Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конфессиональная ситуация у народов современной Абхазии Чакветадзе Гульнара Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чакветадзе Гульнара Владимировна. Конфессиональная ситуация у народов современной Абхазии : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Чакветадзе Гульнара Владимировна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2008.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 09-1/3233

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Религиозная жизнь любого народа независимо от его численности, масштабов занимаемой им территории, социально-политического положения всегда уникальна и неоднозначна. В этом аспекте особенно значительным является специальное изучение конфессиональной ситуации, места и роли, распространенных в современной Абхазии религиозных объединений и групп, в общественно-политической и духовной культуре.

Актуальность исследованию придает и то, что без достоверного знания истории, истоков специфических интересов, особенностей национальной психологии и духовной культуры каждого народа затрудняется изучение проблем исторического прошлого, а также современного состояния конкретного этноса, общества многонационального региона. Необходим анализ сущностных свойств и эволюции религиозных представлений, современной конфессиональной ситуации, определение конфессионального состава населения, места и роли религиозных верований в жизни человека и общества в целом.

Актуальность темы исследования объясняется и тем, что в современном мире, в том числе и в Республике Абхазия, роль религиозного фактора резко возросла, обнаруживая все больший потенциал воздействия не только на собственно религиозные, но и на социально-политические процессы в обществе. Впервые в истории Абхазии начала давать о себе знать проблема конфессионального состава населения, взаимоотношения религиозного и светского компонентов духовной культуры в решении общественно-политических, демографических и ряда других вопросов.

Все это требует, во-первых, тщательного, непредвзятого, свободного от политических и конфессиональных пристрастий анализа каждой конкретной ситуации, как уже явных, так и появления и углубления потенциально возможных недоразумений и конфликтов между отдельными религиозными лидерами, между верующими и неверующими.

Во-вторых, необходимо знать какие процессы и тенденции идут внутри каждой традиционной или недавно распространенной на территории современной Абхазии религиозной конфессии, независимо от численности верующих, степени влияния ее идеологии и деятельности лидеров на общественно-политическую жизнь, и объективную историю развития духовной культуры, в которой значительное место всегда занимали и занимают религия и формы свободомыслия в отношении к религии.

Только новые исследования социально-политической истории и современной конфессиональной ситуации ученых-абхазоведов, на наш взгляд, позволяют делать прогнозы о месте и роли религии в истории Республики Абхазия.

Отсюда логически вытекает, что исследование проблем современной конфессиональной ситуации и историко-культурного значения традиционно-языческих, православно-христианских, суннитско-мусульманских и недавно распространенных сектантских религиозных объединений и групп у народов Республики Абхазия - представляет многоаспектную актуальность.

Цель исследования. Актуальность, неизученность и специфика темы определили цель исследования: раскрыть основные изменения и тенденции в религиозно-духовной культуре абхазов и других народов Республики Абхазия.

Задачи исследования. Исходя из степени разработанности темы и имеющихся источников, автор диссертации ставит перед собой следующие задачи:

  1. Систематизировать собранные в ходе полевых этнографических и социологических исследований данные о религиозных конфессиях, объединениях и группах в Республике Абхазия.

  2. Раскрыть особенности политического, социально-экономического и конфессионально-правового положения народов современной Абхазии.

  3. Выявить особое значение языческих воззрений абхазов и их трансформацию в условиях современной Абхазии.

  4. Показать влияние православного христианства и ислама в современных процессах общественно-политической жизни народов Республики Абхазия.

  5. Определить положение армянской церкви,-католицизма и иудаизма у народов Республики Абхазия.

  6. Проанализировать проблемы, возникшие в результате появления сектантских новообразований.

7.Изучить возможности урегулирования внутриконфессиональных и межконфессиональных процессов и тенденции соотношения религиозных и светских культур у народов современной Абхазии.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования обозначены религиозные конфессии, объединения и группы, действующие на территории Республики Абхазия.

В качестве предмета исследования выделены вопросы конфессиональной ситуации и роли религии у абхазов и других народов Республики Абхазия.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1990-х годов по 2008 год - со дня принятия конституционным большинством Верховного Совета Абхазии декларации «О государственном суверенитете Абхазской ССР» и резолюции «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии» и «Концепции Абхазской ССР в условиях самоуправления, самофинансирования и перехода к регулируемой рыночной экономике» до признания Россией независимости Республики Абхазия. А также использованы и учтены этнологические материалы более ранних периодов, в основном положения религиозных конфессий, объединений и групп в советское время.

Территориальные рамки исследования соответствуют современным границам Республики Абхазия.

Методологической основой диссертационного исследования является общецивилизованный подход к изучению истории и этнологии, научные принципы объективности, историзма, системности, необходимые при изучении религии как компонента социальной жизни и духовной культуры общества.

В диссертации использованы также методы культурологии, религиоведения, социологии и этнологии, позволяющие раскрыть социально-исторические и национальные предпосылки, а также национальную специфику развития религии, соотношения религиозного и светского в духовной культуре.

Основой для нашей работы явились следующие критерии религиозных и нерелигиозных последствий, зависящих:

от конкретных местных условий общественно-исторического бытия;

от социального состава верующих и служителей культа, их религиозно-политической ориентации, участия и отношения к общественно - политической и культурной жизни;

от уровня сознания их религиозного (о вероучении и культе своей религии), светского и научного знания;

от внутренней и внешней социально-политической ситуации в целом не только в регионе, но и во всем мире.

Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования до конца не изучена. К объяснению неизученности темы можно отнести то, что «тенденциозная политизированность и идеологизация научного знания породили искажение исторических и этнологических концепций. Нарушение историзма и методологической точности отразились отрицательно на общем уровне историко-этнологических, религиоведческих, философских и других гуманитарных исследований» .

Условия противостояния Грузии и Абхазии, игнорирование исторических и юридических прав абхазов и других народов Республики Абхазия являются не менее существенными барьерами на пути развития научного религиоведения и абхазоведения.

Историографию проблемы конфессиональной ситуации и роли религиозного фактора у народов современной Абхазии следует разделить на грузинскую и абхазско-российскую.

В грузинской историографии, как верно пишут академик АН Абхазии О.Х. Бгажба и профессор С.З. Лакоба, «с конца 1988г. произошла реанимация идей Ингороквы...»2. Основываясь на грубой фальсификации Ингороквы, лидеры Грузии 3. Гамсахурдиа, М. Костава, А. Бакрадзе и другие на митингах в Тбилиси, Сухуми, Гагре, в периодической печати стали открыто заявлять и внушать картвельскому населению, что Абхазия - это грузинская земля, а абхазы - это грузины. После грузино-абхазской войны ситуация в грузинской историографии по вопросу об Абхазии еще более ухудшилась, чему способствовала коллективная монография, опубликованная в 1999 году, «Разыскания по истории Абхазии и Грузии»3.

Вызывают критическое отношение утверждения в грузинской историографии по вопросам соотношения религиозных конфессий, роли исламского фактора в религиозно-политической жизни народов Абхазии и Северного Кавказа. Например, грузинские и прогрузинские авторы высказывали

Смыр Г.В. Эволюция религиозных верований у абхазов: Автореф. дисс. д. и. н. - М.: ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1997. - С. 5.

2 Бгажба О.Х., Лакоба С.З. История Абхазии с древнейших времен до наших
дней. - Сухум, 2007. - С. 351.

3 Разыскания по истории Абхазии и Грузии. - Тбилиси, 1999.

мнения о том, что «между Апсуйцами и Абазго-Абшилами наблюдается большая культурно-историческая разница...» (И.Г. Антелава)4; «абхазы тюр-коязычный и, главным образом, мусульманский народ, мусульманские ополченцы по российскую сторону границы поддержали абхазов» (Нью-Йорк Тайме)5; «все абхазы - мусульмане, а мусульмане ходят в мечеть» (Л.И. Му-хранели)6; «абхазские сепаратисты блокируют выход христианской Армении и Грузии к России» (С. Лобанов)7; «абхазы - это мусульманское северокавказское племя, спустившееся с гор в XVII веке на территорию Грузии» (О. Иоселиани)8; «абхазы в основном языческий народ. В Абхазии борются за влияние две церкви - православная и мусульманская» (Г.И. Сизов) .

Особое место необходимо отвести высказываниям Ильи II, Католикос - Патриарха всея Грузии: «...Не будь абхазского сепаратизма, вероятно, не было бы чеченского. Во всяком случае, ясно, что своевременное уврачевание (уничтожение абхазов - Г.Ч.) абхазского сепаратизма помогло бы предотвратить чеченскую трагедию...» |0. По его мнению, «Абхазия остается постоянным узлом напряжения, тлеющим очагом кавказского пожарища. Ей отводится центральная роль в далеко идущих и глубоко враждебных России и Грузии замыслах создания единого мусульманского государства народов Северного Кавказа- от Каспийского до Черного моря с центром в Сухуми»11.

К приведенным цитатам, образцам из множества опубликованных работ грузинских и прогрузинских авторов, добавим и утверждения недавних лидеров Грузии. Первый президент Грузии З.К. Гамсахурдия считал, что «кавказцев объединяет ислам, сейчас уже серьезно говорят об объявлении религиозной войны -газавата...»12. Э.А. Шеварднадзе официально заявил о том, что «...соперничество выбрасывается на газетные полосы, в радио и телеэфир, и побеждает та сторона, у которой больше технологических возможностей, денежных ресурсов, шире доступ к средствам и работникам информации»13.

4 Грузия - «Малая империя!» / Ред. Г.С. Гагечиладзе. Библиотека общества Руставели.-Тбилиси: Саранги, 1990.-С. 20.

3 Цит. по Белая книга. Документы, материалы, свидетельства. Сост. проф. Ю.Н. Воронов, проф. В.П. Флоренский, журналист-политолог Т.А. Шутова. -М, 1993.-С. 44.

6 Цит. по: Ахуба Дж. Люди и каратели. - Гагра, 1993. - С. 30.

7 Россия. Еженедельная газета. - М., 1992. -№48.

8 Правда. -М, 1994. -№231 (2746). - 14 декабря.

9 Гагра: Орган администрации Гагрского района. - 1994. -№1.-1 января.

10 Независимая газета. - М, 1997. - № 4. - Апрель. - Приложения. - С. 3.
" Там же.

12 Свободная Абхазия: Совместный выпуск газет «Абхазия (Сухум), «Шапсу-
гия» (Сочи), «Вестник» (Майкоп). - Сочи, 1992. -№ 1. - Сентябрь.

13 Россия: Еженедельная иллюстрированная газета. - М., 1993. -№ 3. -13-19 января.

В современной грузинской и прогрузинской историографии продолжается искажение прошлого и настоящего положения традиционно-религиозных верований абхазов и других народов Республики Абхазия и Северного Кавказа.

Различные аспекты изучаемой темы нашли отражение с 1989 года в монографиях и брошюрах абхазских и российских ученых Е.К. Аджинджала, Г.А. Амнчба, В.Г. Ардзинба, М.В. Беджанова, А.И. Бройдо, Ю.Н. Воронова, М.М. Гунба, Д.З. Дбара, С.З. Лакоба, И.Р. Марыхуба, Б.Е. Сагария, Б.В. Шинкуба14.

На наш взгляд наиболее обстоятельными являются работы Ш.Д. Инал-Ипа, А.К. Крылова, Г.В. Смыра, А. Татарба, Р.Г. Читашевой'5, внесшими значительный вклад в религиоведение абхазов.

Аджинджал Е.К. Из истории христианства в Абхазии. - Сухум: Стратофил, 2000; Амичба Г.А. Традиционные религиозные представления// Абхазы/ Отв. Ред. Ю.Д. Анчабадзе, Ю.Г. Аргун. - М: Наука, 2007; Ардзинба В.Г. К истории культа железа и культового ремесла (Почитание культа кузницы у абхазов) // Древний Восток: Этнокультурные связи. - М., 1988. Беджанов МБ. Ислам мировая религия. - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2005; Гунба М.М. Абхазия в первом тысячелетии н.э. (Социально-экономические отношения). - Сухум: Алашара, 1989; Гунба М.М. Абхазия во втором тысячелетии нашей эры (XI-XIII вв.). -Сухум: Алашара, 1999; Дбар Д. Из истории Абхазского каталикосата. - М., 1997. 15 Инал-Ипа Ш.Д. О генезисе образа «Анцва» - верховного бога абхазов // Известия АИЯЛИ им. Д.И. Гулиа. Вып. 3. - Тбилиси: Мецниереба, 1974; Крылов А.Б. Постсоветская Абхазия (Традиции. Религии. Люди). - М.: ИВ РАН, 1999; Крылов А.Б. Религии и традиции абхазов (по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.). Т. 1-11. - М., ИВ РАН, 2001; Крылов А.Б. Современная религиозная ситуация. // Абхазы / Отв. Ред. Ю.Д. Анчабадзе, Ю.Г. Аргун. - М.: Наука, 2007; Смыр Г.В. Религиозные верования абхазов (Историческая эволюция и особенности). - Гагра: ИНОА им. Г.А. Дзидзария, 1994; Смыр Г.В. Исламский фактор в Абхазии и на Северном Кавказе: правда и домыслы. - Гагра: ИНОА, 1994; Смыр Г.В. О месте и роли ислама во взаимоотношениях абхазов и народов Северного Кавказа // Философские и религиозные проблемы истории и современности. 2-я межрегиональная конференция. - Ставрополь, 1996; Татарба Адам. Ислам в Абхазии после 1917 г.// Баракят: Газета Духовного Управления мусульман Республики Абхазия. -Сухум, 2007. - № 8. - Июль. - № 9. - Август; Татарба Адам. Шиитская мечеть в Сухуме // Баракят: Сухум, 2008. - № 1 (914). Январь; Татарба Адам. Нанба Темур. Ислам в Самурзакане//Баракят: Сухум, 2008. - № 2 (15). - Февраль; Татарба Адам. Источники распространения ислама в Абхазии // Баракят: Сухум, 2008. - № 4 (17). - Апрель; Читашева Р.Г. Апсуара как основа нравственности и нравственного воспитания абхазов. - Гагра, 1995; Читашева Р.Г. Соотношение религиозной и не религиозной культур у абхазов // Вестник КЧГУ. - № 18. - Карачаевск: КЧГУ, 2006.

Этапным в изучении некоторых социально-этнографических аспектов исследуемой проблемы стало издание коллективных монографии «Абхазы» и «Современная сельская Абхазия: социально - этнические и антропологические исследования»16.

Однако и в абхазско-российской историографии наблюдаются случаи внеисторической оценки отдельных аспектов конфессиональной ситуации, места и роли традиционно языческих религиозных верований, раннего (до раскола) и православного христианства и суннитского ислама в социально-политической истории, в становлении и развитии материальной и духовной культуры абхазского и других народов современной Абхазии. Излишне эмоциональное или политизированное освещение пройденной истории, трактовка прошлого и настоящего в выгодном для своих интересов свете, превратное толкование текущих процессов, игнорирование абхазского языка, который можно назвать историко-философской энциклопедией, научной литературы на абхазском языке, в будущем могут стать труднопреодолимой префадой на пути развития не только истории и этнологии, но и для всех сторон общественно-политической жизни и духовной культуры народов Республики Абхазия

Источниковая база исследования. При работе над диссертацией были использованы различные источники. Ценную часть исследования составляют:

официальные документы Управления государственной статистики, Управления уполномоченного по делам религии при правительстве Республики Абхазия, Епархиального совета Сухумо-Абхазской епархии;

материалы полевых этнографических и социологических исследований, проведенных среди последователей разных религиозных конфессий, объединений и фупп 2001-2008 гг.;

современную периодическую печать, средств массовой информации Республики Абхазия;

научного наблюдения и беседы с лидерами и активно верующими всех религиозных конфессий, объединений и фупп, распространённых в современной Абхазии;

материалы исследований, которые не являются текущими и не оформлены в архивные фонды, а некоторые имеют гриф «Для служебного пользования» и не доступные всем желающим исследователям.

Важными источниками явились материалы, содержащиеся в диссертационных работах А.Я. Багателия «Православие в Абхазии: основные этапы истории и национально-культурные особенности», А.Б. Крылова «Религии и традиции абхазов (по материалам полевых исследований 1994-1999гг.)», Г.В. Смыра «Эволюция религиозных верований у абхазов», Р.Г. Читашевой «Абхазская этнокультурная система апсуара-абхазство. Эволюция, современное

Абхазы. - М.: Наука, 2007; Современная сельская Абхазия: социально-этнические и антропологические исследования. - М.: ИЭА РАН, 2006.

состояние и проблемы» и первого из абхазской национальности кандидата богословия, ректора Ново-Афонского духовного (православного) училища Дорофея (Дмитрия) Зауровича Дбара «История христианства в Абхазии в первом тысячелетии»".

Научная новизна и основные результаты исследования состоят в следующем:

определены особенности современного положения и роли религиозных конфессий, объединений и групп в общественно-политической жизни и духовной культуре народов современной Абхазии;

раскрыты основные внутриконфессиональные и межконфессиональные конфликты и их причины;

выявлены и проанализированы проблемы законодательного обеспечения функционирования религиозных конфессий, объединений и групп, монастырей в Республике Абхазия, их взаимоотношения с органами государственной власти, государственными учреждениями и общественными организациями;

обоснована необходимость обеспечения квалификационными кадрами и расширения полномочий института Уполномоченного по делам религии при правительстве Республики Абхазия;

даны научно-практические рекомендации по оптимальному урегулированию процессов и тенденций соотношения религиозных и светских культур, религиозных потребностей и национальных интересов.

На защиту вынесены следующие положения:

  1. Роль религии и деятельность ее служителей оценивается в соотношении религиозного и нерелигиозного, в сознании и культовой практике, религиозных потребностях и открытых национальных интересов.

  2. Многочисленные религиозные конфессии, объединения и группы, действующие на территории Республики Абхазия, заслуживают равноправного положения и независимой религиозной жизни в обществе, в рамках цивилизованных законов о свободе совести, свободного выбора исповедуемой религии и свободного отношения к религии вообще.

Багателия А.Я. Православие в Абхазии: основные этапы истории и национально-культурные особенности. - М: Российская академия государственной службы при президенте РФ, 2002; Крылов А.Б. Религии и традиции абхазов (по материалам полевых исследований 1994-1999гг.). - М.: ИВ РАН, 1997; Смыр Г.В. Эволюция религиозных верований у абхазов. - М: ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 1997; Читашева Р.Г. Абхазская этнокультурная система апсуара-абхазство. Эволюция, современное состояние и проблемы. - Нальчик: КБГУ им. Х.М. Бербекова, 2005; Дбар Д.З. История христианства в Абхазии в первом тысячелетии. - М.: Академия РПЦ, 2003.

3. Отдельные нарушения общечеловеческих норм, Конституционных прав, предписания этнокультурной системы абхазского этхоса (греч. слово) -Апсуара-абхазство, - должны регулироваться совместными усилиями лидеров и актива верующих и Уполномоченного по делам религии при правительстве Республики Абхазия.

Теоретическая значимость исследования: впервые специально и системно - комплексно исследованы основные изменения и тенденции в конфессионально-политической жизни коренных абхазов и других народов Республики Абхазия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы:

в научных исследованиях по широкому кругу проблем абхазоведе-ния, новейшей истории и этнографии народов Республики Абхазия;

в урегулировании внутриконфессиональных (между лидерами в православном христианстве) и межконфессиональных (Совета жрецов святилищной силы Аныха и священников некоторых церквей православного христианства) и других конфликтов;

в решении конкретных вопросов о свободе совести в условиях мно-гоконфессиональности, паспортного режима, проблем юрисдикции православной церковной организации в Республике Абхазия;

в образовательном процессе для создания учебников и учебно-методических пособий, а также при изучении курсов истории религии, религиоведения, культурологии и других гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях, на курсах переподготовки управленческих кадров государственной службы.

Апробация результатов исследования проведена на кафедре отечественной истории и истории России Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, на секции религиоведения и культурологии Исторического научного общества Абхазии им. Г.А. Дзидзария, на кафедре отечественной истории Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.Б. Бербекова.

Основные положения и выводы данной работы излагались в научных публикациях, в том числе в рецензируемых изданиях, которые входят в «Перечень» ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации - «Известиях вузов. Северо-Кавказского региона» (Ростов-на-Дону, 2008. № 2 С. 79-82) и «Известиях Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. Научный журнал.» (СПб., 2008. № 28. С. 386-391; № 35. С. 372-376), в докладах и сообщениях на конференциях студентов и аспирантов Республики Абхазия и Северного Кавказа в г. Сухум (2001 г.), кавказоведов и тюркологов в г. Карачаевск (2001 г.), на IV конгрессе этнографов и антропологов России в г. Нальчик (2001 г.), на ежегодных Алиевских чтениях преподавателей и аспирантов Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева в Карачаевске (2004-2007 гг.).

Структура диссертации подчинена главной исследовательской цели и задачам, построена по проблемно-историческому принципу, с учетом хронологии распространения языческих, мировых (христианских и ислама) религий, иудаизма и сектантских объединений и групп на территории Республики Абхазия. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и списка сокращений.

Похожие диссертации на Конфессиональная ситуация у народов современной Абхазии