Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений Коновалов, Игорь Евгеньевич

Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений
<
Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коновалов, Игорь Евгеньевич. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.04 / Коновалов Игорь Евгеньевич; [Место защиты: Камский государственный институт физической культуры].- Набережные Челны, 2012.- 527 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-исторические, ценностные и прикладные аспекты физического воспитания студентов средних специальных учебных заведений 17

1.1. Теоретико-исторические аспекты физического воспитания 17

1.2. Феноменологический статус физической культуры как ценностно-социокультурного явления 37

1.3. Профессионально-прикладная физическая подготовка как важная часть физического воспитания 52

Заключение 66

ГЛАВА II. Предпосылки модернизации физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений 68

2.1. Особенности профессиональной деятельности студентов музыкальных средних специальных учебных заведений 68

2.2. Специфика физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений 96

2.3. Возрастные анатомо-физиологические особенности физического развития студентов музыкальных средних специальных учебных заведений 109

Заключение 119

ГЛАВА III. Методологические аспекты системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений 123

3.1. Основные положения системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений 123

3.2. Структура системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений 140

3.3. Программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений 158

Заключение 192

ГЛАВА IV. Модель системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений и педагогические условия ее реализации 196

4.1. Модель системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений 196

4.2. Компетентность преподавателя физической культуры музыкальных средних специальных учебных заведений 210

4.3. Формирование у студентов музыкальных средних специальных учебных заведений мотивации к занятиям физической культурой 235

4.4. Интеграция физического воспитания в процесс профессионального музыкального образования 251

Заключение 267

ГЛАВА V. Эффективность реализации системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений 270

5.1. Исследование показателей физического здоровья студентов музыкальных средних специальных учебных заведений 270

5.2. Исследование показателей общей физической подготовленности студентов музыкальных средних специальных учебных заведений 304

5.3. Исследование развития профессионально значимых психофизических качеств у студентов музыкальных средних специальных учебных заведений 337

Заключение 388

Выводы 392

Практические рекомендации 397

Список литературы 399

Приложения 442

Введение к работе

Актуальность темы. В настоящее время выбранный курс Российской Федерации на всестороннюю модернизацию общества предполагает и модернизацию всей системы образования, в том числе среднего профессионального. Это продиктовано необходимостью интеграции нашей страны в Европейское образовательное пространство и возросшими требованиями к качеству профессиональной подготовки специалиста в соответствии с потребностями современного рынка труда.

Нынешнее состояние общества, его значительный потенциал зависят от качества образования и воспитания, что неминуемо приводит к изменению образовательной парадигмы.

В рамках становления новой парадигмы среднего профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения социальной адаптации обучающегося к изменяющимся жизненным условиям, формирования духовно и физически здоровой личности, становления специалиста, владеющего на высоком уровне общими и профессиональными компетенциями, т.е. создания предпосылок для получения более полного образования с целью достижения личностно и социально значимого результата.

В условиях модернизации и смены образовательной парадигмы актуальным становится вопрос о том, что необходимо изменить отношение к физическому воспитанию как неотъемлемой и важной части всего педагогического процесса с его возможностями, ценностями и потенциалом.

Физическое воспитание признается многими специалистами как важный фактор формирования здорового образа жизни и основное средство сохранения и укрепления здоровья (Л.Д. Назаренко, И.Г. Скачков, В.И. Столяров, А.В. Царик, J.F. Sallis, T.J. McKenzie, S.N. Blair, N. Maffulli и

ДР)-

Некоторые исследователи рассматривают физическое воспитание как

процессуальный компонент физической культуры, которая обеспечивает

единство биологической и социальной сущности человека, а овладение ее

ценностями способствует непосредственно формированию физической

культуры личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин,

Е.И. Литвинов, Л.И. Лубышева, Р.Н. Макаров, Л.П. Матвеев,

Н.И. Пономарев, В.А. Пономарчук и др.).

Вместе с тем многие авторы отмечают прикладное значение физического воспитания, выделяя в его структуре как специальный раздел профессионально-прикладную физическую подготовку, которая направлена на создание реального состояния и перспективных основ подготовленности человека к успешному овладению профессией, а также оптимизацию условий его профессиональной деятельности (В.И. Ильинич, В.А. Кабачков, С.С. Коровин, С.А. Полиевский, и др.).

В настоящее время на этапе модернизации среднего профессионального музыкального образования физическое воспитание может и должно брать на себя решение задач сохранения и укрепления индивидуального здоровья,

формирования двигательных способностей, которые лежат в основе профессионального динамического стереотипа, а также качественной и всесторонней подготовки высококвалифицированного специалиста, обладающего, в контексте общей культуры, высоким уровнем профессиональной и физической культуры.

Однако существующее состояние физического воспитания в средней профессиональной музыкальной школе, на наш взгляд, не отвечает цели и задачам, стоящим перед ним на данном этапе обновления. Физическое воспитание не предусматривает в полной мере адекватного подхода к данной категории обучающихся, что не может обеспечить им полноценную подготовку к будущей профессиональной деятельности, а отсутствие стройной научно обоснованной системы, отвечающей современным требованиям, не позволяет гармонично развиваться личности, способной в полной мере реализовывать свои потребности и ценностные ориентации.

Изучением различных аспектов физического воспитания музыкантов занимаются зарубежные и отечественные специалисты. При этом зарубежные специалисты, в основном, охватывают категорию уже состоявшихся музыкантов (J. Horvath, G. Klickstein, J.R. Llobet, Т. Mark, В. Paull, S.D. Toledo, и др.), а отечественные - контингент обучающихся в высших учебных заведениях (A.M. Астахов, В.Г. Батурина, Ю.И. Дудкина, А.А. Рязанцев, И.Т. Толкачева, и др.). Физическое воспитание студентов среднего звена, несмотря на то что оно является основополагающим этапом в российской системе непрерывного профессионального музыкального образования, изучено недостаточно, в особенности его структура и программно-содержательное обеспечение.

Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости разработки структуры и программно-содержательного обеспечения физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений, где ключевое значение приобретают специфика их профессиональной деятельности и особенности развития психофизических качеств и двигательных способностей, в том числе необходимых в профессии.

Решение сформулированной проблемы возможно в рамках избранной нами темы исследования: «Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений».

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной апробации структуры и программно-содержательного обеспечения системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений.

Объектом исследования явился процесс обучения и подготовки студентов средних специальных учебных заведений музыкального профиля с использованием целенаправленного профессионально ориентированного физического воспитания.

Предметом исследования явились форма, средства и педагогические условия реализации системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что система современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений будет более эффективна, если будут устранены следующие противоречия:

между требованиями к гуманитарной подготовке студентов и ее реальным уровнем;

между значимостью проявления студентами субъективной позиции к физкультурному образованию и низким использованием личностно развивающих педагогических технологий, обеспечивающих ее становление и проявление;

между декларируемой востребованностью высокого уровня общей, физической и профессиональной культуры студентов и реальным их уровнем;

между деятельной активностью, присущей студентам, и слабым проявлением ее в освоении методов и способов познавательной и практической деятельности в сфере физической культуры;

между объективной необходимостью реализации профессионально ориентированного физического воспитания и субъективной недооценкой ценностей физической культуры и их роли в жизни и профессиональной деятельности студентов;

между требованиями к дидактико-методическому обеспечению современного учебного процесса по физическому воспитанию и реальным уровнем его обеспеченности.

Реализация цели экспериментального исследования потребовала решения следующих задач:

1. Провести логико-содержательный анализ научно-методической
литературы по организации физического воспитания студентов средних
специальных учебных заведений.

2. Выявить особенности профессиональной деятельности музыкантов
средних специальных учебных заведений и специфику их физического
воспитания.

3. Разработать структуру системы современного физического воспитания
студентов музыкальных средних специальных учебных заведений, где
занятия физической культурой проводились на протяжении всего периода
обучения, и каждому курсу соответствовал определенный этап, имеющий
свою направленность и конкретные задачи.

  1. Разработать программно-содержательное обеспечение процесса физического воспитания с учетом специфики профессиональной деятельности студентов музыкальных средних специальных учебных заведений и особенностей их физического состояния и физических возможностей.

  2. Разработать и апробировать теоретико-функциональную модель

системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений и определить наиболее эффективные педагогические условия ее реализации.

6. Разработать практические рекомендации для внедрения авторской программы физического воспитания в средние специальные музыкальные учебные заведения.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

ведущие концепции в области педагогики: концепция гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, Л.А. Волович, Г.В. Мухаметзянова и др.); положения отечественной педагогики и психологии о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок, ценностных ориентации, (В.И. Андреев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Р.С. Немов и др.); исследования компетентности педагога (О.А. Аяшев, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.); концептуальные положения о развитии интегративных процессов в педагогической науке (М.Я. Берулава, Р.К. Бикмухаметов, А.А. Деркач, Н.Н. Келасев);

концепция физической культуры и спорта (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов и др.); концепция физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, Л.И. Лубышева и др.); концептуальные идеи интеграции спорта, физической культуры и искусства (В.И. Столяров); современные представления об интегративном содержании и тенденциях физической культуры (Ю.Д. Железняк, Ю.М. Николаев и др.); теория педагогических исследований в физическом воспитании (Б.А. Ашмарин, В.И. Лях и др.); исследования процесса профессионально-прикладной физической подготовки (В.И. Ильинич, В. А. Кабачков, С.С. Коровин, С.А. Полиевский, Р.Т. Раевский и др.);

концепция музыкального воспитания, образования и профессиональной деятельности (И.С. Гофман, Ю.А. Цыгарелли, Л.В. Школяр, А. А. Шмидт-Шкловская и др.).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогические наблюдения за процессом физического воспитания в ССУЗ; беседы, анкетирование; моделирование; педагогический эксперимент; инструментальные методы оценки уровня физического здоровья, показателей физической подготовленности и профессионально значимых психофизических качеств; математико-статистическая обработка полученных результатов.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в дополнении теории и методики физического воспитания современной
концепцией, повышающей эффективность физкультурной деятельности
студентов музыкальных средних специальных учебных заведений;

- в применении дифференцированного подхода в решении задач
профессионально ориентированного физического воспитания в рамках
модернизации системы среднего профессионального музыкального

образования в соответствии с новыми социально-экономическими условиями;

- в разработке теоретических, методологических и программно-
содержательных основ воспроизводства полноценного и всесторонне
развитого специалиста музыкальных средних специальных учебных
заведений с использованием средств и методов физического воспитания;

- в уточнении понятий «компетенция» и «компетентность» для системы
профессиональной подготовки преподавателя физической культуры;

- в привнесении в теорию интеграционных процессов в педагогике
концептуальных положений об интеграции физического воспитания и
профессиональной подготовки музыкантов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Обобщены и научно обоснованы основные аспекты физического
воспитания студентов музыкальных профессий, обучающихся в средних
специальных учебных заведениях.

  1. Уточнены и конкретизированы методологические положения системы современного физического воспитания музыкантов средних специальных учебных заведений, предопределяющие профессионально ориентированную направленность процесса физкультурного образования студентов.

  2. Выявлены основные компоненты структуры системы современного физического воспитания музыкантов, позволяющие определить основное направление педагогических воздействий средствами физической культуры как профессионально ориентированное.

4. Систематизированы перспективные направления программно-
содержательного обеспечения физического воспитания студентов
музыкальных средних специальных учебных заведений, которые
адаптированы к специфике профессиональной деятельности музыкантов, а
также к современным условиям и требованиям подготовки будущих
специалистов в сфере культуры и искусств.

Практическая значимость исследования заключается в использовании ее результатов в обосновании содержательных, методических и технологических решений проблемы повышения общей, профессиональной и физической культуры личности, повышении эффективности процесса профессионального образования специалистов музыкальных специальностей посредством интеграции физического воспитания и профессиональной подготовки. Разработана и внедрена в учебный процесс теоретико-функциональная модель системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений, характеризующая систему физического воспитания как неотъемлемую часть профессиональной подготовки будущих специалистов и выявлены педагогические условия ее реализации. Результаты исследования внедрены в учебный процесс средних специальных учебных заведений музыкального профиля Республики Татарстан.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на отечественный и зарубежный опыт в области

физического воспитания и развития личности. Концептуальные положения основаны на теоретических и практических исследованиях специалистов в сфере физической культуры; на разработке современной методики исследования в соответствии с его целью, задачами и гипотезой; на результатах долгосрочного педагогического эксперимента с применением адекватных тестов, тестовых заданий и объективных количественных и качественных критериев оценки; на репрезентативности выборки испытуемых и широкую базу проведения исследования; на конструировании теоретико-функциональной модели и выявлении педагогических условий ее реализации; на корректную математико-статистическую обработку экспериментальных данных; на личное участие автора во всех этапах исследования и публикацию основных положений и полученных результатов в шестидесяти пяти работах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Существующие противоречия в действующей системе физического
воспитания музыкальной средней профессиональной школы выявили
необходимость разработки системы современного физического воспитания
студентов музыкальных средних специальных учебных заведений и
позволили обосновать ее основные методологические положения.

2. Система современного физического воспитания студентов музыкальных
средних специальных учебных заведений предполагает, что в формировании
личности будущего специалиста приоритетное место занимает структура его
физического воспитания, имеющая личностное и социальное значение и
определяющая акцентированное профессионально ориентированное
направление.

3. Эффективность учебного процесса физического воспитания в
музыкальных средних специальных учебных заведениях зависит от того, в
какой мере программно-содержательное обеспечение согласуется со
спецификой профессиональной деятельности обучающегося контингента, с
его ценностными ориентациями, мотивами, потребностями и интересами,
требованиями, которые предъявляются к всесторонней подготовленности
будущего конкурентоспособного специалиста.

4. Реализация теоретико-функциональной модели системы современного
физического воспитания студентов музыкальных средних специальных
учебных заведений будет эффективной при выполнении следующих
педагогических условий: компетентность преподавателя физической
культуры; формирование у студентов мотивации к занятиям физической
культурой; интеграция физического воспитания в процесс музыкального
профессионального образования.

5. Полученные экспериментальные данные являются основой для
усовершенствования учебно-методической базы при организации процесса
современного физического воспитания студентов музыкальных средних
специальных учебных заведений.

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2002 по 2012 гг. включительно и состояло из четырех этапов.

На первом этапе исследования (2002-2006 гг.) формировался понятийный аппарат исследования, анализировались отечественные и зарубежные источники по исследуемой проблеме, разрабатывался экспериментальный материал.

Феноменологический статус физической культуры как ценностно-социокультурного явления

В последние десятилетия XX в. шло особенно интенсивное осмысление физической культуры с философско-культуроведческих позиций: философского принципа системности; человекотворческой функции культуры; концепции единства культуры и многоаспектности ее содержания; понимания человека как целостности, интегральной индивидуальности; биосоциокультурной, деятельной сущности человека; онтогенеза человека во взаимосвязи с основными сферами его жизнедеятельности; взаимосвязи теорий деятельности и социальных потребностей в процессе формирования человека и многих других аспектов. В результате, ученые пришли к пониманию физической культуры как одного из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями [233].

Наиболее обстоятельно физическая культура как социальный феномен рассматривается в работах многих специалистов [250 и др.].

Так, обстоятельно анализируя и определяя феномен и понятие «физкультурная деятельность», С.Д. Неверкович отмечает, что человеческая деятельность есть особая социальная активность людей, направленная на преобразование природы, общества и самого себя, физической, психической и в целом социальной сущности человека, и подчеркивает подъем особых форм физической активности до уровня полноценной человеческой деятельности, имея в виду физкультурную деятельность. Автор указывает, что физическая культура становится для человека подлинным пространством культуры, когда он в соответствии со своими ценностями и целями начинает сознательно использовать ее достижения. При этом подчеркивается значение активного отношения человека к физкультурной деятельности путем его самоопределения, которое включает присвоение позиции деятеля физической культуры; принятия физической культуры как ценности; создания собственного образца цели и образца деятельности [250]. Процесс социализации молодого человека включает в себя как развитие специфической биологической стороны человека и реализации его общественной деятельности, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду, предполагающее социальное познание и общение, овладение навыками практической деятельности, всей совокупности социальных ролей, функций, норм, прав и обязанностей, активную жизненную позицию, а также всестороннее развитие самого человека. Физическая культура в Большой советской энциклопедии трактуется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики [47]. Некоторые специалисты характеризуют физическую культуру как вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека [219 и др.]. Другие авторы считают, что физическая культура - это органическая часть общей культуры общества и личности. Это система ценностей, которая определяет деятельность общества и человека по совершенствованию образа жизни, двигательной активности, развитию физических качеств, расширению диапазона двигательных умений, удовлетворяющих потребности по созданию физической готовности людей к различным формам их жизнедеятельности [21 и др.]. В системе знаний о физической культуре центральная и самая объемная категория (фундаментальное понятие) - это само понятие «физическая культура». Для определения данного понятия важно иметь в виду, что культура подразделяется в зависимости от того, направлена ли она на преобразование «внешней» (относительно человека) природы, либо она сконцентрирована на «преобразовании» человеком самого себя (т.е. на оптимизацию своего собственного состояния и развития). Последнюю часть культуры можно условно назвать собственно человеческой культурой (условность здесь в том, что вся культура имеет отношение к человеку, но в разных частях оно неодинаковое). Именно к такой части культуры относится культура физическая [233]. Заслуживает внимания точка зрения, согласно которой каждая из культур обладает своей собственной «мерой», присущей только ей, системой ценностей, норм культуры и представляет собой совокупность равноценных, хотя и отличных друг от друга, способов регуляции взаимоотношений индивидов между собой и с окружающей средой. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. По мнению многих исследователей, само понятие культуры является контекстуальным. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано [152; 181 ;305].

Таким образом, особенность физической культуры как социального феномена заключается, прежде всего, в том, что она, в отличие от других видов культуры, обладает возможностью генерировать практически все основные виды деятельности личности.

Специфика физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений

Изучение вопроса физического воспитания студентов-музыкантов является не менее важным, чем в других учебных заведениях среднего профессионального звена. Все вопросы и проблемы физического воспитания студентов находят отражение и в деятельности музыкальных средних специальных учебных заведениях, несмотря на их специфику, так как они являются частью отечественной системы среднего профессионального образования.

Исследования, затрагивающие в той или иной степени проблемы физического воспитания музыкантов, были проведены рядом авторов, но работ, посвященных изучению особенностей физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений, крайне мало [16;30;71;247;323;350;357].

Физическая культура в музыкальных средних специальных учебных заведениях, являясь частью гуманитарного и социально-экономического цикла образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и специальной подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям сохранения и укрепления здоровья студента, его физического и духовного совершенствования, являясь характеристикой общей, физической и профессиональной культуры.

Однако эффективное использование возможностей физического воспитания в профессиональной подготовке музыкантов наталкивается на ряд проблем, которые не позволяют в полной мере применять весь его потенциал для повышения качества образовательного процесса в профильных учебных заведениях [328]. Так, одной из проблем, а вернее фундаментальной основой главной проблемы, является «Государственный образовательный стандарт». Это выражается в том, что до сих пор ни в «Государственном образовательном стандарте» второго поколения, ни в «Федеральном государственном образовательном стандарте» третьего поколения нет четкого представления о приоритетных направлениях освоения курса дисциплины «Физическая культура». Более того, он не концентрирует внимание на решении двуединой задачи: научно-методического обоснование составляющих индивидуальное здоровье и продуктивное формирование основ здорового образа жизни, с одной стороны, и определение роли и средств физической культуры в обеспечении здоровья и профессионального долголетия - с другой. К сожалению, в «Федеральном государственном стандарте», как и в предыдущей версии, нет четкой позиции о необходимости применения широких возможностей физической культуры (несмотря на то, что она является базовой учебной дисциплиной федерального компонента) как средства, позволяющие активно участвовать в формировании компетенций (общих и профессиональных) будущего выпускника [296]. По-прежнему разработка обобщенных учебных программ при наличии лишь различных подходов к оформлению вносит методическую сумятицу и становится непонятно, на кого они рассчитаны: на будущего экономиста, медицинского работника или инженера [26]. Отчасти это происходит из-за того, что, по сути, большинство программ по физической культуре для неспециализированных учебных заведений и соответствующие учебники и учебные пособия во многом представляют собой редуцированные, выхолощенные и адаптированные варианты классического учебника Л.П. Матвеева [232]. Другой проблемой является слабая учебно-методическая обеспеченность предмета «Физическая культура» в учебных заведениях различного профиля. Недостаточное учебно-методическое обеспечение учебного процесса физического воспитания музыкантов отражается на реализации основного посыла современной средней профессиональной школы - повышение качества профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста. Это происходит, прежде всего, из-за того, что студент не получает в полном объеме того минимума информации о потенциальных возможностях физической культуры, а именно: возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья, диагностики и профилактики профессиональных заболеваний, интеграции физической и профессиональной (в функциональной ее части) подготовки, минимизации негативных воздействий трудовой деятельности, адаптации к физическим и психоэмоциональным нагрузкам и пр.

Типовая учебная программа по физической культуре дает общее направление физическому воспитанию студентов и практически не отражает конкретные задачи профессиональной направленности учебного заведения музыкального профиля. То есть, существующие программы, в основной их части, для музыкантов практически невыполнимы. Это связано, прежде всего, со слабой (как правило) физической подготовленностью студентов и спецификой и особенностями их профессиональной деятельности [297;298].

Программа не дает четкого представления о приоритетных направлениях курса «Физическая культура». Более того, она не акцентирует внимание на решении двуединой задачи: научно-методического обоснование составляющих индивидуальное здоровье и продуктивное формирование основ здорового образа жизни, с одной стороны, и определение роли и средств физической культуры в обеспечении здоровья и профессионального долголетия - с другой.

Прямым следствием отсутствия научной обоснованности, адекватности и действенности программы по физической культуре является полная «самодеятельность», порожденная ее слабой разработанностью и недостаточным методическим обеспечением.

Структура системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений

В современной системе физического воспитания, как и в любой целостной системе, немаловажное значение имеет ее структура. Однако прежде, чем преступить к детальному рассмотрению самой структуры физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений, необходимо провести анализ и выяснить, насколько оно тесно соприкасается с непрерывным профессиональным образованием музыканта.

Профессиональная деятельность музыканта представляет собой один из наиболее сложных видов деятельности, требующих многолетнего каждодневного кропотливого труда. Подготовку к профессиональной музыкальной деятельности, в отличие от многих других профессий, человек начинает с раннего детского возраста. Физическое воспитание сопровождает музыканта на протяжении всей его сознательной жизни и на каждом этапе непрерывного профессионального обучения решает определенные задачи, которые в общих чертах можно выразить следующем образом: - гармоничное физическое и духовное становление личности; - развитие всех жизненно важных систем и функций организма; - формирование, развитие и совершенствование физических качеств и двигательных способностей (в том числе профессионально значимых); - овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми в бытовой, учебной и профессиональной деятельности; - воспитание морально-волевых и личностных качеств; - овладение общечеловеческими ценностями (в том числе культуры в целом, профессиональной, физической и культуры здоровья в частности); - воспитание потребности в самостоятельных занятиях физической культурой и здоровом образе жизни. Поскольку профессиональное музыкальное образование является непрерывным, его условно можно разделить на этапы. Данное разделение имеет свои закономерности, т.е. устойчиво повторяющиеся связи между составными частями процесса непрерывного профессионального обучения. Первый этап (этап начальной специализации), как правило, начинается с возраста 5-7 лет, дети поступают и обучаются в детской музыкальной школе или школе искусств. В этом возрасте ребенок, подчиняясь воле своих родителей, по сути, делает первые, неосознанные шаги к выбору своей будущей профессии. В конце этого периода происходит окончательная профессиональная ориентация и отбор. Профессиональная ориентация предполагает определение такого вида деятельности, в котором возможности человека реализуются в наибольшей степени. Отбор осуществляется на ранних стадиях профессиональной подготовки с целью выявления наиболее способных и одаренных детей, т.е. происходит селекция, позволяющая продолжить профессиональное музыкальное образование. Критерии отбора в каждом конкретном случае имеет свои специфические особенности, однако основными показателями выступают врожденные способности, а затем уже приобретенные качества. На данном этапе подготовки дети занимаются физической культурой в основном в средней общеобразовательной школе, и в очень редких случаях в спортивной секции. К 8-9 годам занимающиеся музыкой дети уже отличаются более слабым здоровьем, отставанием в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению со своими сверстниками. Основной причиной этого является постоянная нехватка времени и неоправданные освобождения от занятий физической культурой. Неадекватное отношение к физической культуре и спорту со стороны родителей и педагогов передается ученикам и формирует у них устойчивое негативное отношение к физической культуре. Хотя, по сути, сами родители и педагоги, ведущие специальные предметы, в первую очередь, должны воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, ведь только они знают (в отличие от учителя, который строит свои занятия в соответствии с конкретными дидактическим задачами и часто даже не знает о том, что ребенок занимается музыкой), насколько это важно для адаптации ребенка к нагрузкам и для того, чтобы сохранить и укрепить его физическое и психическое здоровье. Более того, помимо обязательных занятий физической культурой в средней общеобразовательной школе, с учениками необходимо проводить между уроками малые формы занятий, такие как физкультминутки и физкультпаузы на расслабление, осанку, пальцевую гимнастику, упражнения для глаз и дыхательные упражнения. Второй этап (этап углубленной специализации). После окончания детской музыкальной школы, подросток обучается в музыкальном училище или колледже искусств. В этом возрасте музыкант уже осознанно принимает решение продолжать или нет свое профессиональное обучение, т.е. практически окончательно определяется с выбором профессии музыканта.

После окончания специального учебного заведения среднего звена основная масса выпускников стремится продолжить свое образование и получить высшее профессиональное образование.

Третий этап (этап профессионального совершенствования). Поступая в высшие учебные заведения, музыканты учитывают свой творческий потенциал. Поэтому поступление для тех, кто по-прежнему не видит себя вне сферы этой деятельности, имеет три основных направления: консерватория, учебное заведение культуры и искусств и специализированные отделения других учебных заведений.

Компетентность преподавателя физической культуры музыкальных средних специальных учебных заведений

В толковом словаре русского языка понятие «условие» характеризуется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [264].

В философском энциклопедическом словаре дано следующее определение: «Условие - это то, от чего зависит нечто другое обусловливаемое, существенный момент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует осуществление данного явления» [384].

В энциклопедии по педагогике рассматривается термин «условия эффективности деятельности преподавателя», он определяется как «субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые преподаватель добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств» [313].

Некоторые исследователи трактуют понятие «педагогическое условие» как: - совокупность мер, направленных на поэтапное моделирование управлению учебно-воспитательным процессом и эффективное функционирование педагога в этом процессе, который обеспечивает формирование у обучающихся уровня готовности к положительному взаимодействию, в свою очередь, обеспечивающему культуру межличностных отношений [31]; обстоятельства процесса обучения, в которых, во-первых, предусмотрены способы преобразования этих условий в направление целей обучения; во-вторых, выстроены и использованы элементы содержания, методы (приёмы) и организационные формы обучения с учётом принципов оптимизации [64]; совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приёмов, материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [35].

Определение в качестве первого педагогического условия компетентность преподавателя физической культуры неслучайно. Не нуждается в доказательстве то, что преподаватель в педагогическом процессе играет ключевую роль, а его компетентность имеет важное значение.

Роль педагога в педагогическом процессе заключается в прогнозировании деятельности обучающихся, организации и управления ею. Эти функции проявляются, прежде всего, в том, что сами цели деятельности педагога формируются как бы в «терминах» обучающегося, с его позиции. То есть от того, насколько педагог сможет эффективно подготовить и организовать учебный процесс, насколько он сможет наладить общение на основе гуманистических и демократических начал с обучающимися, полностью зависит их заинтересованность в занятиях, формирование потребности осознанно заниматься физическими упражнениями сперва на урочных занятиях, а в последующем и внеурочно. Построение доверительных, уважительных и креативных взаимоотношений в первую очередь зависит от преподавателя, который, являясь примером для обучающихся, задает траекторию и тональность взаимоотношений в системе педагог-ученик. И от того, насколько обучающиеся уважают преподавателя и доверяют ему, зависит их мотивация к занятиям физической культурой.

Компетентность преподавателя имеет важное значение как при организации и проведении учебного процесса, так и определение его содержательного наполнения в соответствии с педагогическими, возрастными, психологическими и другими закономерностями, правилами и требованиями; знания специфики и особенностей профессиональной деятельности студентов для интеграции средств и методов физической культуры в процесс профессиональной подготовки; умения соблюдения баланса между духовным состоянием и телесным развитием в физическом воспитании обучающихся.

Таким образом, в конечном итоге цель деятельности педагога выступает продуктом образовательной деятельности. Организация деятельности студентов, ее построение и регуляция, управление ею проявляются в умении преподавателя включить обучающегося как в урочную, так и во внеурочную физкультурную деятельность, сформировать у него активную позицию, когда он осознает необходимость в систематических занятиях физической культурой.

Современный преподаватель физической культуры - это и учитель, и воспитатель, и тренер, и организатор в одном лице, и от того, насколько он готов справляться с возникающими проблемами и трудностями, зависит эффективность постановки урочной и внеурочной работы в конкретном учебном заведении. В процессе наблюдений и проведения бесед с преподавателями физической культуры, работающими в музыкальных средних специальных учебных заведениях, были выявлены трудности, которые имеют объективный, субъективный и объективно-субъективный характер.

К объективным трудностям в их обобщенном формате можно отнести малую площадь спортивных залов; отсутствие собственного стадиона, спортивной площадки, плавательного бассейна; слабую материально-техническую базу, устаревший инвентарь и спортивное оборудование, его ограниченное количество; высокую двигательную активность и неподготовленность обучающихся, что может привести к травматизму; одновременность занятий со студентами противоположного пола, имеющими разные физические возможности; требование высокой моторной плотности занятий при большом количестве занимающихся; ограниченность времени воздействий (80 ) при занятиях 1 раз в неделю; отсутствие соответствующих учебных программ и учебно-методической литературы; необходимость хорошо знать теорию и иметь сформированные навыки в различных видах двигательной активности, некоторые из которых противоположны по своей двигательной структуре и т.д.

Похожие диссертации на Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений