Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе Махарова Гунсыма Сырендоржиевна

Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе
<
Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Махарова Гунсыма Сырендоржиевна. Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 : Улан-Удэ, 2003 123 c. РГБ ОД, 61:04-7/392

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Развитие смешанной брачности как показатель межнационального взаимодействия народов Республики Бурятия 12

1.1. Национально-смешанные браки в дореволюционный период 12

1.2 Основные социально-экономические факторы развития межнациональной брачности в советское время 21

1.3. Межнациональная брачность в Республике Бурятия в современное время 26

Глава 2. Отражение характера и особенностей межнациональных отношений на национальном составе семей в Республике Бурятия (по материалам этносоциологических исследований, проведенных в республике) 32

2.1. Функционирование межнациональных браков в Республике Бурятия 32

2.2 Анализ состояния национально-смешанных браков в Республике Бурятия 50

2.3. Межнациональное общение в смешанных семьях в исследуемых районах 70

Заключение 100

Приложение 110

Список использованной литературы 112

Введение к работе

Проблема межнациональных отношений занимает важное место в жизни многонациональных государств, одним из которых является Российская Федерация. Межэтническое сближение, ставшее реальностью современного развития наций в Российской Федерации, находит отражение в различных сферах жизнедеятельности людей. Одним из проявлений взаимоотношений между этносами и одновременно фактором межэтнического сближения является заключение межнациональных браков и образование национально-смешанных семей. Межэтническое взаимоотношение в семье связано с увеличением количества смешанных семей и браков. Необходимо углубленное исследование функционирования смешанных семей, степени их влияния на различные стороны национальных отношений, процессов взаимодействия между народами.

Такие семьи объективно отражают происходящее усиление процессов межнационального общения. Особого внимания они требуют сейчас, когда современное общество нуждается в дальнейшем укреплении мира и стабильности. В этом плане актуальным представляется исследование смешанной семьи как формы межнационального взаимодействия, поскольку в ней происходит своеобразный обмен разнородных этнических признаков. В семье соединяются самые различные аспекты жизнедеятельности человека: экономические, психологические, демографические, социальные, национальные, в том числе, идеологические и физиологические. Исследование данной темы диктуется необходимостью прогнозирования тенденций развития как национального, так и семей но-бытового аспектов жизнедеятельности современного общества.

Исследование смешанного супружества имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение и позволяет расширить наши знания о нынешнем состоянии смешанных семей и прогнозировать их дальнейшее развитие, адекватно оценить сложившуюся межнациональную ситуацию в республике на современном этапе.

В работе представлены смешанные семьи и браки как форма межэтнического взаимодействия в Республике Бурятия, где изучались традиционные семейно-брачные отношения русских, бурят, эвенков. В то время как социально-этнические проблемы смешанной семьи остались не изученными. В связи с этим возникает целый ряд вопросов, требующих этнологических исследований. Как складываются отношения мужчин и женщин, принадлежащих разным народам, культурам на протяжении семейного цикла жизни, и как эти отношения отражаются на воспитании детей. Каковы возможности современного общества влиять на эти закономерности, менять тенденции семейных изменений.

В настоящей работе предпринята попытка изучить национально-смешанные семьи в республике. Учитывая, что тема настоящего исследования охватывает современное положение межнациональных браков, а именно период с 1979 по 2001 годы, все же нельзя обойти вниманием вопрос о возникновении смешанных семей на территории республики в целом.

Собранный материал позволяет систематизировать

межнациональные браки как важную составляющую часть нашего общества, как регулятор национальных отношений. Актуальность избранной темы обуславливается ее не разработанностью в бурятской научной литературе. Не было специального диссертационного исследования, посвященного конкретному изучению национально-смешанных семей в Республике Бурятия.

Историография

Для полного представления о степени научной разработанности по данной теме, необходим историографический анализ изученности проблем этнической истории народов Байкальского региона.

Смешанная брачность привлекала внимание бурятоведов, особенно с конца XIX в., когда появилось достаточно много работ по этнографии бурят, где встречаются материалы и по интересующей нас проблеме.

В описаниях путешественников, в общих работах по этнографии бурят дореволюционного периода встречаются ценные, но, к сожалению, очень краткие сведения по данной теме. В работах М. Татаринова [1765], И.Г. Георги [1896], A.M. Кастрена [1883], А.П. Щапова, Д.А. Клеменца присутствуют материалы о смешанных семьях, о метисах - карымах.

Более значимыми являются работы Л.Я. Штернберга [1906,1910], Г.М. Осокина [1906], СО. Патканова [1911], Ц. Жамцарано [1906]1, где представлены сведения о метисах.

В послереволюционный период более подробное освещение данного вопроса мы находим в работах М.Н. Богданова [1925], А.Н. Турунова [1922], В.П. Гирченко [1922], Б.Э. Петри [1924], П.П. Хороших [1926] . 2

Большое значение для освещения многих вопросов, рассматриваемых в работе, имеют статьи А.Д Жалсараева, в которых на основе полевых

1 Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Изд.2-е. - СПб, 1799.- 506 с; Штернберг
Л.Я. Инородцы.(Общий обзор). Буряты.Формы национального движения в современных государствах. Австро-
Венгрия. Россия. Германия. -СПб.1910; Жамцарано Ц. О правосознании бурят//Сибирские вопросы.-№2- 1906;
Осокин Г.М. На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. -СПб - 1906.-
304 с; Патканов СО. О приросте инородческого населения Сибири. -СП6.-1 91 1.-42 с; Описание о братских татарах,
сочиненное морского корабельного флота штюрманом ранга капитана Михаилом Татариновым. 1765. Подг. к печати,
введение и примечание Г.Н. Румянцева. Улан-Удэ. Бурмонгиз, 1958. -78с.

2 М.Н. Богданов Очерки истории бурят- монгольского народа. Верхнеудинск, 1925; Турунов А. Прошлое бурят-
монгольской народности.- Иркутск, 1922; Гирченко В.П. Прибайкалье. Краткий исторический очерк. -Верхнеудинск,
1922; Петри Б.Э. Элементы родовой связи у северных бурят.- Иркутск, 1924; Хороших П.П. Материалы по
орнаментации ольхонских бурят. -Иркутск, 1926.

материалов по Бурятии и паспортных столов исследуются причины определения национальности подростков - метисов [1980]3.

Наиболее серьезным исследованием по данной теме являются работы К.Д. Басаевой [1974, 1980, 1988], в которых на основе разных источников собраны и проанализированы семейно-брачные отношения у бурят.4

Как видно из исторического обзора публикаций, в этнографических исследованиях бурят изучение смешанных семей имеет определенное место. Но одновременно следует отметить, что ни в одной работе смешанная брачность не была предметом специального диссертационного исследования, что и определяет недостаточную полноту изученности этой проблемы.

Анализ историографического материла непосредственно связан с изучением вопросов реализации межэтнического взаимодействия, современное состояние национальных отношений между народами, проживающих на территории республики. В связи с этим при проведении настоящего исследования были использованы научные работы и публикации, документы республиканского архива ЗАГС, районных -Тункинского, Селенгинского, Баунтовского, Джидинского, Закаменского архивов ЗАГС, материалы Дворца бракосочетания г. Улан-Удэ, а также собственные полевые исследования. Ценность в изучении данной темы оказали документы паспортных столов, материалы Государственного Комитета по статистике.

3 Жалсараев А.Д. Некоторые результаты исследования межнациональных браков (по материалам Дворца бракосочетания г. Улан-Удэ) //Быт бурят в настоящем и прошлом.- Улан-Удэ, 1980.-е. 15-19.; Жалсараев А.Д. Некоторые предварительные итоги исследования национального самосознания подростков в национально-смешанных семьях //Этнографический сборник, вып. 6. -1987. -с. 15-22.

'' Басаева К.Д. Межнациональные браки и семьи в Бурятии// Семья у народов Северо - Востока СССР.- Якутск,] 988.-с 73-80.; Басаева К.Д. Преобразования в семейно- брачных отношениях бурят (по материалам Аларского и Ольхонского районов Иркутской области).- Улан- Удэ: Бурят кн. изд-во, 1974.- 114с; Басаева К.Д. Семья и брак у бурят: (вторая половина XIX-нач.ХХ века)/отв. ред. П.Т. Хаптаев. -Новосибирск: Наука.Сиб. отд-ние, 1980.-224с.

Обработка научного материала по вопросам этнического развития
народов России показала, что эти процессы характеризуются двумя
взаимосвязанными тенденциями- внутренним сплочением каждой нации и
народности и сближением всех этнических образований и дальнейшим
расцветом национальных культур. В последние десятилетия прошлого века
этнические процессы в Сибири привлекли к себе внимание этнографов и
историков. Большой интерес представляют исследования, значительно
расширяющие наши представления о развитии и становлении
национально-смешанных браков, об этнических процессах, происходящих
в зоне Сибири. Рассмотрены актуальные вопросы развития

межэтнических связей в семье, языковые изменения, преобразования традиционной семейной обрядности в следующих работах РА Ачиловой, НА. Томилова, Э.Г.Лосевой, Д.Г. Брагиной, Н.И. Шатиновой, И.С. Гурвич, Н.К. Евсеевой, Л.Н Терентьевой, Ю.Б. Симченко, В.В. Лебедева, О.В. Майоровой, О.А. Мурашко, А.И. Кузнецова, А.И. Миссоновой, О. Мусаева, В.Д. Разживина.

Среди обширной литературы по вопросам семейно-брачных отношений отметим ряд опубликованных работ А.И Антонова, Ф.Н. Балтач, А.Г. Волкова, О.Б. Наумовой, Г. А. Непримеровой, А.И. Нарынбаева, Ю. Евстигнеева, О.М. Гусейнова обращение к которым имело большое значение в практическом анализе смешанных браков и семей.

^ Ачи.чона Р.А. Межнациональные браки и семьи в СССР. (Социологические исследования на материалах Киргизии и Узбекистана). -Ленинград, 1968,- с. 73.; Томилов Н.А. Современные этнические процессы у татар городов Западной Сибири //Советская Этнография.- 1 972.- №6. -с. 15-19.; Лосева Э.Г. К вопросу о двуязычии у бурят //Этнографический сборник- Улан-Удэ, 1974; Брагина Д. Г. Межнациональные браки в Якутске //Некоторые вопросы изучения этнических аспектов культуры. -М-, 1977; Шатилова. Н.И. Национально-смешанные браки в Горном Ajrrae(XVIl-XX вв.) //Ученые записки Горно-Алтайского НИИЯЛИ, Горно-Алтайск, Горно-Алтайск, кн. изд-во, 1970.- вып.2; Гурвич И.С. Современные этнические процессы у народов Сибири. М., 1973; Евсеева Н.К. Семейная обрядності, народов Якутии //Проблемы развития социалистического образа жизни в свете требовании КПСС: Тезисы докладов и сообщений.- секция 4. -Магадан, 1982; Ю.Б. Симченко, В.В. Лебедев. Смешанные браки у южных и восточных чукчей // Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. -Ленинград, 1985; Терентьева Л.Н. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях //Советская этнография. -1969.-№3.- с.12-21.

6 Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методология исследования структур и процессов: (учебное пособие для Вузов).- M.:Nota bene, 1998.- с. 359; Балтач Ф. Межнациональные браки, или О браках, ставших браком // Идель. 1993- №9/10.- с. 60-65.; Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки// Семья и семейная

Большую ценность представляют работы В.П. Кривоногова, Л.С. Ким, Г.В. Старовойтовой, А.А Сусоколова, А.В. Топилина, Б.Н. Попова, в которых анализируются основные типы смешанных семей, описываются их структура, функции, влияние динамики межнациональной брачности на изменение в этническом составе на ход этнических процессов, процессы урбанизации и миграции. В современных исследованиях по данному вопросу приводится историографический обзор проблемы, раскрывается методика сбора и анализа материалов, основательно характеризуется источниковая база по изучению национально-смешанных браков.

Предмет, цели и задачи диссертации

Предметом диссертационного исследования являются структура и процессы развития национально-смешанных семей в Бурятии, межэтнические отношения в семейно-брачной сфере, их формирование в современном обществе.

Объект исследования - национально-смешанные браки и семьи в Республике Бурятия.

поли гика. -М. :Институт социально- экономических проблем народонаселения АН СССР. 1991; Непримерова Г.А. Межнациональные браки как объект комплексного социологического исследования. М.: Наука, 1979. - с.85; Наумова ОБ. Национально- смешанные семьи у немцев Казахстана (по материалам экспедиции 1986) // Советская этнография 1987.-№6.- с. 91-100; Евстигнеев Ю. Национально-смешанные браки в Махачкале // Советская этнография-1971.-№4.-с. 80-86; Гусейнов О.М. О некоторых характеристиках фуюсционирования и развития межнациональных семей //Научный коммунизм.-1983.-№2.-с. 75 - 83.

'Ким Л.С. Семья как ([юрма межнационального взаимодействия: (на примере народов Сибири, Севера и Дальнего Востока). Автореф. дисс. канд. филос. наук/ТГУ. - Томск, 1991- 19 с; Кривоногой В.П. Межэтнические браки у хакасов в современный период //Советская этнография,- 1980.- .№3. - с. 73-86; Старовойтова Г.В. Этническая группа и современном советском городе. - Л. J 987.- с.45; Сусоколон А.А. Межнациональные браки в СССР (серия «1 Іопулярная демография»). - М.:Мысль,1 987. -с. 142; Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния //Социология национальных отношений. - М.,1995. -с. 89., Попов Б.Н. Межнациональные браки и их особенности в регионе //Межнациональные отношения в регионе (по материалам Якутской АССР). -Якутск, 1991.-с.45-47.

Цель настоящей работы заключается в исследовании этнического развития и современного положения национально-смешанных браков и семей в Республике Бурятия.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи;

изучение смешанных семей с точки зрения специфики брачно-семейных отношений;

изучение специфики смешанной семьи как проявление этнокультурного взаимодействия народов Байкальского региона;

изучение жизненной установки детей-метисов на национальную принадлежность.

Методы исследования.

При первичном сборе материала нами был составлен специальный опросный лист, состоявший из 20 вопросов. В ходе проведения опроса мы применяли методы анкетирования и интервьюирования среди супругов и их детей из смешанных семей. Анализ собранного материала за период работы позволил нам проследить этапы возникновения и развития смешанных семей в Бурятии в рамках сравнительного метода.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1979 по 2001 годы.

График исследования выглядит таким образом: 1999 год-Тункинский, Хоринский районы и город Улан-Удэ; 2000- Селентинский, Баунтовский районы; 2001 год-Джиди некий и Закаменский районы, город Улан-Удэ. Всего осуществлено 7 экспедиций по указанным районам. Дополнительно произведены опросы студентов высших учебных заведений г. Улан-Удэ.

Результаты проведенного анкетирования позволили с большей полнотой охарактеризовать состояние смешанных семей в республике, но и придать материалам точность, построить таблицы, которые при их анализе дают более подробную информацию.

Новизна исследования

Смешанные семьи в Республике Бурятия на современном этапе еще не являлись предметом специального диссертационного исследования, что определяет новизну выбранной темы. Это первая попытка изучить и дать анализ состоянию и развитию смешанных семей в Республике Бурятия на современном этапе на основе этносоциологических исследований.

Научная новизна исследования заключается в том, что смешанные семьи являются результатом широких социальных процессов сближения наций, имеющих специфические функциональные черты. В работе впервые были затронуты вопросы по изучению детей- метисов из смешанных семей, их особые характерные черты, влияние факторов на выбор национальной принадлежности. Практическая значимость диссертации

В диссертации на конкретном этнологическом материале прослеживается представление о смешанных семьях, их функции и роли в процессе жизнедеятельности общества, в продолжении тенденции межнационального взаимодействия народов республики. Настоящее исследование позволит спрогнозировать дальнейшее развитие смешанных семей и межнациональных отношений в современном обществе.

Практическое значение работы состоит в использовании результатов для определения характера развития межнациональных семейно-брачных отношений в республике. Полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке комплексных программ социального и культурного развития народов Байкальского региона.

Апробация темы. Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

1.Смешанная брачность в Республике Бурятия. -Улан-Удэ, 2003. -3,0 п.л.

2. Развитие национально-смешанных браков и семей как показатель межнационального взаимодействия народов Республики Бурятия. -Улан-Удэ, 2003.-3,0 п.л.

Национально-смешанные браки в дореволюционный период

До прихода русских племена предков бурят был заметной силой на юге Сибири. В то время они оказались наиболее передовыми по культуре и экономике всего Прибайкалья. Во взаимоотношениях с соседями монголоязычные племена совершали объединенные военные экспедиции до Кана и Енисея, где взимали дань с племен аринов, ассанов, брали в плен молодых женщин.

Преимущественное занятие скотоводством, общность быта, мощное влияние монгольского языка и культуры нивелировали хозяйственно-культурные и языковые различия отдельных родов и племен и тем самым способствовали формированию этнической общности у бурят.

Характеристика состояния родовых групп в начале века будет неполной без анализа взаимоотношений бурят с соседними племенами. На севере ближайшими соседями бурят были таежные охотничьи племена. На западе жили полукочевые охотничье-земледельческие племена и скотоводы: канские татары, арины, качинцы. Между бурятскими и этими племенами существовал сложный комплекс отношений, включавший в себя союзнические, торговые связи и, конечно, семейно-брачные. Предки бурят вступали в браки не только с человеком своего племени, но женились, выходили замуж за человека соседнего племени - эвенков, сойотов, якутов. Вступая в тесные хозяйственные контакты с другими племенами, нередко образовывались смешанные семьи.

В предании, рассказанном одним из жителей Тункинской долины в 1939 году, говорится следующее: «Вот при начале нового света поселились здесь на дородных землях и в тайте буряты и тунгусы. Жили они вдоль по Иркуту припеваючи - ни нужды, ни заботы не знали, зверей били, рыбу добывали. А тогда добра тут столько было, что все людское племя могло пропитаться. Охотились буряты вместе с тунгусами, жили по соседству, помаленьку родней обзавелись: буряты женились на тунгусских девках, тунгусские ребята брали за себя девок из бурят Смешалась их кровь так, что нельзя было разобрать: то ли это бурятская семья, то ли тунгусы. Потом, когда в этих краях русские появились, то тоже к бурятам и тунгусам в родню вошли. Потому и теперь вот нашего брата трудно отличить по лицу - бурят он, тунгус али русский.»

С присоединением в XVII веке к Русскому государству предки бурят вступили в новую эпоху своего развития. История взаимоотношений русских и монголоязычных родовых групп насчитывает более трех столетий. Первые сведения о взаимоотношениях между народами отображены в известиях путешественников, служилых и промышленных людей. Начиная с 1609 года администрация Томского острога начала получать сведения о неизвестном им народе - братах. В 1623 год енисейский воевода Яков Хрипунов отправил в Братскую землю отряд служилых людей под руководством Ждана Козлова для знакомства и призыва братских князцов в русское подданство.

И только в 1629 году казачьи отряды впервые вступили в непосредственный контакт с одним из бурятских племен - икинатами. В челобитной стрелецкого сотника Петра Бекетова говорится: «привели под твою высокую государеву руку братских людей князьца Кодогоня...» . К середине XVII века на территории западных бурят основаны Братский, Илимский, Нижнеудинский, Осинский, Тутурский остроги, ставшие базой для дальнейшего продвижения к Байкалу и в Забайкалье. К 70-м годам XVII века территория Забайкалья, в границах нынешней Бурятии, была в основном присоединена к России. В Забайкалье, кроме Верхнеангарского и Баргузинского острогов, основанных в 40-х годах, возникают в 50-60-е годы Телембинский, Нерчинский и Селенгинский остроги .

П.С. Паллас, посетивший Бурятию в начале 70-х годов 18 века, писал: «...как между гражданами и сельскими жителями в Селенгинском уезде и Даурии видна великая смесь с мунгальцами, то зажиточные русские по селам, также граждане, будучи предупреждены, будто татарская кровь горячее, за обыкновение себе взяли жениться на бурятках и мунгалках, что тестям не прибыльно, и для того охотно дочерей своих отдают крестить в Российскую Веру».

Освоение края осуществлялось разными путями и способами. В начале XVIII века этот процесс происходил за счет вольнонародной колонизации, то есть свободного переселения русских крестьян, значительная часть которых была из числа беглых. Наряду с переселением крестьянства, население Сибири составили ссыльные и каторжане. Русское пришлое население пополнялось за счет внутрисибирской миграции, а также назначения в казацкую службу.

В середине XVIII века в Забайкалье появляются русские старообрядцы, названные «семейскими». Перемещение сюда русских старообрядцев по царским указам стало значительным явлением для Забайкалья. Эти группы вместе с потомками первых переселенцев образовали костяк старожильческого русского населения и дали самый большой прирост населения этого края. В Забайкалье только с 1710 по 1762 годы за счет переселений население возросло в пять раз. В целом русское население в Забайкалье с 1815 до 1850 годов выросло с 10,1 до 25,1 тыс. душ мужского пола, а к середине XIX века составило около половины всего населения региона. Одной из причин брачного смешения старообрядцев с представителями аборигенного населения была малочисленность староверов в первое пятидесятилетие их жизни за Байкалом. По данным Ф.Ф. Болонева, только в Большом Куналее, а это село наиболее консервативное во всех отношениях - насчитывалось 7 браков с бурятами, с пришлыми китайцами и 2 с татарами .

Но колонизация Прибайкалья и Забайкалья не была связана только с русским переселением. По своему этническому составу «переселенцы представляли довольно смешанную, пеструю массу: здесь были и русские, малороссы, латыши, донские казаки, и, наконец, потомки русских выходцев от браков с сибирскими инородцами могли быть и иностранцы...»3. В 1740 году в Забайкалье прибыла крупная партия еврейских колонистов. После 1825 года сюда на каторгу и в ссылку вместе с декабристами были сосланы и поляки. В конце 1865 года число сосланных в Сибирь поляков доходило до 18000. С весны 1866 года в строительстве дороги вокруг Байкала участвовали более 700 каторжан поляков . С усилением межэтнического общения заметней стали процессы культурной и физической ассимиляции, приводившие к появлению особого смешанного слоя населения, получивших название «ясачных». Сближению русских и бурят способствовала и христианизация. Первые сведения о крещении появляются в 30- е. годы XVII века. Крестили взятых в плен бурят и монголов, как мужчин, так и женщин, давая им при крещении русские имена . Крещеные мужчины использовались на службе в качестве переводчиков (толмачей), а женщин выдавали замуж за служилых людей. Массовое крещение породило новую группу населения: появились целые поселения, в которых проживали метисы, свободно владеющими русским и бурятским языками.

Основные социально-экономические факторы развития межнациональной брачности в советское время

Октябрьская революция и начавшаяся гражданская война охватили всю территорию России. Общественно-политическая обстановка, сложившаяся в Восточной Сибири и Забайкалье отличалась крайней сложностью. Частая смена власти, политических курсов и лозунгов негативно влияли на практическую работу по формированию бурятской автономии. Многие буряты в следствии ошибочной политики местных органов власти, санкционировавших захваты земель в пользу русских крестьян и переселенцев, вынуждены были эмигрировать в Монголию. В результате это привело к увеличению численности русского населения и увеличению числа смешанных браков.

Восстановление Советской власти в Забайкалье и образование Бурят-Монгольской автономной республики привело к реализации права на самоопределение и развитие бурятского общества в составе Российского государства. Провозглашение независимости, равенства предоставили многим право на выбор, в том числе и свободного выбора спутника жизни.

В ходе культурно-национального строительства в условиях аграрной республики особое внимание было уделено культурным преобразованиям. Из центра приезжали новые кадры, которые пропагандировали новую культуру, новые веяния. Все это способствовало притоку населения в республику, произошло увеличение доли русского населения. В процессе национально-государственного строительства в 1920-1930-е годы произошли перемены в политической, хозяйственной, культурной сферах республики, произошли изменения в социальной структуре населения.

Крестьянство Бурятии приняло самое активное участие во всех мероприятиях Советской власти, направленных на улучшение хозяйства и быта, на уравнение в правах мужчин и женщин, наделение землею женщин. Все эти мероприятия внесли большое оживление в хозяйственную и бытовую жизнь, женщины стали равноправными членами общества. Необходимо отметить, что религиозные предрассудки имели место, и, тем не менее, женщины - бурятки стали более свободны в выборе супруга другой национальности.

Важные исторические этапы в развитии Бурятии как индустриализация, коллективизация, урбанизация, освоение новых форм хозяйствования затронули глубинные пласты этнического бытия, появились новые возможности усовершенствования образования, культуры. Для организации колхозов в сельских районах, направлялись рабочие со всех уголков страны. В Бурятию приезжали рабочие из Ленинграда, Украины, Белоруссии и из других мест России.

В годы первых двух пятилеток была заложена индустриальная база республики: стали давать продукцию Верхнеудинская ЦЭС, мясоконсервный и мясохладокомбинаты, механизированный стекольный и паравозовагоноремонтный заводы и другие предприятия. В этих условиях крайне не хватало рабочих рук и поэтому по решению ЦК ВКПб на новостройки республики стали приезжать рабочие Харькова, Иваново, Москвы. В своем основном составе это были молодые инженера, техники, квалифицированные рабочие. К сентябрю 1932 года из западных областей страны прибыло свыше 5 тысяч рабочих, 420 квалифицированных инженеров и техников

Таким образом, новое промышленное строительство способствовало притоку населения, в основном русского и молодого возраста. Все эти события не могли не отразиться на развитии и увеличении среди бурятского населения интернациональных браков и семей. К сожалению, на сегодняшний день не сохранились данные о точном количестве межнациональных браков, и мы не можем дать точный сравнительный анализ. И, тем не менее, среди сегодняшнего более старшего поколения остались те, кто именно в 30-е годы индустриализации создали смешанные семьи в Бурятии и обрели вторую малую родину.

Естественно, с увеличением притока русского населения, заметно изменился национальный состав республики. Культурные преобразования привели к изменению социальной структуры бурятского этноса и всего населения в целом. Улан-Удэ стал этноконсолидирующим центром, в котором соединились и смешались представители различных национальностей. Индустриализация дала мощный импульс дальнейшему развитию общественных и этнокультурных процессов республики на качественно новом уровне индустриального общества.

В результате раздела Бурят-Монгольской АССР и передачи четырех ее аймаков с преимущественно бурятским населением в соседние Иркутскую и Читинскую области сократилась численность бурятского населения на территории республики. Если общая численность населения республики возросла за 1929-1939 годы на 156,9 тысяч человек, или 40,3%, то численность бурятского населения уменьшилась на 13,8 тысяч человек. Прирост русского населения составил в этот же период 154,9 тысяч человек. Снижение численности бурятского населения произошла также из-за выезда группы бурят из Агинского аймака в Монголию и Внутреннюю Монголию. В результате таких миграций и отторжения территорий с бурятским населением доля бурят в общей численности населения резко упала и составила к 1939 году 21,3%, то есть менее четверти населения

Великая Отечественная война вошла в историю страны как особая ее страница, вписавшая великий подвиг и беспримерный героизм многонационального народа на фронтах и в тылу. Только в первые дни войны было мобилизовано на фронт из Агинского округа 1690 человек, из республики - более 2000 человек. Всего за годы войны в действующей армии из Усть-Ордынского округа воевало 8,5 тысяч человек. Буряты служили во всех действующих многонациональных армиях, дивизиях, частях и освобождали оккупированные территории, боролись до дня Победы. Некоторые из фронтовиков встречали и создавали свои семьи вне республики, после войны оставаясь жить там, где ждала молодая жена. Встречались случаи, когда бывшие солдаты женились уже дома на женщинах, находившихся в эвакуации в Бурятии.

В 1950-60-х годах на всей громадной территории страны началась великая стройка: новые ГЭС встали на Днепре, Каме, Иртыше. Многие добровольцы разные по возрасту, национальности, образованию строили и создавали гиганты - заводы, знакомились, дружили и создавали интернациональные семьи. По комсомольским путевкам сотни тысяч девушек и юношей отправлялись осваивать природные богатства Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера. В эти годы БАМ стал наиболее важной стройкой, БАМ строила вся молодежь страны. Стройка века объединила представителей самых разных национальностей и народностей. По результатам наших исследований, проведенном в 1999 году в Муйском районе, бывшие бамовцы - супруги разнонациональных семей при опросе отвечали, что главной причиной при заключении смешанного брака была любовь и симпатия друг другу. И очень рады, что именно здесь, в Бурятии, на БАМе, они создали свои интернациональные семьи.

Функционирование межнациональных браков в Республике Бурятия

По данным на 1 января 1990 года в Республике Бурятия проживало: 249525 бурят, 726165 русских, 1679 эвенков, 22868 украинцев, 10496 татар, 5338 белорусов, 2269 армян, 2126 немцев, 1679 азербайджанцев, 1307 чувашей, 1294 мордвина, 1270 казахов, 1181 еврей. Для большинства жителей Бурятии характерно повседневное межнациональное общение в быту, на производстве, широкие дружеские и семейные связи. В этом можно убедиться на примере любого района, поселка или села. В частности, по данным социологического исследования, проведенного нами в 1999 году в Тункинском районе и опросившего свыше 470 человек. Большинство опрошенных работают в многонациональных коллективах и не испытывают неприязни к представителям разных национальностей и имеют не только друзей другой национальностей, но и родственников, состоящих в межнациональных браках.

На территории республики в силу исторических условий сложились районы, где с давних пор осуществлялись межнациональные контакты. Компактными массивами расселены в сельских районах украинцы, татары, якуты, эвенки и представители других народов. В настоящее время в связи с интенсивно протекающими процессами миграции и урбанизации происходит усиление национальной мозаичности населения. Для межнациональных семей изучаемой территории характерно значительное число вариантов по этническому признаку, при этом абсолютно преобладают пары с участием русских (русские - буряты; русские -украинцы; русские - татары и т.д.).

Для изучения сочетания национальностей супругов все смешанные семьи были распределены по четырем группам семей, обычно выделяемым в этнологических исследованиях межнациональных браков: 1. Супружеские пары, где один из супругов - основной национальности данной территории, другой - русский; 2. Супружеские пары, где один из супругов - основной национальности данной территории, другой - любой другой национальности (кроме русских); 3. Украинско-русские пары, выделяемые как наиболее распространенные; 4. Смешанные супружеские пары, включавшие русских и другие национальности (кроме украинцев и основной национальности данной территории). Для полноты картины была выделена еще одна группа (5) - включавшая сочетания других национальностей (кроме основных: русских и украинцев) с другими национальностями.

Частота межнациональных браков сильно дифференцирована по полу, причем в разной степени на разных территориях и у разных народов. Частота интернациональных браков на той или иной территории зависит не только от степени предпочтения той или иной национальности при выборе супруга, но и от этнического состава населения данной территории, в частности-зон межнациональных контактов, а также от распределения разных этнических групп по брачному состоянию, что определяет ситуацию на «брачном рынке». За последние 15-20 лет в изучении роли семьи в ходе этнических процессов наметился определенный перелом. Исследователи стали делать акцент не столько на выявлении динамики национально-смешанных браков, сколько на определении качества той социально-этнической среды, в которой они заключаются.

Обзор материалов Республиканского архива ЗАГС показывает, что за последние двадцать лет произошли большие изменения в соотношении численности мужчин и женщин одной национальности, вступающих в разнонациональные браки. Если в прошлом русские женщины вступали в смешанные браки намного чаще, чем русские мужчины, а у нерусских народов (бурят, эвенков, башкир, якутов и др.) наблюдалась противоположная тенденция, то в настоящее время эти различия практически исчезли. Результаты проведенных нами исследований показали постоянное снижение числа мононациональной предпочтительности и уменьшение в большинстве вариантов разрыва между фактической частотой интернациональных браков и их теоретической вероятностью, что является свидетельством важного процесса - постепенного снижения национальной предубежденности. В ходе исследований, мы поставили цель выявить уровень межнациональной брачности в городе Улан-Удэ и ряде районов республики.

По изученным материалам Дворца бракосочетания и районных архивах загса республики, мы выявили количество вступающих в межнациональные браки с 1979 по 2000 годы. Всего вступающих в национально-смешанные браки составили 11245.

Анализ состояния национально-смешанных браков в Республике Бурятия

Происходящая урбанизация способствует резкому учащению разного рода контактов бурят с окружающим населением, что активизирует процесс межэтнической интеграции. В то же время она ведет к «перемешиванию» между собой представителей различных территориальных, этнических групп, что создает предпосылки для активизации процесса этнической консолидации.

Выяснение вопроса об основных партнерах в межнациональных семьях имеет практическую значимость, так как это может дать информацию, необходимую для учета в области семейно-брачной сферы. Взаимодействие с различными этническими партнерами проявляется неодинаково в разных сферах материальной и духовной культуры-в одних проявляются инновации, в других сохраняются традиционные черты. Коренные социальные, политические и правовые преобразования, устранение этноизолирующих барьеров, рост культуры населения - стали основой формирования новых межнациональных отношений, одним из важнейших показателей которых является распространение интернациональных браков и семей. Их возрастание особенно благоприятно происходит в условиях быстрого развития процесса интернационализации всех сторон общественной жизни народов нашей страны, всестороннего сближения.

Данные о тенденции повсеместного увеличения межнациональных браков отражают количественную сторону этого явления, хотя косвенно характеризуют и определенную готовность вступающих в брак к выбору брачного партнера в инонациональной среде. Мы провели опрос среди молодежи вузов города Улан-Удэ в 2000 году и выяснили их отношение к межнациональным бракам. При общем лояльном отношении к смешанным бракам студенчество демонстрирует большую личную готовность к созданию гетерогенного союза и не склонно рассматривать национальность в качестве важного критерия при выборе супруга.

Опрошено бурят -72, русских -85, 7 эвенков, 10- человек иной национальностей. Из них 65 - представители женского пола, остальные -мужского. В браке состояли 46 человек. Возраст опрашиваемых от 20 до 30 лет. Информация, характеризующая ориентацию учащейся молодежи на межнациональные браки, была получена из анализа ответов на вопрос в анкете. Показатели отношения молодежи к межнациональным бракам, дают определенное представление о брачной избирательности, и в то же время не могут отразить всей ее сложности, поскольку не учитывают влияния субъективных факторов на выбор брачного партнера в инонациональной среде. В то же время выявление оценочных моментов избирательности, их сопоставление с объективными факторами при анализе этносоциальных явлений в такой многонациональной республике, как Бурятия -представляется особенно актуальным. Осветить этот аспект можно путем анализа ориентации, установок, суждений вступающих в брак, а также индексов брачности.

Сопоставляя индексы брачности можно утверждать, что наиболее распространенными в нашей республике являются браки между русскими и бурятами; между украинцами и русскими. Общеизвестно, что если фактическая частота заключения национально-смешанных браков приближается к их теоретической вероятности в целом, то фактор национальной принадлежности не играет роли при вступлении в брак. Можно, таким образом, констатировать, что в указанных сельских районах республики и городе Улан-Удэ национальная принадлежность в брачных сочетаниях не принимается в расчет. Это положение подтверждают материалы республиканского архива ЗАГС.

Степень «гомогамии» в различных вариантах русско-бурятских, русско-украинских браков в настоящее время также почти не имеет различий, то есть теперь уже не проявляется та предпочтительность, когда буряты - мужчины более охотно женились на русских женщинах, чем бурятки - женщины выходили замуж за русских мужчин. Если бытующие величины индексов брачности в русско-украинских браках говорят о родстве и близости этих народов, давности и прочности, существующих между ними контактов, то отсутствие предпочтительности в отдельных вариантах этих браков - о стирании определенных культурно-бытовых различий, которые в прошлом нередко являлись барьером для вступления в разно этнический брак, об унификации их психологических установок, интернационализации ориентацией.

Так, по данным обследования, проведенного в г. Улан-Удэ, среди опрошенных русских молодых людей до 30 лет 65 % считали, что национальность в браке не имеет значения. Вопросы анкеты были построены так, чтобы выяснить у опрошенных не только общее отношение к межнациональным бракам, но и отношение, что называется сугубо личное. В 1993 году, когда межэтническая ситуация в России изменилась, отношение к межнациональному браку стало менее благожелательными: лишь 52 % респондентов не придавали значения национальности будущего супруга/супруги. По нашим исследованиям, проведенным в 1999 г. (в четырех районах республики автором было опрошено 356 русских молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет), аналогичные ответы дали уже 62 % респондентов, что почти соответствует данным республиканского архива ЗАГС начала 1980-х годов.

Говоря о брачном поведении молодежи Бурятии, нельзя не остановиться на идеальных представлениях молодых людей о брачном партнере и на претворении этих идеалов в жизни. В программу исследования 1999 г. были включены вопросы о предпочтительности брака с лицами той или иной национальности. Надо заметить, что существенных различий между юношами и девушками тут выявлено не было. В Джидинском и Селенгинском районах отмечалась более высокая ориентация на эндогамный брак, причем такой брак чаще выбирали как идеальный для бурятской девушки, нежели для бурятского юноши, что значимо при выборе национальности будущего ребенка. Национальность ребенка обычно определяется по этнической принадлежности отца, а следовательно, для сохранения детьми бурятской национальности существенно важнее, чтобы в эндогамные браки вступали бурятские девушки, нежели бурятские юноши.

Похожие диссертации на Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе