Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса : на материале английского языка Шевченко Ольга Валентиновна

Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса : на материале английского языка
<
Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса : на материале английского языка Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса : на материале английского языка Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса : на материале английского языка Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса : на материале английского языка Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса : на материале английского языка
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевченко Ольга Валентиновна. Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса : на материале английского языка : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Шевченко Ольга Валентиновна; [Место защиты: Волгогр. гос. ун-т].- Волгоград, 2009.- 220 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/210

Введение к работе

Начиная с 60 – 70-х годов ХХ века, феномен молодежной субкультуры вызывает устойчивый интерес в культурологии, социологии и психологии, однако с точки зрения лингвистики он освещен недостаточно, поскольку существующие работы описывают лишь специфику речи молодежи, в частности, использование жаргонизмов и сленговых выражений [Е.Г. Борисова, К.Н. Дубровина, Т.Г. Никитина, Т.Б. Щепанская и др.]; не уделяется достаточного внимания проблеме реализации базовых признаков субкультуры молодежи в системе дискурсивных средств музыкальных произведений, что обусловливает актуальность настоящего исследования.

В основу работы положена следующая гипотеза: лингвосемиотические средства англоязычного песенного дискурса репрезентируют молодежную субкультуру, в которой наряду с конформистскими ценностями сформировано собственное концептуальное пространство.

Цель работы – выявление и описание лингвосемиотических средств актуализации базовых характеристик и концептосферы англоязычной субкультуры молодого поколения. Реализация цели предполагает решение следующих задач:

  1. обозначить основные характеристики англоязычной молодежной субкультуры и определить ее положение по отношению к конформистскому обществу;

  2. выявить базовые концепты субкультуры молодого поколения и построить модель ее концептосферы;

  3. описать лингвистическую и экстралингвистическую специфику англоязычного песенного дискурса;

  4. классифицировать жанры англоязычного песенного дискурса и охарактеризовать его языковые и неязыковые знаки, актуализирующие концептосферу молодежной субкультуры.

Объектом анализа является молодежная субкультура как лингвокультурный феномен. Предмет исследования составляют лингвосемиотические средства, реализуемые в ситуации непосредственного/опосредованного восприятия продукта англоязычного песенного дискурса, который отличается высокой степенью прагматичности, а также репрезентирует базовые характеристики и концептосферу субкультуры молодежи.

Для решения поставленных задач использовались как общенаучные (индуктивный, гипотетико-дедуктивный, описательный с его основными этапами: наблюдением, интерпретацией и обобщением), так и частные лингвистические (семиотический, синтаксический, стилистический, контекстуальный, компонентный, контент- и дискурс-анализ) методы.

Исследование лингвосемиотической репрезентации базовых характеристик англоязычной молодежной субкультуры и ее концептосферы проводилось на материале общим объемом около 50 п.л., представленном равным количеством (200) произведений рок-, рэп- и поп-жанров, опубликованом в текстовых приложениях к музыкальным CD-дискам и на сайтах в сети Интернет (, , , lyrics-keeper.com, lyrics.mp3s.ru и др.). Выбор текстов обусловлен результатами опросов, проведенных на форумах и в блогах (Rockband.com, UKstudentlife.com, “Best in British music”Blog with Tara O., Music Matters, Last.fm.American Music Award и др.), а также включением песен в рейтинги популярных музыкальных произведений (UK Singles Chart, UK Albums Chart, Pepsi Chart, The Big Top 40 Show, UK Rock Chart, The Billboard Hot 100, Top Rock Albums и др.).

Работа выполнена в рамках междисциплинарной научной парадигмы и основана на теоретических положениях лингвосемиотики, теории дискурса, жанроведения, социолингвистики, лингвостилистики, лингвокультурологии. Методологическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных лингвистов в области лингвосемиотики [Т.Н. Астафурова, А. Белый, Л. Ельмслев, Ю.М. Лотман, Ч. Морис, Ч. Пирс, В.Я. Пропп, Б.М. Эйхенбаум, Р.О. Якобсон и др.], теории дискурса [И.Р. Гальперин, В.И. Карасик, Г.Н. Манаенко, А.Ю. Новиков, Ю.Е. Плотницкий, К.Ф. Седов, Е.И. Шейгал и др.], жанроведения [М.М. Бахтин, В.Е. Гольдин, Т. ван Дейк, В.В. Дементьев, Т.М. Дридзе, Т.В. Дубровская, Т.В. Шмелева и др.], теории концептов [Н.Ф. Алефиренко, С.А. Аскольдов-Алексеев, А.П. Бабушкин, С.Г. Воркачев, Ю.Н. Караулов, Н.А. Красавский, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, С.Х. Ляпин, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин, Г.Г. Слышкин и др.], лингвокультурологии [Н.Д. Арутюнова, И.А. Бодуэн де Куртенэ, А. Вежбицка, Е.М. Верещагин, В.В. Виноградов, Ю.К. Волошин, В. фон Гумбольдт, В.Г. Костомаров, В.А. Маслова, А.А. Потебня, В.Н. Телия, В.М. Тумаларьян, М. Хайдеггер, Г. Штейнталь и др.].

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые подтверждена анализом англоязычного песенного дискурса правомерность выделения социо- и психолингвистических характеристик субкультуры молодого поколения; смоделирована молодежная концептосфера, актуализируемая в музыкальных произведениях; установлена частотность входящих в нее концептов; описаны экспрессивные лексические и стилистические средства актуализации концептов молодежной субкультуры; расширено представление о лингвистической и экстралингвистической специфике англоязычного песенного дискурса; разработана классификация его жанров, позволяющая, в отличие от созданных ранее, рассматривать не только музыкальный, но и вербальный компоненты произведений, а также их дискурсивный характер; проанализированы вербальные, невербальные и смешанные семиотические единицы, репрезентирующие базовые признаки и иерархию концептов молодежи.

Теоретическая значимость работы заключается в уточнении содержательной сущности понятий англоязычной молодежной субкультуры, концепта, языковой личности, языковой картины мира, дискурса; определении лингвокультурологических, лингвостилистических, экстралингвистических характеристик англоязычного песенного дискурса, разработке его жанровой специфики, выявлении и описании дискурсивной лингвосемиотической системы. Основные положения диссертации являются вкладом в общую теорию дискурса, а также развивают идеи лингвосемиотики. Результаты настоящего исследования расширяют понятийный аппарат когнитивной, психо- и социолингвистики.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования основных положений диссертации в вузовских курсах лингвосемиотики английского языка, теории дискурса, жанроведения, лингвостилистики, социолингвистики, психолингвистики, лингвокультурологии. Полученные результаты найдут также применение при создании учебно-методических программ, ориентированных на подготовку специалистов по работе с молодежью, исследованию общественных проблем и процессов, изучению природы, методов урегулирования конфликтов; помогут развивать навыки взаимодействия в рамках межличностных, межпоколенческих взаимоотношений, а также повышать эффективность последних.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Англоязычная молодежная субкультура является неотъемлемой частью культуры, господствующей в современном обществе, и выполняет компенсаторную, инструментальную, когнитивную, аксиологическую функции. Базовыми характеристиками субкультуры молодого поколения выступают нонконформизм, уподобление, маргинальность, агрессивность и противоречивость.

  2. Аксиологическая иерархия концептов англоязычной молодежной субкультуры определяется корреляцией ее норм и ценностей с конформистской культурой. Концептосфера субкультуры молодого поколения представлена тремя базовыми группами концептов: поведенческими (non-conformity – нонконформизм, assimilation – уподобление, drift – пассивность, challenge – вызов, epatage – эпатаж), социальными (power – власть, racism – расизм, property – собственность, money – деньги, status – статус, well-being – благополучие), эмоциональными (love – любовь, freedom – свобода, death – смерть, faith – вера, loneliness – одиночество).

  3. Системообразующая специфика англоязычного молодежного песенного дискурса заключается в его идеологичности, высокой степени прагматичности, субъективности, креолизованности, перформативности, дистанцированности, авторитарности, ритуализированности и полифункциональности. Жанровое пространство песенного дискурса организовано тремя направлениями: поп, рок и рэп с присущими им экстралингвистическими (ситуация воспроизведения и восприятия песни) и лингвистическими (тематика и структура произведений) характеристиками.

  4. Англоязычный песенный дискурс реализуется сложной лингвосемиотической системой, включающей вербальные, невербальные и знаки смешанного типа; последние совмещают акциональный и вербальный компоненты (ритуал – концерт). К вербальным знакам относятся дескрипторы, знаки-персоналии, инструментативы, локативы, апеллятивы, пермиссивы, лимитаторы, квалификаторы, перцептивы. В рамках вербальной актуализации молодежной субкультуры представлены также разноуровневые стилистические средства: аллитерации, ассонансы, метафоры, эпифоры, анафоры, синтаксические параллельные конструкции. К невербальным знакам относятся топоморфные, колороморфные, аудиальные, паралингвистические знаки и символические артефакты.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования представлены в докладах на международных, межрегиональных научных и межвузовских научно-практических конференциях [Функционально-семантические категории в языке и тексте, Волгоград, 2007 г.; Язык. Культура. Коммуникация, Волгоград, 2006, 2008 гг.; Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики, Волгоград, 2008 г.; Филология и журналистика в начале ХХI века, Саратов, 2009 г.], ежегодных внутривузовских конференциях [2005 – 2009 гг.], аспирантских семинарах и заседаниях кафедры профессиональной иноязычной коммуникации Волгоградского государственного университета. Основное содержание исследования отражено в 10 публикациях, в том числе 2 статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, лексикографических и интернет-источников, приложения.

Похожие диссертации на Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса : на материале английского языка