Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозные движения на Руси последней трети XIV - начала XVI вв.: стригольники и "Жидовствующие" Алексеев Алексей Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алексеев Алексей Иванович. Религиозные движения на Руси последней трети XIV - начала XVI вв.: стригольники и "Жидовствующие": автореферат дис. ... доктора исторических наук: 07.00.02 / Алексеев Алексей Иванович;[Место защиты: Санкт-Петербургском государственном университете].- Санкт-Петербург, 2011.- 60 с.

Введение к работе

Потребность современного общества в выработке ориентации в мире с учетом социально-культурного опыта при оценке традиций прошлого зависит от степени его изученности в исторической науке. Вопросы взаимодействия религий, проблема отношения к чужой религии и культуре имеют особое значение, которое коренится в истории длительных межконфессиональных отношений. История русской церкви составляет неотъемлемую часть истории России. По этой причине история еретических движений представляет значительный интерес практически со всех точек зрения: она важна для истории взаимоотношений государственных и церковных институтов, для истории общественного сознания, для истории российской культуры, для изучения опыта межконфессионального и межнационального диалогов.

Актуальность темы обусловлена отсутствием научной концепции, достоверно и непротиворечиво описывающей еретические движения стригольников и жидовствующих на Руси в конце XIV - начале XVI вв. Основные точки зрения, выработанные относительно генезиса, сущности и значения еретических движений, соответственно, в церковной, либеральной и советской историографии страдают неустранимыми противоречиями и не могут считаться адекватно отражающими историческую реальность.

Исследование рукописной традиции основных источников позволяет основательно пересмотреть полученные предшественниками результаты.

Таким образом, постановка вопроса о природе еретических движений русского средневековья отвечает сложившейся историографической и со-цио-кулыурной ситуации. Данная проблема связана с глобальной историософской проблемой общего и особенного в историческом развитии России. Изучение еретических движений, оппозиционных официальной церкви, позволяет оценить шансы иных конфессий на возможность составить историческую альтернативу православию.

Вышеперечисленные основания определили бесспорную актуальность вынесенной в заголовке темы исследования, основные вопросы которого послужат фундаментом для лучшего понимания современных процессов и явлений религиозной жизни, во многом аналогичных тем, что имели место в прошлом.

Актуальность темы обусловлена следующими факторами:

несостоятельностью имеющихся концепций и необходимостью их пересмотра;

необходимостью приведения историографических построений в соответствие с результатами новейших источниковедческих исследований;

необходимостью определения роли и места движений стригольников и жидовствующих в истории России;

необходимостью проанализировать позитивные и негативные последствия еретических движений в истории средневековой России;

необходимостью выявить и сопоставить творческий потенциал ере-тичествующих и их противников;

необходимостью установить их взаимное отношение к светской власти;

необходимостью исследовать начальный этап полемики между «иосифлянами» и «нестяжателями» по вопросам об отношении к еретикам и к монастырским имуществам.

Состояние изученности проблемы.

Анализ литературы дореволюционного периода позволяет сделать вывод о том, что интерпретации в значительной степени преобладали над источниковедческими исследованиями.

В советской историографии господство антирелигиозных идеологических установок привело к смещению вектора исследований: ереси стали рассматриваться как форма классовой борьбы при феодализме, их значение стало оцениваться как прогрессивное и, безусловно, положительное. При этом был на высоком уровне введен в научный оборот корпус основных источников.

Зарубежные исследователи предложили наибольшее количество разнообразных трактовок ересей стригольников и жидовствующих. Господствующей тенденцией являлось стремление усматривать причины генезиса этих еретических движений во влиянии религиозных движений Западной Европы, Византии и стран Балканского полуострова: богомилов, вальденсов, флагеллантов.

В новейшей литературе представлен весь спектр исследовательских мнений от скептического подхода, отрицающего всякую достоверность за свидетельствами авторов антиеретических сочинений, до некритического принятия достоверными всех этих сообщений. На фоне дефицита источниковедческих работ особенно заметна тенденция к крайне субъективному отбору и интерпретации сведений источников.

На сегодняшний день следует признать, что целостное восприятие этой темы отсутствует. Значительный разнобой существует между исследователями относительно сущности еретических движений. В них усматривают как проявление языческих переживаний, так и продукт влияния ересей западноевропейских стран или государств православной ойкумены. Ввиду значительного объема литературы по теме, анализ историографии помещен в соответствующие разделы диссертации.

Территориальные рамки исследования.

Заданы географией городов, которые упоминаются в связи с ересями, они охватывают земли Новгорода и Пскова, а также территории великих княжеств: Московского и Литовского.

Хронологические рамки исследования.

Охватывают период с последней четверти XIV - начала XVI вв. с экскурсами в более ранние периоды европейского и русского Средневековья. Эти рамки обусловлены первыми и последними упоминаниями в источниках о стригольниках и жидовствующих.

Объектом исследования являются сложные и многоаспектные процессы изменений в религиозности на Руси, обусловившие появление еретических движений стригольников и жидовствующих.

Предметом исследования являются особенности и закономерности зарождения и развития в России последней четверти XIV - начала XVI вв. еретических движений, обусловленные процессами углубленной христианизации страны и выстраиванием церковно-государственных отношений на новом этапе.

Цель исследования состоит в установление природы еретических движений на Руси в XIV - начале XVI вв., выявлении, изучении и обобщении всех факторов обусловивших генезис и историю этих движений.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

Изучить текстологическую и творческую историю наиболее информативных источников «Поучения Антония», «Просветитель» Иосифа Волоцюго, «Послание Спиридона-Савы» и др.

Исследовать содержащиеся в источниках сведения на предмет достоверности.

Исследовать особенности еретических движений в период Раннего Средневековья.

Проследить изменения в формах благочестия, вызванные процессами углубленной христианизации.

Установить влияние этих изменений на зарождение ереси стригольников и жидовствующих.

Выявить основные элементы ересеучений и проследить вероятные источники заимствований.

Изучить причины, обусловившие распространение ересей и повлекшие за собой их уход с исторической арены.

Исследовать формы взаимоотношений между еретическими сообществами и институтами светской и церковной власти.

Выявить последствия влияния еретических движений на формы организации церковной жизни и духовную культуру средневековой Руси.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы и исторические методы исследования.

Научную основу исследования составили главные принципы исторической науки - историзм, предполагающий конкретное изучение общественно-исторического явления в процессе его развития и во всех его взаимосвязях, с всесторонним анализом и оценкой фактов; объективность, нацеленная, прежде всего на комплексное изучение и анализ как позитивных, так и негативных аспектов исторического явления; достоверность, основанная на изучении всех имеющихся источников с использованием методов источниковедения; всесторонность и комплексность исследования.

Методология исследования выстраивалась в поисках непротиворечивой концепции, которая позволила бы объяснить причины, вызвавшие к жизни еретические движения, обеспечившие, более или менее, длительный период их существования в конфликте с официальными церковными институтами и приведшие эти движения к исчезновению с исторической арены. В ходе исследования применялся цивилизационный подход, который построен на максимальном учете факторов, определявших сознание и систему ценностей людей в конкретный исторический период. Еретические движения в период средневековья рассматривались, в первую очередь, как религиозные явления.

В диссертации был использован также сравнительно-исторический метод, позволяющий изучать еретические движения на Руси с еретическими движениями в Западной Европе. Применение сравнительно-исторического метода позволило сопоставить особенности протекания общественно-исторических процессов на разных этапах в различных обществах и регионах с целью выявить общее и отличное с дальнейшим обоснованием причин возникновения черт, как сходства, так и различия. Особенностью примене-

ния сравнительно-исторического метода являлось то, что сравниваемые явления анализировались не синхронно, а асинхронно, т.е. русские ереси XIV-XV вв. сравнивались с ересями в странах Западной Европы периода Раннего Средневековья XI - XII вв. Применение асинхронного метода позволило получить результаты, свидетельствующие в пользу общего исторического пути, который в различные периоды времени проходила Русь и страны Западной Европы.

Важнейшее значение для раскрытия темы работы имеют методы источниковедения: палеография, археография, кодикология. На первом месте следует назвать текстологию. Главнейшие выводы были сделаны на основе результатов текстологического анализа.

Источниковую базу исследования составили несколько групп источников.

На первом месте следует назвать антиеретические сочинения в виде посланий церковных иерархов, богословских трактатов, написанных в опровержение взглядов еретиков. Основной корпус источников был опубликован трудами А. С. Павлова, С. О. Долгова, С. А. Белокурова, А. А. Зимина, Я. С. Лурье, А. И. Клибанова. Опубликованные тексты были заново изучены на основе рукописной традиции. В ряде случаев установлены новые списки некоторых произведений, предложены новые варианты атрибуции и датировки.

Вторую группу источников составили памятники древнерусской книжности, в которых отразились актуальные для изучения антиеретической полемики темы. Приоритетными для изучения являлись сборники XV-XVI вв. из библиотек Иосифо-Волоколамского и Кирилло-Белозерского монастырей. Была осуществлена работа с рукописными сборниками в фондах отделов рукописей ГИМ, РГАДА, РГБ, РНБ. Впервые была предпринята попытка определить источники полемического трактата «Власфимия». Изучение антиеретических статей полемических сборников было проведено с привлечением памятников канонического права - Кормчих книг. Были привлечены наиболее авторитетные кормчие книги русской редакции: Новгородская Синодальная и Рязанская, а также кормчие книги XV в. Софийской, Чудовской, Мазуринской, Мясниковской редакций.

Третью группу составили источники агиографического характера, повествующие о жизни и деятельности новгородского архиепископа Моисея, игумена Иосифа Волоцкого («Надгробное слово» Досифея Топоркова,

Житие Иосифа епископа Саввы Черного, анонимное Житие Иосифа), старцев его монастыря (Волоколамский патерик) и др.

К четвертой группе источников могут быть отнесены известия летописей. Известия о стригольниках содержатся в Новгородской IV и Софийской II летописях. Наиболее информативные известия о ереси жидовствую-щих содержатся в Воскресенской, в Вологодско-Пермской, Болынаковс-кой, Новгородской летописи по списку Дубровского, а также в Шумилове -ком списке Никоновской летописи.

Научная новизна исследования обусловлена новым подходом к изучаемой проблеме. В диссертации на основе источниковедческого исследования осуществлен пересмотр концептуальных основ изучения еретических движений последней трети XIV- начала XVI вв. Впервые еретические движения русского Средневековья рассмотрены, в первую очередь, как религиозные явления в контексте еретических движений Западной Европы периода Раннего средневековья. Зарождение ересей прослеживается на фоне изменений, происходящих в религиозной практике церковных институтов XIV - XVI столетий. Исследованы такие явления как формирование новых отношений в области взаимоотношений мирян и клира. Особое внимание уделено процессам, формировавшим белое духовенство как институт и определявшим его взаимоотношения со светскими и церковными властями, а также со средой мирян. Проанализированы религиозные, социально-экономические и культурные феномены, которые были вызваны к жизни эсхатологическими ожиданиями накануне 1492 г. Представлена оригинальная концепция текстологической и творческой истории сочинений, являющихся основными источниками по избранной теме - «Поучения патриарха Антония», «Просветителя» Иосифа Волоцюго, произведений митрополита Спиридона-Саввы.

Научно-практическая значимость исследования заключается в установлении высокой степени достоверности основных источников, повествующих о ересях стригольников и жидовствующих. В частности, пересмотрена текстологическая и творческая история «Просветителя» и посланий Иосифа Волоцюго. Впервые проанализирован корпус антиеретических статей в составе сборников XV - XVI вв. Полученные в процессе исследования выводы и сделанные наблюдения послужат дальнейшим исследованиям в этой области. Собранный и обобщенный материал исследования может быть использован в общих и специальных курсах по истории России и истории РПЦ, на занятиях по отечественной истории в ВУЗах, средних спе-

циальных заведениях и школах РФ. Выпущенные автором данной работы монографии «Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV - начала XVI вв.» и «Сочинения Иосифа Волоцюго в контексте полемики 1480-х - 1510-х гг.» используются при подготовке общих и специальных курсов по отечественной истории в светских и духовных ВУЗах, в семинарских занятиях. В 2000 - 2001 г. по одной из монографий был прочитан курс лекций студентам исторического факультета СПбГУ Некоторые выводы автора нашли отражение в теле- и радиопередачах.

Достоверность исследования определяется критическим анализом источников, в результате которого удалось установить текстологическую и творческую историю главных источников о ереси стригольников и жидов-ствующих. Все новоустановленные факты были рассмотрены в историческом контексте.

Апробация и использование практических результатов исследования.

По теме диссертации опубликованы две монографии (общим объемом 46, 5 п.л.) и 40 статей (из них 7 в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук) общим объемом более 45 п.л. В период между 2000 и 2011 гг. основные положения диссертации были заслушаны и обсуждены на следующих международных, всероссийских и межрегиональных научных конференциях и симпозиумах: международной научной конференции «Место России в Евразии» (Будапешт, 2000 г.), международной научной конфернции «Дом Рюриковичей и государственная власть в России» (Калиниград, 2002), всероссийской научной конференции «Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания» (Москва, 2002 г.), на международных научных симпозиумах в рамках Летней школы в Париже «Рождение национальной монархии и формирование российского государства в контексте европейской истории (XIV-XVI вв.)» (Париж, 2003 г.), «Кризисы и инновации в эпоху европейских империй нового времени» (Париж, 2005 г.), международной научной конференции «Государев двор в истории России XV-XVII столетий» (Александров, 2003 г.), международной научной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси» (Москва, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011 гг.), всероссийской научной конференции «Города Поволжья в сред-

ниє века: между Европой и Азией» (Нижний Новгород, 2004 г.), международной научной конференции «Иван III и проблемы российской государственности» (Санкт-Петербург, 2005 г.), международной научной конференции «Общество, государство, верховная власть в России в средние века и раннее Новое время в контексте истории Европы и Азии (X-XVIII вв.)» (Москва, 2005 г.), научных чтениях «Московское царство XV-XVII вв.» (Санкт-Петербург, 2006 г.), всероссийской научной конференции «Мавродинские чтения» (Санкт-Петербург, 2008 г.), международной научной конференции «Религия и интеграция в Московской Руси» (Киль, 2008 г.), международной научной конференции «Нил Сорский в культуре и книжности Древней Руси» (Санкт-Петербург, 2008 г.), международной научной конференции «Верховная власть, элита и общество в России XIV - первой половины XIX вв.» (Москва, 2009 г.), международной научной конференции «Псков, русские земли и Восточная Европа в XV-XVI вв.» (Псков, 2010 г.), всероссийской научной конференции «Россия и Запад в переходную эпоху от Средневековья к Новому времени» (Екатеринбург, 2010 г.), международной научной конференции «Les conversions dans 1 Empire rasse» (Лион, 2010 г.), международной научной конференции «Переводная литература Московской Руси» (Санкт-Петербург, 2011 г.), международной научной конференции «Памятники средневековой письменности и историческая реальность» (Санкт-Петербург, 2011 г.).

Основные положения диссертации опубликованы в сборниках научных работ, материалах международных и научных конференций. Ряд работ опубликован в журналах «Древняя Русь», «Екатеринбургский исторический вестник», «Новгородский исторический вестник», в периодических изданиях «Древнейшие государства Восточной Европы», «Вестник церковной истории», «Мир православия», в «Православной энциклопедии».

Похожие диссертации на Религиозные движения на Руси последней трети XIV - начала XVI вв.: стригольники и "Жидовствующие"