Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эмоционально-идеологический компонент концепта "Krieg" : на материале немецкого языка Корнеенко, Татьяна Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Корнеенко, Татьяна Александровна. Эмоционально-идеологический компонент концепта "Krieg" : на материале немецкого языка : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Корнеенко Татьяна Александровна; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т].- Саранск, 2012.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1290

Введение к работе

Реферируемая диссертация посвящена исследованию эмо-ционально-идеологического компонента (ЭИК) концепта «Krieg», одного из наиболее значимых в немецкой лингвокультуре.

Языковые средства представления эмоций являются широко изучаемой проблемой, важность которой возросла в свете антропоцентрической научной парадигмы. Роль когнитивной лингвистики в решении эмотиологических вопросов представляется существенной, так как лингвокогнитология провозглашает эмоции одним из своих объектов. Однако стремительное развитие лингвоконцептологии как культурологически ориентированного направления когнитивной лингвистики не внесло систематического вклада в разработку концептологического аспекта эмотиологии. Тем не менее культурные концепты представляются достаточно благодатной почвой для изучения социального аспекта эмоциональной деятельности. С этой точки зрения, следует обратить внимание на социально проблемные концепты как наиболее действенную мотивационную базу эмоций. На наш взгляд, в концептосфере немецкой лингвокультуры в качестве подобной базы со второй половины 19 в. и по сей день выделяется идеологическая специфика концепта «Krieg». Данная диссертация представляет собой, с когнитивной точки зрения, исследование ценностных основ идеологической специфики концепта «Krieg» и её проявлений в эмоциональной сфере; непосредственно лингвистический интерес направлен на закономерности представления идеологически обусловленных эмоций.

Научная новизна исследования обеспечивается тем, что в данной работе фреймовая модель впервые применена для структурирования идеологического содержания концепта «Krieg». Идеологически обусловленные эмоциональные конкретизации узлов фрейма обобщены в виде эмоционально-идеологических слотов. Полученные результаты представляют собой усовершенствование фреймовой, полевой, кластерной методик и подхода к анализу текстовой эмотивности. Новизна диссертации заключается также в когнитивном подходе к анализу всей номенклатуры языковых средств представления эмоций, организованных концептом «Krieg». Новым является интердискурсивный подход к анализу феномена эмотивности дискурса.

Актуальность диссертации обусловлена тем, что концепт «Krieg» недостаточно изучен современной лингвоконцептологией в рамках заявленной проблематики, хотя отмечается устойчивый исследовательский интерес именно к идеологической специфике данного концепта. В пользу актуальности также свидетельствует тот факт, что концепт «Krieg» насыщен идеологически обусловленными социальными эмоциями. Выделение и анализ эмоциональной составляющей данного концепта представляется актуальным с точки зрения как лингвистики, так и лингвокультурологии и социолингвистики.

Принципиальным отличием данной диссертации от предшествующих работ, посвящённых концепту «Krieg» и выполненных в рамках фреймового анализа, является следующее:

– во-первых, уделяется целенаправленное внимание идеоло-гической специфике концепта «Krieg»;

– во-вторых, рассматриваются обусловленные данной специфи-кой социальные эмоции;

– в-третьих, метафорическая система концепта характеризуется не только как осмысление других областей опыта через признаки концепта «Krieg», но и как военная метафора, то есть использование признаков данного концепта, в качестве источника метафоры.

Теоретическая значимость диссертации состоит в разработке подхода к описанию культурной специфики концепта «Krieg» через построение двухуровневой модели, учитывающей взаимосвязь его эмоционального и идеологического содержания. Работа может рассматриваться как вклад лингвоконцептологии в развитие таких направлений лингвистики эмоций, как национально-культурная специфика представления эмоций и эмотивность текста.

Практическая ценность диссертационной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в преподавании ряда вузовских дисциплин: спецкурсов по лингвокультурологии, социолингвистике, лингвистике текста, лексикологии, когнитивной лингвистике. Выводы работы могут также применяться на практических занятиях по интерпретации художественного текста.

Гипотеза исследования разрабатывалась на основе следующих предположений: во-первых, у ЭИК концепта «Krieg» имеется фреймо-слотовая структура, состоящая из эмотем, отражающих предметную отнесённость эмоций; во-вторых, ЭИК концепта «Krieg» проявляется на уровне текстовой эмотивности и эмотивности отдельных единиц языка; в-третьих, элементы военно-идеологического дискурса наблюдаются в неидеологическом дискурсе как выполняющие эмотивную функцию; в-четвёртых, закономерности реализации ЭИК, выявленные в художественном дискурсе конца 19 – начала 20 вв., подтверждаются и на материале современного массово-информа-ционного дискурса.

Объектом исследования является концепт «Krieg».

Предметом исследования служат средства репрезентации концепта «Krieg» в языковой системе и во фрагментах неидеоло-гического дискурса, актуализирующих его ЭИК.

Материалом исследования послужил художественный дискурс конца 19 в. – первой половины 20 в., представленный преиму-щественно прозаическими текстами, и современный массово-информационный дискурс, представленный Интернет-источниками, в общем объёме 4000 страниц. Учитывались такие критерии, как идеологизация концепта «Krieg», разнообразные средства реализации логически определяемых признаков концепта, эмоциональность, а также общий критерий идеологической непринадлежности автора. В качестве материала исследования также послужили 37 лексикогра-фических источников (толковых, этимологических, двуязычных немецко-русских словарей; словарей синонимов, антонимов, фразеологизмов, понятийных групп, лексиконов).

Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязанного эмоционального и идеологического содержания концепта «Krieg».

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) выявить теоретические предпосылки выделения ЭИК концепта «Krieg» и выделить этапы его развития;

2) охарактеризовать лексико-семантическое множество, организо-ванное концептом в системе языка, и определить фиксируемое в нём эмоциональное и идеологическое содержание концепта «Krieg»;

3) провести кластерный анализ средств индикации эмоций и установить закономерности их функционирования;

4) выявить и охарактеризовать особенности выражения эмоций, составляющих эмоционально-идеологический компонент концепта «Krieg», в рамках текстовой эмотивности;

5) описать фрейм-структуру признаков концепта, являющихся идеологически обусловленной мотивационной базой эмоций;

6) представить эмоциональное идеологически обусловленное содержание концепта «Krieg» в виде слотов данной структуры;

7) выявить наличие элементов идеологического дискурса нацио-нал-социализма и особенности их функционирования в неидеоло-гическом дискурсе.

Теоретической базой данного исследования послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по когнитивной лингвистике, лингвокультурологии и лингвоконцепто-логии [Алефиренко, 2009; Арутюнова, 1999; Бабушкин, 1996; Болдырев 2000, 2001; Воркачёв, 2007; Карасик, 1996, 2002, 2004, 2007; Кубрякова и др., 1996; Кубрякова, 2004, 2009; Лакофф, Джонсон, 2004; Лихачёв, 1997; Маслова, 2007; Попова, Стернин, 2001, 2007; Серебренников, 1989; Слышкин, 2007; Степанов, 2004; Стернин, 2007; Филлмор, 1988; Фрумкина, 1992; Jackendoff, 1983; Minsky, 1974; Schwarz, 2002], теории дискурса [Правикова, 2004; Черняевская, 2001, 2009; Шейгал, 2000], лингвистике эмоций [Апресян, 2010; Ионова, 1999; Красавский, 1999, 2001; Мягкова, 2000; Телия, 1986; Шаховский 1996, 2009, 2010], социолингвистике [Маслова, 2008; Сорокин, 1997; Шейгал, 2000; Mller, 1994; Gardt, 2000; Schmitz-Berning, 1998].

Методами исследования являются метод дефиниционного анализа, этимологический анализ, метод сплошной выборки фрагментов, содержащих искомый языковой феномен, метод контекстуального анализа, метод концептуального анализа лексики и дискурса, метод понятийного моделирования (построение фреймовой модели концепта), кластерный и полевый методы анализа лексики.

Достоверность и объективность Исследование выполнено на основе обширного материала с использованием корректных методов исследования, что обеспечивает достоверность результатов. Основные результаты получены путём контекстуального и концептуального анализа, метода фреймирования и кластерной методики. Достоверность обеспечивается и проведением с помощью полевой методики подготовительного этапа исследования, в ходе которого были проанализированы словарные статьи, содержащие ключевую лексему концепта, что позволило дать разностороннюю характеристику системно-языковых средств представления концепта, включая его эмоционально-идеологический компонент. Репрезента-тивность полученных данных подтверждается количеством фрагментов дискурса, в которых выявлен искомый феномен (около 600 фрагментов), составом функционально-семантического поля «Krieg», описанного на основе словарных статей (640 лексических единиц, фразеологических сочетаний и фразеологизмов со структурой предложения) и корректным подсчётом примеров, представляющих каждый способ реализации эмоционально-идеологического компонента концепта «Krieg».

Апробация работы. Основные результаты работы докладыва-лись и обсуждались на ежегодных научных конференциях «Огарёвские чтения» с 2006 г. по 2010 г. (Саранск, МГУ им. Н.П. Огарёва); научно-практических конференциях молодых учёных, аспирантов и студентов с 2007 по 2011 г. (Саранск, МГУ им. Н.П. Огарёва); международной научно-практической конференции «Иностранные языки в диалоге культур: политика, экономика, образование» (Саранск, 2009). Основные положения исследования изложены в 9 публикациях, 3 из которых – в рецензируемых научных журналах по перечню ВАК РФ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Идеологическая специфика концепта «Krieg» отражается в структуре его понятийно-ценностных признаков; выступая в качестве эмотем, данные признаки представляют предметную отнесенность и ценностные основы эмоций, обусловленных идеологической спецификой концепта «Krieg» на разных этапах её формирования.

  2. Идеологически обусловленные эмоциональные явления в немецкоязычном дискурсе, связанные с актуализацией концепта «Krieg», могут быть представлены как эмоционально-идеологические слоты концепта.

  3. В качестве содержания эмоционально-идеологических слотов концепта интерпретируются разнообразные языковые единицы и явления; основой когнитивной интерпретации языковых средств служит полистатусная категория эмотивности.

  4. Языковое представление социальных эмоций обнаруживает определенные особенности функционирования средств индикации эмоций, которые могут служить специфическим дополнением к кластерам эмоций.

  5. Выявление элементов идеологического дискурса национал-социализма в неидеологическом дискурсе может быть интерпрети-ровано, во-первых, в свете эмотивности текста как взаимодействие уровней эмотивного содержания, во-вторых, с когнитивной точки зрения как взаимодействие эмоционально-идеологических слотов.

  6. Эмоциогенность концепта «Krieg» и его идеологическая специфика отражаются в лексико-фразеологической системе языка.

  7. Содержание ЭИК концепта «Krieg» в значительной степени определяется положительными эмоциями, которые служат условием изменения эмоционального индекса ряда лексических единиц.

  8. В качестве элементов эмотем, отражающих понятийно-ценностную основу концепта «Krieg», выступают понятийные, символические, ассоциативные и фактуальные элементы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, списка словарей, источников примеров и двух приложений.

Во введении обосновываются актуальность и научная новизна диссертации, формулируются гипотезы, объект и предмет исследования, источники языкового материала и теоретическая база исследования, определяются цели и задачи исследования, его методы, приводятся положения, выносимые на защиту.

Первая глава представляет собой теоретическое обоснование основной проблематики работы, в первую очередь, выделения эмоционально-идеологического компонента концепта «Krieg». Обобщены подходы к исследуемым аспектам концепта, имеющиеся на данный момент в когнитивной лингвистике и лингвокультурологии. Подробно освещена проблема представления эмоций языковыми средствами, большое внимание уделено категории эмотивности и социальному аспекту эмоций. На основе исследований немецких лингвистов представлены основные черты дискурса национал-социализма, представляющие важность для анализа интердискурсивных фрагментов.

Во второй главе описан исследуемый материал, изложены методы анализа словарей, принципы выявления исследуемого феномена в дискурсе и анализа отобранных фрагментов. Во-первых, проанализировано функционально-семантическое поле «Krieg» как совокупность средств вербализации концепта в системе языка. Особое внимание уделено входящим в данное поле фразеологическим единицам. Во-вторых, представлена фрейм-структура эмоционально-идеологического компонента концепта «Krieg». Устойчивые узлы данной структуры представлены эмотемами, которые отражают идеологически осмысливаемые признаки концепта, служат мотивационной основой эмоций и выявляются в ходе анализа текстовой эмотивности. Слоты фрейма представлены эмоциональными явлениями, возникающими на данной основе. В-третьих, разносторонне систематизированы языковые средства реализации эмоционально-идеологического компонента концепта «Krieg».

В заключении излагаются результаты проведенного исследова-ния.

Список использованной литературы представлен 205 наимено-ваниями научной литературы на русском, немецком и английском языках, списком словарей и лексиконов из 37 наименований, списком источников примеров из 49 наименований.

В Приложениях 1, 2 приводятся единицы функционально-семантического поля «Krieg», упорядоченные в соответствии с признаками понятийно-ценностной фрейм-структуры концепта: композиты с компонентом Krieg, выполняющие номинативную функцию, и эмоционально-оценочные единицы ФСП «Krieg».

Похожие диссертации на Эмоционально-идеологический компонент концепта "Krieg" : на материале немецкого языка