Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этносословной группы служилых татар в Мещерском крае : конец XIV-XVI вв. Кадыров, Рамиль Васильевич

Формирование этносословной группы служилых татар в Мещерском крае : конец XIV-XVI вв.
<
Формирование этносословной группы служилых татар в Мещерском крае : конец XIV-XVI вв. Формирование этносословной группы служилых татар в Мещерском крае : конец XIV-XVI вв. Формирование этносословной группы служилых татар в Мещерском крае : конец XIV-XVI вв. Формирование этносословной группы служилых татар в Мещерском крае : конец XIV-XVI вв. Формирование этносословной группы служилых татар в Мещерском крае : конец XIV-XVI вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кадыров, Рамиль Васильевич. Формирование этносословной группы служилых татар в Мещерском крае : конец XIV-XVI вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Кадыров Рамиль Васильевич; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2010.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/729

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические основы анализа «служилых татар» как социальной категории населения Русского государства эпохи позднего средневековья 47

1.1. Анализ сущности и понятия «служилые татары» 47

1.2. Политические и социально-правовые аспекты формирования статуса служилых татар в поздне-средневековых государствах Восточной Европы 65

Глава 2 Предпосылки и основные этапы становления этно-сословной группы служилых татар в Мещерском крае 82

2.1. Социально-политические условия и начальный этап формирования групп служилых татар в Мещерском крае 82

2.2. Образование Касимовского ханства и развитие татарских удельных территорий - новый этап в становлении этносословной группы служилых татар в централизованном Русском государстве 106

Глава 3 Социально-правовые признаки оформления статуса служилых татар в Мещерском крае в XVI в 124

3.1. Развитие служилого землевладения татар, как один из ключевых признаков социально-правового оформления института служилых татар 124

3.2. Социальные подгруппы и состав службы мещерских служилых татар 140

Заключение 156

Список использованных источников и литературы 161

Список сокращений 187

Приложение 1 Новые документы по истории землевладения касимовских служилых татар XVI в 189

Приложение 2 Глоссарий 195

Приложение 3 Хронологический перечень дат и событий в Мещере 200

Приложение 4 Русские аристократические роды татарского происхождения — выходцы из Мещерского края 203

Приложение 5 Карта дислокации войска Бахмета Ширинского в Мещерском крае в 1298 г 212

Приложение 6 Карта Касимовского ханства, удельных татарских территорий в Мещерском крае в XVI в. и расположение мещерских сторожей в 1571 году 213

Приложение 7 Татарские села на территории Мещерского края, основанные в XIV-XVI вв 214

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В истории России средневекового периода важное место занимает изучение ее социальной структуры, представлявшей сложный сословный строй и не просто укладывавшейся в рамки деления на классы.

Исследование вопросов формирования зтносословной группы служилых татар имеет важное научное значение в изучении истории народов России, а в особенности истории татарского народа.

Формирование зтносословной группы служилых татар в Мещере является началом политики Русского государства в массовом привлечении татарских феодалов на службу Русскому государству, а также начальным этапом его «восточной политики».

Без всестороннего рассмотрения проблем генезиса социальной категории служилых татар в Русском государстве, полноценное освещение истории, как татар, так и России, не представляется возможным.

В процессе же формирования групп служилых татар в Мещерском крае, в обстановке этносоциальных отношений, по сути, вырабатывалась модель сосуществования разных народов и конфессий в рамках полиэтнического государства. Эти факторы обусловливают необходимость изучения проблем становления социальной категории служилых татар.

Всесторонний анализ «служилых татар» как феномена российской истории служит пониманию процессов, идущих в настоящее время в сфере межнациональных отношений.

Объектом исследования являются служилые татары Мещерского края в конце XIV - XVI вв., предметом - процесс перехода татар Мещерского юрта на службу Великому Московскому княжеству, другим русским княжествам и их оформление в XVI в. в этносословную группу централизованного Русского государства.

Цель исследования - комплексное изучение процесса формирования зтносословной группы служилых татар в Мещерском крае в конце XIV-XVI вв., его социально-правовых аспектов, предпосылок и итогов.

Реализация поставленной цели обусловливается решением ряда исследовательских задач:

выработать теоретико-методологическую основу анализа понятия и сущности «служилых татар» на Руси;

рассмотреть политические и социально-правовые аспекты оформления статуса служилых татар в позднесредневековых государствах Восточной Европы;

проанализировать исторические условия формирования этносо-словной группы служилых татар в Мещерском крае;

определить роль и место Касимовского ханства и удельных татарских территорий в становлении социальной категории служилых татар в Русском государстве;

проследить развитие служилого землевладения и землепользования татар в Мещерском крае, как один из важнейших признаков оформления этносословной группы;

выявить социальные подгруппы и состав службы мещерских служилых татар.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIV — XVI вв. В Русском государстве законодательно этносословная группа служилых татар оформляется в XVI в.1 Этому событию предшествует достаточно длительный этап формирования. Уже в конце XIV в. в Мещере появляются группы татар, «вышедшие» на русскую службу.

Территориальные рамки исследования охватывают Мещерский край. Из различных источников она предстает как определенная исто-рико-географическая и историко-культурная область. В историографии, научно-справочной литературе точное определение границ края отсутствует. География же нашего исследования определяется достаточно четко. Она базируется на информации о размещении войска Бахмета Ширинского в конце XIII в. в Мещерском крае, упоминании В.Н. Татищева о городах Мещеры, завещании Ивана IV, летописи XV-XVI вв., документах 1571 г. «Роспись Мещерским сторожам» и «Роспись Мещерским сторожам по дозору Юрьи Булгакова да Бориса Хох-лова 79 года», о месторасположении мещерских сторожей и «Списки населенных мест Пензенской губернии, по сведениям 1864 года», где указываются названия мишарских селений.2

1 ПДРВ. - СПб., 1795. - Ч.Х - С.49; Хорошкевич А.Л. Русь и Крым: от сою
за к противостоянию. Конец XV - начало XVI вв. - М., 2000. - С.306 и др.

2 Акты Московского государства, изданные Императорскою Академией
Наук. - СПб., 1894. - Т. 1. - № 9, №14. - С. 4 - 5,39 - 40; Духовная грамота
царя Ивана Васильевича 1572 г. // Духовные и договорные грамоты вели
ких и удельных князей XIV-XVI вв. - М.-Л., 1950. - С.426-444; Списки
населенных мест Российской империи. - СПб., 1869. - Т.ХХХ: Пензенская
губерния. - С. 1-26; Тарасов А.И. Татары-мишари в Нижегород-ском крае
// Нижегородский регион в истории Российской государственности. -
Н.Новгород, 1994. - Вып. 3. - С. 26; Татищев В.Н. История Российская. -

Таким образом, мы можем констатировать, что историко-географическая область Мещера включает в себя южную часть современной Нижегородской области, восточную часть Рязанской области, северо-восточную часть Тамбовской области, и северо-западную часть Пензенской области.

Научная новизна исследования состоит в комплексном подходе к изучению процесса формирования этносословной группы служилых татар в Мещерском крае в конце XIV - XVI вв. в контексте развития российской государственности. Выработана теоретико-методологическая основа анализа понятия и сущности «служилых татар» в Русском государстве XVI - XVII вв., рассмотрены политические и социально-правовые основы оформления их этносословной группы. Проанализированы исторические условия формирования групп служилых татар в Мещерском крае, рассмотрена роль Касимовского ханства в становлении этносословной группы служилых татар в Мещере. В научный оборот введены новые документы по вопросам служилого землевладения и землепользования татар в Мещерском крае, проведен системный сравнительно-сопоставительный анализ социально-правового и имущественного положения мещерских и казанских служилых татар. На основе полученных данных установлен статус, выявлены социальные подгруппы и состав службы мещерских служилых татар.

Для более полного представления вопросов формирования сословной группы служилых татар в Мещерском крае составлены карты их расселения, дислокации Мещерских сторожей, хронологический перечень основных событий, глоссарий, базовый список русских аристократических родов татарского происхождения из Мещеры.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Понятие «служилые татары» представляет довольно устойчивый термин, содержащий социальную нагрузку и не имеющий четкого конфессионального значения. В основной массе «служилые татары» это люди тюрко-татарского происхождения, находящиеся на службе у русских князей, у Русского государства, других восточноевропейских стран.

  2. Переход на службу татар в другие государства в позднем средневековье было распространенным явлением и престижным, как для принимающего государства, так и для переходящего на службу. Татарские феодалы, перешедшие на службу в русские княжества или Великое княжество Литовское, представляли социальную категорию служилых людей, наделенную определенными правами.

М., 1962. - Т.1.- С. 241; Устрялов КГ. Сказания князя Курбского. - СПб, 1833.-4.1.-С.17.

  1. Началу процесса формирования этносословных групп служилых татар в Мещерском крае повлияли обстоятельства ослабления и распада Золотой Орды, усиление мощи Московского государства и продажа Западной Мещеры московскому князю Дмитрию Донскому.

  2. Формирование Касимовского ханства и удельных татарских княжеств в Мещере проходило одновременно с созданием «института» служилых татар в Русском государстве, что по сути является новым этапом в становлении этносословной группы служилых татар. Касимовские служилые татары стали привлекаться для участия в боевых действиях в составе русских войск, несения засечной службы, за что вознаграждались землями и денежными окладами.

  3. Одним из ключевых признаков оформления этносословной группы служилых татар в Мещерском крае в XV-XVI вв., является развитие служилого землевладения. Процесс русской колонизации Мещерского края в XTV-XVI вв. по системе погостов и выделение беляков позволило привлечь татарских феодалов на службу в качестве землевладельцев - владельцев беляков, учитывая традиции сложившиеся еще в условиях Золотой Орды.

  4. Среди служилых татар Мещерского края существовала дифференциация в зависимости от размеров землевладения и состава службы. Основная масса служилых татар имела до 100 четв. земли и занимались охраной границ, участвовала в боевых действиях в составе Московского государства. Состав службы мещерских служилых татар более высокого ранга был более многогранен. Они несли службу в системе государственного управления, дипломатической и военной службе.

Методология исследования базируется на основе комплекса принципов системности, объективности и историзма, выработанных отечественной и зарубежной историографией. В соответствии с поставленными целью и задачами исследования, в работе используются методы исторического, историографического и источниковедческого анализов, а также сравнительно-исторический метод, хронологический, методы картографирования и исторической реконструкции и др.

Цивилизационный подход, заключающийся в изучении проблем истории в контексте всемирного развития, позволил показать историю формирования этносословной группы служилых татар в Мещерском крае, как часть истории всей страны.

Историография темы исследования многообразна по содержанию и значению.

В период до 1917 г. учеными, как нам кажется, достигнуты основополагающие результаты в разработке темы.

Основоположником научного исследования истории Мещерского края является ученый XVHI в. В.Н. Татищев. Он рассмотрел процесс заселения Мещеры татарами в конце ХШ в., впоследствии перешедших на службу русским князьям.3 Ему удалось установить, что на территории Восточно-Мещерского края в ХШ - XTV вв. находился центр баскачества, где находились запасные ордынские полки для проведения карательных экспедиций в русских землях - так называемый «рязанский разъезд».

Интерес к татарам Поволжья, в научных кругах был инициирован Екатериной II в канун Пугачевского восстания. В поисках решения социально-экономических проблем, Екатерина II подключила Академию наук к изучению положения коренных народностей страны. 4

В середине XIX в. отдельные аспекты истории татар в своих трудах затрагивали архимандрит Макарий (Н.К. Миролюбов), Н.И. Храм-цовский и И.М. Покровский.5 Они использовали малоизученные и не сохранившиеся до наших дней материалы церковных архивов Московской патриархии XVI-XIX вв., которые важны для нашего исследования данными о предпосылках формирования этносословной группы служилых татар в Мещерском крае.

Для исследования темы, понимания исторических процессов в ХШ - XVI вв. также важны работы историков-классиков XVIII - XIX вв. Н.М.Карамзина, СМ. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова и др. Оценивая их труды можно заметить, что СМ. Соловьев и В.О. Ключевский недооценивали влияние татар на развитие русской жизни, хотя Н.М.Карамзин и Н.И. Костомаров, наоборот, позитивно рассматривали взаимовлияние культур двух цивилизаций.

В конце XIX - начале XX вв. появились работы историков-краеведов XIX в. И.Н. Смирнова, М.К. Смирнова, игумена Порфирия,

3 Татищев В.Н. История Российская. - М., 1962. - Т.1.- 368 с.

4 Лепехин И. Дневниковые записки путешествия по разным провинциям Рос
сийского государства, 1768 и 1769 гг. - СПб., 1795. - С. 93, 101 - 103;
ГА НО. - Ф.2013. - Оп.602 а. - Д.187. - Л.10; Дамастн. Словарь языков раз
ных народов, в Нижегородской епархии обитающих, именно: россиян, татар,
чувашей, мордвы и черемис (1758 г.) // ИОАИЭ. - Казань, 1912. - Т. 28. -
Вып. 1-3.-С.303-311.

5 Макарий, архимандрит. Памятники церковных древностей Нижегород
ской губернии. - СПб., 1857. - 514 с; Храмцовский Н.И. Краткий очерк
истории и описание Нижнего Новгорода. - Н.Новгород, 1857. - 4.1. - 351с;
Покровский И.М. Русские епархии в XVI - XIX веках. Их открытие, состав
и пределы. - Казань , 1893. - 719 с.

СИ. Архангельского, П.И. Петрова и др., в которых Мещера исследуется как зона межэтнических контактов в XTV-XVI вв.6

Среди работ по истории служилых татар Касимовского ханства своей фундаментальностью выделяется труд В.В. Вельяминова-Зернова «Исследование о касимовских царях и царевичах» в 3-х частях.7 Автор рассмотрел отдельные аспекты истории формирования эт-носословной группы служилых татар в Мещерском крае в контексте комплексного изучения истории Касимовского ханства. Он уделяет внимание истории Мещеры докасимовского периода, исследует размеры владений мещерских служилых татар, их участие в военных действиях Московского государства. В своем труде В.В. Вельяминов-Зернов использовал источники, хранящиеся в настоящее время в архиве Зарубежной православной церкви, не доступные впоследствии, советским ученым.

Среди трудов начала XX в. следует отметить работы СМ. Середо-нина, А.И. Норцева и Н.И. Шишкина, в которых рассматриваются вопросы численности татар в составе русских войск в Полоцком походе 1563 г., походах 1577, 1578 гг., материальные, документальные и краеведческие материалы Мещеры по исследуемому периоду.8

Татарская историография темы представлена трудами ученых-просветителей ХГХ - начала XX вв. Ш. Марджани, X. Фаизханова, Г.Н.Ахмарова.9 Среди работ Ш. Марджани мы использовали в нашем

Архангельский СИ Волжский водный путь и Нижегородский край в XIII

XV вв. // Труды НИОПИМК. - Н.Новгород, 1929. - Т. 2. - 129 с; ИРРД.

СПб., 1886. - Кн.1 - П.; Смирнов И.Н. Татарский летописец. Современник Бориса Федоровича Годунова. - М., 1851. - С.13 - 17; Смирнов М. О князьях Мещерских XIII-XV вв. - Рязань, 1904. - 37 с.

7 Вельяминов-Зернов В.В. Исследования о касимовских царях и царевичах.
-СПб., 1863-1865. -Ч.І- III.

8 Середонин СМ. Известия иностранцев о вооружённых силах Московского
государства в конце XVI в.- СПб., 1891. - С. 4 - 5; Он же. Сочинение Джильса
Флетчера «Oftfae Russe Common Wealth», как исторический источник. - СПб., -
1891. - С. 337-338; Норцев AM. Археологическая поездка по Темниковскому
уезду в августе 1901 года // ИТУАК - Тамбов, 1902. - 53 с; Шишкин Н.И. Ис
тория города Касимова с древнейших времен. - Рязань, 1999. - 223 с.

9 Мэрджани Ш.Б. Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар (Казан
пэм Болгар хэллэре турында файдаланылган хэбэрлэр): Источники по ис
тории Казани и Булгара. - Казань, 1989. - 415 б.; Вельяминов-Зернов В.В.,
Фаизханов X.
Материалы для истории Крымского ханства. - СПб., 1864. -
356 с; Фаизханов X. Исследования по истории татар и других тюркоязыч-
ных народов // Известия РАО. - СПб., 1863. - Вып. IV. - С. 13-17; Аша-
ровГ.Н.
О языке и народности мишарей // ИОАИЭ. - Казань, 1903.-
Т. XIX. -Вып. 2. - С. 158-159.

исследовании историческое сочинение «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Сведения, привлеченные для истории Казани и Булгара»), где приводятся гипотезы образования Касимовского ханства, анализируются его взаимоотношения с Казанским ханством.

Обобщая досоветскую историографию, следует отметить, что исследования носили не последовательный характер. Вместе с тем, был достигнут достаточно высокий уровень использования исторических источников, затронуты многие аспекты процесса формирования этно-сословной группы служилых татар в Мещерском крае.

Советскую историографию вопроса формирования этносословной группы служилых татар в Мещере можно подразделить на 4 этапа: 1) 1920-е гг.; 2) 1930-е - начало 1950-х гг.; 3) середина 1950-х - конец 1980-х гг.

Историческая литература 1920-х годов отличается относительной свободой суждений и выводов. В отличии от последующего периода, труды М.Г. Худякова, П.И. Черменского, Г.С. Губайдуллина меньше подвергнуты влиянию партийной идеологии.10 Их работы позволили сравнить системы управления в Мещерском крае, Касимовском ханстве и других татарских ханствах, получить общее представление о развитии территорий Мещеры с начала XV в., рассмотреть факты перехода татарской аристократии на службу русским царям.

Среди научных работ 30-50 гг. XX в. можно отметить труды А.А.Гераклитова, Л.М. Каптерева, Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского.11 В их исследованиях рассмотрены вопросы статуса служилых татар в Улусе Джучи, причины прихода татар в Мещеру и предпосылки «выхода» их на русскую службу.

Благотворное влияние на развитие исторической науки оказала так называемая «Хрущевская оттепель» конца 1950-х годов. В последующий за ней период были изданы труды Ш.Ф. Мухамедьярова, М.Г. Са-фаргалиева, А.Х. Халикова, М.А. Усманова, Р.Г. Мухамедовой, Г.А.Федорова-Давыдова, С.Х. Алишева, и др., затрагивающие тему

Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. (Репринтное воспроизведение издания 1923 г.) - Казань, 1991. - 320 с; Черменский П.И. Материалы по истории географии Мещеры. - М., 1962. - 43 с; Губайдул-лин Г.С. История татар. - М., 1994. - 112 с.

11 Гераклитов А.А. Сборник выписок из печатных источников. - Саранск, 1932. - 89 с; Каптерев Л.М. Нижегородское Поволжье в X-XVI века. -Горький, 1936. - 184 с; Греков Б.Д, Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. - М.-Л., 1950. - 322 с.

исследования. В орбите их изучения были вопросы истории рода Ширин до прихода в Мещерские земли, Мещерской государственности в XIV в., расселения служилых татар в крае, их землевладения, особенностей русской колонизации Мещеры.

Определенной вехой в изучении служилых татар также стали и исследования ученых-историков Р.Н. Степанова и Д.А. Мустафиной.13 Наиболее ценные выводы Р.Н. Степанова относятся к социально-правовому положению служилых татар в XVI-XVII вв. на территории бывшего Казанского ханства.

Таким образом, в советский период развития отечественной исторической науки в разработке истории этносословной группы служилых татар Мещерского края были достигнуты определенные результаты. Но те или иные вопросы, как правило, решались в рамках исследований по другим, смежным нашей проблематике темам.

Начало качественно нового этапа в историографии темы можно отнести к началу 1990-х годов.

Появились ряд исследований, посвященные истории нижегородских и касимовских татар, а также татарских княжеств в Мещере. Эти

Алишев С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья. XVI -начало XIX вв. - М., 1990. - 270 с; Он же. Эволюция служилых татар во второй половине XVI-XVIII вв. // Исследования по истории крестьянства Татарии дооктябрьского периода. - Казань, 1984. - С. 52-694; Сафаргали-ев М.Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций.- М., 1996. - С.280-524; Мухамедьяров Ш.Ф. Основные этапы происхождения и этнической истории татарской народности // Материалы VIII конгресса археологических и этнографических наук. - Токио, 1968. - Т.2. - С. 53-56; Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII - XVIII вв. - Казань, 1972. - 223 с; Мухсшедова Р.Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование - М., 1972. - 248 с; Фёдоров-Давыдов Г. А. Культура и общественный быт золотоордынских городов. - М., 1964. -122 с; Он оке. Общественный строй Золотой Орды. - М., 1973. - 174 с; Он же. Золотоордынские города Поволжья. - М., 1994. - 190 с/, Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. - Казань, 1989. - 222 с.

Степанов Р.Н. Первый этап в политике царизма по переводу служилых татар из военного сословия в податное (конец XVII - первая четверть XVIII в.) // Итоговая научная аспирантская конференция за 1964 г. -Казань, 1964. - С. 129-132; Он оке. К вопросу о служилых и ясачных татарах//Сб. аспирантских работ КГУ.- Казань, 1964-С. 52-70; Мустафи-на Д.А. Феодальное землевладение и социальные категории населения в Казанском уезде во второй половине XVII в.: Дне. ...канд. ист. наук- Казань, 1985.-248 л.

вопросы рассматриваются в разрезе этнополитической истории. В разработке проблематики темы можно выделить две основные научные школы - Нижегородскую и Казанскую. Они различаются методологией подхода.

В числе представителей нижегородской научной школы можно отметить исследования Ю.В. Сочнева, Р.Ж. Баязитова и В.П. Макари-хина, А.И.Тарасова, СБ. Сенюткина и О.Н. Сенюткиной.14 Авторы акцентируют внимание на исследовании Мещеры и татар с точки зрения развития Российской государственности. В частности, большой упор в их трудах уделяется проблемам колонизации края, особенностям русского заселения в Мещере и присоединения края к Русскому государству. В контексте рассмотрения данных вопросов ими сделаны выводы о причинах перехода татарских феодалов на русскую службу и определены предпосылки формирования этносословной группы служилых татар в Мещерском крае.

Среди исследователей казанской научной школы необходимо выделить работы С.Х. Алишева, Р.Н. Степанова, М.И. Ахметзянова, Ф.Л.Шарифуллиной, Д.М. Исхакова, Р.Г. Галляма (Р.Ф. Галлямова), А.И. Ногманова, Б.Р. Рахимзянова.15 Представители казанской научной

14 Макарихин В.П. О титуле великого князя нижегородского Дмитрия Кон
стантиновича в «местных» грамотах XIV в. // Верхнее и Среднее Поволжье
в период феодализма. - Горький, 1985. - С. 19-23; Сочнее Ю.В. Христиан
ство в Золотой Орде в XIII в. // Из истории Золотой Орды.- Казань, 1993.—
С.68-75; Баязитов Р.Ж., Макарихин В.П. Восточная Мещера в средние
века. - Н. Новгород, 1996. - 130 с; Тарасов А.И. Восточная Мещера XIII-

  1. вв.: Автореф. дне. ...канд. ист. наук. - Н.Новгород, 1996. - 27 с; Се-нюткин СБ. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети

  2. до начала XX вв. - Н. Новгород, 2001. - 416 с; Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Нижегородские мусульмане на службе Отечеству (конец XVI - начало XX вв.). - Н.Новгород, 2005. - 255 с.

15 Шарифуллина Ф.Л. Касимовские татары. - Казань, 1991- 128 с; Ахмет-
зянов М.И., Шарифуллина Ф.Л.
Касимовские татары. - Казань, 2010. - 375
с; Галлямов Р.Ф. Социально-этнический состав нерусской деревни Запад
ного Предкамья в начале XVII в. по писцовой книге Казанского уезда 1602

1603 гг. // Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода. -Казань, 1990. - С. 35-52; Он оке. После падения Казани... - Казань, 2001. -143 с; Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени. -Казань, 1998. - 276 с; Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар. - Казань, 2007. - 355 с; Ногманов А.И. Самодержавие и татары. Очерки истории законодательной политики второй половины XVI

XVIII вв. - Казань, 2005. - 215 с; Рахимзянов Б.Р. Касимовское ханство (1445- 1552 гг.). Очерки истории. -Казань, 2009. -207 с.

школы акцентировали внимание на роли татар в истории становления государств Восточной Европы и России. Ими рассматривались вопросы категорий, подгрупп этносословной группы служилых татар, состав службы, статус и социально-юридическое положение, а также вопросы развития татарского служилого землевладения.

Большую ценность для темы исследования представляют труды рязанского исследователя А.В. Белякова и М.В. Моисеева. В них рассматриваются различные вопросы формирования этносословной группы и службы служилых татар в Касимовском ханстве.16 По их мнению, среди служилых татар в рассматриваемый период существовала особая иерархия. Также, А.В. Беляков утверждает, что татарские военные подразделения были относительно не крупными, и не выполняли самостоятельной роли. Эти подразделения хорошо подходили на роль сторожевой службы на восточном и южном направлениях.

Интересные позиции по исследуемой нами теме выдвинули в своих исследованиях Р.Г. Скрынников, А.Г. Бахтин.17 Они полагают, что татары выполняли в войске Москвы роль наемников, а основа его была русской.

Из историко-краеведческих разработок наиболее полезными для исследования оказались исторические изыскания A.M. Орлова и С.Х. Еникеева.18 В своих работах, они рассматривали вопросы формирования центров расселения служилых татар в Мещере, служебную деятельность татарской знати, процесс христианизации татарских князей и мурз.

Таким образом, оценивая историографию новейшего времени, следует заметить, что в большей части работ, посвященных истории Ме-

Беляков А.В. Касимовское царство в системе российских территорий XVI-XVII вв. // Books for Russian Studies. - Budapest, 2003. - P. 55-62; Он же. Царь Араслан Алеевич и посад Касимова в начале XVII в. // Рязанская старина. - Рязань, 2003. - № 1. - С.56-64; Он же. Служилые татары XV-XVI вв. // Битва на Воже - предтеча возрождения средневековой Руси. - Рязань, 2004. - С.81-91; Он же. Араслан Алеевич - последний царь касимовский // Рязанская старина. 2005 - 2006. - Рязань, 2006. - Вып. 2-3. - С. 8-30; Он же. Чингисиды в России XV-XVI веков // Архив русской истории. - М., 2007. - Вып. 8. - С. 9 - 48; Моисеев М.В. К истории выезда татар в Россию в XVI в. // Русский дипломатарий. - М., 2003. - Вып. 9 - С. 270 - 272.

17 Бахтин А.Г. Образование Казанского и Касимовского ханств. - Йошкар-
Ола, 2008. - 235 с; Скрынников Р.Г. Царство террора. - СПб., 1992. - 576 с.

18 Орлов A.M. Мещера, мещеряки, мишаре. - Казань, 1992. - 112 с;
Еникеев С.Х. Очерк истории татарского дворянства. - Уфа, 1999. - 312 с.

щеры, Касимовского ханства, этнографической группы татар-мишарей и касимовским татарам, в той или иной мере затрагивается тема службы татар русским князьям, а позднее царям. Но во многих работах эта информация черпается из трудов В.В. Вельяминова-Зернова. Поэтому новизны по теме исследования в них относительно мало.

Зарубежная историография в нашем исследовании представлена трудами Ю. Шамильоглу, Т.М. Барановского. А. Рорлиха, И. Вашари, Я. Тушкиевича и др.19 Они рассматривали различные аспекты истории татар золотоордынского периода, истории прихода татар на службу в Великое княжество Литовское и русским князьям, социальной структуры в татарских государствах. Наибольший успех достигнут в исследовании проблемы формирования этносословной группы служилых татар в Великом Литовском княжестве. В то же время, иные исследования по вопросам перехода татар на русскую службу, большей частью базируются на опубликованных в бывшем СССР, Российской Федерации источниках.

В целом же историографический обзор проблемы показывает, что в разработке исследуемой проблематики, безусловно, достигнуты определённые результаты. Вместе с тем, различные аспекты темы нашли в исторической литературе неравномерное освещение, потенциал имеющихся источников выявлен и использован не достаточно. В течение последних двух столетий лишь узкий круг учёных рассматривали эти малоизученные вопросы отечественной истории.

Источниковая база исследования характеризуется малым количеством письменных свидетельств эпохи. В этих условиях предприня-

Baranowski Т.М. О muslimach Litewskich - Warsaw, 1895. - 35 p.; Kryczyriski S. Tataray Litewscy. - Warsaw, 1938. - 148 p.; Vasary I. The Golden Horde term daruga and its survival in Russia II Acta Orientalia Acade-mia e Scientiarum Hungarieae. - 1976. - T. XXX. - 197 p.; Tyszkiewicz Jan. Tatarzy na Litwie I Polsce. - Warszawa, 1989. - 146 p.; Shamiloglu U. The qarasi beys of the Later golden Horde: Notes on the organization of the Mongol world empire II Archivum Eurasiae medii Aevi. - 1984. - № 4. - P. 287-297; Shamiloglu U. Tribal Politics and Social Organization in the Golden Horde. -Columbia University, 1986 (Ph. D. Dissertation); Шамильоглу Ю. Формирование исторического сознания татар: Шигабутдин Марджани и образ Золотой Орды // Татарстан. - 1991. - № 10. - С. 21-27; Shamiloglu U. Golden Horde: Society and Civilvzation in Westen Eurasia 13th- 14th centuries. - Madison, 1998. - 222 p.; Rorlich. I. The Volga Tatars: modern identities of the Golden Horde. - Los Angeles: Univercity of Southern California, 1991. - Vol.2. - 290 p.

ты усилия в целях расширения круга ее документальной базы за счет архивных источников актового, делопроизводственного характера, данных археологии, материалов родословных генеалогий, исторической картографии, лексикологии и устного народного фольклора.

В числе письменных источников важное значение имеют актовые материалы - жалованные грамоты, выданные выходцам из татарской аристократии.20 По ним определяется социальный статус категорий служилых татар. Также о землевладении служилых татар позволяют судить акты по владению и купле-продаже, хранящиеся в фондах Тем-никовской и Кадомской приказных изб, в фонде Саровского монастыря.21 Акты, опубликованные СБ. Веселовским, информируют об особенностях русского заселения Мещеры.22

С точки зрения разработки темы большой интерес представляют документы, относящиеся к истории Касимова и Касимовского ханства. Из числа находящихся в РГАДА фондов отдельные упоминания о Касимове имеются в делах фондов Оружейной палаты (ф.396), Разрядного приказа (ф.210), Татарских дел (ф.131), Старых вотчинных дел, где хранятся писцовые книги по Касимовскому, Темниковскому и другим городам и уездам Мещеры (ф. 1209), Сношений России с Персией (ф.77). Наиболее информативными являются фонды, содержащие дела из архива Посольского приказа: Боярские и городовые книги (ф.137), Дела о Посольском приказе и служивших в нем (ф. 138), Приказные дела старых лет (ф.141), Приказные дела новой разборки (ф.159).23 Описи архива Посольского приказа и записные книги Печатного приказа (ф.233), в которых фиксировались исходящие из Москвы грамоты, являются частью первоначального комплекса документов, по которым

1426 г. Жалованная грамота в княжение Василия Васильевича Ивану Протасьеву // Акты социально-экономической истории Северо-восточной Руси. - М., 1964. - ТЛИ. - С.115; Пожалование князя Адашева сына Акчу-рина // Акты служилых землевладельцев XV - начала XVII вв. - М., 2002. -Т. III.-С. 21.

21 РГАДА. - Ф.1167. -Оп.1.-Д.1715; Ф. 1122. -Оп. 2. -Д. 791; НА РМЭ. -
Ф.1. - Оп.1. - Д.1. - Л.9; Д.14. - Лл.92 - 93; Там же. - Д.35. - Л.123; Д.57. -
Лл.34-36.

22 Арзамасские поместные акты 1578 -1619 годов.- М., 1915. - 226 с.

23 Центральный государственный архив древних актов СССР: Путеводи
тель.-М., 1991.-Т. 1.-530 с.

можно частично реконструировать многие события тех лет.24 Источниковедческий обзор посольских книг говорит о том, что Российское государство проводило целенаправленную политику в отношении татарских государств по привлечению на службу татарской аристократии.

Что касается архивов касимовских царей, то они до нас не дошли. Почти все дошедшие до нас известия относятся к XVII в., благодаря которым мы можем только реконструировать эти взаимоотношения.

Среди актовых материалов нами использованы документы Рязанского и Муромского архиерейского дома из фондов РГАДА, которые интересны информацией о русской колонизации Мещерского края.

Для изучения вопроса социально-правового статуса служилых татар в позднесредневековых государствах Восточной Европы привлечены материалы фонда 169 Национального исторического архива г. Гродно Республики Беларусь, в которых обнаружены актовые документы, раскрывающие статус служилых татар в Великом княжестве Литовском.2

Из опубликованных источников о служилых татарах Великого княжества Литовского нами привлечены в исследовании Акты литовской метрики, Акты литовских татар.28 Они обогатили нас информацией о роли служилых татар в восточноевропейских государствах.

Ряд актов обнаружены нами в Государственном архиве Рязанской области (ГАРО). Это грамоты и отдельная выпись XVI в., прикрепленные к прошениям в Рязанское дворянское депутатское собрание о вне-

24 Опись Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 г. -
М., 1960. - 418 с; Опись архива Посольского приказа 1626 г. - М., 1977. -
Ч. 1-2; Опись архива Посольского приказа 1673 г. - М., 1990. - Ч. 1-2.

25 РГАДА. - Ф. 141. - Оп. 1. - Д. 1622/8. - Лл. 7 - 46,59, 114-116,118-126.

26 Там же. - Ф. 1433. - Оп. 1. - Д. 89. - Лл. 1 -150; Ф. 1455. - Оп. 4. - Д. 1.
-Лл. 1-179.

27 «Краткое изъяснение об обитающих в Литовских губерниях татарах» //
НИ А г. Гродно РБ. - Ф. 169. - Оп. 1. - Д. 22.- Лл. 87-89; «Список татар,
состоящих на житие в Гродно» // Там же. - Лл. 80-81; «Записки о литов
ских татарах» // Там же. - Лл. 105 - 105 об.

28 РГАДА. - Ф. 389. - Оп. 1. - Ч. 1. - Д. 12. - Лл.1 - 339; Д. 16. - Лл. 1 -
514; Акты литовских метрик. - Варшава, 1897.-Т. 1. - Вып. 2.: (1499-
1507). - № 664. - С. 329; Акты литовских татар. - Вильна, 1906. - Т. 31. -
С.18-37.

сении в родословную книгу отдельных татарских фамилий. Документы подобного содержания также опубликованы Д.А. Мустафиной.30

Делопроизводственные источники мы подразделили на две группы: служебная деятельность и поместно-вотчинное землевладение служилых татар. К документам по служебной деятельности относятся Тысячная книга 1550 г., Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в., Боярская книга 1556 г. Они позволяют выявить процессы образования отдельных категорий служилых татар в Мещере.31 К документам поместно-вотчинного характера относятся актовые, делопроизводственные мате-

„„„,„,32

риалы.

При исследовании темы привлечены описи архивов Разрядного и Посольского приказов. Это «Опись 1626 г.», «Опись 1668 г.», «Приказные дела старых лет».33 В архивах тексты документов не сохранились, имеются лишь их описи. Они являются более поздними по хронологии материалами, но посредством метода исторической реконструкции можно проследить статус мещерских служилых татар. Процесс становления их статуса был длительным. Поэтому, его реконструкция по документам XVII в. является в большей степени оправданной.

29 ГАРО. - Ф.98. - Оп.4. - Д.6. - Л.24, 24 об.; Д.15. - Л.4, 4 об.; Оп.7. -
Д.74. - Л. 5; Д.87. - Л. 3,3 а; Оп.134. - Д.38. - Л.9, 9 об.;

30 Мустафина Д.А. «Пращур наш подленно был служилой татарин...» (Из
прошения Байбековых о признании в дворянском достоинстве) // Эхо ве
ков. - 2007.- №2.- С.89-102.

31 Боярская книга 1556 г. // Архив историко-юридических сведений, отно
сящихся до России, издаваемый Николаем Калачовым. - М, 1861. -
Кн. III. - С. 25-74; Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI
в.-М.-Л.,1950-612с.

32 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комисси-
ею. - СПб, 1841.- 569 с; Юшков А.И. Акты XIII-XVII вв., представленные
в Разрядный приказ представителями служилых фамилий после отмены
местничества. - М., 1898. - Ч. 1. - С. 14-16, 37, 44-49; Дозорная книга Ни
жегородского уезда 1613 г. //Действия НГУАК.- Н.Новгород, 1903-1908. -
T.V-VII; Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси
конца XIV-начала XVI вв. - М, 1964. - Т.Ш.- С. 3-45; Писцовые книги
Рязанского края XVI в.- Рязань, 1996-1998.- T.I.- Вып.1-111; Акты служи
лых землевладельцев XV - нач. XVII вв. / Сост. Антонов А.В. - М., 1997-
2002.-Т.І-Ш.

33 РГАДА. - Ф.210. - Оп.6 а. - «Опись 1626 г.»; Оп.20. - «Опись 1668 г.»;
Оп.1. - «Приказные дела старых лет».

Нарративные источники представлены русскими летописями, татарскими шеджере, свидетельствами иностранцев-современников, сочинениями князя А. Курбского и т.д.34

В числе материалов археологии нами использованы данные археологической экспедиции А.И. Нарцева, исследовавшего материальные находки золотоордынского периода на территории г. Темникова.35 Им было установлено, что из материальных находок в окрестностях г. Темникова имеется красная керамика XIV в. булгарского типа, что говорит о том, что здесь проживало тюркоязычное население.

Из картографических источников в исследовании использованы карты европейских историков XVI в. Итоги русской колонизации отражены на картах уездов и станов Мещерского края XIX в.36 Также нами использованы карты, выполненные на основе комплексных электронных атласов Мира «Наша Земля» при помощи геоинформационных систем.37

Ахметзянов М.И. Татарские шеджере. Исследование татарских шеджере в источниковедческом и лингвистическом аспектах. - Казань, 1991. - С. 219 -229; Березин И. Татарский летописец. Современник Бориса Федоровича Годунова // Московитянин. - 1851. - № 24. - Кн. 2. - С. 543-554; Ваддинг Лука. Хроника // Акты о литовских татарах. - Вильна, 1906. - Т. XXXI. -С. 17-18; Приселков МД. Троицкая летопись. Реконструкция текста. - М.-Л., 1950. - 365 с; ПСРЛ. - М., 2007. - Т. 18: Симеоновская летопись. -328 с; ПСРЛ. - М.-Л., 1949, - Т. 25: Московский летописный свод конца XV века. - 416 с; Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. - М.-Л., 1960. - Т. 2. - С. 37-40; Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв.- Казань, 1972. - 223 с; Арзамасские поместные акты. - М., 1915. - №№ 15,35,96; ФлетчерД. О. государстве русском. - СПб., 1905. - 149 с.

Нарцев А.И. Археологическая поездка по Темниковскому уезду в августе 1901 года. - Тамбов, 1902. - 127 с.

36 Хохряков В.Х. Памятная книга Пензенской губернии. - М., 1915. - С.
201; Рыбаков Б.А. Русские карты XV-XVII вв. - М., 1975. - С. 45-48; Геор-
гиева Н.Г., Георгиев В.А.
История России в схемах и картах. - М., 2006. - С.
140-188; Атлас Tartarica. История татарского народа и народов Евра
зии. - М., 2006. - С. 434-435.

37 «Южное направление русской колонизации в XV-XVI вв.» (по Вернад
скому В.Г.); «Схема пограничных сторожевых линий в Среднем Поволжье
в XVI-XVII вв.» (по Хохрякову В.Х.); «Восточная Европа 1462-1505 гг.
(при Иване III Васильевиче)»; «Восточная Европа в первой половине XVI
в.»; «Рязанское Великое княжество в конце XIV — начале XV в.»; «Арза
масская засека»; «Казанские походы Ивана IV (1547-1552 гг.)»; «Засечная
черта Российского государства (1571 г.)»; «Засечные линии и сторожи при
Иване IV и Б. Годунове». См.: hnp.V/gumilevica.kulichki.net/maps/index.html

В качестве вспомогательного материала, использованы данные исторической этнографии, лексикологии, диалектологии, топонимики.38

Заключая обзор источниковой базы исследования, следует отметить, что в ней имеются серьезные пробелы. В основной своей массе утрачены актовые и делопроизводственные материалы Золотой Орды, Мещерского края ХШ-XVI вв., есть ряд спорных вопросов, на которые имеющиеся в нашем распоряжении материалы не позволяют дать ответ. В ряде случаев недостаток источников вынуждает нас прибегнуть к историко-реконструктивному методу. Но в целом, имеющийся корпус опубликованных и архивных источников в совокупности с данными археологии, исторической картографии в комплексе позволяют решать поставленные задачи.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что её основные положения и выводы могут быть использованы при создании фундаментальных трудов по истории России, Татарстана, татарского народа, написании учебников и учебных пособий, создании лекционных курсов по истории народов России. Результаты исследования могут найти практическое применение при совершенствовании учебных программ по истории, подготовке к чтению специальных курсов в вузах, в лекционной работе, при создании музейных экспозиций и т.д.

Апробация исследования. Материалы исследования нашли свое отражение в журналах «Вопросы историю), «Фэн пэм тел» («Наука и языкознание»), в сборниках «Историческая мозаика: факты, версии..», «Общество, государство, личность: проблемы взаимодействия в условиях рыночной экономики», в «Ученых записках» института социальных и гуманитарных знаний (г.Казань). Кроме того, на базе исследования подготовлено учебное пособие для спецкурса в рамках регионального компонента для студентов Института государственной службы при Президенте Республики Татарстан.

Основные положения и выводы исследования апробированы на пяти научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов Татарского государственного гуманитарно-педагогического уни-

Тюрко-татары // Энциклопедический словарь / Брокгауз и Ефрон. -СПб., 1902. -Т. 32. -517 с; Махмутова Л.Т. Опыт исследования тюркских диалектов: мишарский диалект татарского языка. - М., 1978. - 221 с; Мухамедова Р.Г. К этнической истории татар Мещеры (мишарей) // Научный Татарстан. - 2009. - № 4. - С. 179 - 190; Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967. - 538 с; Морозов А.И., Слепцова КС, Гшярова КН., Чижикова Л.Н. Рязанская традиционная культура первой половинный XX в.: Шацкий этнодиалектический словарь. - Рязань, 2001. -С. 13-20; Татарская энциклопедия. - Казань, 2006. - Т.З. - 664 с. и др.

верситета (2001 - 2005 гг.), на всероссийских научно-практических конференциях «Политическая и социально-экономическая история средневековых тюрко-татарских государств (XV - третья четверть XVIII в.)» (2008 г.), «Исторические судьбы народов Среднего Поволжья в XV-XIX вв.» (2009 г.), «Татарские мурзы и дворяне: история и современность» (2010 г.), Международной научной конференции «Историческая география и социокультурное развитие средневековых тюрко-татарских государств (XV - вторая треть XVIII вв.)» (2010 г.), проведенных институтом истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан.

Политические и социально-правовые аспекты формирования статуса служилых татар в поздне-средневековых государствах Восточной Европы

Изучение проблем формирования этносословной группы служилых татар без предварительного уяснения политических и социально-правовых аспектов вопроса не представляется возможным. Данные аспекты служили предопределяющими в его оформлении. Необходимо отметить, в позднем средневековье наем татар на военную службу был частым явлением.

В чем же причины востребованности татарских воинов во многих средневековых государствах, включая и Московское удельное княжество? Татары во многих средневековых источниках предстают как прирожденные конные воины. Все источники говорят о стойкости татарских воинов. Сбитый с коня, потерявший оружие, татарин продолжал биться и голыми руками, пока его не убивали. Сотня татарских воинов могла обратить в бегство 200 русских. Основу татарских войск составляла легкая конница, вооружение которой обычно состояло из лука со стрелами и сабли. Ханская гвардия была вооружена еще лучше. Во время похода крымских татар против русских в 1660 г., авангард наступавших составлял отборный отряд воинов, вооруженных колчанами, палицами, одетых в кольчуги. У знатных воинов защитное вооружение дополнялось железными шлемами и перчатками. Часть конников имела копья и кинжалы. Отправляясь на войну, воины вели с собой по две лошади, что обеспечивало маневренность татарского войска.

Сохранившиеся источники о битве войск Улуг-Мухаммада с трехтысячным отрядом против 40-тысячного русского войска при Белеве свидетельствуют о том, что татарские части оставались боеспособными и после распада Золотой Орды.174 Данные о хорошем вооружении татарских воинов подтверждаются археологическими материалами. Так, защитники золотоордынского города Укека, разрушенного войсками Тимура в 1395 г., как видно по археологическим данным, были вооружены копьями, топорами, кистенями, кинжалами. Материалы раскопок на Укекском городище позволяют сделать вывод о том, что одним из родов войск золотоордынцев была тяжеловооруженная кавалерия, действовавшая строем и применявшая для первого натиска таранный удар копьем. Об этом свидетельствуют предметы, найденные при археологических раскопках. Так, на Балынгузском III селище, существовавшем во второй половине XIV - первой половине XV вв., в 2001 г. были найдены кинжалы, наконечник ножен, наконечник копья, остатки кольчуги, детали железных доспехов, обломки сабель, боевые топоры. Кроме боевых возможностей, немаловажное значение в востребованности имела социальная престижность наличия татарского войска. Каждый правитель рад был иметь в составе своих войск частицу непобедимого войска Чингисхана.

Татары, перешедшие на службу к русским князьям, оказались в зависимом от них положении.

В этой связи интересен вопрос о социально-правовом статусе служилых татар в Великом княжестве Литовском. Работы В.Д. Смирнова, А. Киркора, И.И. Лаппо, А. Мухлинского, Я.Я. Гришина в какой то степени прослеживают нападения на южные владения Великого Литовского княжества, которым правил Гедимин (1315-1341 гг.). Татары, нападая на Литовское княжество, уводили в плен местных жителей. Но в то же время татары и сами попадали в плен к литовцам.180 Гедимин, как тонкий политик «уклонился от решительных действий и даже искал дружбы и согласия с могущественными тогда татарами».181 «Он никогда не воевал с ними и не платил им дань, напротив, -пишет А. Мухлинский, - в рядах его войск служили татары».182

В Великом княжестве Литовском не было постоянной армии. Вооруженные силы собирались, когда на рубежи великого княжества нападал враг, или ожидалось его нападение, или планировалось наступление на врага.

Татары участвовали в 1319 г. в сражении с Тевтонским орденом, сое-тавляя передовое войско Великого литовского князя. «По всей видимости, -пишет И.И. Лаппо, - часть татар, служившая у Гедимина, осталась в его государстве и после воины. В награду получила во владение земли».

Литовские князья вели активную политику по привлечению к себе на службу татар. Например, известно, что группа мурз с Мансур Киятем Мамайовичем эмигрировала в Великое княжество Литовское после битвы на Куликовом поле (1380 г.). Лекса Мансурович получил вскоре обширные вотчины (Глиньск, Полтава) на востоке от Днепра и дал начало рода Глинских. Возможно, что в этот период (перед 1386 г.) в Литву могли прибыть Аксаковы и князья Бердибековичи.

Первый Литовский Статут 1529 г. в Разделе II устанавливал, что «каждый землевладелец обязан служить во время войны».186 К XVI в. татар в Литве было около четырех тысяч человек. Они несли воинскую повинность в крепостях к западу от Вильно и Трокая, предназначенных для защиты Литвы от нападений тевтонских рыцарей. На условиях несения военной службы им были дарованы земельные угодья. Многие имели слуг и управляли крестьянами-арендаторами, из которых частично сформировывали воинские контингенты во время мобилизации. Татары имели такой же статус, что и мелкопоместное дворянство. Их полком командовал татарский офицер, имевший звание хорунжего, так же, как и в полках мелкопоместного дворянства.

В ходе различных войн ордынцы нередко попадали в плен литовцам. Их селили в городах и частных поместьях, где они постепенно утрачивали свой язык. Но сохраняли веру предков и память о происхождении. Женясь на литовках, детей воспитывали в мусульманском духе.

Но, кроме того, были и другие пути поселения татар в Литовском княжестве. Например, татары, иногда целыми родами, с челядью уходили в Литовские земли. Так, после убийства Бердибека в Орде начинается долгая гражданская война. Желающие взять власть, сторонники побежденных уходили в другие земли, в том числе и в Литовские.

По документам нам известно об отношении Великого князя Литвы Витовта к татарам. Он активно привлекал к себе на службу татар, использовал их в различных войнах. Исследователь истории Литовского княжества И.И. Лаппо писал о татарах: «Переселяемым татарам жаловались великим князем землями в полную их собственность с правом полного ими распоряжения и с освобождением их от податей и поборов, при том с разрешением селиться не только в селах, но и в городах. Поселяя татар в своем княжестве, Витовт признавал за ними полную свободу их религии и обычаев».190 С момента появления татар в Великом княжестве Литовском у них сохраняется социальное расслоение. По мнению Я.Я. Гришина, служилых татар Великого Литовского княжества, согласно социально-правового статуса, можно подразделить на 3 группы.

Первая группа составляла наиболее привелигированную часть феодалов -потомки ордынских султанов и мурз. Они обладали большими вотчинами и в их подчинении было множество холопов. За это они должны были нести конную военную службу. Они пользовались правами господствующей шляхты (дворянства). Ими выставлялось на военную службу по одному или несколько конных воинов, в зависимости от числа имеющейся прислуги или холопских хозяйств. Некоторые представители этой группы имели таюке собственных бояр, входивших в состав различных служб.1

Вторую группу составляли так называемые татары-казаки. Они происходили из простых воинов и получали небольшие участки земли. Представители этой группы несли не только военную службу, но и исполняли различные обязанности в пользу великого князя и его царедворцев. К ним относились транспортная, курьерская, полицейская, караульная и охотничья службы, а также строительные работы.

Третью группу составляли городские татары, в значительной степени являвшиеся потомками военнопленных. Они юридически отделялись от богатых татар и им в меньшей степени вменялись различные обязанности. За правовую опеку они платили налог.192

Татарские феодалы, переходя на службу к Великому Литовскому князю, сохраняли прежний статус. Им гарантировалось денежное вознаграждение, выделение земель. Взамен, они должны были нести службу.

Некоторые из историков считают, что у татар в литовских землях существовало свое княжество. К примеру, немецкий историк Б.Шпулер упоминает о возникновении в 1438 г. татарского вассального Яголдаиского княжества.193 Г.В. Вернадский дополняет, что княжество располагалось к югу от г.Курска и было основано Яголдаем.194 В конце XV в. княжество было расчленено и инкорпорировано в состав Литовского государства.195 Политический статус Яголдаевского княжества или «тьмы» носит среди исследователей спорный характер. Источники не дают возможности решить этот вопрос. Но вопрос о существовании на территории Литовского княжества татарского государственного образования является бесспорным.

Социально-политические условия и начальный этап формирования групп служилых татар в Мещерском крае

Татарское население Мещерского края сыграло важную роль в формировании этносословной группы служилых татар. Поэтому процесс его формирования в Мещере невозможно рассматривать без изучения исторических условий и предпосылок формирования этносословных групп служилых татар в крае. В рассмотрении данного вопроса выделяются 4 этапа:

- Племена и народы, проживавшие на территории Мещеры до прихода золотоордынских татар;

- Приход Бахмета Ширинского со своим отрядом в Мещерские земли и создание самостоятельного оседло-земледельческого административного района в составе Золотой Орды;

- Продажа отдельных мещерских территории Московскому государству и начало процесса русской колонизации;

- Создание института «служилых татар» в Мещерском крае.

На территории Мещеры в разные времена жили представители разных племен и народностей.233 Однако, едва ли подлежит сомнению, что название края происходит от названия племени, заселившего его.

Известно, что на территории Мещерского края издревле проживали племена мещеры и предки мордвы-эрзи. Скорее всего, мещера была одной из народностей, вышедшей из финских племен Окского бассейна и Волго-Окского междуречья, заселявшей, в частности, междуречье Оки и Мокши. Нестор в своей летописи (1111 - 1118 гг.) не упомянул мещеру ни в своей этнографии Северо-Восточной Европы, ни в списке племен, платящих дань Руси. Вместе с тем мещера, упоминается в поздних списках русских летописей, в перечне племен живших на р. Оке.234 В договоре великого князя московского Дмитрия Донского с великим князем рязанским Олегом Ивановичем от 1381 г. также упоминается о поселениях мещеры в виде мещерского разъезда.

В науке существуют разные мнения по поводу потомков мещер. Например, в первом издании Большой Советской Энциклопедии (БСЭ) говорится о том, что финно-угорские племена (мещера, мордва), смешавшиеся с тюркоязычными племенами — выходцами из Золотой Орды, в XIV-XV вв. к западу от Волги создали феодальные княжества (Темниковское, Наровчатское). Они явились предками этнографической группы поволжских татар. Во втором издании БСЭ указывается, что большинство исследователей склонно видеть в подвергшейся тюркизации предков мишарей.236 Как видно, в основе трактовок лежит версия об угро-финноязычности мещеры. Но существуют и противоположные мнения ученых. К примеру, Б.А. Куфтин утверждает, что мещеры как финно-угорского племени не было. По его мнению, понятие мещеры как предшественницы татар-мишарей введено в древнерусские летописи задним числом, после присоединения ее к Московскому княжеству. Термин «мещера», констатирует Б.А. Куфтин, был приписан дополнительно, в более позднее время в старый текст «Повести временных лет», в ту часть текста, где перечисляются мещера, мордва, черемисы как данники князей русских.237 Нам кажется эта гипотеза безосновательна.

Историк-краевед А. Орлов, выражая мнение части ученых считает, что мещеру необходимо рассматривать в связке «маджары-мещера», как варианты названий одного и того же племени. Он утверждает, что этноним «мещера», родственный с ней «маджар», отражают одну особенность — служилые люди.

По мнению П.Д. Шестакова, выступившего в 1883 г. с докладом на IV археологическом съезде в Казани, этноним «маджар» происходит от арабского слова «мадж», означающего сражение и «ар» - человек, т.е. воин. Их основной массив, считал исследователь, находился на Северном Кавказе и сопредельных территориях (низовье Волги, Приазовье, Подонье). В своих утверждениях ученый привел данные арабских путешественников Ибн Даста и Абу Зейд эль-Балхи. Согласно приведенным Ибн Дастаном (912 г.) данным, тюркоязычные маджары, родственные с башкирами и болгарами, соседствовали с болгарским племенем эсегель, обитавшим в левобережье Волги. Опираясь в основном на данные Абу Зейд эль-Балхи (943 г.), тот же П.Д. Шестаков утверждал, что основная масса маджар жила на Северном Кавказе и Приазовье, а одно из маджарских племен численностью до 2 тыс. человек жила на самой границе страны гузов-куман, близ болгар.240

Из-за разночтений названия племен маджар, обитавших на различных территориях, восточные путешественники очень часто их смешивали с другими тюркоязычными народами, в частности, с булгарами. Русские же историки, незнакомые с результатами наблюдений восточных путешественников, часто приписывали венграм-мадьярам все сведения о тюркоязычных маджарах.

Также источники свидетельствуют о присутствии в крае тюркоязычных булгар. По археологическим и летописным данным, они присутствуют в Мещере еще с домонгольских времен. В частности, в 1152 г. в числе приглашенных Юрием Долгоруким племен к участию в строительстве городов Белой Руси были мещерские булгары. Булгары упоминаются в Мещере в 1183 и 1209 гг., когда с ними сталкивается рязанская военная дружина, пытавшаяся захватить город Кадом. Местные булгары участвовали на стороне мордвы в конфликте 1229 г. с мордвой Пуреша, поддержанной половцами и нижегородскими князьями. В последний раз они упоминаются под именем бесермен наряду с мордвичами и мачярами в духовной грамоте великих князей Московского и Рязанского от 1483 г., в которой великий князь Московский отговаривает великого князя Рязанского не принимать их к себе при попытках возможного перехода из Мещеры на Рязанскую сторону.242

Среди племен, живших в Мещере, упоминаются в документах и буртасы. О наличии этой этнической группы упоминал и П.И. Черменский.243 Основная масса буртасов, считает A.M. Орлов, остается как и прежде в Верхнем и Среднем Посурье.244 Перемещение буртасов в Мещеру, он связывает с распадом Наровчатского княжества. В официальных документах они упоминаются в основном в Кадомском и Шацком уездах, как один из компонентов коренного населения. В 1596 г. под названием «буртасские татаровя» они участвуют при решении спора между Пурдышевским монастырем и мордвой. Среди них называются Байчура и Бичура Енговатовы, Чурак Боратчеев, Козой Мошнин. В последний раз буртасы упоминаются в Кадомском уезде в 1682 г.245 Мещерский край находился вблизи евразийских миграционных путей народов, и, здесь усиливается процесс взаимоотношений тюрков с другими народами.246

Половцы в XI в. столкнулись в Мещерской земле с русскими и оттеснили к северу племена мещеры. За исключением эпизодической борьбы, рязанцы и половцы в основном сотрудничали между собой. Как было уже сказано, русские князья дружили с половецкими ханами, вступали с ними в родство, искали у них убежище и поддержку в случае неудач. С другой стороны, рязанские князья через Мещеру привлекали к себе многих детей и братьев половецких ханов. Так, появились русские дворянские роды Кобяковых, Сунбуловых-Коробьиных, Селивановых.

Маджары, мещера, половцы, булгары и буртасы Мещеры были тем местнам тюркским элементом, которые впоследствии смешались с пришедшими в Мещеру позже близкородственными золотоордынскими татарами. С приходом ордынцев они перешли к ним на военную службу, и были в составе татарских гарнизонов в Мещере. Как известно, при завоевании монголы включали в состав своего войска наиболее боеспособные народы, подчинившиеся им без боя. Так, находившийся в это время в Поволжье доминиканец Юлиан рассказывал, что большую часть татарского войска составляли смешанные степные народы тюркского племени, которые сами себя охотно называли татарами. Также он упоминает о письме двух католических монахов, из которого мы узнаём, что хотя воины монгольской армии и «назывались татарами, в войске их много куманов», т.е. половцев.248

Таким образом, многокомпонентное тюркоязычное население Мещерского края в исследуемый период было непосредственным образом вовлечено в процесс образования этносословной группы служилых татар.

Образование Касимовского ханства и развитие татарских удельных территорий - новый этап в становлении этносословной группы служилых татар в централизованном Русском государстве

Формирование Касимовского ханства и удельных татарских княжеств в Мещерском крае проходило одновременно с созданием «института» служилых татар в Русском государстве. Образование Касимовского ханства по сути являет собой новый этап в становлении этносословной группы служилых татар в централизованном русском государстве.

Город Касимов впоследствии стал одиним из основных центров расселения служилых татар. Первоначально, этот город назывался Городец (Городец Мещерский) и был заложен ещё в 1152 г. Юрием Долгоруким. В 1367 г. город был перенесён на современное место. После передачи города татарским царевичам он упоминался чаще как Царевичев городок, Хан-Керман, «Мещерский городок».316 Своё название он получил от имени царевича Касима, которому город был пожалован Васлием II.

В науке существует ряд версий по поводу образования Касимовского ханства. В.В. Вельяминов-Зернов, Н.И. Шишкин, М:Н. Тихомиров, Ю.А. Кизилов, И.Б. Греков, Л.Н. Гумилев, Р.Г. Фахрутдинов, А.В. Беляков, М.В. Моисеев и др. считают, что возникновение Касимовского ханства стало следствием пожалования г.Городец в 1452 г. царевичу Касиму. Г.С. Губайдуллин, М.Г. Худяков, М.Г. Сафаргалиев, Ф.Л. Шарифуллина, Э.С. Кульпин, А.Б. Широкорад, И.В. Зайцев считают, что Касимовское ханство возникло в результате вынужденного договора между оказавшимся в плену великим князем Василием II и ханом Улуг-Мухаммедом.318 Данный договор, по их мнению, не является добровольной мерой русского правительства. Причиной этому, по мнению М.Г. Сафаргалиева, было поражение московского князя в 1445 г. в битве с Касимом и Якубом, сыновьями низложенного золотоордынского хана Улу - Мухаммеда. Позже, Касим и Якуб участвовали в различных битвах и военных походах на стороне Василия Темного. За верную службу Якубу были предоставлены города Кострома и Звенигород, а Касиму в 1452 г. был пожалован в потомственное владение Городец Мещерский, позднее названный г.Касимов. Этот город стал центром Касимовского ханства.

По поводу даты его возникновения существуют различные версии. Д.М. Исхаков замечает, что в письменных источниках указывается, что «Мещерский городок возник в 1472 г. А на карте венецианского монаха Фра Маура 1459 г. на левом берегу р. Оки отмечен населенный пункт «Macharini», понимаемый как «Мещерский городок».321 Также в ханстве до 1536 г. существовал город Темников. Около 1474 г. на берегу р.Оки был построен «Новогородок» или Елатьма. В 1553 г. на южных рубежах ханства был построен Шацк.322

Но по версии А.Л. Хорошкевича, в битве 1445 г. под Суздалью татары пленили московского великого князя Василия III. Помимо огромного выкупа за свое освобождение (200 тыс. руб.), московский властитель вынужден был дать в кормление брату казанского хана Махмутека Касиму город Городец Мещерский с частью Мещерского края, на территории которого и возникло Касимовское царство. Видимо, тогда же по договору были предусмотрено поступление денежных выплат в пользу касимовских царей, их князей, казначеев и даруг как из Московского великого княжества, так и из Рязани.

Н.А. Фирсов характеризует это государственное образование как «удельное татарское ханство, по-видимому, самостоятельное, на деле же вполне зависимое от московских государей».

В этой связи уместно рассмотреть политический статус Касимовского ханства с двух позиций: с точки зрения его статуса в системе российских территорий, а также в системе позднесредневековых татарских государств.

Что касается статуса Касимовского ханства в системе российских территорий XVI в., то на этот счет содержится информация в московской переписке с Крымом. В ней имеется такая фраза: «... Мещерский городок, который живет за цари и за царевичи» (1518 г.).325 Здесь подчеркивается, что Касимов, в отличии от других татарских уделов на территории Руси, предоставлялся только Чингизидам.

По поводу статуса Касимовского ханства Н.А. Фирсов и Н.В. Никольский утверждали, что в начальный период образования ханства касимовский царь Касим был отчасти, автономен от московского великого князя. С течением времени приемники Касима становятся фактически только марионетками. Они подпадают под надзор московских властей. Каждый касимовский государь обязан был приносить «шерть» (присягу) на верность Московскому государству. В других татарских ханствах ханов ставил Совет (диван).

В тот период, когда Москва и Крым состояли в более или менее дружественных отношениях, у власти в Касимове находились представители крымской ветви Чингизидов. Сразу после серьезного охлаждения отношений между двумя государствами у власти в ханстве были поставлены сибирские царевичи. Власть хана во многом становится номинальной. Это подтверждается и тем, что к хану в качестве надзирателя приставляется русский воевода.

Согласно указу воеводе, данному 11 июля 1651 г., ему, как и прежним воеводам, предписывалось «беречь и разведывать того, чтоб к Касимовскому царевичу и его людям, из которых басурманских государств или от Ногайских людей и от Черемисы о каких делах присылки или совета с царевичевыми сеиты и с иными людьми совета же и ссылки не было и не скрали бы его никто; да будет что проведает не пригожее дело, или ссылку с кем, и ему о том писать к государю к Москве тотчас».326 Воевода также не должен был допускать встреч Касимовского царя и его людей с зарубежными послами во время их проезда через Касимов в Москву.327 Со времени княжения Ивана III Касимовское ханство выполняло роль противовеса в борьбе Москвы с Казанским ханством. Касимовские цари Шах-Али и Джан-Али, помимо Касимова, какое-то время правили и в Казани. Казанские, крымские, ногайские, сибирские изгнанники вместе со своими людьми, а также часть плененного тюркского населения также размещались на территории ханства. Чингизиды, размещенные в Касимовском царстве, использовались также для давления на те или иные татарские государства. Наличие на своей территории мусульманского владения Московское государство использовало также в качестве аргумента в диалоге с Портой (Османской империей), доказывая свою веротерпимость.

Но во всех случаях, очень ярко высвечивается статус Касимовского ханства, как вассального государства. Так, с. июня 1532 г. по начало 1537 г. Касимовское ханство оставалось без хана. В этот период, по утверждению Б.Р. Рахимзянова, касимовские служилые татары не оставались без дела: вели военные акции против ногайцев, участвовали в делах российской дипломатии и т.д.329 Отсутствие хана не мешало московскому правительству использовать его жителей в своих целях. Однако, ханство не может существовать без хана. Поэтому, подобное положение в ханстве отражало реальную картину вассального положения Касимовского ханства. Фактически, российскому руководству было нужно не Касимовское ханство, а звание касимовского хана, в целях восточной дипломатии, чтобы вмешиваться во внутренние дела соседних татарских государств и выдвигать касимовского хана на казанский престол.330 По мнению Б.Р. Рахимзянова, высшая правящая прослойка знати государств — наследников Золотой Орды даже в XVI в. продолжала осознавать себя как нечто единое, и поэтому рассматривала эти юрты как общую собственность, завещанную всем им Чингизханом. В силу этого притензии, например, крымских властителей на Казань и Мещеру выглядят вполне обоснованными и в реалиях XVI в. вполне легитимными. Поэтому-то Москве и нужен был титул касимовского государя. Использовать же касимовских служилых татар в своих целях Москва могла и без существования самого ханства, просто как подвластных жителей Мещеры.331

Согласно утверждениям Д.М. Исхакова и И.Л. Измайлова, Касимовское ханство в системе соседних тюрко-татарских государств, воспринималось как равное другим ханствам. Иногда, отдельные русские летописи применительно к Мещерскому юрту используют понятие «Орда». В этих упоминаниях понятие означало государственное владение. Но после завоевания Русским государством Казанского и Астраханского ханств, статус этнополитического формирования изменился. Он стал приобретать статус удельного княжества. Тем не менее, Касимовское ханство можно равнозначно сопоставлять с другими позднезолотоордынскими тюрко-татарскими государствами.

Социальные подгруппы и состав службы мещерских служилых татар

Определение социально-правовых признаков оформления статуса служилых татар в Мещерском крае в XV - XVI вв. требует анализа их социальных подгрупп и состава службы. Данный анализ позволит определить роль и место мещерских служилых татар в системе служилого сословия в Русском государстве.

Вопросы статуса, подразделение на социальные подгруппы, а также состав службы служилых татар взаимосвязаны между собой. Так, в зависимости от статуса положения в обществе можно дифференцировать их в определенные социальные подгруппы. От статуса зависел и состав службы.

Для нас изучение этого вопроса очень - важно, т. к. у современных историков нет единого мнения по данной проблематике. Более ранние документы не дают эту картину, ведь статус и категории служилых татар сформировались в законодательном порядке лишь в XVI — XVII вв.

Как мы уже отмечали, в Московском государстве служилое сословие дифференцировались на служилых людей «по отечеству» и «по прибору». Служилые татары Мещерского края также близки к подобной дифференциации.

Князья (беки) и мурзы в Казанском ханстве составляли высший слой аристократии. В Московском государстве же князья и мурзы - это верхушка служилых татар. Дьяк Разрядного приказа приравнивает мурз «разных городов» к «начальным людям».443 Мурзы составляли особый отряд в городовом полку. Некоторым мурзам поручалось командовать отрядами «татар». Князья и мурзы по своему статусу были на высоком положении и, как информируют источники, они были близки к русским служилым людям «по отечеству». Интересную информацию на этот счет дает «Список бояр, и окольничих, и думных людей, и стольников, и стряпчих, и дворян московских, и мурз, и вдов больших, и дьяков, и голов, и в городех воевод 141 (1633) году, с кого велено взять даточных пеших людей с пищальми с поместий их и с отчин, с трех сот четей».444 В этом списке нет городовых детейі боярских. Здесь перечислены только высшие чины служилых людей, не ниже дворян московских, и среди них — мурзы. Все указанные категории служилых людей являются крупными вотчинниками и помещиками. У каждого из них имелось не менее 300 четей земли. Кроме того, они владели крепостными крестьянами. Каждый из них мог выставить даточных людей (крестьян) с огнестрельным оружием. Важно также отметить, что суды принимали иски мурз с требованием удовлетворения за «бесчестье», в т. ч. обращенные к русским служилым людям «по отечеству».

Известна ситуация, когда касимовский татарин Бекбулат Ильгушев подает иск на «тово же города на мурзу» Кутлумамета Поливанова «в грабеже в пяти рублях с полтиною».446 Можно ли на основании этого считать Илыушева, и других «татар» (рядовых служилых людей-мусульман) служилыми людьми «по отечеству»? Сама возможность наказания за «бесчестья», обладание поместьями сближает «татар» со служилыми людьми «по отечеству».

Также, судя по документам Разрядного приказа, можно заметить, что в городовом полку были такие татарские отделения: «новокрещены», «князья и мурзы», «татары». Материалы приказного делопроизводства позволяют уточнить их социально-правовой статус. Часть обрусевшей татарской аристократии являлись служилыми людьми «по отечеству», имевшей тот же набор прав, что и их русские «коллеги». Отметим, что татары принявшие православие, а также их потомки могли высоко подняться вверх по социальной и карьерной лестнице. Они могли стать русским князьями, воеводами и даже претендовать на царский трон, как Симеон Бекбулатович и Борис Годунов.

Из описания «Десятий новгороцких новокрещенов и татар верстанья в великом Новегороде боярина князь Михаила ж Петровича (Кафтырева-Ростовского) 114 (1606) году» мы узнаем, что новокрещены и мусульмане, выходцы из Казани, жили в Новгородской земле с 1552 г.447

Новокрещены жили первоначально в монастырских «подворейцах», а мусульмане - в особых «татарских дворах».448 Наличие татар в Новгородской земле после 1552 г., говорит о том, что они прочно вошли в состав корпорации местных служилых людей. Эти материалы интересны нам тем, что они прямо указывает на верстание служилых татар.

«Верстание», то есть определение или переопределение размеров поместных и денежных окладов, было типично для служилых людей «по отечеству». Еще одним отличительным признаком служилых людей «по отечеству» являлось то, что их сыновья (новики), достигшие совершеннолетия верстались поместными окладами, в том числе отцовскими. То есть поместье, как правило, подтверждалось государством за приемником по наследству.

Следует обратить внимание и на «Список поместной арзамаских и темниковских князей и мурз и татар за можайскую службу 126-го (1617/1618) году» из описи архива Разрядного приказа.449 Наличие поместного списка арзамасских и темниковских князей и мурз и татар подтверждает то, что мещерские служилые татары за свои военные заслуги получали поместные жалования (по 200 - 500 четв.).450

Таким образом, служилые татары близкие по статусу со служилыми людьми «по отечеству» можно дифференцировать как высшая подгруппа.

Второй по значимости подгруппой служилых татар Мещерского края можно отнести тех, кто по статусу был близок к служилым людям «по прибору», то есть по вербовке, непривелигированные. « Эта подгруппа также наела военную службу, но в качестве стрельцов, пушкарей. За службу им предоставлялись поместья, 100 - 200 четв. земли и по нашему мнению, дети могли получить поместье отца только по челобитной в индивидуальном порядке. К этой мысли приводит датированная 1622/1623 гг. «Челобитная романовского служилого татарина Кокая Дошегурова о выдаче ему грамоты на владение поместьем его отца в Понгульской волости Романовского уезда».

В документах XVI — XVII вв. мы часто сталкиваемся с термином «новик». В связи с этим возникает вопрос о том, мог ли он употребляться по отношению к служилым татарам. Упоминание о десятнях верстания новиков из числа служилых татар нами не обнаружено. Но с другой стороны, они упоминаются в документе «Судное дело алатырцев-новиков служилых татар деревни Пары Смольянка Сеитова да Айбулата мурзы Гулакова с товарыщи одиннадцати человек Шефердяевым в земляном владенье в сороке в трех четях» 143-го (1635) г.452 Вопрос о верстании новиков-татар требует дальнейшего изучения.

К третьей подгруппе служилых татар мы относим мещерских казаков.

В приказном делопроизводстве новокрещены, и татары не смешиваются с казаками. В качестве подтверждения укажем на десятню «юртовских татар, и новокрещенов, и атаманов, и казаков денежные роздачи Ивана Колтовского да диака Ондрея Степанова 124 (1616) году»453 из описи архива Разрядного приказа 1626 г. и на «Книгу в полдесть. дворян и детей боярских разных городов и рейтар, и драгунов, и солдат, и начальных людей, и донских и яицких казаков, и новокрещенов, и татар, и стрельцов, и черкас, которые в прошлом во 167 (1659) году на боях и на приступах под городами ранены, 168-го (1660) году». 54 Здесь татары и новокрещены отделены от атаманов и казаков. Для дьяков Разрядного приказа татары - это не казаки. Данное разделение есть и в других указаниях на документы Разрядного приказа.

В материалах Посольского приказа под 1613/1614 гг. имеется любопытное «Дело по челобитной служилых татар станичного головы Девлекея Девлетова Резанова, Янгильдея Бинюкова Ногаева». Как видно из его названия, служилый татарин Девлекей Давлет Резанов назван здесь «станичным головой». Значит ли это, что подразделение служилых татар, как и отдельный отряд казаков, могло называться «станицей»? На этот вопрос надо ответить утвердительно. В этом нас убеждают еще два дела Посольского приказа: «По челобитной станичных служилых татар Тока Козыева и Ивана Енбулатова о выдаче им жалованья» (1619 г.) и о выдаче жалования «служилому татарину станичной службы Посольского приказа Тулубаю Бавкееву» (1619).455 Наличие станиц у служилых татар объясняется тем, что слово «станица», так же и как понятия «есаул», «атаман», «казак», имеют татарское происхождение.

Как мы знаем, изначально казаками; называли вольных людей, кочевавших по Степи. Но они могли поступать на службу к «царям» Большой Орды, Казанского или Астраханского ханств. Казаки были младшими служилыми людьми.

Похожие диссертации на Формирование этносословной группы служилых татар в Мещерском крае : конец XIV-XVI вв.