Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Моделирование темпорально-таксисной структуры художественного дискурса (На материале немецкого языка) Федорова Наталья Владимировна

Моделирование темпорально-таксисной структуры художественного дискурса (На материале немецкого языка)
<
Моделирование темпорально-таксисной структуры художественного дискурса (На материале немецкого языка) Моделирование темпорально-таксисной структуры художественного дискурса (На материале немецкого языка) Моделирование темпорально-таксисной структуры художественного дискурса (На материале немецкого языка) Моделирование темпорально-таксисной структуры художественного дискурса (На материале немецкого языка) Моделирование темпорально-таксисной структуры художественного дискурса (На материале немецкого языка) Моделирование темпорально-таксисной структуры художественного дискурса (На материале немецкого языка) Моделирование темпорально-таксисной структуры художественного дискурса (На материале немецкого языка) Моделирование темпорально-таксисной структуры художественного дискурса (На материале немецкого языка) Моделирование темпорально-таксисной структуры художественного дискурса (На материале немецкого языка)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федорова Наталья Владимировна. Моделирование темпорально-таксисной структуры художественного дискурса (На материале немецкого языка) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 : Кемерово, 2003 198 c. РГБ ОД, 61:04-10/783

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 5

I ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 12

  1. Герменевтика художественного текста и проблемы его интерпретации 12

  2. Понятие художественного дискурса и время 20

  1. Соотношение текста и дискурса 20

  2. Виды художественного дискурса

в зависимости от темпоральности 22

1.2.3. Интертекстуальность художественного дискурса 26

Выводы по главе 1 28

ГЛАВА 2. ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ 30

2.1. Исследование категории темпоральности

в современной лингвистике 30

2.2. Категория темпоральности в кругу смежных категорий 31

2.2.1. Темпоральность и модальность

в художественном дискурсе 31

2.2.2. Темпоральность и временной порядок 34

  1. Временной порядок и таксис 37

  2. Временной порядок и аспектуальность 41

  3. Временной порядок

и временная локализованность 44

2.2.3. Темпоральные системы:

хронология, хронометрия, система времен 46

2.3. Система времен немецкого языка 47

  1. Классификации грамматических времен 48

  2. Объективное и грамматическое время 50

  3. Времена абсолютные и относительные 51

  4. Употребление и значение

грамматических времен 53

2.3.5. Функционирование форм грамматических времен

в художественном дискурсе 64

2.3.5.1. Художественная и лингвистическая

категории: хронотоп и континуум 64

2.3.5.2. Грамматические времена
художественного повествования 68

Выводы по главе 2 76

ГЛАВА 3. ХРОНОТОП И ВРЕМЕННОЙ ПОРЯДОК В

ТЕМПОРАЛЬНО-ТАКСИСНОИ СТРУКТУРЕ ДИСКУРСА
ПОВЕСТИ П. ХАНДКЕ "ИСТОРИЯ РЕБЕНКА" 78

  1. Композиционная и пространственно-временная организация художественного дискурса повести 78

  2. Грамматическая категория временного порядка

в дискурсе повести П. Хандке "История ребенка" 98

3.2.1. Аспектуальность и категория временного порядка

в дискурсе повести 98

3.2.2. Темпоральность и категория временного порядка

в дискурсе повести 108

3.2.3. Таксисная референция, временная локализованность

и категория временного порядка в дискурсе повести 116

3.3. Интерпретация художественного дискурса как конечный
результат моделирования функционирования художественных

и грамматических категорий времени и таксиса 125

Выводы по главе 3 131

ГЛАВА 4. ТЕМПОРАЛЬНО-ТАКСИСНЫИ АЛГОРИТМ

ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА 133

4.1. Темпорально-таксисная структура дискурса рассказа

Ф. Дюрренматта "Туннель" 133

4.2. Темпорально-таксисная структура дискурса рассказа

К. Мекеля "Конец света" 149

Выводы по главе 4 155

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 159

СПИСОК СЛОВАРЕЙ 178

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 179

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 182

ПРИЛОЖЕНИЯ 183

Введение к работе

Проблема интерпретации художественного текста существовала всегда. Особое направление в филологической науке - герменевтика художественного текста - занимается поиском актуальных путей адекватной интерпретации художественных дискурсов. Интерпретация художественного текста предполагает фокус различных точек зрения и подходов. Категория времени в художественном дискурсе — одна из самых сложных категорий языка, для интерпретации которой требуется разностороннее рассмотрение. Исследования ведутся с давних пор [Бахтин 1975; Бондарко 1996; Дейк ван 1989; Маслов 1984; Падучева 1996; Рейхенбах 1985; Рикер 1998; Тураева 1979, 1986; Яковлева 1994; Dijk 1997; Weinrich 1993, 2001; Wunderlich 1970], но сложность и многогранность данной категории обусловливает актуальность ее описания и сегодня.

Актуальность исследования объясняется необходимостью системного описания функционирования форм выражения категории темпоральности и других смежных с ней категорий в рамках целостного художественного дискурса, конструируемого средствами немецкого языка. Изучение художественного и грамматического времени в художественном дискурсе с точки зрения организации и моделирования темпорально-таксисной структуры на материале немецкого языка, по-видимому, не предпринималось. Практически не описаны в немецком языке и функции таксиса как структурно-композиционной категории художественного дискурса. Существует ряд работ, посвященных вопросам изучения темпоральности и таксиса [Акимова 1984; Бондарко 1984, 1996; Бородина 1975; Ковалева 1998; Ковалева, Дюндик 2001; Маслов 1978, 1984, 1987; Перцов 1976; Полянский 1990, 1991, 2002; Реферовская 1983; Рябова 1991, 1993, 19956; Сильницкий 1970; Смирницкий 1959; Akhmanova, Belenkaya 1975; Zerebkov 1977 и др.],"но указанные категории

\

описываются либо отдельно друг от друга, либо безотносительно к функциям художественного текста.

Дискуссионным остается вопрос о формально-содержательной стороне организации категории таксиса в немецком языке, понимание которого базируется на взаимодействии семантических элементов различных языковых уровней: морфологического, лексико-грамматического, синтаксического (см. об этом 2.2.2.1).

При непосредственном обращении к художественному произведению все исследователи признают, что моделирование художественной действительности невозможно вне времени. Художественное время в произведении включает в себя такие временные категории, как грамматическое, реальное, перцептуальное, индивидуальное время. Художественное время понимается как переплетение трех порогов восприятия — автора, читателя и персонажей, кроме того, каждый отдельный персонаж в произведении наделяется своим индивидуальным временем, а художественное время может характеризоваться как некое множество индивидуальных времен и установление временных зависимостей между отдельными временами [Тураева 1979]. Наличие индивидуальных, отдельных времен дает возможность говорить об их сосуществовании в возможных мирах и, таким образом, открывает перспективы исследования художественного дискурса как формы актуализации одного из возможных миров [см. Рябова 2000; Степанов 1995].

Актуальным представляется предпринимаемая в настоящем исследовании попытка совмещения изучения взаимодействия категории таксиса, художественного и грамматического времени с категориями временного порядка, аспектуальности, модальности и др. в свете герменевтических задач, как возможность комплексной интерпретации художественного текста.

Предметом исследования настоящей работы является категория таксиса и времени и особенности функционирования средств выражения данных

категорий в художественном дискурсе. Таксисные и грамматические временные структуры рассматриваются как члены структурно-семантической темпорально-таксиснои организации текста, которая актуализируется на различных языковых уровнях. Объект работы варьируется от структуры единичного простого предложения, в объеме которого прослеживаются темпорально-таксисные отношения, до сверхфразового единства, главы и/или контекста всего произведения.

Описание категории времени в контексте художественного произведения основывается на анализе художественного и грамматического времени, которые должны быть разграничены и сопоставлены. Таксис как комплексную систему принято исследовать на фоне функционально-семантических полей (ФСП). При исследовании временных отношений используется понятие временного порядка [см. Бондарко 1996], рассмотрению подлежат и категории, связанные с категорией временного порядка, такие как аспектуальность, Бремененная локализованность и др.

Материалом исследования послужили художественные дискурсы произведений современных немецкоязычных авторов XX века: П. Хандке "История ребенка", Ф. Дюрренматта "Туннель", К. Мекеля "Конец света" и др. произведений современной немецкой литературы (общим объемом 2500 стр.). Выбор текстов обусловлен их художественно-эстетической ценностью, актуальностью для современного читателя, композиционной спецификой, в основе которой отражена значимая пространственно-временная организация.

Цель работы - создать алгоритм моделирования темпорально-таксиснои структуры художественного дискурса как инструмента его системной интерпретации, выявив своеобразие функционирования средств выражения категории таксиса, темпоральное, временного порядка и др. в немецком языке. Под моделированием темпорально-таксиснои структуры понимается создание типовых моделей (схем) темпорально-таксиснои структуры художественного дискурса, которые рассматриваются как функциональные,

аналитические модели лингвистического исследования, наглядно отражающие временную организацию художественного дискурса. Алгоритм моделирования представляет собой совокупность действий, правил пошагового создания типовых схем временной1 организации художественного дискурса.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  1. интерпретация художественного произведения как формы дискурсивной практики в герменевтической парадигме анализа, описание функциональных типов художественного дискурса;

  2. лингвистическое описание комплекса средств выражения художественного и грамматического времени в поле темпоральности в контексте конкретных художественных произведений;

  3. анализ функционально-семантического поля таксиса в немецком языке;

  4. исследование категории временного порядка на фоне смежных категорий текста;

  1. изучение механизма взаимодействия всех категорий темпорально-таксисной семантики в художественном мире художественного произведения;

  2. создание типовых моделей темпорально-таксисной организации художественного дискурса в форме общего алгоритма интерпретации замысла художественного произведения.

Методы исследования: при анализе использовались методы герменевтической интерпретации художественного текста, контекстуального анализа, дискурс-анализа; характеристика глагольных синтаксических конструкций проводилась на основе лингвистического описания и метода функционально-семантических полей. В работе также применялись элементы

1 Понятие "временной" охватывает в данном контексте все сферы представления темпоральности в языке, включая категории, репрезентирующие идею времени: таксис, грамматическое время, темпоральность, аспектуальность, лимитативность и Др.

количественного анализа, методика сплошной выборки, трансформационный метод, метод моделирования, построения фреймов, таблиц, схем, графиков.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка дать системное темпорально-таксисное описание структуры целостного художественного текста как одного из инструментов интерпретации художественного произведения. Междисциплинарный комплексный подход интерпретации с позиций лингвистической герменевтики, дискурсивного анализа и функциональной грамматики позволяет разработать новую исследовательскую методику моделирования темпорально-таксиснои организации художественного дискурса, к результатам которой можно отнести создание схем темпоральной организации в соответствии с функциональным типом дискурса, единого исследовательского алгоритма анализа времени в художественном дискурсе, подробное описание всех компонентов функционально-семантических полей.

Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии применения модельного метода в лингвистическом исследовании художественного дискурса, интегрируя парадигмы герменевтического и дискурсивного анализа временной референции в литературных произведениях. Теория интерпретации художественного текста расширяется в контексте привлечения аппарата исследования грамматических категорий немецкого языка, реализуя попытку дать по возможности наиболее абстрактный способ описания смысла литературного произведения.

Практическая значимость исследования состоит в создании алгоритма темпорально-таксиснои организации художественного дискурса, а также в представлении конкретных языковых моделей, что может быть использовано в учебных курсах по теории немецкого языка, теории перевода, литературоведению, грамматике немецкого языка, стилистике, в соответствующих спецкурсах и переводческой практике.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

  1. Художественный дискурс представляет собой результат дискурсивной практики, характеризующийся рядом отличительных признаков и дифференцируясь от понятия художественного текста по линии: форма (текст) - смысл (дискурс).

  2. В зависимости от временной координаты дискурс литературного произведения может включать различные функциональные типы дискурсов, образуя единый композиционный комплекс: дискурс между автором и читателем, дискурс между автором и героем, дискурс между персонажами и дискурс между героем и читателем.

  3. Временная организация художественного дискурса может быть представлена в виде модели темпорально-таксисной структуры.

  4. Темпорально-таксисная структура художественного дискурса определяется функционированием и реализацией средств выражения категорий темпоральности, таксиса, временного порядка, временной локализованности, аспектуальности, модальности.

  5. Модель темпорально-таксисной организации является интеграцией моделей таксисной, аспектуальной, темпоральной организации и временной организации с учетом значений временной локализованности.

  6. Алгоритм темпорально-таксисного моделирования структуры художественного дискурса есть средство интегральной интерпретации смысла литературного произведения.

Апробация работы'. Основные положения диссертации отражены в публикациях по теме исследования, а также в докладах и выступлениях на четырёх международных (Барнаул, 2001 г.; Москва, 2001 г.; Новосибирск, 2001 г.; Улан-Удэ, 2001 г.; Кемерово, 2002 г.), российских (Новокузнецк, 2001 г.; Пенза, 2001 г.) и региональных научных конференциях и семинарах (Кемерово, 2001 г., 2002 г.; Иркутск, 2002 г. и др.). Результаты исследования обсуждались на семинарах и заседаниях кафедры теории и практики перевода КемГУ.

Апробация диссертации проводилась также на областном «Конкурсе молодых ученых Кузбасса» в 2002 г. и 2003 г.

Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка научной литературы и источников художественных произведений, списка сокращений и приложений. В первой главе "Проблемы лингвистической интерпретации художественного текста" с позиций герменевтики рассматривается толкование художественного текста и дискурса, выделяются виды художественного дискурса в зависимости от темпоральности. Глава вторая "Темпоральность в художественном дискурсе" посвящена исследованию функционирования средств выражения категории темпоральности и смежных с ней категорий в художественном дискурсе на материале немецкого языка. В третьей главе «Хронотоп и временной порядок в темпорально-таксисной структуре дискурса повести П. Хандке ' "История ребенка"» представлена интерпретация дискурса повести П. Хандке "История ребенка". Четвертая глава "Темпорально-таксисный алгоритм интерпретации художественного дискурса" содержит анализ двух дискурсов: рассказа Ф. Дюрренматта "Туннель" и К. Мекеля "Конец света".

Похожие диссертации на Моделирование темпорально-таксисной структуры художественного дискурса (На материале немецкого языка)