Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни) Рагимова Бесханум Рахмановна

Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни)
<
Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни) Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни) Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни) Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни) Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни) Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни) Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни) Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни) Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рагимова Бесханум Рахмановна. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни) : ил РГБ ОД 71:2-7/47

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЯ. ИСТОРИОГРАФИЯ. ИСТОЧНИКИ 14

ГЛАВА II. ТРАДИЦИОННОЕ ДАГЕСТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ХIХ-НАЧ.ХХ В. ..60

ГЛАВА III. ЖЕНЩИНА В СЕМЬЕ 83

1. Детство и взросление 83

2. Замужество 100

3. Семейная жизнь 158

4. Материнство 189

5. Доми работа 203

6. Имущественное положение 221

7. Старость 241

ГЛАВА IV. ЖЕНЩИНА И ОБЩЕСТВО... 259

1. Общественное и правовое положение женщины 259

2. Женщина и нормы общественного быта 287

3. досуг и развлечения женщин 317

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 348

БИБЛИОГРАФИЯ 358

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 380

Введение к работе

Актуальность темы. Положение женщины в семье и обществе, ее социальный, экономический и правовой статус тесно связаны с характером самого общества, культурой, общим развитием. В нынешнюю эпоху в жизни нашего общества произошло много решительных перемен. Всплеск социально-политической активности привлек многих женщин в различные общественные движения и структуры. Вместе с тем радикальные политические и экономические реформы в России и на постсоветском пространстве именно для женщин имели наиболее драматические последствия. Изменившиеся во многом ролевые функции женщин заставили по-новому взглянуть на женщину и на ее роль как в семье, так и в обществе. Все возрастающая роль женщины в современном мире делает проблему изучения женщины, ее роли и места в обществе особенно актуальной.

Вопрос о положении женщины, ее месте в обществе всегда занимал выдающиеся умы, начиная с глубокой древности. В разные исторические эпохи, в разных культурах и обществах отношение к женщине не было одинаковым, как и само положение женщины в разных обществах было различным - от свободного и независимого, до приниженного и подчиненного. В Древней Греции, например, положение спартанской женщины было гораздо более свободным и независимым, нежели положение афинской женщины1. А эмансипация женщины в эпоху эллинизма достигла такого уровня, какого не знала древность и какого еще долго не могло достичь общество христианской эпохи . Однако значительно чаще положение женщины было приниженным, и она никогда не была равной с мужчиной даже в тех обществах, где чувствовала себя относительно свободной.

Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия // Женщина в античном мире.-М.,1995.-С.44-62. Вардиман Е. Женщина в древнем мире: Пер. с нем.- М., 1990.- С.89.

Несмотря на огромное многообразие в статусе и роли женщины в различных культурах, она всегда занимала и занимает второе место. По свидетельству американского антрополога Эвелин Кесслер, ни один антрополог не обнаружил, вопреки мифам об амазонках, матриархате и т.п., культуры, в которой женщина управляла бы. Если же она призывалась к власти в отсутствии взрослых мужчин-наследников, то вынуждена была играть по правилам мужчин, выполнять мужскую роль. Египетская царица Хатшепсут носила даже приклеенную бороду, так как подданные привыкли видеть на месте правителя мужчи-

Другая американская исследовательница, Шерри Ортнер, указывает на три фактора, способствующих, как она считает, приниженному положению женщины: 1) идеологические и культурные установки, обесценивающие женщин и их производственные роли; 2) символические средства, такие как концепция о нечистоте, связываемая с женщиной; 3) исключение женщины от участия в пространстве веры. От того, какие из этих факторов и в каком соотношении практиковало то или иное общество, зависело и положение женщины. Однако, отмечает далее Шерри Ортнер, во всех известных культурах женщина рассматривается в известной степени ниже мужчин2.

Идеи о «второстепенное», «второсортности» женщины были свойственны не только культурам и обществам, они проникли в философскую и общественную мысль Запада и Востока. Очень многие философы и мыслители либо просто не задумывались о природе женщины, либо открыто объявляли ее «существом по сравнению с мужчинами качественно дефектным»3. В России на рубеже XIX и XX веков, когда передовые силы требовали эмансипации женщины и равенства полов, русские философы (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, Kessler E.S. Women: an anthropological view.- N-Y., 1976.- P. 12. Цит.: no: Kessler E.S. Op.cit- P. 13.

Бранд Г.А. Природа женщины как проблема (концепции феминизма) // Общественные науки и современность.- 1998.- № 2.

Н.Ф.Федоров и др.) не только не поддержали этого призыва, но и обрушились с атакой на женщину и «злую женственность», в которой видели главное препятствие для осуществления своей мечты о совершенном бессмертном человечестве .

Оправдание неравного положения женщины имеет гораздо более глубокие корни. Согласно религиозным воззрениям, которые существуют практически во всех религиях, зависимое положение женщины имеет божественное предопределение. Одной из основополагающих для оправдания неравноправности положения женщины является идея об ее умственной и физической «неполноценности». Идея о «неполноценности» женщины восходит еще к библейскому мифу о сотворении женщины: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку»2. Эта идея о вторичности женщины вошла и в священную книгу мусульман - Коран, в котором говорится, что Аллах «создал вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними» . В исламе вместе с тем наиболее тщательно разработаны положения, касающиеся женщины. Ряд главнейших сур Корана содержат в себе установления по самым различным вопросам, связанных с семейными делами, положением женщины и отношением к ней.

Коранические предписания по брачно-семейным вопросам легли в основу всего мусульманского законодательства - шариата. Дальнейшее правовое обеспечение женщины в исламе с одной стороны предоставило ей значительные права, прежде всего имущественные, что выгодно отличало мусульманку от остальных женщин, а с другой стороны ставило ее в еще более приниженное и зависимое положение. «Женщина при исламе, - писал известный востоковед

Осипович Т.Е. Победа над рождением и смертью или женофобия русской утопической мысли на рубеже XIX-XX веков // Там же.- 1998.- № 4.- С. 180.

Библия. Бытие.- Гл.2.- Стих.22. 3 Коран / Пер. И.Ю.Крачковского.- М., 1990.- Сура 30. Аят.20. (Далее -30:20).

В.В.Бартольд, - с самого начала оказалась в более приниженном положении по отношению к мужчине, чем была раньше, и в дальнейшем закон и обычай все более ограничивали ее права»1. Впрочем, подобное имело место не только в исламе, и другие религии ставили женщину на второе после мужчины место. Ислам в этом смысле ничем не отличался от христианства, иудаизма, буддизма, индуизма и т.д. Однако не везде в мусульманском мире положение женщины было одинаковым. В Дагестане особенности его социально-экономического, политического и правового развития не могли не отразиться на положении женщины, и оно отнюдь не вписывалось в широко распространенную стереотипную схему «угнетенной женщины Востока». Необходимость переосмысления в этой связи положения дагестанской женщины в традиционном обществе является весьма актуальным. Исследование является актуальным еще и потому, что позволит глубже изучить многие вопросы, связанные с положением женщины, ее ролью и местом в семейном и общественном быте.

Особую актуальность приобретает исследование семейных отношений и положения женщины в семье, так как именно женщина концентрирует в себе то, что порой было скрыто при обычных исследованиях семьи, в которых почти никогда не брались в расчет ментальность женщины, ее чувственный мир. Традиционное общество, и не только дагестанское, демонстрировало четкое, а в чем-то даже жесткое разграничение мужских и женских ролей. При этом реалии были таковы, что мужчина всегда занимал господствующее положение. Однако женщина доминировала в сфере домашнего быта, семьи. Это был ее мир, скрытый зачастую от взоров посторонних. Здесь она чувствовала себя хозяйкой, и этот исключительно женский мир был огромен, многогранен и интересен. Распределение ролей было таковым, что мужчина не вторгался в ту область, где царила женщина. На долю дагестанской женщины выпадала не-

Бартольд В.В. Первоначальный ислам и женщина // Соч.- Т.6. - М.,1966. -С.648. сравненно обширная сфера хозяйственной и культурной жизни. Соответственно ее статус в семье был намного выше, чем в странах Востока.

Другая сторона - это взаимоотношение женщины и общества. Какое положение женщина занимала в нем, и как общество воздействовало на женщину? В отличие от семьи, которая являлась миром женщины, общество являлось таковым для мужчины1. Тем актуальнее представляется изучение роли и места дагестанской женщины в традиционном обществе. Известные сюжеты и привычные темы приобретают совершенно иную окраску и содержание, если рассматривать их через призму и в контексте положения женщины в обществе и ее взаимодействия с различными общественными институтами.

Настоящее исследование актуально и в связи с резко усилившимся в последние годы в отечественной науке интересом к частной и повседневной жизни человека, к его ментальносте, а в связи с этим и всплеском интереса к женской тематике, к положению женщины в разных социальных группах и в разные исторические периоды .

Интерес к женской тематике привел к появлению целого направления в исследовании женщины - так называемых гендерных исследований . Предметом тендерных исследований являются различные аспекты женского бытия, а также проблемы, связанные с различиями в отношении к мужчине и к женщине, правового и социального положения мужчины и женщины, стереотипов 1 КарповЮ.Ю. Джигит и волк.- СПб., 1996.- С\Ъ.

Частная жизнь. Человек в кругу семьи.- М.,1996; Поляков Ю.А. Человек в повседневности (исторические аспекты) // Отечественная история.- 2000.- № 3; Женщина, брак и семья до начала нового времени.- М.,1993.

Тендерные проблемы в этнографии.- М.,1998; Семья, тендер, культура.-М.,1997; Пушкарева Н.Л. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории.- 1998.- № 6; ее же. Как заставить говорить пол? (Тендерная концепция как метод анализа в истории и этнологии) // ЭО.- 2000.- № 2. мужественности и женственности. Женщина и женская тема стали даже предметом изучения целой научной дисциплины - социальной феминологии, изучающей всю совокупность проблем, связанных с социально-экономическим и политическим положением женщины в обществе, эволюции ее социального статуса1. Все это вместе не может не делать настоящее исследование особенно актуальным.

Научная новизна работы. Впервые в этнографической науке предпринята попытка всестороннего исследования жизни и быта дагестанской женщины, ее места и роли в таких определяющих структурах традиционного общества, как семья и сельская община. О дагестанской женщине писали многие авторы, но большинство этих исследований неизбежно несли на себе печать идеологических штампов той или иной эпохи. В исследовании дагестанской женщины как в дореволюционной литературе, так и в советской присутствовали в основном темные тона и негативные оценки. Никто не ставил своей целью отображение положения женщины, скорее они апеллировали к ее положению. Цели у тех и других авторов были разные, а подходы одинаковые. Дагестанская женщина в их описаниях, особенно горянка, представала существом забитым, лишенным элементарных человеческих прав, находящаяся в полном пренебрежении, не пользующаяся уважением ни в семье, ни в обществе. Единственное право, которое ей предоставлялось, - это право рожать детей и работать. Фальсификация и заблуждение имели один результат - искаженная картина, не имеющая ничего общего с реальным положением вещей, с действительностью. Попытки «принизить» дагестанскую женщину и в том и другом случае имели свои цели и задачи. В случае с большинством дореволюционных авторов следует исходить из того, что завоевывался край в ходе длительной и кровопролитной войны. Принижение положения горянки служило как бы до- 1 Феминология: методология исследования и методика преподавания. - Иваново, 1996; Социальная феминология.- Самара, 1997; Социальная феминология: Учебное пособие. - Иваново, 1998. полнительным аргументом в пользу оправдания войны, как и искажение картины быта горцев, их нравов, обычаев. Осознанное или невольное негативное восприятие этнокультуры горцев, в том числе «положения» женщины в семье и обществе, служило тем же целям идеологического обоснования войны. «Историографический обзор» женщины в трудах дореволюционных авторов, включая и часть дагестанских, выглядит особенно фальшиво на фоне высочайших образцов дагестанской народной лирики и творчества дореволюционных поэтов-классиков - Етима Эмина, Омарла Батырая, Махмуда из Ка-хаб-Росо и многих других, воспевавших красоту горянки и любовь к ней. Неопровержимым доказательством истинного положения дагестанской женщины является фольклор. Эпические поэмы народов Дагестана дают прекрасные образцы женщин воительниц (Парту Патима, Максуман и др.). Герои баллад в трудные минуты обращались к своим матерям в поисках совета и решения. Любовью и нежность пронизаны колыбельные песни, обращенные к девочкам.

Впрочем, за дагестанцами не признавалась даже самостоятельная творческая энергия. Как отмечает академик Г.Г.Гамзатов, касаясь общих тенденций отношения к духовному наследию народов Дагестана, «в общественной практике господствовал курс на отрицание за историей горцев положительного художественного опыта, на принижение и примитивизацию их эстетического мышления, на разрыв преемственности связей с прошлым, на забвение национальных истоков культуры» . Подобное выразилось не только в художественном творчестве, но и в архаизации общественных отношений в горном Дагестане, примитивизации быта и создании искаженной картины положения дагестанской горянки.

В советское время крен, сделанный в освещении положения дагестанской женщины, обозначил совсем другой угол. Вся советская литература о женщинах национальных окраин, в том числе и о дагестанских женщинах, шла под 1 Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения XVIII-XIX вв.- Махачкала, 2000.-С.4-5. лозунгом их «раскрепощения». Требовалось показать, исходя из идеологических предпосылок, какой нечеловечески трудной была жизнь горянки в прошлом и как много ей дала новая власть, «раскрепостив» ее, предоставив ей широкие права и открыв перед ней всевозможные перспективы. Изменение положения женщины было одним из звеньев в цепи идеологической борьбы за построение нового общества. Для того, чтобы показать впечатляющую картину перемен, происшедших с горянкой, следовало вскрыть неприглядные стороны ее жизни, полную лишений, без элементарных человеческих прав.

Чтобы показать, каким действительно было положение дагестанской женщины, и предпринято настоящее исследование. Оно содержит совершенно новые подходы к изучению женщины, ее роли и места в семье и обществе. Впервые детально исследуется жизнь женщины в традиционной семье, начиная с детства и кончая старостью, и такие прежде малоизученные вопросы, как особенности социализации девочек в традиционной дагестанской семье, супружеские взаимоотношения, хозяйственная деятельность женщины и, что весьма важно, имущественные права женщин и особенности их наследственных прав, общественное и правовое положение женщины, взаимодействие ее с различными общественными институтами и степень ее участия в общественной жизни села, а также досуг и развлечения женщины. Все эти вопросы освещаются с привлечением широкого круга источников: полевого, архивного и фольклорного материалов, а также правовых документов и многочисленных литературных источников, часть из которых впервые вводится в научный оборот. В совокупности это позволило детальнее и глубже рассмотреть многие изученные, малоизученные и совершенно неизученные вопросы, а также сделать выводы, отличающиеся от тех оценок и суждений, которые делались большинством предыдущих исследователей.

Принципиально новые подходы применены также к самой структуре работы. Помимо выделения отдельных проблем, раскрывающих роль и место женщины в традиционном обществе, в ней показан весь жизненный цикл даге- станской женщины от рождения и до старости, этапы ее жизненного пути. В таком виде исследование женщины проводится впервые.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - изучение роли и места женщины в традиционном семейном и общественном быте народов Дагестана с учетом новых концептуальных положений. Показать влияние региональной специфики и особенностей культурно-исторического, социально-экономического, политического и этнографического развития Дагестана на положение женщины в различных регионах Дагестана, и прежде всего в трех условно обозначенных зонах: Горном Дагестане, Южном и Равнинном. Попытаться показать наиболее характерные отличительные особенности роли и места женщины в них. В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи: показать этапы жизненного пути женщины, начиная с детства и отрочества и кончая старостью; рассмотреть, как протекала жизнь женщины в семье на протяжении всей ее жизни; отметить наиболее важные события в жизни женщины: замужество, рождение детей и их воспитание; показать какой была ее супружеская жизнь, взаимоотношения с мужем и с другими членами семьи, ее права и обязанности, имущественные и наследственные права; показать особую роль женщины в хозяйственно-экономической жизни семьи; отметить участие, которое принимала женщина во всех значимых событиях семейного цикла и в семейных обрядах. Другой комплекс задач должен рассмотреть место и роль женщины в системе общественного быта. Прежде всего ставятся задачи исследовать общественное и правовое положение женщины, ее взаимодействие с традиционными общественными институтами, такими, как взаимопомощь, гостеприимство, кровная месть, а также рассматриваются нормы общественного поведения женщины, ее досуг и развлечения, участие женщины в общественных празднествах, обрядах и других развлекательных действиях.

Для полного и всестороннего решения указанных задач очерченный круг вопросов рассматривается в контексте различных социально-политических структур (вольные общества, феодальные владения, имамат Шамиля) и применительно к разным социальным слоям дагестанского общества. Кроме того, важной задачей исследования был показ эволюции в положении дагестанской женщины в семье и обществе. По этой причине был избран достаточно длительный отрезок времени - XIX - начало XX в., составивший хронологические рамки работы. За этот период в Дагестане произошло много кардинальных перемен, изменивших социальную структуру общества, оказавших влияние на дальнейшее его экономическое и культурное развитие. Все это не могло не сказаться на положении дагестанской женщины в семье и обществе и на выполняемые ею роли.

Научная и практическая значимость исследования. Изучение женщины в важнейших традиционных структурах - семье и сельской общине, определение ее места и роли в семейном и общественном быте представляет научную ценность, так как позволит устранить пробел, существующий в дагестанской этнографии, в которой исследования подобного типа осуществляются впервые. Результаты исследования позволят расширить и углубить круг историко-этнографических знаний о роли и месте женщины в традиционном дагестанском обществе и о тех институтах, с которыми взаимодействовала женщина. Кроме того, научная и практическая значимость работы состоит в том, что она концептуально пересматривает положение дагестанской женщины в традиционном обществе, в освещении которого присутствовали преимущественно тенденции принижения положения женщины, сведения к минимуму ее исключительной роли в семье, очернения ее жизни и быта.

Выводы диссертации могут быть использованы при разработке проблем, связанных с эволюцией положения дагестанской женщины, и позволят по-новому взглянуть на дагестанскую женщину в различных исторических условиях и лучше понять ее современное положение с точки зрения ее ментально-сти и ее особой роли в семье и обществе. Результаты диссертации могут быть использованы при составлении методических пособий и рекомендаций, а также при чтении лекций и при составлении спецкурсов по проблемам, касающимся положения женщины в истории Дагестана и в различных структурах обще- ства. Работа может быть полезной и интересной для широкого круга любителей истории и этнографии Дагестана.

Структура работы. Она состоит из введения, четырех глав и заключения, списка источников и литературы.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании отдела этнографии и ученого совета Института ИАЭ ДНЦ РАН. Основные положения и выводы диссертации излагались автором на конференциях и сессиях. По данной проблеме осуществлен также ряд публикаций в виде отдельных статей и монографий.

Методология. историография. Источники

Исследователи, занимающиеся изучением природы женщины, ее социальных ролей, позиций, прав и обязанностей, взаимоотношением ее с мужчиной и с обществом, вполне четко проводят грань между двумя понятиями, которые в русском языке обозначаются одним словом -«пол», - это sex и gender. Если первое означает пол биологический, то тендер означает категорию социального пола. Осмысление этого понятия имеет отнюдь не давнюю историю и связано оно с возникновением на Западе в 60-70 годы XX в. интереса к положению женщины.

Именно 70-е годы были временем рождения «истории женщин» как самостоятельного направления. Рождение концепции «тендера» способствовало появлению и быстрому росту числа исследований, в которых история женщин была четко отделена от «истории мужчин»1. Применяемые при изучении методы и методики были весьма разнообразными, они были выработаны разными науками и разными научными школами. Чуть позже стало меняться содержание понятия тендерных исследований в направлении рассмотрения его не в плане концептуализации мужского доминирования, а как понимание некого комплекса или системы, которая в разных формах присутствует, констатируется и воспроизводится во всех социальных процессах. Иначе говоря, по образному выражению Н.Л.Пушкаревой, авторитетного российского исследователя женщин, «женская история неминуемо должна встретиться с историей «мужской»2.

Большинство исследователей пришло к выводу, что тендерный подход абсолютно необходим при любых социальных исследованиях. И конечно, без гендерного подхода нельзя было обойтись при исследовании роли и места женщины в различных общественных структурах. Но один лишь тендерный подход не может заменить многообразие различных методов и подходов к исследованию женщин. Каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей.

Для научного исследования весьма важным является как определение общей концепции и направления исследования, так и основных приемов для осуществления этого исследования. Методологической основой настоящего исследования в рассматриваемом контексте является сравнительно-исторический метод. Он позволяет рассмотреть роль и место дагестанской женщины в конкретных исторических рамках, показать общее и особенное в связи с различными условиями - культурно-историческими, социально-экономическими, политическими и этнографическими - развития отдельных дагестанских регионов. Другим методом, позволяющим проследить изучаемый объект в эволюции, стал метод исторического анализа. Вместе с тем, важным для настоящей работы стал метод логического исследования, задачей которого является раскрытие той роли, которую отдельные элементы системы играют в составе целого. Наряду с общенаучными в работе использованы частные методы исследования: выявления конкретного, описательный метод, метод обобщения и т.п.

Традиционное дагестанское общество в ХIХ-нач.ХХ в

Роль и место женщины в традиционном дагестанском обществе не могут быть поняты в должной мере, если не обратиться к этому обществу, не показать механизм и основные принципы жизнедеятельности этого общества и его структурных звеньев, а также ту среду, в которой протекала жизнь женщины. Положение женщины в различных регионах Дагестана и на разных этапах развития не было одинаковым. Оно было продиктовано социально-экономическими и этнографическими особенностями Дагестана.

Дагестан во многих отношениях своеобразный регион. Географические контрасты здесь столь велики, что на сравнительно небольшой территории одна природная зона сменяет другую, а рельеф иссечен горными хребтами и скалистыми ущельями. Территория Дагестана в Х1Х-начале XX в. отличалась от современной. До образования Дагестанской области в 1860 г. не было ни конкретных границ Дагестана, не единого мнения в их определении. Однако внешние границы Дагестана были известны, и они являлись достаточно устойчивыми, так как каждая политическая структура знала свои границы и охраняла свою территорию от внешних посягательств1. По свидетельству Х.-М.Хашаева, Дагестаном называли территорию не только современного Дагестана, но и весь район, прилегающий к Кавказскому хребту, начиная от г.Баку до р.Койсу (Су-лак)2.

В отношении деления Дагестана на природно-хозяйственные зоны также нет единого мнения. В одних случаях Дагестан делят на три зоны: плоскостную, предгорную и горную1, в других - на четыре, выделяя дополнительно высокогорную зону2. В официальных дореволюционных отчетах Дагестан в при-родно-хозяйственном отношении делили на три части: прибрежную полосу, совершенно ровную, составлявшую 1/3 всей поверхности края, предгорье или верхнее нагорье, пересекаемую сравнительно широкими ущельями и балками, и альпийскую полосу, захватывающуюю Главный Кавказский хребет с его отрогами3.

Каждая из вышеуказанных зон обладала своими характерными особенностями - климатическими, почвенными, которые создавали совершенно непохожие условия для жизни и хозяйствования. Значительная часть территории Дагестана представляла для этого не самые лучшие условия.

Хозяйственная деятельность дагестанцев находилась в непосредственной зависимости от природно-географической среды. В исследуемое время основной отраслью хозяйства большинства дагестанцев являлось земледелие. Им занимались и в горах, и на плоскости. Второй основной отраслью хозяйства было скотоводство - разведение в основном крупного и мелкого рогатого скота. В высокогорной части Дагестана овцеводство стало даже одной из основных товарных отраслей. Значительное развитие в горном Дагестане и в предгорье получили различные промыслы и ремесла, в которых были задействованы и мужчины, и женщины. Зональные отличия отразились не только на характере хозяйственной деятельности дагестанцев, но и на степени участия мужчин и женщин в различных видах и циклах хозяйственных работ.

Детство и взросление

Появление девочки в дагестанской семье хотя и не сопровождалось таким восторгом и радостью, как появление мальчика, тем не менее, оно не проходило незамеченным. Церемонии по случаю ее рождения и имянаречения проходили, как правило, в женской среде. В литературе сложилась точка зрения, что рождение девочки в семье дагестанцев встречалось холодно, если не сказать негативно1. Здесь необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что предпочтительное отношение к мальчику было вызвано исключительной ролью мужчины в традиционном обществе. Дело было даже не в том, что мужские сферы деятельности ценились гораздо выше, нежели женские занятия. Женщина-горянка играла в хозяйстве ничуть не меньшую роль, а в чем-то даже большую. Рождение мальчика рассматривали как продолжение рода, без него род пресекался. Девочка же - «чужой товар». Она уходила в другую семью, и сыновья, которых она рожала, укрепляли не ее отцовский род, а род ее мужа. В лезгинской притче «Хан и дровосек» дровосек рассказывает хану, что все заработанное он делит на три части. Первую тратит на себя, вторую отдает в долг, а третью выбрасывает в реку. «Как тебя понять, дровосек?» -изумился хан. В ответ услышал, что ту часть, которую дровосек тратил на себя, уходила на него с женой, в долг он растил сыновей, а деньги, что вклады-вал в дочь, - выбрасывал в реку . Эта притча, в различных вариантах бытующая и у других народов Дагестана, в определенной мере выражает отношение к дочери в традиционном обществе: деньги, потраченные на дочь, считались выброшенными, поскольку замужество отрывало ее от родной семьи и прибавляло рабочие руки семье мужа.

Однако, несмотря на это, девочка росла в семье, окруженная любовью. Как и мальчику мать пела ей колыбельные песни, ласково называя ее нежными именами (ласточка, принцесса, травинка). Особенно много колыбельных песен, посвященных девочке, в аварском фольклоре. По оценке исследователей они примерно в три раза превосходят количество песен, посвященных мальчику1. В аварской колыбельной песне, обращенной к девочке, мать пела ей:

Ох, мамина травинка, любовь моя и боль, Ты вишня из Голотля, тиндинская фасоль. Зима наступит скоро, потом растает лед, Весной соседский мальчик к тебе играть придет. Блестит твой первый зубик, глаза твои блестят, Спи мамина травинка, уже все дети спят2. Раннее детство девочки было беззаботным и даже счастливым. До шес-ти-семи лет ее еще не отделяли от мальчиков. Она могла бегать и играть со всеми детьми. В этой возрастной группе воспитанием детей как мальчиков, так и девочек занимались матери. С шести-семи лет девочки несколько отдалялись от мальчиков, они уже не играли вместе. У девочек появлялись свои трудовые обязанности. Они раньше, чем мальчики, включались в трудовой процесс. Уже в пять-шесть лет их привлекали к уходу за грудными детьми. Мать могла оставить младенца в колыбели на попечении девочки постарше.

Общественное и правовое положение женщины

Общественно-политическая активность женщины в традиционном дагестанском обществе, как и во всех традиционных обществах, была не высокая. Она не принимала почти никакого участия в сельском управлении и за редким исключением не участвовала в работе сельского схода. Женщина не обладала правом голоса и не могла представлять на сельском сходе свой дым (домохозяйство), даже если была единственным взрослым его представителем. Это право она должна была делегировать одному из своих родственников-мужчин. В то же время женщина обязана была неукоснительно подчиняться тем решениям джамаата, которые касались непосредственно ее.

Но женщина не была отстранена от жизни общества, сельской общины, в тесном взаимодействии с которой она постоянно находилась. Общество определяло ее жизнь, и она сама, в свою очередь, влияла на это общество. Влияние женщины неизменно присутствовало, особенно в критические для жизни общины моменты. В дагестанском фольклоре имеется немало сюжетов о том, какое влияние женщины оказывали на мужчин, побуждая их к подвигам, открыто выказывая презрение трусам. В кумыкской героико-исторической песне «Иыр об Абдулле» мать хочет отправить Абдуллу на битву против иноземцев и проклинает его, видя, что тот хочет уклониться от нее. Тогда сын рассказывает матери сон, который она толкует как знамение его гибели. Однако, несмотря на это, мать настаивает, чтобы сын принял участие в битве.

Нравственная оценка женщиной поступка мужчины, имела для него огромное побудительное значение. О силе морального воздействия женщины на мужчину могут свидетельствовать следующие строки из даргинской баллады: «Пусть поскорее умирает трус, если даже он родной брат... Пусть живет герой, если даже он враг».

Известно, что ни одно важное решение, касавшееся сельской общины, не обходилось без незримого участия женщины, и не всегда это участие было опосредованным. Полевые материалы этнографов дают возможность говорить о бытовании у горцев Центрального Дагестана во второй половине XIX в. обычая приглашать на сельский сход наиболее умудренных жизненным опытом представительниц старшего поколения2. По сведениям А.И.Исламмагомедова, в некоторых селениях цахуров и рутульцев женщины принимали участие в собраниях в период с осени до весны, когда мужчины находились со скотом на зимних пастбищах и в селах их оставалось очень мало . По другим сведениям, в Западном Дагестане у ботлихцев, например, некоторые вдовы, возглавлявшие после смерти мужей хозяйства, могли участвовать в общественных сходах4.

Роль женщины в дагестанском обществе, ее место в нем в значительной мере были связаны с ее хозяйственной активностью, с участием в материальном производстве. Женщина, привыкшая принимать более или менее самостоятельно решения, касавшиеся семьи, не могла быть пассивной в общественной жизни. Известно, что горянка не только много трудилась в доме и в поле, но ей нередко приходилось замещать мужа, брать на себя его обязанности по дому и в хозяйстве.

Похожие диссертации на Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни)