Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях Салахова Аделина Гюль-Балаевна

Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях
<
Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Салахова Аделина Гюль-Балаевна. Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 Челябинск, 2006 213 с. РГБ ОД, 61:07-10/244

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проповедь как объект лингвистического исследования 11

1.1. Современные направления в исследовании текста и дискурса 13

1.1.1. Теоретические основы исследования дискурса 15

1.1.2. К проблеме типологии дискурса 21

1.1.3. Институциональный дискурс 24

1.1.4. Бытийный дискурс 28

1.1.5. Религиозный дискурс 31

1.2. Проповедь как жанр религиозного дискурса 39

1.2.1. Понятие проповеди 40

1.2.2. Классификация проповедей 47

1.2.3. Структура проповеди 52

1.2.4. Функции проповеди 55

1.3. Теоретические основы исследования коммуникативных стратегий 62

1.3.1. Коммуникация как ситуация реализации дискурса 62

1.3.2. К понятию «стратегия» в современной лингвистике 64

1.3.3. Основные направления в исследовании стратегического характера коммуникации 67

1.3.4. Проповедь как креолизованный жанр религиозной коммуникации 75

1.3.4.1. Признаки институционального общения в проповеди 76

1.3.4.2. Признаки бытийного дискурса в проповеди 82

Выводы по первой главе 88

Глава 2. Речевые стратегии и языковые средства их реализации в проповеди 90

2.1. Речевая стратегия самоидентификации 91

2.1.1. Риторический прием противопоставления «свой» - «чужой» 92

2.1.2. Использование инклюзивного «wir» в проповеди 97

2.1.3. Социолект христианской конфессии 103

2.2. Объясняющая речевая стратегия 106

2.2.1. Риторический прием интерпретации в проповеди 107

2.2.2. Риторический прием дефиниции 111

2.2.3. Риторические приемы аналогии и сравнения 117

2.2.4. Риторические приемы конкретизации и обобщения 121

2.3. Оценивающая речевая стратегия 124

2.3.1. Способы вербализации негативной оценки 130

2.3.2. Способы вербализации позитивной оценки 134

2.3.3. Апелляция к авторитету как риторический прием 138

2.3.4. Апелляция к образцу как риторический прием 144

2.4. Речевая стратегия призыва 149

2.5. Речевая стратегия фасцинации 158

2.5.1. Актуализация архетипического концепта «семья» как риторический прием 159

2.5.2. Возвышенная тональность как риторический прием 163

2.5.3. Риторический прием эмфазы 170

Выводы по второй главе 178

Заключение 180

Библиография 185

Введение к работе

Диссертация посвящена проблеме изучения лингвистических особенностей реализации речевых стратегий в современных христианских немецкоязычных проповедях. Исследование стратегического характера коммуникации в религиозном дискурсе проведено в полипарадигмалыюм плане с учетом современных достижений в лингвистике текста и дискурса, лингвориторике, прагмалингвистике и теории коммуникации.

Современная лингвистическая наука носит антропоцентрический характер. Свойственный ей экспансионизм проявляется в междисциплинарном подходе к современным лингвистическим исследованиям, в интересе к изучению разных типов дискурса, реализующихся как в бытовом, так и в институциональном общении.

Вопрос об отношениях науки и религии традиционно рассматривался преимущественно в мировоззренческом аспекте и затрагивал, прежде всего, возможность совместимости научной и религиозной картин мира. При этом фактически не рассматривалась тема соотношения дискурсивных практик, развиваемых в научном и религиозном сообществах.

В центре внимания отечественных ученых-лингвистов была Библия как культурный феномен развития человечества. Проблеме исследования Библии посвящено огромное количество работ. Однако в последние десятилетия интерес к религиозному знанию вышел за рамки исследования прецедентных текстов, благодаря чему появились лингвистические исследования таких религиозных текстов, как молитва, исповедь, а также проповедь.

Наибольший опыт в лингвистическом изучении области религиозного знания накоплен в православной традиции христианства. Материалом докторского диссертационного исследования О.А. Прохватиловой (2000) послужили православные проповеди и молитвы, Л.В. Левшун (1992) исследует жанровую специфику средневековой православной проповеди,

диссертационное исследование Ю.В. Кагарлицкого (1999) проведено в русле риторического направления в изучении проповедей XVIII века.

В современной отечественной лингвистике положено начало также исследованиям католической и протестантской проповеди. Особенностям коммуникативной ситуации проповедования, роли участников религиозной коммуникации в немецкоязычных проповедях посвящена диссертационная работа Г.А. Агеевой (1998). Е.В. Морозовой (1998) проведено исследование жанровой специфики немецкоязычных проповедей, выявлены некоторые особенности темпоральной структуры проповеди. На основе англоязычных богослужебных проповедей НЛО. Ивойлова (2004) проводит исследование структуры текста проповеди, опираясь на теорию диктемного строя текста, разработанную М.Я. Блохом.

Предпринятые попытки исследования современных религиозных проповедей послужили толчком для дальнейшей разработки лингвистической теории религиозного дискурса и более детального изучения проповеди как объекта лингвистического исследования. Недостаточная изученность современной религиозной проповеди как речевого жанра религиозного дискурса, отсутствие исследований текстов проповедей с позиций теории речевого воздействия и стратегического планирования коммуникации, необходимость разработки дискурсивно-риторического анализа речевых жанров религиозной коммуникации обусловили актуальность нашего исследования.

Объектом диссертационного исследования послужили речевые стратегии современного религиозного дискурса, реализующиеся в жанре христианской проповеди.

Предмет исследования составляют риторические приемы и языковые средства их реализации в немецкоязычных христианских проповедей.

Целью настоящей работы является изучение лингвистических особенностей реализации речевых стратегий в религиозном дискурсе на материале современных христианских немецкоязычных проповедей.

Цель исследования определяет постановку следующих задач:

  1. Определить особенности проповеди как жанра институционального дискурса, функционирующего в рамках общественного института церкви.

  2. Описать свойства проповеди как жанра бытийного дискурса.

  3. Определить структуру коммуникативной ситуации проповеднического выступления.

  4. Выявить речевые стратегии проповеди и дать их характеристику.

  5. Произвести анализ риторических приемов и языковых средств реализации речевых стратегий.

Материалом диссертационного исследования послужили тексты христианских немецкоязычных проповедей 2001-2006 годов, опубликованные в периодических изданиях за 2001-2006 гг., размещенные на немецкоязычных католических и протестантских Интернет-сайтах, а также проповеди, подаренные автору католическими и протестантскими священниками Германии. Объем проанализированного материала составил 1100 страниц печатного текста (154 проповеди).

Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых в области теории текста (М.М. Бахтин, И.Р. Гальперин, З.Я. Тураева, Р. Якобсон, К. Бринкер, В. Дресслер, В. Хайнеманн) и дискурса (Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, М.Л. Макаров, И.Б. Руберт, Э. Бенвенист, Б. Зандиг, Т.А. ван Дейк, М. Фуко и др.). Изучение особенностей коммуникативно-прагматической ситуации взаимодействия в религиозном дискурсе требует рассмотрения основных направлений в липгвориторике и теории речевого воздействия, представленных в работах философов и лингвистов прошлого и современности: Аристотеля, Р. Блакара, К. Бюлера, 10. Коппершмидта, Дж. Остина, Дж. Серля, X. Перельмана, Ж. Дюбуа, Б. Зандиг, А.А. Ивина, О.Я. Гойхмана, Т.М. Надеиной, Е.В. Клюева, Г.Г. Почепцова, Г.Г. Хазагерова. Рассмотрение проблемы стратегического планирования коммуникации в рамках религиозного дискурса обусловило необходимость обращения к исследованию коммуникативных стратегий, отраженных в

работах таких теоретиков современной лингвистической науки, как Т.Д. ван Дейк, В. Кинч, А.А. Залевская, О.С. Иссерс, О.Н. Паршина, F.C. Попова, B.C. Третьякова, Л.В. Цурикова. Для более полной характеристики религиозного дискурса, его культурной специфики мы обратились к исследованиям в области семиотики и лингвокультурологии (Ю.М. Лотман, IO.C. Степанов, Н.1>. Мечковская, Г.Г. Слышкин, О.А. Прохватилова, Г.А.Агеева, H.IO. Ивойлова, Л.В. Левшун, Е.В. Морозова).

Научная новизна работы заключается в коммуникативно-прагматическом и дискурсивно-риторическом подходе к исследованию проповедей, включающем анализ коммуникативной ситуации религиозного общения, описания риторических приемов и языковых средств воздействия. Новым является рассмотрение проповеди как жанра, сочетающего в себе особенности институционального и бытийного типов дискурса. Впервые были выделены речевые стратегии коммуникативного воздействия в проповеди как жанре религиозного дискурса.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается общей методологической и теоретической базой исследования. В зависимости от поставленных задач использовались следующие общенаучные и частные лингвистические методы исследования: методы наблюдения, анализа и синтеза, метод интерпретации, методы дискурсивного, функционального, прагмалингвистического и контекстуального анализа, а также классификационный и сопоставительный методы.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в изучение специфики современного религиозного дискурса в жанре проповеди - выявляет языковые механизмы процесса убеждения, закономерности функционирования текста в рамках общественного института церкви, особенности языкового воплощения речевых стратегий в проповеди с учетом коммуникативной ситуации. Полученные результаты исследования могут способствовать развитию теории речевого

взаимодействия, прагмалингвистики, теории дискурса и разработке дискурсивно-риторического анализа.

Практическая ценность настоящего исследования заключается в том, что его теоретические положения и практические результаты могут быть применены в учебных курсах по теории межкультурной коммуникации, лингвориторике, лингвистике и стилистике текста, лингвостилистическои интерпретации текста.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Проповедь - это креолизованный речевой жанр религиозной коммуникации, сочетающий в себе свойства институционального и бытийного типов дискурса, реализующийся преимущественно в устной форме непосредственно в храме или опосредованно через средства массовой информации.

  2. Религиозная проповедь представляет речевой жанр институционального общения, отличающийся стереотипностью форм поведения, строгой регламентацией и четкой иерархией взаимоотношений участников общения, клишнровапностыо форм коммуникативного взаимодействия.

  3. Наряду с признаками институциональности проповедь имеет характеристики, присущие бытийному дискурсу, суть которого -сформировать у адресата религиозное мировоззрение путем раскрытия внутреннего мира христианина, обсуждения морально-нравственных проблем, перцептивизации образов и смыслов прецедентных текстов религиозного содержания.

  4. Для достижения коммуникативной цели в современной христианской проповеди применяются следующие речевые стратегии: стратегия самоидентификации, объясняющая, оценивающая, призывная стратегии и стратегия фасцинации.

  5. Речевые стратегии в текстах проповедей реализуются посредством риторических приемов, т.е. способов формальной организации текста,

выражающихся совокупностью разноуровневых языковых средств с идентичной функцией в рамках данной стратегии. К ним относятся противопоставление «свой» - «чужой», интерпретация, дефиниция, аналогия, конкретизация и обобщение, апелляция к авторитету и образцу, актуализация архетипического концепта «семья», возвышенная тональность, эмфаза.

В работе выдвигается следующая гипотеза: Проповедь представляет собой креолизованный речевой жанр, оказывающий холистическое ментальное, эмоциональное и эстетическое воздействие на все уровни личности: сознание, подсознание, сверхсознание.

Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на международных научных и научно-практических конференциях: «Когнитивно-прагматические аспекты функционирования языка и дискурса в общетеоретическом и сопоставительном плане» (Челябинск, 2005), «Языки профессиональной коммуникации» (Челябинск, 2005), «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 2006), «Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике» (Кемерово 2006), «Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии» (Тамбов, 2006), «Язык и общество» (Москва, 2006), обсуждались на заседаниях кафедры немецкого языка ЧелГУ и теоретического семинара по проблемам когнитивной лингвистики Челябинскою регионального отделения РАЛК в 2004-2006 гг., а также отражены в 7 публикациях.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и списка анализируемых текстов. Общий объем исследования-213 страниц.

Во Введении определяется общее направление исследования, формулируются основные проблемы, цель и задачи, дается обоснование актуальности работы, ее научной новизны, теоретической значимости и практической ценности, описываются материал и методы исследования.

В первой главе «Проповедь как объект лингвистического исследования» обосновывается необходимость когнитивно-дикурсивного подхода в исследовании, разграничиваются понятия «текст» и «дискурс», определяется понятие «религиозный дискурс», затрагиваются вопросы типологии дискурса и выявляются сущностные особенности проповеди как жанра институционального и бытийного дискурса. В данной главе анализируются теоретические подходы к исследованию проповеди с позиций гомилетики, риторики, теории коммуникации, теории речевых актов, определяется структура текста проповеди с позиций прагматики, выделяются функции проповеди и особенности ее содержательной структуры. Кроме того, в данной главе проводится анализ накопленного теоретического материала в области исследования коммуникативных стратегий, излагаются основные положения стратегического подхода к коммуникации.

Вторая глава «Речевые стратегии и языковые средства их реализации в нроповеди» посвящена анализу речевых стратегий, риторических приемов и языковых средств их реализации в текстах современных христианских немецкоязычных проповедей. В данной главе проводится попытка классификации речевых стратегий по признаку институционалыюсти -бытийности, выявляются наиболее характерные приемы убеждения в процессе реализации выделенных стратегий, а также дается лингвистический анализ использования различных языковых средств религиозного убеждения.

В Заключении обобщаются основные результаты проведенного исследования, делаются выводы о реализации речевых стратегий в нроповеди как жанре религиозного дискурса. Намечаются перспективы дальнейшего изучения религиозного общения как феномена массовой коммуникации в рамках статусно-ролевых отношений.

Классификация проповедей

Все классификации проповедей можно условно разделить на диахронические, рассматривающие типы проповедей в их историческом развитии, синхронические, устанавливающие типы проповедей на основании присущих им свойств и признаков, и диахронно-синхронические, учитывающие оба подхода. Исторически сложившимися видами проповедей в теологической литературе признаются беседа, поучение и слово. Беседа, или гомилия, характеризуется многотемностью, имеет в основании одну какую-либо религиозно-нравственную идею и строится в вопросно-ответной форме. Характерной особенностью поучения является наличие в нем одной темы. Обычно избранная тема раскрывается в логической последовательности, и проповедь имеет взаимосвязанное расположение мыслей. Для поучения характерна гомилетическая схема построения проповеди: вступление, основная часть, нравственное приложение, заключение. Отличительными признаками слова являются внутреннее единство содержания, строгая логичность в развитии мыслей, художественность речи. Тематика слов обычно ограничивается проблемами религиозно-нравственного содержания. Слово также строится по гомилетической схеме.

Л.В. Левшун в своей работе приводит развернутую классификацию современных русских проповедей. Проповеди различаются по времени, установленному для богослужения, по месту произнесения, по адресату, по содержанию, по цели, по способу изложения, по форме [Левшун 1992J.

По времени, установленному для богослужения, различают проповеди с учетом годичного круга, устанавливающего порядок богослужений на весь год, например, рождественские, пасхальные проповеди, проповеди во время поста. В соотношении с недельным или седмичным кругом, определяющим порядок богослужений во все дни недели, выделяют семь седмичных проповедей. При этом каждый день недели, а соответственно и проповедь, посвящены какому либо важному событию евангельской истории или особо почитаемому святому. Па основе суточного круга можно выделить проповеди вечерни, утрени, проповеди литургии.

По месту произнесения, или коммуникативной ситуации, различают храмовые и внехрамовые (богослужебные и миссионерские) проповеди.

Классифицируя проповеди по адресату, говорят о монастырских, мирских и миссионерских проповедях. Монастырские проповеди предназначены для чтения перед священнослужителями, для братства обители. Мирские проповеди нацелены на религиозное общение с верующими. Прихожане слушают проповедь во время богослужения в храме или вне храма как трансляцию в средствах массовой коммуникации.

По содержанию проповеди делятся на экзегетические, катехизические, догматические, нравоучительные, апологетические и миссионерские. Изъяснение слова Бога составляет основу экзегетической проповеди. Такие проповеди способствуют правильному пониманию Священного Писания, формированию религиозного мировоззрения и воспитанию христианской нравственности у слушателей. А. Ветелев указывает, что «главная задача, стоящая перед проповедником-экзегетом - в назидании, извлечении нравственных уроков» [цит. по: Бильченко: www.ininds.byl.

В основе катехизических поучений лежат сокращенные изложения веры, нравоучения и молитвы. В них слушателям преподаются основы религиозной жизни, уроки веры и нравственности.

В догматических проповедях слушателям разъясняются главные и частные догматы, к которым относится призыв святых в молитве, почитание икон, крестное знамение, поминовение усопших, пост.

Особенное значение в жизни церкви имеют вопросы нравственности. Для того, чтобы христианские идеалы воплощались в жизнь, произносят нравоучительные проповеди. Важной задачей пастыря является раскрытие в проповеди правил и норм христианской жизни. Каждый член церкви должен не только знать и понимать христианское учение, но и уметь защищать его от нападок сектантов. Данная задача решается в апологетической проповеди. Актуальность этих проповедей объясняется распространением бездуховности и антирелигиозной пропаганды. Большое значение приобрела естественнонаучная апологетика. Христианство учит, что весь видимый мир создан Богом. «Этот мир своей целесообразностью, разумным устройством в себе самом содержит свидетельство о высочайшем Разуме, устроившем все» [Лавок 1987: 18]. При занятиях естественными науками открывается вся мудрость мирового устройства. Во всем, начиная с устройства атома и кончая всем мирозданием, видны разумность, строгий порядок и гармония, которые указывают на Творца. Именно поэтому такие известные личности, как Кеплер, Лейбниц, Ломоносов, Планк были не только великими учеными, но и религиозными людьми.

По способу изложения проповеди делятся на аналитические и синтетические. В аналитических проповедях священник дает глубинный пословный анализ фрагмента библейского текста, притчи, молитвы, предания. В них реализуются авторские формулировки темы. В синтетических проповедях фрагмент сакрального текста представляет тему проповеди и служит отправной точкой для размышлений автора [Левшун 1992].

Е.С. Степанов приводит свою классификацию проповедей, характерную для русского православия. Он выделяет догматические, нравоучительные, житийные, похвальные проповеди, проповеди на церковно-общественные и экуменические темы [Степанов 1975: 11].

Некоторые ученые выделяют проповеди по критерию их дистанцированное от реципиента. К таким проповедям относятся выступления проповеднического содержания в СМИ [Агеева 1998, Reschke 1992]. Прямой взаимосвязи «церковная кафедра» - «община» в средствах массовой информации противопоставлено непрямое аудиовизуальное отношение телевидения или радио. Богослужение, транслирующееся на радио или телевидении, представляет собой «триалогическую коммуникацию», в которой помимо традиционного диалога проповедник - община включается третий участник коммуникации - слушатель/зритель. Однако многие гомилеты не признают возможности формирования ТВ-общины. Доводы против телебогослужений как истинных ситуаций проповедования заключаются в том, что члены общины выступают не как прихожане, а как актеры, исполняющие свои роли, при трансляции богослужения нарушается ритм, который изменяется из-за сценических условий, а также нарушается ритуал, являющийся неотъемлемой, а порой и самой значительной, частью богослужения. Особым типом текста признается телепрограмма «Das Wort zum Sonntag», в которой отсутствует значение культа, связанного с ритуалом. К недостаткам непрямой коммуникации относятся отсутствие реакции слушателей, которую учитывает проповедник, выступающий непосредственно перед прихожанами, а также потеря «центра», вовлеченности в жизнь конкретных людей, конкретной общины, которая отсутствует при выступлениях в СМИ.

Признаки институционального общения в проповеди

В качестве основных участников религиозного дискурса в ситуации проповедования выступают священник (адресант общения) и прихожане (адресат коммуникативного воздействия).

Адресант - человек как совокупность всех его индивидуальных и социальных характеристик. Первые включают особенности характера, темперамент и другие индивидуальные личностные характеристики, последние обусловлены участием человека в жизни общества, его существованием в социуме, например, профессиональная и социальная принадлежность.

От пастыря-проповедника требуется «созидание высоких нравственных и умственных качеств» [Бильченко 2004: www.minds.byl. К ним относятся «основательное знание Священного Писания, творений святых отцов и учителей церкви, изучение дисциплин специальной подготовки». Кроме того, каждый священнослужитель должен иметь обширные и разнообразные знания из области гуманитарных, например, логики и психологии, и естественных наук, т.к. человек ежедневно сталкивается с окружающим миром и, анализируя его, противопоставляет естественнонаучное знание религиозному. Проповедник должен быть развитой личностью «с глубокой и твердой верой, несокрушимой силой христианских убеждений и святостью жизни» [Бильченко 2004: www.minds.by.

Церковному проповеднику в настоящее время приходится выступать перед представителями широких слоев общественности. Поэтому он, прежде всего, должен иметь правильное представление о духовном состоянии, образованности и образе мыслей своих слушателей, знать особенности духовной атмосферы современного общества и учитывать это в своей проповеди. В зарубежной теологической литературе приводятся различные коммуникативные профили проповедников. Так, различают проповедников, ориентированных на налаживание контакта, связи с аудиторией и последующее раскрытие содержания проповеднического послания через создавшиеся благоприятные взаимоотношения со слушателями. Сильными сторонами таких проповедников признаются гибкость, креативность, ясность, веселый нрав, к слабым сторонам относятся поверхностность, легкомыслие и неточность в освещении темы. В эту группу входят «чуткий проповедник- любви» и «варьирующий проповедник свободы» [Deneke 2001: 200-201 J. Ко второй группе проповедников относятся священнослужители, основой выступления которых является раскрытие содержания текста Священного Писания. Контакт с аудиторией для таких проповедников представляется второстепенной задачей или понимается как мешающим, нарушающим толкование Нвангелия. Сильными чертами таких проповедников признаются порядок, справедливость, серьезность выступления, а слабыми - жесткость, индоктринация, несговорчивость, авторитаризм в проповедовании Священного Писания. К этой группе проповедников относятся «ответственный проповедник порядка» и «проникновенный проповедник познания» [Deneke 2001: 200-201].

В проповеди отражается субъективное отношение проповедника к своему выступлению, понимание своей роль в проповедническом послании. Это отражается в позиции священника относительно слушающих, реализующейся в проповеди. К примеру, он может выступать с позиции старейшины общины (Uber-Vater) и, подобно стилю Священного Писания, вести разговор, противопоставляя себя собравшимся ( «ich» - «ihr»).

Между участниками коммуникации устанавливаются относительно равноправные отношения: агент (священнослужитель) считается «полномочным «проводником» божественной истины» [Куссе 1995: 81]. Поэтому клиент признает за агентом приоритетное право на говорение, располагает резервом времени, религиозная коммуникация носит добровольный характер. Роль священнослужителя предполагает соответствующее вербальное и невербальное поведение, т.е. необходимость следовать нормам, определенным церковью как учреждением, в котором институализируется религия в широком смысле слова. Кроме этого проповедник должен соблюдать гармонию прагматической конвенции «убеждения - слова - дела» [Арутюнова 1993] и говорить только пережитое и прочувствованное им самим, что выражается в его личностной пристрастности.

Адресат - читающий или слушающий человек, который может присутствовать здесь и сейчас и непосредственно реагировать на совершенный речевой акт как вербально, так и невербально, а может существовать лишь в воображении отправителя сообщения, присутствовать гипотетически. В отличие от адресанта ситуации проповедования, который имеет четкую характеристику, адресат проповеди отличается негомогеностыо. Состав аудитории зависит от нескольких причин.

Во-первых, в зависимости от назначения в качестве слушателей могут выступать сами священники либо слушатели, готовящиеся стать таковыми. Для них характерен высокий уровень образования и знание религиозных истин. Проповедь в данном случае преследует цель раскрыть ситуацию в светском обществе, наметить план дальнейших действий представителей церкви в качестве проповедников слова Христова, донести суть предназначения пастырей как «ловцов людей».

Ко второй группе относятся слушатели, к которым проповедник обращается со своей речью во время литургии в храме. Они объединены общим интересом в религиозной жизни. Эта категория более разнообразна, чем предыдущая. В церковную общину входят люди из разных социальных слоев, с различным уровнем образования и воспитания, а также разные по возрасту. В зависимости от степени веры в этой группе можно условно выделить следующие типы слушателей:

люди глубоко религиозные, живущие по канонам религиозной веры; люди, воспитанные в религиозных рамках, воспринимающие посещение храма как часть жизни, разделяющие религиозные воззрения;

люди, имеющие неглубокую веру, нуждающиеся в доказательствах, в рассудочном обосновании христианских истин;

интересующиеся религиозным учением, люди сомневающиеся, не принадлежащие какой-либо религии.

Риторические приемы аналогии и сравнения

В процессе раскрытия темы проповедник использует риторические приемы аналогии и сравнения. Под аналогией понимается высказывание «о принадлежности определенного признака предмету на основе того, что сходный с ним иной предмет обладает этим признаком» [Ивин 2000: 193]. Аналогию от простого тождества отличает то, что она является не отношением сходства, а сходством отношений: «А относится к В так же, как С к D». Этимологически аналогию следует интерпретировать как отношение соответствия, пропорциональности, соразмерности. Аналогия строится на объяснении незнакомой взаимосвязи через хорошо знакомую.

С грамматической точки зрения аналогия представляет собой операцию выделения темы высказывания (тематизацию).

«Feuer und Schwefel wird vom Hitnmel regnen und alle umbringen - so haben sich zu biblischen Zeiten die Menschen den Weltuntergang vorgestellt». / «Прольется с неба дождь огненный и серный и истребит всех — так во времена Библии люди представляли конец света» [Gunther 2005: www.predigten.de]. Перифразом Евангелия от Луки священник начинает свою проповедь. Далее следует:

«Und auch heute noch gibt es viele Untergangspropheten, die sagen: "Genauso wird es kommen. Schon bald!". Sie haben gute Griinde fur diese Annahme». I «If сегодня тоже есть много пророков конца света, которые говорят: «Точно так .же это случится. Уже скоро!» У них хорошие основания для такого предположения» [Gunther 2005: там же].

Эти два отрывка представляют собой соотнесение слов пророков прошлого и настоящего. Такой прием помогает слушателям сориентироваться в теме проповеди, поскольку такие пророчества очень часто слышны в средствах массовой информации. Так проповедник проводит параллели, чтобы вскрыть общие черты для данного явления и затем выявить различия между ситуацией в двух характеризуемых временных отрезках.

«Aber es gibt einen gewaltigen Unterschied zwischen den damaligen und den heutigen Propheten: Die einen haben sich auf das baldige Ende der Welt geireut, wahrend die anderen mit alien Kraften versuchen wollen, es zu verhindern» / Но существует огромное различие между прошлыми и сегодняшними пророками: одни выли рады приближающемуся концу света, в то время как другие стараіись всеми стами его предотвратить [Gunther 2005: там же].

Далее проповедник приводит слова и тех и других, акцентируя внимание слушателей на различиях «Die Heutigen» и «Die Damaligen».

Аналогия позволяет систематизировать прежние знания и подготовить почву для выделения признаков нового явления. К примеру, обращение к опыту старшего поколения:

«... die Alteren unter uns kennen die unheilvolle Geschichte des sogenannten Dritten Reiches, das zwolf Jahre lang gedauert hat mit einer gott- und menschenverachtenden Ideologie». I «... наше старшее поколение знает роковую историю так называемого Третьего Peiixa, существовавшего двенадцать лет и имевшего идеологию презрения Бога и человека» [Міха (3) 2002: 3].

Обращаясь к опыту старшего поколения и опираясь на исторический опыт народа, проповедник проводит параллели и ставит в один ряд деяния нацистов, например, уничтожение больных и калек во времена второй Мировой войны, и поведение современных врачей по отношению к проблемам эвтаназии и абортов (умерщвление еще не родившихся детей и использование их в научных целях. Тем самым чувство вины за фашизм переносится и на современные научные исследования.

В проповедях аналогия служит представлению двух точек зрения на обсуждаемую проблему, двух противоположных позиций, выделению характерных черт, акцентированию внимания на отдельных мыслях, эпизодах, исторических событиях. Тем самым, опираясь на аналогию, проповедник выводит главную мысль своего выступления, приходит к оптимальному решению.

Еще одним приемом объясняющей стратегии является сравнение. Этимологически сравнение следует интерпретировать как отношение соответствия, пропорциональности, соразмерности. Оно строится на объяснении незнакомой взаимосвязи через хорошо знакомую. Религиозные отношения вплетены в повседневную жизнь и составляют лишь часть жизнедеятельности слушателей. Основой для объясняющей стратегии в данном случае является опора на опыт адресата. Так, в проповеди, посвященной роли секса в семейной жизни, священник указывает на то, что об этом мало говорится публично, отсутствует культура воспитания в плане секса.

«... in Marchen wird vom Sex so wenig geredet, wie in der Gemeinde» І «...в сказках о сексе говорится также маю, как и в общине» [Wilkes 2004: www.predmten.de].

Актуализация архетипического концепта «семья» как риторический прием

В основе вербального выражения речевой стратегии фасцинации лежит архетипический концепт «семья», реализующийся различными способами. Под концептом в данной работе понимается многомерное ментальное образование, включающее единицы ценностного, понятийного и образного мировосприятия человека. Концепт - это «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [Кубрякова 1996: 90J. В процессе познавательной деятельности человек развивает умение ориентироваться в мире, в основе которого лежат когнитивные процессы обобщения и дифференциации. Поэтому поведение в каждой знакомой ситуации определяется сформированными у человека концептами, вербализующимися по-разному в разных языках в тесной зависимости от лингвистических, прагматических и культурологических факторов.

В отличие от культурно обусловленных концептов, концепт «семья» представляет собой универсальное ментальное образование, характерное для коммуникации не в одной отдельно взятой национальной культуре, а для всех культур, оперирующих данным концептом.

В современных христианских проповедях концепт «семья» представлен тремя слотами. В первую очередь, данный концепт актуализируется в обращениях проповедника к собравшимся. Характерные для религиозной коммуникации религиозные клише обьединены по признаку «члены семьи»: «Schvvestern und Bruden , «Schvvestern und Bruder im llerrn», «Schvvestern und Bruder im Glauben», «meine lieben Glaubigen», «Liebe Gottesdienstbesucher» или обобщение «Liebe Gemeinde». Они вызывают у слушающих ассоциацию с семьей, в которой каждый чувствует себя защищенным, необходимым и понятым. Все собравшиеся объединены не только «родственными» узами на основе веры, но и общностью интересов, равенством среди собравшихся. В тематических проповедях (конфирмация, свадьба, рукоположение и др.), в проповедях вне стен храма к традиционным обращениям добавляются обращения к тем, кто также присутствует на богослужении. Например, «Meine lieben Weihekandidaten» (обращение к будущим священникам), «Liebe Kinder und Jugendliche» (в семейных праздниках), «Liebe Soldatinnen und Soldaten» (на богослужении по поводу международного паломничества солдат), «meine lieben Konfirmandinnen und Konfinnanden» (no случаю конфирмации) и т.д. Выделяя эти группы, проповедник акцентирует на них внимание собравшихся, подчеркивает торжественность обстановки или показывает, что они тоже принадлежат к религиозной «семье». В некоторых проповедях, особенно это характерно для тематических проповедей, священник специально акцентирует внимание на тех, кто присутствует в храме, чтобы подчеркнуть торжественность обстановки праздника и еще раз указать на сопричастность к религиозной жизни.

«Wahrend Eure Blicke auf Altar und Hochaltar vor Euch gerichtet sind, sitzen in den Banken hinter Euch alle die, die Euch unter Glockengelaut hierher begleiten. Oben auf der Empore, hinter Eurem Riicken, sind die Blaser, der Chor und die Огдеї». І «В mo

время, как Ваши взоры направлены на ачтарь и главный ачтарь, за Вами на скамьях сидят все те, кто сопрово.ждач Вас сюда под звон колоколов. Выше, на хорах, за Вашими спинами находятся музыканты, хор и органист» [Mode 2001: 2].

Задача проповедника-определить круг «членов семьи», к которым относятся не только присутствующие вместе с молодоженами родственники и друзья, близкие и хорошо знакомые люди, переживающие за них, но и «невидимые» работники (nicht sichtbar), не знакомые близко с молодоженами, но без которых был бы невозможен праздник.

«All die Genannten sind fur Euch im Moment nicht sichtbar. Aus dem I Iintergrund gestalten sie Euer Fest mit». I «В данный момент все они Вам не видны. Оставаясь в тени, они участвуют в Вашем празднике» [Mode 2001: там же].

Дейктики «All die Genannten» и «sie» объединяют гостей торжественной церемонии и работников церкви в одну единую группу свидетелей торжественного обряда. Так проповедник показывает, что даже незнакомые, чужие люди, будучи христианами, также являются частью торжества и свидетелями радостных событий в жизни новой семьи.

Второй слот актуализации архетипического концепта «семья» составляет слот «отец». Для верующих отцом является Бог-любящий, справедливый, всевидящий и заботливый отец для всех, кто в пего верит, кто обращается к нему за помощью. Один из ярких примеров реализации данного слота - молитва «Отче наш», с которой верующие обращаются к Богу.

В проповедях также есть много примеров. Начиная проповедь и богослужение, священник обращается к собравшимся со словами: «Gnade sei mit euch von dem, der da war, der da ist und der da kommt, Gott, der Vater, der Sohn unci der Heilige Geist». I «Будьте благословенны там, кто был, кто есть и кто придет, Бог Отец, Сын и Святой дух» [Mutmann 2006: www.predigten.de].

В данном примере говорящий обращается к прихожанам от имени Святой Троицы: Бога-Отца, Сына и Святого Духа. В следующем примере проповедник характеризует Бога как любящего отца через слова Иисуса Христа:

«Jesus von Nazareth gegeniiber, der einen Gott verkundet als licbenden Vater aller Menschen, der den Menschen durch seine Gegenwart, durch seine erfahrbare, spiirbare Liebe in der Sundenvergebung, in der Damonenbezwingung, in der Wunderheilung, in der Krankenheilung ein Konigreich Gottes wirklich nahe bringt». І «Возвещая о Боге как любящем отце всех людей, Иисус из Назарета наоборот приближает царство Господне людям через свое присутствие, через передаюиаюся любовь в отпущении грехов, в изгнании демонов, в чудесных исцелениях, в оздоровлении больных» [Міха (30) 2004:2].

Здесь проповедник подчеркивает заботу Бога-Отца о своем народе, которую люди ощущают через его сына Иисуса, наделенного правом исцелять и прощать.

Третьим компонентом концепта «семья» выступает «дом», место проживания семьи. Церковь - общий дом для всех членов религиозной семьи.

«Zusammen bilden wir Kirche vor Ort, so wie die einzelnen Steine zusammen das Gewolbe formen, unter dem wir feiern». I «Вместе мы образуем приходскую церковь, как отдельные камни вместе формируют свод, под которым мы проводим праздник» [Mode 2001:2].

Аналогия между единством членов прихода с целостностью здания, состоящего из отдельных камней, необходима для того, чтобы еще раз подчеркнуть силу христианской веры, соединившей родных, близких и незнакомых людей.

Еще один пример, в котором значение апостолов для церкви сравнивается со значением фундамента для дома.

«Ein Haus bleibt an sein Fundament gebunden, sonst stiirzt es ein. So ist audi die Kirche an die Apostel gebunden». I «Дом опирается па фундамент, иначе он обвашпся. Так и церковь опирается на апостолов» [Wetter 2003: 235J.

В данном примере церковь сравнивается с домом, а значение апостолов равно функции фундамента этого дома. Именно на них держится вся современная христианская церковь.

Похожие диссертации на Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях