Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-агрономическое знание как предмет философского анализа Антонов, Евгений Алексеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Антонов, Евгений Алексеевич. Научно-агрономическое знание как предмет философского анализа : автореферат дис. ... доктора философ. наук : 09.00.08 / Белгородский гос. пед. ун-т.- Москва, 1995.- 34 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-4/133-x

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В конце XX столетия агрономия становится такой отраслью научного знания, которая, с одной стоорны, тесно смыкается с философской проблематикой, а с другоіі - сама служит важным средством для решения острейших социально-экономических и экологических проблем, возникающих в ходе хозяйственной деятельности людей. От способов и средств их решения зависят бытие и мировоззрение не только крестьянства, но и всего человечества. Поэтому в последнее время все большее мировоззренческое звучание приобретают вопросы развития земледелия, являющегося фундаментальной основой существования человеческой цивилизации.

В этих условиях возникает настоятельная потребность в философской рефлексіпі над основаниями альтернативных агрономических теорий и глобальных агромоделей, над особенностями познавательной деятельности ученых-агрономов и в выявлении на этой основе значения и возможных перспектив развития агрономического знания. Среди многих проблем, требующих глубокого философского осмысления, имеются вопросы различных уровней: общеагрономические, специально-агрономические, рецептурно-технологическне. Слабая разработка фундаментальных проблем общеагрономического уровня неизбежно ведет к снижению ценности и эффективности решения вопросов других уровней. Так, без признания и обоснования агрономіш в качестве полноправной научной дисциплины решение иных вопросов теряет свою значимость, поскольку лишается соответствующих мировоззренческих и методологических ориентации.

Между тем вплоть до последнего"*временн господствующей точкой зрения в научном сообществе было рассмотрение агрономии в качестве прикладного естествознания, соотнесенного к практическим проблемам. В связи с этим научная агрономия как целостное культурно-историческое явление не изучалась сколько-нибудь систематически, не выявлялась и не анализировалась специфіка агрономической науки и ее отраслевых дисциплин. Считалось, что в последней отсутствуют мировоззренческие вопросы и что мировоззренческое содержание в системе ее философских оснований заимствуется из диалектического материализма и биологшГ, выполняющей интегрирующую функцию по отношению ко всему комплексу сельскохозяй-

ственных,-агрономических наук. На этой основе либо вообще отрицались философские вопросы агрономии, либо их признание оставалась на стадии постановки проблемы.

Сегодня фнзикалнстская концепция агрономической науки как прикладного естествознания полностью исчерпала себя, показала свою несостоятельность не только в плане решения мировоззренческих вопросов, но и проблем интенсивного развития агросферы. Подрыву ее авторитета способствовало и начало преодоления рационали-стігческого, технократического подхода к агросфере как части промышленности, а также выявление ограниченности социально-классового принципа, безудержная практическая реализация которого привела к массовому "раскрестьяниванию" в нашей стране.

Сейчас все больше осознается связь мировоззренческих основаній! как с негативными последствиями социалнстігческого переустройства сельского хозяйства, так и экологическими последствиями аграрной деятельности человечества. Преодоление технократизма и утилитарно-прагматического подхода к агросфере и природе и установление гармоничных отношении между ними связано с нарастанием таких нетрадиционных тенденціш в агрономической науке и практике, как гуманизация и экологизация.

Постшкение научной агрономии как целостного объекта исследования стало возможным лишь в последнее десятилетне в связи с такими важными факторами, как изменение социальной функции агрономической науки, выход ее на теоретнческші и методологический уровень, развитие системных исследованиіі и математического моделирования в агросфере, а также с началом осознания важности философского осмысления этой области знания и деятельности.

Кардинальные изменения, происходящие в отечественном и ми
ровом земледелии и новые духовные ориентации, социальные н эко
логические задачи требуют, с одной стороны, основательной пере
оценки прежних агрономических теорий и поиска новой парадигмы
развития агрономической науки, с другой - уважительного отношения
к имеющемуся агрономическому наследию и поиска путей сіштеза
традиционного и нового в агрономической науке и земледельческой
практике.
* Особую актуальность проблеме агрономші как науки придает

j то, что она оказывается тесно связанной с пониманием природы науч-- но-агрономического знания, особенностей его возникновения и разви-

вития, а также с необходимостью выявления критериев, его отличия от иных форм знания. При этом анализ становления и развития научно-агрономического знания имеет не только узко профессиональный, но и общенаучный, в том числе философский интерес с точки зрения становления научно-практического знания вообще.

Философский анализ особенностей агрономического познания и методов исследования, осмысление стиля современного агрономического мышления, выработка новой концепции научной агрономии и выявление перспективных направлений развития агрономического

г .1

знания - все это становится возможным на основе усиления взаимодействия философии н агрономической науки. Именно благодаря их союзу становятся возможными философское осмысление таких тенденций развития современной агрономической науки, как математизация, гуманизация, экологизация и т.п., с одной стороны, и расширение эмпирического ба-зиса для философских обобщений - с другой.

Состояние и степень разработанности проблемы. Постановка проблемы философского осмысления научной агрономии, несмотря на значительную историю объективной взаимосвязи философского и агрономического знания, была осуществлена лишь в Новое время Ф.Бэконом, затем поддержана Д.Дидро. В дальнейшем засилие рационализма в западноевропейской культуре привело к ориентации философии на теоретическое естествознание и агрономическая наука оказалась вне поля зрения философов. Если у отдельных философов и возникал интерес к агрономическому знанию, то лишь для решения нх собственных задач. Гораздо сильнее была тяга к философии со стороны представителей агрономической науки при обосновании ими новых идей, концепций и направлений. В работах А.А.Ярилова, Р.Крцимовского, Н.И.Вавилова, Т.С.Мальцева встречаются понятия "философское учение -о сельском хозяйстве", "философия агрономии", "философия земледелия" для обозначения новой области исследования. Однако само это направление так и не получило официального статуса, что негативно сказалось на разработке философских проблем агрономической-науки и на осмыслении ее в качестве специфического социокультурного феномена. ---._

Методологические положения о взаимосвязи философского и конкретно-научного знания, используемые при философском анализе науки, разрабатывают П.В.Алексеев, В.Л.Алтухов, В.Г.Борзенков, Л.Р.Грэхэм, П.С.Дышлевый, Р.Карнап, А.Н.Кочергин, В.И.Купцов,

С.А.Лебедев, В.А.Лекторский, СТ.Мелюхин, В.И.Метлов, Н.В~.Мот-рошнлова, К.Поппер, А.И.Ракнтов, Ю.Н.Солонин, В.С.Стешш, П.Фейерабенд, П.Т.Фролов, В.С.Швырев и др. Однако учет специфики философского осмысления практических наук в этих работах представлен слабо.

Философский анализ становления и развития научного знания и его отдельных видов (естественнонаучного, социального, гуманитарного, технического, медицинского) осуществляют Н.К.Вахтомин, П.П.Гайденко, Ф.И.Гиренок, Э.В.Гирусов, В.Г.Горохов, В.В.Ильин, А.В.Кезин, Н.Н.Киселев, Б.Н.Козлов, СБ.Крымский, В.А.Кутырев, В.С.Лямин, А.П.Огурцов, С.А.Пастушный, В.П.Петленко, Б.А.Ста-ростнн, Г.И.Царегородцев, В.В.Чешев и др. В нх работах содержится ряд принципиальных положений, которые могут быть использованы при осмыслении научно-агрономического знания.

Философское осмысление агрономической науки и агросферы находится на стадии становления. В немногочисленной литературе по философии агрономии изучались лишь отдельные аспекты научно-агрономического знания. Тем не менее можно выделить следующие основные направления:

а) исследование мировоззрения выдающихся ученых-агрономов
(В.Н.Балязин, А.П.Бердышев, Л.П.Дергачева, Г.Дехенд, М.А.Днрек-
торенко, З.А.Каменский, Г.Ф.Кирьянов, В.Клемм, Г.Мейер, Ю.С.
Мусабеков и др.);

б) историко-методологический и культурологический анализ
развития агрономической науки и знания (А.А.Вербин, А.Я.Гуревич,
Н.А.Качинский, М.К.Компанеец, И.И.Крупенников, Э.И.Рассел,
Б.А.Рыбаков, М.Е.Сергеенко, СМ.Скорняков, В.И.Уколова и др.);

. в) методологический анализ взаимосвязи философии и агрономии, соотношение фундаментального и прикладного в агрономической науке, применение системного подхода и математических методов в агрономических исследованиях (В.П.Агафонов, И.А.Бардин, А.А. Жученко, А.И.Игнатов, А.С.Каменской', В.К.Комаров, А.А.Никонов, А.Л.Сергеев, И.И.Сішяпш, А.Д.Урсул, И.Б.Усков, В.М.Федоров и

др-);

г) философское осмысление народной агрономии, включая народную сельскохозяйственную мудрость (А.К.Бычко, К.Д. Давлет-шин, А.И.Петрухпн, В.П.Филатов, В.И.Чернов, М.И.Шахнович и

др-);

д) философия крестьянства, сельского хозяйства, земледелия, агросферы (А.П.Велик, Ю.М.Бородай, . И.И.Ершова, Р.С.Карпинская, П.К.Лнсеев, Т.С.Мальцев, С.А.Никольский, Е.В.Попов, П.II.

Снмуш, Л.В.ФесеїІКОВа И Др.). ... .:...:. .-:-/...:-....: _.,-..-.

Вместе с тем отсутствуют исследования, специально посвященные философскому осмыслению агрономической науки как целостной системы и анализу основных этапов ее развития.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является создание философской концепции становления и развития научно-агрономического знания, выступающей в качестве фундаментальной предпосылки для разработки теоретических и методологических положений, обосновывающих агрономию как науку.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

выявить истоки формирования концепции научной агрономии;

выяснить основные направления философского осмысления агрономической науки;

выявить содержание народной агрономии и основные направления ее влияния на становление и развитие агрономической науки;

выяснить особенности трактовок предмета и объекта науки в классической и современной научной агрономии;

выявить особенности взаимоотношений дифференциации и интеграции и интегративные идеалы, существовавшие в истории агрономии;

выявить место агрономической науки в исторической системе научного знания н раскрыть ее внутреннюю структуру;

вычленить основные этапы использования диалектического метода в агрономическом познании;

выявить историческую последовательность становления агрономических методов и их развитие в классической и современной агрономической науке;

выявить пути и этапы математизации агрономической науки;

выяснить роль принципа систематизации и системного подхода в агрономических исследованиях;

выявить специфику ценностей научной агрономии, соотношение в ней истинностного и ценностного моментов;

выяснить природу и основные закономерности гуманизации научно-агрономического знания;

s

- выявить основные направления и концепции в агроэкологиче-
ских исследованиях и обосновать возможные пути решения экологи
ческих проблем в агросфере.

Анализ її решение поставленных задач отражает строение диссертационного исследования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют принципы материалистической диалектики: объективности, историзма, соотношения исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, единства теории и практики и др.; принципы синергетики: самоорганизации, многомерности; идея глобалистики о коэволюции человека и природы.

В качестве эмпирического материала привлекались сведения из истории, археологиии, этнографии, фольклористики, мифологии, религии, экологии, кибернетики и т.п.

Полученные результаты и их научная новизна. В диссертации представлена философская концепция становления и развития научно-агрономического знания, охватывающая относительно самостоятельный и целостный комплекс теоретических и методологических проблем.

Новизну диссертации составляют полученные результаты, развивающие и конкретизирующие основную идею:

выявлено, что идея земледелия как науки зарождается в лоне древнегреческой философии и в конце XVIII - начале XIX вв. превращается в концепцию научной, агрономии;

выяснено, что основными направлениями философского осмысления агрономической науки являются: а) раскрытие философских оснований агрономической науки и б) анализ агрономической науки в целом с позиций философии;

выявлено, что в содержание народной агрономии входят: народная сельскохозяйственная мудрость, технологические и рецептур-но-технологическне знания и что она влияет на становление агрономической науки в следующих направлениях: а) воздействие отдельных ее компонентов на становление агрономической науки, б) влияние всей системы народной агрономии, нашедшей отражение в земледельческом календаре, на современное развитие агрономической науки;

выделены основные іпериодьі в развитии агрономической науки, к которым относятся: -донаучный, становление агрономической

науки, развитие классической агрономической науки и становление современной, неклассической агрономической науки;

выяснены особенности трактовок предмета и объекта п классической и современной научной агрономии, которые состоят в переходе с эмпирического на теоретический уровень их исследования, в учете целеполагающей деятельности человека;

выявлено, что в классической агрономической науке преобладали процессы дифференциации, а в современной усиливаются нн-тегративные процессы, что к ннтегративным идеалам, существо-вавшим в истории агрономии, относятся: кумулятивная модель, суммирование, сннергетизм, теоретический синтез, системная интеграция;

выявлено, что агрономическая наука является практической дисциплиной, сформировавшейся в ходе интегративных исследований земледелия на стыке естественных, общественных, технических наук и народной агрономии путем трансформации сответствующих видов знания, что она включает следующие основные разделы: агрономическое обществознание, агрономическое естествознание и агрономическое технпкознание;

вычленены основные этапы использования диалектического метода в агрономическом познании: внедренческий, иллюстративный, диалогический;

выявлены историческая последовательность становления агрономических методов (лабораторный, вегетационный, полевой опыт, методы кибернетического моделирования) и переход от традиционных методов к созданию агромоделей;

выявлены традиционный и современный пути и исторические этапы математизации агрономической науки: количественная обработка эмпирических данных в области земледелия, математическое моделирование, получение логическим путем математических формулировок общих агрономических законов и теорий;

выявлены исторические формы систематизации знання в различных видах агрономии: в народной агрономии (рецепты, собрания поучений и предписаний, земледельческий календарь); в классической научной агрономии (научные трактаты, учебные пособия, сельскохозяйственные энциклопедии, а также входящие в них понятия, гипотезы, теории, законы); в неклассической агрономической науке (теории програмирования урожаев сельскохозяйственных культур, модели развития агроэкосистем) и выяснено, что в качестве

основания систематизации этих форм выступали специфические признаки (годовой круговорот в земледелии, способ восстановления плодородия почвы, принципы построения теории и т.п.), а специфика системного подхода к агрономическому знанию определяется стремлением построить целостную картину агрономического объекта н тем, что благодаря ему удается раскрыть обусловленность агрономических теорий не только агрономическими объектами, но и методом получения знаний;

выявлена специфика ценностей научной агрономии, которая состоит в том, что ценность знания рассматривается в первую очередь с точки зрения его значимости для практики, однако научно-агрономическое знание нельзя свести к утилитарному, прагматически понимаемому знанию, поскольку наряду с критерием пользы при- его определении необходимо использовать критерий истины, которые не только не сводимы друг к другу, но являются взаимодополняемыми;

выяснено, что гуманизация выступает в современном агрономическом познании как одно из выражений процесса "очеловечивания" знаний и агротехнологий, а к основным закономерностям гуманизации научно-агрономического знания относятся: усиление внимания к "человеческому фактору", смена естественнонаучных ценностных ориентации гуманитарными, усиление гуманитарных методов;

выявлены основные направления (технократический оптимизм, экологический пессимизм и экологический реализм) и ведущие концепции (техногенная, биологическая, адаптационно-преобразовательная) в агрономических исследованиях и обосновано положение, что решение экологических проблем в агросфере связано с формированием концепции, синтезирующей теоретические положения, имеющиеся в существующих концепциях, на основе замены устаревших индустриальных принципов такими, которые ориентируют на биосферное земледелие.

Основные положения, выносимые на защиту:

І. Для агрономической науки, как и для любой отрасли научного знания, характерным является то, что первоначально она появляется в виде идеи, которая затем получает соответствующее развитие. Идея земледелия как науки зарождается в лоне древнегреческой философии, получая в ходе истории дальнейшее философское обоснование и конкретную естественнонаучную разработку. В конце

ХУШ- начале XIX вв. эта идея, способствовавшая научному осмыслению земледелия, превращается в концепцию научной агрономии.

2. Научная агрономия обладает всеми атрибутами, присущими
науке: предметом, собственными - методами и другими научными
средствами исследования. Являясь полноправной комплексной науч
ной дисциплиной, в которой прикладное знание превалирует над
фундаментальным, она включает следующие основные разделы: агро
номическое обществознанне, агрономическое естествознание, агроно
мическое технпкозпанне. Научно-агрономическое знание является
специфическим видом практического знания, сформировавшимся в
ходе интегративных исследований земледелия на стыке естественных,
общественных, технических наук и народной агрономии путем транс
формации соответствующих видов знания. Взятое в качестве исход
ного такое понимание научно-агрономического знания позволяет пре
одолеть две краііности: сведение его либо к естествознанию, либо к
рецептурному знанию, к народному земледельческому опыту.

3. Формирование агрономической науки обусловлено рядом
факторов (земледельческая практика, социально-экономические усло
вия, народная агрономия, естествознание, обществознанне), влияние
которых имело конкретно-исторический характер. В ее развитии до
вольно отчетливо прослеживаются следующие основные периоды: до
научный, становление агрономической науки, развитие классической
агрономической науки и становление современной, неклассической
агрономической науки.

4. В истории агрономической науки соотношение между процес
сами дифференциации и интеграции агрономического знания не было
однозначным. В классической агрономической науке преобладали
процессы дифференциации, а в современной усиливаются интегра-
тивные процессы. К интегративным идеалам, существовавшим в ис
тории агрономии, относятся: кумулятивная модель, суммирование,
синергетизм, теоретический синтез и системная интеграция.

5. В силу ценностной нагруженности практического знания
имеется специфика ценностей агрономической науки. Она состоит в
том, что здесь ценность знания рассматривается в первую очередь с
точки зрения его значимости для практики." Однако научно-агроно
мическое знание нельзя свести к утилитарному, прагматически пони
маемому знанию, поскольку наряду с критерием пользы при его опре-

делении необходимо использовать критерий истины. Эти критерии не только не сводимы друг к другу, но являются взаимодополняемыми.

  1. В современном агрономическом познании гуманизация выступает как одно из выражении процесса "очеловечивания" знаний и аг-ротехнолошй, как возрастание значения человеческого начала в аграрной сфере. К ее основным закономерностям относятся: усиление внимания к "человеческому фактору", смена естественнонаучных ориентации гуманитарными, усиление гуманитарных методов.

  2. Основными направлениями в современных агроэкологических исследованиях являются: технократический оптимизм, экологический пессимизм и экологический реализм. Среди них наиболее перспективным является экологический реализм, на основе которого возможно решение экологических проблем. Ведущими концепциями в агрономической науке являются: техногенная, биологическая и адаптационно-преобразовательная. Каждая нх них имеет как достоинства, так и недостатки. Решение экологических проблем в аграрной сфере связано с формированием новой научной концепции, синтезирующей теоретические положения, имеющиеся в различных концепциях, на основе замены устаревших индустриальных принципов такими, которые ориентируют на биосферное земледелие. Существенный вклад в ее разработку может внести философия, позволяющая определить ценность используемых мировоззренческих и методологических идей и принципов и выдвигающая положение о том, что новая синтетическая агроэкологнческая концепция может быть создана в тесной связи и на основе определенной концепции человека.

Научно-практическая значимость исследования. Представленная концепция позволяет методологически, гноселогически и аксиологи-чески заложить в специальные агрономические разработки основы существования научно-агрономического знания, охватить социокультурные и внутренние факторы его бытия. Материалы диссертации могут быть использованы в агрономических исследованиях, в учебном процессе при чтении спецкурсов по темам "Философия и наука", "Методология научного познания", "Философия агрономии", а также в работе иетодолопіческих семинаров сельскохозяйственных учебных заведений и научных учреждений.

Философское значение результатов исследования заключается в углублении и конкретизации связей философии с жизнью, в рас-

крытии взаимосвязей между различными философскими направлениями и конкретно-историческими формами агрономии.

Апробация работы. Идеи и положення диссертации были опро-бпрованы более чем на 30-ти научных конгрессах, симпозиумах и конференциях: всесоюзная конференция "Проблемы взаимодействия общества и природы" (Москва, 1978); всесоюзная научно-теоретическая конференция "Взаимодействие природы и общества как комплексная проблема науки и практики" (Чита, 1981); международная конференция молодых ученых "Развитой социализм и природопользование" (Москва, 1982J; 1 научно-практическая конференция философов, партийных работников, ученых, писателей и специалистов АПК "Мировоззрение и сельскохозяйственная практика" (Полтава, 1986); республиканская научно-практическая конференция "Социальные проблемы современного села" (Киев, 1988); всесоюзная научная конференция "Человек. Природа. Современность" (Курск, 1991); 1 Всеукраинскнй конгресс философов "Философия и духовное возрождение Украины" (Киев, 1991); международная конференция "Мудрость" (Целиноград, 1992); международный симпозиум "Дух и космос: Культура и наука на пути к нетрадиционному миропониманию" (Харьков, 1992); республиканская научная конференция "Обновление России как возрождение духовности: традиции и новаторство" (Нижний Новгород, 1994) и др.

Отдельные положения проведенного исследования были опро-бпрованы автором в процессе преподавания курса философии, а также положены в основу спецкурсов "Философия сельского хозяйства", прочитанного для студентов, аспирантов и слушателей ФПК в ХГАУ (1988-1992) и "Социальная экология", прочитанного для студентов БГПУ (1994-1995). Выдвинутые автором идеи нашли отражение в рабочей программе по философии для сельскохозяйственных высших учебных заведении Украины, в учебном пособии для магистров и аспирантов естественно-природных, сельскохозяйственных специальностей, подготовленном учеными России и Украины. Ряд докладов по теме диссертации был сделан на объединенных общеуниверситетских заседаниях философских (методологических) семинаров ХГАУ. Результаты исследования-.-были использованы при разработке методических рекомендаций для руководителей, консультантов и участников методологических семинаров сельскохозяйствен-

ных вузов и НИИ при Харьковском Северо-Восточном научном центре.

Публикации диссертанта нашли положительный отклик в ряде научных изданий:Сурии А.В. Научно-технический прогресс и формирование мировоззрения (аннотированная тематика лекций). М., 1987. С. 6; Федоров В.М. Послесловие рецензента // Вестник с.-х. науки 1991. № 12. С. 14-16; Агафонов В.П., Шенко СВ. Рационализм и свобода в философии, науке и их место и роль в сельскохозяйственной практике. М., 1993. С. 55-56.

План-проспект диссертационной работы обсуждался на кафедре философии ИПК при МГУ им. М.В.Ломоносова (1988). Материалы диссертации обсуждались на кафедре философии ХГПУ (была рекомендована к изданию монография). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии ХГАУ им. В. В. Докучаева и на заседании Совета Социально-гуманитарного института Белгородского государственного педагогического университета им.М.С.Ольминского.

Похожие диссертации на Научно-агрономическое знание как предмет философского анализа