Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Еврейские общины на территории Енисейской губернии : XIX - начало 30-х гг. XX вв. Орехова Наталья Алексеевна

Еврейские общины на территории Енисейской губернии : XIX - начало 30-х гг. XX вв.
<
Еврейские общины на территории Енисейской губернии : XIX - начало 30-х гг. XX вв. Еврейские общины на территории Енисейской губернии : XIX - начало 30-х гг. XX вв. Еврейские общины на территории Енисейской губернии : XIX - начало 30-х гг. XX вв. Еврейские общины на территории Енисейской губернии : XIX - начало 30-х гг. XX вв. Еврейские общины на территории Енисейской губернии : XIX - начало 30-х гг. XX вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Орехова Наталья Алексеевна. Еврейские общины на территории Енисейской губернии : XIX - начало 30-х гг. XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Орехова Наталья Алексеевна; [Место защиты: Краснояр. гос. пед. ун-т].- Красноярск, 2007.- 275 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/1109

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Каждый регион России имеет свою историю становления, важной частью которой является процесс формирования населения. Евреи, как и представители других народностей, органично вписались в сибирское общество, став его составным элементом. И все же исторически сложившиеся явления антисемитизма не обошли Россию и Сибирь стороной. Проявлялись они в разные периоды по-разному, то в открытых, то в приглушенных и завуалированных бытовых формах.

Практическую актуальность данной теме придает современная кризисная ситуация в российском обществе в области межнациональных отношений. Сегодня, когда обостряются межконфессиональные конфликты и противоречия, востребованными становятся научные исследования, направленные на изучение прошлого опыта конструктивного взаимодействия сообществ с различными историческими судьбами и культурными традициями.

Историография проблемы. Основные этапы изучения проблемы совпадают с общепринятой периодизацией истории России: досоветский период (последняя треть XIX в. – 1917 г.), советский (1917 – конец 1980-х гг.) и постсоветский (начало 1990-х гг. – настоящее время).

Среди исследователей досоветского периода центральными фигурами являются Ю.И. Гессен и С.М. Дубнов, внесшие значительный вклад в развитие отечественной еврейской историографии, становление которой началось в России в последней трети XIX в. Заслуга этих исследователей заключается в том, что они стояли у истоков двух историографических направлений, в русле которых работают и современные исследователи.

Первое предполагает изучение истории русского законодательства о евреях, взаимоотношений государства и еврейского населения, русского и еврейского обществ, истории антисемитизма. В качестве характерных работ данного направления можно указать на труды И.Г. Оршанского «Евреи в России» (1872), М.Л. Песковского «Роковое недоразумение. Еврейский вопрос, его мировая история и естественный путь к разрешению» (1891), Ю.И. Гессена «Евреи в России. Очерки общественной, правовой и экономической жизни русских евреев» (1906).

Второе направление было ориентировано на изучение истории духовных исканий российского еврейства, еврейской общины как самодостаточного доминантного фактора жизни евреев в диаспоре. Крупнейшим сторонником «внутренней» еврейской истории в России являлся С.М. Дубнов, автор крупных трудов по еврейской истории, первым из которых был «Учебник еврейской истории» (в 3 тт., 1898-1901). Выдающееся значение для развития дореволюционной историографии имел выход с 1909 г. журнала «Еврейская старина» под общей редакцией С. Дубнова и издание 16-томной Еврейской энциклопедии под общей редакцией Л. Кацнельсона (1908-1913).

Наряду с общей концептуализацией истории российских евреев в первый период изучения исследуемой темы появились труды, посвященные региональному аспекту жизнедеятельности еврейских общин. Это работы Г.А. Белковского «Русское законодательство о евреях в Сибири» (1905), Т.И. Тихонова «Еврейский вопрос в России и в Сибири» (1906), Ю. Островского «Сибирские евреи» (1911), В. Войтинского и А. Горнштейна «Евреи в Иркутске» (1915).

В целом для досоветской историографии было характерно акцентирование внимания исследователей в основном на проблемах российских евреев, в то время как жизни сибирских евреев уделялось незначительное место.

На начальном этапе второго периода российская еврейская историография продолжала плодотворно развиваться: переиздавались работы Ю. Гессена и С. Дубнова, появился двухтомник «Материалы для истории антиеврейских погромов в России» под редакцией Г. Красного-Адмони (1919-1923).

Вторая половина 1920-х гг. отмечена противостоянием двух подходов: традиционного (всестороннего) и нового – революционно-пролетарского (классового). Исследования истории еврейства приобретали ярко выраженный идеологический и атеистический характер. К концу 1920-х гг. научная еврейская историография в России прекратила свое существование, что фактически совпало по времени с угасанием активной деятельности еврейских общин в Сибири. В соответствии с последними идеологическими установками предпочтение отдавалось изучению истории еврейского рабочего движения и антисемитизма. Так, следует отметить работы М.Г. Рафеса «Очерки по истории еврейского рабочего движения» (1929) и Ю. Ларина «Евреи и антисемитизм» (1929).

В 1930-х – 1940-х гг. образовался значительный пробел в изучении истории еврейства, обусловленный объективными причинами: репрессии, Холокост. После смерти И.В. Сталина начинается возрождение изучения истории евреев. В 1960-х – 1980-х гг. выходят работы антисионистского характера, одной из первых – книга Ю. Иванова «Осторожно, сионизм!» (1969). Еврейская тема была закрыта для российских исследователей: не было доступа в центральные и местные архивы, большей частью материалы по еврейской тематике были засекречены. Лишь некоторые западные историки (Ш. Гринберг, Ш. Эттингер, С. Барон и др.) исследуют историю евреев и их положение в Советском Союзе, но их труды обходили вниманием проблему существования региональных еврейских общин в советском социуме.

И только в третий период, на рубеже 80-х – 90-х гг. ХХ в., у исследователей появилась возможность возобновить научную работу по данной проблематике, продолжив традиции дореволюционной историографии. Формированию современной российской историографии в значительной степени способствовала демократизация общества, пробудившая национальное самосознание и интерес к истории, языку и национальной культуре. Центрами возрождения еврейской исторической науки стали Москва и Санкт-Петербург.

Еврейская сибирская историография стала развиваться быстрыми темпами с начала 1990-х гг. В Иркутске были изданы два выпуска «Сибирского еврейского сборника» (1992, 1996), наиболее значимые материалы из которых вошли в книгу «Сибирь. Евреи. Россия» (1998) под редакцией В.И. Дятлова и А.Я. Якобсона. Большой вклад в научную разработку проблемы еврейских общин в Сибири вносят региональные научно-практические конференции по теме «История евреев Сибири и Дальнего Востока». Изданы 23 книги под редакцией Я.М. Кофмана, В.И. Дятлова, Э.И. Черняка. Публикация этих работ способствовала дальнейшему развитию сибирской еврейской историографии.

В последнее время вышли в свет монографии Л.В. Кальминой и Л.В. Кураса «Еврейская община в Западном Забайкалье (60-е годы XIX века – февраль 1917 года)» (1999), В.Ю. Рабиновича «Евреи дореволюционного Иркутска: меняющееся меньшинство в меняющемся обществе» (2002), Л.В. Кальминой «Еврейское купечество Восточной Сибири (60-е годы XIX века – 1917)» (2002), «Евреи Восточной Сибири: «духовная территория» (середина XIX века – 1917 год)» (2002), «Еврейские общины Восточной Сибири (середина ХIХ – февраль 1917 г.)» (2003), посвященные истории еврейских общин Сибири.

В работах Л.В. Кальминой впервые предпринята попытка проследить все стороны жизни еврейских общин в восточносибирском регионе. В частности, она рассматривает жизнедеятельность еврейских общин в Енисейской губернии. В целом автор внесла значительный вклад в научную разработку темы. Однако Л.В. Кальмина не ставила целью своих исследований детальное изучение еврейских общин в Енисейской губернии в дореволюционный период и исключила из области своих научных интересов советский период.

Таким образом, до настоящего времени работ, специально посвященных истории еврейских общин Енисейской губернии, не появилось. Исследованию подверглись лишь некоторые аспекты из жизни евреев Енисейской губернии.

Исходя из актуальности темы исследования и степени ее научной разработанности, целью диссертационного исследования является комплексное изучение истории еврейских общин на территории Енисейской губернии с момента возникновения, т.е. с начала XIX в., до фактического свертывания их деятельности в начале 30-х гг. XX в.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: 1) определить основные источники формирования еврейских общин и значение российского законодательства как универсального регулятора их жизнедеятельности в Сибири; 2) исследовать развитие внутриобщинной деятельности как процесс формирования и сохранения традиционных общинных институтов; 3) проанализировать степень участия еврейских общин в экономической и общественной жизни губернии, а также влияние национальной политики на процесс трансформации еврейских общин.

Объектом исследования является еврейская община как составная часть населения Енисейской губернии. Предметом исследования являются генезис, корпоративные институты, жизнедеятельность и историческая судьба еврейских общин Енисейской губернии в рассматриваемый период.

Методологической основой настоящего исследования является цивилизационный подход, который не исключает обращения к таким категориям формационной теории, как общественные отношения, классовая структура общества, формы собственности, их смена в ходе общественного развития. Основу исследования составили такие принципы исторического познания, как научная объективность и историзм, позволяющие рассматривать явления и события с позиций всестороннего анализа эпохи, в которую они происходили.

В работе применялись методы исследования, принятые в исторической науке: сравнительно-исторический, системный, выборочный, проблемно-хронологический и метод демографической статистики.

В концептуальном отношении судьба еврейской общины Енисейской губернии рассматривается автором через изучение исторических судеб некоторых наиболее известных еврейских семей, в которых как в исторической призме отразились все перипетии истории сибирских евреев.

Хронологические рамки работы охватывают период с XIX в. до начала 30-х гг. XX в. Нижняя граница определена документально подтвержденным временем появления первых евреев на территории Енисейской губернии. Верхняя граница обусловлена фактическим свертыванием еврейской общинной жизни в начале 1930-х гг.

Исследование ограничено территориальными рамками Енисейской губернии, в состав которой входили пять округов (уездов) – Красноярский, Канский, Ачинский, Енисейский, Минусинский – и отдельная территориальная единица – Туруханский край. С 1925 г. Енисейская губерния входила в состав Сибирского, а в 1930-1934 гг. – Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского краев.

Источниковую базу исследования составили документы 47 фондов двух центральных и пяти региональных российских архивов, а также материалы фондов Красноярского краевого краеведческого музея.

Официальные документы центральных органов власти Российской империи отложились в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) и Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). В фондах первого архивохранилища сохранились сведения о народонаселении по отдельным губерниям Сибири, ведомости о водворенных поселенцах. Наибольший интерес для исследования представляют материалы фонда Департамента духовных дел иностранных исповеданий (ф. 821). Фонд содержит материалы, свидетельствующие об открытии в Сибири синагог, утверждении должностных лиц духовных правлений и раввинов. В ГАРФ изучен фонд Департамента полиции МВД (ф. 102), в котором сосредоточены многочисленные документы, связанные с реализацией политики, регламентирующей въезд евреев в Сибирь.

Важным дополнением к фондам центральных архивов являются материалы, собранные в сибирских архивах. Дореволюционная жизнедеятельность еврейских общин Енисейской губернии, рассматриваемая с позиции «внутренней» еврейской истории в России, депонирована в фондах Государственного архива Иркутской области и Архивного агентства администрации Красноярского края. Материалы указанных фондов позволяют более детально реконструировать повседневную жизнь еврейских общин.

Советский период деятельности еврейских общин отражен в основном в фондах муниципальных архивов Енисейска, Минусинска и Ачинска. В них представлена информация о деятельности еврейских секций, школ, религиозных учреждений, осуществляемой в русле новой советской политики, направленной на антирелигиозную работу среди еврейских масс.

В фондах Красноярского краевого краеведческого музея хранится богатый по содержанию и необходимый для исследования материал в рукописях старожила г. Енисейска А.И. Кытманова, повествующий о Енисейской еврейской общине, норвежского ученого Х. Ганстена, сообщающего о первом красноярском раввине, и др.

Опубликованные источники отчетливо распадаются на следующие группы: законодательные акты, статистические и справочные материалы, периодическая печать, фотодокументы.

Основные направления национальной политики в отношении евреев зафиксированы в документах законодательного характера – циркулярах министерств и ведомств, различных постановлениях, разъяснениях Правительствующего Сената, положениях Комитета министров. Наиболее широко они представлены в опубликованных материалах Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи.

Статистические и справочные издания содержат материалы переписей населения, списки населенных пунктов, таблицы демографических обзоров губерний, отчеты губернаторов. Все они позволяют проследить динамику роста еврейского населения в Енисейской губернии, его расселение по уездам, округам, волостям и отдельным населенным пунктам, а также численный состав еврейских общин.

Интересную информацию, иллюстрирующую жизнь еврейских общин в Енисейской губернии, удалось извлечь из периодической печати, представленной публикациями центральных и сибирских журналов и газет. В их числе: «Еврейская старина», «Вестник сибирских евреев», «Сибирские вопросы», «Сибирский наблюдатель», «Голос народа», «Красноярский вестник», «Красноярец», «Сусанин», «Красноярский рабочий».

Образы архитектурных культовых сооружений и их особенности в различных городах Енисейской губернии представлены в фотодокументах, хранящихся в фондах Красноярского краевого краеведческого музея.

В целом комплекс использованных в диссертации опубликованных и неопубликованных материалов позволяет решить поставленные в исследовании цели и задачи.

Научная новизна работы заключается в том, что она является первым комплексным исследованием истории еврейских общин на территории Енисейской губернии. На основе впервые вводимых в научный оборот документов и опубликованных исследований анализируется организация и деятельность еврейских общин на протяжении их более чем вековой истории. Результаты диссертационного исследования также восполняют пробел в историографии, связанный со слабой степенью изученности истории еврейских общин Енисейской губернии в советский период.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории населения региона, а также в разработке учебных курсов по отечественной истории и краеведению.

Цель и задачи определяют структуру исследования. Диссертация (объемом 200 страниц) состоит из введения, трех глав (восьми параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы (более 220 наименований) и приложений (13 таблиц, 6 иллюстраций, а также список членов правлений еврейских молитвенных домов).

Похожие диссертации на Еврейские общины на территории Енисейской губернии : XIX - начало 30-х гг. XX вв.