Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие) Вахнина Лариса Константиновна

Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие)
<
Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие) Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие) Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие) Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие) Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие) Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие) Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие) Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Вахнина Лариса Константиновна. Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие) : ил РГБ ОД 61:85-10/452

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историкон ункциональная обусловленность идейно-тематического содержания рабочих песен 23

Глава 2. Революционная песня как составная часть рабочего фольклора 56

Глава 3. Художественное своеобразие рабочих песен 88

Заключение 134

Список использованной литературы

Введение к работе

Народное творчество на всех этапах своего развития отражало жизнь народа, его взгляды и эстетические идеалы. Каждой эпохе свойственны определенные фольклорные традиции, проявляющиеся как в идейной направленности народно-поэтических произведений, так и в особенностях бытования.

Особое место в народно-поэтическом творчестве принадлежит рабочему фольклору, и в частности рабочим песням, которые являются его составной частью. Именно в рабочих песнях дана принципиально новая оценка окружающей действительности, продиктованная задачами классовой борьбы и программой революционного преобразования общества. Рабочее творчество было и остается своеобразным историческим документом, который довольно точно фиксирует все этапы в развитии мировоззрения рабочего класса, отражает все наиболее важные события в его жизни. Изучение рабочего фольклора имеет большое общественно-политическое и историческое значение.

Формирование рабочего фольклора славянских народов, в частности рабочих песен, происходило в непосредственной связи со становлением пролетариата, который пополнялся за счет выходцев из села, и первые рабочие были еще крестьянами по своему мировоззрению. Поэтому одним из источников рабочего фольклора стали образцы традиционного народного творчества. Но изменения в жизни бывших крестьян, обусловленные новой средой, вызвали и возникновение произведений, новых как по содержанию, так и по форме. С другой стороны рабочий фольклор пополнялся литературными произведениями, творцами которых были представители прогрессивной интеллигенции или образованные рабочие. Поэтому новое в рабочем фольклоре, и, в частности, в рабочих песнях, по сравнению с тра - 4 -диционными жанрами народного творчества, связано со своеобразием взаимодействия фольклорного и литературного, коллективного и индивидуального, устной и письменной форм бытования.

Таким образом, рабочий фольклор, с одной стороны, являясь составной частью устно-поэтического творчества народа, с другой представляет собой своеобразную сложную и многожанровую систему. Возникнув и развиваясь вместе с рабочим классом, рабочий фольклор выражает новый эстетический идеал, который "не противостоит действительности, а вырастает из революционной программы и из самой практики классовой борьбы". / 4,17, с.284 Л

Развитие рабочего фольклора, проявление характерных для него особенностей происходит в тесной-взаимосвязи со становлением классового сознания рабочих, в процессе формирования его мировоззрения. С усилением организационной борьбы пролетариата, с распространением марксизма в разных странах Европы все большее общественно-политическое значение начинают играть и произведения рабочего фольклора, особенно песенные жанры, возрастает их пропагандистско-агитационная роль.

Оценка рабочего фольклора, и в частности, рабочих песен, немыслима без его осмысления в связи с марксистской теорией о рабочем классе, его месте и роли в истории, анализе мировоззрения, без конкретно-исторического подхода к действительности. Такую теорию создали и воплотили в жизнь К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин, впервые глубоко проанализировав классовый характер рабочих песен, дав оценку их роли и места в истории рабочих движений. Рабочие песни разных народов они связывали с событиями, происходящими в рабочей среде, с революционными процессами в обществе, рассматривая их как форму общественного сознания, в котором отражаются взгляды трудящихся на окружающую действительность. "Марксистская фольклористика рассматривает фольклор как исторически развивающуюся форму духовного творчества масс, связывает фольклор с историей общества, с классовой борьбой трудящихся за свое социальное освобождение", - отмечает B.E.iy-сев. / 4.14, ,С.409/9

Говоря о положении фабричных рабочих, о воплощении в жизнь "принципа воли" самими трудящимися, Ф.Энгельс в фундаментальной работе "Положение рабочего класса в Англии"впервые дает теоретическое обоснование отражения в народной поэзии мировоззрения трудящихся / 1.6, с.462-463 /• Так, Ф.Энгельс перевел с английского на немецкий язык произведение рабочего поэта, который, как он считает, "выражает взгляд самих рабочих на фабричную систему... и верно передает настроение рабочих"/ 1.6,с.196/.

Вопросы бытования произведений рабочего фольклора К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали в связи с политическими и экономическими обстоятельствами. Так, в этом плане ценны высказывания Ф.Энгельса о революционных итальянских песнях сороковых годов XIX ст. / 1.7 /, английской политической поэзии / 1.5 /, произведениях французских и немецких рабочих / 1.7 /. В работах "Роль насилия в истории" /1.4 /, "Германская кампания за имперскую конституцию" / 1.5 /, в письмах к А.Бебелю / 1.8 / Ф.Энгельс делает акцент на сатирической направленности и остроте песен немецкой революции 1848 года.

Взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса о рабочих песнях нашли свое продолжение и развитие в статьях В.И.Ленина 1913 года - "Маевка революционного пролетариата", "Евгений Потье", "Развитие рабочих хоров в Германии" / 1.10, І.ІІ, І.І2 /. В.И.Ленин смотрел на рабочие песни как на одно из средств революционной агитации и

Q - пропаганды / I.I Г А Так же, как и К.Маркс и Ф.Энгельс, Владимир Ильич подчеркивает выразительную сатирическую направленность рабочих песен. "Рабочие смеялись над бессильной злобой царской шайки и класса капиталистов..., писали и пускали по ру-кам-или передавали из уст в уста-сатирические стишки".../I.II, с.297 /. Однако В.И.Ленин рассматривает уже вопросы взаимоотношения рабочих песен с задачами революционной социал-демократии /I.II, 1,12 А ив связи с этим возникновение новых сфер их бытования / 1,12 /.

Без пения революционных и рабочих песен невозможно представить демонстрацию, маевку или сходку. "... С пением революционных песен, с громкими призывами к революции..., с красными флагами боролись рабочие толпы в течение нескольких часов против... сил полиции и охраны" / I.I2, с.192 А - писал В.И.Ленин о пер« вомайской демонстрации 1913 года. Бытование русских, украинских, белорусских, польских, чешских и словацких рабочих песен на практике подтвердило тезис В.И.Ленина о "пропаганде социализма песней" / I.II, I.I2 А Интернационализм рабочих песен проверен практикой революционной борьбы. К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин неоднократно отмечали их идеологическое значение, подчеркивали необходимость изучения и пропаганды. Он исходил из задач революционной борьбы и был исторически обоснован и проверен практикой подпольной работы марксистских организаций.

Пролетарии разных народов понимали, что свободное социальное и национальное будущее они смогут достичь только в совместной борьбе как против царизма, так и против монархий в Германии и Австро-Венгрии, под игом которых проживали представители разных славянских народов.Показательно, что рабочее движение на

- 7 -Украине, в Белоруссии и Польше стало частью общерусского движения. Сплоченные действия рабочих, представителей разных славянских народов, проявились особенно красноречиво во время Первой . русской и Великой Октябрьской социалистической революций» На "кровавое воскресенье" в Петербурге польские, чешские, словацкие, белорусские и украинские рабочие ответили восстаниями и забастовками / 4.12, 4.24, 4.30, 4.31, 4,65, 4.66/.

"Восстание и вооруженная битва на баррикадах в Лодзи,- побоище в Иваново-Вознесенске, - всеобщие стачки и стрельба в рабочих в Варшаве и Одессе, ... - таковы главные политические события истекшей недели" / 1.9, с.ЗЮ/, - отмечал В.ИЛенин.

Ведущая роль рабочего класса в истории мирового революционного движения определила агитационно-пропагандистский характер, политическое значение и действенность рабочих песен в фольклоре восточных и западных славян.

Расширение рабочего движения влияло на развитие революционной песни как высшей формы рабочего песнетворчества. Песенные произведения рабочих разных народов становятся достоянием репертуара международного рабочего движения. "Марсельеза" и "Интернационал", русские песни "Смело, товарищи, в ногу", "Вы жертвою пали", украинская "Шалійте, шалійте, скажені кати", польские "Варшавянка", "Красное знамя" "На (йдэикады", стали массовыми революционными гимнами рабочих промышленных центров России, Украины и Белоруссии, а также Польши и Чехословакии.

Проблема изучения рабочего фольклора и рабочих песен, в частности, является сложной. Творчество рабочих, как искусство зарождающегося класса, стало предметом исследования в довольно позднее время. Не систематическим было и собирание рабочего фольклора.

Буржуазная фольклористика противоречиво оценивала рабочий фольклор и, в частности, песни рабочих» Отдельные ее представители, идеализируя деревню, видели в творчестве рабочих деградацию крестьянского фольклора. Прогрессивные представители культуры указывали на общественно-познавательное и художественное значение творчества рабочих. Так, в конце XIX века появляются статьи и публикации прогрессивных исследователей - Г.Успенского "Новые народные стишки /из деревенских заметок/" /5.77 /,В.Пе-ретца "Песни русского народа" /5.58/ и "Современная русская народная песня" /4.52/, В.Милорадовича "Рабочие песни Лубенского уезда Полтавской губернии,собранные в 1890-93 гг."/7.28/,Н.Васильева "К вопросу о новых мотивах в малорусской народной поэзии" /5.II/, С.Цишевского "Крестьянско-шахтерский народ в Окульскш уезде /5.95/ и др.,где впервые рассматриваются вопросы бытования рабочих песен, взаимосвязь с традиционными фольклорными произведениями, и в частности указывается на необходимость их собирания и публикации. Однако, в славянской фольклористике XIX начала XX вв. собирание,публикация и изучение рабочих песен носили преимущественно единичный ж частный характер. Тем не менее жизненность рабочих и революционных песен подтвердило их распространение в революционном движении разных славянских народов. В это время в марксистской печати широко публикуется рабочая песня и рабочая поэзия. Как в России, так и в Польше и Австро-Венгрии, в годы революционного под"ема увидели свет многочисленные публикации и сборники легального и нелегального характера. Многие из них стали библиографической редкостью из-за суровых запретов царизма и буржуазии / 1. 10, 1. 11, 1. 12 /. 

Только "советская фольклористика превратила рабочий фольклор в предмет специального изучения и придала этому изучению необходимый теоретический размах" /4.69, е.З /. Начало такому исследованию было положено еще в 20-е годы. Советские исследователи народного творчества намечают конкретный план изучения рабочего фольклора, в том числе и рабочих песен. Впервые ведутся наблюдения над песенными произведениями рабочих в процессе их бытования, начинается исследование архивных источников. "Только за два года /1934-1935/ появилось свыше двадцати статей по рабочему фольклору" /4.61, с.306 /. Надо сказать, что это было связано также с подготовкой к 30-летию революции 1905 года» Одновременно по инициативе и под руководством А.М.Горького ведется работа над серией "История заводов и фабрик", для создания которой широко использовались не только воспоминания старых рабочих о тяжелом прошлом, но и записи рабочих песен, в которых документально отразились не только далекие события, но прежде всего пролетарское общественное сознание, духовный мир борцов и строителей нового мира. В результате многочисленных экспедиционных исследований русского рабочего фольклора Урала и Подмосковья появился целый ряд работ, где впервые рассматривается специфика рабочих песен, форш их бытования, взаимосвязь с действительностью. Это, например, книги М.П.Соболева "Фольклор фабрично-заводских рабочих /Статьи и тексты/" / 4.70 /, А.Дымшица "Литература и фольклор" / 4.27 /, В.П.Бирюкова "Дореволюционный фольклор на Урале" / 7.7 /, статьи В.И.Чичерова "Революционные песни 1905 г." / 4.75 /, П.Г.Ширяевой "Из материалов по истории рабочего фольклора" / 5.79 /, "Фольклор фабрично-заводских рабочих о революции 1905 г." /5.80 /, Ю.Соколова "Песни фабрики и деревни 5.74/, Ю.Самарина "Песни уральских рабочих ", "Песни старой и новой Украины" / 5.71, 5.72 /, А.Астаховой, З.Эвальд "Работы бригады ЙПНИ по собиранию и изучению рабочей среды" / 5.3 /» Р.Е.Липец "Изучение фольклора подмосковных рабочих" / 5.49 /, Г.Д.Влади-мирского "Рабочие песни XIX в." / 5.15 /, "Массовая поэзия и фольклор на страницах большевистской печати эпохи "Звезды" и "Правды" и целый ряд других.

Результаты этих научных исследований детально проанализированы О.Б.Алексеевой /4.1 /.

Закономерностям бытования украинских и русских рабочих песен шахтеров Донбасса и металлургов Жданова, особенностям репертуара рабочей среды в целом,посвящают свои работы в довоенное время А.В.Пясковский "Коллективная пролетарская поэзия /песни Донбасса/" / 4.56 /, В.Ю.Белецкая "Шахтарські пісні" / 5.8 /, А.Ионов "Песни и сказы шахтеров. Фольклор горняков Шахтинского района" / 7.19 /, М.П.Гайдай /Рукопись его неопубликованного исследования об украинских рабочих песнях сохраняется в отделе рукописных фондов ЙЙФЭ им.М.Ф.Рыльского АН УССР, ф.8-2, ед.сохр. 5,10, 4.8 А

Следует отметить, что каждый из вышеупомянутых исследователей рабочего фольклора внес большой вклад в историю советской фольклористики прежде всего своей огромной собирательской работой, благодаря которой дошли до наших дней тексты многих рабочих песен старого времени.

Аналогичный под"ем в изучении рабочего фольклора, и в частности рабочих песен, можно наблюдать в чешской, словацкой и польской фольклористике в 50-е годы, которые стали началом строительства социализма в ЧССР и ПНР.

Особенно больших успехов в этой области достигли чешские и словацкие исследователи. Институт этнографии и фольклористики Чехословацкой Академии наук, в частности, его филиал в Брно, і Институт этнографии Словацкой Академии наук, провели фольклорно-этнографическое обследование горнопромышленных районов Кладно /Чехия/, каменноугольного района Росице-Ославани /Моравия/ и шахтерского поселка Жакаровцы /Словакия/. Полученные материалы не только позволили составить достаточно ясное представление о репертуаре рабочих, а прежде всего пробудили интерес многих исследователей к этой проблеме. В 1956 г. в Смоленицах /Чехословакия/ состоялось первое рабочее совещание чехословацких исследователей по изучению жизни и культуры рабочего класса ЧССР, в котором приняли участие ученые Советского Союза, Польши и Венгрии. Следует отметить, что выступившие на нем чехословацкие ученые О.Скальникова, К.Фойтик, Б.Филова, Я.Йех, С. урласова, О Сироват-ка и многие другие не только проанализировали современное состояние рабочей культуры, и в частности рабочих песен, но и наметили конкретную программу их изучения. В 1961 г. в Либлице /Чехосло -вакия/ состоялся международный симпозиум по исследованию рабочей песни, в котором приняли участие фольклористы II стран.

В чешской и словацкой фольклористике и этнографии рабочий фольклор, в частности рабочие песни, изучаются комплексно и всесторонне. Об этом свидетельствуют такие фундаментальные исследования чешской и словацкой рабочей культуры, авторами которых стали целые научные коллективы, такие как "Кладно. Жизнь и культура народа в промышленной области" / 7.57 /, "Росице-Ославани" / 5.120 /, "Рабочая область Жакаровце" / 5.118 /,десятьтомов "Этнография Праги".

Одна из последних работ "Старая рабочая Прага" / 4.110 / представляет собой фундаментальное исследование культуры пражского рабочего класса, составной частью которой являются и рабочие песни.

Как правило, в каждой из упомянутых работ определенное место отводится публикациям текстов рабочих песен и,в связи с этим,их жанровой классификации.

Вопросам изучения рабочих песен в современное время, их месту в новой социалистической культуре уделяют постоянное внимание, например, такие исследователи, как С.Дурласова в статье "Вопросы изучения рабочих песен" / 5.93 / и Л.Дроппова в статье "Традиции культуры и образа жизни рабочих Словакии и их место в современном социалистическом обществе" / 5.98 /.

. Рабочая культура, в том числе и рабочий фольклор, стали об"ектом исследования и польских фольклористов послевоенного времени. В I950-1954 гг. Институт искусств Польской Академии наук провел ряд фольклорных и этнографических экспедиций, в которых принимали участие ученые разных городов страны, представители рабочих центров. Эти материалы, большая часть которых была опубликована и использована в научных исследованиях, сохраняются в архивах Института искусств ПАН /Варшава/ и Силезского научного института /Катовице/.

Одной из новых форм собирательской работы в ПНР стали своеобразные конкурсы рабочего фольклора, возникнувшие в 50-е годы в шахтерском городе Катовице, где местное радио об"явило конкурс на лучшее произведение фольклора рабочих и на лзгчшее его исполнение. Благодаря этому было собрано много материалов - как песенных, так и прозаических. Некоторые из них были изданы отдельными сериями /серия I, май 1953 г.,серия II - март 1954г./.

В 1972 г, региональный конкурс рабочего фольклора был об"явлен Лодзинским Отделом Польского Народоведческого Общества. В его организации участвовали также Этнографический музей, ка і федра этнографии Лодзинского университета и редакция городской газеты. Итоги конкурса были подведены в изданной по его материал лам монографии "Фольклор рабочей Лодзи" /1976/.

Особенно активно исследуется фольклор польских шахтеров. Выходит целый ряд сборников рабочего фольклора, и в частности рабочих песен, подготовленные такими фольклористами, как С.Валлис, Ю.Лигенза, А.Дыгач. В кругу польских исследователей главное ме сто занимают вопросы жанрового состава шахтерской песенности и функций сказочного фольклора, систематизации и документации фольклорных материалов, взаимодействия рабочей и крестьянской традиционной песенности, текста и напева. Это, например, работы ЮЛигензы "Народня шахтерская литература" / 4.100 /, Д.Симонидес "Современная силезская народная проза" / 4.107 /. Впервые в польской фольклористике классификацию шахтерских песен Силезии предпринимает А.Дыгач в своей монографии "Народные шахтерские песни Домбровского бассейна" / 4.85 /.

Большое внимание польские исследователи уделяют изучению революционных песен, выходят такие работы, как "Песни польского пролетариата" Ю.Козловского / 4.125 /, "Польская революционная песня. Историческое исследование" Д.Вавжиковской-Верцеховой / 4.112, 4.ИЗ /. Польскую революционную поэзию XIX в. исследует Б.Закшевский / 4.117, 4.118 /, он выступил также с докладом "Фольклор революционных песен" / 3.4 / на IX Международном с"езде славистов /Киев, 1983 г./.

Общей чертой в исследовании рабочего фольклора как в советской, так и зарубежной науке стало региональное его. обследование.

С одной стороны она приносит определенные результаты, позволяя глубже и детальнее изучить, например, фольклор определенной про-, фессиональной среды: ткачей или горняков, с другой стороны -именно на основании его конкретных результатов стало возможным проведение сравнительных и обобщающих исследований, которые смогли бы осветить песенность рабочих в целом, ее место и роль, как в прошлом, так и в современном фольклорном процессе развитого социалистического общества, что особенно актуально.

Вопросы изучения рабочего фольклора стали предметом обсуждения на конференции по рабочему фольклору в 1963 г. в Свердловске / 4.69 /, на симпозиуме "Рабочий фольклор" в рамках УП Международного конгресса антропологических и этнографических наук в 1964 г. в Москве / 3.3 /, на международных симпозиумах в Софии /1963/, в Берлине /1964/, в Югославии /1964, 1965/ / 3.1, 3.2 /.

Новые задачи в области изучения рабочего фольклора,и рабочих песен в частности, наметил Всесоюзный симпозиум "Фольклор в духовной культуре современного рабочего класса" /Свердловск, июнь 1984 г#/, организованный Научным Советом по фольклору Академии наук СССР, Уральским ордена Трудового Красного Знамени государственным университетом им.А.М.Горького и Главным советом по комплексной программе "Духовная культура Урала". В отличие от первой конференции по рабочему фольклору /Свердловск, 1963г./, особенностью его стало прежде всего расширение самой проблематики изучения рабочего фольклора, конкретный подход к решению многих вопросов, которые в течении длительного времени оставались дискуссионными. Доклады В.П.Аникина "Рабочий фольклор и современные проблемы фольклористики", Н.С.Полишук "Место и роль фольк - 15 лора в духовной культуре промышленных рабочих /к постановке вопроса и методике исследования/", В.П.Кругляшовой "Теория и методика изучения роли фольклора в духовной культуре рабочих", А.И.Яазарева "ЭДцейно-эстетические функции современного рабочего фольклора", а также выступления остальных участников не только раскрыли современное состояние рабочего фольклора, но и определили новые аспекты в его изучении / 3.6 /. 

Среди целого ряда намеченных для решения вопросов таких, как создание истории рабочего фольклора, конкретно-исторический анализ его поэтики, определение места и роли рабочего фольклора в современной социалистической культуре, впервые была подчеркнута необходимость историко-сравнительного его изучения, исследования современных межэтнических связей, их роли в процессе сближения и обогащения рабочей поэзии.

Нужно отметить, что изучению рабочих и революционных песен в современную эпоху в странах социалистического содружества способствует и Международный центр исследований рабочей песни , который разработал программу, состоящую из трех основных задач. Первая - необходимость собирать песни современными методами с обязательной магнитофонной записью; вторая - осуществлять систематизацию несен с учетом их генезиса, формы и стиля, проводить комплексное изучение как словесных, так и музыкальных особенностей; третья - устанавливать характер песен, их авторство, место І/ В 1961-65 гг. Международный центр исследований рабочей песни был создан в Праге. После второй международной конференции по рабочему фольклору в 1965 г. /Югославия/ был перенесен в Дудапешт. и среду бытования, ареал распространения / 3.2 /. "Речь должна идти не просто о каком-нибудь историческсм комментарии или общих исторических характеристиках /хотя и это очень важно и нужно/, а о ... конкретных этнографических и социологических исследованиях рабочей песни", подчеркивал Б.Н.Путилов в своей докладе на международном симпозиуме в Югославии /3.1, с.1417 /.

При Международном центре была также организована международная комиссия по изучению рабочей песни, в состав которой вошли такие советские фольклористы, как В.Е.Гусев и М.Друскин.

Взгляды советских ученых и исследователей творчества рабочих стран социалистического содружества на предмет и понятие "рабочий фольклор", на необходимость его комплексного и одновременно конкретного изучения в главном совпадают.

Исследование рабочего фольклора, и рабочих песен в частности, в современной науке о народном творчестве - одна из ведущих проблем, к решению которой подключены не только фольклористы, но и этнографы, историки, музыковеды и социологи. Методологические вопросы изучения рабочей песни нашли свое отражение в работах В.Е.Гусева "Марксизм и русская фольклористика конца XIX -начала XX вв / 4.14 /, "Эстетика фольклора" / 4.17 /, В.И.Чиче-рова "Вопросы теории и истории народного творчества" / 4.75 /, монографии "Фольклор и действительность" В.Я.Проппа и др./ 4.63/.

Специальные исследования, посвященные русской рабочей песне, были осуществлены О.Б.Аяексеевой "Устная поэзия русских рабочих. Дореволюционный период" / 4.1 /, Л.П.Кузьминой "Народное поэтическое творчество рабочих Сибири /Рабочий фольклор как исторический источник/ / 4.36 /. Обстоятельную характеристику русской рабочей песне дала автор многочисленных историко-теоретиче 17 ских статей и исследований таких, как "Устно-поэтическое творчество рабочих" / 5 64 /, "Отражение самосознания рабочих в их песенном репертуаре" / 5.65 /, "Рабочий фольклор,как источник изучения условий труда и быта русских рабочих" / 5.66 / и др. Н.С.Полишук. Исследования Р.Р.Гельгардта, в частности его статьи "Об изучении рабочего фольклора" / 5.17 /, и "К вопросу о лингвистической основе фольклора и его культурно-историческом статусе" / 5.19 / характерны применением комплексного и в то же время дифференцированного подхода к изучению рабочих песен, им также намечены пути историко-сравнительного исследования русского и чешского рабочего фольклора.

Нужно отметить, что в настоящее время одним из ведущих центров по изучению и собиранию русского рабочего фольклора, его песенных жанров, стала кафедра фольклора и древней литературы Уральского университета, возглавляемая В.П.Кругляшовой. Вопросы рабочего фольклора постоянно освещаются в ежегодном межвузовском сборнике "Фольклор Урала" / 4.72 /, а при проведении студенческой практики во многих вузах Урала используется "Программа-вопросник по собиранию рабочего фольклора" /Свердловск, 1982/.

В целом русские рабочие песни изучаются на определенном локальном материале и в большинстве случаев рассматриваются как исторический источник.

В белорусской фольклористике менее интенсивно изучается рабочий фольклор, этой проблеме посвящена монография К.П.Кабаш-никова "От традиционного фольклора к революционной поэзии" / 4.35 /, в которой рассматриваются основные закономерности формирования и развития белорусской рабочей песни, раскрыта ее идейно-эстетическая сущность.

Отдельные вопросы эстетики рабочего фольклора разработаны в монографиях А.И.Дея "Іван Франко і перша російська революція" / 4.21 /, "Іван Франко і народна творчість" / 4,20 /, а также статье М.М.Плисецкого "Іван Франко і фольклор робітників Борислава" и его выступлении в сборнике "Фольклор Урала" / 4.48,, 5.70/.

Интересные наблюдения над репертуаром интегрированной среды рабочих Чернобыльской атомной электростанции в последние годы проводит С.И.Грица/ 5.23 /.

Надо отметить, что если идейно-тематические особенности рабочих песен рассматривали практически многие исследователи рабочего фольклора /4.1, 4.107 и др./, то вопросы жанровой специфики, формирование и развитие, взаимодействие и др. не нашли надлежащего анализа в большинстве современных работ как советских, так и зарубежных фольклористов. В отдельных работах /О.Б.Алексеева, А.Дыгач, С.Бурласова/ предложена классификация рабочих песен.

Изучение идейно-художественной специфики славянских рабочих песен связано с проблемой межэтнических связей как в прошлом, так и настоящем. "В рабочем фольклоре интернациональное создается на основании национального. Национальное как бы перерастает свои рамки и приобретает функцию интернационального" / 5.70,с.14/. Общность тематики, законов развития и бытования рабочих песен славянских народов - результат их революционных и историко-культурных связей.

Однако, сравнительный аспект изучения рабочего фольклора не занял еще надлежащего места в современной фольклористике. Как правило, исследователи рабочих песен того или иного народа ограничиваются лишь сравнением отдельных фольклорных образцов в пределах определенной темы / 5.18 /• Рабочий фольклор и, в частности, рабочие песни славянских народов представляют обширный материал для сравнительного изучения. Общность судеб славянских народов, взаимосвязь их рабочего движения, генетическая общность влияли на взаимодействие, сближение и взаимообогащение их творчества. Нам представляется, что исторически сложившиеся общие и близкие черты развития рабочего движения в западных и восточных славянских странах, территориальная и языковая близость славян этого ареала, предоставляют исследователю достаточный сравнительный материал по вопросам формирования и развития рабочего фольклора.

Сравнительный аспект исследования должен способствовать решению не только целого ряда проблем, которые в общеметодологическом плане остаются дискуссионными в народном творчестве в целом, и в рабочей песенности, в частности, это проблема коллективного и индивидуального, то-есть взаимоотношение традиционного творчества и литературы; это изучение вопроса репертуара и собственно рабочих песен, процесса создания новых произведений, раскрытие их идейно-художественной целостности. Требует решения и проблема о характере вариативности произведений рабочего фольклора. В сравнительном изучении будут установлены общие закономерности развития рабочего фольклора, выделены формы бытования и трансформации.

Исходя из этого, цель и задачи данного исследования состоят в определении историко-функщдональной обусловленности и развития рабочих песен славянских народов, анализе их идейно-тематического содержания и художественно-эстетического своеобразия.

Для достижения поставленной цели автор использует следующую структуру: введение, три главы, заключение и библиография по проблеме.

В первой главе "Историко-функциональная обусловленность идейно гематического содержания рабочих песен" рассматриваются вопросы возникновения и бытования, жанрового состава песенного рабочего фольклора восточных и западных славян, исследуется идейно-тематическое содержание рабочей песенности на разных этапах ее развития, связь с действительностью.

Во второй главе "Революционная песня как составная часть рабочего фольклора" исследуются мировоззренческие истоки формирования революционных песен славянских народов, связь их с общенародным коллективным творчеством и литературной пролетарской поэзией, раскрываются формы их бытования, интернационалистская идейно-эстетическая сущность.

В третьей главе "Художественное своеобразие рабочих песен" уделяется внимание поэтике и стилю рабочих песен, сравнительному анализу художественных средств и композиционных приемов»

Следует оговорить, что историко-сравнительное исследование русской, украинской, чешской, словацкой и польской рабочей , и револщионной песни позволяет, с одной стороны, помочь понять национальную специфику рабочей песни каждого народа, а с другой-подтвердить, что именно рабочая песенность наиболее интернациональна по своему содержанию, показать ее идейно-воспитательное значение и агитационную роль в международном рабочем движении.

Отдельного рассмотрения требует проблема современного состояния рабочей песенности, на анализе которой автор сосредотачивает внимание лишь в связи с решением тех или других задач исследования.

Автор руководствовался методологическими положениями, содержащимися в произведениях классиков марксизма-ленинизма, в которых раскрыта социальная роль рабочего фольклора и, в частности, рабочей песни, ее взаимосвязь с рабочим и революционным движением славянских народов.

Основой для оценки современного состояния рабочей песен-ности, как составной части новой социалистической культуры, послужили Программа КПСС, материалы ХХІУ, ХХУ, ХХУІ с"ездов КПСС, материалы Пленумов ЦК КПСС и постановления ЦК КПСС,

Историко-сравнительный анализ рабочих песен проводился с учетом данных современной фольклористической и исторической литературы как советских, так и зарубежных исследователей, материалов теоретических и научно-практических конференций, международных симпозиумов, посвященных проблемам рабочего фольклора и истории рабочего класса, на анализе фактического материала, опубликованного в разных национальных изданиях, а также хранящегося в архивах Киева, Москвы, Ленинграда, Варшавы, Кракова. 

Освещенные вопросы показывают важность дальнейшего изучения рабочего фольклора как в Советском Союзе, так и в других странах социалистического содружества, необходимость постановки этой проблемы в более широком масштабе, указывают на необходимость, расширения исследований рабочего фольклора в его непосредственном бытовании.

Сделанные выводы могут найти применение на практике во время изучения и других форм новой социалистической культуры -таких, как художественное самодеятельное творчество масс, новая социалистическая обрядность. Вопросы изучения славянских рабочих песен должны найти отражение в учебных программах славянских отделений филологических факультетов университетов и пединститутов, помочь студентам при проведении фольклорной практики в рабочей среде. Данная работа не может, естественно, решить весь комплекс вопросов, связанных с исследованием песенных жанров рабочего творчества славянских народов, это под силу лишь коллективу авторов.

Таким образом изучение социального контекста и художест-веннбестетического своеобразия рабочей песенности актуально как на национальном, так и межнациональном уровнях.

Рабочий фольклор в современную эпоху остается одним из проявлений новой социалистической культуры, национальной по форме и интернациональной по содержанию, что, бесспорно, и обусловливает его всестороннее изучение.  

Историкон ункциональная обусловленность идейно-тематического содержания рабочих песен

Исторические предпосылки возникновения и развития рабочих песен славян обусловлены прежде всего самим процессом формирования рабочего класса в каждой славянской стране» Промышленное производство с его системой капиталистических отношений, появление первых приисков, заводов, шахт и фабрик предопределило истоки рабочих пеоен.

Развитие промышленного производства в той или другой славянской стране имеет свою специфику, не совпадают в них и периоды становления рабочего класса. Процесс формирования капиталистической систамы хозяйствах начавшийся в ХЛ веке в Чехии и Польше, в ХЛІ векег - в России, полностью завершился в концу XIX века. Западные. славяне в 50-70-е годы XIX века перешли к машинному производству» Ведущими отраслями промышленности у них стали металлургия и машиностроение, угольная промышленность, были построены железные и шоссейные дороги /4.32, 8.1 / Промышленный переворот в России начался лишь после отмены крепостного права: мануфактуру, основанную на ручном труде, сменяет фабрика.

С развитием капиталистических отношений шел процесс формирования основных классов капиталистического общества - пролетариата и буржуазии. Промышленный пролетариат в Чехии, Польше и России концентрировался на крупных заводах и фабриках / 4.32, 8.1 /, а с развитием горной промышленности и транспорта - на шахтах и железных дорогах»

В этот период все более возрастала эксплуатация рабочих, очень тяжелые были и условия их жизни ж быта. "В то время как шахты « почти все акционерные предприятия - выплачивали огромные дивиденды, реальная заработная плата рабочих постоянно снижалась. При этом... каждая смена продолжалась вместо 8 часов от 12 до 16 часов, что составляло 9-12 смен в неделю" / 1.6, с.390 /. Так описывает Ф Энгельс положение, рурских горняков, однако эта картина типична для периода развития капитализма в любой славянской стране.

В ответ на жестокую эксплуатацию в рабочей среде назревали протесты, рабочие обиединялись для борьбы с поработителями. Во главе этой борьбы, направляющими центрами становятся различные организации рабочих, как, например, Южнороссийский союз рабочих в Одессе или Северный союз русских рабочих в Петербурге.

К этому времени все больше возрастает роль поэтического творчества рабочего класса как одной из форм их общественного сознания.

На первом этапе развития капиталистических отношений творчество рабочих сохраняет тесную связь с традиционным творчеством крестьян, так как большая часть зарождающегося пролетариата часто продолжает жить в деревнях, сохраняя свои обычаи и песенный репертуар.

Рабочие песни возникали как органическое продолжение традиционных произведений, как итог развития национально-освободительных и революционно-демократических тем и тенденций крестьянского фольклора, в частности фольклора крестьянских восстаний, отражающего борьбу славянских народов за свое социальное и национальное освобождение, особенно начиная с 40 60 х годов XIX в. /5.87 /.

В современной фольклористике остро дискутировался вопрос периодизации развития рабочего фольклора. Долгое время в советской науке наблюдалась тенденция рассматривать периодизацию рабочего фольклора в строгом соответствии с историческими этапа-? ми развития рабочего класса, которая была подвергнута критике О.Б.Алексеевой в работе "Устная поэзия русских рабочих. Дореволюционный период" / 4. Г, с.25 А О.Б»Аяексеева и Н.С.Поли-щук выделяют в развитии русского рабочего фольклора три круп » ных этапа: I - конец ХУШ - первая половина XIX в., период зарождения рабочего фольклора; П - 50-е - начало 90-х годов XIХв., период оформления рабочего фольклора в самостоятельный вид творчества; Ш - конец 90-х годов - начало XX в», период широкого проникновения в рабочий фольклор пролетарской поэзии, постепенно становившейся массовым народным творчеством /4.1, 5.65 /. Эта периодизация является условной по отношению к развитию рабочих песен у других славянских народов, ибо периоды формирования рабочего класса основного носителя и творца рабочего фольклора - не совпадают по времени в разных славянских странах. Важным в решении вопроса периодизации развития поэтического творчества рабочих является рассмотрение его не только как исторического источника, но и как художественно-эстетического явления. Процесс развития рабочего фольдюра, несмотря на свои специфические особенности, проходил по законам, характерным для всего народного творчества в целом В связи с этим можно указать на такие в развитии рабочих песен: произведения периода формирования рабочего класса, которые возникают путем переосмысления традиционных жанров крестьянских песен; песенные произведения периода массового революционного движения, большинство из них литературного происхождения, и, наконец, рабочие песни периода строительства социализма в странах социалистического содружества.

Рассматривая проблему рабочего фольклора в целом, следует учитывать очень важное положение, а именно: нельзя отождествлять песенный репертуар рабочих с понятием рабочие песни. Рабочие песни - это прежде всего произведения, отражающие жизнь самих рабочих, их положение, труд и борьбу за свои права в годы революционных преобразований. В репертуаре рабочей среды одновременно с собственно рабочей песней бытуют традиционные крестьянские песни, произведения городского фольклора и мещанского плана, так называемые "жестокие романсы", характерные также и для крестьянского репертуара. "Устно-поэтический репертуар - явление исторически и социально-обусловленное", - отмечает Н.С.Полищук / З.б, с,8 / Репертуар формирующегося пролетариата, состоящий в основном из произведений традиционного фольклора, начинает изменяться под влиянием с одной стороны внешней среды, новых социальных условий, в которые попадает крестьянин, с другой стороны начинается постепенная ломка традиционных устоев, зарождается новое мировоззрение будущего рабочего класса. Новые условия труда и быта, изменение самого положения бывших крестьян требовали,в свою очередь, нового самовыражения, воплотившегося в первые произведения рабочей песенности.

Революционная песня как составная часть рабочего фольклора

Вопросы происхождения, бытования, идейно-эстетической сущности революционных песен исследованы еще недостаточно, . хотя обширный фактический материал издан во многих сборниках революционных песен в советской, польской и чехословацкой фольклористике. Изучением революционной песни как в Советском Союзе, так и за рубежом занимались преимущественно фольклори-сты-музыковеды. Важны результаты исследований советских музыковедов М.Д.Друскина, С.Д.Дрейдена и Е.В.Гиппиуса, которые наряду с решением специальных музыковедческих вопросов в целом, намечают методику изучения революционной песни в генетическом, историческом и эстетическом аспектах / 4.25, 4.23, 4.II /.

Вопросы международных и, в частности, польско-русских связей революционной пролетарской поэзии периода массового революционного движения широко разрабатывались польскими фольклористами /А.Дыгач, Д.Вавжикова-Верцехова, Ю.Козловский и др./ / 5.103, 5.104, 4.ИЗ, 4.97, 4.98, 4.99 /. Однако, если идейная сущность и общественная функция революционной поэзии рабочего класса, ее связи с миром об"ективной реальности были главным предметом в изучении рабочей художественной культуры советскими и зарубежными учеными, то вопросам внутриэстетического развития революционной песенности как составной части общенародного творчества уделялось мало внимания.

Недостаточность разработки в фольклористической науке указанной проблемы, по-видимому, связана с тем, что в настоящее время остается дискуссионным вопрос о характере этого явления: фольклор или литература рабочая революционная песенность.

Широкая дискуссия по этому вопросу состоялась на УЇЇ Международном конгрессе антропологических и этнографических наук /Москва, 1964 г./, а также на Симпозиуме по рабочему фольклору в Югославии /1964 г./, которая сводилась к обсуждению специфики проявления в революционных песнях основных критериев фольклорности « вариативности и коллективности /В.Штейниц, В.Е.Гусев, А.М.Новикова, П.Г.Ширяева, Н.С#Полищук, Д.Неделькович, Н.Науфман, Н.Мартинович и др./.

В ходе дискуссий не было выработано единого мнения: часть дискутантов включала революционные песни в сферу фольклорного творчества периода массового революционного движения, другая - отказывала им в этом, исходя из того факта, что ряд революционных песен не имеет вариантов и известны их авторы, и относила их к явлениям литературы, составной части пролетарской культуры.

Так, считая основным критерием фольклорности вариативность, В.Штейниц, например, выдвинул тезис, что в рабочий фольклор нельзя включать песни литературного происхождения, тексты которых в процессе бытования не изменяются. Нам представляется приемлемой та точка зрения, что вариативность - не единственный признак фольклорности, специфику фольклорного произведения определяют и другие критерии - коллективность, устность, своеобразие художественного метода, художественно-изобразительных средств и др. Процесс исторического развития рабочего фольклора как составной части" общенародного поэтического творчества также имеет свою специфику, одна из сторон которой затухание в рабочем репертуаре фольклорной традиции и все возрастающее вторжение литературной традиции. Этот процесс исторически обусловлен и особенно характерен для развития революционной песен-ности, что достаточно убедительно раскрыто в работах В.Е.іусева / 4.14, 4.15, 4.17 /, О.Б.Апексеевой / 4.1 /, Н.С.Полищук / 5.62, 5.64, 5.65 / и др.

К этой точке зрения близок также немецкий фольклорист Г. Штробах /ГДР/, который в своем докладе "Прошлое и истоки ранней немецкой рабочей поэзии" /на Международном конгрессе по изучению рабочего фольклора в Югославии, 1964 г./, полемизируя с В.Штейницем, указывает на недооценку им процесса фольклориза-ции революционных произведений. Г. Штробах, как и О.Б.Апексее-ва, расценивает рабочую революционную песню как "соединение фольклорного и литературного начал ," / 5.2, 4.1 /.

Взаимосвязь фольклорной и литературной традиций в революционной песенности рабочих свидетельствует о более высоком уровне художественной культуры рабочих по сравнению с ранними рабочими песнями, в которых ведущим было традиционное начало. Одновременно, нельзя не отметить, что революционные песни, как и весь рабочий фольклор, категория историческая, явление развивающееся.

Предыстория революционной песенноети западных славян, ее основные истоки относятся к периодам национальных освободитель ных движений 30-х и 60-х годов XIX в. в Польше и Чехии, к предпосылкам зарождения социалистического движения. Истоки польской революционной песенности восходят к патриотическим песням первой половины XIX в. Такими, например, являются песни "Когда народ к бою...", "Кровавый суд", которые не стали революционными гимнами, однако, по мнению польских исследователей / 4.98 /, верно служили рабочему делу. Песне "Кровавый суд" принадлежит особое место как произведению, бытовавшему среди силезских ткачей и отражающему протест против эксплуатации. Именно ее исполняли в 1844 г. во время первого на польских землях рабочего восстания. Немецкий вариант этой песни, переведенный другом К.Маркса и Ф.Энгельса В.Ф.Вольфом, был использован немецкой социал-демократией как средство политической пропаганды и воспитания трудящихся.

Художественное своеобразие рабочих песен

Поэтическое творчество рабочих в своих художественных исканиях опиралось на достижения искусства слова различных классов и социальных групп. В работах советских исследователей В.И.Чичерова, П.Г.Ширяевой, А.Л.Дымпшца, Е.С.Полищук, А.Й.Лаза-рева, А.М.Новиковой, зарубежных фольклористов А.Дыгача, Б.Зак-шевского, С. урласовой и других / 4.75, 5.79, 5.80, 4.47, 5.62, 5.64, 4.40, 5.44, 5.54, 4.85,4.17/ хорошо освещен вопрос предцгествующих художественных традиций, на которых формировалась идейно-художественная система рабочего фольклора.

Однако, художественно..-эстетическое своеобразие рабочих песен, в частности, вопросы их поэтики и стиля, системы художественных средств и композиционных приемов в современной фольклористике выяснены еще недостаточно.

Выработка новых художественных традиций связана с эстетикой всего народного творчества, с пониманием его как искусства слова.

Значительным достижением в изучении эстетической природы рабочего фольклора являются исследования А.И.Лазарева. Особенно ощутимы результаты в исследовании проблемы эстетического от-но/дения русских рабочих песен к действительности / 5,44 /.

В украинской и белорусской, польской и чехословацкой фольклористике этот аспект исследования рабочего фольклора затрагивался лишь частично в ряде общетеоретических работ, посвященных поэтике народного творчества /А.И.Дей, Г.К.Сидоренко, Е.Миодунская-Брук, А.Кулавик, М.Татара и др./ / 4,22, 4,65, 4.108 /.

Изучение построения произведения и путей, которыми достигается его целостность, имеет общие закономерности для исследования всего народно-поэтического творчества, но одновременно "каждый жанр фольклора, отображая свойственную именно ему сферу или сторону действительности, оперирует и своим инструментарием художественного мастерства в русле; общих законов и принципов создания народной коллективной устной поэзии" / 4,22, с.З /. отмечает А.й.Дей. Своеобразие поэтической системы и стилевых особенностей рабочей песни формировалось, с одной стороны, под влиянием поэтики традиционных народных песен /использование их ритмо-мелодики, отдельных образов/, а с другой « в связях с профессиональной литературой /4.55, с»81 /

Однако эта взаимосвязь не является стабильной во временных границах. Художественная система славянских рабочих песен, как и всякое раззивающееся явление,динамична. Так, поэтика ранних рабочих песен еще тесно связана с поэтической традицией крестьянского фолькшора. Ццнако уже на этом этапе формировались элементы новой художественной системы, так как изменения в идейно-эстетических особенностях обусловливали постепенную трансформацию формы, поэтики и стиля. Новое содержание рабочих песен, которое начинало диктовать новую форму, становится кри тернем определения особенностей произведения.

Во-первых, в контаминации традиционных песен с новыми строфами происходит процесс внедрения новых мотивов в традиционно-образную форму рабочих песен.

Во-вторых, новое содержание как бы накладывается на традиционную форму, почти не трансформируя ее.

В третьих,рабочее творчество интенсивнее пользуется поэтическими средствами профессиональной литературы, создание песен ведется уже путем заимствования элементов литературной поэтики, т.е. все заметнее фольклорные и литературные традиции сливаются.. "Творческая активность рабочих не остается в сфере традиционного фольклора, а проявляется в форме литературной, связанной с грамотностью", - пишет Р.Р.Гельгардт /5.19, с.31/.

Авторами рабочих песен были как представители революционно-демократической интеллигенции славянских народов, так и отдельные рабочие, которые создавали свои произведения уже под влиянием литературной традиции.

В стилистике рабочих песен происходит все большее тяготе ние к публицистичности, стремление подражать образцам профессионального творчества. "Обращение пролетарской эстетики к литературе, - как отмечает А.И.Лазарев, - об"ясняется тем, что в ней рабочие "словотворцы" искали то, чего не находили в традиционном фольклоре" / 5.44, с.50 /

Художественная практика славянских рабочих песен начального периода их развития еще сохраняет многочисленные традици онные поэтические приемы. Так, с традиционной поэтикой связан зачин многих произведений рабочей песенности славянских народов. Это дало основание А.Дыгачу и С.Дурласовой целый ряд польских и словацких шахтерских песен отнести к народным, охарактеризовав их как "фольклорные рабочие песни" / 4.85, 5.93 /.

Похожие диссертации на Славянские рабочие песни (социальный контекст, художественно-эстетическое своеобразие)