Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема свободы и воли в исламе Али, Асгар Нахавандиан

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Али, Асгар Нахавандиан. Проблема свободы и воли в исламе : автореферат дис. ... кандидата богословских наук : 09.00.06.- Баку, 1994.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Свобода, будучи одним из основных признаков человеческого бытия, является также особенностью, которая вытекает из самой природы человека и выделяет его действия от поведения животных или функционирования технических систем.

В истории исламской мысли вопрос о свободе всегда рассматривался как вопрос о свободе воли, который был предметом острых дискуссий между сторонниками свободы человеческой воли (ал-кадариййа) и сторонниками безусловного предопределения (ал-джабариййа), противостоящими друг другу в крайнем противостоянии. Неоднозначность подходов придавала этому вопросу характер сложной и комплексной проблемы, касающейся не только концепций свободы человека в' своих поступках и божественной детерминированности человеческих действий, разделения добра и зла на действие Бога и' действие человека, ответственности человека за свои действия, но охватывающей и такие фундаментальные принципы ислама, как божественная справедливость и приход дня Страшного Суда. Теоретическим решением этой проблемы занимались представители калама — мусульманской схоластической теологии, а также мусульманские философы и суфии.

Проблема свободы воли вошла в исламскую мысль под влиянием традиций многобожия (аш-ширк) джахил-лийского периода, идей магизма и представлений, связанных с древнегреческими мифами, и получила название "ал-кадар"*, хотя в полемике вокруг нее противопоставлялись друг другу иные понятия, такие, как "ал-ихтийар" (выбор человеком своих поступков) и "ал-джабр" (принуждение человека к его действиям), "am-тафвиз" (уполномочие человека на его действия) и "ал-джабр".

* Более подробно об идейных ягтоках проблемы см. В. X. Острие. Фалсафл-йе нлм-е калам. Тарджоме-яе Ахмад Арам. Тегеран, 1368. с 655-656.

Актуальность сегодня специальной, самостоятельной разработки проблемы свободы воля в исламе диктуется по меньшей мере тремя существенными факторами.

Во-первых, современная исламская мысль собрала огромный материал, необходимый для глубокого аргументированного обоснования с исламских позиций свободы человека в выборе своих поступков без возникновения противоречия с основными положениями религии по данному вопросу. Актуальной задачей, следовательно, является анализ и обобщение этого материала. Первостепенное значение приобретает в этой связи исследование и определение принципов свободы воли человека и его творческой активности.

Во-вторых, анализ проблемы свободы воли позволит не только подготовить теоретическую почву для детальной разработки учения ислама о человеке в соответствии <: современными знаниями, но и осмыслить сущность іизногласий в истории исламской мысли, выявить причины возникновения различных идейных течений в исламе.

В-третьих, проблема свободы человеческой воли неразрывно связана с исламским учением о предании человеком себя Богу, упованием на Него, передачи всех обстоятельств жизни неизбежному предопределению и предрешенному приговору Бога, которое нередко, особенно в начале нынешнего столетия, под влиянием западных критериев прогресса рассматривалось как один из факторов распространения регрессистских тенденций в мусульманском обществе. Исследование проблемы свободы воли с учетом современного знания актуально в плане доказательства необоснованности подобных утверждений, так и для дальнейшей разработки исламских принципов свободы.

Степень разработанности проблемы свободы воли в исламе демонстрирует, что она предстает как комплексная по своему существу. В ее исследовании активно участвуют представители различных религиозных, философских и обществоведческих дисциплин.

Среди работ, посвященных анализу различных аспектов проблемы свободы воли в исламе, следует отметить исследования А. Мамедова, Халида ал-Асали, Ибрахима Мадкура, Али Сами ан-Нашшара, Мухаммада Амары, Сайида Махмуда Мар'аши Шоштари, Мортазы Мотахха-ри, Мохаммада Таги Данишпажух, Шафи'и Кадкони, Ис-

кандара Али Михр, Сайфаттина Йазиджи, А. Риппина, В. X. Острина, Р. Парета, Дж. Хаурани, А. Корбэпа и других*.

При всей ценности этих работ и значимости собранных материалов исследование в них проблемы свободы воли в исламе не носит специального характера. К тому же в мусульманской религиозной литературе сложилось мнение, порицающее препирательство о предустановлении (ал-каза) и предопределении (ал-кадар), понимаемых как различные уровни божественной детерминации происходящих в мире явлений, в том числе* и человеческих действий. Уже в первом приближении рационального объяснения очевидно, что такой чисто "внешний" подход к проблеме должен Сыть дополнен "внутренним" подходом, учитьг"йюицім огромное значение современной разу»зюй интерпретации концепции "ал-кадар".

Все это делает исследование проблемы свободы воли о исламе весьма актуальным.

Источниковедческую базу исследования составляют исторические комментарии к Корану, хадисоведческая

1. Мамедов А. М. Современный ислам: критика мусульманских концепций свободы. — Актуальные проблемы современного ислама. Баку, 1988; Халнд ал-Асалн. Джахя бин Сафмн ва маканагух фи-л-фнкр ал нсламн. Багдад, 1965; Ибрахим Мадкур. Ал-Фал-сафа ал-ис-ламиййа: мнкхадж ва тахбикух. Т. 1-Й. Каир, 1968; Ан-Нашшар Али Сами. Минхадж ал-бахс инд нуфахкири-л-ислдн. Каир, 1965; его же. Нлш'ат ал-фикр ал-фалсафи фи-л-ислдм. Т. ML Каир, 1971; Мухам-млл Амара. Ал-Му'тазнлд ва мушкнлат ал-хурриййа ал-иясаииййл. Еойрут, 1972; Сейид Махмуд Мар'ашн Шоютари. Маслак-е имамиййа дар осул-е акаид. Тегеран, 1369; Остад Моргаза Мотазэсари. Энслн м слриевешт. Тегеран, і 969; Волфсон Харри Остриц. Ф.ілсафе-йе илм-е калам. Тарджоме-йе Ахмад Арам. Тегеран, 1.368; Мохдммад Такн Да-ниишажух. Кетабшенаси-йе фирак ва адйан. Тегеран, 1343^1964; Ша-фи'и Кадкони. Макам-е энсан дар орфан-е Ирани.. — Йагма. Тегеран, 1953, NN 3, 4; Seyh'ul Islam Mustafa Sabri Efendi. Insan ve kader. Teicume Dr. Isa Dogan. Istanbul, 1989; SeyfetrJn Yaziri. Temel Bilgiler (Itigad, Ibadet, Ahldk, Siyer) Ankara, 1993; Iskender Ali Mihr. Mutluluk, Tasawuf, Islam. Izmir, 1990; Islam DmihalL Turkiye GazetesL Istanbul, 1990' Rippin A. Approaches to the History of the interpretation of the 0"r"an. Oxford, 1988; Parel R. Der Koran: Kommentai: und Konkordanz. Stuttgart, 1971; Houiani G; Islamic and пооКІатйс origins of niu'taziUte ethical rationalizm. — International Journal of Middle East Studies. 1976. vol. 7, No I; Corbia Йепгу. En Islam Iranian aspects Spintuels el Philosophigues. Tome L Le Slu'isme duodeomain. Paris — Мезші — Ivry, Editions Callimard, 1971.

литература, сочинения известных мутакаллимов и средневековых историков ислама, авторитетные лексикографические труды*.

Цель и задачи исследования Диссертант ставил перед собой цель дать детализированный анализ проблемы свободы воли в исламе и на этой основе разработать оптимальную концепцию, направленную на теоретическое решение проблемы в соответствии с современными знаниями.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие конкретные и взаимосвязанные задачи;

получить четкую теоретическую картину основных тенденций, обеспечивших появление в исламской мысли как концепций свободы человеческой воли, так и концепций, доказывающих, что человек принуждаем к своим действиям;

дать детализированный анализ проблемы свободы воли в исламе, выявить идейно-культурные истоки, реальное содержание, историческую эволюцию выдвигавшихся в истории исламской мысли основных концепций свободы воли;

— определить действительную важность проблемы
свободы воли в целом на основе исследования различных
ее толкований;

*— выявить принципы, согласно которым действия человека могут быть рассмотрены как момент сознательного волевого акта самого человека, а человек — как их естественная причина, с одной стороны, а с другой — как следствие божественного предустановления и предопределения.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые предпринята попытка комплексного изучения проблемы свободы человеческой воли, ее идейно-культурных истоков, эволюции мусульманских концепций по проблеме. До сих пор поле зрения исследователей ограничивалось, как правило, рамками од-, ной религиозно-философской школы или определенного исторического периода развития религиозной мысли ислама.

Новым является также обобщение в диссертации взглядов крупных представителей калама на проблему

* Названия этих работ см. в библиография, помещенной в конце диссертации.

свободы воли. Сочинения некоторых из них ранее не рассматривались ни азербайджанскими исследователями, ни в русскоязычной исламоведческой литературе. Все это позволяет по-новому оценить проблему свободы человеческой воли и осмыслить ее теоретическое решение.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела истории религии и общественной мысли Института востоковедения Академии наук Азербайджана (12 января 1994 г.). Основные положения я выводы диссертации отражены в научных публикациях. *

Объем и структура работы. В соответствии с основной целью определена внутренняя логика и структура диссертащш, которая состоит из введения, трех глаз, заключения и списка использованной литературы. Текстовая часть диссертащш изложена на 137 страницах маши-полисного текста.

Похожие диссертации на Проблема свободы и воли в исламе