Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века) Слепцов Платон Алексеевич

Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века)
<
Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века) Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века) Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века) Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века) Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века) Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века) Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века) Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века) Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века) Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века) Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века) Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Слепцов Платон Алексеевич. Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века) : ил РГБ ОД 61:85-7/619

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Изучение традиционных брачно-семейных отноше ний якутов в русской и советской этнограш! II

I. Историография дореволюционного периода 11

2. Историография советского периода, 22

Глава 2. Брак и свадебная обрядность 30

I. Формы брака 30

2. Якутская свадьба, 44

3. Калым и приданое 73

Глава 3. Семья и семейная обрядность 88

I. Численность семьи и семейные взаимоотношения 88

2. Семейные обряды 96

3. Развод и порядок наследования семейного иму щества 112

Глава 4. Дети и их воспитание 121

I. Рождение -ребенка, и родильные обряды 121

2. Уход за ребенком и его воспитание 139

3. Обычаи и обряды, связанные с сохранением жизни ребенка и бесплодием женщины 151

Глава 5. Срашительно-исторический анализ традицион ной якутской обрздности 161

I. Свадебные обряды 161

2. Семейные обряды 175

3» Родильные обряды. 178

Заключение 188

Списск источников и литературы 191

Список сокращений 209

Приложения 211

Введение к работе

ХХУI съезд КПСС, отметив огромную роль и значение общественных наук для успешного решения задач коммунистического строительства, призвал ученых сконцентрировать усилия на изучении закономерностей развития советского общества1. Одним из важнейших социальных институтов любого общества является семья, которая изменяется и развивается вместе с историческим развитием общества в целом. Отмечая эту важную закономерность, К.Маркс писал, что семья "должна развиваться по мере того, как развивается общество, точно так же, как это было в прошлом. Она представляет собой продукт общественной системы .

Исследование брачно-семейных отношений, как одной из форм общественных отношений, является важной задачей этнографической науки. Изучение этого вопроса дает возможность проследить процесс развития социальных взаимоотношений, особенности исторического развития народа, поскольку семья представляя собой первичную ячейку общества, отражает основные стороны общественно-экономической жизни данного народа. Кроме того, это дает возможность проследить и уточнить те исходные рубежи, с которых начиналось формирование новой советской семьи, т.е. традиционные формы семьи и брака. Не менее важное значение имеет изучение традиционной обрядности, т.к. обряды и обычаи семьи выполняют важнейшие регулятивные функции социального контроля за поведение человека в быту. Анализ семейных обрядов и обычаев позволяет целенаправленно формировать новые

1 Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с .145-146.

2 Маркс К. Конспект книги Льюиса Г.Моргана "Древнее об
щество*. - Архив К.Маркса, Ф.Энгельса. М., 1948, т.9, с.37.

- 5 -отношения в семье, т.к. новая обрядность создается, в значительной мере, на базе старой традиционной1. С другой стороны, традиционная обрядность составляет один из компонентов, опре-делящих "этнический признак" духовной культуры любого народа**. В век научно-технической революции и социального прогресса с быстрым исчезновением многих традиционных черт культуры каждого народа, их изучение приобретает особо важное значение

и становится актуальной проблемой0. Главным образом это относится к тем народам Сибири, которые до недавнего времени не имели своей письменности.

Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно проявляют большую заботу о повышении социального и культурного уровня жизни коренного населения Сибири и Дальнего Востока .

В качестве одной из наиболее существенных сторон традиционной культуры выступают традиционные брачно-семейные отношения и многообразная семейная обрядность, которая, как пока-

Лобачева Н.П. О формировании новой обрядности у народов СССР. Опыт этнографического изучения. - СЭ, 1973, № 4, с.15. ^ Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. - СЭ, 1972, # 3, с.73.

Q Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981, с.125.

4 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему экономическому и социальному развитию районов проживания народностей Севера" от 7 февраля 1980 года. - В кн.: Справочник партийного работника. М., 1981, вып.21, с.159-167.

эывают этнографические материалы, отличается значительной устойчивостью и преемственностью традиций. До настоящего времени история развития брачно-семейных отношений и семейной обрядности якутов остается малоизученной.

Объектом исследования настоящей работы является семья и семейная обрядность (в нее входят также свадебная и родильная) якутов XIX - начала XX в., развернутое и углубленное изучение которых дополняет имеющийся пробел в характеристике традиционного быта и духовной культуры якутского народа.

Целью настоящей работы является изучение традиционной культуры якутского народа, а именно истории развития брачно-семейных отношений. В связи с этим возникают следующие конкретные задачи: I. Всесторонний анализ традиционных форм брака и семьи и выделение их особенностей; 2. Выявление и систематизация основных свадебных, семейных и родильных обрядов и обычаев, попытка интерпретации их семантической основы; 3. Рассмотрение процесса воспитания детей; 4. Сопоставление данных по свадебным, семейным и родильным обрядам якутов с аналогичными материалами других тюрко-монгольских народов Сибири, Средней Азии и Казахстана и на этой основе попытка освещения исторических и этнографических связей предков современных якутов с древним населением этих регионов.

Хронологические рамки исследования охватывают период XIX - начала XX века, т.к. наибольшее количество существующих письменных и архивных источников характеризуют этот период, однако в целом в работе использованы всевозможные источники, начиная с ХУЛ в.

В качестве основного источника привлечены архивные материалы. Автором были выявлены материалы из фондов следующих архивов: Центрального Государственного исторического архива

- 7 -СССР (материалы Ф.И.Лангаса, И.Эверса и С.Горновского); Ленинградского отделения Архива АН СССР (материалы Э.К.Пекарского и Й.П.Сойконнена); Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР (материалы В.М. и М.Н.Ионовых, Н.А.Виташевского, Э.К,Пекарского, В.И.Телье); Ленинградской части Института этнографии АН СССР (материалы Н.А. Виташевского и А.А.Попова); Географического общества СССР (материалы В.Л.Серошевского, Е.П.Та-таринова); Центрального Государственного архива Якутской АССР (материалы И. Д. Новгородом, ,, М.Н. Тимофеева-Терешкина, областного статистического комитета) и архива Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР (материалы Я.И.Линденау, А.Е.Кулаковского, Г.В.Ксенофонтова, А.А.Саввина, А.С.Порядила, П.Т.Степанова и других). Также источниками для работы послужили: научные публикации и полевые материалы, собранные автором в пяти районах Якутской АССР в 1982-1983 гг. Всего было опрошено 26 мужчин и женщин старшего возраста, хорошо знающих традиционные формы быта, брачно-семейных отношений и обрядности1.

Методологической основой для написания работы явились произведения классиков марксизма-ленинизма, посвященные проблемам брака и семьи. В первую очередь, это относится к работе Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства",

в которой он дал эволюцию институтов брака и семьи . Вопросы положения женщины в дореволюционной семье, ее эмансипации были разработаны в трудах В.И.Ленина3.

Список информаторов и сведения о них даны в приложении № I. * Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.28-178.

Ленин В.И. Проект программы нашей партии. - Поли. собр. соч., т.4, с.211-239; К женщинам-работницам. - Поли. собр. соч., т.40, с.157-168 и других.

Для теоретического осмысления и понимания сущности брачных институтов были использованы труды русских и советских исследователей: М.М.Ковалевского, Л.Я.Штернберга, М.О.Косвена, Ю.И.Семенова, Н.А.Кислякова и других1.

За последние десятилетия в советской этнографической литературе по вопросам семьи и семейной обрядности народов нашей страны: белорусов, таджиков, киргизов, ногайцев, латышей и

2 других появились многочисленные специальные исследования .

На материале сибирских народов эти вопросы рассматриваются в

работах С.М.Биче-оол, К.Д.Басаевой и Н.И.Шатиловой . В тоже

1 Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и
собственности. М., 1949; Штернберг Л.Я. Семья и род у народов
северо-восточной Азии. Л., 1933; Косвен И.О. Очерки истории пер
вобытной культуры. М., 1957; Он же. Семейная община и патрони
мия. М., 1963; Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М.,
1975; Кисляков Н.А. Очерки истории семьи и брака у народов
Средней Азии и Казахстана. Л., 1969.

2 Никольский Н.М. Происхождение и история белорусской сва
дебной обрядности. Минск, 1956; Кисляков Н.А. Семья и брак у
таджиков. ТИЭ, н.с, 1959; Дкумагулов А. Семья и брак у кирги
зов Чуйской долины. Фрунзе, I960; Гаджиева С.Ш. Очерки истории
семьи и брака у ногайцев (XIX - начало XX в.). М., 1979; Усти
нова М.Я. Семейные обряды латышского городского населения в

XX в. М., 1980 и другие.

3 Биче-оол СМ. Традиционные брачно-семейные отношения у
тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразова
ниями в іуве. - Автореф.канд.дисс. Л., 1974; Басаева К.Д. Семья
и брак у бурят (вторая половина XIX - начало XX века). Новоси
бирск, 1980; Шатинова Н.И. Семья у алтайцев.Горно-Адтайск, 1981.

время надо отметить, что по якутам специального исследования по данным вопросам пока нет. И это показывает крайнюю необходимость и актуальность создания такой монографической работы.

Якуты являются крупнейшим тюркоязычным народом Восточной Сибири. Территория их нынешнего расселения занимает одну седьмую часть СССР. По переписи 1979 г. их численность составляет свыше 328 тыс .чел. или 36, $ всего населения республики. До Великой Октябрьской революции в состав Якутской области входили пять округов: Олекминский, Якутский, Вилюйский, Верхоянский и Среднеколымский, в которых по переписи 1897 г. проживало 216 тыс. чел. местного населения. До прихода русских якуты занимались скотоводством (главным образом, разведением конного скота), оленеводством, охотой и рыболовством. С приходом в ХУЛ в. русских якуты начали заниматься земледелием, которое особенно было развито в Олекминском и Якутском округах. В течение ХУП-ХУШ вв. был проведен процесс христианизации местного населения Якутии.

В настоящей работе впервые предпринята попытка рассмотреть брачно-семейные отношения и семейную обрядность якутов XIX - начала XX в. с использованием ранее неопубликованных архивных и полевых материалов, которые впервые вводятся в научный оборот.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и приложения. Во введении дается обоснование темы исследования, ее актуальность и новизна, характеристика основных источников. В первой главе рассматривается дореволюционная и советская историография вопроса. Во второй главе дается анализ форм брака, свадебной обрядности и характеристика институтов калыма и приданного. В третьей главе исследуются численность, структура семьи, семейная обрядность и развод, порядок наследования семей-

ного имущества. В четвертой главе описывается рождение ребенка и связанные с этим родильные обряды, уход эа ребенком и воспитание детей. В пятой главе проведен сравнительный анализ материалов по свадебным» семейным и родильным обрядам якутов с аналогичными материалами других тврко-монгольских народов Сибири, Средней Азии и Казахстана. В заключении подводятся краткие итога предпринятого в диссертации исследования по брачно-семейныи отношениям и семейной обрядности якутов XIX- начала XX в. В приложении представлены таблицы, схемы, образцы "алгнсов", иллюстрирующие содержание работы.

материалы и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по этнической истории и духовной культуры якутского народа и в спецкурсах, в атеистической работе и пропаганде идей коммунистического воспитания у народов Сибири.

Автор приносит глубокую благодарность информаторам, оказавшим помощь в сборе полевых материалов, и всем тем, кто оказал всяческое содействие в написании данной работы.

- II -

Историография дореволюционного периода

История и этнография народов Якутии, представляющие составную и неразрывную часть русской исторической науки, начали формироваться в середине ХУШ в. В этой связи уместно вспомнить указание Ф.Энгельса о том, что "восемнадцатый век собрал воедино результаты прошлой истории, которые до того выступали лишь разрозненно и в форме случайности и показал их необходимость и внутреннее сцепление. Бесчисленные и хаотичные данные познания были упорядочены, выделены и приведены в причинну» связь; знание стало наукой, и науки приблизились к своему завершению, т.е. сомкнулись, с одной стороны философией, с другой - практикой. До восемнадцатого века никакой науки не было" .

Первые этнографические сведения о брачно-семейных отношениях якутов конца ХУЛ в. оставил в своих записках голландский коммерсант Э.И.Идее (1657-1708 гг.). Он впервые описал многоженство у якутов и по его словам каждый якут мог "иметь столько жен, сколько он может прокормить"2, т.е. многоженство он связал с материальным достатком и богатством. Следующим исследователем, коснувшимся брачно-семейных отношений якутов, явился видный государственный деятель времен Петра Первого И.К.Кириллов (1695-1737 гг.). Он также отметил существование много женства у якутов, "жен держат, - писал он, - столько кто на своем пропитании содержать может . О существовании у якутов І в начале ХУЛ в.многоженства писал Й.Ф.Страленберг (1676 -1747 гг.), бывший капитан шведской армии. Он впервые отметил существование у якутов калыма, как платы за невесту2.

Первое серьезное монографическое исследование по брачно-семейным отношениям якутов написал участник Второй Камчатской экспедиции Я.Й.Линденау (1700-1795 гг.). Тринадцатая глава его работы посвящена описанию свадебных обрядов, а в трех следующих главах дается описание семейных обрядов и воспитания детей у якутов0. Высоко оценил работу Я.Й.Линденау С.А.Токарев: "из работ более позднего времени трудно указать такую, которая бы равнялась по качеству с описанием якутов у Линде «4 нау" .

Некоторые сведения по интересующей нас теме можно найти в ответах на специальные программы, которые высылались из Петербурга местным чиновникам. Первый ответ был составлен в 1768 г. несколькими авторами. В нем дается описание состава калыма, и впервые в этнографической литературе авторы обратили внимание на существование у якутов обычая "избегания", ког да невестка сторонилась в течение трех лет своего свек - ІЗ -pa . Второй ответ был составлен в 1785 г. О.ЇІатушевеким. По его описанию, калым у якутов состоял из скота и денег, а приданое включало одежду невесты и часть скота, который был получен от жениха в виде калыма» Кроме того, по сведениям автора, жена перебежала в дом мужа после полной выплаты калыма, а до этого муж посещал ее по обычаю "кютюеттююр" (зятевать) .

Вопросы брачно-семейных отношений якутов были также рассмотрены в сводке, составленной в 1789 г» комиссией под председательством Ф.И.Лангаеа (I746-I8I4 гг.). В сводке были приведены данные о существовании у якутов многоженства, левирата, калыма и приданого. Большое место в сводке было отведено опи-санию свадьбы и ее обрядов0. По мнению В.Ф.Иванова, труд Ф.И.Лангаса по своей обстоятельности и подробности стоит намного выше Описания11 О.Матушевского . Некоторые стороны брачно-семейных отношений скотоводов Лены нашли отражение в работе И.Г.Георги (1730-1783 гг.), участника академической экспедиции И.П.Фалька 1768-1774 гг.5

1 Описание народов, находящихся около Якутска, Охотска и на Камчатке. - Российский магазин. СПб., 1972, ч.І, с.369.

2 Окладников А.П. К истории этнографического изучения Якутии. - Сборник материалов по этнографии якутов. Якутск, 1948, с.40-42.

3 Лангас Ф.И. Собрание известий о начале и происхождении разных племен иноверцев в Иркутской губернии., - ЦГИА СССР. (Ленинград). Ф.І264, оп.1, д.300, л.57-59.

4 Иванов В.Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии в Ш вв. М., 1974, с.146.

5 Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов... СПб., 1799, кн.2, с.77.

Таким образом, надо отметить, что сбор фактического материала по традиционным брачно-семейным отношениям якутов начался с последней четверти ХУЛ в. и до конца ХУШ в. шел интенсивный процесс накопления новых сведений и фактов. В этот период в Якутии работали Первая и Вторая Камчатские экспедиции также экспедиция И.П.Фалька, участники которых в своих исследованиях, в той или иной мере, затронули отдельные стороны брачно-семейных отношений якутов. В это время особое внимание исследователей привлекло существование у якутов многоженства, они отметили наличие у них калыма и приданого, дали описание некоторых моментов якутской свадьбы. Большинство работ этого периода носило описательный характер, в соответствии с уровнем развития науки того времени.

В XIX в. продолжалось дальнейшее этнографическое изучение Якутии. Свое предположение о причине существования многоженства у якутов выдвинул Ж.Б.Леееепс, участник экспедиции Ж.В.Лапвруза I785-1788 гг. По его мнению, причина заключалась в том, что якуты постоянно переезжали с места на место . В 1806 г. Н.Ф.Остолопов издал рукопись К.Мерка - члена экспедиции И.Биллингса. В работе были рассмотрены вопросы существования многоженства, калыма и приданого, описаны основные обряды свадьбы. Интерес вызывает упоминание об участии в этих обря 2 дах шамана.

Некоторые сведения о составе и размерах калыма и приданого содержатся в дневнике И.И.Редовского - начальника ботани - 15 -ческой экспедиции I806-1807 гг. и в работе офицеров Н.А.Хвостова и Г.И.Давыдова, которая посвящена их путешествию в Америку.

Калым и приданое

Обширная литература, многочисленные архивные источники и разный полевой материал свидетельствует о существовании у якутов в рассматриваемое время калыма - "кыыс сулуута" и приданого "энньэ". Многие авторы, писавшие о брачно-семейных отношениях якутов, уделяли калыму и приданому, срокам их уплаты, кругу родных жениха и невесты, получавших и собиравших их, большое внимание (Н.С.Берг, Р.К.Ыаак, А.Ф.Миддендорф, В.Л.Серошев-ский, Н.А.Виташевский и другие). Теоретические аспекты развития и генезиса института калыма и приданого были разработаны в советское время М.О.Косвеном и Н.А.Кисляковым .

По представлениям якутов, калым представлял собой форму купли женщины и был своеобразным вознаграждением за воспитание девушки в родительском доме. С другой стороны, калым можно рассматривать как особый знак переуступки женщины-работницы. Калым получали родители, дяди, старшие братья невесты: если вступавшие в брак были сиротами, то калым выплачивался их опекунами; за работник-сирот калым брали хозяева2. 6 ХУЛ в. калым выплачивался скотом. Например, "в 1692 г. якут Игнатий Чюхча заплатил за жену два коня, четыре коровы, быка и также дал битого мяса"1. Кроме скота, калым также включал одежду в виде мужского и женского платья из рысьих, волчьих и лосиных шкур . Скот являлся основной ценностью, составляющей выкуп невесты и до конца ХУШ в., когда неизвестный автор писал: "...за дочерей своих берут подарок, конным и рогатым скотом -калым 3. Преобладание скота в калыме сохраняется у якутов и в начале XIX в. .

В старину калым состоял из семи определенных частей: I. "Сулуу" - основная часть калыма, которая обязательно возвращалась в случае растройства свадьбы, уплачивается скотом. 2."Ку-рум2 - часть калыма, которая идет на свадебное угощение, уплачивается откормленным скотом в забитом виде; 3. "Сынгаах хонгно-рор" (раскрытие рта) - подарок отцу невесты для получения его согласия на брак; 4. "Хоонньосор кэсии - плата за право жениха разделить ложе с невестой; 5. "Быа тэнитиитэ (дословно: развертывание веревки) - часть калыма, которую дают с тем, чтобы в приданое невесты была включена "ураеа" (юрта); б. "Кёрдююр кэсии" - часть калыма, которая дается, чтобы получить согласие родителей невесты на отъезд дочери в дом жениха; 7. "Ого оннугар кёрёр кэсии" (дословно: подарок вместо дитяти) - часть калыма, как бы заменяющая родителям невесты их отсутствующую дочь.

Кроме "еулуу" жених был обязан уплатить многочисленные подарки: "биеирэм кэсии (особый подарок родителям невесты) - преподносится в виде нескольких голов скота; "остуол мааныта (угощение стола) - при этом обычно дается кобыла; "сыарга кэсиитэ (дословно: подарок, связанный с санями) - мясо, отправляемое родителям невесты после поездки жениха к ним "тюсэ барар ; "тер-стою кэсиитэ (дословно: подарок, связанный с седлом) - этот подарок дается мелкой скотиной при каждых двух головах скота основной части калыма "сулуу ; кютюёт кэсиитэ (подарок жениха) -подарок за право посещать невесту в доме ее родителей после "тюсэ барар - обычно состоит из одной-двух мелких скотин; уок-ка кэбисэр (дословно: гостинец для духа огня) - дается маслом и вареным мясом1. У северных якутов также кроме калыма существовали похожие подарки: "огонньор тыла (слово отца невесты) - при этом дается хороший олень-бур; эмээхсин тыла (слово матери невесты) - дается шкурка лисицы .

Относительно размеров разных частей калыма существуют самые различные сведения Подробное описание разных частей калыма по мере увеличения его размера оставил участник Комиссии АН СССР по изучению производительных сил Якутской АССР И.П.Сойкон-нен в своей работе "Семейный быт якутов Якутского округа", которая до сих пор не издана, I, "Бииргэ биэрдибит (за одну отдали) - калым состоит из одной скотины - самый маленький размер калыма 2. "Иккигэ биэрдибит" (за двух отдали) - калым состоит из двух скотин: одна из которых стельная корова, другая телка; 3. "Юскэ биэрдибит" (за трех отдали) - калым состоит из трех скотин: одна из которых стельная корова, другая телка и туша молодой коровы; 4. "Тюёрткэ биэрдибит" (за четырех отдали) -калым состоит из четырех скотин: одна из которых стельная корова, другая яловая корова, одна нетелка и туша коровы Начиная с этого вида калыма, различают "сулуу", "курум" и два вида подарков: "кердююр кэсии" и "хоонньосор кэсии". В данном случае оба подарка составляют тушу коровы,

5. "Ынах биэсэ" (дословно: коровы пять). При этом "сулуу состоит из двух коров и быка, "курум" - из туши откормленной коровы, оба подарка составляют тушу коровы.

6. "Ынах алтата" (коровы шесть) - "сулуу" состоит из четырех стельных коров и быка, "курум" - из туши коня, оба подарка составляют большой кусок мяса и несколько фунтов масла. Начиная с этого вида калым дается не только рогатым, но и конным скотом.

7. "Ынах сэттэтэ" (коровы семь) - "сулуу" состоит из четырех стельных коров и быка, "курум" - из туши коня, "кердююр кэсии" - из молодой коровы "тингэсэ", "хоонньосор кэсии" дается мясом или маслом,

8."Ынах агыса" (коровы восемь) - "сулуу" состоит из четырех стельных коров, быка и лошади, "курум" - из туши кобылы и коровы, оба подарка отдельно не уплачиваются.

9. "Ынах тогуса" (коровы девять) - "сулуу" состоит из че тырех стельных коров, быка и лошади, "курум" - из туши кобылы и откормленной коровы; "кердююр кэсии" - из молодой коровы "тингэсэ", "хоонньосор кэсии" дается мясом и маслом.

10, "Ынах уона" (коровы десять) - "сулуу" состоит из четы рех стельных коров, быка и лошади, "курум" - из туши кобылы и откормленной коровы, оба вида подарка составляют тушу молодой коровы "тингэсэ" и годовалой скотины.

11. "Сылгы биирэ" (единичный лошадиный калым) - состав этого вида калыма такой же как и состав "ынах уона". Также включается так называемый ат кэсиитэ" (подарок лошади) в виде молодой конной скотины "убаса". Всего одиннадцать голов скота.

12. "Сылгы иккитэ" (дословно: лошади две) - "сулуу" состоит из четырех стельных коров, быка и верховой лошади, "курум" -из двух туш откормленных кобыл, "хоонньосор кэсии" - из одной туши лошади "убаса", "кёрдююр кэсии - из туши кобылы. Кроме того, в состав этого вида калыма входят: "ого оннугар кёрер кэсии" - составляет одну стельную корову, "быа тэнитиитэ" - корову. Всего двенадцать голов скота.

13. "Сылгы юсэ" (лошади три) - "сулуу" состоит из четырех стельных коров, двух кобыл, быка и верховой лошади, "курум" -из туш трех кобыл и коровы, "кёрдююр кэсии - составляет мясо крупной скотины, "хоонньосор кэсии" - крупная скотина, "ого оннугар кёрер кэсии" - стельная корова или кобыла, "быа тэнитиитэ" - откормленная корова, "ат кэсиитэ" - жеребенок. Всего пятнадцать голов скота.

Численность семьи и семейные взаимоотношения

С ХУЛ в. у якутов господствующей формой семьи явлалась малая семья - первичная социально-экономическая ячейка общества, основанная на частном производстве и индивидуальном потреблении .

Как показывают опубликованные работы и архивные материалы, средняя численность якутской семьи была небольшой. По архивным источникам, относящимся к середине XIX в., в Вилюйском округе средняя численность семьи составляла по улусам: Сунтарский -4,6 чел., Мархинский - 4,6 чел., Верхно-Вилюйский - 5,5 чел. и Средне-Вилюйекий - 3,6 чел. В целом средняя численность семьи по округу составляла 5 человек2.

По переписи 1897 г. средняя численность семьи в Влюйском округе составляла 5,3 чел., а в Якутском округе - 4,8 чел. Приведенные данные подтверждаются анализом посемейных списков трех округов Якутской области: Якутского, Вилюйского и Колымского. Так, материалы посемейного списка Алданского наслега Ботурусского улуса Якутского округа за 1908 г. показывают, что из 73 семей (5 одиночек) - одна семья состояла из II чел., одна-10 чел., одна - из 8 чел., четыре - из 7 чел., семь - из 6 чел., тринадцать - из 5 чел., двенадцать - из 4 чел., десять - из 3 чел., остальные семьи состояли из двух человек. В целом средняя численность семьи составляла 3,9 чел.

Материалы посемейного списка Второго Нерюктяйского наслега Сунтарского улуса Вилюйекого округа за 1908 г. показывают, что из 86 семей - две семьи состояли из 9 чел., десять - из 7 чел,, одиннадцать - из б чел,, шестнадцать - из 5 чел,, восемнадцать - из 4 чел., двадцать одна - из 3 чел.; остальные семьи состояли из одной брачной пары. В целом средняя численность семьи составляла 4,5 чел.

Материалы посемейного списка Первого Бойдунского наслега Колымского улуса Колымского округа за 1908 г. показывают, что из 89 семей (10 одиночек) - одна семья состояла из одиннадцати человек, одна - из 10 чел., пять - из 9 чел., пять - из 7 чел., пять - из 6 чел., тринадцать - из 5 чел., пятнадцать - из 4 чел. тринадцать - из 3 чел.; остальные семьи состояли из одной брач-ной пары, В целом средняя численность семьи составляла 4 чел.

Как видно из приведенных данных, в рассматриваемое время средняя численность семьи у якутов составляла 3-5 человек. Обычно такая семья состояла из одной брачной пары, кого-либо из престарелых родителей главы семьи и детей. Исключение составляет численность богатых семей, т.к. в них, кроме домохозяина, его родителей, жены и детей, могли входить также усыновленные дети и посторонние лица, временно или постоянно проживающие вместе с хозяевами. Численность семьи, таким образом, была прямо связана с ее материальным благосостоянием. Каждая якутская семья имела определенное количество скота, однако устойчивость хозяйственного и бытового положения семьи достигалась в первую очередь, тем, что в ее распоряжении находилась основная материальная база развития скотоводческого хозяйства - 90 -та или иная площадь сенокосно-пастбищных угодий1.

В XIX в. прожиточный минимум на одного члена семьи при-ленских скотоводов составлял в год две головы рогатого скота, т.е. одна среднестатистическая семья, состоящая из пяти человек, должна была иметь около десяти голов рогатого скота и лошадей. В Олекминском округе, где большая часть населения зани-малась земледелием, эта норма уменьшалась до 1,5 голов скота . К началу второй половины XIX в. на одного человека в центральных улусах области приходилось около 2,3 голов рогатого скота, а в 1917 г. приблизительно 2,7 голов скота на одного человека . Однако, по большей части, эти данные не отражали настоящей картины, т.к. во многих бедняцких семьях показатели были гораздо ниже.

Такое положение объяснялось тем, что во второй половине XIX - начале XX в, рост населения опережал рост поголовья скота. Это объяснялось отсутствием земель, удобных для расширения скотоводческого хозяйства. Свободные (пустолежащие) земли были освоены еще в конце ХУШ и первой половине XIX в. Кроме Олекминского округа в других округах земледелие никогда не имело большого значения. Отсутствие надежного, прогрессивного транспорта и, главное, отсутствие возможностей у основной массы трудового населения для приобретения привозных продуктов земледелия, создали на рубеже ХІХ-ХХ вв. кризисное положение, отразившееся в замедленном росте популяции коренного населения Якутии. Это явление усугублялось гнетом царизма и тойонатской верхушкой трудовых масс якутского населения в его "необузданной азиатской форме" . Замедленным ростом увеличения численности коренных жителей в значительной степени объяснялось то, что состав средней якутской семьи в рассматриваемое время не превышал 3-5 человек.

Патриархальные традиции в якутской семье определяли права и обязанности каждого ее члена. В главе семьи стоял обычно мужчина, отец семейства - "дьиэлээх тойон" и лишь в очень редких случаях - мать-вдова. Отец являлся полновластным хозяином всего движимого и недвижимого имущества семьи и мог, в сущности, распоряжаться им единолично . По свидетельству некоторых авторов, раньше глава семьи пользовался неограниченной властью и мог подвергать своих домочадцев различным наказаниям, вплоть до смертной казни . Отец имел право распоряжаться судьбой своих дочерей до их замужества и держать в повиновении сыновей до их "полной зрелости.

В XIX - начале XX в. глава семьи имел право подвергать членов своей семьи изгнанию на «дин-два года до "исправления". Обычно наказывали непослушного, строптивого сына, который гулял, кутил и т.д. Все домочадцы называли главу семьи "ага", а невестка называла его "ага тойон" (отец-господин). Никто не имел права стоять между ним и огнем, если глава семьи грелся у очага; никто не мог в его присутствии повысить голос. Патриархальная власть главы семьи смягчалась тем почтением, которое обязан был соблюдать каждый якут по отношению к своим родителям, старшим родственникам, почтенным старикам и т.д.

Отец являлся представителем семьи на сходках, собраниях, в сношениях с другими семьями. Все торговые сделки заключал он, все товары для семьи покупал также он. В богатых семьях глава семьи сам почти не работал, ездил по гостям, участвовал в различных собраниях, вел торговые переговоры, распоряжался работниками и т.д. В бедных семьях глава семьи обычно принимал участие во всех работах .

Обычаи и обряды, связанные с сохранением жизни ребенка и бесплодием женщины

В XIX - начале XX в. якуты все еще собоидали множество раз ных обычаев и обрядов, связанных с сохранением жизни ребенка и бесплодием женщины.

Большая смертность детей у якутов вызывала страх потерять ребенка и выражалась в собліщении всевозможных предохранительных мер, магических действий и обрядов.

Всех злых духов-пожирателей душ родившихся детей якуты называли "абаасы". Опасаясь алых духов, новорожденного в первые дни его жизни никому не показывали, не говорили кто родился - мальчик или девочка. Иногда в течение первых трех месяцев жизни ребенка около него запрещалось ходить взрослым, кроме родителей . Иногда мальчика одевали как девочку, заплетали ему косы - "прятали" от алого духа. С девочкой поступали так же. Широко распространенным предохранительным приемом являлись различные прозвища, которые давали новорожденным, порой даже непристойные. Чаще всего давали собачьи клички, например,"Бас -нргас", "Моойторук или названия предметов: "Кээнчэ" (портянка) и другие. Эти прозвища дети носили до семи лет, после чего им давали нормальные человеческие имена, т.к. по представлениям якутов, после семи лет злой дух уже не мог их "съесть".

Северные якуты соблюдали аналогичные способы защиты детей. В первые дни жизни ребенка его не показывали посторонним, опасаясь людей с дурным, "острым" взглядом. Чтобы обмануть злого духа, старших сестер и братьев заставляли называть младших сестер братьями, а братьев сестрами. В тех еемьях, где часто умирали мальчики, родители прокалывали уши ребенку мужского пола и вставляли серьги, т.е. "меняли" пол ребенка. Часто новорожден 2 ным давали разные клички .

К числу предохранительных мер для сохранения жизни ребенка относилось применение различных оберегов "ымыы". С целью оградить ребенка от злого духа, его сразу после рождения заворачивали в медвежью или собачью шкуру, которых якобы опасался злой дух. На дверях дома, где родился ребенок, часто вешали кон-скую узду-звон от нее также отпугивал злого духа . Иногда ребенка мыли в воде, куда клали волшебный камень "сата". В некоторых семьях вместе с новорожденным содержали щенка или котенка, которые его "защищали"4.

Вместе с младенцем в колыбель клали в качестве амулетов: ветки шиповника, специально сделанную для этой цели - кочергу "ожиг": если новорожденным был мальчик - ножичек с березовой рукояткой, если девочка - ножницы. Эти вещи клади с внешней сторо-ны колыбели "уот диэки ёттюттэн. Большое количество амулетов привязывали над колыбелью или к ее веревке: нож с ножнами, огниво с трутом, деревянный топорик, наконечник стрелы, медный колокольчик, голову иди ногу совы, ястреба, медвежью лапу с когтями, надутый коровий пузырь и т.д. Иногда к потолку над колыбелью привешивали ружье или вилы, сделанные из березы .

У якутов существовал обычай вешать в качестве амулета на детскую верхнюю одежду "особое украшение, отлитое обязательно из меди с отверстиями с трех сторон. В середине должно быть изображение льва, стоящего на задних лапах в профиль с повернутой зрителю годовой. Такую бляху вешали и девочке и мальчику с того возраста, когда они могут сидеть, до семи лет, а с семи лет украшение снимали".

Если дети росли здоровыми, их клади в люльку старших детей, если ребенок умирал - его люльку выбрасывали. Наиболее распространенным обрядом, который выполняли родители, дети которых "не стояли", т.е. умирали, был обряд "ого уоруута" (кража детей). Для этого отец ребенка (мать обычно ничего не знала) заранее договаривался с каким-нибудь знакомым о тон, что тот возьмет к себе ребенка. Этот человек должен был иметь много детей. После рождения ребенка, когда мать засыпала, повивальная бабка завертывала его в одеяло и помещала в берестяную посуду "тордуйа" или медный горшок. Затем через трубу камелька (злой дух боялся духа-хозяина очага) или через окно хлева она передавала ребенка этому человеку. Взяв ребенка, человек шел до леса задом наперед, чтобы "сбить" со следа злого духа. Иногда с этой целью поперек своего следа он клал полено; если же он приехал верхом, то перед тем как сесть на лошадь, поливал водой свои следы около коновязи. В прошлом вместо ребенка бабка клала щенка, котенка или деревянную куколку, которых по ошибке "съедал" злой дух. Ребенок у посторонних людей воспитывался до семи лет, как говорили якуты "уляунгага буордуйуор дылы" (дословно: пока не затвердеет пятка). По представлениям якутов, с этого времени злой дух не мог его съесть. До этого времени родители ни в коем случае не должны были его видеть, хотя обычно знали или догадывались, где он находится. Если родители очень хотели увидеть своего ребенка, то перед тем как заехать под благовидным предлогом к людям у которых он воспитывался, они должны были сначала побывать в гостях у нескольких семей. Ребенку говдрили о настоящих родителях только

Как показывают архивные данные, иногда перед кражей выполняли следующие магические действия: ребенка подкладывали к собаке, которая недавно ощенилась, а одного из щенков подкладывали к роженице. При этом говорили: "От собаки родилась собака, от утки - утка! тьфу-тьфу!", надеясь таким образом "обмануть" злого духа. После этого ребенка похищали . У северных якутов существовал аналогичный обряд, однако через три-четыре дня ребенка возвращали обратно0.

И.А.Худяков оставил описание другого более простого обряда, связанного с защитой ребенка. Для этого старая многодет - 155 -ная женщина приносила деньги и, передавая их через окно родителям, говорила: "Пришла я, чтобы купить умиравших детей. Пусть это дитя будет моим!" После этого ребенок считался ее ребенком, хотя и оставался дома. Злой дух, по мнению якутов,"думал", что ребенка "купили" и его нет домаА.

Якуты выполняли также еще один обряд для зашиты детей под названием "ситии бысар" (разрезание веревки), в котором принимал участие шаман. По сведениям А.Е.Кулаковского, в на-чаде обряда забивали теленка и из его кишок отрезали шесть кусков, которыми можно было опоясаться. На левой стороне юрты выкапывали ямку глубиной 8-16 см. После этих приготовлений шаман начинал камлание, находил злого духа, "поедающего" детей, и отправлял его через яму в преисподнюю. Затем он опоясывал обоих супругов - каждого тремя веревками снизу и тремя кишками сверху. Затеи он "вселял" нечистоты и несчастья" супругов в эти веревки и кишки. Для этого на четвереньках, изображая собой быка, шаман ходил вокруг супругов и трижды пролезал под ними. После этого шаман перерезал все двенадцать опоясок и бросал их в яму, вслед за злым духом. Чтобы злой дух не вылез обратно, вход в яму он затыкал черным камнем и из веток шиповника сооружал преграду "бысыт". После окончания обряда ямку закапывали2. Описание данного обряда также оставили В.Л.Приклонский и С.В.Ястремский .

Целая серия обрядов была связана с бесплодием женщины. По представлением якутов, женщина была бесплодной из-за того, что она чем-нибудь прогневила богиню "Айысыт" или нарушила магические запреты, существующие для беременных женщин (нр., запрет переходить реку после рождения ребенка до "очищения" в любое время года и другие) .

Похожие диссертации на Семья и семейная обрядность у якутов (XIX - начало XX века)