Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики Рыкова Людмила Анатольевна

Развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики
<
Развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики Развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики Развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики Развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики Развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики Развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики Развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики Развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики Развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыкова Людмила Анатольевна. Развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Томск, 2005 168 с. РГБ ОД, 61:05-13/1640

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения 10

1.1. Роль восприятия ритма и его двигательного воспроизведения в координационной системе человека 10

1.2.Отражение проблемы восприятия ритма и его двигательного воспроизведения в педагогической литературе 20

1.3. Педагогические подходы, принципы и методические особенности развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения средствами ритмической гимнастики у молодежи 32

ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования 47

2.1. Задачи исследования 47

2.2. Методы исследования 47

2.3. Организация исследования 56

ГЛАВА 3. Оценка исходного уровня восприятия ритма и его двигательного воспроизведения, функционального состояния и физических способностей девушек и юношей 18-20 лет 64

3.1. Оценка уровней восприятия ритма и его двигательного воспроизведения 64

3.2. Оценка функционального состояния и физических способностей...68

ГЛАВА 4. Методика развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики 73

4.1. Характеристика комплекса ритмической гимнастики с целевой направленностью на развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения 73

4.2. Обучение студентов комплексу упражнений для развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения на занятиях по физическому воспитанию 83

4.3. Индивидуальная работа со студентами, имеющими недостатки восприятия ритма и его двигательного воспроизведения 94

ГЛАВА 5. Анализ результатов развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения средствами ритмической гимнастики у девушек и юношей 18-20 лет 100

5.1. Динамика развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения в ходе экспериментальной работы 100

5.2. Динамика изменений функционального состояния, уровня физической подготовленности и специфических координационных способностей девушек и юношей 18-20 лет 107

5.3. Определения взаимосвязи нарушений восприятия ритма и физических способностей девушек и юношей 18-20 лет 120

Выводы 127

Практические рекомендации 129

Список литературы 131

Приложения 150

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время, в период реализации подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской федерации (2002-2005 годы) в рамках федеральной программы «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденной 23 мая 2002 г. № 363, основной задачей является комплексное решение проблем воспитания детей, подростков и молодежи, направленное на духовное, нравственное и физическое оздоровление подрастающего поколения.

Идеал человека - это целостный, всесторонне и гармонически развитый индивид, творчески утверждающий себя во всех сферах и формах социальной активности (В.К. Бальсевич, 1999; В.Н. Турченко, 2000; В.Н. Гончаров, 2001; В.А. Фетисов, 2003).

Гармоничность человека определяется согласованностью, координированностью действий во взаимоотношениях с окружающим миром. (А.А. Бирюкович, 1973; В.М. Дильман, 1985; В.И Вернадский, 1988, 1993; Е.А. Дудина, 1999; В.П. Казначеев, 1998).

Несогласованность координационной системы на уровне восприятия ритма и его двигательного воспроизведения проявляется во всех областях жизнедеятельности человека - в быту, спорте, музыкальной и исполнительской деятельности, танцевальной сфере, ритмической гимнастике (В. Костровицкая, А. Писарев, 1976; Е.С. Иванов, Л.М. Шипицина, 1996).

Следствием несогласованности механизма восприятия ритма и его двигательного воспроизведения являются трудности в профессиональной деятельности, в которой восприятие ритма и координация движений имеют решающее значение. Психолого-педагогические наблюдения выявляют развитие комплексов — стеснительности, боязни показаться неуклюжими и др., приводящих, порой, к искажению оценки собственной социальной значимости.

В теории и практике физической культуры вопросы совершенствования человека, посредством развития координационных способностей, являются актуальными (А.А. Бефани, 1971; С.Д. Руднева, А.В. Пасынкова, 1982; СИ. Белкина, Г.П. Ломова, Е. Н. Соковнина, 1983; В.Г. Ф.К. Беспутчик, 2001; М.Ш. Бонфельд, 2001; Н.А. Баженова, 2003; Т.П. Королева, 2003).

Ритмичность относится к общим координационным способностям человека и находится во взаимосвязи с другими координационными способностями (В.И. Лях, 1983, 1988, 1999, 2000). В музыковедении существуют сложившиеся методы ритмического воспитания детей и подростков (Н.А. Ветлугина, 1968; В.К. Тарасова, 1988), однако в теории и практике физического воспитания молодежи исследования «чувства ритма» носят фрагментарный характер и направлены на узко специализированные аспекты (В.А. Кручинин, 1973; Я. Искра, 1999; В.Е. Капланский, 2001). Не освещенными остаются вопросы о возможности развития этой способности у людей в более поздние периоды онтогенеза.

На смену традиционной системы музыкально-ритмического воспитания приходят модернизированные направления ритмической гимнастики, в которых акцент делается на развитие физических способностей, таких как сила, выносливость, гибкость. В то же время, развитию восприятия ритма уделяется недостаточно внимания (Т.С. Лисицкая, 1976, 1988; А. Пионтковская, Е. Плошае, 1986; В.Г. Беспутчик, 2001; Е.С. Крючек, 2001). Методическая база для целенаправленного развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у студенческой молодежи обнаруживает не обоснованность. . \\J \ ,

Анализ литературы по вопросам развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у молодежи, свидетельствует об отсутствии ясных методологических подходов и принципов изучения, системно структурного обоснования, обозначения общего круга специальных вопросов исследования, что приводит к неясности аспектов его практической реализации.

При этом обнаружена противоречивость взглядов, выражающаяся:

- в разногласиях в понимании психофизиологической природы ритмичности, ее места и роли в координационной системе человека, что, в свою очередь, вызывает сложности в определении педагогических особенностей ее развития;

- с одной стороны, в том, что в научно-методической литературе достаточно внимания уделено развитию чувства ритма у детей в сенситивный период развития координационных способностей, с другой стороны, в отсутствии сведений о возможности развития этой способности у людей в более поздние периоды онтогенеза.

Ведущая идея работы, направленной на развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у молодежи, состоит в поиске способов разрешения противоречия между сложившимися методами организации занятий, с использованием средств ритмической гимнастики, обеспечивающими недостаточный его уровень, и необходимостью получения педагогических знаний для расширения методической базы с целью более эффективного развития этой способности.

Выявленное противоречие позволило обозначить тему исследования, проблема которого заключается в развитии восприятия ритма и его двигательного воспроизведения средствами ритмической гимнастики у студенческой молодежи.

Объектом исследования является процесс развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у молодежи.

Предмет исследования - методика развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет, средствами ритмической гимнастики, в условиях учебно-воспитательной работы вуза.

Цель исследования состоит в обосновании методики развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения средствами ритмической гимнастики у девушек и юношей 18-20 лет и проверке ее эффективности в учебно-воспитательном процессе вуза.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что методика, базовым основанием которой являются знания о закономерностях, уровнях и особенностях развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения, позволит успешно совершенствовать эту координационную способность у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Обоснованы подходы, определены принципы и особенности развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения средствами ритмической гимнастики у молодежи.

Получены сведения об исходном уровне восприятия ритма и его двигательного воспроизведения и возможности развития этой способности у девушек и юношей 18-20 лет. Определена взаимосвязь нарушений способности восприятия ритма и других физических способностей у молодежи данной возрастной группы. Научно обоснована возможность целенаправленного развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет.

Результаты проведенного исследования дополняют педагогические знания о развитии координационных способностей, вносят определенный вклад в теорию физического воспитания и открывают перспективы и направления дальнейшего изучения поставленной проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в наличии экспериментально подтвержденных результатов, позволяющих разработать практические рекомендации, способствующие развитию восприятия ритма и его двигательного воспроизведения средствами ритмической гимнастики у молодежи различных социальных и возрастных групп.

Материалы исследования могут быть использованы в учебно-педагогическом процессе для чтения лекций и специальных курсов по развитию восприятия ритма и его двигательного воспроизведения средствами ритмической гимнастики; как научная и методическая база для проведения занятий по ритмической гимнастике.

Полученные результаты дают возможность совершенствования координационной системы человека и содействуют его гармоничному развитию.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его задачам и логике, репрезентативностью выборки, сопоставлением полученных результатов с педагогическим опытом в области физического и психического развития молодежи, качественным и количественным анализом полученных данных.

Теоретико-методологическую основу исследования на общетеоретическом и общенаучном уровне составили:

- положения о человеке, как высшей ценности общества, как сознательном существе, личность которого формируется в деятельности (С. Л. Рубинштейн, 1960; А.Н. Леонтьев, 1975, 2000; Л.С. Выготский, 1983);

- психофизиологические и педагогические концептуальные положения отечественных и зарубежных исследователей:

- Ж. Далькроза, (1917), о воспитании чувства ритма при органическом сочетании ритма музыки и движений;

- В.М.Теплова (1940), о возможности совершенствования чувства ритма в поздние периоды онтогенеза при адекватном использовании педагогических приемов;

- А.А.Ухтомского (1950, 1951, 1952, 1954, 1962, 1973), о доминанте;

- Н.А. Бернштейна (1965, 1990, 1991, 1997), о построении движений;

- В.И. Ляха (1983, 1988, 1999, 2000, 2001) о развитии и совершенствовании координационных способностей.

Основой методологической базы является системный подход. Выделены эмпирический, теоретический и философский уровни, опирающиеся на общепедагогические и частнопедагогические, содержательные и формальные методы.

Положения, выносимые на защиту

1. Несогласованность на уровне восприятия ритма и его двигательного воспроизведения не является закрепленной в координационной системе девушек и юношей 18-20 лет и корректируется в процессе целенаправленной деятельности.

2. Развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики, представляет собой поэтапный, последовательный процесс, в ходе которого применяется деятельностный подход, учитывающий закономерности формирования нового навыка.

3. Средства ритмической гимнастики позволяют реализовать развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у молодежи, при условии использования ряда особенностей в применении психолого-педагогических методов и приемов.

4. Эффективность методики развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет проверяется в ходе педагогического эксперимента в условиях учебно-воспитательной работы вуза.

Роль восприятия ритма и его двигательного воспроизведения в координационной системе человека

Ритмичность, как явление, останавливает на себе внимание ученых многих поколений. В онтологии встречаются противоречивые суждения о соотношении хаоса и порядка - двух противоположных сил, закономерно взаимодействующих в природе [47, 72, 129, 160]. В философии древних, получившей отражение в мифологии, рассуждения о хаосе и порядке встречаются довольно широко.

В классической греческой, античной, древнеегипетской, шумерской космологиях хаос определяется, как нечто бесформенное, беспорядочное, но имеющее творческий потенциал [160]. Одним из ключевых понятий древнеиндийской культуры ведийской эпохи, является «рита». «Рита» как обозначение универсального космического закона, определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное.

Начиная с XVI века, в науке господствовали идеи, утверждающие ньютоно-картезианскую механистическую парадигму, основанную на математически сбалансированной модели построения мира, исключающей хаос [18].

В середине XIX в. основным понятием, определяющим двигательные механизмы организма, было понятие о рефлексе. Сводившее поведенческие проявления к механике и энергетике, оно предполагало анатомическую схему реакций организма: возбуждение афферентного нерва перебрасывается посредством нервного центра на эфферентный путь, производя рабочую реакцию мышц [179, 185, 203].

Рефлексологический подход, объединивший принцип равновесия и механического детерминизма, получил дальнейшее развитие в начале XX в. Такой подход нашел отражение в работах Ч. Шеррингтона (1859-1952), сделавшего попытку обоснования целостности организма на основе «принципа общего пути», объяснявшего, каким образом складывается итоговый двигательный рефлекс. Нервной системе отводится ведущая роль в интеграции и организации рефлекторного акта, а высшие корковые функции, при этом, остаются за пределами экспериментального анализа [179, 203].

Новый взгляд, обоснованный А.А. Ухтомским, послужил формированию прогрессивного научного мышления в физиологии. Пересмотрев теоретические положения Н.Е.Введенского (1852-1942) о переменной функциональной подвижности и, развив учение И.М. Сеченова о «физиологическом органе» [6, 149, 150, 166, 168, 169, 170], А.А. Ухтомский обосновал концепцию о доминанте.

Еще в тридцатые годы XX в. А.А. Ухтомский применил теорию нелинейных колебаний для объяснения синхронизации жизненных процессов организма [108, 168, 169]. Он писал, что: «организм и клетка рисуются нам как более или менее синхронизируемое и налаживающееся на ту или иную определенную деятельность множество отдельных инерционных систем, из которых каждая принуждена подчинять свои скорости скоростям соседок и целого» [168; 171].

Научные данные свидетельствуют о том, что ритм (периодичность, цикличность) свойственен живым организмам, социальным явлениям. В современной философии ритм - это чередование, каких либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, размеренность в протекании чего-либо. Но, ритм, еще и качество, свойство, принцип, присущий движению. Человек, преобразуя движение в новое качество -действие, фокусирует в себе многообразие ритмов.

В организме человека элементы беспорядка присутствуют в нейрофизиологических структурах, подчиняясь принципам нелинейного хаоса, позволяющего организму пластично приспосабливаться к изменениям окружающей среды. В целом же организм человека функционирует как своеобразное единство хаотических и упорядоченных процессов, начиная с молекулярного уровня [47].

Большое внимание уделяется исследованиям микропульсаций. С.Э. Шноль с соавторами на основе результатов фундаментальных исследований сделал вывод о том, что микроскопические флюктуации являются общим свойством биологических и физических систем. Они коррелируют с космическими факторами (солнечной активностью, напряженностью межпланетарного поля, интенсивностью нейронной компоненты космических лучей) [181]. Исследование пульсаций в адаптивном поведении биосистем, принадлежащих внешним периодическим процессам, занимаются также СМ. Мансуров, Л.Г. Охнянская; Ю.А. Холодов и др. [120, 121, 122].

Идеи самоорганизации, соответствующие господствующей в науке материалистической диалектике, обсуждаются довольно широко [5, 65, 68, 69, 71, 128, 129, 130, 145, 175]. В 60-е годы появляются теории, рассматривающие «хаос и порядок» как этапы, циклы ритмически-упорядоченного мира. При этом динамическая устойчивость процессов самоорганизации и саморазвития поддерживается благодаря следованиям законам ритма, циклической смене состояний: подъем - спад - застой -подъем [68].

В последнее время в исследованиях проблемы усвоения ритма применяется системный подход, позволяющий глубже и полнее осветить ее аспекты [5, 9, 14, 38, 73, 134]. Есть основания предполагать, что ритм выступает в качестве упорядочивающего, информационного фактора в развитии природы и общества и отражает двойственную сущность двигательных процессов [56, 72, 119, 120, 164, 176]. С одной стороны, ритм имеет дискретный, метрический характер, а с другой - нелинейный, квантово-волновой, частотный характер [62, 120].

Задачи исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы; психолого-педагогические и социологические методы (педагогические наблюдения, беседы, анкетирование); - педагогический эксперимент; - контрольные испытания для оценки уровней восприятия ритма и его двигательного воспроизведения, физической подготовленности, координационных способностей (пульсометрия и хронометрирование, метод функциональных проб, тестирование, экспертные оценки, аппаратный метод исследования); - методы математической статистической обработки материалов исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы проводились с целью выяснения: - изученности проблемы развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения в педагогической и музыковедческой литературе (проблем, противоречий). - наличия опыта предшествующих исследователей по составлению и применению комплексов ритмической гимнастики для целенаправленного развития восприятия ритма у молодежи; - получения сведений об изучаемых признаках у молодежи, данной возрастной категории, методах их исследований (регистрации, контроля); - методов обработки результатов измерений (были изучены основы метрологии и ряда других наук, позволивших объективно проанализировать и обосновать результаты исследований). Педагогические наблюдения, анкетирование, с целью получения первичных сведений о контингенте, проводились в г. Бийске (1997-2003 гг.) на занятиях со студентами 1-3-х курсов дневного отделения вуза, где ритмическая гимнастика применялась в качестве разминки в рамках целевого, планового занятия по физическому воспитанию. Беседа являлась способом введения испытуемых в ситуацию экспериментирования, проведения инструктажа, а также общения, с целью достижения положительного эмоционального настоя и доверия преподавателю. Контрольные испытания проводились с целью получения сведений об изучаемых признаках исследуемых, следующими методами: Метод функциональных проб (пульсометрия и хронометрирование) применялся для определения интенсивности нагрузки в ходе занятий, состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем испытуемых. 1. Пульс просчитывался на лучевой, височной, у сонной артериях в течение 10 секунд после прекращения выполнения задания. Полученное значение умножалось на 6 и к результату прибавлялось 13 (х х 6 + 13 = у). Число 13 не прибавлялось при измерениях пульса в заключительной части комплекса [ИЗ]. 2. Проба с приседаниями. И.п.-о.с. Просчитывался пульс за 10 сек. В медленном темпе выполнялось 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя вертикальное положение туловища, широко разводя колени в стороны. После приседания снова просчитывался пульс. Результат высчитываем по формуле: ЧСС в покое - 100%, х - пульс в покое, у - пульс после нагрузки, X -учащение пульса. Увеличение на 25-50 % - хорошо; На 50-65% - удовлетворительно; Свыше 65% - плохо. 3. Проба Штанге. Сесть на стул, расслабив мышцы. После глубокого вдоха задерживалось дыхание, при этом нос зажимался рукой. Фиксировалось время задержки дыхания. Если задержка дыхания свыше 90 сек. - отлично; от 30 до 60 - хорошо; ниже - 30 - плохо. 4. Оценка переключения и распределения внимания определялась с помощью бланкового метода Шульте-Горбова, заключающегося в использовании черно-красной таблицы размером 50 50 см., на которой вперемешку изображены по 24 красных и черных цифр. Требовалось назвать и показать указкой красные цифры от 1 до 24 и черные от 24 до 1. Сначала назывались 1-я красная цифра и 24-я черная, и далее красные - в возрастающем порядке, а черные - в убывающем. Оценивалось время выполнения задания. 5. Дополнительно проводился контроль осанки. Установка тела в позе правильной осанки должна быть предельно приближена к вертикальной оси, которая соединяет точки стрелковидного шва черепа, наружного слухового прохода, шестого-седьмого шейного и одиннадцатого-двеннадцатого грудного позвонков, головки бедренной кости, передней поверхности коленного сустава и ладьевидной кости стопы. Во фронтальной плоскости все части фигуры устанавливались так, чтобы симметричные точки левой и правой сторон тела располагались по горизонтальным линиям [21].

Оценка уровней восприятия ритма и его двигательного воспроизведения

При определении методических требований к оценке уровней восприятия ритма и его двигательного воспроизведения учитывалась структурная сложность этого процесса, состоящего их двух взаимосвязанных компонентов: - оценки уровня восприятия ритма; - оценки уровня двигательного воспроизведения ритма. Полученные, методом экспертных оценок, сведения об уровнях восприятия ритма, в баллах, фиксировались в протоколе и после предварительной математической обработки, заносились в таблицу в баллах и оценкой «адекватное» и «неадекватное» (таблица 6). По результатам предварительных оценок 135 испытуемых получили оценку 4 балла, причем, среди них 101 девушка и 34 юноши, а оценку 2-3 балла получили 18 девушек и 7 юношей. В целом, у студентов 1-3-го курсов (18-20 лет) был сформирован индивидуальный комплекс восприятия ритма, при этом каждый десятый студент имеет недостатки развития этой способности. При проведении оценки уровней двигательного воспроизведения ритма мы исходили из выводов о том, что динамические особенности ритмических отношений наиболее ярко проявлялись в двигательной реакции на них. В исследовании двигательного воспроизведения ритма участвовали студенты, прошедшие тестирование слухового восприятия ритма (см. главу 2.2.) (таблица 7). Результаты оценки после проведенных испытаний и предварительной обработки, показали следующее: 30 человек получили 4 балла, среди них 23 девушки и 7 юношей. Оценку 5-8 баллов получили 130 испытуемых, из которых 94 девушки и 34 юноши. На основе полученных данных происходило деление на контрольные и экспериментальные группы. Экспериментальную группу составили 80 студентов, из которых 59 девушек и 21 юноша. В контрольную группу вошли 60 девушек и 20 юношей (таблица 8, 9). Вопреки мнению многих авторов, есть основания полагать, что развитие чувства ритма, как одной из фундаментальных координационных способностей, не прекращается после 17-18 лет [100, 102, 164]. Для подтверждения подобной точки зрения следует обратиться к теоретическим основам поставленной проблемы. Рассмотрение усвоения ритма, с психофизиологических позиций, выявляет его информационную природу [120]. В онтогенезе человека происходит накопление информационного содержания ЦНС за счет постоянного взаимодействия человека с окружающей средой. Соответственно растет и двигательный опыт человека [72]. Тестирование, проведенное нами у девушек и юношей 18-20 лет, не имеющих опыта музыкально-ритмического развития, позволило выявить довольно высокий уровень адекватности восприятия ритма, составляющий на начало эксперимента 84,9% (таблица 6). Сравнение полученных результатов с результатами тестирования исходного уровня восприятия ритма, проведенного К.В. Тарасовой у детей 4-5 лет (адекватный уровень показали 24% детей, неадекватный - 76%), позволяет предположить, что на протяжении жизни человек, все же получает тот или иной опыт ритмического развития без специального обучения [156]. Способности проявляются и развиваются в процессе деятельности человека и являются результатом действия наследственных и средовых факторов [107]. Развитие чувства ритма рассматривается нами, в связи с его двигательной природой. Это находит вполне рациональное объяснение с позиций психофизиологии. Н.А. Бернштейн в работе «О построении движений» проследил связь между анатомическими субстратами моторных и сенсорных центров, последовательно формирующимися в филогенезе и выявил координационные уровни их построения. Было обнаружено, что каждая новая координационная система вносит в ЦНС новый класс сенсорных коррекций [25]. Иными словами каждому уровню построения движений соответствует свой уровень информационного обеспечения, в основе которого лежит восприятие ритма. Нами было обнаружено, что каждому отдельному индивиду свойственна относительная степень развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения. Результаты контрольных испытаний показывают, в целом, соответствие уровней восприятия ритма уровням его двигательного воспроизведения. Так, на начальном этапе эксперимента общий адекватный уровень восприятия ритма у девушек и юношей составил 84,9%, а уровень двигательного воспроизведения ритма 81,55% (таблица 6,7).

Характеристика комплекса ритмической гимнастики с целевой направленностью на развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения

При составлении комплекса упражнений для развития восприятия ритма и его двигательного воспроизведения средствами ритмической гимнастики учитывались общие методические требования к содержанию типовых комплексов для широкого круга занимающихся: - целевая направленность; - задачи и формы урока; - уровень общей физической подготовленности занимающихся; - соответствие типовой структуре комплексов по ритмической гимнастике; - длительность занятий; - хронометраж упражнений; - ритмические характеристики фонограммы. В методической литературе имеются рекомендации по составлению комплексов упражнений для возрастной группы 18-20 лет [12, 27, 28, 79, 90, 91, 92, 93, 153]. Однако отсутствие специальных методических разработок по развитию восприятия ритма средствами ритмической гимнастики вызывают определенные трудности и открывают перспективы исследовательской работы в этом направлении. Специфика комплекса упражнений определялась целевой направленностью на развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет. Комплекс ритмической гимнастики предназначался для применения в качестве 20-минутной разминки в рамках целевого, планового занятия по физическому воспитанию у студентов 1-3 курсов вуза. Характер, содержание и интенсивность занятий определяются анатомо-физиологическими особенностями занимающихся данной возрастной группы. Студенческие годы являются благоприятным периодом для развития и совершенствования координационных способностей средствами ритмической гимнастики. В норме, анатомо-физиологические характеристики приближаются к взрослым показателям, что создает предпосылки значительной физической активности и повышения нагрузок. Психическое развитие обусловливает возможность целенаправленной, сознательной работы [93, 146]. В то же время результаты исследований, проведенных среди девушек и юношей 18-20 лет, свидетельствуют о не высоком, для их возраста уровне физического развития, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что заставляет обращаться к новым методикам повышения эффективности физического воспитания студентов. По результатам большинства тестов физическая подготовленность исследуемых студентов, на начальном этапе работы, оценивалась «ниже среднего» [131]. В беге на 100 м девушки и юноши показали низкие результаты (1 балл); по тесту Купера - 1 балл; в подтягивании на высокой перекладине юноши показали удовлетворительный результат, а девушки, в поднимании туловища из положения лежа на спине - 2 балла. Характерной особенностью комплекса упражнений, направленных на развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения, является следующее: - соответствие психофизиологическим особенностям девушек и юношей 18-20 лет (уровню развития физических качеств и координационных способностей, состоянию функциональной системы, мотивационных предпосылок); - простота и доступность освоения комплекса на 1-м этапе работы, а также возможность постепенного усложнения его содержания на более поздних ее этапах; - сочетание нарастания координационной сложности упражнений с постепенным ростом разнообразия музыкального репертуара; - расчет количества упражнений и их повторов производится в строгом соответствии со структурой фонограммы, при наличии ритмолидеров; - четкое разграничение музыкальных фраз. Каждая комбинация движений начинается с новой музыкальной фразы; - построение упражнений на основе шага, отражающего естественную ритмичность динамики человека, с постепенным усложнением координации движений других частей тела; - объединение упражнений в комбинации, блоки, цепочки по степени сложности, позволяющее выделять и прорабатывать каждый из них, в отдельности; слитность выполнения упражнений. При этом положение тела в конце одного упражнения должно служить началом для продолжения другого. При составлении комплекса упражнений по ритмической гимнастике учитывалось его физиологическое содержание, которое состояло в определении интенсивности физической работы в соответствии с энергетическими потребностями организма. Выбор интенсивности занятия определялся соотношением аэробного и анаэробного режимов во время тренировочного процесса.

Похожие диссертации на Развитие восприятия ритма и его двигательного воспроизведения у девушек и юношей 18-20 лет средствами ритмической гимнастики