Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг. Капалин Герман Михайлович

Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг.
<
Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг. Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг. Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг. Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг. Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг. Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг. Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг. Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг. Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг. Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг. Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг. Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Капалин Герман Михайлович. Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Капалин Герман Михайлович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2010.- 350 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/230

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1.Зарождение и развитие миссионерской деятельности на Аляске с момента ее открытия (1741—1823) 36

1. Первоначальное распространение Православия среди туземцев Аляски 36

2. Деятельность Кадьякской духовной миссии и учреждение викариатства на Аляске60

3. Взаимоотношения членов духовной миссии и служащих компании. Отправление на Аляску иеромонаха Гедеона и его деятельность в составе миссии104

4. Административные изменения в Русской Америке. Состояние духовной миссии после отъезда иеромонаха Гедеона129

Глава 2.Святитель Иннокентий (Вениаминов) и расцвет православной миссии на Аляске (1823—1867) 141

1. Служение на Аляске священника Иоанна Вениаминова 141

2. Пребывание американского миссионера в 176

Петербурге и Москве. Избрание его епископом Камчатским, Курильским и Алеутских островов

3. Епископское служение святителя Иннокентия на Аляске 186

Глава 3.Особенности приходов и миссий в Русской Америке 218

1. Кадьяк 221

2. Новоархангельск 232

3. Уналашка 244

4. Атка 252

5. Нушагак 258

6. Кенай 268

7. Квихпак 275

Заключение 293

Приложение Названия архивных документов, использованных в работе 304

Список источников

Список литературы 335

Список сокращений 346

Введение к работе

Актуальность

Нельзя не отметить возрастающее год от года внимание к Аляске — современной территории США, которая более 100 лет являлась частью России. С открытием этой северо-западной части Америки туда была принесена русская цивилизация и русская духовная культура. Интерес к истории этого края отечественных авторов — это попытка осмыслить экономическое, политическое, социальное, цивилизационное и духовное своеобразие русского освоения Аляски.

Особая роль в этом многостороннем и неоднозначном процессе принадлежит Русской Православной Церкви, которая внесла значительный вклад в развитие культуры местных народов, возвысив и обогатив ее христианскими духовными и нравственными понятиями и традициями, создав письменность и распространив среди местного населения грамотность, сохраняя при этом этническую индивидуальность народностей Аляски. Русские миссионеры способствовали освобождению коренных жителей от общественных пороков: рабства, межплеменной вражды, многоженства, способствовали появлению у них гражданского сознания и внедрению более развитых норм права. Миссионеры выступали в защиту местного населения и содействовали улучшению его социального положения.

Эти факты признавались еще советскими исследователями', но свойственная тому времени идеологическая направленность научных изысканий, особенно в области отечественной истории, не позволяла создать полную и объективную картину зарождения, становления и расцвета 1 Ляпунова Р. Г. О Русской Америке // Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев / Отв. ред.: А. Д. Дридзо, Р. В. Кинжалов. М.: Мысль, 1994. С. 21, 24; Марков С. К Летопись Аляски.М.-Л.: Изд-во Главсевморпути, 1948. С. 119, 138, 176. деятельности Русской Православной Церкви на Аляске. В связи с этим в контексте изучения истории русского присутствия в этом крае в настоящее время особую актуальность приобретает всестороннее изучение вопросов, касающихся церковной деятельности на территории современной Аляски, предполагающее рассмотрение того, как и в каких условиях Церковь осуществляла свою миссию среди ее народов на протяжении всей ее русской истории.

Кроме того, обращение к историческому опыту миссионерского служения Русской Православной Церкви (далее — РПЦ) жизненно важно для развития миссии Церкви в современном мире.

Цель и задачи

Вышесказанное определяет цель данного исследования: наиболее полно исследовать историю православных приходов, синодального управления и миссионерского служения Русской Православной Церкви на Аляске от открытия этой земли русскими экспедициями вплоть до 1867 г.

В соответствии с обозначенной целью и, исходя из степени научной разработанности проблемы, в ходе данного исследования были поставлены следующие основные задачи: исследовать вопрос о присутствии духовенства в составе Второй Камчатской экспедиции; реконструировать процесс соприкосновения туземного населения Аляски с православными традициями в ходе открытия и начального периода освоения Алеутских островов русскими промысловыми компаниями; изучить деятельность первой духовной миссии на Аляске в период с 1794 по 1823 г. и выявить характерные особенности деятельности первых миссионеров в распространении православной веры среди коренного населения Аляски; проанализировать служение на Аляске святителя Иннокентия (Вениаминова) сначала в качестве священника, а затем — в архиерейском

6 сане; обобщить его вклад в установление и развитие традиций миссионерского служения на ее территории, его попечительскую деятельность, направленную на укрепление православной паствы на Аляске в русский период; систематизировать материал по всем существовавшим на Аляске православным приходам и миссиям, изложить его в хронологической последовательности отдельно по каждой миссии и по каждому периоду.

Характеристика и анализ социально-экономической ситуации и политических событий на Аляске не являлись ни целью, ни отдельной задачей исследования. Вследствие этого, в ходе исследования различные внешние факторы были рассмотрены лишь постольку, поскольку социальные, экономические и политические условия сказывались на распространении и сохранении православной веры среди туземного населения.

Последнее словосочетание в настоящей диссертационной работе в своем значении аналогично целому ряду ему подобных, выражающих одно понятие, а именно: автохтонное население, туземные народы, народы Аляски, народности Аляски, туземные племена, местные племена и народности, местные народы, местные жители, коренные жители, коренное население и т. п., причем два последних чаще употребляются в тех случаях, когда речь идет не только о туземцах, но и о креолах. Несмотря на то, что в русский период слово «туземцы» крайне редко использовалось при упоминании коренных жителей Аляски, и вместо него употребляли слова «американцы» или «дикие», в данном исследовании используется современная норма.

Постановка проблемы

Начавшаяся в русский период деятельность Православной Церкви среди народов Аляски продолжается, несмотря на изменение государственной принадлежности края в 1867 г. Вместе с тем следует отметить, что распространение Православия среди туземных жителей

Северной Америки не было легким процессом.

В общественной и частной жизни аляскинских аборигенов были крепки языческие традиции, и требовались немалое мужество, терпение и подвиг миссионеров, чтобы своим личным примером способствовать изменению образа жизни и поведения туземцев. Отрицательно на успехе миссии сказывались малочисленность священников, разбросанность туземных селений, удаленность их от центров миссий, кочевой образ жизни многих племен и трудность передвижения как по суше, так и по воде. Все это, в совокупности, не позволяло сделать просветительскую работу и пастырское окормление многих новокрещенных постоянными.

В то же время, отдаленность региона от Санкт-Петербурга и несовершенство средств сообщения с ним из России затягивали сроки рассмотрение кадровых и административных вопросов даже в тех случаях, когда требовалось их срочное решение. Порой уходили годы на согласование в далекой столице предпринимаемых духовенством шагов. Наконец, свое действие оказал и конфликт между членами Первой духовной миссии и служащими Российско-Американской компании (далее — РАК).

Однако, вопреки всем негативным факторам, история Православия на Аляске насчитывает уже более 200 лет, продолжаясь в течение всего американского периода. Осмысление данного феномена представляет собой проблему, решение которой еще не нашло отражения в научных исследованиях.

В настоящей работе полагается начало решению этой проблемы через исследование разных сторон деятельности там русских миссионеров до 1867 г., ибо благодаря их жертвенному служению, несмотря на имевшиеся в разное время серьезные трудности, православная вера смогла распространиться и прочно укорениться в сознании и образе жизни ее коренных жителей. Необходимо отметить, что указанная проблема только отчасти решается в русский период, поскольку не в меньшей степени Православие закрепилось на Аляске в результате продолжения деятельности

РПЦ на Аляске после ее продажи США. Но изучение американского периода является задачей отдельного исследования.

Хронологические рамки

Хронологические рамки предпринятого исследования полностью совпадают с эпохой русского присутствия на Североамериканском континенте. Нижней границей является 1741 г., когда берегов Аляски достигла Вторая Камчатская экспедиция, и началось русское освоение этого края; верхней границей стал 1867 г., когда произошла продажа русской Аляски Соединенным Штатам Америки.

В этом временном интервале, с точки зрения рассматриваемой темы, выделяются три этапа:

1. Первоначальное знакомство туземцев Аляски с православными традициями в период освоения Алеутских островов и побережий Северной Америки русскими промысловыми экспедициями (1741—1794).

Русские мореплаватели и деловые люди — купцы и промышленники, вступая в контакт с коренными жителями Северной Америки во время торговли и промысла пушнины, вместе с тем знакомили их с христианскими традициями и русской культурой. Деятельность РПЦ на Аляске в этот период была нерегулярной. Она ограничивалась совершением церковных таинств православными священниками, входившими в состав экспедиций по изучению Аляски.

2. Начало постоянного церковного служения в Северной Америке, обусловленное деятельностью Первой (Кадьякской) духовной миссии (1794—1823).

Спустя 50 лет после открытия Аляски туда прибыли первые русские иноки-миссионеры, в их числе священнослужители, и началась систематическая пастырская и миссионерская деятельность среди коренных жителей края. Миссионеры не только крестили туземцев, но и стремились привить им основы христианской нравственности. Первый успех миссии привел к появлению на Аляске многотысячной туземной паствы, необходимость постоянного окормления которой послужила основанием к решению Святейшего Синода об учреждении Кадьякского викариатства. Но трагическая гибель епископа Кадьякского вместе со всеми плывшими с ним на Аляску членами миссии приостановила ее развитие. Несмотря на это, а также на конфликт в отношениях между служащими компании и оставшимися членами миссии, христианская вера в новых народах укреплялась, в основном, благодаря личному примеру миссионеров. В этот период значительно расширилась география евангельской проповеди, и увеличился этнографический состав охваченных ею туземцев, появились многообразные формы церковной деятельности, но большинство из них просуществовали недолго.

3. Расцвет миссионерской деятельности при святителе Иннокентии (Вениаминове) (1823—1867), во время служения которого получили полное развитие все формы церковной жизни, обеспечившие не только наиболее широкое распространение, но и осмысленное усвоение христианской веры и православных традиций коренными народами Аляски.

Начав свое служение в Русской Америке приходским священником и миссионером, будущий Святитель всемерно заботился о духовно-нравственном развитии своей паствы. В целях организации на Аляске постоянно действующей православной миссии он разработал структурно-административные меры и миссиологические основы развития церковного служения в этом крае. Во время своего пребывания в столице он лично довел их до высшей церковной иерархии и, вернувшись в Америку в сане епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, успешно реализовал стратегию поступательного развития миссии на Аляске. В этот период его трудами и трудами его сподвижников-миссионеров, благодаря всесторонней пастырской заботе о православных жителях края и активной миссионерской деятельности среди языческих народов, Православие глубоко укоренилось в сознании и образе жизни первых и широко распространилось на новые территории.

В соответствии с этим, работа построена по хронологическому принципу. Исключение составляет последняя глава настоящей работы, в которой изучен вопрос организации и развития приходов и миссий в соответствии с порядком их возникновения. Это позволяет сохранять хронологию повествования лишь в границах каждого отдельного прихода или миссии.

Географические границы исследования

Исходя из требования точности, необходимо пояснить, что под Аляской в настоящее время понимается вся территория современного штата Аляска, то есть бывшие владения Российской империи в Северной Америке, уступленные США в 1867 г., включая Алеутские о-ва. В XVIII—XIX вв. Аляской назывался лишь п-ов Аляска, иногда еще и материковая часть, а Алеутские о-ва, как правило, указывались отдельно, причем часто они именовались по меньшим группам островов: например, Лисьи, Андреяновские, Ближние. Это сохранено в цитатах, в остальном тексте принята современная трактовка.

Настоящее исследование строго ограничено территорией Аляски.

По этой причине при повествовании о миссионерах, служивших на Аляске, не описана их деятельность по возвращении в Россию. Например, значительный период в истории Православия на Аляске связан с личностью святителя Иннокентия, митрополита Московского. Однако в посвященной его деятельности части работы не ставилась цель описывать всю его жизнь, но лишь исследовать существенные для развития Православной Церкви на Аляске стороны его наследия: характерные черты служения этого выдающегося миссионера на Аляске, принципы проводимой им миссионерской работы, его видение путей развития Церкви среди коренных народов края.

В качестве исключения приведены ознакомительные сведения о форте

11 Росс в Калифорнии, но полное изучение деятельности там Православной Церкви осталось за рамками данной работы.

Объект и предмет исследования

Объектом данного исследования является история Православной Церкви в Северной Америке.

Предметом изучения выступает деятельность РПЦ на Аляске до ее продажи США. Для выражения данного понятия в тексте используются различные синонимические конструкции, а именно: церковная деятельность, церковное служение, деятельность Церкви, миссионерская деятельность, миссионерское служение.

В работе рассматривается, в каких формах и в каких условиях развивалась церковная деятельность в течение всего указанного времени. Необходимо подчеркнуть, что в предпринятом исследовании церковное служение не ограничено совершением богослужений или крещением туземцев, но представляет собой в совокупности всю многогранную работу, осуществляемую миссионерами на Аляске, включая школьное дело, церковное образование, духовно-нравственное просвещение, переводы Священного Писания, богослужебных текстов и поучений на языки народов Аляски, книгоиздание, церковное администрирование, научно-исследовательскую работу.

Эта, в широком смысле трактуемая, деятельность Церкви осуществлялась не только священнослужителями, но и мирянами. Характерной чертой для Аляски стало то, что последним принадлежит отнюдь не меньшая заслуга в распространении и сохранении Православия среди местных народов, чем духовенству, которое никогда не было многочисленным по сравнению с обширностью территорий, которые принадлежали Российской империи в Северной Америке.

В ходе многообразной церковной деятельности духовные, культурные, бытовые традиции русского народа были восприняты туземцами Аляски и стали частью их самосознания и образа жизни, несмотря, и даже вопреки, тем негативным явлениям, которые имели место в ходе хозяйственно-экономического освоения края.

Историография проблемы исследования

Оценивая изученность темы, необходимо отметить, что она постоянно привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных авторов.

Значительную часть предпринятых ранее исследований по церковной истории на Аляске представляют собой разного характера работы о жизни и деятельности отдельных личностей, осуществлявших там свое служение: святителя Иннокентия (Вениаминова), преподобного Германа Аляскинского, епископа Иоасафа (Болотова).

Наиболее обстоятельной из них можно признать книгу И. П. Барсукова «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников», изданную вскоре после смерти Святителя в 1883 г. и переизданную в конце прошлого столетия (М., 1997). Она основана на наследии этого святого, включая его личные бумаги, хранящиеся в настоящее время в Архиве внешней политики Российской империи в Москве (далее — АВГГРИ), ф. 340, оп. 874. Также она содержит отзывы и воспоминания тех, кто лично знал Святителя.

Весьма ценными в книге являются сведения о состоянии Церкви на Аляске и служении там святителя Иннокентия в сане епископа, поскольку этот период аляскинской церковной истории менее всего представлен в отечественной литературе. Вообще книгу Барсукова выгодно отличает то, что она описывает почти весь временной интервал, исследуемый в настоящей работе. Ее основным недостатком является некритичность при изложении материала, сохранившая субъективность и экспрессивность повествования, что вполне допустимо для жизнеописания, но представляет помеху для исследователя истории и требует обращения к параллельным источникам. Не упоминает Барсуков о более чем полугодовом пребывании священника

Иоанна Вениаминова в порту Новоархангельск на о-ве Ситка по пути на Уналашку. Кроме того, повествование книги построено не по географическому, а по хронологическому принципу. По этой причине материал по Аляске перемежается со сведениями по Камчатке, Якутии, Амурскому краю.

Также жизнеописанием является работа современного исследователя С. А. Корсуна «Преподобный Герман Аляскинский, Валаамский подвижник в Америке: Материалы к жизнеописанию» (СПб., 2005). В этой книге, на основании многочисленных уже опубликованных в России и за рубежом материалов, а также документов из архивов России, Финляндии и США, приводятся не только известные факты, но и новые сведения по истории Церкви на Аляске, в основном во время Первой духовной миссии и, отчасти, несколько более позднего периода. Например, это касается упоминания первой попытки назначить на Аляску священника еще в 1789 г. и о переводе и издании книг на кадьякском языке. Что касается исследования биографических данных о миссионерах, не все они бесспорны.

Общим недостатком для всех исследований такого рода является то, что все они, как это явствует из названий, посвящены деятельности на Аляске той или иной личности, а не Церкви в целом. По этой причине сведения о состоянии внутренней и внешней церковной жизни приводятся в них в рамках жизнеописания и, следовательно, не имеют системного характера.

Первой работой по систематизации и описанию церковной истории на Аляске является брошюра святителя Иннокентия «Состояние Православной Церкви в Российской Америке» (СПб.), которая была издана в 1840 г., в бытность его протоиереем. Она основана на собранных им свидетельствах и воспоминаниях жителей Аляски, а также на документах из архивов аляскинских храмов и личных впечатлениях автора. Это издание представляет собой сокращенную версию его доклада Святейшему Синоду «Обозрение Православной Церкви в Российских поселениях в Америке, со своим мнением об улучшении состояния оной». В данной работе присутствуют систематизация и анализ, но ее временные рамки ограничиваются 1839 г.

Многие описания истории Православной Церкви на Аляске появились в конце XIX в. Они были посвящены столетнему юбилею прибытия на Аляску первой духовной миссии, который отмечался в 1894 г. Большую их часть составили публикации в периодических изданиях. В основном они представляли собой пересказ фактов, почерпнутых из работ святителя Иннокентия. Из этих описаний особого внимания заслуживает статья А. Львова «Краткия историческия сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадьякской епархии и о деятельности там первых миссионеров», опубликованная в Прибавлениях к Церковным ведомостям (1894, № 38). В статье подробно рассмотрен ряд вопросов по истории Первой духовной миссии, в частности, о направлении миссионеров и об учреждении Кадьякского викариатства. В отличие от большинства других публикаций, она полностью основана на архивных документах Святейшего Синода, что одновременно является как ее достоинством, поскольку обеспечивает ей большую достоверность, так и недостатком, ограничивая освещение темы лишь официальными документами.

Также особенный интерес вызывает изданный Валаамским монастырем отдельной книгой «Очерк из истории Американской православной духовной миссии (Кадьякской миссии 1794—1837)» (Спб., 1894), составленный по воспоминаниям современников и опубликованным на тот момент сведениям об Аляске, а также по документам, собранным Валаамским монастырем и хранившимся в его архиве. В этой книге дана общая характеристика духовно-нравственного состояния алеутов и кадьякцев, а также подробно приведены обстоятельства конфликта членов Первой духовной миссии и администрации РАК на Аляске. Кроме того, в ней впервые опубликованы многие документальные материалы, в частности: письма членов Первой духовной миссии, Тетрадь под заглавием «Сведения об отце Германе», Рукопись соборного иеромонаха Александро-Невской лавры о. Гедеона, а также его донесения и переписка. Эти документы помещены в приложениях, что обусловило использование данной книги в качестве документального источника при анализе деятельности Первой духовной миссии. В 1900 году эта книга без изменений была переиздана под другим названием: «Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия)».

Все эти публикации являются хронологическими повествованиями и послужили материалом для анализа церковной деятельности. Их самым существенным недостатком является то, все они описывают лишь начальный период присутствия Православной Церкви на Аляске, не далее 30-х годов XIX в.

Анализ церковно-педагогического наследия святителя Иннокентия выполнен в неопубликованной диссертации В. А. Тукиш «Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского». В частности, в ней исследованы характер его деятельности по христианизации культуры народов, не имевших своей письменности, а также соотношение понятий «миссия» и «просвещение», как методов церковной деятельности. Тема деятельности РПЦ на Аляске имеет частичное раскрытие в диссертациях Н. Н. Жукова1 и Н. В. Карташевой2. Жуков показывает интеграцию христианства в сознание коренного населения Тихоокеанского региона, в основном жителей его азиатской части, а также и Аляски. Карташова разбирает традиции русского миссионерства и исследует его влияние на культурное развитие народов Русской Америки на примере служения святителя Иннокентия.

Эпоха освоения Аляски русскими подробно изучалась в светской литературе. В силу значительного влияния Православия на развитие этого 1 Жуков Н. Н. Конфессиональная деятельность Русской Православной Церкви на территории севера тихоокеанского региона России в XIX в. Дис. ... канд. исторических наук: 07.00.02. Магадан, 2001. (Рукопись). 2 Карташева Н. В. Русское православное миссионерство как явление культуры [на примере деятельности св. Иннокентия (Вениаминова)]. Дис. ... канд. культурологии: 24.00.02. М., 2000. (Рукопись).

16 края вся история Русской Америки тесно переплетена со становлением и развитием церковной деятельности. По этой причине в исследованиях светских авторов освещены отдельные факты церковной истории. Например, статья С. Г. Федоровой «Штурманы Иваны Васильевы и их роль в изучении Аляски (первая половина XIX в.)», опубликованная в девятом томе Летописи Севера (М., 1979), помогла уточнить маршрут последнего миссионерского путешествия иеромонаха Ювеналия (Говорухина).

Но в трудах светских историков прослеживаются разногласия, обусловленные историческими и политическими факторами. В одних изданиях по русскому периоду истории Аляски неоднозначные ситуации освещались субъективно, в зависимости от обстоятельств и конъюнктуры, в других некритично пересказывались ранее опубликованные факты.

Не был беспристрастным первый изданный монументальный труд по истории Русской Америки — составленное П. А. Тихменевым «Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действий ее до настоящего времени» (СПб., 1861, 1863). Написанная штатным историком РАК во время борьбы за очередное продление ее привилегий', книга служила для создания положительного имиджа компании и не могла содержать критики в ее адрес. Тем не менее, широкое использование в книге документов из архива РАК, обеспечило ее обилием фактографического материала.

Советские ученые, наоборот, акцентировали негативные моменты. «История российской колониальной экспансии, история безудержного грабежа и насилия, повлекших массовое истребление и вымирание целых народов, рисуется этой (буржуазной — авт.) наукой как мирный «Обозрение» было одним из документов, которые Главное Правление Российско-Американской компании весной 1861 г. направило министру финансов А. М. Княжевичу в ответ на отзыв морского министерства (письмо великого князя Константина Николаевича Романова от 18 февр./2 марта 1861 г. № 302) на проект нового устава Российско-Американской компании и просьбу о продлении привилегий компании на следующие 20 лет, представленные летом 1860 г. (См. История Русской Америки (1732—1867) / Отв. ред. Н. Н. Болховитинов. Т. 3. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 401). идиллический процесс»1, — писал С. Б. Окунь. Довольно показательно и высказывание историка А. В. Ефимова: «Классовый характер носили русские экспедиции на Восточный океан»2 и далее «Мы не будем заниматься вопросом — кто проявил больше жестокости и варварства в своей колонизаторской политике — буржуазия и помещики какой страны. Мы осуждаем всякое варварство, всякие насилия и жестокости колонизаторов»3. Во времена главенства марксистко-ленинской идеологии было трудно дать положительную оценку деятельности в Северной Америке Церкви, а в этой связи — и действиям царского правительства или РАК, направленным на поддержку там Православия.

В советской литературе положительные высказывания в адрес православного духовенства неминуемо сопровождались атеистическими выкладками, святитель Иннокентий, при упоминании его бесспорно признанного вклада в развитие культуры туземцев Аляски, обычно именовался как светское лицо: Иван Евсеевич Вениаминов. По словам Федоровой С. Г., которая смело отмечала позитивную роль православного духовенства в культурном развитии коренных народов Аляски, «христианство в Русской Америке несло в себе две противоположные тенденции: с одной стороны, стремление привлечь аборигенные народы в лоно церкви (а следовательно, и в подчинение Российско-Американской компании); с другой — несомненная просветительская роль отдельных служителей культа, таких как И. Е. Вениаминов»4. Приведение в лоно Церкви нельзя противопоставить просветительской деятельности. Святитель Иннокентий создал письменность алеутов для того, чтобы они лучше понимали христианское учение. Изданные им на алеутском языке книги 1 Окунь С. Б. Очерки по истории колониальной политики царизма в Камчатском крае. ОГИЗ. Соцэкгиз. Ленингр. отделение, 1935. С. 3. " Ефимов А. В. Из истории великих русских географических открытий в Северном Ледовитом и Тихом океанах (XVII — первая половина XVIII в.). М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1950. С. 230. 3 Там же. С. 230—231. 4 Федорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии: конец XVIII века— 1867 г. М., 1971. С. 238. были церковными, вероучительными, а значит, привлекающими в лоно Церкви, укрепляющими в вере и способствующими религиозному воспитанию читателей. Приведенные слова продиктованы незнанием природы Православной Церкви.

Нельзя не отметить значительный вклад советских историков — А. В. Ефимова, А. И. Андреева, Р. В. Макаровой и др. — в изучение русских географических открытий в Тихом океане и последующего хозяйственного освоения Аляски. Но в своих исследованиях они не упоминают о начале крещения туземного населения в ходе продвижения русских к берегам Северной Америки, несмотря на то, что они ссылаются на многие из тех же архивных документов, которые использованы в настоящем исследовании. В одной из статей Р. В. Макаровой, не только из всех названий русских купеческих судов опущено слово «святой», но таким же образом изменены географические названия о-вов Прибылова1. В письме Г. И. Шелихова А. А. Баранову от 9 августа 1794 г., опубликованному в сборнике документов «Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII в.» намеренно «опущен текст о строительстве и названии церквей»2. Понятно, поэтому, что книги по истории Аляски советского периода не могли содержать исчерпывающую информацию по церковной истории.

В последние десятилетия (конца прошлого -— начала нашего столетия) были опубликованы многие архивные документы, в том числе и повествующие о деятельности священнослужителей на Аляске, сопровожденные историческими обзорами и исследованиями, посвященными Аляске периода до 1867 г. Примером может служить вышедший в 1994 г. сборник «Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев» (М.), 1 Макарова Р. В. Экспедиции русских промышленных людей в Тихом океане в XVIII веке // Вопросы географии. М.: изд-во геогр. лит-ры, 1950. Сборник 17-й. История географических знаний. С. 32, 2 Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII в. Сборник документов. М.: Наука. Гл. редакция восточной лит-ры, 1989. С. 330. который, благодаря своей документальной части, будет упоминаться еще и в числе источников. Вступительные статьи и примечания к публикуемым архивным материалам содержат данные по церковной истории на Аляске, сведения по историографии и анализ документальных источников по теме. Однако, помещенные в нем научные комментарии носят светский характер, отдельные из них отражают влияние идеологии советского времени.

Эта тенденция прослеживается и в более поздних изданиях. В монографии А. В. Гринёва «Индейцы тлиикиты в период Русской Америки (1741—1867)» (Новосибирск, 1991) обстоятельно рассмотрены элементы своеобразной культуры тлинкитов и влияние на нее европейской цивилизации, в том числе автор уделил внимание деятельности среди тлинкитов Русской Православной Церкви. Представляют особый интерес анализ духовной культуры тлинкитов, а также собранный и выявленный фактографический материал о принятии ими Православия, но не со всеми мыслями автора можно согласиться. Например, автор считает, что «принятие православия частью туземного населения способствовало формированию прослойки лояльно настроенных по отношению к русским «островитян», что подрывало их единство и облегчало эксплуатацию»1. Последнее утверждение не столь безупречно, как первое, поскольку крещенные и некрещенные туземцы не враждовали между собой, им не были свойственны религиозные конфликты.

Немало сведений о книжной культуре, в том числе и о переводах на языки народов Аляски, а также оценка просветительской деятельности среди них православных миссионеров содержит книга Н. В. Вишняковой «История русской книги в США (конец XVIII в. — 1917 г.)» (Новосибирск, 2004).

Единственная последовательная попытка изучения истории Русской Церкви на Аляске предпринята современными учеными в трехтомнике «История Русской Америки (1732—1867)» (М, 1997, 1999), авторский 1 Гринёв Л. В. Индейцы тлинкиты в период Русской Америки (1741—1867). Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1991. С. 227. коллектив которого включает как отечественных, так и зарубежных исследователей, а ответственным редактором был академик Н. Н. Болховитинов, крупнейший отечественный исследователь истории Русской Америки. В нем, например, впервые приведены многочисленные свидетельства о первоначальном распространении православной культуры среди коренного населения Алеутских о-вов и остальной Аляски во время первых русских промысловых экспедиций, что значительно расширило представления об участии мирян в крещении аляскинских туземцев и позволило проанализировать роль русских первопроходцев и промышленников в подготовке жителей к деятельности первых миссионеров.

Но в данном сборнике центральное место занимают экономические и политические аспекты истории Аляски до и во время ее продажи США, многие сведения о деятельности миссионеров рассеяны в основном материале, а собственно вопросам церковной истории этого периода посвящены лишь 63 из 1 507 страниц. Кроме того, в данном сборнике значительно сохранены принципы советской исторической науки с присущей ей терминологией, и потому те немногие страницы, на которых речь идет сугубо о распространении православной веры среди туземцев Аляски, иногда оказываются в диссонансе с остальным повествованием, и авторам приходится делать оговорки. Например, в первом томе говорится, что «помимо всякого рода злоупотреблений, жестокости и эксплуатации русские... несли с собой в Америку и «проповедь Слова Божьего»1.

Для полноты обзора литературы о русском периоде Аляски необходимо также упомянуть и спорные публикации о Русской Америке. К ним относятся, например, следующие издания: Бушков А. «Русская Америка: слава и позор» (СПб., 2006); Кремлев С. «Русская Америка: открыть и продать!» (М., 2005). В них изложение исторического материала весьма субъективно, в связи с чем они представляют собой скорее авторские 1 История Русской Америки (1732—1867) / Отв. ред. Н. Н. Болховитинов. Т. 1. М.: Междунар. отношения, 1997. С. 255. интерпретации, чем исторические описания реально происходивших на Аляске событий. Такие книги не использовались при написании настоящей работы.

Нуждаются в специальной оценке исследования истории Русской Православной Церкви на Аляске в рассматриваемый период у американских церковных историков.

Необходимо отметить, что в Америке опубликованы монументальные труды зарубежных авторов, посвященные открытию, истории, географии и этнографии Аляски1. Но эти авторы не упоминают о деятельности на ее территории Русской Православной Церкви, даже те из них, кто широко цитирует книги святителя Иннокентия.

Первым по теме настоящего исследования был выпущен «Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке», первый том (N.Y., 1944), который представляет собой подборку разного рода публикаций и выдержек из других изданий по истории Православия в Америке на русском и английском языках, объединенных в несколько глав по хронологии. Русскому периоду посвящены первые две главы из десяти, составляющих этот том. Большинство их материалов содержат отрывочные сведения об отдельных лицах и событиях из истории Православной Церкви на Аляске. При массе неточностей и путаницы в датах и фамилиях, эти очерки подают пищу для размышления своеобразием ракурсов и акцентов в рассмотрении церковной истории.

Более последовательно к исследуемой теме подошел В. М. Бенсин, который в своей книге «Russian Orthodox Church In Alaska 1794—-1967» 1 Bancroft H. H. The Natives Races of the Pacific States of North America: In five vol. London: Longmans, Green, and Co., 1875—1876; Coxe W. Account of the Russian Discoveries between Asia and America / To which are added: The Conquest of Siberia, and the History of the Transactions and Commerce between Russia and China: The fourth Edition, considerably enlarged. London: Messrs. Cadell and Davies, in the Strand, 1803; Ales Hrdlicka. The Aleutian and Commander Islands, and Their Inhabitants I The Smithsonian Institution. Philadelphia: The Wistar Institute of Anatomy and Biology, 1945; Ales Hrdlicka. The Anthropology of Kodiak Island / The Smithsonian Institution. Philadelphia: The Wistar Institute of Anatomy and Biology, 1944; Golder F. A. Bering's Voyages: An Account of the Efforts of the Russian to Determine the Relation of Asia and America: In two vol. N.Y., American Geographical Society. 1922—1925. (N.Y., 1967) изложил краткую историю Православия на Аляске и дополнил ее описанием сохранившихся на ее территории исторических памятников распространения православной веры среди ее коренного населения в русский период. Многочисленные подробности повествования свидетельствуют о большой осведомленности автора, но при этом в книге полностью отсутствуют ссылки и библиографический аппарат.

Так же без указания источников обошлись и авторы сборника «Orthodox America 1794—1976: development of the Orthodox Church in America» под общей редакцией Constance J. Tarasar (Syosset, N.Y., 1975), несмотря на то, что сборник подготовлен Управлением истории и архивов Православной Церкви в Америке (далее — ПЦА). В этом сборнике русскому или, как в нем указано, Аляскинскому периоду посвящена одна глава (12 страниц из 329), в которой кратко охарактеризовано развитие церковной жизни в пределах одного из миссионерских центров в момент его наибольшего расцвета (Кадьяк, Уналашка, Новоархангельск) и даны основные сведения о Церкви на Аляске в тот период, когда она была в составе Камчатской епархии. В эту же главу вошли жизнеописания святителя Иннокентия и преподобного Германа. В конце сборника помещена хронология событий американской церковной истории с 1741 по 1975 г., включая не только Аляску, но и Соединенные Штаты. В библиографии указаны изданные в XX в. книги зарубежных авторов.

Книгу епископа Григория (Афонского) «A History of the Orthodox Church in Alaska (1794—1917)» (Kodiak, Alaska, 1977) от всех перечисленных отличает обширный список использованных материалов, в том числе документальных источников из архива Аляскинской епархии ПЦА (Джуно, Аляска): бумаги Вениаминова 1821—1840, неопубликованные путевые журналы аляскинских священников Лаврентия Саламатова и иеромонаха Феофила; а также книг и периодической литературы, вышедших как в Америке, так и в России в XIX и XX вв., включая советские издания. В качестве приложения к своей книге он поместил тот же самый, что и в предыдущем сборнике, хронологический список событий церковной истории, но только до 1917 г. Необходимо отметить, что факты, отраженные в самой книге иногда расходятся с приведенными в этой хронологии. Что касается самой книги, то в ней предпринята первая попытка дать подробное описание истории зарождения и развития Православия на Аляске. Весомым вкладом в изучение темы является очерк церковной жизни на Аляске в 1840—1867 гг., особенно миссионерской работы и церковных школ, в том числе Новоархангельской духовной семинарии.

Опись документов и фотографий личного архива М. 3. Винокурова, среди которых есть немало по теме данного исследования, опубликована под названием «Vinokouroff М. Z. A Profile and Inventory of His Papers (M 81) and Photographs (PCA 243) in the Alaska Historical Library» (Juneau, Alaska, 1986). В сборнике «Alaskan Missionary Spirituality/ edited by Michael Oleksa» (N.Y., 1987), кроме исторических обзоров, предваряющих публикации документов по церковной истории на Аляске, помещено интересное приложение — Сведения о православных священниках, диаконах и церковнослужителях креолах и туземцах Аляски. Американская исследовательница Б. С. Смит (Smith В. S.) в своей работе «Orthodoxy and Native Americans: The Alaskan Mission» (Syosset. N.Y., 1980) проанализировала характер православной миссии на Аляске и дала краткий обзор источников по теме на английском языке. В книге Chevigny Н. Lord of Alaska. Baranov and the Russian Adventure (London, 1946) автор касается некоторых вопросов церковной истории периода Первой духовной миссии, таких как взаимоотношения архимандрита Иоасафа и А. А. Баранова или деятельность иеромонаха Ювеналия. Вопросам церковной истории на Аляске уделил внимание американский публицист В. Петров в своей книге «Русские в истории Америки» (Вашингтон, 1988).

Общим достоинством всех перечисленных иностранных книг по истории Православной Церкви на Аляске является то, что они охватывают весь исследуемый в настоящей работе период. Особый вклад американских авторов в изучение объекта обусловлен тем обстоятельством, что они имеют доступ к редким в нашей стране дореволюционным изданиям и неопубликованным архивным источникам по истории Аляски и деятельности РПЦ на ее территории. Наконец, весьма ценным представляется и то, что их позиция не испытывала влияния советской атеистической идеологии. Все это дает основания полностью согласиться с академиком Н. Н. Болховитиновым, признавшим, «что изучить историю Русской Америки без привлечения иностранной литературы и источников теперь невозможно»1.

Вместе с тем, к общим недостаткам американских публикаций можно отнести отсутствие аналитического подхода и той скрупулезности в выявлении и доказательстве отдельных фактов, которая свойственна советской школе. Также слабым представляется изложение зарубежными исследователями внутрицерковного развития: в своих исследованиях они мало освещают внутренний процесс, который происходил в России, что обусловлено недоступностью для них архива Святейшего Синода. По причине всего сказанного исследования американских авторов по истории РПЦ на Аляске во многом легли в основу настоящей работы, позволили поставить цель и задачи исследования, но, вместе с тем, потребовали уточнений и тщательной проработки источников.

Таким образом, несмотря на неоднократные обращения исследователей к истории Аляски, до сегодняшнего дня комплексное изучение возникновения и распространения Православной Церкви на ее территории на протяжении всего русского периода в отечественной историографии еще не предпринято. Следовательно, церковная деятельность в Русской Америке, во всем ее многообразии, является малоизученной темой, требующей всестороннего освещения.

Источники исследования

Для достижения цели настоящего исследования были выявлены и проанализированы разнообразные источники. Основным материалом 1 История Русской Америки (1732—1867). Т. 1. С. 9. явились архивные документы и материалы частной переписки из фондов Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге (РГИА), Архива внешней политики Российской империи в Москве (АВПРИ), Научно-исследовательского отдела рукописей Российской Государственной библиотеки (НИОР РГБ), Российского Государственного архива древних актов (РГАДА), Российского Государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ), Архива Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Государственного архива Иркутской области (ГАИО), Архива Семинарии Преподобного Германа на Аляске и Архива библиотеки Конгресса США. Ряд документов впервые вводятся в научный оборот.

Из ф. 796 «Канцелярия Св. Пр. Синода» РГИА, где хранятся документы Синодального архива, при разработке темы было использовано около 100 документов. Из этого массива документов можно выделить следующие группы: - делопроизводственные документы Святейшего Синода и обер-прокурора (всеподданнейшие доклады, журналы заседаний, определения, донесения, отношения, предложения, представления, прошения, рапорты и др.), хранящиеся в ф. 796, оп. 74 позволяют рассмотреть вопросы о назначении на Аляску Первой духовной миссии, о первых результатах ее деятельности там, о переводчике миссии Осипе Прянишникове и об учреждении Кадьякского викариатства; ф. 796, оп. 78 — о деятельности на Алеутских о-вах иеромонаха Макария (Александрова) и о посещении им Иркутска и Санкт-Петербурга, ф. 796, оп. 90 — о деятельности на Аляске иеромонаха Гедеона (Федотова), о первом священнике креоле Прокопии Лаврове, о судьбе Кадьякского викариатства, о назначении на Аляску женатых священников Алексия Соколова и Иоанна Вениаминова; ф. 796 опп. 109, 120 и 121 — об истории переводов и издании книг на алеутском языке священника Иоанна Вениаминова, о его пребывании в столицах, кроме того в оп. 121 — еще и об учреждении Камчатской епархии с центром в Новоархангельске на Аляске и назначении ее главой архимандрита

Иннокентия (Вениаминова); административные документы Первой духовной миссии (инструкции, запросы, сведения, письма и др.), хранящиеся в ф. 796, опп. 74 и 90; письма и донесения (1841—1851 гг.) святителя Иннокентия Святейшему Правительствующему Синоду об устроении дел учрежденной Камчатской епархии, в основном, о подборе клира, административных распоряжениях, миссионерской работе среди коренного населения, строительстве храмов и архиерейского дома, хранящиеся в ф. 796 оп. 121; рукописи сочинений святителя Иннокентия, представленные им в Синод, и документы, выданные ему Синодом во время пребывания его в Санкт-Петербурге первоначально в сане священника, а затем протоиерея, архимандрита и епископа из ф. 796 оп. 120; документы, содержащие биографические сведения о священнослужителях (послужные списки священнослужителей, аттестаты, справки и т. п.) из ф. 796 опп. 90 и 121; документы, содержащие статистические данные о деятельности Первой духовной миссии (сведения о числе восприявших святое крещение, описи церковного имущества и т. п.) из ф. 796, оп. 74.

В АВПРИ наряду с достаточно проработанным фондами: «Собрание документальных материалов по истории Российско-Американской компании (РАК) и русских владений в Северной Америке» (ф. 341, оп. 888), «Коллекция документальных материалов из личных архивов чиновников МИД» (ф. 340, оп. 874) и «Санкт-Петербургский Главный архив» (ф. 161, оп. 6), были изучены документы о Второй Камчатской экспедиции из фонда «Сибирские дела» (ф. 130, оп. 130/1).

Из хранящихся в названных фондах наиболее широко были использованы следующие группы документов: - комплекс административных документов (официальная переписка, инструкции, распоряжения, доверенности, предложения, записки, рапорты, донесения, акты, протоколы, доклады, отчеты, описания и т. п.) из фондов РАК (ф. 341, оп. 888) и Санкт-Петербургский Главный архив (ф. 161, оп. 6) о деятельности на Аляске православного духовенства, РАК, отправке и проведении Первой кругосветной экспедиции; статистические сведения по российским владениям в Северной Америке и по Алеутской епархии (списки, ведомости, реестры и т. п.), хранящиеся в фонде РАК (ф. 341, оп. 888); биографические сведения о служивших на Аляске священнослужителях (справки, послужные списки, свидетельства о смерти духовных лиц и др.) в фондах РАК (ф. 341, оп. 888) и Санкт-Петербургский Главный архив (ф. 161, оп. 6); свидетельства о состоянии Православной Церкви на Аляске конце 60-х—70-х гг. XIX в. (записки, письма и т. д.), а также отчет о состоянии Камчатской епархии на 1850 г., находящиеся в ф. 340, оп. 874.

Всего было использовано более 30 документов и материалов из фондов АВПРИ.

Документальные свидетельства из остальных упомянутых архивов не столь многочисленны, но они существенно дополнили исследование по настоящей теме.

Сведения, которые содержатся в Журнале священника Иоанна Вениаминова из Архива Семинарии Преподобного Германа на Аляске, помогли изучить вопрос о пребывании священника Иоанна Вениаминова в Новоархангельске в 1823—1824 гг.

Переписка В. Беринга с епископом Иркутским Иннокентием и биографические сведения, хранящиеся в ф. 50 «Иркутская духовная консистория» ГАИО, содержат ценную информацию о священнике, который находился в составе Второй Камчатской экспедиции. Также свидетельства о направлении в эту экспедицию священнослужителей есть в ф. 216 «Канцелярия капитана-командора В.И. Беринга, капитана А.И. Чирикова и капитана I ранга П.К. Креницына» РГА ВМФ.

В фондах 204 «Общество истории и древностей Российских. Коллекция документов» и 178 «Музейное собрание (русская часть)» НИОР РГБ хранятся административные письма и инструкции, характеризующие деятельность на Аляске Первой духовной миссии, а в ф. 201 «Норов Авраам Сергеевич. Собрание рукописей» — письма святителя Иннокентия (Вениаминова) по вопросам развития миссии на Аляске.

В фондах 248 «Сенат и его учреждения» и 7 «Преображенский приказ. Тайная канцелярия и тайная экспедиция» РГАДА находятся официальные документы о русском освоении Аляски, в том числе о совершении крещений туземцев в ходе промысловых экспедиций, о направлении священников на Аляску еще до назначения Первой духовной миссии. Там же найдены упоминания о пасторе, входившем в состав Второй Камчатской экспедиции. В ф. 214 «Сибирский приказ» РГАДА обнаружены сведения о священниках Второй Камчатской экспедиции, а в ф. 1261 «Воронцовых» —документы РАК, касающиеся обеспечения духовной миссии. Интерес для данной работы также представляют корабельные журналы Второй Камчатской экспедиции из фондов 199 «Портфели Г.-Ф. Миллера» и 21 «Дела Морского ведомства».

Как видно из приведенного перечня архивных документов и материалов, для решения задач данного исследования, в первую очередь, использовались официальные документы: делопроизводственные и административные, в том числе, служебная переписка. Они наиболее информативны и достоверны, в них содержится меньше неточностей и субъективности.

Однако, даже в них порой встречаются расхождения. Например, в деле «Об избрании и отправлении Иеромонаха Гедеона в Русско-Американские владения, пожаловании ему наперстнаго креста и о посылке с ним церковных и поучительных книг» (АВПРИ. Ф. 161 «Санкт-Петербургский главный архив, 1-7». 1802 г. Оп. 6. Д. 1. П. 19) к двум разным письмам митрополита Амвросия (Подобедова) приложен послужной список иеромонаха Гедеона (Федотова), но в приложении к письму на имя графа Н. П. Румянцева от 19 июня 1803 г. указана одна дата поступления в Севскую семинарию: 1789 г., а в приложении к письму на имя Н. П. Резанова от 30 июня 1803 г. — другая, 1785 г.

Кроме того, при изучении архивных источников в разных архивах были выявлены одинаковые документы. В отдельных случаях в работе использовались оба таковых документа. Чаще всего это было обусловлено тем, что одни и те же документы, находящиеся в архивах различных ведомств, имеют разные дополнения: пометки, резолюции, пояснительные записки и т. п.

Также при написании работы были использованы опубликованные документальные источники, помещенные преимущественно в журнале «Американский Православный Вестник» за 1897—1910 гг., в дореволюционных отечественных периодических изданиях: «Церковный Вестник», «Прибавления к Церковным ведомостям», «Прибавления к изданию Творений Святых Отцов в русском переводе», «Московские церковные ведомости» и др., — а также изданные отдельными книгами и вошедшие как в отечественные сборники: «Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года» (М., 1857), «Административные документы и письма Высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Камчатского по управлению Камчатской епархией и местными духовными учебными заведениями за 1846—1868 гг.» (Казань, 1908), «Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев» (М., 1994), «Иркутская летопись» (Иркутск, 2003), «Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII в. Сборник документов» (М., 1989), «Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера: 1815—1841» (М., 2005) и др., так и выпущенные в США: «Русско-Американский Православный Вестник» (N.Y., 1969), «Records of the Russian-American Company 1802, 1817—1867 by Raymond H. Fisher» (Washington, 1971); «Colonial Russian America. Kyrill T. Khlebnikov's Reports, 1817—1832» зо (Portland, 1976); «The End of Russian America. Captain P. N. Golovin's Last Report. 1862» (Portland, 1979); «Alaskan Missionary Spirituality» (N.Y., 1987); Amdt K. L., Pierce R. A. «A Construction History of Sitka, as Documented in the Records of the Russian-American Company» (Sitka National Historical Park, 2003).

К данным материалам относятся: административные документы: рапорты, отчеты, донесения, докладные записки, выписки из походных журналов, акты и т. п. священнослужителей, благочинных и архиереев, служивших на Аляске, определения и указы Святейшего Синода; официальные и частные письма епископов, духовенства, миссионеров, мирян; обращение Большого Собора Епископов в связи с прославлением праведного Старца Германа Аляскинского; наставления миссионерам; автобиографические сведения и др.

Все они также содержат весьма достоверную информацию, но при издании в них могли попасть неточности, связанные, например, с трудностями прочтения или вызванные ошибками типографского набора и т.

Как общий недостаток для всех документальных источников, особенно законодательных и делопроизводственных, можно отметить лаконичность изложения. Исключением являются походные журналы миссионеров. Они входили в ежегодную отчетность и, вследствие этого, являлись административными документами. Но, вместе с тем, в них находятся личные впечатления, заметки и описания, что позволяет одновременно причислить их и к литературным источникам.

К мемуарным и литературным источникам относятся и другие опубликованные отдельными книгами и помещенные в упоминавшихся изданиях дневниковые записи: походные журналы священников- миссионеров, путевые заметки исследователей Аляски, а также воспоминания современников. Также к литературным источникам относятся историко-статистические очерки о приходах, которые публиковались в журнале «Американский Православный Вестник». Эти материалы во многом помогли составить представление об особенностях аляскинских приходов и миссий.

Особо стоит отметить труды святителя Иннокентия — его сочинения и эпистолярное наследие по исследуемой теме можно причислить к отдельной группе литературных источников. Однако следует указать, что при обилии фактического материала в них также присутствуют некоторые неточности, например, это касается даты смерти преподобного Германа Аляскинского.

Необходимо указать, что при использовании в работе мемуарных источников была сделана поправка на их неизбежную субъективность, личностное видение событий, изложенных самими действующими лицами. Вместе с тем, эта же субъективность и известная односторонность, присущая литературным источникам такого рода, позволяет судить о процессах, происходивших в современном авторам общественном мнении.

Методологический аппарат

Характер объекта, а также цель исследования предполагают использование исторического подхода, поскольку для достижения последней необходим целостный взгляд на предмет изучения, рассмотрение его в возникновении и развитии. Для этого собран воедино, систематизирован и изложен в хронологической последовательности материал по церковной истории на протяжении всего исследуемого периода; введены в научный оборот новые источники, содержащие малоизвестные факты и проливающие свет на разные стороны деятельности Церкви в Русской Америке. Все сказанное свидетельствует о применении традиционной для отечественной историографии позитивистской методологии.

Наряду с этим применен цивилизационный подход, рассматривающий взаимодействие различных цивилизаций, одной из основных характеристик которых является уровень развития духовной культуры. Следует отметить, что при решении поставленных в работе задач использованный в советское время в отечественной научной практике формационный подход оказался несостоятельным, ибо эксплуатация русскими туземного населения Аляски никак не объясняет, почему последние не только приняли православную веру, но и сохранили ее в отсутствие своих эксплуататоров.

По этой причине методология исследования в значительной степени ориентируется также на новые научные подходы в анализе исторических процессов и, в первую очередь, на микроисторию. Последнюю характеризует смещение анализа с «внешних» категорий исторического процесса на «внутренние», глубинные, связанные с индивидуальным поведением и взаимодействием индивидов. Проследив деятельность православных миссионеров на этом уровне, можно определить причины последующего развития событий, когда православная вера укоренилась среди местного населения Аляски, несмотря на изменение государственной принадлежности.

Эффективность обращения к микроистории определяется наличием богатого архивного материала и многочисленных публикаций современников, изобилующих единичными фактами взаимоотношения православного духовенства с представителями разных народностей, населявших Аляску. При этом были изучены как специфические особенности отдельных этнических групп, их характер и тип поведения, так и влияние на них внешних условий, что в общей сложности определяло их различное духовно-нравственное состояние. Последнее позволяет говорить об использовании номотетического подхода и принципа культурно-исторической антропологии.

Качественный анализ документов позволил использовать метод реконструкции для воссоздания единой историографической картины из массы разрозненных, но дополняющих друг друга фактов, а также прояснить спорные вопросы и выявить новые факты.

Работа в значительной мере построена на документальных источниках и публикациях, близких по времени к тому или иному периоду, когда еще были живы очевидцы описываемых событий.

Научная новизна

Научная новизна настоящего диссертационного исследования, прежде всего, определяется тем, что оно является первым монографическим исследованием миссионерской деятельности Православной Церкви на территории Аляски до 1867 года. Впервые в одном труде полностью представлен генезис православной духовной культуры на Североамериканском континенте до 1867 г.

Затем необходимо отметить, что указанный общий результат потребовал изучения целого ряда частных вопросов, в том числе и с привлечением ранее не использованных архивных источников, что позволило в ходе исследования выявить новые факты и расширить научные представления об уже известных. Так, в исследовании: изучен вопрос о присутствии в составе Второй Камчатской экспедиции священнослужителей, что дает возможность поставить вопрос о расширении временных рамок присутствия на Аляске РПЦ; раскрыты содержание и формы служения православных миссионеров на Аляске, установлена зависимость характера их деятельности от подготовленности туземцев к восприятию Православия; изучены причины учреждения Кадьякского викариатства; уточнен список лиц, выехавших на Аляску вместе с епископом Иоасафом (Болотовым) и погибших во время крушения фрегата «Феникс», установлены ранее неизвестные имена некоторых из них; вскрыты духовно-нравственные причины конфликта между членами Первой духовной миссии и служащими РАК; проанализирована положительная роль царского правительства в укреплении на Аляске православной миссии; комплексно исследована проблема переводов на туземные языки богослужебных текстов и поучений, а также история возникновения книжной культуры алеутов; изучен вопрос существования духовной семинарии и других церковных школ, действовавших на Аляске в русский период; систематизирован и обобщен обширный материал обо всех существовавших на Аляске до 1867 г. православных приходах и миссиях, раскрыты особенности распространения Православия среди разных народов и народностей этого края.

Положения, выносимые на защиту:

Русская Православная Церковь была непосредственным участником русского освоения Аляски, сыграв решающую роль в распространении духовности и традиций русской культуры среди коренного населения; распространение Православия среди коренных народов Аляски имеет три основных этапа: знакомство туземцев с Православием (1741— 1794), начало миссионерской деятельности Русской Церкви (1794—1823) и расцвет внутренней и внешней церковной миссии (1823—1867); со времени открытия и до прибытия на Аляску православных миссионеров коренные жители знакомились с православными традициями в силу того, что участники промысловых экспедиций на Аляску были носителями русской духовной культуры; начальный успех Первой духовной миссии связан с наибольшим в истории края количественным ростом крещенных туземцев, среди которых были, в неравной степени, представители почти всех основных этнических групп Аляски; прерванное после гибели епископа Иоасафа развитие миссии было возобновлено деятельностью святителя Иннокентия (Вениаминова) и его сподвижников, трудившихся над осознанным восприятием туземцами православного вероучения и образа жизни; учреждение архиерейской кафедры в Новоархангельске, организация церковных школ и строительство молитвенных домов в отдаленных селениях способствовали религиозному воспитанию коренного населения Аляски и широкому вовлечению его в церковную жизнь, а открытие новых миссий обусловило распространение христианства на обширные территории, населенные туземными народами, на которых РАК имела слабое влияние; русское духовенство выполнило огромную работу по изучению, фиксации и сохранению особенностей культуры коренных народов Аляски, особенно благодаря созданию письменности, а также переводам на туземные языки Св. Писания, богослужебных текстов и вероучительных книг.

Практическая значимость

Результаты и богатый фактографический материал настоящего диссертационного исследования могут применяться в дальнейших научных разработках по отечественной истории и истории Русской Церкви, особенно в области ее миссионерского служения. Также они могут быть использованы в преподавании базовых и специальных курсов в светских и духовных высших и средних учебных заведениях, в проводимой ими научно-исследовательской работе в области истории и миссиологии.

Работа представляет интерес для педагогов, работников образования и культуры, занимающихся патриотическим и духовно-нравственным воспитанием молодежи.

Результаты исследования будут полезны при выстраивании и развитии как внутренней, так и внешней миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в современном мире.

Первоначальное распространение Православия среди туземцев Аляски

О Православии жители Алеутских островов и прилегающих к ним земель Северной Америки узнали задолго до прибытия в их пределы духовной миссии. В связи с этим сначала необходимо рассмотреть, что составило фундамент для успеха первых миссионеров, прибывших на Аляску спустя 50 лет после ее открытия.

Начало XVIII столетия в России было ознаменовано проведением обширных исследований недавно присоединенных территорий и особенно изучением ее восточных пределов . Царь Петр I стремился расширить географические познания о новых землях империи. При нем было принято решение о посылке русских экспедиций для исследования побережий Тихого океана. Но начало продвижению русских к берегам Североамериканского континента положила Вторая Камчатская экспедиция", подготовкой и проведением которой занимался капитан-командор Витус Ионассен Беринг.

Указом императрицы Анны Иоанновны от 17 апреля 1732 г., кроме выполнения дел «к государственной пользе», Берингу предписывалось «для приведения тамошней народ в христианскую веру» взять с собой «священников и прочее, что до духовенства принадлежит... снесшись с синодом»1. Святейший Синод направил к берегам Америки священнослужителя (в «Историко-статистическом описании Камчатских церквей» протоиерея Прокопия Громова он упоминается как Серапион ), выдав ему походные церкви, то есть, как минимум, необходимые для совершения Божественной литургии антиминсы, священные сосуды и облачения . Также Синод поручил Берингу «взять ис Таболской и Сибирской епархии от преосвященного Антония-Митрополита во экспедицию... во определенное число шести иеромонахов»4, чтобы по воскресным дням и православным праздникам для участников экспедиции совершались богослужения. О шести иеромонахах «из ученых», входивших в состав Второй Камчатской экспедиции, упоминает в своем труде А. Соколов, приводя в приложении полный список ее участников5, очевидно обобщив данные архивного документа, хранящегося в настоящее время в РГА ВМФ6.

Количество священнослужителей было не случайным, оно определялось числом судов экспедиции, среди которых первыми значатся два пакетбота . При работе с архивными документами выяснилось, что священнослужители не всегда указывались вместе с остальными участниками экспедиции. В одном из документов они были включены в общий реестр , в другом — количество священнослужителей было указано дополнительно: никто из них не значился в Списке служителей, назначенных во вторую Камчатскую экспедицию, но после этого списка в документе сделана отдельная приписка: «Да сверх вышеписанного определены в дополнение для священнослужения попов.. .»

В Иркутск экспедиция прибыла, уже имея в своем составе четырех иеромонахов из Тобольска. Одним из них был шестидесятилетний духовник команды иеромонах Иннокентий (Артемонов), бывший игумен Красноярского монастыря, назначенный в Камчатскую экспедицию митрополитом Тобольским Антонием (Стаховским) 14 февраля 1734 г.4 О нем писал Беринг епископу Иркутскому Иннокентию 23 июля 1734 г.: «Определенной в нашу команду и следованию в Камчатскую экспедицию ис Таболскай епархии, для священнослужения и духовенства, иеромонах Инокентий по данным и нам доношением объявил что в такой далной и нужной экспедиции быть ему, и духовенство исправлять не можно, понеже он пришел в старость. ...А к тому от епархии вашего преосвященства на место его из иеромонахов определите к нашей команде»5. Иеромонах Иннокентий составил список недостающих для устройства походной церкви «церковных вещей», который Беринг также направил Иркутскому архипастырю .

Служение на Аляске священника Иоанна Вениаминова

В результате деятельности Первой духовной миссии в начале XIX в. на Аляске появилось несколько тысяч принявших крещение туземцев, которые имели смутные представления о новой вере и вели жизнь, мало чем отличную от прежней языческой. Прибывший на Аляску в 1823 г. иркутский священник Иоанн Вениаминов первым занялся обучением местных жителей основам православной веры и жизни по этой вере. Вот почему можно говорить о том, что с его деятельностью связан новый период миссионерского служения Русской Церкви на Североамериканском континенте. Движимый верой и любовью к людям, имея большие дарования, он развил активную миссионерскую работу первоначально на Уналашке, а затем и на других островах и материковой Аляске.

В начале 20-х гг. XIX в. на Аляске постоянные священнослужители-миссионеры были только в двух поселениях: Павловской Гавани на о-ве Кадьяк, где находился храм в честь Воскресения Христова, и Новоархангельске на о-ве Ситка с храмом в честь Архангела Михаила. Расширение деятельности компании и освоение новых территорий русскими промышленниками способствовало проникновению православной веры в более отдаленные места Аляски. Рассеянность на большом пространстве как русских, так и принявших христианство местных жителей, делало невозможным находившимся там миссионерам духовно окормлять всю паству. Это обстоятельство, а также «желание природных россиян, находящихся в Колониях при различных занятиях, равно и многих природных тамошних жителей... иметь возможность исполнять христианские обязанности и получать назидание в Слове Божием»1, и обязательство компании, согласно новым правилам, заботиться об обеспечении русских поселений на Аляске достаточным числом священнослужителей вынуждали ее руководство ходатайствовать перед Святейшим Синодом о назначении на Аляску еще одного священника.

Местом для назначения нового миссионера был определен о-в Уналашка, поскольку там, по свидетельству Главного правления компании, «находится гораздо большее количество христиан, — как из россиян, так и из алеут, нежели во всякой другой колонии, и сверх того на сем же острове существует уже с давняго времени большая часовня, украшенная образами и поникадилами, которая легко может быть обращена в Церковь» . В том же обращении в Святейший Синод правление компании сообщало, что «оно... на посылаемых в Колонии кораблях Компании пошлет на Уналашку все церковные утвари и сосуды для совершения Тайн, и даст предписание устроить из Часовни Церковь»3, и просило его «о позволении Иркутскому епископу избрать из вверенной ему Паствы человека, способнаго занять священническое при означенной Уналашкинской церкви место»4, обещая, что он будет обеспечен компанией на тех же условиях, как и священник, служивший в Новоархангельске.

Кадьяк

Кадьяк — остров, расположенный к югу от п-ова Аляска, площадью 95 000 км (в длину около 164 км и в ширину от 16 до 60 км). Рядом с ним находится несколько небольших островов. Все острова Кадьякского архипелага имеют каменистый грунт и гористый рельеф. Рек на них почти нет, но много озер. Климат на островах отличается от континентальной Аляски: здесь не бывает жары (количество теплых дней в году незначительное), как не бывает и низкой температуры. Очень часто остров окутывают морские туманы.

Кадьяк был открыт С. Г. Глотовым в 1763 г. Он же вывез на Камчатку одного из молодых туземцев, который первым из жителей острова принял Крещение и был известен как Александр Попов1. Двадцать лет спустя, в 1784 г., Г. И. Шелихов основал на острове первое постоянное поселение в Трехсвятительской бухте и крестил там около 40 человек туземцев. После отъезда Шелихова туземцев крестил Е. И. Деларов", по происхождению грек из Македонии.

Летом 1790 г. к сел. Трехсвятительская Гавань подошел корабль «Слава России» секретной географической и астрономической морской экспедиции под командованием капитана Дж. Биллингса. На берегу участники экспедиции, как об этом пишет Г. А. Сарычев, 30 июня установили походную церковь , богослужения в которой совершал священник Василий Сивцов, находившийся в экспедиции. Возможно, именно здесь он и крестил тридцать с лишним человек кадьякцев. Из них известны Петр Ковригин и Василей (Василий) Сивцов, которые были взяты начальником экспедиции Биллингсом в плавание к мысу Святого Илии, в качестве переводчиков. Пребывание экспедиции в селении было непродолжительным: к 6 июля корабль снова был готов продолжать плавание, члены его экипажа «исправили все нужное, налили пресною водою бочки, сняли астрономическую палатку и походную церковь» .

За год (по другим данным — за два года) до приезда духовной миссии управляющий компанией А. А. Баранов основал новое поселение в Павловской Гавани и перенес в него центр компании. В то время на острове было очень много пушного зверя, а в озерах и прибрежных водах водилось большое количество рыбы. Рыбный промысел и ловля морских крабов остается главным занятием жителей острова и в настоящее время.

Местное население архипелага — коняги составляют отдельную группу тихоокеанских эскимосов. Русские промышленники их называли «американцами», а позднее стали звать алеутами по аналогии с жителями Алеутских о-вов, а также кадьякскими алеутами или кадьякцами.

Кадьякские эскимосы имели довольно примитивные общественные, семейные и моральные нормы. Они постоянно находились в междоусобных войнах, и каждое племя имело много пленных. Верования кадьякских эскимосов были простыми: они признавали Высшее существо и называли его «Агаюн» — добрый дух, который доставляет человеку все нужное и полезное, но ни жертвоприношений, ни поклонения ему не воздавали, зная, что он зла никогда не творит; а злому духу называемому «Иак», который во всем вредит людям, старались угодить и для умилостивления его плясали, «нарядясь в странные виды, а некоторые и шаманят, но идолов никаких не имеют»

Похожие диссертации на Деятельность Русской Православной Церкви на Аляске в 1741-1867 гг.