Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Технология совершенствования двигательных действий спортсменов на основе комплексного использования средств полисенсорного информационного воздействия Овсюк Елена Александровна

Технология совершенствования двигательных действий спортсменов на основе комплексного использования средств полисенсорного информационного воздействия
<
Технология совершенствования двигательных действий спортсменов на основе комплексного использования средств полисенсорного информационного воздействия Технология совершенствования двигательных действий спортсменов на основе комплексного использования средств полисенсорного информационного воздействия Технология совершенствования двигательных действий спортсменов на основе комплексного использования средств полисенсорного информационного воздействия Технология совершенствования двигательных действий спортсменов на основе комплексного использования средств полисенсорного информационного воздействия Технология совершенствования двигательных действий спортсменов на основе комплексного использования средств полисенсорного информационного воздействия Технология совершенствования двигательных действий спортсменов на основе комплексного использования средств полисенсорного информационного воздействия Технология совершенствования двигательных действий спортсменов на основе комплексного использования средств полисенсорного информационного воздействия Технология совершенствования двигательных действий спортсменов на основе комплексного использования средств полисенсорного информационного воздействия Технология совершенствования двигательных действий спортсменов на основе комплексного использования средств полисенсорного информационного воздействия
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Овсюк Елена Александровна. Технология совершенствования двигательных действий спортсменов на основе комплексного использования средств полисенсорного информационного воздействия : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Хабаровск, 2003 112 c. РГБ ОД, 61:04-13/1140

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Анализ и обобщение литературных источников 8

1.1.Использование информационных технологий в физической культуре и спорте 8

1.2. Влияние звука и цвета на двигательную деятельность человека 19

1.3. Роль имитационных упражнений и идеомоторной тренировки в совершенствовании движений 35

1.4. Заключение 39

ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования 42

2.1. Задачи исследования 42

2.2. Методы исследования 42

2.3. Организация исследования 47

ГЛАВА 3. Исследование возможностей спортсменов в управлении движениями с применением аудио-визуальной информации 49

3.1. Исследование управляющих воздействий звука и цвета на характер двигательной деятельности человека 50

3.1.1. Влияние звука на эффективность выполнения прыжка вверх с места 50

3.1.2. Влияние музыкального сопровождения на характер циклической двигательной деятельности 52

3.1.3. Влияние цветового сопровождения на характер циклической двигательной деятельности 57

3.1.4. Влияние цветомузыкального сопровождения на характер циклической двигательной деятельности 58

ГЛАВА 4. Исследование эффективности формирования техники беговых движений с использованием аудио-визуальной информации 63

4.1. Исследование возможностей формирования двигательной деятельности у бегунов-спринтеров с использованием стимулирующей цветомузыки 65

4.2. Экспериментальное обоснование интенсивной технологии совершенствования беговых движений на основе использования комплекса информационных воздействий ... 66

4.3. Экспериментальное обоснование интенсивной технологии совершенствования двигательной деятельности в рывке гири 75

Выводы 83

Практические рекомендации 85

Список литературы 86

Приложения 108

Введение к работе

Актуальность исследования. Управление движениями невозможно без информации, которая извлекается из зрительной, слуховой и двигательной сенсорной памяти, которая фиксирует энергетические и пространственные характеристики ранее поступивших сигналов в виде сохраняющихся по-слеобразов. Именно этот сформированный в сенсорной памяти послеобраз, при подтверждении его в следующих «удачных» двигательных попытках, может обеспечить интеграцию взаимосвязанной информации в целостно воспринимаемый образ и формирование у спортсмена навыка с заданными свойствами (И.П. Ратов,1999).

Эффективность технической подготовки спортсменов во многом зависит от объема переработанной им информации. Особенно это касается процесса усвоения новых движений. Однако, количество часов, отведенных в настоящее время на тренировку, приближается к предельным значениям, поэтому поиск новых эффективных методических приемов, технологий, направленных на совершенствование двигательных действий может значительно рационализировать весь процесс подготовки спортсмена.

Известно, что определенные параметры звука и света могут оказывать эффективное управляющее воздействие на двигательную деятельность занимающихся физическими упражнениями. Использование музыки на тренировках может существенно улучшить у занимающихся настроение, выносливость, обеспечить более качественное проявление мышечной силы, быстроты и ловкости, в результате чего заметно повышается общая результативность проводимых таким образом занятий (Ю.Г. Коджаспиров, 1977). Воспринимаемое звучание и создаваемый музыкальный образ «трансформируется» в мышцах и вызывает адекватный рефлекс, который определяет форму движения в пространстве (П. Блазер, А. Хёкельман, Л.П. Сербина, 2001). Целенаправленное применение музыки ускоряет овладение двигательными действиями в спорте. Выполнение идеомоторных и имитационных упражнений

5 под специально подобранную музыку помогает удерживать все характеристики движения в необходимых пределах и, тем самым, способствует формированию правильного двигательного стереотипа (М.А. Булыгин, 1977).

Цвет, как и звук, может гармонизировать состояние человека, он способен мобилизовать его ресурсы, а может успокоить и расслабить. Цвет является естественным интегратором физиологических и психических процессов. Восприятие цвета складывается под воздействием как физических, так и психических факторов и ведет к выработке множества условных рефлексов (Э.И. Гоникман, 1997).

Соединение музыки и цвета (цветомузыка) дает еще одно перспективное направление для совершенствования педагогической деятельности. (Н.Н. Ефименко, 1999).

Звуковые и световые воздействия могут использоваться как в качестве расслабляющих, так и стимулирующих (интенсифицирующих) средств. Кроме того, через создание соответствующей индивидуальной информационно-эмоциональной обучающей среды возможно эффективное решение задач, направленных на формирование более совершенной двигательной деятельности человека.

Эффективность тренировки так же зависит от сочетания ее с другими средствами: релаксацией, имитацией, просмотром кинокольцовок (М. Ито, 1980; М. Фишмэн и др., 1981; Б. Шелленбергер, Д. Люнц, 1980). Усвоение информации здесь обеспечивается по осознаваемым и неосознаваемым каналам, для чего необходимо задействовать, по возможности, все анализаторные системы человека (слух, зрение, осязание и т.д.), С этой целью используются различные средства полисенсорного воздействия, создаются комфортные условия для обучения и совершенствования (A.M. Зимичев, 1986; В.В. Пет-русинский, 1982; В.Л. Леви, 1973; В.Г. Литвинов, 1978; Г.К. Лозанов, 1971). Использование комплекса средств полисенсорного воздействия в тренировке спортсмена позволяет создавать своеобразные «мостики» между ними и бо-

лее полно «погрузить» занимающегося в специализированную двигательную деятельность.

Объект исследования: процесс технической подготовки спортсменов.

Предмет исследования: средства и методы, формирующие двигательные действия с заданными свойствами.

Цель исследования. Повышение эффективности процесса совершенствования двигательных действий человека в искусственной управляющей информационной среде.

Гипотеза. Нами предполагалось, что создание специальных управляющих воздействий, основанных на комплексном использования звукового и цветового информационного сопровождения, позволит целенаправленно и интенсивно совершенствовать двигательные действия человека.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены закономерности полисенсорного воздействия на параметры двигательных действий ациклического и циклического характера. Определены пути и методические приемы повышения эффективности процесса формирования движений с заданными свойствами при использовании аудио-визуальных средств. Обоснована и апробирована методика комплексного применения звукового и цветового сопровождения в тренировке спортсменов.

Теоретическая значимость. Обоснован и апробирован комплексный подход к формированию управляющих воздействий с целью раскрытия потенциальных возможностей занимающихся. Разработаны методические основы оптимизации физкультурно-спортивных занятий средствами полисенсорного воздействия.

Практическая значимость заключается в том, что разработанная технология полисенсорного воздействия, внедренная в учебно-тренировочный процесс позволила целенаправленно формировать движения с заданными свойствами, вводить занимающихся физическими упражнениями в свое «двигательное будущее», что раскрывает их двигательные перспективы и способствует повышению спортивных результатов.

7 Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Определенные параметры звука и света влияют на характер выполнения ациклических и циклических упражнений, что позволяет использовать их в качестве эффективных управляющих воздействий на моторику человека с целью достижения запланированных результатов.

  2. Технология, основанная на использовании средств полисенсорного управляющего воздействия, способствует интенсивному и целенаправленному формированию движений с заданными свойствами в спринтерском беге и гиревом спорте.

Апробация. Основные результаты представлены в 8 публикациях, которые доложены и обсуждены на 3-х Всероссийских конференциях.

Разработанная технология эффективно используется в подготовке спортсменов, что подтверждено актами внедрения.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и приложений. Основное содержание изложено на 85 страницах и содержит 11 таблиц, 7 рисунков. Список литературы включает 196 источников, из них 8 на иностранном языке.

Влияние звука и цвета на двигательную деятельность человека

Спортсмен воспринимает указания тренера слухом и зрением, а «отвечает» ему движениями своего тела. И этот перевод слуховой и зрительной информации на язык движения, происходящий в сознании спортсмена, скрыт от тренера, недоступен (на первый взгляд) его контролю (А.В. Алексеев, 1978)

Особым направление можно назвать активизацию двигательного анализатора за счет дополнительной активизации звукового анализатора (М. Санду, 1969). Характерными особенностями слухового анализатора являются: - способность быть готовым к приему информации в любой момент времени; - способность воспринимать звуки в широком диапазоне частот и выделять необходимый; - способность устанавливать со значительной точностью местоположение источника звука и т.д. В связи с этим слуховое предъявление информации осуществляется в тех случаях, когда оказывается возможным использовать указанные свойства слухового анализатора. Наиболее часто слуховые сигналы применяются для сосредоточения внимания человека, для передачи информации человеку, находящемуся в положении не обеспечивающему ему достаточной для работы видимости, а также для разгрузки зрительной системы. Свойства слухового анализатора проявляются в восприятии звуковых сигналов. Звуковые сигналы характеризуются следующими параметрами: амплитуда, частота, форма звуковой волы, длительность звука. Высота звука и громкость характеризуют звуковое ощущение человека и определяется субъективными особенностями слухового анализатора воспринимать звуковой сигнал, имеющий широкий спектр частоты и различную громкость. Необходимо отметить, что слышимость, а, следовательно, и обнаруживаемость звукового сигнала существенно зависят от длительности его звучания. Наряду с рассмотренными звуковыми сигналами в АСУ используются речевые сигналы для передачи информации или команд управления от человека и человеку. Особую актуальность эта проблема приобрела в последние годы в связи с использованием речевого взаимодействия человек - технические средства в интеллектуальных системах, используемых, в том числе и в АСУ (В.М. Гасов, Л.А. Соломонов, 1990).

Установлено, что раздражение слухового анализатора, помимо своего специфического сенсорного эффекта (слух), оказывает на организм общее физиологическое действие, что отражается на реакциях других органов и систем. Так, слуховые раздражители способствуют изменению пульса, дыхания, артериального давления, улучшают остроту зрения, влияют на некоторые другие физиологические процессы, происходящие в организме (Н.И. Иванов, 1969; Л.Я. Дорфман, 1997).

В то же время мы должны отметить, что дополнительные звуковые раздражители, как правило, использовались, в основном, для коррекции техники движений. В тех же случаях, когда дополнительные раздражители использовались для интенсификации движений, то моделью служило или относительно простое движение (постукивание пальцем, несложные перемещения рук и т.д.) или, как правило, дополнительный раздражитель, не вытекая из самого движения, не совсем точно воспроизводил его характеристики, не действовал синхронно с самим движением (за исключением опытов Б.И. Бу-тенко и В.В. Белоковского, 1967). Нам представляется, что это не могло не влиять на эффективность его воздействия (М. Санду, 1969).

Всякая деятельность человека является отражательной функцией. Между силой раздражителя и интенсивностью ответа существует прямая зависимость (конечно до определенного предела). В каждый данный момент в коре головного мозга имеется доминантный очаг возбуждения, стимулирующий ту или иную двигательную реакцию. Раздражение, поступающее из других отделов мозга, подкрепляет это доминантное возбуждение. Дополнительно возбуждая звуковой анализатор, мы тем самым увеличиваем интенсивность доминантного очага возбуждения в коре головного мозга, осуществляющего центральную регуляцию выполняемого движения. Дополнительная активизация звукового анализатора (по правилу доминанты), способствуя увеличению интенсивности возбуждения в двигательном анализаторе, положительно влияет на изменение спортивного результата (М. Санду, 1969).

Изменение характера дополнительного звукового раздражителя или же полное прекращение его действия сопровождается увеличение результативности спортивных движений. Наряду с этим замечено, что эффективность действия дополнительного звукового раздражителя при условии его стабильности (по частоте или громкости) постепенно снижается. (М. Санду, 1968).

Все звуки можно разделить на две большие группы: шумы и музыкальные тоны. В основе музыкальных тонов лежат периодические звуковые колебания, а в основе шума непериодические (Г.Гельмгольц, 1975). Изучению вредного влияния в различных отраслях профессиональной деятельности человека посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов. Перечисленные выше, а также ряд других обширных исследований убедительно доказали отчетливо выраженное отрицательное влияние шума на жизненно важные функции человеческого организма. Объективные многочисленные исследования показал, что в человеческом организме отсутствуют защитные механизмы от шума. Шумовой фактор независимо от квалификации спортсменов оказывает неблагоприятное воздействие на внимание, причем чем интенсивней шум, тем значительней его отрицательное воздействие. Шум усугубляет усталость спортсменов, причем с возрастом доля утомляющего воздействия шумового фактора возрастает (А.С. Багоян, 1974).

Влияние музыкального сопровождения на характер циклической двигательной деятельности

В тренировочном процессе достаточно широко используется музыка, которая кроме программирования желаемой ритмо-темповой структуры двигательной деятельности оказывает мощное влияние на психоэмоциональное состояние занимающегося, что в свою очередь создает положительную (или отрицательную) управляющую среду.

В связи с проведенными нами ранее исследованиями (3.1.1), где определен стимулирующий характер влияния специального звукового сопровождения ациклических движений, для дальнейшего определения возможностей в управлении двигательной деятельностью спортсменов нами были выбраны циклические упражнения в качестве опытной модели.

Исследования этого направления проведены на тренажерном стенде «Велотренажер», где испытуемыми выполнялась стандартная нагрузка в течение 10 минут.

В первой серии исследований, посвященной степени влияния музыки на особенности двигательной активности занимающихся, нами оказывалось управляющее воздействие в виде выбранной самим испытуемым музыки. После четырех минут педалирования в визуально контролируемом самим спортсменом режиме скорости, в течение последующих (без визуального контроля за скоростью педалирования) двух минут музыка подавалась через систему караоке «Лидсингер» с постепенным увеличением темпа, в последующие две минуты - этот темп уменьшался до исходного уровня, затем в оставшиеся до окончания всей попытки две минуты снова постепенно повышался до максимальных величин.

Результаты, представленные на рис. 2 показывают, что повышение темпа музыкального сопровождения значительно стимулирует скорость педалирования, а понижение темпа музыки снижает ее.

Проведенный анализ полученных результатов данной серии экспериментальных исследований, позволяет использовать музыку с изменяющимся темпом в качестве управляющих воздействий оптимизирующего характера.

Для изучения эффективности влияния музыкального сопровождения на характер циклических движений, исследование проводилось на велоэргомет-ре, где испытуемые выполняли три попытки по 10 минут со стандартной нагрузкой: первая и третья попытки выполнялись без управляющего воздействия; вторая попытка - под музыкальное сопровождение. В качестве музыкального сопровождения использовалась быстроритмичная музыка лидирующего характера (темп allegro, vivo, presto), выбранная самим испытуемым. Все попытки выполнялись с заданием сохранить определенную скорость, при этом первые две минуты испытуемые получали объективную информацию о скорости педалирования, затем подача информации о скорости педалирования прекращалась и испытуемые выполняли задание на сохранение скорости по субъективным ощущениям.

Анализ полученных результатов (табл. 2) показал, что по отношению к исходным попыткам, которые выполнялись без музыкального сопровождения испытуемые смогли увеличить преодоленное расстояние на 20,7% (Р 0,05), время сохранения заданной скорости на 10,7% (Р 0,05), а время достижения 95% планируемой скорости уменьшалось на 66,6% (Р 0,01). Звуковое воздействие в виде ритмической музыки, подаваемое со второй минуты (без подачи срочной информации), увеличивает скорость педалирования с 3 по 7 минуту на 1,5 км/ч, вызывая, таким образом, значительную неконтролируемую испытуемыми интенсификацию движений.

Интересен тот факт, что изменения скорости по ходу попытки с управляющим воздействием на 100% (Р 0,01) выросли, однако пульсовая стоимость в данных попытках уменьшилась на 11,4% (Р 0,05), что говорит о лучшей экономичности выполняемых под музыку попытках.

После выполнения попыток, с воздействием музыкой наблюдается ярко выраженный эффект последействия по всем исследуемым показателям, что указывает на высокую степень влияния управляющего фактора.

Цвет как и звук, является естественным интегратором физиологических и психических процессов (В.В. Драгунский, 1999), однако в доступной нам научно-методической литературе не было обнаружено данных об использовании цветового динамического воздействия для совершенствования двигательной деятельности человека. Нами разработано динамическое цветовое управляющее воздействие на основе использования компьютерных программ «Media Player» и «Dance Ejey», которые создают изменяющиеся образы и предметы определенной цветовой окраски.

Для изучения эффективности влияния цветового сопровождения на характер циклических движениях исследование проводилось на велоэргометре, где испытуемые выполняли три попытки по 10 минут со стандартной нагрузкой: первая и третья попытки выполнялись без управляющего воздействия; вторая попытка - под цветовое сопровождение. В качестве цветового сопровождения использовались приближающиеся различные образы с преимущественно красной (стимулирующей) окраской. Все попытки выполнялись с заданиєм сохранить определенную скорость, при этом первые две минуты испытуемые получали объективную информацию о скорости педалирования, затем подача информации о скорости педалирования прекращалась и испытуемые выполняли задание на сохранение скорости по субъективным ощущениям.

Цветовое воздействие оказало определенное влияние на исследуемые показатели (табл. 3). Расстояние, преодоленное в этих попытках на 9,9% (Р 0,05) оказалось больше, чем в исходных попытках, время достижения 95% планируемой скорости значительно уменьшилось на 62,3% (Р 0,01), а изменения ее уменьшились лишь на 7,7% (Р 0,05). Остальные исследуемые показатели значительных изменений не претерпели. Вместе с тем, в попытках после использования цветового воздействия увеличилось время сохранения заданной скорости на 7,4% (Р 0,05) и уменьшилась пульсовая стоимость преодоленного расстояния на 5,3% (Р 0,05), а расстояние, преодоленное в попытках, осталось на достаточно высоком уровне.

3.1.4. Влияние цветомузыкального сопровождения на характер циклической двигательной деятельности

Очень интересным является объединение цвета и музыки в синтетическое направление под названием цветомузыка. Отталкиваясь от существующего знания о взаимодействии мышечных ощущений со зрительными и слуховыми, имеет смысл подбирать к определенным двигательным режимам, которые сопровождает цветовая гамма, и соответственное звуко-музыкальное оформление (Н.Н. Ефименко, 1999).

Нами разработано динамическое цветмузыкальное управляющее воздействие на основе использования компьютерных программ «Media Player» и «Dance Ejey», которые создают изменяющиеся образы определенной цветовой окраски с одновременным звуковым сопровождением.

Влияние цветомузыкального сопровождения на характер циклической двигательной деятельности

Эффективность управления процессом обучения и совершенствования движений зависит от функционирования каналов прямой и обратной связи между управляющим (воздействие) и управляемым (двигательная деятельность) объектами. С помощью технических средств могут быть созданы оптимальные условия для усвоения спортсменом предъявляемой информации.

Обучение с позиций кибернетики есть управление формированием двигательной деятельности на основе информации. Поведение системы определяется ее способностью воспринимать, перерабатывать и использовать информацию. Для прогрессивного развития система должна иметь возможность в процессе взаимодействия со средой находить пути для увеличения количества воспринимаемой информации (А.А.Новиков, 1980).

Для решения дидактических проблем на кибернетическом уровне выделяется, как необходимое условие - управление с использованием обратных связей, где информационному воздействию отводится основная роль. Системный подход к организации процесса совершенствования движений предполагает такое рассмотрение, когда выделяются определенные уровни, на каждом из которых согласованное функционирование подсистем способствует достижению заданной цели.

Идея методического принципа срочной информации (В.С.Фарфель, 1965, 1975) заключается в сопоставлении реальных параметров выполненного движения, объективно измеряемых приборами, с их субъективной оценкой или анализом. Доказано, что наглядный результат такого сличения повышает эмоционально-моторное выполнение движения.

Объектом интенсифицированной и оптимизированной двигательной деятельности мы выбрали такую характерную модель как спринтерский бег. Выбор данной двигательной модели был предопределен тем, что через изучение причин, которые определяют успешность в движениях самой избранной модели и проявление того двигательного потенциала, имеющегося у каждого спортсмена, позволяет определить и общие закономерности, свойственные скоростно-силовым действиям. Закономерности спринтерского бега переносимы и на более длинные дистанции (и другие виды спорта скоростно-силового характера).

В числе других обстоятельств, предопределивших выбор двигательной модели в виде спринтерского бега, было и то, что выполнение модельных движений в условиях максимальной интенсивности воспроизводства последовательных двигательных циклов устраняет вероятность накопления ошибок, так как уже единичная ошибка становится видимой и может стать причиной отказа от повторения последующих неэффективных движений.

Учитывалось также и то, что относительная кратковременность выполнения двигательного задания и, соответственно, ограниченность числа беговых циклов облегчают процесс анализа их характеристик, делают возможным существенно более частую повторяемость максимально интенсивных попыток. Последнее обстоятельство облегчает введение коррекций в процесс выполнения последующих попыток и делает возможным сопоставление материалов сразу нескольких попыток. При этом, потенциально важным фактором является то, что влияние предыдущих попыток на характеристики последующих относительно невелико.

Важным обстоятельством следует признать относительную простоту подкрепления естественных двигательных действий бега специально сконструированными воздействиями со стороны средств "искусственной управляющей среды", дополняющими саму конструкцию тренажерного стенда, которую легче всего создать на базе "инерционной дорожки".

Использование стационарного тренажерного стенда, который легко оснащается средствами обратной связи, заранее предполагает возможности применения стенда при освоении и совершенствовании беговых движений, при выполнении процедур экспресс-контроля в ходе функционального тестирования и управляющих действий по экспресс-коррекции техники.

Возможность подкрепления субъективных ощущений во время выполнения попыток объективными данными инструментальных средств обратной связи, действующими в реальном масштабе времени открывает перспективы использования "психобиомеханического подхода" , позволяющего проводить приемы экспресс-коррекции характеристик спортивной техники непосредственно во время выполнения кратковременных попыток.

Решение цели управления - достижение планируемых перестроек системы движений бегового шага, невозможно без получения информации (наличия обратной связи, которая связана с мотивацией и активизацией обучения, реализующая контроль и самоконтроль). Необходимо иметь и определенные программы воздействий, направленные на формирование тех параметров техники бега, при изменении которых объект управления (совершенствуемое движение) переходит в новое, качественно лучшее состояние.

С целью изучения возможностей интенсификации спринтерского бега с использованием специального цветомузыкального сопровождения нами проведены исследования, направленные на достижение испытуемыми своих рекордных результатов в беге.

В исследованиях данного направления принимали участие спортсменки, не имеющие спортивной квалификации (10 человек), которые выполняли в тренировочных занятии на «Инерционной дорожке» две серии по 6 попыток развивающего характера (10-секундный бег с предельной скоростью с интервалом отдыха 4-5 мин).

Экспериментальное обоснование интенсивной технологии совершенствования беговых движений на основе использования комплекса информационных воздействий

После педагогического эксперимента произошло изменение средних показателей контрольных испытаний (табл. 7).

Исследования показали, что использование спортсменами средств интенсификации и оптимизации движений приводит к увеличению силовых показателей бега (длины беговых шагов) на 2,0% (Р 0,05) и связано с ростом результатов, показанных испытуемыми в прыжковых тестах на 3,4% (Р 0,05). Увеличилась максимальная скорость на 2,7% (Р 0,05) и уменьшилось время ее достижения на 2,5% (Р 0,05). Спортсмены контрольной группы по окончании эксперимента улучшили результат в беге на 100 метров на 0,32 сек, что составляет 2,4% (Р 0,05). По остальным показателям достоверных изменений не произошло.

В экспериментальной группе с высокой степенью достоверности увеличилась максимальная скорость на 9,5% (Р 0,01) за счет увеличения темпа беговых шагов на 7,3% (Р 0,01) при практически неизменной длине шагов. Время достижения максимальной скорости улучшилось на 3,8% (Р 0,05), при этом уменьшились внутрицикловые колебания скорости на 5,9% (Р 0,05), что привело к увеличению времени удержания максимальной скорости на 6,2% (Р 0,01). Это показывает на лучшую экономичность движений, выполняемых спортсменами в данных попытках. Улучшение показателей техники бега, зарегистрированных на тренажерно-исследовательском стенде, позволило спортсменам экспериментальной группы улучшить результат в беге на 100 метров на 1,05 секунды, что составило 8,0% (Р 0,01). Результаты ско-ростно-силовых тестов (бег на 30 метров и прыжок в длину с места) достоверно не изменились.

Анализируя данные табл. 8, где представлены межгрупповые различия показателей после проведенного эксперимента, мы видим, что статистически достоверные изменения в сторону улучшения в результатах экспериментальной группы по отношению к контрольной произошли в показателях: максимальной скорости на 6,2% (Р 0,05); времени удержания максимальной скорости на 4,9%о (Р 0,05); темпа беговых шагов на 7,0% (Р 0,05); ритмового коэффициента на 14,5% (Р 0,05), внутрицикловых изменений скорости на 6,5%о (Р 0,05), в беге на 100 метров на 0,7 секунд, что составляет 5,5% (Р 0,05), прыжке в длину с места на 2,5% . По остальным исследуемым показателям имеются лишь незначительные различия.

Проведенные экспериментальные исследования данного направления позволили значительно интенсифицировать процесс формирования рациональных беговых движений.

После окончания эксперимента нами была зарегистрирована та же тенденция в изменении основных параметров совершенствуемого бега. Особенно это ярко проявилось у испытуемых экспериментальной группы. Так повторение модельного графика скорости составила у спортсменов экспериментальной группы в первой попытке 70,4%). В контрольной же группе реализация двигательного задания составила в первой попытке 58,3%, а во второй 63,8%). Во второй попытке спортсмены экспериментальной группы, которые получали цветомузыкальную информацию (подобную используемой в ходе эксперимента), смогли повторить модельный график скорости с точностью до 89,4%). Это говорит о том, что достигнутые в ходе эксперимента спортсменами экспериментальной группы изменения в организации движений и показателях эффективности и экономичности техники, сформированные с использованием управляющих цветомузыкальных воздействий, имеют более выраженный и длительный характер.

Похожие диссертации на Технология совершенствования двигательных действий спортсменов на основе комплексного использования средств полисенсорного информационного воздействия