к. колодезная вода имела более низкие вкусовые качества, чем вода Течи. Водой из реки поили скот и птицу, поливали огороды, в ней ловили рыбу, купались, стирали и т. д. (9). Татары и башкиры, проживавшие в верховьях Течи и особенно активно пользующиеся ее водой, жаловались на ухудшение качества воды, но продолжали ею пользоваться, т. к. не имели других источников водоснабжения (10). Источники указывают, что подавляющее большинство селений на Тече были не благоустроены. Даже в районном центре Бродокалмак в начале 1950-х гг. не было электричества. Санитарное состояние сел находилось на очень низком уровне. Например, в большинстве из них не было туалетов даже на улице (11). Все это сказывалось на качестве воды в колодцах, которые выкапывались на отдаленных от Течи деревенских улицах. К тому же их было недостаточно, поэтому речной водой предпочитали пользоваться все прибрежные теченцы. Водозаборы на реке не оборудовались: воду зачерпывали с берега, с камней или забродили в воду. Чтобы наполнить водой бочки, заезжали прямо на лошадях в реку. Зимой возле каждого населенного пункта устраивались проруби (12). Радиоактивное загрязнение Течи было официально признано уже в июле 1949 года (13). Но лишь в мае-июне 1951 года, когда в результате мощного весеннего паводка произошло радиоактивное загрязнение всей поймы Течи, появились первые секретные инструкции о запрете пользования речной водой, которые так и не дошли не только до простых жителей Течи, но даже и до челябинских властей.

В результате радиоактивного загрязнения компонентов речной системы (воды, донных отложений, пойменных почв) жители прибрежных селений подверглись как внешнему облучению за счет повышенного вблизи реки радиационного фона, так и внутреннему - от смеси радионуклидов, поступивших в организм с водой и продуктами питания. Выборочный дозиметрический контроль показал в 1951 г., что в жилых помещениях «звенели» (имели повышенный радиоактивный фон) пол, стены, мебель, белье и т. д. Наибольшее скопление радиоактивных продуктов обнаружили в самоварах и чайниках, особенно у татар и башкир, среди которых принято употреблять особенно много чая. Даже в селах Верхнетеченское и Лобаново (Курганская область), расположенных в 150 км от «Маяка», излучение внутри самоваров превышало норму более, чем на 150% (14). Положение теченцев усугублялось еще и тем, что их селения располагались, как правило, вдоль реки и жилые постройки находились на расстоянии 50-100 м от Течи (15).

К медицинскому эпизодическому обследованию населения приступили только спустя 2 года после слива нуклидов в речную систему и проводили его лишь среди жителей- деревни Метлино. В других селах медицинское обследование началось только через 3-6 лет после первых сбросов радионуклидов в Течу, так что ранние последствия радиации зафиксировать было нельзя. Регистр облученных жителей поймы р. Теча, стал создаваться лишь с 1967 г., почти 20 лет спустя после начала загрязнения реки (16).

Система питания теченцев

Исследование пищи как одного из самых консервативных элементов культуры позволяет реконструировать и возродить некоторые традиции пи тания, дает возможность провести широкие исторические сравнения и прий ти к определенным выводам относительно общих и специфических элемен тов в культуре народа. Вместе с тем питание - важнейший биологический фактор, от которого в значительной мере зависит развитие всех функций че ловеческого организма. В среднем человек за свою жизнь съедает 30-40 тонн пищевых продуктов. С ними в организм попадают самые различные вещест ва: питательные и бесполезные, целебные и токсичные, антиканцерогенные и канцерогенные и т. д. (1) :

В частности, ряд отечественных медиков считает, что не менее 35 % всех случаев заболеваний раком прямо или косвенно связаны с особенностями питания (2). Схема 5 (приложение 5) наглядно демонстрирует пути миграции энергии и веществ химической и биологической природы (полезных и вредных для человека), поступающих в его организм по пищевым цепям.

Более глубокому изучению механизмов формирования и развития системы питания как общечеловеческой культурной категории и выявлению качественного своеобразия компонентов системы питания способствовали работы С. А. Арутюнова и Ю. И. Мкртумяна. При исследовании проблемы питания жителей зоны радиационного заражения использовались выдвинутые этими учеными теоретические положения о системе и модели питания и о том, что характер традиций народной пищи (как отдельных этносов, так и целых регионов) определяется диалектической связью именно этих двух реальностей, связанных с жизнеобеспечением. Систему питания этноса или региона, населенного рядом близких по культуре этносов, составляют: определенный набор основных продуктов; типы блюд, приготовленные из них; набор дополнительных компонентов; способы обработки продуктов и приготовления блюд; пищевые ограничения и предпочтения; правила поведения, связанные с приготовлением и приемом пищи; утварь; помещения для приготовления и приема пищи. Модель питания определяется соотношением крахмала и белка, составляющих основу жизнеобеспечения организма человека. Основу модели питания этноса составляет набор продуктов, за счет которых обеспечивается калорийность пищи, а также, в каком виде употребляется этот продукт. Модель питания зависит от хозяйственно-культурного типа (ХКТ) и определяется им.

Изучение системы питания населения исследуемого региона представляется особенно существенным по ряду причин:

- во-первых, в системе жизнеобеспечения любого народа одно из важнейших мест принадлежит пище, которая составляет насущную и повседневную потребность человека;

- во-вторых, в зоне повышенной радиации именно пища (продукты питания местного производства) служит одним из основных путей внутреннего облучения человеческого организма (3) (схема 3);

- в-третьих, в условиях радиационного заражения человека в определенной мере способно защитить «его положение в пищевой цепи и процессы приготовления и обработки пищи, при которых некоторые из загрязнителей удаляются» (4);

Основные задачи при исследовании проблемы питания состояли в том, чтобы: а) получить достоверную картину фактического питания теченцев; б) выявить его зависимость от материального благосостояния, социального положения людей; в) составить представление традиционных системах питания представителей различных этнических групп и конфессий; г) проследить динамику систем питания; д) выявить взаимовлияние и инновации в системах питания этнических групп (татар, башкир, русских); е) исследовать адаптивное значение традиций и инноваций в системах питания жителей поймы в условиях экологического кризиса.

В ходе обследований населения в 1995 и 1998 гг., специально разработанные анкеты содержали следующие разделы: основные продукты питания теченцев; их происхождение (произведенные в личном подсобном хозяйстве; продукты охоты, рыбной ловли; покупные; полученные в результате товарообмена; приобретенные в зоне или в «чистом» районе и т. д.); способы хранения и заготовки продуктов впрок; частота употребления того или иного продукта в различное время года; способы подготовки продуктов к приготовлению блюд и изделий; технология их приготовления; повседневные, гостевые, праздничные, ритуальные блюда; типичное меню семьи в теплый и холодный сезон года; суточный рацион; особенности рациона детей и пожилых людей; пищевые запреты; традиции, инновации и взаимовлияния в питании представителей различных этносов; их представление о «полезном» и «вредном» питании в условиях повышенной радиации и др.

В 1998 г. опрашивались русские, татары и башкиры, как мужчины, так и женщины. В 1995 г. был проведен специальный опрос женского населения зоны.

Обследование 1998 г. выявило, что большинство жителей зоны заражения по-прежнему организуют систему питания, опираясь, как и в начале 1990-х гг., в основном на свое подсобное хозяйство. В прошлом это было обусловлено крайне скудным торговым снабжением региона. В последние годы магазины и рынки предлагают разнообразный выбор продуктов, но покупательская способность большинства теченцев настолько низка, что они приобретают лишь самое необходимое: чай, крупы, сахар, соль, муку, масло, макаронные и кондитерские изделия. Даже хлеб,; после повышения цен на него в начале 1990-х гг., многие русские женщины, а вслед за ними и некоторые татарки, стараются выпекать дома. Таким образом, возвращается традиция русских, исчезнувшая, казалось бы, полностью к 1970-м гг. При этом теченцы считают, что «домашний хлеб дешевле, вкуснее, полезнее, без всякой химии».

Проблема приобретения «чистых» продуктов питания по-прежнему трудноразрешима для жителей поймы. Чтобы доставлять продукты из «чистых» районов, необходимо иметь большие денежные средства и свой автотранспорт, Это позволяют себе лишь очень немногие состоятельные теченцы. По нашим данным, основные (далеко не все) продукты питания покупают в чистых районах лишь 3-4 % жителей поймы. Большинство же теченцев питается тем, что производится в пойме Течи. Но в последние годы жители зоны используют любую возможность, чтобы продавать свои продукты, произведенные в зоне (мясо, овощи, молочные изделия), а также пойманную в местных водоемах рыбу и лесную дичь (5) на стихийных рынках в Кунашаке, Челябинске и других поселках и городах. На- вырученные деньги часто покупают другие, по мнению людей, «чистые» продукты. Тем, кто имеет родственников за пределами зоны, удается получать продукты питания из «чистых» регионов с их помощью. По нашим наблюдениям, прочные и разнообразные семейно-родственные связи более типичны для татар и башкир, чем для русских.

В последние годы среди теченцев широко распространен взаимообмен продуктами питания. Например, удачливый охотник или рыболов может обменять с односельчанами часть своих трофеев на овощи или молоко. Существует также традиция брать продукты питания «в долг». В частности, у русских принято раз в году (обычно, в ноябре с наступлением холодов) забивать свиней и делать из свинины заготовки на зиму: свинину солят, тушат, иногда коптят. Так как во всех хозяйствах свиней режут в разное время, поэтому часть свежего мяса раздают родным, знакомым, соседям, с тем, чтобы они вернули этот «долг», зарезав свою свинью.

«Речкина болезнь» или «муслюмовский синдром»

Между фактом радиационного загрязнения р. Теча и состоянием здоровья жителей ее поймы существует самая тесная, непосредственная связь. Она фиксируется как официальной медицинской статистикой (1), так и самооценкой состояния здоровья респондентов, выявленной в результате наших обследований теченцев. Абсолютное большинство опрошенных осознают опасность радиации для своего здоровья и здоровья близких. Более того, почти все они считают именно радиационное облучение причиной своих заболеваний. Очень низко оценивают свое здоровье представители всех групп населения (взрослые и дети, пожилые и молодые, мужчины и женщины). Их типичные жалобы: постоянная усталость, головные боли, боли в костях, кровотечения из носа и десен и т. д. К относительно здоровым причисляют себя менее 5 % опрошенных (2). Официальная медицина считает, что удельный вес здоровых в пойме Течи составляет лишь 7 % населения (3).

Трагизм положения жителей зоны р. Теча состоит в том, что уже третье поколение людей включено в круговорот циркуляции радионуклидов без их ведома. На вопрос «Когда Вы впервые узнали о влиянии деятельности «Маяка» на Ваше здоровье?» свыше 90 % теченцев назвали 1990 -1992 гг. Информация о деятельности ПО «Маяк» была строго закрытой для всех, в том числе и жителей теченских сел, но, как сообщали наши информаторы, события, связанные с ним: переселение соседних сел в 1950-60-е гг. с берегов Течи и с территории ВУРСа в результате Кыштымской аварии 1957 года, усиление контроля со стороны силовых государственных органов и т. д., порождали множество слухов.

Особенно тяжелое положение со здоровьем теченцев сложилось потому, что долгие годы люди боялись разглашать «государственные тайны». «Посвященные» давали подписки и не имели права не только писать о проблемах зоны, но даже и говорить о них с родными и близкими (4). Впрочем, как подчеркивали наши многочисленные респонденты (не только жители Южного Урала, но и строители, эксплуатационщики, организаторы производства, руководители ПО»Маяк», ученые-теоретики и т. д.), масштабы и механизмы негативного воздействия радиации на человека и природу долгие годы вряд ли кто-либо представлял полностью.

Переселив в 1950-60-е гг. часть жителей зараженной поймы, власти о проблемах теченцев постарались забыть. Сами же пострадавшие молчали, т. к. не понимали, что с ними происходит, и не умели себя защитить. К сожалению, никакая сверхсекретность не спасала теченцев от болезней, вызванных заражением реки. В интервью, беседах, во время обследования люди постоянно подчеркивали, что высокая смертность, в их селах, особенно среди молодых людей, «непонятные» болезни всегда вызывали у них беспокойство. Теченцы чувствовали, что с их здоровьем происходит неладное. Особенно страдали те, чья жизнь была прочно связана с рекой. Неслучайно, лишенные информации и медицинской помощи жители поймы называли свои недуги «речкина болезнь», «болезнь от реки» или «елга авыру», «елга аврец» (тат.), «йьілґа сире» (башк.). Люди так и говорили: «У меня речкина болезнь», т. е. немеет тело, болят суставы, головные боли, частые кровотечения из носа и десен, слабость, обмороки, желудочно-кишечньґе болезни, частые инфекционные заболевания и т. д.

В зависимости от получаемой теченцами информации, менялось и название реки. До трагедии люди просто говорили: «Пойду на речку». Затем (в 1950-60-е гг.) чиновники и военные напомнили, что их речка носит имя Течь. Далее в архивных документах и на географических картах река получила ныне печально известное всему миру имя - Теча. В последнее десятилетие жители поймы р. Теча называют ее «Атомка». Наше обследование теченцев показало, что большинству опрошенных (98 %) известна «речкина болезнь». А в с. Муслюмово нет ни одной семьи, которую бы она не посетила. В целом, на вопрос анкеты «Есть ли в Вашей семье пострадавшие от деятельности «Маяка?» 96,4 % респондентов ответили в 1993 г. утвердительно.

Проблемы здоровья людей, проживающих на зараженных радионуклидами территориях Челябинской области, стали открыто обсуждаться лишь в начале 1990-х гг. (5). Первые официальные сведения об этом были опубликованы в 1992 г. в Государственном докладе «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1991 году». В частности, в нем говорилось о том, что «среди подвергшихся радиационному воздействию жителей Южно-Уральского региона у 7,5 тыс. человек, проживающих в бассейне р. Теча, средние дозы облучения достигли 170 сантизиверт (у 935 человек диагностирована хроническая лучевая болезнь). За период с 1950 года среди 17 тыс. человек, состоящих на учете, на 41 % увеличилась заболеваемость лейкозами, зарегистрирован рост общей смертности (на 17-24 % выше по сравнению с необлученными жителями этих же административных районов)» (6).

С начала 1990-х гг. российские и зарубежные специалисты самого различного профиля проводили широкое комплексное медицинское обследование населения поймы р. Теча. В нашу компетенцию и задачи данной работы не входит какой-либо анализ полученных результатов. Отметим лишь некоторые наблюдения и выводы исследователей. В частности, общий для всех вывод состоял в том, что «полноценная реабилитация населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях, с привлечением широкого круга специалистов началась с большим опозданием» (7). При анализе современного состояния здоровья теченцев в качестве наиважнейших большинством ученых были названы выявление отдаленных последствий облучения населения и проблема жизнестойкости пострадавшей популяции через несколько ее генераций (8). Вместе с тем единодушия в подходах к ним и в оценках полученных результатов среди исследователей нет. Одни из них, обнаружив типичные отдаленные последствия хронического радиоактивного облучения (9) отмечают, что «ряд количественных и качественных характеристик смертности населения зараженных территорий свидетельствуют о возможности реализации отдаленных последствий облучения контингентов лиц, проживающих там в период экстремального загрязнения реки радионуклидами», а также «о возможном проявлении эффектов современных повышенных уровней облучения населения» (10). Другие склонны считать влияние радиоактивного фактора на здоровье населения «умеренным», оговариваясь при этом, что «в настоящее время доля лиц, проживавших в деревнях, расположенных на берегах Течи, в период 1949-1955 гг. (годы самых активных сбросов радиоактивных отходов ПО «Маяк»-ГК), относительно невелика (45,9 %) и представляет собой естественную выборку лиц, наиболее устойчивых к действию радиации» (11).

В связи с последним выводом следует напомнить мнение экспертной группы по охране окружающей среды в отношении исследователей, полагающих, что состояние здоровья населения зоны не так плохо и обычно аргументирующих это тем, что «... в ряде случаев отсутствует статистическая достоверность различий между контрольной и облученной группой населения из-за малого количества обследованных. Если этот факт не может служить основанием для утверждения, что различия есть, то в той же степени трудно сказать что-либо и об отсутствии увеличения частоты заболеваний...» (12). Эксперты из этой группы, специально изучавшие проблемы здоровья зоны воздействия ПО «Маяк», отмечают, что «при рассмотрении материалов, представленных на экспертизу, и в непроектной документации можно сделать несомненный вывод, что здоровье населения пострадало от загрязнения территории радионуклидами... Не говоря уже о заболеваниях хронической лучевой болезнью, нельзя не отметить изменений в частоте сердечнососудистых патологий, заболевании эндокринной системы, системы крове 234 творения, нервно-психических расстройств, количества злокачественных но вообразований (увеличение частоты лейкозов в- 2 раза). Все эти тенденции видны невооруженным глазом» (13). «Эксперты считают, что если без пре дубеждения изучить все данные, содержащиеся в представленных материа лах, то с определенностью можно отметить, что состояние здоровья населе ния неудовлетворительно и основной причиной служат радиационные воздействия» (14). Нельзя не отметить также очень существенное для совре менных теченцев заключение группы: «Эксперты считают необходимым вы разить большие сомнения в глубине и методической полноте генетических исследований населения облученных районов в целом. Период начала обсле дования населения Урала совпал с периодом наибольших гонений на генети ку в нашей стране, поэтому неудивительно, что при обследовании населения почти полностью отсутствуют генетические подходы, столь важные при оценке последствий облучения» (15).

Особенности этнического и конфессионального поведения жителей поймы

Как уже упоминалось ранее, трагедия жителей поймы Течи состоит в том, что более полувека они подвергаются не только внешнему воздействию повышенной радиации, но и внутреннему облучению за счет употребления воды и продуктов питания местного производства (1).

И если в случае внешнего облучения исследователи выявляют прямую зависимость между состоянием здоровья пострадавших (и на Тече, и в Хиросиме и в Нагасаки) и фактором их удаленности от источника заражения, то при изучении внутреннего облучения теченцев, возникает более сложная картина: прямой связи с дистанцией не выявляется. Состояние здоровья жителей населенных пунктов Течи зависит не только от их удаленности от «Маяка», а и от ряда дополнительных факторов (2).

Специалисты не дают удовлетворительного объяснения этого феномена, в то время, как данное исследование показывает, что в пойме р. Теча в условиях проживания, одинаково опасных для всех, внутреннее облучение человеческого организма во многом коррелирует с особенностями поведения человека в зоне заражения (о двух основных тенденциях в отношении теченцев к опасности заражения говорилось ранее), а также с этнической и конфессиональной спецификой организации системы;его жизнеобеспечения. Вот почему меры, способные снизить радиологические и радиоэкологические последствия заражения р. Теча, должны учитывать этнические и конфессиональные (экологически значимые) особенности поведения жителей ее поймы.

Результаты нашего исследования (данные опросов, интервью, наблюдение в ходе полевых выездов и т. п.) наглядно продемонстрировали, что в целом типы и модели поведения людей в условиях экологической катастрофы в зоне повышенной радиации обусловлены различными факторами и зависят не только от степени информированности человека об опасности заражения, уровня его образования, пола, возраста, материального благосостояния и т. п., но и от того, к какой этнической и/или конфессиональной группе он принадлежит, какими этническими нормами и религиозными воззрениями руководствуется.

Специфика этнического и/или конфессионального поведения жителей зоны может проявиться практически во всем. Например, входя в дом, татары и башкиры обязаны снять обувь. Соблюдая это требование, они тем самым автоматически снижают риск заражения радионуклидами, оставляя их, в частности, на грязной обуви за порогом жилья. В некоторых русских домах также принято меняют уличную обувь на домашнюю, но это - необязательное требование, поэтому соблюдается оно не всеми русскими и нерегулярно. Наряду с этим русские женщины, вернувшись, домой, как правило, меняют рабочую одежду на домашнюю. Большинство русских респонденток (около 83 %) сообщили также, что они никогда не берут на руки маленьких детей, а также не занимаются приготовлением пищи, не переодевшись в «домашнее». Среди татарок и башкирок правило смены рабочей одежды на домашнюю соблюдают менее 10% респонденток. Это типично для представительниц сельской интеллигенции (медицинских работников, учителей, работников \ сельской администрации и т. п.). Сельские мужчины, независимо от нацио нальности, как правило, не считают нужным переодеваться дома, ограни чившись тем, что оставляют рабочую грязную одежду в «сенях» (в коридоре) жилища. Но грязную уличную обувь татарские и башкирские мужчины обя зательно оставят за порогом дома. ;

В связи с тяжелым экономическим положением теченцы крайне редко приобретают новую одежду и обувь. Одежда и обувь, прежде всего детская, передаются от одного владельца к другому и используются годами. Особенно долго люди носят, не меняя, верхнюю зимнюю и так называемую демисезонную одежду, а также вязанные трикотажные изделия, мужские костюмы и т. п. Более того среди мусульман принято раздавать вещи (одежду, обувь) умершего человека соседям и знакомым. По представлениям теченцев, «душа усопшего не обретет покоя до тех пор, пока это требование не будет исполнено».

Отметим, что вещи, передаваемые от одного владельца другому, не подвергаются необходимой регулярной очистке от пыли и грязи. О специальной химчистке или обработке одежды в сельских условиях нет и речи. То же самое касается и постельных принадлежностей, подушек, перин, одеял, всевозможных накидок, покрывал и, прежде всего ковров и ковровых изделий. Следует отметить, что татары и башкиры считают наличие в доме большого количества ковров, паласов, ковровых дорожек, покрывал, перин, подушек свидетельством благосостояния семьи, символом престижа. Наличие этих вещей способствует накоплению большого количества пыли в жилище, т. к. их, к сожалению, чистят крайне редко. Настенные ковры, особенно популярные в домах татар и башкир, при отсутствии пылесосов, вообще не чистят годами. Генеральная, или хотя бы регулярная влажная уборка в жилом помещении для большинства теченцев не типична. А вместе с тем доказано, что грязь и пыль, содержащие радионуклиды, являются мощным источником заражения людей (3). Вот почему при защите человека от радиации столь важное значение придается чистоте, гигиене, борьбе с грязью и пылью. Однако большинство жителей поймы не отличаются высокой гигиенической культурой, а санитарное состояние их жилья и населенных пунктов обычно не соответствует элементарным санитарным нормам.

Редкие теченцы (в основном, русские) занимаясь «грязной, пыльной» работой, надевают тканевые повязки для защиты от грязи и пыли. Тем самым они защищаются соответственно и от радионуклидов, т. к. помимо ингаляционного пути проникновения их в организм человека, существует и контактный путь: через кожу и слизистые оболочки. Большинство же теченцев полагают, что «носить повязку на лице неприлично, люди засмеют» и игнорируют такой способ защиты человеческого организма от радионуклидов. :

В жизни теченских татар и башкир очень большое внимание уделяется этикету в коммуникативном поведении. Например, для мужчин при встрече крайне важно выказать взаимные знаки внимания. Так, приветствие обязательно должно сопровождаться длительным рукопожатием, причем двумя руками. Это - знак уважения, радушия, особого расположения. Подать одну руку, особенно старикам, пожилым - знак неуважения. Людей не смущает, что на руках может быть радиоактивная грязь, что не удивительно, т. к. в селе ни один взрослый в обычный день не сидит без работы. Люди постоянно работают в огороде, ухаживают за скотом, разделывают дрова, занимаются ремонтом жилья, на реке ловят рыбу, заготавливают траву и т. д.

Согласно правил традиционного этикета, татарские и башкирские мужчины должны беседовать, только сидя. И поэтому, встретившись на улице, мужчины присаживаются на корточки или садятся на землю. Даже зная топографию гамма-поля в пойме реки или на своем дворе, беседовать стоя они не будут, т. к. это - невежливо. Дома хороший разговор предполагает обязательное угощение, отказываться от него нельзя.

За последние годы во многих сферах жизци татар и башкир возросло влияние Шариата, который является сводом норм и правил норм для истинных верующих. Вместе с тем буквальное соблюдение некоторых из них в специфических условиях зоны опасно для здоровья и требует определенной коррекции.

В прошлом высокий уровень организации медицинского дела на Востоке, особенно на арабоязычном Востоке, был обусловлен высокими требованиями ислама к гигиене, нормам питания и различным аспектам культуры жизнеобеспечения. Правоверный мусульманин должен исполнять множество предписаний и наставлений, способствующих поддержанию окружающей среды в чистоте и сохранению здоровья общества. В Шариате прописано и разработано большое количество мероприятий гигиенического характера для содержания в чистоте двора, жилища, домашних животных, мест общественного пользования, дорог и т. д. «Чистота - половина веры», - гласит один из хадисов Мухаммеда. «Очищайтесь, ибо Ислам чист» - одно из основных требований Шариата. «Аллах любит чистых людей» (Сура 9, аят 109). Истинные мусульмане и в наши дни свято чтят эту догму. .Например, правоверный мусульманин должен совершать более семнадцати видов омовений (тахаратов). Вот как описал свой традиционный порядок омовения перед намазом один из жителей с. Муслюмово: «Сначала мою руки до запястья три раза, полощу рот и нос, одновременно три раза. Мою лицо три раза, затем руки и предплечья: сначала - правую руку, затем - левую. Протираю влажными руками голову и уши снаружи и внутри. Обязательно мою ноги, сначала - правую ногу три раза, затем также левую ногу» (4). Омовение («тахарат») этот пожилой человек всю свою сознательную жизнь проводил так, по его словам, как велит Коран (Сура 5, аят 6). Эти профилактические и закаливающие гигиенические мероприятия, казалось бы, полностью совпадают с требованиями медицины, но, к сожалению, только не в условиях проживания в пойме реки Теча, вода которой долгие годы была и остается причиной заражения. Между тем, упомянутый выше респондент нередко для омовений пользовался водой именно из р. Теча.

Похожие диссертации на Этнокультурные аспекты техногенной катастрофы : На материалах обследования населения Южного Урала