Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века Магомедсалихов Хайбула Гамзатович

Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века
<
Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Магомедсалихов Хайбула Гамзатович. Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Махачкала, 2003.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/618-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Причины и условия конфликтогенности в аварском обществе и самоуправление сельских обществ .

1. Социально-экономические отношения и общественный быт аварцев в XIX - начале XX века. Основные источники и формы конфликтов 19

2. Самоуправление сельских обществ и представители маслаата 30

Глава II. Разрешение конфликтов по убийствам и поранениям .

1. Маслаат при убийствах и поранениях 40

2. Разрешение конфликтов по убийствам и поранениям между разными тухумами 54

3. Внутри тухума 72

4. Между разным джамаатами 79

Глава III. Грабёж, кража (воровство) и разрешение конфликтов по ним .

1. Предыстория вопроса. Экскурс в историю 85

2. Конфликты по грабежам, кражам (воровствам) и их разрешение 97

Глава IV. Конфликты, связанные с женщинами и их разрешение .

1. Роль и положение женщины в Аварском обществе в XIX веке 110

2. Бракоразводные процессы и их разрешение 120

Глава V. Межобщинные и внутриобщинные конфликты .

1. Межобщинные конфликты, их разрешение и регламентация 132

2. Регламентация конфликтных ситуаций по нарушениям общественного порядка в джамаате 148

Заключение 159

Примечания 166

Список сокращений 179

Библиография 180

Словарь терминов 188

Введение к работе

Конфликт - это социальное явление, имеющее такую же древнюю историю, как сама цивилизация и являющееся спутником человека в продолжение всей его жизнедеятельности. В нашем обществе изучение этого важного социального явления началось относительно недавно и связано с началом демократических преобразований в обществе, когда в обществе наиболее наглядно стали проявляться конфликты и противоречия, наслаивавшиеся десятилетиями.

Понятие конфликт в разных словарях объясняется с разных позиций, а если сконцентрировать эти позиции, то конфликт следует понимать как столкновение, серьёзное разногласие, спор или же несовместимость точек зрения и взглядов, которые могут привести к насилию и другим деструктивным последствиям.

Конфликтность - это важная сторона взаимоотношений людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. "Социология конфликта исходит из того, что конфликт, есть нормальное явление общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело... Общество, властные структуры и отдельные граждане будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а будут следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов"1.

При благоприятных обстоятельствах, когда конфликтные ситуации находят разумное разрешение, конфликты являются двигателем исторического процесса, способствуют общественному прогрессу. В противном же случае, при непомерном скоплении в обществе противоречий и конфликтных ситуаций, они приводят к катаклизмам, социальным революциям, что не всегда приводит к позитивным последствиям. Знание социальной сущности и особенностей проявления конфликтов в обществе способствует прогнозированию возможных его последствий и принятию надлежащих мер, что гораздо предпочтительнее борьбы с его последствиями. Конфликт, так же как и болезнь, легче предупредить, чем потом его лечить.

Конфликты в социальной среде проявляются на разных уровнях в зависимости от конкретных обстоятельств, начиная от психологического конфликта отдельно взятой личности и до межнациональных конфликтов. Так, в каждом человеке в определенные периоды его жизни наблюдаются внутренние психологические конфликты, в результате которых человек духовно поднимается на новую ступень или же, напротив, может деградировать.

Конфликт, как правило, имеет место в каждой семье, который проявляется в частности в смене поколений. Вспомним отражение конфликта поколений в произведении И. Тургенева "Отцы и дети". Конфликт имеет место также между личностью и обществом на почве экономических, идеологических или иных причин. Психологи выделяют три разновидности конфликтов: внутриличностные, межличностные и межгрупповые2.

Конфликты на межнациональном уровне нередко приводят к непрекращающимся воинам с огромными человеческими и материальными потерями. Таков например, конфликт между Палестиной и Израилем в современном мире, который в течение длительного времени держит в напряжении весь Ближний Восток и мировое сообщество в целом.

Для разрешения конфликтов и якобы для защиты, человечество изобрело оружие от примитивных лука и стрелы первобытного человека до современного ядерного оружия, способного несколько раз уничтожить все живое на земном шаре. Все это является пагубным следствием поиска способов насильственного разрешения конфликтов на разных уровнях и разных стадиях человеческого развития. Наличие этого оружия не только не способствовало разрешению конфликтов, а наоборот, увеличило возможность возникновения новых конфликтов уже в глобальных масштабах и с возможными катастрофическими последствиями. Тем самым, горький опыт межнациональных и гражданских войн учит, что конфликты, силовыми методами, каковыми яв- ляются, например, войны, невозможно разрешить. Наличие силы в лучшем случае может явиться сдерживающим фактором в конфликтах и дает возможность диктовать свои условия более слабым, но не способствует разрешению конфликтов.

В условиях, когда в обществе наблюдается социально- политическая и экономическая нестабильность, необходимость изучения социальной сущности и природы конфликтов, а также особенностей их проявления в обществе намного возрастает. Это обстоятельство явилось основной причиной повышенного внимания в последние годы к проблеме конфликтов в обществе, а также традиционным и современным формам и методам их разрешения. В связи с этим, конфликтология введена в качестве обязательной дисциплины в общеобразовательные школы, изучается этот предмет также в высшей школе.

В условиях современной действительности необходимость изучения конфликтов в дагестанском обществе намного возрастает, что связано с многонациональной спецификой этого региона Российской Федерации. Сегодня, как никогда, необходимо возродить позитивные традиции и опыт межнационального общения, накопленный дагестанскими народами в результате многовековой практики совместного проживания на единой территории.

Изучение конфликтов в историческом аспекте XIX — начала XX века имеет свои специфические особенности, связанные, первым делом, с уровнем общественно-экономического развития региона. В XIX в. в Дагестане, особенно горной его части, наблюдалось заметное экономическое отставание, связанное со значительными пережитками патриархального общественного быта горцев. Недостаточно высокий уровень социально-экономического быта того или иного народа, является одной из главных предпосылок конфлик-тогенности в обществе. Поэтому изучение конфликтов и форм их разрешения неразрывно связано с теми общественно-экономическими условиями, в которых они развивались.

Многие уголовные преступления такие как убийство, кража и грабеж находились у горцев Дагестана в XIX в. на уровне частного возмездия, и такое положение во многих обществах было кодифицировано в нормах обычного права.

Как было отмечено, конфликтология - это относительно новая и в силу этого менее других разработанная область науки в российском обществе, и в дагестанском в частности. Поэтому предлагаемая работа является прежде всего попыткой обратить внимание на отдельные проблемы современного дагестанского общества через призму традиционных конфликтов и форм их разрешения в аварских обществах XIX - начала XX века.

При написании этой работы мы старались придерживаться сравнительно - исторического метода исследования проблемы, т. е. исходили из известного ленинского методологического принципа - "...на каком историческом этапе данная вещь возникла, какие этапы в своем развитии прошла и чем данная вещь является теперь"3.

В ходе разработки данной темы мы также исходили из другого методологического принципа, а именно исторического детерминизма т.е. причинно-следственной взаимосвязи и взаимообусловленности исторических процессов и явлений.

Для раскрытия объективного содержания процессов, связанных с темой исследования, использовался также метод ретроспективного анализа, без которого трудно осветить события прошлых лет.

Традиционным регулятором общественных отношений в Дагестане наряду с шариатом, являлись нормы обычного права и морально нравственные установки, изучению которых посвящено значительное число работ как прошлых, так и современных исследователей.

Круг вопросов, которые нашли отражение в данной работе:

В Аварских союзах сельских обществ традиционно сложился институт самоуправления, значительная роль в котором отводилась представителям по разрешению разного рода конфликтов. Спорные и конфликтные ситуации, как в самом джамаате, так и между джамаатами, находились в поле зрения представителей местного самоуправления. Если публичные органы самоуправления занимались вопросами регламентации отношений, способных вызвать в джамаате споры и конфликтные ситуации, то представители мусульманского духовенства занимались разрешением уже разразившихся крупных конфликтов, выполняли роль миротворцев и посредников при конфликтах, и тем самым проявляли заботу об общественном спокойствии.

Маслаат - это самая совершенная, уникальная и востребованная современностью форма разрешения конфликтов, принятая у мусульманских народов Востока. Наиболее наглядно институт маслаатства выражается при организации примирения по таким конфликтам как убийство и поранение. При достижении соглашения о перемирии преступник должен был полностью возместить материальный и моральный ущерб пострадавшей стороне. После этого не только становится невозможным возобновление конфликта, но даже устанавливаются между обеими конфликтующими сторонами отношения близкие к родственным, и в отдельных случаях эти отношения у аварцев ценились больше, чем просто родственные.

Помимо маслаата у горцев были и другие формы и методы разрешения конфликтов по убийствам, поранениям и другим конфликтным ситуациям. Эти конфликты имели свои специфические особенности разрешения в зависимости от тяжести и конкретных обстоятельств их проявления - внутри ту-хума, между разными тухумами, между джамаатами и союзами сельских обществ.

Наибольший интерес представляет разрешение конфликтов по убийствам и поранениям между двумя тухумами. Здесь исторически сложилась такая форма прекращения вражды как уход из своего джамаата в другой, самый отдалённый, спасаясь от кровной мести. Таких случаев в историческом прошлом в аварских обществах достаточно много. Так, Салатавский союз сель- ских обществ стал складываться в начале XVI века и основателями его столицы- Чиркея были два брата Хидра и Муса, прибывшие из селения Гинта (Гидатлинское общество), спасаясь от кровной мести. В предшествующие века можно привести много таких примеров по всей Аварии.

Довольно распространённым явлением при разрешении конфликтов по убийствам среди горцев было заключение брачных союзов между враждующими. Успех такой формы был такой же безусловный как при соблюдении маслаата. Таких случаев разрешения конфликтов можно встретить едва ли не в каждом селении Аварии.

Согласно нормам адата конфликт по убийству также считался разрешённым и не возобновлялся, если состоялась кровная месть "кисас", т.е. равное возмездие. Это было кодифицировано в адатных нормах и не воспрещалось мусульманским правом. Однако, предпочтение в таких случаях мусульманское право отдавало всё-таки примирению.

Гостеприимство у народов Дагестана всегда ставилось выше кровной мести, и это во многих случаях способствовало если не разрешению, то предотвращению конфликтов.

Конфликты, которые нередко заканчивались убийствами, имели место как внутри тухума, так и между джамаатами. При убийствах внутри тухума согласно мусульманскому праву было запрещено убийство по восходящей линии, а с другой стороны, в случаях убийства по нисходящей линии родители за это подвергались только кеффарету (отпущение раба или двухмесячный пост). Однако не всегда и не везде горцы Дагестана придерживались этих положений. В каждом конкретном случае действовали по обстоятельствам. И всё-таки убийство родителей детьми повсеместно в Дагестане осуждалось морально и соответственно наказывалось моральным и физическим остракизмом преступника.

К убийствам между джамаатами подход также был дифференцированным. За убийство совершенное в интересах или за интересы своего села, член джамаата пользовался полным покровительством своего джамаата, который брал на себя выплату дията и ответственность за соблюдение других атрибутов по примирению.

При бытовом убийстве между джамаатами в мирном процессе принимали участие сельские муллы, представители публичной власти и другие уважаемые представители джамаата.

При особо тяжких преступлениях, за урегулирование конфликта брались представители от всего союза сельских обществ. Посредничество такой авторитетной и компетентной делегации, как правило, было наиболее эффективным.

Помимо убийств и поранений заметное место среди преступлений в Аварских обществах занимали конфликты, связанные с кражами (воровством) и грабежом.

Как было отмечено, социально-экономическая неблагополучие является благоприятным условием для складывания конфликтах ситуаций в любом обществе, что наблюдалось также традиционно в горских обществ Дагестана. Этим отчасти можно объяснить частые набеги горцев на территории соседних немусульманских народов, по аварски "чабхъад рахъин". Однако, экономическая причина и связанное с ним социальное неблагополучие в горских обществах не были единственными в объяснении набегов на соседние территории. Набеги, совершаемые на соседнюю Грузию, горцы объясняли религиозными целями т. е. борьбой с неверными (гъазават).

В психологии горцев отожилась, что кража вне общины, тем более если нет с ними дружбы и согласия и они иноверцы, позволительна, а внутри общины нет. Такое отношение к кражам и грабежам нашло отражение и в адат-ных нормах горцев Дагестана.

При кражах внутри общины значительное внимание горцы уделяли верному опознанию вора. Для этого горцы использовали разные способы, среди которых: свидетельские показания очевидцев кражи, присягательство и со- присягательство, "перекрытие урины", "тіабакі свери" (вращение тарелки) и т.д.

Значительное число конфликтов в аварских обществах было связано с женщинами. В работе предпринята попытка определить роль и положение женщины в традиционном быту горцев, а также осветить процедуру бракоразводного процесса и методы разрешения такого рода конфликтов.

Межобщинные конфликты в основном на почве территориальных споров часто имели место в аварских обществах до XIX века. В предшествующие века конфликты на этой почве нередко заканчивались кровавыми столкновениями между джамаатами. В XIX в. наблюдается консолидация обществ в более крупные союзы и регламентация отношений между ними по разным правовым вопросам на основе договоров и соглашений, с залогом имущества. Это было значительным прогрессом в объединительном процессе аварских обществ и цивилизованной формой разрешения и регламентации межобщинных отношений.

Жизнедеятельность сельских обществ далеко не ограничивалась разрешением и предупреждением крупных конфликтов. Помимо и наряду с крупными конфликтами каждая община и союз сельских обществ регламентировали целый ряд вопросов внутри общины, которые обеспечивали нормальную жизнедеятельность в джамаате. Гораздо строже регламентировался в общине порядок сельскохозяйственных работ.

Эти и другие вопросы мы попытались осветить в данной работе.

Хотя традиционные формы разрешения конфликтов и не стали предметом специального исследования, в историко-этнографической литературе имеется по данной теме немало ценных исследований. Прежде всего мы имеем в виду одно из первых и основательных исследований адатных норм Дагестана "Адаты и судопроизводства по ним" (// ССКГ Т. 1. Тифлис, 1868 г.). А.В. Комарова. Написанная ясным доступным языком работа А.В. Комарова до сих пор не утратила своего значения, и содержит значительные сведения по разным преступлениям в Дагестане, а также комментарии к ним. Будучи начальником области, А.В. Комаров по своей собственной инициативе проделал эту большую работу. Хотя он не имел специального образования, автор в подробностях и со знанием дела исследовал горский быт, и его работа может послужить примером бережного и уважительного отношения к культуре и традициям дагестанских народов.

Пристальное внимание исследователей в течение более столетия привлекает труд известного юриста и исследователя ХІХвека Р.И.Леонтовича ("Адаты Кавказских горцев", в 2-х томах, Одесса. 1882 г.). В связи с тем, что в данной работе подвергаются тщательному и глубокому анализу адаты всех народов Кавказа комплексно, труд до сих пор не утратил своего значения. По существу в этой работе затрагиваются все вопросы, касающиеся норм обычного права, начиная от источников права и до института маслаатства. Все последующие исследователи только дополнили и развили те или иные положения, разработанные Л.И. Леонтовичем в своей работе.

Не менее весомый вклад в изучение обычного права народов Кавказа внес другой крупный исследователь XIX в. М.М. Ковалевский, который своей работой "Закон и обычай на Кавказе" (М.. 1890 г.) привлёк внимание к проблеме кавказоведения российской и зарубежной научной общественности. Помимо норм обычного права М.М. Ковалевский в своей работе подверг анализу такие аспекты жизни кавказских народов как эндогамный брак, род и тухум в Дагестане, гостеприимство, обычай кровной мести, обряд изгнания порочного члена из общины и тухума и многие другие вопросы, касающиеся общественных отношений кавказских народов.

Однако, необходимо отметить, что отдельные разработки и выводы, сделанные М.М. Ковалевским, признаны ошибочными последующими исследователями. Так, Х-М. О. Хашаев и P.M. Магомедов в своих работах подвергли критике положение М.М. Ковалевского, в котором дагестанский тухум приравнивается к классическому роду. Также признано ошибочным положение о абсолютной эндогамности дагестанского тухума (в известной работе М.А. Агларова). Несмотря на отдельные издержки труд М.М. Ковалевского не утратил своего значения до сих пор.

М.М. Ковалевский в своих исследованиях опирался на материалы предоставленные известным дагестанским этнографом Б. Далгатом.

Б. Далгат, будучи учеником М.М. Ковалевского и видным дагестанским историком-этнографом, внес большой вклад в этнографическое исследование Дагестана. ("Обычное право и родовой строй Дагестана". РФ ИИАЭ ДНЦРАНФ. 5. Оп. 1.Д. 1534).

Помимо упоминавшихся исследователей А.В. Комарова, Р.И. Леонтови-ча, М.М. Ковалевского, большой вклад в изучение норм обычного права внес также крупный исследователь нач. XX в. А. Ладыженский (Очерки социальной эмбриологии. Ростов-Дон, 1929), имя которого можно поставить рядом с именем профессора Р.И. Леонтовича. Работе этого исследователя свойственна глубина анализа и широта охвата изучаемых проблем.

В период Кавказской войны 20-50-х годов XIX в. и после ее окончания, по указанию Российского правительства была проделана большая работа по сбору и систематизации норм обычного права народов Дагестана. Это делалось с той целью, чтобы вытравить из сознания горцев мусульманскую идеологию и шариатские законы, под знаменем которого происходила продолжительная освободительная борьба горцев. Все эти адатные нормы были систематизированы, доработаны и изданы в Тифлисе в 1899 г. ("Адаты Дагестанской области и Закатальского округа"). Предисловие, комментарии и пояснения к сборнику были составлены известным исследователем обычного права народов Дагестана И.Я. Сандрыгайло.

Те нормы обычного права, которые по каким-либо соображениям не вошли в этот сборник и сохранились в архивах, были впоследствии изданы X-М. Хашаевым ("Памятники обычного права народов Дагестана XVII-XIX вв. M., 1965.) Х.М. Хашаев и М. С. Саидов подготовили к печати и издали другой исторический памятник - "Гидатлинские адаты" (Махачкала, 1957.)

Необходимо отметить, что те адатные нормы народов Дагестана которыми пользовался профессор Р.И. Леонтович при написании своего труда, хранились в архиве г. Одессы и впоследствии в полном объеме были изданы А.С. Омаровым ("Из истории права народов Дагестана". Махачкала, 1968.).

Важным подспорьем для исследования данной темы явилась небольшая по объему, но емкая по содержанию работа Айтберова Т.М. "Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII-XIX вв. в 2-х частях Махачкала, 1999 г., а также опубликованные этим же исследователем "Соглашения аварских общин XVIII-XIX вв." // Письменные памятники Дагестана XVIII-XIX вв. Махачкала, 1989.

Помимо изданных источников, богатый материал по теме данного исследования хранится в рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН, который оказался полезным при написании данной работы.

В процессе работы над темой исследования состоялись неоднократные экспедиционные поездки по аварским населенным пунктам с целью сбора полевого этнографического материала. Так же состоялись многократные встречи с информаторами старших поколений выходцев из разных аварских обществ, проживающих в Махачкале. Встречи и беседы с этими информаторами способствовали большему пониманию традиционных морально-психических особенностей и менталитета населения аварских обществ. Народная память как результат практического опыта прошлых поколений, сохранила немало интересного и поучительного из прошлой истории.

При использовании полевого материала, в исследовании превалирует материал по Салатавии. Это связано не только с тем, что автору удалось собрать по данному региону Аварии больше полевого материала, но и потому, что по словам М.А. Агларова, Салатавия это "Дагестанская Америка". Сала-тавский союз обществ стал складываться относительно позже (начало XVI века), а в XVIII в. здесь сложился один из самых сильных союзов сельских обществ Аварии с центром в Чиркее. Сюда прибывали представители из самых разных аварских (и не только) обществ по причине малоземелья в горах или ухода от кровной мести. Соответственно, здесь происходила концентрация и складывание общих обычаев, обрядов и вообще единой культуры населения, прибывшего из разных обществ Нагорного Дагестана, в том числе и форм разрешения разного рода конфликтов. Если в разных аварских обществах обычаи и обряды носили больше локальный характер, то в Салатавии они представлены в обобщенном виде.

Приведенные выше опубликованные источники по нормам обычного права вместе с материалами рукописного фонда ИИАЭ ДНЦ РАН, а также полевой экспедиционный материал составили источниковедческую базу предлагаемого исследования.

При освещении темы данной работы использованы различные литературные источники. Среди них работа Н. Семенова "Туземцы Северовосточного Кавказа". (С.-Петрбург, 1895 г.).

Довольно редкие и потому ценные сведения об общественном укладе и социальном устройстве горского быта содержатся в работах русских авторов XVIII-XIX вв. (Хрисанф "Сведения об Аварском ханстве". 1828 г. // ИГЭД М., 1958 г., Розен Р.Ф. "Описание Чечни и Дагестана. 1830 г. // ИГЭД М., 1958 г., Норденстам И.И. "Описание Антль-Ратля. // ИГЭД М, 1958 г.).

В этих работах содержится значительный материал о традиционном устройстве Союзов сельских обществ, а также о внутриобщинных порядках и образе жизни горцев.

Определенный научный интерес представляет работа Н. Львова (Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев Аварского племени. //ССКГ Т. III. Тифлис, 1870 г.), побывавшего несколько лет в плену у горцев и усво-ивщего аварский язык. Это сочинение содержит некоторые небезынтересные наблюдения, характеризующие различные стороны быта аварцев. Однако, необходимо отметить, что Н. Львов не всегда объективен в своем описании и оценке горского быта. По всей видимости, на его видении сказалось положение пленника.

Гораздо более ценные сведения о занятиях горцев, особенностях общественного уклада и других особенностях горцев дает другой русский автор Н. Воронов, побывавший в разных обществах горного Дагестана после окончания Кавказской войны. (Из путешествия по Дагестану.// ССКГ Тифлис, 1870. Т. III). Автор глазами европейца описывает жизнь и быт горцев Дагестана в увлекательной и оригинальной форме.

Одним из первых дагестанских исследователей норм обычного права наряду с Б. Далгатом явился Манай Алибек. (Адаты кумыков. Махачкала, 1927). В работе этого исследователя детально и со знанием дела рассматривается разрешение .различных конфликтов у кумыков, и в частности, по убийствам, поранениям и похищению девушек.

Большую помощь в исследовании данной темы оказали труды современных исследователей таких, как Хашаев Х-М. О., Магомедов P.M., Агла-ров М.А., Абдулаев М.А., Османов М.О. и др.

Работа Хашаева Х-М. О. Общественный строй Дагестана в XIX в. (М.. 1961) наряду с "Памятниками обычного права народов Дагестана XVII-XIX вв.", явилась значительным вкладом в изучение общественных и экономических отношений горцев Дагестана и, в том числе, связанных с ними конфликтных ситуаций среди горцев. Являясь крупным историком и одним из лучших юристов своего времени в республике, Х-М.О. Хашаев внес едва ли не самый большой вклад в изучение обычного права народов Дагестана, а также провёл большую работу по выявлению многих документов и материалов этнографического характера, связанных с обычным правом горцев Дагестана. Работы Хашаева Х-М.О. отличаются продуманностью, широтой охвата и глубиной анализа исследуемых проблем.

Большая заслуга в изучении общественно-экономических проблем Дагестана XIX в. принадлежит P.M. Магомедову. Им проведена значительная работа по сбору и публикации большого полевого материала, содержащего ценные сведения по различным аспектам общественно-экономического быта населения Дагестана ("К вопросу о семейной общине Дагестане". Махачкала, 1949., "Легенды и факты о Дагестане". Махачкала, 1969., "Дагестан. Исторические этюды". Махачкала, 1971., "Дагестан. Исторические этюды". Махачкала, 1975., "По аулам Дагестана". Махачкала, 1977., "По аулам Дагестана". Махачкала, 1979).

Помимо всех этих публикаций Магомедов P.M. провел крупное исследование "Общественно-экономический и политический строй Дагестана XIX в."( Махачкала, 1957).

Глубокое исследование общественно-экономических и политических отношений сельской общины горцев Дагестана провел М.А. Агларов ("Сельская община Нагорного Дагестана XVII-XIX вв." М., 1988).

Эта работа единственная в своем роде не только по истории горцев Дагестана, но и по другим народам Северного Кавказа, комплексно рассматривающая многие аспекты жизнедеятельности сельской общины. Безусловно, работа М.А. Агларова оказала большую помощь в прояснении многих аспектов данной разработки.

Как будет ниже отмечено, все социально-бытовые проблемы в обществе своими корнями упираются в экономические основы общества. По этому поводу К. Маркс отмечал: "Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества"4.

В этом плане Дагестан представляет собой уникальный регион со специфическими природно-климатическими и географическими условиями. В свою очередь эти условия отражаются на экономической жизни общества и через нее на социальном быте того или иного этноса. Изучению и пониманию всех этих особенностей дагестанской действительности способствуют работы М.О. Османова и в частности одна из последних его опубликованных работ "Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана". (Махачкала, 1996). В этой и других работах М.О. Османова пристальное внимание уделяется хозяйственно-экономическим особенностям Дагестана и их сравнительному анализу с сопредельными регионами Северного Кавказа.

Кроме того, в таких монографиях историко-этнографического характера, как "Салатавия", Махачкала, 1995, Мансурова Ш.М., "Хваршины" Махачкала, 1995 Мусаевой М.К., "Гунзибцы" Махачкала, 2001. М.Ш. Ризахановой, "Дидойцы" Махачкала, 2002. Лугуева С. А. и Магомедова Д.М. и др. раскрываются локальные особенности исполнения маслаата при убийствах в отдельных аварских союзах сельских обществ. В этих работах раскрываются также местные особенности по разрешению конфликтов по разным преступлениям, что делает эти работы интересными при разработке данной темы.

В методологическом плане большого внимания заслуживают труды крупного современного специалиста в области конфликтологии Здравомы-слова А.Г. и в частности его труд "Социология конфликта" (М., 1995). Не меньшую помощь в методологическом плане для понимания конфликтов оказала обширная монография Н.В. Гришиной "Психология конфликта" (М.,2002).

Наряду с адатными нормами в регулировании и регламентации разных конфликтов и конфликтных ситуаций в аварских обществах значительная роль принадлежала нормам шариата. Вопросы теоретического и практического характера в области мусульманского права и вообще шариата рассматриваются в трудах таких крупных исследователей в области ислама как Н. Торнау "Изложение начал мусульманского законоведения". (С.-Петербург, 1850); Массэ А. Ислам (М., 1961); Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. (М., 1986); Караулов-I Основы мусульманского права. // Историческое наследие. (Ставрополь, 1991).

Совокупность всех этих источников и литературы легли в основу написания данной работы.

Социально-экономические отношения и общественный быт аварцев в XIX - начале XX века. Основные источники и формы конфликтов

В начале XIX века на территории Дагестана было более 10 феодальных образований и 60 союзов сельских обществ5, из которых 41 союз и 4 феодальных образования (Аварское, Мехтулинское, Сиухское и Гоцатлинское ханства)6 были аварскими. Самым значительным из них являлось Аварское ханство с центром в Хунзахе. Аварскому хану отбывали повинность т. е. платили дань 165 аулов из 211 больших и малых поселений, входивших в Авар-ское ханство, а 46 узденских аулов повинность не отбывали . Территория Аварии была заселена многими этническими общностями, говорящими на разных диалектах и наречиях аварского языка и находящихся на разных уровнях социально- экономического и политического развития.

Расселение этих этнических общностей было примерно следующим. Южный скат Андийского хребта и бассейн левого притока Андийского Кой-су занимали андийцы. К юго-западу от андийцев, у подножия южного ската Андийского хребта жили ботлихцы, а западнее них - годоберинцы. На правой стороне Андийского Койсу, напротив сел., Ботлих, располагались кара-тинцы. Южнее от них, в верховьях Ахвахской речки проживали ахвахцы. Вверх против течения Андийского Койсу, на левой его стороне проживали чамалалы, а напротив них, на правом берегу Андийского Койсу - багулалы. Выше багулалов, на этой же стороне Андийского Койсу жили тиндалы. В верховьях Андийского Койсу проживали хваршинцы, а на самой границе с Грузией жили дидойцы. К югу от дидойцев обитали бежтинцы ( капучинцы ), гинухцы и гунзибцы.8

На южном склоне Салатавского хребта проживали гумбетовцы, а на северном - салатавцы. В бассейне реки Аварское Койсу проживали койсубулинцы. На территории современного Гунибского района находилось анда-лальское общество, а выше них два крупных общества Каралальское и Тлей-серух. Исторически к Аварии также относились Закатальские и джарские аварцы.

Обращаясь к вопросу о социальной стратификации населения аварских союзов обществ, отметим, что основным сословием в них были уздени -вольные общинники и в обществах отсутствовало ярко выраженное социальное расслоение, какое можно наблюдать, например, в России или других европейских странах. Социальная прослойка лагов была малочисленной и в силу этого была неспособна бороться за свои права и интересы. Численность богатых и зажиточных людей в горах была малочисленной, даже в конце XIX века, когда сложились более или менее благоприятные условия для экономического развития, в горном Дагестане из числа узденей выделились всего несколько богатых собственников земли и скота. Так, крупный собственник Н. Гоцинский имел 93 десятины земли в сел. Гоцо Аварского округа и 2871,5 десятины зимных пастбищ в Темирхан-шуринском округе и более 15 тыс. овец.

Богач из селения Чох Антик Нурмагома имел на плоскости 1400 десятин, Макашариф - 1758 десятин, Мамалав - 1156 десятин, вдова наиба Али-Клыча из Хунзаха -1400 десятин, Пайзула Дациев из селения Нижний Чир-кей имел 4518 десятин земли. Он же имел в 1886 г. 14 тыс. овец9.

Однако, богатство этих людей заключалось в наличии скота и пастбищных земель, а в скотоводстве востребованность рабочей силы была минимальной. Вряд ли здесь уместно говорить об эксплуатации, когда наёмные чабаны от своих нанимателей получали за свой труд питание, одежду, могли содержать определённое число своих овец в стаде нанимателя и к тому же ежегодно получали от него определённое жалованье в виде овец. О такой "эксплуатации" могли мечтать многие безработные горцы. Социальная градация в Аварских обществах, естественно, имела место, и она соответствовала уровню и условиям экономического развития этих обществ. О наличии социальной градации и соответственно, отсутствии равноправия среди горцев свидетельствуют многие пословицы и поговорки аварцев. Так, одна из таких пословиц сложенная в стихотворной форме гласит:

Мискин чіужуяльул лъимер унтани, Унтараб лъайлелде хванин рагіула. Бечедав чиясул бетіер унтани, Бухьине жо босун росу бортула. Которая буквально переводится:

Если у бедной женщины ребёнок заболеет, Не успеешь узнать, как ребёнок умрёт А если же у богатого голова заболит, С повязкой к нему всё селение побежит. Количество скота и размеры земли определяли социальный статус горцев в джамаате, а это имущественное положение горцев было далеко не одинаковым.

Малоземелье было причиной отходничества в Аварии, масштабы которого в конце XIX века в горах достигали значительных размеров. Как отмечает М.О. Османов, "К концу XIX века число отходников в области приближается к 100 тысячам, причём, как мы убедились, преобладающая их часть была из горных округов" .

Природно-географическая и климатическая среда, природные ресурсы в соотношении с демографическим фактором (земельная теснота), как известно, являются основными факторома социально-экономического благополучия любого общества, от которого во многом зависит степень его развития. Этот фактор являлся одним из определяющих в социально-экономическом развитии аварского общества в исследуемый период. Сильно пересеченный горный рельеф, характерный для большей части территории аварских обществ, и связанное с ним малоземелье традиционно являлись главным тормозом развития земледелия и скотоводства в горах Дагестана. 60% территории Дагестана представляли собой горная и предгорная зоны11. Как отмечает Османов М. О. "В целом Дагестан по благоприятности условий занимает одно из последних мест на Кавказе. ...Горы несмотря на небольшую относительную высоту ( ниже 5 тыс. м.) труднодоступны, скалисты, а в целом рельеф, представляющий невообразимую мешанину хребтов, ущелий, долин и плато, был одним из самых расчленённых и неудобных для хозяйства и общения"12.

Разрешение конфликтов по убийствам и поранениям между разными тухумами

Чтобы лучше понять формы разрешения конфликтов, целесообразно будет разобраться в разрядах убийств и поранений, а также в факторах влияющих на мирное их разрешение.

Как известно, в горах Дагестана традиционно сложился дифференцированный подход к конфликтам, связанным с убийствами и поранениями,, что нашло отражение и в адатных нормах горцев, и такое отношение санкционировалось нормами шариата. С учётом этих обстоятельств различались три разряда убийств: 1) простое, когда оно совершено открытым нападением; 2) убийство черное (кара), при отягчающих обстоятельствах, убийство женщины; 3) убийство, не влекущее кровомщения - убийство вора, за прелюбодея ние и т.д.103. Легче и проще было разрешить, естественно, конфликт связанный с непреднамеренным убийством. Как пишет известный исследователь мусульманского права Караулов-I, "При наличности или доказанности неумышленного преступления наказание в значительной степени смягчается. Неумышленное убийство, например, не наказывается смертью104".

В некоторых обществах непреднамеренное убийство оставалось вообще безнаказанным. Так, в адатах Цекубского общества отмечалось: "Если кто убил человека ошибочно, то его оставляют в селении и с него не взыскивается бык"105. Такие нормы, в которых предусмотрено снисходительное отношение к преступнику при случаянных убийствах и поранениях, за отдельными исключениями можно найти во всех адатных нормах аварских обществ ХІХвека. Так, по адатам Цатаныхского наибства "Нечаянный поранитель после выздоровления раненого мирится с ним и угощает его с родственника 55

Помимо случайности, на мирное разрешение конфликта по убийству влиял фактор имущественного ценза тяжущихся сторон. Если сторона убийцы была зажиточной и влиятельной в джамаате, то пострадавшая сторона, как правило, соглашалась пойти на мировую. "...Скорые и действенные меры могли быть употреблены только против такого убийцы, который не имел никакого значения. С убийцей же богатым и сильным дело кончалось по большей части мировою, и нередко на тех условиях, какие считал достаточными сильный противник"1 .

На мирный исход конфликта влиял также фактор численного состава мужчин в обоих тухумах, от которого в значительной степени зависел статус каждого тухума в обществе. В этой связи необходимо заметить, что в горах Дагестана предпочтение отдавали рождению мальчика и широко отмечали это событие и, напротив, рождение дочери проходило незаметно. "Рождение дочери не отмечалось, даже сложилась страшная пословица: "У кого умерла дочь и кто купил землю - не в проигрыше"108. И напротив, в джамаате Те-летль (Гидатлинское общество) был принят "...оригинальный адат: отцу семейства, если у него народятся семь сыновей, даётся как бы в награду, особый участок земли"10 . Подобные адаты встречаются и в других джамаатах.

Мужчина в доме являлся не только продолжателем рода и дополнительной рабочей силой, но и защитником чести и достоинства своего тухума. Поэтому с чувством гордости держался в джамаате тот горец, который имел 5-7 сыновей, соответственно с ними труднее было найти общий язык и прийти к мирному разрешению конфликта, если одного из них убивали. В этом случае, даже материальная состоятельность противной стороны отходила на задний план. Здесь вступала в силу, имевшая место в народе, моральная установка о том, что нельзя продавать родного человека.

И, напротив, если тухум был малочисленным и некому было мстить, пострадавшая сторона без особых проблем соглашалась на мировую. Типичный случай имел место в селении Гуни в началеХХвека, когда некто Уцуми при выяснении отношений убил Муртазали. У последнего оставался единственный брат, способный на кровомщение, против нескольких братьев Уцуми. Поэтому, опасаясь за жизнь единственного сына, отец Муртазали согласился, и даже сам пожелал разрешения конфликта маслаатом110.

Одним из главных факторов, почему горец мстил за смерть своего близкого, была защита чести и достоинства семьи, рода, тухума, а упреки и даже насмешки в свой адрес со стороны односельчан в случае невыполнения своего долга, усугубляли и подталкивали представителей пострадавшего тухума к кровной мести. На этой почве происходила значительная часть случаев кровомщения даже по истечении длительного времени, и если даже пострадавшая сторона в глубине души этого не желала.

Однако эти упреки не имели силы и были неуместны, если состоялось маслаатное разрешение конфликта или же месть за родственника. Если конфликт не был разрешен надлежащим образом, родственники убитого не могли появляться на годекане, боясь упреков и насмешек со стороны односельчан. Больше всего их беспокоил вопрос: "Как я появлюсь на годекане?". Общественное мнение учитывалась очень строго. Это и было понятно, в условиях относительной замкнутости джамаата положение каждого его члена зависело от завоёванной им репутации. Пренебрежительное отношение к человеку, который уклонялся от кровной мести, имело место у всех народов Северного Кавказа. Так у осетин "...Тот кто не желает мстить, теряет общественное уважение. Его кормят с собаками"111. Таким образом, моральное осуждение со стороны членов джамаата было одним из основных побудительных мотивов обязательности кровной мести.

Женщина, которая была во множестве случаев виновницей междоусобиц, также часто являлась подстрекательницей кровной мести. По словам М.О. Косвена, "Женщины оказываются самыми деятельными подстрекательницами к мести. Жены отказывают в ложе мужьям, пока те не исполняли своего долга, матери стыдят сыновей" . Социальное происхождение враждующих также накладывало отпечаток на разрешение конфликтов. Как известно, лагское сословие нормами шариата и адата было ущемлено в вопросах кровной мести.

Характерная особенность: при разрешении конфликтов при убийствах и поранениях - для горца очень важно было найти виновника происшествия, чтобы тем самым объяснить причину случившегося. В поисках этого виновника пострадавшая сторона доходила до абсурда. Если вина конкретного человека не определена, то искали владельца того или иного предмета, с помощью которого совершено преступление. Пример: в 50-х годах XX века в сел. Гуни произошёл следующий случай: некий Ахмед без спроса взял у двоюродного брата Умара мотоцикл и перевернулся на нём. От полученных ран через некоторое время он скончался. Это явилось достаточным основанием для близких родственников Ахмеда, чтобы прекратить всякие родственные отношения с Умаром . Таких поводов в горах Дагестана было достаточно -это и скотина, и чужая собака. К тому же такие прецеденты во многих обществах кодифицировались.

Предыстория вопроса. Экскурс в историю

Для ясности и понимания предмета исследования считаем необходимым прежде определиться с терминами "воровство" и "грабеж". Воровство или кража, как определяется в юридическом энциклопедическом словаре, есть тайное похищение имущества179. А грабеж есть открытое похищение государственного, общественного или личного имущества, совершенное без на-силия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья . Из этих формулировок мы будем исходить, определяя предмет исследования рассматриваемой проблемы.

Попытаемся определить источники конфликтов и факторы, влияющие на конфликтность в аварском обществе в ХІХвеке по таким известным преступлениям как грабёж и воровство. Грабеж и воровство, как и любое другое социальное явление, имеет глубокие исторические корни и предпосылки. А эти предпосылки находятся в непосредственной связи с историческим развитием общества и обусловлены его экономическими условиями. Экономические условия любого общества, в свою очередь, зависят от естественно-географических и природно-климатических условий, а также экологической ниши того или иного народа. Эти факторы являются преимущественно определяющими при рассмотрении изучаемых общественных явлений, поэтому "нельзя рассматривать (грабеж и разбой М.Х.) врожденным свойством природы горцев. Наука и социальная практика доказывают, что ни у одного народа нет такого свойства"181.

Экономические и связанные с ними природно-географические условия (не исключая, разумеется, социальных, политических и культурных) являются основными факторами формирования морально-психологического облика того или иного народа. Так, питание в немалой степени сказывается на складывании психологических особенностей того или иного народа. Согласно нашим наблюдениям, у населения, потребляющего в пищу преимущественно продукты животного происхождения в поведении наблюдаются больше признаков агрессивности, по характеру они проявляют определённые признаки неуживчивости относительно тех, кто питается продуктами растительного происхождения. Как известно, у жителей высокогорного Дагестана в рационе преобладала пища животного происхождения, традиционное использование которой отразилось на складывании морально-психологического облика местного населения.

Растениеводство, в том числе и садоводство, в отдельных районах Аварии, где для этого имелись благоприятные природно-географические условия, также имело довольно широкое распространение. Так, по данным М.О. Османова во второй половине ХІХвека "В Гунибском округе (по Кара-Койсу) было 54 дес. садов, в Аварском (по Аварскому Койсу) - 585, Андийском (по Андийскому Койсу) - 4407деревьев"182.

Хозяйственная деятельность через питание плюс географическая среда обитания наряду с другими факторами имели существенное воздействие на складывание психологических особенностей горцев. Психологические различия находили отражение в поведении жителей гор. Так, горцы, живущие в высокогорье, называли жителей проживавщих в бассейнах рек, соответственно занимавшихся преимущественно садоводством и растениеводством и питающихся растительной пищей "хьиндалал", придавая этому выражению некоторый пренебрежительный оттенок. В свою очередь, "хьиндалал" называли высокогорных жителей "багулалами", вкладывая в это понятие смысл -бедные, грубые, неряшливые, пытающиеся сырым мясом" .

И действительно "хьиндалал" по характеру своему менее агрессивны, более уравновешенны и предсказуемы в своем поведении, чем горцы высокогорья, и одним из факторов повлиявших на их поведение является, на наш взгляд, питание. Однако, данное правило не является безусловным, так как имамы Дагестана Кази-Магомед и Шамиль были уроженцами Гимры, которое в горах традиционно славилось садоводством. Шамиля и Кази-Магомеда трудно обвинить в отсутствии агрессивности и буйного темперамента.

На формировании характера народа сказывается также среда его обитания; суровые условия гор, рельеф местности, бесконечная борьба за выживание и т. п. Всё откладывалось из поколения в поколениях в генах горцев Дагестана и воспитывало в них суровый характер и воинственный дух.

На протяжении всего исторического пути на территории всего Дагестана, в том числе горной его части, все было подчинено целям самообороны то от внутреннего, то от внешнего врага, а это в свою очередь воспитывало в горцах дух воинственности. Все это объективно в той или иной мере приводило к почитанию мужчины в обществе как защитника родины, а в повседневном быту к тому, что мужчина как воин всю свою жизнь носил на поясе кинжал, превратившийся со временем в атрибут национального костюма горца. Кинжал символизировал также честь и достоинство горца, которые он защищал с помощью кинжала. Вспомним, что по этой причине имам Шамиль в категорической форме отказался сдать кинжал когда его пленили.

Традиционный тип поселений в Нагорном Дагестане также сложился с учетом фактора обороноспособности, в котором основное значение придавалось естественной защищенности.

Основным фактором экономического благополучия любого общества является наличие соответствующих естественно-географических условий для проживания, самым важным из которых является плодородная почва, чего недостаточно было в горном Дагестане. Это явилось одной из причин развития террасного земледелия в горной Аварии.

Роль и положение женщины в Аварском обществе в XIX веке

Чтобы исследовать конфликты, связанные с женщиной, на наш взгляд, прежде необходимо обратиться к историческим условиям, в которых складывались эти конфликтные ситуации. Исходя из этих соображений, считаем необходимым рассмотреть вопрос об отношении к женщине и ее роли в аварском обществе в XIX в.

При описании роли и положения женщины в аварском обществе, на наш взгляд, необходимо взвешенно подходить к позитивным и негативным моментам в отношении к женщине. В годы социалистического строительства было принято отражать положение женщины в традиционном горском быту только в негативных тонах, чтобы тем самым подчеркнуть роль советской власти в эмансипации женщин на Востоке.

Известно, что если в один ряд расположить все негативные моменты относительно женщины, то безусловно, положение женщины предстанет в мрачных тонах. С таким же успехом можно представить женщину в радужных тонах, если собрать все позитивные факты о роли и положении женщины в горских обществах Дагестана. Исходя из этих соображений, считаем необходимым, следовать дифференцированному подходу при описании роли и положения женщины - горянки в традиционном быту горцев Дагестана.

В исторической литературе сложилось тенденциозное представление о традиционно неравноправном, угнетённом положении женщины не только в аварском, но и во всем дагестанском обществе. Отчасти это верно, так как для складывания такого представления имелись определенные условия. Вот каким образом русский офицер XIX века Н. Львов отразил жизнь горянки в быту горцев: "Женщина, говорят горцы, может более переносить, чем скотина, на том основании, что первая ест чистый хлеб, а последняя питается саманом - и то в ограниченном количестве". Далее автор приводит следующий случай: Н. Львову нужно было перенести по крутой горной тропинке из одного селения в другой два вьючных сундука весом в 8 пудов. Подходящих лошадей в селении не оказалось, а ишаков пожалели и решили навьючить двух женщин, которые по приказу мужей благополучно доставили сундуки к месту назначения, а причитающиеся им за услуги деньги получили за них мужья .

Безусловно, этот случай крайность, а не норма и он далеко не отражает статус женщины в аварском обществе. Здесь скорее автор отразил личное отношение пленника к горскому быту, чем попытался объективно оценить положения женщины в Аварском обществе. Если к этому добавить то, что Н.Львов является представителем западной цивилизации, то нетрудно догадаться, почему автор показал женщину-горянку в столь мрачных тонах.

Женщина-горянка действительно много работала, но это было непременным условием горского быта, что также нашло отражение и в устном народном творчестве горцев. Так, аварская пословица гласит: "Рецц Аллагьа-сейин абурабила хіамица жиб чіужу гіаданльун батичіеб", которая переводится буквально: "Слава Богу, сказал ишак, что я не родился на этот свет женщиной". Смысл пословицы в том, что ишак работает больше всех, а больше ишака работает только женщина.

Действительно, женщина традиционно находилась в относительно ущемленном положении не только у горцев Дагестана, но и у всех восточных народов и чем раньше, тем больше. Так, известный исламовед А. Массэ относительно древних арабов отмечает: "... голод часто толкал на жестокости этих пожирателей ящериц и саранчи (т.е. бедуинов - язычников М.Х.). Девочек, эти "лишние рты", зарывали в землю (ну разве не топили девочек на том же основании в Китае менее 100 лет тому назад, несмотря на императорские указы"258?

Глухой отголосок подобного отношения к женщине мы встречаем не только у аварцев, но и у некоторых других народов Кавказа. Так, известный кавказовед Г.Ф. Чурсин, сравнивая традиционное отношение к женщине аварцев Гунибского округа с отношением других народов Кавказа, писал: "Существует предание, что в прежнее время, если в семье родилось подряд несколько девочек, их уничтожали, зарывали в землю. (Абдурахман Дауд. 65 лет, аул Гочоб) Истребление новорожденных девочек, как результат тяжелых условий существования народа было, как известно в обычае у сванов отчасти и у осетин"259.

В условиях патриархальных отношений на мужчину смотрели в отличие от женщины как на продолжателя рода, как на защитника чести и достоинства тухума. Традиционно защита и самооборона были необходимым условием существования любого народа в том числе и горцев, поэтому необходимость в защитниках, каковыми и являлись мужчины, была всегда. Это обстоятельство наряду с другими причинами ставило мужчину относительно женщины в более выгодное положение в обществе. И напротив, женщина в любое время могла своим поведением опорочить честь тухума и отношение к ней было соответствующее. Поэтому как замечает A.M. Ладыженский "Горцы, у которых нет сыновей, а одни дочери, говорят, что вообще у них нет детей"260.

Как видно, неравноправное отношение к женщине в обществе было явлением традиционно характерным едва ли не для всего восточного мира и имело глубокие исторические корни. Такому отношению к женщине в обществе в немалой степени способствовала исламская религия. К тому же в Дагестане к XIX веку прочно утвердилось такое положение, когда отношения между супругами регулировались исключительно шариатскими нормами поведения.

Похожие диссертации на Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX века