Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русский драматический театр в Якутии (Особенности развития в национальной республике) Крылова Вера Климентьевна

Русский драматический театр в Якутии (Особенности развития в национальной республике)
<
Русский драматический театр в Якутии (Особенности развития в национальной республике) Русский драматический театр в Якутии (Особенности развития в национальной республике) Русский драматический театр в Якутии (Особенности развития в национальной республике) Русский драматический театр в Якутии (Особенности развития в национальной республике) Русский драматический театр в Якутии (Особенности развития в национальной республике) Русский драматический театр в Якутии (Особенности развития в национальной республике) Русский драматический театр в Якутии (Особенности развития в национальной республике) Русский драматический театр в Якутии (Особенности развития в национальной республике) Русский драматический театр в Якутии (Особенности развития в национальной республике)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крылова Вера Климентьевна. Русский драматический театр в Якутии (Особенности развития в национальной республике) : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 : Москва, 2004 265 c. РГБ ОД, 61:04-17/211

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Русское население Якутии в ХУН - XIX вв. и его духовная культура. Театральный кружок демократической интеллигенции и зарождение профессионального сценического искусства в Якутии .

1. Краткие сведения из истории вхождения народов Якутии в состав российского государства и ее заселения русскими .

2. Духовная культура русского населения Якутии. Элементы театральности в обрядах, играх, празднествах, фольклоре. Народный театр .

3. Русский любительский театр в Якутии 29

/Краткие выводы/ 54

Глава 2. Русский драматический театр Якутии в советский период /до начала перестройки/

1 . Создание профессионального государственного театра (1920 г.) и его деятельность во время Гражданской войны в Якутии (1921 - 1923 гг.)

2. Образование Якутской АССР (1922 г.). Организация Якутского национального театра. Деятельность русских артистов в Якутске в 1922 -1927 гг.

3. Русский театр ЯАССР в довоенный период. Театральные коллективы, работавшие в Якутске (1927 -1941 гг.).

4. В годы Великой Отечественной войны. 103

5. Русский драматический театр в послевоенный период и годы «оттепели» (1946 - 1964). «Бесконфликтные» спектакли в «бесконфликтном» обществе. Взгляд театра на прошлое и настоящее.

6. Республиканский русский драматический театр Якутской АССР во второй половине 60-х - первой половине 80-х годов.

/Краткие выводы/ 151

Глава 3. Театр времен перестройки. Первые постсоветские сезоны (1985-2000 гг.)

1. Русский драматический театр Якутии в период «перестройки» (1985-1991)

2. Русский академический драматический театр имени А.С.Пушкина в последнее десятилетие XX века.

/Краткие выводы/. 185

Заключение 187

Примечания 192

Источники 199

Литература 206

Приложение 212

Введение к работе

Русский драматический театр Республики Саха (Якутия) на научном уровне до сих пор не был исследован.

Опубликованы сотни информационных заметок, статей, рецензий на спектакли в газетах и журналах, написаны творческие портреты о ветеранах сцены и талантливой молодежи, заслуживают внимания выступления критиков и театроведов в столичной печати на обсуждении итогов сезона и гастролей, но не было пока обобщающих работ о столетнем пути коллектива. Монография автора настоящей диссертации «Времен связующая нить» (Русский драматический театр в Якутии от истоков до 90-х годов XX в.) /Новосибирск: СИФ РАН, 2004./ посредством анализа спектаклей обозначает основные пути развития исследуемого театра.

У русского театра в Якутии не было ни своего историка, какие имеются у большинства театров России, ни даже простых летописцев, которые собирали бы полученные о нем сведения. Поэтому историку, решившемуся заняться его исследованием, приходится проделывать длительную по времени работу в разных архивах, просматривать периодическую печать за сто лет и мемуарную литературу.

В Сибири еще не выходили свои газеты, но в Петербурге по изданной там книге Н.С.Щукина «Поездка в Якутск» (изд. 1-е. 1833) уже знали о любительских спектаклях на далекой Лене. По крупицам приходилось собирать сведения об участниках любительских спектаклей из «Памятных книжек» и «Адрес-календарей» Якутской области. Легче обстояло дело с репертуаром. Документы о нем частично сохранились в фондах Национального архива, но большей частью в виде объявлений в местной печати, что позволило привести почти полный репертуар кружка с 1893 г. Некоторые сведения получены из воспоминаний политических ссыльных, журнала «Каторга и ссылка». С началом выхода в Иркутске общественно-политических и литературных газет («Амур», «Сибирский вестник», «Сибирь», «Восточное обозрение») на их страницах регулярно появляются корреспонденции из Якутска, иногда содержащие сведения о театре. Чаще об этом пишет областная печать: «Якутские областные ведомости», «Якутский край», «Якутская жизнь», «Якутская окраина». «Якутские вопросы», «Якутские зарницы», «Ленские волны», «Известия Якутского революционного штаба Красной Армии», «Известия Якутского временного революционного комитета», «Красный Север», «Ленский коммунар». Комплекты этих газет и журналов, хранящиеся в библиотеках, обследованы. Просмотрены также комплекты газет и журналов «Автономная Якутия» («Социалистическая Якутия»), «Молодежь Якутии», «Кыым», «Красный Север», «Власть труда», «Советское искусство», «Литература и искусство», «Литературная газета», «Советская культура», «Культура», «Полярная звезда», «Театр», «Театральная жизнь» «Современная драматургия», и др. для извлечения из них материалов на избранную тему. Проанализированы имеющиеся протоколы Художественного и Репертуарного советов Министерства культуры ЯАССР и ГРДТ, необходимые документы Гос. архива РФ, РГАЛИ, Нац. архива Республики Саха /Якутия/, личные записи, иконографический материал.

Работы некоторых исследователей по отдельным вопросам, затронутым в диссертации, вызывают у нас возражение. Соискатель не согласен с высокой оценкой, которую дают кандидаты искусствоведения Л.Г.Тамашин, А.С.Иванов, Т.А.Стеркин советскому агиттеатру. По нашему мнению, исполнение агиток неизбежно потеснило истинное искусство, подрывало веру, оправдывало насилие.

Образно говоря, «история вопроса» не имеет истории. О русском театре в Якутии очень кратко писал Г.П.Тихонов в сборнике «Якутская советская литература и искусство» (1964) и театровед Д.К.Максимов, опубликовавший несколько обзорных статей в газете «Социалистическая Якутия». В своей монографии «Очерки истории Якутского драматического театра» (1985) Максимов указывал на Русский театр, как на источник, повлиявший на формирование якутской театральной культуры. В шеститомном издании «История советского драматического театра» исследователь истории Якутского театра Т.А.Стеркин лишь упоминает о Русском драматическом театре в ЯАССР. Во втором (1966) и третьем (1967) томах он приводит некоторые данные о той роли, которую сыграл этот театр в становлении якутского сценического искусства. Ив других статьях Стеркина русскому театру республики посвящено несколько строк. В справочнике П.П.Никитина «Мастера Якутской сцены» (1985) ему уделено большее внимание и приведены биографические справки о русских артистах и работниках театра, удостоенных почетных званий - Н.А.Константиновой, В.А.Антонове, К.Т.Ануфриеве и др. Только на рубеже XX и XXI веков автор настоящей диссертации предпринимает попытки теоретического осмысления некоторых аспектов истории русского театра в Якутии (перечень публикаций приведен в автореферате).

Так мы подошли к вопросу о целях, задачах, актуальности и значении предлагаемой диссертации. Они взаимосвязаны и сводятся к одному: предложить на суд научной общественности работу по далеко не исследованной теме, закрыть «белое пятно» в российском театроведении, выразить свое мнение в науке о театре.

Объектом исследования выступает Государственный академический ордена «Знак Почета» Русский драматический театр имени А.С.Пушкина в Якутии. Предметом исследования являются организационные, финансовые, репертуарные и художественные проблемы театра и его спектакли. В спектаклях воссоздается целый пласт жизни, фокусируется энергия драматургов, режиссеров, актеров, художников, т.е. все компоненты театра. Концентрируя внимание на спектакле, мы тем самым затрагиваем историю самого театра, идейно-художественную сторону его деятельности. Ведь именно на сцене, в спектаклях отражаются общественные, человеческие проблемы.

Цель и задачи исследования — показать особенности творческого пути русского театра в национальной республике, отразить основные этапы истории Русского драматического театра в Якутии с последнего десятилетия XIX в. до конца XX столетия, осветить узловые моменты его становления, проследить взаимовлияние сцены и общества. Вместе с тем, характеризуя особенности режиссерской трактовки, рассмотреть искусство актеров.

К диссертации выборочно прилагается репертуарный план театра.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней заложены основы изучения, создана фактологическая база истории русского драматического театра в Якутии, обозначена периодизация, показаны его истоки.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях Отдела литературы и искусства, Центра изучения русского населения, Отдела истории Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия).

В работе применен комплексный подход к изучению спектакля. В процессе написания диссертации автор опирался на научную литературу, посвященную театральному искусству, труды выдающихся деятелей театра К.Л.Рудницкого, П.А.Маркова, Ю.А.Дмитриева, И.Л.Вишневской и др. Он также использовал концептуальные подходы, которые выработали ученые Академии наук Республики Саха /Якутия/ и Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова, готовя публикацию нового издания «Истории Якутии с древнейших времен до наших дней». Они применимы к написанию труда по истории театра.

Отбор фактического материала, его осмысление и обобщение предопределен состоянием современных представлений науки изучаемого этапа о ценностях общественного развития. Изменение последних неизбежно ведет к пересмотру и переоценке событий и явлений.

«После падения в России тоталитаризма произошли существенные изменения и в общественных науках. Стало возможным осмысливать факты, явления с позиций свободного выбора методологии исследования. Особое признание приобретает цивилизационный подход к изучению истории. Он способствует формированию представлений об историческом процессе как процессе многолинейном, многовариантном, при этом, не отвергая методики иных направлений, носит сравнительный характер. Корреляция между общим (Россия) и особенным (регион) дает возможность отойти от прежнего распространения общей периодизации истории России на историю Якутии. Сегодня кажется искусственной существующая периодизация развития края, привязанная к схеме развития Центральной России. Многие тенденции, протекавшие в центре, реализовывались в Якутии с запозданием, часто видоизмененными, или вообще не проявлялись из-за специфики местных условий. Не следует преувеличивать роль политической ссылки, сводя ее к едва ли не единственному фактору, влияющему на общественно-политические процессы в Якутии. Новые данные свидетельствуют, что основную часть (около 97%) Якутской ссылки составляли уголовники и сектанты»1.

Реконструируя события и явления прошлого, предполагаю трактовать их как непрерывный многомерный процесс, обусловленный цивилизационной неоднородностью народов края и наличием различных типов локальных цивилизаций. Непрерывность подразумевает изъятие 1917 г. как рубежной даты развития региона в XX в. Революция 1917 г., хотя и предопределила начало радикальных политических, социально-экономических и культурных преобразований, изменивших судьбы народов Якутии, не нарушила общего хода ее истории. Кроме того, Советская власть установлена в Якутии окончательно только в самом конце 1919 г. Это значительный временной сдвиг. Современные исследования и новые подходы позволяют более объективно осветить события 1917 - 1921 гг. в Якутии.

В феврале 1917 г. пало самодержавие. Становление новой власти в Якутии происходило по мирному варианту. Был сформирован единый блок демократических, национальных и религиозных сил в лице Якутского комитета общественной безопасности (ЯКОБ). И хотя по примеру центральных областей России был также создан Якутский Совет рабочих депутатов, двоевластия в Якутии не было. Все местные органы признавали легитимность новой власти и подчинялись Временному правительству в Петрограде.

«Ранее сильно преувеличивалась роль большевистской фракции РСДРП в установлении новой власти и демократических преобразований в Якутии. Намеренно замалчивалась или превратно толковалась деятельность других политических объединений и их лидеров, что требует пересмотра с учетом новых данных.

В первоначальном издании «Истории Якутской АССР» деятельность национальной интеллигенции в революционных событиях 1917 г. оценивалась негативно: она представлялась как «защитница интересов тойонско-буржуазных элементов», «буржуазных националистов». «Исследования ученых республики последних лет позволяют по-новому оценить роль национальной интеллигенции и ее ярких представителей (В. В. Никифорова, Г.В.Ксенофонтова, И.И.Говорова и др.) в организации национально-освободительного движения, в борьбе за представление Якутии независимости, вхождении в состав России. С ее деятельностью также связаны успехи двухлетнего земского самоуправления.

Пересмотру историков подлежит и существующее в трудах их предшественников положение о периоде так называемой «колчаковской военно-террористической диктатуры» в Якутии, совпадающей со временем земского самоуправления. В Якутии в отличие от большей части Сибири колчаковской диктатуры не было. Подверглись аресту только немногочисленные представители партии большевиков»2.

Новые концептуальные подходы и принципы мы будем излагать в последующих главах и разделах диссертации.

Прежде чем перейти к непосредственному освещению истории Русского театра в Республике Саха /Якутия/ мы сочли необходимым кратко рассказать о том, как появились русские на северо-востоке Азии, какую духовную культуру они принесли, как ее хранили и развивали в новых условиях сурового края, вдали от сородичей.

Во второй и третьей главах диссертации соискатель будет придерживаться проблемно-хронологического принципа построения своего исследования, чтобы более детально рассмотреть узловые процессы и явления в истории русского театра в Республике Саха (Якутии).

Краткие сведения из истории вхождения народов Якутии в состав российского государства и ее заселения русскими

Ко времени прихода русских на северо-восток Азии (первая треть ХУП в.) «якуты жили в рамках природного годового цикла, которым были обусловлены их полуоседлый образ жизни и тип хозяйства. Основным занятием было скотоводство, адаптированное к суровым климатическим условиям, наряду с ним - охота, рыболовство. На высокой ступени стояло кузнечное ремесло. В социальном отношении для якутов характерен был классический строй военной демократии с отчетливыми признаками социальной дифференциации. Духовная культура, верования народа также тесно была связаны с природным циклом.

Внутреннее воспроизводство якутского общества было прервано появлением русских в ХУН в. Русские казаки, не встретив серьезного противостояния на средней Лене, продолжили свое дальнейшее продвижение на север и восток. Случаи открытого столкновения якутов с русскими, конечно, имели место, особенно при обложении ясаком, но они не меняют общей устоявшейся оценки о преимущественно мирном присоединении Якутии к Русскому государству».1

В 30-е годы XX в., освоив районы по среднему течению Лены и ее притокам - Вилюю. Олекме, Алдану, Амге, а также по впадающим в море Лаптевых рекам Оленек, Омолой, Яна, русские казаки-землепроходцы, совершив ряд великих географических открытий, вышли к Индигирке, Алазее, Колыме и достигли азиатского побережья Тихого океана.

В 1628 - 1636 гг. российское подданство приняла основная масса якутов, проживавшая по берегам Лены. «Другие народы (эвенки, эвены, юкагиры) стали подданными России в 40-е годы. Все они населяли огромную территорию, на которую предстояло распространить порядок административно-государственного управления»2.

В 1638 г. был образован Якутский уезд с непосредственным подчинением Сибирскому приказу и составлена «память» воеводам. К концу 40-х годов граница уезда проходила по естественным рубежам - побережью Северного Ледовитого и Тихого океанов и становому хребту. «В 1648 г. верховья Лены и бассейн р. Илим были выделены в самостоятельный Илимский уезд, часть волостей которого то возвращалась Якутску, то передавалась Илимску. В конце ХУН - начале ХУШ вв. в состав Якутского уезда вошла Камчатка. По административному делению 1708 г. вся Сибирь стала одной губернией - Сибирской со столицей в Тобольске. В 1719 - 1724 гг. она была разделена на три провинции: Тобольскую, Енисейскую, Иркутскую. Якутск подчинялся Иркутским провинциальным воеводам, в 1775 г. Якутский уезд был превращен в провинцию, которая в 1783-1798 гг. входила в состав Иркутского наместничества, а с 1798 г. - в Иркутскую губернию. Наконец, в 1805 г. образована Якутская область в составе пяти округов - Якутского, Олекминского, Верхоянского, Среднеколымского и Вилюйского. В 1849 г. в область вошел Охотский округ, переданный в 1858 г. в Приморскую область. Коренное население было объединено в административные волости (всего 36) в местах проживания якутских родов»3.

Из-за климатических и природных условий на большей части территории Якутии русское освоение носило преимущественно промысловый характер. С упадком соболиных промыслов русские промышленники образовали в низовьях Лены и Оленька, на Анадыре и Колыме постоянные русские поселения.

В начале 1640-х годов русские выявили в Якутии районы, в которых возможно ведение земледелия. «С середины ХУП в. в устье Олекмы, около Якутска, на среднем течении Амги, в устьях Витима и Пеледуя появились русские пашни»4.

Первооткрыватели Якутского края положили начало его русскому населению. Оно было малочисленно и росло медленно. Причина -отдаленность и обширность края, суровые природные условия, отсутствие путей сообщения, кроме водных, а также политика правительства, неохотно соглашавшегося на увеличение численности служилых людей ввиду трудности их снабжения хлебом и снаряжением. Просьбы якутских воевод по этому вопросу удовлетворялись не в полной мере.

Не удивительно, что «в 1651 г. по Якутскому воеводству числилось всего 453 служилых. В 1676 г. на государевой службе тоже состоял лишь 531 человек. В 1682 г. число «сударских» людей было доведено до 717, к концу века - до 920, а в 1737 г. составило 1431 человека. Но так как часть из них имела семьи, то общая численность русского населения, относившегося к этой категории, была гораздо больше.

В первые десятилетия основная масса служилых людей присылалась из сибирских городов, со временем якутский гарнизон стал пополняться на месте, из детей и родственников. Их было немного, так как большинство казаков состояло из людей «одиноких». Поэтому ссыльных предписывали «поверстать в службу». Главным источником пополнения состава служилых людей были «гулящие» люди, рекрутировавшиеся из бывших промышленников.

Служилое население Якутского воеводства сосредоточивалось в острогах, острожках и ясачных зимовьях, расположенных, по берегам Лены, Вилюя, Алдана, а также других дальних «заморских рек», впадающих в северные моря: Оленька, Яны, Индигирки, Алазеи, Колымы, Анадыря и Охотского моря. По данным 1676 г. на пространстве огромного Якутского воеводства, кроме Якутского острога, было три острожка и 21 ясачное зимовье. В каждом острожке и зимовье ежегодно проживало, в зависимости от размеров прикрепленной территории, от трех до 20 казаков» 5.

Важнейшей обязанностью якутских государевых лиц являлись «прииск новых землиц неясачных людей» и привод их «под царскую высокую руку». Поэтому якутские воеводы отправляли своих представителей для открытия новых земель, а стало быть, и для строительства новых русский поселений. Казаки закладывали острожки и ясачные зимовья, часть которых превратились в центры экономической жизни, подыскивали удобные для хлебопашества места, доставляли хлебные запасы и т.д. Словом являлись той силой, через которую осуществлялось управление не только местным, но и пришлым населением: торговыми, промышленными и посадскими людьми, пашенными крестьянами.

Духовная культура русского населения Якутии. Элементы театральности в обрядах, играх, празднествах, фольклоре. Народный театр

С конца XVI в. в общее культурно-историческое развитие народов Сибири, в том числе Якутии, включается культура русского населения. Она обогатила культуру аборигенов, способствовала ее дальнейшему развитию и обогатилась сама.

«Приток переселенцев из различных районов страны, разнообразие связей русского населения с местными народностями, сложные миграции внутри определили специфику этнического развития русских в Якутии. Эта специфика отразилась в формировании черт, присущих культуре русского населения Сибири в целом и его отдельных локальных групп. Ускорение этнической интеграции русских в процессе развития капитализма, складывание общих черт в их культуре сопровождалась сглаживанием различий в культуре пришельцев.

Но если в Европейской России характерной особенностью интеграции было накладывание новых общих черт на локальную культуру отдельных этнических групп, то в Сибири дело обстояло иначе.

На осваиваемых территориях происходило взаимодействие культур различных этнических и локальных групп населения. При этом нередко наблюдался «стык» культурных традиций различных этнических общностей, что при определенных условиях вело к культурным изменениям и новообразованиям: исчезновению одних черт, модификациям других и зарождению новых. ...

Новый общий слой культуры как порождение времени существовал и в Сибири, но здесь он накладывался не только на сложившиеся местные, но и на принесенные извне особенности». Заселяя Сибирь, покидая надолго или навсегда родные края, русские люди приносили на новые места свои давние обычаи, традиции, обряды, сохраняя их на многие десятилетия и века.

Более суровые природно-климатические условия, конечно, внесли некоторые коррективы во время проведения тех или иных хозяйственных работ, но они не могли изменить циклический характер трудовой жизни деревни, соответствующий смене времен года и связанный с ней обрядовый календарь.

Календарные обряды русских носят земледельческий характер. В их древней смысловой основе заложено в первую очередь аграрно-продуцирующее значение, стремление обеспечить плодородие полей и стад магическим воздействием на таинственные силы природы.. Этнограф А.А.Макаренко определил земледельческие праздники как своеобразные «"исторические сторожевые вехи", по которым сибиряки привыкли рассчитывать свои занятия и досуг»10.

Сибирские праздники, которые могли воспринять в Якутии, «в основе своей сохраняли общерусские традиции и уходили корнями в обрядовую жизнь древних славян, хотя к началу XX века претерпели значительные изменения. В обрядовый церемониал вошли некоторые местные черты и элементы. Аграрно-магическая сущность обрядов постепенно забывалась, и в большинстве случаев они превращались в своеобразную игру»11.

Одним из самых почитаемых и веселых праздников русских крестьян являлись святки (25 декабря - 6 января) - время празднования славянского Нового года. Они завершали старый год и открывали новый. В основе святочной обрядности лежит представление о «рождающемся новом солнце» о его круговороте, и связанные с ним магические действия, отражающие стремление людей предугадать будущее, получить хороший урожай и приплод скота.

Большую роль в обрядности играло колядование. «Ватаги маскированной молодежи с пением колядок обходили селение. Заходя в дом, разбрасывали зерно в переднем углу, на полу, величали, славили хозяина и его домочадцев, желали им здоровья и благ: Хозяин во дому, как Адам в раю; Хозяюшка во дому, что малинка во саду; Малы детки во дому, ровно пчелки во меду! Здравствовать хозяевам!.. При получении хорошего подаяния пели: Зароди вам, боже, жито, пшеницу. Всякую пашницу... Тем же, кто ничего не подавал, грозили: Не дадите пирога Мы корову за рога; Жеребенка за хвост Уведем на мороз»12. Одним из основных элементов святочных игрищ и забав было ряжение. Маски и личины ряженых в Якутии имели местное происхождение. Наряжались китайцами, цыганами, колдунами, преображались в козу, медведя, гуся. Женщины переодевались в мужскую одежду, мужчины - в женскую. Водили по домам козу, коня, подшучивали над простаками, устраивали комические «похороны» и т.п. Все это вызывало смех и по древним представлениям должно было повлиять на плодородие земли и благополучие людей.

О святках в Среднеколымске лаконично отозвался политический ссыльный И.В.Шкловский: «С Рождества до Крещенья по домам ходят ряженные или «мушкирированные». Костюмы несложные: чукча, ламут закутается с головой в заячье одеяло, или рубашку вывернет, на голову наденет тарелку, а лицо закроет платком. «Мушкируется» весь город, от малолеток до древних стариков включительно»13.

Создание профессионального государственного театра (1920 г.) и его деятельность во время Гражданской войны в Якутии (1921 - 1923 гг.)

10 июня 1920 г. на заседании Якутского районного (областного) революционного комитета было принято решение о национализации Клуба приказчиков со всем театральным имуществом и передаче его в распоряжение Отдела Народного образования. Все театральные предметы (мебель, домашняя утварь, одежда и оружие разных эпох, сохранившиеся декорации, материал, краски, инструменты для изготовления новых, пьесы, ноты, парики, гримировальные принадлежности и проч.) послужили основой для организации новой декоративно-плакатной мастерской. Сцена, зрительный зал, фойе, подсобные помещения, декоративно-плакатная мастерская явились материальной базой для создания государственного театра в г. Якутске, который планировалось открыть с началом очередного зимнего сезона. Предполагалось задействовать в спектаклях участников прежнего театрального кружка, пригласить новых работников, даже репертуар составить из ранее игранных пьес, так как новых не нашлось.

Таким образом, советская власть возобновила деятельность театра, прерванную в сезоне 1918/19 гг., и обеспечила преемственность демократических традиций русской сцены.

Созданная режиссерская коллегия, в которую вошли И.И.Колмогоров, И.А.Рогожин, П.А.Бондалетов, П.Ф.Червинский, Л.И.Парадовский. М.Н.Стародуб, должна была заниматься формированием репертуара и постановкой спектаклей. Правда, члены коллегии часто менялись, стабильность коллектива обеспечивали преданные театру люди Н.И.Столарев, К.Н.Столарева, З.М.Новокрещенова, В.В.Мальцев и др. Благодаря их усилиям и поддержке новой власти 15 сентября 1920 г. спектаклем «На дне» открыл очередной зимний сезон Государственный русский народный театр в г. Якутске.

В связи с тем, что в городе осталась одна сцена, было решено каждый спектакль повторять не менее двух раз: «первый - бесплатно, второй - по обыкновенным ценам, последующие - по удешевленным»1. Экономическая разруха не давала возможности даже сносного существования театра. Его бедственное положение усугублялось нехваткой кадров в сфере культуры, которой подчас руководили малограмотные люди.

Приглашенный из Москвы режиссер Н.С.Мельдер вместе со своим коллегой С.Б.Рахмановым, управляющим театром писателем А.И.Софроновым, администратором В.В.Мальцевым не в состоянии были справиться с бедственным положением коллектива. Нехватку реквизита восполняли за счет конфискуемого имущества. Приказ губернского Отдела народного образования (Отнаробраза) предлагал населению «зарегистрировать все предметы, пригодные для сцены»2. Отсутствие бумаги не позволяло печатать афиши. Не было средств, чтобы поддерживать нормальное функционирование труппы, тем более пригласить артистов. Обнищавшее население не могло пополнять театральную кассу своими посещениями. Спектакли шли редко, приурочивались к праздничным и памятным датам, разным совещаниям.

Поэтому в афишу были включены названия всего 7 пьес (постановщики Рахманов и Столарев): «На дне» М.Горького, «Власть тьмы» Л.Н.Толстого (к 10-летию со дня смерти), «Фимка» В.О.Трахтенберга и четыре пьесы А.Н.Островского — «Доходное место», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые». Таким образом, первый сезон Государственного народного театра прошел под знаком отечественной классики. В театр пришел новый зритель - солдаты, рабочие, в основном, малограмотный народ, т.к. поначалу представления были бесплатными. Классическая драматургия с ее высоким художественным уровнем стала для такого зрителя хорошей школой нравственного и эстетического воспитания. В драмах и комедиях Островского режиссеры стремились полнее выявить демократические идеи, подчеркнуть протест героев против семейного домостроя, общественного лицемерия, социального неравенства. Правда, и в далеком Якутске нашлись последователи «левого искусства», называвшие драматургию Островского устаревшей, не нужной новому зрителю, снисходительно оценившие «Без вины виноватые» «сносным суррогатом».

В заслугу руководителей Народного театра и утверждавших репертуар органов народного образования следует поставить то, что они не соблазнились схематичными агитками на злобу дня, отвергли дореволюционные пошлые фарсы, «слезные» мелодрамы. Чтобы перекинуть мостик от сцены к новой жизни, они стали искать пьесу, по которой можно было бы создать спектакль, в какой-то мере «созвучный» революции. Выбор пал на «Фимку» В.Трахтенберга, шедшую в Якутске три года назад. В Народном театре (премьера состоялась 13 декабря 1920 г.) пьесу сильно осовременили, о чем свидетельствует сохранившаяся рецензия.

«Драма построена на классовом противопоставлении с дореволюционным периодом. Она выявляет две души - буржуазную и пролетарскую. Профессор Молтов, прекраснодушный либерал, представитель господствующего буржуазного класса, идя навстречу правде жизни, пытается «поднять» одну из многих «жертв общественного темперамента», Фимку, доходит в этом «подвиге», пожалуй, до самоотречения и, в конце концов, оказывается перед ужасным фактом: и себя замучил, и Фимку погубил. Либералу не удалось ложечкой отчерпать океан страданий общественного большинства.

Его антипод - наборщик Слюткин, брат Фимки, отказывается принять рекомендацию Молтова на хорошую службу. Слюткин считает, что «пламенная, всеочищающая классовая ненависть принесет с собой настоящую правду. Слюткин ждет бурю: в грозе да в буре погибнет человеческое страдание, погибнет и противоречивое, треснувшее и в основах, и в сводах либерально-буржуазное здание. Буря, которую мы только что пережили, каждому становится понятной и желанной»3.

Рецензент обнаружил в спектакле «единение зрителя со сценой». Однако постановка, по его мнению, была «шибко любительская». Ставил пьесу и играл Молтова - М.Н.Стародуб, однако, профессора у него «не получилось ни капельки». Характеристики исполнителей сугубо оценочные, а то и вовсе отсутствуют (театральная критика только зарождалась), лишь названы исполняемые ими роли: Алешу Кульгина играл Л.И.Парадовский, но, что его герой композитор, зрители узнавали только из театральной программки. «Хорошо играли»: Степанов - Слюткин («слабый грим»), А.П.Балакшина - Анна, Игумнова - Стеша, падчерица Анны, П.А.Бондалетов - Лучина, военный академик, Медер - профессор Забалович, Климовская -горничная. «Метелова изобразила Фимку слабо». Кабинет Молтова обставлен экспонатами («наверное, из музея»), не имеющими отношения к его профессии. Рецензия завершалась обращением к руководителям театра: «В Народном театре режиссура далеко не мелочь. Мы, зрители, у вас учимся, товарищи режиссеры».

Наряду с Народным театром в Якутске в 1921 г. был создан Народный дом, в котором организовался драматический кружок. Поначалу его репертуар строился в соответствии с политическими компаниями и памятными революционными датами. Чаще всего это были живые картины и небольшие агитпьесы. Артисты-профессионалы Гостеатра помогали самодеятельному кружку материально, консультациями и участием в постановках. Их совместными силами в январе 1921 г. была поставлена революционная пьеса в стихах рабочего поэта А.Н.Поморского «Солнечные лучи», которая «произвела на аудиторию большое впечатление»4. Позднее в труппу Народного дома пришли молодые талантливые актеры.

Осенью 1921 г. Губполитпросвет (Гостеатр из Огнаробраза перешел в его ведение) организовал губернский Художественный совет, в обязанности которого входило координирование работы всех культурных учреждений и кружков. «При Художественном совете было организовано пять секций, в том числе театральная»5.

Русский драматический театр Якутии в период «перестройки» (1985-1991)

С 1 января 1990 г. театры страны перешли на новые условия хозяйствования. Получив самостоятельность, каждый из них волен был сам формировать репертуар. Теоретически творчество становилось независимым от регламентации руководящих органов. Но театры были невольны в другом - не освобождались от финансовых забот: свободные в выборе, они были стеснены в материализации замыслов. На многих спектаклях зрительный зал пустовал. Кроме того, в Русском драмтеатре Якутии положение осложнилось бесконечной сменой главных режиссеров. Одни уезжали сами, другие - поставлены в такие условия, при которых творческий процесс был невозможен. И двух сезонов не проработали В.С.Аулов и Е.Н.Лучин, немногим более - А.С. Тарасов и В.Н. Круглов.

Сезон 1985/86 гг. принес дюжину премьер: столько пришлось показать новинок, чтобы поддержать интерес к театру и получить оптимальный сбор. По поводу этого сезона главный режиссер В.Я.Келле-Пелле рассказывал корреспонденту газеты: «Нас волнуют проблемы, глубоко близкие зрителю.

Ориентировка на современную драматургию, поднимающую актуальные вопросы бытия, сильную своей художественной правдой, духовным богатством и человеческим обаянием героев, умеющих сохранять свое добро, что заложено в человеке, - вот что, пожалуй, характеризует наш театр сегодня»3.

XXVII съезду посвящен спектакль «Не был...не состоял...не участвовал...». В фабуле пьесы Ю.И.Макарова действует «взрывной» жизненный материал, который взволновал театр и зрителей.

С А.И.Гельманом, автором пьесы «Зинуля» (Чокнутая), у театра давние творческие связи. В свое время были поставлены его «Мы, нижеподписавшиеся...», «Наедине со всеми», которые привлекли своей остротой, публицистичностью и гражданской страстностью.

Спектакль «Вся надежда» по пьесе М.М.Рощина взволновала театр проблемой воспитания подрастающего поколения. Эта работа, неоднозначная, сложная по восприятию вызвала разные зрительские отклики. Но разговор об ответственности взрослых за неустоявшийся мир подростков, о необходимости душевной близости между людьми разных поколений был современен и необходим. На молодежную аудиторию была рассчитана комедия Г.С.Рябкина «В этой девушке что-то есть». Три спректакля поставлены для детей. Приглашенный из Москвы режиссер В.Губанов выступил с лирической драмой «Новоселье в старом доме» - о высоком духовном настрое и героизме ленинградцев военной и послевоенной поры. Классику представили только «Последние» А.М.Горького. Театр попробовал свои силы и в воплощении авангардистской драматургии, поставил пьесу Жана Кокто «Священные чудовища» (реж В.П.Колбасин, худ. ТЛ.Козловская). В ней автор показал разрушение современной буржуазной семьи и морали, проигнорировав социальную основу жизненных конфликтов. Актеры работали в жанре трагикомического фарса. На афише появилось еще одно название пьесы с образом В.И.Ленина — «Диктатура совести» М.Ф.Шатрова. Поставлена также комедия драматурга из соседней Бурятии СЛ.Лобозерова «Маленький спектакль на лоне природы». С половиной этого репертуара труппа выезжала на гастроли в Петропавловск-Камчатский. С 1 июня по 1 июля артисты сыграли 57 спектаклей, которые просмотрели около 30 тысяч зрителей (из них половина детей). Заполняемость зала составила 96 % . Состоялись встречи с моряками-пограничниками, рыбаками, в том числе на рыболовецких судах. В следующем сезоне дано 3 премьеры: «Последний журавль» А.А.Дударева и А.Жука, «Раненые» В.М.Крымко, сатирические комедии «Мудромер» Н.Е.Мотуковского, «Восемь любящих женщин» Р.Тома, классические комедии «Авантюристка» и «Комната» Э.В.Брагинского, новая сказка для детей, вдобавок к прежним.

Летом 1987 г. театр впервые выезжал на гастроли в Европейскую часть страны - города Минск и Бобруйск Белорусской ССР. Зрителям республики было приятно познакомиться с пьесами своих земляков А.А.Дударева и А.Жука («Последний журавль»), и А.И.Кудрявцева («Иван и Мадонна»), поставленными на русском языке. Работая на больших, непривычных для театра площадках (Дом офицеров Советской Армии в Минске имеет более тысячи мест), театр обеспечил высокую посещаемость и без единого рубля дотации съездил на гастроли.

Из большого репертуара сезона 1987/88 гг. наибольшее признание зрителей и критики получили спектакли «Свалка» и «Дети Арбата». «Свалка» принадлежит полюбившемуся якутянам белорусскому драматургу Алексею Дудареву. Спектакль продолжил критическую линию в репертуаре театра и занял место рядом с постановками «Дети Арбата», «Не был...не состоял...не участвовал...». Эта пьеса не только о свалке отходов, она о «свалке человеческих душ», «бывших» людей, которым автор дал не имена, а клички. Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, по стенам — нары, между печью и дверью — широкая кровать, старые, поломанные вещи, свисающая с потолка петля — символ удушения веры и демократии. Время от времени действие сопровождается завыванием ветра, который становится дополнительным действующим лицом спектакля (худ. Н.Н.Попов). Анализируя поведение обитателей ночлежки, режиссер-постановщик В.Я. Келле-Пелле проводил нравственный анализ человека доперестроечного и начала перестроечного времени. На примере бывшего крестьянина, а затем профессионального убийцы Пифагора (артист В.Д.Антонов), когда-то рабочего человека, а затем бича Хитрого (Д.Г.Голубченко), агитатора-пропагандиста в недавнем прошлом, а ныне отрекшегося от коммунистических убеждений Васи (А.В.Дудаков), чиновника-прислужника, получившего на свалке кличку Доцент (А.И.Кузнецов), он изучал трансформацию сознания различных слоев современного общества. Здесь, на свалке химических отходов, где истреблено все живое, «благородная брадежня» пытается скрыться от своей совести. И только Русалка (А.В.Антюхова) и Афганец (Э.С.Купшис) стремятся сбросить с шеи камень малодушия и неоправданных проступков. Но этого не происходит, потому что сошлись люди, продавшие свои души. За эти роли Купшис и Антюхова были удостоены звания «Любимец публики», а В.А.Заманков (Пастушок) - диплома «Лучший дебют года».

Рефреном проходили через весь спектакль «Дети Арбата» по роману А.Рыбакова (премьера — 5 мая 1988 г.) однажды сказанные И.В.Сталиным слова: «Никому нельзя верить». Режиссер В.Я.Келле-Пелле, художник Н.Н.Попов и зав. муз. частью С.Л.Черниговский вместе с актерами создали потрясающий исторической правдой спектакль, который заставил задуматься многих зрителей о нашем прошлом и будущем. В рамках сценического времени они показали не только построенный на фактах материал, но и раскрыли динамику характеров героев. Лейтмотивом постановки стали репрессированные.- В кульминационные моменты кроваво-красный свет прожектора выхватывал их портреты, изображенные на полотне. Смерть собрала и врагов, и друзей на кроне дерева, у основания которого находился Сталин. Дополнением к нему служила каменная стена стонов и мучений. По мере необходимости стена превращалась в стол правителя, который всегда на троне, а жертвы - у подножия. В оформлении использован грузинский колорит. Режиссер четко выстроил линию спектакля по принципу фрагментарности. Фигура вождя была центральной. Это несколько приглушало самих «детей Арбата».

Режиссер рассматривал личность Сталина с детских лет. Вот на сцене мальчик Coco Джугашвили. Неподдельна радость матери (В.Г.Прокудина), видящей, что у сына твердый характер, как у настоящего горца. Затем перед зрителями Коба (Иосиф Джугашвили). Мать с горечью замечает, что она для I сына не авторитет. И, наконец, Сталин в исполнении народного артиста РСФСР В.Д.Антонова, которое вызвало разные суждения. «Мы всматриваемся в знакомые черты, поначалу даже сочувствуя, затем изумляясь и, наконец, ужасаясь редкому соединению в личности полярных качеств: суровой требовательности и подозрительности, гостеприимства и беспощадности, личного одиночества и огромного влияния на массы. Тихий голос, размеренно дозированная речь, замедленные движения сверхосторожного человека, манера раскуривать трубку, грузинский акцент, - таков итог большой работы актера над образом»4. Мнение другого рецензента: «В решении образа Сталина есть доля увлеченности похожестью вождя. Созданный артистом образ не достигает шекспировских страстей. Ведь по степени противоречий и по силе влияния на эпоху Сталин - фигура шекспировского масштаба»5.

Похожие диссертации на Русский драматический театр в Якутии (Особенности развития в национальной республике)