Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политико-правовые аспекты международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека Шарипова Гульчехра Холбобоевна

Политико-правовые аспекты международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека
<
Политико-правовые аспекты международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека Политико-правовые аспекты международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека Политико-правовые аспекты международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека Политико-правовые аспекты международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека Политико-правовые аспекты международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека Политико-правовые аспекты международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека Политико-правовые аспекты международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека Политико-правовые аспекты международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека Политико-правовые аспекты международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шарипова Гульчехра Холбобоевна. Политико-правовые аспекты международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04 : Душанбе, 2004 158 c. РГБ ОД, 61:05-23/101

Содержание к диссертации

Введение

Г Л А В А I. Права человека - важнейшая часть развития человеческой цивилизации

1. Становление прав человека в истории политико-правовой мысли 17

2. Приоритет прав человека как политический фактор устойчивого развития правового государства 31

3. Права человека в аспекте политического регулирования межгосударственных отношений 45

4, Обеспечение международных обязательств в области прав человека как фактор прогресса на пути демократических преобразований политической жизни государства 64

Г Л А В А II. Политико-правовые аспекты международных и национальных механизмов обеспечения реализации обязательств государства в области прав человека

1. Политико-правовой анализ системы международных и региональных механизмов реализации обязательств государств в области прав человека 73

2 Роль НПО в политике государства по обеспечению выполнения международных обязательств в области прав человека 101

3. Национальный механизм обеспечения реализации международно-правовых обязательств Республики Таджикистан в области прав человека 115

Заключение 139

Список использованных источников и литературы 145

Введение к работе

Актуальность проблемы. Вопрос, о правах человека на всех этапах развития человеческого общества занимая главенствующее место, вместе тем являлся движущим фактором его развития. Права человека явление многогранное, представляющие собой систему гуманистических ценностей, на которых строятся взаимоотношения в обществе, систему философских, мировоззренческих взглядов о предназначении человека, его месте и роли в сообществе других людей, это политико-правовое понятие, характеризующее статус личности в ее взаимоотношениях с властью, являющееся средством защиты от произвола и насилия со стороны государства. Права человека неразрывны от таких проблем, как свобода, демократия, глобализация, культура мира, толерантность, тоталитаризм, дискриминация, экстремизм, терроризм, ,, , национализм, и т.д.

Право на жизнь, уважение человеческого достоинства, свободу совести, неприкосновенности личности были необходимыми условиями существования индивида. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за две с лишним тысячи лет, права человека обрели современную форму, современное понимание. Если оглянуться назад, проникнуть в тайны прошлого можно увидеть нетерпение народных масс в отношении процесса ущемления их прав. Примером тому могут послужить многочисленные восстания бедных слоев населения в разные периоды развития человеческой цивилизации (восстание Ширака, Спартака, Спитамена, My канны, Бабека, Тимур Малика, Махмуда Тороби, Ивана Болотникова, Степана Разина, Пугачева, французских революционеров, леонских и силезских ткачей, декабристов, русских революционеров - вольнодумцев, В осе) и др. крестьянских восстаний за свои права и свободы. Конечно, не стоит отрицать и некоторые шаги в этом направлении, которые делало государство под давлением народных масс. В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов восходит, к мифологическим истокам оперирует мифологическими

4 представлениями о месте человека в мире, имеющем божественное происхождение. В русле такого понимания и освещается тема земной жизни людей, их общественного и государственного устройства, их взаимоотношений между собой и богами, их прав и обязанностей - словом, всего того, что им позволено и запрещено. Идеи подчинения власти божественным законам отстаивали и развивали жрецы, представители рабовладельческой аристократии (Платон, Аристотель), «отцы» христианской церкви (Августин), средневековые схоласты (Фома АквинскиЙ). Выдвинутые ими политические учения были нацелены на то, чтобы обосновать привилегии правящей верхушки и духовенства, их исключительное право на толкование догматов религии. Справедливым они, признавали только закон, существующий «от природы», «от века», в силу божественных предначертаний. Именно такой смысл, вкладывал в понятие Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится в чей - либо власти. Там же где закон-владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги», (Законы 7/5 d). Вслед за Платоном эту же мысль повторяет его ученик и последователь Аристотель: «Закон должен властвовать над всем: должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов», (Политика, 1292 а 30).

«Возникновение права», - писал Цицерон, «следует выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он — ум и сознание мудрого человека, он мерило права и бесправия», (О законах, 11.10,1.19).1

О значительном развитии передовой политико-правовой мысли можно судить по высказываниям и учениям мыслителей Востока, в числе которых политический трактат «О взглядах жителей добродетельного города» (Абу Наср аль Фараби), в котором даются ответы на ряд важных вопросов, касающихся происхождения государства, причин социального неравенства и т.д. Борьба за права играет не последнюю роль в развитии государства, потому добродетельным, по его мнению, считалось государство, заботящееся о благосостоянии всех, где люди имеют право помогать друг другу. А также высказывается идея о справедливом и просвященном монархе.

Таджикский мыслитель Носири Хисрав защищал интересы трудящихся масс, разоблачал царей и вельмож воспевал людей труда («Саодат Наме»).

Социально-политические взгляды таджика Абуали Хасан ибн Исхака, известного по титулам как Низам аль Мульк («Устроитель государства»), крупнейшего мыслителя, политического и государственного деятеля, визиря государства Сельджукидов, сторонника сильной централизованной власти выражались в упорядочении государственного управления. Опираясь на практику государства Саманидов, Низам аль Мульк, пытался воскресить Саманидские культурные традиции, формы правления, провел ряд реформ, ограничивших произвол феодалов и военачальников («Сиёсат Наме»).3

Большое влияние на развитие пол и ти ко-право вой стороны государства оказывал и Насреддин Туей. Он говорил, что город свободы, т.е. народный город - это город, где каждое лицо имеет свои права, независимо и свободно делает то, что захочет. Жители здесь равноправны: само население ставится выше правителей, которые должны делать то, что делает население.

Великий гуманист и мыслитель XIII века Саади Ширази также внес свой вклад в становление и развитие прав человека, правового государства, что выражено в его четверостишиях одно их них написано при входе в здание ООН на пяти языках, как клятва единства, справедливости и равноправия народов.

Большую прогрессивную роль в этом процессе сыграло и творчество Абдурахмана Джами. Им провозглашается право человека на удовлетворение его земных потребностей, выдвигается идея свободы личности и справедливого общественного устройства, призыв к равенству и справедливости по отношению к угнетенным и обездоленным.

Родоначальником нового направления политико-правовой мысли таджикского народа был Ахмад Дониш. Он предложил идею о парламенте, как одной из форм правления государства, провел ряд реформ в области законодательной, исполнительной и судебной власти. Он также упоминал о светском государстве."

История свидетельствует о том, что вклад в развитие политико-правовых отношений вносят многие народы мира. Вклад таджикского народа в эту сокровищницу отличается своеобразием, не являясь простым повторением чьего-то опыта. После распада Союза начинается новый этап в развитии политико-правовой мысли Республики Таджикистан. Известно, что для Таджикистана это время было самым трудным и сложным. Спустя тысячелетие, республика и таджикский народ приобрели независимость, национальный суверенитет, для которого развитие правовой стороны отношений было необходимо как воздух. В настоящее время в Таджикистане созданы достаточно прочные основы внутриполитического характера. В первую очередь, это Конституция страны, соответствующая демократическим требованиям, приняты демократические законы Республики Таджикистан «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О религии и религиозных организациях», «О выборах в Маджлиси Оли Республики Таджикистан», «О выборах Президента Республики Таджикистан» и т.д. Создан 2-х палатный Парламент. Во-вторых, Таджикистан обладает многопартийной системой, отражающей интересы всех слоев населения. В-третьих, Таджикистан как равноправный член международного сообщества является участником различных межгосударственных соглашений, в том числе по шести основным договорам в области прав человека, приняв на себя серьезные международные обязательства по их выполнению. Таким образом, государством, вставшим на путь демократических реформ, созданы все условия для участия граждан в развитии политико-правового процесса.

О правах человека написано и сказано много. Но следует дать еще одну характеристику - это один из главных факторов устойчивого развития демократических государств. Права человека главный ориентир, которым руководствуется страна. И если этот ориентир присутствует в любой деятельности государства, его можно назвать устойчивым. Идея утверждения права в общественной жизни своими корнями уходит к глубокой древности — к тому периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Древнейшие памятники зафиксировали, как на смену первобытной организации власти пришло государство, и что само его формирование потребовало проведения законодательных реформ, положивших начало правовой регламентации механизма государственного управления, (достаточно вспомнить знаменитые реформы Солона и Клисфена, которые завершили образование афинского государства). С момента своего возникновения права человека выступают не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального функционирования государственной власти. В новом веке права человека должны стать не только ориентиром в решении глобальных задач в преодолении противоречий между различными типами цивилизаций, но и призваны способствовать обеспечению устойчивого развития современного мира.

В современной гуманитарной науке права человека представляют собой комплексную систему гуманитарных знаний, включающих основы политологии, философии, социологии, этнологии, религиоведения, экономики, истории политических и правовых учений, конституционного, международного и других отраслей права. Права человека занимают важное место в таких прикладных дисциплинах, как конфликтология, искусство общения, ведение переговоров, разрешение конфликтов, история и практика правозащитного движения. Говоря о правах человека, нужно представлять, в каком контексте о них идет речь: политико-правовом, философском или морально - этическом. Большое значение в современных условиях имеют международно-правовые аспекты проблемы прав человека. Сюда можно отнести принятие в 1945 году Устава ООН; в 1948 году Всеобщей декларации прав человека; в 1966 году принятие Генеральной Ассамблеей ООН Международного Пакта об экономических социальных и культурных правах и Международного Пакта о гражданских и политических правах. Для контроля были созданы специальные международные органы, призванные активно содействовать осуществлению соглашений по правам человека. 

В современной западной и российской политико-правовой мысли происходит существенное углубление понимания прав человека как гуманистического начала такой ценности, которое является началом всех начал либерально-демократических ценностей. Смысл правозаконности С.С. Алексеев видит в строжайшем, неукоснительном проведении в жизнь не права вообще, не любых и всяких норм, а принципов и норм гуманистического права - фундаментальных основных прав человека, общедемократических правовых принципов, частного права, независимого правосудия.

Актуальность настоящей диссертационной работы определяется тем, что она недостаточно исследована в таджикской науке и литературе и все больше приковывает внимание научной общественности. Она обусловлена также и тем, что все еще много остается нерешенных вопросов по проблемам и противоречиям прав человека в условиях формирования правового, демократического, светского государства, политика которого направлена на путь реформ и преобразований. Изучение этого вопроса необходимо еще и потому, что в современном мире проблема обеспечения прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, перестала быть объектом только внутренней политики государства, а стала делом всего международного сообщества. Степень научной разработанности темы. В последние годы по вопросам теории и практики становления и формирования политико-правовых аспектов прав человека, в том числе в области международных обязательств по их выполнению, вышли ряд монографий, брошюр, статей, коллективных трудов, где рассматриваются соотношения права и политики, права и философии, права и идеологии, права и морали, права и сознания, права и религий и других аспектов данной проблемы.

В трудах известных ученых - юристов, таких как Азаров А.Я., Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Лукашук И.И., Манов Б.Г., Мелков Г.М., Мюллерсон Р.А., Саидов А.Х., Тузмухамедов Р.А., и др. рассматриваются социально - политические, нравственно - эстетические, национальные, патриотические, юридические аспекты прав человека и правового дем о кратич еского государства. Определенный взгляд в развитие понимания самой природы прав человека, внесли и те исследователи, которые хотя и не ставили перед собой задачи непосредственного изучения этой проблематики, но, тем, не менее, проанализировали целый ряд явлений и зависимостей, теснейшим образом связанных с процессом формирования и реализации, прав человека в обществе.

Среди таких работ в первую очередь следует назвать работы Арановского К.В., Кистяковского Б., Малько А.В., Матузова Н.И., Нерсесянц B.C., Утченко С.Л." и других авторов. Они не только раскрыли взаимосвязь объективного и субъективного факторов в развитии правового государства, но и научно обосновали политико-правовые аспекты, влияющие на формирование такого государства, способного к реализации стоящих перед ним задач в области обеспечения прав человека.

Значительный вклад в разработку вопроса о правах человека и правового государства внесли такие авторитеты правовой науки как Лукашева Е.А., Карташкин В.А., Шевцов B.C.1 в своих научных трудах, которые путем теоретического материала прослеживали характерные черты политико-правовых аспектов в области прав человека, выявили их социально ( ; историческая обусловленность.

Определенный вклад в области опыта работы Республики Таджикистан по формированию и реализации прав человека в условиях построения демократического правового государства и развития межгосударственных отношений внесли такие таджикские ученые - правоведы как: Тахиров Ф.Т., Имомов А.И., Назаров Т.Н. и др. Однако в их работах в основном анализируются вопросы формирования правового демократического государства в целом, а особенности процесса формирования и развития прав человека, касающихся исследуемой проблемы освещаются в общих чертах.

Все еще много остается нерешенных проблем в дискуссионных вопросах по проблемам и противоречиям прав человека в условиях формирования правового демократического государства, требующих дальнейшего исследования и освещения. Исходя из того, что в рамках одной работы невозможно полное рассмотрение всего комплекса вопросов, связанных с данной проблемой на примере Таджикистана, понимая всю сложность исследуемой темы, автор не претендует на исчерпывающее ее раскрытие.

На основе анализа всех вышеуказанных источников, взятых в своей совокупности, в данной работе предпринята попытка исследования политико правовых аспектов международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека, в условиях становления и формирования правового государства. Эти и другие, требующие теоретического и практического осмысления вопросы, обусловили выбор данной темы в качестве диссертационного исследования.

В соответствии с главной целью исследования решается целый ряд конкретных и взаимосвязанных задач, среди которых можно выделить следующие:

- исследовать аспекты правовой культуры, определить понятие «права человека», показать различные их формы и изменение их содержания в процессе развития общества;

- раскрыть социально-политическую сущность прав человека и их роль в развитии жизни общества, выявить механизм обеспечения реализации международно-правовых обязательств в области прав человека;

- показать общие черты и специфику политико-правовых аспектов в формировании правового государства;

- проанализировать предпосылки и особенности возникновения и становления правового государства в Таджикистане; исследовать процесс ломки старых политико-идеологических отношений в современном мире, показать противоречивые процессы формирования прав человека в условиях построения правового, светского, демократического государства;

- рассмотреть ход реализации принятых страной международных обязательств в области прав человека как важный фактор прогресса на пути демократических реформ в политике независимого государства. На наш взгляд данная тема, оставаясь долгое время вне поля зрения таджикских ученых и малоизученной в отечественной науке нуждается в глубоком исследовании и освещении именно сейчас, на этапе строительства гражданского общества и правового государства в Таджикистане.

Научная новизна. Диссертационное исследование является специальной работой по политологии, посвященной изучению политико-правовых аспектов международных обязательств в области прав человека. В диссертации, впервые сделана попытка исследовать нравственные и гуманистические стороны и аспекты международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека. Научная новизна исследования определяется тем, что в ней:

1. Показано возникновение и формирование прав человека в аспекте политико-правовой мысли прошлого и настоящего периодов истории человеческой цивилизации, проанализированы особенности социально-политических, экономических и духовных предпосылок формирования данной проблемы в Республике Таджикистан.

2. Исследован и проанализирован уровень состояния обеспечения прав человека в условиях Республики Таджикистан, выявлены основные социально политические факторы и особенности формирования приоритета прав и свобод человека.

3. Подвержены анализу и обобщены объективные и субъективные условия формирования прав человека, общие и специфические закономерности, вытекающие из них.

4. Специально обобщена и продемонстрирована роль НПО обеспечении выполнения международно-правовых обязательств в области прав человека в международной практике и в Республике Таджикистан. Определено место, роли и позиции таких организаций в процессе формирования правового государства.

5. Впервые, сделана попытка определить, конкретизировать и дать № научно-политическое понятие таким явлениям, как «права человека», «устойчивое развитие», «система международных и региональных механизмов», чего не было в предыдущих исследовательских работах таджикских ученых.

6. На основании тщательного изучения существующих источников в исследовании освещается широкий круг проблем и вопросов, касающихся концепции Мира; даны прогнозные обобщения, выводы, конкретные предложения и рекомендации.

Вместе с тем, в работе дается комплексный анализ социально-политических и правовых аспектов, обусловивших стабилизацию национального механизма обеспечения реализации международно-правовых обязательств Республики Таджикистан,

Диссертация явилась результатом научной работы, в которой обобщен опыт работы Таджикистана с особенностями развития прав человека таджикского народа в условиях становления демократического правового государства.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту. Анализ позиций многих исследователей по определению понятий «права человека», «устойчивое развитие», показывает, что права человека имеют многоаспектный характер и по разному отражают широту их подхода к раскрытию этих понятий. По мнению диссертанта в отечественной литературе еще нет устоявшихся общепринятых определений вышеупомянутых понятий. Поэтому весьма важен углубленный теоретический анализ и изначально четкая фиксация самого понятия «права человека», раскрытие их роли в социально-политической жизни общества. В этой связи необходимо исходить из следующих положений:

- права человека являются важнейшей частью развития демократического цивилизованного общества;

- отрицательное влияние пережитков прошлого, негативных явлений и противоречий может сказаться на процессе становления приоритета прав человека может сказаться на процессе становления приоритета прав человека;

- недооценка и игнорирование роли прав человека может стать существенным препятствием в деле обновления и развития гражданского общества;

- тенденция дальнейшего возрастания роли и значения приоритета прав человека в условиях реформации и демократизации общества в Таджикистане будут служить дальнейшей стабилизации и устойчивому развитию государства; результаты исследования, анализ общих закономерностей и региональных особенностей формирования прав человека в условиях суверенного Таджикистана могут быть использованы в дальнейшей работе по изучению данной проблематики в отечественной политологической науке.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования в настоящей работе является философский и социологический анализ различных общественных явлений в политико-правовых аспектах обеспечения международных обязательств в области прав человека. 

На базе диалектического и общесоциологического методов в диссертационной работе исследуется возникновение, формирование и развитие политико-правовых аспектов международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека.

Диссертация в методологическом отношении опирается на историко политическое наследство, накопленное предыдущими поколениями в области научного мировоззрения, проблемы духовной жизни общества. Методологической основой работы является философский и социологический анализ различных явлений в области политико-правовых аспектов. По мнению диссертанта, чтобы выявить действительные позиции приоритета прав человека, необходимо опираться на общесоциологическое объяснение историко-политического процесса.

Настоящее исследование позволяет выработать нужную методику учета и оценки тех объективных действий, в которых осуществлялся процесс становления приоритета прав человека, определивший особенности их нынешнего состояния.

В методике были тщательный текстологический анализ, сравнение источников, проводимые на методологической философской основе. В работе использован обширный круг политических, философских, правовых, экономических и социологических исследований.

С целью всестороннего ознакомления с процессом становления и формирования правового государства, а также политико-правовых аспектов в области прав человека, в период исследования глубоко изучался опыт работы НПО в Республике Таджикистан. Все эти материалы дали возможность связать научно-теоретические положения с практическими задачами по проблемам реализации политико-правовых аспектов международных обязательств в области прав человека.

Теоретическая и практическая ценность диссертации. Исследование места приоритета прав человека в системе духовной жизни общества, в конкретизации различных форм прав человека имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическая и практическая ценность исследования возникает в связи с тем, что формирование и становление прав человека осуществляется на основе комплекса, социально - политических, философских, правовых, нравственных знаний. Это требует глубокой разработки общетеоретической методологической основы проблемы, которая опиралась бы на учет накопленного опыта современного общества. Практическая ценность исследования имеет принципиальное значение при формировании приоритета прав человека.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшем анализе проблем формирования прав человека, раскрытии специфики политико-правовых аспектов в жизни нашего общества. Тем самым выводы настоящего исследования могут послужить исходной базой для дальнейшего формирования развития проблемы прав человека в нашей стране. Некоторые разделы диссертации могут использоваться кафедрами политологии, философии, истории и госправа высших учебных заведений.

Проблема исследования: Права человека в условиях формирования межгосударственных отношений.

Объект: Обеспечение международных обязательств в области прав человека, как фактор прогресса государства в построении демократического правового общества.

Предмет исследования: национальный механизм обеспечения реализации международно-правовых обязательств в области прав человека.

Цель: Раскрыть процесс становления прав человека в истории политико-правовой мысли. Теоретически обосновать средства и методы в обеспечении выполнения международно-правовых обязательств государства в области прав человека.

Задачи: В диссертации показано, что осуществление концепции о правах человека составляет основной феномен демократизации общества и приобретение статуса демократического, независимого, правового государства в Таджикистане. Исходя из этого, поставлены следующие задачи: раскрыть причины возникновения, сущность и формы проявления прав человека в государстве; рассмотреть понятие прав человека, как важнейший компонент политики любого государства; выяснить пути и методы разрешения проблемы прав человека в международной практике; рассмотреть и обобщить вклад отечественных и зарубежных С ученых в становлении данного процесса; проанализировать состояние и механизмы реализации принятых международных обязательств в области прав человека в Республике Таджикистан.  

Становление прав человека в истории политико-правовой мысли

Права человека - выдающееся достижение человеческой цивилизации, путь к которому исчисляется длительным многовековым периодом, является замечательным открытием человечества. В различные периоды истории политико-правовой мысли идея прав и свобод человека, нравственной ценности человеческой жизни и личности занимала умы людей и являлась одной из самых существенных причин острык классовых битв, различных войн и восстаний. Право на жизнь, на уважение человеческого достоинства, на неприкосновенность личности, свободу совести и убеждений были необходимыми условиями существования индивида. Каждое новое поколение, защищая права человека часто ценою жизни, добивалось расширения прав и свобод человека, вело к ограничению произвольных действий должностных лиц и государственных органов. Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем практики правового государства и прав человека оказали политико-правовые идеи и институты древней Греции и

Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Следует отметить, что в процессе углубившихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке публичной власти становится властной силой, т.е. (общеобязательным законом), а публично-властная сила (с ее возможностями), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, - справедливой, т.е. (соответствующей праву) государственной властью.

Символическим выражением подобных представлений стал образ правосудия - Фемиды - с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия, олицетворяющий единение силы и права: охраняемый богиней правопорядок в равной степени мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия (остающийся и сегодня наиболее подходящим символом для правовой государственности) выражают смысл и идею не только справедливого государства вообще. Почтением именно к справедливому и разумному закону продиктован бессмертный афоризм Гераклита «Народ должен сражаться за закон, как за свои стены».

Еще в Древней Греции принимались законы, содержавшие в себе элементы демократии позволявшие привлекать к ответственности государственных чиновников. Идеи теории ценности и всеобщности закона и законности, закона и его власти как сочетания права и силы, начальные представления о правах человека, о государстве и правовом равенстве формировались в учениях Солона, Сократа, Пифагора, Платона, Демокрита, Перикла, Полибия, Цицерона, Аристотеля, и др. Так, в трактате Платона «Государство», давшего определение идеальному государству, состоящему из иерархии трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники, где отсутствует частная собственность, деление людей на свободных и рабов, признается равноправие женщин и мужчин.

В сочинении Аристотеля «Политика» - главном его политологическом сочинении, дано понятие наилучших форм государства (монархия, аристократия, полития - умеренная демократия) и наихудших его форм (тирания, олигархия). Он считал, что ... человек по своей природе есть существо политическое, стремящееся к государственному общению..., человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех.... Следует также отметить, что ему принадлежит идея разделения властей, нашедшая более полное развитие в учениях представителей эпохи Просвещения. Он отмечал, что во всяком государственном строе имеются три элемента: первый законосовещательный орган о делах государства, второй - магистратуры, третий - судебные органы. Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места любой форме государственного строя.1

Важную роль в формировании идей правового равенства людей сыграло учение Пифагора и его последователей. Необходимость соблюдения всеми разумных и справедливых законов обосновывал Сократ. А связь права и прав индивида с государством с целью общей пользы и безопасности трактовал Эпикур.

В Древнем Риме выдающийся мыслитель и государственный деятель Цицерон в своих политико-правовых учениях «О государстве», «О законах», «Об обязанностях» и др. развивал мысль о том, что по природе «...все мы подобны и равны друг другу...», «...между людьми никакого различия нет...», «...человек-гражданин всего мира...». Другой римский философ Сенека высказывался о том, что людям, принадлежащим к одному государству, следует признать действие общемировых законов и руководствоваться ими."

Приоритет прав человека как политический фактор устойчивого развития правового государства

История становления и развития государственности находится в неразрывной связи с различными формами взаимоотношений власти и человека, всегда являвшимися определяющими в политике государств любой общественно-политической формации. Если исторически проследить путь становления идеи прав человека и правового государства, то его нельзя связывать напрямую с какой-то определенной формацией. В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к.правам человека и правовому государству. Формация характеризует лишь стадию социально-экономического развития, положение классов и социальных групп в обществе, однако не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав. На начальных этапах развития государственности индивид соответствующей классовой принадлежности либо имел возможность воздействия на власть, либо являлся бесправным лицом, отягощенным бременем обязанностей. Неравенство правовых позиций индивида было свидетельством ограниченности свободы и демократии, невысокого уровня культуры общества и, в конечном счете, неразвитости государственности. Формирование правового равенства явилось крупнейшим шагом к свободе, праву, новому этапу общественно-политического развития государственности - правовому государству. Многовековая история становления идей правового государства включает прогрессивные представления о цивилизованном государстве, несовместимом с беззаконием и насилием властей, уходящим в глубины античного мира, где государства-полисы достигли высот политического и культурного развития. Полис - первая в истории человечества форма сообщества, которую можно определить как гражданский коллектив. «Благодаря именно этим своим особенностям полис сумел выработать и затем передать в наследство грядущим поколениям огромное духовное богатство, идеи гражданства, демократии, республиканизма», отмечает исследователь С. Л.Утченко.1 Вполне понятно, что идеи гражданства, гражданственности и демократии претерпели значительные изменения за прошедшие тысячелетия, однако уже в своем первичном состоянии понятие гражданина как носителя определенных прав явилось прорывом в области развития духовной культуры человечества на его пути познания свободы. Однако свобода дается каждому в равной мере, в том числе слабому и не имеющему средств к существованию. Это равное право каждого человека должно быть защищено государством, тем более, что именно государство устанавливает предел свободы каждого и наказывает за злоупотребление свободой. Государственная власть, если она действует беспредельно и бесконтрольно, может попрать свободу, защищать которую она, призвана. Как не может быть абсолютной свобода государства, так и не может быть безграничной свобода каждого: неограниченная свобода приводит к неограниченной деспотии, Если человек не знает заранее, какие действия могут привести к санкциям со стороны государственных органов, то от его свободы ничего не остается. Так, некогда императрица Екатерина II пришла к осознанию того, что свобода - это уверенность в том, что дозволено делать все, что не запрещено законом. Действия государственных органов в отношении граждан должны отвечать закону, ограничение их свобод возможно только в предусмотренных законом случаях. Гарантию этого может дать лишь право каждого проверить правомерность действий государственных органов посредством надлежащего разбирательства беспристрастной инстанцией. В правовом государстве органы власти и управления, посягающие на свободу отдельных лиц, в своих действиях ограничены законом. При этом граждане, подвергающиеся посягательствам на их права, могут прибегнуть к проверке законности таких посягательств через судебные инстанции. Охрана свобод без правового государства в той же мере немыслима, в какой правовое государство немыслимо без свободы каждого.

Смена одной общественно-политической формации другой всегда определяет не только новый характер государства, отражающий принципы взаимоотношений власти и индивида, но и новые позиции по отношению к праву, законности и правовому положению личности.

Сам термин «правовое государство» был введен в научный оборот в первой трети XIX в. Немецкими юристами К.Т.Велькером, И. Арестином и др. Идеи о правах человека и правового государства нашли широкое отражение и в %, русской политико-правовой мысли. Теория правового государства разрабатывалась и пропагандировалась видными русскими учеными В.М. Гессеном, П.Н. Новгородцевым, Б.А.Кистяковским. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева и др. Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов, и философов XIX - начала XX в.в., Н.М, Коркунова, С.А, Котляревского, Чичерина, Н.А. Бердяева, А.Р. и др.

По словам исследователя Б.Кистяковского: «Правовое государство-это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как 1 реальный факт».

Политико-правовой анализ системы международных и региональных механизмов реализации обязательств государств в области прав человека

Система международного контроля за уважением прав человека сложна и недостаточно совершенна, что естественно сказывается на ее эффективности, поскольку представляет собой явление новое и находится в стадии становления. Как известно, в международных отношениях практически до конца XX в. не было над государственных органов, которые могли бы контролировать осуществление принципов и норм международного права, в необходимых случаях претворять их в жизнь или налагать санкции за нарушение взятых обязательств. Поэтому государства первоначально предусмотрели создание международного контрольного механизма, возникшего в результате расширения международного правотворчества, усложнения межгосударственных связей, появления глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего человечества. В этом процессе значительную роль играл и тот фактор, что многие вопросы, ранее относившиеся к внутренней компетенции государств, стали регулироваться на международном уровне. Функции международного контроля постоянно расширяются, при этом некоторые его формы и методы заимствуются из внутренней практики государств. Контроль оказывает самое серьезное влияние на эффективность применения согласованных норм и принципов международных отношений, на их реальное соблюдение каждым государством — участником международных соглашений. Формы такого контроля во многом зависят от характера нарушений прав человека и могут быть самыми разнообразными. Они определяются Уставом ООН, решениями Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, международными соглашениями универсального и регионального характера.

Цель контрольного механизма состоит не в принуждении или применении санкций к государствам за невыполнение взятых ими на себя обязательств, а лишь в контроле над претворением в жизнь положений международных соглашений. Одна из основных задач органов контроля — оказывать путем принятия соответствующих решений и рекомендаций содействие и помощь государствам в выполнении ими международных обязательств.

Институт контроля на рубеже XX в. получает широкое распространение в различных областях межгосударственных отношений, и в особенности в сфере прав человека. Государства, соглашаясь на международно-правовое регулирование основных прав и свобод человека, берут на себя соответствующие обязательства. Объекты таких обязательств — права человека — претворяются в жизнь самими государствами. Однако их осуществление подлежит контролю со стороны международного сообщества. В этом состоит одна из принципиальных специфических черт международно-правового регулирования прав человека. Роль контрольных органов в современных условиях постоянно возрастает. Все большее внимание уделяется их функциям и полномочиям в деятельности ООН и в различных международных соглашениях. Имплементация прав человека осуществляется в основном законодательными, административными и иными средствами, имеющимися в распоряжении каждого государства, а международные органы лишь контролируют этот процесс. Они не обладают функциями непосредственного претворения в жизнь прав человека с помощью средств, находящихся в их распоряжении, их задача в другом. На конкретных случаях они демонстрируют должное отношение к правам человека и тем самым воздействуют на правотворческую и правоприменительную политику государств. ф Нельзя рассматривать международные средства контроля над соблюдением прав человека как кассационную инстанцию в отношении внутригосударственных решений. Контрольные функции состоят в осуществлении контроля над соответствием поведения государств международно-правовым нормам. В этих целях международные контрольные органы вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях.

Основными мерами международного контроля являются: рассмотрение периодических докладов государства, процедуры рассмотрения споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений, а также рассмотрение индивидуальных сообщений (петиций).

Роль НПО в политике государства по обеспечению выполнения международных обязательств в области прав человека

Развитое демократическое государство не может существовать без сильного гражданского общества. Что представляет собой гражданское общество? Это — общность людей, добровольно сформировавшихся в негосударственные структуры для совместной деятельности в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества. Есть и другие определения гражданского общества: совокупность негосударственных - экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, нравственных и других отношений; сфера самоуправления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти.

Гражданское общество не может быть введено сверху, учреждено декретом, законом или указом. Оно продукт длительного развития самого общества, социального прогресса, культуры, цивилизации. Это особый стиль жизни, мышления и общения, особый экономический уклад. Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга — одно немыслимо от другого. Иными словами правовым государство станет тогда, когда сформируется полноценное гражданское общество. Оно создает необходимые условия и атмосферу для беспрепятственной реализации основных прав и свобод личности, принципов демократии, равноправия, нравственности и культурных ценностей, идеалов справедливости. Гражданское общество -открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно - распорядительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу."

Бывший Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали в своем докладе на 48 сессии Генеральной Ассамблеи (май 1994 г.) отметил, что сильное гражданское общество необходимо для обеспечения длительного и успешного развития мирового сообщества. Правительства должны осуществлять руководство и оказывать содействие этому, однако они не могут и не должны быть единственной движущей силой прогресса. Любое правительство обязано принимать меры к тому, чтобы социальные и экологические факторы учитывались в рамках рыночной экономики, и чтобы особое внимание уделялось мероприятиям, способствующим развитию человека во всех сферах жизни общества. Образование, здравоохранение, жилищное строительство и социальное обеспечение относятся к числу тех конкретных областей, где часто требуется вмешательство государства. Стабильную экономику и стабильный политический порядок нельзя построить в нестабильном обществе. Для того чтобы полностью реализовать свой потенциал, люди должны активно участвовать в выработке своих собственных целей, а их голоса должны быть услышаны в директивных органах.

Вопрос о роли общественных объединений в механизмах защиты прав человека достаточно нов для гуманитарной науки. Неправительственные организации - это добровольные, самостоятельные, самоуправляемые, некоммерческие формирования неполитического характера национального, регионального и международного уровней, не учрежденные государственным органом, а образовавшиеся в результате свободного волеизъявления и по инициативе индивидуумов, объединившихся на основе общности интересов для совместной деятельности.

Особое место в ряду общественных объединений занимают правозащитные НПО, создаваемые во имя защиты гражданских, экономических, социальных и культурных и др, прав, К правозащитным НПО относятся также различного рода объединения, которые рассматривают вопросы защиты прав и свобод как целевую задачу обеспечения интересов определенных категорий населения (инвалидов, детей-сирот, участников войн, жертв политических репрессий и т.д.). Такие объединения являются институтами гражданского общества, а опыт многих стран мира убеждает, что процесс становления правового государства находится в пропорциональной зависимости от участия в нем общественности, от уровня правосознания людей и их способности реализовать одно из основополагающих прав человека - создавать ассоциации и вступать в них для защиты своих интересов.

Похожие диссертации на Политико-правовые аспекты международных обязательств Республики Таджикистан в области прав человека