Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соотношение теологии и метафизики в философии Мухаммада Ал-Газали : философско-религиоведческий анализ Хисайнов Умарали

Соотношение теологии и метафизики в философии Мухаммада Ал-Газали : философско-религиоведческий анализ
<
Соотношение теологии и метафизики в философии Мухаммада Ал-Газали : философско-религиоведческий анализ Соотношение теологии и метафизики в философии Мухаммада Ал-Газали : философско-религиоведческий анализ Соотношение теологии и метафизики в философии Мухаммада Ал-Газали : философско-религиоведческий анализ Соотношение теологии и метафизики в философии Мухаммада Ал-Газали : философско-религиоведческий анализ Соотношение теологии и метафизики в философии Мухаммада Ал-Газали : философско-религиоведческий анализ
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хисайнов Умарали. Соотношение теологии и метафизики в философии Мухаммада Ал-Газали : философско-религиоведческий анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Хисайнов Умарали; [Место защиты: Ин-т философии им. акад. А.М. Богоутдинова АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2011.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/454

Введение к работе

Актуальность темы исследовании. Сегодня на всем постсоветском пространстве стран Центральной Азии происходит серьезное переосмысление своего религиозного и философского наследия, которое непосредственно связано с нашей духовной и интеллектуальной традицией. Во многом это обусловлено ростом различных нетрадиционных религиозных идеологических программ в Центральной Азии, которые все более вытесняют на периферию традиционные системы ценностей, характерные для данного региона. Существующие тенденции, к сожалению, ведут к росту радикальных религиозных сетей, которые главным образом приходят в центрально-азиатский регион извне.

Процессы глобализации в мире уже Дошли до Центральной Азии, и это повлекло за собой столкновение различных религиозных идеологий в национально-государственном пространстве. Несмотря на то, что Таджикистан в какой-то мере создал блокирующую защитную систему в стране, связанную с легализацией Исламской партии Возрождения Таджикистана (ИПВТ), которая достаточно эффективно борется с нетрадиционными радикальными и панйсламисткими программами, тем не.,менее, факторы усиления трансрелигиозных идеолопш на социально-политическую и национально-культурную жизнь страны должны подвергнуться серьезному философскому переосмыслению.

В этой связи анализ религиозных и философских идей выдающегося мыслителя ал-Газали сегодня может оказать огромную помощь в понимании природы и сущности таких процессов в центрально-азиатском регионе. Осмысление этих процессов полезно также и потому, что они позволяют не только предупреждать различные формы радикализации в обществе, но и сохранять условия для развития сосуществующих религиозных и интеллектуальных практик в нашем регионе. Учитывая, что ал-Газали жил во времена жесткой борьбы различных религиозных и философских идеологий, можно сказать, что изучение его наследия становится все более актуальным для современной Центральной Азии, в частности, Таджикистана.

Особая актуальность данной темы обусловлена необходимостью восстановить роль философского осмысления религиозного знания сегодня, которое было серьезно деформировано радикальными' интерпретаторами творчества ал-Газали, что еще

.3

более усиливало разрыв между религиозным и философским дискурсом тем самым ограничивая возможности духовного и интеллектуального развития центрально-азиатского региона во многих сферах духовной и материальной жизни.

Степень научной разработанности проблемы. О Газали су
ществует огромная исследовательская литература.1 Обзор этой
литературы показывает, что среди них очень мало,специальных
обстоятельных исследований, посвященных проблеме отноше
ния Газали к спекулятивной теологии и предметный анализ тео
логической системы мыслителя.^ однако это не означает что
ученые вообще не интересовались проблемами отношения Газа
ли к теологии. В своихіработах обобщающего характера они все
же касались отдельных сторон этой проблемы, и пытались дать
оценку позиции ал-Газали. :

В этой Связи следует отметить цикл работ таджикского философа А.Шамолова, который был посвящен анализу различных аспектов учения ал-Газали относительно вопросов теологии, философии, этики, проблемы счастья и справедливости.-

' Существующее в западной историко-философской и исла-моведческой литературе представление об исламской теологии в целом и теологии Газали, в частности, восходит к книге М Маймонида (1135-1204) «Путеводитель колеблющихся» («Да-лолат ал-хаирин»).4 Он, опираясь на систему исламской спекулятивной теологии - калам, считает её логически последова-' тельной и целостной метафизикой.

Маймонид выразил влияния идей ал-Газали на взгляды многих философов, включая и самого Ф.Г.Гегеля, назвавшего взгляды представителей исламской спекулятивной теологии «шатанием, головокружением всего существующего».5

Праблемы теологии в исламе, такие как проблема свободы

воли и предопределения, божественных атрибутов, и.сотворен-

4 ности Корана и т.д., рассмотрены в трудах европейских иссле-

1 См иіамолов Л.А. Фияософия-їеоійгіїи Гачали. - Душанбе., Пайванд. 2008. , .

3 См.: Ибрагим Т.К. Философия калама (V.III-XV be.): диссертация доктора философских наук Москва, 1984,

» См работы Шамолова А.А Философия теологии Газали. - Душанбе. 2008; Сравнительный анализ этических концепций Аву Хамида Газали и .Насриддии* Туей. Автореф. «асоиск. учен, степени канд. Фнмивд^ Душанбе 1993, Фнлософско-теологнческие воззрения Газали Автореф. на соиск. ученой степени доктора философских наук,/Ь'ишбе, Ж) : Проблема счастья в этических концепциях Абу Хамида Газали .. Паси-пиллинаТуси Изв ЛИ РТ. Серия: философии и права. 1993,№3.

f С^ Moses ten Maimon. The Guide of the Perplexed. Chi.. 1963; в рус, пер: -Путеводитель колеблюшихся . в кн Григорян С. Н . Из истории философии Ср. Азии и Ирана 7—12 вв., М., I960. ?Тсгелд, .Сочинения. М. -Л., 1935, г 11 - С. 104.

' ' ' ''*" 4 ^-у.ул >

дователей А.Крем.ара, де Бура, Ч.Беккера, С.А.Наллино, А.Гийома, Д. Свитман'а,,.н САнаваты и Х.Вольфсона/' и т.д.

Об исламских мут'акаллимах и теологии ислама можно найти необходимую информацию также в трудах А.Мюллера, М.Сохрейнера, М. М.Хортена, Г.Дюге и др.7

Что касается исследований о теологии,. в странах распро
странения ислама, то в них основная позиция базируется на
идеи относительно «ортодоксальности» калама,8 в форме мута-
зилизма, антидогматизма, рационализма и вольнодумства. ;

Существенный вклад в изучении проблемы.теологии исла
ма и философии религии внесли советские; и/іррссииские,,ученые,
отразившийся главным образом в общих работах по.;исламу, и
истории философии, которые в основном черпали,сведения,,о
теологии ислама из западной исламоведческой, и историко-
философской литературы. - /;Гі':;М.;!

В"'''"этой связи особо следует упомянуть;,, работу А.В.Сагадаева «Очеловеченный мир в искусстве, мусульманского средневековья»,9 в которой культурологические размышления вокруг атомистики калама, подвергаются обстоятельной критике. По мнению исследователя ашаризм, пользовался под-держкой'дишь небольшого круга мусульманских мыслителей, и именно, поэтому не смог выразить не только «дух» всей средневековой арабо-мусульманской культуры, но и сам религиозно-философский дискурс исламский идей.

Др>угой советский исследователь Ибрагим Тауфик Камель в своей кандидатской диссертации: «Атомистика калама и ее место в средневековой арабо-мусульманской философии»,, >г в, своей докторской диссертации: «Философия калама»10 показывает

6 Kremar von A Cultuigeecliichilichc Streitflige aufdem Gebietc.des. plains. Leippuig, 1873. ss 3.6,7; De Boer,
(ieschiphic der Philosophic in Islam 8., 1900 S. 43; BeokerC. ClirisilichePolemik und Islamtsone Degmenbildung.
- "Zousolirift fur assuriologie". 1912 bd. 26. 184; Idem TJelosophy (Muslim).> Rnoyclop. Of religion and aUueiv:
1917, vol 9; Nallino C.A. Sur Г origins del none dei Mutayility. r "Ravis^.degM.studiOTiemslij-.^l.fiji.J, pp..461-
466, Gi.illaimie A. Some re.-arke on free will and prede'slinaiio'ii fii'lslaiil. - Jbunial of the Royal Asiatic Soolety.
1924, p. 44:\Volfsonlt.The Philosophy of the Kalam. Cambrige - London. 1976, p. 620. ;! 4.'!!i! і " : j"

1 Мюллер А. История Ислама с основания до новейших времен. Пер. с нем. под ред. Н. Медникова. С I таол.
пне. и 5 картами. Спб. 1895-6 г. в 4-х томах; Schreiner A. Op oil.. S.4 Ncwmark D. oit., s. 119.
1 Гм An - Пашшар AC. Возникновение философской мысли в исламе. Т.1. Сафан А. Наука калама, 1.1.
Тегеран I960.; Амара М. Ислам .. философия масти. Т. 1-2, Бейрут, 1977.; Амара М. Мутазилита и пробле
ма человеческой свободы. Бейрут, 1972; Ханафи X. Исламистские очерки. Бейрут 1982.; Ханафиг.\ Исла
мистские очерки Наследие и обновление. Тунис, 1980; Зайне X. Разум у кгутазилитов. Бейрут, 1978. и т.д.. ,
9 Сагадаев А.В. Очеловеченный мир в искусстве мусульманского средневекбвьн. По поводу одной, типології,
ческой концепции. - в Сб.Ж Эстетике и жизнь. Вып. 3., 1974. ., . . .., :,;-...,,,. ,-,;- ( '»'

"'Ибрагим Т.К Атомистика калама и ее место в средневековой арабомусульманскои философии, ^исс.на.
соиск. уч. ст. канд. философских наук. М , 1980. -145с.; Ибрагим Т.К. Философия калама! VIIIAV вв.) ,дис:
сергация доктора философских наук Москва. 1984- 339 с.' -.,. ,;< ;:! '1-і, .'

несостоятельности попыток некоторых авторов выводить упомянутую «специфику» арабо-мусульманскогр «духа» из натурфилософии мутакаллимов, а именно из их атомистического учения, которое занимает чрезвычайно незначительное место в их теоретических построениях.

Некоторые авторы, например, азербарджанский исследователь Э.А.Ахмедов критикует тех исследователей, которые «считают калам просто мусульманской теологией и не включают его в структуру арабо-мусульманской философии» ".

Рассмотрение учения ал-Газали в онтологическом и гносеологическом контексте мистицизма было'осуществлено в работе Насырова И.Р.: «Онтологические и гносеологические основания исламского мистицизма (генезис и эволюция)» п.

Здесь также уместно обратить внимание на труды И.П.Петрушевского, Е.А.Беляева, А.К.Закуева, С.Й.Григоряна, З.Ахмедова, А.Маковельского, А.А.Миддера, Н.Наимова, С.Муртазаева, М.Кадирова, М.Керимова и др'-V

В целом же в советской научной литературе о каламе было характерно представление о нем как о. направлении философской мысли мусульманского средневековья или как об ортодоксальном учении, при этом авторы^ которые справедливо усматривают в мутазилизме одну из форм проявления свободомыслия, исключают его из калама и сводят последний к ашаризму. Главным средневековым источником о каламе для советских исследователей, также как и. для западных специалистов служили главы 71-76 книги М.Маймонида: «Путеводитель колеблющихся», которая является в действительности не доксографическим сочинением, а интерпретирующим исследованием, дающим каламу тенденциозную интерпретацию.

Среди отечественных исследователей, которые внесли заметный вклад в исследование учения ал-Газали, можно отнести таких авторов как А.Шамолов, и М.Диноршоев, занимавших часто противоположные концептуальные позиции относительно

Ахмедов Э. Арабо-мусульмлнская философия средневековья. Баку, 1980. - С, 15-16. * См.:Насыров И. Онтологически* и гносеологические основания исламского мистицизма (генезис и эволюция): диссертация доктора фи/.особских наук : 09.00.03 /. - Москва, 2008. - 472 с.

См.: Петрушевский И.П. Ислам в Иране в 7-8вв. - Л., 1966: Беляев В.А. Мусульманское сектантство.. М., 1957, Закуев А.К. Философии ан Напача Баку. 1961; Григорян СИ. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востокі. 1.,4964. - 94с; Соколов В.В Средневековая философия. М, 1979. -203с; Григорян СИ. Средневековая фиЛ'Хофия народов Ближнего и Среднего Востока. - 96с.; Маковельскйй А.О. История логики. М., 1967. - 2(>2с; Беляев Б.А. Ислам. -Философская энциклопедия, Т. 2 1962. - 335с; Мид-дерА.И. Философия и религии. - I. н .'Философия и ценностные формы сознания. М., 1978. - 25бс; Керимов Г.М. Алъ-Гамли и суфизм. Баст. «Элм», 1969.; История философии. М., 1957,Т.I. -227с.

интерпретации творчества ал-Га зал и, в особенности, в вопросе об отношении учения ал-Газали к мусульманской рациональной философской традиции14.

Следует также отметить работы З.Диноэшоевой, которая также осуществила серьезную исследовательскую работу в отношении взгляда ал-Газали.к философии и вообще, к рациональной мусульманской традиции, в частности15. В этой связи стоит отметить позицию Шамолова А., который полагает, что во многих западноевропейских и советских исследованиях существуют шаблоны в отношении взглядов ал-Газали на философию, которая, с сожалению, с его точки зрения, была воспринята некритически некоторыми специалистами по ал-Газали1*.

Что касается изучения теологии ал-Ггзали, то отдельного исследования по этой теме нет, а лишь фрагментарно нашли свое отражение некоторые вопросы его теологии. Авторы, писавшие о Газали и его каламистических.идеях, принадлежали к различным историческим эпохам, придерживались различных политических и научных взглядов, исследовали различные аспекты воззрения мыслителя. В ходе изучения некоторых аспектов его каламистической концепции были высказаны идеи, оказавшие положительное влияние на ее понимание и осмысление. Вместе с тем, нередко мысли ал-Газали подвергались умышленным и неумышленным искажениям, оценивались с предвзятой точки зрения, использовались различными политическими теоретиками для обоснования собственных взглядов и теорий.

В этой связи, данная работа направлена на заполнения того пробела, который существует в исследовательской литературе по ал-Газали с тем, чтобы дать возможность самим идеям ал-Газали раскрывать себя в разных временных и смысловых контекстах.

14 Шамолов А.А. Проблема души в философском учении Газали Текст. //Изв. АН Республики Таджикистан: Серия: философия и правоведение. -2002 1-2.-С. S0-9I.; Шамолов Л А. Л'олжатулислам Газали Текст.: Социальные и политические взгляды, Душанбе: Дониш, 1996. - 330 с. на перо, яз.; Шамолов А:А.' Философ-ско-теологическис воззрения Газали Текст.: Автореф дне. д-ра филос. к Душанбе, 2003.-46 с,; Днііор-шоев М. Гносеология Газали п его мировоззренческая сущность Текст. /.' Изв АН Тадж. ССР. Отд. общ. наук. 2001 - №4. - С. 56 - 68.; Диноршоев М. Проблема разума л веры в трула< Мухаммеда ал Газали'. Текст. //Изв. АН Республики Таджикистан. Серия: философия и правоі.еденне. - 2001 - №-4. -С. 55 - 56,- :' "ДиноршосваЗ. Ал-Газали и его отношение к философским наукам.-Душанбе: Книга, 2000.-41 с. ;. Диноршоева 3. Мухаммад ал-Газали и его отношение к философии. - Душанбе: Дониш, 2002. -159 с; ' Шамолон А.А. Философско-теологические воззрения Газали Текст.: Автореф. дне. д-ра филос. наук Душанбе, 2003,-46 с.

7 .

Обьект и предмет исследования.

Объектом диссертационного исследования является философия ал-Газали .

Предметом исследования является Соотношении теологии и метафизики в философии ал-Газали ,

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью настоящего исследования является определение отношения Газали к теологии, характеристика теологических взглядов и идей ал-Газали и от-ценка их роль в историческом развитии исламской теологии.

Достижение поставленной цели предлагает решение следующих задач:

-общая характеристика теологии ислама и хрестянства;

-определение основных этапов формирования и развития теологии ислама;

-показ исторических и социокультурних условий становления теологических взглядов Мухаммада Газали;

-освещение позиции Газали к религиозным науком;

-выяснение соотношения веры и разума в философских воззрениях Газали; ' -определение; позиции Газали относительно суфизма.

Методологическая и теоретическая база исследования. '".' ' В процессе решения поставленних задач, приводящих к достижению цели исследования овтор использовал общенаучные и философские сравнительно-сопоставительный, структурно-'' функциональный, диалектический, историологическии методы анализа с соблудением принципов историзма и объективности.

Значительная часть исследования выполнена в рамках анализа собственных трудов мыслителя.

В таких случиях автор опирался на приныипы изучения и отценки историко-философского процесса.

Применение сравнительно-сопоставительного метода обусловлено анализом: двух теологических доктрин-исламской и христианской.

Теоретической базой исследования явились прежде всего философкие воззрения Мухаммада Газали, во-вторых, труды известных исследователей о творчестье мыслителя.

Научная новизна исследованья состоит в том, что в историко-философской литературе впервые теологическая доктрина

Мухаммада Газали стала предметом философско-ралигиоведческого анализа.

В результате анализа, автор1 диссертации оприделил и вы
яснил следующее: ' -. /.; ;

М.Газали в основании человеческого развития ставит запоминание, поэтому традиция нужна на первом этапе развития. Понимание есть второй этап, которое возникает, когда человек через фиксацию различия и сомнения, выраженного в субъективном мире, приходит к пониманию того, что он заучивал. Однако само понимание с точки зрения М.Газали должно быть снято самой верой, которая придает этому пониманию убежденность и признание истинности. Учитывая, что источник веры является трансцендентальным как по отношению к субъективному уровню понимания, так и по отношению к традиции, это приводит к тому, что все два уровня должны быть сняты в этой божественной трансцендентальное, то есть веры. Но доказательство этой веры должно покоиться на запоминании (традиции) и понимании (рациональности), Традиция без понимания и рациональности превращается в традиционализм, тогда как рациональность без традиции ведет к субъективному релятивизму и беспорядку (хаосу). Только в синтезе они обладают силой.- В этой связи М.Газали противопоставляет разум не вере, а традиции. Вера у него выходит за пределы этих измерений, что естественно ограничивает влияние разума и рациональности границами верь?.'

С точки зрения ал-Газали, логических и абсолютно убедительных ответов, какие бы они не были изощренными и глубокими, на религиозные вопросы не существуют, так как всегда найдется другой логический вопрос на ответ и так далее до бесконечности. То есть рациональное пространство не может дать окончательный ответ, - все его ответы, как и вопросы относительны, и поэтому строить религиозные знания на рациональных критериях является предосудительным делом. Ал-Газали считает, что ограничение и невозможность дать полноценный ответ рациональными средствами доказывает, что ответ знает только, Бог, и поэтому следовать нужно таким образом воле Бога;

Для Газали сомнение есть инструмент разрушения рациональных тезисов и доказательства их относительности. Можно сказать в его интерпретации: сомневаться Можново всем, кроме божественного откровения. Скептицизм Юма, также в интерпретации ал-Газали выглядит как инструмент для сомнения во

9 :.:-":': --:,..:

всех логических тезисах перипатетиков и их претензиях на самодостаточность разума. Лейбниц, возможно, наиболее близок к ал-Газали, по вопросу о предустановленной гармонии, а именно роли божественного могущества и воли. Однако в отличие от ал-Газали, Лейбниц отстаивал теорию монад, где каждая из них обладает самодостаточностью. В этом плане концептуальным защитником рационализма является даже не Декарт, а именно Лейбниц, который защищает тезис о самодостаточности каждой монады. Это похоже с идеей Ибн Сино о индивидуализации души, то есть придание каждой душе индивидуального характера в зависимости от степени влияния на нее разума. Таким образом мы вывели основной параметр, который концептуально защищает принцип рационализма - это принцип автономной индивидуальности. Только в этом случае возможно развитие рациональной школы мысли,' если признается относительная автономность личности. Именно в этом концептуальном пункте и разошлись позиции между ал-Газали и Ибн Сино.

Ал-Газали, в действительности, не нашел почвы в рациональном пространстве, так как для неги оно являлось слишком противоречивым и допускающим при этом слишком много толкований, которые не могут быть подкреплены окончательными аргументами. Неустойчивость этого рационального пространства с его точки зрения создавала почву для мировоззренческих «шатаний» особенно среди обычных верующих мусульман. С другой стороны его скептицизм в отношении рационального знания не был столь абсолютен, чтобы отказываться от него, так как оно обладает определенной или относительной истиной, которая имеет свое место в реальности.

Заслуга ал-Газали заключается в том, что он ради прими-рения^между враждующими религиозными системами ценностей и идей нашел ту нишу, где противоположные силы гаснут. С его точки зрения эти противоречия разрешаются на уровне суфийской системы ценностей. Стоит отметить также и то, что именно благодаря суфизму многие глубокие рациональные идеи были' сохранены и донесены до современного поколения.

Вышеотмечениые тезисы автор диссертации выносит на защиту.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что она будет способствовать преодолению предвзятых и необъективных, мненый к теологическому знанию, установлению оптимальных связей между философским и религиозным

знанием. Положения и теоретические выводы диссертации мо-, гут быть использованы при написании спецкурсов по филоср-, фии религии, истории философии, теории религии.и свободомыслия, читаемых в высших учебных заведениях. '.,.,.. .'

Апробация исследования. Основные положения диссертации освещены в научных публикациях диссертанта, в выступлениях на республиканских и международных конференциях, На лекциях спецкурсах и семинарских занятиях для студентов Таджикского исламского университета.

Работа была обсуждена в Отделе истории философии Ин-. статута философии, политологии и права им. академика, А.М.Багоутдинова Академии наук Республики Таджикистан и рекомендована к защите (протокол № 11 от 24.05.2011).

Структура работы. Диссертация состоит, из введения, двух
глав, включающих в себя шесть параграфов, заключение и спи-, .
сок использованной литературы. п.

Похожие диссертации на Соотношение теологии и метафизики в философии Мухаммада Ал-Газали : философско-религиоведческий анализ