Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ) Волков Николай Николаевич

Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ)
<
Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ) Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ) Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ) Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ) Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ) Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ) Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ) Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ) Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Волков Николай Николаевич. Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 2001 161 c. РГБ ОД, 61:02-13/158-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-педагогические основы самоутверждения личности спортсмена-борца вольного стиля 10

1.1. Общетеоретические вопросы проблемы самоутверждения личности в спорте 10

1.2. Основные психофизиологические качества личности как условие спортивных достижений 33

1.3. Педагогические аспекты воздействия тренера на процесс самоутверждения личности борца-спортсмена 49

Глава II. Самоутверждение личности якутских борцов вольного стиля как целостный научно- педагогический процесс 71

2.1. Вольная борьба как профилирующий вид массового спортивного движения в Якутии 71

2.2. Плеяда поколений якутских борцов как источник и школа самоутверждения личности 84

2.3. Спортивная школа Д.П. Коркина как научно-обоснованная система самоутверждения личности борца вольного стиля ... 105

2.4. Стратегия, тактика и техническое совершенство в самоутверждении личности якутских борцов вольного стиля 125

Заключение 148

Библиография

Приложения

Введение к работе

Актуальность проблемы. В условиях демократизации и гуманизации общества идет активный процесс национального возрождения народов Якутии. В частности, проблема укрепления здоровья населения на основе массового развития физической культуры и спорта выдвигается на первый план. Коренные народы Республики Саха (Якутия) в процессе своего исторического развития в силу ограниченности социально-экономических условий существования, экстремальных природно-климатических условий, тяжелого и сложного характера труда при занятии скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством, оленеводством создали собственную самобытную, адекватную этим условиям систему физического воспитания. Такое традиционное физическое воспитание связано с ранним приобщением детей к трудовой деятельности, закаливанием организма и функциональной готовности выживания в суровых условиях Севера.

В этом отношении вольная борьба близка духу я кутя н, поскольку развитие этого вида единоборства корнями уходит в историю родоплеменных отношений народов и базируется на национальных видах борьбы, среди которых видное место занимает якутский «хапсагай». Являясь одним из ведущих видов традиционного физического воспитания народа саха, единоборство «хапсагай» было направлено на воспитание сильного, ловкого, смелого, выносливого и решительного молодого поколения - продолжателя рода аборигенов. Со временем «хапсагай» нашел свое логическое продолжение и массовое развитие в таком популярном и родственном виде спорта, как вольная борьба.

История развития физической культуры, общенародных и национальных видов спорта как предмет исследования рассматривались многими авторами (Г.Ш. Абсолямов, В.Ф. Афанасьев, М.Ф. Бунчук, В.Г. Богораз, И. Вениаминов, В.И. Иохельсон, М.А. Искандеров, В.П. Кочнев, К.А. Кулинкович, В.В. Леонть

ев, Г.А. Меновщиков, Н.И. Пономарев, В.И. Прокопенко, А.А. Стародубцев, Б.В. Санданов, Я.С. Сыроватский, Н.К. Шамаев и др.).

Специальные исследования и ряд диссертаций посвящены вопросам возникновения, развития, содержания и форм национальных видов спортивной борьбы. Так, Э.Т. Рагимов, Н.Г. Керимов исследовали азербайджанскую национальную борьбу «полеш», Я.Ю. Абрамов - таджикскую народную спортивную борьбу; С.Г. Туманян - армянскую борьбу «кох», Н.П. Рудченко - узбекскую борьбу «кураш», Ф.Е. Байман - киргизскую борьбу «куреш», П.К. Руснак -молдавскую национальную борьбу «грынтэ» и др.

Национальная спортивная борьба «хапсагай» и вольная борьба как предмет исследования и объект массового спортивного движения, практического использования рассматривались местными авторами (Л.А, Афанасьев, Г.Г. Андросов, Н.Н. Волков, В.П. Кочнев, И.И. Портнягин, Я.С. Сыроватский, Н.К. Шамаев и др.

Но до настоящего времени еще не изучено концептуальное положение о том, что самоутверждение личности борца вольного стиля имеет определенную, потенциально выработанную систему подготовки, если рассмотреть эту проблему в историко-педагогическом плане.

Таким образом, актуализированность данной проблемы, недостаточная её разработанность в теории и истории педагогики, а также многолетний личный опыт тренерской работы определили выбор темы исследования: «Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия)» (историко-педагогический анализ).

Объект исследования - процесс формирования личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования - система самоутверждения личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия).

Цель исследования - раскрыть и теоретически обосновать систему самоутверждения личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия).

В основу исследования была положена следующая гипотеза: система самоутверждения личности якутского борца вольного стиля, как этнопедагогиче-ской ценности воспитания подрастающего поколения (в широком смысле), а в частности - спортсмена высокой нравственности и мастерства может быть раскрыта и научно-практически обоснована, если:

- развитие его личности анализируется в историко-педагогическом плане;

- определяются теоретические положения и педагогические условия самоутверждения личности борца вольного стиля;

- обосновывается система (структура, содержание и форма) подготовки борца-спортсмена высокого класса на основе возрождения этнопедаго-гических ценностей народа саха;

- научно-педагогическое обеспечение тренировочных занятий характеризуется применением педагогически целесообразных ситуаций, которые ставят борца-спортсмена в такие условия, где он проявляет и приобретает недостающие еще качества в том или ином этапе общей системы развивающей подготовки, т.е. самоутверждения его личности.

Для доказательства выдвинутых положений ставятся следующие задачи исследования:

1. Анализировать теоретический и практический материал, характеризующий самоутверждение личности якутского борца-спортсмена в историко-педагогическом аспекте.

2. Раскрыть систему подготовки борца высокого класса и спортивных достижений в контексте истории развития спорта Республики Саха (Якутия).

3. Разработать соответствующие теоретические положения и научно-практические рекомендации, касающиеся этнопедагогических аспектов, техники, тактики, методики обучения и тренировки в процессе самоутверждения личности якутского борца-спортсмена.

4. Обосновать процесс становления и развития личности выдающихся якутских борцов-спортсменов как источник и эталон воспитания подрастающего поколения.

Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и фактов, о всестороннем развитии личности и об активной природе человека в познании жизни и самого себя, а также сравнительно-исторический подход к изучаемым вопросам и системный анализ материала; концептуальные положения о социально-нравственном развитии личности на современном этапе.

При решении поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ философской, исторической, этнографической, психолого-педагогической, методической литературы по теме; обобщение передового опыта в истории развития вольной; анкетирование, интервьюирование, социометрия, метод независимых характеристик, беседа, наблюдение по специально созданным программам, опытно-экспериментальная работа; количественный и качественный анализ результатов исследования.

Базой исследовательской работы являются 40-летняя тренерско-преподавательская и общественная деятельность по развитию физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия), в частности, научно-методическая работа со сборной командой по вольной борьбе РС(Я) и Российской Федерации.

В теоретическом плане исследование опирается на концептуальные положения развития личности, представленные в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А II. Леонтьева, А.Р. Лурия, A.M. Матюшкина, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Спортивная дея

тельность в силу своей социальной природы обусловлена отношениями и взаимодействием её участников, в процессе этой деятельности предполагается развитие профессиональной и общественной сущности личности спортсмена-борца вольного стиля.

Исследовательская работа проводилась в период с 1959 по 2001 годы, который нужно условно разделить на три этапа.

I этап (1959-1964 гг.) - поисковый. Внедрение элементов научно-исследовательской работы по отдельным направлениям специальной, психолого-педагогической и тактико-технической подготовки борцов вольного стиля по особо разработанным программам.

II этап (1965-1998 гг.) - основной. Главным его содержанием были сбор и накопление материала как теоретического, так и практического, проведение комплекса опытно-экспериментальных работ по апробированию тех или иных положений системы подготовки борцов-спортсменов высокого класса, в частности, речь идет о научно-практическом обосновании целостного процесса самоутверждения личности якутского борца-спортсмена вольного стиля. Анализ литературных источников, подведение итогов частных локальных исследований.

III этап (1999-2001) - заключительный. Систематизация, обработка результатов исследования; обоснование и формулировка основных выводов, положений и предложений; оформление диссертации.

Новизна исследования заключается:

- в историко-педагогическом анализе развития вольной борьбы как массового профилирующего вида спорта в Республике Саха (Якутия) и особенностей процесса самоутверждения в ней якутского борца вольного стиля;

- в разработке соответствующих теоретических положений и научно-практических рекомендаций, способствующих процессу самоутверждения личности якутского борца-спортсмена на основе этнопедагогической ценности народа саха;

- в раскрытии научно-педагогической системы подготовки борца высокого класса и спортивных достижений в контексте качественного его роста на различных этапах процесса самоутверждения;

- в обосновании развития личности выдающихся якутских борцов- спортсменов как этнопедагогической ценности и эталона в воспитании подрастающего поколения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные выводы и предложения направлены на возрождение лучших национальных традиций в развитии вольной борьбы как массового профилирующего вида спорта в Республике Саха (Якутия), на воспитание юных борцов на основе научно-педагогической системы подготовки спортсменов высокого мастерства, на примере самоутверждения личности выдающихся борцов-спортсменов народа саха с мировым именем

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены реализацией различного уровня опытно-экспериментальных программ, объединенных общей идеей подготовки борцов высокого спортивного мастерства на основе научно-обоснованного самоутверждения их личности; использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования, тщательным и всесторонним анализом собранных материалов; многолетним личным опытом тренер-ско-преподавательской деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились путем выступлений автора на научно-практических конференциях республиканского, всероссийского, союзного и международного уровня; на периодической печати; изданием книг и брошюр, статей в сборниках научных трудов, начиная с 1960 года по настоящее время систематически в качестве бессменного главного тренера сборной команды Якутии по вольной борьбе на многие годы, заслуженного тренера Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

На защиту выносятся положения, раскрывающие педагогическую сущность концепции самоутверждения личности якутского борца-спортсмена вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия):

- особенности процесса самоутверждения личности борца-спортсмена обусловлены самобытной жизнью и деятельностью народа саха, его этнопеда- гогическими традициями воспитания и обучения;

- в истории развития вольной борьбы как массового профилирующего вида спорта Республики Саха (Якутия) сложилась своеобразная система самоутверждения личности борца-спортсмена, которая постепенно приобретала научно обоснованный характер;

- система самоутверждения личности якутского борца вольного стиля основывается на определенную совокупность теоретических положений и педагогических условий с учетом национально-региональных и этнопедагогических особенностей народа саха;

- научно-методическое обеспечение тренировочных занятий характеризуется применением все новых педагогически целесообразных ситуаций, которые ставят борца-спортсмена в такие условия, где он проявляет и приобретает недостающие еще качества в том или ином этапе общей системы развивающей подготовки, т.е. самоутверждение его личности.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Общетеоретические вопросы проблемы самоутверждения личности в спорте

Спорт - особая часть широкой и многообразной сферы физической культуры общества. В спорте сконцентрировались преимущественно игровые, соревновательные элементы физической культуры, т.е. кульминацией спортивной деятельности являются различного рода соревнования. Содержание и формы спортивного соревнования характеризуются игрой физических сил здорового человека, состязанием в ловкости, выносливости, развитием волевых качеств и т.п.

С другой стороны, спортивное соревнование всегда было и остается общественным отношением, облеченным в своеобразную форму. И эта сторона спортивного соревнования оказывает существенное воздействие на самореализацию личности в спорте.

В античные времена, в эпоху средних веков, на значительном протяжении истории буржуазного общества спортивное соревнование было уделом господствующих классов. Вряд ли можно считать, например, римского гладиатора просто спортсменом. Отнюдь не сам по себе спортивный результат непосредственно определял здесь социальное положение личности. Напрашивается вопрос: в чем суть понятия личности?

«Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик» .

В специальных исследованиях понятие личности обычно употребляется во втором, более узком смысле: когда педагог говорит о личности школьника-подростка, социолог - о личности рабочего, криминалист - о личности преступника, тренер - о личности борца и т.д. Каждый из них имеет в виду, прежде всего те черты, которые делают человека собственно школьником, подростком, борцом-спортсменом и т.п. и которые для них типичны и существенны, абстрагируясь от остальных.

Проблема личности в философии - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает в мире, «... кем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь»".

Личность, благодаря самосознанию, которое отличает его от животных, свободно подчиняет свое «я» нравственному закону. Если психологическая личность —лишь способность осознания собственной тождественности, то моральная личность - это свобода разумного существа, подчиняющегося «... Только тем законом, которые оно (само или, по крайней мере, совместно с другими) для себя устанавливает»".

Человек становится творцом истории совместно с другими, в составе общественных классов и социальных групп. Поэтому всякое проявление его жизни является проявлением и утверждением общественной жизни.

Для воина рабовладельческого полиса не только успех в соревнованиях спортивного типа, но и более или менее «нормальное» участие в нем служили критерием его готовности к выполнению основной общественной функции (то есть служили подтверждением его социальной роли, социального статуса).

Участие в рыцарском и фехтовальном турнире, скачках, единоборстве и т.д. играет такую же роль для дворянина.

Суть такого соревнования чаще всего сводится к подтверждению, демонстрации своего социального положения, сословной принадлежности и привилегии.

Постепенно такого рода соревнования становятся традиционными. Соображения прямой пользы в их проведении постепенно отступает на задний план. «Но общий исторический смысл - принадлежность соревнования к конкретному социальному классу, к его роли в обществе - в конечном счете всегда остается» .

Соображения прямой пользы, прямолинейная функциональность спортивного соревнования существенно ослабевают в буржуазном обществе, на первом плане опять-таки остается классовый смысл спортивного соревнования: занятие спортом было социальной привилегией, показателем имущественного достатка, обеспеченности и могущества.

В известной степени (как и многие формы умственной деятельности) занятие спортом приобретает несколько своеобразную форму досуга или развлечения, являющегося безусловной привилегией господствующего класса. Описание именно такого рода спортивных занятий и соревнований господствующего класса оставили нам В. Скотт, А. Толстой, А. Франс, Д. Голсуорси, А. Куприн и многие другие.

Конечно, даже в соревнованиях такого рода игровой эффект тоже имел место. Игра обладает колоссальной привлекательностью для человека, огромной способностью дать ему психологическую разрядку от всяческих неурядиц и трудностей жизни, способностью вызвать в человеке всплеск эмоций, душевный подъем.

Основные психофизиологические качества личности как условие спортивных достижений

Когда речь заходит о талантливом человеке, часто возникает вопрос: талант - это дар природы, нечто врожденное, или результат какого-то особенно большого труда, страстной работы души, необычной воли человека?

Можно твердо сказать, что одно невозможно без другого, иначе талантливому человеку не быть или им не стать. Особое сочетание врожденных качеств в высокой степени их выраженности составляет феномен одаренности.

Итак, любой человек начинается со своих врожденных особенностей. И наш разговор о спортивном таланте мы начнем с одаренности.

Основными слагаемыми спортивной одаренности являются: - физические задатки к определенному виду спорта. Например, физиче ская сила, гибкость - для борца вольного стиля; - здоровье: физическая выносливость, сильная нервная система; - психические способности: большой диапазон возможностей органов чувств, скорость сенсомоторных процессов, пространственно-временная двига тельная координированность. Например, чемпион России Николай Гоголев был гибким, пластичным, отменно прыгучим, легким и быстрым в перемещениях. Обладал выдающейся реакцией, незаурядной силой рук и цепкостью пальцев; развитостью чувства дистанции, времени, прекрасно ориентировался в про странстве. Двукратный чемпион России Алквиад Иванов был хорошо коорди нирован и интуитивен в схватке, в острых ситуациях хладнокровен. Особенно силен в бросковых приемах и захватах.

Стиль деятельности одаренного спортсмена - быстро формирующийся, яркий, которому он обязан своими успехами и навязывает его сопернику в ходе борьбы.

Стиль спортсмена составляет его суть, его «Я», она развивается вместе с развитием личности. Например, «Оставаться собой при любых обстоятельствах!» - девиз Петра Гаврильева - первого призера РСФСР. Под ним подпишется любой талантливый человек.

Говоря об итогах Олимпийских Игр 1976 г., старший тренер сборной СССР по вольной борьбе Ю.С. Шахмурадов назвал главным условием успеха яркость, индивидуальность, невозмутимость стиля борцов-чемпионов П. Пини-гина, Л. Тедеишвили, И. Ярыгина и т.д. «Всем понятно, - сказал он, - что будущее за теми спортсменами, кто отличается индивидуальностью».

Попробовав впервые свои возможности в вольной борьбе Н. Гоголев вспоминает, что «ощущение возникло такое, будто все это время дожидался своего часа и подспудно, интуитивно готовился к нему».

«Есть такое понятие в спорте - мышечное чувство радости. Так вот, оно у меня было», - говорит о себе А. Иванов, двукратный чемпион России.

Сразу бросается в глаза спортсмен, который легко, непринужденно выполняет технический прием. Это внешняя легкость - отражение легкости внутренней, когда поет и душа и тело.

Мастерство - великий источник положительных эмоций в любой деятельности. Технически совершенные действия спортсмена и более экономичны: на единицу деятельности тратится меньше сил и времени. А техническое совершенство во многом предопределяет спортивные способности - психические качества, необходимые для быстрого и успешного освоения деятельности.

Болельщики с удовольствием ходили на спортивные соревнования, чтобы посмотреть на одаренного спортсмена. Ходили на схватках Н. Гоголева, А. Иванова, Н. Захарова, П. Алексеева и других. Для одаренного спортсмена характерны интуиция и импровизация. Одаренные спортсмены находят свое творческое лицо непосредственно в ходе деятельности - спонтанно. Техника и тактика в таких случаях основываются на интуиции и импровизации более, чем на сознательном расчете.

Особую яркость стилю одаренного спортсмена придает коронной технический прием, отмечающий, как фирменный знак, его артистическую индивидуальность. Эта знаменитая «вертушка» Н. Гоголева, великолепная подсечка Д. Данилова, молниеносные броски «мельницей» В. Карпова.

Спортсменам свойственны особые состояния, в которых они показывают лучшие свои результаты. Для одаренных спортсменов характерна деятельность, организованная преимущественно подсознательно на уровне чувственно-двигательных автоматизмов (чувственный способ деятельности). Поэтому их лучшие, оптимальные состояния связаны с деятельностью такого рода.

Можно выделить психические (радость, уверенность, воодушевленность и другие) и физические (бодрость, раскрепощенность, легкость движений и другие) компоненты оптимального состояния.

С этой точки зрения возникает вопрос: «Мечтали ли, олимпийцы - якутские борцы, крестьянские сыны, деревенские парни: Р. Дмитриев, П. Пинигин, А. Иванов, о звании олимпийских чемпионов и призеров.

Они с маленьких лет знали крестьянский труд, охоту и рыбалку. Они уходили с отцами и братьями неделями, месяцами в тайгу, забирались в такие непроходимые чащи, что еле обратный путь разыскивали.

Летом два-три месяца обязательно работали на сенокосе в любую погоду. А сколько перетерпели укусы комаров и мошкарей. Сил не оставался, но работали из последних сил, чтобы выполнить поставленную задачу.

В этих условиях ребята выросли крепкими, ловкими, терпеливыми. А в школе кроме учебы занимались спортом, особенно вольной борьбой.

Все втроем друг за другом попались к Д.П. Коркину. И начались регулярные занятия борьбой. Большие физические нагрузки, частые соревнования. Трудно было: учеба и борьба - большая ответственность. Требования с каждым днем все усложнялись. Каждый день - изнурительный, физический труд. И никаких снизхождений насчет учебы. Или сил уже нет, хочется упасть навзничь на ковер, а тренер командует: «Дмитриев, еще три минуты!». И выпускает против тебя свежего, отдохнувшего атлета.

Вольная борьба как профилирующий вид массового спортивного движения в Якутии

Спорт, как уже отмечено выше, является органическим элементом общества, всегда выполнял и выполняет в обществе определенные функции. Он выдвинулся сейчас на одно из главных мест в жизни людей. В той или иной форме к спорту сейчас причастны миллионы. Эта сфера, где человек «измеряет» себя в сравнении с другими людьми, где он может проявить свою сущность, показать людям и самому убедиться, чего он стоит в этой жизни, какое место отведено ему в обществе, на какую ступеньку общественного положения он сам себя поставил. Таким образом, спорт стал сейчас одной из главных сфер самореализации, самоутверждения личности в обществе.

В конце 1954 года на совместном заседании бюро обкома ВЛКСМ и республиканского Комитета по делам физической культуры и спорта Якутской АССР была определена генеральная линия развития новых видов спорта -вольной борьбы, бокса и тяжелой атлетики. Правда, условия для развития этих видов спорта: материальная база, инвентарь, оборудование, помещения и залы были самыми неприглядными и неприспособленными. Все нужно было создавать впервые, найти энтузиастов и тренеров, организаторов спорта.

В 1955 году после окончания в Ленинграде педагогического института им. А.И. Герцена в родную Якутию вернулись В. Румянцев и К. Григорьев. Им поручили организовать секции вольной борьбы в гг. Якутске и Вилюйске. Летом того же года для оказания практической и научно-методической помощи был приглашен из Ташкента мастер спорта, чемпион СССР В. Гуляев. Он провел семинар инструкторов-тренеров из 10 человек. Были организованы секции при ДСО «Динамо» и «Водник». Этот состав тренеров под руководством Н.Н. Тарского заложили фундамент развития вольной борьбы в республике.

В апреле 1955 года председателем республиканского спорткомитета был назначен выпускник ГЦОЛИФК Н.Н. Тарский, знающий свое дело специалист, талантливый организатор физкультурного движения. При нем спортивная Якутия заложила фундамент будущей славы.

Н.Н. Тарский имел I спортивный разряд по трем видам спортивной борьбы: классической, вольной и самбо. Он определил профилирующим видом спорта в республике вольную борьбу.

И началась широкая популяризация данного вида спорта в городах и районах нашей республики.

В декабре 1959 года председателем ресспорткомитета стал P.P. Бурнашев, выпускник ГЦОЛИФК, который закончил учебу вместе с Н.Н. Тарским. Под его руководством вольная борьба получила широкое распространение и дальнейшее развитие. Это доказано тем, что команда Якутии завоевала V место среди 67 команд в Российской Федерации. П. Гаврильев, Н. Гоголев становятся призерами и чемпионами России, многие борцы становятся мастерами спорта высокого класса.

В 1963 году председателем Союза спортивных обществ и организаций был назначен М.П. Кочнев. Главной его задачей была достижение массовости и мастерства в физкультурном движении. В период 1964-65 гг. Совет Министров ЯАССР принял ряд постановлений по развитию физической культуры и спорта. Среди них: «О мерах по дальнейшему развитию вольной борьбы в Якутии», «Об учреждении звания - Заслуженный тренер ЯАССР» и другие. М.П. Кочнев организатор XIX личного чемпионата РСФСР по вольной борьбе в Якутске.

25 лет со мной работал и тренировал заслуженный тренер Республики Саха, России и СССР Д.П. Коркин, с которым мы воспитали целую плеяду борцов от якутских боотуров-хапсагаистов до олимпийских чемпионов. Новый вид спорта по популярности сразу опередил остальные. Секрет феномена заключается в том, что с древнейших времен борьба у якутов и других народов Севера была в большом почете. Так, на традиционном всенародном празднике народа Саха «Ысыах» - встрече лета, спортивные состязания добрых молодцев как всегда занимают особое место и среди них борьба - «хапсагай» пользуется огромной зрительской симпатией. Действительно, только очень ловкий, выносливый человек может выдержать добрый десяток поединков и к тому же выйти победителем.

Вольная борьба берет свое начало с совершенствования приемов национальных видов борьбы разных народов, в том числе и якутского «хапсагая».

В 1956 году состоялся первый чемпионат республики. Он собрал 34 атлета из семи районов и г. Якутска. Чемпионами стали С. Алексеев, М. Мастерских, Н. Савинков, К. Григорьев, И. Малыхин, В. Румянцев, Г. Семенихин.

Три года спустя, после первого чемпионата Якутии, Д. Данилов стал первым нашим атлетом, выполнившим норму мастера спорта СССР. В 1960 году первым призером чемпионата России стал П. Гаврильев, а через два года чемпионом становится Н. Гоголев.

Появляются уже около 20-ти мастеров спорта. Все это послужило поводом провести в 1964 году чемпионат России в Якутске. Успех хозяев превзошел все ожидания. Титулы чемпионов завоевали А. Иванов, П. Алексеев, А. Захаров, Э. Гегеев, еще четверо якутян вошли в тройку сильнейших.

В 1961 году на чемпионате СССР приняли участие семеро якутских борцов, а в 1963-64 годах на международных соревнованиях РСФСР-Иран и в г. Улан-Батор боролись А. Иванов, Н. Гоголев, П. Алексеев.

На молодежном чемпионате СССР в 1963 году серебряную медаль завоевал П. Попов, а в 1965 году чемпионом страны стал А. Ермолаев. Этот успех в юношеском первенстве Союза закрепил наш борец В. Карпов.

Плеяда поколений якутских борцов как источник и школа самоутверждения личности

В 1995 году Российская Федерация спортивной борьбы с большим размахом отметила 50-летие развития вольной борьбы. Большой праздник был проведен во Владикавказе, где состоялась матчевая встреча между командами России и сборной Мира. Встретились борцы, имена которых были известны во всем мире. Счет закончился 6:4 в пользу команды хозяев. Эта победа ознаменовала, что Россия является сильнейшей борцовской державой.

В 1996 году федерация борьбы и спортивная общественность праздновала 40-летие развития вольной борьбы в Республике Саха (Якутия). Приглашены были все известные тренеры и борцы, чемпионы России, Советского Союза, Европы, Мира и Олимпийских игр. Приехали гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и с других городов и регионов страны. Гости приняли участие в чемпионате республики на призы Н.Н. Тарского. Юбилейные даты совпали с 100-летием начала Олимпийских игр. Якутские борцы В. Торговкин, Л. Федоров завоевали путевку на Игры в Атланте. Во всех этих торжествах были высоко отмечены несколько поколений якутских борцов.

Условно этот период времени можно разбить на 3 этапа, в каждом из которого просматриваются свои тенденции развития вольной борьбы. Они убедительно показывают повышение уровня подготовки и участия борцов на крупных соревнованиях, зрелищность этих мероприятий, популяризацию борьбы среди других многочисленных видов спорта, совершенствование системы проведения соревнований и методики подготовки самих спортсменов. I этап охватывает период с 1956 по 1965 гг., II этап - с 1966 по 1985 гг., III этап - с 1986 по 2000 гг.

Каждому их этих этапов присущи неповторимые социальные условия жизни, значительно влияющие на содержательную сторону борьбы как вида спорта и на качественно-количественные характеристики самой системы подготовки спортсменов.

Первый этап характеризуется любительским направлением развития борьбы. Первоначальное развитие борьбы в Якутии тесно связано с именами основателей и крупных специалистов по вольной борьбе: Н.Н. Тарского, В.Г. Румянцева, К.П. Григорьева, Д.П. Коркина, Н.Н. Волкова.

Летом 1955 года председатель республиканского комитета по физической культуре и спорту Н.Н. Тарский встретился с выпускниками ленинградских вузов В. Румянцевым и К. Григорьевым. Тогда В. Румянцев уже был известным борцом-самбистом, чемпионом Ленинграда и участником чемпионата СССР. К. Григорьев являлся перворазрядником, успешно выступал на первенствах Ленинграда.

Сам Н.Н. Тарский во время учебы в Москве увлеченно занимался тремя видами борьбы - вольной, классической и самбо. Во время встречи эти трое энергичных, деятельных молодых людей договорились о том, чтобы развивать в родной республике вольную борьбу, одну из олимпийских видов спорта. Сразу провели семинары и учебно-тренировочные занятия с мастерами хапсагая, самбистами, борцами классического стиля.

С того момента в 10 районах и в г. Якутске открылись секции вольной борьбы. Первый чемпионат ЯАССР состоялся в феврале 1956 г. На ковер вышли 34 борца из 8 районов. Целенаправленные усилия тренеров, одаренность и сила воли якутских борцов показывали следующие результаты: 1956 г. - В. Румянцев - чемпион Дальнего Востока и Сибири, участник финала спартакиады народов РСФСР. 1959 г. - Д. Данилов - первый из якутян мастер спорта СССР. 1960 г. - П. Гаврильев - III призер чемпионата РСФСР. 1961 г. - 7 якутских борцов участвовали в чемпионате СССР. 1962 г. - Н. Гоголев - чемпион РСФСР, С. Дмитриев - IV место в СССР. 1963 г. - П. Попов - II место в первенстве СССР среди молодежи 1963-64 гг. - Н. Гоголев, А. Иванов, П. Алексеев - участники международной встречи в составе сборной команды России со сборной командой Ирана и Монголии. 1964 г. - А. Иванов, П. Алексеев, А. Захаров, Э. Гегеев - чемпионы РСФСР. 1965 г. - П. Попов, П. Алексеев - чемпионы России, В Карпов, А. Ермолаев чемпионы СССР среди юношей и молодежи. За этот период свыше - 50-ти борцов стали мастерами спорта СССР, число занимающихся борьбой перевалило за 6400 человек.

Похожие диссертации на Самоутверждение личности борца вольного стиля в истории развития спорта Республики Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ)