Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ислам и национальные проблемы в арабском мире Иссмаил, Самир

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иссмаил, Самир. Ислам и национальные проблемы в арабском мире : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 1991.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Политическая и идеологическая действенность ислама в арабском кирз yse никем не подвергается сомнению. Одновременно это делает его предметом неутихающих споров. Могно сказать, что роль ислама как все оолее эффективного фактора в рамках социальныхчи национальных процессов в современном арабском мире - это уне не гипотеза, а реальность, и в то же время - проблема.

Исторический процесс становления арабских государств и зарождение стремления к единству были и остаются в числе глубинных стимулов массового соціального самосознания» Если политические традиции ислама, радикально преломившиеся в традициях реформистских движений ХУШ-ХІХ и начала XX вв., временно отступа' -ли нд задний план, то социально-экономическое развитие второй половины нынешнего столетия, проблемы, возникшие в период после обретения политически! независимости, возродили актуальность ' этих традиций.

Правда, неверно было бы рассматривать эти традиции как единственную предпосылку появления политических исламских движений с их позициями в отношении различных проблем современности, включая национальную-проблему.

Появление так называемого "политического ислама", роль которого заметно усалилась в последние два десятилетия, не было изолировано от всего комплекса социально-экономических изменений в странах арабского мира в период после приобретения независимости и от политических кризисов в этих странах. Это наглядно проявилось з отношении.к национальному вопросу как одной из наиболее острых проблем общественного развития.

Если преяде исламские политические движения делали главный упор на вопросы религиозной мысли, нравственности и отношения к власти, то впоследствии они начали придавать большее значение в своих программах и теоретических концепциях социально-экономическим компонентам. В последние ка годы они стали стремиться к тому, чтобы внести серьезный вклад в поиск альтернативы светскому национализму.

Изучение взаимоотношений мевду исламом и национализмом представляєм собой вакную задачу не только в чисто теоретическом, но и в практическом плане. Проблема соотношения религиозного и светского, исламского и политического в вопросе национализма переспала бить просто предметом взаимной перебранки мевду представителями традиционалистских и радикальных идейных концепции. Эта проблема стала осью, вокруг которой вращается ныне практическая повседневная борьба. Этим объясняется актуальность исследования указанных процессов, ибо трудно понять их перспективы, не изучив предварительно весь комплекс исторических и идейных предпосылок арабской национальной мысли, ее взаимосвязи с исламом, отношения современных исламских политических движений к национальному вопросу вообще и в арабском мире в частности.

Степень разработанности проблемы. Политический аспект ислама не нов для восгоковедения и каламов едекия. Более того,можно сказать, что он перестал быть чисто теоретической проблемой, в.том числе, и для академической науки. "Исламское возрождение" - это не идеологический купзл, а объективная реальность. Если первоначальная реакция на эту реальность носила в научных кругах политический оттенок, то углубление и разветвление данного феномена заставили даке политиков признать необходимость его научного изучения.

Этот феномен, продолжающий и сейчас усиливаться и нарастать, вызвал интерес у идеологов, ученых, политиков и даке писателей» художников и т.д. Наадай из них по-своему стремился постичь и интерпретировать его причины и цели. Существует немало исследовании, в которых феномен политического ислама рассматривался как часть процесса нового становления политических

Здесь употребляется термин "арабский национализм" как програм-. ма национального возрондення арабской нации, имея в виду теоретическое обоснование ее тенденций к единству на основе примата национальных принципов. Это, кстати, определило практические цели народов арабской нации в их борьбе против колониализма, феодализма и сионизма. Сказанное однако не означает отсутствия в этом национализме консервативных и регрессивных элементов, способных в определенных условиях врасти в национализм в общепринятом сдасде слава,.

традиций ислама в рамках социально-экономического и политического развития арабского мира . Другие авторы уделяют внимание социально-экономическому аспекту, а знача г процессу социально-классового размекевания, стоящему за появлением феномена исламской политизации .

В го же время в ряде исследований изучается воздействие процесса социально-экономических и политических преобразований на преобразования в области культуры, а значит его отражение в современном общественном сознании. Исследователи этого процесса показывают, чго он, разрушая старне традиции, создает идеологический вакуум, который начинает заполняться исламской идеологией3. Зги исследования в основном была нацелены на то, чтобы подчеркнуть идейно-политическую сторону, главным образом, связанную с возникновением и эволюцией современных исламских политических движений и их отношением к различным проблемам, включая национальную.

Национальной проблеме посвящен целый ряд общетеоретических исследований . имеются также работы, автора которых пытались исследовать взаимосвязь меаду исламом и национализмом. Однако в

Сіл., например: Аль-Даанаби 1.1. Исторические предпосылки современных исламских политических двияений. - В журн.: "Аль-Фякр ад-Димукратый"» 1989. - № 6, на араб.яз.

См., например: Абдель Джаббар Ф. Материализм и современная религиозная мысль. - Никозия, 1987, на араб.яз.

См., например: Баруг М. Дк, Исламский фундаментализм: сопоставление я анализ. - В ауря.: "Аль-$икр ад-Димукратый". - JS 49. 1988, на араб.яз.; см. также: Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии я Африки, - М.: Наука, 1982.

См.: Калгахчяя С.Г. Марксистско-ленинская теория нации и современность. - М„: Политиздат, 1983; см. такяе: Сайф аль дула-И. Наша методология по национальному вопросу. Дамаск. Революционная идеологи!. - Бейрут,, 1982 и другие, на араб.яз.

своих общих рамках они имели идеологическую направленность и не касались общатеоретических вопросов взаимоотношения ислама с национализмом. Что касается исследований, посвященных национальному вопросу в арабском шре, то их также существует немало. Некоторым авторам удалось показать ход исторической эволюции арабской национальной мысли . Однако в целом они остались в рамках историко-описательных исследований. В настоящей диссертации ставится задача подвергнуть философскому анализу богатый исторический материал их взаимоотношения, возникновения современных исламских политических движений, эволюции национальной мысли, "исламской альтернативы". Именно эта сфера наименее разработана, восполнению пробелов в которой.и посвящено данное исследование.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации -определить причины и механизмы возникновения современных исламских политических движений в арабском мире, рассмотреть природу "исламского возрождения" и отношение исламские политических движений к национальному вопросу, а следовательно и предлагаемую ими альтернативу.

для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проследить историю современных политических движений, их идейные предпосылки, изучить политические традиции ислама и их влияние на формирование современных исламских политических идеологий в плане их отношения к национальному вопросу;

  2. подвергнуть критическому анализу понятие "политический ислам", вскрыть его главные идейные компоненты, связанные с вопросами "исламской альтернативы" по различным проблемам общественного бытия, включая проблему нации;

  3. рассмотреть становление современной арабской национальной мысли в ее исторической связи с исламом; выявить скрытую взаимосвязь этой мысли с политическими традициями ислама;

* Хурани А. Арабская мысль.в эпоху возрождения 1898-1939. - Бейрут, 1977, на араб.яз. Так же см;: Аширов ЕЛ. Ислам и нация. - М.: Политическая литература, 1975; сам. также: Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. - М.: Наука, 1988.

  1. определить сугь современного "исламского пробукдания" в арабском мире, показать социально-политические и экономические причины этого феномена;

  2. проследить позиций современных исламских политических движения в национальном вопросе в их конкретной -сторичносги и определить сугь этой взаимосвязи на современном этапе;

  3. проанализировать современные концепции так называемой "исламской альтернативы" национализму.

Научная новизна. Новизна исследования заключается в рассмотрении проблемы ислама и национализма в ее историчности и их взаимовлиянии. Если в имеющихся работах эта проблема, рассматривается как часть той или иной темы, то в настоящей диссертации Епервые делается попытка исследовать ее всесторонне в целостности.

Начавшая углубляться в арабском мире взаимосвязь между исламом и национализмом уже не является чисто политической. Иными словами, она перестала носить прагматически-идеологический характер, будучи средством в руках того или иного политического движения. Скорее, она стала вписываться в диалектику современного исторического развития, будучи новым воплощением взаимоотношения между наследием и современностью, преломлением традиций (идейных и духовных) в политической деятельности общественных двязений. Таким образом, трудно понять все новшества, усвоенные движениями за исламское возровдекие, без реального исторического видения данного явления. В этом смысле последнее представляет собой не случайный или частичный продукт кризиса общественного и национального бытия в современном арабском мире, но одну из реальных проблем его национального становления.

Трудно понять всю запуганность этого феномена, его теоретическое отражение в идейных системах современных исламских политических движений, не осмыслив его исторических предпосылок.Изучение этих последних вскрывает не только исторические причины, кроющиеся за феноменом исламского возрождения, но и ход их эволюции и изменения, сопровождавшие крупные социалыю-экономиче-,ские и политические преобразоваши в арабском мире с конца XIX в. по 60-е годы нашего столетия. В диссертации обращается особое внимание на го, что обновление я секуляризация выдвинула на пер--вый план не только экономические и политические вопросы общесг-

венного бытия, но и национальный вопрос в качестве одной из целей процесса исторической эволюции.

Если с конца XIX в. и до наших дней в национальной мысли преобладала идея национального единства, то она не чукда и исламской мысли. Последняя имеет свои традиции, которые суммарно выражены в идее "уммы" (мусульманской общины, нации). Постоянно меняясь, эти традиции, тем не менее, в известной мере сохраняли верность основным принципам ислама в подходе к "мусульманской умме".

Чтобы понять перспективы этого аспекта в деятельности и политических программах современных исламских движений, в диссертации делается попытка рассмотреть эволюции национальной мысли, ее новое проявление в концепциях исламских идеологов. Целью при этом ставится не только дать ясную и точную картину "исламской альтернативы" национализму, но и увидеть практические политико-кульгурные перспективы этой алыеряагивы.

Практическая значимость. Практическая значимость диссертации состоит в том, что анализ конкретных данных и теоретические выводы исследования дают вакяый шгердал для изучения современных исламских политических движений и их позиций по национальному вопросу.

Общие выводы могут быть дспользовачы как теоретический материал для политической деятельности, направленной на демократическое решение проблем арабского мира, особенно касающихся национального вопроса. Материалы диссертации могут быть использованы также в спецкурсах по исламу и национализму и по проблематике современных исламских политических движений.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании Кафедры историк марксистско-ленинской философии философского факультета МГУ им, М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, грех глаБ, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Ислам и национальные проблемы в арабском мире