Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года Мусаев Махач Абдулаевич

Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года
<
Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мусаев Махач Абдулаевич. Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Махачкала, 2003 199 c. РГБ ОД, 61:04-7/177-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Дагестан в 60-70-х годах XIX века и причины восстания 1877 года 21

ГЛАВА II. Дагестанское духовенство 60 - 70-х годов XIX века

1. Духовенство в структуре дагестанского общества 60 -70-х годов XIX в 86

2. Система традиционного духовно-религиозного образования в Дагестане 105

ГЛАВА III. Духовенство в восстании 1877 года.

1. Идеология восстания 1877 г. в Дагестане 126

2. Духовенство в восстании 1877 года 151

Заключение 178

Библиография 182

Список сокращений 199

Введение к работе

Актуальность исследования. Мусульманское духовенство занимало и занимает значительное место в жизни дагестанского общества, являлось и является его значительной политической составляющей, т.е. обеспечивает не только духовно-культовые потребности исламской уммы. В ислам, положения которого проникают практически во все стороны жизнедеятельности человека, общества и государства, изначально заложена политизированность.

Война за «независимость» (1994-1996 гг.) Чеченской республики, попытки расширения влияния салафитов, антитеррористическая война в Дагестане и Чечне, и роль, которую во всех этих событиях играло духовенство, заставляет нас проводить исторические параллели, искать корни проблем, их решения в предшествующих событиях.

«История прошлого разъясняет нам настоящее и открывает взгляд для понимания и предугадывания будущего. Поэтому обращение в прошлое бывает не редко весьма полезным и поучительным. Особенно это важно в известные жизненные моменты, когда жизнь заставляет быть осторожным и предусмотрительным»1.

Пренебрежение историческим опытом ведет к повторению ошибок. Ярким примером могут служить события на Северном Кавказе, которые привели к многочисленным человеческим жертвам, затратам и потерям физического, экономического, нравственно-этического характера.

Необходимо использовать опыт прошлого в национально-государственном строительстве, в регулировании религиозных отношений, тем более, что положение в Дагестане 60-70-х годов XIX века обнаруживает параллели с современной ситуацией в стране, где этнополитическая,

1 Ковалевский П.И. Восстание Чечни и Дагестана в 1877 и 1878 годах. СПб., 1912. С. 5.

социальная обстановка сложна, и характеризуется крайне

противоречивыми идеологическими и мировоззренческими проблемами.

Всестороннее исследование политической роли духовенства и исламского фактора, особенно в контексте происходящих ныне событий на Кавказе и в мире, приобретает важное научное и практическое значение.

Цель и задачи диссертации заключаются в исследовании места и роли духовенства в жизни дагестанского общества 60-70-х гг. XIX в., его участия в восстании 1877 г., а также в раскрытии побудительных причин восстания и его идеологической базы.

В рамках поставленной цели в работе определены следующие задачи:

раскрыть социальные, экономические, ментальные, религиозные, личностные, внутри - и внешнеполитические причины восстания 1877 г. в Дагестане;

показать сущность политики Российской империи в регионе;

осветить место и роль мусульманского духовенства в жизни дагестанского общества 60-70-х годов XIX в.;

охарактеризовать процесс становления представителя духовенства, через систему получения духовно-религиозного образования, показать кругозор и широту знаний дагестанского духовенства 60-70-х годов XIX в.;

- раскрыть идеологические основы восстания 1877 года в Дагестане;

- определить роль и место духовенства в восстании 1877 года.
Хронологические рамки исследования. Поставленные задачи

обусловили хронологические рамки диссертации, охватывающие период с 1859 до 1878 года.

Методологическая основа диссертации базируется на использовании принципов сравнительно-исторического исследования, признающего полицентричность всемирно-исторического процесса, исторического детерминизма - взаимообусловленности событий истории, их последовательности и причинно-следственной связи. Использовался принцип историзма, предполагающий изучение любого исторического явления и

процесса в конкретных исторических условиях и связях. В основе исследования поставлен принцип объективного изучения документов и исторических фактов.

Научная новизна работы определяется тем, что данная диссертация является первой попыткой всестороннего исследования дагестанского духовенства 60-70-х годов XIX в., его места и роли в жизни общества, в исторической связи с общей ситуацией в Дагестане рассматриваемого периода. Новизна работы и в исследовании влияния духовенства на основное политическое событие изучаемого периода - восстание 1877 года.

Апробация. Некоторые положения, содержание и выводы диссертации нашли свое отражение в семи научных публикациях автора. Работа была обсуждена на заседании Центра востоковедения Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук.

Основные положения диссертации отражены в следующих научных публикациях:

1. Причины восстания 1877 года в Дагестане // Северный
Кавказ: Геополитика, история, культура. Материалы всероссийской научной
конференции (Ставрополь, 11-14 сентября 2001 г.). М.:Ставрополь, 2001. Ч.
1. С.146-147.

  1. К вопросу о попытках христианизации дагестанцев в 50-70-х годах XIX в. // Наука и молодежь: Сборник статей молодых ученых по гуманитарным проблемам. Махачкала, 2002. С.99-103.

  2. Введение начал светского образования в пореформенный период в Дагестане как политический инструмент // Реформы в Дагестане: Сборник научных трудов. Махачкала, 2002. Т. IV. С. 321-324.

  3. Последствия антиколониальных выступлений 60-х — 70-х годов XIX в. в Дагестане // Материалы региональной научно-практической конференции «Молодежь и наука Дагестана» (24-25 сентября 2002 г.). Тезисы докладов. Махачкала, 2002. С.54-55.

  1. К вопросу о доходах и распоряжаемых средствах дагестанского духовенства в пореформенный период // Материалы региональной научно-практической конференции «Молодежь и наука Дагестана» (24-25 сентября 2002 г.). Тезисы докладов. Махачкала, 2002. С.62-64.

  2. К вопросу о влиянии Османской империи на восстание 1877 года в Дагестане//Вестник ДНЦ. 2002. № 12. С.82-87.

  3. С Кораном и кинжалом (основные причины восстания горцев Закатальского округа в 1863 г.) // Джар / Ц1ор - Закавказье. 2003. № 2 (06). С.9-12.

  4. Система традиционного духовно-религиозного образования в Дагестане (В печати).

  5. Влияние мусульманского духовенства Дагестана на политические события 60-70-х годов XIX в. в регионе (В печати).

  6. Мусульманское духовенство в структуре дагестанского общества 60-70-х годов XIX в. (В печати).

  7. Идеология восстания 1877 года (В печати).

Историография вопроса. Мусульманское духовенство за длительный период своего существования представляло значительную силу. Вплоть до 20-х годов XX в. оно имело огромное влияние не только на религиозную, но и на политическую жизнь дагестанского общества. Несмотря на это в российской и советской историографии отсутствуют труды, посвященные дагестанскому духовенству. Исключение составляют диссертационные работы И.Х. Сулаева и З.А. Салахбековой , посвященные,

1 Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана в революции и гражданской войне (1917 - 1921 гг.). Дисс... канд. ист. наук. Махачкала, 1997.

Салахбекова З.А. Власть и мусульманское духовенство Дагестана: история взаимоотношений (1920-1940 гг.). Дисс... канд. ист. наук. Махачкала, 2003.

однако, лишь политической деятельности религиозных лидеров Дагестана революционного периода и взаимоотношениям власти и духовенства 20-40-е годы.

Интересен раздел посвященный духовенству в книге Н. Самурского (Эфендиева) «Дагестан»1, где автор дает подробную характеристику горского духовенства и отводит ему важное место в жизни дагестанского общества. Некоторые аспекты проблемы духовенства затрагиваются в работах Р.А. Фадеева2, Г.-А.Д. Даниялова3, Х.-М. Хашаева4, немецкого исследователя М. Кемпера5.

Своей информативностью отличается труд Абдурахмана из Газикумуха6, который является важным источником по истории Дагестана XIX в. Работа содержит ценный материал по духовенству, наукам, получившим развитие в регионе, дагестанским ученым, системе традиционного образования.

Система получения духовно-религиозного образования являлась важным звеном в становлении представителей духовенства, и занимало место основы деятельности для подавляющего числа алимов, мулл. Вопросы,

1 Самурский (Эфендиев) Н. Дагестан. М.:Л., 1925; Его же. Книги, статьи,
документы, исследования / Сост. Ханбабаев К.М. Махачкала, 2003.

2 Фадеев Р.А. Собр. Соч. СПб., 1889. Т. І. Ч. 1-2.

3 Даниялов Г.-А.Д. Классовая борьба в Дагестане во второй половине
XIX - начале XX в. Махачкала, 1970.

4 Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961.

5 Kemper М. Khalidiyya Networks in Dagestan and the question of Jihad.
Leiden, 2002.

6 Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний / Пер. с арабского
М.-С. Саидова. Редакция перевода, подготовка факсимильного издания,
комментарии, указатели А.Р. Шихсаидова, Х.А. Омарова. Махачкала, 1997.

сложившейся в Дагестане системы образования, нашли отражение в трудах П. Услара1, Г.Ш. Каймаразова2.

Очень важным является вопрос уровня образованности дагестанского духовенства, широты круга изучавшихся ими предметов, книг, авторов. Подобные сведения, возможно получить от авторов - современников событий, и, на основе изучения памятников рукописного наследия.

Большой вклад в ознакомлении современников с именами ученых, научным наследием дагестанских алимов внесли емкие труды М.-С.Д. Саидова, чьи работы открыли миру самобытную оригинальную дагестанскую арабоязычную литературу.

Интересны труды М. Гайдарбекова , проведшего кропотливую работу по выявлению и изучению литературного наследия дагестанцев на арабском языке, собравшего ценную биографическую информацию об авторах произведений. Исследования М. Гайдарбекова предоставляют ранее неизвестные сведения об ученых - представителях духовенства, их творчестве.

Особо стоит отметить совместный, фундаментальный труд А.Р. Шихсаидова, Н.А. Тагировой и Д.Х. Гаджиевой «Арабская рукописная

1 П.У. О распространении грамотности между горцами // ССКГ. Тифлис, 1870. Вып. III.

Каймаразов Г.Ш. Мусульманская система образования в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.

Саидов М.-С. Дагестанская литература XVIII-XIX вв. на арабском языке. М., 1960; Его же. Дагестанская литература на арабском языке // Труды 25-го Международного конгресса востоковедов. 1963. Т. II. М.; Его же. Дагестанская литература на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.29. Оп.1.Д.55(16).

4 Гайдарбеков М. Антология дагестанских ученых // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 180;Его же. Антология дагестанской поэзии на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 162.

книга в Дагестане» , который позволяет сделать вывод о высоком уровне образованности дагестанских алимов, об их широком кругозоре.

Изучению дагестанской арабоязычной, культурной, научной традиции посвящены работы Н.А. Тагировой и Д.Х. Гаджиевой , чьи труды, написанные на основе рассмотрения большого массива арабоязычных

10 рукописей из собрания РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, раскрывают глубину

исламской научной традиции в Дагестане, широту интересов дагестанских ученых, востребованность различных наук и дисциплин в разные исторические этапы.

Изучению общественно-политической мысли Дагестана, посвящены многочисленные работы М.А. Абдуллаева4, направленные на исследование

4 жизни, деятельности, общественно-политических взглядов представителей

дагестанского духовенства, в том числе. М.А. Абдуллаев также уделил
внимание процессу проникновения, становления, развития,

Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная
^ книга в Дагестане. Махачкала, 2001.

Тагирова Н.А. Из истории арабоязычной рукописной традиции в Дагестане в XIX в. // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988; Ее же. Из истории арабоязычной рукописной традиции в Дагестане. Мусульманское право // Вестник ДНЦ. 2001. № 9; Ее же. Арабская грамматическая литература в коллекции фонда восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН // Вестник ДНЦ. 2000. № 7.

3 Гаджиева Д.Х. К описанию рукописей филологических сочинений,
хранящихся в рукописном фонде ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР // Изучение

1 истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988.

4 Абдуллаев М.А. Деятельность и воззрения шейха Абдурахмана-Хаджи
и его родословная. Махачкала, 1998; Его же. Мыслители Дагестана XIX -

* начала XX в. Махачкала, 1963 и др.

распространения суфийской идеологии в Дагестане1, которая сыграла важную роль в народно-освободительной войне на Восточном Кавказе и в восстании 1877 года.

Восстание 1877 года в Дагестане нельзя назвать темной страницей нашей истории. Грандиозность выступления горцев Дагестана и Чечни,

Щ масштабность событий, влияние их на международную ситуацию, и в

особенности на политическое состояние региона после восстания привлекали внимание всех поколений российских историков.

Разноплановость подходов, разночтение оценок сообразно политической конъюнктуре позволяют группировать исследования по данной тематике по хронологическому принципу.

4, Из работ историков дореволюционного периода, посвященных

непосредственно восстанию, следует отметить труды А.С.2 и П.И. Ковалевского3, которые главными причинами выступления видели этнопсихологические причины, наряду с влиянием Порты. Следует отметить несомненное преимущество работы А.С, хотя и тенденциозной, но не страдающей грубыми неточностями, как «исследование» П.И. Ковалевского.

, Небольшой очерк, посвященный восстанию, имеется в примечательных

«Исторических записках об управлении Кавказом» С. Эсадзе4. Интересные сведения опубликованы в периодической печати, в частности в газетах «Кавказ» , «Санкт-Петербургские ведомости» , «Терские ведомости» ,

1 ' Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном

Кавказе. Махачкала, 2000.
^ 2 А.С. Очерк восстания горцев Терской области в 1877 году. СПб., 1896.

Ковалевский П.И. Восстание Чечни и Дагестана в 1877 и 1878 годах.

СПб., 1912.

4 Эсадзе С. Исторические записки об управлении Кавказом. Тифлис,
1907. Т. II.

5 Петров А. Героическая защита Казикумухского укрепления (1877 г.) //
Кавказ. 1902. № 246; Петров А. Заметки о восстании в Дагестане // Кавказ.

11 «Тифлисский вестник» и др. Материалы по восстанию имеются в Терском и Дагестанском «Сборниках»4, «Историческом вестнике»5, «Военном обозрении Дагестанской области»6 и др.

В дореволюционных исследованиях чаще отсутствуют тезисы о каких-либо экономических причинах восстания, так как считалось, что с вхождением в состав России материальное положение горцев улучшилось, а подавление «мятежа 1877 года» представлено в виде легкой прогулки по горам.

Особое место занимают работы собственно дагестанских авторов, современников восстания, позволяющие ознакомиться с видением событий с противоположной стороны.

Дагестанская арабоязычная историография XIX в. оригинальна, она не углубляется в осмысление событий, носит чисто повествовательный характер, но в то же время содержательна и отражает отношение автора. Из выявленных трудов по восстанию на арабском языке следует отметить совместную (по предположению Т.М. Айтберова, Ю.У. Дадаева, Х.А. Омарова) работу Али Салтинского и Исхака Урминского «История шариатского восстания в Чечне и Дагестане и Имамата 1877 года», произведение Абдуразака Согратлинского «История Имамата 1877 года и

1878. № 14; С Северного Кавказа об усмирении горцев в 1877 году // Кавказ. 1877. №№225-227.

1 По поводу беспорядка в горах // Санкт-Петербургские ведомости. 1877. № 360.

Терские ведомости. 1877. № 51.

3 Тифлисский вестник. 1877. № 216.

4 Терский сборник. Владикавказ, 1890. Вып. 1; Дагестанский сборник.
Петровск, 1910. Т. 1,11.

5 Андреев A.M. Восстание в Дагестане в 1877 году (по рассказам
«очевидцев») //Исторический вестник. 1903. №77.

6 Военное обозрение Дагестанской области. Тифлис, 1877. Вып. II.

восстания на территории Дагестана», историко-биографические и исторические очерки Хайдарбека Геничутлинского. Здесь следует отметить политическую позицию вышеперечисленных дагестанских авторов, относившихся к повстанцам, по меньшей мере, сочувственно.

Интересные сведения включены в «Асари Дагестан» Хасана-Эфенди
ал-Алкадари (Гасана-Эфенди Алкадарского), написанный на

азербайджанском языке в 1890 г., и охватывающий события 1877 года1.

В другой его работе «Диван ал-Мамнун» , на арабском языке, содержится отличная от других дагестанских авторов позиция Хасана-Эфенди (как, впрочем, и в «Асари Дагестан»), которая выражается в осуждении повстанцев и идеологов выступления - духовенства, за непредусмотрительность. Кроме того, Х.-Э. ал-Алкадари считал, что горцы не имели веских причин для начала восстания.

Примечательны сообщения, оставленные Гасаном Гузуновым, охватывающие, и интересующие нас события . Не обошел своим вниманием восстание в «Дневниках» известный Мухаммад-Тахир ал-Карахи4. Сообщения ал-Карахи носят описательный характер, в то время как Г.

1 Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан. Махачкала, 1929.

2 Алкадари Х-Э. Диван ал-Мамнун (на араб, яз.) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН.
Ф. 15. № 483; Алкадарский Г. Выписки из книги «Диван ал-Мамнун» // РФ
ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. І.Оп. 1.Д. 1305.

Гузунов Г. Переводы книги Гасана Гузунова о реакционно-националистическом движении горцев, возглавляемом Шамилем, и феодально-клерикальном восстании 1877 г. в Дагестане // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 175 (1306); Его же. Воспоминания о восстании в 1877 г. в Дагестане // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 179 (1310); Его же. Копии переводов книг Гасана Гузунова о восстании лакцев в 1877 году // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. І.Оп. 1.Д. 176(1307).

4 ал-Карахи (Карахский), М-Т. Дневник Мухаммад-Тахира о восстании 1877 г.//РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. І.Оп. 1. Д. 176(1305).

Гузунов пытается осмыслить события, выяснить побудительные мотивы,

дать им оценку. То есть, работу Г. Гузунова можно назвать

исследованием.

События 1877 года освящены не только в научной литературе, но и в

поэзии. В частности, в творчестве упомянутого Х-Э. Алкадари, написавшего
I* по этому поводу письмо-сообщение своему сыну1, и классика лезгинской

литературы Етима Эмина, сочинившего поэму, памятную в народе и по сей

день . Трогательны аварские, лакские и даргинские народные героические

песни и песни плачи3.

Много фактического материала содержится в трудах Али Каяева (Замира

Али), написанных на основе дагестанских исторических сочинений,
й, сообщений и собственноручно собранных сведений4, где автор

Алкадарский Х.-Э. О состоянии Дагестана после сдачи Шамиля-
эфенди Российской державе (из «Асари Дагестан») // Айтберов Т.М., Дадаев
Ю.У., Омаров Х.А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую
эпоху и Имамат 1877 года. Махачкала, 2001; Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан.
4t Махачкала, 1929.

2 Етим Эмин. Стихи о восстании 1877 года // Айтберов Т.М., Дадаев
і Ю.У., Омаров Х.О. Указ. соч.

3 Письмо из Сибири (на аварском яз.) //Литературная хрестоматия для 6-
го класса. Махачкала, 1978; Песня о восстании 1877 года //Антология
дагестанской поэзии. Махачкала, 1980; Тюремная песня // Там же; Песня
узника // Там же; Взятие Цудахара // Там же; Исаев А. Даргинские песни об
имамах и наибах Дагестана (на даргинском яз.). Махачкала, 2002.

4 Каяев А. Из истории восстания 1877 года // Литературный Дагестан.
1990. № 1,2; Его же. Из истории восстания 1877 года (на лакском яз.) //
Ціубарз (Новолуние). 1992. № 1. 1995. № 1, 2, 3; Его же. Биографии
дагестанских ученых арабистов (на азербайджанском яз.) // РФ ИИАЭ

* ДНЦ РАН. Ф. 25. Оп. 1 Д. 291; Его же. Лакские исторические песни (на

сочувственно относится к восставшим. Ценные сведения предоставляет Али Каяев об известных духовно-религиозных лидерах Дагестана, видных алимах, их участии в восстании.

Особое место в историографии вопроса 1877 года занимают «воспоминания участников», очевидцев и просто осведомленных людей о восстании, составленные в 1925 году. Интересен сам факт обращения к тематике восстания спустя полвека после описываемых событий. Видимо, это было связано с ярко выраженной антицарской сущностью восстания, что приобрело актуальность в послереволюционный период, и, доминировавшей в тот период концепцией М.Н. Покровского в соответствии с которой, включение национальных окраин в состав Российской империи считалось непрогрессивным для этих народов.

Из трудов ученых довоенного советского периода следует отметить труды А.А. Тахо-Годи , обобщающее исследование P.M. Магомедова, информативные статьи А.И. Иванова , где движение горцев характеризуется как национально-освободительное и прогрессивное.

За советский период проблема национально-освободительных движений прошла сложный и противоречивый путь своего развития.

лакском яз.) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 25. Оп.1. Д. 8.; Его же. Материалы по истории лаков // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 25. Оп.1. Д.5.

1 Тахо-Годи А.А. Восстание Чечни и Дагестана в 1877 году. //«Красный
Дагестан» (газ.). 1925. № 251, 252, 254, 257, 259, 260, 261, 262, 267, 269; То
же // Советский Дагестан. 1990. № 1-2; Его же. К пятидесятилетию восстания
Чечни и Дагестана в 1877 году // Новый Восток. 1926. № 12.

2 Магомедов P.M. Восстание горцев Дагестана в 1877 году. Махачкала,
1940.

3 Иванов А.И. Восстание в Чечне и Дагестане в 1877 году //
Исторические записки АН СССР. 1941. Т. X.; Он же. Национально-
освободительное движение в Чечне и Дагестане в 60-е-70-е годы XIX в. //
Исторические записки АН СССР. 1941. Т. XII.

На рубеже 40-50-х годов национально-освободительные движения
стали рассматриваться как реакционные, антинародные и

националистические. Новая концепция, хотя и являлась официальной, оказалась искусственной и научно неплодотворной. Серьезных научных трудов по теме восстания создано не было. Исключением может служить параграф, посвященный исследуемой нами проблеме, в работе Х-М. О. Хашаева, вызывающий интерес, прежде всего, предложенными событиям 1877 года оценками. Движение горцев характеризуется как «реакционное», «феодально-клерикальное», «шовинистическое»1. В отличие от Х-М. О. Хашаева Т.Т. Мальсагова дает противоположную характеристику движения, считая восстание 1877 года народно-

освободительным .

Восстание 1877 года не обошли вниманием и современные исследователи, которые характеризуют восстание 1877 года, как национально-освободительное.

Особое место занимает труд М.М. Гасанова «Национально-освободительная и классовая борьба народов Дагестана в 60-70-е годы XIX в.», где использование большого количества архивных материалов позволило автору осветить движение всесторонне3.

Содержательны комментарии и предисловие Т.М. Айтеброва, Ю.У. Дадаева и Х.А. Омарова в «Восстаниях дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и Имамат 1877 года» - к дагестанским историческим сочинениям . К теме антиколониальной борьбы, изучаемого

Хашаев Х-М. О. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М.,1961.

2 Мальсагова Т.Т. Восстание в Чечне в 1877 году. Грозный, 1968.

Гасанов М.М. Национально-освободительная и классовая борьба народов Дагестана в 60-70-е годы XIX в. Махачкала, 1997. 4 Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. Указ. соч.

нами периода обращался A.M. Гаджиев . Трагическим событиям,

последствиям восстания уделяет внимание СМ. Гусейханов2. Влиянию

Османской империи на восстание 1877 года посвящена статья М.А. Мусаева .

Для всестороннего раскрытия темы диссертационного исследования

' совершенно необходимым представляется характеризация общественно-

р политической, социально-экономической ситуации в Дагестане в 60-70-е

; годы XIX в. По этому вопросу имеется большое количество исследований,

наиболее полными из которых являются труды дагестанских ученых (Х-М.

О. Хашаева, Х.Х. Рамазанова, М.-З.О. Османова, Э.М. Далгат, М.М.Гасанова

и др.). Но специфика постановки вопроса положения в Дагестане в 60-70-е

гг. XIX в. во взаимосвязи с причинами восстания, требует использования

іф первоисточников, сосредоточенных в архивах, изданных материалах.

Кроме того, широта круга тем, требующих изучения в контексте исследования причин восстания, обуславливает рассмотрение большого круга источников, т.к. многие вопросы остаются малоизученными.

Следует отметить, что интересную информацию в контексте первой главы дают труды Р.А. Фадеева4, С. Эсадзе5, М.М. Гасанова6.

** ' Гаджиев A.M. Антиколониальное движение горцев Дагестана во

второй половине XIX в. (60-70-е годы). Дисс... канд.ист.наук. Махачкала, 1998. Он же. К вопросу о причинах и социальной сущности антиколониальных выступлений горцев Дагестана в 60-70-е годы XIX в. Махачкала, 1997.

2 Гусейханов С. М. Последствия восстания 1877 г. в Казикумухском
^ округе // Вестник молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2002. Вып. 3.

3 Мусаев М.А. Влияние Османской империи на восстание 1877 года в
Дагестане. // Вестник ДНЦ. 2002. № 12.

4 Фадеев Р.А. Собр. Соч. СПб., 1889. Т. І. Ч. 1-2.

5 Эсадзе С. Указ. соч.

6 Гасанов М.М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX в.).

Махачкала, 1999.

Приведенный выше круг основных работ, использованных в данном
исследовании, дает основание сделать вывод о явной недостаточности
внимания, уделенного дореволюционными, советскими и современными
специалистами - историками дагестанскому духовенству, его структуре,
1 положению в обществе, процессу становления представителя духовенства,

щ его политической роли и т. п. В то же время, восстание 1877 года, как

выдающееся событие, явление в истории народов Дагестана, нашло достойное место в трудах всех поколений дагестанских и российских историков.

Источниковой базой исследования послужили архивные материалы
центральных, зарубежных и местных архивохранилищ, как вошедшие в
і,, известные публикации, так и извлеченные и вводимые в научный оборот

автором диссертации.

Ценные документы сосредоточены в Государственном архиве

Республики Дагестан. Представляют интерес для нашего исследования

Ф.126 («Канцелярия начальника Дагестанской области г. Темир-Хан-

Шура»), Ф.2 («Управление военных начальников») и др., особенно в

. части, касающейся деятельности царской администрации в Дагестане.

Обширная коллекция документов, не только характеризующих политику России на Северном Кавказе, но и содержащих сведения по экономике, социальных отношениях и политическом устройстве ее народов собрана в Центральном Государственном архиве Республики Грузия. Материалы, касающиеся событий 1877 г., существенно обогатили источниковую базу данного исследования.

Особый интерес представляет богатый фактический материал,
собранный в Рукописном фонде Института истории, археологии и
этнографии Дагестанского научного центра. Отличительной чертой
собрания РФ ИИАЭ ДНЦ РАН является оригинальность материалов.
Особую ценность представляет обширная коллекция деловой и личной
4> переписки на арабском языке, собрание рукописей. Памятники

рукописного наследия раскрывают глубину исламской научной традиции в Дагестане, широту интересов дагестанских ученых, актуальность различных наук и дисциплин в разные исторические этапы. Здесь сосредоточен материал по духовенству, дагестанским ученым, системе

1 традиционного образования.

Ц. Ценным источником при изучении исламского образования в

Дагестане является статья Абдуллы Омарова1, человека, прошедшего через все ступени горской системы обучения, и описавшего процесс всесторонне, но политическая позиция которого, заставляет относиться к некоторым его тезисам критически.

Из публикаций документальных источников интерес представляют

^ «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией» (АКАК), -

извлеченные и систематизированные документы из архива Главного управления наместника на Кавказе. Интересные материалы по теме диссертации опубликованы в «Дагестанском сборнике», «Кавказском календаре», «Сборнике сведений о Кавказских горцах» и др.

Развернутые фактические данные, посвященные непосредственно ходу

, восстания, собраны в «Материалах для описания русско-турецкой войны

1877-1878 гг. на Кавказско-малоазиатском театре», где вторая часть шестого

тома целиком посвящена событиям в Дагестане2.

j Важным источником информации служат описания боевого пути

полков, участвовавших в подавлении восстания 1877 г., где можно почерпнуть ценные сведения, хотя и не всегда отражающие объективную

1 Омаров А. Воспоминания муталима // ССКГ. Тифлис, 1868. Вып. I.;

1 Продолжение // ССКГ. Тифлис, 1869. Вып. И.

2 Материалы для описания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на
Кавказско-Малоазиатском театре / Сост. В. Томкеев. Тифлис, 1910. Т. VI. Ч.

действительность. События 1877 года отражены в трудах П. Вискунова1, А. Петрова2, Л. Богуславского3, Е. Козубского4.

По целому ряду критериев к важным источникам следует отнести работы дагестанских авторов на арабском языке, которые в большинстве своем опубликованы. К ним относятся труды Исхака Урминского и Али

С -,

Салтинского , Абдуразака Согратлинского , Хайдарбека Геничутлинского , официальная переписка Имамата 1877 года , записи Г. Гузунова .

1 Вискунов П. Описание боевой жизни 80-го пехотного Кабардинского полка при подавлении восстания горцев Терской и Дагестанской областях в 1877-1878 гг. Тифлис, 1882.

Петров А. История 83-го пехотного Самурского полка. Петровск, 1892.

3 Богуславский Л. История Апшеронского полка; 1700-1892 гг. СПб.,
1892. Т. И.

4 Козубский Е. История Дагестанского конного полка. Петровск, 1909.

5 Исхак Урминский, Али Салтинский. История шариатского восстания в
Чечне и Дагестане, и имамата 1877 года. // Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У.,
Омаров Х.А. Указ. соч.

6 Абдуразак Согратлинский. История Имамата 1877 года и восстания на
территории Дагестана // Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. Указ. соч.

Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки /Пер. с араб. Т.М. Айтберова. Махачкала, 1992.

8 Официальная переписка Имамата 1877 года // Айтберов Т.М., Дадаев
Ю.У., Омаров Х.А. Указ. соч.

9 Гузунов Г. Переводы книги Гасана Гузунова о реакционно-
националистическом движении горцев, возглавляемом Шамилем, и
феодально-клерикальном восстании 1877 г. в Дагестане // РФ ИИАЭ ДНЦ
РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 175 (1306);Его же. Воспоминания о восстании в 1877 г. в
Дагестане // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 179 (1310); Его же. Копии
переводов книг Гасана Гузунова о восстании лакцев в 1877 году // РФ ИИАЭ
ДНЦ РАН. Ф. І.Оп. 1.Д. 176(1307).

Самостоятельную группу источников составляют анкеты, заполненные в 1925 году очевидцами и участниками событий 1877 г. Сбор информации велся опросом по анкетам, составленным А. Тахо-Годи и Дж. Коркмасовым .1

Все вышеперечисленные источники дают ценные сведения для
^ анализа социально-экономического и политического положения Дагестана

изучаемого периода, предоставляют важные материалы по началу, ходу и последствиям восстания 1877 г., позволяют составить представление о месте духовенства в жизни горцев, о его влиянии на политические процессы в регионе.

*

1 Воспоминания участников событий при восстании 1877 г. // РФ ИИАЭ

^ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 179; Воспоминания Магомеда Гаджиева о

панисламистском реакционном восстании в Дагестане в 1877 г. // ГА РД. Ф.

П-8. Оп. 1. Д. 21; Переводы анкет о феодально-клерикальном восстании в

1877 г. в Дагестане // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. Оп. 1. Д. 172; Мухаммад

Абдулла Алкадари. Воспоминания о восстании 1877 г. // РФ ИИАЭ ДНЦ

РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 179 (1310) и др. Р

Дагестан в 60-70-х годах XIX века и причины восстания 1877 года

Еще до окончательного присоединения горских народов, оказывавших Российской империи сопротивление в ее колонизационной политике на Кавказе, царское правительство задумывалось о будущем административно территориальном устройстве, и что еще важнее, об организации управления, так как, существовавшую в 50-х годах систему, когда низменные и предгорные районы Дагестана входили в состав Прикаспийского края, а горная часть как бы подчинялась военным кордонам, вряд ли когда-либо можно было считать явлением постоянным. Перед Россией стояло несколько задач, которые предстояло решить с введением управления на Восточном Кавказе:

во-первых, окончательное закрепление завоеванных территорий путем размещения войск и строительства укреплений и дорог;

во-вторых, введение системы колониального управления, которая держала бы горцев в «смирении»;

в-третьих, ликвидация условий возникновения значительного протеста со стороны горцев ;

в-четвертых, экономическое регулирование для извлечения выгод для казны;

в-пятых, ограничение роли ислама и духовенства в жизни общества, как идеологической основы сопротивления;

в-шестых, преодоление судебно-административной раздробленности.

Эта система в любом виде должна была представлять классическую систему колонизации, испробованную империалистическими державами неоднократно.

В 1856 г. царю было представлено несколько проектов управления народами Кавказа. Одобрение получил проект генерал-фельдмаршала А.И. Барятинского, который, будучи впоследствии назначенным наместником на Кавказе, непосредственно руководил воплощением своего плана в жизнь. Идеи А.И. Барятинского получили свое выражение в «Положении о Кавказской армии», утвержденном 1 апреля 1858 г., являвшимся первым документом об управлении, который впоследствии вошел в историю как военно-народное . По этому проекту, в частности, Дагестан не входил в сферу гражданского управления, принятого в империи.

В 1860 г. при Главном штабе Кавказской армии был учрежден особый орган по управлению кавказским «туземным» населением, который в 1865 г. был переименован в Кавказское горское управление, а впоследствии в Кавказское военно-народное управление. Здесь следует отметить, что переименование не вносило структурных изменений в объект регулирования.

В том же, 1860 году, составленный А.И. Барятинским «Проект положения об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом»2 (от 5 апреля) был утвержден 10 июня царем и вступил в действие. В соответствии с этим «Положением (1860 г.)», образовывалась Дагестанская область, в состав которой вошли Прикаспийский край, (без Кубинского уезда (Засамурского Лезгистана)), Кумыкский округ (Засулакской Кумыкии) и множество западноаварских обществ. Дагестанская область была разделена на четыре Военных отдела и два Гражданских управления. Военные отделы состояли из Южного, Среднего, Верхнего и Северного Дагестана, а гражданские Управления - из Дербентского градоначальства и Управления портового города Петровск.

Духовенство в структуре дагестанского общества 60 -70-х годов XIX в

Ислам, имевший к концу XIX в. в Дагестане более чем тысячелетнюю историю, стал выдающимся явлением во всех сферах жизни дагестанского общества: социальной, экономической, духовной, культурной, идеологической. Лишь к концу XVI в. ислам приобрел статус официальной религии во всех дагестанских феодальных владениях и многочисленных союзах сельских общин. В исламизационном процессе, истории ислама в Дагестане можно выделить несколько этапов. Если до XVII в. происходило распространение ислама вширь, то последующий период включал в себя более глубинные процессы - утверждение новых идей, вторжение их в быт и сознание, укрепление взаимодействия шариата и обычно-правовых норм в сфере семейного, наследственного, земельного права, усиление влияния ислама на все сферы жизни и деятельности дагестанского общества1.

Совершенно естественно, при всем совершенстве организационной системы в исламе, складывание мусульманского духовенства, как самостоятельной классовой единицы в структуре дагестанского общества. Роль духовенства как интеллектуальной элиты, определителя идеологии, духовного стержня, распространителя новых, передовых для своего времени идей невозможно переоценить.

Влияние не было односторонним. Мы можем говорить о широком культурном обмене между обширным исламским миром и малой ее толикой

- Дагестаном. Известно много фактов, когда дагестанцы занимали высокое положение в среде духовенства арабских мусульманских стран.

«Дагестанцы и за пределами своей Родины, всюду, куда бы их ни закидывала судьба, оказывались общепризнанными авторитетами для представителей всего мусульманского мира», - отмечал И.Ю. Крачковский, подчеркивая вклад горцев в исламскую культуру1.

Географическое положение, природная любознательность и жажда познания, укоренившаяся исламская ориентация, возможность жизнеобеспечения, наличие традиций и сложившихся духовно-просветительских школ и центров определили место Дагестана как мусульманского идеологического лидера на Кавказе, а его жителей, как самое образованное общество в регионе.

«Эта груда скал была едва ли не самым грамотным местом на Кавказе», писал М.Н. Покровский . Главную просветительскую роль здесь сыграло, естественно, духовенство.

Своеобразие дагестанского духовенства заключалось в том, что местные священнослужители, как единственно образованная часть общества, выполняла одновременно в некоторой степени взаимосвязанные функции учителей, секретарей, судей, просветителей.

Духовенство в Дагестане, как просвещенная часть общества, хранитель исламских, традиционных ценностей, духовный наставник народа, пользовалось в горах непререкаемым авторитетом и почтением, что в особенности можно сказать о высшей ее (духовенства) части.

Идеология восстания 1877 г. в Дагестане

Немало уже написано современными исследователями (P.M. Магомедов, Г.-А. Даниялов, В.Г. Гаджиев, Х.Х. Рамазанов, М.М. Гасанов и др.) о народно-освободительной сущности сопротивления горцев царизму в 20-50-х годах и 1877 году и, думается, что это не требует дополнительного обоснования.

В 1925 г. на вопрос в анкете: «за что боролись восставшие, чего они добивались и против чего восставали?», Гаджи Гасан Аскеров из с. Мугатыр лаконично ответил: «Боролись за освобождение Дагестана»1.

Восстание 1877 года проходило под знаменем джихада (газавата), «за свободу и шариат».

«Выдвижению исламских лозунгов, в частности, джихада, газавата, как крайней формы в борьбе горцев Северо-восточного Кавказа в 20-х-50-х годах XIX в. (этот тезис вполне можно отнести и к 1877 г. - М.М.) способствовало следующее: во-первых, ...ислам был господствующей формой идеологии горцев; во-вторых, мусульманское духовенство в горском обществе играло полифункциональную роль; в-третьих, ислам, с его интегрирующей функцией, ...был единственной объединительной силой горцев против иноземных захватчиков, исповедующих христианство; в-четвертых, существовал суфизм с четко разработанной системой отношений шейх, муршид-суфий, мюрид, с идеей безусловного подчинения последних первым; в-пятых, в суфизме имелась разработанная система о харизматической личности руководителя-шейха»1.

Сакрализация идей национально-освободительных войн является характерной не только для исламских обществ, но и народов приверженцев других мировых религий (Сербия и др.).

Джихад в неисламском мире ошибочно отождествляется только со «священной войной». На самом же деле это понятие гораздо шире. В переводе с арабского слова «джихад» означает «радение, усердие». Джихад подразделяется на четыре вида. Джихад сердца направлен на внутреннее самосовершенствование мусульманина. Только очистив свое сердце и свои помыслы в суровой борьбе со злом, мусульманин может считать себя вправе поучать других. Джихад языка - это пропаганда ислама, попытка убедить в верности исламского пути. Джихад руки предполагает целый ряд конкретных действий, обеспечивающих соблюдение исламских норм. И, наконец, джихад меча, который и означает священную войну против неверных. Причем, павшему в этой борьбе уготовано вечное блаженство в раю. Согласно шариату джихад сводится к: 1. Призыву неверных в ислам; 2. Получению джизьи при подчинении исламской власти; 3. Уничтожению неверных в случае невыплаты джизьи и необращения в ислам .

Понятие священной войны вошло в Коран в период пребывания пророка Мухаммада в Медине, то есть между 622 и 632 годами .

Похожие диссертации на Дагестанское духовенство 60-70-х годов XIX века и восстание 1877 года