Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патристическая оценка учения Эпикура о боге, мире и человеке Тер-Аракельянц, В.А.

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тер-Аракельянц, В.А.. Патристическая оценка учения Эпикура о боге, мире и человеке : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Тер-Аракельянц В.А.; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2012.- 135 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/426

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В условиях постепенного преодоления Россией последствий духовной и нравственной опустошенности становится очевидным, что концепция, не утверждающая за человеком никаких вечных констант, лишает его бытие абсолютного нравственного смысла. Без присутствия в жизни высшего и священного начала человеческое существование становится унижением и пошлостью. Вместе с тем для современного мира характерна секуляризация и распространяющаяся на все сферы жизни десакрализация. Парадоксально, но последовательный философско-религиозный деизм лишает сакрального аспекта даже Бога. Впредь Он является всего лишь необходимой технической деталью в лишенном духовного измерения мире. В итоге, современная цивилизация пришла к полновесной альтернативе религиозной вере в любых ее выражениях. Помогают ей в этом спекулятивные теологические системы, так называемые «религии разума».

«Религия разума» — весьма интересный феномен европейской мысли, история которого не прерывается от античности до наших дней. Как правило, это – философская система, которой придана более или менее религиозная форма, созданная для того, чтобы выполнять в социальной действительности роль идеологии, т.е. направлять действия людей. По мнению Г.А. Завалько, начало этому явлению положил Эпикур. Отсюда - актуальность темы обусловлена все более и более активной пропагандой и осуществлением в современном мире моральных ценностей эпикуреизма, как наиболее характерного проявления языческой «религии разума».

Эпикур – один из самых одиозных мыслителей в истории философии. Споры о существе его учения до сих пор не прекращаются. Эпикурейскую традицию связывают с отрицанием креационизма, провиденциализма, бессмертия души и посмертного воздаяния, с развитием естествознания и секулярной морали. Согласно М.М. Шахнович, влияние Эпикура в Новое время на философию религии весьма велико: его можно сравнить разве что с влиянием Аристотеля на средневековую христианскую теологию. Даже эпоха Просвещения называется «новым эпикуреизмом». Д. Дидро высказывал мнение, что нет более непонятой и более оклеветанной философской системы, чем система Эпикура, в то время как критики (Августин, Enarrat. psalmi, 73, 25, Лютер и др.) называют его «свиньей». Ученики почитают его как бога, а недоброжелатели считают лжеучителем.

Итак, в этических максимах Эпикура фактически находили свое оправдание распущенная жизнь с культом эгоизма и вседозволенности. Такую жизнь в целом можно было описать в трех словах: «есть, пить и совокупляться». Исходя из этих предпосылок, в их обыденном понимании, доктрина эпикуреизма получила самое широкое распространение, как в древнем, так и современном мире, пользовалась популярностью далеко за пределами философского сообщества. Несмотря на то, что сама философия Эпикура имела более возвышенный характер, эпикуреизм стал известен как доктрина, призывающая человека следовать именно этому пути. С античных времен Сад Эпикура описывался как логово порока, хотя последователи и даже некоторые из оппонентов его видели в нем самом человека высокой нравственности. Его провозглашали «открытым атеистом», но он утверждал существование богов. Его отрицание Провидения служило основанием критики христианства, но некоторые современные ученые рассматривают его как христианина до Христа. Он призывал к изучению природы, но включается в число противников науки. Его последователи заявляют, что он – великий философ, оригинальный мыслитель, рационалист и оптимист; его оппоненты описывают его как невежду, слабого компилятора, мистика и пессимиста. Трудно найти другое философское учение, вызывающее столь противоречивые оценки и столь резкие реакции.

Рассмотрение данной проблематики показывает, что как критика, так и апология эпикуреизма, со времен его возникновения, никогда не прекращались. Впрочем, и для того и для другого были основания. Так критика в адрес эпикуреизма была лишь следствием собственной нетерпимости и категоричности в суждениях Эпикура. История философии свидетельствует, что его полемике было характерно неприязненно-враждебное отношение к своим предшественникам (тем более проходившее на фоне фанатичной веры в себя, в единую спасительность своего учения и опознанной им истины) и отсутствие теоретического интереса и широкого философского образования. И то и другое, по мнению критиков, делало Эпикура неспособным к пониманию чужой мысли. Исходя из этих предпосылок, Эпикур был беспощаден в критике всех философов, в том числе и своих учителей и, если те не разделяли его взглядов и убеждений – не питал к ним ни малейшего уважения. Понятно, что и последние отвечали ему взаимностью.

Но, все-таки, неизбежно возникает вопрос, что вызывало такое единодушное критическое настроение философов как античного, так и христианского мира, как в древности, так и доныне? Почему нет в истории человеческой мысли философа, учение и сама личность которого вызывали бы столь постоянную, многовековую критику? Почему в XVII веке общая оценка его философии, не без юмора переложенная известным историком философии И. Бруккером, такова: «Каин был человек злой, сие известно: следовательно, исповедовал и учил Епикуреизму; но кого, когда и как, сие никто сказать не в состоянии». Почему в XVIII веке с Эпикуром и Лукрецием воюют как с живыми авторы различных полемических сочинений? Ответ на эти вопросы очевиден для любого, кто хотя бы поверхностно знаком с идеями Эпикура. Это, прежде всего, атеистические тенденции его теологии и вытекающие отсюда метафизические и этические взгляды, порождающие секулярный образ жизни и, соответствующее ему мировоззрение.

Еще в древности логика религиозных взглядов в учении Эпикура была чутко уловлена многочисленными богословски и государственно мыслящими представителями общества. Позже это проявится со всею очевидностью и, как замечает один из авторов, критиковавший в XVIII веке эпикуреизм: «ясно, что атеист должен быть худшим из подданных, что его принципы опрокидывают троны государей и подрывают основания правительства и общества, от которых столь зависит счастье человечества, потому нельзя представить большего нарушителя общественного мира, или большего врага государя и страны, чем убежденный атеист, который рьяно проповедует свои разрушительные мнения».

О том, что полемика с эпикуреизмом имела многовековую историю констатировал иезуит Сорте, сказавший: «Эпикуреизм, как философская система, сохранялся более или менее поколебленный на протяжении четырех первых веков христианской эры. Из всех античных школ это была единственная, проповедовавшая радикальное неверие, формальный атеизм, отрицавший чудеса и сверхъестественное, признаваемые любой религией. Вот почему эпикуреизм, начиная с античности, стал синонимом неверия и антирелигиозности. Атаки отцов Церкви и изумительный прогресс христианства сокрушил эту безнадежную доктрину…». Тем не менее, уже в XVII веке, францисканец Жан Буше сетовал: «О, несчастный и порочный век! Век, который можно назвать веком Эпикура, еще более презренный, чем этот подлец. О, порочные нравы! О, торжествующее свободомыслие!». В конце этого же века, епископ Дируа, в связи с попытками возродить этику эпикуреизма, повторял эти увещевания: «Зачем оказывать доверие и уважение человеку, одно имя которого уже выражает презрительное отношение к религии и добродетели?.. Зачем восстанавливать память личности и философии, которая была столь одиозной для всех Святых Отцов и для любителей добродетели?». Естественно, как мы уже видели, такие оценки Эпикура и его учения были реакцией на практическое воплощение взглядов близких атеистическому мировоззрению и противоречащих религии. Здесь надо подчеркнуть, что, хотя Эпикур прямо не враждовал с античной религией, но уже его тенденция на "особенную" религиозность составила о нем мнение, высказанное позже Лукрецием, который прославлял Эпикура как героя, впервые низвергнувшего богов и поправшего религию.

Исследование проблем эпикуреизма предполагает знание исторической специфики и закономерностей развития христианского богословия, которые, в свою очередь, невозможно понять без представления о той религиозно-философской почве, которую являли собой достижения трех древних культур: Израиля, Греции и Рима. Чем была античная философия, и в какой связи она находилась с христианством? На этот вопрос доныне существует две взаимоисключающие крайние точки зрения. Так, одни категорически отрицают, какую бы то ни было ценность античности, как и всего язычества. Другие, наоборот, склонны усматривать в христианской теологии лишь некую эволюцию языческой философии и, даже превозносить последнюю над христианской. Умеренное мнение по этому вопросу мы находим у С.Н. Трубецкого, полагавшего, что философия древних представляет собой «исторические моменты познания Истины».

Со времен св. Климента Александрийского высказывался взгляд на мудрость эллинов как на преуготовление к совершенному знанию, в полноте открывшемуся во Христе. Патристика, хотя и признавала неспособность древней философии приобщить человека к спасительному знанию, тем не менее предлагала относиться к ней как к полезной для воспитания юношества и даже выступала с апологией «внешней мудрости». Так, по их мнению, многие античные учения могут служить приготовлением к усвоению духовно-нравственного евангельского учения. Другим принципиальным моментом, которым следует руководствоваться при изучении древних философов, по мнению патристов, является возможность сравнения плодов мудрости внешней – с христианской. Считая это сравнение полезным, св. Василий Великий пишет: «Ежели между учениями есть какое взаимное сродство, то познание их будет нам кстати. Если же нет сего сродства, то изучать разность учений, сличая их между собою, немало служит к подтверждению лучшего учения». Еще одним важным обстоятельством, по мнению св. Василия, является возможность приводить, в качестве примера для подражания, высказывания и поступки выдающихся исторических личностей и мифических героев, свидетельствующих о стремлении к добродетели в дохристианской древности.

Как бы там ни было, но нужно признать, что христианство – это еще и культурный феномен, связующий современность с духовными достижениями античности. Авдеенко Е.А. и вовсе считает, что Святая Церковь – это единение верующих со Христом и благодаря этому уникальный феномен культуры, единственный из институтов античности, который существует до сего дня. С Церковью в культурную жизнь человечества пришло совершенно новое благодатное начало.

Степень научной разработанности проблемы исследования

Проблематика эпикуреизма, затрагивающая самые важные аспекты человеческого бытия и при этом вызывающая столь активную, многовековую и всестороннюю критику недостаточно разработана в философии религии религиоведении. В данном случае надо особо отметить - эпикуреизм уже в лице его основателя — Эпикура получил настолько законченную форму, так что все позднейшие представители этой философии вплоть до появления христианства и далее, только повторяли основные принципы своего учителя. Об этом можно судить на основании свидетельств Цицерона, Плутарха, Секста Эмпирика и других древних писателей. Все они характеризуют взгляды современных им эпикурейцев чертами вполне тождественными с взглядами самого Эпикура. Из данного сопоставления можно заключить, что между метафизическими взглядами Эпикура и позднейшего представителя эпикуреизма Лукреция Кара, нет никакой разницы. Потому, чтобы сузить задачу нашего исследования, мы утверждаем, что характеризуя взгляды Эпикура, мы тем самым характеризуем и взгляды его последователей.

В диссертации охватывается значительный временной отрезок - историческая эпоха ранней патристики, что подразумевает обращение к исследованиям, в которых затрагиваются вопросы критического осмысления проблем эпикуреизма. Анализ положений учения Эпикура опирается на работы патристов (ранних отцов Церкви) – Святых: Иринея Лионского, Климента Александрийского, Василия Великого, Иоанна Дамаскина; учителей Церкви – Тертуллиана, Оригена, Немесия Емесского и других. Необходимой основой для критического анализа эпикуреизма стал трактат Цицерона «О природе богов». Огромный, но с трудом поддающийся систематизации доксографический материал содержится в работах философов и патристов в особенности близких по времени к расцвету школы Эпикура. К их числу можно отнести, прежде всего, произведения Цицерона, Сенеки, Диогена Лаэртского («О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»), Бл. Августина и св. Афанасия Великого.

Непосредственное отношение к изучаемой проблеме имеют труды отечественных и зарубежных мыслителей, заложивших фундамент анализа проблем эпикуреизма. В этом случае особо следует подчеркнуть значение работ И. Чаленко, А. Лосева, М. Шахнович, С. Аванесова, Г. Майорова, П. Игумнова. Существенное влияние на разработку темы оказали исследования И. Канта, Г. Гегеля, Тейлора, ДеВитта, Б. Рассела.

Так как эпикуреизм стал одной из известнейших философских школ античности и всей истории западной философии, труды Эпикура, Лукреция и других эпикурейцев переведены на все основные европейские языки, в том числе, на русский. Переводчиками и исследователями эпикурейских произведений в России были А. Боричевский, А. Маковельский, С. Соболевский, Ф. Петровский, А. Лосев, А. Гусейнов и другие. Вместе с тем приходится констатировать, что до сих пор не имеется не только на русском, но и на европейских языках собрания, охватывающего все известные в настоящее время труды Эпикура и его последователей. Наиболее полное, критическое изложение эпикуреизма представлено в работе Узенера.

В диссертации были использованы тексты, переводы, современные учебные пособия, исследования, среди которых необходимо выделить переводы М. Л. Гаспарова, С. И. Соболевского “Лукреций, О природе вещей”, М. И. Рижского “Цицерон, Философские трактаты”. Из учебных пособий: В. Ф. Асмус, “Античная философия”, Дж. Реале, Д. Антисери, “Западная философия от истоков до наших дней”. Из исследований: А. Ф. Лосев, “История античной эстетики”, С. Н. Трубецкой “Курс истории древней философии”, А. С. Шакир-заде “Эпикур”.

С именем Эпикура во многом связано начало развития иррационалистического направления в западной философии (Ф. Ницше и другие представители «философии жизни»), определенное влияние можно проследить в философии экзистенциализма (Ж.П. Сартр) и постмодерна (М. Фуко), а также, в изучении религии в философской традиции немецкого материализма (Л.Фейербах, К.Маркс), в социофилософии (М.Вебер, В.Зомбарт); эти направления не являются предметом исследования в настоящей диссертации.

Современная культура с преобладающими в ней гедонистическими тенденциями с позиции философии религии оказывается объясненной лишь отчасти, поэтому, по нашему мнению, получает особую актуальность патристическая оценка эпикуреизма, столь активно присутствующего в мировоззрении нашей эпохи.

Объект исследования в диссертации гедонистическая философия «религии разума» эпикуреизма и её влияние на современное мировоззрение.

Предмет диссертационного исследования мировоззренческо-религиозные основания философии Эпикура в свете их патристической оценки и ин6терпретации.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют, прежде всего, общефилософские и общенаучные методы, к которым относятся диалектические принципы: методы анализа, сравнения и обобщения, а также принципы историзма и конкретности рассмотрения. Важное значение как методологический инструмент исследования имеет метод герменевтической реконструкции. Это обстоятельство объясняется фактом отсутствия совпадения декларированных религиозных убеждений Эпикура и объективно существующих религиозных оснований его творчества. Для сопряжения материала философии религии и религиоведения с использованным историко-философским материалом использовался принцип единства логического и исторического.

Цель диссертационного исследования: проанализировать сущность философии «религии разума» эпикуреизма, критически осмыслить и показать последствия общефилософских, этических и религиозных воззрений Эпикура, представить патристическую оценку его учения о Боге, мире и человеке.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

  1. На основании творений Святых отцов и учителей ранней Церкви, других древних писателей, произвести теоретико-критический анализ и осуществить патристическую оценку натурфилософских положений Эпикура, в частности, оснований учений об атомизме и теологии эпикурейцев, лежащих в основе этики эпикуреизма.

  2. Рассмотреть основные принципы религиозно-этического мировоззрения Эпикура и произвести анализ эпикурейского понимания высшего блага.

  3. Проанализировать перспективы эпикурейской этики в решении экзистенциальных проблем.

Гипотеза исследования. Субъективная логическая необходимость, характерная для эпикурейского мировоззрения, будучи распространена на объективный мир, обращается в необходимость натуралистическую. В результате этого игнорируется существование сверхприродного бытия, способности души ограничиваются возможностями тела, утверждается выводимость нравственных принципов и правил из научного знания природы, смешиваются природные и сверхприродные планы бытия. А это в свою очередь приводит к тому, что высшие проявления духовной жизни сводятся к низшим и, как следствие, из жизни исключаются абсолютные ценности. При последовательном проведении такого эпикурейского типа мысли неизбежен финал в виде полной деградации личности, поскольку человек мыслится лишь как звено в цепи мироздания, лишенное способности свободного, активного воздействия на внешний мир и даже - на ход своей собственной жизни.

Итак, в эпикуреизме, понятом и оцениваемом – в рамках философии религии и религиоведения – с патристической точки отсчета, центр тяжести в отношениях человека к Богу, людям и миру всецело переносится на эгоистическое восприятие блага. Другие лица и их блага имеют значение только как средства к нашему эгоистическому счастью, но не значение самостоятельной цели для нашей деятельности.

Научная новизна определяемых исследовательскими задачами и полученных в диссертации результатов:

  1. Произведен теоретико-критический анализ и дана патристическая оценка натурфилософских положений Эпикура (на основе анализа критики Святыми отцами и учителями ранней Церкви оснований атомистического учения и теологии эпикурейцев).

  2. Выявлены основные принципы религиозно-этического мировоззрения (нравственного богословия) Эпикура и на патристической основе произведен анализ эпикурейского понимания высшего блага.

  3. Произведена общая реконструкция эпикурейского типа религиозно-этического мировоззрения и дан анализ перспектив эпикурейской этики в решении экзистенциальных проблем.

На защиту выносятся следующие положения

1. «Атомный состав» эпикурейских богов отрицает основополагающие утверждения теологии Эпикура о вечности и бессмертии их. Эпикурейские боги в последней своей основе являются ни чем иным как идеальными эпикурейцами и с устранением Бога от участия в ходе мировой жизни, и в частности, в ходе человеческих дел, у Эпикура исчезает все, что можно было бы еще сказать в защиту существования в мире целесообразности. Представление об «атомных богах» как телесных и материальных существах, ограниченных временем и пространством не могло не иметь крайне негативных нравственных последствий, выражающихся в нечестии. В состоящей из атомов и пустоты вселенной присутствие Бога и не требуется. Такая вселенная, в изображении Эпикура, самодостаточна и статична. Из теологии Эпикура следует, что в этом мире нет места одновременно и Богу и человеку, а пессимистический взгляд на мир, сказывающийся в стремлении к автономии в борьбе со злом и сознании своего полного бессилия достигнуть победы над ним, вытекает у Эпикура из его последовательно проведенного натуралистического миросозерцания.

2. Вера Эпикура в конечность и смертность души, духа и всего состава человека, одновременно, опровергает его же учение о возможности для человека блаженства, а из проповеди Эпикуром откровенного и последовательного гедонизма, следует, что человек должен в самом себе полагать цель своего существования, а не в каком-нибудь другом существе и даже не в Боге. Источником эпикурейского гедонизма является страх оставить вожделения, который, постепенно перерастая в страх смерти, влечет человека по пути забвения идеалов жизни вечной. Эпикур, следуя гедонистическому принципу, приходит к мысли, что именно желудочные ощущения являются наиболее общими, необходимыми и основными. Поэтому, согласно его учению, все удовольствия духа происходят из удовольствий тела и к телу возвращаются, а это означает, что в эпикуреизме, с точки зрения строгого, патристического смысла, никаких духовных удовольствий быть не может, а могут быть только различные вариации и степени тех же телесных удовольствий.

3. Результат противоречия между специфическим эпикурейским аскетизмом и его же гедонизмом – крайнее разочарование и надломленность волевой энергии у всех последователей эпикурейского учения. И с другой стороны, в отличие от учения об ограничении потребностей и желаний, где сказывалась надломленность жизненной энергии, преимущественно в волевой сфере, учение Эпикура об атараксии приводило к такому же упадку жизненной энергии, но только в сфере чувств. Наиболее существенной чертой морально-психологического типа эпикурейства, логически выводимого из его метафизических воззрений, является крайний упадок жизненной, творческой энергии. К существенным признакам эпикурейского типа религиозно-этического мировоззрения относятся: преобладание элемента пассивности или косности над элементом активности в плане жизненной энергии, аморализм, отрицание значения личности, безрелигиозность, противоречивое сочетание теоретического оптимизма с безотрадным пессимизмом в жизненно-практической сфере. По вопросу о конечной цели нравственных стремлений человека и средств к ее достижению для эпикурейского типа религиозно-этического мировоззрения – в свете патристической его оценки – характерны натурализм, автономизм и односторонний интеллектуализм.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют углубить теоретическое представление о сущности философии «религии разума» эпикуреизма. Патристическая оценка этого явления, данная в диссертации, позволяет увидеть последствия общефилософских, этических и религиозных воззрений Эпикура, полагая тем самым основание к дальнейшей разработке данной проблематики в философии религии и религиоведения. Результаты исследования могут быть использованы для создания критико-апологического направления в области христианской теологии, а в учебно-методической работе – для преподавания спецкурсов по философии христианской этики, философской антропологии, философии религии, религиоведению.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях «Димитриевские образовательные чтения» (Ростов-на-Дону, 1999-2004 гг.. ), ХХ Международные Рождественские образовательные чтения (Москва, 2012 г.).

Материалы диссертационного исследования отражены в монографии, трех статьях, напечатанных в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатоа диссертационных исследований, и пяти статьях, опубликованных в других научных изданиях общим объемом около 14,5 п.л.

Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании Ученого совета Северо-Кавказского научного центра высшей школы.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из: введения, трех глав, содержащих одиннадцать параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы на русском и иностранных языках из 99 источников. Общий объем работы составляет 150 страниц.

Похожие диссертации на Патристическая оценка учения Эпикура о боге, мире и человеке